История развития естествознания (4 этапа развития естествознания). Четыре этапа развития человека 4 стадии развития человека

Время чтения 10 минут

Этапы развития личности - одна из наиболее интересных и загадочных тем. Всем очень хочется узнать больше о себе, возможностях своего развития, совершенствовать навыки и доводить себя до состояния идеала. Философы и психологи рассматривают эти вопросы с разных точек зрения, поэтому формирование единого мнения в данном аспекте невозможно.

В этой статье вы познакомитесь с такими понятиями как формирование и этапы развития личности, сможете выработать свою собственную точку зрения на социальный вопрос взросления и некоторые методы самопознания.

Этапы развития личности по возрасту

Чаще всего используют возрастную градацию - развитие личности по Фрейду и развитие личности по Эриксону, которые предполагают изменение сознания человека по мере его взросления. Есть и концепция эволюции личности по её социальному и духовному уровню восприятия жизни.

Начнем рассматривать этапы развития личности по возрастному критерию, так как эта теория пользуется наибольшей популярностью и распространена повсеместно.

Младенчество

Этот период выделяют Эриксон и Фрейд ("Оральная стадия"). На данном этапе закладываются основы личности и отношение к окружающему миру - доверие или недоверие, уверенность или её отсутствие.

Конечно, важную роль в жизни ребёнка играет его мама, которая представляет для младенца целый мир. Ему необходима материнская забота, которая позволяет чувствовать последовательность, узнаваемость в переживаниях. Дальнейшее развитие личности во многом зависит от первых дней жизни.

При наличии доверия ребёнок воспринимает мир в позитивном ключе, как надёжный, предсказуемый, спокойно переносит трудности, даже временное отсутствие матери рядом. При отсутствии материнской заботы в должной мере возникает чувство недоверия, страха и подозрительности. Таким образом, в основе первого периода лежит соотношение: "доверие-недоверие".

Раннее детство

Период от 1-го до 3-х лет, соответствует "Анальной стадии" по Фрейду, ребёнок овладевает способностью контролировать свои выделительные функции. Кроме того, малыш становится более крепким физически и может выполнять более сложные действия - ходить, карабкаться, умываться.

Очень часто проявляются призывы к самостоятельности "Я сам", важным моментом является помощь родителей в самостоятельных действиях. Необходимо предоставить возможность для развития личности, становления автономии ребёнка. Если его постоянно опекают и всё за него делают, то это идёт во вред развитию, наравне с необоснованной требовательностью.

Подобные вещи вызывают в дальнейшем неуверенность, слабоволие. При положительном развитии развивается воля и самоконтроль.

Дошкольный возраст

Дошкольный возраст, 3-6 лет, ещё называют "Возраст игры", по Фрейду - "Фаллическая стадия", период осознания различия полов. Этот период характерен увеличением социальных взаимодействий - игры, общение со сверстниками и взрослыми, интерес к трудовым делам.

Саморазвитие проявляется в умении брать ответственность за тех, кто меньше или слабее, забота о животных. Основной лозунг: "Я то, что я буду. Сейчас формируется Супер - Эго, в результате понимания социальных ограничений. Возможно обучение и воспитание ребёнка, есть все предпосылки для этого.

Дети испытывают радость от самостоятельных действий, начинают ассоциировать себя с особыми, важными людьми, начинают ставить перед собой цели. К тому же, проявляют фантазию в выборе игр и создании собственных развлечений. Стоит поощрять самостоятельные действия ребёнка, что будет основой для развития инициативности, независимости и помогать в развитии творческих способностей.

Школьный возраст

Школьный возраст (6-12 лет), если обратиться к теории развития личности по Фрейду - "Латентный период". Наблюдается успокоение в психике, на первом месте сейчас освоение и изучение внешнего мира, создание контактов. Основой всего является стремление к освоению новых знаний, всему, что важно в пределах общества, где растёт ребёнок.
Главный девиз: "Я то, чему могу научиться". Детям прививается дисциплина и участие в решении различных задач. Есть стремление в проявлении творчества. Дети нуждаются в поддержке взрослых для развития личности. В негативном развитии могут наблюдаться сомнения в себе и собственной компетенции.
Юность

Юность (12-19 лет), идентичность личности и самоопределение. Важный период для становления и развития личности. Этап поиска и самоопределения. Подросток старается определить своё место в этой жизни и выбрать роль, которая подходит для него. Происходит переосмысление жизни и ценностей.
На данном этапе часто всплывают ошибки прошлых периодов, которые были допущены в воспитании ранее. В результате может возникнуть негативная самоидентификация - принадлежность к неформальным группам и более того - наркомания, алкоголизм, нарушение закона. Наблюдается также тенденция создания кумиров и стремления походить на них.
При положительном развитии событий наблюдается саморазвитие таких качеств, как верность и способность к самостоятельным решениям, определению жизненного пути.

Молодость

Молодость (20-25 лет), начало взрослой жизни. Это период возникновения любви, привязанностей, создания семьи и самостоятельной жизни. В этот период возникает потребность в интимной близости, причём всесторонней, не только на физическом уровне.

Важно наличие взаимных чувств и уважения в отношениях, научиться сливаться с любимым человеком без потери своей идентичности. Человек учится построению межличностных отношений. Если не удаётся обрести этот баланс в отношениях с противоположным полом, то появляется чувство одиночества.

Большое значение в данном периоде оказывает на человека чувство - любовь, которое рассматривается, как доверие к партнёру, верность при любых обстоятельствах, забота о ближнем. Все этапы развития личности необходимо пройти вовремя - "Блажен, кто смолоду был молод…" (А.С. Пушкин), хотя бывает, что развитие идёт с опозданием, и это вполне нормально.

Зрелость

Зрелость (26-64 лет), развитие личности проявляется в заботе о подрастающем поколении. Причём, даже при отсутствии детей, при нормальном стечении обстоятельств, больше концентрируют внимание на внешнем мире и помощи другим. В обратном случае возникает "кризис среднего возраста", появляется чувство бессмысленности жизни.

Как правило, к этому времени человек уже достиг определённых результатов в жизни и имеет потребность передавать знания и умения другим, помогать своим детям, внукам. Наблюдается и в достаточной степени.

Старость

Старость (от 65 лет), последняя стадия развития личности. Происходит очередное переосмысление жизни, человек всё чаще вспоминает прожитые годы и осознаёт правильность или ошибочность своих поступков и решений. Часто говорят: старость - это мудрость. Для тех, кто прошёл долгий жизненный путь и произвёл анализ своей жизни - так и есть.

Данный этап развития личности приходит, когда уже много всего в жизни удалось пройти, покорить наивысшие вершины. И очень важно быть удовлетворённым, находить радостные моменты в прожитой жизни. Тогда старость будет спокойной и уверенной, а приближение смерти уже не будет страшить, ведь жизнь продолжается в потомках и творениях человека.

Если человек не может обрести спокойствие, то его ждут лишь печали по упущенным возможностям и мучения совести. Поэтому на протяжении жизни нужно стараться жить так, чтобы спустя годы, радоваться своим достижениям и свершениям, писать мемуары и рассказывать внукам о своей жизни.

Вот и произвели мы анализ развития личности на протяжении жизни. Однако, это в идеале, к старости приходит мудрость, а в детстве мы живём импульсами и желаниями. Всё зависит от человека и его желания развиваться, а ещё пережитого опыта и осмысления уроков жизни и ошибок на пути.

В зрелом возрасте выделяют также этапы развития личности, которые основаны на уровне развития разума и духовного наполнения сущности человека. Конечно, мы можем и сознательно влиять на эти процессы, применяя саморазвитие.

6 стадий развития взрослой личности

Этапы взросления описаны с чисто биологической точки зрения и если учитывать мнение Фрейда в этом вопросе, то мы прийдем к извечному вопросу о сексуальности, но так ли все однозначно? Многие согласятся с тем, что теория знаменитого ученого и психотерапевта совершенна и несет в себе структурированную подачу информации о человеке. Но для того, чтобы составить собственное мнение, недостаточно знаний всего одной книге по психоаналитике.

Рассмотрим этапы развития личности человека в другой градации.

1. Этап первобытного человека

Наиболее низкий уровень развития человеческой личности - этап первобытного человека. Поведение человека приближается к животному миру - в основе удовлетворение животных инстинктов. Причём на этой стадии человека мало интересуют социальные вопросы и ограничения.

Если личность застрянет на этом этапе, то это может негативно сказываться на близких людях и окружающих, да и сам человек не может быть счастлив при отсутствии контроля над своими желаниями и потребностями. Всё это ведёт к преступности, нарушению законов общества. Причём сдерживают "человека" лишь уголовный кодекс и в меньшей степени моральные принципы.

У человека этого этапа может возникнуть интерес к другим этапам. Для саморазвития и перехода с этого уровня на следующий необходимо осознание потребности и принятие мысли, что всё возвращается, и негативное отношение к жизни и людям также. Необходимо искоренить насилие на уровне мыслей, подсознательных процессов.

2. Уровень обывателя

Второй уровень - уровень обывателя, который мало думает самостоятельно о жизни, большую часть информации черпает из телепрограмм, журналов и СМИ. При этом не подвергает информацию критическому анализу. Здесь уже есть понимание, что нужно избегать насилия в жизни. И это связывают с кармическим опытом либо воспитанием и более высокоразвитым сознанием человека.

При этом человек в обществе ведёт себя вполне нормально, согласно существующим правилам, а на более тонком уровне, в мыслях, позволяет оскорблять, обвинять, обманывать. Основа этого этапа - потребность в удовольствиях, часто встречаются любители выпить, курильщики или просто чревоугодие.

Если мы вспомним развитие личности по Фрейду, то он говорил о возможности развития таких последствий, регрессии в саморазвитии. Человек может быть вполне адекватным, и при этом в сложных ситуациях или в периоды стресса, скатываться до этого уровня, - начинать поглощать сладости в большом количестве, употреблять спиртное и т.д. Люди пытаются обрести душевное равновесие путём получения удовольствий.
Первоистоки заложены в детстве, часто люди данной категории недополучали любви и внимания в раннем возрасте или родители были слишком требовательны, поэтому "балуют" себя во взрослой жизни.Регрессия возникает, когда человек не может справиться со следующими этапами личностного развития.

Для дальнейшего роста нужно произвести глубокий анализ основ своего поведения, понять и отработать психоэмоциональные причины ранних периодов или вырабатывать навыки преодоления жизненных трудностей другим образом. Во втором случае лечится следствие, в первом - причины этого явления (регрессии).

3. Уровень «начальника»

Следующий этап развития личности - уровень "начальника". При этом не имеют в виду начальника в плане карьерном, хотя профессиональное развитие личности может наблюдаться. В первую очередь человек становится хозяином своих чувств и требует порядка от окружающих его людей. Физиологические потребности уже не являются основными в поведении.

В основе поведения - желание владеть, управлять, подчинять. В отношениях это проявляется в желании завоевать внимание представителя противоположного пола, после чего интерес часто угасает. Только встреча человека более высокого уровня может задержать человека на время. Ведь всегда интересно познание нового, а люди тонкого уровня - очень чуткие и иначе воспринимают жизнь, реагируют на неё.

На подсознательном уровне ищем человека на один уровень выше нашего для дальнейшего развития. Интересно, что человек третьего уровня может общаться с людьми более низкого уровня по необходимости или, если не прошёл все уроки прошлых периодов, возникает регрессия, жизнь отправляет нас на повторное изучение.

Условно первые три периода - это развитие личности в социальном плане, а следующие три этапа - духовное совершенствование, саморазвитие.

4. Период «блаженого»

Этап настоящего взросления, называю периодом "блаженного". Человек уже не концентрирует всё внимание на своё Эго, перестаёт быть ребёнком и готов брать ответственность и заботиться о других людях. Далеко не все люди переходят на этот этап, многие предпочитают оставаться детьми и желают быть центром Вселенной, подчинять себе мир. Люди первых трёх этапов не проявляют интерес к данной теме, их устраивает существующие положение вещей.

Давайте подумаем, может ли быть действительно счастлив такой человек? Даже если исполнятся все желания, то будет осадок, чувство одиночества. Для этого периода характерны изменения в восприятии жизни, появляется глубина чувств и эмоций, приходит понимание, что негативные эмоции и чувства - ненависть, злость, обман не могут радовать человека.

Если третий уровень позволяет обрести социальную позицию и стабильность, то сейчас появляется знания для управления своей силой. Приходит понимание, что жизнь не стоит тратить на переживания, рефлексию, она прекрасна и стоит радоваться каждому прожитому дню, создавая прекрасный мир и помогая близким людям.

В возрастной градации - это период зрелости, однако не все приходят к осознанию необходимых критериев взросления личности и необходимости саморазвития.

5. Этап мудреца

Следующий период называют "этап мудреца". Человек обретает знания по управлению собственным сознанием, возрастает понимание уклада устройства мира и причинно-следственных связей. Приходит осознание, что все события жизни имеют свои первопричины, являются уроками, которые необходимо проработать, чтобы преобразовать картину своей жизни.

Человек учится видеть глубинный смысл всех процессов, переход на пятый этап связан с разочарованием в идеалах мира и познании духовной сущности человека. Важно проходить этапы развития личности постепенно, ибо, если упустить четвёртый период - преодоления гордыни, то возникает ощущение бессмысленности бытия и глубокое разочарование.

При правильном ходе развития, возникает настоящая мудрость и понимание эволюции жизни, развитие личности. Человек этого периода находит баланс во всех проявлениях жизни и реагирует на события спокойно, всегда находит варианты решения. Этот баланс держится на глубинном уровне.

Обычно считают, что мудрость приходит в преклонном возрасте, однако, в первую очередь, её формирование зависит от развития самосознания и жизненных процессов, пережитого опыта. Есть такое выражение - "мудрый не по годам".

6. Просветление личности

На последнем этапе происходит просветление личности. Переход к данному периоду воспринимается как откровение или озарение сознания. Человек вдруг понимает, где настоящая истина, в сознании происходит настоящая революция. При этом личность может жить обычной жизнью, а понимать всё на более тонком уровне.

Просветление - это осознание существования жизни в конкретный момент времени, прошлое и будущее - всего лишь иллюзия. Проявления - успокоение, созерцание жизни, "всё идёт, как надо и произойдёт то, что нужно". Себя человек воспринимает как явление, что спонтанно возникает в реке бытия.

Вспоминаются буддисты, монахи, которые познали жизнь и никуда не спешат. Жизнь - это мысль. Она определяется нашим представлением о ней. Встречаются такие люди и в нашей жизни - они невероятно спокойные и удивляют своей стойкостью к любым жизненным ситуациям.

Вывод

Итак, мы рассмотрели этапы развития личности по разным критериям и затронули истоки формирования личности. Важно понять: независимо от нашего положения на данный момент, всегда есть возможность двигаться вперед и не простаивать время, которое с легкостью можно направить на хорошие дела. Будь то самопознание или развитие собственного бизнеса, построение карьеры или творчества, - используйте все необходимые инструменты и добивайтесь успехов вместе с проектом Саморазвития и Самопознания.

Вся природа находится в идеальном состоянии, состоянии внутреннего равновесия. И только человек был выведен из равновесия – так было задано. Добавочное желание к пище и к женщине, которые единожды вышли из этого равновесия, теперь движут развитием человечества. Развитие идет на удвоение...

Фрагмент конспекта лекции Второго Уровня по теме «Развитие человечества через 8 мер мироздания»:

Вся природа находится в идеальном состоянии, состоянии внутреннего равновесия. И только человек был выведен из равновесия – так было задано. Добавочное желание к пище и к женщине, которые единожды вышли из этого равновесия, теперь движут развитием человечества. Развитие идет на удвоение. Получили желаемое – желание удвоилось, добыли мамонта – в другой раз надо двух мамонтов, купили «девятку» - в следующий раз захотели «мерседес».

Это качели, это маятник, это вибрация на увеличение желания, наполнение и удвоение. Удвоение будет происходить и происходит бесконечно. И все бы хорошо, но сила не одна, их две – либидо и мортидо. Они живут нами и умирают нами, взаимодействуют, вибрируют, даже органы чувств наши устроены на этих вибрациях, где-то очевидных, где-то скрытых: вибрирует барабанная перепонка, зрачок постоянно меняет угол обзора – это заданная двойственность.

От одной фазы развития к другой наши желания постоянно удваиваются.

Мышечная фаза развития. В ней у нас появилось ощущение ближнего, а вместе с этим и первичное ощущение неприязни. Таким образом, мы сразу получили угрозу своему существованию. Снаружи был враг – хищник, а внутри – неприязнь, угроза распада.

Затем мы ограничили неприязнь, создав ритуальный каннибализм, акт жертвоприношения. Принося жертву, мы аккумулировали общую неприязнь на ней, тем самым сохраняя общество от распада. Но ненадолго – до тех пор, пока снова не требовалась новая жертва. Психически мы и по сей день НУЖДАЕМСЯ в жертве, это желание сидит в нас на бессознательном уровне.

Следующим шагом по ограничению неприязни стало создание , и началось это с отказа от каннибализма.

Анальная фаза развития. Стая оторвалась от животного мира как целостность. Каждый человек в стае ощущает себя частицей целого, полностью от него зависимой. Это хорошо сдерживает неприязнь. Но в один момент анальные звуковики сказали: «Хватит сидеть среди этих уродов… Мы уходим своей группой и своей стаей вон на ту полянку и будем там жить по своим правилам».

Стая разделилась на семьи и прайды. С хищниками справились, но сами себе стали врагами, внутри стаи. Разошлись семьями, заложили фундамент для основания рас и народов. А неприязнь осталась как фактор влечения к смерти, и она так же требовала ограничений, так как являлась внутренней угрозой для существования вида.

Любая внутренняя угроза требует ограничения по своей сути. Так возникло христианство. Последние 2000 лет локомотивом культуры являлось христианство, которое и ограничивало нашу неприязнь.

Последним сопротивлением выходу из анальной фазы развития стал анальный нацизм: мой народ чистый, остальные – тупые и грязные! Если серьезно разбираться, то непонятно, каким образом немцы могли проиграть войну. Уже в то время у них была «Фау-2» и ядерный проект. И в 1945 году бомбу могли сбросить и не на Хиросиму…

Объяснение тут может быть только одно. Нам только кажется, что мы хозяева своей судьбы. На самом же деле, мы живем по законам природы, нами живет коллективное бессознательное. Оно живет и управляет нами безошибочно. У мальчика, который должен быть в садике в восемь утра, может быть ИДЕЯ играть дома в машинку и не ходить в садик. Только идея эта никак не будет воплощена – по попе надают, за руку дернут, и будешь в садике в восемь утра, как положено!

Могло казаться все что угодно, они сколько угодно могли пестовать идею великой чистой расы. Вот только время анальной фазы развития и деления по принципу крови безвозвратно ушло. И человечество должно было вступить в кожную фазу развития – по-плохому или по-хорошему.

Кожная фаза развития. Кожная фаза разделила нас еще больше, чем анальная. Если раньше общество было разделено на роды, теперь оно стало разделено на отдельных личностей. Уходят анальные ценности, такие как брак, традиции, послушание старшим.

Для нас, россиян, процесс распада брака воспринимается как катастрофический, а для Запада – как естественный. В браке по-кожному каждый сам по себе – муж и жена, родители и дети – все соблюдают дистанцию, что комплементарно ценностям западного общества. Каждый живет сам для себя не потому, что он плохой – люди вполне хорошие, и состоявшиеся, и карьеру делают, и зарабатывают много. Вот только живут одни: он один и она одна. Полный распад не только семей, но и народов – явление кожной фазы.

Для современного мира нет ничего глупее, чем национальная идея. Мир сегодня – это и есть миграция, глобализация, колоссальное смешение народов и стирание границ. У людей в голове больше нет идеи сохранять свою кровь, люди хотят много и вкусно кушать, сладко и безопасно спать, пить хорошее вино, выбирать партнеров по влечению, а не как папа с мамой сказали, и так далее.

Стандартизация идет во всем, в том числе между мужским и женским. Женщина сегодня получила свободу выбора по мужскому типу: она получает образование, требует для себя оргазм, делает карьеру, пока ещё не наравне с мужчиной, но процесс идет. Колоссально способствует стандартизации, интеграции и глобализации Интернет. А вместе с этим пропорционально растет взаимозависимость: на каком бы конце света что-то не происходило, нас уже трясет от новостей, которые мы получаем в СМИ.

Одиночек, абсолютно взаимосвязанных между собой. Парадокс в том, что чем больше мы одиночки, тем больше мы связаны друг с другом, тем более мы ответственны за свои действия перед другими людьми.

Наша цивилизация невероятно хрупкая. Раньше, если один проводочек не туда присоединил – все, света нет во всем подъезде 2 часа. Сейчас один проводочек подсоединить не туда, что будет?.. Катастрофа техногенная.

И дальше степень нашей взаимозависимости будет только расти. Человек может быть психически не здоров, а мы будем от него зависеть и никуда не денемся. Кто-то обиделся на маму, и родители детей не дождались из школы… Кожная стандартизированная цивилизация наступает и дает возможность воздействия одного человека на целые массы людей, и чем дальше, тем больше…

Продолжение конспекта на форуме:

Записала Юлия Черная. 28 марта 2014 года

Объемное понимание этой и других тем складывается на полном устном тренинге по системно-векторной психологии

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!

Отношения подобно живому организму, имеют свои стадии развития и «развертывания». И незнание этих этапов часто может приводить к тому, что закономерные изменения в отношениях воспринимаются партнерами как признаки их ухудшения или предвестники грядущего разрыва. Эти этапы характерны почти для всех отношений: дружеских, детско-родительских, партнерских и даже деловых. Рассмотрим их подробнее на примере детско-родительских отношений.

Первый этап – этап созависимости.

Это этап максимального сближения. Он длится с момента зачатия до первых шести месяцев. В этот период дети особенно сильно нуждаются в родительской ласке, любви, опеке. Им нужно, чтобы их брали на руки, нежно к ним прикасались, пели песни, говорили с ними и смотрели им в глаза. Таким образом у ребенка формируется доверие к миру, к людям. Это тот запал любви, который родители вкладывают в него на примере собственного отношения.

Ту же картину можно наблюдать и в супружеских отношениях. Первый этап – это этап знакомства, больших иллюзий, максимальной симпатии и привязанности друг к другу. Многие считают, что именно этот этап и есть любовь. Но все немного сложнее…

Второй этап – этап контрзависимости.

У детей этот этап длится с 6-7 месяцев до достижения трехлетнего возраста. Это период, когда ребенок стремится выйти из-под опеки родителей и побольше узнать об окружающем мире. Когда родители жалуются на непослушание и упрямство своих детей, обычно их дети находятся в этом периоде. Ребенок стремится отделить себя от родителей и демонстрирует это окружающим – например, стремиться одеться самостоятельно, играть отдельно, не подпускает к своим игрушкам, говорит «нет» даже на самые мелкие просьбы, хотя внутренне он и согласен.

В этот период ребенку нужно дать достаточно свободы и пространства, чтобы он реализовал свои цели – отделение своего «я» от мира, от родителей. Иначе застой на этом этапе побудит его самоутверждаться и отделяться от других всю жизнь. Ну или пока этот этап внутренне не завершится.

В партнерских отношениях этот этап выглядит примерно так же – партнер может «пропадать», как бы показывая свою независимость, придерживаться прямо противоположной точки зрения, принимать решения не советуясь и т.д. Общая цель, связывающая подобные действия – это отделение своего «я» от «я» другого. Если человек получил в свое время достаточную поддержку от родителей на этапе контрзависимости, то и во взрослых отношениях этот период не нанесет большого ущерба отношениям и другому партнеру.

Третий этап – этап независимости.

Этот этап длится от трех до пяти лет. Это период, когда дети и родители снова сближаются. Ребенок приобретает к этому времени (если родители были понимающими и принимающими на предыдущем этапе) уверенность в своих силах и готов использовать внутреннюю энергию для решения задач. Он учится играть и взаимодействовать с другими детьми.

В партнерских отношениях этот этап выглядит повторным сближением. Но теперь это сближение происходит на почве более глубокого доверия друг к другу. Каждый доказал, что может обойтись без другого и теперь им нет нужды мериться своими «я». В отношения снова возвращается спокойствие и взаимодействие друг с другом. Партнеры, подобно детям, померившись игрушками, снова начинают делить их в общих играх.

Четвертый этап - этап взаимозависимости.

Этот этап длится от шести до двенадцати лет. И по другой версии – до достижения возраст двадцати девяти лет. Это самый сложный этап, до которого доходят не все и не «к сроку», так как многие «застревают» на предыдущих. Чем он отличается от предыдущих трех? Этап взаимозависимости – это этап развития сострадания, сочувствия и умения взаимодействовать с другими. На этом этапе человек может лавировать между предыдущими тремя – иногда быть созависимым, иногда – контрзависимым, иногда – независимым.

Но в каждом случае он осознает свои потребности и умеет договориться с другими о взаимодействии и взаимном удовлетворении. Во время этого этапа приобретаются навыки для успешной жизни, так как человек приобретает понимание себя и других и о методах взаимодействия с другими.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что проблемы и конфликты, возникающие в отношениях, это не признак несовместимости, а «эхо» незавершенных детских этапов. И надежность и верность партнеров друг другу – это один из эффективных способов его «заглушить».

Ася Гагиева

Интересная статья? Пожалуйста, сделайте репост на Facebook!

Человек на протяжении жизни получает опыт, проходит свой путь, заложенный душой. Но не каждый из людей выбирает для себя духовное развитие.

Эта статья о 4 этапах развития, которые в принципе, не имеют отношения у духовному росту. Это путь человека. Большинство останавливаются на втором этапе, а кто-то идет дальше.

Понимание этого процесса поможет вам посмотреть на себя со стороны и осознать, в какой точке пути вы сейчас находитесь.

Этап 1. Появление проблемы

К сожалению, люди чаще всего учатся не на положительном опыте, а на отрицательном. И точкой роста выступает психологическая, иногда и физическая, травма, серьезная проблема, мимо которой не пройти.

Шаг к СЕБЕ. Вызов каждый день

Не знаете, как научиться Любить Себя?

Получите 14 упражнений, которые помогут вам принять себя и вашу жизнь во всей ее полноте!

Нажимая кнопку «Мгновенный доступ», вы даете согласие на обработку ваших персональных данных и соглашаетесь с

Возникновение проблемы — это первый этап развития человека.

Это может быть сильная обида, предательство, разочарование, даже физическое насилие. Иногда таких травмирующих событий может быть несколько, где последняя из них окажется той самой точкой, где начнется развитие.

Этап 2. Попытка исцеления травмы

На втором этапе человек пытается исцелить эту травму , но исцелить не в прямом смысле.

Если говорить о людях 3D, обывателях, тех, кто нас окружает, в чем заключается эта попытка. Они в других людях видят такую же проблему, как у них.

И чтобы почувствовать себя лучше, пытаются помочь другим исцелить это.

Ключевой момент заключается в том, что это попытка исцеления травмы. Здесь нет настоящего исцеления, когда свободно двигаешься дальше.

И делается это с помощью того, что другим людям оказывается помощь высветить, продемонстрировать свою собственную травму.

На этом этапе пытаться просветить людей, показать им что-то — совершенно невозможно. Именно поэтому нам так сложно бывает с близкими и друзьями.

Почему говорят: «без запроса не лезьте», потому что люди эту травму не видят, не осознают. Где-то в глубине души они понимают, что она есть. И таким вот искаженным образом пытаются ее трансформировать. Совершенно не понимая сути.

Вы узнаете, почему доброе дело приводит к печальным последствиям, почему, помогая другим, вы портите свою жизнь.

Наверняка вы встречали таких людей? А может, сами такие. Когда вы не понимаете, что это ваша проблема.

Но вы видите ее в окружающих людях и даете советы, что нужно сделать, куда сходить, какую практику, методику применить. Потому что раненая часть вас взывает.

Вы ее не слышите на этом этапе, и вы предлагаете другим людям решение именно этой проблемы.

Кстати, многие тренера работают на этом уровне. У самих внутри есть глубокая проблема, и они с помощью других людей не исцеляют ее, а помогают себе почувствовать себя комфортнее.

И здесь работает Закон Притяжения. Я притягиваю к себе таких людей, которые демонстрируют мне мой теневой аспект, мою внутреннюю травму.

Если вы работаете с людьми на этом этапе, не стоит лезть к ним в душу, пытаться их разубедить в чем-то. Потому так вы спровоцируете агрессию против себя.

И ваши советы обернутся против вас. Только потому, что изначально сам подход неверный. Вы не видите, не осознаете эту проблему. Вы пытаетесь ее решить, точнее, облегчить с помощью других людей.

Этап 3. Погружение внутрь себя

Следующий этап — человек начинает возвращаться к себе .

Его фокус с внешнего, внешних проблем, других людей переходит внутрь себя.

Иногда переход на этот этап сопровождается какой-то трагедией: кто-то попадает на больничную койку, кто-то остается без работы, без любимого человека.

У некоторых этот момент возвращения к себе наступает без катастрофических сопутствующих ситуаций.

И тут возникают вопросы: «Кто я?», «Куда иду?», «Зачем?». Вы еще не знаете, что делать, но понимаете, что нужно ответ искать не во внешнем мире, а
внутри себя.

Это ключевой момент, с которого в принципе начинается духовное пробуждение . Пока человек не дошел до этого момента, пытаться кого-то «обратить в свою веру», раскрыть глаза — бесполезно. Потому что в ответ будет только агрессия.

И когда человек уже начал возвращаться к себе, заглядывать внутрь себя, он понимает, что внешний мир — отражение внутреннего .

Если внешний мир отражает, то, скорее всего, внутри меня есть что-то, на что стоит обратить внимание. Я еще не понимаю, что, но я знаю, что-то там есть. И я открываюсь любой возможности изменить свою жизнь, что-то в ней трансформировать.

В этой статье вы найдете техники для расширения сознания , которые вы сможете ввести в свою ежедневную практику.

Этап 4. Духовное пробуждение

И так человек переходит на следующий этап — духовное пробуждение. Потому что в этот момент появляется открытость.

Желание открыто посмотреть и не исправить что-то, отфиксить в себе, нет. А именно – раскрыться, по-новому взглянуть и расшириться. Расшириться за пределы травмы. Расшириться за пределы проблемы. Выйти на нечто более глобальное.

Этот этап с точностью повторяет второй, когда вы пытаетесь исцелить. Но в данном случае вы пытаетесь исцелить не за счет внешнего мира.

А совершаете прямые шаги, которые ведут вас к настоящему исцелению . Когда вы выкорчевываете проблему, убираете корешки, исцеляете эту часть вас, и двигаетесь дальше.

Что означает смирение с духовной точки зрения.

Набрались смелости, либо их к этому подтолкнули, заглянуть внутрь себя. И это понимание снимает многие конфликты в семье: с родными, родителями, детьми.

Потому что когда держишь в голове эту классификацию, есть осознание того, как это происходит.