Иван Федорович Крузенштерн. Биографическая справка

24 августа исполняется 170 лет со дня смерти российского мореплавателя Ивана Фёдоровича Крузенштерна. Иван Фёдорович Крузенштерн (имя при рождении - Адам Иоганн фон Крузенштерн) родился 19 ноября 1770 года, умер 24 августа 1846 года. Это прославленный российский мореплаватель, адмирал. Крузенштерн стал руководителем первой русской кругосветной экспедиции, он впервые нанес на карту большую часть побережья острова Сахалин, стал одним из учредителей Русского географического общества. Сегодня его имя носит пролив в северной части Курильских островов, проход между островом Цусима и островами Ики и Окиносима в Корейском проливе, гора на Новой Земле, острова в Беринговом проливе и архипелаге Туамоту.

Без сомнения, Иван Фёдорович Крузенштерн был уникальной исторической личностью, являлся одним из основоположников российской океанологии. Он оказал существенное влияние как на историю российских морских экспедиций, так и в целом на мореплавание. Его краткая биография есть сегодня во всех учебниках, ее проходят во всех специальных учебных заведениях России. Сегодня это имя, которое знакомо каждому без исключения образованному человеку в нашей стране. Оно неразрывно связано с русской географией и океанологией.


Иван Фёдорович Крузенштерн происходит из остзейских дворян. Он потомок обрусевшего дворянского рода Крузенштернов, праправнук родоначальника в России Филиппа Крузиуса фон Крузенштерна, сын судьи Иоганна Фридриха фон Крузенштерна (1724-1791) и Христины Фредерики, урожденной фон Толь (1730-1804). После пяти дочерей в их семье появился на свет Карл Фридрих (1769-1847), и, наконец, сам Адам Иоганн, который стал уже седьмым ребенком в семье.

С 12 лет Крузенштерн три года учился в городской школе при Домском соборе в Ревеле (современный Таллинн), а затем продолжил обучение в Морском кадетском корпусе в Кронштадте. В 1787 году он был произведен в гардемарины. Необходимо отметить, что с самого детства будущий мореплаватель и адмирал мечтал обойти морем весь земной шар. Это тот редкий случай, когда детская мечта действительно осуществилась, хотя реализовать ее удалось далеко не сразу.

В 1788 году в связи с началом войны со Швецией он был досрочно выпущен из Морского кадетского корпуса и произведен в мичманы, получив назначение на 74-пушечный корабль «Мстислав». 6 июля 1788 года в Финском заливе, на удалении в 50 километров к западу от острова Гогланд, произошла встреча двух эскадр - российской и шведской. Эскадры построились в линию - одна напротив другой. При этом движение кораблей было серьезно затруднено из-за отсутствия ветра. Фактически российские и шведские корабли прицельно расстреливали друг друга на протяжении нескольких часов.

Русская эскадра потеряла в этом бою более 300 человек убитыми и более 600 ранеными. Больше всех в бою пострадал 74-пушечный корабль «Мстислав». Данное судно почти потеряло управление, корабль был сильно поврежден огнем шведских пушек, однако оставался в строю до момента завершения сражения. Обе стороны присваивали победу в Гогландском сражении себе, хотя их потери были примерно сопоставимы. У шведов в плен сдался 60-пушечный корабль «Принц Густав», в российской эскадре флаг вынужден был спустить 74-пушечный «Владислав», команда которого потеряла 260 человек. Если же говорить о стратегическом итоге, тот тут победа была за русскими. Шведский флот вынужден был отступить и укрыться в крепости Свеаборг. Шведские планы ведения войны были расстроены уже в первом морском сражении.

В преследовании шведского флота и блокаде Свеаборга, которая продолжалась до поздней осени, принял участие и серьезно поврежденный «Мстислав». На корабле были убиты или ранены практически все офицеры, поэтому мичмана Крузенштерна назначали помощником командира «Мстислава». Отличившись в Гогландском сражении, уже в 1789 году Крузенштерн принял участие и в Эландском. Среди немногочисленных потерь российской эскадры в этом бою наиболее тяжелой была гибель командира 74-пушечного «Мстислава» - Григория Ивановича Муловского, который готовился к совершению первого в истории России кругосветного путешествия, впоследствии его суждено было совершить именно Крузенштерну, который служил на том же корабле. В 1790 году Иван Крузенштерн участвовал в морских боях при Ревеле, Красной Горке, а также Выборгской бухте. После этих сражений он в возрасте 19 лет был произведен в лейтенанты.

В 1793 году Иван Фёдорович Крузенштерн в числе 12 российских офицеров-отличников был направлен в Англию с целью усовершенствования морского дела и навыков. На тот момент Англия прочно удерживала звание величайшей морской державы. С англичанами Крузенштерн ходил к берегам Северной Америки, где участвовал в боях с французами. Во время этого путешествия с британцами он посетил Барбадос, Бермудские острова и Суринам. Для исследования ост-индских вод и открытия торговых маршрутов в Ост-Индию для России, Крузенштерн посетил Бенгальский залив. Заинтересованный русской меховой торговлей с соседним Китаем, которая велась из Охотска сухопутным маршрутом на Кяхту, Иван Фёдорович решил, что, если бы торговля велась непосредственно по морю, это было бы гораздо более выгодно. Также он планировал установить прямые отношения метрополии с русскими владениями, расположенными в Америке, чтобы получить возможность снабжать их всеми необходимыми припасами. В 1799 году в Петербурге Иван Крузенштерн представил свое видение, однако его проект был отвергнут. В то же время в 1802 году с аналогичным предложением выступило уже главное управление Русско-Американской компании, это предложение было удовлетворено российским императором Александром I. Для его исполнения снарядили первую российскую кругосветную экспедицию. Именно так и сбылась еще детская мечта Крузенштерна.

Всего в состав первой русской кругосветной экспедиции, которая навсегда вошла в историю нашей страны, вошли два корабля: «Надежда» и «Нева». «Надеждой» командовал лично Крузенштерн, «Невой» - еще один знаменитый русский моряк капитан-лейтенант Лисянский. Кругосветное плавание началось 7 августа 1803 года с отплытия кораблей из Кронштадта. Их путь пролегал через Атлантику, 3 марта 1804 года они обогнули мыс Горн. Из русских и соседних с ними земель на севере Тихого океана участники данной экспедиции обратили особое внимание на Сахалин, Камчатку и Курильские острова. Завершилось кругосветное плавание в Кронштадте 19 августа 1806 года.

Во время проведения экспедиции Крузенштерн провел большой объем различных исследований, результаты которых можно обобщить следующим образом:

Были существенно исправлены географические карты; проводились глубоководные исследования Мирового океана (определение удельного веса и солености воды, измерение температуры на разных глубинах, определение скорости течений и т.п.);

На карту было нанесено западное побережье Японии, восточный берег и южная часть Сахалина, исследована часть Курильских островов;

Установлен новый путь к русским владениям, расположенным на Камчатке и в Аляске.

Иван Фёдорович не только открыл и нанес на карты многие острова, описал часть северо-западного побережья Тихого океана и составил его первый атлас, но и стал одним из основоположников проведения океанологических исследований. Кругосветная экспедиция под его началом собрала богатые этнографические, ботанические, зоологические коллекции, а также провела большое количество астрономических наблюдений. В своих записках о кругосветном путешествии Крузенштерн рассказал много нового и любопытного о том, что увидел в плавании, особенно о нраве и быте дикарей. Для своего времени составленный им атлас Тихого океана был великолепен, он изобиловал планами, картами и рисунками. Лисянский, который управлял вторым кораблем экспедиции - «Невой», иногда шел отдельно от «Надежды». В его книге о том же кругосветном путешествии было подробное описание берегов Кодиака и Ситки.

По словам современников Ивана Фёдоровича, он довольно сильно выделялся в своем окружении. Крузенштерн отличался атлетическим сложением, а своей богатырской грудью и плечевым поясом превосходил всех участников кругосветной экспедиции. Интересно, что во время плавания, он, невзирая на недоумение коллег, возил с собой гири, и каждый день занимался с ними. Любимым упражнением мореплавателя был швунг жимовой. С двухпудовыми (32 кг) гирями Крузенштерн упражнялся каждый день, уделяя этим занятиям примерно 30-40 минут.

В 1811 году Иван Крузенштерн был определен инспектором классов Морского кадетского корпуса. В 1814 году, он разработал подробную инструкцию для проведения кругосветной экспедиции 1815 -1818 годов под началом Коцебу, одного из младших офицеров первого российского кругосветного плавания. Также Крузенштерн посетил Англию, для того чтобы заказать необходимые для экспедиции инструменты. Вернувшись назад в Россию, он получил бессрочный отпуск, посвятив его созданию «Атласа Южного моря». Его труд, который был издан на русском и немецком языках, вскоре был переведен на французский язык, а затем на все без исключения европейские языки. Эта работа Крузенштерна была удостоена полной Демидовской премии.

Любопытной деталью является то, что в начале Отечественной войны 1812 года Крузенштерн, будучи человеком небогатым, пожертвовал народному ополчению треть своего состояния. По тем временам это была большая сумма - тысяча рублей. В том же 1812 году Крузенштерн опубликовал трехтомник собственного сочинения «Путешествие вокруг света…», а в 1813 году его избрали членом многих научных обществ и академий по всему миру, в том числе в Англии, Германии, Дании и Франции.

В 1827 году Иван Фёдорович Крузенштерн был назначен директором Морского кадетского корпуса и стал членом адмиралтейств-совета. На посту директора этого учебного заведения, которое он сам когда-то успешно закончил, он провел долгих 16 лет. Его деятельность в это время ознаменовалась введением в учебные курсы Морского корпуса новых предметов, обогащением библиотеки и музея учебного заведения многочисленными учебными пособиями. Также именно в этот период были созданы и утверждены Высшие Офицерские классы, которые позднее преобразуют в Военно-Морскую академию. При Иване Фёдоровиче в Морском кадетском корпусе были полностью отменены телесные наказания воспитанников.

В 1842 году в звании адмирала Иван Крузенштерн подал в отставку. Оставив службу, он уехал в свое именье, но и здесь прославленный мореплаватель продолжал работать. В 1845 году совместно с такими российскими учеными, как: Ф. П. Врангель, Ф. П. Литке и К. М. Бэр Крузенштерн принял непосредственное участие в создании Русского географического общества. Спустя некоторое время, данное общество стало одним из крупнейших центров географических наук не только в Российской империи, но и во всем мире.

Иван Фёдорович Крузенштерн ушел из жизни 24 августа 1846 года в своем имении Асе в возрасте 75 лет. Мореплаватель был похоронен в Ревеле в Вышгородской (Домской) церкви. Но дело его продолжил сын, Павел Иванович, а затем и внук, Павел Павлович. Оба они стали известными путешественниками, которые исследовали северо-восточные берега Азии, Каролинские и иные острова Печерского края и обский Север.

По материалам из открытых источников

Крузенштерн Иван Фёдорович (1770- 1846), мореплаватель, адмирал (1842 г.), руководитель первой русской кругосветной экспедиции, исследователь дальневосточного побережья.

Родился 19 ноября 1770 г. в имении Хагиди в Эстляндии (ныне в Эстонии). Окончил Морской кадетский корпус в Петербурге (1788 г.). Участвовал в сражениях против шведов. Затем служил добровольцем в английском флоте: воевал с французами в Атлантическом океане у берегов Северной Америки, ходил к Антильским островам, в Индию и даже в Южный Китай.

Организовать собственную экспедицию Крузенштерну удалось не сразу: первый проект (1799 г.) правительство Павла I отклонило. Зато второй (1802 г.) был принят Александром I. Плавание продолжалось больше трёх лет: корабли «Надежда» и «Нева» вышли из Кронштадта в конце июля 1803 г., пересекли Атлантический, затем Тихий океан, исследовали Дальний Восток и через Индийский океан и Атлантику вернулись домой 19 августа 1806 г.

В том же году Крузенштерна избрали почётным членом Петербургской академии наук.

На Дальнем Востоке мореплаватель исследовал восточное, северное и северо-западное побережье Сахалина и составил подробные карты. Измерив глубины у северного входа в Амурский лиман, он подтвердил вывод Ж. Ф. Лаперуза о том, что Сахалин - полуостров. (Впоследствии этот вывод был опровергнут.)

В 1811 г. Крузенштерн стал преподавателем Морского кадетского корпуса, а с 1827 по 1842 г. - его директором. По инициативе Крузенштерна здесь был создан высший офицерский класс (ныне Военно-морская академия).

В 1809-1812 гг. вышло в свет трёхтомное «Путешествие вокруг света в 1803-1806 гг. на кораблях „Надежда” и „Нева”», а в 1813 г. - «Атлас к путешествию капитана Крузенштерна».

Адмирал участвовал в основании Русского географического общества (1845 г.).

В данном обзоре речь пойдет о человеке, который за свою жизнь добился очень многого — об Иване Федоровиче Крузенштерне (при рождении Адам Иоганн фон Крузенштерн). Он был мореплавателем, сумел совершить кругосветную экспедицию, первую в российской истории. В 1842 году ему присвоили звание адмирала. Ко всему прочему он был доктором философии и почетным членом Петербургской академии. И это далеко не все звания и должности этого великого человека. В данной статье будет описана краткая биография Крузенштерна Ивана Федоровича.

Юные годы

Иван Федорович — первый из русских мореплавателей, сумевший совершить кругосветное путешествие. Он смог оказать большое влияние на историю географических открытий. Родился Иван Федорович в 1770 году, 19 ноября. Произошло это в Эстляндской (Эстонской) губернии рядом с современным Таллином.

Отец Ивана Федоровича Крузенштерна — Иоганн Фридрих. Мать — Христина Фредерика. Родители хоть и дворяне, но богатыми они не были. В момент исполнения 15 лет Иван Федорович поступил в Морской корпус, который находился в Кронштадте. Назвать легкой кадетскую жизнь нельзя. Будущий великий мореплаватель практически голодал, здания корпуса отапливались очень плохо, а в спальнях вообще не было окон. Дрова таскать приходилось с соседних складов.

Через несколько лет уже в звании адмирала русский мореплаватель Иван Федорович Крузенштерн мог отдать своих сыновей в Морской корпус. Но он этого не сделал, хоть и надеялся, что они пойдут по его стопам. Вместо этого он отправил их обучаться в Царскосельский лицей.

Период военной службы

Из-за того что началась русско-шведская война, обучение было решено закончить раньше срока. В 1788 году Ивана Федоровича Крузенштерна отправили служить на судно “Мстислав”. Но чин мичмана, который был положен всем выпускникам корпуса, он так и не получил.

Первое сражение произошло в Финском заливе в 1788 году. Встреча русской и шведской эскадры произошло в нескольких десятках километров от острова Гогланд. Эскадры, выстроившись друг напротив друга, просто расстреливали вражеские корабли. Маневрировать было практически невозможно в связи с отсутствием ветра. После нескольких часов ведения огня шведская эскадра была повержена.

Потери составили около 300 человек. При этом раненых было в два раза больше. Пострадал сильнее всего корабль, на котором проходил службу Крузенштерн — “Мстислав”. Из строя практически вышла система управления, корпус очень сильно повредили вражеские ядра. На воде корабль держался только чудом. Однако это не помешало ему дождаться конца сражения и даже отправиться в погоню за отступающей шведской эскадрой.

Укрылись вражеские корабли в Свеаборге. Русский флот начал держать осаду, в которой принял участие и будущий адмирал. Т. к. практически все офицеры были убиты или ранены, Ивана Федоровича повысили до помощника капитана, что уже является немалым достижением.

Через год великий мореплаватель участвовал в Эландском сражении. Также он принимал участие в боях в Выборгской бухте, при Красной Горке и Ревеле. За проявленную доблесть его повысили, и уже в 19 лет он стал лейтенантом.

Командировка в Англию

Иван Федорович всегда проявлял смелость, энергичность и решительность. После сражения жизнь начала казаться ему пресной. Но долго скучать не пришлось. Его заслуги были замечены, и будущего адмирала отправляют в Англию на обучение. Он сумел побывать в Америке, плавал на английских кораблях в Африку и на Бермудские острова, посетил Индию и Китай. Именно в это время и зажегся идеей о кругосветном путешествии. Связано это в первую очередь с тем, что он увидел перспективу торгового морского сообщения с другими странами.

В 1800 году путешественник Иван Федорович Крузенштерн возвращается в Россию. Практически сразу же его повысили до звания капитан-лейтенанта. После этого он внес предложения об усовершенствовании российского флота и о развитии торговли с другими странами посредством морских путей.

Его предложения оставались незамеченными вплоть до переворота. Экспедиция в Китай и Японию для организации морской торговли была разрешена, когда во главе ведомства поставили Мордвинова. Начальником будущего путешествия был назначен Иван Федорович.

Вокруг света

Судна, на которых отправился в кругосветное путешествие Иван Федорович Крузенштерн, были приобретены в Англии. Они назывались “Нева” и “Надежда”. Кроме того, в Англии закупили и инструменты с приборами, без них экспедиция закончилась бы провалом.

Иван Федорович шел на “Надежде”. Капитаном второго корабля был назначен его друг Лисянский.

Численность экипажа составляла 129 человек. Все, кроме ученых, были русскими. До Японии также отправился и посол Резанов со своей свитой.

Путешествие Ивана Федоровича Крузенштерна началось в 1803 году. 26 июня корабли покинули Кронштадт, направившись в сторону Бразилии. Этот переход в южное полушарие для российских мореплавателей оказался первым. На о.Тенерифе было закуплено вино, которое должно было послужить в качестве противоцинготного средства. Каждому члену экипажа полагалось по одной бутылке в день. Осмотром матросов занимался лично Иван Федорович. За счет стараний командного состава проблем с заболеваниями избежать удалось.

На острове Св. Екатерины корабли простояли месяц. В течение этого времени проводился их ремонт. Затем экспедиция двинулась в сторону мыса Горн, где произошла первая неприятная ситуация. Из-за сильного тумана корабли потеряли друг друга. В итоге Иван Федорович зашел на Маркизские острова, а его друг — к о. Пасхи, исправив ошибки Кука в географических координатах. Встреча состоялась возле о. Нукагива.

Снова разделиться пришлось у Сандвичевых островов. Будущий адмирал отправился в сторону Камчатки, а его напарник — на Сандвичевы острова, чтобы пополнить продовольственные запасы. После этого он двинулся к Алеутским островам.

Посетив Петропавловск-на-Камчатке, Иван Федорович направился в Нагасаки, попав по пути в тайфун. Только чудом удалось сохранить мачты. Из-за поломок, которые все-таки были, в Нагасаки экспедиция простояла 6 месяцев. Закупить продовольствие не получилось, т. к. это запретил император Японии. Однако он все-таки снабдил российский экипаж продуктами, которых должно было хватить на 2 месяца. К слову, посол Резанов так ничего и не добился от медлительных японцев. Впоследствии торговые отношения все-таки удалось наладить.

Морские исследования

Что открыл Иван Федорович Крузенштерн на обратном пути? За время путешествия были исследованы западные побережья Хондо, а также острова Хоккайдо и Хонсю. Кроме того, были обнаружены никому не известные острова, которые таили в себе опасность для мореплавателей. Их назвали Каменными Ловушками.

Затем были проведены исследования восточного и северного побережья Сахалина, откуда мореплаватель отправился в Макао, где произошла встреча с Лисянским. С китайскими товарами экспедиция направилась на родину.

Значимость путешествия

Экспедиция была очень полезной не только с научной, но и с практической точки зрения. Об этом говорили во всем мире. Русскими моряками были исправлены английские карты, которые в те времена считались самыми точными, открыты острова. Кроме того, с карты убраны те земли, которых и вовсе не существовало. Ученые изучали температуру глубинных слоев, морские течения.

Все проведенные в те времена метеорологические исследования являются важными и на современном этапе. Проводились не только географические изыскания. Ученые также пополнили зоологические, этнографические и ботанические коллекции. Удалось не только с Японией познакомиться, но и совершить огромный рывок в науке. Мореплаватели за достижения были удостоены награды.

Великий человек Иван Федорович Крузенштерн после путешествия стал членом Академии наук и Адмиралтейского департамента.

Научная деятельность

Когда кругосветное путешествие завершилось, Иван Федорович очень долго разбирался в теоретических вопросах, связанных с морским делом. В сферу его интересов вошли и гидрографические промеры. Мореплаватель старался отыскать роль географии, ее место в науке. Он изучал, как она связана с физикой и химией, стремился выявить ее влияние на экономику.

С Иваном Федоровичем также консультировался английский ученый Джон Барроу. Его интересовал северо-западный проход. Мореплаватель делился своим мнением с Гумбольдтом, который был картографом.

С началом войны в 1812 года Крузенштерн выполнял роль дипломата. Треть своего состояния он потратил на формирование народного ополчения. Также следует отметить, что именно мореплаватель вошел в состав миссии в Лондоне. Однако и в эти тяжелые времена он интересовался судостроением и достижениями флота Англии.

Когда закончилась война с Наполеоном, Крузенштерн стал задумываться о новом кругосветном путешествии, разрабатывать инструкции для него. Его идея была реализована уже через несколько лет. Кругосветное плавание прошло с 1815 по 1818 годы. Капитаном был назначен Отто Коцебу — младший офицер первого путешествия. Следует отметить, что Крузенштерн не только инструкции разрабатывал. Он также посетил Англию, где сам и приобрел все необходимые инструменты.

В период с 1827 года по 1842-й Иван Федорович постепенно повышался в званиях, пока не стал адмиралом. Позже он организовывал экспедиции других известных мореплавателей. Например, путешествие Беллинсгаузена и Лазарева, в ходе которого была открыта Антарктида.

Издательская деятельность

Биография Ивана Федоровича Крузенштерна очень интересна. Научную деятельность он не бросил, даже когда его отправили в бессрочный отпуск. Официальной причиной послужило здоровье. Однако на самом деле этому поспособствовал маркиз Траверсе, который не особо жаловал Румянцева и препятствовал всем его предложениям относительно реорганизации флота.

В имении Иван Федорович продолжил работать над книгой о своем путешествии. Он заявил о необходимости создания морского атласа, но и эта идея была оставлена без внимания. Дело сдвинулось, когда вместо Траверсе пришел адмирал Моллер. И именно он принял проект атласа.

После этого все начали считать мореплавателя Крузенштерна первым гидрографом Тихого океана. В самом же атласе были предоставлены материалы о кругосветной экспедиции. И это в дальнейшем поспособствовало развитию наук. За свои многочисленные достижения адмирал Иван Федорович Крузенштерн получил полную Демидовскую премию.

Руководство Морским корпусом

В 1927 году Иван Федорович был назначен директором Морского корпуса. Чуть позже вошел в состав адмиралтейского совета. На протяжении шестнадцати лет в качестве руководителя он занимался преобразованием учебного заведения. И ему это удалось.

Были введены новые предметы, библиотека пополнилась книгами, в музеях появились разнообразные экспонаты и пособия. Мореплаватель постоянно что-то изменял в образовательной сфере. Ко всему прочему им был учрежден офицерский класс, кабинет физики и обсерватория. Со временем корпус превратился в полноценную Морскую Академию. И все это произошло благодаря Ивану Федоровичу Крузенштерну.

Семья великого мореплавателя

Женился Иван Федорович в 1801 году. Его избранницей стала Юлианна Шарлотта фон Таубе дер Иссен. У него было много детей - четыре сына (Николай, Александр, Павел, Платон) и две дочки (Шарлотта, Юлия).

Наследие Ивана Федоровича

24 августа 1846 года великий мореплаватель, адмирал Иван Федорович Крузенштерн умер. Произошло это в имении Асс. Похороны состоялись в Ревеле (Таллине). Дело своего предка продолжали сын Павел Иванович и внук Павел Павлович. Со временем они смогли стать известными мореплавателями, занимаясь исследованиями северо-восточных берегов Азии, а также Каролинского острова.

После Ивана Федоровича помимо Атласа с объяснительным текстом осталось несколько научных работ. Свое путешествие он описал в сочинении. Впоследствии книга была переиздана в 1950 году, но уже в сокращенном варианте

Что еще можно сказать?

Существует несколько достаточно интересных фактов об Иване Федоровиче Крузенштерне. Их нельзя не отметить.

  1. Имя мореплавателя упоминает кот Матроскин — литературный и мультипликационный персонаж. По словам вымышленного персонажа, на корабле, названном в честь Ивана Федоровича, “проходила службу” его бабушка.
  2. В путешествии адмирала участвовал Федор Толстой и Николай Рязанов.
  3. Иван Федорович отличался богатырским телосложением. Он очень сильно выделялся на фоне матросов, превосходя практически всех членов экспедиции. Кроме того, с собой он всегда возил гири, с которыми занимался каждый день. Любимое упражнение мореплавателя — швунг жимовой.
  4. В честь адмирала были названы барк, пролив и риф.
  5. В 1993 году Российским банком были выпущены памятные монеты в честь первого кругосветного русского путешествия.
  6. Адмирал обожал своих домашних питомцев. В путешествия вместе с ним отправлялся спаниель. Со временем он стал любимцем матросов, которые перед отплытием трепали бедного пса за уши, что стало своего рода традицией. Это, конечно, может вызвать улыбку, однако плавания Ивана Федоровича проходили без особых проблем. Помимо всего прочего, спаниель был грозным оружием против аборигенов с экзотических островов, которые в ужасе разбегались, увидев неизвестное животное с висячими ушами.
  7. При рождении Крузенштерна звали Адамом. Однако непривычное имя резало ухо, поэтому в кадетском корпусе ему пришлось стать Иваном Федоровичем. Отчество им было позаимствовано у верного друга Лисянского, который тоже был Иваном Федоровичем.
  8. Великий мореплаватель посещал Филадельфию, где произошла встреча с Джорджем Вашингтоном.
  9. В библиотеке Института восточных рукописей хранится список памятника малайской словесности “Династия султанов”. Его привез из своего путешествия Иван Федорович.

Заключение

Выше была описана биография Ивана Федоровича Крузенштерна. Краткая, т. к. на описание всех его достижений в подробностях не хватит и книги. Одно только кругосветное путешествие, которое стало первым в российской истории, может уместиться в нескольких томах.

В память об этом великом человеке в 1874 году в Санкт-Петербурге был установлен монумент. Проект разработан архитектором Монигетти и скульптором Шредером. Находится памятник напротив Морской Академии. Возведение производилось на частные средства, однако и от государства удалось получить небольшое пособие.


В семье Иоганна Фридриха фон Крузенштерна, судьи, в 1770 году 08 ноября родился сын. Назвали малыша Адам Иоганн, и никто из родных не мог подумать, что на свет появился будущий знаменитый путешественник и мореплаватель.


Детство и юность Крузенштерна
Род Крузенштерн – дворяне. В двенадцать лет Адам Иоганн стал учиться в церковной школе, а в пятнадцать поступил в кронштадтский Морской кадетский корпус. С этого момента его жизнь и карьера непосредственно связана с морем. С 1789 по 1979 гг. длилось его обучение в корпусе, будущий знаменитый путешественник принял участие в войне против Швеции.
Почувствовав в нем уверенность и проникнув талантами молодого человека, руководство Ивана Крузенштерна отправило юношу проходить стажировку в Великобритании. Там он досконально стал учить морское дело. И вплоть до 1799 года он служил во флоте Британии, побывав в Африке, Северной Америке и Азии.
Начало великих открытий
На Родину Иван Федорович Крузенштерн вернулся в 1799 году. Будучи человеком образованным и очень умным, на протяжении долгих лет перед возвращением в Кронштадт, Крузенштерн размышлял и планировал возможные пути налаживания торговых отношений между Россией и Китаем. Разработав проект, в 1799 году Иван Федорович представил его на суд общественности. И в 1802 году получил разрешение от императора Александра I на кругосветное плавание и был назначен главой первой экспедиции такого рода.

Первое русская кругосветная экспедиция
Корабли, приборы для мореплавания и необходимые инструменты для очень важного события были закуплены в Англии. Корабль, на котором шел Иван Крузенштерн, получил подходящее для такого события название – «Надежда», вторым кораблем, под именем «Нева», руководил лучший друг Ивана Федоровича, также знаменитый ученый – Лисянский Юрий Федорович. Команды кораблей насчитывали 129 человек и все, кроме ученых, ехавших с экспедицией, были людьми русскими.
Итак, в 1803 году 26 июня из Кронштадта отправились в столь знаменательное путешествие два корабля, путь их лежал к берегам Бразилии. На острове Светой Екатерины команды провели необходимый ремонт и поплыли к мысу Горн, а затем двинулись к Южным Сандвичевым островам. Затем путешественники разделились: Ю.Ф. Лисянский отправился со своей командой к Алеутским островам, а И.Ф. Крузенштерн пошел к Камчатке, а затем в Нагасаки.
Возвращаясь обратно, экспедиция Крузенштерна нанесла на карту южную часть Сахалина, острова Хоккайдо, Хондо, Хонсю. Затем были обследованы северное и восточное побережье Сахалина, позже, взяв с собой большой груз китайских товаров, они вернулись на Родину.

Итоги кругосветной экспедиции под руководством Ивана Крузенштерна
Закончившееся успехом и славой, первое русское кругосветное плавание привлекло внимание и нашло отклик во многих странах мира. Итоги экспедиции имели огромное практическое и научное значение. Русские путешественники исправили ошибки на картах, которые в то время считались самыми точными.
Лучшие друзья открыли новые острова и вычеркнули с карты несуществующие, наблюдали и заносили данные о течениях и температуре слоев моря, проводили метрологические исследования, привезли обширные коллекции и описания жизнедеятельности камчадалов, айнов, нукагиров. А так как путешественники впервые проложили путь до Аляски и Камчатки из Европейской части страны, то в честь такого события была выпущена медаль.
Руководитель экспедиции Иван Федорович Крузенштерн был избран членом Академии наук, получил звание капитана II ранга и стал участником Адмиралтейского департамента. Путешествие закончилось блистательно и вошло в историю развития мирового мореплавания.
Отныне, торговый обмен с Китаем стали вести по сходному маршруту двух знаменитых кораблей: «Надежды» и «Нивы».


Дальнейшая общественная жизнь Ивана Федоровича Крузенштерна, интересные факты
Все свою жизнь Иван Федорович Крузенштерн посвятил науке:
- в 1826 году Крузенштерн выпустил в свет «Атлас Южного моря». Данный труд содержал исторические и географические выводы и анализ различных источников: русских и иностранных;
- жизнь Крузенштерна на протяжении долгих лет была связана с Морским кадетским корпусом. Сначала в 1811 году его назначили инспектором, а затем в 1827 году и директором этого учебного заведения. Он создал и утвердил Высшие Офицерские классы, которые спустя время были преобразованы в Военно-Морскую академию. Иван Федорович ввел новые предметы, курсы в образовательную программу, при его руководстве были отменены телесные наказания. В память о великом предшественнике ежегодно перед выпуском студенты одевают на статую адмирала тельняшку – такой своеобразный знак уважения к великому ученому и первопроходцу.
- уже в звании адмирала, Иван Федорович подал в 1842 году в отставку. Уехав в свое именье, он продолжал трудиться;
- в 1845 году совместно с такими учеными, как: Ф.П. Врангель, К.М.Бэр и Ф.П. Литке Иван Федорович принимает непосредственное участие в формировании Русского географического общества. Спустя определенный период времени, оно стало одним из крупнейших центров географических наук не только в России, но и в мире.
- имя Крузенштерн стало нарицательным, знакомым с детства любому ребенку. Именем ученого названы двенадцать объектов географии. Тут и мыс в Охотском море, и гора в Антарктике;
- в 1973 году в Петербурге был установлен памятник путешественнику, архитектор Монигетти и скульптора Шредар – авторы.
- ученый был награжден большим количеством наград: Орденами Святой Анны второй степени, Святого Георгия четвертой степени, Святого Александра Невского. Это далеко не весь список, но человек, всю свою жизнь посвятивший науке и исследованиям, заслуживает всех почетных титулов и наград;
- умер Иван Федорович в 1846 году 12 августа. После себя он оставил трех замечательных сыновей, которые продолжили служить на благо России.

И.Ф. Крузенштерн – великий человек, которым по праву гордится наша Родина. Использованы фотоматериалы из Wikimedia © Foto, Wikimedia Commons

Адмирал И.Ф. Крузенштерн краткая биография

Иван Федорович Крузенштерн – русский морской офицер, мореплаватель, руководитель первой русской кругосветной экспедиции на кораблях «Надежда и «Нева» 1803-1806 гг. Почетный член Петербургской Академии наук с 1806, один из учредителей Русского Географического общества, автор «Атласа Южного моря», адмирал флота.

19.11.1770 - 24.08.1846

Происхождение

Adam Johann von Krusenstern происходил из небогатой дворянской семьи обрусевших немцев. Родился в Эстонии, в имении Хагудис. Про детство и юность Крузенштерна почти ничего не известно.

Образование

Получил начальное домашнее образование, затем:

1782-1785 учился в церковной школе в Ревеле (Таллинн).

1785 г. поступил в Морской кадетский корпус в С-Петербурге.

1788 г. досрочно выпущен из корпуса (в связи с началом очередной войны со Швецией) с присвоением звания мичмана.

Балтика

Определен служить на 74-х пушечный корабль «Мстислав» под командованием капитана Г. И. Муловского. Отличился храбростью в первом же сражении со шведским флотом у острова Гогланд 6 июля 1788. Выполнял обязанности помощника командира корабля после гибели многих офицеров, участвовал в блокаде шведского флота в Свеаборге. В 1789-90 годах участвовал в сражениях при Ревеле, Красной Горке и Выборге. В это время Крузенштерна посещает идея о кругосветном плавании. После подписания мира со Швецией в 1790 г. «Мстислав» вернулся в Кронштадт, а мичман Крузенштерн был произведен в лейтенанты.

Англия

1793 г. - руководство Адмиралтейства решает направить нескольких способных молодых морских офицеров в Англию для совершенствования в мореходном и военном деле. Крузенштерн в числе группы из 16 человек попадает на туманный Альбион. Ему очень хотелось попасть в Индию, но его сразу же направляют в составе английской эскадры к берегам Северной Америки, где он участвует в войне с французами. За проявленные храбрость и старания был произведен в тамошние лейтенанты. Корабль, на котором он возвращался в Англию, налетел на скалы и разбился. Спасли американские рыбаки. Так Крузенштерн очутился в США, где сам Джорж Вашингтон предложил ему, как уже опытному морскому офицеру, поступить на службу в американский флот. Так Крузенштерн впервые побывал в тропиках, на Барбадосе, Суринаме, Бермудах. Однако служба в ВМФ США Крузенштерну не понравилась, и он возвращается в Англию.

Юго-Восточная Азия

Оказавшись в Англии, Крузенштерн решает во что бы то ни стало попасть в Индию. Но англичане не пускали иностранцев в свои индийские владения. Тогда Крузенштерн нанялся на корабль до Кейптауна. Сойдя на берег, он дождался корабля до Калькутты и на нем добрался до Индии. Из Индии он отправляется в Индокитай, затем в Китайский Макао, где прожил целых полгода. Знание это ему весьма пригодилось в его кругосветке.

Возвращение

Потом он из Макао возвращается в Англию на попутном корабле, после сразу в Россию, куда он прибывает в 1799 году. Слава о молодом предприимчивом русском морском офицере, объехавшем почти полмира без денег, только благодаря своему желанию, бежала впереди самого Крузенштерна.

Идея путешествия

Оказавшись на родине, Крузенштерн подает в правительство прошение и подробный план кругосветной экспедиции. Павел I сходу отвергает идею. Но идея пришлась по нраву руководителям Российско-Американской компании, пайщиками и соучредителями которой были влиятельные столичные вельможи. В идее кругосветного похода их привлекли два момента:

    Крузенштерн брался показать на деле, что транспортировка пушнины и других ценностей с берегов Русской Америки в Россию по морю вокруг Африки существенно быстрее дешевле, чем наземная транспортировка товара через всю Сибирь

    что меха и другие товары выгоднее продавать в Макао, чем в Европе

В то время транспортные расходы Аляска-Камчатка-Охотск-Сибирь-Петербург съедали львиную долю прибыли торговли пушниной. Дорога в один конец занимала больше двух лет! К рузенштерн же предлагал изведать два направления :

1. Петербург > Атлантика > Тихий океан > Русская Америка

2. Русская Америка > Тихий океан > Индийский Океан > Атлантика > Россия.

Сам Крузенштерн был служака и мореплаватель, его не интересовали барыши РАК. Но ему нужна была мощная поддержка в реализации давней мечты – кругосветного плавания. И не только для удовлетворения собственного любопытства, но и для пользы государства. В том числе для обучения и воспитания морских офицеров.

Дело сдвинулось с приходом к власти в 1801 году императора Александра I . Заинтересованным людям удалось сделать императора пайщиком Российско-Американской компании. Это была своеобразная взятка самому императору, но он её принял!

Подготовка и старт первой кругосветки

По замыслу Крузенштерна экспедиция должна была быть не частной инициативой купцов, но делом государственной важности. Корабли экспедиции должны были находиться под защитой Андреевского стяга. Проект Крузенштерна утвердили на самом верху, казначейство выделило деньги на покупку в Англии двух кораблей, Крузенштерн был произведен в капитан-лейтенанты и назначен руководителем экспедиции.

Крузенштерн без колебаний назначил капитаном второго корабля экспедиции своего давнего друга еще с кадетских времен Юрия Лисянского, который хоть и был на 3 года младше Крузенштерна, уже побывал во многих сражениях, избороздил тысячи миль под парусами и тоже имел чин капитан-лейтенанта. Все матросы, по требованию Крузенштерна, были набраны из русских моряков, прошли большой конкурсный отбор. Только ученые в составе экспедиции были иностранцы.

Итак, мечта его жизни сбывалась. А ведь молодому капитану Ивану Федоровичу Крузенштерну в тот момент было всего 32 года! Между тем правительство дало поручение экспедиции доставить в Японию первое русское посольство. Послом выступил не кто-нибудь, а сам директор РАК Николай Петрович Резанов. Одновременно он работал в и качестве «административного ресурса» всего дела.

Из Англии прибыли корабли – два шлюпа. Большой в 450 тонн Крузенштерн назвал «Надежда», малый в 370 – «Нева». На «Надежде» оказались два молоденьких мичмана – Отто Коцебу и Фаддей Беллинсгаузен. Корабли, помимо посла с подарками, загрузились большим количеством товара для РАК. В свите посла присутствовал ставший знаменитым граф Федор Иванович Толстой «Американец» - хулиган, кутила, дуэлянт, известная историческая личность.

Путешествие

Седьмого августа 1803 года корабли экспедиции подняли паруса и вышли в море.

Маршрут экспедиции: Анлантика > Южная Америка > мыс Горн / пролив Дрейка > Тихий океан > о. Пасхи / о. Нукагива > Гавайские острова.

Отсюда «Надежда» отправлялась на Камчатку, потом в Японию, потом снова на Камчатку затем Макао. «Нева» пошла в Русскую Америку, на Кадьяк к Баранову, оттуда тоже в Макао с грузом мехов. В Макао оба корабля должны были в условленное время соединиться и через Индийский океан > мыс Доброй Надежды > Атлантический океан > возвратиться в Кронштадт.

Подробно про кругосветное плавание Крузенштерна читайте здесь.

После путешествия

После возвращения в Петербург в 1806 году Крузенштерн приступает к составлению описания плавания своей экспедиции, систематизирует результаты наблюдений и исследований.

1811 – его назначают на пост инспектора классов морского кадетского корпуса

1815-1818 гг. он участвует в подготовке кругосветного плавания О. Коцебу, одного из младших офицеров первого кругосветного плавания. Кроме того, Крузенштерн участвовал в подготовке экспедиции Беллинсгаузена-Лазарева (1819-21) и Станюковича - Литке (1826-29).

1818 – Крузенштерн получил бессрочный отпуск для составления «Атласа Южного моря» с приложением гидрографических записок, под заглавием: «Собрание сочинений служащих разбором и изъяснением Атласа Южного моря».

В 1827 году Крузенштерн назначен директором морского кадетского корпуса и членом Адмиралтейств-совета. На протяжении шестнадцати лет Крузенштерн возглавлял это учебное заведение, сумев поднять его на новый качественный уровень.

И.Ф. Крузенштерн стал одним из создателей Русского географического общества, основанного в 1845 году. Был отмечен государственными наградами:

Орден Святого Георгия 4-й степени

Орден Святого Александра Невского с бриллиантами

Орден Святого Владимира 3-й степени

Орден Святой Анны 2-й степени

Орден Pour le Mérite «За заслуги в науке и искусствах» (1842)

Память

Крузенштерну сооружен монумент в Петербурге напротив Морского корпуса. Его имя носит парусный барк «Крузенштерн», а также один из проливов между островами Курильской гряды.

В 1993 г. банк России выпустил памятную монету «Первое русское кругосветное путешествие».

Русские путешественники и первопроходцы

Еще раз путешественники эпохи Великих Географических Открытий