Ивановское (Курская область). Кошмар гетмана Мазепы

Палаты Мазепы в с. Ивановское. Арх. О.Старцев 1704 г.
современная фотография
И тщетно там пришлец унылый Искал бы гетманской могилы: Забыт Мазепа с давних пор! А. С. Пушкин

В глубине минувших столетий родилось искусство строить и украшать жилище людей. Основным строительным материалом было дерево, ибо вековые дремучие леса покрывали огромные пространства страны. Однако дерево недолговечно. Частые пожары уничтожали дотла здания, усадьбы и города, а то, что могло уцелеть от огня или разорения врагом, исчезало под воздействием беспощадного времени. К счастью, сохранились каменные и кирпичные стены, башни кремлей и монастырей, величественные соборы и великокняжеские дворцы, которые должны оберегаться государством как драгоценные памятники отечественного зодчества. К числу таких редких и ценных построек относятся палаты Мазепы и дворец в усадьбе "Марьино". Оба памятника имеют исторически тесную связь, а территориально находятся в непосредственной близости друг от друга.

Реконструкция Палат Мазепы Арх. А.Ю.Ехауеким. 1949 г.

Палаты Мазепы - последнее из строений, сохранившихся от некогда богатой усадьбы гетмана в селе Ивановском. Эта усадьба была исторической предшественницей дворцово-паркового ансамбля "Марьино". Хронологическая последовательность их возникновения, развития и взаимосвязи такова.

В 1654 году по решению Переяславльской рады произошло воссоединение Украины с Россией, навеки укрепившее дружбу двух братских народов. В связи с этим к концу XVII века московское правительство разрешило украинцам заселять обширные земли Рыльского, Льговского и Путивльского уездов Курской губернии. Именно здесь началось соприкосновение и взаимообогащение двух великих высокоразвитых культур - России и Украины.

С 1687 по 1708 год на Украине властвовал всесильный гетман Мазепа (1644-1709). Это был ярый крепостник, имевший около 100 тысяч крепостных крестьян, человек необыкновенно честолюбивый и коварный. Он тайно стремился к отделению Украины от России и имел тесные связи сначала с Польшей, а затем со Швецией, приведшие его к открытой измене и предательству. В старинной украинской песне недаром говорится:

У Киеви на Подали порубали груши; Погубив же пес Мазепо невинные души. Ой, выгорав весь Батурин,- забралася хата; Та еже твоя-то, Мазепо, и душа проклята. А де ты, вражий сыну, Мазепо проклятый...2

Когда Мазепа еще пользовался всей полнотой гетманской власти, он в течение многих лет добивался приобретения земельных угодий в юго-западной части Курского края. Но только

13 декабря 1703 года они были закреплены за ним грамотой Петра I. В то время и началось строительство в селениях Ивановском, Степановке и Мазеповке, названных по имени, отчеству и фамилии гетмана. Одновременно возникли селения Амонь, Гапоново, Коренево, Крупец, Обуховка, Снагость, Студянка и другие. Из них самым крупным было Ивановское, где Мазепа построил усадьбу и сосредоточил в ней управление всеми своими поместьями в Курской губернии.

Сведения о строительстве в селе Ивановском очень скудны. На основании немногих дошедших до нас документов время постройки каменных палат в ивановской усадьбе Мазепы может быть отнесено к началу первого десятилетия XVIII века.

Строительство палат связывают с именем известного московского зодчего Осина Дмитриевича Старцева (родился в конце XVII, умер в начале XVIII века). Сохранилось письмо Мазепы к царям Петру и Иоанну Алексеевичам от 21 мая 1693 года, в котором гетман просил выслать в Киев "каменных дел мастера" Осина Старцева для постройки церквей в Братском и Пустынном Никольском монастырях. В обширной грамоте государей от 12 сентября 1693 года на имя Мазепы говорилось: "А каменных дел мастеру Осипу Старцеву по нашему царского величества указу ведено быть при тебе, подданном нашем... покамест он в Киеве каменные две церкви по подряду своему в отделку и совершенство приведет..."

Осип Старцев, продолжительное время работая на Украине, не мог ограничить свою деятельность постройкой величественных Братского и Никольского соборов. В своих поездках из Москвы в Киев и обратно он посещал Смоленск, Батурин, Чернигов, многие другие населенные пункты, внимательно изучая русскую и украинскую архитектуру, талантливо используя их характерные мотивы в своем творчестве. Так, большое сходство архитектурных деталей усматривается при сравнении палат в селе Ивановском с известным домом Якова Лизогуба в Чернигове, называемым также Полковой канцелярией.

Строительство усадьбы Мазепы в селе Ивановском было поручено Осипу Старцеву, по-видимому, после окончания большой и сложной работы в Киеве.

Палаты Мазепы в Ивановском были для своего времени крупным сооружением, а сейчас они являются редким и ценным памятником гражданского зодчества начала XVIII века. До нас не дошли первоначальные чертежи, по которым при Мазепе застраивалась его усадьба. Многолетние поиски их и дальнейшее изучение обширных архивных документов привели автора этих строк к открытию ранее не известных данных о планировке и застройке усадьбы в селе Ивановском.

Сохранился подробный "План господскому дому, состоящему Льговской округи в селе Ивановском", снятый 25 июня 1790 года. Он вычерчен на тонкой полотняной кальке размером 67 х 91 см черной тушью с подцветкой акварелью. Под номером первым указаны "палаты каменные без крышки старинного расположения длиной 22 1/2, шириною 7 1/2, вышиною 4 сажени, в них б покоев, 2 кладовых, внизу погреба. Оныя палаты в 11024 году сгорели и ныне стоят без крышки, потолку и полов нет, к починке неспособны". Кроме этого здания на план нанесена под номером вторым "кладовая каменная длиною 12, шириною 6, вышиною до крыши 4 сажени, в ней 6 покоев, внизу выход с погребами".4 Ее местоположение, размеры и число помещений полностью соответствуют натурным обмерам палат Мазепы, произведенным автором книги в 50-х годах. Можно предположить, что после пожара 11024 года владельцы усадьбы поселились в соседнем каменном строении, имеющем б больших "покоев", которое и стало именоваться до наших дней палатами Мазепы в память о первом их владельце.

План 1790 года дополняет справка о селе Ивановском в рукописи курского землемера И. Башилова, относящейся к 1785 году:

"...Из всех селений знаменитее других первое село Ивановское, в котором две церкви, одна каменная, а другая деревянная, господский дом... с каменными и деревянными службами... при оном конский завод. Положение имеет то село на большой дороге от города Курска и Льгова в Рыльск, на ровном месте. Составляют то село крестьянских 360 дворов и 1561 душа, принадлежит ее светлости урожденной принцессе фон Гольдштейнбековой княгине Барятинской".

Весьма ценна характеристика курских имений Барятинских, сделанная в 1844 году действительным статским советником К. И. Арсеньевым, совершавшим с поэтом В. А. Жуковским путешествие на юг России и посетившим Ивановское и Марьино. "Напротив города Льгова, за рекою Сеймом, на дороге в Рыльск, находится богатая дача графа А. Н. Толстого с обширным садом и разными хозяйственными сооружениями. Отсюда идет длинный ряд богатых земель и деревень, через весь Льговский, Рыльский и Путивльский уезды, до самой западной границы губернии. Эти земли составляли некогда владение гетмана Мазепы... Впоследствии все это пространство, уже населенное и обработанное, сделалось достоянием рода князей Барятинских; часть дотоле неразделенного имения отделилась в род графа Н. А. Толстого, по супружеству его с княжною Барятинской. Село Ивановское, людное и богатое, лежит почти посредине пути между Льговом и Рыльском и составляет главный пункт в управлении всем обширным имением нынешней владелицы княгини Барятинской. Здесь находится вотчинная контора и все владельческие хозяйственные учреждения; великолепная церковь посреди широкой площади воздвигнута на иждивение владельца. Отсюда на расстоянии одной версты находится Марьино, обычное пребывание владельцев во время приезда их в Курскую губернию".

Большой интерес представляет "План Курской губернии Льговского уезда господской усадьбы при селе Ивановском межевания 1878 года". Он выполнен на плотной белой бумаге с надписью в правом нижнем углу: "С натуры снимал чертежник Иван Плохинский 1878 года". На плане имеется наклейка: "Марьинский архив Их Сиятельств Князей Барятинских".

Просторный господский двор был обсажен деревьями, украшен цветниками и окружен каменной стеной. За двором находился небольшой парк, а слева от него фруктовый сад с тремя специально выкопанными прудами, соединенными протоками с мостиками, островками и беседками. В прудах была "рыба саженая". На хозяйственном дворе размещались каменная баня, ледник, птичник, парники, конюшня, колодец и т. д.

В плане 1878 года слева от господского двора обозначен телеграфный двор и сделана надпись: "Телеграф открыт в селе Ивановском в 1873 году". Справа от господского двора размещался "училищный двор с каменным двухклассным училищем".

Перед усадьбой была площадь, к которой сходились три сельские улицы, сохранившие свои основные направления и сейчас, а посреди площади возвышался обелиск над престолом старой церкви и красивая каменная Покровская пятипрестольная церковь, в которой находился фамильный склеп князей Барятинских. К глубокому сожалению, церковь была снесена в 1936 году по указанию "всесоюзного старосты" М. Калинина, отдыхавшего в "Марьине". На площади были также каменные лавки и кузницы.

В плане на месте сгоревших господских палат обозначена "каменная конюшня с каретным сараем" (ее руины сохранились до нашего времени), а господский дом указан по красной линии Большой улицы под первым номером и в описании назван как "каменный дом, в котором помещаются квартира Главноуправляющего, Главное управление и удельная контора". Еще в конце 1950-х годов это здание сохраняло типичные черты архитектуры середины XIX века, когда сильно чувствовалось влияние искусства позднего русского классицизма, оно органично входило в ансамбль ивановской усадьбы, и его нужно было сохранить как памятник эпохи. Здание погибло как памятник в связи с крайне неудачной надстройкой второго этажа и до неузнаваемости измененным фасадом. И ради чего же погубили исторически интересное здание? Там была устроена мастерская по изготовлению тряпичных тапочек!

Но вернемся к самим палатам Мазепы. Прежде всего совершенно очевидно, что они строились как жилые помещения, а не как кладовая, как они названы в плане 1790 года. За 86 лет, прошедших со времени постройки палат до момента составления упомянутого плана, в использовании здания могли произойти многие изменения. Не исключена и ошибка составителя плана в определении первоначального назначения палат. Для этого есть веские доказательства.

Во-первых, планировка палат Мазепы полностью соответствует традиционной планировке жилого дома XVIII столетия. Сени делят дом на две части. В каждой половине все комнаты (или палаты) соединяются между собой, хотя четко выявленной анфилады помещений, характерной для барских домов последующего времени, здесь еще нет.

Во-вторьк, размеры комнат в плане, их высота и наличие в каждой от трех до четырех окон ясно свидетельствуют, что они были предназначены не для кладовых, а для жилья. Кроме того, помещения кладовых палатами не называли.

В-третьих, палаты Мазепы имели выразительную декоративную обработку фасадов, придающую им своеобразный скульптурный характер. На известковой побелке стен архитектурные детали создают богатую игру светотени. Можно думать, что, когда палаты были окружены зеленью парка, при ярком солнечном освещении впечатление скульптурности здания было еще значительнее.

Несомненно, что палаты имели красивое парадное крыльцо с широкой каменной лестницей. Такие крыльца не устраивали перед кладовыми. С тыльной стороны здания имеется небольшая квадратная в плане пристройка, которая, судя по ее непосредственной связи с жилой комнатой и сенями, использовалась для бытовых нужд жильцов, а не под тюремную камеру, как это ранее предполагалось местными краеведами.

В архитектуре палат Мазепы применен мотив парных колонн, выступающих на три четверти своего диаметра из плоскости стен. Их размещение на фасадах соответствует местоположению внутренних капитальных стен. На углах здания колонны образуют своеобразные пучки, сильно повышающие пластику сооружения.

Большое значение для выразительности фасадов имеют наличники, обрамляющие окна всех фасадов, что свидетельствует о том, что зодчий рассчитывал на обозрение здания со всех сторон, на известную их равноценность. И это тоже говорит о жилом назначении палат. Формы наличников различны лишь в очень незначительных деталях. Фронтон наличника имеет сильный рельеф, полки под фронтоном отсутствуют, так же как и колонки. Вместо них сделан полувалик из одного кирпича, отесанного с ребра. Ниже подоконника кирпичная кладка образует рельефный выступ фигурного характера. Эта форма наличников в какой-то степени предвосхищает наличники, применявшиеся в русской архитектуре в 1740-х годах. Карниз дома имеет небольшой рельеф и не отличается оригинальностью.

Некоторые декоративные элементы палат Мазепы утрачены: в окнах отсутствует значительная часть узорных кованых решеток, нет ставней с петлями и засовами кузнечной работы, некоторые окна заложены кирпичом. Начинает разрушаться цоколь и выщербливается узорчатая кирпичная кладка стен.

Без всякого сомнения крыша раньше поднималась значительно круче, отчего, при наличии фронтонов, все здание казалось величественнее. Существующая форма крыши появилась в 1880-х годах, когда были разобраны торцевые фронтоны, угрожавшие обрушением. Вероятно, это и породило легенду о том, что палаты были двухэтажными.

В старинном журнале есть оригинальный рисунок "Дом гетмана Мазепы в с. Ивановском", который дает представление, каким этот памятник гражданского зодчества был более ста лет назад. В небольшой заметке к рисунку сказано, что "верхний этаж дома снят, так как грозил падением. Остальные же части остались в неприкосновенности". Однако в архивных текстовых документах и чертежах никаких сведений о втором этаже палат Мазепы не встречается. Да и мощные крестовые своды перекрытия палат такую возможность совершенно исключают.

Как указывалось выше, возможным прототипом палат Мазепы в архитектурном убранстве мог быть дом Я. Лизогуба - черниговского полковника в гетманство Мазепы. Все сказанное позволяет решительно утверждать, что палаты Мазепы были одним из жилых зданий усадьбы гетмана в селе Ивановском. Они служат примером гражданского здания начала XVIII века, помогающим понять развитие архитектурно-художественных традиций, выработанных русским и украинским народами в жилищном строительстве.

Вместе с палатами Мазепы сохранилось еще одно здание, построенное в XVIII веке, которое с полным основанием следует считать памятником гражданского зодчества. В упоминавшемся плане 1790 года оно значится как "кухня каменная, застроенная в 1768 году, длиною 9, шириною 4 сажени, в ней 3 покоя...", а в плане 1878 года уже как "каменная кучерская". Это здание сейчас используется под Народный музей села Ивановского.

Но, увы, и на нем, как и на палатах Мазепы, нет даже охранной доски. А ведь эти постройки - свидетели далекого прошлого, остатки когда-то большого усадебного комплекса.

Какие -попытки предпринимались к их возрождению?

Был проект восстановления палат Мазепы, выполненный еще в 1949 году курским архитектором Александром Юльевичем Ехауекимом, были настойчивые усилия инспектора Курского областного отдела по делам архитектуры В. Ф. Габеля, а после его кончины автора этих строк реализовать проект восстановления палат. После нескольких обследований, обмеров и фотофиксаций палат Мазепы этот вопрос выносился на страницы печати. В 1961 году московская комиссия по восстановлению историко-архитектурных памятников еще раз обследовала палаты Мазепы, после чего была составлена смета и отпущены средства на их восстановление. К сожалению, до сих пор реставрация не начата.

В 1968 году во время совместной работы по составлению исходных данных к Своду памятников истории и культуры РСФСР мы обменялись мнениями с доктором искусствоведения архитектором Михаилом Павловичем Цапенко о возможности возрождения палат Мазепы в первоначальном виде и пришли к единодушному заключению о необходимости скорейшего проведения хотя бы консервации памятника. М. П. Цапенко был крупным знатоком истории украинского и русского зодчества. Его перу принадлежит много интересных исследований архитектуры как раз той пограничной полосы между Россией и Украиной, в которой находится село Ивановское. В середие 70-х годов под руководством М. П. Цапенко архитектор-художник К. Лопяло выполнил вариант реконструкции палат Мазепы, в котором декоративное убранство фасадов выглядит значительно богаче, чем в проекте А. Ю. Ехауекима, но и это проектное предложение осталось неосуществленным.

Отношение к палатам Мазепы М. П. Цапенко высказал в своей последней книге, посвященной этой теме. Михаил Павлович писал, что "палаты в Ивановском и небольшая "каменица" при них - редкие, забытые и по-настоящему не исследованные памятники русско-украинской архитектуры начала XVIII века... Они ждут своего исследователя и реставратора". Да, к сожалению, все еще ждут, и это не делает чести курским областным органам культуры и охраны памятников.

Усадьба гетмана Мазепы была построена на сто лет раньше дворцово-паркового ансамбля "Марьино". Но исторически они тесно связаны друг с другом и представляют большую ценность, как редкие и интересные памятники отечественного зодчества XVIII и XIX веков.

С.И. ФЕДОРОВ. "Марьино князей Бартинских". Глава из книги

Палаты гетмана Мазепы

Современный вид Палат гетмана Мазепы

Реконструкция Палат гетмана Мазепы в Ивановском

Палаты гетмана Мазепы - резиденция в селе Ивановском , Рыльского района Курской области построенная по приказу гетмана Мазепы , из которой он управлял всеми своими поместьями в Курской области (Мазеповка , Степановка , Крупец , Амонь, Коренево , Обуховка , Снагость, Студянка и другие). Точное время постройки неизвестно. Курские краеведы называют ориентировочную дату строительства 1703-1705 годами. Палаты Мазепы являются памятником гражданского зодчества начала XVIII века и для своего времени были крупным сооружением. Формально палаты включены в список объектов, охраняемых государством, однако в настоящее время находятся в полуразрушенном состоянии.

История

По мнению Федорова С. И., некоторые декоративные элементы палат Мазепы утрачены: в окнах отсутствует значительная часть узорных кованых решеток, нет ставней с петлями и засовами кузнечной работы, некоторые окна заложены кирпичом.

Попытки реставрации Палат Мазепы

Примечания

Литература

  • Федоров С. И. Марьино князей Барятинских. История усадьбы и ее владельцев. - Курск: « Крона», 1994 г.
  • Микола Мазепа. Маєтки гетьмана Мазепи у Російській Федерації. Тезиси доповіді на міжнародній науково-практичній конференції з нагоди 295 - ї річниці з дня смерті гетьмана І. Мазепи. Батурин, 2004. (укр.)

, Крупец , Амонь , Коренево , Обуховка , Снагость , Студянка и другие). Точное время постройки неизвестно. Курские краеведы называют ориентировочную дату строительства 1703-1705 годами. Палаты Мазепы являются памятником гражданского зодчества начала XVIII века и для своего времени были крупным сооружением. Формально палаты включены в список объектов, охраняемых государством, однако в настоящее время находятся в полуразрушенном состоянии.

История

См. также

Напишите отзыв о статье "Палаты гетмана Мазепы"

Примечания

Литература

  • Федоров С. И. Марьино князей Барятинских. История усадьбы и её владельцев. - Курск: « Крона», 1994 г.
  • Микола Мазепа. Маєтки гетьмана Мазепи у Російській Федерації. Тезиси доповіді на міжнародній науково-практичній конференції з нагоди 295 - ї річниці з дня смерті гетьмана І. Мазепи. Батурин, 2004. (укр.)

Ссылки

Отрывок, характеризующий Палаты гетмана Мазепы

И словоохотливый Долгоруков, обращаясь то к Борису, то к князю Андрею, рассказал, как Бонапарт, желая испытать Маркова, нашего посланника, нарочно уронил перед ним платок и остановился, глядя на него, ожидая, вероятно, услуги от Маркова и как, Марков тотчас же уронил рядом свой платок и поднял свой, не поднимая платка Бонапарта.
– Charmant, [Очаровательно,] – сказал Болконский, – но вот что, князь, я пришел к вам просителем за этого молодого человека. Видите ли что?…
Но князь Андрей не успел докончить, как в комнату вошел адъютант, который звал князя Долгорукова к императору.
– Ах, какая досада! – сказал Долгоруков, поспешно вставая и пожимая руки князя Андрея и Бориса. – Вы знаете, я очень рад сделать всё, что от меня зависит, и для вас и для этого милого молодого человека. – Он еще раз пожал руку Бориса с выражением добродушного, искреннего и оживленного легкомыслия. – Но вы видите… до другого раза!
Бориса волновала мысль о той близости к высшей власти, в которой он в эту минуту чувствовал себя. Он сознавал себя здесь в соприкосновении с теми пружинами, которые руководили всеми теми громадными движениями масс, которых он в своем полку чувствовал себя маленькою, покорною и ничтожной» частью. Они вышли в коридор вслед за князем Долгоруковым и встретили выходившего (из той двери комнаты государя, в которую вошел Долгоруков) невысокого человека в штатском платье, с умным лицом и резкой чертой выставленной вперед челюсти, которая, не портя его, придавала ему особенную живость и изворотливость выражения. Этот невысокий человек кивнул, как своему, Долгорукому и пристально холодным взглядом стал вглядываться в князя Андрея, идя прямо на него и видимо, ожидая, чтобы князь Андрей поклонился ему или дал дорогу. Князь Андрей не сделал ни того, ни другого; в лице его выразилась злоба, и молодой человек, отвернувшись, прошел стороной коридора.
– Кто это? – спросил Борис.
– Это один из самых замечательнейших, но неприятнейших мне людей. Это министр иностранных дел, князь Адам Чарторижский.
– Вот эти люди, – сказал Болконский со вздохом, который он не мог подавить, в то время как они выходили из дворца, – вот эти то люди решают судьбы народов.
На другой день войска выступили в поход, и Борис не успел до самого Аустерлицкого сражения побывать ни у Болконского, ни у Долгорукова и остался еще на время в Измайловском полку.

На заре 16 числа эскадрон Денисова, в котором служил Николай Ростов, и который был в отряде князя Багратиона, двинулся с ночлега в дело, как говорили, и, пройдя около версты позади других колонн, был остановлен на большой дороге. Ростов видел, как мимо его прошли вперед казаки, 1 й и 2 й эскадрон гусар, пехотные батальоны с артиллерией и проехали генералы Багратион и Долгоруков с адъютантами. Весь страх, который он, как и прежде, испытывал перед делом; вся внутренняя борьба, посредством которой он преодолевал этот страх; все его мечтания о том, как он по гусарски отличится в этом деле, – пропали даром. Эскадрон их был оставлен в резерве, и Николай Ростов скучно и тоскливо провел этот день. В 9 м часу утра он услыхал пальбу впереди себя, крики ура, видел привозимых назад раненых (их было немного) и, наконец, видел, как в середине сотни казаков провели целый отряд французских кавалеристов. Очевидно, дело было кончено, и дело было, очевидно небольшое, но счастливое. Проходившие назад солдаты и офицеры рассказывали о блестящей победе, о занятии города Вишау и взятии в плен целого французского эскадрона. День был ясный, солнечный, после сильного ночного заморозка, и веселый блеск осеннего дня совпадал с известием о победе, которое передавали не только рассказы участвовавших в нем, но и радостное выражение лиц солдат, офицеров, генералов и адъютантов, ехавших туда и оттуда мимо Ростова. Тем больнее щемило сердце Николая, напрасно перестрадавшего весь страх, предшествующий сражению, и пробывшего этот веселый день в бездействии.
– Ростов, иди сюда, выпьем с горя! – крикнул Денисов, усевшись на краю дороги перед фляжкой и закуской.
Офицеры собрались кружком, закусывая и разговаривая, около погребца Денисова.
– Вот еще одного ведут! – сказал один из офицеров, указывая на французского пленного драгуна, которого вели пешком два казака.
Один из них вел в поводу взятую у пленного рослую и красивую французскую лошадь.
– Продай лошадь! – крикнул Денисов казаку.
– Изволь, ваше благородие…
Офицеры встали и окружили казаков и пленного француза. Французский драгун был молодой малый, альзасец, говоривший по французски с немецким акцентом. Он задыхался от волнения, лицо его было красно, и, услыхав французский язык, он быстро заговорил с офицерами, обращаясь то к тому, то к другому. Он говорил, что его бы не взяли; что он не виноват в том, что его взяли, а виноват le caporal, который послал его захватить попоны, что он ему говорил, что уже русские там. И ко всякому слову он прибавлял: mais qu"on ne fasse pas de mal a mon petit cheval [Но не обижайте мою лошадку,] и ласкал свою лошадь. Видно было, что он не понимал хорошенько, где он находится. Он то извинялся, что его взяли, то, предполагая перед собою свое начальство, выказывал свою солдатскую исправность и заботливость о службе. Он донес с собой в наш арьергард во всей свежести атмосферу французского войска, которое так чуждо было для нас.
Казаки отдали лошадь за два червонца, и Ростов, теперь, получив деньги, самый богатый из офицеров, купил ее.
– Mais qu"on ne fasse pas de mal a mon petit cheval, – добродушно сказал альзасец Ростову, когда лошадь передана была гусару.
Ростов, улыбаясь, успокоил драгуна и дал ему денег.
– Алё! Алё! – сказал казак, трогая за руку пленного, чтобы он шел дальше.
– Государь! Государь! – вдруг послышалось между гусарами.
Всё побежало, заторопилось, и Ростов увидал сзади по дороге несколько подъезжающих всадников с белыми султанами на шляпах. В одну минуту все были на местах и ждали. Ростов не помнил и не чувствовал, как он добежал до своего места и сел на лошадь. Мгновенно прошло его сожаление о неучастии в деле, его будничное расположение духа в кругу приглядевшихся лиц, мгновенно исчезла всякая мысль о себе: он весь поглощен был чувством счастия, происходящего от близости государя. Он чувствовал себя одною этою близостью вознагражденным за потерю нынешнего дня. Он был счастлив, как любовник, дождавшийся ожидаемого свидания. Не смея оглядываться во фронте и не оглядываясь, он чувствовал восторженным чутьем его приближение. И он чувствовал это не по одному звуку копыт лошадей приближавшейся кавалькады, но он чувствовал это потому, что, по мере приближения, всё светлее, радостнее и значительнее и праздничнее делалось вокруг него. Всё ближе и ближе подвигалось это солнце для Ростова, распространяя вокруг себя лучи кроткого и величественного света, и вот он уже чувствует себя захваченным этими лучами, он слышит его голос – этот ласковый, спокойный, величественный и вместе с тем столь простой голос. Как и должно было быть по чувству Ростова, наступила мертвая тишина, и в этой тишине раздались звуки голоса государя.

Палац гетмана Ивана Мазепы - у склада колхоза "Россия" в Курской области (в отличии от Батуринского –ещё целый)

После измены гетмана Ивана Мазепы, передали его владения в России князю Барятинскому. Потом Барятинские построили новую усадьбу “Марьино” (сейчас там санаторий)

Села памяти Мазепы: Ивановское, Степановка, Мазеповка (никто и не переименовывал)

Построен в 1703-1705 AD. Горел в 1790 AD. Но ограждающие конструкции вполне ещё целы.

Парадная сабля гетмана Мазепы (говорят, хранится в Эрмитаже)

Эпопея с поисками сабли гетмана Мазепы превратилась в некий символ украинской “журналистики” и исторической “науки”

Сабля гетмана Ивана Мазепы с надписью "На гибель супостата в сиче дерзающему смерть. 1687", на обороте "Надежда в Бозе, а крепость в руце – правому делу конец. Мазепа"

(Ранее говорят хранилось в Царскосельском арсенале)

Говорят, что после победы во Второй мировой войне, советское командование ограбило музеи Кракова и Варшавы.

Сабля Мазепы, вместе с другими экспонатами казацкой эпохи, тоже была захвачена и вывезена в Россию, где была сдана в секретный архив и никогда не экспонировалась

В тоже время, ряд “историков” утверждает, что в Эрмитаже хранится в засекреченных хранилищах еще одна сабля гетмана Мазепы с изображением золотой головы казака, установленной на левой стороне крестовины.

“У нас есть всего одна сабля Мазепы, и мы показали её журналистам. Это оружие сделано в середине XVIII века сторонником или последователем гетмана, в память о нем , – заявил заместитель директора "Эрмитажа" Георгий Вилинбахов. – “..Никакой другой парадной сабли с головой казака на рукояти в музее нет. Мы просим украинцев: не надо с таким упорством утверждать, что мы в каких-то мифических тайниках храним еще одну саблю…”

Кроме этого говорят, что в Эрмитаже была найдена картина, где Меншиков торжественно передает саблю Мазепы Петру Великому.

После это российская сторона мол начала препятствовать дальнейшим поискам, а картину где изображена сабля гетмана Мазепы срочно сняли из экспозиции.

Говорят, что директор ООО "Булат НВР" Владимир Остапович, который создаёт оружие из булатной стали дал официальное заключение, что сабля из Эрмитажа не может быть изготовлена во времена Мазепы и что данный факт признало руководство Эрмитажа.

Говорят, что директор Национального заповедника "Хортица" Максим Остапенко нашёл приказ Сталина N2 от 1917 года, о передаче независимой Украине казацких реликвий из музеев России, но эти реликвии до сих пор не переданы. В описи реликвий указана сабля Мазепы, которая мол находилась в Артиллерийского музее Санкт – Петербурга.