Какие бывают высшие учебные заведения. Высшие учебные заведения: виды и особенности

Типы высших учебных заведений. Специализация высшего образования.

Высшее образование могут получить лица,завершившие программы среднего общего,профессионально-технического или дополнительного образования. Граждане имеют право на бесплатное высшее образование на конкурсной основе.Законом РК «Об образовании» (2007) были

утверждены следующие уровни и квалификации:

1) Высшее базовое образование –программа бакалавриата - с

продолжительностью обучения 4 года;

2) Послевузовское образование,включающее научно-педагогическое

направление подготовки – программа

магистратуры – со следующей продолжительностью обучения: на основе

высшего образования – 2 года, и на основе

высшего специального образования – 1 год,

3) Программа подготовки докторов философии (PhD) – докторантура – после завершения программ магистратуры. Продолжительность обучения – минимум 3 года. Послевузовское медицинское и фармацевтическое образование включает резидентуру, магистратуру и докторантуру.

Резидентура представляет собой углубленное медицинское образование по

клиническим специальностям с продолжительностью обучения от 2 до 4 лет,

в зависимости от специализации. Для отдельных медицинских специальностей продолжительность обучения составляет семь лет, а последний год обучения организован в форме интернатуры. Послевузовское образование высшего уровня (цикла) непрерывного образования

нацелено на подготовку

4 высококвалифицированных научных и педагогических кадров. Оно организовано в рамках клинических, послевузовских, стажерских программ, адъюнктур, докторских программ, исследовательских стажировок и т.д.

Типы высших учебных заведений Высшие учебные заведения (вузы)

функционируют в форме университетов, академий или институтов. Консерватории, высшие школы и высшие училища имеют

аналогичный статус. Тип вуза определяется на этапе лицензирования и зависит от числа реализуемых высших и послевузовских программ, ориентации исследовательской работы и подтверждается государственной

аттестацией и аккредитацией.

Институт – учебное заведение, которое реализует профессиональные учебные программы высшего образования по одной-

двум группам специальностей, осуществляет научную и педагогическую деятельность, повышение квалификации и переподготовку кадров;

Академия - учебное заведение, которое реализует профессиональные учебные программы высшего и послевузовского образования по одной-двум группам специальностей, осуществляет научно- исследовательскую и педагогическую деятельность, повышение квалификации и переподготовку кадров;

Университет - учебное заведение, которое реализует профессиональные учебные программы высшего и послевузовского образования по трем и более группам специальностей (медицинский университет - по двум и более), осуществляет научную и педагогическую деятельность, повышение

квалификации и переподготовку кадров и является ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности.

Число вузов резко выросло с 1993 года, когда правительство разрешило учреждать негосударственные (частные) учебные заведения. В настоящее время функционирует 144 высших учебных заведения (55 государственных и 89 частных). Число негосударственных (частных) высших учебных заведений постепенно росло до 2001 года, а с 2002 года начало

Рассмотрим некоторые учебные заведения, в которых можно получить среднее специальное и высшее образование.

Особенности средних учебных заведений

В колледжах, педагогических и медицинских училищах, юридических и ветеринарных техникумах, могут обучаться выпускники основной школы. Появились они в нашей стране благодаря революционной реформе Луначарского. В тридцатые годы в советской республике были созданы техникумы, которые стали средним звеном между высшими заведениями и школами.

В то время средние специальные учебные заведения стали инструментом для массовой подготовки работников фабрик, сельского хозяйства. Параллельно происходило развитие заводских училищ, которые именовались профессиональными техническими училищами.

Сроки обучения в ссузах

Учебные заведения среднего звена рассчитаны на двух-трех летнее обучение. Продолжительность учебы зависит от направления, первоначального уровня абитуриента. После реформирования российского образования, во многих средних учебных заведениях изменились правила приема, обучают только выпускников средних школ.

Состав системы среднего образования

Учебные заведения подобного направления функционируют в Санкт-Петербурге, Москве.

Педагогические колледжи

Несмотря на то что в последнее время существенно снизился интерес к педагогическим специальностям, в каждом российском регионе существуют учебные заведения подобной направленности. Помимо традиционных специальностей, связанных с подготовкой учителей начальных классов, такие специальные учебные заведения занимаются обучением будущих преподавателей иностранного языка, воспитателей. Например, архангельский педагогический колледж предлагает абитуриентам дополнительные курсы по английскому языку, обучение компьютерной грамотности.

Зачисление в колледж осуществляется на базе среднего образования. Результаты ЕГЭ не учитывают, но обязательно проводится дополнительный конкурс аттестатов. Дополнительные балы можно получить за предоставление портфолио личных достижений.

Практически все учебные заведения после завершения обучения помогают выпускникам в трудоустройстве.

Документы для поступления в колледжи и техникумы

Независимо от направления деятельности, существуют общие требования к документам, предоставляемым абитуриентом в приемную комиссию. Помимо подлинника аттестата, первой страницы гражданского паспорта (копии), четырех фотографий размерами 30 на 40 мм, предоставляется медицинская справка, подтверждающая отсутствие противопоказаний к обучению.

Заведения высшего звена

Выясним, какие учебные заведения считаются востребованными у современных выпускников. За последние годы существенно выросло количество школьников, выбирающих для обучения медицинские университеты и академии. В чем причина востребованности таких вузов? Какие специальности в них можно получить? Медицина стали привлекательным направлением после тех преобразований, которые были проведены в нашей стране в данной отрасли.

Повышение заработной платы, возможность трудоустройства, сделали медицинское образование востребованным и престижным. Независимо от географического расположения медицинского университета (института), обучение осуществляется по следующим направлениям:

  • стоматология;
  • общая практика (терапия);
  • педиатрия;
  • фармацевтика.

При подаче документов в приемную комиссию абитуриент предоставляет результаты прохождения единого государственного экзамена по химии, биологии, русскому языку. Средний балл зависит от факультета, региона, количества набора.

На протяжении нескольких лет конкурс в высшие заведения юридического и экономического профиля. Несмотря на то что далеко не все выпускники потом трудоустраиваются, поступить в такие вузы на бюджетную основу достаточно сложно.

Заключение

После подписания нашей страной в 2003 году Болонской декларации, система высшего образования подверглась существенным преобразованиям. Среди позитивных новшеств можно отметить возможность беспрепятственного передвижения студентов между странами - участниками Болонского договора.

Появились многочисленные международные проекты, стажировки, шанс на трудоустройство в любых странах. Помимо специалитета, в российском высшем образовании появилась магистратура и бакалавриат, что является нормой для европейской системы. Выпускники крупных отечественных вузов теперь являются обладателями двух дипломов: отечественного и европейского образца.

В 1992 году законодательством РФ в систему высшего образования были введены образовательные стандарты. Это позитивно отразилось на качестве подготовки квалифицированных кадров. В настоящее время в качестве отдельного уровня высшего образования выделяют аспирантуру.

Некоторые отечественные учебные заведения, например, МГУ имени М. В. Ломоносова, СПбГУ, получили право на самостоятельную разработку образовательных стандартов, а также на введение дополнительных вступительных испытаний для абитуриентов. Какое именно учебное заведение выбрать для получения профессионального образования, должен выбирать сам выпускник российских школ. В настоящее время для учеников девятых и одиннадцатых классов организуются специальные курсы, направленные на помощь им в выборе профессии.

образовательное заведение, учрежденное и действующее на основании законодательства Российской Федерации об образовании, имеющее статус юридического лица и реализующее в соответствии с лицензией образовательные программы высшего профессионального образования. Основными задачами высшего учебного заведения являются: удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего и (или) послевузовского профессионального образования; развитие наук и искусств посредством научных исследований и творческой деятельности научно-педагогических работников и обучающихся, использование полученных результатов в образовательном процессе; подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников с высшим образованием и научно-педагогических работников высшей квалификации; формирование у обучающихся гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии; сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества; распространение знаний среди населения, повышение его образовательного и культурного уровня. Высшие учебные заведения могут иметь свои структурные подразделения и филиалы. Структурные подразделения высшего учебного заведения могут реализовывать образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального и среднего профессионального образования, а также образовательные программы дополнительного образования при наличии у высшего учебного заведения соответствующей лицензии. Филиалами высших учебных заведений являются обособленные структурные подразделения, расположенные вне места его нахождения. Филиалы высших учебных заведений проходят лицензирование и аттестацию самостоятельно, а государственную аккредитацию - в составе высшего учебного заведения. Прием в высшие учебные заведения проводится по заявлениям лиц, имеющих среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование, на конкурсной основе по результатам вступительных испытаний или в ином порядке, определяемом учредителем (учредителями) высшего учебного заведения. В аспирантуру высших учебных заведений (научных учреждений или организаций) принимаются граждане Российской Федерации, имеющие высшее профессиональное образование, как правило, на конкурсной основе. В докторантуру высших учебных заведений (научных учреждений или организаций) принимаются граждане Российской Федерации, имеющие ученую степень кандидата наук. В Российской Федерации устанавливаются следующие виды высших учебных заведений: университет, академия, институт. Статус высшего учебного заведения определяется в зависимости от его вида, организационно-правовой формы, наличия или отсутствия государственной аккредитации. Статус высшего учебного заведения включается в его наименование. Наименование высшего учебного заведения устанавливается при его создании и изменяется в обязательном порядке при изменении его статуса. В случае, если в наименовании высшего учебного заведения употребляется специальное название (консерватория, высшее училище и другие названия), наряду с ним указывается вид высшего учебного заведения.

Вуз должен быть аккредитован (аккредитация даётся вузу, как правило, после аттестации). Обучение в вузе , как правило, длится от 4 до 6 лет и может быть дневным (очным) , вечерним (очно-заочным) и заочным . Наиболее распространёнными формами обучения являются аудиторное и дистанционное . Условно вузы подразделяются на гуманитарные и технические .

Виды высших учебных заведений

В России

  • Федеральный университет - ведущее высшее образовательное учреждение на территории федерального округа, центр науки и образования . По состоянию на 2016 год в России существует 10 ФУ .
  • Университет - многопрофильное учебное заведение с большим выбором учебных программ в самых разных областях знания.
  • Академия - готовит широкий круг специалистов какого-либо направления человеческой деятельности (сельское хозяйство , здравоохранение , искусство , туризм , экономика , финансы и т. п. ).
  • - занимается подготовкой специалистов для работы в определённой области профессиональной деятельности.

Научные исследования производятся в высших учебных заведениях всех типов, однако в университетах они, как правило, носят фундаментальный характер.

Белоруссия

Возглавляет высшее учебное заведение ректор , его заместителями по различным направлениям работы являются проректоры , которые решают оперативные и тактические вопросы работы вуза. Стратегические вопросы развития вуза обычно решает его Учёный совет .

Основные подразделения высших учебных заведений

  • Факультет - учебно-научное и административное структурное подразделение высшего учебного заведения, осуществляющее подготовку студентов и аспирантов по одной или нескольким родственным специальностям , повышение квалификации специалистов, а также руководство научно-исследовательской деятельностью кафедр, которые он объединяет. В университетах и академиях отдельные факультеты могут функционировать на правах внутривузовских институтов.
  • Кафедра - подразделение, осуществляющее подготовку студентов в рамках определённой специализации .
  • Аспирантура и докторантура .
  • Подготовительное отделение для абитуриентов .

Также при вузах могут существовать колледжи (в этом случае по его окончании также даётся диплом вуза, но не о высшем образовании, а о среднем профессиональном). В структуру высшего учебного заведения могут входить библиотеки , вычислительные центры, опытные производства, сельскохозяйственные угодья, клиники, НИИ и др. Многие высшие учебные заведения издают собственные газеты .

При ведущих высших учебных заведениях ВАК организует диссертационные советы по присуждению учёных степеней .

Разновидности вузов

Списки

Напишите отзыв о статье "Высшее учебное заведение"

Примечания

Литература

  • Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в редакции от 31 декабря 2005 года)

Ссылки

Отрывок, характеризующий Высшее учебное заведение

Наполеон заметил смущение Балашева при высказывании последних слов; лицо его дрогнуло, левая икра ноги начала мерно дрожать. Не сходя с места, он голосом, более высоким и поспешным, чем прежде, начал говорить. Во время последующей речи Балашев, не раз опуская глаза, невольно наблюдал дрожанье икры в левой ноге Наполеона, которое тем более усиливалось, чем более он возвышал голос.
– Я желаю мира не менее императора Александра, – начал он. – Не я ли осьмнадцать месяцев делаю все, чтобы получить его? Я осьмнадцать месяцев жду объяснений. Но для того, чтобы начать переговоры, чего же требуют от меня? – сказал он, нахмурившись и делая энергически вопросительный жест своей маленькой белой и пухлой рукой.
– Отступления войск за Неман, государь, – сказал Балашев.
– За Неман? – повторил Наполеон. – Так теперь вы хотите, чтобы отступили за Неман – только за Неман? – повторил Наполеон, прямо взглянув на Балашева.
Балашев почтительно наклонил голову.
Вместо требования четыре месяца тому назад отступить из Номерании, теперь требовали отступить только за Неман. Наполеон быстро повернулся и стал ходить по комнате.
– Вы говорите, что от меня требуют отступления за Неман для начатия переговоров; но от меня требовали точно так же два месяца тому назад отступления за Одер и Вислу, и, несмотря на то, вы согласны вести переговоры.
Он молча прошел от одного угла комнаты до другого и опять остановился против Балашева. Лицо его как будто окаменело в своем строгом выражении, и левая нога дрожала еще быстрее, чем прежде. Это дрожанье левой икры Наполеон знал за собой. La vibration de mon mollet gauche est un grand signe chez moi, [Дрожание моей левой икры есть великий признак,] – говорил он впоследствии.
– Такие предложения, как то, чтобы очистить Одер и Вислу, можно делать принцу Баденскому, а не мне, – совершенно неожиданно для себя почти вскрикнул Наполеон. – Ежели бы вы мне дали Петербуг и Москву, я бы не принял этих условий. Вы говорите, я начал войну? А кто прежде приехал к армии? – император Александр, а не я. И вы предлагаете мне переговоры тогда, как я издержал миллионы, тогда как вы в союзе с Англией и когда ваше положение дурно – вы предлагаете мне переговоры! А какая цель вашего союза с Англией? Что она дала вам? – говорил он поспешно, очевидно, уже направляя свою речь не для того, чтобы высказать выгоды заключения мира и обсудить его возможность, а только для того, чтобы доказать и свою правоту, и свою силу, и чтобы доказать неправоту и ошибки Александра.
Вступление его речи было сделано, очевидно, с целью выказать выгоду своего положения и показать, что, несмотря на то, он принимает открытие переговоров. Но он уже начал говорить, и чем больше он говорил, тем менее он был в состоянии управлять своей речью.
Вся цель его речи теперь уже, очевидно, была в том, чтобы только возвысить себя и оскорбить Александра, то есть именно сделать то самое, чего он менее всего хотел при начале свидания.
– Говорят, вы заключили мир с турками?
Балашев утвердительно наклонил голову.
– Мир заключен… – начал он. Но Наполеон не дал ему говорить. Ему, видно, нужно было говорить самому, одному, и он продолжал говорить с тем красноречием и невоздержанием раздраженности, к которому так склонны балованные люди.
– Да, я знаю, вы заключили мир с турками, не получив Молдавии и Валахии. А я бы дал вашему государю эти провинции так же, как я дал ему Финляндию. Да, – продолжал он, – я обещал и дал бы императору Александру Молдавию и Валахию, а теперь он не будет иметь этих прекрасных провинций. Он бы мог, однако, присоединить их к своей империи, и в одно царствование он бы расширил Россию от Ботнического залива до устьев Дуная. Катерина Великая не могла бы сделать более, – говорил Наполеон, все более и более разгораясь, ходя по комнате и повторяя Балашеву почти те же слова, которые ои говорил самому Александру в Тильзите. – Tout cela il l"aurait du a mon amitie… Ah! quel beau regne, quel beau regne! – повторил он несколько раз, остановился, достал золотую табакерку из кармана и жадно потянул из нее носом.
– Quel beau regne aurait pu etre celui de l"Empereur Alexandre! [Всем этим он был бы обязан моей дружбе… О, какое прекрасное царствование, какое прекрасное царствование! О, какое прекрасное царствование могло бы быть царствование императора Александра!]
Он с сожалением взглянул на Балашева, и только что Балашев хотел заметить что то, как он опять поспешно перебил его.
– Чего он мог желать и искать такого, чего бы он не нашел в моей дружбе?.. – сказал Наполеон, с недоумением пожимая плечами. – Нет, он нашел лучшим окружить себя моими врагами, и кем же? – продолжал он. – Он призвал к себе Штейнов, Армфельдов, Винцингероде, Бенигсенов, Штейн – прогнанный из своего отечества изменник, Армфельд – развратник и интриган, Винцингероде – беглый подданный Франции, Бенигсен несколько более военный, чем другие, но все таки неспособный, который ничего не умел сделать в 1807 году и который бы должен возбуждать в императоре Александре ужасные воспоминания… Положим, ежели бы они были способны, можно бы их употреблять, – продолжал Наполеон, едва успевая словом поспевать за беспрестанно возникающими соображениями, показывающими ему его правоту или силу (что в его понятии было одно и то же), – но и того нет: они не годятся ни для войны, ни для мира. Барклай, говорят, дельнее их всех; но я этого не скажу, судя по его первым движениям. А они что делают? Что делают все эти придворные! Пфуль предлагает, Армфельд спорит, Бенигсен рассматривает, а Барклай, призванный действовать, не знает, на что решиться, и время проходит. Один Багратион – военный человек. Он глуп, но у него есть опытность, глазомер и решительность… И что за роль играет ваш молодой государь в этой безобразной толпе. Они его компрометируют и на него сваливают ответственность всего совершающегося. Un souverain ne doit etre a l"armee que quand il est general, [Государь должен находиться при армии только тогда, когда он полководец,] – сказал он, очевидно, посылая эти слова прямо как вызов в лицо государя. Наполеон знал, как желал император Александр быть полководцем.
– Уже неделя, как началась кампания, и вы не сумели защитить Вильну. Вы разрезаны надвое и прогнаны из польских провинций. Ваша армия ропщет…
– Напротив, ваше величество, – сказал Балашев, едва успевавший запоминать то, что говорилось ему, и с трудом следивший за этим фейерверком слов, – войска горят желанием…
– Я все знаю, – перебил его Наполеон, – я все знаю, и знаю число ваших батальонов так же верно, как и моих. У вас нет двухсот тысяч войска, а у меня втрое столько. Даю вам честное слово, – сказал Наполеон, забывая, что это его честное слово никак не могло иметь значения, – даю вам ma parole d"honneur que j"ai cinq cent trente mille hommes de ce cote de la Vistule. [честное слово, что у меня пятьсот тридцать тысяч человек по сю сторону Вислы.] Турки вам не помощь: они никуда не годятся и доказали это, замирившись с вами. Шведы – их предопределение быть управляемыми сумасшедшими королями. Их король был безумный; они переменили его и взяли другого – Бернадота, который тотчас сошел с ума, потому что сумасшедший только, будучи шведом, может заключать союзы с Россией. – Наполеон злобно усмехнулся и опять поднес к носу табакерку.
На каждую из фраз Наполеона Балашев хотел и имел что возразить; беспрестанно он делал движение человека, желавшего сказать что то, но Наполеон перебивал его. Например, о безумии шведов Балашев хотел сказать, что Швеция есть остров, когда Россия за нее; но Наполеон сердито вскрикнул, чтобы заглушить его голос. Наполеон находился в том состоянии раздражения, в котором нужно говорить, говорить и говорить, только для того, чтобы самому себе доказать свою справедливость. Балашеву становилось тяжело: он, как посол, боялся уронить достоинство свое и чувствовал необходимость возражать; но, как человек, он сжимался нравственно перед забытьем беспричинного гнева, в котором, очевидно, находился Наполеон. Он знал, что все слова, сказанные теперь Наполеоном, не имеют значения, что он сам, когда опомнится, устыдится их. Балашев стоял, опустив глаза, глядя на движущиеся толстые ноги Наполеона, и старался избегать его взгляда.
– Да что мне эти ваши союзники? – говорил Наполеон. – У меня союзники – это поляки: их восемьдесят тысяч, они дерутся, как львы. И их будет двести тысяч.
И, вероятно, еще более возмутившись тем, что, сказав это, он сказал очевидную неправду и что Балашев в той же покорной своей судьбе позе молча стоял перед ним, он круто повернулся назад, подошел к самому лицу Балашева и, делая энергические и быстрые жесты своими белыми руками, закричал почти:
– Знайте, что ежели вы поколеблете Пруссию против меня, знайте, что я сотру ее с карты Европы, – сказал он с бледным, искаженным злобой лицом, энергическим жестом одной маленькой руки ударяя по другой. – Да, я заброшу вас за Двину, за Днепр и восстановлю против вас ту преграду, которую Европа была преступна и слепа, что позволила разрушить. Да, вот что с вами будет, вот что вы выиграли, удалившись от меня, – сказал он и молча прошел несколько раз по комнате, вздрагивая своими толстыми плечами. Он положил в жилетный карман табакерку, опять вынул ее, несколько раз приставлял ее к носу и остановился против Балашева. Он помолчал, поглядел насмешливо прямо в глаза Балашеву и сказал тихим голосом: – Et cependant quel beau regne aurait pu avoir votre maitre!
Балашев, чувствуя необходимость возражать, сказал, что со стороны России дела не представляются в таком мрачном виде. Наполеон молчал, продолжая насмешливо глядеть на него и, очевидно, его не слушая. Балашев сказал, что в России ожидают от войны всего хорошего. Наполеон снисходительно кивнул головой, как бы говоря: «Знаю, так говорить ваша обязанность, но вы сами в это не верите, вы убеждены мною».

Высшие учебные заведения

вузы, готовят специалистов высшей квалификации, научные и педагогические кадры для различных отраслей хозяйства, науки и культуры; ведут научную работу теоретического и прикладного характера, являющуюся основой подготовки специалистов; осуществляют повышение квалификации преподавателей высшей и средней специальной школы и специалистов, занятых в различных отраслях промышленности, сельского хозяйства, культуры и др.

Некоторые вузы называются академиями (С.-х. академия им. К. А. Тимирязева, военные академии), высшими училищами (Московское высшее техническое училище им. Н. Э. Баумана, высшие инженерные морские училища и др.), Консерватория ми, школами (Школа-студия им. В. И. Немировича-Данченко при МХАТ СССР им. М. Горького), в ряде стран - Колледж ами и др.

Университеты готовят преимущественно специалистов по гуманитарным и естественнонаучным специальностям, а некоторые - также инженерные и медицинские кадры; в политехнических институтах и других технических вузах сосредоточена подготовка инженерных кадров различного профиля; в отраслевых институтах готовятся специалисты для определённой отрасли народного хозяйства, науки, культуры - агрономы, экономисты, юристы, врачи, учителя, художники, актёры и др.

Понятия «высшая школа», «В. у. з.» были не равнозначными в различные эпохи и в разных странах. Значительная разница в уровнях высшего образования, в целях и методах подготовки специалистов, в сроках их обучения существует и в настоящее время, так как развитие высшей школы в каждой стране тесно связано с её экономическим и социально-политическим строем.

Исторический очерк. Высшие для своего времени (философские) школы возникли в 3-5 вв. до н. э. в Афинах и Риме. Первой высшей школой, получившей название университета (в кодексе Феодосия, 438), была философская школа, открытая в 425 в Константинополе. Как тип высшего учебного заведения университеты появились значительно позже: в 11-12 вв. в Италии (Салерно и Болонья), во Франции (Париж, начало 12 в.), в конце 12 - начале 13 вв. в Испании (Саламанка) и Англии (Оксфорд).

Первыми высшими школами на территории СССР были Колхидская - 4 в., Икалтойская, Гермская и Гелатская академии в Грузии - 11-12 вв. В 13-14 вв. возникли университеты в Англии (Кембридж, 1209), Италии (Неаполь, 1224, Рим, 1303), Португалии (Коимбра и Лисабон, 1290), Испании (Вальядолид, 1346), Чехии (Прага, 1348), Польше (Краков, 1364), Австрии (Вена, 1365), Германии (Гейдельберг, 1386, Кёльн, 1388) и др. В эпоху Возрождения университеты были созданы во многих крупнейших городах Западной и Центральной Европы - в Барселоне (1450), Фрейбурге (1457), Базеле (1460), Мюнхене (1472), Упсале (1477), Мадриде (1508), Йене (1558), Женеве (1559), Эдинбурге (1583), Дублине (1591), Любляне (1595) и др.

В 1579 была открыта Вильнюсская академия, наделённая университетскими правами и привилегиями (реорганизованная впоследствии в университет).

В 1-й половине 17 в. создаются университеты в Кордове (1613), Амстердаме (1632), Будапеште (1635), Кембридже - Гарвардский колледж (1636). В 1632 основана Киево-Могилянская академия , в 1661 - Львовский и в 1669 Загребский университеты, в 1687 - Славяно-греко-латинская академия в Москве.

В конце 17 - начале 18 вв. общий прогресс знаний, необходимых для нужд материального производства, торговли, мореплавания, раскрепощение науки от власти религии, становление естественных наук, достижения математики, физики, астрономии, бурный рост промышленности и культуры способствовали развитию университетов (Йельский, 1701, Каракасский, 1725, Гаванский, 1728, Гёттингенский, 1737, Пенсильванский, 1740, Колумбийский в Нью-Йорке, 1754, Боннский, 1786, и др.) и обусловили организацию высших для того времени специализированных школ: Школа математических и навигацких наук в Москве (1701), Морская академия в Петербурге (1715), Высшая горная школа в Остраве (1716), Национальная школа мостов и дорог в Париже (1747), Фрейбергская горная академия (1766), Горное училище в Петербурге (1773, ныне Ленинградский горный институт), Землемерное училище в Москве (1779, от него ведут свою историю Московский институт геодезии, картографии и аэрофотосъёмки и институт инженеров землеустройства), Медико-хирургическая академия в Петербурге (1798). В 1725 был основан первый русский университет при Академии наук в Петербурге - Академический университет и в 1755 по инициативе М. В. Ломоносова Московский университет .

С развитием капитализма и крупной машинной индустрии в 19 - начале 20 вв. университеты, инженерные и другие отраслевые вузы были созданы во многих странах мира, например, университеты: в Буэнос-Айресе (1821), Торонто (1827), Афинах (1837), Сантьяго (основан в 1738, реорганизован в 1843), Монтевидео (1849), Сиднее (1850), Цюрихе (1855), Бомбее и Калькутте (1857), Бухаресте (1864), Калифорнии (1868), Токио и Стокгольме (1877), Алжире (1879), Пекине (1898), Каире (1908) и др.; политехнические институты в Афинах (1836), Делфте (1842), Будапеште (1856), технологический институт в Массачусетсе (1861) и др.

В России в начале 19 в. были основаны: Дерптский (Тартуский) университет (1802), Лесной институт в Петербурге (1803), университеты в Казани (1804), Харькове (1805), Лазаревский институт восточных языков в Москве (1815). В Петербурге открылись: Институт инженеров путей сообщения (ныне Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта) - в 1809, - в 1816, университет - в 1819 (ныне Ленинградский университет им. А. А. Жданова), Технологический институт (1828). В 1830 основано Московское высшее техническое училище. В годы наступившей после разгрома восстания декабристов (1825) политической реакции была отменена автономия, которой пользовались университеты с начала 19 в.; в 1832 закрыт Вильнюсский университет. В последующие два десятилетия было основано всего несколько вузов: Институт гражданских инженеров в Петербурге (1832, ныне Ленинградский инженерно-строительный институт), Киевский университет (1834), ветеринарные институты в Дерпте (1849), Харькове (1851).

Революционно-демократическое движение 60-х гг. 19 в., отмена крепостного права, развитие промышленности способствовали организации новых вузов: Рижский политехнический институт (1862), Петровская земледельческая и лесная академия в Москве (1865, ныне С.-х. академия им. К. А. Тимирязева), Новороссийский университет в Одессе (1865), Историко-филологический институт в Петербурге (1867) и др. По уставу 1863 университетам была возвращена автономия. В 70-80-х гг., несмотря на реакцию, приостановившую развитие высшей школы (по уставу 1884 вновь была отменена университетская автономия), открылось ещё несколько вузов: Харьковский технологический институт (1885), Томский университет (1888), Екатеринославский горный институт (1889) и др., а также Высшие женские курсы . Революционное движение конца 19 - начала 20 вв. оживило деятельность высшей школы. Царское правительство было вынуждено разрешить студенческие организации, ввести выборность ректора и деканов. Были основаны: политехнические институты в Киеве (1898), Петербурге (1902), Донской (1909, в Новочеркасске), технологический институт в Томске (1900), университет в Саратове (1909), около 30 высших женских курсов (среди которых преобладали курсы университетского типа), Женский педагогический институт (1903) и Педагогическая академия (1908) в Петербурге, в Москве (1911). В 1908 в Москве на частные и общественные средства был открыт Народный университет Шанявского (см. Шанявского университет). Однако вузы по-прежнему не удовлетворяли потребностей страны в специалистах и оставались недоступными для народа. В 1914/15 учебном году в России насчитывалось всего 105 вузов (127,4 тыс. студентов), которые были расположены главным образом в Петрограде, Москве, Киеве, Харькове.

Вузы в СССР. Великая Октябрьская социалистическая революция коренным образом изменила систему высшей школы, классовый и национальный состав студенчества. Советское правительство поставило перед вузами задачу подготовки высококвалифицированных специалистов из трудового народа для работы в различных отраслях народного хозяйства, науки, культуры. Декретом СНК РСФСР от 11 декабря 1917, подписанным В. И. Лениным, все учебные заведения, в том числе вузы, были переданы в ведение Наркомпроса. Чтобы помочь рабочей и крестьянской молодёжи завершить общее среднее образование и подготовиться к поступлению в вузы, были открыты Рабочие факультеты , сыгравшие значительную роль в изменении классового состава студенчества (например, в 1925-26 выпускники рабфаков составляли 40% всех принятых в вузы).

Особое внимание уделялось университетам как научным, учебным и культурно-просветительным центрам. В 1918 были открыты университеты в Нижнем Новгороде (ныне Горький), Днепропетровске, Воронеже, Иркутске, Тбилиси, Ташкенте, Баку, Ереване, Свердловске, Минске и др. Одновременно стали создаваться и специализированные вузы разного профиля. Уже в 1922/23 учебном году в стране насчитывалось 248 вузов (216,7 тыс. студентов). Для подготовки научно-педагогических и научных кадров в 1925 в вузах организована Аспирантура . В 1928 при ВСНХ СССР создано Главное управление высших и средних технических учебных заведений (Главвтуз). В 1928-30 в целях приближения вузов к народному хозяйству они были переданы в ведение соответствующих наркоматов. К концу первой пятилетки, в 1931/32 учебному году, количество вузов в СССР достигло 701 (405,9 тыс. студентов). На базе крупных многофакультетных вузов в начале 30-х гг. созданы отраслевые институты, например, на базе Московской горной академии (основанной в 1918 по инициативе В. И. Ленина) - горный, геологоразведочный, нефтяной и торфяной институты, институт стали и институт цветных металлов и золота; на базе Московского высшего технического училища - механико-машиностроительный, аэромеханический, энергетический и другие институты. Открылись горные и металлургические институты и факультеты в Сибири, Донбассе и других районах страны; авиационные, станко-инструментальные, транспорта и связи, химико-технологические институты в Москве, Киеве, Харькове, Одессе, Горьком, Ростове-на-Дону, Днепропетровске и других городах. Наряду с отраслевыми стали создаваться и политехнические институты, например, в Куйбышеве и Ереване. В 1930 организуются строительные вузы. В 1932 для общего руководства втузами при ЦИК СССР создан Всесоюзный комитет по высшему техническому образованию (ВКВТО). На базе университетов в начале 30-х гг. основано свыше 40 педагогических, медицинских, экономических и других институтов, при вузах (преимущественно гуманитарных) стали создаваться вечерние и заочные факультеты и отделения, открылись первые самостоятельные вечерние и заочные институты. В 20-30-е гг. деятельность вузов регламентировалась Положением о высших учебных заведениях РСФСР, утверждённым Совнаркомом РСФСР 3 июля 1922. В 1936 в связи с широким развитием всех отраслей высшего образования вместо ВКВТО учреждён Всесоюзный комитет по делам высшей школы. В 1938 утверждён типовой устав вуза, определивший его структуру и содержание работы.

Становление советской высшей школы неразрывно связано с именем В. И. Ленина, её развитие в 20-40-е гг. - с именами А. В. Луначарского, Н. К. Крупской, Г. М. Кржижановского, М. Н. Покровского, А. С. Бубнова, И. И. Межлаука, Ф. Н. Петрова и других видных государственных деятелей и деятелей народного образования и культуры.

В 1940/41 учебном году в вузах СССР обучалось 811,7 тыс. студентов, из них на дневных отделениях - 558,1 тыс., на вечерних - 26,9 тыс. и на заочных - 226,7 тыс. чел. Выпуск специалистов в 1940 составил 126,1 тыс. чел.

В годы Великой Отечественной войны 1941-45 значительный ущерб советской высшей школе нанесла немецко-фашистская оккупация. Многие вузы были разрушены, часть вузов перебазирована в восточные районы страны. Чтобы не допустить снижения подготовки специалистов с высшим образованием, уже в 1943/44 учебном году в восточных районах СССР открылось более 50 вузов.

В 50-е гг. в целях повышения качества подготовки специалистов некоторые институты, не располагавшие материально-технической и учебно-научной базой, соответствующей новому этапу развития советской высшей школы, были объединены с крупными вузами (например, некоторые юридические и педагогические институты - с университетами, учительские институты с педагогическими), в то же время были основаны новые университеты, политехнические и отраслевые институты. Научно-технический прогресс, автоматизация производства, бурное развитие промышленности и сельского хозяйства в 50-60-е гг. обусловили организацию вузов, факультетов, специальностей новых профилей - по радиоэлектронике и электронной технике, автоматике и вычислительной технике, биофизике, биохимии и др. В Москве, Томске, Харькове, Минске, Новосибирске, Таганроге и других городах открылись специализированные институты - радиотехнические, электротехнический., инженерно-физический, физико-технический, электронной техники; на базе крупных промышленных предприятий были организованы заводы-втузы (См. Завод-втуз). Расширилась подготовка кадров с высшим инженерно-строительным, экономическим, химико-технологическим образованием, специалистов для сферы обслуживания населения и др. Новые вузы соответствующего профиля, как правило, создаются в промышленно-экономических центрах страны.

В 1970 в СССР было 805 вузов (4580 тыс. студентов), в том числе в РСФСР - 457 (2671 тыс.), УССР - 138 (806,6 тыс.), БССР - 28 (140,1 тыс.), Узбекской ССР - 38 (232,9 тыс.), Казахской ССР - 44 (198,9 тыс.), Грузинской ССР - 18 (89,3 тыс.), Азербайджанской ССР - 13 (100,1 тыс.), Литовской ССР - 12 (57,0 тыс.), Молдавской ССР - 8 (44,8 тыс.), Латвийской ССР - 10 (40,8 тыс.), Киргизской ССР - 9 (48,4 тыс.), Таджикской ССР - 7 (44,5 тыс.), Армянской ССР - 12 (54,4 тыс.), Туркменской ССР - 5 (29,1 тыс.), Эстонской ССР - 6 (22,1 тыс.). Сеть вузов включала: 51 университет, 201 отраслевой вуз промышленности и строительства, 37 - транспорта и связи, 98 - сельского хозяйства, 50 - экономики и права, 99 - здравоохранения и физической культуры, 216 - просвещения и культуры, 53 - искусства и кинематографии.

В 1969/70 учебному году на дневных отделениях вузов обучалось 2139 тыс. студентов, на вечерних - 668 тыс. и 1742 тыс. - заочно: по отраслевым группам вузов студенты распределялись следующим образом: в институтах промышленности и строительства - 1805,4 тыс., транспорта, радиотехники и связи - 251,9 тыс., сельского хозяйства - 432,6 тыс., экономики и права - 334,2 тыс., здравоохранения и физической культуры - 309,2 тыс., просвещения - 1374,4 тыс. (в том числе в университетах - 489,5 тыс.), искусства и кинематографии - 41,8 тыс.

В 1970 вузы выпустили 630,6 тыс. специалистов и приняли 911,3 тыс. чел. (в том числе на дневные отделения - 500,7 тыс. чел.); в аспирантуре вузов обучалось свыше 57 тыс. чел. (в том числе около 20,5 тыс. без отрыва от производства), в том же году аспирантуру окончило около 15,2 тыс. чел. За 1918-69 высшая школа подготовила 8,5 млн. специалистов.

На январь 1970 в народном хозяйстве работало св. 7,5 млн. чел. с высшим образованием. За успехи в подготовке специалистов и в развитии науки, техники, культуры 93 вуза награждены орденами СССР (1971).

Право на обучение в вузах гарантируется Конституцией СССР всем гражданам независимо от расы, национальности, пола, имущественного и социального положения и вероисповедания и обеспечивается широким развитием сети вузов, бесплатностью образования (включая все виды учебных занятий), системой государственных стипендий (их получает подавляющее большинство студентов - свыше 70%), назначаемых за отличную и хорошую успеваемость. Иногородние студенты, как правило, обеспечиваются общежитием. В СССР действуют единые правила приёма. В вузы принимаются лица в возрасте до 35 лет (в вечерние и заочные вузы и факультеты - без ограничения возраста), имеющие законченное среднее образование. Все поступающие в вузы держат вступительные конкурсные экзамены по предметам, наиболее близким к избранной специальности, родному языку и литературе, а также одному из иностранных языков (при поступлении на филологические и некоторые другие гуманитарные специальности). В консерваториях, вузах искусств и физкультурных институтах, кроме того, сдаётся экзамен по специальности. В помощь поступающим в вузы ежегодно издаются массовым тиражом различного типа справочники и учебные пособия, организуются многочисленные подготовительные отделения и курсы при вузах, на предприятиях, стройках и т.п. Вступительные экзамены в вузы обычно проводятся в августе, а в заочные и вечерние вузы с сезонным характером работы - в разные сроки с октября по февраль. Некоторыми преимуществами при зачислении в вуз пользуются лица, имеющие стаж практической работы не менее 2 лет, демобилизованные из Советской Армии, направленные на дневное обучение предприятиями, организациями, колхозами, совхозами и др., а также окончившие среднюю школу с золотой медалью или средние специальные учебные заведения с отличием. Без вступительных экзаменов зачисляются лица, успешно выдержавшие выпускные экзамены на подготовительных отделениях, созданных при вузах (постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 20 августа 1969) для молодёжи из рабочих, колхозников и демобилизованных военнослужащих (к началу 1970/71 учебного года работало около 500 подготовительных отделений, на которые было принято свыше 60 тыс. чел.). Иностранные граждане, постоянно проживающие на территории СССР, поступают в вузы на общих основаниях. Приём иностранных граждан производится также и на основе соответствующих договоров и соглашений.

Структура и содержание работы вузов определены Положением о высших учебных заведениях СССР, утверждённым постановлением Совета Министров СССР от 22 января 1969, № 64. Во главе вуза стоит Ректор . Учебной и научной работой вуза руководят Проректор ы. Вузы состоят из Факультет ов, которые осуществляют подготовку студентов и аспирантов по одной или нескольким родственным специальностям, повышение квалификации специалистов соответствующей отрасли народного хозяйства и культуры, а также руководство научно-исследовательской деятельностью кафедр (См. Кафедра), ведущих учебно-методическую и научно-исследовательскую работу по одной или смежным дисциплинам. В ряде вузов имеются общетехнические факультеты - для общеинженерной подготовки студентов, факультет возглавляется Декан ом. Структурными подразделениями вузов являются также их филиалы и учебно-консультационные пункты (См. Учебно-консультационный пункт), организуемые для оказания учебной помощи студентам-заочникам по месту их работы и жительства. Для рассмотрения основных вопросов деятельности вуза (факультета) при ректоре (декане) организуется совет вуза, факультета (см. Совет вуза и научного учреждения). В вузах, которым Высшей аттестационной комиссией (См. Высшая аттестационная комиссия) предоставлено право принимать к защите кандидатские или докторские диссертации, созданы советы по присуждению учёных степеней.

Для профессорско-преподавательского состава вузов установлены должности: заведующего кафедрой, Профессор а (а также профессора-консультанта), Доцент а, старшего преподавателя, преподавателя (См. Преподаватель), Ассистент а, которые (кроме должности профессора-консультанта) замещаются по конкурсу через каждые 5 лет (все решения по конкурсу принимаются советом вуза тайным голосованием). В 1970 в вузах, научно-исследовательских и других учреждениях СССР работало 883,4 тыс. профессоров и преподавателей, в том числе 21,8 тыс. докторов наук и 205,4 тыс. кандидатов наук.

Вузы организуют учебный процесс по учебным планам и программам, которые разрабатываются ведущими учёными, обсуждаются советами вузов и утверждаются министерством высшего и среднего специального образования СССР. Некоторые крупнейшие вузы страны работают по индивидуальным планам, позволяющим осуществлять подготовку специалистов на основе передового опыта сложившихся в этих вузах научных школ.

Посещение занятий в вузах обязательное. Учебный год (42 учебные недели) состоит из двух семестров, заканчивающихся экзаменационными сессиями. Недельная нагрузка студентов обязательными учебными занятиями (лекциями, практикумами, семинарами) ограничена 24-34 ч . Курс обучения в вузах (рассчитанный на 4-6, преимущественно 5 лет) заканчивается сдачей государственных экзаменов или защитой дипломных проектов (работ), в университетах и некоторых отраслевых вузах наряду с государственными экзаменами защищаются и дипломные работы. (О содержании обучения и организации учебного процесса в вузах см. Высшее образование и статьи об отраслях специального образования, например, Архитектурное образование , Геодезическое образование .)

Окончившим вуз присваивается квалификация, соответствующая полученной специальности: физик, радиофизик, математик, химик, физик и преподаватель физики, филолог и преподаватель русского языка и литературы (в университете), учитель по определённому предмету (в педагогических институтах), врач, учёный агроном, радиоинженер, инженер-механик (-технолог, -энергетик, -физик, -геолог, -металлург, -экономист, -строитель), архитектор, актёр, режиссёр и т.д.; в 1971 насчитывалось свыше 400 вузовских специальностей. По научному уровню эта квалификация, как правило, эквивалентна академической степени магистра наук (или другой соответствующей ей), присваиваемой выпускникам зарубежных вузов. Выпускники вузов (независимо от формы обучения - дневной, вечерней, заочной) получают диплом единого образца, дающий одинаковые права специалистам.

Вузы осуществляют повышение квалификации специалистов. На 120 факультетах и в 6 институтах (1971), созданных при вузах, ведётся повышение квалификации преподавателей высшей школы. Кроме того, действует 70 факультетов повышения квалификации специалистов народного хозяйства. В вузах имеются научно-исследовательские отделы, проблемные (в 1971 - свыше 400) и отраслевые (в 1971 - свыше 500) лаборатории для решения важнейших задач науки и техники. В составе крупнейших вузов работают научно-исследовательские институты и конструкторские бюро (в 1971 было 48 таких научно-исследовательских институтов). Значительное развитие получила научно-исследовательская и проектно-конструкторская работа студентов. Почти в каждом вузе имеется научное студенческое общество, где студенты под руководством профессоров и преподавателей занимаются экспериментальными и научными исследованиями, реферируют новые научные работы и т.д. Во многих вузах организованы студенческие конструкторские и технологические бюро. В 1971 в научных обществах, бюро и кружках работало свыше 600 тыс. студентов. Научные и другие студенческие общества являются эффективной формой участия студенчества в научно-исследовательской и практической работе кафедр. Они действуют под руководством партийных, профсоюзных и комсомольских организаций на основе самоуправления, развития инициативы и активности студенчества; деятельность их координируется Всесоюзным, республиканскими и городскими советами по научной работе студентов.

Студенты привлекаются к управлению вузами - представители студенческих организаций входят в состав советов вузов (факультетов), являются членами студенческих комиссий по распределению стипендий. Во многих вузах получили широкое развитие студенческие строительные отряды и студенческие клубы, театры, ансамбли, спортивные общества (в 1971 свыше 1 млн. студентов являлись членами общества «Буревестник»). Ежегодно проводятся всесоюзные студенческие спартакиады и различные конкурсы. Общественные и научные организации, объединяющие студентов, аспирантов, профессорско-преподавательский состав и других работников, действуют на основе своих уставов. Советские студенты активно участвуют в международном молодёжном и студенческом движении. Координационным органом советских студенческих объединений СССР, представляющим советское студенчество в Международном союзе студентов, является Студенческий совет СССР.

Деятельность вузов направляется и координируется республиканскими министерствами высшего и среднего специального (народного) образования, а также соответствующими отраслевыми министерствами и ведомствами с учётом особенностей и потребностей народного хозяйства республики или отрасли хозяйства страны в специалистах. Общее руководство высшей школой осуществляет министерство высшего и среднего специального образования СССР. Научные труды и опыт работы вузов освещаются в журналах «Известия высших учебных заведений», «Научные доклады высшей школы» и «Вестник высшей школы», в «Учёных записках» и «Трудах» университетов и институтов. В 1971 издавалось 426 вузовских многотиражных газет. Учебники и учебные пособия для вузов выпускают издательства «Высшая школа », «Просвещение » и другие отраслевые издательства.

В вузах СССР в 1971 обучалось около 30 тыс. студентов, аспирантов и стажёров из 126 стран. Обмен студентами осуществляется с США, Великобританией, Францией, Италией, ФРГ и другими странами Европы, Азии, Америки и Африки. В 1960 для подготовки национальных кадров стран Азии, Африки и Латинской Америки в Москве был открыт Университет Дружбы народов имени Патриса Лумумбы. В ряде вузов для студентов-иностранцев открыты специальные подготовительные факультеты для овладения русским языком и знаниями в объёме средней школы.

Развиваются дружеские связи советской высшей школы с вузами многих стран мира. Выдающиеся зарубежные учёные, прогрессивные и общественные деятели состоят почётными профессорами и докторами советских вузов. Советские учёные избраны почётными профессорами и докторами вузов многих зарубежных стран. Некоторые крупнейшие советские университеты являются членами Международной ассоциации университетов (МАУ). Советская высшая школа представлена в Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ). С помощью СССР в 50-е-60-е гг. построены Бомбейский технологический институт в Индии, Рангунский технологический институт в Бирме, Политехнический институт в Конакри (Гвинейская Республика) и др.

Большое развитие вузы получили и в других социалистических странах, где они, как и в СССР, находятся в ведении государства. Открыты новые университеты и отраслевые институты, позволяющие готовить специалистов в соответствии с потребностями народного хозяйства и культуры. Изменился классовый состав студенчества; женщины обучаются наравне с мужчинами; обучение бесплатное, студенты обеспечиваются государственной стипендией, общежитием.

В капиталистических странах обычно высшим считается учебное заведение, готовящее специалистов на базе общего среднего образования; чёткой границы между высшими и средними специальными учебными заведениями, как правило, нет. Наряду с государственными во многих странах имеются вузы, принадлежащие частным лицам, крупным монополиям, религиозным и другим общинам. См. Высшее образование , Среднее специальное образование .

С. И. Зиновьев, В. Г. Панов, А. Н. Горшенев.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .