Каковы принципы охраны окружающей среды. Принципы охраны окружающей среды

Закрепленные в статье 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» принципы экологического законодательства - это его основные начала, руководящие идеи и положения, определяющие общую направленность и конкретное содержание правового регулирования в данной сфере. Принципы распространяют свое действие на более обширную область общественной жизни, нежели правовые нормы. Как правило, один принцип находит свое отражение и воплощение в целом ряде отдельных норм. В сочетании со сферой жизнедеятельности, методами, источниками и правовыми режимами, принципы, свойственные той или иной отрасли права, создают особый режим правового регулирования, который является наиболее комплексной характеристикой данной отрасли. Принципы отрасли права самым отчетливым образом выражают ее специфику: вполне достаточно ознакомиться с этими принципами, чтобы, не зная ничего другого о данной отрасли, составить себе адекватное представление об ее системе, социальном назначении, целях и задачах, средствах их решения.

Принципы законодательства служат ориентиром правотворческой и правоприменительной деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Соблюдение принципов законодательства обеспечивает нормальное и единообразное развитие и функционирование всей российской правовой системы в целом. Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ в своих постановлениях часто напоминают о необходимости использования принципов права, поскольку последние могут являться источником права при обнаружении в нем пробелов.

Первым в статье 3 указан принцип соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду. Данный принцип отнюдь не случайно поставлен в законе на первое место. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ, "человек, его права и свободы являются высшей ценностью". Следовательно, в контексте экологического законодательства характер высшей ценности носит именно право на благоприятную окружающую среду.

В Законе (ст. 1) благоприятная окружающая среда определяется, как "окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов". Таким образом, право на благоприятную окружающую среду имеет довольно широкое содержание: оно не сводится к праву человека на экологическое благополучие в местах, где протекает его повседневная жизнедеятельность. Каждый вправе требовать соблюдения экологического равновесия не только в районе своего непосредственного проживания, но и в других, даже удаленных от него точках планеты. Право на благоприятную окружающую среду как субъективное юридическое правомочие обеспечивается судебной защитой. Нарушения данного принципа могут быть обжалованы в судебном или административном порядке.


Обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека. Этот принцип отличается по содержанию от предыдущего. Он предполагает создание для каждого человека максимально комфортной жизненной среды не только в экологическом смысле, но и во всех остальных отношениях. Соблюдение данного принципа означает, что совершение любого действия должно оцениваться с точки зрения того, как это действие влияет на жизнедеятельность других людей. Поведение того или иного субъекта - отдельной личности, социальной группы, социальной организации, включая государство - так или иначе отражается на окружающих. С этой точки зрения, социально неоправданными являются те деяния, которые создают помеху для существования и деятельности других социальных субъектов. Обратим внимание: в законодательной формулировке речь идет именно о жизнедеятельности человека, а не общества. Таким образом, в качестве критерия взяты интересы отдельного индивида, которые всегда более конкретны и осязаемы, нежели интересы общества. Кроме того, имеются в виду все условия жизнедеятельности, включая социальные, экономические, культурные и т.п.

Научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды. Здесь фактически впервые на законодательном уровне закреплен принцип устойчивого развития. Идее устойчивого развития часто придают сугубо экологическое содержание, что не совсем корректно. В действительности устойчивое развитие и благоприятная окружающая среда - далеко не одно и то же, что отражено и в тексте данного принципа. Устойчивое развитие как определенный общественный идеал обладает ярко выраженным системным, интегративным характером. Экологическая составляющая при этом выходит на первый план потому, что именно в концепции устойчивого развития впервые было уделено должное внимание проблеме взаимодействия человека с природой.

Устойчивое развитие предполагает слаженный, синхронный и согласованный прогресс всех областей социальной жизни. Ни одно из направлений развития не должно идти в ущерб другим направлениям. В течение долгого времени эта истина осознавалась явно недостаточно, вследствие чего наступила резкая дисгармония отдельных сфер общественного развития, когда технический прогресс вырвался далеко вперед, обогнав культурную и социальную динамику и полностью игнорируя естественные природные факторы.

Устойчивое развитие вовсе не означает, что теперь необходимо бросить все силы на защиту окружающей среды, жертвуя ради этого всеми техническими и экономическими достижениями. Напротив, следует искать такие пути дальнейшего развития общества, при котором удалось бы достичь одинаковых успехов во всех этих областях, более того, чтобы они поддерживали и взаимно стимулировали друг друга. Поэтому в законе и говорится об оптимальном сочетании экологических, экономических и социальных интересов, а также интересов человека, общества и государства (при этом интересы человека, как упоминалось выше, являются первичными). Очевидна сложность реализации этого общественного идеала, как и то, что данной цели можно добиться лишь научными средствами.

Охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности. Природные ресурсы, согласно ст. 1 ФЗ «Об охране окружающей среды» - это такие компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной или иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность. Понятие природных ресурсов, таким образом, содержит оценку природных явлений с точки зрения их эксплуатации человеком.

Охрана природных ресурсов - это деятельность по их защите от негативного воздействия, предотвращение такого воздействия и устранение его последствий. Воспроизводство - деятельность по восполнению утраченных, израсходованных ресурсов. Рациональное использование природных ресурсов - это такое их потребление, которое не превышает пределов необходимого, не приводит к необратимому истощению ресурсов, оставляет возможность для их восстановления и приумножения.

Все это является условием достижения экологической безопасности, которая представляет собой состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий. В законодательном определении экологической безопасности проявляются тенденции, о которых уже упоминалось выше: первая из них состоит в том, что во главу угла ставится интерес отдельной личности, а не социальной общности. Вторая тенденция - придание экологическим категориям более широкого смысла, чем обычно; в данном случае, например, к экологической безопасности фактически отнесена защищенность любых жизненно важных интересов человека от любых негативных последствий любого вида деятельности.

Ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях. Здесь речь идет не столько о юридической ответственности за правонарушение, сколько о социальной ответственности органов власти перед обществом. Существует распределение полномочий между различными уровнями власти по охране окружающей среды. Каждый из этих уровней несет ответственность за надлежащую реализацию своих полномочий.

Таким образом, ответственность распределена по предметам ведения, а также по территориальному масштабу ("на соответствующих территориях"): органы местного самоуправления отвечают за состояние окружающей среды на территории муниципального образования, региональные власти - на уровне субъекта федерации, федеральные органы власти - на территории всей страны. Таким образом, на любом отдельном участке российской территории должна действовать тройная система природоохранных органов. Но для этого необходимо, чтобы все три уровня власти осуществляли свои полномочия в режиме взаимной поддержки и сотрудничества. Вместо этого на практике в их отношениях наблюдается высокая степень конфликтности и стремление переложить реализацию природоохранных функций друг на друга.

Платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде. Природопользованием называется любая хозяйственная и иная деятельность, связанная с использованием природных ресурсов или оказывающая влияние на состояние окружающей среды. В дальнейшем закон в основном говорит о платности негативного воздействия на окружающую среду. Таким образом, негативное воздействие на окружающую среду не находится под полным запретом, что было бы нереалистично - оно допускается, но в строго определенных границах и на возмездной основе. Внесение этой платы не освобождает субъектов от проведения природоохранных мероприятий и от возмещения вреда окружающей среде. Возмещение вреда, причиненного окружающей среде, регулируется в статьях 77-78 ФЗ «Об охране окружающей среды».

Независимость контроля в области охраны окружающей среды. Под экологическим контролем в законодательстве понимается система мер, направленных на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности нормативных требований в области охраны окружающей среды.

Таким образом, контрольная деятельность по своему содержанию носит правоохранительный характер; акцент делается именно на контроле за выполнением правовых актов. Что касается принципа независимости контроля, то речь идет прежде всего о том, что контролирующие субъекты должны быть независимы от контролируемых, не находиться в их подчинении и не подвергаться давлению с их стороны.

Презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности. Презумпция есть особый прием юридической техники, когда нечто считается юридически признанным, пока не будет доказано противоположное. В данном случае имеется в виду, что любую хозяйственную деятельность следует рассматривать как потенциальную угрозу для окружающей среды, пока не появится уверенность в обратном. Но и здесь сфера действия принципа неоправданно расширяется за счет того, что декларируется экологическая опасность не только хозяйственной, но и "иной" деятельности. На самом деле существует огромное число видов деятельности, которые изначально не могут нанести ущерба окружающей среде (например, проведение социологических опросов, чтение лекций, написание литературных произведений и т.п.). Естественно, не может быть и речи о презумпции экологической опасности таких видов деятельности. Поэтому данный принцип нуждается в ограничительном толковании.

Обязательность оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности. ОВОС - это деятельность по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осуществления. Однако буквальное толкование этого принципа также приводит к заключению, что оценка воздействия на окружающую среду должна предшествовать началу любой человеческой деятельности, что нецелесообразно и невыполнимо. Речь здесь, по всей видимости, должна идти лишь о такой деятельности, которая хотя бы теоретически может оказать какое-либо воздействие на окружающую среду.

Обязательность проведения проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды. Данный принцип в 2006 г. заменил принцип обязательности проведения государственной экологической экспертизы проектной документации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность. С 1 января 2007 г. проектная документация в отношении объектов капитального строительства является объектом комплексной государственной экспертизы, проводимой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности. В статье 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» указаны случаи обязательного проведения проверки проектов и иной документации - когда проектируемая деятельность может оказать негативное воздействие на окружающую среду, а также причинить вред жизни, здоровью или имуществу граждан. В настоящее время данный принцип еще не может быть осуществлен, т.к. все технические регламенты в области охраны окружающей среды еще не разработаны и не приняты.

Учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности. Речь идет о том, что каждый участок российской территории в своем роде уникален и в чем-то отличается от других. Различия могут заключаться в характере местности, уровне ее заселенности, климатических условиях, плодородии почв, состоянии окружающей среды, наличии тех или иных природных объектов, составе флоры и фауны и т.п. Хозяйственная и иная деятельность, подлежащая эколого-правовой оценке, не должна игнорировать специфику тех территорий, на которых планируется ее вести. Экологическое законодательство обязывает при организации хозяйственной деятельности принимать во внимание не только ее собственные интересы, но и интересы той природно-социальной среды, где эта деятельность осуществляется.

Приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов. Согласно статье 1 ФЗ «Об охране окружающей среды», естественная экологическая система - это объективно существующая часть природной среды, которая имеет пространственно-территориальные границы и в которой живые (растения, животные и другие организмы) и неживые ее элементы взаимодействуют как единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществом и энергией.

Природный комплекс - это комплекс функционально и естественно связанных между собой природных объектов, объединенных географическими и иными соответствующими признаками.

Природный ландшафт - территория, которая не подверглась изменению в результате хозяйственной и иной деятельности и характеризуется сочетанием определенных типов рельефа местности, почв, растительности, сформированных в единых климатических условиях.

Как видно из приведенных определений, общими отличительными чертами естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов являются их естественный характер и системность. Они складываются и функционируют в природе объективно, независимо от воли человека, и при этом представляют собой особую неразрывную связь природных явлений, из которой нельзя изъять ни одной составляющей. Отсюда особая важность бережного отношения к экосистемам, природным ландшафтам и комплексам: порой достаточно одного неловкого вмешательства, чтобы нарушить сложное взаимодействие элементов и положить начало необратимому процессу с самыми тяжелыми экологическими последствиями. Поэтому законодательно установлен приоритет сохранения естественных экосистем, природных ландшафтов и природных комплексов, который означает необходимость поддерживать их функционирование в режиме, максимально близком к естественному, и запрет на совершение действий, могущих негативно отразиться на их состоянии.

Допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требования в области охраны окружающей среды. Это общее правило, в соответствии с которым должна осуществляться любая человеческая деятельность, связанная с воздействием на окружающую среду. Такое воздействие неизбежно, ибо социальная жизнь человечества неотделима от природной среды; точно так же неизбежным является и воздействие природы на деятельность общества. Общество не способно полностью оградить природу от своего влияния, но вполне может разумно ограничивать это влияние, что диктуется хотя бы интересами самосохранения - ведь обратная реакция природы не замедлит себя ждать.

Таким образом, воздействие на окружающую среду юридически разрешено, но лишь в определенных рамках, которые устанавливаются нормативами и иными общеобязательными экологическими требованиями.

Обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов. Данный принцип требует не только соблюдать существующие нормативы в области охраны окружающей среды, но и нечто большее - постоянно стремиться к уменьшению отрицательного антропогенного воздействия на окружающую среду. Иными словами, если существует возможность усовершенствовать ту или иную деятельность в сторону снижения ее воздействия на окружающую среду, такая возможность должна быть использована.

Под "наилучшей существующей технологией" в ст. 1 ФЗ «Об охране окружающей среды» понимается технология, основанная на последних достижениях науки и техники, направленная на снижение воздействия на окружающую среду и имеющая установленный срок практического применения с учетом экономических и социальных факторов. Ссылка на социально-экономические факторы означает, что наилучшая существующая технология должна быть оптимальной не только с точки зрения экологии, но и в смысле ее экономической целесообразности и практической осуществимости, в противном случае такая технология просто не сможет быть внедрена и не проявит своих полезных качеств.

Обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих организаций, юридических и физических лиц. Законодательная формулировка этого принципа крайне неудачна.

Во-первых, перечислены все возможные субъекты правоотношений, что вызывает вопрос: в чьей же деятельности по охране окружающей среды они должны участвовать? По-видимому, в деятельности друг друга.

Во-вторых, для кого является обязательным это участие? Насколько известно, не существует правовых механизмов для принудительного привлечения физических лиц или общественных организаций к природоохранной деятельности.

Судя по всему, в данном принципе речь идет о необходимости объединения усилий всех субъектов общественной жизни в целях совместного решения задач по охране окружающей среды. Однако несовершенство законодательного выражения лишает этот принцип юридической определенности и делает его успешное действие проблематичным.

Сохранение биологического разнообразия. Нельзя забывать о том, что жизнь на Земле представлена почти бесконечным множеством форм и носителей. Величайшая ошибка человека - из всех этих носителей приписывать самостоятельную ценность только себе. Любой биологический вид для природы обладает такой же безусловной значимостью, как и человечество. Однако именно на человеке лежит повышенная ответственность за судьбу всех остальных биологических видов, так как ни одно из живых существ не способно столь разрушительно воздействовать на природу, как человек. Ни одно из живых существ не может самостоятельно защитить себя от этого воздействия. Поэтому необходимо охранять другие биологические виды от деградации и вымирания, создавать им достойные условия для жизни, принимать меры к поддержке редких и исчезающих видов.

Обеспечение интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к субъектам хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим такую деятельность или планирующим осуществление такой деятельности. Данный принцип отражает определенную вариативность эколого-правового регулирования. Безусловно, должны существовать строгие и единые для всех правила природопользования и природоохраны, однако необходим и дифференцированный подход к отдельным ситуациям. В каждом конкретном случае, когда необходима эколого-правовая квалификация, следует не только выполнять общие требования в области охраны окружающей среды, но и учитывать особенности, свойственные для конкретной территории, конкретных природных объектов, конкретных видов деятельности, хозяйствующих субъектов и т.п. Не может быть абсолютной унификации в правовой оценке - она зависит от индивидуального сочетания экологически и юридически значимых факторов. Но в любом случае дифференцированный подход должен соответствовать интегрированному, развивая и конкретизируя, но не заменяя его.

Запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды. В данном положении сформулировано общее правило о том, какие именно действия в отношении окружающей среды являются юридически недопустимыми. К сожалению, и на этот раз изъяны законодательной техники затрудняют эффективное действие правового принципа. Прежде всего, запрещенной объявлена любая деятельность, результаты которой непредсказуемы для окружающей среды. Но непредсказуемость во многом является субъективным понятием: как известно, не может быть абсолютно точного прогноза, тем более нельзя оценить его достоверность до того, как произойдет прогнозируемое событие.

С другой стороны, нет такой деятельности, в отношении которой прогноз был бы вообще невозможен. Поэтому все в какой-то степени предсказуемо и в какой-то - непредсказуемо. Более или менее ясно обозначены несколько видов последствий, возможность наступления которых законодатель считает основанием для запрета соответствующей деятельности. Это грубое нарушение системности и целостности функционирования природных объектов, существенное ухудшение их состояния, серьезное количественное уменьшение. Однако к этому добавлены и "иные негативные изменения окружающей среды". Получается, что полностью запрещено любое негативное воздействие на окружающую среду. Данный запрет не только является невыполнимым, но и противоречит другим принципам экологического права, в частности, принципу платности природопользования (негативное воздействие на окружающую среду запрещено, и одновременно с этим, в соответствии со ст. 16 ФЗ «Об охране окружающей среды» является платным).

Соблюдение права граждан на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством. Право на достоверную информацию об окружающей среде особо закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации. Кроме того, в соответствии с ч. 2 статьи 24 Конституции России, органы государственной власти и местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Это служит достаточным правовым основанием для того, чтобы любой гражданин мог затребовать и получить от органов власти имеющиеся у них данные о состоянии окружающей среды, поскольку эти сведения самым прямым образом затрагивают одно из конституционных прав человека - право на благоприятную окружающую среду. Исключением являются сведения, составляющие государственную тайну. Однако сама практика массового засекречивания материалов о состоянии окружающей среды должна быть признана нарушением конституционных прав человека и принципов экологического права.

Кроме получения информации, граждане также имеют право участвовать в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду. Юридические возможности такого участия довольно многообразны - это выборы в государственные и муниципальные органы, инициирование референдума и участие в нем, сходы и собрания граждан, право на обращение в органы власти с жалобами, замечаниями и предложениями, проведение общественной экологической экспертизы и т.п.

Ответственность за нарушение законодательства об охране окружающей среды. В соответствии с общеправовым принципом неотвратимости юридической ответственности, юридическая санкция (мера принуждения) должна применяться во всех случаях, когда она установлена в качестве обязательного последствия правонарушения. Не является исключением и экологическое право. При этом ответственность за экологические правонарушения предусматривается не только экологическим законодательством: она также регулируется нормами гражданского, административного и уголовного права. Каждый из видов юридической ответственности имеет собственные цели, свою сферу действия, свои составы правонарушений, свои основания применения и виды налагаемых санкций.

Организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры. Экологическое образование - это деятельность по формированию у населения знаний, навыков и ценностных ориентаций в области охраны окружающей среды. Эта деятельность осуществляется как через существующую систему учебных заведений, в учебные программы которых включаются дисциплины экологической направленности, так и в форме просветительских мероприятий - семинаров, открытых акций, публикаций в СМИ материалов экологического содержания, выпуска и распространения популярной литературы по экологии, пропаганды экологических знаний и ценностей в произведениях искусства и многими другими путями. Результатом эффективного экологического образования и воспитания должно стать формирование экологической культуры - определенного высокого уровня познаний и отношения к окружающей среде, осмысленного опыта взаимодействия с окружающей средой, обеспечивающего экологическое благополучие и устойчивое развитие.

По существу, данный принцип не носит и не может носить юридически императивного характера, а представляет собой лишь определенное пожелание государства, определенную программу действий, "декларацию о намерениях". Более подробно она раскрыта в главе XIII ФЗ «Об охране окружающей среды», носящей название "Основы формирования экологической культуры".

Участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды. Фактически это уже третий принцип, который закрепляет одно и то же - возможность участия граждан в природоохранной деятельности (ранее это было сформулировано как "обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих организаций, юридических и физических лиц", а также "участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду".

Что касается общественных и иных некоммерческих объединений, то их деятельности по охране окружающей среды посвящена статья 12 ФЗ «Об охране окружающей среды». Среди наиболее важных форм такой деятельности - разработка, пропаганда и реализация природоохранных программ, организация защиты прав граждан, привлечение граждан к природоохранной деятельности, организация собраний, митингов, демонстраций, шествий и иных публичных мероприятий, организация общественной экологической экспертизы, проведение общественных слушаний по экологически значимым проектам и т.п.

Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Такое сотрудничество осуществляется в форме реализации совместных проектов, направленных на охрану конкретных территорий, иных природных объектов; в форме финансовой поддержки тех или иных природоохранных мероприятий из-за рубежа; в форме совместных экологических исследований и обмена результатами научных изысканий в сфере методов охраны окружающей среды и т.п. Важнейшей правовой формой международного сотрудничества является заключение двусторонних и многосторонних международных договоров в области охраны окружающей среды, а также участие России в деятельности международных экологических организаций. В ст. 82 ФЗ «Об охране окружающей среды» содержится правило, основанное на ч. 4 ст. 15 Конституции России, в которой признается приоритет международных обязательств России над ее внутренними установлениями. Согласно ч. 2 статьи 82 ФЗ «Об охране окружающей среды», если международным договором предусматривается иное, нежели российским экологическим законодательством, то применяются нормы международного договора. При этом частью 1 той же статьи ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрены две формы действия международных договоров в области охраны окружающей среды: если такой договор не требует принятия специальных нормативных актов, то его положения применяются непосредственно, в обратном случае в дополнение к договору издается соответствующий правовой акт, который развивает его положения и применяется наряду с ним.

Введение

1. Смысловое значение понятий: «охрана природы», «охрана окружающей среды», «природопользование», «экологическая безопасность»

2. Экологический кризис – реальная угроза человечеству

3. Природоохранная деятельность в России

4. Принципы осуществления международного сотрудничества в области охраны окружающей среды

Заключение

Литература

Введение

Интенсивная эксплуатация природных богатств привела к необходимости нового вида природоохранной деятельности -рационального использования природных ресурсов, при котором требования охраны включаются в сам процесс хозяйственной деятельности по использованию природных ресурсов.

В данной работе будут раскрыты такие понятия как: «охрана природы», «охрана окружающей среды», «экологическая безопасность»; проанализированы причины возникновения экологического кризиса и рассмотрены пути его решения, непосредственно будет освещен такой вопрос как Главный закон об охране природы в России, а также принципы осуществления международного сотрудничества в области охраны окружающей среды.

принцип охрана природа экология безопасность

1. Смысловое значение понятий: «охрана природы», «охрана окружающей среды», «природопользование», «экологическая безопасность»

Охрана природы – совокупность государственных и общеобразовательных мероприятий, направленных на сохранение атмосферы, растительности и животного мира, почв, вод и земных недр.

В 50-х гг. XX в. возникает еще одна форма охраны - охрана среды обитания человека. Это понятие, близкое по смыслу к охране природы, в центр внимания ставит человека, сохранение и формирование таких природных условий, которые наиболее благоприятны для его жизни, здоровья и благосостояния.

Охрана окружающей природной среды - представляет систему государственных и общественных мер (технологических, экономических, административно-правовых, просветительных, международных), направленных на гармоничное взаимодействие общества и природы, сохранение и воспроизводство действующих экологических сообществ и природных ресурсов во имя живущих и будущих поколений. В новом природоохранном Федеральном законе (2002) используется термин «охрана окружающей среды», при этом «природная среда» понимается как важнейшая составляющая часть окружающей среды. В последние годы часто используется также термин «защита окружающей природной среды», который близок другому понятию - «охрана биосферы» т.е. системе мероприятий, направленных на устранение негативного антропогенного или стихийного влияния на взаимосвязанные блоки биосферы, на поддержание выработавшейся эволюционно ее организованности и обеспечения нормального функционирования.

Охрана окружающей природной среды тесно связана с природопользованием - общественно-производственной деятельностью, направленной на удовлетворение материальных и культурных потребностей общества путем использования различных видов природных ресурсов и природных условий. По Н. Ф. Реймерсу (1992), оно включает в себя:

а) охрану, возобновление и воспроизводство природных ресурсов, их извлечение и переработку;

б) использование и охрану природных условий среды жизни человека;

в) сохранение, восстановление и рациональное изменение экологического равновесия природных систем;

г) регуляцию воспроизводства человека и численности людей.

Природопользование может быть рациональным и нерациональным. Рациональное природопользование означает комплексное, научно обоснованное, экологически безопасное и неистощительное использование природных богатств, с максимально возможным сохранением природно-ресурсного потенциала и способности экосистем к саморегуляции. Нерациональное природопользование не обеспечивает сохранение природно-ресурсного потенциала, ведет к ухудшению качества природной среды, сопровождается нарушением экологического равновесия и разрушением экосистем.

На современном этапе развития проблемы охраны окружающей природной среды рождается новое понятие «экологическая безопасность», под которым понимается состояние защищенности природной среды и жизненно важных экологических интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций, их последствий.

Научной основой всех мероприятий по обеспечению экологической безопасности населения и рациональному природопользованию служит теоретическая экология, важнейшие принципы которой ориентированы на поддержание гомеостаза экосистем и на сохранение животного потенциала.

Экосистемы имеют следующие предельные границы такой экзистенции (существования, функционирования), которые необходимо учитывать при антропогенном воздействии (Сайко, 1985):

Предел антропотолерантности - устойчивости к негативному антропогенному воздействию, например, вредному влиянию пестицидов;

Предел стохетолерантности - устойчивости против стихийных бедствий, например, действия на лесные экосистемы ураганных ветров;

Предел гомеостаза - способности к саморегуляции;

Предел потенциальной регенеративности, т.е. способности к самовосстановлению.

Экологически обоснованное рациональное природопользование должно заключаться в максимально возможном повышении этих пределов для достижения экологически сбалансированного природопользования. Нерациональное природопользование и конечном счете ведет к экологическому кризису.

2. Экологический кризис – реальная угроза человечеству

Экологический кризис - это такая стадия взаимодействия между обществом и природой, на которой до предела обостряются противоречия между экономикой и экологией, а возможности сохранения потенциального гомеостаза, т.е. способности саморегуляции экосистем, в условиях антропогенного воздействия серьезно подорваны.

Группа американских ученых - Д.Х. Медоуз, Д.Л. Ме-доуз, И. Рэндерс, В. Беренс, а также представители «Римского клуба», используя методы системного анализа, с помощью ЭВМ разработали модель будущего развития биосферы как мировой системы по пяти основным параметрам: население, производство продуктов питания, промышленное производство, загрязнение окружающей среды, невозобновляемые природные ресурсы. Авторы модели пришли к выводу о том, что если темпы роста народонаселения, экономики, скорости истощения природных ресурсов будут увеличиваться в таких же масштабах, то к 2020- 2040 гг. человечество окажется на пороге гибели в результате разрушения природной среды. Иными словами, деградация биосферы представляет ныне прямую угрозу нашей цивилизации, поскольку пределы возможных нагрузок уже достигнуты.

Современной экологической наукой доказано, что биота сама способна регулировать и стабилизировать окружающую среду. Реагируя на внешние возмущения сильными обратными связями (что аналогично действию принципа Ла Шателье-Брауна в термодинамике), биота возвращает окружающую природную среду к прежнему состоянию Однако такая реакция биоты возможна только до определенного предела.

В случае превышения хозяйственной или несущей емкости биосферы, биота, как утверждают В.И. Данилов-Данильян и К.С. Лосев (2000), сама становится «источником загрязнения». Сохраняющаяся естественная часть продолжает компенсировать возмущение, однако подобной компенсации уже недостаточно для возвращения прежнего состояния природной среды.

При этом необходимо учитывать, что деградация окружающей природной среды и ее последствия - лишь одна сторона проявления экологического кризиса, другой стороной (социальной) является кризис государственных общественных структур, не способных обеспечить экологическую безопасность общества (Петров, 1995).

Выход из глобального экологического кризиса - важнейшая научная и практическая проблема современности. Задача заключается в разработке комплекса надежных антикризисных мер, позволяющих активно противодействовать дальнейшей деградации природной среды и выйти на устойчивое развитие. Попытки решения этой проблемы только одними какими-либо средствами, например, технологическими (очистные сооружения, малоотходные технологии и т. д.), не приведут к необходимым результатам. Преодоление экологического кризиса возможно лишь при условии гармоничного развития природы и человека, снятии антагонизма между ними. Это достижимо лишь на основе реализации «триединства естественной природы, общества и природы очеловеченной» (Жданов, 1995), на путях устойчивого развития, комплексного подхода к решению природоохранных проблем. Общий принцип охраны окружающей среды (Реймерс, 1994): глобальный исходный природно-ресурсный потенциал в ходе исторического развития непрерывно истощается, и, следствие из него,- другой принцип: «экологичное--экономично». Это требует от человечества более полного использования природно - ресурсного потенциала, и усилия на его воплощение должны быть сопоставимы с экономическими результатами природопользования. Еще одно важнейшее экологическое правило: все компоненты биосферы - атмосферный воздух, воды, почву и др. - охранять надо не по отдельности, а в целом, как единые природные системы биосферы. Лишь при таком экологическом подходе возможно обеспечить сохранение ландшафтов, недр, животных, растений и т.д.

Согласно Федеральному закону «Об охране окружающей среды» (2002) основными принципами охраны окружающей среды являются следующие:

Соблюдение прав человека на благоприятную окружающую среду;

Рациональное и неистощительное природопользование;

Сохранение биологического разнообразия;

Платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;

Обязательность проведения государственной экологической экспертизы;

Приоритет сохранения естественных экосистем, природных ландшафтов и комплексов;

Соблюдение права каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей Среды и др.

Важнейший природоохранный принцип, отраженный в Федеральном законе, - научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов, - отвечает духу международной Конференции ООН в Рио-де-Жанейро (1992), где был взят курс на сохранение окружающей природной среды «наряду, вместе» с экономическим ростом.

Анализ экологической и социально-экономической обстановки в России позволяет выделить пять основных направлений выхода России из экологического кризиса (рис. 1). При этом необходим комплексный подход: одновременное использование всех направлений:

Первое направление - экологизация технологии: создание экологически чистой технологии, внедрение безотходных, малоотходных производств и др.

Второе направление - развитие и совершенствование экономического механизма охраны окружающей среды;

Третье направление - административно-правовое: применение мер административной и юридической ответственности за экологические правонарушения;

Четвертое направление - зколого-просветителъское: гармонизация экологического мышления, отказ от потребительского отношения к природе;

Пятое направление - международно-правовое: гармонизация экологических международных отношений. Определенные шаги по выходу из экологического кризиса по всем указанным выше пяти направлениям в России уже предпринимаются. Однако впереди всем нам предстоит пройти самые трудные и ответственные участки пути.

  1. Система и принципы охраны окружающей среды - экологического права

    Реферат >> Государство и право

    В охране окружающей природной Среды . 3. Каковы основные принципы охраны окружающей среды ? Как определено статьей... в охране окружающей природной среды . Предусмотренные настоящим Законом принципы охраны окружающей природной среды нашли подтверждение и...

  2. Основные принципы охраны окружающей среды и рациональное природопользование

    Лекция >> Экология

    Тема: «Основные принципы охраны окружающей среды и рациональное природопользование» ... природную среду . В соответствии с действующим законодательством в области охраны окружающей среды ... вредной продукции). Принципы разработки малоотходных технологий...

  3. Охрана окружающей среды (5)

    Шпаргалка >> Экология

    За состояния и изменением охраны природной среды и природных ресурсов на основе международных... природной среды . Экологические принципы рационального использования природных ресурсов Рациональное использование природных

Принципы охраны окружающей среды закреплены в ст.3 ФЗ «Об охране окружающей среды». Большинство из перечисленных там положений представляют собой формулировки целей и задач, способов из достижения и основных положений законодательства об охране окружающей среды (). Лишь некоторые из положений могут быть признаны реально принципами.

Они следующие.

Принцип соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека. Данный принцип находит воплощение в ст.11 ФЗ. Одним из способов реализации данного принципа является нормирование в области охраны окружающей среды, которое проводится в целях установления предельно допустимых норм воздействия на окружающую среду, гарантирующую экологическую безопасность населения.

Принцип научно обоснованного сочетания экологических, экономических и социальных интересов человека, государства и общества в целях обеспечения устойчивого развития экономики и сохранения благоприятной окружающей среды. Реализация данного принципа призвана создать условия для обеспечения реальных гарантий прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду и в то же время способствовать развитию экономики, учитывая негативное влияние хозяйственной деятельности на состояние окружающей среды. Цель: осуществление прогресса в экологических пределах. Наиболее эффективные средства: оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза.

Принцип обеспечения охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов. Реализация данного принципа связана с необходимостью охраны и воспроизводства природных ресурсов и недопущения необратимых последствий для окружающей среды и здоровья человека. Правила экологически обоснованного поведения регулируют процесс эксплуатации природных ресурсов.

Принцип соблюдения права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, участия граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, участия граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды. Данный принцип означает право указанных субъектов на требовать от соответствующих органов предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении и мерах по ее охране. Реализация – ч.3 ст.41 Конституции, говорящая об ответственности за сокрытие информации. Механизм – ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Принцип международного сотрудничества в охране окружающей среды. Проблема охраны окружающей среды носит глобальный характер. Воздействие общества на природу постоянно усиливается. Его негативные последствия не не ограничиваются национальными рамками.

Принципы по закону:

1) соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

2) обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

3) научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;

4) охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

5) ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;

6) платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;

7) независимость государственного экологического надзора;

8) презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

9) обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

10) обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды;

11) учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

12) приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;

13) допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;

14) обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов;

15) обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц;

16) сохранение биологического разнообразия;

17) обеспечение интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к субъектам хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим такую деятельность или планирующим осуществление такой деятельности;

18) запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;

19) соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством;

20) ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;

21) организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры;

22) участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды;

23) международное сотрудничество РФ в области охраны окружающей среды.

Нормы экологического права.

Нормы экологического права - это правила, регулирующие дея­тельность человека в области охраны и использования окру­жающей природной среды. Различают нормы:
отраслевые - охрана и использование таких природных объек­тов, как земля, недра, вода, леса и т. д.;

комплексные - охрана и использование природных комплексов, природной среды в целом;
экологизированные у предусмотренные другими отраслями права (административным, уголовным, хозяйственным и т. д.) и тре­бующие соблюдения правил охраны окружающей природной среды. Исходя изсодержания юридического предписания, эколого-пра­вовые нормыподразделяются на нормы-принципы, нормы ­приоритеты, нормы-правила.
Нормы-принципы закрепляют основополагающие начала охра­ны окружающей природной среды (ст. 3 Закона "Об охране окружающей среды").
Нормы-приоритеты устанавливают правовые преимуществав охране и использовании одних объектов перед другими в инте­ресах обеспечения качества природной среды.Экологические приоритеты означают, что любые мероприятия хо­зяйственного или иного содержания запрещаются, если они угро­жают здоровью и экологической безопасности человека.
Выделяют нормы-приоритетытрех уровней: отраслевого, межот­раслевого и общего экологического уровня:
отраслевые приоритеты устанавливаются в положениях при­родно-ресурсных отраслей законодательства;
межотраслевые приоритеты Предусматриваются нормами от­раслевого законодательства, при этом они устанавливают пре­имущества в охране определенных природных объектов;
общие экологические приоритеты преследуют высшие пели ­обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека, рациональное использование при­родных ресурсов с учетом законов природы. Перечень общих экологических приоритетов предусмотрен ст. 3 Закона "Об ох­ране окружающей среды". Их действие не ограничивается ка­кой-либо областью, территорией или сферой хозяйствования.
Нормы-правила предусматривают экологические требования­ императивы применительно к конкретной сфере экологиче­ских отношений.По содержанию экологические императивы подразделяются:

на предупредительные;

запретительные;
обязывающие;

разрешительные;

восстановительные (компенсационные);

карательные;
управомочивающие;
поощрительные. Предупредительные направлены на то, чтобы помешать осуществ­лению неправомерного действия, которое может повлечь за собой вредные последствия. Предупредительные и запретительные импе­ративы - это основной комплекс эколого-правовых норм. Цельзапретительных императивов - не допустить совершения
действий, могущих причинить вред окружающей природной среде. Так, например, запрещается ввод в эксплуатацию объектов, не ос­нащенных средствами очистки и утилизации отходов, не разреша­ется использование просроченных препаратов, применение полу­ченных в ходе научно-исследовательских работ химикатов, приро­да которых не выявлена.
Разрешительные иобязывающие нормы определяют порядок дея­тельности природопользователей. В первом случае по решению специально управомоченного органа хозяйствующий субъект по­лучает право выполнять определенные действия, посредством ко­торых осуществляется воздействие на природную среду. Во втором случае - природопользователь как участник экологического право­отношения вынужден выполнять соответствующие требования.

Восстановительные, tun компенсационные, нормы права предусмат­ривают адресованное правонарушителю требование о восстановле­нии нарушенного состояния природной среды и компенсации не только расходов на возмещение ущерба, но и затрат на проведение природоохранных мероприятий.
Карательные императивы имеют место в случаях привлечения к административной, гражданско-правовой, дисциплинарной, иму­щественной или уголовной ответственности за экологическое пра­вонарушение или преступление. Основаниями для наложения взы­скания являются, соответственно, Кодекс об административных правонарушениях, гражданско-правовое, трудовое законодательст­во или Уголовный кодекс. За совершенные экологические право­нарушения предприятия, организации и учреждения несут адми­нистративную и фажданско-правовую ответственность.
Поощрительные эколого-правовые нормы касаются преимущест­венно экономического стимулирования охраны окружающей при­родной среды. Широкий спектр таких норм предусмотрен Зако­ном РФ "Об охране окружающей среды". Закон устанавливает, на­пример, возможность применения налоговых и иных льгот при внедрении предприятием безотходной технологии, обеспечиваю­щей природоохранительный эффект, поощрительных цен и надба­вок на экологически чистую продукцию, льготного кредитования предприятий, эффективно реализующих мероприятия по охране окружающей природной среды. В числе таких мероприятий можно назвать вывод за пределы населенных пунктов экологически не­безопасных производственных комплексов.
Управомочивающие нормы устанавливают компетенцию представи­тельных, исполнительных и специальных органов государства (Правительства РФ, республик в составе РФ, краев, областей, ав­тономных образований, местных органов самоуправления, специ­ально уполномоченных органов) в области охраны окружающей природной среды.

Существует тесная взаимосвязь между общим экономическим ростом и изменениями в окружающей среде. В этой связи рассмотрение вопросов общественного развития без учета экологических факторов и закономерностей, регулирующих взаимосвязи общества с природой, может привести к нежелательным экономическим и социальным последствиям.

Государственное регулирование природопользования, охраны окружающей природной среды вызвано неблагоприятной экологической ситуацией на всей территории России. 33% выбросов приходится на предприятия металлургического комплекса; 30% - на энергетику, 7-8% – на химическую, угольную промышленность, в городах более 50% выбросов в атмосферу приходится на транспорт (в некоторых городах – около 70%). Неудовлетворительно работают городские очистные сооружения; более 25% сельскохозяйственных угодий подвержены эрозии; 15% – заболочены; более 20% сельскохозяйственной продукции содержат нитраты. При добыче полезных ископаемых теряется: 15% угля, 30% – железной руды; извлечение нефти из пластов не превышает 30%

Причинами экологических кризисов являются: монополизм государства и частной собственности на природные ресурсы; господство военно-промышленного комплекса; преобладание потребительской психологии граждан и руководителей предприятий и организаций; отсутствие экономических, административных и правовых мер, которые стимулировали бы природопользователей и других хозяйственных субъектов к выполнению требований экологии.

Основные принципы в области государственного регулирования окружающей среды:

· приоритет охраны жизни и здоровья человека;

· научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества;

· рациональное использование природных ресурсов;

· соблюдение требований законодательства в области охраны окружающей среды и ответственность за экологические правонарушения;

· гласность в работе и тесная связь в решении экологических проблем.

Перечисленные принципы определяются международным и национальным законодательствами в области охраны окружающей среды, требованиями экологизации экономики и направлены на разработку экономического механизма обеспечения экологически устойчивого развития.



Стратегические задачи и цели правительства в области охраны окружающей природной среды:

Сохранение природных богатств, естественной среды обитания человека;

Поддержание благоприятной безопасной окружающей среды для обеспечения физического, социального, психологического благополучия населения;
- обеспечение рационального природопользования;

Сохранение генетического фонда, видового и ландшафтного разнообразия природы;

Сохранение равновесия биосферы на локальном, региональном, глобальном уровнях;

Предотвращение экологически вредного воздействия хозяйственной деятельности.

Сущность охраны окружающей природной среды заключается в нахождение оптимального соотношения экологических интересов общества с экономическими интересами. Интересы эти противоречивы. Можно выделить три пути выхода из создавшихся противоречий: экологический утопизм; экономический экстремизм, т. е. когда предполагается развивать экономику без оглядки на экологию; сочетание экономических и экологических потребностей с учетом приоритета охраны жизни и здоровья человека.

Принципы охраны окружающей природной среды:

· соблюдение всех требований природоохранительного законодательства;

· рациональное использование природных ресурсов, учет законов природы, потенциальных возможностей окружающей природной среды;

· приоритет жизни и здоровья человека, обеспечение экологических условий для жизни, труда, отдыха населения;

· международное сотрудничество в области экологии и в охране окружающей природной среды.

12.2. Основные направления защиты природной среды

Объекты, подлежащие охране: естественные экологические системы и озоновый слой атмосферы; земля, недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса, растительный и животный мир; государственные природные заповедники, национальные парки, памятники природы, редкие виды животных и т.д.

В настоящее время в России более 100 природных заповедников, площадью более 25 млн. га. На территории заповедников запрещается хозяйственная и рекреационная деятельность, сбор ягод, добыча природных ископаемых, пролет самолетов ниже 2 км., проезд, проход посторонних лиц вне специальных дорог.

В России более 1500 государственных природных заказников, площадью около 60 млн. га. Заказники могут быть ландшафтными, геологическими, биологическими и др. В них можно частично собирать ягоды, грибы, охотиться, если это не мешает основной цели этого заказника. В России примерно 30 национальных природных парков, площадью более 5 млн. га.

Основные задачи национальных парков заключаются в следующем: создание условий для экологического туризма; сохранение природных памятников истории, культуры; организация экологического просвещения.

Компетенция правительства в области охраны окружающей природной среды:

Осуществляет реализацию государственной экологической политики;
- готовит ежегодный доклад о состоянии охраны окружающей природной среды;

Координирует деятельность министерств и ведомств;

Утверждает экологические нормативы выбросов загрязняющих веществ;

Принимает решение о прекращении деятельности предприятий независимо от форм собственности;

Обеспечивает население необходимой экологической информацией;
- обеспечивает организацию экологической службы.

Важнейшими федеральными законами в данной сфере являются: Закон "Об охране окружающей природной среды"; Закон "О недрах"; Закон "О животном мире"; Закон "Об экологической экспертизе"; Закон "О радиационной безопасности"; Закон "Об особо охраняемых природных территориях".

К основным направлениям охраны окружающей природной среды относятся:
- охрана атмосферного воздуха – прежде всего необходимо сократить количество выбросов вредных веществ от стационарных и передвижных источников загрязнения;

Охрана водных ресурсов – необходимо сократить сброс загрязненных сточных вод, поступления загрязняющих веществ до предельно допустимых величин;

Охрана земли, почв, недр – необходима борьба с водной, ветровой эрозией, сокращение применения ядохимикатов;

Охрана растительного и животного мира, т.е. организация новых заповедников, заказников, ведение Красной книги;

Доведение особо охраняемых природных территорий до норматива международных стандартов;

Решение межрегиональных экологических проблем в зонах с неблагоприятной экологической ситуацией (Арктика, Черное море, Кузбасс, Байкал.).

Экономический механизм охраны окружающей природной среды включает в себя: механизм регулирования экономических отношений; систему мер экономического стимулирования охраны природы и рационального использования природных ресурсов; меры административного и уголовного наказания.

Основные элементы экономического механизма охраны окружающей природной среды:

· учет и социально-экономическая оценка природных ресурсов;

· планирование, разработка и финансирование программ по охране окружающей природной среды;

· лицензии, лимиты, льготы природопользователям;

· формирование рынка экологических услуг, представленного экологической информацией, системой сертификации, услугами по оценке и компенсации ущербов, экологическим страхованием, сервисным обслуживанием национальных парков.

Задачи экономического механизма охраны окружающей природной среды :

· организация финансирования природоохранных мероприятий;

· установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов загрязняющих веществ и размещения отходов;

· установление нормативов оплаты и размеров платежей за использование ресурсов;

· возмещение вреда, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека;

· предоставление различных льгот, кредитов за внедрение малоотходных и безотходных, ресурсосберегающих технологий, производств.

Финансирование экологических программ осуществляется за счет:

· бюджетов всех уровней управления (федеральные бюджеты, бюджеты субъектов, средства предприятий организаций);

· средств обязательных экологических фондов всех уровней;

· средств фондов экологического страхования;

· добровольных взносов;

· кредитов и других источников.

Экологические фонды создаются для решения неотложных природоохранительных задач и компенсации причиненного вреда. Основные направления расходования средств этих фондов:

На воспроизводство природных ресурсов;

На внедрение экологически чистых технологий;

На строительство очистных сооружений;

На развитие экологического воспитания;

На реализацию программ по охране окружающей природной среды;

Для предотвращения и ликвидации последствий аварий (используются фонды экологического страхования);

Экономическое стимулирование охраны окружающей природной среды.

Важная роль в экологическом регулировании принадлежит также стандартам, нормативам и правилам. Экологические стандарты представляют собой предельно допустимые нормы, соблюдение которых является обязательным.

В ряде стран для охраны окружающей среды применяются стандарты качества окружающей среды, представляющие собой предельные уровни загрязнений и воздействий, которые не должны превышаться в заданной среде или ее компонентах, а также стандарты на продукцию, предусматривающие предельные уровни содержания загрязнителей или неблагоприятных воздействий.

В основе нормативов качества окружающей природной среды лежат три группы показателей:

Медицинские, т.е. пороговые уровни угрозы здоровью человека;

Технологические - способность экономики обеспечить выполнение установленных пределов воздействия человека;

Научно-технические, т.е. способность научно-технических средств контролировать соблюдение пределов воздействия по всем параметрам.

Элементы экономического механизма охраны окружающей природной среды:

Учет и социально-экономическая оценка природных ресурсов;

Планирование, финансирование программ по охране окружающей природной среды;

Лицензии, лимиты. платежи, льготы и прочие механизмы регулирования;

Рынок экологических услуг (экологическая информация, экологическая сертификация, услуги по оценке и компенсации экологического ущерба, экологическое страхование, правовое обслуживание, сервисное обслуживание в сфере особо охраняемых природных территорий и объектов).


Контроль знаний

3.1 Контрольные вопросы

1.Экономическая роль и функции государства в современной смешанной экономике.

2. Современные школы экономической мысли о роли государства

3. Модели государственного вмешательства в экономику.

4. Особенности государственного регулирования экономики в России.

5. Система государственного регулирования экономики, ее участники, цели принципы.

6. Сферы и границы государственного вмешательства в экономику.

7.Основные методы и инструменты ГРЭ.

8. Объекты и субъекты ГРЭ.

9. Формы ГРЭ.

10. Административное и законодательное регулирование экономики.

11. Взаимодействие государственных органов различных уровней.

12. Функции федеральных, региональных и местных органов исполнительной власти.

13. Монополизм в экономике: сущность, характерные черты.

14. Роль государства в формировании эффективной рыночной среды.

15. Антимонопольное законодательство и антимонопольная политика государства.

16. Демонополизация в России: основные аспекты и направления.

17. Государственная поддержка малого предпринимательства.

18. Государственный бюджет и государственный долг.

19. Внутренний и внешний государственный долг.

20. Проблема сбалансированности государственного бюджета.

21. Налоги как экономическая база и инструмент финансовой политики.

22.Фискальная политика государства и ее роль в государственном регулировании экономических процессов.

23. Роль государственных закупок для развития рыночной экономики.

24. Способы госзакупок, условия их выбора.

25. Российская законодательная база проведения конкурсных закупок продукции для государственных нужд.

26. Сущность государственных инвестиций, их структура и значение.

27. Условия осуществления инвестиционной деятельности, формы и методы ее государственного регулирования.

28. Гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности.

29. Особенности правового регулирования иностранных инвестиций.

30. Денежно-кредитная политика как составляющая ГРЭ.

31. Механизм государственного регулирования денежно-кредитных отношений.

32. Виды и значение денежно-кредитных методов регулирования.

33. Необходимость и пути совершенствования денежно-кредитной политики России.

34. Сущность, структура и значение госсектора в экономике.

35. Экономическая эффективность госсектора.

36. Место и роль госсобственности в реформировании экономики.

37. Разгосударствление собственности: экономическое содержание и Фомы.

38. Приватизация: понятие, социальная сущность, причины проведения, правовые основы.

39. Формы и способы приватизации государственных и муниципальных предприятий.

40. Влияние приватизации на эффективность экономики.

41. Управление государственной собственностью.

42. Сущность и основные направления социальной политики государства.

42. Система социального страхования: характеристика, структура, организационно-правовые и финансовые основы.

43. Государственное регулирование занятости населения.

44. Государственная поддержка системы образования и здравоохранения.

45. Главные цели и приоритеты социальных реформ в России.

46. Сущность, содержание, принципы внешнеэкономической политики государства.

47. Защита национальных интересов в системе мирохозяйственных связей.

48. Место региона в национальной экономике.

49. Объективные основы и содержание региональной экономической политики.

50. Экономические противоречия и взаимосвязи между центром и регионом.

52. Система государственного регулирования природопользования и охраны окружающей среды в России.

Под охраной окружающей среды понимают совокупность международных, государственных и региональных правовых актов, инструкций и стандартов, доводящих общие юридические требования до каждого конкретного загрязнителя и обеспечивающих его заинтересованность в выполнении этих требований, конкретных природоохранных мероприятий по претворению в жизнь этих требований.

Только если все эти составные части соответствуют друг другу по содержанию и темпам развития, т. е. складываются в единую систему охраны окружающей природной среды, можно рассчитывать на успех.

Поскольку не была решена вовремя задача охраны природы от отрицательного воздействия человека, теперь все чаще встает задача защиты человека от влияния изменившейся природной среды. Оба эти понятия интегрируются в термине «охрана окружающей среды».

Охрана окружающей природной среды складывается из:

− правовой охраны, формулирующей научные экологические принципы в виде юридических законов, обязательных для исполнения;

− материального стимулирования природоохранной деятель­ности, стремящегося сделать ее экономически выгодной для предприятий;

− инженерной охраны, разрабатывающей природоохранную и ресурсосберегающую технологию и технику.

В соответствии с законом Российской Федерации «Об охране окружающей среды» охране подлежат следующие объекты:

Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются:

− земли, недра, почвы;

− поверхностные и подземные воды;

− леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд;

− атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

В первоочередном порядке охране подлежат естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию.

Особой охране подлежат объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия, государственные природные заповедники, в том числе биосферные, государственные природные заказники, памятники природы, национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, иные природные комплексы, исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской Федерации, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания.



Основными принципами охраны окружающей природной среды.

Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:

− соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

− обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;

− охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

− ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;

− платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;

− независимость контроля в области охраны окружающей среды;

− презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

− обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

− обязательность проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;

− учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

− приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;

− допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;

− обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов;

− обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц;

− охранение биологического разнообразия;

− обеспечение интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к субъектам хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим такую деятельность или планирующим осуществление такой деятельности;

− запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;

− соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством;

− ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;

− организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры;

− участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды;

− международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

Рациональное природопользование.

Раздел 2. Развитие представлений о строении природной среды

ТЕМА: Природные типы экосистем:

экологические ниши, биогеоценозы, ландшафтные зоны, континентальные и океанические регионы и биосфера Земли.

Концепция биосферы В.И.Вернадского, ее функционирования и развития.

Глобальная эволюция биосферы и влияние экосистем человека

на природные процессы.

Природные типы экосистем: экологические ниши, биогеоценозы, ландшафтные зоны, континентальные и океанические регионы и биосфера Земли.

Человек в конкурентной борьбе за выживание в природной окружающей среде начал строить свои искусственные антропогенные экосистемы. Примерно 10 тыс. лет назад он перестал быть «рядовым, консументом», собирающим дары природы и начал эти «дары», получать сам, посредством своей трудовой деятельности, создав сельское хозяйство - растениеводство и животноводство (первые антропогенные экосистемы человека ). Освоив сельскохозяйственную модель человек исторически подошел к промышленной революции, которая началась всего 200 лет назад, и до современного комплексного взаимодействия с окружающей средой по искусственной модели (рис. 10.1). На современном этапе он для удовлетворения своих все возрастающих потребностей вынужден изменять природные экосистемы и даже разрушать их, возможно и не желая этого.

Термин «Экосистема» (от греческого оikos - жилище, местообитание, объединение) - это совокупность совместно обитающих организмов и условий их существования, находящихся в закономерной взаимосвязи друг с другом и образующих систему взаимообусловленных биотических и абиотических явлений и процессов.

Термин «экосистема» предложен английским ботаником А.Д.Тенсли (1871-1955). Он считал, что экосистемы, «с точки зрения эколога, представляют собой основные природные единицы на поверхности Земли», в которые входит «не только комплекс организмов, но и весь комплекс физических факторов, образующих факторы местообитания в самом широком смысле».

Энергия - это изначальная движущая сила экосистем, при чем всех - и природных и антропогенных. Энергетические ресурсы всех систем могут быть неисчерпаемы - солнце, ветер, приливы и исчерпаемы - топливо-энегетичес - кими (уголь, нефть, газ). Используя топливо, человек должен добавлять энергию в систему или даже полностью ее субсидировать энергией.

Опираясь на энергетические особенности существующих систем, можно их классифицировать, приняв энергию за основу, и выделил четыре фундаментальных типа экосистем:

1. Природные: движимые Солнцем, несубсидируемые (океаны, высокогорные леса, являющиеся основой жизнеобеспечения на планете Земля).

2. Природные, движимые Солнцем, субсидируемые другими естественными источниками (речные экосистемы, дождевые леса, т.е. те, которые субсидируются энергией приливных волн, течений и ветра).

3. Движимые Солнцем и субсидируемые человеком;

4. Индустриально-городские, движимые топливом (ископаемым, органическим и ядерным).

Эта классификация принципиально отличается от биомной, основанной на структуре экосистем, так как она основана на свойствах среды. Тем не менее, она хорошо дополняет ее. Первые два типа - это природные экосистемы, а третий и четвертый следует отнести к антропогенным.

Экосистемы первого типа занимают громадные площади - одни океаны - это 70% территории земного шара. Ими движет энергия только самого Солнца, и они являются основой, стабилизирующей и поддерживающей жизнеобеспечивающие условия на планете.

Экосистемы второго типа обладают высокой естественной плодородностью. Эти системы «производят» столько первичной биомассы, что ее хватает не только на собственное содержание, но часть этой продукции может выноситься в другие системы или накапливаться.

Таким образом, природные экосистемы «работают» на поддержание своей жизнедеятельности и собственного развития без всяких забот и затрат со стороны человека, более того, в них создается и заметная доля пищевых продуктов и других материалов, необходимых для жизни самого человека. Но главное именно здесь очищаются большие объемы воздуха, возвращается в оборот пресная вода, формируется климат и др.

Совсем иначе работают антропогенные экосистемы. К ним можно отнести третий тип - это агроэкосистемы, аквакультуры, производящие продукты питания и волокнистые материалы, но уже не только за счет энергии Солнца, а и дотации ее в форме горючего, поставляемого человеком.

Эти системы походят на природные, поскольку саморазвитие культурных растений в период вегетации - это процесс природный и вызван к жизни природной солнечной энергией. Но подготовка почв, сев, уборка урожая и др. - это уже энергетические затраты человека. Более того, человек практически целиком меняет природную экосистему, что выражается, прежде всего, в ее упрощении, т.е. снижении видового разнообразия вплоть до сильно упрощенной монокультурной системы (таблица 1).

Таблица 1

Сравнение природной и упрощенной антропогенной экосистем (по Миллеру, 1993)

Природная экосистема (болото, луг, лес) Антропогенная экосистема (поле, завод, дом)
Получает, преобразует, накапливает солнечную энергию. Потребляет энергию ископаемого и ядерного топлива.
Продуцирует кислород и потребляет диоксид углерода. Потребляет кислород и продуцирует диоксид углерода при сгорании ископаемого топлива.
Формирует плодородную почву. Истощает или представляет угрозу для плодородных почв.
Накапливает, очищает и постепенно расходует воду. Расходует много воды, загрязняет ее.
Создает местообитания различных видов дикой природы. Разрушает местообитания многих видов дикой природы.
Бесплатно фильтрует и обеззараживает загрязнители и отходы. Производит загрязнители и отходы, которые должны обеззараживаться за счет населения.
Обладает способностью самосохранения и самовосстановления. Требует больших затрат для постоянного поддержания и восстановления.

Современное сельское хозяйство позволяет постоянно из года в год удерживать экосистемы на ранних стадиях сукцессий, добиваясь максимальной первичной продуктивности одной или нескольких растений. Крестьянам удается добиваться высоких урожаев, но дорогой ценой, а цена эта обуславливается затратами на борьбу с сорняками, на минеральные удобрения, на образование почв и т.д.

Устойчивое появление новых видов, например травянистых растений, есть результат естественного сукцессионного процесса.

Животноводство - это также путь к упрощению экосистемы; охраняя полезных ему сельскохозяйственных животных, человек уничтожает диких животных: травоядных, как конкурентов в пищевых ресурсах, хищников - как уничтожающих домашний скот.

Вылов ценных видов рыб упрощает экосистемы водоемов. Загрязнение воздушной и водной сред также ведет к гибели деревьев и рыб и «обирает» природные экосистемы.

По мере роста народонаселения, люди будут вынуждены преобразовывать все новые зрелые экосистемы в простые молодые продуктивные. На поддержание этих систем в «молодом» возрасте увеличивается использование топливо-энергетичеких ресурсов. Кроме того, произойдет утрата видового (генетического) разнообразия и природных ландшафтов (таблица 1).

Молодая, продуктивная экосистема очень уязвима из-за монотипного видового состава, так как в результате какой-то экологической катастрофы (засухи), ее уже не восстановить вследствие разрушения генотипа. Но для жизни человечества они необходимы, поэтому наша задача - сохранить баланс между упрощенными антропогенными и соседствующими с ним более сложными, с богатейшим генофондом, природными экосистемами, от которых они зависят.

Энергетические затраты в сельском хозяйстве велики - природные плюс субсидируемые человеком и, тем не менее, самое продуктивное сельское хозяйство находится примерно на уровне продуктивных природных экосистем.

Продуктивность и тех и других основана на фотосинтезе действительное различие между системами лишь в распределении энергии: в антропогенной она поглощается лишь несколькими (одним-двумя) видами, а в природной - многими видами и веществами.

В экосистемах четвертого типа, к которым относятся индустриально-городские системы - энергия топлива полностью заменяет солнечную энергию. По сравнению с потоком энергии в природных экосистемах - здесь ее расход на два-три порядка выше.

Экологические ниши.

Экологи́ческая ни́ша - место, занимаемое видом в биоценозе, включающее комплекс его биоценотических связей и требований к факторам среды. Термин введён в 1914 году Дж. Гриннеллом и в 1927 году Чарльзом Элтоном.

В настоящее время определение Гриннелла принято называть пространственной нишей (по смыслу термин ближе понятию местообитание ), а определение Элтона называют трофической нишей (экологическая ниша представляет собой сумму факторов существования данного вида, основным из которых является его место в пищевой цепочке).

По Хатчинсону экологическая ниша может быть:

· фундаментальной - определяемой сочетанием условий и ресурсов, позволяющим виду поддерживать жизнеспособную популяцию;

· реализованной - свойства которой обусловлены конкурирующими видами.

Допущения модели:

1. Реакция на один фактор не зависит от воздействия другого фактора;

2. Независимость факторов друг от друга;

3. Пространство внутри ниши однородное с одинаковой степенью благоприятности.

Это различие подчёркивает, что межвидовая конкуренция приводит к снижению плодовитости и жизнеспособности и что в фундаментальной экологической нише может быть такая часть, занимая которую вид в результате межвидовой конкуренции не в состоянии больше жить и успешно размножаться. Эта часть фундаментальной ниши вида отсутствует в его реализованной нише. Таким образом, реализованная ниша всегда входит в состав фундаментальной или равна ей.

Экологическая ниша не может быть пустой. Если ниша пустеет в результате вымирания какого-то вида, то она тут же заполняется другим видом.

Биоценоз.

Биоценоз – это исторически сложившаяся совокупность животных, растений, грибов и микроорганизмов, населяющих относительно однородное жизненное пространство (определённый участок суши или акватории), и связанных между собой и окружающей их средой.

Биоценозы возникли на основе биогенного круговорота и обеспечивают его в конкретных природных условиях. Биоценоз - это динамическая, способная к саморегулированию система, компоненты которой (продуценты, консументы, редуценты) взаимосвязаны. Один из основных объектов исследования экологии. Наиболее важными количественными показателями биоценозов являются биоразнообразие (совокупное количество видов в нём) и биомасса (совокупная масса всех видов живых организмов данного биоценоза).

Термин (нем. Biocönose ) введён Карлом Мёбиусом в книге 1877 года «Die Auster und die Austernwirthschaft» для описания всех организмов, что заселяют определённую территорию (биотоп), и их взаимоотношений. Определяется видовым многообразием. Видовая структура дает представление о качественном составе биоценоза. При существовании двух видов вместе в однородной среде при постоянных условиях происходит полное вытеснение одного из них другим. Возникают конкурентные взаимоотношения. На основе подобных наблюдений был сформулирован принцип конкурентного исключения, или принцип Гаузе.

Ландшафтные зоны.

Ландшафт означает просто-напросто "территория" или по-русски "урочище". Но в географии под именем географического ландшафта мы понимаем основную единицу нашей науки, непосредственный объект ее изучения, географический индивид или особь.

Раньше у нас пользовались в географии этим термином при описании форм рельефа, понимая под ландшафтом также однородные формы, которые бросаются в глаза своим совместным появлением, образуя закономерно повторяющиеся группировки форм рельефа. Говорили о дюнном ландшафте, моренном, долинном, озерном, вулканическом, о ландшафте бугристых песков, о горном ландшафте и т. д.

Мы же понятие ландшафт толкуем распространительно, в более широком объеме. Это закономерно повторяющиеся группировки не только форм рельефа, но и других предметов и явлений на поверхности Земли. Но при этом следует иметь в виду, что географический ландшафт есть такая совокупность, или группировка, предметов и явлений, в которой особенности рельефа, климата, вод, почвенного и растительного покрова и животного мира, а также, до известной степени, деятельности человека сливаются в единое гармоническое целое, типически повторяющееся на протяжении данной зоны Земли.
Ландшафт есть как бы сообщество высшего порядка, соединяющее и объединяющее в себе, с одной стороны, сообщества организмов (биоценозы), т.е. растений (фитоценозы), животных (зооценозы) и, до известной степени, человека, а с другой - комплексы неорганических явлений: форм рельефа, скоплений вод, климатических факторов; к элементам ландшафта относятся и такие тела, как почвы, которые есть производное одновременно и органического мира и неорганических частей земной коры.
В каждом ландшафте мы видим полное приспособление всех его элементов друг к другу. Так, в пустыне недостаток влаги и летние жары влекут за собою сильное испарение, преобладание механического выветривания пород, своеобразие форм рельефа, незамкнутость растительного покрова, слабое проявление почвообразовательных процессов, у растений и животных ряд оригинальных приспособлений к перенесению сухости и жары, невозможность земледелия без искусственного орошения и т.д. И если выражаться фигурально, то можно сказать, что каждый ландшафт есть как бы некий организм, где части обусловливают целое, а целое влияет на все части. Если мы изменим одну какую-нибудь часть ландшафта, то изменится весь ландшафт. Так, распашка степей не только нарушает почвенный покров и уничтожает естественную степную растительность, но влияет на режим грунтовых вод, на распределение снегового покрова, на микроклимат, на характер эрозии и вместе с тем на рельеф.
Отсюда следует, что познание ландшафтов имеет первенствующее значение для сельского хозяйства.

Задачей географа и является понять механизм того сложного комплекса, который мы называем ландшафтом. Специальные науки изучают лишь отдельные звенья этого сложного клубка взаимоотношений, отдельные кирпичи этого здания, география же должна понять и объяснить структуру и механизм ландшафта.

Примерами географических ландшафтов могут служить: ельники лесной зоны низин, сосняки той же зоны, болота той же зоны; Валдайская возвышенность; овражный ландшафт лесостепья; пески пустынной зоны, долины рек пустынной зоны, лёссовые области пустынной зоны: Среднесибирское плоскогорье; степная зона Тянь-Шаня, лесостепная зона Центрального Тянь-Шаня, снеговая зона Тянь-Шаня; заросли ламинарий (подводный ландшафт). Ландшафты суши можно сгруппировать в ландшафтные зоны 5 , которые имеют в общем приблизительно широтное простирание, что стоит в связи с таким же простиранием климатических и почвенных поясов.

Примерами ландшафтных зон могут служить зоны тундр, лесов, степей, пустынь, гор лесной зоны, гор пустынной зоны и другие.
Географический ландшафт распадается в свою очередь на группировки более мелкого характера, которые можно считать географическими индивидами. С другой стороны, географические ландшафты образуют, как мы говорили, группировки более широкого объема, которые мы называем ландшафтными зонами. Так, пустыни умеренного климата есть ландшафтная зона, лески в этих пустынях есть географический ландшафт 1-го порядка, а бугристые пески есть географический ландшафт 2-го порядка, или географический индивид, особь.