Казахская национальная одежда разработка урока по истории. План-конспект урока технологии "Казахская национальная одежда" (11кл)

6 класс

Цель : Воспитание казахстанского патриотизма

Задачи

Образовательные

    а) Продолжать формировать представления учащихся о культуре, традициях и обычаях казахского народа, закрепить знания об казахской одежде.
    б) Продолжать совершенствовать умения работать с различными материалами в технике аппликации.
    в) Познакомить со словами, обозначающими казахскую одежду, произношение и написание этих слов.

Развивающие

    а) Развивать творческие способности, наблюдательность, внимание, усидчивость, память.
    б) Развивать общие умения - работа со справочной литературой, с инструментами, различными материалами.
    в) Развивать познавательный интерес.

Воспитательные

    а) Воспитывать патриотизм.
    б) Воспитывать интерес и бережное отношение к культуре, традициям и обычаям казахского народа.

Литература :

  1. З. Айдарова «Изобразительное искусство» 6 кл., с.87
  2. К. Болатбаев «Искусство» 10 кл., с.26
  3. К. Матыжан «Казахская национальная одежда», «Казахские ювелирные изделия»

Оборудование :

  1. Таблицы с изображением людей в казахской одежде, ювелирных украшений, таблички с казахскими словами, словари.
  2. Магнитофон, аудиокассета с записью кюев Курмангазы, Д. Нурпеисовой и других авторов.
  3. Куклы в казахских костюмах, казахская посуда.

Ход урока

1. Орг. момент:

О.А. - Здравствуйте, ребята.

М.Б. - Сәлеметсіңдерме, балалар.

О.А. - Сегодня у нас будет необычный урок. Мы более подробно познакомимся с казахской национальной одеждой, узнаем, как произносятся и пишутся слова, обозначающие одежду, и выполним коллаж на тему «Казахская национальная одежда».

2. Повторение пройденного материала:

О.А. - В первой четверти мы знакомились с культурой казахского народа. Что мы узнали на уроках изобразительного искусства?

Ученик - Мы познакомились с казахским орнаментом.

Ученик - Мы изучали казахский ковер «Сырмак» и сделали аппликацию.

Ученик - Мы знакомились с казахской посудой: торсык, пиала, ожау, кувшины, казан, табак - блюдо для мяса и сделали коллаж на тему «Казахская посуда».

Ученица - Мы изучали виды казахских построек: мечеть, мавзолей, минарет и рисовали их.

О.А. - Молодцы!

3. Новый материал:

О.А. У каждого народа есть своя Родина, свои традиции, обряды, игры, национальная кухня и национальная одежда.

М.Б. - Қазір біз қазақтың ұлттық киімдерін білдіретін жаңа сөздермен танысамыз. Сөздік дәптерлерімізді ашамыз да жазамыз:

  1. Көкірекше - легкая безрукавка
  2. Қаптырма - пряжка, застежка
  3. Алқа - подвески на грудь
  4. Шолпы - украшения в косы
  5. Білезік - браслет
  6. Жүзік - перстень
  7. Сырға - серги
  8. Қамшат бөрік - головной убор с пучком перьев филина
  9. Белдік - пояс, ремень
  10. Ішік - верхняя одежда, сшитая мехом вовнутрь и сверху покрытая тканью
  11. Тұмақ - меховая шапка
  12. Кимешек - женский головной убор, закрывающий шею и плечи
  13. Құндық - головной убор, надеваемый поверх кимешек
  14. Мәсі - мягкие сапоги
  15. Кебіс - надевают на мәсі, похожи на туфли на толстой подошве
  16. Далбай - головной убор в виде башлыка
  17. Жарғақ шалбар - яркие брюки из тонкой кожи

Енді осы сөздермен сөз тіркесін құрамыз.

Мысалы : көкірекше киемін, білезік киеді, далбай киеді.

Қазақтың ұлттық киімдері ТӨРТКЕ бөлінеді:

    1. Жас балалар киімі
    2. Жастық шақ балалар киімі
    3. Орта жасты адамдар киімі
    4. Қариялар киімі

О.А. - Четырем ученикам вашего класса было дано задание. Подготовить сообщения об одежде девушек и юношей, и одежде людей среднего возраста.

Одежда девушки

Одежда девушек была в основном приталенной, с вышитым воротом и рукавами. Девушки носили платья көйлек с 2–3 оборками, длинными рукавами и воротником - стоечка. Поверх платья надевали көкірекше - легкую безрукавку, грудная часть и подол которой расшивали узорами. Могли поверх платья надевать қамзол, сшитый по фигуре с серебряной пряжкой қапсырмой. Одежда девушек шилась из ярких тканей, богато расшивалась орнаментом, бисером, монетами, полудрагоценными камнями. Волосы девушки заплетали в косы и украшали их шолпами - лентами и цепочками с украшениями. На голову надевали такия - маленькую шапочку или қамшат бөрік, отороченную мехом с пучком перьев филина, который играл роль украшения и оберега.

На груди носили алқа - подвески, на запястья надевали білезік - браслеты, на пальцы - жүзік - перстни, а в ушах носили сырға - серьги. Обувались в сапожки на каблуках, расшитые орнаментом

Одежда юноши

Юноши и молодые мужчины носили замшевые, бархатные и самотканые брюки шалбар, расшитые орнаментом и с разрезами по бокам внизу. Поверх рубахи надевали халат, подпоясанный кушаком или бешпент, опоясанный белдік - поясом с серебряными накладками.

На голове носили такия, а поверх нее бөрік. Заходя в помещение, бөрік снимали и оставались в такия. Обувались в саптама етік - сапоги с высокими голенищами и войлочными чулками внутри. В зимние холода в них тепло и удобно при езде на лошади.

Зимой надевали шубу тон или ішік - сшитую из меха животных. Мех располагали внутри, а сверху покрывали тканью. На голову зимой надевали тұмақ - меховую шапку с длинными и широкими наушниками и удлиненным концом, закрывающим затылок.

Одежда женщины среднего возраста

Женщины среднего возраста одевались строго, ткани для одежды выбирались не ярких тонов. Одежда женщины отличалась от девичьей прежде всего головным убором. На голову надевали кимешек - плотно облегающий голову и закрывающий шею, грудь, плечи и часть спины. Поверх кимешек носили құндық в форме чалмы или тюрбана. Постепенно құндық заменили шали и платки.

Платье көйлек - шили для праздников из дорогих тканей неярких тонов. Сверху платья надевали қамзол, а поверх қамзола - длинный халат. На ноги женщина надевали мәсі - легкую обувь из выделанной кожи. Голенище мәсі расписывают орнаментом. Подошвы у них нет, так как носят мәсі внутри жилища. На мәсі надевают кебіс, на высоких каблуках с толстой подошвой.

Одежда пожилого мужчины

Мужчины средних лет и пожилые носили рубахи - косоворотки, камзолы, а поверх камзолов легкие шелковые халаты летом, а зимой - шубы тон или дубленки. На голову надевали такия, а сверху шапку, отороченную мехом. Когда нужно, надевали далбай - головной убор в виде башлыка. Мужчины носили домотканые брюки шалбар и сапоги етік.

Ханы, султаны и богатые люди носили:

Айыр қалпақ - высокий калпак с загнутыми кверху полями и расшитый орнаментом золотыми нитками, қамзол, а поверх него надевали позументный шапан из дорогих тканей, расшитый орнаментом, жарғақ шалбар - брюки красного цвета из хорошо выделанной тонкой кожи, расшитые разноцветным узором.

4. Практическая работа:

1) О.А. - Итак. Из сообщений ребят мы более подробно познакомились с казахской одеждой и с казахскими словами, обозначающими одежду. Сейчас мы будем выполнять коллаж на тему «Казахская одежда». А одежду мы будем делать саму по себе? Отдельно куртку, платье или камзол?

Ученики - Нет. Надо показать людей в национальной одежде и чтобы люди были в какой-то обстановке, на каком-то фоне.

О.А. Правильно. На прошлом уроке вы в парах подготовили фон. У кого-то люди будут находиться в юрте, у кого-то на фоне природы или архитектурных сооружений.

О.А. Сегодня вы закончите свои картины. И работать вы будете в технике аппликации. Кто расскажет нам порядок выполнения аппликации?

    1) Выполняется эскиз на заданную тему
    2) Вырезаются детали из картона
    3) По шаблонам вырезаются детали из ткани или цветной бумаги
    4) Собираем изображение
    5) Проверяем, все ли правильно вырезано и составлено
    6) Приклеиваем на фон

О.А. - Все правильно. Ребята, работать вы будете с различными инструментами, а для этого что нужно знать?

Ученики - Технику безопасности!

    А) при работе с ножницами,
    Б) при работе с клеем

О.А. - Молодцы. Вы все прекрасно знаете, теперь можно приступать к работе.

Самостоятельная работа. Во время работы звучат кюи казахских композиторов.

5. Итог. Выставка работ учащихся.

Стихотворение о Родине.

М.Б. - Осымен бүгінгі сабақ аяқталды сау болыңыздар!

Журнал «Современный урок» № 3-7

1. Степанова Гульбану Юлаевна.

2. Дата рождения: 09. 02. 1977 г.

3. Образование: средне-специальное, педагогическое.

Окончила: Саратовский государственный

профессионально -педагогический

колледж им.Ю.А.Гагарина (1996-1999г)

4. Специальность: учитель труда и черчения,

мастер производственного обучения.

5. Стаж работы: 15 лет.

7. Место работы: Чапаевская ОСОШ.

Предмет: Технология

Класс: 7

Тема урока: «Казахская национальная одежда»

Цели урока : обобщить и систематизировать знания учащихся о женском и мужском казахском национальном костюме, орнаменте.

Задачи:

Обучающая: познакомить учащихся с видами казахской национальной одеждой, с разновидностью казахского орнамента и его значением.

Воспитательная: воспитывать патриотические чувства, уважать культуру и традиции своей страны.

Развивающая: развивать дизайнерские и художественные способности.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.

Наглядность: презентация к уроку, музыкальное сопровождение, готовые изделия, раздаточный материал: орнамент, иллюстрации женского и мужского национального костюма, карточки для индивидуальной работы.

Оборудование: интерактивная доска, клей, ножницы, маркеры, макеты бумажных кукол.

Меж предметная связь: казахский язык, рисование, история.

Ход урока.

    Организационный момент.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться

Слушаем внимательно

Работаем старательно.

2. Вступительная беседа учителя.

Звучит казахская национальная музыка, на доске заставка презентации названия урока

3. Знакомство с новой темой «Казахская национальная одежда»

Давайте представим себе, что мы отправились в путешествие в ближайший казахский аул, которые существовали в давние времена кочевников. Конечно, сейчас в наше время нет таких поселений, но всё же юрта древнейшее и в то же время остаётся современным жилищем кочевников - чабанов. А вот и юрты. /слайд 1/

Сегодня я приглашаю посетить три юрты, в которых мы увидим много интересных вещей. В первой юрте мы узнаем о казахской национальной одежде – (это тема нашего урока), посетив вторую юрту мы узнаем все об орнаменте, а в третьей юрте вас ожидает творческая мастерская.

Прежде чем посетить нашу юрту ответьте мне пожалуйста на вопросы:

1. Люди каких национальностей проживают на территории Казахстана?

2. Чем они отличаются друг от друга?

3. Исторически у каждого народа сложился внешний облик в виде национального костюма.

4. Посмотрите на картинку национальные костюмы какого народа изобразил художник? /слайд 2/

А что такое одежда?

5. Сегодня мы с вами остановимся на национальной одежде казахского народа.

Давайте посетим первую юрту и узнаем о казахской национальной одежде:

/запись тему урока в тетради/

Есть ли одежда, которая бы нравилась всем и всегда? Да, это – национальный костюм. У каждого народа он свой. И каждый из них прекрасен. Но кто же эти гениальные кутюрье, создавшие эту красоту?

Сотни тысяч обычных людей веками кроили, шили, украшали и носили одежду в будни и праздники.

Казахский народный костюм создавался для нелегкой кочевой жизни в бескрайних просторах степей. Одежда должна быть простой по покрою, чтобы за ней легко было ухаживать, и в то же время красивой и нарядной. Основными материалами для изготовления одежды были кожа, войлок. Шерстяное сукно «шекпен», а в богатых семьях – бархат, шелк, дорогие меха.

Костюм вышивали шелком, золотыми и серебряными нитями, украшали бисером. Бусами, бахромой, перьями филина, которые должны были защитить человека от «дурного глаза»

Особенно тщательно орнаментировали открытые срезы одежды – ворот, подол, рукава, края штанин – считалось, что это предохранит от проникновения к телу злых сил. /слайд 3/

Особенно красив костюм молодой девушки , состоящий из платья с оборками «көйлек » и яркого камзола из бархата – «бешмета». Бешмет перепоясывали богато украшенным поясом «белбеу», /слайд 4/ дополняли костюм расшитые сапоги на высоких каблуках «етік» и маленькая вышитая шапочка «тақия». /слайд 5/

Волосы заплетали в косы, богато украшали подвесками «шаш баул» /слайд 6/

На свадьбу девушка надевала высокую шапку «саукеле», к которой прикрепляли белое вышитое покрывало. /слайд 7/

Замужние женщины носили более длинные камзолы, застегнутые на талии, а голову покрывали «кимещеком» - большой платок с вырезом для лица. /слайд 8/

Мужской костюм был предназначен для верховой езды. Кочевники изобрели удобный предмет одежды – брюки. «шалбар», которые шили из кожи и украшали вышивкой. На тело надевали рубашку, а сверху – бешмет. В прохладную погоду носили халаты. Обувью служили кожанные сапоги «саптама» /слайд 9/

Мужчины всегда покрывали голову тюбетейками, войлочными шапками «қалпақ» или меховыми шапками –«бөрік» и «тымақ» /слайд 10/

Одежду перепоясывали ремнем с подвесными кармашками для пороха и пуль, украшенные металическими бляхами.

Камзол /кемзал/ легкая расшитая одежда, сшитая по фигуре с расширяющимся к низу подолом. Камзолы сшили из бархата и других ярких тканей, на одинарной подкладке из ткани или шерсти.

Молодые девушки носили камзолы более ярких цветов, чем женщины среднего и пожилого возраста.

Штаны . В прошлом когда казашки ездили верхом, штаны были необходимой частью их одежды. Их шили из овчины, домотканного сукна, плотных х/б тканей. Различали верхние штаны /шаобар/ и нижние /далбар/ Штаны шили укороченными, немного ниже колен, широкими в шагу и у пояса, зауженными книзу. На талии укрепляли при помощи шнура подвернутого в подгиб, пришитого к поясу.

Шапан – старинная верхняя одежда женщины – прямой широкий халат с длинными рукавами. Для тееплого времени года его шили легким, а для холодного – с шерстяной подкладкой, простеганной вместе с верхом.

Көйлек - /рубаха, платье/ древнейший вид нательной женской одежды. Платье сшили из легкой ткани.

С развитием торговли, в середине 19 века в моду вошли шелковые и хлопчатобумажные ткани ярких расцветок, а внешний вид костюма сильно изменился: костюм трансформировался в широкую тунику, к которой пришивалась сборчатая юбка, а юные девушки начали носить подобие платьев с узкими рукавами, оборками и воланами.

4. Мировой рынок - Экономика

Благодаря импорту т.е ввозу товара из других стран (ввоз в страну закупленных за границей иностранных товаров для их употребления, использования в стране) в нашем случае хлопка, шелка и бархата казахский национальный костюм стал более ярким, красочным, пышным и нарядным. Стали появляться платья и блузы, украшенные пышными воланами. Что невозможно было изготовить из тяжелых тканей: кожи, шерсти и войлока.

А кто мне назовет противоположный термин к импорту?

Ответы учащихся – Экспорт.

Что это? (вывоз за границу товара, предназначенных для продажи на иностранных рынках или для переработки в другой стране).

Скажите, а какой товар экспортируют из Казахстана в другие страны, чем богата наша страна? (полезные ископаемые, зерно).

Верно. А как можно назвать, одним словом рынок, в котором участвуют разные государства?

Если дети, затрудняются ответить, учитель задает наводящие вопросы:

А когда торговля происходит между разными государствами это…..международная торговля или мировой рынок.

Мировой рынок - рынок в котором участвуют разные государства, совершающие между собой обмен товарами и услугами, основанный на принципе обоюдной выгоды и международном разделении труда.

Хорошо, разобрались в экспорте и импорте, а теперь настало время заглянуть во вторую юрту. /слайд 12/

Человека входящего в традиционную казахскую юрту, поражает ее интерьер. Любая вещь выполненная из кожи, металла, кости, ткани и шерсти, войлока в декоративном стиле, украшено орнаментом. Весь быт кочевника буквально пронизан орнаментом.

5. Знакомство с национальными орнаментами.

Орнамент – это узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов и предназначенный для украшения различных предметов (утвари, оружия, мебели, одежды, архитектурных сооружений, предметов декоративно-прикладного искусства)

Основной закономерностью орнамента является периодическая повторяемость мотива, которая производит сильное эстетическое впечатление.

Для казахов орнамент стал главным видом изобразительного искусства, в котором отразилась живая, поэтичная душа народа, любовь к родной земле и интерес к окружающему миру.

В казахском орнаменте четко выделяются мотивы: /слайд 13/

Зооморфные

"Муйiз" - рог. Это древнейшая основа казахского орнамента. Орнамент символизирует рог. Роговидные орнаменты имеют мелкие и крупные элементы. Мелкие - применяются в изделиях прикладного искусства из дерева, кости, рога; в основном там, где требуется более тонкая обработка. Крупные - используются при украшении сырмаков, текеметов, алаша, ковров, в архитектуре. Роговидные элементы делятся на следующие виды: "аймуйiз", "космуйiз", "сынармуйiз", "кырыкмуйiз" "маралмуйiз", "оркешмуйiз", "кошкармуйiз" и др.

Космуйiз" - двойные рога. Этот элемент является изображением рогов барана, козла, коровы. Орнаменты, которые называются "ыргак", "iлмек", тоже относятся к "космуйiз". Орнамент "космуйiз" используется для украшения предметов домашнего обихода, мебели, оружия и т.д. В настоящее время орнаментом "космуйiз" украшают саукеле (головной убор невесты), современные мужские головные уборы - айыр калпак, передние борта камзола, голенища сапог.

Космогонические

"Кун"- солнце. Орнамент символизирует солнце. Орнаментом "кун" украшают середину ковров, тускиизов, а также он применяется в элементах вышивки или при крашении изделий из дерева, кости.

"Жулдыз" - звезда. Этот орнамент изображает ломаную линию, часто - звезду. Звезда, как правило, находится в самой середине орнамента и имеет пятиконечную форму.

Растительные

Гул"- цветок. Этот орнамент символизирует все виды цветов. Данный вид, начиная от орнамента "трилистник", представлен на изделиях прикладного искусства до двенадцатилистного орнамента. Используется в вышивках, при украшении одежды: воротников, карманов, подолов.

"Шыныгул" - стеклянный цветок. Орнамент похож на цветок. Он идентичен орнаментам

"тортайшык" и "итемшек". "Шыныгул" состоит из элементов, похожих на луну, рога, листья. На концы широко расставленных рогов насажено по листу.

Геометрические

"Ботакоз" - верблюжий глаз.

"Ботакоз" - верблюжий глаз. Этот орнамент обычно помещается посередине красочной композиции или в повторяющемся узоре, окаймляющим края изделия. Внешне он похож на глаза верблюжонка. Имеет ромбовидную геометрическую форму. Им можно окаймлять края платков.

"Кайнар" - родник, источник. Этот вид орнамента, видимо, родился в тех краях, где ощущается избыток источников воды. Цвета орнамента сдержанные, спокойные. Они символизируют каплю воды.

6. Закрепление материала

ТЕСТ- контроль знаний.

1.Саукеле –это головной убор:

А) женщин.

Б) девушек.

В) невесты.

2. Одежду украшали:

А)только тесьмой.

Б) только орнаментами.

В) орнаментами, бисером, тесьмой, вышивкой.

3. Перечислите виды казахского орнамента:

А) зооморфный, треугольный, космогонический, восточный;

Б) растительный, зооморфный, геометрический, космогонический;

В) геометрический, космогонический, изобразительный, орнаментальный.

4. Велюр, бархат, плющ, вельвет использовали для пошива:

А) платья, блузки, кимешек, чапан;

Б) детская одежда, белье, платки;

В) чапан, камзол, головные уборы.

5. А в наше время - время компьютерных технологий, где применяют орнамент?

А) в оформлении интерьера;

Б) дизайн одежды, посуды,

В) оформление сайтов, фото индустрия;

Г) все ответы верны

7. Взаимопроверка тестовых заданий

После учащиеся обмениваются листочками, выполняют взаимопроверку и ставят оценку.

8. Проверка д/з «Технологическая карта Правила техники безопасности при работе с ножницами, клеем, иголкой. »

(Оценивание для обучения и оценивание обучения)

9. Практическая работа: «Творческая мастерская»

А теперь настало время заглянуть в третью юрту - эта юрта народных мастеров - творческая мастерская.

Казахская национальная одежда дошла и до наших дней. Одевают её по праздникам и в наше современное время она не много изменилась. Почтительное и уважительное отношение к национальной одежде признак мудрости народа и его забота о будущем культурном наследии казахов. Вот и ваше задание: вам раздаю макеты бумажных кукол вы должны придумать и разработать эскиз современного казахского платья или мужского костюма, используя элементы казахского орнамента используя эти подручные материалы(клей, картон, цветная бумага, фольга, бисер, материалы)

10. Оценка за урок

Учитель: На этом наше занятие подошло к завершению, огромное спасибо за урок!

Рефлексия: Дети оставляют стикеры на рисунках с изображением своего настроения.

Все замечательно, есть идеи! Я что-то не понял…. Все хорошо, было интересно.



Учитель технологии Цыбульская Людмила Александровна
Урок в 7 классе
Тема урока: Казахская национальная одежда
Цели урока:

Обучающая: познакомить учащихся с видами казахской национальной одеждой, с разновидностью казахского орнамента и его значением.
Воспитательная: воспитывать патриотические чувства, уважать культуру и традиции своей страны.
Развивающая: развивать дизайнерские и художественные способности.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.
Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.
Наглядность: презентация к уроку, музыкальное сопровождение, готовые изделия, раздаточный материал: орнамент, иллюстрации женского и мужского национального костюма, карточки для индивидуальной работы.
Оборудование: интерактивная доска, клей, ножницы, маркеры.
Межпредметная связь: казахский язык, рисование, история.
Урок построен с использованием 7 модулей:
1м.Новые подходы в преподавании и обучении.
2м.Обучение критическому мышлению.
3м.Оценивание для обучения и оценивание обучения.
4м.Использование ИКТ в преподавании и обучении.
5м.Обучение талантливых и одаренных учеников.
6м.Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников.
7м.Управление и лидерство в обучении.
]Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Вступительная беседа учителя.

Звучит казахская национальная музыка, на доске заставка презентации названия урока «Казахская национальная одежда» (ИКТ)
Учитель: Давайте представим себе, что мы отправились в путешествие в ближайший казахский аул, которые существовали в давние времена кочевников. Конечно, сейчас в наше время нет таких поселений, но всё же юрта древнейшее и в то же время остаётся современным жилищем кочевников-чабанов. А вот и юрты.
Сегодня я приглашаю посетить три юрты, в которых мы увидим много интересных вещей. В первой юрте мы узнаем о казахской национальной одежде –(это тема нашего урока), посетив вторую юрту мы узнаем все об орнаменте, а в третьей юрте вас ожидает творческая мастерская.
Давайте посетим первую юрту: В народном костюме казахов отражены древние традиции, связанные с этническими и социальными условиями. Одежду для торжественных случаев шили из дорогостоящих материалов, украшали бисером, вышивкой, узорной тесьмой. Удобство и функциональность, комфортный крой и соответствие любым погодным условиям - основные требования которые казахи предъявляли к своему народному костюму.
(Все задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями учащихся)
Задание №1
- Работа учащихся в группах (НП, Управ и лид., КМ,) . Самостоятельное изучение темы «Женский и мужской национальный костюм казахского народа» (составление кластера, коллаж, иллюстрации национальной одежды, готовые изделия, клей, ножницы, маркеры). 5 минут
Выступление учащихся, защита творческого проекта по теме. 3минуты.

Женская одежда делилась на три группы: одежда для девушек, женщин и бабушек.
Традиционный костюм казахской женщины состоял из длинной рубахи «койлек» с прямым воротником и застежкой, штанов, халата «шапан», головного убора, пояса с металлической бляхой и сапог «саптама».
С развитием торговли, в середине 19 века в моду вошли шелковые и хлопчатобумажные ткани ярких расцветок, а внешний вид костюма сильно изменился: костюм трансформировался в широкую тунику, к которой пришивалась сборчатая юбка, а юные девушки начали носить подобие платьев с узкими рукавами, оборками и воланами.
К обновленному комплекту прилагался и длинный приталенный жилет с металлическими пряжками или пуговицами, расшитый серебром и аппликациями.
В качестве верхней одежды казахские женщины носили «шапан» - длинный халат с рукавами.
Красный «шапан» из дорогой ткани в комбинации с нарядным головным убором «саукеле» стал неотъемлемым атрибутом любой казахской невесты. Шили его из очень дорогих материалов, Обязательно прикрепляли фату, которая закрывала фигуру девушки придавая её облику особое изящество. Высокий, конусообразный, отороченный дорогим мехом, украшенный жемчугом, кораллами, золотом, серебром, яркими драгоценными и полудрагоценными камнями. Вышитые узоры, разноцветные нити, жгутовая отделка, ажурные металлические украшения делают саукеле богатым.
Головные уборы у женщин носили в основном социальный и возрастной характер.
Незамужние девушки носили тюбетейки «такыя» и «борик» - шапку с меховым околышем. Шили их из ярких тканей и обязательно украшали, особенно тюбетейки, вышивкой или различными нашивками из бус, кораллов, бисера, серебра. На макушку пришивали «уки» - султанчик из перьев филина, служивших не столько украшением, сколько оберегом. Самая красивая из тюбетек –это такия для маленьких девочек. Такия имеет круглую форму, очень лёгкая, высота её равна 10-15 сантиметров. На поверхность такии пришивали перья филина, края украшали дорогими камнями. Такию девочки носили до замужества.
Замужние казашки носили двух компонентные белоснежные головные уборы - на голову одевалась сначала нижняя часть «кимешек», а сверху наматывались полосы ткани, формируя тюрбан.

Мужская одежда казахов состояла из нательной рубахи (квйлек) и штанов, верхней плечевой распашной одежды и шаровар. Верхняя распашная одежда носилась навыпуск, полы запахивались слева направо. Штаны и нижние (ламбал), и верхние (шалбар) шили одинаковыми по покрою, широкими в шагу и у пояса, недлинные штанины обычно заправляли в сапоги. Шалбар изготавливали из верблюжьей домотканой материи, кожи, замши, а с 19 в. - из бумажных тканей темного цвета или из яркого бархата. С этого времени получают распространение верхние штаны русского покроя.
Поверх рубахи мужчины носили недлинную (до середины бедер или до колен), сшитую по фигуре с расширяющимися книзу полами распашную одежду. Наиболее распространенным названием такой одежды является камзол (камзол) или бешпент (бешмет). Шили камзолы из плотных хлопчатобумажных материй, плиса, шерстяных тканей, бархата, шелка, с длинными или короткими рукавами, а иногда и вовсе без рукавов.
В холодное время года носили камзолы на толстой подкладке из шерсти или меха. Камзол был сугубо домашней одеждой; выезжая за пределы аула, мужчина обязательно надевал поверх него другую одежду.
Самый распространенный и обязательный элемент верхней одежды: просторный длинный халат прямого покроя с длинными и широкими рукавами - шапан. Халаты шили из разнообразных тканей: легких и плотных, однотонных и цветных. «Шапаны» утепляли слоем шерсти или ваты. Казахи носили халаты во все времена года

Обязательной частью мужского костюма были кожаные пояса и матерчатые кушаки. Кожаные пояса кiсе с подвесками- сумочками (окшантай), ножнами и табакеркой часто украшались бляхами, которые изготавливались из железа, латуни, меди, иногда покрывались серебром, чернёным узором и чеканкой.
Мужчины постоянно, даже дома, носили головной убор. Обязательной была круглая матерчатая шапочка - такия/кепеш. До середины 19 в. казахи носили высокие тюбетейки с остроконечной верхушкой, постепенно обычной становится тюбетейка с плоской макушкой, сшитая из четырех треугольных клиньев или выкроенная в виде круга.
Верхние головные уборы шили из войлока и меха. Летом казахи носили легкие войлочные шляпы (калпак) и шапку с меховой опушкой (борiк), зимой надевали шапки особого покроя (тымак или малакай).
В 19 в. самой распространенной мужской обувью были простые кожаные сапоги с закругленными носками и низким каблуком, сшитые на одну колодку, без различия на левый и правый. Сапоги различались по сезонам. Зимние сапоги были высокие, с широкими голенищами, так как одевались на войлочные чулки.
-А что бы расширить ваш словарный запас в изучении казахских слов предлагаю вам словарик с названиями на казахском и русском языках элементов национального костюма. (словарик)

Учитель: Казахская национальная одежда имеет многовековую историю, отражает национальный опыт трудовой деятельности. В одежде отражается исторически обусловленные стороны материальной и социальной жизни народа, специфика хозяйства, возрастные различия. Одежда служила не только по основному назначению, но и для удовлетворения эстетических потребностей. Национальную одежду шили из разных тканей, простых- для повседневности, из дорогих – для праздника. Мех и кожа были главными материалами, из которых изготавливались казахская одежда, и, впоследствии, с развитием торговых путей в обиходе кочевого народа появились новые ткани - хлопок, шелк и бархат. (
Благодаря импорту т.е ввозу товара из других стран (ввоз в страну закупленных за границей иностранных товаров для их употребления, использования в стране) в нашем случае хлопка, шелка и бархата казахский национальный костюм стал более ярким, красочным, пышным и нарядным. Стали появляться платья и блузы, украшенные пышными воланами. Что невозможно было изготовить из тяжелых тканей: кожи, шерсти и войлока.
-А кто мне назовет противоположный термин к импорту?
-Ответы учащихся – Экспорт.
-Что это? (вывоз за границу товара, предназначенных для продажи на иностранных рынках или для переработке в другой стране).
-Скажите, а какой товар экспортируют из Казахстана в другие страны, чем богата наша страна? (полезные ископаемые, зерно).
-Верно. А как можно назвать, одним словом рынок, в котором участвую разные государства?
Если дети, затрудняются ответить, учитель задает наводящие вопросы:
-А когда торговля происходит между разными государствами это…..международная торговля или мировой рынок.
Мировой рынок - рынок в котором участвуют разные государства, совершающие между собой обмен товарами и услугами, основанный на принципе обоюдной выгоды и международном разделении труда.

Хорошо, разобрались в экспорте и импорте, а теперь настало время заглянуть во вторую юрту.
-Человека входящего в традиционную казахскую юрту, поражает ее интерьер. Любая вещь выполненная из кожи, металла, кости, ткани и шерсти, войлока в декоративном стиле, украшенно орнаментом. Весь быт кочевника буквально пронизан орнаментом.
Орнамент – это узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов и предназначенный для украшения различных предметов (утвари, оружия, мебели, одежды, архитектурных сооружений, предметов декоративно-прикладного искусства)
Основной закономерностью орнамента является периодическая повторяемость мотива, которая производит сильное эстетическое впечатление.
Для казахов орнамент стал главным видом изобразительного искусства, в котором отразилась живая, поэтичная душа народа, любовь к родной земле и интерес к окружающему миру.
В казахском орнаменте четко выделяются мотивы:
 Зооморфные
 Космогонические
 Растительные
 Геометрические
Задание №2
Теперь вам предстоит закрепить полученные знания при выполнении практического задания. На столах лежат конверты с иллюстрацией орнаментов различных национальностей и направлений. Ваша задача отобрать изделия, в которых присутствует казахский орнамент, и постараться определить его вид.
(Учитель контролирует процесс работы, оценивает, как учащиеся справились с заданием)(Управление и лидерство)
-Молодцы все справились с заданием хорошо. А сейчас мы с вами выполним небольшое тестирование, посмотри, на сколько, внимательны вы были на уроке.
Задание №3 ТЕСТ- контроль знаний.(ИКТ, оценивание)
1.Саукеле –это головной убор:
А) женщин.
Б) девушек.
В) невесты.
2. Одежду украшали:
А)только тесьмой.
Б) только орнаментами.
В) орнаментами, бисером, тесьмой, вышивкой.
3. Перечислите виды казахского орнамента:
А) зооморфный, треугольный, космогонический, восточный;
Б)растительный, зооморфный, геометрический, космогонический;
В) геометрический, космогонический, изобразительный, орнаментальный.
4. Велюр, бархат, плющ, вельвет использовали для пошива:
А) платья, блузки, кимешек, чапан; Б) детская одежда, белье, платки;
В) чапан, камзол, головные уборы.
5. А в наше время-время компьюторных технологий, где применяют орнамент?
А)в оформлении интерьера; Б) дизайн одежды, посуды, В) оформление сайтов, фотоиндустрия; Г) все ответы верны

После учащиеся обмениваются листочками, выполняют взаимопроверку и ставят оценку.
(Оценивание для обучения и оценивание обучения)
А теперь настало время заглянуть в третью юрту- эта юрта народных мастеров- творческая мастерская.
Казахская национальная одежда дошла и до наших дней. Одевают её по праздникам и в наше современное время она не много изменилась. Почтительное и уважительное отношение к национальной одежде признак мудрости народа и его забота о будущем культурном наследии казахов. Вот и ваше домашнее задание: разработать эскиз современного казахского платья или мужского костюма, используя элементы казахского орнамента (Обучение талантливых и одаренных учеников).

Учитель: На этом наше занятие подошло к завершению, огромное спасибо за урок!
Рефлексия (КМ) : Дети оставляют стикеры на рисунках с изображением своего настроения.

Все замечательно, есть идеи! Я что-то не понял…. Все хорошо, было интересно.

Тема урока: Образцы казахской национальной одежды.

Цель урока: научить видеть красоту национальной одежды, ее функциональность, художественную особенность

Задачи урока:

А)образовательная: познакомить учащихся с устройством и убранством юрты как одного из древнейших видов передвижного жилища казахов, а также ознакомиться с видами казахской национальной одеждой, приспособленного к кочевому образу жизни; дать учащимся сведения о материалах, используемых для создания одежды, познакомить с названиями основных деталей одежды, отрабатывать практические навыки изображения ;

Б)развивающие: р азвивать познавательный интерес; развивать навыки композиционного построения; формировать интерес к обычаям и традициям казахского народа; научить видеть красоту национальной одежды, ее функциональность, художественную особенность костюма; развивать наблюдательность, зрительную память и творческие способности учащихся ;

В)воспитательные: нравственное, патриотическое и эстетическое воспитание на примере изучения устройства и убранства казахского национального жилища и одежды; воспитание уважения к культуре других народов.

Тип урока: урок приобретения новых знаний.

Оборудование урока: Художественные материалы, инструменты и принадлежности.

Приемы и методы обучения: словесный, наглядный, практический, частично-поисковый.

Учащиеся должны:

Умело пользоваться языком декоративно - прикладного искусства; принципами декоративного обобщения,

Уметь передавать единство формы и декора,

Умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов,

Владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций.

План урока.

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели урока.

IV. Практическая работа и выполнение творческого задания.

V. Анализ работы учащихся и подведение итогов урока.

VI. Рефлексия.

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Приветствие класса.

2. Проверка готовности учащихся к уроку.

3. Психологический настрой.

II. Мотивационное начало урока. Сообщение темы и цели урока.

Посмотрите, друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки. Пусть этот день и наш урок принесёт вам радость общения. Настройтесь на работу. Мысленно пожелайте себе и друг другу успеха. Передайте друг другу по цепочке хорошее настроение через рукопожатие.

Настроились на урок! Я вам желаю удачных работ и правильных действий по их выполнению. И сегодны мы окунемся в пучину истории нашей родины.

III. Изложение нового материала в форме беседы.

Высоко в голубых горах, на широкой, зелёной, горной степи раскинулся летний аул. Это юрты кочевников. Слышится стук копыт лошадей, пасутся овцы. Чувствуется дым и запах костра. В аул со всех сторон стекаются люди, играют дети. Люди одеты в красивые одежды. А вот и юрты. Сегодня я приглашаю посетить три юрты, в которых мы увидим много интересных вещей и научимся рисовать головной убор: тюбетейку. В первой юрте мы узнаем все об орнаменте еще раз повторив пройденный материал, посетив вторую юрту мы узнаем о казахской национальной одежде и побывав в третьей юрте, мы с вами выполним творческую работу.

Давайте посетим первую юрту: Человека входящего в традиционную казахскую юрту, поражает ее убранство. Любая вещь, выполненная из кожи, металла, кости, ткани и шерсти украшен орнаментом. Весь быт кочевника буквально пронизан орнаментом.

    А что называется орнаментом?

    Для чего служит орнамент?

    Сколько видов существует в казахских орнаментах?

    На какие группы делятся орнаменты?

    Назовите предметы украшенные орнаментом?

    Для чего служил орнамент в древности, кроме украшения?

    А в наше время-время компьютерных технологий, где применяют орнамент?

Ответы учащихся.

Да, в одежде и не только. Молодцы видно, что вы хорошо усвоили материал.

А теперь мы узнаем, какие бывают виды казахской национальной одежды, заглянув во вторую юрту. Функции одежды: защита тела от воздействия природной среды, социальная функция.

Древнейшими материалами для изготовления одежды у казахов были шкуры, кожа и шерсть домашних животных. Использовали в основном овчину, реже шкуру коз, жеребят. Для бедных слоев населения характерна одежда из шкур сайгаков, головные уборы из меха лисицы, выдры и других пушных зверей.
Одной из древнейших форм изготовления материала было использование естественно свалявшейся зимней шерсти овец и верблюдов. Шерсть тщательно чистили, раскладывали на подкладке, простёгивали продольными швами и выкраивали из неё часть зимней одежды.

Кроме того, шерсть перерабатывали в войлок, который использовался для изготовле-ния обуви и головных уборов.
Привозные бумажные, шелковые и шерстяные ткани вошли в обиход кочевников ещё в древности. Широкое распространение получили китайские бумажные ткани, попадавшие на территорию Казахстана в виде подарков, военной добычи, в обмен на продукты кочевого хозяйства. Археологические находки свидетельствуют о распростра-нении отдельных предметов одежды из шёлковых материй.
Привозные ткани в основном покупали феодалы, так как только знатные казахи имели право носить шелковую одежду. Наиболее распространёнными были шёлка красного и желтого цветов.

Комплекс мужской и женской одежды казахов в 18 - 19 вв. был довольно устойчив и однороден во всей территории Казахстана. Изменения в костюме 18 - 19 вв. происходили в деталях покроя, выборе материала, менее - составе предметов одежды. Социальные различия в одежде заключались в основном, в качестве материала и отделки, количестве одежды, носимой одновременно, но особенно её запасов, но не отражались на покрое.

Помимо большой традиционности быта скотоводов, сказывалась высокая степень приспособленности казахской одежды к условиям жизни в степи, частым переездам, необходимости в любую погоду проводить много времени без укрытия. В народном костюме казахов отражены древние традиции, связанные с этническими и социальными условиями. Одежду для торжественных случаев шили из дорогостоящих материалов, украшали бисером, вышивкой, узорной тесьмой. Женская одежда делилась на три группы: одежда для девушек, женщин и бабушек. Одежда состояла из длинного жилета, платья с оборками, головного убора и обуви. Одежда различалась по возрасту человека. Молодёжь носила богато орнаментированную одежду красного или зелёного цветов. Взрослые и пожилые люди носили одежду поскромнее, с малым количеством узоров, чёрного или синего цветов. Для торжеств шились праздничные одежды из дорогого материала с красивым орнаментом.

Давайте познакомимся с названиями деталей костюма:

Тымак - остроконечная, отороченная лисьим или другим мехом шапка, наиболее оригинальный головной убор, который носили в зимнее время. Шапка имеет длинные широкие наушники, а так же удлинённый конец, прикрывающий затылок. Кроме лисьего меха, которым оторочена в основном лобовая и наушная части шапки, её тыльная сторона обшивается бархатом или другими дорогими тканями. Тымақ был необходимым атрибутом одежды для людей, которым приходилось подолгу находиться на открытом воздухе в условиях суровой непогоды. Благодаря своей форме он надежно защищает голову и шею.

Қ алпақ - летняя шляпа из тонкого белого войлока с узкой высокой тульей, закругленной или остроконечной макушкой, которую сшивали из двух одинаковых половин, нижние части отгибались, образуя широкие поля. Последние обшивали полосой черной или красной материи. Тулью украшали нашивкой цветного шнура или ткани по шву. Знатным людям калпак расшивали шелком; нередко его шили из бархата.

Айыр калпак - высокий колпак с изогнутыми к верху полями, отороченный изнутри тонким войлоком или плотной тканью, снаружи отделан из особого дорогого материала. Поверх ткани позументами из золотой нити расшиты узоры в виде растений. В основном его носили на пиршества ханы, султаны.

Бө рі к - обычный головной убор, который носили в любое время года. Шили его на войлочной основе, снаружи покрытой тканью. Шапка имела форму длинного колпака. Нижнюю ее часть обшивали мехом пушных зверей, но часто использовалась и овчина.

Ичиг - это зимняя верхняя одежда, сшитая из разных мехов животных. Шьют ичиг, располагая мех на изнаночную сторону. А тыльную сторону натягивают тканью. В зависимости от вида используемого меха ичиг делится на лисий ичиг, волчий ичиг т.д.

Саптама етык - это сапоги с высокими голенищами и войлочными чулками внутри. В зимние холода в них очень тепло и удобно при езде на лошади.

Позументный чапан (шапан) - шьётся из дорогой ткани с позументами на воротнике и груди. Спина, рукава и подол расшиваются позументными нитями. На спинке чапана расшивается круглый, как солнце, узор, а на самом чапане орнаменты в виде растений. Позументный чапан носили состоятельные люди, ханы, султаны.

Жаргак - так казахи называют хорошо отделанную тонкую шкуру. Жаргак окрашивают в красный цвет, наносят на него разноцветные узоры, а затем из готового полотна шьют брюки. Такие брюки называют - «жаргак шалбар». «Жаргак шалбар» носили в основном батыры, бии, акыны, сал-сери.

Шапан - халат, с древности основной вид одежды казахов. Шьётся из шерсти и других тканей. Украшается вышивкой племенной тамги (символ племени) или солнечных (солярных) кругов заполненных растительным орнаментом.

Курте - мужская лёгкая одежда из различных тканей с подкладом. Шьётся без воротника с короткими рукавами, носится поверх рубашки.

Бешпент - один из древнейших видов одежды, имеет удлинённую форму и боковые разрезы внизу, вышивается крупными изображениями солнца, так как оно символизирует жизнь, победу.

Шалбар - штаны разнообразны по фасону, длине и использованию ткани. Украшаются в зависимости от назначений.

Кiсе - наборный пояс из кожи, замши или бархата. Имеет несколько подвесных предметов: кошелёк, паровницу, кресало, футляр для ножей и тому подобное, украшается костью, металлическими бляхами с полудрагоценными камнями.

У казахов особо почитался головной убор. Среди женских головных уборов заслуживает особое внимание саукеле. Это традиционный, очень древний головной убор невесты. Высокий, конусообразный, отороченный дорогим мехом, украшенный жемчугом, кораллами, золотом, серебром, яркими драгоценными и полудрагоценными камнями. Вышитые узоры, разноцветные нити, жгутовая отделка, ажурные металлические украшения делают саукеле богатым. Меховая оторочка, украшенная тисненым жгутом, закрывает нежный лоб. При малейшем движении кисточки, закрывающие виски, начинают колыхаться. Цепочка с бусинами, свисающая сзади с верхушки саукеле, раскачивается в такт шагам юной красавицы. Шили головной убор из очень дорогих материалов, Обязательно прикрепляли фату, которая закрывала фигуру девушки придавая её облику особое изящество.

К женским головным уборам еще относится кимешек, бө рі к, а также есть шапочка тюбетейка. Самая красивая из тюбетеек – это такия для маленьких девочек. Тақ ия имеет круглую форму, очень лёгкая, высота её равна 10-15 сантиметров. На поверхность тақ ии пришивали перья филина, края украшали дорогими камнями. Тақ ию девочки носили до замужества. Выходя замуж девочка исполняла прощальную песню «сынсу» посвящённую - символу детства.

Казахская национальная одежда дошла и до наших дней. Одевают её по праздникам и в наше современное время она немного изменилась. Почтительное и уважительное отношение к национальной одежде признак мудрости народа и его забота о будущем культурном наследии казахов.

А теперь заглянем в третью юрту - эта юрта мастерская, где мы нарисуем шапочку тюбетейку. У казахского народа много разного вида шапок.

имели среди казахов довольно широкое распространение. Они сшивались из двух основных частей - цилиндрического невысокого околыша и макушки. Тюбетейки обычно шили из сатина. Для нарядных тюбетеек использовался бархат, они украшались цветной строчкой, вышивкой, золотом и серебром.

А теперь перейдём к практической части нашего урока.

IV. Практическая работа учащихся и выполнение творческого задания.

Учащиеся начинают самостоятельно делать зарисовки, создавать эскизы. Дети подходят к работе творчески, из деталей одежды, украшая их казахским орнаментом, составляют свои образцы, эскизы, находят общее цветовое решение работы. Учитель следит за тем, чтобы были соблюдены пропорции фигур, подобраны красивые сочетания цветов, чтобы изображение было лаконичным.

Наша работа будет состоять из того что мы должны нарисовать тюбетейку. Разукрасить орнаментом. Подобрать цвета.

Орнамент тюбетейки - это не только характерный художественный рисунок, но и оберег. Тюбетейки носят как мужчины, так и женщины.

Правила при выполнении орнамента.

Очень важна в орнаменте симметрия и ц вет.

Сочетание цветов в орнаменте имеет важное значение - они должны чередоваться в определенном порядке.

Всякий цвет в орнаменте имеет свою символику. Голубой – обозначение неба; белый – символ радости, счастья; желтый – знания, мудрости; красный – символ юности, красоты и весны; черный – символ земли.

1. Орнамент должен соответствовать объёму и форме изделия.

2. Орнаментальная композиция должна сочетаться по цвету с фоном основы.

3. Узоры в композициях должны располагаться симметрично.

4. Декоративный центр и бордюры орнаментальной композиции должны выделяться с помощью различных цветов. В орнаментальных композициях используют 1 - 4 цвета.

Выбор цвета фона и рисунка определяет композиция.

V. Анализ работы учащихся и итоги урока.

Выставка детских работ.

Посмотрите на выполненные вами работы. Я очень рада, что рисунки получились у всех. Молодцы!

Давайте отложим наши работы и проверим новый материал в виде устных тестов:

а) Какие детали женского костюма вы знаете? (саукеле, чапан, кимешек, борик, такия, койлек, кокырекше, масы).
б) Какие материалы использовались при изготовлении одежды? (шелк, бархат, тонкий войлок, кожа, шерсть, хлопок. Все ткани натуральные).

в) Саукеле – это головной убор: женщин, девушек, невесты.

г) Одежду украшали: орнаментами, бисером, тесьмой.

VI.Рефлексия .

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Чему научились на сегодняшнем уроке?

Что научились создавать своими руками?

Красиво получилось?

В какой технике создавали работу?

Какое чувство вы испытываете после выполнения работы?

Фирсова Наталья Ивановна

мастер производственного обучения по специальности

“швейное производство и моделирование одежды”

в ТОО “Северо-Казахстанский

Учебно*производственный комбинат”.
Стаж педагогической работы-27 лет

Цели урока:

Образовательная: ознакомить учащихся с элементами и видами отделки изделия, способствовать практическому применению полученных знаний, умений и навыков.

Развивающая: развитие интереса к народным традициям, вызвать интерес к изучению истории и быта казахского народа.

Воспитательная: воспитание эстетического вкуса, приобщение к самодеятельному творчеству.

Тип урока: Урок усвоения новых знаний.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная.

Материально-дидактическое оснащение урока:

ПК, мультимедиа проектор, экран.

Презентация MS POWER POINT

Образцы орнаментов, аппликации

Объект труда: готовое изделие – пончо в казахском стиле

План урока:

1. Организационный момент.

Проверка учебных принадлежностей, наличие спецодежды, рапорт дежурного.

2. Сообщение темы и цели урока.

Наша задача познакомиться с видами отделки казахского народного костюма и украсить наше пончо.

3. Актуализация знаний.

Какие виды отделки вы знаете? Какие материалы и фурнитура применяются в качестве отделки? Что такое аппликация и где её можно применять?

4. Изучение нового материала. Рассказ учителя и показ презентации.

Прямо посреди большого-пребольшого континента, среди ковыльных степей, под самым голубым в мире небом, борясь с суровой зимой, в ожидании знойного лета жил-был народ, кочевал, пас скот, выделывал шкуры, защищал свои земли от набегов. Этот гордый народ носил замечательные комфортные одежды, украшенные орнаментами и «говорящими» узорами. Мы сегодня, в 21 веке, приобщившись к Европе, примерив на себя иной ритм жизни и стремление к минимализму, стараемся вернуть в свою жизнь наследие предков, а в свой костюм – исконную этнику.

Для того чтобы органично вписать в нашу жизнь и в наш гардероб элементы исконно казахского костюма, нужно знать, в чем они заключаются.

Казахский народный костюм – это костюм кочевника. Это одежда простого кроя, удобная для верховой езды, защищающая от лютых морозов, палящего солнца и продувающего насквозь ветра. Одежду украшали мехом животных и перьями птиц, на которых охотился кочевник, вышивкой и металлической инкрустацией. Позже представление казахов о красоте и гармонии развивались и, как следствие, совершенствовалась техника вышивки, усложнялся орнамент, применялись новые украшения: бисер, монеты, люрекс.

Одежда делилась по форме и содержанию, регламентировалась возрастом, то есть была одежда для старшего поколения и для молодежи. Казахи сами ткали на примитивных горизонтальных станках. Но процветала и обменная торговля. Караваны Великого Шелкового пути снабжали казахскую степь и хлопчатобумажной тканью из Индии, и шелком, и бархатом, и парчой, и шерстяным сукном из Китая и Средней Азии, а с 17 века в казахские степи стали поступать русские товары.

Большая символическая роль в костюме отводится цвету. Голубой цвет означал небо, белый – радость и счастье, желтый цвет олицетворял собой знание и мудрость, все оттенки красного – огонь, солнце, зеленый цвет – юность и весну, черный – землю.

Что такое казахский орнамент? Это философия степняка, закодированная в узоре, уравновешенная между фоном и узором, симметрично расположенная по вертикальным осям. Это древнее искусство, уложенное в четкий рисунок и раскрашенное красками, контрастными, как сама жизнь. Орнаментальное творчество по праву считается национальным богатством, летописью жизни народа. Сегодня мы бережно собираем свидетельства народной казахской культуры. Ведь благодаря тому мы и наши дети приобщаемся к ее истокам, к истории своего народа. В казахском костюме можно найти следы влияния соседних этносов – русских, татар, каракалпаков, узбеков, туркменов.

5. Проверка усвоенных знаний

Какой вид отделки вы предпочли для нашего изделия? Какую роль выполняет орнамент?

6. Практическая часть Учащиеся выполняют практическую работу по отделке готового пончо.

6.1 Вводный инструктаж

Проверка организации рабочего места, соблюдение правил безопасной работы с утюгом, иглой, ножницами. План предстоящей работы.

6.2 Текущий инструктаж

Контроль соблюдения технологической последовательности и правильности выполнения работ с аппликацией. Выявление типичных ошибок и соблюдение правил ТБ.

6.2 Заключительный инструктаж

Итоги выполненной работы. Какие трудности возникли во время выполнения работ? Анализ работ. Проверка качества, оценки за урок.

7. Домашнее задание

Повторить терминологию утюжильных работ.

8. Уборка рабочих мест

Приложение 1

Рис 1 Готовое изделие – пончо в казахском стиле украшенное казахским орнаментом

Приложение 2

Рис 2 Виды казахского национальн