Комедия бригадир задания для огэ по литературе. Справочные материалы для подготовки к сдачи огэ по литературе

ОГЭ по литературе – один из необязательных выпускных экзаменов в конце 9-го класса. Сам экзамен хотя и носит название теста, фактически сводится к всего пяти вопросам, каждый из которых предполагает написание небольшого сочинения или развернутого ответа. Основную часть экзамена составляет сочинение в форме, подобной выпускному экзамену в 9-м классе до введения ОГЭ по литературе.

Ознакомившись с общей информацией об экзамене, можно сразу приступать к подготовке. Вариант КИМ ОГЭ 2018 года не сильно отличается от варианта 2017 года. Главное изменение – максимальный первичный балл за выполнение всей работы увеличен с 23 до 29. Остальные изменения .

Структура теста ОГЭ

Тест ОГЭ по литературе состоит из двух частей.

  • Часть 1 состоит из двух вариантов: в одном дан фрагмент прозаического произведения, а в другом дано стихотворение. Вы сами выбираете, что анализировать. Анализ – это развернутые ответы на 3 вопроса. В первых двух вы пишите свои размышления на 3–5 предложений, а в третьем нужно еще сравнить приведенное в тесте произведение с другим и поэтому на него отводится 5-8 предложений.
  • Часть 2 – это небольшое сочинение на одну из четырех предложенных тем, объем сочинения не менее 200 слов. Темы касаются произведений школьной программы; никаких отрывков, глав или фрагментов не приводится. В процессе написания сочинения можно пользоваться полными текстами произведений.

Подготовка к ОГЭ

Пробный ОГЭ по литературе онлайн

На нашем сайте вы можете пройти тесты ОГЭ онлайн бесплатно без регистрации и СМС. На данный момент раздел обновляется, и со временем в нем будут появляться новые тесты за весь период проведения ОГЭ. Представленные тесты по своей сложности и структуре идентичны реальным экзаменам, проводившимся в соответствующие годы.

Подробный разбор развернутых ответов части 1 и сочинений части 2 по демонстрационному материалу 2017 года.

Демонстрационные варианты ОГЭ

В разделе демонстрационных вариантов ОГЭ Вы сможете бесплатно скачать тесты за 2009 - 201 7 годы.

Все приведенные тесты разработаны и одобрены для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9-м классе Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ).

Дарья Ульянова:

ГОВОРЯТ, ЧТО СЛОЖНО, НО ЭТО НЕ ТАК

Я начала готовиться к экзамену за полгода. Основное, что надо знать – термины, например, что такое рассказ, сказка, роман. Если уж вы совсем не готовитесь, то запомните, что в ОГЭ по литературе, в основном, восьмой-девятый класс.

Если хочется получить максимальный балл, надо начинать готовиться за год хотя бы. Я очень переживала, что плохо напишу, потому что сдавала в другой школе, но, когда села, была удивлена, как все легко. Справилась за 40-50 минут и ушла.

Подписывайся на «ПУ» в телеграме . Только самое важное.

Самое главное – знать писателей, и о чем они говорили. Экзамен состоит из трех частей: сравнить два стихотворения, найти в нем эпитеты, олицетворение и другие средства выразительности речи и сочинение.
На мой взгляд, надо правильно выражать свои мысли в сочинении – это большой плюс. В школах всегда пугают насчет экзаменов, говорят, что все очень сложно, но это не так.

Алена Гроссман:

В СОЧИНЕНИИ НЕ НАДО «ЛИТЬ ВОДУ»

Я начала подготовку к экзамену с того, что прочитала весь список рекомендуемой литературы и анализ этих произведений, ознакомилась с биографией поэтов и писателей. Выучила все термины. После я посмотрела на сами кимы. Все задания брала с сайта ФИПИ.

Готовиться я начала с сентября. Сначала занималась с репетитором, чтобы понять, что и как писать, а после этого все делала сама. Очень важно – уметь видеть проблематику произведения и анализировать. Сложно с таким объемом информации запомнить что-то и не перепутать ничего.

Для меня экзамен прошел спокойно. Надо сосредоточиться и не паниковать в случае, если чего-то не знаете. Начать следует с задания, которое кажется проще остальных. В сочинении не нужно «лить воду». Говорите строго по делу и употребляйте литературную терминологию. Конечно, важна грамотность.

Времени дается достаточно для того, чтобы все написать, проверить и перенести на бланк ответов.

Екатерина Шуклина:

БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ

Я начала готовиться с ноября. Сначала я определилась, какой вариант буду писать из первой части. Передо мной стоял выбор между лирикой и прозой. Я выбрала первое, потому что она мне ближе. Помогал мне учитель по литературе, мы разбирали все возможные варианты из первой части, а сочинение я писала самостоятельно дома, после чего преподаватель проверяла.

Я учила все литературные термины, читала биографию писателей. Перед экзаменом я прочитала краткое содержание произведений, которые мы проходили в школе, смотрела пересказы на YouTube.

На экзамене я очень сильно волновалась, из-за чего были трудности с внимательностью. Я ответила даже неправильно на вопрос из-за того, что что-то не дочитала в задании.

Во время написания сочинения мне понравилось то, что у смотрящего можно было попросить любое произведение.

Самый главный совет – быть внимательными и не волноваться. Это к хорошему не приведет.

Задания 1.1.3, 1.2.3 и критерии их проверки и

оценивания

Последнее задание части 1 (1.1.3 или 1.2.3) является заданием повышенного уровня сложности и требует написания на основе текстов, приведенных в работе, развернутого связного ответа объемом 5–8 предложений (указание на объём условно).

Задание предполагает сравнение двух текстов (фрагментов текстов) в указанном направлении, самостоятельное извлечение информации из предложенного для сопоставления материала, нахождение оснований для построения сопоставительного анализа в рамках определенного в задании ракурса.

Перед выполнением этого задания необходимо внимательно прочесть предложенный для сопоставления текст, уяснить его связь с основным текстом. Задание 1.1.3 (1.2.3) нацеливает экзаменуемого на преобразующее воспроизведение или некоторую интерпретацию содержащейся в текстах информации.

Выполнение задания 1.1.3 (1.2.3) оценивается по следующим универсальным обобщённым критериям, не зависящим от содержания конкретных текстов.

Критерии проверки и оценивания выполнения сопоставительных заданий 1.1.3 и 1.2.3, требующих написания связного ответа объемом5–8 предложений

Указание на объём условно; оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может ответить в большем объёме; при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить в меньшем объёме). Если при проверке задания указанной группы эксперт по первому критерию ставит 0 баллов, задание считается невыполненным и по другим критериям не оценивается (в протокол проверки ответов выставляется 0 баллов).

Критерии

Баллы

1. Умение сопоставлять художественные произведения

а) экзаменуемый сравнивает тексты по указанному в задании направлению

анализа, умеет строить сравнительную характеристику

б) экзаменуемый сравнивает тексты по указанному в задании направлению

анализа, но допускает нарушения в построении сравнительной характеристики

в) экзаменуемый, сравнивая тексты, не следует указанному в задании

направлению анализа;

и (или) не демонстрирует умения строить сравнительную характеристику

2. Глубина приводимых суждений и убедительность аргументов

а) экзаменуемый даёт прямой связный ответ на вопрос, опираясь на авторскую

позицию (при анализе стихотворений учитывая авторский замысел),

при необходимости формулирует свою точку зрения,

аргументирует свои тезисы,

подтверждает свои мысли текстом, не подменяя анализ пересказом текста;

фактические ошибки и неточности отсутствуют

б) экзаменуемый понимает суть вопроса,

но

не даёт на него прямого ответа;

и (или) ограничивается изложением своей точки зрения;

и (или) не все тезисы аргументирует;

и (или) отчасти подменяет анализ пересказом текста;

и (или) допускает 1–2 фактические ошибки

в) экзаменуемый не справляется с заданием: не даёт ответа на вопрос;

и (или) подменяет анализ пересказом текста;и (или) допускает более 2-х фактических ошибок

3. Следование нормам речи

а) допущено не более 2-х речевых ошибок;

б) допущено более 2-х речевых ошибок

Максимальный балл

Таким образом, выпускник должен уметь:

1. Сравнивать тексты по указанному в задании направлению анализа.

2. Строить сравнительную характеристику.

3. Знать содержание и проблематику произведения в целом (или особенности творчества поэта).

4. Понимать проблематику предложенного для сопоставления текста.

5. Давать содержательное обоснование для сопоставления.

6. Приводить убедительные аргументы.

8. Формулировать собственную обоснованную позицию (если этоготребует специфика конкретного задания).

9. Не подменять рассуждение пересказом текста.

10. Владеть теоретико-литературными понятиями.

11. Оформлять ответ в соответствии с речевыми нормами.

Примеры формулировок задания 1.2.3.

  1. Сопоставьте стихотворение «Море» В.А. Жуковского с приведённым ниже стихотворением Ф.И. Тютчева «Море и утёс». Чем различается изображение моря в этих произведениях?
  2. Сопоставьте стихотворение А.С. Пушкина «К морю» со стихотворением А.Н. Апухтина «Прощание с деревней», приведённым ниже. В обоих произведениях звучит тема прощания. В чём различие этих прощаний?
  3. Сопоставьте стихотворение М.Ю. Лермонтова «Нет, не тебя так пылко я люблю…» с приведённым ниже стихотворением А.К. Толстого «С ружьём за плечами, один, при луне…». Какие мотивы и образы сближаю т эти стихотворения?
  4. Сопоставьте стихотворение А.С. Пушкина «К Чаадаеву» со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Прощай, немытая Россия…». В чём Вам видятся различия в настроении лирических героев этих произведений?
  5. Сопоставьте басню И.А. Крылова «Осёл и Соловей» с приведённым ниже стихотворением А.С. Пушкина «Поэт и толпа». Какая проблематика объединяет оба произведения?
  6. Сопоставьте стихотворение В.А. Жуковского «Невыразимое» со стихотворением Ф.И. Тютчева «Silentium». Какие идеи сближают эти стихотворения?
  7. Сопоставьте стихотворения М.Ю. Лермонтова «Смерть Поэта» и Ф.И. Тютчева «29-е января 1837 года», посвящённые гибели А.С. Пушкина. Чем различается осмысление двумя поэтами сути случившейся трагедии?

Основные теоретико-литературные понятия:

тема, проблема, идея, осмысление, представление автора; мотив, образ; лирический герой, душевное состояние лирического героя, настроение лирического героя.

Алгоритм работы

  1. Внимательно прочитайте задание.
  2. Выделите в формулировке главные слова.
  3. Вспомните литературоведческие понятия, которые требуются для выполнения задания.
  4. Найдите в текстах основания для сравнения.
  5. Постройте сравнительную характеристику.

Пример.

Сопоставьте стихотворение М.Ю. Лермонтова «Поэт» с приведённым ниже стихотворением Ф.И. Тютчева «Поэзия». Чем различаются представления авторов о назначении поэта и поэзии?



Пример разработки заданий для ОГЭ, литература, 9 класс

Пилипенко Надежда Анатольевна,

учитель МБОУ "СОШ №12 с УИОП" г. Старый Оскол,

Белгородской области

Часть 2.

Для выполнения задания части 2 выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений (2.1–2.4). В бланке ответов укажите номер выбранной Вами темы, а затем напишите сочинение в объёме не менее 200 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов).

Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее двух стихотворений).

Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения.

Продумывайте композицию сочинения.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

Часть 2 содержит задание высокого уровня сложности (предложен

выбор из четырех заданий: 2.1–2.4), которое нацеливает экзаменуемого на

написание самостоятельного полноформатного сочинения на литературную

Выполнение задания требует от выпускника высокого уровня освоения

учебного материала, творческого подхода к созданию самостоятельного

письменного текста, способности осознанно применять умения и навыки: по-

новому интерпретировать фактический материал, находить оригинальный

способ решения проблемных задач.

Эта часть экзаменационной работы позволяет в полной мере оценить

степень овладения выпускниками жанром связного содержательного

высказывания, степень сформированности умения интерпретировать

художественный текст, последовательно излагать свою точку зрения и

аргументировать её.

Выполнение задания части 2 оценивается по следующим

универсальным обобщённым критериям, не зависящим от содержания

конкретных текстов.

Критерии проверки и оценивания выполнения заданий 2.1–2.4,

требующих написания сочинения (в объёме не менее 200 слов)

Среди пяти критериев, по которым оценивается сочинение, первый критерий

первому критерию ставит 0 баллов, задание считается невыполненным и по другим

критериям не оценивается (в протокол проверки ответов выставляется 0 баллов).

При оценке выполнения заданий части 2 следует учитывать объём написанного

менее 150 слов (подсчёт слов включает все слова, в том числе и служебные), то такая

работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

При объёме работы от 150 до 200 слов предельное количество ошибок для каждого

балльного уровня не меняется.

Критерии Баллы

1. Глубина раскрытия темы сочинения и убедительность суждений

а) экзаменуемый раскрывает тему сочинения, опираясь на авторскую позицию

формулирует свою точку зрения;

убедительно обосновывает свои тезисы;

фактические ошибки и неточности отсутствуют

б) экзаменуемый раскрывает тему сочинения, опираясь на авторскую позицию

формулирует свою точку зрения,

не все тезисы убедительно обосновывает;

и (или) допускает 1–2 фактические ошибки

в) экзаменуемый раскрывает тему сочинения поверхностно или односторонне,

и (или) не обосновывает свои тезисы;

и (или) допускает 3–4 фактические ошибки.

г) экзаменуемый не раскрывает тему сочинения;

и (или) допускает более 4-х фактических ошибок

2. Уровень владения теоретико-литературными понятиями

а) экзаменуемый использует теоретико-литературные понятия для анализа

произведения; ошибки и неточности в использовании понятий отсутствуют

б) экзаменуемый включает в текст сочинения теоретико-литературные понятия,

не использует их для анализа произведения,

и / или допускает не более 2-х ошибок в их употреблении

в) экзаменуемый не использует теоретико-литературные понятия;

или допускает более 2-х ошибок в их употреблении.

3. Обоснованность привлечения текста произведения

а) текст рассматриваемого произведения привлекается разносторонне и

обоснованно (цитаты с комментариями к ним, пересказ фрагментов текста с их

б) текст привлекается,

не всегда обоснованно (т.е. вне прямой связи с выдвинутым тезисом)

в) текст не привлекается, суждения текстом не обосновываются 0

4. Композиционная цельность и логичность изложения

а) сочинение характеризуется композиционной цельностью, части

высказывания логически связаны, мысль последовательно развивается, нет

необоснованных повторов и нарушений логической последовательности

б) в сочинении есть нарушения композиционной цельности: части

высказывания логически связаны между собой,

мысль повторяется;

и (или) есть нарушения в последовательности изложения (в том числе внутри

смысловых частей высказывания);

и (или) есть отступления от темы сочинения

в) в сочинении не прослеживается композиционного замысла;

и (или) допущены грубые нарушения в последовательности изложения;

и (или) нет связи между частями и внутри частей

5. Следование нормам речи

а) допущено не более 2-х речевых ошибок 3

б) допущены 3 речевые ошибки 2

в) допущены 4 речевые ошибки 1

г) количество допущенных речевых ошибок существенно затрудняет

понимание смысла высказывания (допущено 5 и более речевых ошибок).

Максимальный балл 12

Задание 2.2. Как в лирике М.Ю. Лермонтова раскрывается тема одиночества?

Примерный ответ

Тема одиночества характерна для всего творчества М.Ю. Лермонтова. Поэт считал, что постичь смысл жизни можно, только абстрагируясь от внешнего мира. Вероятно, поэтому в большинстве стихотворений этого автора перед нами встает лирический герой, размышляющий и ищущий истину на фоне различных картин природы.

В стихотворении «Выхожу один я на дорогу…» пейзаж дополняет состояние лирического героя. Мрачные картины природы помогают глубже проникнуть в мысли и идеи героя, лучше осознать его внутренний мир:

Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит;

Ночь тиха. Пустыня внемлет богу

И звезда с звездою говорит.

Нереализованность – вот основной девиз этого стихотворения. Герой понимает, что в этой жизни ему удалось сделать много. В отчаянной фразе («Я ищу свободы и покоя…») отчетливо прослеживается символ: невостребованный и непонятный обществом поэт оставляет надежду на то, что рано или поздно его стихи покорят сердца многих:

Уж не жду от жизни ничего я,

И не жаль мне прошлого ничуть;

Я ищу свободы и покоя!

Я б хотел забыться и уснуть.

Тема одиночества наиболее полно раскрыта Лермонтовым в стихотворении «Узник». Лирический герой пытается выбраться на волю. Но эта свобода своеобразна: автор хочет найти такое место на земле, где он будет понят другими, обретет покой и надежду:

Одинок я - нет отрады:

Стены голые кругом,

Тускло свети луч лампады

Умирающим огнем.

Мотивы одиночества пронизывают все творчество Лермонтова. Поэт пытался определить свое место в жизни, вкладывая мысли в уста лирических героев.

Экзаменуемый достаточно полно и убедительно раскрывает проблему сочинения, показывая, как отражена тема одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова. Опираясь на авторскую позицию, экзаменуемый сумел показать, что одиночество является одной из основных в творчестве поэта. При анализе стихотворений учитывался авторский замысел. Экзаменуемый формулирует свою точку зрения, привлекая текст; но не все тезисы убедительно обосновывает; фактические ошибки и неточности отсутствуют .

Оценка по критерию К1: 2 балла.

2.2 В чем смысл пушкинского определения: «Цель поэзии – поэзия?»

Примерный ответ

Поэзия - не игра, не забава, это главное, что определяет все самое основное в человеческой жизни. А потому, чему бы ни было посвящено то или иное стихотворение, его цель – это прежде всего само искусство.

Именно об этом говорил Пушкин в стихотворении «Элегия». С искусством и творчеством поэт связывает грядущие «наслажденья», которые помогут ему преодолеть усталость от жизни, настроения тоски и отчаяния:

И ведаю, мне будут наслажденья

Меж горестей, забот и треволненья:

Порой опять гармонией упьюсь,

Над вымыслом слезами обольюсь…

Действительно, поэзия поддерживала его в самых тяжелых ситуациях. Тогда, когда он оказался вдали от друзей, в «глуши, во мраке заточенья» Михайловской ссылки. Даже тогда, когда, вернувшись, он почувствовал охлаждение читателей и отразил в целом ряде стихотворений («Поэт», «Поэт и толпа») мрачные размышления о непонимании и нежелании слышать слова поэта. В этих стихах Пушкин, кажется, вновь вернулся к той мысли об искусстве, которая возникла еще в романтический период его молодости. Если тебе «нет отклика», то не лучше ли сосредоточиться на самой поэзии, бежать от мирской суеты и внимать «божественному глаголу»? И пусть толпа тебя не понимает, если «ты сам свой высший суд», а главная награда – это и есть творчество, но как же тогда понять слова Пушкина о пророческой миссии искусства, высказанные в стихотворении «Пророк»? Если цель поэзии в ней самой, то почему высшее предназначение поэта выражено в словах «глаголом жги сердца людей»?

Я думаю, что все кажущиеся противоречия снимает стихотворение, написанное задолго до гибели, в котором Пушкин подвел итог своего творчества, - «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Вот здесь ясно сказано: главное, чем заслужила бессмертие его лира, это то, что в «жестокий век» она пробуждала в сердцах людей «чувства добрые». Вот ее цель и смысл. Эта основная идея стихотворения подготавливается всем предшествующим движением поэтической мысли, всей образностью и даже самим звучанием. Медленный величественный ритм александрийского стиха, высокий одический стиль, создающийся подбором особых эпитетов (памятник нерукотворный, глава непокорная, заветная лира), использование большого количества славянизмов (воздвиг, главою пиит, доколь), соответствуют образу музы, послушной «веленью Божию».

Именно такая муза может и должна сотворить поэзию, которая отвечает самому высшему предназначению, а значит, действительно, «цель поэзии – поэзия».

Комментарий. Оценка по критерию К1.

Экзаменуемый достаточно полно и убедительно раскрывает проблему сочинения, объясняя смысл пушкинского определения. Опираясь на авторскую позицию, экзаменуемый сумел показать, что поэзия определяет все в человеческой жизни. При анализе стихотворений экзаменуемый учитывает авторский замысел. Формулирует свою точку зрения; убедительно обосновывает свои тезисы, привлекая текст; фактические ошибки и неточности отсутствуют.

2.2. Как раскрывается образ родины в лирике С.А. Есенина?

Примерный ответ

К вершинам мировой поэзии Сергей Александрович Есенин поднялся из глубины народной жизни. Рязанская земля стала колыбелью его поэзии, русские песни, грустные и раздольные, отразились в его стихах. Тема Родины- ведущая тема в творчестве Есенина. Сам Есенин говорил: “Моя лирика жива одной большой любовью - любовью к Родине. Чувство Родины - основное в моем творчестве”. Для него вне России не было ничего: ни стихов, ни жизни, ни любви, ни славы. Вне России Есенин просто не мыслил себя. Тема родины раскрывалась им сочными, определенными красками:

Я покинул родимый дом,

Голубую покинул Русь...

Стихи С.Есенина - удивительные по своей красоте пейзажные зарисовки, в которых Родина - прежде всего тот уголок мира, где родился и вырос поэт. Есенин делает природу одушевленной, чтобы как можно ярче отобразить красоту окружающего мира, его живую сущность. Все вокруг живет своей жизнью: «капустные грядки красной водой поливает восход», «березы стоят, как большие свечки». Даже «крапива обрядилась ярким перламутром» в стихотворении «С добрым утром».

Есенин говорит о всепоглощающей любви к Родине, любви «до радости и боли». Такая любовь, которую, наверное, испытывает каждый истинно русский, не может существовать без «озерной тоски», без капли горечи... «Не отдам я эти цепи», - говорит Есенин о той безотчетной тоске, которая примешивается к любви и делает это чувство поистине глубоким и вечным. «Цепи» привычны лирическому герою, и в их тяжести - сладость.

Творчество Есенина - одна из ярких, глубоко волнующих страниц истории русской поэзии, наполненная любовью к людям, красоте родной земли, проникнутая добротой, чувством постоянного беспокойства за судьбу народа и всего живого на земле.

Комментарий

Экзаменуемый достаточно полно и убедительно раскрывает проблему сочинения, показывая, как изображена Россия в творчестве С. Есенина. Опираясь на авторскую позицию, экзаменуемый сумел показать, что чувство родины является основным в творчестве поэта, при анализе стихотворений учитывал авторский замысел. Формулирует свою точку зрения; убедительно обосновывает свои тезисы, привлекая текст; фактические ошибки и неточности отсутствуют.

Оценка по критерию К1: 3 балла.

2.2. Как раскрывается тема войны в лирике А.А. Ахматовой?

Примерный ответ

Многие ахматовские стихотворения – это обращение к трагическим судьбам России. Началом тяжких испытаний для России стала в поэзии Ахматовой Первая мировая война. Поэтический голос Ахматовой становится голосом народной скорби и одновременно надежды. В 1915 году поэтесса пишет "Молитву":

... молюсь за Твоей литургией

После стольких томительных дней,

Чтобы туча над темной Россией

Стала облаком в славе лучей.

Во время Великой Отечественной войны Ахматова была эвакуирована в Ташкент, в Ленинград вернулась в 1944 году. В годы войны тема Родины становится ведущей в лирике Ахматовой. В стихотворении "Мужество", написанном в феврале 1942 года, судьба родной земли связывается с судьбой родного языка, родного слова, которое служит символическим воплощение духовного начала России:

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки!

Во время войны на первый план выдвинулись общечеловеческие ценности: жизнь, дом, семья, родина. Но идея "Мужества" не сводится только к патриотизму. Духовная свобода навеки, выраженная в вере в свободу русского слова, – вот ради чего народ совершает свой подвиг.

И здесь вновь личное у Ахматовой соединяется с общенациональной трагедией и вечным, общечеловеческим. В этом заключается своеобразие поэзии Ахматовой: боль своей эпохи она ощущала как свою собственную боль.

Комментарий. Оценки по критерию К1.

Экзаменуемый недостаточно глубоко и полно раскрывает проблему сочинения, поверхностно и односторонне отражает авторский замысел. При анализе стихотворений ограничивается изложением своей точки зрения, отчасти подменяет анализ цитированием, не обосновывая свои тезисы.

Оценка по критерию К1: 1 балл.

2.2 Как в лирике А. Блока передается мир чистоты и красоты?

Примерный ответ

В лирике А. Блока лейтмотивом звучит мечта о всеобщем объединении мира, из глубин которого вырастает мир чистоты и красоты. Современная жизнь, по мнению Блока, погрязла в хаосе. Душа поэта стремится к объединению, слиянию сил добра, победе их над миром, пораженном пороком.

Главным достоинством предметов и явлений является их чистота, приобщенность к общей Мировой Душе, гармоничное сочетание со всеми реалиями жизни. Мировая Гармония или Душа предстает в стихотворениях Блока в образе женщины, Прекрасной Дамы.

Вхожу я в темные храмы,

Совершаю тайный обряд.

Там жду я Прекрасной Дамы

В мерцаньи красных лампад.

В тени у высокой колонны

Дрожу от скрипа дверей

А в лицо мне глядит, озаренный,

Только образ, лишь сон о Ней.

Именно это объединение, появление спасительной красоты предчувствует поэт. Предчувствие в лирике Блока так же важно, как и само чувство, и всегда опережает мысль. Мир Блока – мир полутонов и тонких ощущений, царство интуиций и тайн.

Ожидание чуда или повторение прекрасного мгновения из прошлого постоянно присутствуют в лирике Блока. Такое мироощущение придает силы лирическому герою, который верит, что сейчас вот-вот что-нибудь случится, что-нибудь, что сделает жизнь прекраснее, лучше или вернет былое счастье.

Напряжение ожидания настраивает читателя на чуткое прочтение стихотворений, на ожидание явления, которое у Блока непременно должно быть прекрасно.

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо –

Все в облике одном предчувствую Тебя.

Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо,

И молча жду,– тоскуя и любя.

Блок разговаривает с нами через палитру цветов и гамму звуков. Звук и цвет – важнейшие выразительные элементы в его поэзии. Контраст и полутона создают неповторимые образы, таинственную атмосферу близости прекрасного, которая всегда присутствует у Блока.

Мелодичность его стихотворений настраивает нас на лирический лад, ведет по пути, который прошел в своих грезах и мечтах сам герой.

Мир страданий, реальный, погрязший в суете и лжи, угнетает, поэтому герой стремится к той жизни, которая должна утвердиться на земле, но время её ещё не пришло. Постоянный поиск царства истины проводит поэта через невзгоды и трудности жизни, оставляя душу молодой и верящей в светлые чувства и идеалы, ищущей, неспокойной. Герой Блока открывает читателю мир, недоступный обычному взгляду, делится тем, что смог он увидеть благодаря поэтическому таланту и особому настрою души.

Я вам поведал неземное.

Я всё сковал в воздушной мгле.

В ладье – топор. В мечте – герои.

Так я причаливал к земле.

Герой Блока – это не одинокий человек среди пустынного мира, не лирик, оставшийся наедине с природой. Его герой находится среди толпы, средь шумного города, вокзалов, площадей. Лирика Блока прорывается к нам сквозь шум толпы, она близка и нашей сегодняшней жизни. И в многолюдных городах Поэт умеет слушать тишину, находить островок спокойствия и чувствовать связь с высшим миром:

В ночи, когда тревога,

И город скроется во мгле –

О, сколько музыки у бога,

Какие звуки на земле!

Образ родины у Блока предстает в виде бескрайней равнины, дорог,вьюг, метелей. Любовь к родине даёт герою надежду и утешение. Это самая чистая и верная любовь. Родина для Блока – это мир, где родились и куда уйдут все мечты, мир, тесно переплетающийся невидимыми нитями с судьбой самого поэта. Он ищет в родине спасенья, отрады, веры. Сам поэт говорил, что его лирика – о России, о её судьбе. Истинно русский дух, все прощающий, верящий в свет будущего, ищущий идеалы, помнящий о них в любой беде – это родина у Блока. Россия окутана тайной, полна сил и спокойна, как мать.

Ты и во сне необычайна.

Твоей одежды не коснусь.

Дремлю – и за дремотой тайна,

И в тайне ты почиешь, Русь.

Александр Блок всем своим творчеством доказал: красота, гармония, внутренняя и внешняя чистота, любовь к Родине, женщине, бережное отношение к природе – делает человека Человеком.

В 2018 году первая часть ОГЭ по литературе останется без изменений. Выпускники выбирают один из двух вариантов и пишут развернутые ответы на задания по тексту. Объем – 5–8 предложений.

Ниже перед вами два варианта развернутого ответа для трех заданий части один как пример ответов на первые три задания ОГЭ по литературе. Темы касаются «Мертвых душ» Гоголя и стихотворения Тютчева «Есть в осени первоначальной...».

Открывайте демонстрационный вариант ОГЭ по литературе 2017 и прочтите задания и текст к нему.

Разбираем вариант 1

Задание 1.1.1

Какие свойства натуры Чичикова проявились в его внутреннем монологе?

Ответ на задание 1.1.1

Внутренний монолог – одно из средств, к которому прибегает Гоголь для характеристики своего персонажа. В данном фрагменте перед читателем раскрываются такие черты Чичикова, как расчетливость, внимательность и холодность: "Но герой наш уже был средних лет и осмотрительно-охлажденного характера". Ему чужды эмоциональные порывы и бесшабашность в поведении. Чичиков – типичный циник, подчиняющий свои порывы разуму, что заставляет его сначала думать – потом действовать. Те же черты героя можно найти в главе 4, где натура героя раскрывается через разговор с Ноздревым.

Задание 1.1.2

Ответ на задание 1.1.2

Упоминание о двадцатилетнем юноше приводится для обозначения контраста между поведением юного человека и поведением, которое продемонстрировал Чичиков. В двадцать лет юноши еще немного наивны, впечатлительны и готовы на необдуманные поступки, «позабыв и себя, и службу, и мир, и всё, что ни есть в мире». Их поведением руководят сильные душевные порывы, а разум всегда уступает сердцу. Такое поведение полностью противоречит расчетливости «средних лет» Чичикова.

Задание 1.1.3.

Сопоставьте фрагменты поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» и комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». В чем Скотинин похож на Чичикова, задумавшегося о «молоденькой незнакомке»?

Отрывок текста из задания 1.1.3

Скотинин. Что ж я не вижу моей невесты? Где она? Ввечеру быть уже сговору, так не пора ли ей сказать, что выдают её замуж?
Г-жа Простакова. Успеем, братец. Если ей это сказать прежде времени, то она может ещё подумать, что мы ей докладываемся. Хотя по муже, однако, я ей свойственница; а я люблю, чтоб и чужие меня слушали.
Простаков (Скотинину). Правду сказать, мы поступили с Софьюшкой, как с сущею сироткой. После отца осталась она младенцем. Тому с полгода, как её матушке, а моей сватьюшке, сделался удар...
Г-жа Простакова (показывает, будто крестит сердце). С нами сила крестная.
Простаков. От которого она и на тот свет пошла. Дядюшка её, г-н Стародум, поехал в Сибирь; а как несколько уже лет не было о нём ни слуху, ни вести, то мы и считаем его покойником. Мы, видя, что она осталась одна, взяли её в нашу деревеньку и надзираем над её имением, как над своим.
Г-жа Простакова. Что ты сегодня так разоврался, мой батюшка? Ещё братец может подумать, что мы для интересу её к себе взяли.
Простаков. Ну как, матушка, ему это подумать? Ведь Софьюшкино недвижимое имение нам к себе придвинуть не можно.
Скотинин. А движимое хотя и выдвинуто, я не челобитчик. Хлопотать я не люблю, да и боюсь. Сколько меня соседи ни обижали, сколько убытку ни делали, я ни на кого не бил челом, а всякий убыток, чем за ним ходить, сдеру с своих же крестьян, так и концы в воду.
Простаков. То правда, братец: весь околоток говорит, что ты мастерски оброк собираешь.
Г-жа Простакова. Хоть бы ты нас поучил, братец батюшка; а мы никак не умеем. С тех пор, как всё, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!
Скотинин. Изволь, сестрица, поучу вас, поучу, лишь жените меня на Софьюшке.
Г-жа Простакова. Неужели тебе эта девчонка так понравилась?
Скотинин. Нет, мне нравится не девчонка.
Простаков. Так по соседству её деревеньки?
Скотинин. И не деревеньки, а то, что в деревеньках-то её водится и до чего моя смертная охота.
Г-жа Простакова. До чего же, братец?
Скотинин. Люблю свиней, сестрица, а у нас в околотке такие крупные свиньи, что нет из них ни одной, которая, став на задни ноги, не была бы выше каждого из нас целой головою.

(Д.И. Фонвизин. «Недоросль»)

Ответ на задание 1.1.3

У Чичикова и Скотинина можно найти ряд общих черт, таких как расчетливость, эгоизм, отсутствие романтического порыва. Чичиков – типичный «приобретатель», в котором Гоголь увидел новое зло России: тихое, усердное, но предприимчивое. Его заботит только собственная выгода, а молодую девушку сделать «лакомым кусочком» в его глазах могут только «тысячонок двести приданого». У помещика Скотинина главная характеристика уже содержится в его фамилии. Его также волнует собственная выгода, но выражение она находит даже не в деньгах. Ведь главная страсть этого героя – свиньи. Он желает жениться на Софьюшке, но только потому, что в ее деревне водятся его любимцы. И холодная рассудительность Чичикова и себялюбивое невежество Скотинина сходны в отсутствии интереса ко всему, что напрямую не ведет к удовлетворению их корысти.

Разбираем вариант 2

Задание 1.2.1

Каким настроением проникнуто стихотворение «Есть в осени первоначальной...»?

Ответ на задание 1.2.1

Стихотворение Тютчева создает настроение умиротворения и торжественности. Для этого поэт использует выразительные эпитеты: «в осени первоначальной», «дивная пора», «чистая и теплая лазурь» и др. Ощущение недосказанности и томности стихотворению придают часто встречающиеся многоточия, которые символизируют, что пора бурных эмоций закончилась вместе с летом. Осень – это время неспешных раздумий и отдыха.

Задание 1.2.2.

Какую роль играют эпитеты в стихотворении «Есть в осени первоначальной...»?

Ответ на задание 1.2.2.

Эпитеты особенно важны при описании природы. Ведь они позволяют не просто описать предметы, а передать отношение автора к тому, о чем он пишет. Даже самые обычные слова, использованные как эпитеты, могут создать яркие образы. «Бодрый серп», «паутины тонкий волос», «короткая пора», «на праздной борозде», «день хрустальный» – все эти сочетания создают настроение стихотворения, передавая ощущения Тютчева, вызванные ранней осенью.

Задание 1.2.3

Чем различаются картины осени, созданные в стихотворениях Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной...» и Н.А. Некрасова «Перед дождем»?

Отрывок стихотворения для задания 1.2.3

ПЕРЕД ДОЖДЁМ

Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес,
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет тёмный лес.

На ручей, рябой и пёстрый,
За листком летит листок,
И струёй сухой и острой
Набегает холодок.

Полумрак на всё ложится;
Налетев со всех сторон,
С криком в воздухе кружится
Стая галок и ворон.

Над проезжей таратайкой
Спущен верх, перёд закрыт;
И «пошёл!» – привстав с нагайкой,
Ямщику жандарм кричит...

(Н.А. Некрасов. 1846)

Ответ на задание 1.2.3.

В стихотворении Тютчева описана ранняя осень, которую сам автор называет «дивной порой». Произведение пронизано умиротворением и восхищением красотой природы. Это момент, когда и земля, и люди отдыхают: «Где бодрый серп гулял и падал колос// Теперь уж пусто всё – простор везде...». Осень представлена прекрасной, торжественной порой, когда до холодов еще далеко и можно предаться раздумьям и нежной грусти. У Некрасова представлена совсем другая осень: она недружелюбна и немилостива к путнику. «Чистая и теплая лазурь» уступает место «заунывному ветру», а «лучезарные вечера» – «ложащемуся на все полумраку». Описанная Некрасовым осень навевает настроение тревоги и печали. Два стихотворения – олицетворяют две противоположные картины осени, знакомые каждому.