Красота и почему ее обожествляют люди. А что есть красота? Анализ стихотворения «Некрасивая девочка» Заболоцкого

Вопрос конечно интересный. Что такое красота? Ну не знаю. Это скорее, что-то привлекает внимание, если принять сроки по геометрии, своими совершенными, правильными формами, например, еще с детства помню в садике фальгу от канфет мятую кладешь на стол и ногтем разглаживают и Фальга с мятой становится почти идеально ровной и гладкой, как зеркало, она блестит в ней отражаются предметы и ты с гордость всем показываешь, смотрите какая у меня есть гладкая и красивая. С возрастом преметы меняются. Это может быть что угодно красивый правильной формы драгоценный камень и т.д. Одно точно, красивой вещью хочется обладать. Красота является предметом зависти и восхищения. Будь то предмет, будь то человек. Если говорить о человеке, то многие аспекты красоты. Но судя по наблюдениям, внешнюю красоту человека определяют в основном по его внешности, а если капнуть по глубже, то это пропорционалность телосложения (например, длинные, ровные (некривие) женские ноги и т.д.) и правильность форм лица (прямой нос и т.д.). Если ты идешь с красивой девушкой, проходя мимо других ребят несмотря на красоту (т.е. Ее лицо это красивые (не косые, одинаковаго размера) глазки, хорошенький (некривой, пропорциональный другим частям тела) носик, красивые с серьгами (Не разного размера) ушки, узкая талия длинные, красивые (некривие) ножки) девушки у ребят может появиться чувство зависти (и слова смотри которой красавицей идет), заключение внешняя красота человека это совершенство, правильность, пропорциональность, симметричность частей тела. Человек стремиться к совершенству. Но нельзя упускать из виду и внутреннюю красоту человека. Мне кажется внуренней красоту человека на расстоянии не разглядишь. Формы внутренней красоты можно "увидеть " и почувствовать только, если провести некоторое время и понаблюдать за человеком. Скорее всего это совершенство поступков. Наверное внутреннюю красоту определяют поступки человека. К примеру, идет в своем дворе парень, а за ним в десяти шагах отстал от него друг, вок...

Важнее внутренняя красота, то есть огонь в сосуде, но это мое мнение. А вообще, красота это ощущение, это и сила и слабость, или точнее сила в слабости как в любви и у женщины. Это то, что сложно объяснить, красоту надо увидеть и почувствовать. Ведь порой обычная травинка, на которую нельзя не обратить внимание попав под луч Солнца или под капельку дождя становится прекрасной. Или человеческая улыбка, естественная, способна украсить любое лицо. Грань между неприметностью и красотой очень тонкая, иногда надо просто всмотреться в то или в кого-то что заметить красоту. Именно за эту неуловимость красоту и стоит любить. И еще при хрупкость, которую порой так легко разрушить.

Красота это понятие не имеющее конкретного определения (как и любовь) Невозможно "алгеброй гармонию проверить ".Красота понятие субъективное, причем изменчивый во времени и изменчивый в человека даже в течение жизни.Ето некий образ доставляющий нам эстетическое удовольствие.В обществе могут существовать в разное время разные стереотипы красоты, которые формируются в зависимости от от воздействия искусства, литературы. может быть как раз искусство (изобразительное) представляет наглядно понятие красоты, которое в данный момент принято данным обществом.Скорее всего они взаимно влияют друг на друга.Понятие красивого будет по-разному даже в разных слоях общества.

" Красота спасет мир " слова Достоевского. Думаю имеют такой смысл если люди начнут жить и внутренне и внешне согласившись с красотой (это чувство интуитивно и образно заложено в нас Богом в противовес логике и разуму), то это спасет мир, так как мы соеденены друг с другом и со всей природой на земле, но продолжаем разрушать эту гармонию.Заложенное у нас чувтва красоты делает жизнь удивительной и интересной и помогает нам выбрать хороший путь. Но есть и много у нас которое запутывает нас как в " королевстве зеркал ".

Но « рязанских раздолье » Ширад Есенину не заменит! И любовь Шаганэ не заглушу воспоминаний о северной холодной красоте оставленной в России девушки. С двух прекрасных миров Есенин выбирает «край свой??милый » - красоту Родины. Земля предков так дорога ему, который умеет видеть в ней больше прекрасного, чем в любом другом уголке мира... Как и Блок, Есенин любит Русь, отождествляя ее с красавицей в узорном платке... Но даже не одну родную землю - весь мир, все прекрасное в нем восхваляет Есенин!

Красоту определяет душа. Внутренняя сущность. А как трогательно описана Наташа Ростова в финале романа, несмотря на то, что « пополнела », « похудела »... Красота ее души неподвластна времени, как и настоящая красота. А внешнюю красоту время убивает...

Наполеон в « Войне и мире» показан невысоким человечком, совершенно обычным, ничем не выдающимся снаружи. Кутузов - тучным, тяжелым, одряхлевшим... но он прекрасен в своем патриотическом порыве - и отталкивает Наполеон, съедает честолюбием, терзает неограниченной власти и единоличного господства, готов ради этого пролить океаны крови и уничтожить мир войной.

Говоря о красоте, мы обычно имеем в виду не только внешний вид, красивое лицо, но и способность управлять своим телом, умение красиво двигаться. Одним словом, основной составляющей нашей привлекательности есть хорошая осанка, которая достигается только систематическими занятиями спортом. Для красоты и здоровья активные движения просто необходимы, а именно их не хватает современному человеку. Поэтому нужно заполнять эту потребность организма ежедневной физической работой и активными упражнениями. Доказано, что спорт имеет исключительное значение и для предупреждения заболеваний. Говоря о здоровье физическом, не стоит забывать и о здоровье духа. Ведь спокойный, уравновешенный человек живет более счастливой жизнью. Недаром говорят, что самое большое наше богатство - здоровье, а к душевному здоровью это относится вдвойне. Многие заболевания сердца, желудка, почек, кожи и других органов обусловлены стрессом - нарушением душевного равновесия. Это сказывается и на поведении человека в обществе. Словом, заботясь о своем здоровье, улучшая физическое и душевное состояние, мы заботимся и о красоте. Ведь хорошая внешность и крепкое здоровье является не только даром природы - они достигаются самообладанием и целенаправленными усилиями самого человека.

Блестящая... и плотная кожа... волосы, ясные чистые глаза... губы - это прямые показатели общего здоровья, они свидетельствуют о... Красивая... осанка... плечи, внимательный взгляд, высокая посадка головы - это признаки... Большие и широко расставленные глаза красивые, так как... Чем больше глаза, тем..., тем лучше зрение. Чем..., тем более стереоскопичность зрения, глубина планов. Красивые уровне, плотно посаженные зубы, прогнутые правильной дугой, потому что... красивые длинные ресницы, поскольку они лучше... Нам кажутся они изящнее, если..., в этом случае они не смыкаются и не смерзаются. Красивые густые и не очень широкие брови, потому что они... Женщина имеет более развит... Это запас на случай внезапного голода во время вынашивания и кормления ребенка. Резервная пища служит одновременно... для развивающегося ребенка. Длинная гибкая шея добавляет к красоте женщины, так как по своей давней природе женщина -... Более... шея мужчины обеспечивает прочную поддержку головы в бою или при ношении тяжестей.

Что есть красота и почему ее обожествляют люди?! -
Сосуд она,в котором пустота, или огонь, мерцающий в сосуде?!"

Огюст Ренуар.
Портрет Жанны Самари

Идеальная красота, самая восхитительная наружность ничего не стоят, если ими никто не восхищается.
О. Бальзак

Друзилла. 1906 Дж.Годвард

Беладонна: в Италии - красивая женщина, в Англии - смертельный яд. Поразительный пример глубинного сходства двух языков.
Амброз Бирс

Задумчивость. 1892 А. Мур

Нет женщин, некрасивых от природы,
А есть лишь в разной стадии расцвета.
Кто в юности цветёт, кто после родов,
А кто-то осенью цветёт как будто летом.

Греческая идиллия. 1907 Дж. Годвард

Красота не принадлежит женщине и не является ее собственным свойством - просто в определенную пору жизни ее лицо отражает красоту, как оконное стекло - невидимое за крышами домов солнце. Поэтому нельзя сказать, что красота со временем увядает - просто солнце уходит дальше, и его начинают отражать окна других домов. Но солнце, как известно, вовсе не в стеклах, на которые мы смотрим. Оно в нас.
Виктор Пелевин.

На свете нет зрелища прекраснее, чем прекрасное лицо, и нет музыки слаще, чем звук любимого голоса.
Жан де Лабрюйер

Елена Троянская. 1881 Э. Пойнтер

Бог и дьявол спорили напрасно,
Изучая даму не спеша:
-До чего ж божественно прекрасна!
-До чего ж чертовски хороша!
Женщины согласны меж собой
И с одной оценкой, и с другой.

Девушка с утренними цветами в волосах Ж.-Ж. Лефевр

Те, кто наделен красотой, пусть будут благодарны за нее и обратят ее на пользу, как любой другой талант. Те же, кто ее лишен, пусть не сетуют напрасно, а пробуют обойтись без нее. Во всяком случае, хотя красоте и придается чрезмерное значение, она- дар Божий, и презирать ее не должно.
Энн Бронте

Майские воспоминания. 1884 Ф.М. Браун

Красота - это Природа, достигшая совершенства.
О. Генри

Вакханка. 1899 У-Бугро

Если ты умна, то будешь и красива. Некрасивых нет. Кто-то красив как роза, кто-то как кактус.
Шэрон Стоун

Римская женщина. 1859 - Ф. Лейтон

Любить красоту и совершенство легко. Для того же, чтобы воспринимать человека в его трогательном несовершенстве, нужны терпение и любовь…
Дмитрий Емец

“…ЧТО ЕСТЬ КРАСОТА И ПОЧЕМУ ЕЕ ОБОЖЕСТВЛЯЮТ ЛЮДИ?”

(По произведениям русской литературы)

Существует ли у человечества единая истинная религия, которой движется каждая частичка Вселенной? Сила, способная подняться над временем и тленом, вдохновляя смычок музыканта, кисть художника, лиру поэта?

Да, есть… и будет вечно. Никто, ничто не устоит перед ее загадочно-великолепным притяжением. Ей одной дана власть над прекраснейшими чувствами человеческих душ. Эта сила – красота.

Волнует, будоражит воображение лабиринт правильных и рваных линий, гамма звуков, палитра красок… Все, из чего состоит мироздание, видится каждому сквозь призму его внутреннего мира, преломляется неповторимо, как солнечный луч в сложно ограненном хрустале; но человеку свойственно стремление к прекрасному, к тому, что кажется ему совершенным, к красоте, которую можно увидеть, услышать, почувствовать. Пусть на земле бесконечно много людей, пусть каждый из них понимает красоту по-своему, – всех их без исключения объединяет одно: бесконечная, неограниченная власть прекрасного, божества поколений.

В поисках совершенства человек проводит всю жизнь. Сколько великих восхищались мудростью природы, красотой окружающего пространства, гармонией вневременной! Почему Тургенев, Толстой, Достоевский так тщательно выписывали свои пейзажи? Потому что им ведома была связь между природой и человеческим внутренним миром! У каждого из них природа участвует в действии, в сюжете, неотделима от настроения персонажа. Мальчишески радуется Аркадий весеннему ясному небу, проезжая с отцом по имению; раскинув руки, лежит смертельно раненный Андрей Болконский под опрокинутым в вечность небом Аустерлица; задыхается Родион Раскольников под гнетущим, душным, желтым, пыльным небом Петербурга… Подсознание человека тянется к прекрасному – к майскому, чистому, ясному, к тому, что самого героя сделает чище, прогонит сомнения, успокоит, овеет теплом и весенней негой… Люди, влюбленные в красоту, ищут спасения от своих печалей, растворяясь взглядом в бесконечности горизонта, думая о непреходящей природной гармонии, – природа прекрасна, потому что в ней все вечно и закономерно. Тютчев сказал об этом в своем стихотворении:

Поочередно всех своих детей,

Свершающих свой подвиг бесполезный,

Она все равно приветствует своей

Всепоглощающей и миротворной бездной.

Именно по своим законам, по особым правилам живет природа, прекрасная и свободная… Ее неправильные линии, не выверенные геометрически, но рассчитанные и предопределенные от века, верны уже потому, что естественны. Торжество этой естественности над умом и силой человека идея замятинского романа “Мы”… Зеленая Стена, здания из стекла и бетона, идеальная геометрическая правильность сооружений, рассчитанная и расписанная по минутам жизнь, одинаковые стройные шеренги “нумеров”, слаженно марширующих по линейно прямому проспекту, – все это насилие над природой некрасиво! Уродливо – при соблюдении всех законов геометрии и при безукоризненно правильной форме! Кажется, все правильно, выверено, проверено, подсчитано, люди довольны, – а что-то все-таки нарушает гармонию… Красота не обязательно и не только совершенство. Красота – это то, что трогает душу. Чего недостает в царстве Благодетеля, а если появляется вдруг, по недосмотру, – сразу же ампутируют, вырезают, как раковую опухоль? Душу!

Значит, красота, ничем не одухотворенная и бездушная, отталкивает? И склоняется бездуховная правильность совершенных форм перед необъяснимой, нелогичной, свободной жизнью? У красоты должна быть фантазия, должна быть душа, многое еще должно быть, чтобы перед всем этим прекрасным в совокупности падали ниц миллионы… Наверное, красота – самое относительное из всех понятий.

Великолепная Элен Курагина, героиня романа Л. Н. Толстого “Война и мир”, появляется в высшем обществе, – и у всех присутствующих захватывает дух от восхищения! Ее лицо красиво? Несравненно! Она действительно красивая женщина, это признают все. Но почему тогда на балу больший успех имеет Наташа Ростова? Наташа Ростова, вчерашний “гадкий утенок”, с неправильным ртом и черносливинами глаз? Толстой объясняет, почему Наташа – одна из его любимых героинь: в Наташе нет красоты черт, нет совершенства форм, как в Элен, но зато она с избытком наделена другой красотой – духовной. Ее живость, ум, грация, обаяние, заразительный смех увлекают князя Андрея, Пьера… Снова торжество одухотворенной красоты! Наташу, естественную, непосредственную, невозможно не полюбить… и люди тянутся к ней, потому что она – воплощение той истинной красоты, которая очаровывает, притягивает, пробуждает чувства. Ее красота – шарм, обаяние, искренность. Андрей Болконский и Пьер Безухов… Их не назовешь красавцами. Но каждый из них прекрасен своей естественностью, свободой внутренней, простотой, открытостью. Неуклюжий Пьер вызывает симпатию, нравится; невысокий князь Андрей кажется неотразимым, блистательным офицером… таковы они благодаря своей душевной красоте. Для Толстого ведь внутреннее важнее внешнего! И любимые его герои привлекают читателя своими качествами, достоинствами духа, а не внешности.

Наполеон в “Войне и мире” показан невысоким человечком, совершенно обычным, ничем не выдающимся внешне. Кутузов – грузным, тяжелым, одряхлевшим… но он прекрасен в своем патриотическом порыве – и отталкивает Наполеон, снедаемый честолюбием, алчущий неограниченной власти и единоличного господства, готовый ради этого пролить океаны крови и уничтожить мир войной.

Красоту определяет душа. Внутренняя сущность. А как трогательно описана Наташа Ростова в финале романа, несмотря на то, что “пополнела”, “подурнела”… Красота ее души неподвластна времени, как и любая истинная красота. А внешнюю красоту время убивает…

Безусловно, духовная красота выше внешней. Но с другой стороны, разве не во славу внешней красоты, не во имя прекрасных ликом были созданы творения гениев? Люди обожествляют красоту своих любимых – тех, благодаря кому ожила их душа, кто одним своим взглядом, словом, жестом, просто присутствием вдохновляет их, наполняет смыслом их жизнь.

Самое яркое, одухотворяющее, созидающее чувство на земле – любовь… но что такое любовь? Восхищение красотой, преклонение перед красотой тела и души. Мы любим тех, чью духовную и физическую красоту считаем эталоном. Интеллект? И это красота – красота ума. Люди, обожествляющие любовь, не могут остаться равнодушными к красоте, ведь любовь – гимн ей!

Александр Блок. “Стихи о Прекрасной Даме”… Прекрасной! – вот оно, восхищение… Божественно-недосягаемый образ, хранимый трепетно, кажущийся непогрешимым, священным. Ради одной улыбки Прекрасной Дамы рыцарь отдаст жизнь не задумываясь, начертав кровью на щите ее инициалы… поэт сплетет венок из слов, бессмертных, сияющих подобно нимбу, чтобы положить к подножию ее трона… почему? Ни один из них не в состоянии разумом понять это.

Был в щите Твой лик нерукотворный

Светел навсегда…

Маяковский, в противоположность Блоку, воспевал. не классическую красоту Прекрасной Дамы,- цыганок и актрис, не томную Незнакомку, не Изору, – нет, его идеал женской красоты был иным… Времена “гениев чистой красоты” ушли! – провозглашал Маяковский, утверждая новый идеал, боготворимый им:

Тебя пою –

Накрашенную,

Яркость красок, резкость, смелость, живость образа… В двух словах – столько! Он тоже “короновал” и “душу цветущую любовью выжег”, – но иначе. Он прославлял красоту, несущую ему всплески отчаяния, ревности, бешенства, бессонниц…

Тебе в веках уготована корона, а в короне слова мои – радугой судорог.

Рваные ритмы, неровные строки, высочайшее напряжение нервов. И боль, и горечь, и скачка нервов по комнате, как в “Облаке в штанах”, – этому виной красота его возлюбленной… Ей, казавшейся ему небожительницей, ей, кого он любил, проклиная, посвящены его лучшие произведения, обогатившие искусство, историю, человечество! Красота вдохновляет на еще более прекрасное и вечное – даже тогда, когда ранит. Сергеи Есенин в “Персидских мотивах” заставил мир восхищаться: перенесся воображением в экзотическую, почти сказочную страну, в Персию… Загадочная, мистическая красота Востока опьяняет, кружат голову ароматы шафрана, шорох мягких ковров под ногами. Женщины в Персии красивы, гибки и нежны… и взгляд из-под чадры что-то безмолвно обещает…

Месяца желтые чары

Льет по каштанам в пролечь…

Лале склонясь на шальвары,

Я под чадрою укроюсь…

Но “рязанских раздолий” Ширад Есенину не заменит! И любовь Шаганэ не заглушит воспоминаний о северной холодной красоте оставленной в России девушки. Из двух прекрасных миров Есенин выбирает “край свой милый” – красоту Родины. Земля предков так дорога ему, умеющему видеть в ней больше прекрасного, чем в любом другом уголке мира… Как и Блок, Есенин любит Русь, отождествляя ее с красавицей в узорном платке… Но даже не одну родную землю – весь мир, все прекрасное в нем восхваляет Есенин!

Как прекрасна

Земля и на ней человек!

Красота для Есенина – мир и гармония, природа и любовь к Родине, нежность к любимой. Красота – это все то, что дарит счастье…

Красота будет всегда. Люди никогда не сумеют побороть в себе чувство прекрасного. Мир будет бесконечно меняться, но останется то, что радует глаз и волнует душу. Люди будут, замирая от восторга, слушать вечную музыку, рожденную вдохновением, будут читать стихи, любоваться полотнами художников… И любить, боготворить, увлекаться, притягиваться, словно железо к магниту, мечтая о ком-то близком и далеком, неповторимом, непредсказуемом, загадочном и прекрасном.

Нежнее нежного

Лицо твое.

Белее белого

Твоя рука,

От мира целого

Ты далека,

И все твое –

От неизбежного.

От неизбежного

Твоя печаль,

И пальцы рук

Неостывающих,

И тихий звук

Неунывающий

И даль Твоих очей.

(О. Мандельштам)

(No Ratings Yet)

  1. КРАСОТА РОДНОЙ ПРИРОДЫ В СТИХОТВОРЕНИЯХ И. С. НИКИТИНА, А. К. ТОЛСТОГО, А. Н. МАЙКОВА 1 вариант Когда читаешь стихотворения замечательных поэтов XIX века И. С. Никитина, А. К. Толстого, А....
  2. КРАСОТА РОДНОЙ ПРИРОДЫ В СТИХОТВОРЕНИЯХ А. С. ПУШКИНА Каждый человек любит свою родину, но лишь великим поэтам дано так ясно и просто рассказать о дорогих сердцу местах, что их любовь...
  3. Великая Отечественная война оставила в жизни и творчестве Александра Твардовского неизгладимый след. Достаточно сказать, что, начиная с 1941 года, фронтовая тематика стала основной в произведениях этого поэта, который в качестве...
  4. ГАРМОНИЯ И КРАСОТА ПРИРОДЫ (по стихотворению М. Ю. Лермонтова “Три пальмы”) 1 вариант М. Ю. Лермонтов – выдающийся поэт-лирик, посвятивший множество своих произведений воспеванию гармонии и красоты природы. Одним из...
  5. Для Льва Николаевича Толстого понимание сущности человека определялось признанием обязательного выбора между добром и злом. Особенностью творчества Толстого является его стремление изображать внутренний мир человека в его развитии – как...
  6. После Октябрьской революции Россию покинули многие известные литераторы, среди которых оказался и Иван Бунин. Знаменитый русский поэт и писатель очень болезненно воспринял смену власти и начало гражданской войны, поэтому решил...
  7. КРАСОТА ПРИРОДЫ И ГАРМОНИЯ В СТИХОТВОРЕНИИ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА “КОГДА ВОЛНУЕТСЯ ЖЕЛТЕЮЩАЯ НИВА…” 1 вариант Я очень люблю лирику М. Ю. Лермонтова. Когда я открываю книгу с его произведениями, стихи...
  8. Я считаю, что Внутренний мир человека важнее, чем его внешность. Ведь со временем, то, как мы выглядим внешне, будет далеко от слова красиво. А внутренний мир человека, если он красив,...
  9. ВДОХНОВЛЯЮЩАЯ КРАСОТА ОСЕННЕЙ ПОРЫ (по стихотворению А. С. Пушкина “Осень”) Дни поздней осени бранят обыкновенно, Но мне она мила, читатель дорогой, Красою тихою, блистающей смиренно, – Так нелюбимое дитя в...
  10. Поэтическое произведение, как известно, по своему содержанию гораздо сложнее прозаического: здесь и огромный тематический материал, “втиснутый” в весьма ограниченную форму, и приращение смыслов, ускользающих от невнимательного взгляда, и масса недосказанного,...
  11. КЛАССИКА Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ “НОВЫЕ ЛЮДИ” В РОМАНЕ Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО “ЧТО ДЕЛАТЬ?” Добрые и сильные, честные и умеющие, недавно вы начали возникать между нами, но вас уже немало и...
  12. В одной из журнальных статей, посвященной творчеству А. Платонова, мое внимание привлекло следующее замечание критика: “Платонов – удивительно однообразный писатель”. Но, как ни странно, это высказывание прозвучало не для того,...
  13. Печорин – Онегин нашего времени. В. Г. Белинский Пушкин и Лермонтов – люди разных судеб и разной эпохи. Пушкин всего на пятнадцать лет старше Лермонтова, срок, казалось бы, маленький, но...
  14. “ПРОСТОТА ЕСТЬ НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ПРЕКРАСНОГО” (Л. Н. Толстой) Мысль Л. Н. Толстого о том, что “простота есть необходимое условие прекрасного”, становится особенно близкой и понятной, когда любуешься красотой природы. Окружающий...
  15. Каждый человек индивидуален и неповторим – это бесспорное утверждение. Но по разным причинам люди испытывают различные чувства и эмоции. При одной и той же ситуации один будет нервничать, расстраиваться и...
  16. Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ БЕДНЫЕ ЛЮДИ Повесть в письмах предваряет эпиграф: Ох уж эти мне сказочники! Нет чтобы написать Что-нибудь полезное, приятное, усладительное, а то Всю подноготную в земле вырывают!.. Вот...
  17. Сходства между Онегиным и Печориным трудно не заметить, как нельзя пройти мимо различий в их характерах. И тот и другой – “лишние люди” своего времени. Еще В. Г. Белинский, сравнивая...
  18. А. Н. ОСТРОВСКИЙ СВОИ ЛЮДИ – СОЧТЕМСЯ Девятнадцатилетняя купеческая дочь Липочка разговаривает наедине с собой о том, как ей нравится танцевать, но не со студентами: “То ли дело отличаться с...
  19. Александр Николаевич Островский Свои люди – сочтемся Комедия (1850) Купеческая дочь на выданье, Олимпиада Самсоновна (Липочка) Большова, сидит одна у окна с книжкой и, рассуждая, “какое приятное занятие эти танцы”,...
  20. Великому русскому писателю Льву Николаевичу Толстому принадлежат слова о том, что Максим Горький был настоящим “человеком из народа”. Действительно, пролетарский писатель отлично знал жизнь низов русского общества, быт “дна”. Рассказы...
  21. Пьеса А. Н. Островского “Свои люди – сочтемся” очень интересна современному читателю. В пьесе автор с присущим ему юмором описывает купеческую среду со своими привычками и стремлениями. Главные герои произведения... Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее – иль пусто, иль темно, Меж тем, под бременем познанья И сомненья, В бездействии состарится оно. М. Ю. Лермонтов “Евгений Онегин” Пушкина... С древнейших времен человек задумывается над тем, что же такое истина, да и есть ли она вообще? Зачем человеку дана жизнь и в чем ее смысл? Это вечные вопросы философии....
  22. Раньше или позже перед каждым человеком встает вопрос – зачем жить? И каждый решает его по-своему. Люди разные. Поэтому одни отбрасывают этот вопрос, погружаясь в суету и поиск материальных благ,...
“…ЧТО ЕСТЬ КРАСОТА И ПОЧЕМУ ЕЕ ОБОЖЕСТВЛЯЮТ ЛЮДИ?”

Мы живем в мире, сотканном из разных чувств, состояний, которые помогают нам воспринимать этот самый мир тем или иным образом. Красота – категория внеземная. Сложно сказать, что такое красота. ? Потому что красота – достижение идеального состояния мироздания, ощущение того, что ты часть этого божественно созданного мира.
Стихи Николая Заболотского о некрасивой девчонке заставляют задуматься о том, а ? Что есть красота? ? Красота - понятие относительное и, как все относительные понятия, заслуживает рассмотрения с разных точек зрения.
Почему люди обожествляют красоту
? Потому, что красота спасет мир, красота облагораживает, даже простое созерцание красивого - дает позитивное восприятие мира, наполняет человека гармонией. Значит ли это, что красота - это гармония? Гармония - это высшая точка бытия, может это и есть ответ на вопрос, почему люди обожествляют красоту . Красота внешняя притягивает взгляд и удостаивается пристальным вниманием, порой становясь причиной зависти. Общие критерии красоты можно выделить, если говорить о красоте, которую можно наблюдать. Ими являются глубина, удачное сочетание, симметрия... На вопрос, почему люди обожествляют красоту , можно ответить, порассуждав на тему красоты духовной, такого состояния красоты, когда внутри она "светится". Как у Заболотского: "огонь, мерцающий в сосуде". Именно такая красота не может быть описана словами, она может быть выражена произведениями творчества - стихами, картинами, музыкой... Красота вдохновляет и создает крылья. Вот почему люди обожествляют красоту - она дает им способность летать, быть лучше, чище.
Существуют ли критерии красоты ? Сложно отнести к признакам то, что невозможно видеть, только чувствовать. Почему люди обожествляют красоту - потому что состояние просто близости к красоте дает ощущения. Самые различные по характеру чувства может вызвать красота. И смех, и грусть, и ревность, и зависть, и любовь, и поклонение. Критерии красоты существуют - это общепринятые стереотипы в отношении образа, действия и воздействия на человека. То, что обращается к его личности, внутренним качествам. Но стереотипы-это приземленные понятия о красоте, общие критерии красоты как раз и представляют собой принятые представления о том, что является прекрасным. Истинная же сущность красоты не может быть описана критериями, потому как божественное идет от души и от сердца.
Мы пострались ответить на вопрос, почему люди обожествляют красоту и существуют ли критерии красоты с различных точек зрения и надеемся быть услышанными.

Заявленное мероприятие – «Встреча-знакомство в ПСТГУ: О женской красоте» – оказалось искренним и глубоким разговором священника Александра Ильяшенко с первокурсниками православного вуза.

В начале беседы отец Александр поднял тему, очень важную в контексте православного понимания «женской красоты»:

«Есть такое псевдосмирение – думать о себе хорошо как бы не по-христиански. Когда ко мне в первый раз приходит молодая девушка, я практически всегда задаю вопрос: “Скажи, пожалуйста, на раз-два-три, какова твоя самооценка – плохая ты или хорошая?” – И 90% мне говорят: “Плохая”. Я говорю: “Спасибо, ты мою статистику не испортила”. Ответ типичный и совершенно неправильный. И за совершенно типичные неправильные ответы типичная оценка – кол с минусом. А чтобы дать правильный ответ, надо чуть-чуть порассуждать.

Человек – вершина творения Божьего, правильно? Человек по образу и подобию Божию создан, так? Так. Значит, душа каждого человека бесконечно прекрасна, так? Значит, как же можно говорить, что ты плохая? Наоборот, хорошая, даже очень хорошая. Но грешная. Вот правильный ответ: хорошая, но грешная. Понятно? Иногда так неуверенно кивают головой. “Повтори, пожалуйста”. – “Ну, мне неудобно…” – “Хорошо, тогда скажи: отец Александр, Вы сказали, что я… И моими словами повтори”. Хорошо, повторила. “Ладно, а если ты хорошая, то тогда почему ты такая грешная, скажи, пожалуйста?”»

Человек должен знать, что у него есть перспектива

«Человек всегда должен видеть перспективу. Грех – это не норма, это какая-то шелуха, короста. Допустим, на щеке вскочил нарыв. Щека твоя? Твоя. Нарыв, вроде, твой? Твой. Но это не ты, это не норма. Пройдет – и всё будет нормально. Так и грех. Ты грешный? Грешный. Грех твой? Твой. Но грех – это не ты. Господь греха не сотворил. Грех – это какой-то мираж, это то, что видно, но, на самом деле, этого нет. Потому что в мире реально существует только то, что сотворил Бог. Грех – это некая псевдореальность. Мы все в нее погружены, все мы – грешные люди. Но это то, чего не должно быть.

Если человек кается, то Господь имеет власть изгнать этот грех в небытие, откуда он каким-то образом произошел. Это некая тайна, но с грехом можно радикально справиться с Божьей помощью. И если ты понимаешь, что ты хороший, но грех – это твоя болезнь, это не норма, если ты приложишь усилия, то с Божьей помощью ты справишься с любым грехом. Человек должен знать, что у него есть перспектива.

Второе, женская красота, что это такое? К красоте можно относиться субъективно. Один относится так, другой относится этак. Но, на самом деле, есть некая объективная, Богом сотворенная сущность. Мы к ней сейчас подойдем через некоторое время.

Очень многие девушки недовольны своей внешностью. Я спрашиваю: “Слушай, ты насчет своей внешности комплексуешь?” – “Да”. Я говорю: “Ну и отлично, хорошо. Давай теперь тоже будем рассуждать”.

Теорема о женской красоте

На этот счет я даже некую теорему доказал.
Всё, что мы видим, сотворил Господь. Так, как Господь сотворил, невозможно лучше придумать. Господь сотворил видимый мир, невидимый мир, животный мир, человека. Теперь давайте посмотрим: в животном мире самцы привлекательней самок. Первый, кто приходит в голову, – это лев. Царственный зверь, огромная грива. Или олень с огромными рогами, селезень, возьмите, петушок, даже воробушек. Воробьиха серенькая, а воробушек – с галстучком черным. В животном мире Господь сотворил так, как Он считал нужным. А у людей не так. Не зря же женский пол называют прекрасным, правильно? Значит, женский пол прекрасный? Возражений нет? Нет. Хорошо. Раз женский пол прекрасный, значит, все женщины прекрасны, правильно? Значит, каждая женщина прекрасна. То есть каждая женщина прекрасна . Значит, Катенька, Машенька, Олечка – они прекрасны. Правильно? Теорема доказана.

Это Господь так сотворил, а я всего лишь некую цепочку рассуждений предлагаю.

Мужской и женский взгляд на женскую красоту

Но опять-таки человек должен знать свои сильные стороны, на что он должен внутри себя опираться. То, что Господь ему объективно даровал. Но у нас, к сожалению, к этой важнейшей категории относятся очень и очень неправильно и даже соблазнительно. Потому что есть мужской и женский взгляд на женскую красоту. Ну вот, если мы хотим узнать мужской взгляд, можно спросить у лучших. Александр Сергеевич Пушкин:

Дианы грудь, ланиты Флоры
Прелестны, милые друзья!
Однако ножка Терпсихоры
Прелестней чем-то для меня.

Вот крокодил, да? Как барышник, который покупает лошадь на базаре, обсуждает стати, да еще с приятелями. Это мужской взгляд, повторяю, лучшего представителя. Если спросить у какого-нибудь портового рабочего, то уши завянут заранее. Это я вам представляю, понятно, и книжки читаю, и сам как-то смотрю и вижу, но тут недавно меня Господь умудрил. Я думаю, а чего я размышляю, как бы девушкам рассказывать, что это такое? А вот спрошу у них в самих. Я в исключительном положении нахожусь. Вот она стоит, и я стою. Говорю: “Ну-ка скажи мне, пожалуйста, что такое, по-твоему, женская красота?” – “Ну, внешнее – это не главное… Доброта, скромность, еще какие-то качества”. Одна ответила просто гениально: “Женская красота – это свет изнутри”.

Вы все, конечно, знаете эти слова, только к ним относятся, как к каким-то цветам красноречия, и это неправда. Так вот: “Есть женщины в русских селеньях”, – это констатация факта. “Пройдет – словно солнце осветит! Посмотрит – рублем одарит!” – это констатация факта. Речь идет о внутренней женской красоте. Это нечто, Богом сотворенное, и нечто невыразимо прекрасное. Причем Господь сотворил её так, что действительно, посмотрит – рублем одарит. Вот так Господь устроил природу, нас с вами устроил.

Только одна мне стала говорить: “Да, это какая-то гармония внешнего и внутреннего…” Но оказалось, что она танцовщица ночного клуба. Я ей говорю: “Ну чего ты там делаешь? Почему?” – “Ну, вот деньги надо…” Слава Богу, больше там не танцует. Она работает где-то в больнице.

Целомудрие – это что-то сверхъестественно прекрасное

Конечно, слава Богу, что человек – существо темпераментное, слава Богу, что мы – не деревяшки. Было б очень скучно, если бы мы были без эмоций. И иногда эмоции захватывают так, что человек совершенно здоровый, совершенно нормальный, а ведет себя как сумасшедший. Никакая медицина ничего не заметит, поставит твердую норму – всё нормально, а ведет себя человек – ну просто неуправляемый. Как объяснить, что так вести себя нельзя? Ведь девушка по природе должна быть целомудренная, правильно? И мужчина должен быть целомудренный. Но эта добродетель, как любой дар Божий, – это что-то сверхъестественно прекрасное.

Так вот, целомудрие в большей степени присуще женской природе, нежели мужской. Конечно, “целомудренный мужчина” и “нецеломудренный юноша” – это вполне возможные словосочетания, но практически редкие. А вот “целомудренная девушка” – это у всех на слуху. Так вот, если человек начинает неправильно себя вести, полезно для нашей прекрасной половины знать, как на такое поведение смотрят с мужской точки зрения. В Библии – это книга всеобъемлющая – я наткнулся на слова великого царя Соломона. Вы знаете, что библейский язык символический, очень многозначный, слово употребляется не в буквальном смысле, а в него вкладывается гораздо больше, чем просто звучит.

Я буду цитировать царя Соломона и комментировать. Так вот, говоря о женской красоте, он говорит: “Что золотое кольцо”, – то есть женскую красоту он сравнивает с золотым кольцом. Теперь остановимся. Золото, понятно, – драгоценный металл. Он идет не только на царские украшения, но употребляется для того, чтоб украсить храм, для того, чтоб воздать честь Божеству, такое высокое у него достоинство. А кольцо – простая форма, казалось бы, но это символ совершенства. Ничего не прибавишь, не убавишь. Значит, речь идет о драгоценном совершенстве. “Что золотое кольцо”, – а дальше гениальный переход. Вот потому Соломон премудрый и великий. “Что золотое кольцо в носу у свиньи”, – это нелепость, невозможно себе представить, ненормально. Как это может быть: такая совершенная драгоценность в свином рыле, которое роется в нечистотах? Ни формы, ни материала не видно.

“Что золотое кольцо в носу у свиньи, то женщина красивая и – безрассудная” . Есть строгое поведение, есть нормальное поведение, есть вольное поведение. Так вот, в мужских глазах это вольное поведение описывает царь Соломон. Конечно, можно им пользоваться. Слово “пользователь” – очень хорошее слово “юзер” вошло в употребление. Пользователи женской красоты, женской неопытности, легкомыслия, – пожалуйста, охотников полно. И при этом этот охотник не испытывает уважение и даже благодарность. Потому что нельзя вести себя безрассудно.

Можно всё, если не задумываться над последствиями

Сейчас я немножечко отвлекусь, есть такой замечательный анекдот, я понял, что его можно несколько расширительно толковать в применении к нашей теме. Могут спросить: почему себя нельзя вести так, как сейчас принято, не как традиционно в XIX-м, XVII-м веке и раньше? Я отвечу сразу: можно, пожалуйста. Можно всё.

Анекдот такой: “Скажите, пожалуйста, грибы есть можно?” – “Можно”. – “Любые грибы можно есть?” – “Да, конечно, любые грибы можно есть”. – “Правда?” – “Но надо иметь в виду, что некоторые грибы едят один раз в жизни”.

В этом смысле, если не задумываться над последствиями, можно всё. Но если ты задумываешься над последствиями, тогда ты должен себя ограничивать. И этим, собственно, взрослый человек отличается от молодого. Молодые люди могут быть в таком пике обучаемости, талантов, память прекрасно работает, и они могут превосходить взрослого на сто очков вперед. Но у них нет того, что дается с годами – нет жизненного опыта, нет умения или навыка оценивать последствия своих поступков.

Если задумываться о том, что будет из того, что я сделаю так, так и так, вот тогда вы увидите, что не зря написаны заповеди Божии, не зря такие строгие ограничения. Потому что они проистекают из человеческой природы. Вот так же, как правила уличного движения, они написаны кровью. Можно их нарушать, но 30 тысяч человек гибнет на дорогах нашей страны каждый год, потому что люди не соблюдают правила уличного движения – водители и пешеходы. Вот так и заповеди Божии дарованы нам как правила, которые нас оберегают от нашей собственной неосторожности. Это не занудство: не делай этого, лиши себя такой-то радости, такой-то радости. Нет. Не делай этого, иначе тебе будет плохо – ты будешь страдать.

Столько настоящего горя, настоящего страдания мы видим, и поразительно, как глубоко человечески оправданы все предписания, которые так бережно и так твердо хранит Церковь. Не для того, чтобы загнать жизнь в угол и превратить её во что-то серое и обыденное, а чтобы уберечь, чтобы не ранить душу грехом, который душу страшно уродует».

Затем отец Александр напомнил сюжет повести “Портрет Дориана Грея” Оскара Уайлда. И рассказал похожую историю:

«Как-то лет десять-пятнадцать назад на исповедь подходит девушка, высокая, стройная, как оказалось, – кандидат в мастера по художественной гимнастике. На лбу шрамы, на щеках шрамы, на груди шрамы, на глазах темные очки. “Что произошло?” – “Да вот”, – говорит, – “на Новый год пустили петарду, а она полетела мне в лицо”. Просто так ничего не бывает. Вот я “Портрет Дориана Грея” читал и спрашиваю: “А чем ты занимаешься?” – “Работаю моделью”. – “И в одежке снимаешься?” – “И в одежке снимаюсь”. – “И без одежки снимаешься?” – “И без одежки снимаюсь”. Говорю: “Ты понимаешь, сколько ты сделала со своей душой, если Господь тебе явно показал, как ты свою душу искалечила, изуродовала?”

Грех – это страшная катастрофа, которая может изувечить человеческую жизнь, человека молодого, радостного, который смотрит с надеждой в будущее, превращает в израненное, болезненное существо – и самооценка занижена, и грехи давят, потому что искалеченная душа не может жить так же радостно, так же благодарно и благодатно, как душа, которая не повреждена тяжелым грехом.

У нас в народе есть антидуховное присловие: не согрешишь – не покаешься. Нужно к этим словам относиться наоборот: нужно каяться так, чтобы не грешить. Склонность к греху есть в каждой душе, первородный грех сказывается на каждом из нас. Это нужно совершенно твердо осознавать. И слава Богу, что Господь избавляет тебя от тяжких грехов. Слава Богу. Нужно знать, что каждый человек, к сожалению, может оступиться. И нужно каяться так, чтобы, действительно, в минуту жизни трудную не согрешить.

Кто из вас без греха…

В заключение – о том, что всё совсем не так просто, и, на самом деле, всё по милости Божией, я вам приведу всем, конечно, известный евангельский рассказ о грешнице, которую простил Господь. Слова, которые Он произнес: “Кто из вас без греха – первый кинь в нее камень”, –вспоминаются очень легко. Господь простит, и никто камнями кидаться не будет. Этот знакомый рассказ я чуть-чуть прокомментирую.

Как вы помните, Спаситель сидел во дворе храма на скамеечке, вокруг него были слушатели, и Он их учил Царствию Божию. И вдруг, представьте себе (я, например, себя в такой кондиции представить не могу), идет толпа – мужики с камнями, волокут женщину, которую застукали, так сказать, на месте преступления, и вот они готовы в нее кидать эти камни. Я, конечно, иногда выхожу из себя, но не могу себе представить, чтоб я был в таком состоянии, чтобы кинуть в женщину камень. Вот какая толпа – как будто зло сгустилось – приближается, оттесняет слушателей, окружает Спасителя, чтоб не убежал, ставят её перед Ним и говорят: “Учитель, мы её взяли в прелюбодеянии. И таковых закон Моисея повелевает побивать камнями. Что Ты скажешь?”

Спаситель опустил голову и ничего не отвечает. А что ответить? Представьте себе любого из нас, допустим, меня, я сижу на Его месте, и мне задали этот вопрос, вот что бы я ответил? Я скажу: “Ну, ребята, вы чего, спятили что ли? Отпустите её”. Но они же пришли к Спасителю, чтоб Его убивать. Они ж загнали Его в ловушку. Хотели загнать. Они привели её для того, чтоб Его увидеть. И, услышав такой ответ, они б сказали: “Отлично! Значит, Ты хочешь, чтоб у нас была безотцовщина, чтоб наши девки гуляли направо и налево, чтоб жить, как в окружающих народах. Значит, Ты сам такой. Всё, пойдем с нами – мы забьем Тебя камнями”. Они ради этого и пришли. Всё это вычислить совсем нетрудно.

Он мог бы сказать: “Чего вы у Меня спрашиваете? В законе написано? Написано. Так и поступайте”. Но это же значит подписать ей смертный приговор. И они на этом не успокоятся, скажут: “Отлично, молодец, правильно. А теперь вот Тебе камень, пойдем с нами – и Ты первый в нее кинешь, белоручкой не останешься”. Значит, смерть либо физическая, либо нравственная. И вот что сказать, что ответить?

Спаситель сидит, опустив голову. Но только эти бандиты, я не знаю, как их назвать, видят, что Он абсолютно их не боится. Во всем облике такое величие, такое мужество, что они понимают, что Он молчит не потому, что не знает, что сказать, а потому, что не хочет с ними говорить. Почему? А потому что толпа в таком состоянии не способна ничего воспринимать, когда такая агрессия через край. И вот они напирают на него: “Учитель, скажи!” Он молчит совершенно бестрепетно, бесстрашно, совершенно спокойно.

И тогда в толпе происходит перелом – толпа, оставаясь такой же агрессивной, становится способной воспринимать обращенные к ней слова. И вот тогда Спаситель поднимает Свой лик, обводит толпу взором, который трудно описать, столько в нем любви, света, кротости, взор, который проникает в самые темные закоулки каждой души: “Что же ты? Сколько у тебя грехов на душе? Что ты пришел сюда убивать? Что ты пришел делать?” И каждому-каждому Господь заглядывает в глаза. И толпа стихает.

Вот тогда Он произносит свои знаменитые слова: “Кто из вас без греха – первый кинь в нее камень”. И снова опускает голову, чтобы не смущать, не давить, снова сидит, опустив голову, так же спокойно, так же величественно, так же бесстрашно. И им становится стыдно. И вот один за одним они стали выкидывать камни и расходиться. Спаситель сидит, по-прежнему, опустив голову.

И осталась эта женщина одна. Казалось бы, ей бы смыться скорей, привести себя в порядок, одеться как-то и забиться куда-нибудь в уголок подальше, чтоб её никто не трогал. Но она стоит и не может уйти, пока Он ей не скажет. И Спаситель поднимает голову и говорит: “Ну что, женщина, где твои обвинители? Никто тебя не обидел? И я тебя не осуждаю. Иди и впредь не греши”. Так вот, эти слова “Кто без греха – первый кинет камень” – цена жизни этой женщины. И, на самом деле, цена Жизни, потому что Спаситель отвечал за её спасение, и другой на Его месте бы погиб. Так что мы со всей серьезностью должны относиться к тому, что с особой милостью Господь нам заповедовал.

Я хотел бы привести еще одну цитату, еще один мужской взгляд на женскую красоту. Это апостол Пётр. Как вы знаете, апостол Пётр – простой рыбак, и так до конца жизни остался неграмотным. Для контраста вообразите себе, что вы говорите о женской красоте с рыбаком – уши завянут… Так вот, апостол Пётр, обращаясь к женщине, говорит: “Да будет украшением вашим…” – пожалуйста, нужно одеваться и нарядно, и со вкусом, и красиво, и чтобы шло, понятно. – “Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос…” – правильно, Господь даровал волосы, они очень красивы, особенно женские, правда. Но это внешнее. Не внешнее плетение волос, не золотые украшения и нарядность в одежде, это всё – внешнее. А вот дальше совершенно потрясающее определение, что такое женская красота, по сути, – “Но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом”.

Господь создал такую сокровенную внутреннюю красоту, которая перед Ним Самим драгоценна, не только перед людьми. Господь устроил так, что, действительно, ты иногда посмотришь и думаешь: Господи, какую ж Ты красоту сотворил потрясающую».


Отцу Александру студенты задали много вопросов, и если бы не позднее время, встреча бы затянулась надолго.

“У меня есть книжка “Как найти семейное счастье”. Так вот, я, может быть, выскажу несколько спорную вещь, но я молодым мужьям такой вопрос задаю: “Скажи, пожалуйста, кто в семье главный?” – “Ну, конечно, муж”. Говорю: “Нет, брат, ты ошибаешься. В семье главный – совет и любовь. Мужчина и женщина пред Господом равны – равноценные личности”. И вообще, еще раз, скажите мне, пожалуйста, кто персонально высшее творение Божье?

– Человек.

Персонально. Не обобщенно, а персонально.

– Адам и Ева. Каждый человек.

Ошибаетесь. Божья Матерь, честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим. Правильно? Значит, выше Её нет никого ни на земле, ни на небе. Значит, нечего выпендриваться и надувать щеки, что мы такие-сякие. Конечно, должно быть единоначалие, кто-то должен принимать решения. Но принимать решения – это не значит, что ты самодур. Так вот, если ты в жене чувствуешь равную пред Богом личность, значит, всё должно быть в семье по обоюдному согласию. А если в семье совет и любовь, где двое или трое собрались, значит, Господь в семье главный, если этот мир духовный в семье поддерживается обоими супругами.

Конечно, трудно быть правым. Трудно. Объяснить человеку, не обидев его, не оскорбив, не унизив, не раздражив, что правда-то у тебя – это совсем непросто. Нужно очень напрячься, чтобы человек тебя воспринял. А где трудно, там трудно – еще мудрость такая. Мы хотим расслабиться, раз-два – и чтобы вся задача была решена. Она просто так не решается, это нам так кажется. И в результате, от того, что кажется, получается скандал. А если ты подумаешь, как донести – значит, донесешь.

Вы, наверное, многие занимаетесь пением и знаете, что, на самом-то деле, не один музыкальный слух, а три: первый – услышать, второй – воспринять, а третий – передать. Вот тогда ты сможешь воспроизвести сложное музыкальное произведение и донести до слушателей то, что хочешь выразить. Но для этого ты на клавишах должен хорошо играть. У меня такая дежурная шуточка есть, когда кто-то хорошо сыграет, я подхожу и говорю: “Ой, как ты хорошо на клавиши нажимаешь, научи меня, пожалуйста”. Кто музыкой занимается, тот знает, что это постоянный труд, огромный, продолжительный, многолетний, ежедневный труд. Но так же донести до человека – это тоже труд. Ты должен донести до него свою правильную мысль правильно, чтоб он её воспринял, а не отторгнул».

– Отец Александр, какие качества Вы можете отметить в мужчинах, главные с точки зрения мужчины как будущего отца семейства и главы семьи? Как они воспитываются?

«Вопрос очень хороший. Можно сказать, что настоящего мужчину воспитать гораздо труднее, чем хорошую прекрасную девушку. Это действительно так. Многие девушки не могут выйти замуж, потому что нет достойного жениха, потому что или бабники, или пьяницы, или еще какие-то непонятно. Но воспитывать надо, как раньше воспитывали, конечно, делая поправки на современную жизнь. Я просто пример приведу.

Когда-то давно, без малого 20 лет, подходит ко мне мужичок, ростом с меня, поплотнее только. “Я, – говорит, – человека убил”. – “Как?!!”

Дело было в Магнитогорске, где-то 50-е годы, он шел поздно вечером по улице, и видит – там чуть не десять парней волокут куда-то девушку. “Ну и, – говорит – я вступился. Ясное дело – они на меня. Я побежал. Они – за мной. Но я бежал быстро. Они растерялись. Ну, они не знали, что я чемпион города по боксу и стал укладывать одного за одним. Вот один оказался хлипкий”. Я уже не помню, что я ему сказал, помню, что я был ошеломлен, конечно. И даже я не спросил, что с ним правосудие сделало, к сожалению, не догадался. Вот реакция нормального мужчины. Так и должно быть.

Другая история, совсем недавно, слава Богу, там все живы, шел человек тоже поздно вечером и видит – два парня к девушке пристали. Он их обоих уложил, а на девушке со временем женился. Он в МВД служит, был в штатском тогда.

Так что воспитать такие рыцарские качества в мужчинах очень трудно, потому что сейчас современное законодательство против таких проявлений. Если сейчас бы разбирали это дело с Магнитогорском: значит, они тебя трогали? Нет. Они чего-нибудь сделали? Нет. Они тебе чего-нибудь сказали? Нет. За что ж ты их стал бить?

Вся наша жизнь перевернута. И в этой перевернутой жизни очень трудно находить правильные решения. Но есть такое слово “благородство”, выпавшее из нашего лексикона. Нужно помнить, что человек – существо благородное в самом лучшем, полном смысле этого слова. И надо учиться и из литературы, и из жития святых, и молиться, стараться воспитывать в себе такие благородные качества».

– В чем, по-Вашему, истинное счастье?

«Очень хороший вопрос. Конечно, трудный. Но, собственно, вы, наверно, знаете, счастье – соучастие в Божественном замысле. Господь каждому человеку желает спасения. И если ты спасаешься, в монастыре ли, в семье ли, если ты стараешься исполнять заповеди Божьи, ты стараешься искать, находить, выполнять волю Божью, значит, ты будешь счастлив.

Апостол Павел дал потрясающее определение: плод духовных усилий есть любовь, на первом месте, в христианском понимании, на втором – радость. То есть интересно, на втором – радость. Если человек радостный, значит, это критерий. Насколько ты хорошо любишь или нет – это трудно оценить, а если ты радостный – это критерий. Если у тебя на душе светло и радостно, значит, всё хорошо. Если тоска – значит, какой-то грех бередит в твоей душе. Любовь, радость, мир. Причем мир с Богом, мир с самим собой и мир с окружающими».

– Как обрести смирение?

Вот так мы к Господу и обращаемся. Ты попросил – Господь еще быстрей, чем человек, среагирует. Ты хочешь смирения – Господь тебе протянет. Научись принимать. А ты попросил и думаешь, что никто тебя не слышал, никто на твою просьбу не отреагировал, и начинаешь реагировать совершенно неправильно. Так вот, просишь – будь уверен, что Господь даст тебе смирение. А смирение – это сила преодолевать свои слабости. Человек должен быть сильнее своих слабостей. Смиренный человек – это сильный человек, который преодолевает любую свою слабость».

– Что такое истинная любовь? Как Вы её видите?

Как пример истинной любви и верности отец Александр рассказал историю его дядюшки и его супруги. История их знакомства была романтичной: они оба были студентами Московской Консерватории, были вместе на концерте и полюбили друг друга с первого взгляда. Это было в 1938 году, у них родилась дочка, а в 1941 году началась война. В 1942 году дядюшка был отправлен на фронт, он сам решил это, хотя и мог добиться отсрочки или освобождения от призыва на фронт. Виделись они после этого только один раз, когда молодая жена каким-то невероятным способом смогла попасть к мужу на передовую, когда фронт проходил недалеко от Москвы. Это была очень короткая встреча. А через некоторое время с фронта пришла похоронка. Несмотря на то, что тетушка была молода, очень красива и талантлива, она больше не вышла замуж, растила дочку одна и осталась верна своей любви, верна своему мужу и после его смерти.

Сохранились письма дядюшки с фронта своей жене, которые свидетельствуют об удивительной красоте и глубине их чувств: «Слов нет, очень тяжело друг без друга, но ведь пока мы живы – это наше, нашу любовь ничто не может отнять от нас, а лишь изменить ее форму. Пока мы живы, мы можем и должны уже сейчас перекинуть мостик (пускай мысленно, пускай без всяких реальных оснований) от нынешнего безвременья к лучшему будущему… Пускай не будет моих писем, пускай меня самого не будет – я всегда с тобой, ибо если есть какая-то неумирающая частица, то тем более она есть в любви, которая есть та же жизнь, но только в ее лучшем и чистом виде». Было ему всего лишь 24 года.



– Расскажите, пожалуйста, о соотношении понятий любовь и страсть.

«К сожалению, богатый и могучий русский язык в нескольких понятиях оказывается удивительно беден. У греков для слова “любовь” есть три глагола, а у нас только один: “люблю картошку” и “люблю жену” – одно и то же слово. Поэтому понятно, что речь идет о высшем проявлении, которое Церковью понимается.

А страсть – это, на самом деле, слабость. Это нечто в тебе, что сильней тебя самого. Апостол Павел а Послании к Римлянам говорил: «Бедный я человек – то, что хочу хорошее, не делаю, а что не хочу плохое, то делаю». Когда нечто в тебе подчиняет тебя самого, когда не ты собой командуешь, а нечто.

Одна моя прихожанка написала статью с очень замечательным названием “Играй, гормон”. Когда в тебе гормон играет так, что ты не можешь ему сопротивляться, не можешь противостать этому самому пусть психофизическому, любому какому-то кипению, которое в тебе происходит, значит, это и есть страсть, и ты слабее неких пусть сильных, пусть естественных, но проявлений своей натуры, которая должна быть в подчинении у тебя самого. Ты командуешь, а не твои проявления руководят тобой».

– Что делать девушке, если её преследует молодой человек?

«На самом деле, это серьезные проблемы, не надо смеяться, потому что действительно это жизненная, совсем непростая ситуация. Поставить себя на место этой девушки – совсем не до смеха.

У нас есть психологические особенности. Известно, что интересно дразнить того, кто реагирует, а если не реагирует, то и дразнить неинтересно. Вот так и здесь: если не будешь никак, очень четко и корректно, и определенно реагировать, то и, в конце концов, надоест ему бесплодно бегать. Не заводиться, не злиться, не обижаться, а при этом очень-очень сильно молиться, чтоб Господь дал силы выдерживать этот стресс».

И хотя вопросов было еще много, пришло время закончить встречу. К тому же тему женской красоты, брака, верности, благородства невозможно исчерпать за один вечер. Но отец Александр так глубоко и интересно вел беседу, что наверняка многие молодые люди и девушки по-настоящему задумались об этих важных вопросах.



Подготовила Тамара Амелина

Видео Виктора Аромштама
Фото Александра Филиппова