Кто смеялся вперед чужой беде. Анализ басни Чиж и голубь, герои басни


О том, как Голубь насмехался над попавшим в ловушку Чижом, но тут же сам угодил в силки, поведает детям басня «Чиж и Голубь» Крылова.

Читать текст басни:

Чижа захлопнула злодейка-западня:
Бедняжка в ней и рвался и метался,
А Голубь молодой над ним же издевался.

\"Не стыдно ль, - говорит, - средь бела дня
Попался!
Не провели бы так меня:
За это я ручаюсь смело\".

Ан, смотришь, тут же сам запутался в силок.
И дело!
Вперед чужой беде не смейся, Голубок.

Мораль басни Чиж и Голубь:

Мораль басни – глупо ехидничать над чужой неосмотрительностью, тогда рискуешь попасть в ловушку. Увидев человека в беде, нужно не насмехаться, а оказать помощь. У читателя может сложиться впечатление, что тема басни – справедливость. Но при детальном рассмотрении обнаруживается: правды персонажи произведения не добились. В ловушку угодил и Чиж, и Голубь. Это наталкивает на размышления: «Как бы кончилась басня, не издевайся Голубь над Чижом, а окажи помощь бедняге?».

Басня Крылова «Чиж и голубь» - одно из самых коротких творений великого баснописца. Произведение учит простейшим, но, вместе с тем, необходимым в жизни вещам – взаимовыручке и умению сопереживать и, хотя бы в критической ситуации проявлять альтруизм.

Басня Чиж и голубь читать

Чижа захлопнула злодейка-западня:
Бедняжка в ней и рвался и метался,
А Голубь молодой над ним же издевался.

"Не стыдно ль, - говорит, - средь бела дня
Попался!
Не провели бы так меня:
За это я ручаюсь смело".

Ан, смотришь, тут же сам запутался в силок.
И дело!
Вперед чужой беде не смейся, Голубок.

Мораль басни Чиж и голубь

Увидев несчастье ближнего, ты не только не должен смеяться над ним, но и обязан сделать попытку облегчить его судьбу. Ведь иначе, попав в беду, ты и сам не дождешься помощи, а от непредвиденных происшествий никто из нас не застрахован.

Басня Чиж и голубь - анализ

При знакомстве с данной басней, у читателя может сложиться ложное впечатление о том, что суть произведения – в торжестве справедливости. Ведь чванливый голубь наказан судьбой, и, вместе с Чижом заключен в неволю. Однако углубленный анализ басни Крылова «Чиж и Голубь» приводит к мысли, что торжества справедливости, как такового, не произошло – ведь оба героя, и положительный, и отрицательный, остались сидеть в силке. С одной стороны, автор последней строкой убеждает читателя, что Голубь получил по заслугам. С другой – наводит на размышления об альтернативной концовке: «что было бы, если бы Голубь, вместо того, чтобы смеяться над несчастьем товарища, помог ему выбраться из ловушки?».

Каждое сочинение Крылова несет в себе определенную житейскую мудрость и учит «доброму и светлому» или, по крайней мере, показывает, как вести себя не следует. Басня Крылова «Чиж и голубь» - не исключение, а вот что именно она изобличает, мы разберем ниже.

Сюжет

Чиж угодил в западню, и, видя это, голубь над ним всячески потешается и говорит, что он-то никогда бы не попался так глупо в силки. И знаете, что случилось через некоторое время? Он сам не заметил ловушки и оказался в клетке. Вот такая вот незатейливая басня Крылова «Чиж и голубь».

Мораль

Человек не должен злорадствовать над горем или серьезными неприятностями другого. Возможно, уже завтра зубоскал может попасть в такую же ситуацию. Басня Крылова «Чиж и голубь» не слишком-то сложна для анализа. С этим, кажется, справится и школьник. Далее еще несколько соображений, которые были спровоцированы произведением Ивана Андреевича.

Сравнивать себя с другими - в природе человека. И сколько бы восточные духовные практики ни говорили нам, что мы должны соревноваться только с собой, люди все равно упрямо смотрят в сторону соседа, коллеги по работе или просто прохожего. А если неискоренима зависть, то и злорадство тоже не победить просто так. Вот и наш голубь (о нем повествует басня Крылова «Чиж и голубь») только увидел чижа в затруднении, и сразу же начал примерять его ситуацию на себя.

Можно ли человека сделать лучше?

Отвечая на этот важный вопрос, мы возьмем в союзники Мишеля Монтеня и Дона Корлеоне. Первый говорил: «Давайте рассуждать здраво». Сначала посмотрим на человека непредвзято, а затем обратимся к авторитету дона

Конечно, нам бы хотелось верить в лучшее - это тоже часть природы человека, но практика показывает, что человек не слишком-то изменился за последние две тысячи лет.

Об этом хорошо говорит булгаковский Воланд, а также не стихающая популярность греческих трагедий. Если бы человек изменился очень круто, то Софокл и Еврипид остались бы за бортом культуры, но этого не произошло.

Нас также волнуют трагедии и а там вероломства, злорадства и коварства хватает, однако они нам не надоедают. Каждое новое поколение припадает к этому источнику не только вдохновения, но и философской мудрости.

Другими словами, как бы там ни было, а человек все еще находится при своих добродетелях и пороках. Единственное, что изменилось, так это их изображение: искусство (и литература в том числе) стало более изощренным и детальным в этом смысле. «Чиж и голубь» - басня Крылова, выполненная еще в старом стиле: характеры простые и понятные, а их цель ясна как божий день.

Теперь пора прийти за советом к Дону Корлеоне. Он говорил своим детям следующее: «Никогда не говорите никому, кроме членов семьи, о чем вы думаете». От себя добавим: если вам не повезло с родственниками, то и им не сообщайте своих мыслей.

Если нельзя победить злорадство в человеке окончательно и бесповоротно, а мы пришли к выводу, что это невозможно, то следует хотя бы скрывать его от посторонних, а уж тем более от жертвы превратностей судьбы. К несчастью, голубю из рассматриваемого нами произведения (в фокусе внимания - «Чиж и голубь», басня Крылова) для этого просто не хватило ума и сообразительности.

"Не стыдно ль, - говорит, - средь бела дня
Попался!
Не провели бы так меня:
За это я ручаюсь смело".

Ан, смотришь, тут же сам запутался в силок.
И дело!

Мораль басни Ивана Крылова Чиж и голубь

Вперед чужой беде не смейся, Голубок.

Мораль своими словами, главная мысль и смысл басни Чиж и голубь

Над чужой бедой смеяться нельзя, и не надо быть самонадеянным. А если видишь, что кому-то нужна помощь, то по возможности нужно протянуть руку помощию

Анализ басни Чиж и голубь, герои басни

Совершенно верно мнение, что произведения Крылова несут в себе много смыла и ни одно из них не написано просто так, для развлечения. «Чиж и голубь» тоже является басней с глубоким смыслом, а каким, давайте разбираться.

Мораль тут тоже не очень сложна. Ни один человек не должен смеяться над неудачами другого человека. Никто не застрахован от такого же стечения событий. Данное произведение не самое сложное для анализа. Так сделано специально, чтобы даже ребенок понял его смысл. Но у людей возникают в мыслях и другие смыслы этой басни, которая была создана Крыловым. Люди по природе своей всегда себя с кем-то сравнивают. Восточные мудрецы постоянно говорят о том, что действенно только соревнование с самим собой, но никто не слышит их речей, потому что человек слишком занят соревнованиями со своими ближними. Выходит, зависть у человека в крови, а с завистью всегда рядом идет и злорадство. Поэтому и голубь из произведения Крылова, увидев, что другая птица в опасности, начинает примерять ситуацию на себя, думает, что он аккуратен и с ним такого не может произойти, да потом еще и всячески задевает чижа колкими словами.

Если человеку не удается победить в себе такие чувства, то он должен хотя бы не распыляться о них, держать их в себе. А уж несчастным людям, которые попали в плохую ситуацию, совсем не надо ничего говорить, что может их еще больше расстроить. Это просто правила элементарной вежливости. А глупому голубю просто не хватило ума и воспитания, чтобы не выглядеть невеждой.

Сюжет произведения в том, что чиж угодил в силки, не может из них выбраться. Это видит голубь, который смеётся над несчастной птицей и говорит, что с ним такого бы не произошло. И что же все таки случается с самоуверенным голубем? Он не видит ловушки перед собой, и его ловят и сажают в клетку. В принципе, по сюжету это очень незамысловатое произведение.

Слушать Басню Ивана Крылова Чиж и голубь

Смотреть презентацию для урока литературы