Люблинская уния 1569 года. Кревская уния и ее последствия

Новый этап союзных отношений ВКЛ и Польши начался с избрания в 1447 г. великим князем Андрея Казимира (сына Ягайлы и Софьи Гольшанской) на польский престол, вследствие чего он стал государем двух самостоятельных государств. Установившаяся персональная уния на протяжении многих десятилетий служила крепкой основой союза двух равноправных государств, каждое из которых имело обособленный государственный аппарат, самостоятельную судебную систему, отдельные финансы, законодательство и др. Персональная уния была прервана смертью Казимира в 1492., но затем она была возобновлена в 1501г., когда новый великий князь Александр был избран королем Польши. В последующем персональная уния была продолжена в ХVI в. при великих князьях Жигимонте (Сигизмунде) I и Жигимонте II Августе. При этом неоднократно велись переговоры о более тесном союзе обоих государств, но при условии сохранения равноправия и «братской любви». Расхождение представителей ВКЛ с польскими феодалами заключалось только в условиях унии. Так, в грамоте 1568 г. говорилось, что союз обоих государств должен быть основан на «милости, згоды братское, который бы был, однако и заровно во всем пожиточный обеюм тым панствам» (Любавский М.К. Литовско-русскийсейм. М., 1900. Приложение №70. С.208). Для решения этого вопроса предполагалось созвать общий сойм. Укрепление союза способствовало бы оказанию помощи ВКЛ со стороны Польши в Ливонской войне.

Жигимонт Август в инструкциях, разосланных в поветы ВКЛ с целью сбора шляхты на сойм, уверял, что результатом новой унии и будет помощь Польши в Ливонской войне. Стремясь рассеять опасения шляхты, в декабре 1568 г. Жигимонт Август выдал новую грамоту, в которой клятвенно обещался соблюдать права, интересы, территорию ВКЛ и не выдавать никаких грамот без согласия панов-рады. Заседания Люблинского сойма начались 10 января 1569 г. Польские феодалы, поддерживаемые Жигимонтом Августом, католическим духовенством, послами римской курии и германского императора Максимилиана, сразу же потребовали включения ВКЛ в состав Польши и подписания соответственно подготовленного ими документа безо всякого обсуждения. Представители ВКЛ, не добившись обсуждения вопроса и сохранения суверенитета Княжества, 1 марта 1569 г. покинули Люблин. Воспользовавшись тем, что феодалы ВКЛ не могли оказать сопротивления, т.к. в это время продолжалась тяжелая Ливонская война, Жигимонт Август 5 марта 1569 г. издал незаконный акт об отторжении от ВКЛ Подляшской земли (с городами Дрогичином, Мельником, Бельском и другими) и присоединении ее к Польше. Феодалам и должностным лицам Подляшья было приказано под страхом конфискации имущества принести присягу на верность Польше. Одновременно король обещал снять с них все тяготы и притеснения, если окажется, что они их терпят «по торговым сборам и платежам или от евреев, или как-нибудь иначе». Убедившись, что этот захватнический акт не получил надлежащего отпора ни со стороны феодалов ВКЛ, ни со стороны населения Подляшской земли, в значительной степени распропагандированного католическим духовенством, Жигимонт Август в таком же незаконном порядке постепенно присоединил к Польше Волынь, Подолье, Киевщину.

Отторжение от ВКЛ огромной территории привело к тому, что государство оказалось не в состоянии самостоятельно вести Ливонскую войну и вынуждено было в целях получения помощи от Польши 1 июля 1569 г. подписать акт унии на условиях, продиктованных польскими феодалами. Люблинская уния была оформлена в виде привилея-договора, скрепленного постановлением Люблинского сойма. Текст акта был изготовлен в двух экземплярах, один из них был скреплен печатями польских феодалов, а другой - печатями феодалов ВКЛ, после чего стороны обменялись этими актами. Эта процедура должна была скрыть насильственный, агрессивный и неравноправный характер унии, придав ей видимость добровольного соглашения сторон. В акте Люблинской унии говорилось, что «королевство Польское и Великое Княжество Литовское представляют собою уже одно нераздельное и неотделимое тело, а также не отдельную, а одну общую республику, которая соединилась и слилась в один народ из двух государств и народов» (Зельварович Л.М. Литовская метрика. Т.I СПб, 1883. С.55-57). Отмечалось, что в дальнейшем должны собираться только общие соймы и единая рада, существовать единая армия, единообразная монета и др., хотя говорилось, что международные договоры должны заключаться только с общего ведома и совета обоих государств и др. Однако дальнейший ход событий показал, что жизненные силы ВКЛ хотя и были подорваны, но не были уничтожены окончательно. Опасаясь народных восстаний в ВКЛ, и особенно массового перехода населения на сторону России, польские феодалы и руководство католической церкви вынуждены были согласиться на сохранение ВКЛ как самостоятельного государства. Юридическое закрепление самостоятельности и обособленности ВКЛ (без присоединенных к Польше территорий) было оформлено в Статуте 1588 г. и других законах. В XVII-XVIII вв. государственно-правовые связи ВКЛ с Польшей свидетельствуют, что их правовой характер на протяжении этого времени не претерпел коренных изменений. Вместе с тем насильственный процесс окатоличивания и ополячивания белорусов и украинцев постепенно охватывал все большие слои населения, что способствовало все большей зависимости ВКЛ от Польши.

В середине XVI в. межконфессионные отношения в государстве значительно обострились. В 1573 г. в Речи Посполитой был принят закон «О сохранении в мире всех граждан со стороны разного понимания и употребления службы христианской». Однако он не мог сдержать внутренних междоусобиц после усиления католической контрреформации и активизации влияния московского духовенства на внутренние дела Речи Посполитой, особенно после провозглашения в Москве собственного патриархата в 1589 г., который стремился распространить свое влияние на православную церковь в ВКЛ. Снова появилась идея объединения греко-православной и римско-католической церквей под властью Папы Римского, которую в декабре 1595 г. благословил Папа Римский Климент VII. В январе 1596 г. он подписал проект создания церковной унии, состоящий из 33 статей, в котором предусматривалось пользование униатским духовенством такими же правами, как и католическое, хотя униатские попы могли иметь свои семьи, а не хранить безбрачие, сохранение обрядов службы греко-православной церкви и др.

Митрополит Киевский с согласия короля Речи Посполитой объявил о созыве 6 октября 1596 г. в Бресте церковного собора для утверждения унии. В первый же день собора делегаты разделились на сторонников и противников унии, которые не могли прийти к какими-либо совместным решениям и параллельно создали два отдельных собора. 8 октября 1596 г. униатский собор торжественно объявил заключение Брестской церковной унии. Второй собор противников унии отказался от заключения унии. Униатский собор принял решение, в соответствии с которым священники, не принявшие унию, лишались своих церковных санов. Противники унии на своем соборе также символично лишили сана униатского митрополита и епископов. Оба собора обратились к верховной светской власти Речи Посполитой признать законность своих решений. Акт Брестской унии был утвержден универсалом короля Речи Посполитой и великого князь Жигимонт III Ваза.

Люблинская уния 1569 года

Уже к началу XVI в. упадок Великого княжества Литовского стал для всех очевиден. В 1522 г. Великое княжество лишилось своих земель в Северо-Восточной Украине - Черниговской и Стародубской, отошедших к Москве. В 1549 и 1552 годах оно не смогло отразить двух вторжений огромных татарских полчищ из Крыма. И, наконец, когда в 1562- 1570 гг. Литва была втянута в новую изнурительную войну с Московией, медленно нараставший кризис достиг своего апогея.

Оказавшись перед угрозой московской оккупации, литовцы обратились за помощью к полякам. И помощь была обещана - но на определенных условиях. Первое и главное из них сводилось к тому, что Польша и Литва, до сих пор связанные между собой лишь чисто символической фигурой общего монарха, должны объединиться на деле.

Конечно, идея полного слияния с Польшей мало устраивала литовских и украинских магнатов, которые боялись растущего католического влияния и не хотели уступать польским магнатам место первых людей в государстве. Но среднюю и мелкую шляхту Великого княжества как раз не устраивало засилье собственных магнатов, и они охотно поддержали поляков, надеясь получить те же широкие права, которыми пользовалась польская шляхта.

В 1569 г. король Сигизмунд Август созвал сейм в Люблине, где развернулась острая и драматичная борьба. Видя, что чаша весов склоняется не в их сторону, магнаты Великого княжества во главе с литовским протестантом Кшиштофом Радзивиллом и православным украинцем Константином Острожским покинули стол переговоров. В ответ поляки, поддержанные мелкой шляхтой из Подляшья, Волыни и Киева, объявили о присоединении этих земель к Польше. Тем самым они вынудили непокорных магнатов вернуться на сейм, и 1 июля 1569 г. Люблинская уния была заключена.

Результатом подписания унии стало новое содружество - Речь Посполита. Она имела единого выборного короля, единый парламент (сейм), общую денежную систему, налоги, внешнюю политику. Тем не менее Великое княжество сохраняло некоторую автономию, сводившуюся к разрешению иметь собственную администрацию на местах, свою армию, казну и судопроизводство. Но Украине было в том мало проку, ибо все украинские земли, ранее входившие в Великое княжество Литовское, отныне передавались польской короне.

Таким образом, Люблинская уния явилась поворотным пунктом в истории Украины. Как бы то ни было, но Великое княжество Литовское на протяжении двух столетий служило для украинцев той благоприятной средой, где они могли жить и выжить. Конечно, у Великого княжества были свои недостатки, и даже украинские князья не были в нем вполне независимы, хотя и пользовались широкой автономией в своих внутренних социально-экономических и культурно-религиозных делах. Но лишь только украинские земли попадали под власть Польши, дальнейшее существование их населения как отдельного народа сразу ставилось под сомнение. Об этом, кстати, свидетельствовал и пример Галичины, раньше других украинских княжеств оказавшейся в составе Польского королевства.

Итак, в XIV-XVI вв. на авансцену истории вышли наконец все те силы, что и в последующие столетия будут определять судьбу Украины. Впрочем, Литва уже отыграла свою роль, хотя поначалу ее завоевания в Украине были наиболее обширными, а политическая система - наиболее приемлемой для украинцев. Более многочисленная и агрессивная польская шляхта вытеснила литовцев с Украины. Прибегая то к военному давлению на Литву, то к средствам дипломатии, Польша постепенно заняла все важнейшие плацдармы для дальнейшей экспансии на восток. Наконец, где-то на заднем плане появились уже новые действующие лица, которым еще предстояло выдвинуться на более важные роли в этой исторической драме. Быстро ширятся владения московских царей. Укрепляются крымские ханы, связанные с мощной Оттоманской империей. В таких обстоятельствах перспектива независимости Украины становилась весьма проблематичной.

Впрочем, в этот же период отмечаются довольно значительные попытки украинской политической элиты подняться на защиту своих прав. Достаточно назвать захват власти в Галичине Дмитром Детком в 1340-х годах (в то самое время, когда местная княжеская династия естественным образом прекратила свое существование), затем выступление украинцев на стороне Свидригайла в 1430-х годах и антилитовское восстание Глинского 1508 г. С другой стороны, чужеземное и прежде всего польское засилье порождает новый феномен - культурную ассимиляцию украинской элиты. Все более усваивая престижную польскую культуру, украинская шляхта постепенно теряет всякую способность отстаивать местные интересы.

Из книги Русь и Литва автора

Глава 21 Люблинская уния К началу 60-х годов XVI века королевская власть находилась в плачевном состоянии. Последние годы жизни Сигизмунд II провел в окружении наложниц, которые его грабили, и колдуний, которых он призывал для восстановления сил. Когда короля спрашивал,

Из книги Россия и Украина. Когда заговорят пушки… автора Широкорад Александр Борисович

Глава 8 ЛЮБЛИНСКАЯ УНИЯ И КАТОЛИЧЕСКАЯ АГРЕССИЯ В конце 60-х годов XVI века усилилось движение польских панов за создание единого государства с Великим княжеством Литовским. Сейчас «самостийные» белорусские историки утверждают, что-де создание Польско-Литовского

Из книги Россия в средние века автора Вернадский Георгий Владимирович

2. Люблинская уния 1569 г. 21 декабря 1568 г. Сигизмунд Август выдал литовским представителям указание касательно плана работы совместного польско-литовского сейма. Заседания сейма начались в январе 1569 г.482В начале первого совместного заседания посланники польской шляхты

Из книги Курс русской истории (Лекции XXXIII-LXI) автора Ключевский Василий Осипович

Люблинская уния Политическое влияние Польши на Литву, сближая литовско-русский государственный строй с польским, в XV и первой половине XVI в. кое-как поддерживало многократно обновлявшийся новыми договорами династический союз обоих государств, то имевших отдельных

Из книги Русь и Польша. Тысячелетняя вендетта автора Широкорад Александр Борисович

Глава 4 Люблинская уния В конце 60-х годов XVI века усилилось движение польских панов за создание единого государства с Великим княжеством Литовским. Сейчас «самостийные» белорусские историки утверждают, что-де создание польско-литовского государства стало реакцией

Из книги Как Малая Русь стала польской окраиной автора Широкорад Александр Борисович

ГЛАВА 18 ЛЮБЛИНСКАЯ УНИЯ В конце 60-х годов XVI века усилилось движение польских панов за создание единого государства с Великим княжеством Литовским. Сейчас «самостийные» белорусские историки утверждают, что-де создание польско-литовского государства стало реакцией

Из книги Учебник русской истории автора Платонов Сергей Федорович

§ 91. Люблинская уния 1569 г.; ее значение и следствия Мы видели (§ 41), что, несмотря на постоянное стремление Литвы к самостоятельности и обособлению от Польши, польское влияние в Литве после Витовта продолжало расти. Его проводили великие князья-католики и поддерживала

Из книги Неизвращенная история Украины-Руси Том I автора Дикий Андрей

Сигизмунд Август. Люблинская Уния Политика Сигизмунда I (Старого) (1506-1548) продолжалась при его сыне и преемнике – Сигизмунде Августе (1548-1572), который был избран и королем Польши и Великим Князем Литвы, продолживши династическую унию этих, пока еще формально отдельных,

Из книги Десять веков белорусской истории (862-1918): События. Даты, Иллюстрации. автора Орлов Владимир

Люблинская уния Вопрос о государственной унии с Польшей остро поставила на повестку дня прежде всею Полоцкая война. Наша страна не могла собственными силами отразить нападение восточного интервента, освободить оккупированную московским войском Полотчину. Уже в 1562

Из книги 500 знаменитых исторических событий автора Карнацевич Владислав Леонидович

ЛЮБЛИНСКАЯ УНИЯ Акт Люблинской унииПроцесс объединения Польши и Литвы, который был начат заключением в 1385 г. Кревской унии, через двести лет завершился подписанием унии в Люблине. В Украине этот союз оценивают неоднозначно, учитывая политику Польши на принадлежащих ей

Из книги Краткий курс истории Беларуси IX-XXI веков автора Тарас Анатолий Ефимович

Люблинская уния (1569 г.) Шляхта литовских-беларуских поветов еще 13 сентября 1562 года на полевом сейме под Витебском приняла акт о заключении унии с Польшей и направила его великому князю, т. е. Жигимонту ІІ Августу. Участники сейма послали также письмо шляхте Жамойтии, в

Из книги Хронология российской истории. Россия и мир автора Анисимов Евгений Викторович

1569 Люблинская уния Эта уния завершила процесс объединения Польши и Литвы, начало которому было положено Кревской унией 1385 г., бывшей по сути династическим союзом: великий князь Литовский Ягайло стал мужем польской королевы Ядвиги и был провозглашен польским королем.

Из книги История Украины с древнейших времен до наших дней автора Семененко Валерий Иванович

Люблинская уния 1569 года и ее последствия С середины XV века главным направлением экспансии русских царей стала территория Великого княжества Литовского. Неспособность Литвы (как и Польши) в одиночку отражать внешнюю угрозу привела к тому, что уже в период правления в

Из книги Великое княжество Литовское автора Левицкий Геннадий Михайлович

Люблинская уния. Рождение титана Великое княжество Литовское и Польша шли навстречу друг другу долгим тернистым путем. Долго тянулся и Люблинский сейм – с 10 января по 12 августа 1569 года. Каждая из сторон – поляки и литовцы – имела свои интересы, часто они не совпадали, а

Из книги Пропавшая грамота. Неизвращенная история Украины-Руси автора Дикий Андрей

Люблинская Уния Сигизмунд-Август созвал в Люблине общий сейм, в котором должны были принять участие как представители Польши, так и представители Великого княжества Литовского. Разумеется, магнаты, шляхта и высшее духовенство, ибо широкие народные массы в эту эпоху

Из книги Родная старина автора Сиповский В. Д.

Люблинская уния Страшные испытания пришлось пережить русскому народу в конце XVI и в начале XVII в. Московская Русь, хотя истерзанная и обнищалая, все же довольно скоро выбилась из Смутной поры, вынесла из нее свою веру и народность во всей их целости; не то было с западной –

В августа 1385 года года было подписано Кревская уния, согласно которой Ягайло должен: 1) перевести Литву на латинский алфавит; 2) принять меры, чтобы вернуть утраченные Польшей и Литвой земли; 3) вернуть Польше земли, отобранные от нее каких-либо; 4) освободить пленных (очевидно, поляков) 5) приобщить литовские И русские земли к Короне Польской.

У1387 году Галичина и Подолье перешли под власть Польши. Но отношения Польши с Литвой оставались напряженными. Литовцы не хотели пускать поляков непосредственно на литовские земли. Ягайло в этом не получил поддержки со стороны земляков. Уже в 1389 году Кревская уния была отменена и провозглашена независимость Великого княжества Литовского. Особенно она окрепла после битвы под Грюнвальдом в 1410 году, где совместные силы Польши и Литвы противостояли Тевтонскому ордену. Литва при этом сыграла ведущую роль в победе над немецкими рыцарями, и Польша отдала литовцам Подолья.

Отрицательное значение для дальнейшей судьбы Литовско-Русского государства должна Городельская уния 1413, которая закрепила идею литовской автономии, но внесла в литовско-польское общество разлом на религиозной почве; уния обеспечивала права, равные с правами поляков, только католикам, которые были поставлены над православными, что привело к обострению отношений между ними. Образы на религиозной почве толкают православных в Москву. По Витовта (1382-1430) Москва считалась с силой Литовского государства. Приобщение в 1404 году Смоленской земли, влияние Витовта на Рязанское и Тверское княжества свидетельствовали о преимуществе Литвы над Москвой.

Литовско-московские отношения

В 1480 году Московское княжество не без помощи украинских и белорусов повергло ордынское иго. Это событие показала появление сильной Московского государства. Великий князь Иван III официально провозгласил своей главной задачей в области внешней политики борьбу за воссоединение всех земель, входивших в Киевской Руси, в едином государстве, но под руководством Москвы. Это отразилось в принятии Иваном титула "великий князь всея Руси". Литва, конечно, не собиралась отдать Москве украинские и белорусские земли. Это стало поводом российско-литовских войн, которые продолжались с переменным успехом довольно долгое время.

В последней четверти XV в. черниговские князья пошли под покровительство Москвы. Ускоряется процесс объединения земель под властью московского князя. Этому соответствовала идеологическая теория, которая исходила из того, что московские князья-наследники Византии.

Распространенное значение приобрела теория трех Римов: первый Рим пал, второй Рим-Константинополь-тоже упал, третий Рим - Москва - "стоять вечно". Активно распространялась идея, что Москва - наследница Киева, а московские князья - потомки Мономаха. Эту теорию в Московском княжестве распространяли всеми мерами, пренебрегая фактами, Юрий Долгорукий - младший сын Мономаха - должен уступить права его старшему брату Мстиславу И - князю Киевскому и его потомкам. Забывая о существовании Галицко-Волынского государства, коронацию Даниила, московские политики утверждали о наследственные права московских князей, о шапке Мономаха, якобы доказывает их наследственные права на Византию и на Киев. Этот мотив-идеологическое оформление политики Москвы, красной нитью проходит через все события XV - XVIII вв., Когда оправдывается захвата украинских земель при распределениях Польши.

В результате этих событий украинское население Великого княжества Литовского оказалось в затруднительном положении. С одной стороны ему угрожали латинизация и полонизация, а с другой-на него наступало православное Московское княжество, которое пока заманивали льготами и во всяком случае - равноправием. Стесненность положения осложнялась разрухой, которую терпел украинский народ от крымских татар. Последние были в союзе как с Литвой, так и с Москвой.

В 1482 году крымский хан Менгли-Гирей разрушил Киев, многие киевляне забрал в плен, ограбил и сжег церкви. Золотые дискос и потир из собора св. Софии он прислал как дар Ивану III, поблагодарил его за киевский погром. Литва также не хотела портить отношения с Крымом и не вступилась за украинское население. Казимир написал хану, что разгром Киева - "наказание за грехи».

Так монархи двух христианских государств реагировали на ограбление и уничтожение колыбели христианства Восточной Европы.

Татарское тяжелые над украинскими землями продолжалось несколько веков и оставило негативный глубокий след в сознании народа.

Люблинская уния 1569

Начало XVI в. характеризуется для Великого княжества Литовского поляризацией стремлений различных групп населения. Польские магнаты потребовали полного объединения Польши и Литвы водную государство, литовцы - унии с Польшей и сохранения политической самостоятельности Литвы. Белорусские и украинские магнаты были против сближения с Польшей и некоторые из них склонялись к Московскому княжеству.

В XVI в. на политической арене появляется новая сила - дворянство, интересы которого были направлены на объединение Литвы и Польши. Шляхта в Литве стремилась ограничить магнатов и добиться привилегий, которыми пользовалась польская шляхта. Этим воспользовались польские правящие верхи, мечтали присоединить к Польше подвластны Литве украинские земли. Это намерение поддержала значительная часть украинской шляхты.

В январе 1569 в Люблине собрался польско-литовский сейм. Литовцы предложили новый проект унии, поляки не поддержали его. Тогда литовские послы покинули сейм, принесло Литве только вред. Поляки без литовцев приняли решение о присоединении к Польше Волыни и Подляшье. Через некоторое время в Польшу добровольно присоединились Киевщина и Брацлавщина. Здесь, возможно, действовало желание не расставаться с другими украинскими землями государственными границами. Эти земли были присоединены якобы на исторических основаниях, хотя на самом деле ни одна из них никогда не принадлежала Польше.

1 июля 1569 литовские послы вернулись на сейм, и был подписан акт Люблинской унии, согласно которому Корона (т.е. Польша) и Великое княжество Литовское объединились в единое государство - Речь Посполитую. По условиям унии, избирался общий король, которого одновременно провозглашали Великим князем. Сеймы должны быть только объединенными, то есть польско-литовскими. Общей была денежная система. Польская и литовская шляхта имела право владеть землями в обеих частях государства. Отдельными оставались гербы, финансы, администрация и войско. В Великом княжестве Литовском государственными остались древнерусский язык и II Устав как действующее законодательство.

Последствия Люблинской унии имели отрицательное значение для Украины. Она была расчленена. Большая ее часть - Галичина, Холмщина, Волынь, Подолье, Брацлавщина, Подляшье - отошла к Польше. По Великим княжеством Литовским с украинских земель остались Брестское воеводство и Пинщина. Буковина с середины XIV века. находилась в составе Молдавии, а с 1564 года по Молдавией перешла под турецкое подданство. Закарпатье принадлежало Венгрии, а после 1526 было разделено между Австрией и Трансильвании (княжество на территории будущей Румынии). Часть Украины оказалась под властью Москвы.

Украина понесла наибольшие потери от Люблинской унии: национальной жизни и национальным традициям был нанесен тяжелый удар.

История сближения Великого княжества Литовского с Польским королевством берет свое начало с Кревской унии 1385 г., когда два государства впервые объединились на основе династически-персональной унии при сохранении ими определенной самостоятельности во внутренней и внешней политике. Неоднократное возобновление и перезаключение уний (в 1401, 1413, 1466, 1501 гг.) свидетельствовало, во-первых, об их непрочности, во-вторых, о наличии в жизни обоих государств таких факторов, которые подталкивали их к сближению. В XV–XVI вв. определилась прочная тенденция: чем больше обострялись отношения Вильно с Москвой, тем больше правящая верхушка ВКЛ склонялась к объединению с Польшей. Особенно остро вопрос об унии снова встал в 60-е гг. XVI в., что имело под собой как внешние, так и внутриполитические причины.

Причины, приведшие к заключению государственной унии ВКЛ с Польшей:

    Тяжелое внешнеполитическое положение ВКЛ в связи с Ливонской войной. Неудачи в Ливонской войне и, в частности, потеря Полоцка были самым сильным политическим и военным поражением за всю историю войн с Московским государством. Захват войском Ивана Грозного Прибалтики и Полоцка отсекал восточную и центральную части Беларуси от моря, что было тяжелым ударом по торговле. Силы государства были на границе возможного. Эта война, как отмечали позже политики, пригнала ВКЛ к новой унии с Польшей.

    Обострились внутрисословные противоречия между богатой шляхтой и шляхтой средней и мелкой. Преимущественное, доминирующее положение в государстве принадлежало магнатам, которые оттесняли шляхту на другой план. Элитарное магнатство, крупные землевладельцы имели почти неограниченную власть в ВКЛ, проводили на сеймах и сеймиках свои решения, манипулируя большинством шляхты, которая не имела в государстве никакой реальной власти. Литвинскую шляхту привлекали «золотые вольности» польской шляхты, которая имела доступ к власти, решительно влияла на внутреннюю и внешнюю политику правительства. Достижение этих целей она связывала с заключением унии с Польшей. Поэтому неслучайно еще в 1562 г. съезд шляхты в Витебске обратился к польскому королю Сигизмунду Августу с прошением подписать унию с Польшей, создать единый сейм, государство с единым королем и едиными правами шляхты. Чтобы как-то консолидировать общество, сбить пропольские настроения, магнатская оппозиция во главе с Радзивиллами пошла на уступки шляхте. В 1563 г. окончательно был ликвидирован Городельский привилей, в результате чего католическая и православная шляхта была уравнена во всех правах. Согласно судебной реформе 1564 г. вводились местные суды, где главную роль играла шляхта. Эти меры успокоили пропольские настроения шляхты, однако вопрос об унии не сняли. К тому же западный сосед сам добивался унии. На это были важные причины как экономического, так и политико-идеологического порядка.

    Желание многочисленной (примерно в два раза по количеству большей, чем в ВКЛ) польской шляхты подчинить ВКЛ в качестве богатого придатка к Польше и получить для себя новые земли и должности (было даже предложение заменить название Литва на название «Новая Польша»).

    Польша являлась самым сильным католическим бастионом в Восточной Европе, поэтому Ватикан рассчитывал через союз Польши с ВКЛ расширить влияние католицизма на восток – на белорусские, украинские, русские земли.

В то же время следует отметить, что для ВКЛ альтернативой союза с Польшей могло быть заключение унии с Московским государством и признание над собой власти Ивана IV или его сына. На этот счет даже велись тайные переговоры, однако успеха не имели. Несмотря на промосковские настроения среди феодалов восточных районов ВКЛ, в 60-е гг. XVI в. белорусская шляхта искала именно союза с Польшей, так как московское дворянство не имело такой вольницы, как польская шляхта. Более того, это было время опричнины, когда Иван Грозный провел серию репрессий, подчинив своей власти московское боярство. Таким образом, вольности шляхетской республики повернули правящий класс белорусских земель в сторону Польши.

С 1564–1569 гг. вопрос о подписании унии четыре раза обсуждался на совместных сеймах Короны Польской и ВКЛ.

Следует подчеркнуть, что правящие круги ВКЛ и Польши предлагали разные условия соединения государств. Литвинские политики – военно-политический союз, который сохранял бы независимость и самостоятельность ВКЛ. Представители Польши не соглашались с такой постановкой вопроса и выступали за первенство Польши и ликвидацию независимости ВКЛ. Каждая сторона твердо стояла на своем.

Для окончательного решения вопроса об унии польский король и великий князь литовский Сигизмунд Август II в январе 1569 г. созвал в Люблине еще один совместный сейм Короны Польской и ВКЛ, который продолжался почти 6 драматических месяцев. В состав делегации ВКЛ входили канцлер и виленский воевода Николай Радзивилл Рудой, подканцлер Астафий Волович, жемайтский староста Ян Ходкевич, подскарбий Николай Нарушевич и другие влиятельные особы. На сейм прибыли король и около 160 послов и сенаторов Польши и ВКЛ. Каждая из сторон ставила свои условия, которые не принимались противоположной стороной. Более того, когда послы Великого княжества Литовского увидели угрозу насильственного заключения унии на неприемлемых для них условиях, они в марте 1569 г. оставили Люблин. И здесь польская сторона пошла на демонстрацию силы. Используя тяжелое внешнеполитическое положение ВКЛ, польские феодалы добились от Сигизмунда Августа издания указов о присоединении к королевству Польскому Подляшья, Волыни, Подолья и Киевщины. На протяжении марта – июня 1569 г. эти огромные и богатейшие земли ВКЛ были включены в состав Польши, что, конечно, ослабило и без того подорванную Ливонской войной экономику княжества.

Такой поворот дел вызвал бурю протеста в Вильно. Паны-рада готовилась к войне с Польшей, однако под натиском белорусской и литовской шляхты, которая провела съезд в Вильно, переговоры продолжались. Обессиленное войной Великое княжество Литовское, потеряв почти половину территории, теперь тем более не могло своими силами защищаться от Московского княжества. Поэтому 6 июня паны-рада и шляхетские послы ВКЛ снова приехали в Люблин. Просили вернуть инкорпорированные воеводства, стремились отстоять гарантии самостоятельности своего государства, в т. ч. символический особенный коронационный церемониал в Вильно. Однако ни коронный сейм, ни Сигизмунд Август не уступали. Соглашение все же было достигнуто на основе компромисса. ВКЛ вынуждено было принять многие из польских условий объединения государств, которое произошло 1 июля 1569 г.

При дальнейшем изучении поставленного вопроса следует обратить внимание на условия заключения акта Люблинской унии:

    Акт Люблинской унии провозглашал, что Корона Польская и Великое княжество Литовское сливаются в одно «нераздельное тело» и представляют теперь «одну общую Речь Посполитую, которая из двух государств и народов в один народ и государство» преобразовалась.

    Возглавлялась Речь Посполитая одним монархом, который одновременно являлся и королем польским, и великим князем литовским, однако коронация на великого князя отменялась. Должность короля была не наследственной, а выборной. Избирали его народы двух государств вместе, для этой цели собирался сейм в Варшаве. Коронация короля происходила в Кракове. Литва не имела права избирать для себя отдельного великого князя.

    Высшим органом власти становился общий сейм, который мог собираться только на территории Польши. Отдельных сеймов как для Короны, так и для Великого Княжества не предусматривалось.

    Исключительно к компетенции Речи Посполитой отходила внешняя политика.

    Все прежние законы и договоры, направленные против интересов одной из частей новой федерации, должны быть ликвидированы.

    Важным пунктом условий унии было то, что снимался запрет приобретать землю полякам в Литве, а жителям ВКЛ – в Польше.

Такими были основные пункты государственно-правового акта, изменившего династическую унию между Польшей и ВКЛ в государственную.

Вместе с тем княжеству не отводилась роль колониальной окраины. Люблинская уния сохраняла определенную самостоятельность ВКЛ. Оно имело свое войско, отдельное от Польши законодательство и судебную систему, сохраняло прежний административный аппарат и свою печать. Польша и ВКЛ сохраняли самостоятельные названия и до конца XVII в. имели различные государственные языки. Официальным государственным языком ВКЛ оставался старобелорусский, у Польши – латинский. Несмотря на условия унии, в XVI – пер. пол. XVII вв. деньги в короне и княжестве были отдельные. Сохранилась даже таможенная граница между ними.

Образование Речи Посполитой схематично можно представить следующим образом:

Так на карте Европы появилось новое государство, к тому же одно из самых великих и могущественных. Его образование оказывало значительное влияние на положение всех европейских дел.

Заканчивая изучение обозначенного вопроса, нужно отметить, что объединение ВКЛ и Королевства Польского существенно повлияло на ход Ливонской войны. Теперь России уже пришлось вести войну с сильным государством, которое по населению и площади занимало второе место в Европе (после России).

Положение России усложнилось еще и тем, что ей в 1574 г. пришлось вступить одновременно в войну со Швецией.

С 1577 г. начинается второй этап Ливонской войны. Он связан с военными инициативами Стефана Батория, который был избран королем Речи Посполитой после смерти Сигизмунда Августа II. В 1578 г. сейм Речи Посполитой утвердил военные расходы, план действий и количество армии Польши и Литвы в 41 тыс. человек. Стефан Баторий предпринял ряд мер по активизации военных действий. Он сам возглавил армию, привлек в нее значительное количество венгерских наемников. Перенес столицу в Гродно ближе к военным действиям. В 1579 г. основные силы союзной армии были направлены под Полоцк. После продолжительной осады удалось взять Полоцк. В 1580 г, он осадил Псков, занял Витебск, Велиж, Невель, Великие Луки и др. В результате русские войска в Ливонии оказались в критическом положении.

После этих событий Россия вынуждена была вступить в переговоры с Речью Посполитой о прекращении войны. Иван IV требовал от Стефана Батория отказаться от Ливонии, вернуть России Полоцк. Речь Посполитая требовала от России вернуть кроме Ливонии Смоленские и Северские земли. Но ни одна из сторон не хотела идти на уступки. Поэтому Варшавский сейм в 1580 г. принял решение продолжить военные действия. Но добиться перелома в ходе военных действий не удалось. И Стефан Баторий вынужден был снова начать переговоры с Россией. В 1582 г. между Россией и Речью Посполитой был заключен Ям-Запольский договор о перемирии на 10 лет. В результате договора Россия вынуждена была отказаться от всей Ливонии, Полоцка и Велижа, а Стефан Баторий – от Великих Лук и других захваченных территорий России. Но и после перемирия обе стороны продолжали вынашивать агрессивные планы друг против друга.

Предпосылки

Процесс объединения двух государств длился столетиями. Люблинская уния должна была наконец завершить его и стать финальным аккордом в закреплении предыдущих уний, коих было немало: Кревская, Виленско-Радомская, Городельская и другие. С одной стороны, это было нужно для укрепления позиций государств. Особенно в объединении нуждалась Литва, которой необходимо было дать отпор Русскому царству. С другой стороны, именно литовские аристократы пытались этому объединению противостоять. Они опасались, что в новом государстве их позиции будут менее прочными, чем у польских шляхтичей.

Впрочем, претензии были и у представителей Польши. Они не хотели объединяться на равных условиях. По их мнению, Королевство Польское должно было стать «первой скрипкой» в союзе с Литвой. Взаимного понимания литовцы и поляки наконец достигли к 1560-м годам, когда и начали совместно обдумывать военные кампании.

Люблинский сейм

В 1569 году началось рассмотрение вопроса о предполагаемой унии. В связи со всеми упомянутыми причинами длилось оно довольно долго: польско-литовский сейм начал работу 10 января, а точка в обсуждении была поставлена лишь 12 августа. Несмотря на то, что акт был подписан 28 июня, представители обеих стран долго обсуждали распределение должностей.

Герб Речи Посполитой

О чем же в итоге удалось договориться полякам и литовцам? Они решили, что объединение государств — как бы мы сейчас сказали, на правах субъектов федерации — должно повлечь за собой создание единой денежной системы. Сейм тоже должен был стать общим. Также было принято решение, что возглавит государство король, которого совместно выберут представители Польши и Литвы. Однако последние все же пошли на уступки и передали во владение Королевства Польского некоторые земли, например, Волынь, Подолье и Полесье. Ливония же объявлялась совместным владением. Кроме того, важно отметить, что отныне Королевство Польское и Великое княжество Литовское должны были решать внешнеполитические вопросы как единое государство.

Что касается культуры и религии, здесь во всю развернулась Польша: началось насаждение католичества, а польский язык вскоре получил статус основного.

Уния привела к образованию третьего по величине европейского государства. Его превосходили только Русское царство и Османская империя, которая, впрочем, по большей части находилась на азиатских территориях.

«Пирамида» Станислава Ореховского

Объединению двух государств посвящено полемическое произведение, написанное за пять лет до заключения акта унии. Автором сочинения, получившего название «Пирамида», стал польский публицист Станислав Ореховский. Он был убежден, что Великое княжество Литовское должно стать частью Королевства Польского. При этом Ореховский подчеркивал, что Литве необходимо согласиться на вхождение в состав Польши на любых условиях.


Станислав Ореховский

По его мнению, литовцы жили в «прирожденной неволе», и выход из этого положения был только такой: «А захочет Литва из той прирожденной неволи выйти, пусть тщательно бдит о союзе с Польским Королевством, настойчиво просит про это великого князя, своего наследного господина, и польского короля».

Более того, Ореховский отмечал, что Литва должна принять польские порядки и установить аналогичную форму правления. «Хорошо сочетаются ветер с водой, так оба влажные, однако никак не сочетаются вода с огнем, так как ничего не имеют общего: вода — влажная и мокрая, огонь — сухой и теплый. Поэтому и не могут быть вместе. По этой причине и несвободная Литва не может быть соединена со свободной Польшей, когда не будет иметь одинаковой с ей формой правления».

Правда, до образования Ореховскому не суждено было дожить: он скончался в 1566 году.