Моббинг: как бороться с травлей на работе, в школе, коллективе, способы противостояния. Офисный моббинг: как защитить себя от травли на работе

Если ты никогда не испытывала на себе неприязнь коллег, считай, что тебе повезло. А что делать, если неприязнь не только очевидна, но и превратилась в намеренную психологическую травлю? Поскольку явление это довольно распространенное, для него даже нашлась формулировка: моббинг (от англ. mob – толпа). Это форма психологического давления и насилия в виде травли сотрудника в коллективе, цель которого – добиться его увольнения.

Как это проявляется?

  • Нежелание общаться. Коллеги откровенно тебя игнорируют или общаются только на определенные выгодные им темы.
  • Уничижительное отношение. Коллеги общаются с тобой снисходительно, обесценивают любое твое высказывание и предложение, могут унизить в присутствии большого количества людей.
  • Игнорирование твоих профессиональных просьб. Начальство (или коллеги) не воспринимают твои пожелания и просьбы, связанные с работой.
  • Представление тебя в невыгодном свете начальству. Причем при каждом удобном случае. Акцентирование внимания на промашках, опозданиях и т.д.

При каких условиях может процветать такая ситуация?

  • Высокая текучка кадров.
  • Низкий уровень профессионализма руководителя.
  • Отсутствие системы мотивации.
  • Повышение по службе больше зависит от хороших отношений с начальником, чем от профессиональных навыков.
  • Нет четких границ ответственности сотрудников.
  • Компания – это семейный бизнес.
  • Коллектив разделен на несколько лагерей, и тебе сразу предлагают дружить против кого-то.
  • Есть предубежденное мнение, что ты не подходишь этому коллективу, а кто-то другой (и вполне конкретный) подошел бы.

Насколько это серьезно?

Очень серьезно. Особенно если причина не в тебе: твоей профнепригодности или неприятных личных качествах, а в том, что ты заведомо пришлась в этом коллективе «не ко двору». А те, кто тебя нанимали, не придают значения тому, что в коллективе сложились вышеописанные условия.

По мнению психологов, люди, которые прессингуют других, не уверены в том, что могут только за счет профессионализма утвердиться на работе. Таким образом они страхуют устойчивость своего положения дополнительными способами, а именно «выбиванием» конкурента из борьбы. Форма травли может быть как скрытой (сплетни и интриги), так и явной (создание невыносимой обстановки), но суть ее – в намеренном психологическом давлении с целью избавиться от неугодного человека. Если травля организована против тебя, любые твои действия, слова и поступки заведомо вызывают негативную реакцию, а все твои попытки доказать свою профессиональную и социальную состоятельность обречены на провал.

Чем это чревато?

Если ты подвергаешься психологической травле со стороны коллег, то очевидно, что находишься в ситуации длительного психологического . Вот какие проблемы наверняка возникнут, если ты будешь пассивно терпеть и ничего не менять в этой ситуации.

Проблемы со здоровьем

Существует четкая связь между негативными эмоциями, которые мы переживаем, и реакцией на них нашего организма. Очень многие проблемы со здоровьем уходят корнями именно в пережитые унижения, оскорбления и переживания по этому поводу. К ним относятся:

  • Проблемы с желудочно-кишечным трактом
  • Проблемы с сердечно-сосудистой системой
  • Проблемы с давлением, нарушение мозгового кровообращения
  • Проблемы с сексуальным влечением
  • Неврологические проблемы
  • Обострение хронических заболеваний
  • Проблемы с жизненным тонусом, вплоть до клинической депрессии.

Это не полный список, психосоматические нарушения всегда индивидуальны, и расшатанная нервная система непременно дает о себе знать через «слабые места» твоего организма. Эту взаимосвязь легко почувствовать, если прислушиваться к его тревожным сигналам.

Проблемы с психикой

Пребывая во враждебной обстановке изо дня в день, ты не можешь рассчитывать даже на простое человеческое внимание. Неудивительно, что со временем вера в собственные силы может ослабевать, ты начнешь замыкаться в себе, испытывая чувство беспомощности и одиночества. Очевидно, что психика первой страдает от агрессии, но штука в том, что естественные реакции, будучи подавленными или заблокированными в нужный момент, приводят к таким проблемам на эмоциональном уровне, в которых человек не сразу отдает себе отчет. Среди них:

  • до критического уровня.
  • Эмоциональная тупость, то есть ослабление эмоциональной активности и реактивности, нежелание испытывать эмоции, вступать в эмоциональный контакт с людьми, апатичность.
  • Эмоциональная инвалидность, то есть неспособность создавать и поддерживать близкие отношения, неадекватное поведение, при котором апатия чередуется со вспышками гнева, истероидность, фобии, и т.д.

Проблемы с личностной актуализацией

Любое поведение, которое направлено на то, чтобы вызвать в нас чувство обиды, тревоги, гнева, страдания и т.д., относится к манипулятивному. Оно не всегда представляет для нас зло в чистом виде. Если ты умеешь противостоять этому поведению, то вырабатываешь в себе бойцовские качества. Однако все оскорбления, унижения и душевные раны, которые нам наносят, явно или исподволь поражают главную цель: наше чувство собственного достоинства. А это чувство имеет колоссальную значимость, даже если жизнь тебя заставляет постоянно «засовывать» его куда подальше и не думать о нем. Поэтому задумайся о таких возможных последствиях:

Страх . Если ты с детства привыкла бояться, то можешь пронести этот недостаток через всю жизнь. Обычно для травли в коллективе с детства выбирают слабого, того, кто не может за себя постоять. «Психология жертвы» — это серьезное нарушение, но оно слишком многим выгодно в этом жестоком мире. Может быть и так, что у тебя сильный характер, но обстоятельства сложились не в твою пользу, и ты стала жертвой в чужой игре. В этом случае над тобой начинают довлеть другие страхи: страх остаться без работы, не суметь доказать свою профессиональную состоятельность и т.д. Эти страхи, конечно, объяснимы, но они подавляют в тебе все самое лучшее, заставляют тебя забыть о самоуважении и делают тебя врагом самой себе.

Неосознанное копирование . Человеку бывает свойственно вести себя так же, как вели себя с ним, причем «включать» это поведение не когда требуется, а произвольно. Например, когда на человека накричали, через какое-то время он обязательно накричит на другого. К нему отнеслись без уважения, проигнорировали – и он скопирует это поведение по отношению к другому. От него отстранились, не поддержали в нужный момент – и он тоже проявит равнодушие к кому-то. Возникает порочная цепная реакция. Такое поведение никогда не станет конструктивным и всегда будет создавать проблемы, поскольку по сути своей порочно.

Ощущение собственной неполноценности . Когда человек не чувствует себя достаточно умным, способным, умелым, безукоризненным, словом – «хорошим», то у него есть три варианта. Первый: осознать, что найдутся люди, которые его полюбят и таким, и продолжать спокойно развиваться. Казалось бы, самый удачный вариант, однако в силу тотального дефицита любви многим о нем приходится лишь мечтать. Второй: замкнуться в себе, оставшись наедине со своими проблемами, комплексами, чувством незащищенности и одиночества. Этот процесс еще больше отдалит его от окружающих, и последствия его непредсказуемы. Третий: попытаться преодолеть свой комплекс неполноценности по принципу: «клин клином вышибают». В этом случае человеку требуется подтверждение собственной значимости в чем-то другом, а если с этим тоже проблемы – то самоутверждение за счет других. Примеров тому масса, они чрезвычайно разнообразны.

О том, как противостоять психологическому давлению, читай во .

Травля - это агрессивное поведение, выражающееся в желании запугать и оскорбить другого человека или группу лиц.
Агрессор определивший для себя жертву начинает травлю со словесной атаки.
Травля включает в себя: словесные оскорбления/запугивания - насмешки, очернение объекта травли, поддразнивание, угрозы нанести определенный ущерб.
Когда травля переходит в “общественную“ стадию, в которой у агрессора появляются последователи, то травля переходит на новый “общественный“ уровень, который включает в себя причинение вреда репутации объекта травли, ее/его отношениям с другими людьми. Распускаются грязные сплетни, жертву начинают публично унижать, не без участия “свиты“ агрессора.
Далее травля может перейти в стадию физической агрессии, когда причиняется физический вред человеку (удары, зажимания, плевки) и/или ее/его имуществу.
Человек, попавший в ситуацию, когда весь коллектив настроен против него, часто начинает искать причины в себе. Жертва начинает постоянно анализировать свое поведение, что она или он сделали или сказали не так, чем спровоцировали насмешки и издевательства, сплетни, неуважение и т.д.

Но суть состоит в том, что травля начинается, продолжается и заканчивается только тогда, когда того захочет ее зачинщик.
Первопричиной возникновения травли является не жертва, а агрессор, с его подачи и происходит конфликт.

Поэтому пока жертва ищет недостатки в себе, думает как бы посильнее прогнуться под обидчиков, травля будет продолжаться и набирать обороты, поскольку агрессоры только этого и ждут.

Жертве необходимо осознать и принять тот факт, что она не несет ответственности за действия обидчиков.

Главное заблуждение жертвы состоит в том, что это она провоцирует травлю, и это заблуждение дает ей мнимую надежду на то, что она способна контролировать эту ситуацию и может ее изменить. Но это не так.
Но что же теперь ей делать, если она на самом деле никакой ответственности за чувства и намерения обидчиков не несет? Получается жертва бессильна?

Что необходимо сделать чтобы обрести хоть и частичный, но контроль над ситуацией, так это перестать ставить во главу угла отношения с агрессором и его компанией. Если вы считаете, что сможете прекратить издевательства “пресмыкаясь“ перед ними и пытаясь влиться в его “компашку“, то вы ошибаетесь. Даже если это вам удастся, то поверьте, ничего хорошего вас там не ждет, унижения будут продолжаться, только теперь под “дружеским“ соусом. Кроме того, может случиться так, что какой-либо человек из недружественной вам компании будет набиваться к вам в друзья, предлагать близкое общение, чтобы вы доверили ему свои чувства и тайны, а сам в это же время будет передавать все ваши слова вашим врагам и обидчикам.
Итак, восстановление отношений с теми, кто вас недолюбливает - пустая трата времени.
Теперь все ваши действия будут зависеть от окружающей обстановки в которой происходит травля (школа, рабочий коллектив, университет и т.д.).
Прежде чем переходить к советам как выживать в стрессовой обстановке я хочу дать самый главной совет: УХОДИТЕ, если есть возможность.
Это самый лучший выход из этой ситуации. Нет смысла терпеть годами, вы ничего не потеряете если уйдете, а наоборот, чем быстрее вы покинете деструктивные отношения, тем больше шансов у вас на то, что ваша психика будет менее травмирована, а в последствии ваша самооценка и вера в себя.
Чем дольше вы терпите, чем дольше следуете своему страху сделать важный шаг на встречу свободе, тем больше страдаете.
На самом деле в состоянии психологического и эмоционального насилия, когда хитрыми манипуляциями человека заставили поверить в свое ничтожество и бессилие, ему или ей кажется что на новом месте будет только хуже или что он не сможет потом никак устроиться. Но все это только страх, вбитый в голову жертве агрессором. Даже если у человека, который подвергается травле есть поддержка со стороны друзей и родственников, он может продолжать находиться в нездоровом коллективе и отказываться покидать его. В итоге бывают случаи, когда все заходит слишком далеко и заканчивается трагически.

Поэтому главное правило гласит - не бойтесь уходить, бегите оттуда как можно скорее.
Уход не будет проигрышем, в этой игре жертва никогда не одержит победу, поскольку правила игры устанавливает агрессор, а жертва всегда на шаг позади, ей остается лишь только подстраиваться.

Что делать, если нет возможности бежать? К сожалению тут мало что от вас зависит. Нет способа полностью остановить травлю (за исключением, конечно, если сам агрессор этого не захочет или сам не покинет коллектив, что маловероятно) и заставить всех участников конфликта стать хорошими друзьями. Есть только способы ослабить ее, возможно даже получится достичь взаимного игнорирования или нейтралитета между сторонами.

Итак, поскольку мы обсуждаем сейчас травлю в коллективе, то, будь это школьный класс, группа или рабочий коллектив, часто жертва всеобщей ненависти вынуждена против своей воли контактировать с коллегами/одноклассниками по учебным/рабочим вопросам. Тут уже никуда не денешься. Поэтому суть состоит в том, что если у вас присутствуют затруднения с получением материалов для учебы или работы через ваших коллег, то необходимо осуществлять следующие действия: узнайте электронные адреса тех, от кого зависит выдача необходимых материалов и осуществляйте запрос через электронную почту. Кроме того пригодится узнать номера или электронную почту вашего руководителя/преподавателя (в крайнем случае можно обратиться к нему). Поскольку есть возможность что ваше письмо будет намеренно проигнорировано, копируйте ваш запрос одновременно преподавателю дисциплины или начальству, в этом случае у вас будет доказательство перед вышестоящими лицами, что вас проигнорировали.

Если агрессор заблокировал вам доступ к его почте или личным сообщениям, вы можете сделать PrintScreen изображения и переслать его начальству, с вежливой просьбой прислать вам материалы, поскольку не можете получить их “обычным“ путем.
Главное - соблюдайте вежливо-формальный тон в сообщении, не жалуйтесь на агрессора, холодный тон сообщения настораживает и вселяет тревогу в получателя, что нам и необходимо.

Если ваши попытки с электронной почтой не увенчались успехом, тогда можно попросить слово на занятии или совещании и в присутствии преподавателя или вышестоящего лица попросить передать вам материал. Если агрессор скажет, что передал его вам, спокойно скажите, что он этого не делал.

Совет от психолога о поведении:
Разговаривая с людьми, смотрите им в межбровье (это психологический прием, обидчику будет трудно поймать ваш взгляд и ему станет некомфортно). Не отводите взгляд и не улыбайтесь (но и не насупливайтесь). Не пускайтесь в длинные объяснения. Короткие утвердительные фразы только по существу дела, таким же должен быть ваш письменный стиль (асептика и холодная вежливость).

Часто бывает, что жертва травли дискредитирована агрессором не только среди коллег, но и в глазах преподавателей, начальства. Соответственно, если вам необходимо вернуть себе контроль над ситуацией, то необходимо соблюдать расписание. Если вам не угрожает физическая расправа от агрессора и его компании, то не пропускайте занятия, сдавайте вовремя все работы, отвечайте на занятиях. В поведении обидчиков ничего не изменится, зато в глазах начальства/преподавателей вы улучшите свое положение.

Ежедневно уточняйте у вашего классного руководителя, на кафедре в ВУЗе, секретаря, у начальства есть ли изменения в расписании/учебных планах/рабочем процессе. Поскольку агрессоры могут намеренно не передавать вам важную информацию.

Никогда не общайтесь и не обращайтесь к агрессору с глазу на глаз!
С вами всегда должен быть свидетель, который будет на вашей стороне.
Если вы случайно окажетесь в аудитории/кабинете а агрессором одни - выйдете из нее (естественно, на рабочем месте это не всегда возможно, а в некоторых случаях вообще невыполнимо, поэтому касается учебных заведений). Когда вокруг нет свидетелей у него будут развязаны руки.

Сохраняйте всю переписку (в том числе ваши ответы и обращения) с вашими коллегами, агрессором и его друзьями, а также преподавателями или начальством.
Итак, подведем итоги:
1) Самое лучшее решение - уйти из насильственных отношений, не пытаться как-то существовать во враждебном коллективе;
2) Если пункт 1 не возможен, то не пытайтесь подружиться с обидчиками и угодить им - это бесполезно, не рассказывайте о себе ничего личного, соблюдайте формальный тон общения;
3) Старайтесь соблюдать рабочую/учебную дисциплину, поскольку может случиться так, что вам придется обратиться за помощью к вышестоящему лицу, которое охотнее примет вашу сторону в конфликте, если будет иметь положительное мнение о вас. Если от вас намеренно скрывают информацию об учебном/рабочем процессах, не стесняйтесь просить секретарей/классного руководителя информировать вас лично, подходите сами, если считаете, что от вас что-то скрыли;
4) Сохраняйте всю переписку с вашими обидчиками и начальством. Если это возможно, включите запись видео или хотя бы аудио на телефоне, когда вас унижают. Это будет хорошим доказательством, если вы решитесь на открытое противостояние с привлечением вышестоящих лиц.
5) Старайтесь не оставаться наедине с обидчиками, в случае физической угрозы просите друзей (если такие имеются в коллективе) сопровождать вас по учебному заведению или родственников встречать вас на улице после занятий;
В заключении необходимо сказать о том, что вы должны быть готовы к тому, что в случае, если конфликт перейдет в открытую стадию и о ситуации будут проинформированы вышестоящие лица, ваше начальство/преподаватели займут сторону обидчиков. Это происходит не потому что агрессор прав, а потому что у людей срабатывают психзащиты. Людям тяжело смириться с тем, что они не всегда способны контролировать ситуацию, что бывают случаи, когда с человеком происходит что-то против его воли и он ничего не может с этим поделать. Люди начинают винить жертву и рассуждать “вот если бы она вела себя так-то, то ее бы не травили“, то есть перекладывают ответственность за конфликт с зачинщика на жертву. Это абсолютно деструктивный подход и ничего хорошего он не приносит, а только дает повод отстраниться от решения данной проблемы и перевоспитания агрессоров, переложить всю ответственность на жертву и заставить ее выживать в одиночестве и без защиты.

Добрый день, уважаемые коллеги.

Мои сотрудники подкинули мне тему «Травля в коллективе: как предотвратить, и что делать человеку, попавшему под давление?» Итак, что делать? На месте человека, который попал под травлю в коллективе, я бы подошел к зеркалу и сам себе задал несколько вопросов.

Вопрос №1 . Что я делаю такого, что вызывает эту травлю?

Вопрос №2. Как мне изменить стиль поведения, чтобы этой травли не было?

Вопрос №3. Может быть, дать сдачу? Может быть, ответить жестко? Или, может быть, наоборот, не реагировать, качественнее работать? Или, может быть, втихаря настучать на соседа директору? А, может быть, этого соседа, который ни хрена не работает, взять за шиворот, потащить к директору и сказать: «Сукин сын, пошевеливайся?»

В любом случае, для начала я бы посмотрел в зеркало и задал себе эти вопросы: «Что я делаю не так или, наоборот, что я недоделываю? Почему я вызываю такой антагонизм со стороны коллектива?»

Вы не обязаны быть подстилкой в коллективе. Раз коллектив вас не воспринимает, может быть, причиной этого неприятия являетесь именно вы? Предположим, вы пришли к выводу, что травля связана не с тем, что вы – плохой человек, а с тем, что коллектив представляет из себя стадо бездельников. Может быть, в коллективе принято втихаря от шефа не выполнять свою работу… Может быть, в коллективе принято втихаря шастать по порносайтам во время рабочего дня, вместо работы… Может быть, в коллективе принято приворовывать… Может быть, в коллективе принято не выполнять свои обязанности должным образом… А вы – «белая ворона»: работаете качественно, делаете другим замечание. И травля происходит по причине того, что вы выбиваетесь из этого коллектива своими положительными качествами.

В таком случае я рекомендую подойти к директору и рассказать, что происходит в коллективе. Директор должен вас услышать и изменить ситуацию, наняв продуктивных сотрудников, которые бы не бездельничали, а работали. Тогда вы сделаете благое дело для компании и завоюете себе авторитет. Либо, если вы не верите, что директор вас услышит и изменит ситуацию, тогда… на х@р вам такой коллектив нужен?

Вы – способный человек, который много и качественно работает. А вас из-за этого травят! Уйдите из этого коллектива и найдите тот коллектив, где поощряется честность, порядочность, продуктивность и способность выдавать результаты, несмотря ни на что.

В любом случае, пожалуйста, для сохранения своего психологического, психического, душевного и физического здоровья, не находитесь в тех местах, где вам создают невыносимые условия для жизни. Находите те места, где вам комфортно.

Спасибо, удачи в делах.

(16 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Офисный моббинг одинаково распространён как в российских, так и в зарубежных компаниях. При этом инициаторами корпоративного раздора становятся и руководители, и подчинённые. Чаще всего агрессор (или агрессоры) пытается самоутвердиться за счёт слабой стороны или же ликвидировать соперника, мешающего карьерному росту.

Надежда Сафьян

гештальт-психолог, HR-консультант и бизнес-тренер

Инициаторы моббинга — люди властные, стремящиеся влиять на окружающих. Нападающие отстаивают свою территорию, статус, ресурсы и значимость.

Офисный моббинг представляет собой повторяющиеся или регулярные конфликты внутри организации, имеющие деструктивный характер, влияющие на трудовые отношения. Варианты офисного моббинга могут быть очень разными: явный или скрытый, сознательный или неосознанный, масштабный или локальный, управляемый или неуправляемый, вертикальный (от руководителя) или горизонтальный.

Алексей Горбунов

генеральный директор консалтинговой компании SQ-Team

Моббинг существует в любом коллективе, начиная с детского сада. Но степень агрессии и давления - всегда разные. Любые кризисные ситуации в компании или нерешённые, тлеющие конфликты провоцируют травлю. Если руководство компании неравнодушно к психологическому климату в коллективе и само не поощряет распространение слухов, непроверенной информации и не использует манипулятивные инструменты в управлении, то моббинг носит инцидентный или временный характер.

Моббинг бывает стихийным или управляемым. Стихийный вариант в подавляющем большинстве случаев - «заслуга» страдающей стороны, которая не может справиться с ситуацией.

Управляемый моббинг нередко используется как инструмент давления на «неугодных» сотрудников, которых хотят уволить.

Марина Кондратенко

HR-директор РДТЕХ

Моббинг «цветёт» в условиях жёсткой нехватки ресурсов: финансовых, человеческих или временных.

Офисная война - один из способов насильственного, неконструктивного перераспределения ресурса. Соответственно, если компания находится в ресурсном дефиците, скрытый или явный моббинг сотрудников там обязательно будет.

Проявления офисной травли многогранны: бойкот, словесные унижения, критика, угрозы, сплетни, клевета. Любой из этих методов воздействия негативно сказывается на работе не только жертвы, но и всего коллектива.

Последствия офисного моббинга

Поведение жертвы моббинга во многом предопределяет дальнейшее развитие событий. Если сотрудник может дать отпор, то травля сама собой сходит на нет. Если человек, на которого нападают, эмоционально слаб, раним и ведом, то ярлык «груши для битья» закрепляется за ним автоматически.

Что ждёт жертву моббинга:

  • Работа в постоянном стрессе, что может привести к ухудшению здоровья, увеличению тревожности.
  • Низкая мотивация достижения успеха.
  • Снижение затрачиваемых усилий в рабочем процессе.
  • Минимальный уровень вовлеченности в дела компании.

По словам Надежды Сафьян, от жертвы моббинга не стоит ждать инициативы и максимальной продуктивности на производстве. Практически всю свою энергию такой сотрудник тратит на защиту себя от коллег и на эмоциональное восстановление.

Моббинг для коллектива - это:

  • Напряжённый социально-психологический климат.
  • Нарушение коммуникации между сотрудниками.
  • Излишняя зацикленность на отношениях между сотрудниками, а не на рабочем процессе.

Последствия корпоративных войн для компании также разрушительны. Это и нарушение бизнес-процессов, и текучка кадров, и снижение производственных оборотов.

Как прекратить офисный моббинг

Бороться с моббингом можно несколькими способами. Одни психологи советуют ни в ком случае не жаловаться на обидчиков руководителям, так как большинство из них не любит проявлений слабости. Другие считают, что к начальству нужно обращаться, если причина конфликта - производственный вопрос, решение которого повлияет на судьбу компании.

В 90% случаев моббинг заканчивается переключением на более слабого (после испытательного срока и «притирки») или уходом из компании, - такой позиции придерживается гендиректор директор консалтинговой компании SQ-Team Алексей Горбунов.

Светлана Иншакова

директор HR-департамента Delivery Club

Самое страшное, что может произойти в компании - это коллективные саботажи. В этом случае важно устранить источник конфликта - сотрудника-провокатора.

Жалоба начальству на коллег, провоцирующих конфликт, будет весьма рациональным поступком, ведь искоренение источника проблемы поможет вернуть общую работу в обычное русло. Для компании стараются воспитывать корпоративный дух у сотрудников, устраивая различные тимбилдинги и мероприятия для совместного досуга. В некоторых крупных компаниях числятся штатные психологи, помогающие работникам решить должностные и даже личные проблемы.

Гештальт-психолог Надежда Сафьян считает, что во многих случаях начальство занимает безучастную позицию, предпочитая не вмешиваться в споры между сотрудниками. В этом случае задача жертвы моббинга - уметь постоять за себя.

Как вести себя сотруднику, если он стал

  1. Первым делом следует понаблюдать за происходящим и объективно оценить ситуацию.
  2. Попытаться выяснить причины негативного к себе отношения.
  3. Понять, не допустил ли он оплошности, которая привела к конфликтной ситуации.
  4. Можно сдружиться с влиятельными людьми в компании: секретарём или человеком, который очень долго работает в организации.
  5. Если в компании есть психолог или HR, обратиться к нему за консультацией.

От офисного моббинга не застрахован ни один сотрудник. Чаще всего жертва корпоративной войны способна самостоятельно защитить свои интересы. Если же ситуация зашла в тупик, а родной офис стал похож на поле боевых действий, стоит задуматься о смене работы.

При использовании материалов сайта сайт указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!

Моббинг, буллинг, боссинг... Эти загадочные слова означают всего лишь различные варианты организованной одним или несколькими людьми травли на работе неугодного им сотрудника. Думаете, вам это не грозит? Ошибаетесь. Потенциальной жертвой может стать любая из нас, а счет пострадавших от офисного террора идет на миллионы во всем мире.

Заговор против жертвы

Алла не понаслышке знает, каково это, когда коллектив отвергает и не пускает в свои дружные ряды. Когда-то она трудилась в компании, где основной контингент работников составляли дамы намного старше ее. Но вместо материнской заботы девушка столкнулась с игнорированием и открытой неприязнью коллег. И хотя работа ей нравилась и у начальства претензий к ней не было, Алле пришлось уволиться спустя несколько месяцев после начала заговора против нее.

Это типичный пример моббинга (mob — толпа), или преследования группой лиц одного человека. Как правило, цель моббинга и других видов психологического прессинга — добиться, чтобы у жертвы сдали нервы, и она позорно сбежала с "поля брани".

Основное отличие целенаправленной травли от обычных конфликтов и натянутых отношений с кем-либо — в ее постоянности и длительности, от нескольких недель до нескольких лет. Есть и другие признаки, по которым можно предположить, что против вас развязали войну. Например, регулярная критика, зачастую слишком мелочная или не содержащая никакой конкретики; насмешки и оскорбления; угрозы и откровенная клевета. От вас скрывают важную информацию либо не предоставляют ее вовремя; загружают делами, которые не слишком относятся к вашей компетенции; не приглашают на совместные коллективные мероприятия... Но если вам предъявляют обоснованные претензии по поводу действительно низкого качества вашей работы, списать их на травлю не удастся.

У человека, подвергшегося психологическому террору, могут появиться и неполадки со здоровьем: расстройства сна, физическое истощение, постоянные мигрени, и различные заболевания. Падает самооценка, появляется неуверенность в своих силах. На проблемах со здоровьем преследователи также не преминут раскинуть еще одну козырную карту: "Зачем держать сотрудника, который все время находится на больничном?".

Пять причин моббинга

Наиболее распространенных причин моббинга и его вариантов несколько.

  1. Банальная зависть и страх, что вы перейдете кому-то дорогу, — поэтому успешные профессионалы довольно часто подвергаются остракизму.
  2. Иногда пусковым механизмом становится ссора между людьми , которая, достигнув своего пика, приводит к преследованию на рабочем месте.
  3. Еще один вариант — начальника и его подчиненного в свое время уже связывали отношения , выходящие за рамки служебных: например дружеские или любовные. Но затем они были прерваны. Однако обеим сторонам приходится работать вместе, и в некоторых случаях босс будет стремиться избавиться от человека, с которым его что-то объединяло.
  4. Чаще всего офисные войны провоцирует нездоровая атмосфера в компании — постоянная текучка кадров, жесткая система штрафов и контроля, недоверие друг к другу. В таком коллективе присутствует скрываемое до поры до времени напряжение, которое рано или поздно потребует разрядки. И тогда "козлом отпущения" может стать любой.
  5. Большую роль в том, имеется ли в организации тенденция к "охоте на ведьм", играет личность руководителя . Есть начальники, обожающие манипулировать людьми и сталкивать их лбами. Коллективная травля сотрудника происходит с их молчаливого одобрения, а то и с их подачи, когда чужими руками они хотят избавиться от неугодного человека. Иногда руководители недооценивают степень серьезности сложившейся ситуации, терпимо относятся к подобным выходкам подчиненных и не предпринимают никаких мер по отношению к зачинщикам травли, оставляя у тех чувство безнаказанности. А ведь начальник как никто другой несет ответственность за положительный психологический климат в коллективе и урегулирование производственных конфликтов.

Дарья Стасевич, психолог

В некоторых компаниях принята "дедовщина" новичков, это своеобразная традиция вхождения в коллектив. Когда вы пройдете этот этап, то все, скорее всего, образуется. На причины прессинга по отношению к себе можно посмотреть и с другой стороны. Возможно, подобные ситуации уже встречались в вашей жизни. Тогда необходимо разобраться, что в вашем поведении может провоцировать других на такое отношение. Например, вы привыкли играть роль жертвы и не умеете за себя постоять. Или слишком сильно отличаетесь от коллег — поведением, внешним видом, — и они вас не понимают и не принимают. Среди других причин — вы по незнанию или намеренно игнорируете устоявшиеся "правила игры" и не разделяете ценности группы; вы пришли в компанию по блату; на ваше место хотят посадить "своего" человека.

Буллинг: один на один

Когда начальник Майи, работавшей помощником судьи, попал на целый год в больницу в связи с тяжелой болезнью, его сотрудники были временно переведены на другой участок. Там женщине пришлось столкнуться с неадекватным поведением одной из коллег. "Она работала помощником моего нового руководителя и почему-то сразу меня невзлюбила, пакостила со страшной силой. То слухи за моей спиной распустит, что якобы я получила работу через постель. То умолчит о важной просьбе шефа, а сама нагло ему врала, что все мне передала", — делится Майя.

Это еще один вариант психологического террора — буллинг (bully — хулиган), или преследование одним человеком другого, обычно равного по статусу. Считается, что особенностью буллеров является постоянная жажда "свежей крови". Часто после того, как жертва, не выдержав издевательств, увольняется, нападающий принимается за следующего "барашка".

Как наладить отношения?

Если чувствуете, что против вас проводится целенаправленная масштабная акция, вы можете выбрать несколько стратегий борьбы . Главное — осознать, ради чего вы готовы сражаться.

Попробуйте дать решительный отпор агрессорам. Еще вариант — игнорировать нападки с расчетом на то, что рано или поздно от вас отстанут. Помогает и такой прием, как "внешнее согласие": "Возможно, вы правы, я подумаю над этим". Иногда это производит эффект неожиданности: от вас ожидали вспышки гнева или жалких оправданий, а теперь у вас появляется шанс взять ситуацию под контроль.

Обратитесь за помощью к боссу. По большому счету, моббинг или буллинг возможно прекратить, если он предпримет соответствующие меры. В противном случае дальнейшая борьба за свои права может обернуться сражением с ветряными мельницами.

Вы также в состоянии предпринять определенные шаги для того, чтобы предупредить возможное негативное отношение к себе . При найме на работу узнайте, какова корпоративная культура и ценности компании, принята ли взаимопомощь, уважение друг к другу и т.д. Источники подобной информации — собеседования с менеджером по персоналу и будущим руководителем. Если вы нанимаетесь в фирму, чьей продукцией вам приходилось пользоваться, обратите внимание на то, как в магазинах этой организации относятся к клиентам. Ведь зачастую это является отражением стиля взаимоотношений внутри компании. Во время испытательного срока также можно узнать немало интересного. Например, о том, есть ли прессинг кого-либо из сотрудников. Если такое явление существует, сделайте соответствующие выводы.

Карина Хутаева, директор международного образовательного центра

Если вы встречаетесь с травлей на работе, держитесь спокойно и не опускайтесь до уровня преследователей. Не кричите и не запугивайте в ответ. Часто "нападающие" специально вас провоцируют, ожидая ответной агрессии, поскольку это предоставит им шанс ответить вам еще более сильной провокацией. Не рекомендуется плакать или показывать свою слабость, этого от вас ждут в первую очередь. Продолжайте качественно работать, ведь "доброжелатели" надеются увидеть вас сломленным, а когда вы раз за разом добиваетесь успеха, это воспринимается ими как поражение. Обязательно показывайте результаты своей работы начальству, чтобы обезопасить себя от злостных наветов о вашем непрофессионализме. И не позволяйте изолировать вас от лояльных коллег, поддерживайте с ними деловые и дружеские связи.

Наталья Веригина, бизнес-тренер

Жертвами буллинга или моббинга нередко становятся люди с заниженной самооценкой, поэтому важно работать над ее повышением. В этом поможет обращение к психологу, участие и победы в конкурсах профессионального мастерства. Часто преследованию подвергаются , держащиеся особняком от коллектива. Учитесь строить отношения с людьми — это позволит проще устанавливать контакт с коллегами и сформировать "армию союзников". Ими могут стать сотрудники не только из своего, но и из смежных отделов, а еще весомее — непосредственный руководитель. Учитесь отстаивать свою позицию, учитывая интересы всех сторон и принятые в компании "ритуалы", чтобы спорные ситуации не перерастали в жесткий конфликт. Не создавайте себе врагов своими же руками.

Боссинг: начальник — против

Противостояние Нины и ее начальницы тянется давно, и первопричину уже никто не вспомнит. Руководитель создает на работе невыносимую обстановку для своей сотрудницы. Ставит перед ней нереальные сроки выполнения задач, требует строгого соблюдения трудовой дисциплины, причем остальным даются значительные поблажки. Нина находится в постоянном стрессе, и от увольнения ее пока останавливает только еще больший страх остаться безработной.

В этом случае речь идет о боссинге (boss — шеф, босс), травле руководителем своего подчиненного. Фактически это тот же буллинг, но не горизонтальный, а вертикальный. Обычно он применяется тогда, когда для законного увольнения человека у босса не хватает весомых аргументов.

Как правило, на помощь коллег надежды у жертвы мало, ведь те отнюдь не горят желанием тоже попасть под карающий меч. Порой отношение шефа к кому-либо воспринимается подчиненными как наглядное указание к действию, в такой ситуации человек находится под перекрестным огнем травли буквально со всех сторон.

На вас могут давить, принуждая срочно написать заявление на увольнение по собственному желанию. Не принимайте никаких решений в спешке, вы имеете полное право взять паузу на раздумье. Если вы согласны уволиться с работы, попробуйте договориться об увольнении по соглашению сторон. Это предполагает, что обе стороны готовы на уступки друг другу. Вы уходите, а работодатель, если с ним удастся договориться, выплачивает выходное пособие в определенном размере. Ведь увольнение по собственной инициативе предполагает только компенсацию за неиспользованный отпуск.

Специалисты рекомендуют в любом случае увольняться из такой компании, где допускается безнаказанный террор людей, и чем раньше, тем лучше. Иначе последствия для вашего здоровья и психологического состояния могут стать необратимыми.

Дарья Стасевич, психолог

Если шеф решил вас уволить, вам придется очень нелегко. Но ваш уход — не единственный вариант развития событий, хотя и очень вероятный. Можно попробовать перевестись в другой отдел этой же компании либо в другой филиал или даже регион, если есть такая возможность. Можно обратиться за помощью к вышестоящему начальству или в суд. Также есть городская и районные трудовые инспекции. Важно предоставить документальные свидетельства нарушения ваших прав — подойдут диктофонные записи разговоров с начальством, различная переписка, трудовой договор и т.д.