Мое отношение к герою герасиму. Мое отношение к герасиму


Недавно я прочитал рассказ И. С. Тургенева "Муму". Все события этого рассказа были по настоящему. Главным героем рассказа был Герасим.

Герасим был высокого роста, как богатырь, крупного телосложения, и он был очень сильный, поэтому мог работать за четверых. Ещё, к сожалению, он был глухонемой от рождения, поэтому с ним все люди объяснялись знаками, и он их понимал.

Особенно Герасим любил пахать землю, но в Москве он работал дворником. У Герасима была каморка над кухней. В ней были самые нужные ему вещи. В ней были самые нужные ему вещи. Свою каморку он замыкал на ключ. Он не любил, чтобы к нему ходили. Герасим усердно исполнял свои обязанности по двору. Вообще он был нрава строгого и серьёзно, любил во всём порядок.

Герасим мне понравился потому, что он был честным и трудолюбивым.

Благодаря этому рассказу, я узнал историю о Герасиме.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2013-03-25

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

Портрет Герасима из «Муму»

«…мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рожденья»

«…Его лицо, и без того безжизненное, как у всех глухонемых…»

«…продолговатые и твердые мышцы его плечей…»

«…протянул свою огромную ручищу…»

Мужчина высокого роста, могучего телосложения.

Отношение Герасима из «Муму» к работе

«…считался едва ли не самым исправным тягловым мужиком.…едва ли не самым исправным тягловым мужиком. - Тягло - крепостная повинность, которой помещики облагали своих крестьян. За единицу обложения барщиной или оброком принималась условная семья (двое взрослых работников, мужчина и женщина, иногда с прибавлением полуработника - подростка). Тургенев подчеркивает, что Герасим был полноценным работником, несшим все крестьянские повинности.

Одаренный необычайной силой, он работал за четверых – дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него…»

«…Занятия Герасима по новой его должности казались ему шуткой после тяжких крестьянских работ; в полчаса все у него было готово…»

«…усердно исполнял он свою обязанность: на дворе у него никогда ни щепок не валялось, ни copy…»

Герасим – трудолюбивый, ответственный, усердный и послушный работник, во всем любит порядок, ничего не делает кое-как.

Герасим был нрава строгого и серьезного, любил во всем порядок; даже петухи при нем не смели драться.

Хозяйственный и работящий.

Отношение Герасима из «Муму» к Барыне

Герасим порядком ее побаивался, но все‑таки надеялся на ее милость…»

Герасим боится барыни, потому что он крепостной, подневольный человек.

Отношение Герасима из «Муму» к Татьяне

«…Герасим <…> стал посмеиваться, когда она ему попадалась, потом и заглядываться на нее начал, наконец, и вовсе глаз с нее не спускал. Полюбилась она ему…» «…С того дня он уж ей не давал покоя: куда бывало она ни пойдет, он уж тут как тут…»

Татьяна нравится глухонемому Герасиму.

«…ведь этот глухарь‑то, Гараська, он ведь за тобой ухаживает…»

«…идет ей навстречу, улыбается, мычит, махает руками, ленту вдруг вытащит из‑за пазухи и всучит ей, метлой перед ней пыль расчистит…»

Герасим ухаживает за Татьяной.

Глупо смеясь и ласково мыча, протягивал он ей прянишного петушка…»

«…Рада не рада, а попала девка под его покровительство…»

Испытывает нежные и трогательные чувства.

Герасим вдруг приподнялся, протянул свою огромную ручищу, наложил ее на голову кастелянши и с такой угрюмой свирепостью посмотрел ей в лицо, что та так и пригнулась к самому столу.

Герасим становится покровителем Татьяны. Он защищает ее от других крестьян.

«…заметив, что Капитон <…> как‑то слишком любезно раскалякался с Татьяной, Герасим подозвал его к себе пальцем, отвел в каретный сарай да, ухватив за конец стоявшее в углу дышло, слегка, но многозначительно погрозился ему им. С тех пор уж никто не заговаривал с Татьяной…»

Герасим ревнует Татьяну к пьянице Капитону.

«…собирался уже отправиться к ней с просьбой, не позволит ли она ему жениться на Татьяне. Он только ждал нового кафтана, обещанного ему дворецким, чтобы в приличном виде явиться перед барыней…»

Герасим хочет жениться на прачке Татьяне.

Герасим постоял, поглядел на нее, махнул рукой, усмехнулся и пошел, тяжело ступая, в свою каморку… Целые сутки не выходил он оттуда.

В Татьяне Герасима привлекает ее трудолюбие, ответственность, терпение, кротость характера и искренность. После эпизода с «опьянением» он глубоко разочарован и обижен тем, что женщина, которую он полюбил, не оправдала его ожиданий, разочаровывается в любви. Он страдает. Об этом можно судить по отдельным деталям (взгляду, усмешке).

«…Герасим вышел из своей каморки, приблизился к Татьяне и подарил ей на память красный бумажный платок, купленный им для нее же с год тому назад…»

Герасим великодушен. Он не возненавидел Татьяну, а относится к ней по-доброму, жалеет ее, вышел попрощаться и поддержать в трудную минуту расставания с домом. На прощанье дарит Татьяне подарок.

Отношение Герасима из «Муму» к дворовым

«…но права свои тоже знал, и уже никто не смел садиться на его место в застолице…»

Герасим ведет себя с достоинством, знает свои права.

«Да ты обманешь, – замахал ему в ответ Гаврила. Герасим поглядел на него, презрительно усмехнулся, опять ударил себя в грудь и захлопнул дверь.»

«…он сделает, коли обещал. Уж он такой… Уж коли он обещает, это наверное. Он на это не то что наш брат. Что правда, то правда.»

Герасим презирает фальшивых, неискренних, лживых и жестоких людей. Ему отвратительны зло, черствость и равнодушие дворовых – верных холопов барыни.

Отношение барыни из «Муму» к Герасиму

«…на другой день выслала Герасиму целковый. Она его жаловала, как верного и сильного сторожа

«…Госпожа, – думал он, посиживая у окна, – конечно, жалует Герасима (Гавриле хорошо это было известно…»

Барыня жаловала Герасима, как верного и сильного сторожа.

Отношение Татьяны из «Муму» к Герасиму

«…Когда Герасима привезли из деревни, она чуть не обмерла от ужаса при виде его громадной фигуры…»

Татьяну не радуют, а пугают знаки внимания со стороны Герасима.

«…Он только стал как будто поугрюмее и на Татьяну и на Капитона не обращал ни малейшего внимания…»

Чтобы «отвадить» Герасима, Татьяна однажды прикидывается пьяной. Герасим не любит пьяных людей. Он перестает ухаживать за Татьяной.

«…Татьяна <…> садясь в телегу, по‑христиански три раза поцеловалась с Герасимом…»

Татьяна тепло прощается с Герасимом. Ведь это единственный человек, которому она не безразлична.

Отношение Капитона из «Муму» к Герасиму

«…Да помилуйте, Гаврило Андреич! ведь он меня убьет, ей‑богу, убьет, как муху какую‑нибудь прихлопнет…»

Капитон боится Герасима, который тоже влюблен в Татьяну.

Отношение дворовых из «Муму» к Герасиму

«…Со всей остальной челядью Герасим находился в отношениях не то чтобы приятельских, – они его побаивались, – а коротких; он считал их за своих…»

Окружающие боятся Герасима.

– Экой чудной этот Герасим! – пропищала толстая прачка, – можно ли эдак из-за собаки проклажаться!.

Считают его чудаком и подсмеиваются над ним за глаза.

Отношение Герасима к Муму

«…Герасим поглядел на несчастную собачонку, подхватил ее одной рукой, сунул ее к себе в пазуху и пустился большими шагами домой…»

Герасим добрый и чуткий к чужой беде.

«…Всю ночь он возился с ней, укладывал ее, обтирал и заснул наконец сам возле нее каким‑то радостным и тихим сном…»

«…Ни одна мать так не ухаживает за своим ребенком, как ухаживал Герасим за своей питомицей…»

«…Шерсть на ней так и лоснилась; видно было, что ее недавно вычесали…»

Заботливый, ласковый, с нежностью относится к Муму.

«…Она была чрезвычайно умна, ко всем ласкалась, но любила одного Герасима. Герасим сам ее любил без памяти…»

Герасим любит Муму. Благодаря ей жизнь его наполняется радостью и смыслом.

«…значительно ударил себя в грудь, как бы объявляя, что он сам берет на себя уничтожить Муму…»

Он топит Муму своими руками, чтобы это не сделал кто-то другой.

«…Герасим долго глядел на нее; две тяжелые слезы выкатились вдруг из его глаз: одна упала на крутой лобик собачки, другая – в щи. Он заслонил лицо свое рукой…»

Герасим плачет, когда идет топить любимую Муму.

В 1852 году И.С.Тургенев написал повесть «Муму». Главный персонаж повести — Герасим. Он предстает перед нами человеком с доброй отзывчивой душой – простой и понятной. Такие персонажи встречаются в русских народных сказках и отличаются своей силой, рассудительностью и душевностью. Для меня Герасим — это яркий и точный образ русского народа. С первых строк повести я отношусь к этому персонажу с уважением и состраданием, а значит, я с уважением и состраданием отношусь ко всему русскому народу той эпохи. Всматриваясь в характер персонажа, мне хотелось бы эти прекрасные черты воспитать и в себе, стать настоящим представителем русского народа — гордым и любящим свою Родину. И делать в своей жизни все для того, чтобы наш народ никогда больше не испытывал таких страданий и лишений.

А ведь у Герасима вся жизнь состояла из унижений и лишений. Был он немым от рождения крепостным, которого привезли из деревни в город, не спрашивая его согласия или желания. В городе он работал дворником во дворе богатой и своенравной барыни. Этот персонаж не вымышленный. Тургенев в своей повести рассказал о жизни человека, который был собственностью его матери – Варвары Петровны.

Его великанское телосложение сам И.С.Тургенев в повести сравнивает с могучим деревом. В нем была заложена огромная богатырская сила. Ходил он в обычной деревенской одежде, которая подчеркивала его простой русский характер. Природа одарила его не только умом, но и красотой. Наверное, поэтому и он любил чистоту и порядок, за которым строго следил.

В городе Герасиму было тяжело. Крепостные, которые тоже работали на барыню, были завистливыми и нечестными. Они старались угодить своей барыне, а потому не любили Герасима, который искренне трудился от зари и до зари. Так же искренне он влюбился в прачку Татьяну. Но привередливая барыня эту любовь разрушила и отдала Татьяну замуж за пьяницу Капитона. Герасим тяжело переживал такую несправедливость, но сделать ничего не мог. Он не мог нанести боль и прощал любые оскорбления не только барыне, но и таким же, как он крепостным.

Чистые и бескорыстные черты характера Герасима ставят его выше всех остальных героев повести. Даже образ барыни, которая является хозяйкой Герасима, выглядит жалким и скупым. В этих людях нет такого русского духа, какой заложен в немом и безропотном Герасиме. Да, он немой, но его образ намного красноречивее всех других персонажей. Но красноречивее он не словами, а поступками.

Перед тем как уйти в деревню, Герасим выполняет приказ барыни и топит Муму. Он смог со слезами на глазах выполнить волю барыни и убить своего невинного четвероного друга. Но он не смог больше выносить эту жестокость. Его душа не могла больше переносить боль, которую каждый день наносила жизнь в городе.

Какая роль отведена в повести Муму? Что это за образ? Если в образе Герасима мы видим яркий и красноречивый, но безропотный и безголосый образ русского народа, то, что мы видим в образе Муму? Наверное – это страх перед крепостниками-самодурами, перед самодержавием. Герасим топит свой страх в реке народных слез, он перестает бояться, и уходит в нормальную человеческую среду. Это не барыня, это Тургенев призывает, подталкивает русский народ утопить свой страх перед страшной машиной самодержавия. Но он не знает – что же делать потом этому народу? Он возвращает Герасима в деревню, а ведь и там такое же самодержавие. Но, вместе с тем, мы слышим надежду автора на то, что каждый, освободившись от страха — почувствует себя человеком.

    • Чем является на самом деле конфликт Базарова и Павла Петровича Кирсанова? Вечным спором поколений? Противостоянием сторонников разных политических взглядов? Катастрофическим разногласием между прогрессом и стабильностью, граничащей с застоем? Отнесем споры, переросшие впоследствии в дуэль, к одной из категорий, и сюжет станет плоским, потеряет остроту. В то же время произведение Тургенева, в котором проблема была поднята впервые в истории отечественной литературы, актуально до сих пор. И сегодня требуют перемен и […]
    • В «Отцах и детях» Тургенев применил уже отработанный в предыдущих повестях («Фауст» 1856, «Ася» 1857) и романах способ раскрытия характера главного героя. Сначала автор изображает идейные убеждения и сложную духовную и умственную жизнь героя, для чего включает в произведение беседы или споры идейных противников, потом создаёт любовную ситуацию, и герой проходит «испытание любовью», которое Н.Г.Чернышевский назвал «русский человек на rendez-vous». То есть героя, уже продемонстрировавшего значительность своего […]
    • Взаимоотношения Евгения Базарова и Анны Сергеевны Одинцовой, героев романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», не сложились по множеству причин. Материалист и нигилист базаров отрицает не только искусство, красоту природы, но и любовь как человеческое чувство.Признавая физиологические отношения мужчины и женщины, он считает, что любовь «это все романтизм, чепуха, гниль, художество». Поэтому и Одинцову он вначале оценивает только с точки зрения ее внешних данных. «Этакое богатое тело! Хоть сейчас в анатомический театр», […]
    • Замысел романа возникает у И. С. Тургенева в I860 году в небольшом приморском городке Вентноре, в Англии. «...Дело было в августе месяце 1860 года, когда мне пришла в голову первая мысль «Отцов и детей»...» Это было трудное для писателя время. Только что произошел его разрыв с журналом «Современник». Поводом послужила статья Н. А. Добролюбова о романе «Накануне». И. С. Тургенев не принял содержащихся в ней революционных выводов. Причина же разрыва была глубже: неприятие революционных идей, «мужицкого демократизма […]
    • Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» заканчивается смертью главного героя. Почему? Тургенев чувствовал что-то новое, видел новых людей, но не мог себе представить, как они будут действовать. Базаров умирает совсем молодым, не успев приступить ни к какой деятельности. Своей смертью он как бы искупает односторонность своих взглядов, которую не принимает автор. Умирая, главный герой не изменил ни своему сарказму, ни своей прямоте, но стал более мягким, более добрым, и говорит по-другому, даже романтично, что […]
    • Иван Сергеевич Тургений – известный русский писатель, подаривший русской литературе произведения, которые стали классикой. Повесть «Вешние воды» относится к позднему периоду творчества автора. Мастерство писателя проявляется главным образом в раскрытии психологических переживаний героев, их сомнений и поисков. В основу сюжеты положены отношения русского интеллигента, Дмитрия Санина, и юной красавицы-итальянки, Джеммы Розелли. Раскрывая на протяжении повествования характеры своих героев, Тургенев подводит […]
    • Аркадий и Базаров очень непохожие люди, и дружба, возникшая между ними, тем удивительней. Несмотря на принадлежность молодых людей к одной эпохе, они очень разные. Необходимо учесть, что они изначально принадлежат к разным кругам общества. Аркадий – сын дворянина, он с раннего детства впитал то, что Базаров презирает и отрицает в своем нигилизме. Отец и дядя Кирсановы интеллигентные люди, ценящие эстетику, красоту и поэзию. С точки зрения Базарова, Аркадий – мягкосердечный «барич», размазня. Базаров не хочет […]
    • Свою статью «Русский человек на rendez vous» Н. Г. Чернышевский начинает с описания впечатления, произведенного на него повестью И. С. Тургенева «Ася». Он говорит, что на фоне преобладающих в то время рассказов делового, изобличительного рода, оставляющих в читателе тяжелое впечатление, эта повесть – единственно хорошая вещь. «Действие – за границей, вдали от всей дурной обстановке нашего домашнего быта. Все лица повести – люди из лучших между нами, очень образованные, чрезвычайно гуманные, проникнутые […]
    • Тургеневские девушки – героини, у которых ум, богато одаренные натуры не испорчены светом, они сохранили чистоту чувств, простоту и сердечную искренность; это мечтательные, непосредственные натуры без какой‑либо фальши, лицемерия, сильные духом и способные к трудным свершениям. Т. Виныникова Свою повесть И. С. Тургенев называет по имени героини. Однако настоящее имя девушки – Анна. Вдумаемся в значения имен: Анна – «грация, миловидность», а Анастасия (Ася) – «рожденная заново». Почему же автор […]
    • Толстой в своем романе «Война и мир» представляет нам много разных героев. Он рассказывает нам об их жизни, об отношениях между ними. Уже почти с первых страниц романа можно понять, что из всех героев и героинь Наташа Ростова является любимой героиней писателя. Кто такая Наташа Ростова, когда Марья Болконская попросила Пьера Безухова рассказать о Наташе, он ответил: «Я не знаю, как отвечать на ваш вопрос. Я решительно не знаю, что это за девушка; я никак не могу анализировать ее. Она обворожительна. А отчего, […]
    • Повесть И. С. Тургенева «Ася» рассказывает о том, как знакомство главного героя господина Н. Н. с Гагиными перерастает в историю любви, которая оказалась для героя источником как сладостных романтических томлений, так и горьких терзаний, потом, с годами, утративших свою остроту, но обрекших героя на судьбу бобыля. Интересным является тот факт, что автор отказал герою в имени, нет и его портрета. Объяснения этому можно дать разные, но одно несомненно: акцент с внешнего И. С. Тургенев переносит на внутреннее, […]
    • Споры Базарова и Павла Петровича представляют социальную сторону конфликта в романе Тургенева «Отцы и дети». Здесь сталкиваются не просто разные взгляды представителей двух поколений, но и две принципиально разные политические точки зрения. Базаров и Павел Петрович оказываются по разные стороны баррикад в соответствии со всеми параметрами. Базаров – разночинец, выходец из бедной семьи, вынужденный самостоятельно пробивать себе дорогу в жизни. Павел Петрович – потомственный дворянин, хранитель семейных уз и […]
    • Образ Базарова противоречив и сложен, его раздирают сомнения, он переживает душевные травмы, в первую очередь из‑за того, что отвергает естественное начало. Теория жизни Базарова, этого крайне практичного человека, медика и нигилиста, была очень проста. В жизни нет любви – это физиологическая потребность, нет красоты – это всего лишь сочетание свойств организма, нет поэзии – она не нужна. Для Базарова не существовало авторитетов, он и веско доказывал свою точку зрения до тех пор, пока жизнь не переубедила его. […]
    • Самыми выдающимися женскими фигурами в романе Тургенева «Отцы и дети» являются Одинцова Анна Сергеевна, Фенечка и Кукшина. Эти три образа до крайности непохожи друг на друга, но тем не менее мы попытаемся их сравнить. Тургенев очень уважительно относился к женщинам, возможно, поэтому их образы подробно и ярко описаны в романе. Этих дам объединяет знакомство с Базаровым. Каждая из их внесла свою лепту в изменение его мировоззрения. Самую значительную роль сыграла Анна Сергеевна Одинцова. Именно ей было суждено […]
    • Испытание дуэлью. Пожалуй, нет более спорной и интересной сцены в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети», чем дуэль между нигилистом Базаровым и англоманом (фактически английским денди) Павлом Кирсановым. Сам факт дуэли между этими двумя мужчинами - явление одиозно, которого быть не может, потому что не может быть никогда! Ведь дуэль, это борьба двух равных по происхождению. Базаров и Кирсанов люди разных сословий. Они никак не относятся к одному, общему слою. И если Базарову откровенно наплевать на все эти […]
    • Повесть И. С. Тургенева «Ася» иногда называют элегией несбывшегося, упущенного, но такого близкого счастья. Сюжет произведения прост, потому что автору важны не внешние события, а душевный мир героев, в каждом из которых есть своя тайна. В раскрытии глубин духовного состояний любящего человека автору помогает и пейзаж, который в повести становится «пейзажем души». Вот перед нами первая картина природы, знакомящая нас с местом действия, немецким городком на берегу Рейна, данная через восприятие главного героя. […]
    • Уважаемая Анна Сергеевна! Позвольте обратиться к вам лично и высказать свои мысли на бумаге, так как произнести некоторые слова вслух для меня является непреодолимой проблемой. Понять меня очень трудно, но надеюсь, что это письмо немного прояснит мое отношение к вам. До знакомства с вами, я был противником культуры, морально-нравственных ценностей, человеческих чувств. Но многочисленные жизненные испытания заставили меня по-другому взглянуть на окружающий мир и переоценить свои жизненные принципы. Впервые я […]
    • И. С. Тургенев – проницательный и прозорливый художник, чуткий ко всему, умеющий подмечать и описывать самые незначительные, мелкие детали. Тургенев в совершенстве владел мастерством описания. Все его картины живы, ясно предоставлены, наполнены звуками. Тургеневский пейзаж психологичен, связан с переживаниями и обликом персонажей рассказа, с их бытом. Несомненно, пейзаж в рассказе «Бежин луг» играет важную роль. Можно сказать, что весь рассказ пронизан художественными зарисовками, которые определяют состояние […]
    • Кирсанов Н. П. Кирсанов П. П. Внешний вид Невысокий мужчина чуть за сорок. После давнего перелома ноги прихрамывает. Черты лица приятные, выражение грустное. Красивый ухоженный мужчина средних лет. Одевается щеголевато, на английский манер. Легкость в движениях выдает человека спортивного. Семейное положение Вдовец более 10 лет, был очень счастлив в браке. Есть молодая любовница Фенечка. Двое сыновей: Аркадий и шестимесячный Митя. Холостяк. В прошлом пользовался успехом у женщин. После […]
    • «Записки охотника» – это книга о русском народе, крепостном крестьянстве. Однако рассказы и очерки Тургенева описывают и многие другие стороны русской жизни того времени. С первых очерков своего «охотничьего» цикла Тургенев прославился как художник, обладающий удивительным даром видеть и рисовать картины природы. Тургеневский пейзаж психологичен, он связан с переживаниями и обликом персонажей рассказа, с их бытом. Свои мимолетные, случайные «охотничьи» встречи и наблюдения писатель сумел воплотить в типические […]
  • В рассказе Ивана Сергеевича Тургенева «Муму» дворник Герасим самое замечательной лицо из всей челяди. Это мужчина высокого роста, могучего телосложения и глухонемой от рождения. В руках у него спорится любая работа, потому что природа наделила его необычайной силой.
    Барыня привезла Герасима из деревни к себе в город на службу. Ему купили одежду, сапоги и определили его дворником. Свою работу дворник Герасим исполнял очень усердно и аккуратно, любил во всём порядок. За эти качества его уважали и побаивались.
    Барыня жаловала Герасима, как верного и сильного сторожа. Она держала многочисленную прислугу. Из всей прислуги прачка Татьяна полюбилась главному герою своим кротким и робким нравом. Встретив её, он радовался и старался угодить ей. Герасим охранял и оберегал Татьяну от насмешек и колких словечек.
    По распоряжению барыни башмачника Капитона женили на прачке Татьяне. Конечно, это очень не понравилось Герасиму, он переживая, долго просидел в своей коморке. А потом подарил Татьяне красный, бумажный платок. И когда башмачника с прачкой отправили в деревню, Герасим пошел провожать их. В этом проявился его кроткий и добрый нрав.
    На обратном пути Герасим нашел голодного и замерзшего щенка, которого по доброте своей забрал с собой. Он ухаживал за своей питомицей, как мать ухаживает за своим ребенком. Герасим назвал собаку Муму. Он очень сильно полюбил ее, а она ласкалась ко всем, но любила одного дворника.
    Конечно, барыня даже не подозревала о существовании Муму. После одного неприятного случая она распорядилась, чтобы собачка больше не показывалась на дворе, слуга исполнил ее приказ и отнес ее на базар. В то время, когда Герасим не обнаружил в коморке и на дворе собаку, он очень сильно расстроился. Потом Муму вернулась к дворнику. Герасим стал очень осторожен, выгуливал собаку только по ночам и всячески старался скрыть ее от людских глаз. В конце концов про собаку все-таки узнали. От барыни последовал приказ убить щенка. Герасиму это было трудно сделать, но он решился.
    На следующий день дворник пошел в харчевню, поел сам и накормил Муму. Он решил пойти к реке и утопить собаку. Конечно, Герасиму было очень жалко Муму, но он не мог не выполнить приказания барыни. После всего этого дворник Герасим возвратился в свою деревню и стал жить, как и прежде.
    Мне очень нравится дворник Герасим, потому что он сильный, мужественный, старательный, трудолюбивый. Он любую работу стремится выполнить хорошо. Герасим добрый, старается защитить тех, кто слабее его. Он очень любит животных и с нежностью заботится о них. Вот за эти качества мне нравится Герасим из рассказа И. С. Тургенева «Муму».

    Мое отношение к Герасиму: неутешные слезы.
    Повесть Ивана Тургенева «Муму» я невзлюбила всем своим сердцем. И даже про себя негодовала на писателя: выбрал же в герои такого жестокого человека! Зачем про таких людей писать? Неужели нельзя было найти доброго? И чтобы собачку не лишал жизни?
    А сколько слез пролилось, когда читала конец повести, где Герасим, выполняя волю барыни, топил Муму. Хотя, признаться, поначалу Герасима было очень жаль, как же – глухонемой, не слышит ничего и сказать не может, трудно ему среди остальных-то жить. Хорошо хоть уродился богатырем, думала, сильным несколько проще, могут укорот дать: а если бы еще и ростом и статью не вышел, совсем бы плохо дело было.
    Деревенской девчонке, мне было приятно читать, что Герасим отличался в труде, как писал автор, работал за четверых. И про торжественную важность неистомной работы его понравилось, таких слов раньше просто не знала. Жалости к Герасиму добавил его приезд в Москву, чтобы служить у барыни дворником. Надо заметить, что отношение к барыне с первых строк повести сложилось не очень хорошее, видно, врезались слова, что день ее нерадостный, прошел, а вечер был ночи чернее. И барыня просто приказала нового дворника найти. Теперь-то понимаю, что мировоззрение крепостных и дворян нам принять трудно. А вот в школьные годы, когда «Муму» проходили, было никак не взять в толк, как можно просто сказать, и человек едет жить в другое место, меняет все… Может, от непонимания жалость в отношении Герасима была больше?
    Уже не жалость, а уважительное отношение к глухонемому дворнику возникло, когда он сумел защитить от насмешек прачку Татьяну, которая ему полюбилась. Но не судьба была Герасиму создать семью, барыня решила по-своему. И здесь вновь к сердце возникла жалость к нему, а уж когда прочитала, что он стал еще поугрюмее, слезы стали наворачиваться на глаза. И даже обрадовалась, узнав, что после отъезда Татьяны с мужем в деревню, Герасим, спас из воды небольшого щенка. Его-то и стали все звать Муму. Щенок превратился в хорошенькую собаку, очень привязанную к Герасиму, спасителю своему. И он тоже любил эту собачку без памяти!
    Барыня, невзлюбившая Муму из-за того, что та не давала ей, чужому человеку, погладить себя и даже оскалилась, велела, чтобы сегодня же ее не было. Герасим, не видя собачки, подался на ее поиски, а когда через день та прибежала с оборванной веревкой, был очень рад. Радовалась и я с ним, думая, вот, хоть не нашел, но ведь искал! Герасим, понимая, что теперь свою любимицу надо прятать, пытался изменить для нее распорядок: выводил из дома ночью, днем прятал в своей каморке. Но не уберег, собачка лаем разбудила злую барыню, учинился переполох. А приказчик пошел к Герасиму, требуя именем барыни у него собаку. И вот здесь, тогда этот момент никак было не понять, богатырь-дворник показал, что он сам лишит Муму жизни. Надев праздничный кафтан, Герасим с Муму, которая была вычесана, привязана веревкой, вышли из барского дома. Почему Герасим не ушел с собачкой в деревню? Ведь после же он ушел! Впрочем, в отрочестве я была более радикальной: почему он не утопил барыню?
    Герасим зачем-то придумал накормить собачку в трактире… Когда он сел в лодку, поплыв против течения и «с болезненным озлоблением» привязал кирпичи к Муму… Когда та «доверчиво и без страха» глядела на хозяина, даже махала, как всегда, хвостом… Даде вэтот момент еще надеялась,что собачка останется жива, что дворник передумает…Ух, это ж каким извергом надо быть, так издеваться – сначала накормить, а потом убить. Так думала я, ученица то ли пятого, то ли шестого класса, сжимая в бессильной ярости маленькие кулачки.
    С тех поря не люблю ни саму повесть «Муму», которая явно не для детского чтения, ни великана-дворника, ни барыню. Время не изменило мое отношение к Герасиму, ведь история знает сколько примеров бунтов против жестоких помещиков, а у него только намек – уход в деревню, очень поздний для Муму.