«Найти свой «икигай»: духовность и семейные ценности как основа долголетия. II

Кайдалова Светлана Викторовна
учитель географии МОУ «Отрадненская ООШ»,
Россия, Белгородская область Белгородский район
E-mail: [email protected]

P{ font-weight:500; }

В статье раскрывается значение влияния семьи на эмоциональное состояние, на духовное здоровье ребёнка, предлагаются советы, которые могут использовать не только родители, но и педагоги.

Ключевые слова: семья, духовное здоровье, «хороший человек», нравственность.

«Всё самое хорошее, что связывает меня с окружающим миром, связано с моей семьёй», - писал в своих воспоминаниях основатель Берлинского университета Вильгельм Гумбольт. С этими строчками может согласиться, пожалуй, любой человек.Семья - это первая инстанция на пути ребёнка в жизнь. Семья воспринимает и передаёт своим воспитанникам культурные и моральные ценности. Родители составляют первую общественную среду ребёнка. Они являются образцами, на которые ребёнок ориентируется ежедневно. Родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека.Семья формирует личность ребенка, определяя для него нравственные нормы, ценностные ориентиры и стандарты поведения.

Дом для ребёнка – это как путёвка в жизнь. В доме должны царить справедливость, любовь, сочувствие, взаимопонимание, терпимость не только к детям, но и ко всем остальным членам семьи. Воспитание и развитие этих качеств у ребёнка требует поддержки со стороны родителей – не только словом, но и их примером. Своими поступками родители должны подавать пример детям. Они должны объяснить своему ребёнку «что такое хорошо, а что такое плохо», они должны воспитать доброго человека.

Понятие «хороший человек» - очень сложное. Оно включает самые различные качества, издавна ценимые людьми. Хорошим можно назвать человека, у которого развиты любовь к Родине, рядом живущим людям, кпожилым, активное стремление делать добро, способность к самоотречению во имя блага других, честность, совестливость, правильное понимание смысла жизни и счастья, чувство долга, справедливость, трудолюбие. Это всё – понятия нравственности.

Нравственные потребности человека теснейшим образом связаны с нравственными чувствами, которые являются также мотивами человеческого поведения. Это сострадание, сочувствие, сопереживание, бескорыстие…

Воспитать развитые нравственные потребности – главнейшая задача родителей. Задача вполне выполнимая. Что же нужно для её успешного решения?

Во-первых, родители должны осознавать важность нравственного воспитания детей в семье.

Во-вторых, родители должны развивать сами в себе нравственные потребности.

В-третьих, родители, которые хотят воспитать своего ребёнка не стихийно, а осознанно, чтобы воспитать своего ребёнка, они должны проанализировать самих себя, свои поступки.

Если в семье царит любовь и взаимопонимание не только по отношению к детям, но в отношениях родителей, если в семье всё делают сообща: трудятся, проводят свободное время вместе, готовы прийти на помощь друг другу в разных ситуациях, то и дети всегда будут учиться вести себя так. Радость и горе в духовно здоровой семье становятся общими: все события семейной жизни объединяют, усиливают и углубляют чувство взаимной любви. В такой семье и болезней будет меньше, ведь благополучие сказывается и на здоровье всех членов семьи.

Наблюдая за детьми из семей, где родители находятся в алкогольной зависимости, мы стали замечать периодические изменения в их поведении.Когда родители не принимают алкоголь, больше времени проводят с детьми, интересуются их жизнью, то и дети в школе ведут себя спокойно, выполняют домашние задания, не грубят учителям и сверстникам. Но как только родители начинают опять принимать алкоголь, дети становятся агрессивными, могут не посещать занятия, больше времени проводят на улице, часто блуждая бесцельно. Этот пример ещё раз доказывает, что отношения в семье, поведение родителей накладывает свой отпечаток на ребёнка, на его поведение, здоровье.

В Уставе Всемирной организации здравоохранения даётся определение здоровья: «Здоровье это состояние полного духовного, физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов»

Духовное здоровье – это способность познавать окружающий мир и себя, анализировать происходящие события и явления, прогнозировать развитие ситуаций, оказывающих влияние на жизнь, формировать модель (программу) поведения, направленную на решение возникающих задач, защиту своих интересов, жизни и здоровья в реальной окружающей среде. Чем выше интеллект, тем достоверней прогноз событий, тем точнее модель поведения, тем устойчивее психика, тем выше уровень духовного здоровья.

Достигается это здоровье умением жить в согласии с собой, с родными, друзьями и обществом, прогнозировать и моделировать события, составлять на этой основе программу своих действий.

Реально оценить сложившуюся обстановку, сделать правильный выбор, не драматизировать неудачи, жить с собой и другими людьми в согласии и управлять своими эмоциями, уметь радоваться успехам других людей может только нравственный и духовно здоровый человек.

Для ребёнка родители пример для подражания. Дети должны видеть, как мы, родители, на практике проявляем любовь, сочувствие, внимание, терпимость к ближнему, как мы можем поступать в разных жизненных ситуациях. Мы все взрослые люди и каждый из нас по-своему воспитывает своих детей. У каждого существуют свои негласные правила, кто-то использует советы близких, друзей, но все мы должны помнить, если:

    ребёнка постоянно критикуют, он учиться ненавидеть;

    ребёнка высмеивают, он становится замкнутым;

    ребёнка поддерживают, он учиться ценить себя;

    ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины;

    ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других;

    ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым;

    ребёнок растёт в безопасности, он учится верить в людей;

    ребёнок живёт во вражде, он учится быть агрессивным;

    ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности человек получает в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многого. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться в семье.

Список литературы

    Дереклеева Н.И. Родительские собрания в 1-11 классах. – М.: Вербум-М, 2003. – 80 с.

    Родительские собрания: 5 класс / Авт.-сост. О.В. Дюкина. – М.: ВАКО, 2008. - 256 с.

По мере изменения общества во всем мире также происходили изменения показывающие, как влияла духовность на современные стремления человека.

В каждой культуре существуют свои корни духовности, и духовность каждой культуры по-разному влияет на сегодняшний мир. Ведущие исследования в области влияния духовности на здоровье человека осуществляются в Медицинском Центре Университета Дюка (Duke University Medical Center) под руководством д-ра Гарольда Г. Кенига.

Д-р Кениг, всемирно известный исследователь в области медицины, сам являющийся квалифицированным медбратом, терапевтом и профессором психиатрии и медицины Медицинского Центра Университета Дюка. Он также основатель и coдиректор Центра духовности, религиоведения и здоровья при университете Дюка. Со своими докладами он выступает на конференциях и семинарах, проводимых в США.

Его исследования направлены на то, чтобы выявить, как духовность влияет на пожилых людей и инвалидов. Он написал много книг по этому вопросу, а также принял участие в нескольких телевизионных и радио программах. В книге "Оздоровительная связь" весьма серьезно, но с юмором, он описывает свою жизнь и духовность, связывая их со своими исследованиями.

Исследования д-ра Кенига затрагивают различные проблемы со здоровьем, от рака молочной железы до незначительных недомоганий. Он прекрасно знает, что такое быть инвалидом, так как часть своей жизни провел в инвалидной коляске.

Когда Кениг стал христианином, он понял, что вера оказала глубокое влияние на его способность примириться с инвалидностью. Его исследования очень подробны и могут достичь весьма точных результатов. Например, для исследования рака молочной железы он выбрал афроамериканок.

"Кончено, исследование невозможно довести до конца, но мы выбрали чернокожих женщин из-за того, что церковь, и особенно их общение в церкви, играют существенную роль в их жизни.

Это настолько важная часть в системе верования и социальных связей афроамериканок, что мы решили изучить эту группу, чтобы понять, какое воздействие оказывает религия при заболевании раком молочной железы, – заявил д-р Кениг в интервью для газеты "Великая эпоха". - Все основные мировые религии способствуют развитию таких добродетелей как прощение, благодарность, доброта и любовь, и если человек проявляет их в жизни, это может улучшить его здоровье".

Проведенные исследования показали, что стрессы изменяют иммунную систему и способность человека сопротивляться болезням, порождают сердечно-сосудистые заболевания, способствуют отклонениям в работе пищеварительного тракта, нарушению метаболизма и так далее. Д-р Кениг обнаружил, что духовность направляет человека, дает осознание взаимосвязей, поддержку и развивает уважение к себе, что формирует мощный механизм, помогающий пережить стресс, что в свою очередь различным образом оказывает положительное влияние на здоровье.

Исследования показали, что духовность смягчает стресс, способствует развитию чувства покоя за счет проявления добродетелей, психологически изменяет человека. Это ведет к укреплению иммунной системы. Так же есть вероятность, что люди станут более оптимистичными, будут дольше жить и станут более здоровыми.

Уникальность этих исследований состоит в том, что для их проведения была использована комбинация разных личностей и то, как каждая личность использует духовность, чтобы справиться с депрессией и стрессом. Д-р Кениг использовал свой опыт [по влиянию духовности на здоровье человека], накопленный при работе с людьми пожилого возраста и с теми, кто испытывает депрессию, чтобы обобщить исследования, касающиеся роли отчаяния, которое испытывают люди при различных заболеваниях.

Результаты поразительны! Были определены различные группы личностей и защитных механизмов и сделаны четкие выводы по работе каждого механизма. Это создало многообещающее прогнозы для дальнейших исследований, ведущих к изучению различных форм лечения, которые могут быть, в конечном счете, полезными в современном здравоохранении при соблюдении медицинской и женской этики, сконцентрированных на оздоровляющих аспектах сострадания. Это обеспечивает позитивный утилитарный подход к здравоохранению.

Исследования главным образом проводились в среде христиан, поскольку 85 % духовно верующих людей в США - христиане. Д-р Кениг проводил свои опыты на юге страны, где большую часть населения составляют христиане и где он сам живет. Кениг хочет учредить фонд для исследований в области духовности и здоровья на основе христианства до того, как он продолжит опыты в среде других мировых религий. Он считает, что перед изучением влияния на здоровье различных религиозных школ, необходимо иметь начальную базу знаний, которую могут использовать другие ученые в проведении собственных исследований на основе их традиций.

В октябре прошлого года Департамент страхования Канады выпустил отчет под названием "Покончить с невидимыми эпидемиями в Канаде: стратегия для предотвращения травм" в котором говорится о том, что травматизм – основная причина инвалидности и смертности канадцев в возрасте от 1 года до 44 лет. Инвалидность часто приводит к депрессии, порождающей сильные стрессы у самих инвалидов и у окружающих их людей.

В отчете рекомендуется усилить их поддержку со стороны местных властей и увеличить ресурсы, выделяемые на такие нужды федеральным правительством. Кроме того, рекомендуется организовать группу по исследованию получения травм и использовать на практике результаты ее работы [для предотвращения травматизма]. Д-р Кениг неустанно проводит большую работу для усиления поддержки инвалидов путем освещения их проблем, надеясь, что это усилит поддержку правительства.

Он заявляет: "Мне кажется, врачи более восприимчивы в этом вопросе. Считаю, что в наше время медицинские учебные заведения учат врачей быть более восприимчивыми. Я полагаю, многие терапевты видят, какую пользу получают их пациенты от своей веры. Особенно, когда вышли результаты исследований в этой области, терапевты стали спрашивать пациентов о том, какую роль в их жизни играет духовность, и мы еще больше укрепились в своем осознании ее важности. Мне кажется, что в будущем мы всё больше будем убеждаться в этом".

Кениг говорит, что многие ученые также приводят научные доказательства того, что духовность играет позитивную роль в поддержании хорошего здоровья, и поэтому правительства всё большего количества стран понимают это. Хотя правительство США урезает финансирование научных исследований, д-р Кениг надеется, что именно в этой области будет проводиться больше исследований и будет оказана поддержка. Он полагает, что в будущем эта область станет более приоритетна, чем раньше.

Кенига более всего волнуется, смогут ли ученые, заинтересованные работой в этой области, в будущем получить образование, позволяющее им проводить исследования, издавать работы, которые получат поддержку, и публиковать результаты в периодических медицинских изданиях. Д-р Кениг создает целую сеть ученых для продвижения исследований в этой области. Он говорит, что как только появится достаточно доказательств, полученных путем медицинских научных опытов, терапевты будут открыто говорить о духовности в клинической практике и проявят желание поддерживать своих пациентов в их духовной вере.

Д-р Кениг утверждает, что его работа получила признание во многих странах мира, где существовал режим, осуществлявший репрессии, таких как Венгрия и Украина. К этим исследованиям проявлен интерес в Индии, Тайване и в некоторых исламских государствах. На сайте опубликованы мнения некоторых профессоров и преподавателей, которые поддерживают исследования д-ра Кенига и считают, что их необходимо интегрировать в систему здравоохранения.

"Интересно наблюдать, как ученые во всем мире, которые, возможно, ранее не проявляли интереса к этой работе, теперь погружаются в нее, – сказал д-р Кениг. – Сегодня необходимо организовывать международные конференции, где смогут собираться вместе ученые и клинические врачи для повышения своего понимания и укрепления связей в этой области".

Напрасно думать, что духовность доступна только людям образованным, людям высокой культуры. История всех времен и народов показывает, что именно образованные слои общества, увлекаясь игрою сознания и отвлеченностями ума, гораздо легче утрачивают ту непосредственную силу доверия к показаниям внутреннего опыта, которая необходима для духовной жизни. Ум, порвавший с глубиной чувства и с художественною силою воображения, привыкает обливать все ядом праздного, разрушающего сомнения и поэтому оказываемся в отношении духовной культуры не строящим, а разрушающим началом. Напротив, у людей наивно-непосредственных эта разрушающая сила еще не начинает действовать. Человек малой «культурности» гораздо более способен прислушиваться к показаниям внутреннего опыта, т.е. прежде всего сердца, совести, чувства справедливости, чем человек хотя бы и большей, но рационалистической культуры. Простая душа наивна и доверчива; может быть, потому она легковерна и суеверна, и верит, где не надо , но зато самый дар веры у нее не отнят, а потому она способна верить и там, где надо.

Пусть духовность эта — некритическая, малоразумная, недифференцированная, тянет к мифу и к магии, пусть она связана со страхом и может заблудиться в колдовстве. Но духовность эта несомненна и подлинна — и в способности внимать дыханию и зову Божию, и в любви сострадательной, и в любви патриотически-жертвенной, и в совестном акте, и в чувстве справедливости, и в способности наслаждаться красотою природы и искусства, и в проявлениях собственного достоинства, правосознания и деликатности. И напрасно образованный горожанин стал бы воображать, будто все это недоступно «необразованному крестьянину»!.. Словом, духовная любовь доступна всем людям, независимо от уровня их культурности. И всюду, где она обнаруживается, она является истинным источником прочности и красоты семейной жизни.

В самом деле, человек призван к тому, чтобы видеть и любить в любимой женщине (или соответственно — в любимом мужчине) не только плотское начало, не только телесное явление, но и «душу» — своеобразие личности, особливость его характера, сердечную глубину, для которых внешний состав человека служит лишь телесным выражением или живым органом. Любовь только тогда является простым и кратковременным вожделением, непостоянным и мелким капризом плоти, когда человек, желая смертного и конечного , любит скрытую за ним бессмертность и бесконечность ; вздыхая о плотском и земном, радуется духовному и вечному; иными словами — когда он ставит свою любовь пред лицо Божие и Божиими лучами освещает и измеряет любимого человека... И в этом — глубокий смысл христианского «венчания», объединяющего супругов венцом радости и муки, венцом духовной радости и нравственной чести, венцом пожизненной и нерасторжимой духовной общности. Ибо вожделение может быстро пройти, оно бывает подслеповатым. И предчувствовавшееся наслаждение может обмануть или надоесть. И что тогда? Взаимное отвращение прикрепленных друг к другу людей?.. Судьба человека, который в ослеплении связал себя, а прозрев — проклял свою связанность? Пожизненная унизительность лжи и лицемерия? Или развод? Прочность семьи требует иного; люди должны желать не только утех любви, но и ответственного совместного творчества, духовной общности в жизни, в страдании и в ношении бремен, по древнеримской брачной формуле: «где ты, Кай, там и я, твоя Кая»...

То, что должно возникнуть из брака, есть прежде всего новое духовное единение и единство — единство мужа и жены: они должны понимать друг друга и делить радость и горе жизни; для этого они должны однородно воспринимать и жизнь, и мир, и людей. Здесь важно не душевное подобие, и не одинаковость характеров и темпераментов, а однородность духовных оценок , которая только и может создать единство и общность жизненной цели у обоих . Важно то, чему ты поклоняешься? чему молишься? что любишь? чего желаешь себе в жизни и смерти? чем и во имя чего ты способен жертвовать? И вот жених и невеста должны найти друг в друге это единочувствие и единолюбие, объединиться в том, что есть важнейшего в жизни и ради чего стоит жить... Ибо только тогда они сумеют, как муж и жена, всю жизнь верно воспринимать друг друга, верить друг другу и верить друг в друга. Это и есть драгоценное в браке: полное взаимное доверие перед Лицом Божиим, а с этим связано и взаимное уважение, и способность образовать новую, жизненно сильную духовную ячейку. Только такая ячейка может разрешить главную задачу брака и семьи — осуществить духовное воспитание детей.

Воспитать ребенка значит заложить в нем основы духовного характера и довести его до способности самовоспитания. Родители, которые приняли эту задачу и творчески разрешили ее, подарили своему народу и своей родине новый духовный очаг; они осуществили свое духовное призвание, оправдали свою взаимную любовь и укрепили, обогатили жизнь своего народа на земле: они сами вошли в ту Родину, которою стоит жить и гордиться, за которую стоит бороться и умереть.

Итак, нет более верной основы для достойной и счастливой семейной жизни, как взаимная духовная любовь мужа и жены: любовь, в которой начала страсти и дружбы сливаются воедино, перерождаясь в нечто высшее — в огонь всестороннего единения. Такая любовь примет не только наслаждение и радость — и не выродится, не выветрится, не огрубеет от них, но примет и всякое страдание, и всякое несчастье, чтобы осмыслить их, освятить их и очиститься через них. И только такая любовь может дать человеку тот запас взаимного понимания, взаимного снисхождения к слабостям и взаимного прощения, терпения, терпимости, преданности и верности, который необходим для счастливого брака.

Поэтому можно сказать, что счастливый брак возникает не просто из взаимной естественной склонности («по милу хорош»), но из духовного сродства людей («по хорошему мил»), которое вызывает непоколебимую волю — стать живым единством и соблюсти это единство во что бы то ни стало, соблюсти его не только напоказ людям, но на самом деле, перед Лицом Божиим. В этом глубочайший смысл религиозного освящения брака и соответствующего церковного обряда. Но это составляет и первое, необходимейшее условие для верного, духовного воспитания детей.

Я уже указывал на то, что ребенок вступает в семью своих родителей как бы в доисторическую эпоху своей личности и начинает дышать воздухом этой семьи со своего первого физического вздоха. И вот в душном воздухе несогласной, неверной, несчастной семьи, в пошлой атмосфере бездуховного, безбожного прозябания не может расти здоровая детская душа. Ребенок может приобрести чутье и вкус только у духовно осмысленного семейного очага; он может органически почувствовать всенародное единение и единство, только испытав это единство в своей семье, а не почувствовав этого всенародного единства, он не станет живым органом своего народа и верным сыном своей родины. Только духовное пламя здорового семейного очага может дать человеческому сердцу накаленный уголь духовности, который будет и греть его, и светить ему в течение всей его дальнейшей жизни.

1. Так семья имеет призвание дать ребенку самое главное и существенное в его жизни. Блаженный Августин сказал однажды, что «человеческая душа — христианка от природы». Это слово особенно верно в применении к семье. Ибо в браке и в семье человек учится от природы любить , из любви и от любви страдать, терпеть и жертвовать, забывать о себе и служить тем, кто ему ближе всего и милее всего. Все это есть не что иное, как христианская любовь. Поэтому семья оказывается как бы естественною школою христианской любви, школою творческого самопожертвования, социальных чувств и альтруисткого образа мыслей. В здоровой семейной жизни душа человека с раннего детства обуздывается, смягчается, приучается относиться к ближним с почтительным и любовным вниманием. В этом умягченном, любовном настроении она предварительно прикрепляется к тесному, домашнему кругу с тем, чтобы дальнейшая жизнь вывела ее в этой самой внутренней «установке» к широким кругам общества и народа.

2. Далее, семья призвана воспринимать, поддерживать и передавать из поколения в поколение некую духовно-религиозную, национальную и отечественную традицию . Из этой семейной традиции и благодаря ей возникла вся наша индоевропейская и христианская культура — культура священного очага семьи: с ее благоговейным почитанием предков, с ее идеей священной межи, огораживающей родовые могилы; с ее исторически слагающимися национальными обычаями и нарядами. Это семья создала и выносила культуру национального чувства и патриотической верности. И сама идея «родины» — лоно моего рождения, и «отечества», земного гнезда моих отцов и предков — возникла из недр семьи как телесного и духовного единства. Семья есть для ребенка первое родное место на земле; сначала — место-жилище, источник тепла и питания, потом — место осознанной любви и духовного понимания. Семья есть для ребенка первое понимание «мы», возникшее из любви и добровольного служения, где один стоит за всех и все за одного. Она есть для него лоно естественной солидарности, где взаимная любовь превращает долг в радость и держит всегда открытыми священные врата совести. Она есть для него школа взаимного доверия и совместного, организованного действования. Не ясно ли, что истинный гражданин и сын своей родины воспитывается именно в здоровой семье?

3. Далее, ребенок учится в семье верному восприятию авторитета. В лице естественного авторитета отца и матери он впервые встречается с идеей ранга и научается воспринимать высший ранг другого лица, преклоняясь, но не унижаясь, и научается мириться с присущим ему самому низшимрангом, не впадая ни в зависть, ни в ненависть, ни в озлобление. Он научается извлекать из начала ранга и из начала авторитета всю их творческую и организационную силу, в то же время освобождая себя духовно от их возможного «гнета» посредством любви и уважения. Ибо только свободное признание чужого высшего ранга научает переносить свой низший ранг без унижения, и только любимый и уважаемый авторитет не гнетет душу человека.

В здоровой христианской семье есть один-единственный отец и одна-единственная мать, которые совместно представляют единый — властвующий и организующий авторитет в семейной жизни, в этой естественной и первобытной форме авторитетной власти ребенок впервые убеждается в том, что власть, насыщенная любовью, является благодатною силою и что порядок в общественной жизни предполагает наличность такой единой, организующей и повелевающей власти: он научается тому, что принцип патриархального единодержавия содержит в себе нечто целесообразное и оздоровляющее; и, наконец, он начинает понимать, что авторитет духовно старшего человека совсем не призван подавлять или порабощать подчиненного, пренебрегать его внутренней свободой и ломать характер, но что, наоборот, он призван воспитывать человека к внутренней свободе.

Так, семья есть первая, естественная школа свободы : в ней ребенок должен в первый, но не в последний раз в жизни найти верный путь к внутренней свободе; принять из любви и уважения к родителям все их приказы и запреты во всей их кажущейся строгости, вменить себе в обязанность их соблюдение, добровольно подчиниться им и предоставить своим собственным воззрениям и убеждениям свободно и спокойно созревать в глубине души. Благодаря этому семья становится как бы начальной школой для воспитания свободного и здорового правосознания .

4. Пока семья будет существовать (а она будет существовать, как все природное, вечно), она будет школой здорового чувства частной собственности . Нетрудно убедиться, почему это так обстоит.

Семья есть данное от природы общественное единство — в жизни, в любви, в заработке и в имуществе. Чем прочнее, чем сплоченнее семья, тем обоснованнее являются ее притязания на то, что творчески создали и приобрели ее родители и родители их родителей.

Это есть притязания на их хозяйственно-овеществленный труд, всегда сопряженный с лишениями, страданиями, с напряжением ума, воли и воображения; притязание на наследственно передающееся имущество, на семейно приобретенную частную собственность, которая является сущим источником не только семейного, но и всенародного довольства.

Здоровая семья всегда была и всегда будет органическим единством — по крови, по духу и по имуществу. И это единое имущество является живым знаком кровного и духовного единства, ибо это имущество в том виде, как оно есть, возникло именно из этого кровного и духовного единения и на пути труда, дисциплины и жертв . Вот почему здоровая семья учит ребенка сразу целому ряду драгоценных умений.

Ребенок научается пробивать себе в жизни дорогу при помощи собственной инициативы и в то же время высоко ценить и соблюдать принцип социальной взаимопомощи; ибо семья, как целое, устраивает свою жизнь именно по частной, собственной инициативе — она есть самостоятельное творческое единство, а в своих собственных пределах семья есть настоящее воплощение взаимопомощи и так называемой «социальности». Ребенок научается постепенно быть «частным» лицом, самостоятельной индивидуальностью и в то же время ценить и беречь лоно семейной любви и семейственной солидарности; он научается самостоятельности и верности — этим двум основным проявлениям духовного характера. Он научается творчески обходиться с имуществом, вырабатывать, создавать и приобретать хозяйственные блага и в то же время — подчинять начала частной собственности (в данном случае некоторой высшей, социальной — семейной) целесообразности... А это и есть то самое умение или, лучше сказать, искусство, вне которого не может быть разрешен социальный вопрос нашей эпохи.

Само собой разумеется, что только здоровая семья может верно разрешить все эти задачи. Семья, лишенная любви и духовности, где родители не имеют авторитета в глазах детей, где нет единства ни в жизни, ни в труде, где нет наследственной традиции,— может дать ребенку очень мало или же не может дать ему ничего. Конечно, и в здоровой семье могут совершаться ошибки, могут слагаться в том или ином отношении «пробелы», которые способны повести к общей или частичной неудаче.

Идеала нет на земле... Однако с уверенностью можно сказать, что родители, которые сумели приобщить своих детей к духовному опыту и вызвать в них процесс внутреннего самоосвобождения, будут всегда благословенны в сердцах детей... Ибо из этих двух основ вырастает и личный характер, и прочное счастье человека — общественное благополучие.

Если взять в целом, то духовность семьи – это довольно философский вопрос и в наш век деградации он много кому не понятен.

Поэтому, для начала, необходимо выяснить,а что такое духовность семьи? И только после этого можно понять, для чего она нужна.

Если говорить без всяких заумных фраз, по простому, то духовность семьи – это когда как у мужа так и у жены есть искренняя вера в Бога, которому они вдвоем пытаются служить.

Плюс еще, параллельно, — муж и жена воспитывают своих детей таким образом, что дают им понимание веры в Бога и рассказывают зачем детям это вообще нужно.

У Вас тоже может возникнуть вопрос: « А действительно, зачем вообще нужна духовность семьи?» На самом деле, еще не так давно я и сам до конца не осознавал что такое вообще духовность, а тем более не знал, как ее можно применить в жизни, а тем более в семейной жизни.

А суть заключается в том, что настоящее будет только в том случае, если каждый ее член повернется к Богу лицом, а не спиной, как это обычно бывает.

Дело в том, что наша культура устроена таким образом, что нам сейчас постоянно навязывают материальные ценности и дают понять, что чем больше у тебя будет дом, чем разнообразней и дороже твоя одежда, чем круче у тебя то, чем лучше у тебя вон то – тогда ты успешен и счастлив в жизни.

Но, как показывает жизнь – это далеко не так, потому что вся суть кроется не в накоплении материальных благ. Я ни в коем случае не хочу сказать, что нам необходимо выбросить все свои вещи, продать квартиру, машину, мебель, и пойти в монастырь на вечную молитву и поклоны.

Здесь суть абсолютно другая. Конечно же, так как мы живем в этом материальном мире – нам необходимо жилье, в котором нам будет комфортно, средство передвижения, хорошая и теплая одежда и прочие вещи.

Весь секрет заключается в том, что большинство людей ставят это на первое место. А это и есть главной ошибкой, так как иногда люди тратят просто героические усилия для того, чтоб купить себе крутую машину или огромный дом, или еще что – то.

Так вот, духовность семьи заключается в том, чтоб переместить ненужное накопление материального с первого места на второй план. А на первое место поставить служение Богу. Сделав таким образом — Вы очень скоро заметите, что начнут испаряться сами собой. А в чем же выражается служение Богу, спросите Вы? Служение означает не только молитвы.

Служение – это действия каждого, которые направлены на улучшения этого мира. Например, когда Вы трудитесь на работе – представьте, что всю работу Вы делаете так, будто Вас попросил ее сделать сам Бог. Если Вас просят близкие о помощи – представьте, что это к Вам обращается господь.

Радикальные изменения, происходящие в жизни нашего общества, требуют всестороннего осмысления. Многолетнее отчуждение человека от подлинной духовной культуры, национальных корней и традиций, от веры, привело к кризису общественного сознания, выразившемуся в крайне неблагоприятной общественной атмосфере: росте преступности (в том числе детской), насилия, открытой пропаганде распущенности нравов. Особенно сложная ситуация сложилась в подростковой и молодежной сфере.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

Духовно–нравственное здоровье семьи .

Радикальные изменения, происходящие в жизни нашего общества, требуют всестороннего осмысления. Многолетнее отчуждение человека от подлинной духовной культуры, национальных корней и традиций, от веры, привело к кризису общественного сознания, выразившемуся в крайне неблагоприятной общественной атмосфере: росте преступности (в том числе детской), насилия, открытой пропаганде распущенности нравов. Особенно сложная ситуация сложилась в подростковой и молодежной сфере.

Семья начинается с брака, брак же в христианской традиции, «есть таинство», в котором при свободном обещании верной любви освящается супружеский союз жениха с невестой для чистого рождения и воспитания детей и для взаимного вспоможения во спасении.

По слову святителя Иоанна Златоуста, брак стал для христиан "таинством любви", в котором участвуют супруги, их дети и Сам Господь. Совершение этого таинственного союза любви возможно лишь в духе христианской веры, в подвиге добровольного и жертвенного служения друг другу.

Брак - это уникальный союз двух существ в любви, двух существ, которые могут превзойти свою собственную человеческую природу и быть соединенными не только друг с другом, но и во Христе.

«Смысл брака в том, чтобы приносить радость. Подразумевается, что супружеская жизнь - жизнь самая счастливая, полная, чистая, богатая. Долгом в семье является бескорыстная любовь. Каждый должен забыть свое «я», посвятив себя другому» - так говорила государыня императрица Александра Федоровна.

Понятие «семья» имеет не только нравственную, но и духовную природу подтверждают религиозно-философские и богословские исследования.

В православной традиции, семейная жизнь понимается как «путь ко Спасению», восхождение, по которому связано с несением «креста», повседневных обязанностей, взаимных забот, сотрудничества, понимания и согласия.

В браке происходит преображение человека, преодоление одиночества и замкнутости, расширение, восполнение и завершение его личности Духовному возрастанию мужа и жены в браке помогает супружеская любовь, распространяющейся на детей и согревающей всех окружающих.

Великое дело – взять на себя ответственность за эти нежные юные жизни, которые могут обогатить мир красотой, радостью, силой, но которые также легко могут погибнуть; великое дело – пестовать их, формировать их характер, духовно совершенствуясь самим – вот о чем можно думать, когда устраиваешь свой дом, создаешь семью. И как сказала последняя русская императрица Александра Федоровна: «Это должен быть дом, в котором дети будут расти для истины и благородной жизни, для Бога».

Сегодня говорят о мировоззренческом кризисе, о том, что поколением растет вялым и беспринципным. Наступят времена, когда безответственность родителей будет расти из поколения в поколение. Тогда между родителями и детьми вырастает пропасть, отец и мать перестают понимать своих детей, а дети начнут жаловаться на абсолютную отчужденность, и уже много лет спустя дети воспроизведут в своих семьях эту же отчужденность

В основе семьи лежит брачный союз. Он является договором между мужчиной и женщиной, согласно которому они берут на себя обязанность жить вместе как муж и жена, взаимно помогая друг другу и восполняя духовно-нравственные запросы друг друга. В христианской традиции брак «есть таинство, в котором при свободном обещании верной любви освящается супружеский союз жениха с невестой для чистого рождения и воспитания детей и для взаимного вспоможения во спасении».

Создание семьи, вступление в брак, мотивы, причины и настроения, с которыми мужчина и женщина создают семью, могут иметь существенное влияние на будущее потомство.

Для христиан заключение брачного союза совершается только в Церкви и только в Церкви становится «таинством благодати» – образом духовного союза Христа со вступившими в брак. Благодаря этому союзу создается семья как «домашняя церковь».

Молодые супруги, пылающие страстью, убеждены, что эта страсть и есть любовь, именно она и является стержнем и главной опорой семьи. Но рано или поздно бурная страсть утихает, и если у супругов не завязываются глубокие духовные связи, наступает разочарование в семейной жизни. Очень важно обоим быть сдержанными, вежливыми, уступчивыми, уметь закрывать глаза на мелкие слабости друг друга, прощать их ради главного – мира и покоя в семье. Тогда всем хорошо и все довольны. А в счастливой семье и дети счастливы.

Семья, призвано поддерживать и передавать из поколения в поколение некую духовно религиозную традицию. Духовно пробудить ребенка – первостепенная родительская задача.

Особая роль семьи - заключается в исполнении исконной функции - духовно-нравственном воспитании детей. Дети воспринимаются не как случайное приобретение, а как дар Божий, который родители призваны беречь и «приумножать», содействуя раскрытию всех сил и талантов ребенка, возводящих его к добродетельной христианской жизни.

В воспитании детей семья не может быть заменена никаким другим социальным институтом, ей принадлежит исключительная роль в содействии становлению детской личности. В семейном общении человек учится преодолевать свой греховный эгоизм, в семье узнает, «что такое хорошо и что такое плохо».

В общении с близкими, взрослыми у ребенка формируются собственно человеческие формы поведения: навыки мышления и речи, ориентации и деятельности в мире предметов и человеческих отношений, нравственные качества, жизненные ценности, стремления, идеалы.

Для каждого из своих членов семья является школой любви как постоянной готовности отдавать себя другим, заботиться о них, оберегать их. На основании взаимной любви супругов рождается родительская любовь, ответная любовь детей к родителям, бабушкам, дедушкам, братьям и сестрам. Радость и горе в духовно здоровой семье становятся общими: все события семейной жизни объединяют, усиливают и углубляют чувство взаимной любви.

Источниками духовной любви и духовной веры человека в воспитании семьянина может только семья. Испокон века воспитание доброго нрава ребенка, развитие его способности к добродетельной жизни определялось образом жизни матери и отца, тем, насколько сами родители могли показать ему добрый пример. Без примера и наставления в добре ребенок теряет способность формироваться как личность.

Отсюда, личный пример родителей – одно из сильнейших средств воспитательного воздействия на ребёнка. Чтобы быть примером для своих детей, а родители хотят этого, надо самим жить духовно богато и красиво. Атмосферу любви и дружбы в семье создают общие духовные интересы, совместный труд и развлечения, задушевные беседы.

Не нужно доказывать простую истину, чтобы дети получили хорошее воспитание, воспитывать себя и прежде всего, духовно совершенствуясь, должны сами родители.

Об этом свидетельствует в пословицах мудрость православного русского народа: «Мать праведная – ограда каменная», «Отец сына не на худо учит» и много других примеров…