Научные обсуждения. Большая энциклопедия нефти и газа

Личностью в психологии обозначается социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру представленности общественных отношений в индивиде.

ГЛ А В А 11. ЛИЧНОСТЬ. ИССЛЕДОВАНИЯ Представление о личности в отечественной психологии

Личность - одна из самых сложных категорий в психологии.

Введение в психологию понятия личности означает, прежде всего, что в объяснении психических явлений исходят из реального бытия человека, его взаимоотношений с материальным миром. По известному определению С. Л. Рубинштейна, личность понимается как «воедино связанная совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия» 1 . Говоря о личности, мы подразумеваем и собственно эволюцию живых существ, и историю человека, и, наконец, личную историю человека. Другой классик отечественной психологии, А. Н. Леонтьев, объясняет феномен личности так: «...личность представляет собой целостное образование особого рода. Личность не есть целостность, обусловленная генотипически: личностью не родятся, личностью становятся. ..Личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека...» 2 . Итак, в отечественной психологии сложился определенный взгляд на понятие «личность».

1. Личность является субъектом социальных отношений, так как воплощает их в себе. Личность
определяется своими отношениями к окружающему миру, к общественному окружению, к другим людям.
Эти отношения реализуются в той реальной деятельности, посредством которой люди познают мир
(природу и общество) и изменяют его. Во взаимодействии с миром, в осуществляемой им деятельности
человек не только проявляется, но и формируется. Отсюда следует, что личность выступает как «единица» в
системе общественных отношений, как реальный носитель этих отношений.

2. Личность неотделима от деятельности. В ходе развития субъекта отдельные его деятельности вступают
между собой в иерархические отношения. Узлы, соединяющие отдельные деятельности, завязываются не
только действием биологических или духовных сил человека, которые лежат в нем самом, а завязываются в
той системе отношений, в которые вступает субъект. Эти иерархии деятельностей, или, иначе говоря,
мотивы человека, образуют ядро личности.

Итак, отечественная наука представляет в основном деятельностную теорию личности. Основными характеристиками деятельности являются предметность и субъектность.

1 Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976. С. 240-250.

2 Леонтьев С. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. С. 175-180.



Предметность -

Предметность - это характеристика, которая присуща только человеческой деятельности и проявляется,

прежде всего, в понятиях языка, социальных ролях, ценностях. Специфика предметности состоит в том, что

объекты внешнего мира воздействуют на субъект не непосредственно, а только будучи преобразованными в

процессе самой деятельности.

В отличие от А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейн и его последователи подчеркивают, что деятельность

личности (и сама личность) понимается не как особая разновидность психической активности, а как

реальная, объективно наблюдаемая практическая (а не символическая), творческая, самостоятельная

деятельность конкретного человека (Абульханова-Славская К. А., 1980; Брушлинский А. В., 1994).

Субъектность означает, что человек сам является носителем своей активности, собственным источником

преобразования внешнего мира, действительности. Субъектность выражается в намерениях, потребностях,

мотивах, установках, отношениях, целях, определяющих направленность и избирательность деятельности, в

личностном смысле, т. е. значении деятельности для самого человека.

Представители деятельностного подхода считают, что личность формируется и развивается в течение всей

жизни в той мере, в какой человек продолжает играть социальную роль, быть включенным в социальную

деятельность. Человек не является пассивным наблюдателем, он - активный участник социальных

преобразований, активный субъект воспитания и обучения. Детство и юношеские годы тем

рассматриваются в отечественной психологии как наиболее важные для формирования личности.

По мнению представителей деятельностного подхода, основное место в личности Занимает сознание,

причем структуры сознания не даны человеку изначально, а формируются в раннем детстве в процессе

общения и деятельности. Бессознательное имеет место только в случае автоматизированных операций.

Сознание личности полностью зависит от общественного бытия, ее деятельности, от общественных

отношений и конкретных условий, в которые она включена.

Человек обладает свободой воли лишь в той мере, в какой это позволяют социально усвоенные свойства

сознания, например рефлексия, внутренний диалогизм.

Свобода - это осознанная необходимость. Внутренний мир человека и субъективен, и объективен

одновременно. Все зависит от уровня включения субъекта в конкретную деятельность. В этой связи

Тертель А. Л. = Психология. Курс лекций: учеб. пособие. 2006. - 248 с. 92


Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || [email protected] 93 of 147

свойства личности рассматриваются как социально (нормативно) детерминированные. Например, настойчивость формируется в таких видах деятельности, где субъект проявляет самостоятельность, независимость. Настойчивый человек действует смело, активно, отстаивает свои права на самостоятельность и требует от окружающих признания этого. Список свойств личности практически безграничен и задается многообразием видов деятельности, в которых человек участвует (Абульханова-Славская К. А., 1980).

Л.А. СТАХНЕВА, доктор психологических наук, профессор кафедры общей и возрастной психологии Орловского государственного университета

Тел. 89616222826

ПОНИМАНИЕ СУБЪЕКТА И СУБЪЕКТНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

К настоящему времени в компонентах категорий качественного анализа феномена человека появились дополнительные характеристики: понятие «человечность» рассматривается как система ценностей и как источник новых ценностей, «целостность» человека - как критерий зрелости личности, «субъект» как ядро структуры человека, «субъектность» - как способность личности к са-модетерминации.

Ключевые слова: личность, субъект, субъектность, субъективность, активность, развитие, самодетерминация.

Проблема субъекта и субъектности в современной психологии занимает особое место, отражая активную, конструктивную позицию человека в мире. Субъект - одно из центральных понятий современной психологии, категориальный статус которого является в настоящее время наиболее дискуссионным. Трудности психологического определения понятия «субъект» обусловлены как недостаточной разработанностью данного понятия, так и его многозначностью. На недостаточность методологической разработки данного понятия указывают многие психологи: К.А. Абульханова-Слав-ская, А.Л. Журавлев, Б.А. Сосновский и др.

Категория субъекта является общефилософской и раскрывает качество активности человека, выявляет его место и роль в мире, способность к деятельности, самоде-терминации, самоопределению и развитию. Введение категории субъекта в психологию способствовало рассмотрению человека в новой плоскости: в единстве его природного, социального, духовного начал.

В работах К.А. Абульхановой-Славской и А.В. Брушлинского предпринята философско-методологическая интерпретация рубинштейновской категории субъекта и обозначен общеметодологический принцип изучения субъектности. Рассмотрим подробнее своеобразие авторских интерпретаций данного понятия, которое трактуется как в широком, так и в узком смысле.

К.А. Абульханова-Славская предложила различать общее, идущее от философии понимание субъекта, связываемое с активностью, самодеятельностью, саморазвитием, самодетерминацией, и специальное - дифференциальное, когда понятие «субъект» употребляется для раскрытия качественной определенности тех отношений, в которые включен субъект (специфика морального субъекта, субъекта психической деятельности, субъекта общения, деятельности, познания). Исследователь отмечает, что психологическая операционализация понятия «субъект» вызывает определенные трудности в связи с постановкой следующих проблем: всегда или при определенных условиях личность является субъектом, насколько понятие, относящееся и к обществу в целом, и к группе, может относиться к личности и какое качество личности оно тогда образует, относится ли понятие субъекта к идеальному, желательному, в этом смысле совершенному качеству человека, личности или оно может вскрывать его реальное состояние, проблема субъекта - это только проблема мировоззренческая, духовная (и в этом смысле идеальная) или одновременно реальная, жизненная? .

© Л.А. Стахнева

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

В узком психологическом смысле данное понятие означает:

- «качество личности, связанное с возможностью целостной организации деятельности, доступностью субъекту его целостного контура, возможностью самому определить этот контур»;

- «интегральные способности, которые проявляются в направленности(способности ставить разумные, реальные, достижимые данной личностью при данной совокупности обстоятельств цели); построении и организации личной жизни; выборе альтернатив, адекватном принятии решения; умении мобилизовать свои возможности, концентрировать свои природные и психологические силы; умении вырабатывать социально зрелое решение, реалистическом понимании хода жизни; умении не только приспособиться к окружению, но найти или изменить свое место в жизни»;

- «способности к осознанной регуляции человеком своей произвольной активности, необходимой для конструктивного разрешения противоречий, поскольку «масштаб противоречий и конструктивность их решения определяют уровень, достигнутый личностью как субъектом. Способность к координации событий жизни, к ее организации и, главное, решению конкретных противоречий - такова характеристика личности как субъекта жизни».

К.А. Абульханова-Славская подчеркивает, что смысловая нагрузка психологического понятия «субъект», в отличие от философского как идеальной структуры, предполагает наличие внутренней дисгармоничности; «Субъект не есть эталон и предел совершенствования, он постоянно решает задачу совершенствования.... и в этом смысле состоит его человеческая специфика и постоянно возобновляющаяся жизненная задача» . В данной трактовке акцент делается на определении субъекта не как идеала, а лишь постоянного движения к нему личности путем разрешения противоречий, поскольку только в процессе приобретения опыта конструктивного разрешения противоречий человек становится субъектом.

Понятие «субъект» включает в себя не только психологическую активность, но и социально-психологическую представленность личности в жизненном пространстве. На этом основании субъект определяется как «совокупность познавательных, деятельно-практических, содержательно-этических отношений к миру». В обобщающем анализе,

касающемся определения понятия «субъект», автор делает следующие выводы:

во-первых, это понятие предполагает определенную индивидуализацию, которая и проявляется в согласовании своих возможностей, способностей, ожиданий со встречными условиями и требованиями;

во-вторых, применительно к разным личностям можно говорить о разной мере их становления как субъектов в соответствии с общим определением, что субъект - это не вершина совершенства, а постоянное движение к нему;

в-третьих, в качестве субъекта личность изменяет объективное течение своей жизни, создает своими поступками новые, отсутствовавшие до того условия, вторичные детерминанты жизни.

Согласно А.В. Брушлинскому, «субъект» есть «все человечество в целом, представляющее собой противоречивое единство субъектов иного уровня и масштаба: государств, наций, этносов, общественных классов и групп, индивидов, взаимодействующих друг с другом» . В узком смысле субъектом является не психика человека, а человек, обладающий психикой, не те или иные его психические качества, виды активности и т.д., сам человек - общающийся, деятельностный. «Субъект» - это:

Человек, люди на высшем (для каждого из них) уровне активности, целостности, автономности и т.д.;

Творец собственной истории, вершитель своего жизненного пути; тот, кто осуществляет деятельность, общение, поведение, созерцание и другие виды специфически человеческой активности: творческой, нравственной, свободной и т.д.;

Качественно определенный способ самоорганизации, саморегуляции, согласования внешних и внутренних условий активности, центр координации всех психических процессов, состояний, свойств, способностей, возможностей (и ограничений) личности соотносительно с объективными и субъективными (цели, притязания, задачи) условиями деятельности, общения и т.д.;

Высшая системная целостность всех его сложнейших и противоречивых качеств, в первую очередь психических процессов, состояний и свойств, его сознания и бессознательного.

Субъект как высшая целостность означает, что на качественном этапе его развития соответственно видоизменяется - постепенно или сразу-вся основная система его психических процессов и свойств.

А.В. Брушлинский подчеркивает, что субъект представляет собой общее единое основание для развития (в частности, для дифференциации через интеграцию) всех психических процессов, состояний и свойств, сознания и бессознательного.

Ряд исследователей считают, что широкое понимание понятия «субъект» неконструктивно, поскольку многоплановость содержательных аспектов, вкладываемых в понятие «субъект», - основная причина недостаточной определенности этого термина. А.К. Осницкий полагает, что при всей конструктивности и перспективности использования понятий «субъект» и «субъектность» есть опасность слишком широкого их понимания и абсолютизации .

В трактовке Л.И. Анцыферовой основная характеристика субъекта - это переживание человеком себя как суверенного источника активности, способного в определенных границах намеренно осуществлять изменения окружающего мира и себя . Д.А. Леонтьев также указывает, что развитие человека как субъекта предполагает быть самоинициируемым и саморегулируемым . В.В. Столин рассматривает понятие «субъект» как «сквозное» свойство человека. Субъект им понимается как интегральное свойство человека, объединяющее в себе характеристики организма, социального индивида и личности .

Сравнительный анализ дефиниций показал, что поиски по уточнению смысла данного термина еще не закончены. Активно продолжается творческий процесс уточнения параметров субъекта. Трудности операционализации обусловлены тем, что данное понятие является «многоаспектным, обобщенным, объединяющим. От «человека» сюда входит видовое, от «личности» - социальное, от «индивида» - уникальная целостность и т.д., но в конкретной своей представленности это всегда субъект как реальный носитель жизни, деятельности, переживания, общения, педагогического воздействия и т.п.» .

Итак, в психологической трактовке понятия «субъект» отмечается деятельная, активная природа человека, которая проявляется в способности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования. Субъект в психологии - это прежде всего носитель активности, носитель всего субъективного и объективного в человеке (отражения, деятельности, сознания и т.д.). В отличие от понятия «активность» субъект есть интегральная характеристика человека, претендующая на системность (целостность и неразрывность, несво-димость к более простым свойствам). В отличие от таких понятий, как «индивид» и «личность», понятие «субъект» отражает специфичес-

кое (функциональное) качество человека, проявляющееся в способности к самодетерминации, саморазвитию.

В целом в современной психологии понятие субъекта конструктивно в следующих значениях: для обозначения оптимальных уровней, стадий совершенствования и развития личности. Понятие «субъект», раскрывая определенное качество активности человека, связано с представлением о высшей структуре личности, обеспечивающей самоде-терминацию. Рассматриваемое понятие является достаточно высоким обобщением, включающим в себя различные уровни проявления активного, инициативного, интегративного, системного начал.

Проблема субъекта является чрезвычайно сложной. Какова необходимость и целесообразность использования понятия «субъект» в современной психологии? Авторы субъектного подхода (К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, Л.И. Анцыферова и др.) полагают, что эвристический потенциал использования понятия «субъект» заключается в том, что задается единое основание для описания психических процессов, свойств, состояний, реализуется возможность для четкого определения предмета психологии, ее места среди других наук о человеке. Предметом психологии становится субъект в непрерывном процессе функционирования и развития его психики. Перемещение акцента на субъект позволяет сместить исследования с отдельных психических явлений на более высокий уровень - целостное изучение человека (А.В. Брушлинский).

Методологическое значение категории «субъект» в том, что она раскрывает, переводя ее из чисто философской в контекст логики и методологии науки (гуманитарного знания). Категория субъекта задала методологические ориентиры для дифференциации различных психологических понятий субъектов и их синтеза на особой системной основе.

Трудности в определении смысловой нагрузки понятия «субъектность» обусловлены тем, что оно практически отсутствует в философских и психологических словарях, за исключением краткого психологического словаря, в котором поясняется: «Субъектность человека проявляется в его витальности, деятельности, общении, самосознании» .

Обратимся к авторским интерпретациям анализируемого понятия. Субъектность в понимании К.А. Абульхановой-Славской проявляется в способе интерпретации действительности, а также в диспозиционности, поскольку особым качеством субъекта является его отношение к жизни как к личной проблеме. О.А. Конопкин рассматривает субъектность как особое свойство и способность

человека к самодетерминации разных сфер и сторон своего бытия, которая выступает характеристикой личности, конституирующей ее . А.К. Осницкий под субъектностью понимает целостную характеристику активности человека, обнаруживаемой в деятельности и поведении . Разводя понятия «субъектный» и «субъективный», он отмечает, что субъективное представляет целостную онтологическую характеристику бытия человека, а понятие «субъектность» является содержательно-действенной характеристикой активности, подчеркивающей интенциональность субъекта, поэтому может в данном ракурсе рассматриваться как одна из граней субъективности. Гносеологически понятие «субъективное» чаще соотносится со своеобразием результатов отображения человеком внешних условий и психических процессов. Субъективность в деятельности и поведении, в процессах восприятия, принятия решений связана прежде всего с индивидуальными особенностями освоенной человеком преобразующей активности: индивидуальными особенностями постановки и решения задач.

Е.А. Волкова рассматривает понятие «субъектность» через категорию «отношение». На этом основании субъектность определяется как отношение человека к себе как к деятелю. Субъектность как отношение включает в себя характер эмоционального отклика на себя и на другого человека. Она существует на осознанном и неосознанном уровнях. Степень осознания изменений, происходящих с человеком и производимых им, определяет уровень развития субъектности. Субъектность связана с активностью, инициативностью, преобразующими возможностями человека. Вместе с тем Е.А. Волкова подчеркивает, что субъектность нельзя понять как качество, присущее индивидуальному субъекту, поскольку человек не может один быть носителем своей субъектности. Субъектность как свойство личности проявляется в способности производить взаимообусловленные изменения в мире и в человеке. При этом специфика субъектности заключается во взаимосвязи предметов преобразований. Ими являются и окружающая действительность, и сам человек, и его внутренний мир.

Отметим, что близкими, но не тождественными по значению являются понятия «субъективность» и «субъектность». Субъективность в отличие от субъектности является более широким, поскольку, во-первых, представляет сущностный предикат человека, то, что принадлежит субъекту; во-вторых, онтологическую характеристику бытия человека, интегральную форму бытия. Разверну-

тая характеристика дефиниций «субъективность» и «субъектность» представлена В.И. Слободчико-вым и Е.И. Исаевым: «Субъективность - базовая категория антропологической психологии, определяющая общий принцип существования человеческой реальности, непосредственного само-бытия человека; как форма бытия и способ организации человеческой реальности, субъективность обнаруживает себя в способности человека встать в практическое (преобразующее) отношение к собственной жизнедеятельности и находит свое высшее выражение в рефлексии». Субъектность же, по мнению авторов, представляет «социальный, деятельностно-преобразующий способ бытия человека; как самость субъектность есть очевидная и непосредственно данная форма само-бытия человека» . И далее: «Субъектность - это многообразие психологических способностей и механизмов, обобщенно представленных в таких психологических реакциях, как разум, чувства, побуждения, воля, способность, характер человека. Субъектность есть центральное образование человеческой субъективности, центральная категория психологии человека. Понятие субъектности потенциально включает в себя всю совокупность проявлений человеческой психологии и представляет собой особого рода целостность. Достижение человеком уровня субъектности предполагает овладение им совокупностью родовых психологических способностей: мышления, сознания, желаний, воли, чувств и т.д.» [там же, с. 253]. Такого же взгляда придерживается В.А. Татенко, полагая, что под субъективным может пониматься все то, что задает качественную определенность жизни конкретного субъекта, принадлежит субъекту, производится субъектом или проистекает из него, и в этом не противостоит представлению об объективной реальности. Понятие «субъектный» отражает прежде всего авторский характер активности человека как субъекта и раскрывается в таких понятиях, как «свободный, самостоятельный, автономный, инициативный, творческий, оригинальный» .

Субъектность в современной психологии понимается как центральное образование человеческой реальности, возникающее на определенном уровне развития личности и представляющее ее новое системное качество, подразумевающее способность к самостоятельному жизнетворче-ству, способность производить изменения в мире и в самом себе. В качестве интегрирующих характеристик субъектности можно выделить следующий инвариант определений:

Свойство человека превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования;

Специфичность субъектного - авторская постановка и решение задач, определение приоритетных действий и поступков, личностное определение отношения к решаемым задачам, самоопределение своей позиции по отношению к миру, людям и самому себе;

Есть особые личностные качества, связанные с активно-преобразующими свойствами и способностями (активность, инициативность, самостоятельность, ответственность, способность к рефлексии, интернальность, креативность, коммуникативность в ракурсе принятия и понимания другого, целостность и др.);

Высокий уровень функционального развития.

Итак, основу понятия «субъектность» составляют следующие характеристики: активность («целостная характеристика активности человека», «активная сторона психической организации челове-

ка», «активно-преобразующая функция личности», «авторский характер активности», «деятельностно-преобразующий способ бытия»); диспозицион-ность, проявляющаяся в отношении «к жизни как к личной проблеме», в «отношении человека к себе как к деятелю», в способе интерпретации действительности. И, наконец, еще одно важное отличие: если субъективность как онтологическая характеристика бытия человека представляет данное свойство, то субъектность - приобретаемое, формируемое и проявляющееся в деятельности, общении, самосознании.

В психолого-педагогических исследованиях субъектность рассматривается как детерминанта и условие успешного профессионального развития. Cyбъeктнocть как интегративное качество личности выступает фактором устойчивости личности и способствует ее сохранению от дезинтеграции, профессиональных деформаций, создает основу внутренней гармонии, высокой работоспособности, определяет жизнеспособность и профессиональную и личностную продуктивность.

Библиографический список

Абульханова-Славская К.А. Психология и сознание личности. (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды. - М., 1999. - 224 с.

Анцыферова Л.И. Психологическое содержание феномена «субъект» и грани субъектно-деятельностного подхода // Индивидуальный и групповой субъекты в изменяющемся обществе: Тезисы докладов к Международной научно-практической конференции. - М., 1999. - С. 17-19.

Брушлинский А.В. Психология субъекта. - М., 2003. - 272 с.

Волкова Е.Н. Субъектность педагога: теория и практика. Автореф. дис. ... д-ра психолог. наук. - М., 1998. Конопкин О.А. Феномен субъектности в психологии личности//Вопросы психологии. - 1994. - № 6. - С.148-150.

Краткий психологический словарь / Ред.-сост. Л.А. Карпенко / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Яро-шевского. - Ростов-на-Дону, 1998. - 512 с.

Леонтьев Д.А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности//Психологи-ческий журнал. - 2000. - Т. 21. - С. 15-25.

Осницкий А.К. Проблемы исследования субъектной активности // Вопросы психологии. - 1996. - № 1. - С. 5-19.

Сосновский Б.А. Актуальные вопросы психологии человека в современной России // Психология человека в условиях социальной нестабильности / Под ред. Б.А. Сосновского. - М., 1994. - С. 3-9.

Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. - М.: Школа-Пресс, 1995. - 384 с.

Столин В.В. Самосознание личности. - М., 1983. - 284 с.

12. Татенко ВЛ. Психология в субъектном измерении: Монография. - ^ев, 199б. - 403 с.

UNDERSTANDING OF SUBJECT AND SUBJECTIVITY IN MODERN PSYCHOLOGY

In the article are observed “Subject” and “Subjectivity” notions in the connection with the anthropological topic’s revival in psychology, determinism principles’ recomprehension, new view at human’s nature and development. The given notion reflects a specific human’s feature displayed in self-determination and self-development abilities. The subjectivity is regarded as an initiating creative principle of a personality interacting with a society, world, himself. The article represents philosophical and psychological approaches to the study of a “Subject” category and different psychological interpretations of the notion under analysis. The methodological importance of “Subject” category introduction into modern psychology notion apparatus is revealed.

Key words: personality, subject, subjectivity, activity, development, self-determination.

Субъектность - способность человека выступать агентом (субъектом) действия, быть независимым от других людей. Существует множество толкований этого термина: либо с точки зрения гуманистической, либо естественнонаучной (гуманитарной парадигмы).

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 3

    Впервые термин «субъектность» употребил А. Н. Леонтьев в работе «Деятельность. Сознание. Личность» в 1977 году. Под «субъектностью» Леонтьев понимает определенный набор качеств человека, которые характеризуют сферу его деятельностных способностей, его способность к самодетерминации, творческой активности и др.

    Наиболее точным аналогом в зарубежной психологии является слово «agency», которое вошло в лексикон с 1980-х. Оно обозначает способность человека быть агентом (субъектом), то есть активно действующим лицом, движущей силой действия.

    По одному из определений, agency - это «осуществленная возможность людей воздействовать на их мир, а не только познавать его и приписывать ему личную или интерсубъективную значимость. Эта способность представляет собой присущую людям силу действовать целенаправленно и рефлексивно, находясь между собой в более или менее сложных взаимоотношениях, корректируя и переделывая мир, в котором они живут, в обстоятельствах, в которых они могут считать желательными и возможными разные направления действий, хотя не обязательно под одним и тем же углом зрения» .

    К наиболее признанным относится теория Р. Харре, который считает: «Наиболее общим требованием к любому существу, чтобы его можно было считать субъектом, является то, чтобы оно обладало определенной степенью автономии. Под этим я подразумеваю, что его поведение (действия и акты) не полностью детерминированы условиями его непосредственного окружения» . Полноправный субъект (agent), считает Харре, умеет дистанцироваться как от воздействия окружения, так и от тех принципов, на которых основывалось поведение до настоящего момента. «Человек является совершенным субъектом по отношению к определенной категории действий, если и тенденция действовать, и тенденция воздерживаться от действия в его власти».

    Характеристики субъектности

    Согласно С. Л. Рубинштейну, субъектность трактуется как способность человека производить изменения в мире и в себе самом. Эта способность формируется в ходе исторического и индивидуального развития. Субъекта в данном случае характеризуют такие качества, как активность, способность к развитию и интеграции, самодетерминации, саморегуляции, самодвижению и самосовершенствованию.

    Е. Н. Волкова определяет субъектность через категорию «отношение»: отношение к себе как к деятелю и такое же отношение другим людям. С ней согласен В. Н. Мясищев, который считает такие отношения «сердцевиной» человеческой жизни, потому что именно в них проявляются цели человека, его чувства к другому, уровень способностей во время взаимодействия с другими людьми.

    И. В. Дуденкова указывает также на принцип автономии разума и принцип рефлексии.

    А. Г. Асмолов рассматривает субъектность как характеристику деятельности, выражающую ее внутренний смысл. Для Асмолова субъектность тесно связана с мотивацией. А. Н. Ильин пишет о том, что субъектность находится в общем онтологическом пространстве со свободой и ответственностью.

    В. И. Слободчиков видит в субъектности способность человека управлять своими действиями, реально-практически преобразовывать свою деятельность, планировать способы действий, реализовывать программы, контролировать ход и оценировать результаты своих действий.

    С. С. Кашлев и С. Н. Глазачев подразумевают под субъектом «носителя предметно-практической деятельности и познания в той мере, в какой он включается посредством реальной деятельности в процесс непосредственного преобразования и познания окружающей действительности».

    И. А. Серегина предлагает структуру субъектности, которая включает в себя сознательную творческую активность, способность к рефлексии, осознание собственной уникальности, понимание и принятие другого.

    Модели субъектности

    • Продуктивная субъектность (productive agency)

    Д. Шварц связывает продуктивность и субъектность. По его мнению, чтобы произошла коллаборация, люди не обязаны коммуницировать: даже если они говорят на разных языках, они могут успешно работать вместе. А мотивация к коллаборации возникает постольку, поскольку они могут проявить свою субъектность через участие в продуктивной деятельности. .

    • Разъединенная субъектность (disjoint agency)

    Х. Р. Маркус и С. Китаяма пишут, что модели разъединенной субъектности на первое место выступает личностная автономия, локализованная в самом индивиде. Эта модель, по их мнению, «является не общей моделью мотивации, а моделью, преимущественно смыслами и жизненными практиками, типичными для контекстов жизни европейско-американского среднего класса» .

    • Соединенная субъектность (conjoint agency)

    При соединенной субъектности на первый план выступает взаимосвязь индивидуальных субъектов. Становление субъектности в данной модели основывается на усвоении определенных культурных моделей. Причем это не обязательно должны быть этнонациональные образования. Маркус и Китаяма, исследовав формирование идентичности на страницах американских журналов, обнаружили, что издания для людей с высшим образованием продвигают модель разъединенной субъектности, а те СМИ, которые ориентированы на среднее образование - соединенную субъектность.

    Субъектность и субъективность

    А. К. Оснинский, разводя понятия «субъектный» и «субъективный», говорит, что субъективное представляет целостную онтологическую характеристику бытия человека, а субъектное - характеристику активности, поэтому может рассматриваться как одна из граней субъективности. В. И. Слободчиков и Е. И. Исаев определяют субъективность как базовую категорию, устанавливающую общий принцип существования человеческой реальности, а субъектность представляет собой «социальный, деятельно-преобразующий способ бытия человека». Таким образом, «субъектность есть центральное образование человеческой субъективности».

    Отсутствие общепризнанного определения «субъектности» в философии

    С изучением субъектности сложилась достаточно противоречивая ситуация. С одной стороны, трудно назвать другую проблему, привлекавшую с разных точек зрения большее внимание философов, чем эта: размышления о первооснове всего сущего в эпоху античности, идея causa sui у схоластов в Средние века, категориальная пара «субъект - объект» в немецкой классической философии, различные концепции XIX - XX вв., призванные ответить на вопрос о сущности человека и т.д. А с другой, до сих пор нет сколь-либо общепризнанного определения человеческой субъектности.

    «Избегание» изучения субъектности в психологии

    Психология же наоборот, как будто даже избегала этой проблематики, предпочитая изучать поведение как совокупность реакций, различные могущественные силы, руководящие человеком из бессознательного, отдельные познавательные процессы, «осмысленную деятельность» и т.д., и т.п., но не человека, который в качестве целостного субъекта ведет себя определенным образом, обладает бессознательным, «стоит» за каждым психическим процессом, осуществляет свою деятельность. Возможно, потому, что человеческая субъектность - крайне трудный объект для изучения методами естественных наук, каковой психология долгое время стремилась стать, ведь способы, пригодные для описания объектов, неадекватны в применении к субъекту, а необходимые для ее изучения понятия не поддаются жесткой операционализации. Своего рода защитным механизмом является объявление субъектности этакой «научной метафорой» или признание за ней лишь гносеологического, но не онтологического содержания.

    В результате термин «субъектность» до сих пор является достаточно новым и общепризнанного категориального статуса, собственно говоря, не имеет. Показательно, что в подавляющем большинстве психологических и особенно философских трудов абсолютно в том же значении вместо него используется термин «субъективность». (В некоторых из них данные понятия не дифференцируются, а их применение, по-видимому, определяется стилистическими соображениями или редакторами.)

    Прецедент разделения терминов «субъектность» и «субъективность» и его причины

    Тем не менее целый ряд психологов: например, К.А. Абульханова, А.В. Брушлинский, А.К. Осницкий, В.А. Петровский, В.И. Слободчиков и Г.А. Цукерман, В.А. Татенко, А.У. Хараш и др. - создали в своих работах прецедент использования термина «субъектность» («субъектный») в качестве самостоятельного, достаточно последовательно (хотя и по-разному!) отграничивая его от «субъективности» («субъективного»).

    Такое параллельное существование нескольких терминов не бывает случайным и требует своего объяснения. Можно выделить, как минимум, три основных причины его возникновения: 1 - концептуальная непроработанность проблемы, 2 - недостаточная квалификация исследователей, 3 - зарождение и сосуществование наряду с традиционным иного понимания проблемы, требующего для себя опоры в новом термине (причем, качественное различие подходов может далеко не всеми и не сразу осознаваться, но интуитивно схватывается в словоупотреблении).

    Навряд ли перечисленных авторов фундаментальных работ по психологии субъектности можно упрекнуть в недостаточной проработке проблем, которыми они занимались, а уж тем более в низкой компетентности или отсутствии необходимой философской подготовки. Очевидно, используя термин «субъектность», они стремились подчеркнуть определенный аспект (или аспекты) значения, который отсутствует или утерян в термине «субъективность», либо наоборот избежать того аспекта (аспектов), который присутствует, но является по тем или иными причинам нежелательным.

    Попробуем разобраться в этом терминологическом вопросе, поскольку за ним может скрываться концептуальный.

    «Субъектность» и «субъективность» как качество субъекта

    Во всех случаях, когда авторы используют термин «субъектность» (аналогично термин «субъективность» в том же значении), они ведут речь о некотором свойстве (свойствах) субъекта, причем существенном его свойстве, более того, сущностном свойстве, которое принципиально отличает его от объектов и даже от других субъектов, - свойстве, наличие которого и делает субъекта тем, чем он является. Такое свойство традиционно называется качеством. Следовательно, «субъектность» и «субъективность» - это два разных обозначения качества субъекта.

    В основе большинства традиционных трактовок качества, как отмечает А.И. Уемов (1963), лежит точка зрения Г.В.Ф. Гегеля, понимавшего качество как «тождественную с бытием определенность».

    В имеющихся определениях эта «тождественная с бытием определенность» раскрывается в разных аспектах. Во-первых, со стороны постоянства качества (качество вещи сохраняется неизменным во времени - качество диахронически абсолютно). Во-вторых, в его соотношении со свойством (утрата свойства не меняет вещи, изменение качества означает изменение самой вещи: качество абсолютно синхронически). В-третьих, через его понимание как системы свойств (качество - это свойство, присущее системе свойств данной вещи, или данной вещи как системе, т.е. ее системное свойство). В-четвертых, в его соотношениях с качествами других вещей (качественные различия - это различия «по существу»).

    Лингвистический анализ терминов «субъектность» и «субъективность»

    Но вернемся к терминам «субъектность» и «субъективность». Как уже говорилось, оба они обозначают качество субъекта, т.е. систему свойств субъекта, делающую его тем, чем он является, его системное свойство. Поскольку для русского языка первично обозначение свойств с помощью прилагательных, а не существительных (в данном случае вторые вообще образованы от первых суффиксальным способом), наиболее показательно сопоставление между собой именно исходных прилагательных «субъектный» и «субъективный».

    Слово «субъектный» образовано от «субъект» с помощью суффикса -н-, имеющего лишь грамматическое значение суффикса прилагательного. Иными словами, он не привносит в слово дополнительного семантического значения: субъектный - значит лишь «принадлежащий, относящийся к субъекту».

    Другая деривационная модель использована в слове «субъективный»: суффикс -ивн-, кроме собственно грамматического значения суффикса прилагательного, несет и семантическую нагрузку в тех случаях, когда возможно двоякое словообразование: проективный - проектный, конструктивный - конструктный, продуктивный - продуктный (но ср. ситуативный - ?, интенсивный - ?, когнитивный - ? и т.д.). В этом случае слова с -ивн- приобретают двойное значение. (Но поскольку словообразовательная модель с данным суффиксом не является устойчивой и универсальной, то сторонники разных точек зрения имеют большой простор для структурирования семантического пространства этих двух значений.)

    Соответственно, двойственность свойственна и понятию «субъективный». Например, в словаре иностранных слов «субъективный» определяется как «1 - свойственный только данному лицу, субъекту, личный; 2 - односторонний, лишенный объективности; пристрастный, предвзятый» (Словарь иностранных слов, 1990). Третье значение: «3 - субъективный идеализм - см. идеализм» - носит лишь отсылочный характер.

    Употребление терминов в трудах классиков отечественной психологии

    С.Л. Рубинштейн в своем фундаментальном труде «Бытие и сознание» (1957), анализируя психическое как субъективное, отмечал наличие двух значений этого слова: в первом оно выражает принадлежность психического субъекту; во втором - связано с более или менее адекватным отношением психического к бытию как объекту. Но ведь субъективность во втором значении есть лишь одно из проявлений субъекта, одно из его свойств, причем не самое главное! Есть ли необходимость так его «выпячивать», делая системообразующим?

    А.Н. Леонтьев также учитывает наличие тех же самых двух значений в термине «субъективность». Причем он даже противопоставляет эти значения, создавая семантическую пару «субъективизм - субъектность». Пожалуй, это первое применение в отечественной психологической литературе термина субъектность для характеристики чего-то как «принадлежащего субъекту». Любопытно, что А.Н. Леонтьев пишет его еще в кавычках, что, вероятно, свидетельствует о непривычности, нетрадиционности такого словоупотребления даже в середине 1970-х, когда писалась рассматриваемая монография «Деятельность. Сознание. Личность» (1977).

    Таким образом, в настоящее время в литературе используется два термина, обозначающих качество субъекта: «субъективность» и «субъектность». В первом случае в семантическом поле явно доминирует сема адекватности (неадекватности) отражения субъектом объективного бытия, в термин «встроена» гипотеза о характере системообразующего свойства субъекта, что делает его применимым только в рамках тех концепций, которые ее разделяют. Во втором - термин лишь обозначает системное качество субъекта, сам факт его наличия как такового, не выдвигая при этом никаких предварительных гипотез о его сущности.

    Причины доминирования в литературе термина «субъективность»

    Но сразу возникает вопрос, почему же тогда распространение получил термин «субъективность»? Вероятно, можно выделить по меньшей мере две причины.

    Во-первых, в исследованиях проблемы «субъекта - объекта», проводимых отечественными философами в советский период, по разным причинам акцент делался не столько на онтологическом, сколько на именно гносеологическом аспекте. А в этом отношении как раз важнейшее значение приобретает вопрос об адекватности/неадекватности отражения субъектом объективного бытия, т.е. субъективность действительно может рассматриваться как системное качество субъекта.

    Во-вторых, в философии этого периода доминировало представление о «единственности» качества: каждой вещи свойственно одно и только одно качество (= система его свойств), которое и делает его тем, чем оно является.

    Следовательно, раз субъективность является системным в интересующем отношении свойством, а качество (= системное свойство) может быть только одно, то наиболее адекватным термином, отражающим подобное положение дел, является «субъективность».

    Еще в начале 1960-х гг. А.И. Уемовым было убедительно обосновано понимание качества как существенного свойства, являющееся обобщением традиционного определения качества как специфики вещи и положенное им в основу так называемого качественного понимания вещи. (Разумеется, в данном случае речь идет о вещи в философском смысле слова в логике триадического строения бытия: вещи, свойства, отношения, а не только как о том или ином предмете, сделанном человеком для своих нужд.)

    Принципиальным в концепции А.И. Уемова является то, что, разделяя, отграничивая вещи друг от друга, качество не является вместе с тем спецификой этих вещей: одна и та же вещь обладает множеством разных качеств, причем каждое ее качество выявляется как нечто отделяющее ее от других вещей. Иными словами, каждая вещь, с которой вступает во взаимосвязь данная вещь, открывает в ней новое качество, - каждая взаимосвязь вещи с другими в прошлом, настоящем и даже будущем(!) есть способ проявления все новых и новых ее качеств. И по-другому: чем с большим количеством других вещей способна вступать во взаимодействие данная вещь, тем больше ее качеств открывается, тем она богаче в качественном отношении.

    Исходя из этого субъектность можно понять как системное качество субъекта, проявляющееся в виде различных субъектных качеств при взаимодействии субъекта с различными вещами.

    Данный тезис в применении к анализируемой проблеме адекватности терминов, фиксирующих качество субъекта, принципиально отличающее его от объектов и других субъектов, означает не только отсутствие необходимости акцентировать в термине внимание на каком-то одном свойстве, пусть и очень важном, но даже некорректность, если не сказать ошибочность такого подхода. Соответственно, термин «субъектность», с его формально-грамматическим характером определения качества субъекта, является наиболее адекватным.

    Характеристики познания и практической деятельности человека. Субъект - человек, вступающий в контакт с миром, изменяющий предметную обстановку своего бытия и самого себя (свои качества и силы) в процессе решения практических и духовно-теоретических задач. Субъективность - психологический и духовно-мыслительный план, аспект деятельности человека. Традиционная философия сводила субъективность человека к познанию, оценивала ее по меркам познавательных стандартов. В таком истолковании человеческая субъективность представала в своей "неполноценности", была символом ненадежности и ограниченности человеческого опыта. В социально-философском рассмотрении субъективность определяется в качестве важного аспекта бытия человеческого субъекта, необходимой формы и связи социального бытия. Субъективность оказывается важным аспектом реализации качеств человека, процессом переживания субъектом своей причастности бытию, реализации субъектом своей самобытности. В качестве субъекта в философии могут быть представлены не только отдельные индивиды, но и их группы, классы, государство. Однако практика социального анализа и социологии XX в. показывает, что попытка строить социальные онтологии, т. е. схемы социального бытия, отвлекаясь от человеческих индивидов как субъектов социального процесса, приводит к серьезным противоречиям: из теории исчезают люди и их энергия преобразования социальных форм, а социальные системы (и "надчеловеческие" субъекты) приобретают качества квазиприродных сил, стоящих над человеческим бытием. В. Е. Кемеров

    Определения, значения слова в других словарях:

    Социальная психология. Словарь под. ред. М.Ю. Кондратьева