О нас. Основной принцип работы

Используя богатый опыт практической реставрации, ныне о дин из ведущих церковных зодчих Москвы Андрей Анисимов спроектировал и построил более пятидесяти различных церковных сооружений, от часовен и иконостасов до храмовых комплексов. Архитектор возглавляет «Товарищество реставраторов» и собственные мастерские, силами которых ведется и строительство, и реставрация, и зачастую внутренняя отделка, включая иконостасы, росписи и.т.п.

После десятилетий гонений на церковь первый современный храм в России был построен только в 1986-1988 г.г. - это кирпичная церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы в Белгородской епархии, село Сухарево (руководитель проекта - архитектор Андрей Родыгин). По мнению Андрея Анисимова, этот первый храм, выполненный в стилистике псковской архитектуры, задал очень высокую планку. «Он очень простой, построен с максимальным соблюдением традиционных технологий, при его строительстве использовались качественные материалы - медь, хороший кирпич, известковая обмазка. Очень грамотно было организовано пространство внутри храма. Он отвечает многим требованиям, которые хорошо было бы выставить как критерии для современного церковного зодчества, но, к сожалению, этот пример не был подхвачен в массе, и это направление постепенно стало умирать ».

Введенский храм в с. Сухарево, арх. А. Родыгин, 1986 г. Один из первых новых храмов возрождавшейся России. Построен в Курско-Белгородской епархии, освящен в 1988 году.

И все-таки, на Ваш взгляд, можно ли говорить сегодня о том, что сформировалась стилистика новой храмовой архитектуры?

Храм всегда отражает состояние общества, и наличие большого числа неудачных проектов говорит о неком регрессе. Основная проблема в том, что и со стороны заказчиков, и со стороны проектировщиков в этой сфере работают люди случайные, не профессионалы. Нам сегодня необходимо формировать профессиональное сообщество церковных (и не только) архитекторов, команду, которая будет понимать поставленные перед ней цели и задачи. Поэтому у нас возникла «Гильдия храмоздателей», которая пытается собрать всех участников процесса, чтобы было возможно создавать достойные произведения искусства, даже если их бюджет сравнительно небольшой.

Я не устаю повторять - построить красиво и некрасиво стоит почти одних и тех же денег. Это те же самые два вагона кирпича, только по-разному сложенных. Нужно потратить деньги на профессионального архитектора, на опытного руководителя строительства. В идеале, конечно, архитектор должен не только проектировать храм, но и сам его строить. Например, для Андрея Родыгина это было принципиальным, как и для меня сейчас. Вообще жизнь показала даже более того - храм надо не только построить, но еще и сделать иконостас, оформить внутреннее пространство, расписать, довести всю работу до освящения. Потому что проект и результат - это две абсолютно разные вещи.

- Остается убедить в этом заказчика…

Это советская система такая - один проектирует, другой строит. Причем тот, кто проектирует, не всегда знает, как храм устроен. Я считаю, что в церковном зодчестве все тесно связано между собой, одно является дополнением другого. Чтобы не было конфликтов, во главе стройки должен быть один человек. И этот человек - архитектор. И он должен создать команду: надо сразу садиться проектировать вместе с мастером, который будет делать иконостас, с художником или мозаичистом, с тем, кто будет отвечать за освещение, за хоросы, изучить с ними компьютерную модель храма, чтобы понимать - правильно ли компонуются элементы.

Кроме того, церковный зодчий обязан учесть акустику и грамотно развесить колокола, а зачастую разработать утварь и даже облачения.

- А молодые архитекторы готовы работать в таком ключе?

Конечно, готовы, посмотрите состав нашей фирмы - это сплошная молодежь! Но дело в том, что иногда молодых людей «заносит», и они решают для себя - с сегодняшнего дня начинаю проектировать храмы современные. Это позиция хоть и не совсем практичная, и своих дипломников в МАрхИ я даже немножко к этому подталкиваю, поиск новых идей и создание бумажной архитектуры не возбраняется. Но нельзя рассуждать «все современное это замечательно, а все традиционное плохо».

На мой взгляд, революции в церковном зодчестве быть не может. Должна быть плавная эволюция с учетом традиций и функционального предназначения.

Традиция церковного зодчества очень объемна и многообразна, нужно ли ориентироваться на какой-то определенный стиль или эпоху?

Храмы бывают разные - бывают великокняжеские, царские, на которые тоже многие ориентируются. Но в этом зачастую нет смысла! К примеру, в храме Вознесения в Коломенском - крошечная площадь для молящихся, потому что там был только царь с семьей. А высота этого храма громадная, что красиво, но непрактично, не говоря уже о стоимости квадратного метра. Также мы не можем брать за аналог церковь Покрова-на-Нерли. Действительно, очень красиво, однако это великокняжеский храм, и он ориентирован на специфическую службу. Нельзя брать за основу и древние монастырские храмы, потому что они - монашеские и не исполняют определенные функции, которые сейчас нужны для приходского храма.

Мы чаще ориентируемся на проекты древние, византийские. На мой же взгляд, высшая точка развития церковного зодчества в России - это псковская архитектура.

- Как вписать традиционную архитектуру храма в современную городскую застройку?

Архитектор, конечно, может удовлетворить свои амбиции, замаскировать храм под небоскреб, но в него не будут ходить, а это самое страшное. Мы живем в определенном ритме, на определенной скорости. К примеру, мимо Москвы-Сити мы проносимся со скоростью 120 км/ч, огромные башни сливаются в единое целое. И при этом взгляд моментально выхватывает малюсенькую церквушку преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной. Она сделана из натурального камня, с элементами резьбы. Будь на ее месте объект из стекла и бетона, мы бы его никогда не заметили. Да, такой храм полностью вписывается в среду, но как церковь мы его даже не воспринимаем. Церковь - это иной мир, он должен быть узнаваем, иметь определенную знаковость.

Проект храма на 600 прихожан, участник конкурса "Современное архитектурное решение образа православного храма", 2013 г.

- А Вы могли бы привести пример проекта, который бы удачно сочетал в себе современный облик и традиции?

Когда мы проводили в прошлом году выставку по результатам конкурса на образ современного храма, я для себя отметил один проект. Он был сделан абсолютно современно - в форме куба, потом был такой промежуточный элемент в виде неровной обмазанной известковым раствором стены с двумя окошками, а впереди стояла маленькая часовня, которая служила входом в этот храм. Благодаря этому экрану, она удачно выделялась на его фоне.

Современный храм должен обрастать какими-то дополнительными функциями? Например, при храмах сейчас делают детские площадки, парковки. Это отвечает его задачам?

Я очень положительно к этому отношусь. Современный храм отличается насыщенностью своих функций. Раньше жизнь русского человека была сосредоточена вокруг церкви, поэтому в планировочном плане храм всегда был в центре. А сегодня его место занял торговый центр.

Чтобы иметь возможность осуществлять свою функцию, церковь должна быть самодостаточным организмом. То, что возникают детские площадки, парковки, различные социальные службы при церкви - это очень важно.

При этом нужно строить максимально дешево, выделять под храмы большую площадь, привлекать как можно больше людей. И строить комплексы, а не отдельные сооружения! Чтобы это был организм с мощной социальной функцией. Большинство храмов, которые мы проектируем, обычно включают в себя детскую площадку, парковку, реабилитационные кабинеты. Многие этого не знают, но у каждого прихода сейчас есть своя социальная функция: детские секции, семейные центры, реабилитация алкоголиков, наркозависимых, есть даже спортивные и байкерские клубы.

Например, есть такой храм в Усово, Рублево-Успенское шоссе. Это пример современного комплекса, в котором есть театр, лекторий, где проводятся классы, детские занятия. Работает Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество, жизнь там кипит круглосуточно. Сегодня функции храма не заканчиваются на «пришли, помолились и ушли», такого и быть не должно.

Малобюджетный храм на 150 человек.

В Москве ведется строительство нескольких комплексов по программе «200 храмов». Как Вы считаете, можно ли назвать удачными эти проекты?

Вы знаете, меня даже в одно время записали в противники строительства храмов «Программы 200». Это совсем не так, много лет назад я написал статью, которая называлась «Россия - это много маленьких храмов». Я сторонник строительства храмов, только немного другими методами. Мы пытаемся сделать для Москвы недорогие храмы, причем они уже получили одобрение в Финансово-хозяйственном управлении Московского Патриархата.

Речь идет о храмах из газосиликатных блоков и без сводов. Они решены в раннехристианском духе, близком к псковской архитектуре. Это простая форма, хорошие пропорции и особо организованное пространство для литургии.

Именно такие критерии требуются для храма, а не всякие «рюшечки», фальшивое золото и тому подобное. А то попечители понастроят громадных храмов, а содержать их приходится батюшкам - отапливать, ежемесячно платить коммунальные расходы, искать деньги на ремонт и поддержание этого сооружения. Заказчиков тоже надо воспитывать.

- Деревянные храмы обходятся намного дешевле кирпичных, стоит ли сегодня развивать это направление?

Строить современные деревянные храмы не совсем целесообразно. Во-первых, они горят. Во-вторых, находятся в диссонансе с городской каменной застройкой. Но недавно я был в Мурманске, там построили целый монастырь в дереве. Я был просто потрясен - качественное дерево, абсолютно традиционные детали, замечательно спроектировано, построено без халтуры. Значит все-таки можно строить и из дерева! Но, подчеркиваю, это должна быть настоящая архитектура, нельзя выдавать «псевдо» за деревянное зодчество.

Родился в 1960 году в Москве. В 1977 году поступил в Московский Архитектурный Институт (МАрхИ). Во время учёбы на дневном отделении работал в различных проектных институтах в том числе в 1980-81 годах в 6-ой мастерской института «СПЕЦПРОЕКТРЕСТАВРАЦИЯ», где принимал участие в экспедициях по выявлению и обмерам памятников деревянного зодчества Карелии. В то же время организовал в МАрхИ несколько студенческих экспедиций в Карелию, Архангельскую область и на Кольский полуостров по программе «Север».

В 1981 году возглавлял студенческий строительный отряд МАрхИ, занимавшийся реставрацией Воскресенской церкви в селе Сусанино Костромской области, памятника архитектуры XVII века, известного по картине А.Саврасова «Грачи прилетели». Дипломная работа получила Диплом Первой Степени Союза Архитекторов СССР на Всесоюзном конкурсе дипломных проектов архитектурных ВУЗов.

После окончания института и службы в армии, недолго поработав в одном из проектных институтов Москвы, уехал в молодой, строящийся город Когалым Ханты-мансийского Округа Тюменской области, где в 1986 году был назначен главным архитектором города, начальником отдела по делам строительства и архитектуры Горисполкома. В 1987 году создал Творческое Объединение при Архфонде Союза Архитекторов СССР и с этого времени занимался самостоятельной творческой и производственной деятельностью, сосредоточив свои усилия на реставрации памятников архитектуры, но в большей степени на проектировании и строительстве новых храмов. Под его авторским руководством было разработано и реализовано много оригинальных проектов православных храмов, часовен, домов причта, целых храмовых комплексов, ярких образцов современной церковной архитектуры.

В 1994 году зарегистрировал «Товарищество реставраторов», в 2004 году - «Мастерские Андрея Анисимова». Этими организациями велись работы по реставрации, консервации, воссозданию многих памятников архитектуры как по собственным проектам (под руководством заслуженного архитектора России Н. Д. Недовича, научного руководителя данных организаций), так и в сотрудничестве с ведущими архитекторами - реставраторами России: Степановой Е. В., Журиным О. И., Шараповым В. Н., Шитовой Л. А., Демидовым С. В., Быковской Н. А., Орловским С. П. и многими другими.

Работы и достижения

Реставрация

Можно отметить следующие отреставрированные объекты:

  • Рождественский монастырь, Москва, арх. Степанова Е. В.
  • Храмы больницы Московской Патриархии, Москва, арх. Анисимов А. А., Шарапов В. Н.
  • Шамординская пустынь, Калужская обл., арх. Анисимов А. А., Шарапов В. Н.
  • Старо-Голутвин монастырь, Коломна, арх. Орловский С. П.
  • Церковь Марона Пустынника на Якиманке, Москва, арх. Шитова Л. А., работа отмечена Дипломом Правительства Москвы «За лучшую реставрацию» 2000 г.
  • Церковь Петра и Павла, арх. Недович Н. Д., Анисимов А. А., работа отмечена Дипломом Правительства Москвы «За лучшую реставрацию» 2002г
  • Церковь Святителя и Чудотворца Николая в Покровском, Москва, арх. Шарапов В. Н.
  • Колокольня церкви Николы в Голутвине, Москва, арх. Степанова Е. В. , воссоздание.
  • Троицкий собор в Аносином монастыре, М. О., арх. Родыгин А. В., воссоздание.
  • Иверский монастырь, Валдай, Тверская обл. субподряд.
  • Троицкий храм, реставрация, дом причта, воссоздание колокольни, Назарьево, М. О. арх. Анисимов А. А.
  • Никольский собор Никольского Черноостровского монастыря, Малоярославец, Калужской обл., арх. Шарапов В. Н., Анисимов А. А.
  • Храм Спаса в селе Уборы, М. О., арх. Пустовалов, Анисимов А. А.
  • Храм Алексия Человека Божиего в Усадьбе Репне (Воронежская область), Рук. авторского коллектива Анисимов А. А., ведущий архитектор Тихановская А. С., архитектор Морозова Н. В.

Проекты церковных сооружений

Возрождение духовной жизни в новой России потребовало пробовать себя в новом качестве - в роли церковного зодчего. Используя опыт практической реставрации, и имея собственное представление о современном церковном искусстве и архитектуре, Андрей Анисимов спроектировал и построил более пятидесяти различных церковных сооружений от часовен и иконостасов до храмовых комплексов. В основу проектов легли аналоги древней русской церковной архитектуры и мотивы византийского искусства, а также изучение опыта архитекторов рубежа 19 и 20 веков.

Из наиболее заметных реализованных работ можно отметить:

  • Храм-памятник Дмитрия Солунского в Снегирях, М. О.
  • Церковь Рождества Богородицы в Балакиреве, Владимирской обл.
  • Церковь Александра Невского в Софрине, М. О.
  • Часовня св. блгв. кн. Владимира в Лужниках,
  • Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Красном, Калужской обл.
  • Храм Покрова Богородицы в с. Глухово, Нижегородской обл.
  • Храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Братееве, Москва

Из спроектированных и строящихся:

  • Храмовый комплекс Спасо-Кижского Патриаршего подворья в Петрозаводске
  • Церковь Александра Невского на о. Валаам.
  • Храм Петра и Павла в Краснодарском крае.
  • Храм Новомучеников Соловецких в Москве.
  • Храм Сорока Мучеников Севастийских в Конакове, Тверская обл.
  • Проект воссоздания Храма Флора и Лавра на Мясницкой, Москва.
  • Церковь Георгия Победоносца в Горках Х, М. О.
  • Путевой дворец царицы Елизаветы, реконструкция, Тайнинское, М. О.
  • Храмовый комплекс Всех Святых в Новых Черёмушках, Москва
  • Храм Иконы Божией Матери «Воспитание» в Некрасовке, Москва,
  • Храм Святых Новомучеников и Исповедников Российских в Заречье, Одинцовский район, Московская область,
  • Храм во имя свв. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии на Ленинском проспекте в Москве,
  • Свято-Владимирский Храм в Королеве,
  • Ряд часовен, оград со Святыми Вратами, домов причта и пр.

Следует отметить, что строительство и реставрация ведутся в основном силами «Товарищества реставраторов» и «Мастерских Андрея Анисимова». Также в состав «Товарищества» входят различные прикладные мастерские: белокаменная, мозаичная, иконописная, позолотная и пр., что позволяет своими силами доводить строительство храма «под ключ». То есть, иконостасы, росписи, мозаика и майолика выполняются в полном объёме от проекта до воплощения.

Иконостасы, росписи, убранство

  • Церковь Рождества Богородицы в Надовражино, М. О.
  • Церковь Иконы Божьей Матери «Взыскание Погибших» в Челябинске.
  • Церковь свщмч Евстафия в Каменском, М. О.
  • Храмовый комплекс Свято-Владимирского Скита на о. Валаам.
  • Храм Михаила Архангела, Пущино, М. О.
  • Храм Михаила Архангела, Михайловская Слобода, М. О.
  • Крестильный храм Георгиевского собора в г. Одинцово.
  • Андреевская церковь в Воскресенском скиту на о. Валаам.
  • Придел Марии Египетской в Сретенском монастыре, Москва.
  • Никольский собор Никольского Черноостровского монастыря, Малоярославец, Калужской обл.,
  • Храм Нерукотворного Образа Спаса в Усово, Одинцовский район, Московская область.

В «Товариществе реставраторов» и «Мастерских Андрея Анисимова» работали в разные годы и работают в настоящее время, а также творчески сотрудничают с Андреем Альбертовичем Анисимовым ведущие современные церковные архитекторы: М. Ю. Кеслер, Д. С. Соколов, Ю. Г. Алонов, В. И. Козлов, И. П. Канаев, П.Сергеев, Е. Ю. Огородова и др., а также художники: архимандрит Зинон (Теодор), протоиерей Владислав Проваторов, И. Л. Лубенников, А. А. Живаев, А. Ф. Камелин и многие другие.

Награды

Государственные награды: Почетное звание - Заслуженный архитектор Российской Федерации.

Удостоен наград Русской Православной Церкви:

  • Орден Даниила Московского
  • Орден Сергия Радонежского,
  • Орден Андрея Рублева,
  • Медаль Сергия Радонежского,
  • Медаль Даниила Московского,
  • Архиерейские Грамоты.

Отмечен общественными наградами:

  • Орден «За Истинную Веру»,
  • Орденский знак «Рубиновый Крест Славы»,
  • Знак ордена Святого Александра Невского,
  • Орден «За службу России»,
  • Орден «Святая София»,
  • Орден «За профессиональную честь, достоинство и почетную деловую репутацию»
  • Член Союза Архитекторов.
  • Действительный член, академик Академии Архитектурного Наследия.
  • Соучредитель Гильдии архитекторов и инженеров (ГАРХИ).
  • Соучредитель Российской Ассоциации реставраторов.

Имеет дипломы и грамоты Союза Архитекторов России, «Товарищество реставраторов» дважды получало Диплом Правительства Москвы «За лучшую реставрацию». Постоянный участник специализированных выставок-фестивалей церковного искусства «Русь православная», «Свет миру» и пр. Участник выставок в Музее Истории Москвы в Белых Палатах и в Храме Христа Спасителя.

  • Диплом на Международной выставке DENKMAL 2008 в Лейпциге,
  • Серебряный Диплом Международного фестиваля «ЗОДЧЕСТВО».

Благотворительность

Проводит собственные благотворительные и попечительские программы:

  • Храм Михаила Архангела (Михайловская Слобода, МО);
  • Школа № 2, пос. Тумботино, Нижегородская обл.;
  • Детский приют «Отрада» при Свято-Никольском Черноостровском монастыре, Малоярославец, Калужская область;
  • Свято-Троицкая Обитель Милосердия, Саракташ, Оренбургская обл.;
  • Валаамский Спасо-Преображенский мужской Ставропигиальный Монастырь;
  • Благотворительный Фонд «Путь добра», Москва;
  • Журнал «Нескучный сад» (Православный журнал);
  • Благотворительный фонд «Лучик детства».

«Товарищество реставраторов. Мастерские Андрея Анисимова» - организация занимающаяся реставрацией, проектированием, строительством, отделкой православных храмов, храмовых комплексов и часовен.
Работы ведутся высокопрофессиональными специалистами, выполняются строго в установленный срок.
Товарищество основано в 1987 году как Творческое объединение при Архфонде Союза архитекторов СССР.

Под названием «Товарищество реставраторов» организация зарегистрирована в 1994 году, учредитель - заслуженный архитектор России Андрей Анисимов.
В 2004 году к товариществу были присоединены «Мастерские Андрея Анисимова».

С 2013 г. объединение «Товарищество реставраторов. Мастерские Андрея Анисимова» является членом Гильдии храмоздателей.

Руководитель объединения

Руководитель объединения - архитектор Андрей Анисимов - более 30 лет проектирует и строит только храмы.

Состав объединения

Архитектурно-проектное бюро с реставрационным подразделением,
- мозаичная мастерская,
- художественная мастерская,
- мастерская резьбы по камню,
- скульптурная мастерская изделий из искусственного камня,
- строительное подразделение.
Ведется сотрудничество с мастерской по изготовлению и золочению куполов.

Виды деятельности объединения

  • реставрация храмов и памятников архитектуры,
  • проектирование и строительство храмов, храмовых комплексов и часовен,
  • разработка типовых проектов и строительство экономичных быстровозводимых храмов,
  • проектирование и строительство домов причта,
  • изготовление, установка глав и крестов,
  • разработка и выполнение интерьеров храмов и часовен (росписи, мозаика, майолика, резьба по камню),
  • проектирование и изготовление иконостасов и другие работы.

Основной принцип работы

Одной из особенностей организации является проектирование и строительство храмовых комплексов - храма и прилегающих к нему помещений, необходимых для полноценной жизни современной православной общины. Храмовые комплексы возводятся с учетом природного ландшафта и особенностей существующей застройки.

Основной принцип работы «Мастерских Андрея Анисимова» выражается в том, что архитектор на площадке - и строитель, и руководитель проекта, который имеет полное представление о том, как должен выглядеть храм по завершении строительства и отделочных работ. Это видение дает возможность не только грамотно контролировать строительный процесс, но и нести всю полноту ответственности за результат. Таким образом, архитектор - ключевая фигура, вокруг которой объединяются другие мастера. Работая вместе, архитектор, строители, иконописцы, мозаичисты, резчики по камню и другие художники и специалисты становятся участниками единого творческого процесса, в который также включены заказчик и попечитель. Совместные усилия и непрерывный рабочий творческий контакт мастеров со священником и ктиторами дают наилучшие результаты.

Сотрудничество

Многие годы с «Товариществом реставраторов» сотрудничал архитектор Андрей Родыгин, автор проекта и руководитель строительства первой возведенной в новейшей истории России церкви - Введенского храма в пос. Сухарево Белгородской области (освящен в 1988 году).

«Мастерские Андрея Анисимова» в разное время сотрудничали с такими ведущими архитекторами-реставраторами России как: Е. В. Степанова, О. И. Журин, В. Н. Шарапов, Л. А. Шитова, С. В. Демидов, Н. А. Быковская, С. П. Орловский и многими другими. Долгое время научным руководителем был заслуженный архитектор России Николай Дмитриевич Недович.