Общественное движение в России во второй половине XIX века. Культура России во II половине XIX века

2. Российская империя в начале 20 века: политическое, экономическое положение; политические партии.

3. Первая российская революция 1905-1907 гг.

Россия во второй половине XIX века.

Рубежом первой и второй половины XIX в. стала Крымская (Восточная) война 1853-1856 гг. Николай Первый умер в 1855 г. Его преемником стал Александр Второй , царь-Освободитель (1855-1881). Александр Второй был старшим сыном царя, его готовили к занятию престола. Под руководством В.А.Жуковского он воспитывался в духе возвышенных духовных и нравственных интересов, получил прекрасное образование, знал пять языков, военное дело, в 26 лет стал «полным генералом». По окончании обучения путешествовал по России и многим европейским странам. Он имел широкий кругозор, острый ум, изысканные манеры, был обаятельным и добрым человеком. Его отличали либеральные взгляды. Николай Первый ввел его в Госсовет и комитет министров, поручил руководство Секретных комитетов по крестьянскому делу. Ко времени вступления на престол он был хорошо подготовлен к государственной деятельности. Александр Второй стал инициатором реформ, поставивших Россию на путь капитализма . Главной причиной реформ стало поражение в Крымской войне. Война показала степень отсталости русской рекрутской армии и парусного флота, вооружения от массовых армий европейских стран, нового типа судов и оружия. Для преодоления нового, унизительного положения России на мировой арене необходимо было преодоление отсталости в военной сфере и сфере экономической, что невозможно было без реформ. Другими причинами стали растущие выступления крестьян, сочувствие царя к крестьянам под впечатлением тургеневских «Записок охотника», и система воспитания, разработанная для царевича Жуковским.

Первой и наиболее значимой стала аграрная реформа 1861 г . Ее подготовка заняла около 6 лет. В 1856 г., выступая перед московским дворянством, царь сказал: «Лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно само собою начнет отменяться снизу». Разработку плана освобождения крепостных с 1857 г. осуществлял секретный комитет, работу возглавил сам царь. В ответ на обращение литовских дворян Александр Второй объявил рескрипт на имя виленского генерал-губернатора В.И. Назимова, разрешавший в 3-х губерниях создать комитеты для разработки проектов освобождения крестьян. В 1858 г. создается Главный комитет по крестьянскому вопросу под руководством министра внутренних дел С.С.Ланского и губернские комитеты. В 1859 г. создаются Редакционные комиссии для рассмотрения проектов, представленных губернскими комитетами. Разрешена была публикация и обсуждение любых предлагаемых проектов освобождения крестьян. В основу реформы был положен план историка государственной школы К.Д. Кавелина. В январе 1861 г. проект реформы был передан Главным комитетом в Госсовет и утвержден царем. 19 февраля 1861 г. Александр Второй подписал Манифест об освобождении крестьян «Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости» , куда вошли документы о порядке осуществления реформы на местах. Бывшие частновладельческие крестьяне поступали в сословие свободных сельских обывателей и получали гражданские, экономические права.Основные направления реформы : освобождение крепостных от личной зависимости; наделение их землей за выкуп; сохранение у помещиков не менее 1/3 земли, которой они владели до реформы; надельная земля передавалась в собственность крестьянской общины; предоставление государством кредитов крестьянам для совершения выкупной операции. Землей наделялись только крестьяне, другие категории крепостных освобождались без наделов. Размер наделов определялся в губерниях разных районов от 3-х до 12 десятин; если крестьянин соглашался на надел, равный ¼ положенной нормы, он ему давался бесплатно. Помещик имел право урезать размер ниже минимальной нормы, если у него при соблюдении норм осталось бы меньше 1/3 земли, которой он владел до реформы. Выкупной акт фиксировался в уставной грамоте , заключаемой между помещиком и крестьянином, в ней фиксировалось расположение участков, входивших в надел, их размеры, цена, виды выплат и др. До составления уставной грамоты между крестьянином и помещиком устанавливались временнообязанные отношения. Помещик обязан был предоставлять крестьянину землю в пользование, а крестьяне – выполнять какие-либо работы, платить оброк, т. е. связь между ними не прекращались. Для помощи сторонам в составлении уставных грамот и решения каких-либо спорных вопросов был создан институт мировых посредников . Крестьянин сразу должен был уплатить помещику 20-25% стоимости надела, оставшиеся 75-80% государство предоставляло крестьянам в виде ссуды, которая давалась на 49 лет, погашалась ежегодными платежами крестьян с начислением 6 % годовых. Крестьяне должны были объединяться в сельские общества . В них вводилось самоуправление : дела решались на сельских сходах, исполняли решения сельские старосты, избираемые на три года. Сельские общества одной местности составляли сельскую волость, ее делами ведало собрание сельских старост и особые выборные от сельских общин. Выкупные платежи платило ежегодно совокупно сельское общество. Крестьянин, не желавший выкупать землю и оставаться на прежнем месте жительства, не мог бросить свой надел и уехать без согласия общества. Такое согласие давалось с трудом, т.к. общество было заинтересовано в выкупе как можно большей площади земли. Проведение реформы шло очень медленно. При заключении выкупных актов в черноземных и нечерноземных губерниях преобладали отрезы земли у крестьян, в степных – прирезы. После смерти Александра Второго его преемник в декабре 1881 г . издает Закон о прекращении временнообязанных отношений крестьян с помещиками и об обязательном выкупе земельных наделов . Он вступил в силу с 1 января 1884 г., к тому времени временнообязанные отношения сохранились у 11-15% крестьян. Закон немного снижал сумму выкупных платежей (в Великороссии – на 1 руб. с душевого надела, на Украине – на 16%). Закон вступал в силу с 1884 г. В 1882 г. был учрежден Крестьянский поземельный банк , предоставлявший крестьянам ссуды под залог имущества с 6,5% годовых. При просрочке платежей наделы продавались с торгов, это привело к разорению многих крестьян. В 1885 г. был образован Дворянский земельный банк для поддержки землевладельцев в условиях капиталистического развития, кредиты выдавались под 4,5% годовых. Действие аграрной реформы 1861 г. распространялось на помещичьих крестьян 47 губерний России. В отношении других категорий зависимого крестьянства, на удельных и государственных крестьян подобная реформа была проведена в 1863 и 1866 гг. Для окраинных областей – еще позже, на основе особых «Положений» и на более выгодных условиях. В наиболее благоприятных условиях по сравнению с центральными губерниями оказались Правобережная Украина, Литва, Белоруссия и особенно Польша . В Польше (1864 г.) крестьяне получили наделы без выкупа, им даже прирезали часть помещичьей земли, отобрав ее у шляхты, принимавшей в восстании 1863-1864 гг. В худшем положении оказались крестьяне Грузии , у которых было отрезано более 40% земли. На Северном Кавказе крестьяне лишились почти всей земли и заплатили значительную сумму за личное освобождение. В России аграрная реформа была проведена в основном по прусскому варианту, обеспечившему медленное развитие капитализма в сельском хозяйстве. Несмотря черты ограниченности, эта реформа имела исключительное значение . Исчезла личная зависимость, почти рабское положение миллионов населения страны. Появился рынок рабочей силы. Активно стал развиваться капитализм.

Земская реформа была проведена по «Положению о губернских и уездных земских учреждениях» от 1 января 1864 г. В ряде губерний России вводились уездные и губернские земства – общественные органы местного самоуправления . Главной причиной их создания была необходимость обустроить жизнь пореформенной деревни в условиях, когда немногочисленный административный штат на местах оказался не в состоянии справиться с проблемами своими силами. Правительство отдало дела «менее значительные» общественным органам местного самоуправления. Первоначально земства создавались в 7 губерниях, затем число их постоянно увеличивалось, вплоть до ликвидации этих органов советской властью. Компетенция земств : страхование хозяйств, создание запасов продовольствия и семян, обеспечение пожарной безопасности, создание системы здравоохранения и начального, оказание ветеринарной помощи, борьбы с эпидемиями, агрономической помощи, забота о состоянии путей сообщения, строительство дорог, мостов, забота о работе почты, телеграфа, о хозяйственном обеспечении тюрем и богоугодных заведений, помощь в развитии местной промышленности и торговли. Для своей деятельности земствам было разрешено облагать население уездов сборами и повинностями, создавать земские капиталы, приобретать имущества. Земства имели исполнительные и распорядительные органы . Распорядительные органы – уездные и губернские земские собрания , во главе их, как правило, стояли, как правило, губернские и уездные предводители дворянства. Исполнительные органы – уездные (председатель и 2 члена управы) и губернские (председатель и 6-12 членов управы) земские управы , председатели их избирались. Председатель губернской земской управы утверждался министром внутренних дел, уездной – губернатором. Буржуазное содержание земской реформы заключалось в том, что представители земств избирались населением на срок в 3 года . Избиратели разделялись на 3 курии (группы) по имущественному цензу. 1-ую курию составляли крупные землевладельцы, имевшие не менее 200 десятин и собственники крупных торгово-промышленных предприятий и недвижимости стоимостью не менее 15 тыс. рублей. Среди городских избирателей была представлена крупная и отчасти средняя буржуазия. 3-ю курию представляли крестьянские общества, в их сходах для выборов в земства участвовали только землевладельцы, имевшие не менее 10 десятин земли или соответствующего дохода с др. имущества. Для 1-й и 2-й курии выборы были прямыми, для 3-й ступенчатыми: на сельских сходах избирались выборщики, которые на волостных собраниях избирали выборщиков, избиравших гласных. Выборы в губернское земское собрание происходили на уездном земском собрании. Число гласных, подлежащих избранию, распределялось так, что обеспечивалось преобладание представителей от землевладельцев. Слабость положения земств проявлялась в отсутствии общероссийского центрального органа, координирующего их деятельность, у них был ограниченный бюджет, не имели права опубликовывать отчеты о своих заседаниях без разрешения, им было запрещено заниматься политической деятельностью. Кроме того, после земской контрреформы 1890 г. они были поставлены под мелочный контроль местной администрации и вынуждены были ежегодно отчитываться перед губернскими властями о расходах, обосновывать испрашиваемый бюджет на следующий год. Несмотря на все запреты, земства стали устраивать съезды своих представителей, где обменивались, издавали ведомости, а постоянно общаясь с крестьянами, заботясь о нуждах малоимущих, представители земств проникались сочувствием к ним и в начале 20 века появилось новое общественно-политическое течение - земский либерализм. Значение деятельности этих органов превзошло ожидаемые результаты. Они не только добросовестно исполняли возложенные на них функции, но и выходили за их рамки, например, устраивали училища для подготовки учителей для земских школ, направляли подающих надежды крестьянских детей для обучения в вузах, создали постоянно пополняющийся штат земских агрономов, опытные поля, выставки техники и др.

Городская реформа по «Городовому положению 16 июня 1870 г .» предусматривала создание в городах всесословных органов самоуправления , представители которых избирались от населения, платящего налоги и выполняющего повинности. Для участия в выборах городское население делилось на 3 курии по имущественному признаку: крупные, средние и мелкие собственники. Каждая курия избирала по 1/3 гласных в городскую думу - распорядительный орган. Срок их полномочий 4 года . Состав городской управы (постоянно действующего исполнительного органа) избирали гласные думы из своей среды. Они же избирали городского голову , руководившего управой, его кандидатура утверждалась губернатором или министром внутренних дел. Компетенция городских органов самоуправления, принципы деятельности, отчетность и др. были сходны с земскими. Их деятельность контролировало «губернское по городским делам присутствие» под председательством губернатора.

Судебная реформа 1864 г. была наиболее последовательной из либерально-буржуазных реформ XIX в. Указ о ней и «Новые судебные уставы» были утверждены царем 20 ноября 1864 г. Необходимость перестроить судебную систему была вызвана, в первую очередь, отменой крепостного права и ликвидацией феодального суда. Принципы новой судебной системы: бессословность, гласность, состязательность судебного процесса, введение института присяжных заседателей, независимость и несменяемость судей. Вся страна была разделена на судебные округа и на мировые участки , границы их не совпадали с административными во избежание давления на судей со стороны администрации. Мелкие гражданские и уголовные дела рассматривал мировой суд , кассационные дела рассматривал съезд мировых судей. Мировые судьи избирались уездными земскими собраниями и городскими думами по спискам, одобренным губернатором, и окончательно утверждались Сенатом. Судью нельзя было уволить, переизбрать за исключением случаев совершения им преступления; однако можно было перевести его в другой округ. Главной структурной единицей новой судебной системы стал окружной суд с уголовным и гражданским отделениями. Дела рассматривали судьи: председатель и члены суда, назначаемые правительством. По наиболее важным делам в состав суда входили председатель, члены суда и присяжные заседатели, привлекаемые по жребию из благонадежных граждан округа. Слушание дела проходило в присутствии обвиняемого (ответчика) и потерпевшего (истца), его защитника-адвоката обвинителя-прокурора. Прокурор и адвокат проводят судебное следствие, на основании которого присяжные выносят вердикт (после тайного совещания) о виновности или невиновности подсудимого, на основании этого суд выносит приговор, назначая меру наказания или освобождая подсудимого. Разбирательства по гражданским искам проходили без присяжных. Кассационные дела рассматривала судебная палата (9-12 окружных судей), высшей судебной инстанцией являлся Сенат и его департаменты на местах. Бессословность суда изначально была нарушена существованием особых систем судов для ряда категорий населения. Для крестьян существовал особый волостной суд ; особый суд – консистория – для духовенства; дела высших чиновников рассматривал непосредственно Сенат ; для военных было несколько судов (трибунал, военно-полевой суд, полковой суд ); для политических процессов вводились военные суды, особые присутствия при Сенате и карательные меры в административном порядке (без суда).

До судебной реформы, в 1863 г ., были отменены телесные наказания для непривилегированных сословий, за исключением крестьян (сохранялись розги по приговорам волостных судов), ссыльных, каторжан и штрафных солдат (розги).

Военные реформы активно проводились в 1862-1884 гг., их начал военный министр Д.А.Милютин. Упрощена была структура военного министерства, отделы укрупнялись. Страна была разделена на военные округа, во главе с командующими округами , отвечавшими за все дела (снабжение, комплектование, подготовка, др.), ему подчинялись воинские части округа. С 1863 г. часть солдат увольняют в бессрочный отпуск, не дожидаясь окончания 25-летнего срока службы, они составили запас. В 1874 г . был принят новый воинский устав , вводилась всеобщая воинская повинность, рекрутские наборы отменялись . Мужчины всех сословий, достигшие 20-21 года, обязаны были проходить действительную 6-летнюю службу в сухопутных войсках и 7-летнюю в военно-морском флоте, затем увольнялись в запас на 9 лет и на 3 г. соответственно. При большой численности населения России на службу призывались по жребию, остальные составляли ополчение и проходили военные сборы. От обязательной службы освобождались единственные кормильцы в семье, лица с образованием, врачи, учителя школ и гимназий, артисты императорских театров, железнодорожники, духовники, а также «инородцы» как неблагонадежные. На 5 лет отсрочивался призыв лиц, начавших коммерческую деятельность. Для подготовки кадров офицеров вводилась сеть новых учебных учреждений. Кадетские корпуса, кроме Пажеского, Финляндского и Оренбургского были закрыты, вместо них создавались военные училища (6 училищ с 3-летним обучением), их выпускники получали звание подпоручика. Контингент для училищ готовили военные гимназии (18 гимназий с 7-летним сроком обучения) и прогимназии (8 с 4-летним обучением). В 1882 г. все они были вновь преобразованы в кадетские корпуса , но на основе соединения программ гимназий и военных училищ. Для получения высшего военного образования были созданы военные академии и морское училище . В академию принимались лица, окончившие военное училище и прослужившие в армии не менее 5 лет. В 1884 г. были созданы юнкерские училища с 2-летним обучением, туда принимались солдаты, проявившие способности к службе и окончившие срок действительной службы, выпускникам не присваивалось офицерское звание, его получали по месту службы при вакансии. В пехоте офицеры-дворяне составляли 46-83%, во флоте – 73%. Было проведено перевооружение армии. В результате реформ армия стала более подготовленной профессионально, имела большой запас, более эффективной стала система руководства.

Были проведены реформы в сфере образования и цензуры . По «Положению» 1864 г. начальные народные училища могли открыть общественные организации и частные лица (с разрешения правительственных органов), руководство делом обучения (программы, др.) осуществлялось чиновниками, советами училищ и советами директоров и инспекторов училищ; учебный процесс был строго регламентирован (инструкциями и др.). Обучаться имели право дети всех сословий, чинов и вероисповеданий. Но в гимназиях существовала высокая плата за обучение. Классические гимназии с 7-летним сроком обучения (с 1871 г. – с 8-летним) готовили обучающихся к поступлению в университеты в основном для подготовки кадров чиновников. Реальные гимназии (позже – реальные училища) с 6-летним курсом призваны были готовить кадры для промышленности и торговли, их выпускникам был открыт доступ высшие технические учебные заведения, в университеты они не принимались. Разделение средней школы на два типа было ориентировано на обучение в классических училищах детей дворян и чиновников, в реальных – детей буржуазии. Введением женских гимназий положено начало женскому среднему образованию . В университеты женщины не допускались. В сфере высшего образования произошли значительные изменения. В 1860-х-1870-х гг. были открыты университеты в Одессе, Варшаве, Гельсингфорсе (Финляндия), Петровская сельскохозяйственная академия в Москве, Политехнический институт в Риге, институт сельского хозяйства и лесоводства в Александрии (Украина), высшие женские курсы в Москве, Петербурге, Казани и Киеве. В 1863 г . был введен новый Устав университетов , восстанавливающий их автономию. Непосредственное руководство университета поручалось совету профессоров, избиравшему ректора, деканов и новый профессорско-преподавательский состав. Но за деятельностью вузов осуществлялся надзор со стороны министра образования и попечителей учебного округа. Студенческие организации не разрешались. В 1865 г . вводились «Временные правила о печати» , отменявшие предварительную цензуру для периодики и книг небольшого объема, издаваемых в столичных городах.

На царя-Освободителя участниками революционных организаций совершено несколько покушений. После взрыва бомбы в Зимнем дворце Александр Второй создает для руководства страной Верховную распорядительную комиссию во главе с графом М.Т.Лорис-Меликовым, назначенным министром внутренних дел. Это получило название «диктатуры Лорис-Меликова», «диктатуры сердца» . Лорис-Меликов активно боролся с терроризмом, упразднил Третье отделение, показавшее свою несостоятельность, и создал вместо него Департамент полиции, входивший в структуру Министерства внутренних дел. Из правительства были удалены министры-консерваторы, на место заняли сторонники реформ, тогда же обер-прокурором Синода стал консерватор, апологет самодержавия К.П.Победоносцев. Была ослаблена цензура, царь поручил Лорис-Меликову разработку программы реформ на ближайшие годы. Проекты были подготовлены (Конституция Лорис-Меликова) , но не были проведены в жизнь. 1 марта 1881 г. Александр Второй был убит народовольцами.

На престол встал его Александр III, царь-Миротворец (1845-1894 гг., император с 1881 г.). Его не готовили к царствованию, он занял трон вследствие смерти старшего брата. Он получил образование, соответствующее положению Великого князя, был старательным учеником и воспитанником, был не глуп, но и не обладал остротой ума, более других предметов любил военное дело. Грубоватый, простоватый и неприхотливый в повседневной жизни, он правил, словно «исполняя обязанности царя» с присущей ему добросовестностью. За время его правления Россия не участвовала с войнах. Царь считал, что страна должна заняться внутренними проблемами. По убеждениям он был консерватором, сторонником «незыблемости самодержавия», о чем было заявлено в Манифесте 29 апреля 1881 г., разработанном Победоносцевым. Он отклонил прошение о помиловании первомартовцев.Правление Александра Третьего знаменует переход к реакции и контрреформам , направленным на частичное свертывание либеральных реформ предшественника. После царского Манифеста подали в отставку все министры-сторонники реформ, кандидатов на их места подбирал Победоносцев.

Раньше других началась судебная контрреформа . В августе 1881 г. было издано «Положение о мерах по охранению государственного порядка и общественного спокойствия »: губернаторам предоставлялось право объявлять губернии «в состоянии усиленной и чрезвычайной охраны», передавать военному суду «за государственные преступления или нападения на чинов войска, полиции и всех вообще должностных лиц», требовать закрытого суда. Это положение, введенное на 3 года, действовало до 1917 г. В 1887 г. был издан закон об ограничении публичных заседаний в суде . Суду давалось право закрывать двери для публики, что создавало возможности для произвола. С той же целью ряд изменений был внесен в положения судебной реформы. С июля 1889 г. законом о земских начальниках упразднялся мировой суд, его функции передавались новым судебно-административным должностным лицам - окружным земским начальникам. Они имели право приостанавливать решения волостного суда, назначать волостных судей, налагать штрафы и подвергать арестам в административном порядке. Надзор за исполнением их решений осуществляли губернские присутствия во главе с губернатором. Под влиянием борьбы рабочих началось оформление общероссийского рабочего законодательства . В 1885 г. издается закон о запрещении ночной работы женщин и подростков. В 1886 г. – закон о порядке найма и увольнения, об упорядочении штрафов и выплаты заработной платы, для контроля его соблюдения был введен институт фабричных инспекторов. В 1887 г. – закон об ограничении продолжительности рабочего дня на вредном производстве и тяжелом физически.

Контрреформы были проведены и в области просвещения и печати . В 1882 г. были закрыты Петербургские высшие женские врачебные курсы, прекращен прием на другие высшие женские курсы. Вводились «Временные правила о печати », по которым газеты, получавшие «предостережения», должны были накануне выпуска пройти предварительную цензуру; совещанию министров просвещения, внутренних дел, юстиции и Святейшего Синода давалось право закрыть периодическое издание, запретить произведение, не лояльное к власти. Стеснена была деятельность народных читален и библиотек . С 1888 г. особый отдел комитета при министерстве просвещения пересматривал каталог книг читален, для их открытия требовалось разрешение министерства внутренних дел, заведующие назначались с согласия губернатора. В сфере образования осуществлялась линия на свертывание автономии учебных заведений, сужение доступа низших сословий к обучению, усиление влияния церкви . Сеть церковноприходских школ была передана в ведение Синода, краткосрочные школы грамоты – в ведение епархиальных училищ; в школах министерства народного просвещения, расширялось преподавание «закона божьего». В 1887 г . был издан циркуляр (прозванный «законом о кухаркиных детях »), предлагавший принимать в гимназии и прогимназии лишь детей благонамеренных граждан, которые могли создать «им необходимое для учебных знаний удобство». Это сокращало доступ в них детей «кучеров, лакеев... и тому подобных людей», кроме особо одаренных. С той же целью была повышена плата за обучение. В 1884 г . был издан новый университетский устав . Во главе каждого университета был поставлен попечитель и назначаемый министром народного просвещения ректор с широкими административными полномочиями, сузились права ученых коллегий, совета и факультетских собраний. Профессора назначались министром, деканы – попечителем учебного округа, который утверждал планы и программы, наблюдал за всей жизнью университета, мог утверждать журналы заседаний совета, назначать пособия и т.д. Помощником ректора в организации надзора за студентами был инспектор. Положение студентов регламентировалось правилами. Для абитуриента требовалось свидетельство о поведении из полиции. Студенческие собрания и выступления воспрещались, вводилась форма. Повышалась плата за обучение. Устав вызвал протесты студенчества и профессуры. Ответ - увольнение и исключение. Все мероприятия были направлены против доступа в высшую школу выходцев из разночинской среды.

Правительство ограничило земское и городское самоуправление . С 1889 г. мировые посредники, их уездные съезды, уездные по крестьянским делам присутствия были заменены окружными земскими начальниками, назначаемыми из дворян и выполнявшими и судебные, и административные функции. Они имели право приостанавливать решения сельского схода. В 1890 г. принятием нового «Положения о губернских и уездных земских учреждениях» была проведена земская контрреформа . Усиливалась зависимость земств от администрации, ни одно постановление земского собрания не могло вступить в силу без его утверждения губернатором или министром внутренних дел. Изменялась система выборов гласных. Выборные от волости являлись лишь кандидатами в гласные, из их списка губернатор отбирал и назначал гласных в земство, учитывая рекомендации земского начальника. Количество гласных от крестьян было уменьшено, от дворян увеличено при сокращении общего числа гласных. «Городовое положение» 1892 г. предоставляло избирательные права преимущественно владельцам недвижимой собственности, повышало имущественный ценз, что значительно сокращало число избирателей.

В сфере экономики правительство проводило курс на поддержку и развитие отечественной промышленности, торговли, стабилизации финансовой системы и развитию капиталистического сектора в деревне в лице дворянского землевладения. В 1882 году была отменена подушная подать с безземельных крестьян и на 10% снижена с бывших крепостных крестьян. Этот закон вошел в силу с 1884 г. Окончательно подушная подать была отменена в 1885 г., ее заменили другими налогами. Создание Крестьянского поземельного (1882 г.) и Дворянского земельного (1885 г.) банков обеспечило кредитование земельных собственников. Закон о найме сельскохозяйственных рабочих (1886) обязывал крестьян подписывать договор о работе у помещиков и устанавливал наказания за самовольный уход от нанимателя. Он способствовал стабилизации рынка наемной рабочей силы в деревне. В условиях роста «земельного голода» с целью ослабления напряженности в деревне в 1886 и 1893 гг. издаются законы, затрудняющие земельные разделы надельной земли (требуется согласие старшего члена семьи и крестьянского схода) и переделы общинной земли (не чаще 1 раза в 12 лет); досрочный выкуп наделов разрешен при согласии не мене двух третьих сельского схода, запрещена продажа наделов лицам, не принадлежащим данному сельскому обществу. В 1899 г. издаются законы, отменяющие круговую поруку крестьян-общинников при взимании платежей. В их разработке активное участие принимал министр финансов С.Ю.Витте , именно он в конце XIX в. осуществлял руководство экономической политикой, а с начала ХХ в. – всеми сферами деятельности правительства. С.Ю. Витте дворянин по рождению, окончил Новороссийский университет. Сделал блестящую карьеру на государственной службе. Прошел путь от служащего канцелярии одесского губернатора, мелкого служащего перспективной железнодорожной отрасли, до министра путей сообщения (с 1882 г.), министра финансов (с 1882 г.), председателя Кабинета министров (с 1903 г.) и председателя Совета министров (1905-1906 гг.). Его отличали острый ум, независимость суждений, отсутствие подобострастия и щепетильности, не изысканные манеры. Монархист по убеждениям, идеалом государственного деятеля он считал Александра Третьего, в свою очередь высоко его ценившего. Он проявил себя как искусный дипломат при заключении Портсмутского мира, как столп самодержавия при разработке царского Манифеста 17 октября 1905 г. Даже его недруги не могли не признать, что все сделанное им способствовало укреплению Великой России. Экономическая платформа С.Ю.Витте : сократить расстояние между Россией и развитыми странами Европы путем привлечения иностранного капитала, накопления внутренних ресурсов, таможенной защиты товаров отечественного производства; занять прочные позиции на рынках Востока; создание прочного среднего слоя хороших налогоплательщиков в лице крестьян-собственников. Расширение сети железных дорог считал «лекарством от бедности». С.Ю.Витте понимал, что за короткое время догнать передовые промышленные страны Россия не сможет, следовательно, нужно извлекать выгоду из имеющегося потенциала. Он предпринимает активное и быстро окупающее себя строительство государственных железнодорожных линий в европейской части России, Транссибирской магистрали (1891-1905) для транспортировки грузов от Тихого океана и осуществления посреднической торговли, КВЖД (1897-1903 гг.). В 1887-1894 гг. в России были повышены таможенные пошлины на импорт железа, чугуна, каменного угля; на товары обрабатывающей промышленности они достигали 30%. Это получило название «таможенной войны ». Германия повысила пошлины на зерно, что противоречило интересам русских экспортеров, в интересах которых были изменены внутренние железнодорожные тарифы. На западных линиях они снижались, что облегчало вывоз; на южных и восточных повышались с целью не допустить ввоз в центр дешевого хлеба из Поволжья и Северного Кавказа. В 1894 г. Витте заключил взаимовыгодный таможенный договор с Германией . В 1894-1895 гг. он добился стабилизации рубля , а в 1897 г. ввел золотое денежное обращение , что повысило внутренний и внешний курс рубля, обеспечило приток иностранного капитала, вызвало подорожание экспортного хлеба и недовольство экспортеров. Витте был сторонником неограниченного привлечения иностранного капитала в промышленность , распространения иностранных концессий , т.к. собственного у государства средств не хватало, а помещики неохотно вкладывали их в предпринимательство. Активное фабрично-заводское строительство в конце 19-начале 20 вв. получило название «индустриализации Витте ». Для пополнения казны он ввел государственную винную монополию , дававшую до ¼ доходов бюджета. Витте начал работу над аграрным вопросом , добился ликвидации круговой поруки в общине, разработал реформу по введению частной собственности крестьян на землю, но осуществить ее не успел, очевидно, считая ее не первоочередной. В 1897 г . в России была впервые проведена всеобщая перепись населения , численность его составила 125,6 млн. человек. Во многом именно в результате деятельности С.Ю.Витте 1890-е гг. стали периодом экономического подъема России : было построено рекордное количество железнодорожных линий, стабилизирован рубль, поднималась индустрия, Россия вышла на первое в мире место по добыче нефти, на первое место в Европе по экспорту хлеба, ставшего основной его статьей.

Россия во второй половине XIX века

18 февраля 1855 г. после смерти Николая I на престол вступил его сын Александр II. Его правление (1855-1881 гг.) прошло под знаком глубокой модернизации российского общества. 19 февраля 1861 г. был обнародован Манифест о ликвидации крепостного права и утверждены законодательные акты, составившие «Положение о крестьянах, выходивших из крепостной зависимости». В 1864 г. введены земское самоуправление (постепенно, в 34 губерниях Европейской России), суд присяжных и адвокатура, в 1870 г. — городское самоуправление, в 1874 г. — всеобщая воинская повинность.

В 1863 г. вспыхнуло восстание в Польше. Оно было подавлено. В 1864 г. России удалось завершить Кавказскую войну, продолжавшуюся 47 лет. Присоединение к России в 1865-1876 гг. значительных территорий Средней Азии поставило царскую администрацию перед необходимостью организовать управление удалённой инокультурной окраиной.
Реформы 1860-1870-х гг. привели к резкому росту экономики и особенно — индустрии. Наиболее заметным аспектом этого роста стал «железнодорожный бум» второй половины 1860-х-начала 1870-х гг., в ходе которого были построены важнейшие магистрали: Москва-Курск (1868 г.), Курск-Киев (1870 г.), Москва-Брест (1871 г.).
В середине XIX в. Россия была сельскохозяйственной страной, крупнейшим производителем и поставщиком сельскохозяйственной продукции. По условиям отмены крепостного права крестьяне должны были выкупать свои земельные наделы. «Выкупные платежи» тяжелым бременем ложились на сельские общества и нередко растягивались на долгие годы, что вызвало более 1 300 массовых выступлений крестьян, из них более 500 были подавлены с применением силы. Общинное землепользование (невозможность распоряжаться своими наделами) и малоземелье вызывали недовольство крестьян и сдерживали рост численности рабочего класса, а отсутствие социальных гарантий со стороны государства вело к усилению эксплуатации рабочих.

Широкое распространение в обществе в это время получили идеи В. Г. Белинского (1811-1848 гг.), А. И. Герцена (1812-1870 гг.) и Н. Г. Чернышевского (1828-1889 гг.), считавших, что идеальное государственное устройство может утвердиться лишь на принципах распространения привычных русской деревне общинных порядков на всё общество. Средством переустройства общественной жизни им виделось всеобщее крестьянское восстание. Для подготовки этого всероссийского крестьянского мятежа революционная молодежь попыталась наладить пропаганду своих идей среди крестьян («хождение в народ» в 1874-1875 гг.), но в крестьянской среде наивно-монархические настроения были еще очень сильны. Часть молодежи ошибочно полагала, что убийство царя автоматически вызовет развал госаппарата, что облегчит революцию. Уже в 1866 г. произошло первое покушение на Александра II, а в 1879 г. возникла тайная организация «Народная воля», поставившая своей задачей террор против видных сотрудников царской администрации, а в качестве высшей цели — цареубийство. 1 марта 1881 г. Александр II был убит «народниками», но крестьянской революции не произошло.

Царем стал сын Александра II — Александр III. Для его правления (1881-1894 гг.) были характерны охранительные тенденции. Новый монарх стремился всячески укрепить государственный аппарат и повысить управляемость страной. Для этого он пошел на частичное свёртывание преобразований, которые были проведены Александром II. В историографии этот период получил название «период контрреформ» . В уездах появились земские начальники (дворяне), управлявшие крестьянскими делами; в губерниях были учреждены охранные отделения для борьбы с революционным движением. Права земского самоуправления были существенно ограничены, а выборная система изменена с целью обеспечить преобладание в земских органах делегатов от помещиков. Реакционные изменения были внесены в судебное и цензурное дело. С другой стороны, администрация Александра III стремилась выступать в роли социального арбитра. Правительство вынуждено было принять законы, ограничившие эксплуатацию рабочих. В 1883 г. была отменена подушная подать.

Александр III умер в 1894 г. На престол вступил его сын Николай II, который как и отец боролся против либеральных тенденций и был последовательным сторонником абсолютной монархии, что, впрочем, не мешало ему благосклонно относиться к тем или иным новациям и преобразованиям, если они носили тактический характер и не затрагивали основ самодержавия. В частности, в правление Николая II (1894-1917 гг.) были введены золотое обеспечение рубля и государственная винная монополия, что существенно оздоровило финансы страны. Транссибирская железная дорога, строительство которой было завершено в те годы, связала дальневосточные рубежи с центральными регионами России. В 1897 г. была проведена Первая Всероссийская перепись населения.
Освобождение крестьян от крепостной зависимости способствовало бурному развитию капитализма: появлению большого числа промышленных и торговых предприятий, банков, строительству железных дорог, развитию сельскохозяйственного производства. К концу XIX в. численность рабочих возросла вдвое и достигла 1,5 млн человек. В 1879-1900 гг. удельный вес крупных предприятий вырос с 4 до 16% т. е., в 4 раза, рабочих на них — с 67 до 76%.

Рост численности пролетариата сопровождался появлением первых революционных рабочих организаций. В 1883 г. Г. В. Плеханов (1856-1918 гг.) и его соратники в Женеве объединились в группу «Освобождение Труда», положившую начало распространению марксизма в России. Группа разработала программу русской социал-демократии, окончательной целью которой провозглашалось создание рабочей партии, свержение самодержавия, захват политической власти рабочим классом, передача средств и орудий производства в общественную собственность, устранение рыночных отношений и организация планового производства. Издания этой группы распространялись в России в более чем 30 губернских центрах и промышленных городах.
В России стали возникать марксистские кружки (к концу XIX в. их было около 30). В 1892 г. в Самаре начал революционную деятельность В. И. Ленин (Ульянов, 1870-1924 гг.) . В 1895 г. совместно с участниками марксистского кружка студентов-технологов (С. И. Радченко, М. А. Сильвин, Г. М. Кржижановский и др.) и петербургскими рабочими (И. В. Бабушкин, В. А. Шелгунов, Б. И. Зиновьев и др.) Ленин создал в Санкт-Петербурге организацию «Союз борьбы за освобождение рабочего класса» , который вскоре был разгромлен полицией, а Ленину пришлось эмигрировать.

В 1898 г. в Минске состоялся съезд представителей петербургского, московского, киевского, екатеринославского «союзов борьбы» и Бунда (партии еврейского пролетариата). Съезд провозгласил создание Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП) и избрал Центральный Комитет (ЦК). По поручению съезда ЦК издал Манифест РСДРП , в котором кратко были поставлены демократические и социалистические задачи российского пролетариата и его партии. Однако партия еще не имела программы и устава, ее местные комитеты находились в состоянии идейного и организационного разброда.
В 1855 г. Курильские острова были официально включены в состав России. Присоединение Приамурья и Приморья было оформлено Айгунским (1858 г.) и Пекинским (1860 г.) договорами с Китаем. По Айгунскому договору не разграниченные земли по левому берегу Амура были признаны владением России, а по Пекинскому к ней отошло Приморье (Уссурийский край). В 1875 г. остров Сахалин перешел к России, а Курильские острова — к Японии.
В 1867 г. из присоединенных владений Кокандского ханства и Бухарского эмирата было образовано Туркестанское генерал-губернаторство. В 1868 г. к России были присоединены Самаркандский и Ката-Курганский округа Бухарского эмирата, который признал протекторат России. В 1869 г. был образован Закаспийский военный отдел с центром в Красноводске. После 1881 г. была образована Закаспийская область с Центром в Асхабаде. По соглашению с Великобританией (Англией) 10 сентября 1885 г. была установлена граница России с Афганистаном, а в 1895 г. — граница на Памире.
Весной 1875 г. вспыхнуло восстание в турецких владениях России на Балканах. Сербы обратились за помощью к русскому правительству, которое потребовало от Турции заключить с сербами перемирие. Отказ турок вызвал русско-турецкую войну 1877-1878 гг. Летом 1877 г. русские войска форсировали Дунай и вступили в Болгарию.

Однако сил для решительного наступления не хватало. Выдвинутый на юг отряд генерала Гурко занял Шипкинский перевал на Балканском хребте, но не смог продвинуться дальше. С другой стороны многочисленные попытки турок сбить русских с перевала так же не увенчались успехом. Особенно опасным стало опоздание русских с занятием Плевны на западном фасе задунайского плацдарма. Турецкие войска первыми достигли этого стратегически важного пункта и закрепились в нём. Три крайне кровопролитных штурма 8 (20), 18 (30) июля и 30-31 августа (11-12 сентября) 1877 г. не увенчались успехом. Осенью русские заняли укрепления Телиш и Горный Дубняк, окончательно блокировав Плевну. Пытаясь поддержать окружённую крепость, турки предприняли контрнаступление сразу и от Софии, и на восточном фасе плацдарма. На софийском направлении турецкое контрнаступление было отражено, а Восточный фронт русского расположения был прорван, и лишь отчаянная контратака русских войск, смявшая турецкие порядки под Златарицей, стабилизировала фронт. Исчерпав возможности к сопротивлению, после неудачной попытки прорыва, плевенский гарнизон капитулировал 28 ноября (10 декабря) 1877 г. Зимой 1877-1878 гг. в неимоверно тяжёлых погодных условиях русские войска форсировали Балканский хребет и нанесли туркам решающее поражение при Шейново. 3-5 (15-17) января 1878 г. в сражении под Филиппополем (Пловдивом) была разбита последняя турецкая армия, а 8 (20) января русские войска заняли Адрианополь без всякого сопротивления. По Берлинскому трактату 13 июля 1878 г. Южная Бессарабия, Батум, Карс и Ардаган были присоединены к России.
Направления в литературе и искусстве, сложившиеся в первой половине XIX в., получили своё дальнейшее развитие и во второй половине XIX в. - начале XX в.
Реформы 1860-1870-х гг. представляли собой настоящий переворот, следствием которого были кардинальные изменения в социальной, государственной и всей народной жизни, что не могло не отразиться и на развитии культуры. Произошло не только социальное, но и духовное раскрепощение народа, у которого появились новые культурные запросы и возможности их удовлетворить. Существенно расширился и круг лиц интеллигентного труда, носителей культуры. Немаловажное значение имел также и научно-технический прогресс, который служил и факторам, и показателем развития культуры.

Начало XX в. — это «Серебряный век» русской культуры , в первую очередь в сфере литературы и искусства. Россия прочно вошла в систему мировых держав, тесно связанных между собой экономическими, политическими и культурными узами. В России находили широкое применение новинки научно-технического прогресса передовых стран (телефон, кинематограф, граммофон, автомобиль и др.), достижения точных наук; получили широкое распространение в литературе и искусстве различные направления. А общемировая культура существенно обогатилась достижениями русской науки, литературы и искусства. Выступления русских композиторов, оперных певцов, мастеров балета проходили в прославленных театрах Италии, Франции, Германии, Англии, США.
В русской литературе второй половины XIX в. особенно яркое изображение получили темы народной жизни, различные общественно-политические течения. На это время приходится расцвет творчества выдающихся русских писателей Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. А. Некрасова, А. Н. Островского, Ф. М. Достоевского. В 1880-1890-е гг. в русской литературе выделяются А. П. Чехов, В. Г. Короленко, Д. Н. Мамин-Сибиряк, Н. Г. Гарин-Михайловский. Традиции критического реализма, присущие этим писателям, нашли своё продолжение и развитие в творчестве пришедших в литературу в начале XX в. писателей нового поколения — А. М. Горького, А. И. Куприна, И. А. Бунина.
Наряду с этим направлением, особенно в предреволюционное десятилетие и преимущественно в поэтической среде, возникают различные литературные кружки и объединения, стремящиеся отойти от традиционных эстетических норм и представлений. К объединениям символистов (создателей и теоретиком русского символизма был поэт В. Я. Брюсов) принадлежали К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб, Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, А. Белый, А. А. Блок. Противоположное символизму направление, акмеизм возник в русской поэзии в 1910 г. (Н. С. Гумилёв, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам). Представители другого модернистского течения в русской литературе и искусстве — футуризма — отрицали традиционную культуру, её моральные и художественные ценности (В. В. Хлебников, Игорь Северянин, ранний В. В. Маяковский, Н. Асеев, Б. Пастернак).
Александринский театр в Петербурге и Малый театр в Москве оставались главными центрами русской театральной культуры во второй половине XIX в. — начале XX в. В репертуаре Малого театра ведущее место занимали пьесы А. Н. Островского. Среди актеров Малого театра выделялись Пров Садовский, Сергей Шумский, Мария Ермолова, Александр Сумбатов-Южин и др. На сцене Александринского театра блистали Мария Савина, Владимир Давыдов, Полина Стрепетова.
В 1860-1870-е гг. стали возникать частные театры и театральные кружки. В 1898 г. в Москве К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко основали Художественный театр, а в 1904 г. в Петербурге В. Ф. Комиссаржевская создала Драматический театр.
Вторая половина XIX в. — время расцвета русского музыкального искусства . Большую роль в развитии и организации музыкального образования сыграли Антон и Николай Рубинштейны. Н. Г. Рубинштейн стал инициатором создания Московской консерватории (1866 г.).
В 1862 г. в Петербурге образовался «Балакиревский кружок» (или по словам В. Стасова «Могучая кучка»), куда входили М. А. Балакирев, Ц. А. Кюи, А. П. Бородин, М. П. Мусоргский и Н. А. Римский-Корсаков. Оперы Мусоргского «Хованщина» и «Борис Годунов», Римского-Корсакова «Садко», «Псковитянка» и «Царская невеста» — это шедевры русской и мировой музыкальной классики. Величайшим композитором эпохи был П. И. Чайковский (1840-1893 гг.), расцвет творчества которого приходится на 1870-1880-е годы. П. И. Чайковский — крупнейший создатель симфонической, балетной и оперной музыки (балеты «Лебединое озеро» , «Щелкунчик», «Спящая красавица»; оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Мазепа», «Иоланта» и др.). Чайковским написано свыше ста романсов, преимущественно по произведениям русских поэтов.
В конце XIX-начале XX вв. в русской музыке появилась плеяда талантливых композиторов: А. К. Глазунов, С. И. Танеев, А. С. Аренский, А. К. Лядов, И. Ф. Стравинский, А. Н. Скрябин. С помощью богатых меценатов возникают частные оперы, среди которых широкую известность получила частная опера С. И. Мамонтова в Москве. На её сцене в полной мере раскрылся талант Ф. И. Шаляпина.

В русской живописи господствующее положение занял критический реализм, основной темой которого стало изображение жизни простого народа, прежде всего крестьянства. В первую очередь эта тема нашла своё воплощение в творчестве художников-передвижников (И. Н. Крамской, Н. Н. Ге, В. Н. Суриков, В. Г.Перов, В. Е. Маковский, Г. Г. Мясодоев, А. К. Саврасов, И. И. Шишкин, И. Е. Репин, А. И. Куинджи, И. И. Левитан). Выдающимся представителем русской батальной живописи был В. В. Верещагин, крупнейшим художником-маринистом — И. К. Айвазовский. В 1898 г. возникло творческое объединение художников «Мир искусства», в которое вошли А. Н. Бенуа, Д. С. Бакст, М. В. Добужинский, Е. Е. Лансере, Б. М. Кустодиев, К. А. Коровин, Н. К. Рерих, И. Э. Грабарь.
Внедрение в архитектуру достижений промышленного прогресса и технических новинок способствовали возведению сооружений, характерных для индустриального развития страны: заводских корпусов, железнодорожных вокзалов, банков, торговых центров. Ведущим стилем становится модерн, наряду с которым возводились здания древнерусского и византийского стиля: Верхние торговые ряды (ныне ГУМ, арх. А. Н. Померанцев), здания Исторического музея в Москве (арх. В. О. Шервуд) и Московской городской Думы (арх. Д. Н. Чичагов) и др.
Значительным событием в общественной и культурной жизни стало открытие памятника А. С. Пушкину в Москве (1880 г., скульптор А. М. Опекушин), Среди выдающихся скульпторов этого времени выделяются: М. М. Антакольский, А. С. Голубкина, С. Т. Коненков.

Успешно развивалась наука . С именем великого учёного Д. И. Менделеева (1834-1907гг.) связано открытие Периодической системы элементов; исследования И. М. Сеченова в области физиологии и высшей нервной деятельности продолжил И. П. Павлов; И. И. Мечников создал учение о защитных факторах организма, что легло в основу современной микробиологии и патологии.
«Отец русской авиации» Е. Н. Жуковский заложил основы современной аэродинамики, изобрёл аэродинамическую трубу и в 1904 г. основал Аэродинамический институт; К. Э. Циолковский заложил фундамент теории движения ракет и реактивных приборов. Академик В. И. Вернадский своими работами дал начало многим научным направлениям в геохимии, биохимии, радиологии, экологии. К. А. Тимирязев основал русскую школу физиологии растений.
С развитием естественных наук связаны технические открытия и изобретения: создание электрической лампочки накаливания (А. Н. Лодыгин), дуговой лампы (П. Н. Яблочков), радиосвязь (А. С. Попов).
Выдающийся учёный С. М. Соловьёв разработал фундаментальный труд «История России с древнейших времён», в котором обосновал новую концепцию, объяснявшую отечественную историю природными и этническими особенностями русского народа.

Отмена крепостного права, несмотря на ее неполноту, создала условия для бурного развития капитализма. В 1861-1900 гг. Россия превратилась из сельскохозяйственной в аграрно-индустриальную капиталистическую страну, одну из великих мировых держав. В конце XIX в. в промышленном производстве она заняла пятое место, после США, Англии, Германии и Франции.
В результате имперской политики Россия присоединила огромное пространство в Средней Азии, остановив в этом районе экспансию Англии и получив сырьевую базу для текстильной промышленности. На Дальнем Востоке были присоединены Приамурье и Уссурийское Приморье, и закреплено владение Сахалином (взамен уступки Курильских островов). Началось политическое сближение с Францией.

Возникшее революционной движение народников не смогло поднять крестьян на восстание, террор против царя и высших чиновников оказался несостоятельным. В 1880-х гг. началось распространение марксизма, в 1892 г. — революционная деятельность Ленина, в 1898 г. была создана РСДРП.

Углубление социально-экономического кризиса в стране, поражение в Крымской войне Крымская война (1853-1856 , также Восточная война - война между Российской империей и коалицией в составе Британской, Французской, Османской империй и Сардинского королевства) вызвали необходимость проведения кардинальных социально-экономических реформ. Крестьянская реформа 1861 года и последовавшая за ней серия буржуазных реформ способствовали, постепенному превращению абсолютной монархии в буржуазию, серия контрреформ Александра III (1881-1894) не смогла изменить этого развития.

Высший законосовещательный орган – Государственный совет (в 1886г. принято новое «Учреждение Государственного совета», регламентирующего его деятельность). Гос. Совет состоял из 5-ти департаментов: законов, гражданских и духовных дел, военных дел, государственной экономии, промышленности, наук, торговли. Высший судебный орган – Правительствующий Сенат.

С осени 1857г. начал действовать новый правительственный орган – Совет Министров (до него Комитет министров). В состав Совета вошли все министры и другие лица, назначенные императором. В пореформенной России почти все министерства значительно расширили свои функции. Собственная его императорского величества канцелярия потеряла значение главного государственного органа, но продолжала выполнять определенные функции в системе управления. Совет министров действовал до 1882 г.

В 1860 г. был создан Государственный банк, занимавшийся кредитованием промышленной, торговой и другой деятельности .

Реформы существенно изменили военное министерство. При нем был образован Главный штаб по управлению войсками, а департаменты преобразованы в главные управления, которые значительно улучшили состояние дел во всех отраслях военного ведомства.Всего в России в конце XIX в. насчитывалось около 15 министерств и учреждений.

Формирование всесословных органов самоуправления (земства, городские думы) в 60х – 70х гг. XIX века. 1 января 1864 г. «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». Согласно «Положению» 1864 г., земства являлись всесословными учреждениями. К решению вопросов местного хозяйства привлекался широкий круг жителей: представители дворян, торгово-промышленной буржуазии и крестьян (3 курии). Они избирали на 3 года Уездное земское собрание , которое собиралось 1 раз в год в сентябре. Исполнительный орган Уездная земская управа –работает на постоянной основе, во главе Председатель и 2-3 заместителя. Губернская управа – Председатель и 5-6 заместителей – исполнительный орган губернского самоуправления. Все это делало местное управление более гибким и мобильным. Но преобладали в земствах всё же дворяне. Отмена крепостного права лишила помещиков - самых надежных агентов самодержавия - власти над крестьянами, и правительство постаралось передать им властные полномочия через земские учреждения. Жизнеспособность земств обеспечивалась также их самофинансированием. Основную часть поступлений они получали от налогов на недвижимое имущество: земли, леса, доходные дома, фабрики, заводы. Однако главным объектом обложения оказались крестьянские земли. Благоприятным фактором деятельности земств были принципы самоуправления. Несмотря на опеку бюрократии, земства сами формировали руководящие органы, вырабатывали структуру управления, определяли основные направления своей деятельности, подбирали и обучали специалистов и т.д.
Согласно «Городовому положению» 1870 г., в городах учреждались бессословные органы самоуправления: распорядительный - городская дума и исполнительный - городская управа, избираемые на 4 года плательщиками городских налогов, к которым относились владельцы различных торгово-промышленных заведений, домов и прочих доходных имуществ.
Городские думы находились в прямом подчинении Сенату. Городской голова, являясь председателем думы, одновременно возглавлял городскую управу. В крупных городах он утверждался министром внутренних дел, в мелких - губернатором. В функции нового городского самоуправления входили забота о благоустройстве городов. Они получили право собирать налоги с городской недвижимости, а также с торгово-промышленных заведений. Деятельность городских органов самоуправления позитивно влияла на развитие городов, но имела и существенные недостатки: слабый бюджет, преимущественная забота о районе проживания городской верхушки и полное запустение рабочих окраин, безразличное отношение к бедноте.

Дореформенный суд был сословным, зависевшим от администрации, в нем отсутствовала состязательность, гласность, следствие находилось в руках полиции. Все это порождало возможность для злоупотреблений. Судебные уставы 1864 г. были направлены на ликвидацию этих недостатков, предусматривали введение института присяжных заседателей. Суд в России был провозглашен скорым, правым, милостивым, равным для всех подданных, с уважаемой и независимой судебной властью. Судебное заседание можно было начать только в присутствии адвоката. Судебные уставы разрешали кассации в случаях нарушения судопроизводства или появления новых свидетельств в пользу осужденного.

Мировой суд – судья избирается населением на 5 лет. Судьи делятся на участковых – у них место, оклад; и починный судья – на общественных началах. Они рассматривали мелкие уголовные дела (до 2-лет наказания), гражданские дела (с исками не более 500 руб.). Один раз в год проходил съезд Мировых судей с целью рассмотрения жалоб на самих мировых судей. Их можно обжаловать в Сенате, который являлся высшей инстанцией. Основная инстанция – Окружной суд – судья назначается Сенатом пожизненно. Население избирает судебных присяжных заседателей (12+2 запасных) – это очень демократичная судебная реформа. Судебная Палата – для обжалования решений Окружного суда. В итоге Россия получила одну из самых лучших судебных систем в мире.

Незавершенность реформ 60-70-х гг. заключалась, прежде всего, в том, что экономические реформы не сопровождались реформами политическими, приведением системы власти и управления в соответствие с уровнем развития экономики и требованиями общества.
Позиция правительства соответствовала основному принципу российского консерватизма: государство - главная сила. Правительство проводило открыто протекционистскую политику и политику жесткого финансового контроля. Общим итогом ревизии реформ 60-70-х гг. стало создание административных органов управления деревней; сведение к минимуму роли общественного самоуправления в земских и городских учреждениях, усиление контроля Министерства внутренних дел над ними; ограничение выборного начала при замещении должностей; передача дел от судебных учреждений в ведение учреждений, находившихся в непосредственной связи с управленческой администрацией. Принятые законы должны были вернуть дворянству его положение в управлении государством и обществом, сохранить сословную структуру и самодержавие власти. Однако это не произошло. Распространение консервативных идей их авторами было преувеличено, и полного поворота назад не получилось. Общество не позволило его совершить, и даже в самом дворянстве усилились тенденции к всесословности.

Контрреформы: 1) 1866г . Земствам запретили брать налоги с промышленных предприятий;2) На печать земских учреждений ввели цензуру. Расширен контроль Губернатора – особое присутствие по земским учреждениям.

Городская реформа 1870г. «Городское положение» – население делится на три категории: высшие налогоплательщики, средние, остальные – они избирают одинаковое число депутатов. Избрана Городская Дума – орган городского самоуправления (на 4 года). Исполнительный орган – «Городская Управа », которую контролирует Губернатор.

Убийство Александра II. На престол вступил его сын, Александр III. Реформы 60-70-х гг. оценивались не однозначно. Были две основные оценки. Одни считали, что реформы зашли слишком далеко, они угрожали основам монархии и их надо не только остановить, но и вернуть назад, на исходные позиции, восстановить «так, как было». Одним из главных лидеров этого движения в окружении Александра III и был К.П. Победоносцев.
Другая группа полагала и настаивала на том, что реформы не завершены, их необходимо продолжить и расширить, в первую очередь довести их до реформирования органов власти и государственного управления. Это направление современники связывали, прежде всего, с именем М.Т. Лорис-Меликова, последнего в царствование Александра II министра внутренних дел. В последние месяцы царствования императора Александра II он занимал пост министра внутренних дел с расширенными полномочиями, проводил либеральную внутриполитическую линию. В руках Лорис-Меликова оказалась сосредоточенной огромная власть, отчего это время современники и стали называть «диктатурой Лорис-Меликова»

Культура России во второй половине 19 века переживала значительный подъем. Развитие новых капиталистических отношений, отмена крепостного права и общественный подъем привели к тому, что во всех сферах искусства стали появляться новые течения, новые имена.

Однако представители интеллигенции имели разнообразные взгляды на изменения, происходящие в стране, что привело к появлению трёх лагерей – либералов, консерваторов и демократов. У каждого течения были свои особенности как в политической мысли, так и в способах выражения себя в искусстве.

В целом, промышленный переворот и рост экономики привели к тому, что культура стала более демократичной и открытой для всех слоёв населения.

Образование

Произошёл небывалый рост уровня образования. Начали открываться многочисленные школы, образование становилось поуровневым – начальная школа и средняя. К средним относились многочисленные гимназии и училища, где студенты не только получали общее образование, но и осваивали необходимые для дальнейшей работы знания. Появились женские курсы.

Образование оставалось платным, поэтому все большее значение стали обретать библиотеки и музеи, где могли обрести знания те, у кого не было денег на лицей или гимназию. Были созданы Третьяковская галерея, Исторический музей, Русский музей и другие.

Также активно развивалась наука, были созданы несколько научных школ, которые стали фундаментом для важнейших открытий. Огромное развитие получили история и философия.

Литература

Литература развивалась также активно, как и другие отрасли культуры. По всей стране стали издаваться многочисленные литературные журналы, в которых писатели публиковали свои произведения. Наиболее заметными можно назвать «Русский вестник», «Отечественные записки», «Русская мысль». Журналы были разной направленности – либеральные, демократические и консервативные. Помимо литературной деятельности авторы в них вели активную политическую дискуссию.

Живопись

Большую известность получили художники-реалисты – Е.И. Репин, В.И. Суриков, А.Г. Саврасов. Во главе с И.Н Крамским они образовали «товарищество передвижников», ставящее своей главной целью необходимость «нести искусство в массы». Эти художники открывали небольшие передвижные выставки в самых отдалённых уголках России, чтобы приучить народ к искусству.

Музыка

Образовалась группа «Могучая кучка» во главе с М.А. Балакиревым. В неё входили многие видные композиторы того времени - М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, А.П. Бородин. В это же время творил великий композитор - П.И. Чайковский. В Москве и Петербурге в те годы открылись первые в России консерватории. Музыка также становилась национальным достоянием, доступным для всех слоёв населения.

Просвещение и наука во второй половине 19 -го века Бардаков В. 8"Б"(25. 04. 2016)

План § 1. Развитие § 2. Успехи образования естественных наук § 3. Развитие географических знаний § 4. Развитие гуманитарных наук

Развитие образования n Отмена крепостного права Александром II, успехи промышленного производства и утверждение капитализма в России во второй половине XIX века повлекли за собой глубокие сдвиги во всех областях культуры. Для пореформенной России был характерен рост грамотности населения, развитие различных форм обучения.

1 n В стране появились комитеты грамотности, просветительские организации, связанные с земствами. Они издавали учебники, книги для широких слоев народа, организовывали сбор средств для нужд народной школы.

2 n В 1859 г. В Киеве были организованы первые в России воскресные школы. Затем они появились и в других городах, а к 1862 г. их насчитывалось более 300. Они были бесплатными, а программа обучения в них была намного шире, чем в государственных школах. Учащихся знакомили с основами химии, физики, географии и отечественной истории. Но к сожалению в дальнейшем программа воскресных школ была значительно сокращена. Воскресная школа Владимир Егорович Маковский

3 Огромную роль в распространении просвещения стали играть земства. В 1864 – 1874 гг. было открыто почти 10 тыс. земских школ. Они являлись самым распространенным типом начальной школы в России. Ученики Архангельской земской школы(конец 19 века)

4 n Что касается средних школ, то основным типом были гимназии. В 1861 г. в стране было 85 мужских гимназий, где училось 25 тыс. человек. Спустя ¼ века число гимназий утроилось, гимназистов стало более 70 тыс. Женские средние учебные заведения появились только лишь к началу 90 -х гг. , их было открыто около 300, где занималось до 75 тыс. девушек. Костромская мужская гимназия (конец 19 в.) Женская белгородская гимназия (конец 19 в.)

5 n Несомненными были успехи высшего образования. К концу 19 го века в России насчитывалось свыше 60 государственных высших учебных заведений. Варшавский университет, ставший крупнейшим к концу 19 века в России

n Однако, несмотря на все выше перечисленное, уровень грамотности населения оставался одним из самых низких в Европе. Средний уровень грамотности составлял 21, 1%. Грамотное население находилось в основном в крупных городах. Высшее образование имели более 1%, среднее более 4% населения.

Успехи естественных наук n Успехи промышленности были тесно связаны с достижениями в различных отраслях науки и техники. Многие открытия русских ученых имели прикладной характер и широко использовались в практических целях, став весомым вкладом в мировой технический прогресс.

1 n n П. Л. Чебышев - русский математик и механик, основоположник петербургской математической школы, академик Петербургской академии наук (с 1859 года) и ещё 24 академий мира. Чебышев связывал свои научные интересы в области математического анализа с практическими потребностями военного дела. Увлекался теорией машин и конструированием различных механизмов. Например, он изготовил стопоходящую машину, имитирующую движение животного при ходьбе, а также автоматическую счетную машинку – арифмометр.

1) Механизм Чебышёва - механизм, преобразующий вращательное движение в движение, приближённое к прямолинейному (GIF изображение справа). 2) Стопоходящая машина 3) Арифмометр

2 n n А. Г. Столетов - русский физик, заслуженный профессор Московского университета. В 1876 году, измеряя отношение электромагнитных и электростатических единиц, получил значение, близкое к скорости света. Данные исследования Столетова были проведены еще до опытов Г. Герца. Предложение Столетова организовать измерение этой величины, принятое I конгрессом электриков в 1881 году, способствовало утверждению электромагнитной теории света.

n n В 1888- 1890 годах Александр Столетов систематически изучал фотоэффект, опубликовавший 6 работ. Им были сделаны несколько важных открытий в этой области, в том числе выведен первый закон внешнего фотоэффекта. Формулировка 1 -го закона фотоэффекта (закона Столетова): Сила фототока прямо пропорциональна плотности светового потока.

3 n n А. С. Попов - русский физик и электротехник, профессор, изобретатель, статский советник (1901), Почётный инженер-электрик (1899). 25. 04. 1895 году в Русском физическом обществе прочитал доклад по радиосвязи и продемонстрировал изготовленный им приемникпередатчик. Через несколько лет, усовершенствовав свое изобретение, он добился 150 километровой дальности передачи и приема. В 1900 году его радиоприемник был использован в практических целях для спасения рыбаков в Финском заливе. За свое открытие ученый был удостоен Большой золотой медали на Всемирной выставке в Париже в 1900 году.

4, 5, 6 n В 1876 году П. Н. Яблочков создал дуговую электрическую лампу. Вскоре его лампочки осветили улицы и дома многих городов мира. n В 1881 году морской офицер А. Ф. Можайский сконструировал первый в мире самолет, правда, его испытания закончились неудачей. n В 1888 году механик-самоучка Ф. А. Блинов изобрел гусеничный трактор.

7, 8 n n n Д. И. Менделеев - русский учёныйэнциклопедист: химик, физик, метролог, экономист, технолог, геолог, метеоролог, нефтяник, педагог, воздухоплаватель, приборостроитель. Всемирную славу ему принесло открытие в 1869 году периодического закона химических элементов. Периодическая система элементов Менделеева показывает, что химические свойства элементов, т. е. их качества, обусловлены количеством их атомного веса. Тем самым открытие служит блестящим подтверждением закона перехода количества в качество. Редактор Казанского университета А. М. Бутлеров заложил основы органической химии.

9 n n В. В. Докучаев - русский геолог и почвовед, основоположник школы почвоведения и географии почв. Докучаев положил начало науке о свойствах различных почв. В 1889 году его опубликованные на Всемирной выставке в Париже труды были удостоены золотой медали. В книге «Наши степи прежде и теперь» ученый изложил план борьбы с засухой, поразившей черноземную полосу России в 1891 году. Этот план предусматривал меры воздействия на природу степей путем посадок лесов и т. д.

Идеи Докучаева были использованы спустя более чем пол века при реализации Сталинского плана преобразования природы. На плакате колхозница держит книги Лысенко, Докучаева и Мичурина. Книга «Наши степи прежде и теперь»

10 n n И. М. Сеченов - русский просветитель и создатель физиологической школы. Сеченов создал учение о рефлексах головного мозга, осуществив тем самым переворот в биологической науке. Он первым научно доказал единство и взаимную обусловленность психических и телесных явлений, подчеркнув, что мыслительная деятельность есть не что иное, как результат работы головного мозга.

11, 12 n И. П. Павлов - русский учёный, первый русский нобелевский лауреат, физиолог, создатель науки о высшей нервной деятельности и формировании рефлекторных дуг; основатель крупнейшей российской физиологической школы. Павлов доказал, что условный рефлекс – это наивысшая и наиболее поздняя форма приспособления организма к окружающей среде, и что условный рефлекс – это новоприобретение организма, результат накопления им индивидуального жизненного опыта. n. И. Мечников и Н. Ф. Гамалея организовали первую в России бактериологическую станцию, разработали методы борьбы против бешенства, уделяли огромное влияние борьбе с вредителями сельскохозяйственных растений. Их бактериологическая станция в Одессе

n Для развития естественных наук во второй половине 19 века характерны тесная связь с практикой, материалистическое представление о природе и борьба с реакционными философскими и политическими теориями. Крупнейшие ученые, деятели естествознания поддерживали демократическое движение и часто сами были его участниками.

1 n Обследования Камчатки, Чукотки и ряда островов в северной части Тихого океана были произведены академиком адмиралом Ф. П. Литке. Кругосветные плавания - в 1817- 1819 и 1826- 1829 гг. , во время которых исследовал Камчатку, Чукотку, Каролинские острова, острова Бонин; составил атлас и описание своих путешествий.

2 n n Крупные геологические и зоологические обследования Центральной Азии были произведены Н. М. Пржевальским также был открыт целый ряд неизвестных европейцам горных хребтов и крупных горных озер, впервые были даны описания некоторых животных. В собранном им гербарии, который насчитывал до 16 тыс. экземпляров, ботаники обнаружили 218 новых видов и 7 родов.

3 n n Н. Н. Миклухо-Маклай - русский этнограф, антрополог, биолог и путешественник. Он посвятил свою жизнь изучению народов Юго-Восточной Азии, Австралии, островов Тихого океана. Два с половиной года(1871 -1872, 1876 -1877, 1883) он прожил на северо-восточном берегу Новой Гвинеи, завоевав любовь и доверие жителей. В 1881 году он разработал проект создания на Новой Гвинеи независимого государства – Папуасского Союза, призванного противостоять колонизаторам. В 1886 году Миклухо-Маклай безуспешно добивался от России разрешения организовать все там же «вольную русскую колонию» , построенную на принципах общинно-артельного социализма.

1 n С. М. Соловьев – профессор, декан историкофилологического факультета, а затем ректор Московского университета, создатель 29 -томной «Истории России с древнейших времен» . Крупным научным и общественным явлением стали его «Публичные чтения о Петре Великом» . Соловьев был сторонником сравнительноисторического метода исследования, указывая на общие черты развития России и Западной Европы.

2 n n В. О. Ключевский – российский историк, ученик Соловьева. В 1882 году блестяще защитил в Московском университете докторскую диссертацию «Боярская дума Древней Руси» . Он был автором многих исторических исследований и «Курса русской истории» . Большое значение ученый придавал изучению социальноэкономических причин исторических событий и явлений. На его лекциях присутствовали не только студенты историкофилологического факультета, но и естественных факультетов, а сами лекции заканчивались под шквал аплодисментов.

3 n Важным событием в научной и педагогической жизни страны стало открытие в Москве в 1883 году Исторического музея.

n Отечественная наука второй половины 19 века вышла на передовые рубежи. Русские ученые внесли весомый вклад в развитие мировой научной мысли. Причинами этого явления стали те благоприятные изменения в жизни страны, которые пришли вместе с отменой крепостного права, они разбудили инициативу русских людей и способствовали научному поиску.