Парламент британии на английском языке с переводом. Где и когда появился парламент в Англии? История возникновения английского парламента

В современном мире почти в каждом государстве есть свой парламент, который необходим для выражения интересов разных слоев общества. Эта система одной из первых появилась в средневековой Англии.

Борьба королей и феодалов

В XIII веке островное королевство часто страдало от гражданских войн и конфликтов. Одной из причин такого неустройства стала борьба между королевской властью и феодальным сословием. Бароны и лорды желали усилить свое влияние на государство, чтобы принимать участие в управлении страной.

Еще при короле Иоанне Безземельном (правил в 1199-1216 гг.), в 1215 году, появилась Этот документ был составлен при участии баронов, желавших получить новые юридические права и защитить собственные привилегии. Дата возникновения английского парламента тесно связана с хартией, которая была лишь «первой ласточкой» в долгом процессе укрепления в государстве феодального строя.

Генрих III

Сын Иоанна, Генрих III, занял трон в 1216 году еще в детском возрасте. За него правил регентский совет. Повзрослев, Генрих начал вести жесткую политику, направленную на укрепление королевской власти. Бароны и другие феодалы, привыкшие к порядку вещей, закрепленному хартией вольностей, были крайне недовольны поведением монарха.

Кроме того, Генрих III окружил себя иностранцами, в том числе французами, которых не терпели в Лондоне. Такое поведение привело к ухудшению отношений между ним и его собственной знатью. Единственным арбитром в этом конфликте мог стать Папа Римский - духовный отец всех христиан. При его сотрудничестве Генрих пообещал баронам, что он будет соблюдать условия Великой хартии его отца, а также согласился учредить парламент, где бы заседали представители аристократии. Так, в 1258 году были заключены Оксфордские соглашения.

Согласно этому документу, должно было произойти образование английского парламента. Дата этого события письменно не оговаривалась, однако король обещал, что появится в самое ближайшее время. Но уже очень скоро Папа Римский освободил монарха от обещаний. Генриху нужны были деньги, для того чтобы вести войны против Франции и Уэльса. Поэтому он начал повышать налоги, нарушив свои обещания, данные согласно Великой хартии.

Баронское восстание

В 1263 году бароны, недовольные решениями короля, объявили ему войну. Эту группу возглавил Симон де Монфор. После битвы при Льюисе Генрих III вместе с сыном Эдуардом оказался в плену. Победившие аристократы в 1265 году созвали представительный орган. Это и была дата возникновения английского парламента. Заседания проходили в

Дата возникновения английского парламента ознаменовалась тем, что в новом представительном органе собрались депутаты от самых разных сословий: не только высшего духовенства и рыцарей, но и городского населения. Депутаты подразделились и по территориальному принципу. Когда наступила дата возникновения английского парламента, в поехали представители всех городов страны. При этом Лондон и еще пять важных портов имели по четыре представителя. Другие города прислали по два человека. Эта система, принятая в XIII веке, оказалась зародышем современной

Появление парламента

К власти в стране пришел Симон де Монфор. Именно он стал тем человеком, благодаря которому стало возможным возникновение английского парламента. Дата этого события совпала со временем усиления его влияния в государстве. Однако уже весной 1265 года законный наследник Эдуард бежал из плена. Он собрал вокруг себя преданную армию, с которой попытался вернуть престол своему отцу Генриху III. Из-за этого начало процесса возникновения английского парламента оказалось в тени новой

4 августа в битве при Ившеме восставшие бароны потерпели поражение, а Симон де Монфор погиб. К власти снова пришел Генрих III. Однако процесс возникновения английского парламента уже закончился, и монарх решил не отказываться от этого органа власти. При этом короле и его сыне он не представлял угрозы для правления династии.

Значение парламента

Возникновение английского парламента (дата - 1265 год) сыграло важную роль в Теперь жители самых разных городов посылали в столицу своих представителей, которые могли напрямую сообщить верховной власти о проблемах простых людей. Поэтому в Великобритании каждый гражданин знает, когда возник английский парламент. Дата этого события ежегодно отмечается в стране.

В 1295 году парламент начал собираться по новым правилам, которые практически не изменились до наших дней. Теперь в палате появились представители от каждого графства. Дата возникновения английского парламента (год 1265-й) стала одной их тех дат, благодаря которым гражданское общество смогло добиться признания своих прав верховной королевской властью.

Функции парламента

Самой важной функцией этого собрания стало определение размеров налогов. Кроме того, его депутаты могли посылать петиции на имя короля. Все это стало возможным только после того, как произошли эти нововведения (в тексте ранее уже была указана дата возникновения английского парламента). История этого института очень насыщенна. Депутаты в разные эпохи становились выразителями народного недовольства властью.

С XV века парламент приобрел право принимать законы, которые также должен был одобрить король. Взаимодействие этих двух ветвей власти позволило получить тот баланс интересов, благодаря которому сегодня в Великобритании существует одна из самых устойчивых политических систем в мире. Именно в парламенте появилась новая форма законотворчества - билли. Они составлялись депутатами, которые согласовывали интересы разных слоев английского общества.

The Houses of Parliament constitute perhaps the most popular and widely spread image of London, known and recognized thro­ughout the whole world. In this famous palace are also many meeting halls and various parliamentary offices.

The Palace of Westminster, together with Victoria Tower and the Clock Tower - which houses the most famous clock in the world, Big Ben - form an unmistakable architectural complex. But the Towers and the Houses of Parliament are not only associa­ted architecturally, but also in the democratic spirit that rules the political life developed in the House of Commons, for, if Parlia­ment is sitting - British parliamentary debates constitute an exemplary political spectacle - the flag flies on top of Victoria Tower during the whole day. If the debates go on during the night - which quite often happens in the dynamic parliamentary life of Great Britain, especially if matters highly important for the nation are being discussed - a light burns above Big Ben in the Clock Tower. This light at night and the flag during the day-time signal for the people of London that the members of Parliament, each from his own political point of view, are watching over the nation"s interests.

The Houses of Parliament can be visited by the public. The entrance is through the door located at the foot of Victoria Tower and next to the Royal Arch. Visitors start at the Royal Gallery and then go to the House of Lords. Here there is the historical Woolsack, where the Lord Chancellor takes his place to preside over the sittings. From here, visitors proceed towards the Central Corridor, crossing the Antechamber of the Lords. The historical frescos that decorate the walls of the Central Corridor are very interesting. Passing from here visitors arrive at the Antechamber of the Commons and then continue to the actual Commons itself.

At the end of the House of Commons is the Speaker"s Chair, on the right side of which the members of the parliamentary majority sit. The members of the groups that form the Opposition sit on the left, directly facing the Government benches.

Another interesting point in the Houses of Parliament is St. Stephen"s Hall, which is decorated with very valuable frescos. From St. Stephen"s Hall one reaches Westminster Hall. It is one of the oldest buildings in London.

Дома Парламента

Дома Парламента являются, пожалуй, самым популярным и широко распространенным символом Лондона, известным и признаным во всем мире. В этом знаменитом дворце множество залов для собраний и различных парламентских кабинетов.

Вестминстерский дворец, вместе с Башней Виктории и Часовой башней - на которой находятся самые известные часы в мире, Биг Бен - формируют безошибочно узнаваемый архитектурный комплекс. Башни и здания парламента связаны не только архитектурно, но и демократическим духом, что правит в политической жизни Палаты общин. Если парламент заседает - британские парламентские дебаты представляют собой пример политического зрелища - флаг развивается на вершине башни Виктория в течение всего дня. Если дебаты продолжаются в ночное время - что довольно часто бывает в динамической парламентской жизни Великобритании, особенно, если обсуждаются вопросы очень важные для нации в настоящее время - свет горит над Биг-Беном в Часовой башне. Этот свет в ночное время и флаг в дневное время - сигнал для людей, что члены парламента, каждый со своей политической точкой зрения, блюдят интересы нации.

Здания Парламента можно посещать общественности. Вход через дверь расположенную у подножия башни Виктория и рядом с Королевской аркой. Посетители начинают осмотр с Королевской галереи, а затем переходят в Палату лордов. Здесь есть исторический мешок с шерстью, где лорд-канцлер занимает место и председательствует на заседаниях. Отсюда посетители проходят в Центральный коридор, пересекая Прихожую Палаты лордов. Исторические фрески, украшающие стены Центрального коридора являются очень интересными. Проходя мимо Прихожей Палаты общин, посетители проходят в саму Палату общин.

В конце Палаты общин находится трон спикера, по правую сторону от которого сидят члены парламентского большинства. Члены групп, которые образуют оппозицию сидят слева, прямо напротив скамьи правительства.

Еще один интересный момент в здании парламента - зал Св. Стефана, который украшают очень ценные фрески. Из зала Святого Стефана вы попадаете в Вестминстер-Холл. Это одно из самых старых зданий в Лондоне.

  • Партия Независимости (2)
  • Барон Стивенс Людгейтский (1)
  • Барон Стоддерт Свиндонский (1)
  • Барон Рукер (1)
  • Баронесса Тонге (1)
  • Лорд Реннард (1)
  • Внефракционные (21)
  • История

    Парламент Шотландии

    Парламент Ирландии

    Ирландский Парламент был создан, чтобы представлять англичан в Ирландском владении, в то время как коренные или гэльские ирландцы не имели права избирать или быть избранными. Впервые он был созван в 1264 году . Тогда англичане жили только в области вокруг Дублина , известной как Черта.

    Принцип ответственности министров перед нижней палатой был выработан только в XIX веке . Палата Лордов была выше Палаты Общин как в теории, так и на практике. Члены Палаты Общин избирались по устаревшей избирательной системе, при которой сильно различались размеры избирательных участков. Так в Гаттоне семь избирателей выбирали двух членов парламента, также как и в Данвиче (англ. ) , который полностью ушёл под воду из-за эрозии земли. Во многих случаях члены Палаты Лордов контролировали маленькие избирательные участки, известные как «карманные местечки» и «гнилые местечки », и могли обеспечить избрание своих родственников или сторонников. Многие места в Палате общин были собственностью Лордов. Также в то время на выборах были широко распространены подкуп и запугивание избирателей. После реформ девятнадцатого века (начавшихся в 1832 году), избирательная система была значительно упорядочена. Более не завися от верхней палаты, члены палаты общин стали более уверенными.

    Современная эпоха

    Верховенство Палаты Общин было чётко установлено в начале XX века . В 1909 году , палата общин приняла так называемый «Народный Бюджет», который вводил многочисленные изменения налогообложения, невыгодные для богатых землевладельцев. Палата лордов, состоящая из могущественной земельной аристократии , отклонила этот бюджет . Используя популярность этого бюджета и непопулярность лордов, в 1910 году выборы выиграла Либеральная партия . Используя результаты выборов, либеральный премьер-министр Герберт Генри Асквит предложил парламентский закон, который должен был ограничить полномочия палаты лордов. Когда лорды отказались принять этот закон, Асквит обратился к королю с просьбой создать несколько сотен либеральных пэров, чтобы размыть большинство Консервативной партии в Палате лордов. Перед лицом такой угрозы, Палата лордов приняла Парламентский акт, который позволял лордам только задерживать принятие закона на три сессии (сокращено до двух сессий в 1949 году), после чего он вступал в действие, несмотря на их возражения.

    Организация деятельности

    Состав

    Парламент Великобритании является бикамеральным, то есть основан на двухпалатной системе, и состоит из Палаты общин и Палаты лордов. Однако, как общенациональный представительный орган парламент являет собой триединое учреждение, включающее в себя не только обе палаты, но и монарха , «Королеву-в-Парламенте» (англ. Crown-in-Parliament ), поскольку только наличие всех трёх элементов образует в правовом смысле то, что называют британским парламентом. Эта связь обусловлена особенностью принципа разделения властей , которая состоит в том, что в системе государственных органов Великобритании такое разделение и фактически, и формально отсутствует: монарх является неотъемлемой частью каждой из ветвей власти. Так, одной из политических прерогатив монарха является его право созывать и распускать парламент. Кроме того, ни один закон не может обрести юридическую силу до тех пор, пока не будет получена королевская санкция, то есть пока он не будет одобрен монархом. Королева возглавляет парламент, однако, её роль носит в основном церемониальный характер: на практике она традиционно действует согласно рекомендациям премьер-министра и других членов правительства.

    Термин «парламент» обычно используется для обозначения обеих палат, но иногда под парламентом подразумевают его основную часть - Палату общин. Так, только члены Палаты общин именуются «членами парламента». Правительство несет ответственность только перед Палатой общин, и эта ответственность называется «парламентской». Именно Палата общин осуществляет то, что называют «парламентским контролем».

    Палата общин

    Палата лордов

    Общая парламентская процедура

    Вопросам процедуры в британском Парламенте придается чрезвычайно большое значение, но в отличие от большинства государств единого писаного документа, в котором были бы зафиксированы правила внутренней организации палат, не существует, - его заменяют постоянные правила (англ. Standing Orders ), выработанные многовековой практикой, в том числе сессионные правила, утверждаемые в начале каждой сессии. Следует отметить, что эти правила, действуя в обеих палатах и выступая в качестве аналога парламентского регламента в других странах, не образуют единого правового акта, а представляют собой собрание разнообразных норм, принятых каждой палатой раздельно и в разное время . Кроме того, парламентская процедура регулируется различными неписаными правилами - обычаями (англ. custom and practice ) .

    Созыв и роспуск парламента

    Созыв Парламента является прерогативой монарха, реализуемой по предложению премьер-министра в течение 40 дней после окончания парламентских выборов посредством издания королевской прокламации (англ. Royal Proclamation ). Парламентские сессии созываются ежегодно, обычно в конце ноября - начале декабря, и продолжаются большую часть года с перерывами на каникулы. Каждая сессия начинается тронной речью монарха (англ. Speech from the Throne ), которая по обычаю составляется премьер-министром и содержит программу деятельности правительства на предстоящий год. Во время произнесения тронной речи парламент заседает в полном составе.

    Продление полномочий и роспуск парламента возможны также на основании формального волеизъявления монарха. Обычай и многочисленные прецеденты позволяют премьер-министру в любое время предложить монарху распустить парламент, при этом у монарха не существует каких-либо оснований для отказа .

    После завершения работы парламента проводятся очередные выборы, на которых избираются новые члены Палаты общин. Состав Палаты лордов с роспуском парламента не изменяется. Каждый парламент, собирающийся после новых выборов, имеет свой порядковый номер, при этом отсчёт ведётся с момента объединения Великобритании и Северной Ирландии в Соединённое королевство, то есть с 1801 года . Действующий парламент является уже пятьдесят пятым по счёту.

    Церемониал

    Парламентские заседания

    Порядок проведения парламентских заседаний строго регламентирован. Начинаются они с так называемого «часа вопросов» (англ. Question Time ) премьер-министру и членам правительства. Далее парламентарии переходят к рассмотрению наиболее срочных дел, а также правительственных и частных заявлений, и затем - к основной повестке дня, то есть законотворчеству, которое включает дебаты и голосование.

    Правительственное заявление (англ. ministerial statement ) - устное заявление члена кабинета министров по вопросам внутренней и внешней политики правительства - как текущей (устное заявление), так и планируемой (письменное заявление). По окончании выступления парламентарии могут ответить на заявление или добавить к нему свои комментарии, а также задать министру соответствующие вопросы.

    Заседания палат в большинстве случаев проходят открыто, но спикер вправе распорядиться и о проведении заседания при закрытых дверях. Для проведения заседания Палате лордов необходимо соблюсти кворум в 3 человека, в то время как в Палате общин он формально отсутствует.

    Заседания парламентских комитетов проводятся при кворуме от 5 до 15 членов в зависимости от их численности. По окончании работы над каким-либо вопросом комитет составляет отчет, который представляется соответствующей палате. 

    Срок полномочий

    Изначально не существовало ограничений на продолжительность работы Парламента, но Трёхгодичный акт 1694 года (англ. Triennial Acts ) установил максимальный срок его полномочий в три года. Семигодичный акт 1716 года (англ. Septennial Act 1715 ) продлил этот срок до семи лет, однако Парламентский акт 1911 года (англ. Parliament Act 1911 ) сократил его до пяти лет. Во время Второй мировой войны продолжительность работы парламента была временно увеличена до десяти лет, а после её окончания в 1945 году снова определена равной пяти годам.

    Раньше смерть монарха автоматически означала роспуск парламента, так как он считался caput, principium, et finis (началом, основой и концом) последнего. Однако было неудобно не иметь Парламента в тот период, когда наследование престола могло быть оспорено. Во время правления Вильгельма III и Марии II был принят статут, что Парламент должен продолжать работу в течение шести месяцев после смерти суверена, в случае если он не будет распущен раньше. Акт о народном представительстве 1867 года (англ. Reform Act 1867 ) отменил это установление. Сейчас смерть суверена не влияет на продолжительность работы Парламента.

    Привилегии

    Каждая палата Парламента сохраняет свои древние привилегии. Палата Лордов полагается на наследованные права. В случае с Палатой Общин, спикер в начале работы каждого Парламента отправляется в Палату лордов и просит представителей суверена подтвердить «несомненные» привилегии и права нижней палаты. Эта церемония восходит ко временам Генриха VIII . Каждая палата охраняет свои привилегии и может наказать их нарушителей. Содержание парламентских привилегий определяется законом и обычаем. Эти привилегии не могут определяться никем, кроме самих палат парламента.

    Самая главная привилегия обеих палат - это свобода слова в спорах: ничто из сказанного в Парламенте не может быть причиной расследования или судебного дела в любой организации, кроме самого Парламента. Другая привилегия - защита от ареста , кроме случаев государственной измены , тяжких уголовных преступлений или нарушения порядка («breach of the peace»). Она имеет силу во время сессии Парламента, а также на протяжении сорока дней до и после неё. Члены Парламента также имеют привилегию не исполнять обязанности присяжных в суде.

    Обе палаты могут наказывать за нарушения своих привилегий. Неуважение к Парламенту, например, неподчинение вызову в качестве свидетеля, выпущенному парламентским комитетом, также может быть наказано. Палата Лордов может заключить человека в тюрьму на любой конечный срок, Палата Общин также может заключить человека в тюрьму, но только до окончания сессии парламента. Наказание, наложенное любой из палат, не может быть оспорено в каком-либо суде.

    Полномочия

    Законодательный процесс

    Парламент Соединённого Королевства может устанавливать законы своими актами. Некоторые акты действуют на всей территории королевства, включая Шотландию, но так как Шотландия имеет свою законодательную систему (так называемый Шотландский закон (англ. Scots law )), многие акты не действуют в Шотландии и либо сопровождаются такими же актами, но действующими только в Шотландии, либо (с 1999 года) законами, принятыми Парламентом Шотландии .

    Новый закон, в его черновой форме называемый биллем , может быть предложен любым членом верхней или нижней палаты. Обычно билли вносятся на обсуждение королевскими министрами. Билль, внесённый министром, называется «Правительственным биллем» («Government Bill»), а внесённый обычным членом палаты - «Биллем частного члена палаты» («Private Member’s Bill»). Билли также различают по их содержанию. Большая часть биллей, затрагивающая всё общество, называется «Общественными биллями» («Public Bills»). Билли, дающие особые права частному лицу или небольшой группе людей, называются «Частными биллями» («Private Bills»). Частный билль, затрагивающий более широкие слои общества, называется «Гибридным биллем» («Hybrid Bill»).

    Билли частных членов палаты составляют только одну восьмую часть от всех биллей, и вероятность принятия у них намного меньше, чем у правительственных биллей, так как время на обсуждение таких законопроектов сильно ограничено. У члена парламента есть три способа внести свой билль частного члена палаты.

    • Первый способ - внести его на голосование в список биллей, предлагаемых для обсуждения. Обычно в этот список вносится около четырёхсот законопроектов, затем происходит голосование по этим биллям, и двадцать законопроектов, набравших наибольшее число голосов, получают время для обсуждения.
    • Другой способ - «правило десяти минут». Согласно этому правилу, члены парламента получают по десять минут для того, чтобы предложить свой законопроект. Если палата соглашается принять его для обсуждения, он переходит в первое чтение, в противном случае законопроект отсеивается.
    • Третий способ - согласно приказу 57, предупредив спикера за день, формально внести законопроект в список для обсуждения. Такие законопроекты принимаются крайне редко.

    Большую опасность для законопроектов представляет «парламентское флибустьерство», когда противники законопроекта намеренно тянут время, чтобы добиться истечения отводимого на его обсуждение времени. Билли частных членов палаты не имеют шансов быть принятыми, если им противостоит действующее правительство, но они вносятся, чтобы поднять вопросы морали. Законопроекты по легализации гомосексуальных отношений или абортов были биллями частных членов палаты. Правительство может иногда использовать билли частных членов палаты, чтобы принять малопопулярные законы, с которыми оно не хотело бы ассоциироваться. Такие законопроекты называются «биллями-подачками».

    Каждый законопроект проходит несколько этапов обсуждения. Первое чтение представляет собой чистую формальность. Во втором чтении обсуждаются общие принципы законопроекта. Во втором чтении палата может проголосовать за отклонение законопроекта (отказавшись произнести «That the Bill be now read a second time»), но отклонение правительственных биллей происходит очень редко.

    После второго чтения законопроект отправляется в комитет. В Палате Лордов это комитет всей палаты или большой комитет. Обе они состоят из всех членов палаты, но большой комитет действует по специальной процедуре и используется только для не вызывающих споры законопроектов. В Палате Общин законопроект обычно передаётся в действующий комитет, состоящий из 16-50 членов палаты, но для важных законов используется комитет всей палаты. Несколько других типов комитетов, таких как избранный комитет, на практике используются редко. Комитет рассматривает законопроект постатейно, и докладывает предлагаемые поправки всей палате, где происходит дальнейшее обсуждение деталей. Устройство, называемое кенгуру (Действующий Приказ 31) позволяет спикеру выбирать поправки для обсуждения. Обычно это устройство используется председателем комитета для ограничения обсуждения в комитете.

    После того как палата рассмотрела законопроект, следует третье чтение. В Палате общин поправки больше не вносятся, и принятие предложения «That the Bill be now read a third time» означает принятие всего законопроекта. Однако, поправки могут быть ещё внесены в Палате лордов. После прохождения третьего чтения, Палата Лордов должна проголосовать за предложение «That the Bill do now pass». После прохождения в одной палате законопроект посылается в другую палату. Если он принят обеими палатами в одной и той же редакции, он может быть представлен суверену на утверждение. Если же одна из палат не соглашается с поправками другой палаты, и они не могут разрешить свои разногласия, законопроект проваливается.

    Бароны не хотели выполнять требования рыцарей, а король Генрих III старался использовать противоречия между ними. Он добился от папы римского грамоты, которая освобождала его от всяких обязательств перед недовольными. И тогда в 1263 г. началась гражданская война. Войско восставших состояло из рыцарей, горожан (ремесленников и торговцев), студентов Оксфордского университета, свободных крестьян и ряда баронов, недовольных существующими порядками. Возглавил войско восставших барон Симон де Монфор. Лондонские горожане прислали Монфору 15 тыс. человек. Восставшие взяли ряд городов (Глостер, Бристоль, Дувр, Сэндвич и др.) и пошли на Лондон. Генрих III укрылся в Вестминстере. Королевским войском командовал наследник престола принц Эдуард. Войско восставших подошло к лондонскому предместью Саутварк. Горожане кинулись на помощь Монфору, которому угрожал окружением принц Эдуард, и повстанцы вошли в столицу.

    В мае 1264 г. войско Монфора разгромило королевские отряды (битва при Льюисе). Король и принц Эдуард были захвачены повстанцами и вынуждены были подписать с ними соглашение.

    • 20 января 1265 г. в Вестминстере собрался первый английский парламент. Помимо баронов, сторонников Монфора, и высшего духовенства в него вошли по два рыцаря от каждого графства и по два горожанина от каждого крупного города Англии. Так в ходе гражданской войны возникло сословное представительство. Правда, от городов в парламент проходили в основном представители городских верхов, но в целом выход на политическую арену горожан и рыцарства имел огромное значение. Немалую роль сыграли в ходе войны крестьяне. Именно это обстоятельство напугало баронов, сторонников Монфора, и они стали переходить в лагерь короля.
    • 4 августа 1265 г. королевская армия разгромила войско Симона де Монфора (битва при Ивземе). Сам Монфор был убит. Борьба разрозненных повстанческих групп продолжалась до осени 1267 г.

    Вернувший себе власть Генрих III, а затем и его преемник Эдуард I не уничтожили парламент. Он продолжал существовать, играя все большую роль, хотя в первые годы правления короля Эдуарда I рыцарей и горожан приглашали преимущественно для решения вопроса о налогах. Для многих из них присутствие в парламенте было довольно обременительной обязанностью, связанной с большими расходами и неудобствами.

    Король Эдуард I (1272-1307) опирался на сословное представительство, правда, узкого состава, в котором он находил хороший противовес претензиям светской и духовной знати. Активная завоевательная политика 80-90-х годов XIII в. вызвала сильную нужду в деньгах. Попытки короля собирать налоги без согласия парламента породили сильнейшее недовольство горожан и рыцарей. Бароны использовали недовольство ростом налогов, и в 90-х годах XIII в. снова возникла угроза вооруженного восстания.

    Король Эдуард I созвал в 1295 г. парламент по образцу парламента 1265 г. ("Образцовый парламент"), а в 1297 г. издал "Подтверждение хартии" (второй вариант хартии называется статутом "О неналожении податей"). В этом документе говорилось, что ни один налог не будет взиматься без согласия парламента. Король признал право сословных представителей утверждать налоги; это, однако, не означало, что налоги могли взиматься только с согласия плательщиков. Основная масса английских крестьян и горожан не была представлена в парламенте: их согласие не имело никакого значения. Налоги вотировались только рыцарями, баронами, духовенством и богатыми горожанами. Королевской власти было легче собрать налог, вотированный этими сословиями, чем добывать деньги другими путями.

    Социальная природа английского парламента и его организация.

    Как уже говорилось, в английском парламенте, помимо светских и духовных лордов, заседали представители рыцарства и городской верхушки. Для Англии этого времени уже характерна значительная общность интересов рыцарей, переходящих к ведению товарного хозяйства, и верхних слоев городского населения, общность, послужившая основанием прочного союза этих двух сословий.

    В конце XIII в. функции парламента еще не были точно определены. Это произошло лишь в первой половине XIV в. В XIII же столетии компетенция парламента, собиравшегося раз в год, а иногда и гораздо реже, сводилась в основном к тому, что он утверждал налоги, был высшим судебным органом и имел совещательные права. Структура парламента в XIII в. также была крайне неопределенной; еще не было деления на две палаты, хотя уже ясно чувствовалось особое положение знати, светской и духовной: ее приглашали на сессию парламента письмами короля, рыцарей же и горожан вызывали через шерифов; кроме того, рыцари и горожане принимали участие в обсуждении далеко не всех вопросов. В первой половине XIV в. парламент был поделен на две палаты: палату лордов, в которой были представлены высшее духовенство и светская знать, получавшая места в палате по наследству вместе с титулом, и палату общин, в которой были представлены и рыцари графств и города, что являлось особенностью именно английского сословного представительства по сравнению, например, с французским (трех-палатная структура Генеральных штатов).

    Историческое значение создания парламента.

    Возникновение сословного представительства имело большое значение в процессе роста централизованного государства.

    С возникновением парламента в Англии родилась новая форма феодального государства - сословно-представительная, или сословная, монархия, являющаяся важнейшим и закономерным этапом политического развития страны, развития феодального государства.

    The British Parliament is the oldest in the world. It originated in the 12th century as Witenagemot, the body of wise counsellors whom the King needed to consult pursuing his policy. The British Parliament consists of the House of Lords and the House of Commons and the Queen as its head. The House of Commons plays the major role in law-making. It consists of Members of Parliament (called MPs for short). Each of them represents an area in England, Scotland, Wales and Ireland. MPs are elected either at a general election or at a by-election following the death or retirement. Parliamentary elections are held every 5 years and it is the Prime Minister who decides on the exact day of the election. The minimum voting age is 18. And the voting is taken by secret ballot. The election campaign lasts about 3 weeks, The British parliamentary system depends on political parties.

    The party which wins the majority of seats forms the government and its leader usually becomes Prime Minister. The Prime Minister chooses about 20 MPs from his party to become the cabinet of ministers. Each minister is responsible for a particular area in the government. The second largest party becomes the official opposition with its own leader and "shadow cabinet". The leader of the opposition is a recognized post in the House of Commons.
    The parliament and the monarch have different roles in the government and they only meet together on symbolic occasions, such as coronation of a new monarch or the opening of the parliament.

    In reality, the House of Commons is the one of three which has true power. The House of Commons is made up of six hundred and fifty elected members, it is presided over by the speaker, a member acceptable to the whole house. MPs sit on two sides of the hall, one side for the governing party and the other for the opposition. The first 2 rows of seats are occupied by the leading members of both parties (called "front benches") The back benches belong to the rank-and-life MPs. Each session of the House of Commons lasts for 160-175 days. Parliament has intervals during his work. MPs are paid for their parliamentary work and have to attend the sittings. As it was mentioned above, the House of Commons plays the major role in law making. The procedure is the following: a proposed law ("a bill") has to go through three stages in order to become an act of parliament; these are called "readings".

    The first reading is a formality and is simply the publication of the proposal. The second reading involves debate on the principles of the bill; it is examination by parliamentary committee. And the third reading is a report stage, when the work of the committee is reported on to the house. This is usually the most important stage in the process. When the bill passes through the House of Commons, it is sent to the House of Lords for discussion, when the Lords agree it, the bill is taken to the Queen for royal assent, when the Queen sings the bill, it becomes act of the Parliament and the Law of the Land. The House of Lords has more than 1000 members, although only about 250 take an active part in the work in the house. Members of this Upper House are not elected, they sit there because of their rank, and the chairman of the House of Lords is the Lord Chancellor. And he sits on a special seat, called "WoolSack" The members of the House of Lords debate the bill after it has been passed by the House of Commons.