План самообразования по теме познавательное развитие детей. План по самообразованию «Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста

Департамент образования города Москвы

Юго-Восточное окружное управление образования

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Центр образования № 000

Дошкольное отделение «Стрелец»

ТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ

«Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста»

Выполнила:

Воспитатель группы №5

Направление: Познавательно-речевое.

Образовательная область: Познавательное развитие

Начиная работу по самообразованию, я поставила перед собой:

Цель: Повысить свой профессиональный уровень; систематизировать работу по формированию познавательных знаний и умений у детей старшего возраста; создать оптимальные условия для ребёнка дошкольного возраста как основы познавательного, интеллектуально-личностного, творческого развития.

Задачи:
- Создание условий для формирования у детей познавательной компетентности;
- ознакомление детей в соответствующей их возрасту форме с познавательного характера экспериментированием; - развитие у детей интереса к экспериментированию; - содействие процессу формирования у детей чувства ответственности в практической деятельности;
- оказание необходимой помощи семьям в вопросах познавательного воспитания детей. Подтвердить целесообразность проведения подобных занятий воспитателями.

Приемы, используемые при формировании познавательного развития традиционны:

Наглядные - наблюдения, рассматривание картин, демонстрация фильмов, слайдов,

презентаций.

Практические - упражнения, игры, эксперименты и опыты, моделирование, проектная

Словесные – рассказ, чтение, вопросы, беседы, использование художественного слова.

Ожидаемый результат.

Познавательное развитие является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлен он на умственное . Чем лучше будет организована детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения.

Непрерывная работа по данному направлению велась на основе перспективного планирования, составленного мной на год.

Работа с детьми.

Сентябрь

1 "Что такое «знание» и «познать»? Познакомить детей с понятиями “Знание, познать”. Развивать интерес к познавательской деятельности. Способствовать воспитанию творческой личности.

2. "У каждого есть имя". Формирование представлений об имени, традициях именования людей в соответствии с возрастом и роли имени в жизни человека. Имя, имена, фамилия, отчество, возраст

Октябрь

1."Семья – семь Я". Углубить представлениям детей о семейном благополучии и о защите прав ребенка членами семьи. Благополучие, дружная семья, родственники, любовь, забота, уважение, защита, обязанности, права
2. "В гостях хорошо, а дома лучше". Формирование представлений о потребностях человека в жилье и праве на жилье. Дом, квартира, комнаты, жильцы, порядок, беспорядок, продукты, магазин, деньги.

1. "Кто где живет?". Ознакомление детей с разными странами и народами Страна, народы, географическая карта, иностранный, национальность, раса, вера, сходства, различия.

2. "Моя Родина".Формирование представлений о своей стране, главном городе России и уважения к своей малой родине. Страна, родина, Россия. Россияне, столица, город, флаг, герб, территория.

Декабрь

1. "Хочу или надо?" Развитие самостоятельности и ответственности, формирование навыков совместной деятельности, Помощь, поступок, заботиться, ухаживать, обида, прощение, дружба, друг, приветливо, сочувствие.

2. "Худо тому, кто добра не делает никому". Формирование уважительного отношения детей друг к другу и навыков бесконфликтного поведения и общения. Обида, ссора, плохой поступок, зло, добро, зло, жадность, щедрость.

Январь

1. "Чего в другом не любишь, того и сам не делай". Закрепление элементарных правил поведения в детском саду, формирование навыков вежливого обращения и поведения. Уважение, терпение, внимание, понимание, правила, добрый, вежливый, внимательный, отзывчивый, нежадный.

2. "Секреты ". Ознакомление с правилами вежливого отношения к другим людям и формирование у детей навыков вежливого обращения. Уважение, правила, вежливость, Вы, ты, прозвище, насмешка, вежливые слова, до свидание, здравствуйте и др.

Февраль

1. "Дети и взрослые ". Углубление представлений о различиях людей разного пола и возраста и их социальных ролях. Мальчик, девочка, тетя, дядя, старик, старушка, возраст, помощь, забота.
2. "Жизнь дана на добрые дела". Воспитание доброжелательного отношения к людям. Уважение, возраст, пожилой, старость, детство, помощь, добрые дела.

1. "Как дружить без ссоры". Формирование у детей навыков бесконфликтного поведения и общения. Добро, зло, обида, обман, наказание, переживание, расстраиваться.

2. "За свое постаю, а чужое не возьму". Формирование представлений о собственности, личных вещах. Личные вещи, общие вещи, чужое, свое, наказание, вред, брать чужие вещи без разрешения (красть).

Апрель

1. "Труд и отдых". Познакомить с правом на труд и отдых. Закрепить понимание того, что каждый человек нуждается как в труде, так и в отдыхе Труд, работа, помощь, обязанности, отдых, детский труд, труд взрослых.

2. "Грамоте учиться всегда пригодиться". Расширять представление детей о роли образования в жизни каждого человека. Знание, обучение, образование, грамотный.

1. "Каждый маленький ребенок, должен знать это с пеленок". Формирование у детей навыков безопасного поведения во со взрослыми и сверстниками в общественных местах Правила, нарушитель, преступник, безопасность, внимание, запрещено, смерть, травма.
Диагностика уровня освоения детьми знаний и навыков

Работа с родителями.

Сентябрь
Акция «Уроки семьи и семейных ценностей»

Октябрь
Папка – передвижка «Права детей»

Ноябрь
Анкетирование «Понимаете ли вы своего ребёнка»

Декабрь
Поощрение и наказание» – восемь правил для взрослых

Январь
Консультация «Детская ложь за и против»

Февраль
Памятка «Жестокое обращение с детьми»

Март-Апрель
Собрание «Познавательное развитие старших дошкольников»

Май
Анкетирование родителей.

Самореализация.
Участие в системе методической работы в ДОУ. Подготовка и проведение открытого занятия – как форма подведения итоговое общей деятельности.
Открытое занятие по теме, самоанализ занятия.

Изучение литературы:

1. . Педагог и семья. –М.:. – Изд. Дом «Карапуз»,2001
2.Дыбина и окружающий мир. Программа и . – М.: Мозаика – синтез,2005.
3.Дыбина с предметным и социальным окружением. Система работы в старшей группе детского сада. –М.: Мозаика – синтез, 2012
4. , Огнева старших дошкольников с Конвенцией о правах ребенка. – М.: «Издательство Скрипорий 2003», 2005.
5.Санкина предметного мира. – Волгоград: Учитель, 2009
6.Чернякова работа в ДОУ. Методическое пособие. – М.: ТЦ «Сфера», 2010
7. Шорыгина о хорошем и плохом поведении.- М.: ТЦ Сфера, 2007.


Нелли Ивановна Букина
«Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста». План работы по самообразованию

План работы по самообразованию воспитателя старшей группы . 2017 -2018 учебный год.

МДОУ «Ряжский детский сад №8» Букиной Н. И.

Тема : «Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста .

Направление :Познавательно-речевое .

Образовательная область :Познание .

Цель : Повысить свой профессиональный уровень; систематизировать работу по формированию познавательных знаний и умений у детей старшего возраста .

Задачи :

Создание условий для формирования у детей познавательной компетентности ;

Ознакомление детей в соответствующей их возрасту форме с познавательного характера экспериментированием; - развитие у детей интереса к экспериментированию; - содействие процессу формирования у детей чувства ответственности в практической деятельности;

Оказание необходимой помощи семьям в вопросах познавательного воспитания детей . Подтвердить целесообразность проведения подобных занятий воспитателями

Работа с детьми .

Сентябрь

1 "Что такое «знание"и «познать » ?

Познакомить детей с понятиями “Знание , познать” . Развивать интерес к познавательской деятельности . Способствовать воспитанию творческой личности.

2. "У каждого есть имя"

Формирование представлений об имени, традициях именования людей в соответствии с возрастом и роли имени в жизни человека. Имя, имена, фамилия, отчество, возраст

1."Семья – семь Я". Углубить представлениям детей о семейном благополучии и о защите прав ребенка членами семьи. Благополучие, дружная семья, родственники, любовь, забота, уважение, защита, обязанности, права

2. "В гостях хорошо, а дома лучше". Формирование представлений о потребностях человека в жилье и праве на жилье. Дом, квартира, комнаты, жильцы, порядок, беспорядок, продукты, магазин, деньги.

1. "Кто где живет?". Ознакомление детей с разными странами и народами Страна, народы, географическая карта, иностранный, национальность, раса, вера, сходства, различия

2. "Моя Родина".Формирование представлений о своей стране, главном городе России и уважения к своей малой родине. Страна, родина, Россия. Россияне, столица, город, флаг, герб, территория.

1. "Хочу или надо?" Развитие самостоятельности и ответственности , формирование навыков совместной деятельности, Помощь, поступок, заботиться, ухаживать, обида, прощение, дружба, друг, приветливо, сочувствие.

2. "Худо тому, кто добра не делает никому". Формирование уважительного отношения детей друг к другу и навыков бесконфликтного поведения и общения. Обида, ссора,плохой поступок, зло, добро, зло, жадность, щедрость.

1. "Чего в другом не любишь, того и сам не делай". Закрепление элементарных правил поведения в детском саду, формирование навыков вежливого обращения и поведения. Уважение, терпение, внимание, понимание, правила, добрый, вежливый, внимательный, отзывчивый, нежадный.

2. "Секреты вежливости". Ознакомление с правилами вежливого отношения к другим людям и формирование у детей навыков вежливого обращения. Уважение, правила, вежливость, Вы, ты, прозвище, насмешка, вежливые слова, до свидание, здравствуйте и др.

1. "Дети и взрослые ". Углубление представлений о различиях людей разного пола и возраста и их социальных ролях. Мальчик, девочка, тетя, дядя, старик , старушка , возраст , помощь, забота.

2. "Жизнь дана на добрые дела". Воспитание доброжелательного отношения к людям. Уважение, возраст , пожилой, старость , детство, помощь, добрые дела.

1. "Как дружить без ссоры". Формирование у детей навыков бесконфликтного поведения и общения. Добро, зло, обида, обман, наказание, переживание, расстраиваться.

2. "За свое постаю, а чужое не возьму". Формирование представлений о собственности, личных вещах. Личные вещи, общие вещи, чужое, свое, наказание, вред, брать чужие вещи без разрешения (красть)

1. "Труд и отдых". Познакомить с правом на труд и отдых. Закрепить понимание того, что каждый человек нуждается как в труде, так и в отдыхе Труд, работа , помощь, обязанности, отдых, детский труд, труд взрослых.

2. "Грамоте учиться всегда пригодиться". Расширять представление детей о роли образования в жизни каждого человека. Знание, обучение, образование, грамотный.

1. "Каждый маленький ребенок, должен знать это с пеленок". Формирование у детей навыков безопасного поведения во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками в общественных местах Правила, нарушитель, преступник, безопасность, внимание, запрещено, смерть, травма.

2. Диагностика уровня освоения детьми знаний и навыков

Работа с родителями .

Сентябрь

Акция «Уроки семьи и семейных ценностей»

Папка – передвижка «Права детей »

Анкетирование «Понимаете ли вы своего ребёнка»

Поощрение и наказание» – восемь правил для взрослых

Консультация «Детская ложь за и против»

Памятка «Жестокое обращение с детьми»

Март-Апрель

Собрание «Познавательное развитие старших дошкольников »

Анкетирование родителей.

Самореализация .

Участие в системе методической работы в ДОУ

Подготовка и проведение открытого занятия – как форма подведения итоговое общей деятельности.

Открытое занятие по теме, самоанализ занятия .

Изучение литературы :

1. Арнаутова Е. П. Педагог и семья. –М.:. – Изд. Дом «Карапуз» ,2001

2. Дыбина О. В Ребёнок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика – синтез,2005.

3. Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Система работы в старшей группе детского сада. –М.: Мозаика – синтез, 2012

4. Голицина Н. С., Огнева Л. Д. Ознакомление старших дошкольников с Конвенцией о правах ребенка. – М.: «Издательство Скрипорий 2003» , 2005.

5. Санкина Л. К. Познание предметного мира . – Волгоград : Учитель, 2009

6. Чернякова В. Н. Экологическая работа в ДОУ . Методическое пособие. – М.: ТЦ «Сфера» , 2010

7. Шорыгина Т. А. Беседы о хорошем и плохом поведении. - М.: ТЦ Сфера, 2007.

Публикации по теме:

План по самообразованию «Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста» План по самообразованию на 2017 – 2018 учебный год воспитателя I квалификационной категории подготовительной логопедической группы Зубковой.

План работы по самообразованию. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста Месяц ФОРМА РАБОТЫ Срок отчета Сентябрь Подбор литературы по теме Составление картотеки Октябрь Организация уголка сенсорного развития.

План работы по самообразованию Тема: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста». Цель: Развитие навыков свободного общения со взрослыми и детьми Задачи: - Расширять и активизировать словарный запас детей. - Развивать.

План работы по самообразованию «Проектная деятельность в развитии детей старшего дошкольного возраста» План работы по самообразованию на 2017-2018учебный год Тема: "Проектная деятельность в развитии детей старшего дошкольного возраста".

Библиотека изображений:

Индивидуальный план самообразования на 2015-2016 г.г.

Должность - воспитатель

ФИО Трубач Елена Владимировна

Образование (когда и какое учебное заведение окончил) среднее специальное: Саратовское педагогическое училище (окончила в 1994 г.)

Специальность по диплому Дошкольное воспитание; Воспитатель с правом обучения детей иностранному языку.

Когда обучался на курсах повышения квалификации :

    По программе «Современные подходы к обновлению содержания дошкольного образования» в объеме 144 ч. (апрель 2011г.)

    По программе «Введение в информационные и образовательные технологии XXI века» (май 2011г.)

    По программе «Деятельностный подход к воспитательно-образовательному процессу в условиях реализации ФГОС ДО» в объеме 78 ч (май 2015г.)

Тема МДОУ «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ»

Индивидуальная тема «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности в условиях введения ФГОС дошкольного образования»

Когда начата работа над темой - сентябрь 2015г.

Когда предполагается закончить работу над темой - май 2016 года

Цель самообразования по теме

Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности;

Задачи самообразования

    Создать условия для познавательной активности детей, с помощью предметно-пространственной развивающей среды в группе, а так же во время проведения организованной образовательной и совместной деятельности.

    Поощрять и направлять познавательную инициативу детей, развивая их независимость, изобретательность, творческую активность посредством игровой деятельности.

    реализация рабочей программы младшей группы «Буратино» в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры.

    поддержка инициативы детей в познавательной и игровой деятельности.

    обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования детей посредством игровой деятельности.

Основные вопросы, намеченные для изучения.

    Создание предметно-пространственной образовательной развивающей среды в группе, способствующей развитию познавательных способностей.

    Изучение нормативных документов (Закона Российской Федерации от 20.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС дошкольного образования)

    Изучение и применение в работе современных педагогических технологий обучения и развития детей дошкольного возраста.

    Повышение педагогической культуры родителей и оказание методической поддержки по данной теме.

    Изучение педагогического инновационного опыта по теме посредством участия в вебинарах, семинарах и методических объединениях.

Этапы проработки материала

Цель. Изучение возможностей и потребностей педагогического коллектива и родителей по развитию познавательных способностей детей в игре.

Задачи.

    Анализ организованной образовательной деятельности

    Изучение возможности качественной реализации развития познавательных способностей в системе образовательного процесса.

    Изучение потребностей родителей и материально-технической базы для продуктивной работы над темой

    Осуществить отбор критериев мониторинга.

Содержание.

    Анализ методической литературы

    Разработка рабочей программы педагога

    Создание материально-технических, организационных и научно-методических условий.

    Оценка уровня развития познавательных способностей детей, составление индивидуальных маршрутов.

    Анкетирование родителей.

Ожидаемый результат. Изучена литература, проанализированы ресурсы, учтены запросы родителей, проведена оценка индивидуального развития детей, спланирована работа

Сентябрь

Прогностический

Цель. Введение игровых технологий в воспитательно-образовательный процесс.

Задачи.

    Изучить современные педагогические технологии обучения и развития детей дошкольного возраста.

    Разработать комплекс консультаций для родителей по развитию познавательных способностей детей.

    Подобрать игры для развития умственных способностей детей в младшей группе.

Ожидаемый результат.

Внедрение игровых технологий в организованной образовательной и совместной деятельности. Повышение качества воспитательно-образовательного процесса, за счёт проявленного интереса у детей.

октябрь

Практический

Цель. Создание условий для развития познавательных способностей детей.

Задачи.

    Создание и поддержание условий для творческой работы с детьми.

    Разработка и проведение ООД с применением игровых технологий.

    Постоянный анализ развития познавательных способностей детей.

    Непрерывное пополнение предметно-пространственной развивающей среды в группе

Ожидаемый результат.

Повышение качества воспитательно-образовательного процесса, за счёт проявленного интереса у детей. Оформление предметно-развивающей среды с учетом активизации познавательных способностей.

Проведение консультаций с родителями:

«Развитие познавательных способностей детей в 4-х летнем возрасте»

«Игра – дело серьезное»

«Формирование мыслительных процессов посредством дидактических игр»

«Учим ребенка думать»

Семинар «Сенсорное развитие детей 4-х летнего возраста»

Выступление на педагогическом совете «Образовательные технологии при проведении ООД с дошкольниками»

Выступление на районном методическом объединении «Современная предметно-развивающая среда»

Ноябрь-апрель

Обобщающий

Цель. Обобщение результатов по теме самообразования.

Задачи.

    Развивать познавательную активность дошкольников

    Проведение занятий с использованием игровой деятельности.

    Привлечение родителей к развитию познавательной активности у детей и оказанию помощи в проведении ООД

    Анализ формирования познавательных способностей у детей (мониторинг индивидуального развития)

    Оформление результатов работы по теме самообразования.

Ожидаемый результат. Развитие интереса у детей к получению знаний, умения нестандартно мыслить. Оформления опыта работы по теме.

Оформление паки – передвижки»

«Играть - это интересно, играть - это полезно!»

Выступление на районном методическом объединении:

« Взаимодействие детского сада и семьи по реализации основной общеобразовательной программы дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС ДО»

май

Внедренческий

Использование опыта работы в процессе дальнейшей работы.

Распространение собственного опыта путем участия в методических объединениях и в конкурсе «Педагогический Олимп»

В ходе дальнейшей педагогической деятельности

Какой предполагается результат

Повышение активности детей во время проведения организованной образовательной деятельности, желания узнавать, что-то новое самостоятельно. Вовлечение родителей в единое образовательное пространство.

Форма предоставления результатов - отчет

На чтение 9 мин.

Развитие познавательной сферы дошкольника очень непростая и ответственная задача. Многие молодые родители, у которых ребёнок ходит в детский сад задаются вопросом: какие средства стоит использовать для развития познавательной активности у детей. Как не убить интерес ребёнка к миру, и поддержать маленького исследователя? Попробуем ответить на эти непростые вопросы, учитывая особенности познавательного развития детей дошкольного возраста. Позаимствуем опыт профессиональных педагогов детских садов.

В дошкольных учреждениях воспитатели применяют специальные средства и методы, которые способствуют сохранению и поддержанию детского любопытства. Первым средством, стимулирующим развитие познавательной активности, является предметно-развивающая среда. Её специально обустраивают так, чтобы получаемая ребёнком информация касалась не только актуального развития (того, что доступно ребёнку на данный момент), но и ближайшего (того, что будет доступно, так сказать, на следующем уровне).

Того же самого принципа педагоги придерживаются в занятиях, забегая немного вперёд, давая ребёнку чуть больше, чем положено по возрасту. Но не стоит заходить слишком далеко. Если давать ребёнку информацию слишком сложную для его лет, это наоборот отобьёт тягу к знаниям.

Информация должна лишь немного опережать возраст.

Важна не только сложность, но и форма, в которой информация подаётся. Что бы подобрать форму занятий следует вспомнить ведущую деятельность дошкольников-это игра. Занятия в ДОУ всегда включают в себя игровой элемент, а то и полностью проводятся виде игры. На сюжетно-игровом занятии, дети, выполняют квесты, через которые усваивают новые способы действий, открывающие им новые возможности для познания мира в повседневной жизни.

Ещё одной важной деталью любого занятия в ДОУ, является большое количество наглядности так, как превалирующее мышление у дошкольника наглядно-образное. Наглядность делится на два вида: предметная-игрушки, бытовые предметы, объекты живой природы(объёмные) и иллюстративная-картинки, иллюстрации, схемы (старший дошкольный возраст). При подборе наглядных пособий соблюдаются четкие правила. Картинки и предметы должны быть эстетичными, узнаваемыми, близкими к реальности, так, как дети должны получать правильную научную информацию. Оба вида наглядности помогают ребёнку быстрее, легче и прочнее усвоить преподаваемый материал.

Большую роль в развитии познавательной активности детей играют нестандартные формы занятий. На таких занятиях дети, активнее включаются в учебную деятельность. Досуги, эстафеты, игры по типу ” Что, где, когда”, викторины делают обучение более занимательным и эмоционально окрашенным. Плюс ко всему помимо получения и закрепления знаний, на таких занятиях дети получают навыки работы в команде в команде, учатся вспоминать нужную информацию быстро и мгновенно реагировать на резкие изменения ситуации.


Занятие в детском саду

Но жизнь в ДОУ - это не только занятия, любовь к познанию прививается во всех режимных моментах: на прогулках, в самостоятельных играх и даже во время приёмов пищи.

Воспитатели с детьми очень любят наблюдать за объектами живой и неживой природы, детально рассматривать их.

Совет родителям: Подобные наблюдения можно сопроводить чтением стихов, рассказом об разнообразных поверьях, связанных с объектом наблюдения, пословицами, поговорками и другими произведениями УНТ.

Если объект ребёнку знаком, полезно будет задать о нём 2-3 вопроса, чтобы освежить имеющиеся знания, затем следует расширить представления об объекте новыми подробностями.

Но ребёнку недостаточно наблюдать, ему необходимы действия, практика, эксперименты.

Экспериментировать вместе с ребёнком можно и нужно, дети лучше усваивают причинно-следственные связи в практической деятельности. Без экспериментирования невозможно полноценное развитие ни в каком возрасте. А развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста вообще движется за счёт экспериментов так же сильно, как и за счет игры. в старшем дошкольном возрасте становятся фактически второй ведущей деятельностью.

Совет: при начале любого эксперимента следует создать игровую ситуацию, к примеру “Мы лаборанты, проводим опыты, чтобы помочь учёным”.


Совместные занятия и беседы сближают

Распространённой практикой в ДОУ являются беседы. Они имеют большое развивающее значение. Ребёнку нужно как можно больше рассказывать о природных явлениях, процессах, происходящих в природе, о происхождении продуктов и вещей.

Совет: беседа станет более запоминающейся, если после неё посмотреть познавательный мультфильм или прочитать книгу об объекте беседы.

Если нет сил на эксперименты, на придумывание бесед или поиск очередного объекта для наблюдений, можно прибегнуть к методу чтения сказок. Не обязательно ограничиваться авторскими сказками, можно придумать свои собственные, обыграть их с куклами или даже устроить небольшой спектакль с переодетыми актёрами (членами семьи). Ценность этого метода в том, что в сказках можно объяснить даже довольно сложные явления простым и понятным языком. Кроме того, метод чтения сказок, может в будущем благотворно сказаться на собственном умении ребёнка сочинять произведения, это очень поможет в школе, когда детей начнут учить писать сочинения.

☝Формированию детского любопытства всегда способствует психологическая поддержка и готовность познавать новое вместе с ребёнком. ☝

Не следует ребёнка отгонять, если он пришёл с вопросом, нужно дать на него научный и при этом понятный ответ. В случае, если вы действительно очень сильно заняты, то скажите, что как только вы закончите, то обязательно ответите на вопрос ребёнка, и главное сдержите обещание. Невыполненное обещание может навсегда убить доверие ребёнка к вам. Если вы не знаете ответа, на поставленный ребёнком вопрос, не нужно стесняться своего незнания, следует в этом признаться и поискать ответ вместе с ребёнком, такой подход научит ребёнка не только искать информацию, но поможет ему в будущем признавать свои ошибки.


Задачи родителей в познавательном развитии

Если ребёнок задаёт вопрос по теме, на которую имеются несколько точек зрения, желательно озвучить ребёнку все эти точки или хотя бы основные. Это научит ребёнка понимать, что мир не делится на чёрное и белое, что нет ничего однозначного. В будущем это понимание сформирует у ребёнка умение относиться терпимо к чужим точкам зрения и принимать их право на существование. Кроме того, такой подход научит ребёнка выбирать самостоятельно свое мировоззрение, что уменьшает вероятность попадания под дурное влияние в подростковом возрасте.


Сенсорное развитие виды

Детские шалости

Иногда дети шалят, но не надо спешить ругать ребёнка за шалость. Следует подумать, как детское баловство взять под контроль и перевести в познавательное русло. Пример: ребёнок открыл кран на кухне, пустил воду и кидает в неё вилки. Вместо ругани и наказаний следует обратить внимание, что предметы в воде тонут и рассказать причину этого, затем аккуратно предложить ребёнку посмотреть мультик про это явление. Тем самым вы переключаете ребёнка с неудовлетворяющей на другое занятие, не оставляя у него психической травмы. Многие поступки (особенно в младшем дошкольном возрасте) дети совершают не чтобы навредить или испортить настроение, а из желания познавать окружающую реальность. Поэтому нужно не пресекать нежелательные поступки резкими способами, а плавно переключать на другую интересную для ребёнка деятельность, желательно ту, которая даст ребёнку новую информацию об окружающем.


Способы взаимодействия взрослого и ребенка

Совет: всегда под конец дня обсуждайте с ребёнком, что вы за сегодняшний день узнали нового.

Рассказывать о своих открытиях должен не только ребёнок, так же важно, чтобы родители рассказывали, чему они за день научились.

Открываем мир вместе

Обязательно следует хвалить ребёнка каждый раз, когда он проявляет интерес к миру. Не следует смеяться над ребёнком за незнание очевидных фактов, куда лучше порадоваться вместе с ним за то, что он их узнал.

Показываете ребёнку разные способы решения одной и той же проблемы. Умение решать задачу разными путями-это начало креативного мышления. Поощряйте если ребёнок сам нашёл нестандартный путь решения какой-либо задачи. Чтобы ребёнок научился это делать следует создавать ситуации, где ребёнку пришлось бы самому искать путь решения той или иной задачи, однако следует помнить, что ситуация должна несильно забегать вперёд (т.е в зону ближайшего развития), расширять эту зону следует постепенно, резкий рывок может сформировать у ребёнка негативную оценку своих способностей.


Методы познавательного развития в ДОУ и дома

Так же на познавательном развитии положительно скажется посещение музеев с интерактивными программами, не следует пренебрегать экскурсиями, поездками по историческим местам. Следует посещать с ребёнком как можно больше мест, самых разных от научных выставок до собственной работы. Чем больше мест с ребёнком посещается, тем шире его кругозор. Полезно ходить на научные мероприятия для детей, где учёные в нестандартной форме объясняют науку детям.

Игры и информация

Неотъемлемым элементом формирования познавательной активности являются дидактические игры: лото, домино, лабиринты, пазлы и.т.д. Некоторые из них часто применяют на занятиях в качестве упражнений. Играть в такие игры в повседневной жизни с ребёнком нужно как можно чаще. Дидактические игры развивают все психические процессы (память, мышление, речь, восприятие и т.д.). С 6-ти лет можно начать знакомить ребёнка с шахматами и шашками. Шахматы и шашки помогут в развитии логики.

Важно не только научить ребёнка находить информацию, но и дать навык понимать её, для этого следует не только говорить ребёнку известные факты, но и объяснять причинно-следственные связи откуда что взялось и как работает.


Дидактические игры – отличный метод

Физическое развитие и моторика

Развивая интеллектуальные способности, не следует забывать о развитии физических качеств. т.к они связаны.

Развитие крупной и мелкой моторики позитивно отразится на умственном развитии. При развитии мелкой моторики движения пальцев становятся более тонкими и дифференцированными, что, во-первых, поможет быстрее освоить навык письма в начальной школе, во-вторых положительно повлияет на развитие мышления и речи. Развитие крупной моторики так же позитивно влияет на интеллект, по мимо этого оно способствует развитию волевых качеств, которые помогут ребёнку в дальнейшем.

Для развития мелкой моторики полезно играть с разными видами круп, делать пальчиковую гимнастику, заниматься изобразительным искусством (особенно нестандартными техниками, связанными с прищипыванием, отщипыванием, рисованием пальцами, наклеиванием и.т.д), в более старшем возрасте полезно знакомить ребёнка с вязанием и бисероплетением.

Для развития крупной моторики хорошо подойдут спортивные секции. В них помимо спортивных упражнений, ребёнок сможет выплеснуть энергию. Необходимо и родителям заниматься с ребёнком физическими упражнениями. Это также поспособствует формированию установки на здоровый и подвижный образ жизни.


Развитие моторики влияет на умственные способности

Итоги

Все перечисленные способы, методы и средства стимулируют развитие познавательной активности у детей. Но самым главным методом остается личный пример родителя. Если ребёнок видит, что взрослые рядом проявляют интерес к миру, он сам будет проявлять любознательность. Уделяйте больше времени своим детям, если с ребёнком не заниматься никакое развитие невозможно.

Трусова Елена Сергеевна
План по самообразованию «Использование дидактических игр с целью развития познавательной активности детей раннего возраста»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Металлплощадская» средняя общеобразовательная школа, дошкольные группы. Детский сад "Изумрудный город"

Перспективный план по самообразованию на 2017 -2018 учебный год.

Подготовила и разработала: воспитатель 1 младшей группы "Звонкий ручеек": Трусова Елена Сергеевна.

Тема: Использование дидактических игр, с целью развития познавательной активности детей раннего дошкольного возраста

ЦЕЛЬ: разностороннее развитие личности ребенка, создание

условий для самоопределения и самореализации воспитанников на основе социокультурных, духовно - нравственных правил и норм в интересах человека, семьи, общества и государства, создание благоприятных условий для реализации целевых ориентиров ФГОС ДО.

Работа по самообразованию одна из форм повышения профессиональной компетенции.

Работа будет строиться по следующим направлениям:

Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания.

Изучение учебной и научно-методической литературы.

Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии.

Изучение новых программ и педагогических технологий.

Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений.

Повышение общекультурного уровня.

Развитие способностей к перепроектированию собственной деятельности в контексте ФГОС.

Проявление творческого потенциала.

Пропаганда своих достижений.

Развитие исследовательской деятельности.

Тему для самообразования подбирала с учетом Программы развития ДОО, следуя стратегическим ориентирам развития образования в округе.

Учитывала основные принципы дошкольного образования:

Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста).

Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.

Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений.

Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

Сотрудничество Организации с семьей.

Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

Учет этнокультурной ситуации развития детей.

В своей педагогической деятельности руководствуюсь следующими нормативными правовыми документами:

1. Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. No 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. No 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

3. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемииологические требования к устройству, содержанию и

организации режима работы дошкольных образовательных организаций»».

4. Основной образовательной программой дошкольной образовательной организации.

5. Уставом ДОО.

Актуальность выбранной темы.

В Программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, на первый план выдвигается развивающая функция дидактической игры. Поэтому развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Они расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, форму, цвет, различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи. Дидактические игры с правилами заняли должное место среди методов обучения и воспитания детей. С помощью игр выявляются индивидуальные особенности детей.

Дидактические игры для дошкольников позволяют не только узнать что-то новое, но и применить полученные знания на практике. Несомненно, такие навыки станут основой дальнейшего успешного обучения, развития важных интегративных качеств: любознательный, активный; эмоционально-отзывчивый; способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту; способный управлять своим поведением и планировать свои действия. Познавательная дидактическая игра в особенности, обеспечивает благоприятные условия для решения педагогических задач с учётом возможностей детей дошкольного возраста.

Дидактическая игра - это игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способностей. Она представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка.

Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в развивающих целях. Благодаря их использованию можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Дух соревнования ускоряет умственные процессы, рождает познавательную активность, заряжает чувством, ведет к сильным эмоциональным переживаниям. Развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленные задачи.

Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников.

Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Ребёнок, увлечённый игрой, не замечает того, что учиться, хотя то и дело сталкивается с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности.

Учитывая выше сказанное, я выбрала тему самообразования «Использование дидактических игр, с целью развития познавательной активности детей раннего дошкольного возраста».

Цель:

Развитие познавательных способностей у детей раннего возраста посредством дидактической игры.

Задачи:

Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме;

Определить понятие «дидактическая игра», «познавательная активность», «активизация познавательной деятельности»;

Познакомиться с педагогическим опытом использования дидактической игры, как средства организации познавательной деятельности дошкольников;

Посмотреть на практике применение дидактической игры как средство активизации познавательной активности дошкольников;

Продолжать создать картотеку дидактических игр;

Развивать мышление у детей; самостоятельность в поиске решений;

умение отвечать на вопросы.

В течение года мной будет изучена специальная методическая литература:

Богуславская З. М., Смирнова Е. О. «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста».

Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст): Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Автор-составитель Е. Н. Панова. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006.

Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.

А. К. Бондаренко. Дидактические игры в детском саду. Книга для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 2001.

Швайко Г. С. «Игры и игровые упражнения для развития речи».

П. П. Дзюба. «Дидактическая копилка воспитателя детского сада».- М. : Феникс, 2008г.

Стародубцева И. В., Завьялова Т. П. «Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников».

Крашенинников Е. Е., Холодова О. Л. «Развитие познавательных способностей дошкольников».

Изучение статей в журналах: «Воспитатель в ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду».

Изучение статей в Интернет – журналах «Современное дошкольное образование», «Обруч», «Дошкольный возраст. Дошкольное воспитание», «Педагогическая библиотека».

Использование дидактических игр позволит:

Активизировать познавательные процессы через избирательную направленность личности ребёнка на предметы и явления окружающей действительности;

Систематически укреплять и развивать познавательный интерес, который становится основой положительного отношения к интеллектуальной деятельности;

Формировать потребность в стремлении к познанию новых, более полных и глубоких знаний, которые носят поисковый характер;

Воспитывать волевые качества личности ребенка: целеустремленность, настойчивость, стремление к завершению деятельности;

Формировать связную речь;

Обогащать нравственные и эстетические чувства ребенка.

Свою работу я буду проводить по трем направлениям:

1. Создание предметно - развивающей среды в группе.

Подготовлю новые игровые пособия для развития мышления, внимания, восприятия, памяти, речи, творческого воображения, внимания, логического мышления.

2. Работа с детьми.

Работа с детьми будет строиться по следующим путям развития познавательных способностей:

Развитие мышления;

Развитие внимания;

Развитие восприятия и памяти;

Развитие речи;

Развитие творческого воображения.

Свою деятельность буду выстраивать поэтапно с учетом возраста детей. При подборе игр будут учитываться особенности умственного развития детей, а также их интерес к различным играм.

При организации игр словесного содержания мной будут использоваться сюрпризные моменты: через героя, которому нужно помочь, различные атрибуты. Дидактические игры будут включены в образовательную деятельность, в совместную деятельность, в индивидуальную работу, в работу с родителями в форме «игры на дом».

Игры для занятий буду подбирать с учетом познавательного материала, который дети изучали.

3. Работа с родителями.

В октябре будет проведена консультация «Роль дидактической игры в развития познавательных способностей».

В ноябре для родителей будет подготовлена папка - передвижка на тему: «Дидактическая игра в жизни ребенка».

В течение года буду привлекать родителей к изготовлению дидактических игр и демонстрационного материала.

Завершением послужит родительское собрание в конце учебного года «Играем вместе с родителями в занимательные игры».

В конце года проведу самоанализ по изученной теме и сделаю прогноз на будущее. В творческой форме подготовлю презентацию – отчет о проделанной работе по теме.