Плотность населения алжира на год составляет. Население алжира

Важными вехами в истории населения Алжира была война за независимость и следующие два десятилетия. Во время войны, по разным оценкам, погибло от 350 тыс. (по французским источникам) до 1,5 млн человек (официальные алжирские) . Обретение независимости страной отразилось двукратным ростом численности населения за следующие два десятилетия .

Изменение численности населения страны в XX веке (млн человек)

Ежегодные показатели естественного движения населения Алжира

Возрастная структура


Медианный возраст населения Алжира составляет 27,5 года (133-е место в мире), мужчин - 27,2, женщин - 27,8 . Ожидаемая средняя продолжительность жизни в 2015 году составила 76,7 года (81-е место в мире), для мужчин - 72,3, для женщин - 77,9; в 2006 году - 73,3 года, для мужчин - 71,7, для женщин - 74,9; в 1978 году для мужчин - 55,8 лет, для женщин - 58 лет .

Возрастная структура населения Алжира выглядит следующим образом (по состоянию на 2006 год):

  • дети в возрасте до 14 лет - 28,75 % (5,8 млн мужчин, 5,5 млн женщин);
  • взрослые (15-64 лет) - 65,9 % (13,2 млн мужчин, 12,8 млн женщин);
  • лица преклонного возраста (65 лет и старше) - 5,35 % (0,97 млн мужчин, 1,1 млн женщин) .

Возрастная структура населения в 1980-х годах выглядела следующим образом (доля женщин составляла 50,8 %):

  • дети в возрасте до 14 лет - 47,1 %;
  • взрослые (15-64 года) - 49,6 %;
  • лица преклонного возраста (65 лет и старше) - 3,3 % .

Брачность и разводимость

Брачность в 1967 году составляла 4,6 ‰; показатель разводов в 1963 году - 0,4 ‰ .

Расселение

Плотность населения на севере Алжира


Плотность населения в 2006 году составила 12,9 человека/км 2 (166-е место в мире), в 1981 году - 8 чел/км 2 .

Население размещено крайне неравномерно. Наиболее плотно заселен север Алжира (96 % населения), это примерно лишь 1/6 часть площади страны. Население сосредоточено главным образом в узкой прибрежной полосе Средиземного моря и горах Кабилии , где плотность достигает 300 человек/км 2 . Наименее населенная часть страны - Алжирская Сахара , где на огромных просторах пустыни живет не больше 2 млн человек, а плотность там не превышает 1 человека на 1 км 2 . Меньшее количество пустынного населения сосредоточено в оазисах, а около 1,5 млн человек остаются полными или частичными кочевниками.

Урбанизация

Уровень урбанизированности в 2015 году составил 70,7 % . Городское население в 1950 году в стране составило лишь 21 % от общего количества, а уже в 1978 году большинство проживало в городах (61 %) . Главный этап урбанизации пришелся на середину XX века, когда только за период 1954-1966 годов доля городского населения увеличилась с ¼ до⅓.

Главные города государства: Алжир (2,59 млн человек), Оран (858 тыс. чел), Константина (448 тыс. чел) .

Миграция

Внутренняя миграция населения страны в колониальный период была связана, главным образом, с вытеснением коренного населения с плодородных почв равнин в засушливые горные районы. Во время национально-освободительной войны 1954-1962 годов происходили насильственное выселение «неблагонадежных» (около 2,5 млн человек) и массовая эмиграция в соседние Марокко и Тунис (0,5 млн человек) . После 1962 года происходил интенсивный отток сельского населения равнин, пустынных оазисов и горных районов в крупные прибрежные города. Население только Алжира в конце 1980-х годов ежегодно росло на 6-7 % .

Сезонные миграции между горными областями, из пустынных районов в прибрежную зону осуществляют полукочевые берберские племена и арабы-бедуины .

Ввиду интенсивного роста населения страны и отсутствия продуманных экономических реформ сохраняется высокий уровень безработицы. Трудовая эмиграция коренного населения Европы (Франция) началась во время Первой мировой войны 1914-1918 годов и постоянно расширялась. За пределами Алжира живет около 1 млн алжирцев, в том числе более 800 тыс. во Франции . Годовой уровень эмиграции 2015 года составил 0,92 ‰ (148-е место в мире) . Государство поощряет трудовую эмиграцию, особенно в арабские страны Ближнего Востока.

Проблема беженцев негативно влияет на социальное состояние общества, поскольку постоянно в стране находятся более 95 тыс. беженцев и искателей убежища (90 тыс. человек из Марокко, и более 4 тыс. с бывшей Палестины).

Этнический состав

Главные этносы, составляющие алжирскую нацию: арабы и берберы (кабилы , шавия , берберы оазисов, туареги) - 99 %, а также французы - 1 % .

С древних времен территорию современного Алжира населяли различные этнические группы. Страна входила в состав различных государств и империй. Во времена Древнего Египта темнокожих жителей пустыни к западу от долины Нила называли общим названием - «ливийцы» . В античные времена на территории Северной Сахары было известно мощное государство нумидийцев - Гарамантида , в то время как на побережье господствовали финикийцы . После падения Карфагена в результате Пунических войн Северная Африка была вовлечена в орбиту могучей Римской империи . На это время приходится расцвет этого края, потому что он служил важной житницей для Рима. Завоевание земли германскими племенами вандалов , которые переправились с Пиренейского полуострова через Гибралтарский пролив , положило конец Западной Римской империи . Недолгое время страна находилась под вилянием Византийской империи .

Арабоязычное население Алжира происходит от начавшегося в VII-VIII веках смешения коренных берберских народов с арабскими пришельцами, которые ассимилировали большую часть берберов, насадили арабский язык и ислам . К концу XV века во многих городах Алжира осело много беженцев- мавров , которые были изгнаны с Пиренейского полуострова во время Реконкисты . Мавры из Андалузии и Кастилии долгое время пользовались испанским , а из Каталонии - каталонским языком . Еще в XVII веке последний был в употреблении среди жителей Грош-эль-Веда .

Популяция Nb E1a E1b1a E1b1b1a E1b1b1b E1b1b1c F K J1 J2 R1a R1b Q Исследования
1 Оран 102 0 7,85 % 5,90 % 45,10 % 0 0 0 22,50 % 4,90 % 1 % 11,80 % 1 % Робино, 2008
2 Алжир 35 2,85 % 0 11,40 % 42,85 % 0 11,80 % 2,85 % 22,85 % 5,70 % 0 0 0 Барбара Арреди, 2004
3 Тизи-Узу 19 0 0 0 47,35 % 10,50 % 10,50 % 0 15,80 % 0 0 15,80 % 0 Барбара Арреди, 2004
Всего 156 0,65 % 5,10 % 6,40 % 44,90 % 1,30 % 9,58 % 0,65 % 21,80 % 4,50 % 0,65 % 9,60 % 0,65 %

Берберы

Значительная часть алжирцев по своему происхождению являются не арабами (около 72,7 %), а берберами (самоназвание - амазиги; слово «бербер» - арабского происхождения) - кабилы (10,3 %), шауйя (3,5 %) . Самоидентификация алжирцев как арабов происходила на волне арабского национализма начала XX века . Группы, которые идентифицируют себя как берберы, живут преимущественно в горных районах Кабилии , к востоку от города Алжир . Они, как и большинство арабов, мусульмане. Берберы делали безуспешные попытки получить автономию, однако алжирское руководство согласилось лишь субсидировать изучение берберских языков в школах .


Европейцы

Европейцы сегодня составляют менее 1 % населения и живут исключительно в крупнейших урбанистических районах . Однако в течение колониального периода эта цифра была значительно больше (15,2 % в 1962 году). С 1830 года начинается французская колонизация Алжира, которая продолжалась до середины XX века. Европейское население состоит в основном из французов, испанцев (в западной части страны), итальянцев и мальтийцев (на востоке) и других европейцев в еще меньшем количестве. Европейские колонисты, известные как пье-нуар , были сосредоточены на побережье и составляли большинство населения Орана (60 %) и, в значительных пропорциях, других крупных городов, таких как Алжир или Аннаба . Почти все они покинули страну во время или сразу же после обретения Алжиром независимости от Франции. В начале 1980-х годов в стране проживало около 150 тыс. французов .


Евреи

Ранее евреев было 140 тыс. чел. Но после обретения Алжиром независимости и принятия дискриминационных законов о гражданстве иудеи эмигрировали во Францию (90 %) и Израиль (10 %) . В начале 1980-х годов в стране проживало около 10 тыс. евреев- сефардов , а в середине 1990-х годов - всего 50 человек .

Русские

По состоянию на 1 января 2015 года в Алжире проживает около 650 россиян . Некоторую часть проживающих здесь русских составляют потомки советских инженеров и военных, восстанавливавших молодую страну после обретения независимости в 1962 году. Еще определенная доля приходится на приехавших сюда по работе (торговля, местные заводы, по контракту «Россоборонэкспорта») . Значительную часть составляют русские женщины, вышедшие замуж за местных мужчин .

Языки

Французский язык

Алжир является второй франкофонной страной в мире по количеству носителей языка, хотя сам язык не имеет официального статуса . По состоянию на 2008 год, 11,2 млн алжирцев способны писать и читать на французском . Французский, как и ранее, наиболее широко изучают в качестве иностранного. Много алжирцев свободно разговаривают на нем, хотя, как правило, не используют его в быту. Со времени независимости правительство Алжира проводит политику языковой арабизации образования и бюрократии, с некоторым успехом, хотя во многих университетах продолжают обучение на французском языке. В последнее время в школах начали включать французский в учебные программы начальной школы,. Его начинают преподавать, как только дети освоят арабский язык. Французский язык также используют в средствах массовой информации, в правительственных организациях и торговле.

Русский язык

Число русскоязычных в стране относительно невелико . Русский язык изучается в Алжире с 1958 года. Сегодня он изучается в Алжирском университете в качестве иностранного в течение четырех лет . Ежегодно выпускается около 12-15 русскоязычных алжирцев. Министерство иностранных дел России ведет активные переговоры по открытию таких же курсов в Университете города Оран (которые имели место во времена Советского Союза) .

Религии

Релгии в Алжире (2010, Pew Research Center)
вероисповедание процент
мусульмане 98 %
христиане 1 %
другие 0.4 %

Главные религии государства: ислам суннитского толка - 99 % населения, католицизм и протестантизм - 1 % . Территория современного северного Алжира была важной христианской землей 2 тыс. лет назад, во времена Римской империи . Во время переселения германских племен на север Африки (вандалы), христианство не подверглось упадку, так как последние были последователями веры Христовой. Ненадолго, в VI-VII веках эти земли входили в орбиты влияния Византийской империи , после чего были завоеваны арабами, вошли в Арабского халифата и подпали под влияние ислама. Значительное возрождение католическая церковь в Алжире испытала через тысячу лет, во времена французской колониальной экспансии XIX века. До начала арабских завоеваний берберы гор и пустынь придерживались собственных местных верований и обычаев.


Ислам

Почти все мусульмане принадлежат к суннитской ветви ислама, за исключением около 150-200 тыс. ибадитов в оазисе Мзаб в регионе Гардая . Присутствуют также, в незначительном количестве, шииты .

Христианство

В Алжире проживают около 200-250 тыс. христиан, в том числе 45 тыс. католиков и 150-200 тыс. протестантов, преимущественно пятидесятников . Согласно исследованию от 2015 года, примерно 380 тыс. мусульман в стране было обращено в христианство .

Иудаизм

Довольно значительной была еврейская община, 140 тыс. чел. После обретения Алжиром независимости и принятия в 1963 году нового закона о гражданстве, согласно которому его получал только тот человек, отец или дед которого исповедовал ислам. Большая часть иудейской общины эмигрировала во Францию (90 %) и Израиль (10 %), где они получили гражданство. Марокканские евреи , евреи долины Мзаб и города Константина из-за притеснений, повышения налогов и преобразования синагог в мечети со временем тоже эмигрировали в Израиль . К 1969 году в стране оставалось примерно 1 тыс. евреев, а на середину 1990-х годов - всего 50 человек .

Образование

Уровень грамотности в 2015 году составил 80,2 %: 87,2 % - среди мужчин, 73,1 % - среди женщин . Грамотность в 2003 году составила 70 %: 79 % - среди мужчин, 61 % - среди женщин. В 1976 году неграмотные составляли 60 % коренного населения Алжира, в том же году было введено обязательное 9-летнее образование для детей в возрасте от 6 до 15 лет . Расходы на образование в 2008 году составили 4,3 % от ВВП страны (97-е место в мире) . В 1997 году уровень расходов на образование составил 5,7 % от национального ВВП и 27 % в структуре общественных расходов государственного бюджета. Несмотря на выделение значительных государственных средств, перенаселение и серьезный недостаток учителей оказывают сильное давление на образовательную систему. В течение 1990-х годов по стране прокатилась волна террористических актов, направленных на государственные секуляризованные учреждения образования. В 2000 году правительство государства начало серьезный пересмотр системы образования.

Образовательная система Алжира схожа с французской (это связано бывшей французской колонизацией страны). Со временем потребность в квалифицированной рабочей силе заставила колонизаторов ввести систему образования для местного населения. С обретением независимости алжирцы продолжили (и даже нарастили) свои достижения в культурной сфере и особенно в образовании. Теперь в алжирских школах изучают как арабский, так и французский языки, при этом изучение государственного языка является обязательным.

Среднее и профессиональное образование

Алжирская школьная система состоит из основного, общего среднего и профессионального среднего образования:

  • Основная базовая школа (фр. Ecole fondamentale School) для детей в возрасте от 6 до 15 лет. Продолжительность программы: 9 лет. По окончании выдается диплом - выпускное свидетельство (фр. Certificate Brevet d"Enseignement Moyen BEM).
  • Общее среднее образование - школа Генерального преподавания (фр. Lycée d"Enseignement général-School of General Teaching), школа-лицей общего назначения (фр. lycées polyvalents) для подростков в возрасте от 15 до 18 лет. Продолжительность программы 3 года. По окончании выдается выпускное свидетельство, подтверждающее степень бакалавра средней школы (фр. Baccalauréat de l"Enseignement secondaire - Bachelor"s Degree of Secondary School).
  • Профессиональное образование - Техническая школа (фр. Lycées d"Enseignement technique - Technical School). Продолжительность программы 3 года. По окончании выдается выпускное свидетельство, подтверждающее степень бакалавра в области технических наук (фр. Baccalauréat technique ).

По состоянию на 1995 год, все алжирские дети учились в государственных начальных школах, а 62 % детей соответствующего возраста - в системе общего среднего образования.

Высшая школа

В Алжире действуют 43 высших учебные заведения, 10 колледжей и 7 институтов системы высшего образования. Алжирский университет (Université d’Alger; основан в 1879 году) насчитывает около 26 тыс. студентов. Университеты действуют также в Оране и Константине. С помощью СССР в свое время был создан ряд институтов и техникумов для обеспечения квалифицированными кадрами горно- и нефтедобывающей отрасли в Бу-Мердасе и машиностроения в Аннабе .

В 1994-1995 учебном году в университетах страны обучалось более 107 тысяч студентов. В 2006 году в профессиональных и высших учебных заведениях обучалось 380 тыс. студентов. Небольшое количество алжирских студентов училось за рубежом, в первую очередь во Франции и франкоговорящих регионах Канады.



Смертность младенцев до 1 года по состоянию на 2015 год составила 20,9 ‰ (83-е место в мире); мальчиков - 22,7 ‰, девочек −19,2 ‰ было 10,5 тыс. человек (92-е место в мире), что составляет 0,04 % населения в репродуктивном возрасте 15-49 лет (125-е место в мире). В 2001 году показатель достиг 0,1 % населения (113-е место в мире)

Одна из алжирских улиц, 1950 год

Права женщин

Среди адвокатов женщины составляют 70 %, среди судей - 60 %, они доминируют и в медицине. Все чаще женщины вносят значительный доход в домашние хозяйства, иногда больше чем мужчины. 60 % студентов университетов составляют женщины (в соответствии с университетскими исследованиями).

Демографические исследования

Население Алжира
Год Население Изменение
1 2 000 000 -
1901 4 739 300 +136.9 %
1911 5 563 800 +17.4 %
1921 5 804 200 +4.3 %
1931 6 553 500 +12.9 %
1948 8 681 800 +32.5 %
1977 17 809 000 +105.1 %
2011 36 300 000 +103.8 %
2013 37 900 000 +4.4 %
2100(прогноз) 55 200 000 +45.6 %

Демографические исследования в стране ведутся рядом государственных научных учреждений:

  • Институт политики Алжирского университета;
  • Генеральная дирекция планирования и экономических исследований;
  • Алжирская ассоциация демографических, экономических и социальных исследований .

Учет демографического состояния в стране ведется с 1831 года. Законы 1882-1901 годов распространили регистрацию актов гражданского состояния на всю территорию Алжира . В колониальные времена удовлетворительно подсчитывалось только европейское и еврейское население Алжира. В 1964-1971 годах была введена система индивидуальных карточек учета движения населения - таким образом удалось охватить около 70 % демографических событий .

Переписи

Переписи населения на территории Алжира французскими властями начали проводиться с 1906 года. Всего было проведено 9 таких переписей, результаты которых широко публиковались .

Коренное население Алжира - алжирцы, состоящие из арабов и близких им по культуре берберов. По внешнему облику алжирцы, как правило, люди среднего роста, смуглые, черноволосые, с черными глазами и удлиненнэй формой лица средиземноморского типа.

Большинство алжирцев (%) считают родным арабский язык, остальные - берберские диалекты (%). Берберское население преобладает среди горцев и в оазисах Сахары (кабилы, шавийя, туареги), причем нередко берберы в равной степени хорошо владеют и арабским языком. Люди, получившие образование или работавшие за рубежом, как правило, помимо родного хорошо знают французский язык. Разговорная форма французского языка широко распространена в городах. На литературном арабском языке издаются государственные документы, книги, журналы, газеты.

Незначительную часть населения составляют граждане иностранных государств, занятые на временной работе в качестве специалистов. Они, как правило, говорят на французском языке.

Подавляющее большинство алжирцев - мусульмане суннитского толка.

Алжир относится к странам, где в последние десятилетия наблюдается высокий и устойчивый рост численности населения. Здесь, как и в других странах Северной Африки, издавна отмечалась высокая рождаемость, связанная с мусульманской традицией. Улучшение медико-санитарного обслуживания населения способствовало снижению ранее высокой (особенно среди детей) смертности, в результате рождаемость стала намного превышать смертность.

В 1965-1970 гг. рождаемость составляла 49 на 1 тыс. жителей, а смертность - 17. К 1979 г. рождаемость и смертность снизились до 48 и 14 соответственно, а ежегодный естественный прирост составил 3,4%.

Согласно оценке, в 1980 г. численность населения страны достигала 18,5 млн. человек, а вместе с алжирцами, временно проживающими за рубежом, - свыше 19,3 млн. Таким образом, со времени предыдущей переписи 1966 г. население увеличилось на 44%. Если такой высокий темп его прироста сохранится, то к 2000 г. население страны может удвоиться. (Заметим, что за 50 лет - с 1920 по 1970 г. - оно увеличилось в 2,5 раза.)

Высокие темпы естественного прироста неизбежно оказывают влияние на возрастную структуру населения. По оценке на 1980 г., дети до 15 лет составляли уже 47% населения, а молодежь до 20 лет - 57%.

Рост населения ранних возрастов означает сокращение доли трудоспособного населения при абсолютном его росте. За период между двумя переписями (1954 и 1966 гг.) доля трудоспособного населения снизилась с 36 до 22% (без учета алжирцев-эмигрантов).

Для полового состава населения характерно преобладание численности женщин, особенно среднего и старшего возрастов, над численностью мужчин, что нетипично для арабских стран. Объясняется это главным образом последствиями на ционально-освободительной войны 1954-1962 гг. Лишь небольшая часть трудящихся женщин, а именно работающие по найму в городах, включается переписью в экономически активное население. Так, согласно переписи 1966 г., в него вошли только около 2% всего женского населения, хотя много алжирских женщин трудится в сельском хозяйстве.

Общий рост численности населения в стране сопровождается возрастанием в нем доли горожан, в то время как доля сельских жителей постоянно уменьшается. В 1974 г. в городах проживало 52% населения (в 1954 г. - 23%, в 1966 г. - 39%). Особенно быстро растет население столицы. По оценке на 1980 г., число ее жителей вместе с пригородами насчитывает около 3 млн.

Массовый выезд европейцев послужил в свое время толчком для возрастания притока сельского населения в города. В них, и в первую очередь в столицу, хлынул поток людей, стремящихся найти там работу и жилище. Именно приток населения из сельской местности (достигающий особенно больших размеров в засушливые годы) вызвал все ускоряющийся рост числа горожан. Многие сельские мигранты, оказавшиеся в городе, не находят работы, и только устойчивые связи с родственниками и земляками, имеющими какие-либо средства к существованию, помогают им приспособиться к новым условиям.

Принятый после завоевания независимости курс на ускоренную индустриализацию привел к значительному расширению занятости городского населения. Однако прирост трудоспособного контингента населения пока превышает рост числа рабочих мест, что обусловливает безработицу в городах. Отсутствие работы в свою очередь толкает многих алжирцев на эмиграцию, главным образом в Западную Европу. В последние годы по мере развития экономики Алжира эмиграция сокращается.

Острый земельный голод в традиционном секторе сельского хозяйства также служит причиной эмиграции. В течение многих лет одним из районов оттока населения за границу является Кабилия.

В настоящее время за рубежом проживает более 800 тыс. алжирцев, из них 2/3

принадлежит к экономически активному населению. Эмигрируют, как правило, молодые мужчины, не имеющие квалификации, без семьи. Подавляющее большинство алжирцев-эмигрантов (до 90%) выезжает на работу во Францию. Решающую роль в выборе страны иммиграции играет знание многими алжирцами французского языка.

На территории страны население размещено крайне неравномерно: в северной части проживает более 90% алжирцев. Особенно плотно населены прибрежная полоса и горные долины Телль-Атласа. В вилайях Алжир и Оран плотность населения превышает 300 человек на 1 кв. км. В Алжирской Сахаре средняя плотность - менее 1 человека на 1 кв. км.

Сельское население ведет оседлый, полукочевой и кочевой образ жизни. В западной и центральной частях Северного Алжира преобладает оседлое население, занятое в основном полеводством. Полукочевники и кочевники-скотоводы расселены на территории Высоких плато, Сахарского Атласа и Сахары. Оседлое население пустыни - жители оазисов и промышленных поселков. Оседание в земледельческих районах и отход на сезонные заработки влекут за собой (в разных районах в разной степени) разложение родо-племенного строя у полукочевников.

В зоне полупустынь и в горах, там, где жизнь остается связанной с кочевым скотоводством, патриархально-натуральный уклад не подвергся такому разложению, как в земледельческих районах: образ жизни кочевников способствует сохранению многих традиций прошлого.

Кризис кочевого хозяйства заставляет кочевников или откочевывать на юг Сахары, куда доступ цивилизации затруднен, или оседать. Показательным в этом отношении является освоение нагорья Ахаггар, большая часть жителей которого - бывшие кочевники и полукочевники.

Кочевые берберские племена туарегов в ряде случаев перешли к оседлому образу жизни и занялись земледелием. В четырех сельскохозяйственных кооперативах Ахаггара большинство земледельцев - туареги. Часть их занята обслуживанием туристов, поток которых в Центральную Сахару быстро растет. Туареги производят на продажу сувениры, работают проводниками и т. п. Однако еще многие из них продолжают вести кочевой образ жизни, причем наблюдается тенденция к переселению кочевников в южные области Сахары.

В материальной культуре алжирцев своеобразно сочетаются традиции и современность. Традиционные сельскохозяйственные орудия мало изменились с эпохи арабского завоевания: деревянные соха и вилы, мотыга, серп, в качестве тягловой силы используются ослы и верблюды, запрягаемые попарно. В самоуправляемых хозяйствах, сельскохозяйственных кооперативах, а также в современных хозяйствах частного сектора широко применяются тракторы, комбайны и другая новейшая техника.

Обычная алжирская деревня - беспорядочное скопление маленьких домов. Дом крестьянина, как правило, глинобитный, а в горах - каменный, с плоской крышей, на которой есть отверстие для дыма от очага, сложенного из камня. Жилище обычно состоит из двух комнат: в одной едят и спят, в другой готовят пищу. Вход в дом ведет из внутреннего дворика, где содержится скот. Мебели в таких домах, кроме маленького столика, нет, вся семья ест и спит на полу. Утварь состоит из циновок, одеял, корзин, иногда ковра или паласа; посуда глиняная, металлическая. Совсем по-другому выглядят дома в «социалистических деревнях аграрной революции», строящихся в районах, где создаются сельскохозяйственные кооперативы. Там каждая семья получает современный благоустроенный дом из нескольких комнат. В любой такой деревне есть школа, больница, учреждения культурно-бытового обслуживания, мечеть. В каждой вилайе намечено построить 10-15 деревень нового типа.

Жилища кочевников и полукочевников, как арабов, так и берберов, имеют общий для кочевников Северной Африки вид -это шатры-палатки с натянутой на них темной шерстяной материей. Шатер туарегов обтянут козьими шкурами.

Традиционный тип городского жилища - каменный, кирпичный или глинобитный дом (в зависимости от достатка хозяина), окна и двери которого выходят во внутренний двор, обнесенный высокой стеной. Во дворе посажены фруктовые деревья и цветы. Новые городские дома, как правило, многоэтажные, с балконами, окнами, закрываемыми жалюзи, и каменными полами, необходимыми в условиях летней жары.

Сельские жители носят национальную одежду. Женщины лица не закрывают, голову покрывают платком или покрывалом, причем у берберок покрывало очень яркое - в красную и желтую полоску. Женская одежда состоит из широких шаровар и рубашки. Мужчины часто сочетают национальную одежду с каким-нибудь элементом европейской одежды, например поверх белой галабии (рубашки) надевают пиджак.

Такое смешение стилей характерно и для горожан, недавно переселившихся из деревни. Большинство мужчин в городах носят европейскую одежду. У пожилых людей она нередко сочетается с красной феской. Женщины-горожанки по большей части носят традиционное белое покрывало «хаик» и «лааджар» -белый платок, вышитый белыми же нитками или обшитый кружевами, закрывающий нижнюю часть лица до глаз. На востоке страны женщины носят черное покрывало. Иногда и то и другое сочетается с европейским платьем и обувью. Нередко на улицах больших городов можно видеть характерную картину - мать и дочь, олицетворяющих собой вчерашний и сегодняшний день Алжира. У матери лицо закрыто, фигура закутана в покрывало, на ногах туфли без задников, ладони и ступни выкрашены хной. Дочь идет с открытым лицом, она явно пользуется европейской косметикой и одета по последней французской моде.

Основная пища оседлых сельских жителей - феллахов -ячменный и пшеничный хлеб, овощи, финики, крупяные блюда. Еда кочевников - ячменные лепешки, кислое молоко, финики, при случае лепешки из саранчи. И кочевники, и феллахи мясо употребляют редко. Пища бедных горожан мало чем отличается от пищи феллахов. Состоятельные горожане употребляют значительно больше, чем сельские жители, белков животного происхождения - мяса, яиц, масла, молока.

Самыми популярными и для многих праздничными блюдами алжирской кухни являются «бурек» - мясо с луком и яйцом, запеченное в тесте, и «кус-кус», приготовленный из мяса, овощей со специями и крупномолотой пшеничной крупы. В самых торжественных случаях готовят «мешуи» - целиком зажаренного на вертеле барана. Алкогольные напитки мусульмане не употребляют. Самыми любимыми напитками являются кофе и чай.

В семейной жизни алжирцев праздников немного. Отмечаются рождение сыновей, обрезание и свадьбы. Все важнейшие события в жизни верующего алжирца сопровождаются соответствующими религиозными обрядами.

После 1962 г. Алжир добился больших успехов в деле просвещения и подготовки национальных кадров, постоянно увеличивая ассигнования на образование в государственном бюджете (27% расходов в 1969 г., 33% - в 1975 г.). Число учащихся в начальной школе в период с 1963 по 1980 г. выросло в несколько раз. Свыше 80% детей возраста (■> -13 лет посещает начальную школу. В 1980/81 г. школу посещало 4 млн. детей.

Алжирская школа весьма остро переживает проблему нехватки преподавателей (около 60% их в средней и неполной средней школе - иностранцы, в основном французы) и проблему языка обучения. Преподавание в начальной школе и частично (для % учеников) в неполной и полной средней школе ведется на арабском языке. В остальных случаях преподают на французском языке. Несмотря на рост числа преподавателей-арабов, их нехватка сдерживает темпы арабизации системы образования. Проблемы арабизации разрабатывает Академия арабского языка, созданная в 1975 г.

Бурный рост переживает высшая школа. Вместо одного университета, существовавшего в 1962 г., в 1981 г. насчитывалось уже 15 университетов. Кроме того, в стране созданы десятки вузов различной специализации (например, Африканский институт нефти и газа, созданный при содействии СССР). В конце 70-х годов в стране насчитывалось 65 тыс. студентов и было подготовлено более 20 тыс. специалистов.

Основным научным центром является Алжирский университет. Научная работа ведется также в университетах Орана, Константины и Аннабы, а также в Национальном агрономическом институте, Институте нефти, Центре экспериментального лесоводства, Институте ядерных исследований и др. Научными исследованиями прикладного характера занимаются бюро, центры и институты, создаваемые при соответствующих министерствах. Особое внимание уделяется поисковым работам и исследованиям в области геологии, горнорудного дела, океанографии, метеорологии, физики Земли, а также экономики и социологии и многих других отраслей наук.

Сложный характер национальной культуры Алжира отчасти передает формула видного деятеля алжирской культуры шейха Бен Бадиса: «Алжирский народ - арабский по языку, берберский по происхождению, мусульманский по религии». Культура алжирского народа складывалась в течение многих веков как результат взаимодействия и взаимовлияния арабских и берберских племен, латино-пунических элементов доарабского времени и развитой арабо-исламской цивилизации эпохи халифата, носителей испано-мавританской (андалусской) культуры мавров и турецких завоевателей. К настоящему времени все эти компоненты в основном уже слились в единый сплав. Но некоторые из них до сих пор сохранили свою специфику. Например, это относится к традициям берберского фольклора и геометрического орнамента, арабской поэзии и эпоса бедуинских племен, андалусского и турецкого наследия в архитектуре и музыке. Кроме того, на формирование алжирской культуры значительное влияние последние полтора века оказывала культура Франции. Вследствие этого лица, получившие образование на французском языке, еще в 60-х годах составляли большинство интеллигенции Алжира, а франкоязычная литература алжирцев до сих пор неотъемлемая часть их национальной литературы.

Алжирская арабоязычная литература переживает подъем с 20-х годов. Средневековые традиции арабских историков, правоведов, мистиков-марабутов и поэтов, почти утраченные в период турецкого завоевания, частично возродились в XIX в. в ходе антиколониальной борьбы, но в основном они существуют в сфере религиозной публицистики, фольклора и поэзии «неоклассического» рафинированного типа, крупнейшим представителем которой является Мухаммед аль-Ид. Среди народных поэтов самым известным стал впоследствии кабильский сказитель Моханд у-Механд. В 20-30-х годах Ассоциация улемов выдвинула целую плеяду талантливых поэтов и писателей, таких, как А. Бен Бадис, М. Закария, Т. аль-Мадани, Т. аль-Окби, А. Р. Хоху и др. Во время войны 1954-1962 гг. выдвинулись А. Ашур, X. Бен Айса, А. Бен Хаддука и Т. Ваттар, отразившие в своих произведениях национально-освободительную борьбу Алжира. В творчестве Т. Ваттара в 70-х годах особенно ярко воплотились те гигантские перемены, которые внесли в жизнь алжирцев революция и прогрессивные социальные преобразования. Ныне выдвигается новое поколение арабоязычных писателей, таких, как А. Бельахсен, С. Гумукат, Б. Марзак и др.

Франкоязычная литература Алжира, еще в 20-х годах представленная первыми романами А. Хаджа Хамму и Ш. Ходжи, стала всемирно известной в 50-60-х годах благодаря крупнвгм романистам и поэтам - М. Ферауну, М. Маммери, М. Хаддаду, Я. Катебу и М. Дибу. Их творчество как бы сочетает несколько компонентов: сугубо алжирскую тематику (жизнь крестьян Кабилии или горожан Тлемсена, судьбы интеллигенции и рабочих), сюжеты фольклора берберов и арабов, традиции французских мастеров прозы. Особенно сложно мотивы фольклора, метафоричность и гиперболизация, приемы и методы романтизма, модернизма и неореализма сочетаются в произведениях Ясина Катеба. В 70-х годах М. Диб продолжал работать в прозе, а Я. Катеб всецело переключился на драматургию, стремясь создавать пьесы на «местном французском» языке (т. е. смеси французского языка с алжирским диалектом арабского языка) или целиком на диалекте. Алжирская поэзия на французском языке была представлена в 30-х годах Ж. Амрушем, в 40-х годах - вышеупомянутой плеядой, а также Б. Хаджем Али, Б. Хальфой, А. Креа. В 60-х годах выступил как поэт Р. Буджедра, ставший в 70-х годах наиболее видным франкоязычным романистом Алжира.

Больших успехов добился алжирский театр, еще в 20-х годах выдвинувший таких крупных мастеров (одновременно драматургов, актеров и режиссеров), как Рашид Ксентини, Баштарзи Махиддин, Дахмун, Аллалу. После завоевания независимости традиции старых мастеров продолжили Мустафа Катеб и особенно известный за пределами Алжира Руишед (Ахмед Айяд) - драматург, актер, режиссер, поэт и ветеран революции. Помимо Алжирского Национального театра государственные театры возникли в Оране, Константине, Сиди-Бель-Аббесе. В стране работают также многие коллективы любителей-энтузиастов, пользующихся популярностью среди молодежи.

В Алжире множество исторических памятников. Некоторые из них - своеобразные города-музеи (Тимгад, Типаза, Джемила), свидетельства пребывания древних римлян. Наиболее богато представлены памятники арабо-мусуль-манской архитектуры X-XVIII вв. К их числу относятся целиком сохранившиеся до наших дней города Мзаба, руины крепостей и замков (например, Калаа Бени Хаммад), дворцы и мечети старинных кварталов городов Алжира, Константины и особенно Тлемсена. Но для Константины и городов побережья более характерны постройки турецкого периода, например цитадели (касбы) в Алжире, Беджаие, Аннабе. Французский период получил отражение в архитектуре современных районов многих городов и примечателен тем, что представляет почти все течения европейского градостроительства XIX-XX вв., а также эклектизм и так называемый колониальный псевдомавританский стиль. В современной архитектуре наблюдается стремление уйти от тенденций колониальной эпохи, сочетать наиболее современные и технически рациональные веяния с возрождением традиционных элементов мусульманского зодчества. Таковы Дворец наций, построенный в 1965 г., новые кварталы городов, поселки и особенно возводимые с начала 70-х годов «социалистические деревни аграрной революции».

Многообразно искусство Алжира. Наряду с традиционными формами (прикладными ремеслами андалусской техники в Тлемсене и Константине, берберской техники в Кабилии и Сахаре) все большее значение приобретают современные формы художественного творчества. В живописи велико разнообразие жанров - от ярких миниатюр М. Расима и М. Ранема до полуабстракционизма М. Лазрега и Р. Зерарти. Основная часть алжирских живописцев, графиков и скульпторов (образующих с 1963 г. единый союз) посвящает свое творчество жизни народа, темам борьбы за освобождение (Б. Фа-рес, Т. Акаша, Б. Мардук). Творчество некоторых из них (Б. Йеллеса, М. Исси-ахена, М. Мабрука) известно и за пределами Алжира. За последние годы в работах ряда художников все более сказывается тяготение к мусульманским традициям и приемам народного декоративно-прикладного искусства, вышивки, росписи, узора, каллиграфии арабской вязи. Национальная кинематография началась с кинодокументов о войне 1954-1962 гг. За период, прошедший после завоевания независимости, снято около 30 художественных фильмов, многие из которых отмечены призами на кинофестивалях в Москве, Лейпциге, Каннах, Венеции и Тунисе. Наиболее известны «Ветер с Ауреса» (1967 г.) и «Хроника пламенных лет» (1974 г.) Л. Хамины, «Битва за Алжир» (1966 г.) Я. Саади и Дж. Понтекорво, «Угольщик» (1972 г.) М. Буамари и др. В 70-х годах снят ряд фильмов на темы аграрной реформы, жизни кочевников, социальных перемен в стране. В кино, как и в поэзии и прозе, продолжает разрабатываться революционная тематика.

И традиции, и современность наиболее богато представлены в музыкальной культуре. Народная музыка запечатлена в песнях и напевах берберских областей (особенно у кабилов и туарегов), в африканских мелодиях оазисов Сахары, музыкальном фольклоре отдельных племен и районов. Классической считается арабо-андалусская музыка, жанры которой были разработаны еще в Гранаде XIII- XV вв., но впоследствии обогащены иранскими и турецкими ладами (последние кое-где проникли в музыку кабилов и африканцев Сахары). Для андалусской музыки характерны особый набор инструментов, стиль исполнения и строгая регламентация. Сочиняемые в ее стиле песни до сих пор пишутся на уже исчезнувшем арабо-андалусском диалекте. Сочетание андалусской классики и народной музыки породило особый жанр «аль-джад», характерный для всего Магриба. Он также имеет свои формы, правила и состав оркестра. Современные народные песни обычно сочетают в себе традиции песенного фольклора той или иной области и влияние вышеуказанных музыкальных жанров, а также музыки Арабского Востока и Европы.

Огромные изменения произошли в Алжире за время независимого существования в области здравоохранения и народного просвещения. В 1962 г. один врач приходился в среднем более чем на 40 тыс. жителей, а через 15 лет - уже на 15 тыс. В результате осуществления планов экономического и социального развития страны, а также социальных программ, предусматривающих подъем отдельных районов, были созданы десятки больниц, диспансеров, клиник, амбулаторий. С 1974 г. в стране введено бесплатное медицинское обслуживание населения.

Алжир располагается в северной части Африки. Его площадь составляет 2 381 740 кв. м. По последним данным известно, что после 1997 года этой страны составляла 33,4 млн. человек. Здесь можно встретить следующие группы населения:

  • Арабы;
  • Берберы (амазиги);
  • Кабилы;
  • Туареги;
  • Французы;
  • Тунисцы.

Больше половины всего населения представлено арабской группой — 83%. Остальная часть – 16%, представлена берберами, которые считаются коренным населением Африки. Государственным языком этой страны считается арабский, также некоторая часть разговаривает на французском, но им владеет практически все население. Берберы всегда проживают группировками, как правило, в горных районах.

Алжир – это страна с мусульманской верой. На всей территории 99,9% верят в ислам. Также присутствует небольшое число людей исповедующих иудаизм, католицизм, христианство.

Ремесло жителей Алжира

Все народы, населяющие Алжир, и их основные занятия всегда были связаны в основном с животными и разведением овощных культур.

Арабы, которыми представлено большинство населения Алжира, заняты следующими видами работ:

  • Землепашество;
  • Разведение скота кочевым путем;
  • Выращивание цветов;
  • Выращивание культур овощного происхождения;

Берберы предпочитают заниматься размножением скота.

Туареги привыкли к следующим видам ремесла:

  • Земледелие с мотыгой, выращивали зерновые, бобовые злаки и овощи;
  • Размножение скота мелкой породы.

Ремеслом французов можно назвать:

  • Разведение животных;
  • Выращивали сельскохозяйственные культуры;
  • Виноградарство.

Народ, как правило, проживает в каменных, глинобитных, деревянных домах, а кочевники обитают в палатках.

В качестве одежды мужчины этой станы предпочитают носить свободные штаны, рубаху из хлопка или натуральной шерсти (джеллаба), жилеты, кафтаны. Женщины летом носят платья свободных фасонов, кафтаны. В качестве материла для пошива, используют шелка, бархат, хлопок.

Группы населения Алжира

Какие народы заселяют Алжир и их особенности представлены ниже.

Туареги . Большая часть этой группы проживает непосредственно в Сахаре. Их можно увидеть только небольшими группами, которые разделены по племенам. Они живут то на одном месте, то на другом, и постоянно кочуют не одни, а со стадами своих животных.

Кабилы. Живут на севере, в горном Алжире. Главный язык — берберский, но некоторая часть владеет арабским. Религию признают ислам.

  • Арабы:

Арабы в Алжире составляют около 17, 8 млн. человек от всей численности. Являются мусульманами – суннитами. Спустя некоторое время появились смешанными арабы с берберами. Проживают они в домах, построенных из камня, алебастра, пальмового дерева. Живут небольшими поселками на 1-2 семьи.

В основном берберы проживают в районах около горы Атлас и в пустыне Сахара в оазисах. Часто они владеют берберским диалектом и арабским языком. Образованные алжирцы в основном неплохо разговаривают по-французски. В принципе разговорный французский часто можно услышать в этих краях. Здесь пока французский язык не сдает своих позиций английскому и остается главным торговым и деловым языком государства. Население в большинстве своем исповедуют Ислам суннитского толка. До получения независимости здесь жило много европейцев-христиан и евреев, однако после объявления Алжирской Демократической Народной Республики они уехали, в основном во Францию.

Внешний вид алжирцев в основном такой: смуглая кожа, черные волосы, черные глаза, рост средний, форма лица удлиненная.

Численность населения Алжира

В 1830г., когда французы захватили Алжир, численность населения составляла чуть более трех миллионов человек. После этого эта цифра росла с большой скоростью. К началу нашего столетия в государстве насчитывалось уже около 33 млн. человек. По прогнозам, до 2050 года население увеличится примерно до 44 млн. человек.

Основная часть населения составляют арабы. 5-ая часть населения – берберы, которые в основном обитают в горных районах страны. В оазисах пустыни Сахара встречаются также шавийи, а в регионе Ахаггара туареги-кочевники. У берберов есть собственная письменность, которая отличается от арабской письменности.

Плотность населения Алжира

Подавляющее большинство населения составляют арабы и берберы (99%), остальная часть в основном иностранные специалисты, работающие в стране. Среднестатистическая плотность населения Алжира 16,5 человек на кв.м. Основная часть населения (около три четверти) проживает в подгорье Атласа, в высокогорьях проживают примерно полтора миллиона человек, в основном это берберы, и менее 1 млн. живут в оазисах пустыни Сахара. Самая большая плотность населения наблюдается в столице и в Кабилии. Ниже приведена сравнительная таблица плотности населения Алжира с 2002 года по 2013 год (сколько человек на один кв.м.). С каждым годом эта цифра увеличивается примерно на полтора процента.

Алжир является крупнейшим по площади государством Африки, и хотя 80% территории этой страны занимает непригодная для проживания людей жаркая пустыня Сахара, остальные 20% представляют собой настоящий тропический рай. С каждым годом все больше туристов со всего мира приезжают в Алжир на отдых и с первого взгляда влюбляются в прекрасные природные пейзажи, древние города и неповторимый колорит этой страны, а затем по приезду домой долго вспоминают теплое Средиземное море, белые стены минаретов и радушие алжирского народа. И большинство иностранцев, посетивших Алжир, уверены, что в первую очередь в эту страну стоит ехать затем, чтобы своими глазами увидеть арабский мир и познакомится с арабским менталитетом, ведь море и горы есть в многих уголках планеты, а вот арабских народов, сохранивших древние традиции и пока еще не перенявших западный образ жизни, осталось не так много.

Национальные особенности алжирцев

Сейчас большую часть населения Алжира составляют арабы, поэтому многие считают это государство арабским, однако это не так - коренным населением страны являются берберы, что проживали на этой территории до того, как их земли завоевали арабы. Поэтому культура и психология алжирцев представляет собой смесь арабских и берберских традиций, на которые наложила некоторые отпечатки эпоха колониальная эпоха, когда Алжир был под правлением Франции. Однако нельзя сказать, что алжирцы переняли у французов слишком многое - они, как и , сумели взять из нравов другой нации только лучшее, сохранив при этом свои традиции и арабский менталитет.

Современные алжирцы одновременно и похожи, и не похожи на другие арабские народы, ведь их жизненный уклад и нравы во многом продиктован исламом, но традиции берберов и особенности климата и экономики страны также значительно повлияли на формирование национальных особенностей жителей Алжира. И самыми яркими чертами национального характера алжирцев, по мнению иностранцев, посетивших эту страну, являются:

  1. Доброта. Алжирцы - очень добрый и великодушный народ; гостеприимство, взаимовыручка и заботливость у них в крови. Представители этой нации, как и дургие арабские народы, склонны принимать близко к сердцу чужую боль и прикладывать все усилия, чтобы помочь как знакомым, так и незнакомым людям, попавшим в беду. В этом алжирцы схожи с , ведь жители этой африканской страны также в порыве способны "отдать последнюю рубашку", чтобы выручить нуждающегося. Доброта алжирцев проявляется и в повседневной жизни: к примеру, они всегда готовы придти на помощь туристам - подсказать дорогу, рассказать о своих обычаях и даже пригласить в гости и безвозмездно предоставить ночлег.
  2. Открытость. Национальные особенности арабов таковы, что жители Алжира открыты и радушны, они запросто могут начать беседу с незнакомцем, причем они будут говорить не только на отстраненные темы, но и расскажут много интересного о себе, своем городе, стране и жизненном укладе. Но запретные темы в разговоре с алжирцами все же есть - представители этой нации не приемлют, если их собеседник начнет критиковать их религию или традиции.
  3. Дружелюбие. Благодаря своей доброте и открытости арабы могут найти "общий язык" с любым человеком и К друзьям представители этого народа относятся с такой же любовью и заботой, как и к членам своей семьи, поэтому дружба в Алжире ценится очень высоко.
  4. Предприимчивость. Алжирцам, как и другим арабским нациям, свойственна предприимчивость и умение зарабатывать деньги. Алжирские торговцы могут так разрекламировать любой товар, что иностранные покупатели будут готовы выложить за него тройную цену, а алжирцы, работающие на наемной работе, всегда пытаются найти дополнительный заработок, чтобы увеличить свой доход. И о том, что граждане Алжира умеют зарабатывать деньги, свидетельствует не только пример частных предпринимателей из этой страны, но и вся экономика Алжира - благодаря продаже нефти и газа в этом государстве стоимость продуктов питания и бензина для населения очень низкая, а жилье для молодых семей - бесплатное.
  5. Жизнерадостность. Оптимистический взгляд на жизнь - еще одна национальная особенность алжирцев. Жители Алжира часто улыбаются, редко унывают и всегда надеются на лучшее. Возможно, причина жизнерадостности и оптимистичности алжирцев в их вере, а возможно - в теплом тропическом климате, ведь жаркая солнечная погода совсем не располагает к грусти и меланхолии.

  6. Любовь к детям.
    В Алжире отношение к детям совершенно другое, чем в европейских странах, ведь в Великобритании и в большинстве других стран ЕС считается, что воспитание ребенка - это личное дело его родителей и учителей, и посторонние люди вмешиваться в этот процесс не должны. Алжирцы же относятся к детям совершенно по-другому - они могут угостить незнакомого малыша сладостями, эмоционально восхищаться чужими детьми, а если незнакомый ребенок будет вести себя на улице плохо - по-доброму сделать ему замечание. Такая любовь алжирцев к всем детям поначалу очень удивляет иностранцев, ведь на улицах европейских городов не принято подходить к чужим детям, хвалить их и угощать конфетами, а в Алжире это считается нормальным.
  7. Религиозность. Большинство населения Алжира являются мусульманами-суннитами, что и выполняют все заветы Аллаха. Самый большой праздник для алжирцев - священный месяц Рамадан, во время которого все население блюдет строгий пост и ест только после заката солнца. Также алжирцы соблюдают и запрет на алкоголь - купить спиртное в этой стране можно только в специализированных магазинах, которых немного даже в крупных городах.

Психология арабов в быту и в личной жизни

Несмотря на то, что Алжир является мусульманским государством, на улицах городов этой страны практически невозможно увидеть женщин в паранже - алжирки носят обычную одежду, работают и участвуют в социальной жизни. Большинство алжирских семей многодетные, и значительная часть обязанностей по воспитанию детей лежит на матерях, хотя отцы тоже с удовольствием заботятся о малышах. В среднестатистических алжирских семьях в соответствии с арабской психологией муж является главным добытчиком, но деньгами распоряжается женщина, причем при решении семейных и финансовых вопросов последнее слово часто остается за женой. По мнению самих алжирцев, их женщины очень требовательные, поэтому многие алжирские парни, учащиеся за границей, стремятся найти себе спутниц жизни из стран СНГ и ЕС.

Иметь высшее образование в Алжире почетно , поэтому и юноши, и девушки стремятся как можно лучше сдать выпускные экзамены в школе (они же являются и вступительными для ВУЗов), чтобы поступить в хороший ВУЗ на престижную специальность, а состоятельные семьи отправляют своих детей на учебу в страны Европы, и в Россию. Собственными семьями алжирцы предпочитают обзаводиться уже после окончания ВУЗа и трудоустройства по специальности, причем в Алжире одинаково практикуются как свадьбы по сговору родителей, так и браки по любви.

К выбору спутника жизни арабы подходят со всей серьезностью, ведь в этой стране очень сильны родственные связи и по человеку судят в первую очередь по его семье. Свадьба в Алжире - это не просто создание новой ячейки общества, а объединение двух семей, и поэтому алжирцы обращают внимание не только на личные качества избранницы, но и на репутацию всей ее семьи. После свадьбы молодые чаще всего живут какое-то время с родителями мужа, а затем переезжают в собственное жилье, предоставленное государством. Жить алжирцы предпочитают в частных домах, причем эти дома строятся таким образом, чтобы по мере увеличения семьи можно было достроить еще 1-2 этажа.