Помощь психолога ребенку. Случаи из практики

Здравствуйте уважаемые читатели!

Многих не оставила равнодушными. Это приятно. Говорит о достаточной актуальности темы. Судя по комментариям, многим статья понравилась. Были и необычные комментарии, судя по которым, читатели видели в тексте то, что им хотелось увидеть, а не то, что в нем написано. Есть и те, кто утверждал, что она недостаточно хороша. Странно, что эти люди, интересующиеся проблемой капризов, не нашли ничего интересного в статье, объясняющей суть этого явления. В то же время они одновременно демонстрировали свою информированность в этом вопросе и указывали на необходимость написания практических советов по поднятой теме, желая получить общие рекомендации.

Хочется напомнить, что невозможно самостоятельно наладить автомобиль даже при наличии оборудования, пока вы не потратите время на изучение его устройства. Ремонтировать его исходя из положения: — «В нем что-то давно гудит, мне кажется, что это генератор…» — нельзя. А вдруг это подшипник? Чтобы решить проблему капризов, вы должны понимать суть этого явления и именно для этого я потратил свое время на написание предыдущей статьи. Понимание сути явления без способности решать проблем, связанных с ним, говорит о том, что на самом деле понимания сути нет, но есть иллюзия понимания. Думаю, что в этой ситуации стоит вспомнить старую притчу:

Однажды четверо слепых захотели узнать, что же такое слон, хотя бы на что он похож. Попросили подвести их к слону. Один потрогал слона за хобот, и подметил: «Слон похож на толстый канат». Второй потрогал хвост, и возразил ему: «Нет, не на канат, а скорее на верёвку …». Третий, который трогал слона за ногу, возразил: «Нет, вообще-то на столб похож». А четвёртый, который трогал за живот, заявил: «Вы все не правы! Слон похож на огромную бочку!». И слепцы оживлённо начали спорить, на что же похож слон на самом деле. И все они были не правы, и каждый из них был прав по-своему.

Поэтому большое спасибо за ваши совершенно справедливые замечания. А я, видя по комментариям недостаточную информированность и освещенность знаний в массах по поднятой теме, продолжу.

Я практик. Я пишу о том, что видел многие сотни раз, о том, с чем много раз приходилось справляться. Исхожу из своего практического опыта, а не из десятков теорий, иногда близких к практике, иногда неизмеримо далеких, иногда созданных для объяснения совершенно иных форм воспитания и его результатов. Цитировать чужие истины, а иногда и чужой бред, изложенный в этих теориях, не является моей целью. К тому же я врач, а не психолог, я лечу, а не советую.

В этой статье я попробую конкретизировать некоторые аспекты проблемы детского капризного поведения и сопутствующих ему истерических реакций.

Еще раз повторю — я практик. Эти реакции я видел многие сотни раз, наверно во всех возможных вариантах и проявлениях. Поэтому начну с конкретных практических примеров, которые проиллюстрируют динамику формирования и устранения такой формы поведения как каприз и динамику сопутствующей истерической симптоматики.

Случай из практики №1 (наиболее распространенный вариант)

Исходные данные: Девочка 2г. 4мес. Воспитывает молодая полная семья. Первый и единственный ребенок. Отец — автомеханик. Работает честно и добросовестно от темна до темна. Амбициозен. На выходных гуляет с женой и дочкой, играет с ребенком, практически не спуская с рук и не отходя от нее ни на шаг. Любящий, уделяющий внимание, имеющий желание воспитывать. Учит дочь постоять за себя, настоять на своем, не уступать. Также семья прилагает усилия для того чтобы дочь росла и умной, и красивой. В разговоре выясняется, что отец иногда даже конфликтует с другими людьми, отстаивая интересы ребенка. При этом категоричен и однозначен. Не склонен к диалогу и компромиссу во всем, что касается дочери. По типу – девочка всегда права. Если девочка неправа – обращайтесь ко мне. А я уж точно – всегда прав . Если чужие люди реально ущемляют интересы ребенка, начинает войну. Причем неважно кто перед ним бабушка, дедушка, папка, мамка – со всеми категоричен, бескомпромиссен и жесток. Не терпит, когда какая–нибудь мама, или няня делают замечание его ребенку. На это он отвечает, им «воспитывайте своих детей». Он человек сильный, храбрый и естественно у него самая красивая жена и, безусловно, самая красивая и умная дочурка. Жена – молодая яркая домохозяйка с высшим образованием, с далеко идущими планами на жизнь.

У семьи наблюдается некоторая демонстрация жизни не по средствам. Приобретена в кредит дорогая красивая машина, одеваются в броскую одежду, ни в чем не ограничивают ребенка. При этом имеют пока достаточно скромный доход, большая часть которого уходит на аренду жилья. В общении легко судят о вещах, в которых некомпетентны. Всегда уверены в своем мнении и знании. Кстати, это — один из признаков родителей, у которых дети подвержены капризному поведению. Громкость, яркость, демонстративность.

Поведение ребенка: В ответ на практически любое не понравившееся обстоятельство, громко кричит, топает ногами, отказывается реагировать на любое указание взрослых, часто падает, бьется головой об пол, катается по полу, иногда царапает лицо и т. д. Реакция может наступить в любой момент прогулки, разговора, любого действия, когда, казалось бы, и повода нет никакого. Приходя в гости, семья вынуждена уходить уже через 20-25 минут. Реакции наступают всегда. И всегда бурные. Мне показывали видеозаписи этих вещей. На самом деле, выглядело страшно. При попытках пресечь такое поведение, ребенок еще больше нагонял «жути». Кричал громче, неистово, замирал, дыхание задерживалось на некоторое время дольше, чем по норме. Ни угрозы, ни уговоры, ни отвлечение не работали. Истерика прекращалась внезапно, как и начиналась сама по себе.

Суть проведенной коррекции: С этим ребенком я практически не работал. Почему? На приеме я убедился, что у девочки нет никаких отклонений психики, которых можно опасаться, (именно поэтому, для работающих с детьми — важно высшее медицинское образование). Зато было потрачено много человеко-часов для коррекции поведения мамы и папы, а также дедушки, который принимал живейшее и пристальное участие в процессе. Коррекция проводилась с помощью стандартного набора психотерапевтических техник НЛП (с элементами гипноза, в случае с папой), но в основном это была старая добрая рациональная психотерапия с объяснением ситуации. Такой подход позволяет дезавуировать все ложные представления о воспитании ребенка, позволяет показать, как на самом деле воспитывается ребенок, а не как кажется родителям. Показывается роль неверных социальных доминант. И, самое главное, безальтернативно раскрывается связь поведения ребенка с поведением его родителей. Если терапевт компетентен и грамотен, вариантов противостоять коррекции своего родительского поведения, у разумных мамы и папы не остается.

Стоит отметить, что после изменения поведения родителей, поведение ребенка резко изменилось. В контексте нового поведения родителей старое поведение ребенка — с капризами и истериками, просто стало бессмысленным. А так как девочка была психически здорова, ее психика, освободившись от родительской глупости, выработала новые формы поведения быстро и надежно, как и положено психике здорового ребенка.

Вывод: В данном, несложном для коррекции случае, главное – работа с родителями. Ребенок был фактически не причем. Большинству покажется, что исходные данные семьи в норме. Наверно, — это так и есть. Прекрасная ячейка общества, любят друг друга, в дочке души не чает, но формы поведения родителей в социуме и формы их взаимодействия с ребенком заставили маленькую девочку вести себя именно так.

Случай из практики №2. Страшный и клинический

Исходные данные: На приеме девочка 6 лет 7 мес. Категорический отказ от приема жесткой пищи. Мгновенная рвота в ответ на любую попытку проглотить. И так 3 месяца без динамики до обращения. Уже наблюдалось физиологическое угасание ребенка. Начались варианты парентерального (через капельницу) питания. Девочка не могла глотать даже каши, пюре, — только абсолютно жидкую пищу. На моих глазах при попытке выпить ложку прозрачного куриного бульона, она, почувствовав на языке миллиметровый коричневый ошметок, из тех, что плавают в бульонах, выдала несколько мощнейших спазмов желудка и пищевода. И так несколько дней приемов подряд. В ответ на любое раздражение любой пищей ротовой полости следовала мгновенная рвота.

Разбор ситуации: У этого ребенка по сравнению со случаем №1 (описан выше), уже сформировался стойкий патологический рефлекс. Выяснил, что капризность, присущая ей в раннем детском возрасте, делала ее очень похожей на 2-х летнюю девочку из предыдущего примера. Мама и папа воспитывали ее старательно и честно. Девочка была поздним ребенком. И вот в 6 лет и 7 мес. эта, капризность, пересеклась со следующими случайными ситуациями:

Дома за завтраком девочка поперхнулась и сильно испугалась. Кое-как успокоили, но на следующий день на глазах девочки, стечение обстоятельств, поперхнулась и закашлялась до рвоты старшая сестренка.

Неврологи и психиатры проводили медикаментозное лечение. Безрезультатно. Гастроэнтеролог говорил о спазме мышц ЖКТ. На самом деле страшно, когда вижу таких деток. Истерический спазм снимается очень сложно и сопротивляется коррекции, как зверь.

Суть проведенной коррекции: Психотерапевтическими методами, я убирал этот рефлекс 5 дней подряд. Технически было очень сложно. На восьмой день девочка проглотила первый раз за три месяца жесткую пищу. Но основная работа после устранения симптомов, опять же, проводилась с мамой. И, поверьте, работа с мамой оказалось сложнее, чем устранение истерического рефлекса ребенка. То есть пришлось делать то, что надо было сделать с мамой еще несколько лет назад. Эта мама, хоть и была постарше мамы из предыдущего примера, но тоже была яркая, амбициозная, начитанная и всезнающая, еще и по образованию педагог — психолог. До клинического случая с дочерью она не допускала мысли, что в отношении с ребенком делает что-то неверно. Девочка была очень развитой, живой подвижной, обучаемой. Простите за цинизм, но объяснить маме степень ее ошибок в воспитании, помог страх испытанный при виде страданий дочери. Этот страх сделал ее менее критичной, более восприимчивой к принятию несвойственного ей, но правильного поведения в отношении дочери. Она поняла, что источником всего этого кошмара во многом является она сама. Женщина умная и образованная, но заблуждающаяся. Конечно же, она справилась и, как я могу судить в подростковый возраст девочка вошла и прошла его без особых эксцессов.

Случай из практики №3. «Суперклинический» (особо впечатлительным – не читать:-))

Исходные данные: Девушка 15 лет. Анамнез, примерно тот же самый, что у маленьких девочек из предыдущих примеров. Превосходная семья. И папа, и мама — очень заботливые.

Интересы детей на первом месте. Я хорошо знал эту семью и удивился, когда они появились с проблемой резкого болезненного спазма мышц глаза у дочки. Накануне возникновения спазма, девушка пришла домой слишком поздно. Отец выразил жесткое отцовское несогласие с этим. Девушка ответила дерзко. Отец в ответ словесно унизил ее, подчеркнув ее физическую незрелость, особенности строения тела, соответствующие возрасту. Слова отца, как он и целился, затронули болевую точку психики дочки, но возникшая реакция оказалась гораздо сильней, чем ожидал отец. В результате этой реакции спазмировалась мышцы вокруг глаза и глаз закрылся.

Случился истерический спазм круговой мышцы глаза. Достаточно редкая двигательная истерическая реакция. За все годы практики видел такое не более 12-15 раз. Этот истерический спазм мышцы глаза, «не берут» никакие медикаменты. Выглядело это так: — просто закрывается глаз, так, как если бы его сильно, сильно, пресильно зажмурили. Вот только открыть его невозможно – день, два, три, неделю, ночью и днем. Спазм такой силы, что даже пальцами раскрыть глаз нельзя и это много дней подряд. Естественно вся эта беда сопровождается сильнейшими болями.

Суть проведенной коррекции: Ломали эту реакцию 3 дня. Глаз открылся. Хоть это было не просто, но сводилось к грамотной психотерапевтической технике. Это, — как применение определенного набора инструментов. И,… опять коррекция взаимоотношений в семье заняла большее время, чем снятие жесткого спазма.

Сейчас этой девушке 26 лет. Двое детей. Нормальная семья. Но, месяц назад привела дочку 3 летнюю. Пришли в том же составе. Она, ставшая мамой, со своими родителями и с дочкой. С чем? Отгадайте с одного раза! Правильно: — С Детскими капризами!

Слава богу, скорректировали поведение ребенка быстро. Кто? Не я. Я скорректировал поведение мамы, бабушки и дедушки. Помнив, приключение со спазмом глаза 11-ти летней давности, они прислушивались к каждой моей рекомендации и выполняли то, что требовалось для исправления ситуации. Меняли свое поведение. У них получилось.

Выводы

Случаев из практики можно привести сотни и только на основании их анализа, можно понять, следующее:

  • Работать с ребенком на стадии нарушения поведения, называемого детскими капризами зачастую бессмысленно. В подавляющем большинстве случаев не ребенок является субъектом психотерапии, а его родители.
  • Основным методом коррекции истерического поведения ребенка является работа с родителями и изменение их поведения, а, зачастую, и жизненных установок. В большинстве случаев взрослые находящиеся вокруг – главное в патогенезе формирования этих реакций. Это главный определяющий поведение ребенка фактор. Именно поэтому во многих случаях могут не работать многочисленные советы психологов по коррекции поведения детей, потому что суть поведения детей – во многом снятие слепка с поведения взрослых. Не корректируя поведение мам, пап, нянь и другого окружения из свиты великолепного малыша, результата достичь невозможно. Взрослым необходимо изменить свое поведение вообще, а не в момент детского каприза, не специально для его коррекции, а вообще ежедневное, ежечасное. Надо понять, что именно ваше поведение является стартовым для всех видов поведения вашего ребенка.
  • Для большинства случаев типичны и черты самих ребятишек. Обычно это умненькие, развитые, часто немножко выше сверстников дети с богатой эмоциональной составляющей.
  • Капризное поведение детей в детском возрасте является основой для формирования истерических, фобических и других невротических реакций в зрелом и подростковом возрасте. А еще можно усугубить или модифицировать проблему в скрытую истерическую симптоматику. Подавить ребенка. И в ответ на подавленное поведение, у ребенка возникает реактивный мышечный спазм (в кишечнике, горле, диафрагмальный и т.д.). То есть сформируется разнообразная психосоматическая симптоматика. Которая в подростковом возрасте выливается в гастриты, дискинезии, бронхиальную астму, аллергические реакции, снижение иммунитета, кожные нарушения. В подростковом возрасте вся эта беда расцветет пышным цветом потому, что:
    1. резко возрастает социальная нагрузка на ребенка, а его формы взаимодействия с помощью сформированных в детстве реакций истероидного круга не работают и превращаются в психосоматическую симптоматику.
    2. в то же время, на организм подростка обрушивается огромная физиологическая нагрузка. Интенсивный рост организма. Гормональный форсаж всех этих изменений.

И опять скажу, как практик: В каждом случае необходим сугубо индивидуальный подход. Даже лечение насморка разнится у всех людей. У одного он с высокой температурой и надо ее сбивать, у другого без температуры. У одного — с осложнениями в силу анатомических особенностей пазух у другого — нет. А что касается психики там нюансов больше на порядок. Работа иногда напоминает работу ювелира. Дилетантство здесь не приемлемо. Я говорю не про родителей. Родители находятся внутри ситуации. Любят ребенка, хотят ему всего, всего и стараются. То, что они, как и любые люди, ограничены в рамках собственного жизненного и профессионального опыта так же как я и вы, как и все мы – это понятно. Но если дилетантство помножить на неистовость усилий? Плюс категоричность, обусловленная часто высоким уровнем образованности и амбиций мам деток, страдающих капризами и истерическими реакциями? Весь жизненный опыт таких мам говорит им, что они на самом деле умные, компетентные. Это на самом деле так, но ошибаться может каждый. Видя кучу советов, которые не действуют они, конечно же, ищут выход, много читают, очень много знают. По-своему справляются с бедой и, если удается, заслуженно горды этим. Но схема, выработанная данной конкретной мамой, не обязательно сработает в случае с другим ребенком.

Помимо вышеперечисленных пунктов, очень важно понять, что, если случай клинический , как в примере 2 или в примере 3 , необходима срочная даже экстренная профессиональная помощь врача психотерапевта.

Завершение

Можно сколько угодно дискутировать о правильности и неправильности норм поведения родителей. Воспитывать взрослых людей – занятие неблагодарное и некорректное. Просто существуют вполне конкретные психофизиологические конструкции, сопровождающие ту или иную поведенческую форму.

Приведу пример: На столе стоит бокал, определенной формы. В него можно налить что угодно, воду, сок, вино, керосин, краску… Содержание бокала изменится. Но его форма останется той же самой.

Так вот, ребенок усваивает именно форму поведения взрослых, а не содержание, не смысл, которые ему недоступны. Ребенок присваивает себе мимические, жестовые конструкции родителей. Интонационные модуляции и соответствие тональному ряду речи воспитывающего взрослого. Усваивает позиционирование эмоциональных акцентов. Содержание поведения взрослого человека, его смысл не может быть понятен ребенку 2-3 и так далее лет. Происходит именно бессодержательное копирование психофизиологии взрослого. Поэтому работать с ребенком, особенно с содержанием его реакций — не имеет смысла до раннего школьного возраста. Убрать страхи, тревожность связанные с конкретным поводом (например, напугался лифта, собаки, дяди и т.д.) – пожалуйста. Систематическое поведение – нет. Это отдельная очень серьезная тема. Ее не уложить в рамки отдельных статей целиком.

В этой статье я, равно как и в предыдущей, не претендую на абсолютную истину в последней инстанции. Я просто опираюсь на многолетнюю практику и описываю ее. Небольшая часть моей практики – это несколько сотен случаев работы с детьми, (хотя в основном работаю с взрослыми людьми) подобных, изложенным выше.

Очень здорово, что родители в наше время посвящают много времени детям. Изучают литературу, рекомендации в интернете, используют все доступные ресурсы. Семья снова становится основной ценностью. Существует огромное количество грамотных психологов и воспитателей умело и профессионально работающих с детьми и семьями.

И я вношу свою скромную лепту этот процесс. Как понимаю, как умею, как могу. Мои статьи не являются сугубо научными и тем более категоричными. В традициях публицистического жанра закончу тем, с чего начал. Помните притчу о четырех слепцах? Я, как один из них, просто трогал этого «слона» много-много раз и в разных местах, но уверен, что до конца не знаю всех его особенностей и повадок. На этом, наверно, о капризах закончу. Можно продолжить Каприз часть 3, часть 4 и т.д., но стоит ли? Тема глубока и бесконечна, как, впрочем, все, что касается человека…

Навигация по записям

Капризы 2 | Случаи из практики психотерапевта и их анализ : 30 комментариев

  1. Юлия

    Не поняла откуда столько вопросов что да как делали?! Это и есть профессионализм! Спасибо за статью! Моей дочке всего 8 месяцев, ребёнок первый, поэтому как правильно воспитывать не знаю(((вижу только уже начались первые капризы! И вот не понятно бежать сразу исполнять или ждать…. как быть

  2. Мама Насти

    Спасибо Вам за потраченое время и силы! С любовью к ресурсу, мама Насти.

  3. надежда

    Очень много вопросов, как же конкретно нужно было вести себя родителям. Мне бы хотелось всем спрашивающим напомнить о замечательной книжке Лены Алексеевны Никитиной «Я учусь быть мамой». Взаимоотношения в их семье, на мой взгляд, — оптимальный вариант, на который можно только равняться. Вспоминаются даже конкретные слова из этой книги: 1. «Мы все искренно расположены друг к другу» (не «любим друг друга» — ведь любовь часто бывает слегка истеричной и эгоистичной), 2. «Когда я спорю, я изо всех сил желаю неотразимыми аргументами склонить его на свою сторону» (а не продавить своё). 3. Своему сыну она говорила в ответ на какой-то возмутительный поступок: «да, я тебя не понимаю. Но я хочу понять!» И т.д. Чудесная АДЕКВАТНАЯ семья, из опыта которой можно почерпнуть много конкретики, которой тут так всем не достает.

  4. Елена

Аннотация.

Предмет исследования. Диагностическая деятельность психолога в ситуации консультирования. Описание случаев из консультативной диагностической практики как важный раздел психолого-педагогической диагностики. Разработка схемы описания случаев из диагностической практики психолога, отвечающей требованиям необходимости и достаточности характеристики диагностического процесса. Содержательные компоненты схемы. Ее функции (регистрация собственного опыта диагностической деятельности, с целью передачи его другим людям, ознакомление с диагностическим опытом других психологов, эмпирическая проверка положений теории). Эмпирическая проверка возможностей схемы для необходимого и достаточного описания диагностического процесса. Методология или методика исследования. Методология: общенаучный подход к изучению диагностического процесса, концепция решения психодиагностических задач. Метод: теоретический анализ, обобщение психодиагностической практики Новизна и выводы. Разработана научно обоснованная схема описания случаев из диагностической практики психолога, построенная на основе этапов диагностического процесса, выделяемых в общей теории диагноза и концепции решения психодиагностических задач. Показано, что указанная схема содержит как общие, т.е. не зависящие от специфики диагностической области, так и специальные компоненты и что она отвечает требованиям полноты характеристики диагностического процесса. Делается вывод о том, что указанная схема способствует повышению эффективности диагностической деятельности психолога в системе образования.


Ключевые слова: психодиагностика, психолого-педагогическая диагностика, психологическое консультироварние, психодиагностическая практика, диагностический опыт, диагностическое мышление, диагностический процесс, случай из практики, схема описания случаев, виды описания случаев

10.7256/2306-0425.2014.3.12700


Дата направления в редакцию:

31-07-2014

Дата рецензирования:

01-08-2014

Дата публикации:

25-08-2014

Abstract.

Object of research: Diagnostic activity of the psychologist in a consultation situation. The description of cases from advisory diagnostic practice as the important section of psychology and pedagogical diagnostics. Development of the scheme of the description of cases from diagnostic practice of the psychologist meeting the requirements of need and sufficiency of the characteristic of diagnostic process. Substantial components of the scheme. Its functions (registration of own experience of diagnostic activity, for the purpose of transfer to his other people, acquaintance with diagnostic experience of other psychologists, empirical verification of provisions of the theory). Empirical check of opportunities of the scheme for the necessary and sufficient description of diagnostic process. Methodology or research technique. Methodology: general scientific approach to studying of diagnostic process, the concept of the solution of psychodiagnostic tasks. Method: theoretical analysis, synthesis of psychodiagnostic practice Novelty and conclusions. Scientifically reasonable scheme of the description of cases from diagnostic practice of the psychologist, constructed on the basis of the stages of diagnostic process allocated in the general theory of the diagnosis and the concept of the decision psikhodiagno is developedsticheskikh of tasks. It is shown that the specified scheme contains as the general, i.e. not depending on specifics of diagnostic area, and special components and that it meets the requirements of completeness of the characteristic of diagnostic process. The conclusion that the specified scheme promotes increase of efficiency of diagnostic activity of the psychologist in an education system is drawn.

Keywords:

Psychological diagnostics (testing) , psychological and educational diagnostics, psychological counseling, psychodiagnostic practice, experience in diagnostics, diagnostic thinking, diagnostic process, case study, description pattern, forms of case study

Описания случаев из диагностической практики является важным разделом психологической диагностики. Такие случаи выполняют функцию эмпирического подтверждения, а также иллюстрации теоретических положений психологических концепций диагностики, регистрации, накопления и передачи диагностического опыта в процессе психологического консультирования. Случаи из практики достаточно широко представлены в психологической литературе . Каждый из них является крайне ценным, полезным и интересным. Они открывают для психолога мир уникальных судеб клиентов, их индивидуальных особенностей.

Описание случаев из практики может быть полным, избыточным и неполным. Полное описание содержит необходимую и достаточную информацию для реализации диагностического процесса по распознаванию индивидуальных особенностей клиента, причинно обусловивших поступивший к психологу запрос. Оно позволяют также разработать мероприятий по оказанию психологической помощи клиенту. Избыточное описание значительно затрудняет знакомство с представленным случаем, но в принципе оно допустимо. Хуже всего неполное описание. Функция регистрации, накопления и передачи диагностического опыта реализуется в этой ситуации не в полной мере в связи с тем, что в описании не находят отражения все необходимые элементы. Такое описание опирается на индивидуальный опыт психолога, имеющиеся литературные способности и его субъективные предпочтения. Чаще всего в психологической литературе встречаются именно такие описания случаев из практики.

Указанный недостаток неполноты описания можно преодолеть путем построения схемы описания случаев из практики на базе научно обоснованной модели этапов диагностического процесса.

Обобщение известных моделей диагностического процесса на базе методологических положений общей теории диагноза и проведенного нами теоретического анализа, представленного в концепции решения психодиагностических задач , позволяет выделить следующие его этапы.

1. Определение состояния объекта психодиагностики на феноменологическом уровне. На этом этапе на основе известных в психологической науке классификаций объективных показателей учебной или профессиональной деятельности, типичных жалоб, проблем, запросов обследуемых осуществляется определение имеющихся в данном конкретном случае элементов феноменологического уровня. Данный этап включает:

а) ознакомление с запросом обследуемого или связанных с ним лиц;

б) определение соответствия данного конкретного случая компетенции практического психолога;

в) сбор данных о переменных параметров деятельности или психического состояния, предполагающий опрос обследуемого или связанных с ним лиц с целью уточнения жалоб, проблем, запросов и сбора анамнестических данных, а также обследование клиента с помощью специальных методик;

г) создание синтетической картины объекта психодиагностики на феноменологическом уровне;

д) оценку его состояния и формулировку психодиагностической задачи.

2. Выдвижение гипотез о психологических причинах, обусловливающих установленное на первом этапе состояние элементов феноменологического уровня (переменных параметров деятельности или психического состояния) на основании имеющихся у диагноста профессиональных знаний, схем детерминации и психодиагностических таблиц

3.Проверка гипотез. Осуществляется посредством определения состояния объекта психодиагностики на уровне причинных оснований и предполагает:

а) выбор методик психодиагностики, адекватных гипотезе;

б) обследование клиента с помощью психодиагностических методик, сбора данных посредством наблюдения, беседы, использования дополнительных анамнестических сведений;

в) интерпретация и оценка состояния психологических переменных с точки зрения нормы.

4. Построение диагностического заключения. На этом этапе приводится уточненное резюме по феноменологии, указываются психологические причины его характеристик, выделяемые на современном уровне развития психологической науки, формулируются предложенные мероприятия. На этом этапе также осуществляется конкретизация диагноза и его перевод на язык адресата.

5. Прогнозирование состояния обследуемого и формулирование рекомендаций по оказанию психологической помощи.

6. Наблюдение за клиентом после оказания психологической помощи с последующим уточнением диагностического заключения.

Указанное представление об этапах психодиагностического процесса позволяет разработать схему описания диагностических случаев из практики, отвечающую требованиям полноты характеристики диагностического процесса. Она содержит как общие, т.е. не зависящие от специфики диагностической области, так и специальные компоненты.

Применительно к психолого-педагогической диагностике она включает следующие пункты (подчеркнутые цифры характеризуют специальный компонент): 1. Данные о клиенте (пол, возраст и т.п.); 2.Феноменология: 2.1. Запрос; 2.2. Данные, приведенные педагогами; 2.3. Данные, сообщенные родителями; 2.4. Наблюдение и беседа с обследуемым; 2.5. Отношение клиента к обследованию; 2.6. Диагноз непсихологов; 2.7. Резюме по феноменологии; 3. Гипотезы (теоретический конструкт и гипотезы); 4. Данные психологического обследования (проверка гипотез): 4.1. Формулировка гипотез; 4.2. Используемые для проверки методики; 4.3. Полученные данные; 4.4. Результаты сопоставления с нормой; 4.5. Резюме по данным обследования; 5. Психодиагностическое заключение; 6. Предложенные мероприятия: 6.1. Педагогам (классному руководителю, воспитателю); 6.2. Родителям; 6.3. Ребенку; 7. Катамнез. 8.Выдвижение новых гипотез (в случае расхождения данных катамнеза с диагностическим заключением); 9. Диагностическая таблица или схема психологической детерминации; 10. Протоколы результатов психологического обследования.

Возможности данной схемы демонстрируются приведенными ниже описаниями двух случаев из практики. Их описание проведено под нашим руководством О.РБусаровой (второй случай) и В.И.Чмелем при содействии А.С.Гаямовой (первый случай).

Никита П. Пол: Мужской, 8 класс, 15 лет.

Запрос от директора школы: «Не желает учиться, что делать».

Информация от школьного психолога: Социально адаптивный, но очень ленивый. Отец постоянно на работе, поэтому с ним отношения не важные, практически не занимается воспитанием. С мамой теплые отношения, однако, с учетом того, что в семье еще два ребенка (братья Никиты), у мамы не остается времени на как таковое воспитание. Присутствует жуткаяпедагогическая запущенность со стороны родителей. Страдает эмоционально-волевой компонент - ему необходимо тренировать силу воли - «Ты должен».

Наблюдение и беседа психолога с Никитой: Никита небольшого роста, очень вежлив и социально активен. То есть он все понимает, у него выражено чувство справедливости. Правда вначале спросил меня- вы хотите проверить, не «дурак» ли я. Однако потом серьезно выслушал моё объяснение относительно психологического портрета. По словам Никиты, его трудности в учебе связаны с тем, что, например, в спорте (на футболе) он ставит перед собой цели и большинство их них реализует, выражает мысль связать жизнь со спортом. То есть бывают и неудачи - но их соотношение гораздо меньше, чем успехов. Все это стимулирует занятие этой деятельностью. Иная ситуация в учебе - там не получается реализовать цепочку задач - это приводит к недостижимой цели и снижению мотивации. Кроме того есть еще аспекты, влияющие на успеваемость. По словам Никиты, первые «ростки» нежелания учиться начались еще в 7 классе, когда он начал не понимать учебный предмет из-за неумения учителя объяснить доступно. Терпеть не могу таких учителей - негодует Никита.Возникла даже идея покинуть школу, которая за прошедшее время плотно укоренилась (пойти в колледж после 9 класса и там все изменится).

Отношение к обследованию : Настороженное, а позже негативное.

Диагноз непсихологов:

Директор: Ужасное воспитание и отсутствие чувства долга по отношение к учебе.

Самозаключение : Я не могу достигнуть успехов в учебе, и это влияет на моё желание.

Резюме по феноменологии: педагогическая запущенность со стороны родителей, отсутствие чувства долга по отношению к учебной деятельности, нежелание учиться и негативное отношение к учителям, отсутствие успехов в учебной деятельности.

Теоретический конструкт и гипотезы позитивной психологии: Нежелание учиться детерминируют следующие причины: 1) Нарушение смысловых и ценностных ориентаций относительно пользы учебной деятельности; 2) Отсутствие мотивации успеха в учебной деятельности; 3) Неблагоприятное влияние родителей (в плане показа смысла и ценности учебной деятельности); 4)Низкий уровень моральных качеств по отношению к учебе.

Проверка гипотез:

Гипотеза 1. Нарушение смысловых и ценностных ориентаций относительно пользы учебной деятельности.

Гипотеза 1

Результаты обследования

Нарушение смысловых и ценностных ориентаций относительно пользы учебной деятельности

1. Морфологический тест жизненных ценностей

(В.Ф. Сопов и Л.В. Кармушина) .

Результаты Никиты в стэнах:

  • Шкала лжи - 8 стэнов;

Перечень жизненных ценностей:

  • Развитие себя - 4;
  • Духовное удовлетворение- 4;
  • Креативность- 4;
  • Активные социальные контакты - 8;
  • Достижение - 5;
  • Высокое материальное положение - 5;
  • Собственный престиж - 2;
  • Сохранение собственной индивидуальности - 7.

Перечень жизненных сфер, которых реализуются вышеуказанные жизненные ценности:

  • Сфера профессиональной жизни - 6;
  • Сфера образования - 2;
  • Сфера семейной жизни - 4;
  • Сфера общественной активности - 5;
  • Сфера увлечений - 4;
  • Сфера физической активности - 6.

Нормы оцениваемой особенности личности в стэнах:

Количество стэнов

Степень выраженности качества

очень низко

низко

ниже среднего

норма

выше среднего

высоко

очень высоко

Пояснения Никиты:

Мне это не надо (учиться). Папа обещал и поможет мне открыть свой автосалон. Там я буду управляющим. Вот сейчас пойду в техникум и там получу нужные знания, а учеба мне не нужна эта школьная.

Вывод: учеба не представляет для Никиты никакой ценности, он уверен, что учиться в школе не нужно.

Таким образом, гипотеза о нарушении смысложизненных ценностных ориентаций относительно пользы учебной деятельности подтвердилась .

Гипотеза 2. Низкий уровень стремления к успеху в учебной деятельности.

Гипотеза 2

Методика, метод, данные анамнеза

Результаты обследования

Низкий уровень стремления к успеху в учебной деятельности

1. Мотивация успеха и боязнь неудачи (опросник А.А. Реана).

Для оценки данного стремления, Никите было предложено заполнить опросник, ссылаясь на занятие спортом (Никитино хобби). А далее мы попросили Никиту заполнить этот же опросник, но в ситуациях, представленных в вопросах, он должен был представлять учебную деятельность.

Результаты Никиты в баллах:

  • Уровень мотивации успеха в ситуации спортивной деятельности - 15;
  • Уровень мотивации успеха в ситуации учебной деятельности - 8;

Нормы в баллах :

  • от 1 до 7 - диагностируется мотивация на неудачу (боязнь неудачи);
  • от 14 до 20 - мотивация на успех (надежда на успех);
  • от 8 до 13 - мотивационный полюс ярко не выражен;
  • При этом можно иметь в виду, что если количество баллов 8 или 9, есть определенная тенденция мотивации на неудачу, а если количество баллов 12 или 13, имеется определенная тенденция мотивации на успех.

Выводы (диагностируется):

  • Высокое стремление к успеху в ситуации спортивной деятельности;
  • Тенденция к избеганию неудач по отношению к учебной деятельности.

Гипотеза данной методикой подтверждается.

Таким образом, гипотеза о низком уровне стремления к успеху в учебной деятельности подтвердилась .

Гипотеза 3. Неблагоприятное влияние родителей (в плане показа смысла и ценности учебной деятельности).

Гипотеза 3

Методика, метод, данные анамнеза

Результаты обследования

Неблагоприятное влияние родителей (в плане показа смысла и ценности учебной деятельности)

1. Тест смысложизненных ориентаций, с пояснениями Никиты .

Результаты Никиты в баллах:

  • Наличие целей - 30;
  • Эмоциональная насыщенность жизнью (процесс жизни) - 39;
  • Удовлетворенность прошлым (результативность жизни) - 23;
  • Локус контроля «Я» (вера в свои силы) - 23;
  • Локус контроля «Жизнь» (управляемость жизнью) - 22;
  • Общая осмысленность жизни - 101.

Нормы в баллах:

N=200 чел 18-29 лет.

Шкалы

Низкие значения

Средние

Высокие

Цели в жизни

23,5 - 35,6

35,7 и выше

Процесс жизни

До 22,5

22,5 - 34,9

35 и выше

Результативность жизни

До 18,4

18,4 - 28,3

28,4 и выше

Локус контроля — Я

До 14,3

14,3 - 22,9

23 и выше

Локус контроля —

жизнь

До 22,6

22,6 - 34,8

34,9 и выше

Общий показатель осмысленности жизни

До 79,2

79,2 - 112,3

112,4 и выше

Пояснения Никиты:

У меня все хорошо с целями в жизни. Папа сказал, что поможет мне устроиться в автосалон, которым я впоследствии буду управлять, а мама говорит мне, что в колледже уже надо будет учиться, а здесь уж ладно.

Вывод: уровень управляемости жизнью ниже среднего, Никита считает, что родители разрешили ему не учиться.

Гипотеза данной методикой подтверждается.

Таким образом, гипотеза о недисциплинированном, нарушенном в смысловом плане воспитании подтвердилась .

Гипотеза 4. Низкий уровень моральных качеств по отношению к учебе.

Гипотеза 4

Методика, метод, данные анамнеза

Результаты обследования

Низкий уровень моральных качеств по отношению к учебе

1. Беседа психолога с Никитой на тему морального долга по отношению к учебе.

По словам Никиты, его достали почти все учителя, у него нет желания выполнять никаких данных обещаний по отношению к школе. «Я готов держать обещания в среде друзей, но по отношению к школе у меня нет такого желания».

Вывод: чувство морального долга по отношению к школе, учителям и самой учебе отсутствует.

Гипотеза результатами беседы подтверждается.

2. Данные наблюдения психолога за поведением Никиты в течение психологических сессий.

После четырех-пяти сессий и полученных данных по поводу отношения родителей к проблеме Никиты, я, как психолог, начал замечать за Никитой тенденцию обманывать относительно того, что у него постоянно начали появляться какие-то несуществующие дела, лишь бы не прийти на психологическое обследование. Кроме того, как он сам признался на пятой сессии, что совершенно спокойно может не сдержать обещание данное учителю.

После 6-7 сессий Никита больше ни разу к нам не пришел. Каждый раз, когда мы его ловили, у него возникала новая причина не прийти, скорее всего, выдуманная. Каждый раз он с совершенно «искренним лицом» (с каждым разом все больше неискренность была видна по чрезмерно обильным жестам и наигранно понимающему лицу) обещал прийти, даже «плакал», лишь бы его отпустили. Таких ситуаций было около четырех, ни разу после этого он не пришел. В последний раз он взял методики на дом, и мы попросили его дать слово чести, он, не задумываясь, дал его и, естественно, не пришел.

Выводы: чувство морального долга по отношению к школе, учителям и самой учебе отсутствует, присутствует лживость, дать обещание и не выполнить для Никиты ничего не стоит.

Гипотеза результатами наблюдения подтверждается.

Таким образом, гипотеза о низком уровне моральных качеств по отношению к учебе подтвердилась .

Резюме по данным диагностического обследования :

По подтвердившимся гипотезам выявлено :

Ценностно-смысловое непонимание важности учебной деятельности;

  • Низкая мотивация к успеху в ситуации учебы;
  • Неблагоприятное влияние родителей (в плане показа смысла и ценности учебной деятельности);
  • Низкий уровень моральных качеств по отношению к учебе.

Психологический диагноз:

Нежелание учиться является следствием:

1. Нарушенных смысловых установок относительно ценности учебной деятельности, сформированных в условиях недисциплинированного, нарушенного в смысловом плане показа ценности учебной деятельности воспитания. Это привело к:2.Отсутствию мотивации на успех в ситуации учебной деятельности, с одной стороны; 3.Низкому уровню моральных качеств по отношению к учебной деятельности, с другой.

Школьному психологу:

  • Работа с семьёй Никиты по убеждению их в необходимости привить Никите смысловой подход, раскрывающий ценность учебы

и усилить контроль за Никитой;

  • Работа с Никитой относительно развития силы воли и толерантности к новизне проблемы с помощью тактики маленьких успехов каждое принятое решение в предложенной новой ситуации должно быть выполнено - необходимо принимать решения ему те, которые он сможет выполнить (пусть даже они будут вначале относительно простых задач);
  • Выявить к каким конкретно учителям и почему у Никиты проявляется негативные эмоции.

Классному руководителю:

  • Разъяснить родителям Никиты необходимость демонстрации ценности учебной деятельности для Никиты;
  • Выявить к каким конкретно учителям и почему у Никиты проявляется негативные эмоции, и по возможности повлиять на данную ситуацию.

Родителям:

  • Проведение воспитательных мероприятий, цель которых, установление контроля и морально нравственного воспитания;
  • Объяснить, что он не сможет учиться в колледже хорошо, если не будет учиться в школе - запустит учебные предметы;
  • Разъяснение Никите пользы учебной деятельности.

Никите:

  • Тренировать силу воли в новых для него условиях (не только в спорте);
  • Стараться проявлять ко всем учителям доброжелательность;
  • Отучиться лицемерить и врать, стараться отвечать честно, даже если ответ выдаст его нежелательные стороны (например, лень и т.п.).

Аня Т., 10 лет, 5 гимназический класс

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ

Запрос учителя русского языка : “Как помочь ребенку не переживать так сильно из-за оценок?”

Данные, приведенные учителями :

Аня любимица многих учителей, преподающих в этом классе: отличница, добрая, умная, обаятельная, живая, симпатичная девочка. В этом классе, набранном по конкурсу, сильна конкуренция между детьми за положение ведущих учеников и за лидерство в коллективе, нередки конфликты между гимназистами, доходящие порой до драк. Однако Аню эти инциденты не касаются, более того, ее авторитет общепризнан. Учителя объясняют это ее удивительной доброжелательностью и тактичностью. Девочку выбрали командиром класса. В принципе она справляется с этим поручением, но характер у нее явно “некомандирский”, и ее душа не лежит к организаторской деятельности. Она выполняет свои обязанности без желания, только благодаря своей исполнительности и чрезмерной ответственности. На будущий учебный год классный руководитель присматривает другого командира. Практически у Ани хорошие отношения со всеми в классе, ближе других ей Аня Р., ее соседка по подъезду, дружат и их родители.

Аня растет в замечательной семье: ее родители, инженеры, много внимания уделяют занятиям с дочерью, по выходным выезжают за город или посещают музеи, выставки. Одноклассники любят бывать у Ани в гостях, а день ее рождения - это долгожданное событие для многих; всем весело, взрослые помогают дочери принимать гостей, живо участвуют в детских играх и развлечениях, у Аниных родителей для каждого находится доброе слово, а если надо, и совет. Мама девочки - завсегдатай классных “Огоньков”, много и охотно помогает учителям во внеурочной работе.

Все было бы хорошо, если бы она не так сильно переживала из-за отметок. Изредка Аня получает “четверки”: на глазах слезы и кажется, что это самый несчастный ребенок. Учителя стараются смягчить “удар”, предваряя объявление результатов диктанта (контрольной) монологом о том, что оценка - это лотерея, что даже самые лучшие ученики могут плохо себя чувствовать, отвлечься на уроке или забыть какую-нибудь мелочь и иногда получают “четверки”, но на девочку никакие уговоры не действуют.

Данные, сообщенные мамой:

Мама была удивлена приглашением к психологу: ей кажется, что с ребенком все в порядке. Огорчения по поводу “четверок” для отличницы, с ее точки зрения, естественны. Наверно, Аня чересчур переживает, но мама не видит в этом ничего страшного. Родители не создают культ оценки, не ругают дочь за “четверки”, хотя им приятно, что Аня отличница, и это от нее не скрывают.

Единственное, что немного тревожит маму, - уединенность дочери. Сами они активные и общительные люди, в школьные годы мама посещала несколько кружков. Аня же почти все свободное время проводит за чтением, иногда играет с любимыми куклами. С подружками она редко гуляет. Навязывать ей внешкольные занятия родители не стали, понимая, что это не соответствует характеру девочки, но они прилагают массу усилий, чтобы она чаще бывала среди сверстников, этим и объясняются постоянное участие мамы в классных мероприятиях и активная помощь дочери в приеме гостей. Впрочем, признается мама, нам и самим нравится бывать в шумных веселых компаниях, пусть даже и детских.

Наблюдение и беседа с ребенком :

Аня симпатичная, хрупкая девочка с большими голубыми глазами, выглядит моложе своих лет.

К обследованию отнеслась сдержанно.

Говорит быстро, внимательно смотрит на собеседника, часто улыбается.

Ей нравится учиться в гимназическом классе: хорошие учителя, интересная программа. Любимый урок математика, Аню привлекает сам процесс решения задач, и ее радует, что она всегда первой находит правильный ответ. Ее вполне устраивает новый коллектив: большинство девочек учились вместе с ней в начальной школе, отношения с ними по-прежнему хорошие, обилие отличников по итогам первой четверти скорее радует Аню,

Данное отклонение поведения может быть вызвано: 1) неадекватным уровнем притязаний; 2) личностной тревожностью; 3) гипертрофированным развитием мотива быть отличницей.

ДАННЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ чем огорчает: “Есть с кем поспорить на уроках”. Складывается впечатление, что характерная для одноклассников конкуренция ей не свойственна. Есть в школьной жизни и неприятные моменты, например, обязательное питье молока на второй перемене: “Иногда надо повторить материал к следующему уроку, порой очень хочется попрыгать с девочками “в резиночку”, а то и просто нет настроения идти в столовую, а ведь еда дело добровольное!”.

Больше всего на свете она любит быть с родителями: есть по выходным мамин пирог или гулять втроем.

Объяснить свое особое отношение к пятеркам девочка затрудняется, просто ей приятно их получать и очень обидно, если оценка другая. В третьем классе за год у нее вышло несколько четверок (до этого были одни пятерки), в чем причина ухудшения успеваемости, она не смогла объяснить. В четвертом классе вновь была круглой отличницей.

Диагноз непсихологов :

Кл. руководитель и учитель русского языка: чрезмерная ответственность.

Мама: не видит повода для беспокойства.

Аня: затрудняется с ответом.

Резюме по данным феноменологии : неадекватно сильная отрицательная эмоциональная реакция на “четверки”.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТ И ГИПОТЕЗЫ

1. Уровень притязаний по методика Хоппе :

Уровень притязаний оказался средним, адекватным, достаточно устойчивым.

2. Личностная тревожность:

2.1. Модифицированная методика Спилбергера . Получен низкий показатель личностной тревожности.

2.2. Рисуночный тест “Дом-дерево-человек” .

Констатируются тревожность, концентрация на прошлом, чувство собственной малоценности, проблемы с “образом Я”, инфантилизм, фрустрированность, уход в мечты и фантазирование, тенденция к избеганию нового опыта, трудности в межличностных контактах.

3. Гипертрофированно развитый мотив быть отличницей:

3.1. Беседы с учителями, Аней и мамой:

Мотив быть отличницей выражен сильно, однако присутствует и другой выраженный мотив: общения с родителями. Мотивационного конфликта в данном случае нет, так как оба мотива согласуются между собой. В пользу гипертрофированного развития мотива отличной учебы говорит неадекватно сильная эмоциональная реакция на “четверки”, однако это предположение косвенно опровергает отсутствие конкурентности.

3.2. Самооценка по Дембо-Рубинштейн :

Кроме собственно самооценки использовались оценки одноклассниц по тем же шкалам. После проставления самооценочной отметки на шкале Ане предлагалось оценить по этому же качеству кого-нибудь из класса. По двум шкалам - хорошая дочь и внешность - она затруднилась оценить одноклассниц.

Прилежание - 95%. Полина В. - тоже 95%, Аня Р. - 90%.

Хороший характер - 95%. Аня Р. - 95%, Ира К. - 80%.

Хорошая подруга - 90%. Аня Р. - 90%, Полина В. - 95%, Ира К. - 95%.

Хорошая дочь - 95%.

Ум, способности - 95%. Варя М. - 95%.

Внешность - 90%.

Обнаружена очень высокая самооценка по всем использованным шкалам. При всех несомненных достоинствах Ани самооценку следует признать завышенной.

Испытуемая оценивает высоко как отличниц Варю и Полину, так и имеющих много “четверок”, а иногда и получающих “тройки” Иру К. и Аню Р., т. е. успеваемость не является для нее существенным критерием оценки сверстников. Это можно рассматривать как косвенное свидетельство отсутствия чрезмерности мотива отличной учебы.

Резюме по данным психологического обследования: гипотеза о неадекватности уровня притязаний не подтвердилась, однозначного ответа на вопрос о том, является ли мотив быть отличницей гипертрофированно развитым, не получено, обнаружены общее личностное неблагополучие (см. выше результаты рисуночного теста), генезис которого неясен, и завышенная самооценка.

Примечание. Анализ данных психологического обследования показал, что исходный теоретический конструкт неполный: он не включал в себя как возможную причину описанного нарушения поведения завышенную самооценку. Очевидно, что даже эпизодическое получение “четверок” не соответствует столь высокой самооценке и поэтому вызывает сильнейшую эмоциональную реакцию. Остался невыясненным генезис неадекватной самооценки.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ДИАГНОЗ

Неадекватно сильная эмоциональная реакция на “четверки” - следствие завышенной общей самооценки. Возможно, аномальная самооценка есть один из компонентов общеличностного неблагополучия, выражающегося и в тревожности, фрустрированности.

ПРЕДЛОЖЕННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Так как причина общего личностного неблагополучия не выявлена, пришлось ограничиться пожеланием учителям обращаться с Аней максимально доброжелательно и стараться снижать субъективную значимость оценки, что они и делали раньше.

КАТАМНЕЗ ЧЕРЕЗ 4 МЕСЯЦА

Анина школьная жизнь шла по-прежнему, единственное изменение - появление поклонника.

Классный руководитель стала замечать, что один мальчик, тоже отличник, неравнодушен к Ане, и посадила их за одну парту.

Учительница не знает, разделяет ли девочка его чувства, но знаки внимания принимает благосклонно, включая и проводы до дома.

В марте с Аней встретилась студентка, проходящая в гимназии практику как будущий школьный психолог. Она заинтересовалась девочкой, увидев ее рисунок по методике “Дом-дерево-человек”. Практикантка объяснила ей, что в гимназии она временный человек, о содержании бесед с детьми никому здесь рассказывать не будет, и предложила Ане откровенно поведать о своих тревогах. Девочка тут же расплакалась и рассказала, что с прошлого лета ее преследует страх смерти мамы. Почему он появился, она не знает. Мама выглядит как обычно, к врачам, кажется, не обращается, но Аню периодически охватывает панический ужас. Это может случиться дома, на уроке или на экскурсии, при маме или в ее отсутствие. О своем страхе девочка никому не рассказывает, даже маме. Она призналась, что самое большое ее желание сидеть дома, обложившись мягкими подушками, и читать. Аня согласилась, что одноклассники хорошо к ней относятся, но сама она часто испытывает трудности при общении с ними, порой ей сложно выразить свои впечатления или высказать какую-нибудь идею. По некоторым ее словам практикантке показалось, что между родителями уже длительное время существует разлад, тщательно скрываемый от дочери.

Школьный психолог решила в данном случае ничего не предпринимать, так как здесь необходима помощь детского психотерапевта и, возможно, специалиста по супружеским отношениям. Учитывая отрицание мамой каких-либо существенных личностных проблем Ани, психолог решила не торопиться с советом обратиться к психотерапевту, а дождаться для этого подходящего момента.

УТОЧНЕННЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ДИАГНОЗ

Неадекватно сильная отрицательная эмоциональная реакция на “четверки” есть следствие ригидной завышенной самооценки, сформировавшейся, предположительно, как защитная бессознательная реакция на скрываемый от дочери разлад между родителями. Неадекватную реакцию на “четверки” усиливает невроз - страх смерти мамы, симптомы которого были обнаружены при психологическом обследовании и обозначены как “общеличностное неблагополучие”. Вероятно, невроз имеет ту же причину, что и аномальная самооценка.

ПРОТОКОЛЫ РЕЗУЛЬТАТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО

ОБСЛЕДОВАНИЯ

1. Методика Хоппе:

Уровни сложности заданий:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Порядковые номера заданий.

Выполнение задания оценено экспериментатором как:

Правильное;

Неправильное.

2. Диалог с психологом при выполнении методики Дембо-Рубинштейн:

П. - А вот подруга ты, оказывается, не самая лучшая, да?

А. - Ира с Полиной лучше подруги, чем мы с Аней: они никогда не ссорятся, точнее, я никогда не замечала, чтобы они поссорились. У нас же очень редко, но бывают ссоры, я даже не помню, из-за чего, но знаю, как это неприятно: сидишь весь урок и дуешься.

П. - Ты идеальная дочь?..

А. - Мне родители всегда говорят, что я лучший ребенок на свете... Я же не ставлю крестик вот здесь, на самом верху...

П. - А на самом верху кто из твоих знакомых находится?

А. - Не знаю, может, кто-нибудь там и находится, но не из моих знакомых!

П. - Аня, а почему ты никого из девочек не оценила по внешности?

А. - Очень трудно оценивать внешность других. У всех вкусы разные.

П. - Да, по всем шкалам ты себя очень высоко оценила...

А. (после паузы, улыбаясь). - Но я такая и есть, что же мне вас обманывать?

3. Модифицированная методика Спилбергера:

Показатель тревожности равен 33 (значения до 35 включительно соответствуют низкому уровню личностной тревожности).

Описание диагностической деятельности психолога по представленной схеме предоставляет возможность:

  • регистрировать психологу собственный опыт диагностической деятельности, делая его доступным для лучшего осознавания, анализа, упорядочивания и систематизации,
  • создавать каталог случаев из диагностической практики в различных областях применения психолого-педагогической диагностики (трудности обучения, отклонения в поведении, нарушения межличностных отношений и т.п.),
  • передавать свой опыт другим психологам,
  • осваивать опыт решения диагностических задач, накопленный другими психологами, посредством знакомства с предоставленными ими диагностическими случаями, охарактеризованными по данной схеме,
  • организовать обучение диагностическому мышлению и повышать диагностическую компетентность студентов-психологов и профессинальных психологов посредством решения диагностических задач различного типа, построенных на основе данной схемы.

Отсутствие подобной схемы описания случаев из практики, отвечающей требованиям полноты, не позволяет реализовать перечисленные возможности.

Библиография

.

Ануфриев А.Ф. Психодиагностика: основы решения диагностических задач.-.М., 2012.-190 с.

.

Ануфриев А.Ф., Бусарова О.Р. Случаи из школьной консультативной практики.-М., 2005.-80 с.

.

Ануфриев А.Ф., Малахов О.В. Случаи из диагностической практики психолога: отклонения в поведении младших школьников.-М.,2010.-98 с.

.

Бурменская Г.В. Возратсно-психологический подход в консультирвании детей и подросков.-М., 2002.-416 с. 5. Гуткина H. И. Несколько случаев из практики школьного психолога. – Москва, 1991. – 78 с. 6.Шванцара Й. Диагностика психического развития.-Прага, 1978.--376 с. 7. СоповВ.Ф.Морфологический тест жизненных ценностей: руководство по при меннию /Ред. Б.М. Петров, И.Н. Сидоров. – Самара, 2002. – 56 с. 8. Малкина-Пых И.Г. Психосоматика: Справочник практического психолога. - М.: Эксмо, 2005. - С. 124-126. 9. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций: Психодиагностическая серия. М.: Смысл 2006.-18 с. 10. Энциклопедия психодиагностики.ПсиходДиагностика детей.-Самара, 2008.-624 с 11. Рогов Е.И.Настольная книга практического психолога в образовании.-1995.-529 с.

.

Burmenskaya G.V. Vozratsno-psikhologicheskii podkhod v konsul"tirvanii detei i podroskov.-M., 2002.-416 s. 5. Gutkina H. I. Neskol"ko sluchaev iz praktiki shkol"nogo psikhologa. – Moskva, 1991. – 78 s. 6.Shvantsara I. Diagnostika psikhicheskogo razvitiya.-Praga, 1978.--376 s. 7. SopovV.F.Morfologicheskii test zhiznennykh tsennostei: rukovodstvo po pri menniyu /Red. B.M. Petrov, I.N. Sidorov. – Samara, 2002. – 56 s. 8. Malkina-Pykh I.G. Psikhosomatika: Spravochnik prakticheskogo psikhologa. - M.: Eksmo, 2005. - S. 124-126. 9. Leont"ev D.A. Test smyslozhiznennykh orientatsii: Psikhodiagnosticheskaya seriya. M.: Smysl 2006.-18 s. 10. Entsiklopediya psikhodiagnostiki.PsikhodDiagnostika detei.-Samara, 2008.-624 s 11. Rogov E.I.Nastol"naya kniga prakticheskogo psikhologa v obrazovanii.-1995.-529 s.

.

Simonenko I.A. Diagnostika narusheniya privyazannosti v diade mat"-rebenok v protsesse psikhologicheskogo konsul"tirovaniya i psikhoterapii // Psikhologiya i Psikhotekhnika. - 2013. - 10. - C. 998 - 1004. DOI: 10.7256/2070-8955.2013.10.9933.

Ануфриев А.Ф. Схема описания случаев из практики в психолого-педагогической диагностике // Психолог. - 2014. - № 3. - С.141-174. DOI: 10.7256/2306-0425.2014.3.12700..html

Мы иногда думаем, что поход к психологу уместен, только когда случилось что-то действительно тяжёлое, из ряда вон выходящее событие.
И так хорошо, что я тут могу привести пример, который показывает, что всё, что вызывает душеный «неуют», достойно внимания. Я очень благодарна подруге Марине, за то что она предоставила мне такой случай. Сделала она это потому, что мы были знакомы и приятельствовали. И это снимало напряжение и остроту официального обращения к психологу.

А было следующее. Марина завела кошку, но в определённый момент ей потребовалось отвезти её в другой город и временно оставить у родителей. Родители отнеслись к кошке дружелюбно. С точки зрения сознания, вопрос был решён удачно и правильно: кошка попала в заботливые руки, а Марина могла решать вопросы с жильём. Марина вернулась в свой город, но к ней никак не возвращалось её спокойствие. Казалось, оно осталось там, в другом городе, у родителей. Острые душевные переживания и укоры себя за то, что так плохо поступила с кошкой, мучили её. Сначала она списывала это на то, что просто соскучилась по своей любимице. Но потом ситуация накалилась до такой степени, что Марина заняла денег на самолёт, чтобы срочно, как можно быстрее лететь за кошкой! Это казалось самым важным делом, которое нужно выполнить немедленно! Получалось что, жить с кошкой и жить без кошки, она не могла. Она собралась лететь, но перед этим, осознавая, что такой накал переживаний не соответствует ситуации, решила заехать ко мне на приём.

И вот, держа в кармане пачку денег на самолёт, но не имея именно сейчас возможности вновь вернуть кошку к себе, она, как бы извиняясь за то, что «отвлекает по странным пустякам» рассказала свою историю.
Начав работу, мы обнаружили что лежало за этим. А вот это уже было действительно серьёзным. Предательство родителей! Да, именно так оценила маленькая девочка, когда, возрасте 2-х лет, её привезли и временно оставили у бабушки родители, что они просто предали её. Обычная житейская история, но ребёнок мыслит иначе, ребёнок не понимает проблем взрослых. Марина тосковала по родителям, а когда их расставание показалось слишком долгим, решила что они её бросили. Пробыла у бабуши она год. Потом её забрали, она выросла и уже давно забыла эту историю. И думала, что простила родителей и, будучи взрослым человеком, понимала всё правильно. У кого же ещё можно оставить ребенка как не у бабушки? Но, как оказалось, бессознательное хранит детскую боль, и именно эта боль активизировалась и мучила Марину. Иногда домашние животные становятся эмоциональной заменой детей. Действительно, кошка, как и ребёнок – живое, беспомощное (в данном случае) существо, за которое ты ответственен. Сработала аналогия сценария. Бессознательно она осуждала себя за то, что поступила точно также, как когда-то её «предатели» родители.

В продолжении консультации мы вошли в этот возраст и сделали там всё, что нужно: были выплаканы детские слёзы обиды, ушло осуждение, появилось понимание и уверенность в любви и преданности родителей к себе. Ведь в том возрасте целый год без родителей — это немыслимо долгий срок. «Лёд в душе растаял», и вновь это психическое пространство впустило в себя любовью к родителям.

Накал спал, бежать на самолёт было уже не за чем, и мы пошли в кафе. Там Марина призналась, что ест первый раз на этой неделе, вот какой силы было её переживание «из-за пустяка».

Она пришла ко мне в полном отчаянии. Глотая слезы, рассказала, что собственными руками разрушила свою карьеру. Три года шла к своей нынешней должности, работала допоздна и часто без выходных, а начальство ее все время отодвигало в сторону, критикуя и перепроверяя.

И все-таки Полина своего добилась. Казалось бы, можно торжествовать победу. А она уже на третий день написала заявление об уходе. «Я чувствую себя настолько обессиленной, что не могу сделать элементарное: почту прочитать или письмо отправить». Явное эмоциональное истощение, апатия, снижение самооценки...

Я предложила ей отпустить ситуацию: в течение двух месяцев не принимать никаких решений

Но Полина больше всего страдала от мысли, что в таком «разобранном» состоянии подводит своих коллег. И во всем винила себя. Она долго несла избыточную нагрузку и одновременно переживала несправедливую агрессию руководства… Ценой огромного напряжения она все же «дотянула до аэродрома» - и сломалась из-за запредельного переутомления.

Возможно, ей надо было остановиться раньше, но теперь уже не имело смысла это обсуждать. Объяснения часто действуют на клиента успокаивающе. Я описала ей динамику эмоционального выгорания, объяснила, что самообвинения - один из симптомов этого заболевания, а значит, они просто бессмысленны.

«Представьте, что вы заболели ветрянкой, - сказала я, - не будете же вы винить себя, что у вас на теле появилась сыпь? Самообвинения - это «сыпь» депрессии». После этого разговора Полина согласилась остаток воли приложить к тому, чтобы прекратить обвинять себя.

Я предложила ей отпустить ситуацию: пусть все идет как идет. В течение двух месяцев не принимать никаких решений, уехать к родным в деревню, там отдыхать, спать сколько захочется, заниматься собой, относиться к себе с исключительной нежностью. Словом, просто дать себе выжить. А через два месяца - прийти ко мне, и тогда мы обсудим, как быть дальше.

Виктор, 55 лет

Серьезный, солидный человек совершенно потерял сон и покой из-за сложной ситуации на работе. Виктор живет в небольшом подмосковном городе, работает в бухгалтерии госкорпорации, всегда был на хорошем счету. И вот новый начальник заявил, что на его место есть претендент, родственник этого начальника.

«Так прямо и сказал: «Лучше уходи сам, иначе я тебя выживу!» Представляете, какое унижение - гнать меня как щенка! Я уже не говорю о том, что мне осталось пять лет до пенсии! Куда я устроюсь?! Да и с какой стати мне уходить? Естественно, я с возмущением отказался. Тогда этот наглец стал меня выживать, бесстыдно и неприкрыто. Публично распекает за мелкие огрехи, наговаривает на меня за моей спиной, лишает премии - в общем, создает у руководства впечатление, что я плохой работник. Коллеги сочувствуют мне втихаря, но помочь ничем не могут…»

Рассказывая свою историю, Виктор срывался на крик, у него дрожали губы, он был переполнен гневом и отчаянием. Я объяснила Виктору, что он оказался жертвой буллинга и ему предстоит бороться за себя. Буллинг - психологический террор, агрессивное преследование одного человека другим или группой.

Буллинг именно тем и страшен, что капля за каплей подтачивает здоровье и психику жертвы, приводя к эмоциональному выгоранию

Поскольку настрой у клиента был боевой, а жизненный опыт позволял надеяться, что он выдержит испытание, я предложила ему проверенный метод - начать вести дневник буллинга. Объяснила, что его задача - тщательно фиксировать все эпизоды травли, включая даже самые мелкие: начальник демонстративно проигнорировал, высмеял, грубо при всех сделал замечание, другим простил ошибку, а Виктору нет.

Каждый из таких эпизодов может выглядеть незначительным, но буллинг именно тем и страшен, что капля за каплей подтачивает здоровье и психику жертвы, приводя к эмоциональному выгоранию. Поэтому борьба с ним должна быть такой же скрупулезной. Каждый случай записывается на отдельном листке, разделенном на графы: дата, время, что произошло, кто свидетель. В отдельной графе следует записать последствия.

Например, «Поднялось давление» или «Я лишился премии». Собранные вместе, эти листочки выглядят уже как серьезная доказательная база. Виктор человек умный и прекрасно меня понял. Аккуратный и методичный, он начал скрупулезно собирать это досье. И уже одно это помогло ему стать намного спокойней.

Месяца через полтора, когда листков скопилось достаточно, он принес эту папку в кабинет начальника и сказал: «Я не хочу скандала, но если вы не оставите меня в покое, я отправлю эти материалы руководству корпорации». Буллеры обычно трусы, и этот не был исключением. Больше он не вспоминал о том, что хотел пристроить своего родственника, и оставил Виктора в покое.

Кира, 36 лет

На первой консультации мне буквально слова не удавалось вставить - так ей было необходимо выговориться. Кира рассказывала, что по утрам даже просыпаться не хочется - так тошно ей от одной мысли о работе. Настоящий трудоголик, теперь она испытывала лишь постоянную усталость и опустошенность.

При этом ее карьера вполне успешна - она менеджер крупной международной компании. На это место Киру пригласил нынешний шеф, заметив ее в другом подразделении. «Он сказал: «Я вижу, что тебя там не ценят, а ты такая талантливая!» Меня эти слова вдохновили, я ведь сомневалась в себе. Он блестящий профи, я очень многому у него научилась. Где бы я была сейчас, если бы не он!» - рассказывала Кира.

Старательная и креативная, она не только прекрасно освоила новые функции, но и постоянно подбрасывала шефу какие-то идеи. И неожиданно обнаружила, что шефа это нисколько не радует. Более того, он то и дело начал Киру подставлять. То «забывал» включить ее в список приглашенных на совещание у руководства корпорации, то не указал в числе исполнителей проекта, за который сам получил премию.

Кира, несмотря ни на что, по-прежнему была ему благодарна, считая, что только ему обязана карьерой, продолжала им восхищаться и терпеть все несправедливости. Прошел год, прежде чем она решилась прийти к психологу с вопросом, как ей дальше работать.

Его комплименты - всего лишь форма манипулирования, способ заставить ее делать то, что ему нужно

Слушая ее, я понимала, что шеф, скорее всего, нарциссическая личность и использует людей в своих интересах. Власть для него важнее хороших отношений и интересов дела. Увидев, как прекрасно Кира справляется со своими обязанностями, он понял, что на самом деле она вполне могла бы занять его должность.

Вот почему он начал ее игнорировать, принижать ее успехи. Я предложила Кире это обдумать. И такое объяснение стало для нее большим облегчением. Но принять то, что дело не в ней, было непросто. Это указывало на ее травматический детский опыт. Действительно, в семье ее воспитывали слишком строго. Что бы ни делала Кира, она всегда была «недостаточно хороша» для родителей. И став взрослой, продолжала чувствовать себя так же. Она стала блестящим профессионалом, но невысокая самооценка мешала ей двигаться вперед.

Наша работа заключалась в том, чтобы Кира научилась реалистично смотреть на своего шефа. Ей понадобилось немало времени, чтобы признать: перед ней честолюбивый, не очень честный человек, который любит красоваться перед начальством, без всяких угрызений совести приписывая себе чужие заслуги.

Постепенно от трепетного, восхищенного отношения она стала переходить к взвешенному анализу: что это за человек и как себя с ним вести. Ей стало ясно, что комплименты, которыми он изредка ее награждал, всего лишь форма манипулирования, способ заставить ее делать то, что ему нужно.

Андрей, 45 лет

На консультацию заместитель генерального директора одной региональной корпорации пришел совершенно подавленным. Проблема, с которой он ко мне обратился, заключалась в том, что директор постоянно унижал его при коллегах.

При этом они работали вместе несколько лет: директор тянул Андрея за собой по карьерной лестнице, каждый раз, получая новое назначение, брал его к себе замом. Зачем? Андрей полагал, что нужен шефу как «мальчик для битья», и, конечно, страдал в этой роли. Воспитанный и деликатный, он не понимал, чем вызвано такое обращение, и все больше терял веру в себя.

Когда мы обсудили ситуацию подробней, стало ясно, что роль Андрея в жизни шефа была куда важней. Директор не умел конструктивно общаться с сотрудниками, боялся конфликтов, не уважал точку зрения других. Зато все это хорошо умел делать Андрей, который, по существу, годами выполнял функции реального руководителя, завоевав уважение и авторитет подчиненных своим стилем общения. Фактически он стал буфером между директором и подчиненными.

Я показала Андрею на примерах, что без него шеф не продержался бы на своем месте и полугода и что он прекрасно знал за собой эту слабость. Вот почему ему был просто необходим такой зам. По сути, Андрей имел огромную власть над своим начальником, даже не подозревая об этом. Он был нужен шефу гораздо больше, чем шеф ему.

Такой поворот стал полной неожиданностью для Андрея. Для него разрешение конфликтов, да и в целом руководство коллективом вообще не представляло трудности, поэтому он не отдавал себе отчета, насколько ценны его качества. Он иначе увидел всю ситуацию, понял, что пользуется авторитетом у подчиненных, которые прекрасно видят его заслуги и правильно оценивают характер директора. Произошел своего рода инсайт, ему все стало ясно. И он с облегчением признался, что с души у него спал тяжелый груз.

Об эксперте

Светлана Кривцова - директор Международного института экзистенциального консультирования и тренинга.