Роберт оуэн основные труды. Роберт Оуэн: педагогические идеи и мысли о воспитании

Роберт Оуэн — английский предприниматель и экономист, философ, педагог, реформатор, приверженец утопического социализма.

Годы жизни: 1771 — 1858

Деятельность Роберта Оуэна в Англии

Оуэн родился в 1771 году в небольшом городке Южной Англии в семье ремесленника. Детство было недолгим. С десяти лет ему пришлось работать приказчиком в магазинах Стамфорда, Лондона, Манчестера. Оуэн работает и учится. В двадцать лет он уже управляющий на манчестерской текстильной фабрике, а через три-четыре года - один из известнейших, признанных знатоков бумагопрядильного дела. В 1800 году он становится управляющим и совладельцем крупной фабрики в шотландском городе Нью-Ланарке. Впереди открывалась блестящая карьера: «человек из народа» имел все шансы стать в ряды «элиты» - не по титулу, так по сумме текущего счета. Но у Оуэна были другие планы. Он мечтал - ни много ни мало! - о переустройстве общества на разумных началах. И первым примером тому должен стать Нью-Ланарк. Оуэн улучшает условия труда, сокращает рабочий день на три с половиной часа, уничтожает систему штрафов и наказаний. И создает школы. Для него это было самым главным. В той системе воззрений, которая сложилась у тридцатилетнего фабриканта, определяющим был тезис: люди не виновны в том, что они невежественны, или жестоки, или скупы; они - продукт общества, продукт воспитания. Измените условия - и все будет по-другому.

Изменить воспитание - во всяком случае, в пределах Нью-Ланарка - Оуэн мог. Через несколько лет питомцы «Нового института» по своему умственному развитию и физическому совершенству могли бы поспорить с воспитанниками любой аристократической школы. Но изменить общество… Когда Оуэн призвал своих «коллег»-фабрикантов последовать его примеру, те чуть ли не высмеяли его. Он попробовал обратиться к парламенту - там не захотели его даже выслушать. Когда же он перешел к прямой пропаганде общественного переустройства, настороженное восхищение, которое вызывали у официальной Англии опыты в Ныю-Ланарке, немедленно сменилось насмешками и проклятиями,

«Пока его деятельность была простой филантропией, - писал Ф. Энгельс, - она доставляла ему богатство, всеобщее одобрение, почет и славу. Он был популярнейшим человеком в Европе… Но лишь он выступил со своими коммунистическими теориями, как обстановка изменилась. Три великих препятствия заграждали, по его мнению, путь к общественным реформам: частная собственность, религия и существующая форма брака. Начиная борьбу с этими препятствиями, он знал, что ему предстоит стать отверженным в среде официального общества и лишиться своего общественного положения. Но эти соображения ни на волос не убавили энергии его беспощадного нападения.

Произошло то, что он предвидел: его изгнали из официального общества; игнорируемый прессой, обедневший… он обратился прямо к рабочему классу и трудился в его среде еще тридцать лет».

За долгие годы (Оуэн умер 17 ноября 1858 года в возрасте восьмидесяти семи лет) многое менялось в его жизни, в его воззрениях. Но интерес к вопросам воспитания оставался неизменным. И к педагогическим работам Оуэна вполне применимы слова Энгельса, характеризующие всю деятельность трех великих социалистов-утопистов: они «…гениально предвосхитили бесчисленное множество положений, правильность которых мы доказываем теперь научно».

Педагогические идеи Роберта Оуэна

Из «Лекций о рациональной системе устройства общества»:

…Благодаря воспитанию в отдаленном будущем несовершенное человечество превратится в новую расу людей -таково могущество воспитания.

Термин «воспитание» употребляется весьма часто, но понимается весьма различно. Под воспитанием автор понимает культивирование и упражнение всех способностей нашей природы посредством всех обстоятельств, включая и лиц, которые окружают индивидуума, начиная от его зарождения в утробе матери и до его смертного часа, ибо все эти обстоятельства оказывают свое влияние на формирование характера каждого человеческого существа.

С этой точки зрения каждый человеческий ребенок подвергается воспитанию, и самый ничтожный бедняк, равно как и самый могущественный властелин, получает воспитание от случайных внешних обстоятельств, которые, таким образом, повлияли и на того и на другого. И главное различие между властелином и нищим возникает под влиянием этих многоразличных обстоятельств. Ибо человек всегда был, есть и всегда будет в значительной мере созданием обстоятельств, тех вышеупомянутых обстоятельств, которые влияют как на зародыш, так и на индивидуум после его рождения.

То, что кажется не подлежащим действию этого мирового закона природы, есть ядро человека, или та чудесная смесь качеств, которая в малом ядре содержит в себе семя всех человеческих свойств.

…Можно думать, согласно тому опыту, какой мы имеем из наблюдений над жизнью и развитием животных, что, окружив родоначальников будущих поколений более возвышенными обстоятельствами, способствующими развитию и распространению лучших человеческих качеств (качеств ума, поведения, характера и внешности), человечество постепенно добьется безграничного улучшения в ребенке после его рождения, а может быть, и самого ядра человеческой природы; и что, благодаря этому, следующие поколения людей в каком-то отдаленном будущем окажутся настолько выше современных - физически, умственно, морально и практически, -- что их едва можно будет признать принадлежащими к тому же самому виду…

…Правдивость наиболее естественна для детей; и если бы их никогда не учили неправде, они никогда бы не помышляли выражать ее в мыслях, в словах или в поступках. Но при обучении, которое они получают теперь, лживость внедряется в них раньше, чем они достигли двух месяцев; ибо никто, кажется, не представляет себе, какое раннее влияние на детский ум оказывает неправильное обхождение. Знания, которые им будут давать, должны быть теми знаниями, которые представляют для них наибольшую ценность и которые они могут ясно и точно понять. Им никогда не будут говорить о таинственном или о чем-нибудь, чего их ум понять не может. Им не будут говорить даже об обыкновенных предметах, пока они не прошли через их опыт; ибо пустые звуки или названия никогда не могут вызвать в уме ребенка верных идей.

Их будут обучать при помощи безыскусственных бесед и изучения предметов, для того чтобы они могли понять их качества и их употребление; или, если нельзя получить самые предметы, будут применять лучшие, какие только можно найти, модели, рисунки или картины. Наглядное изучение природы должно быть нашей системой.

Детям будет разрешаться и их будут поощрять задавать вопросы и им никогда не будет отказано в таком ответе, который может быть понятен их молодым умам; или, если они не могут понять нужное объяснение, им будут говорить, что их умы еще слишком нежны и неопытны, чтобы понять этот вопрос; но никогда каким бы то ни было образом не должно применять к ним какой бы то ни было вид обмана.

Страх никогда не будет применяться при воспитании. Страх умаляет, а не стимулирует способности ума и уничтожает многие из высших и тончайших дарований; и только тогда, когда ум совершенно освобожден от всякого рода страха, его способности могут находиться в наилучшем состоянии для того, чтобы получать знания и усовершенствоваться…

Дети, обученные так, как я объяснил, всегда поражали меня широтой полученных ими знаний и быстротой продвижения в приобретении их.

Из «Книги нового нравственного мира»:

…Человек всегда был, есть и будет в значительной степени созданием внешних обстоятельств, окружающих его. Помещайте его постоянно в низменную, порочную среду - и он, с некоторыми небольшими вариациями, сам сделается низменным и порочным. Поместите его среди обстоятельств возвышенных и подлинно доброкачественных - и точно так же, с некоторыми небольшими вариациями, проистекающими от природных индивидуальных качеств, он сделается возвышенным и добрым. Напрасно обсуждать подробности воспитательной системы, пока не будет создан общий абрис внешних разумных обстоятельств. Для того чтобы разумно воспитывать, мужчины и женщины сами должны предварительно обучиться в образцовых учреждениях, чтобы приобрести внешность, речь, манеры и поведение и особенно дух, необходимые для формирования и обучения детей, с тем чтобы они стали разумными в зрелые годы. Эти воспитатели должны, прежде чем учить других, сами научиться понимать причину лживости, проглядывающей во взглядах, словах и манерах каждого индивидуума, и способы, какими эта причина может быть устранена навсегда из человеческого общества… Эти учителя подрастающих поколений… сами должны предварительно быть обучены тому, как наполнять душу каждого ученика неподдельным милосердием и искренней добротой по отношению к человеческому роду… Эти учителя должны овладеть неведомым доныне языком правды без vверток и уметь сделать его привычным языком своих учеников… Эти воспитатели должны понимать причину каждого злого поступка… и научать своих воспитанников с ранних лет также понимать эти причины и преодолевать их в своем повседневном общении друг с другом. То же надо сказать о причинах гордости, тщеславия и обмана, которые… являются неизбежными следствиями непонимания человеческой природы, разрушительного влияния на нее похвал и порицаний, наград и наказаний и всех неразумных чувств и понятий, проистекающих из этих мер.

Но позволительно спросить о том, где могут быть приобретены детьми эти разумные привычки? Не в четырех стенах пустого здания, где царит формализм и откуда изгнана природа; но в детской, на площадке для игр, на поле, в саду, в мастерских, на фабриках, в музеях и в классах, где эти чувства будут культивироваться воспитателями и передаваться ученикам, где факты, собранные из всех перечисленных источников, будут собираться, истолковываться, обсуждаться, становиться ясными для всех и показанными в связи с их прямым приложением к практике во всех видах трудовой деятельности людей; с тем, чтобы каждый мальчик и каждая девочка, еще не достигнув 12 лет, имели четкое представление об основах человеческих познаний к их пределах, а также о разделах производящей промышленности и распределении богатств; и не только об общих принципах и путях производства и распределения богатств наилучшим образом, но и о необходимости того и другого и о причинах, почему они так, а не иначе производятся и распределяются в разумно организованном обществе всеми членами его в определенный период их жизни и в целях распределения богатств между всеми членами общества к их выгоде.

Необходимо также, чтобы они были знакомы с наукой об образовании человеческого характера,- с тем, как их собственный был сформирован на основе определенных принципов и практики, и с тем, как в продолжение своей последующей жизни они должны принимать участие в формировании физического, умственного, нравственного и практического характера своих младших друзей и товарищей… чтобы, сверх того, они имели ясное представление о принципах и практике разумного управления и понимали бы причины необходимости и приемы применения такого управления.

Короче говоря, детей должно будет так воспитывать и обучать, чтобы они хорошо ознакомливались в общем и во многих деталях со всеми сторонами общественной жизни, знали бы историю человечества, основы естествознания и то, как им самим действовать в человеческом обществе для того, чтобы самим быть счастливыми, завоевывать счастье для своих собратий и для всего живого на земле.

И это, на первый взгляд слишком сложное, воспитание совершенно незаметно будет воздействовать на сознание и поведение всех, без какого-либо насилия над физической или умственной сторонами человека, но с большой радостью для учителей и учащихся, - так как все воспитание будет в согласии с природой, в то время как в прошлом и теперь все делается вопреки природе…

То воспитание, которое здесь описано, подготовит наступление давно обещанного золотого века, с тою разницей, что то счастье, какое оно даст всем, будет существовать и увеличиваться с ростом знания, пока будет существовать мир.

Из сборника «Новое существование человека на земле»:

…Воспитание в том смысле, как я его понимаю, составляет самую существенную часть излагаемой мною системы. Однако широкая публика имеет самое слабое представление о науке воспитания, которая, как мне кажется, действительно находится сейчас на самой начальной ступени своего развития.

…Но сначала нужно преодолеть некоторые предрассудки и ошибки, преграждающие путь к этим преобразованиям. Родители не должны стремиться к созданию для своих детей каких-либо преимуществ в сравнении с чужими детьми. Совершенно одинаковые условия должны существовать для всех, ни один ребенок не должен чувствовать ни атома пристрастия, не должно быть и намека на индивидуальные награды. С другой стороны, ребенок по вашему взгляду, слову или обращению с ним не должен чувствовать ни малейшего намека на желание его обидеть или на неприязненное к нему отношение, наоборот, он должен быть уверен, что те, на попечение которых он отдан, чувствуют искреннее желание делать ему только добро, которым он будет наслаждаться вместе со своими товарищами.

Предлагаемые вам преобразования максимально приспособлены для осуществления указанных взглядов. Родители, получив соответствующую подготовку, будут сами давать первоначальное воспитание своим малюткам; но для блага родителей и детей необходимо, чтобы с известного возраста все дети поселка были поставлены в одинаковые условия жизни и воспитания, чтобы они действительно могли стать детьми как бы одной семьи, любящими друг друга, как братья и сестры. Бесполезно внушать детям подобные стремления, если не поставить их в условия, которые дали бы им возможность их осуществить. Дети поэтому с раннего возраста будут объединены во всем своем времяпрепровождений и занятиях.

…Здоровый ребенок, т. е. имеющий неповрежденную конституцию, не испорченный плохим воспитанием, будет всегда стремиться к знанию и развитию, какие мы ему в состоянии дать, потому что детство является периодом обостренной любознательности, периодом, когда всякое явление окружающего мира обладает интересом новизны, вследствие чего ребенок с особенным рвением готов рассматривать всякий предмет, представляющийся его чувствам. Только такой способ изучения вещей соответствует природе. Ребенок будет избегать предписания искусственной системы, а если ему будут насильственно ее навязывать, то результатом будет повреждение его интеллекта и сферы его чувств.

Поэтому если мы не в состоянии привлечь его внимание к предметам, которыми мы стремимся его заинтересовать, то мы можем с уверенностью заключить, что причина этого лежит в самом предмете или в способе нашего преподавания, и вместо того чтобы порицать или наказывать ребенка за то, что он не воспринимает преподаваемого ему предмета, мы должны изменить или исправить наши планы обучения.

Опыт меня всецело убедил, что, если мы поступаем согласно этим принципам, давая детям знание фактов, начиная с самых простых и наиболее приятных им для ознакомления, переходя постепенно по мере развития их ума к другим, более сложным, они могут в раннем возрасте быть ознакомлены со всеми теми общими фактами, от которых берет начало вся современная наука. Получив образование и воспитание при условиях, столь благоприятных для их нравственного и умственного развития и для их здоровья и счастья, они избегнут опасности впасть в прискорбное заблуждение о сущности человеческой природы - заблуждение, являющееся причиной всякого немилосердия в мыслях и всякой неприязни, столкновений и зла на практике.

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

(англ. Robert Owen; 14 мая 1771 - 17 ноября 1858) - английский философ, педагог и социалист, один из первых социальных реформаторов XIX века.

Роберт Оуэн родился в 1771 году в маленьком городке Ньютаун (Уэльс) в семье мелкого лавочника. В семь лет учитель местной школы уже использовал его как помощника, но ещё через два года школьное образование Оуэна навсегда закончилось, и он отправился искать счастья в больших городах. Оуэн служил учеником и приказчиком в мануфактурных магазинах Стэмфорда, Лондона и Манчестера, однако он не получил систематического образования.

Научные достижения

Непосредственным толчком для превращения Оуэна в проповедника послужили дискуссии 1815-1817 годов, связанные с ухудшением экономического положения Англии, ростом безработицы и бедности населения. Оуэн представил правительственному комитету свой план облегчения этих трудностей путем создания для бедняков кооперативных посёлков, где они трудились бы сообща, без капиталистов-нанимателей. Его идеи натолкнулись на непонимание и раздражение. Тогда Оуэн обратился прямо к широкой публике. В нескольких речах, произнесенных в Лондоне в августе 1817 году при значительном стечении народа, он впервые изложил свой план. Чем дальше, тем больше перерастал скромный проект, связанный с конкретной проблемой, во всеобъемлющую систему переустройства общества на коммунистических началах. Это переустройство Оуэн мыслил через трудовые кооперативные общины, несколько напоминающие фаланги Фурье. В 1817-1824 годах Оуэн объехал всю Британию, побывал за границей, произнес множество речей, написал массу статей и листовок, неустанно проповедуя свои идеи.

Все усилия Оуэна были напрасны, хотя находились влиятельные люди, сочувствующие в той или иной мере его планам. В 1819 году был даже создан комитет по сбору средств для его эксперимента; в состав комитета наряду с герцогом Кентом входил, в частности, Давид Рикардо. Однако собрать удалось лишь малую долю необходимых денег, и затея провалилась.

Убедившись, что проповедь примером и словом не вызывает подражания, Оуэн начал деятельную агитацию в пользу фабричного законодательства, стараясь опереться на монархическую власть и земледельческую аристократию и борясь с теорией невмешательства государства. Но надежды его и в этом направлении не оправдались. Тогда Оуэн решил обратиться непосредственно к промышленному классу и побудить его к образованию производительных ассоциаций, задача которых, по словам Оуэна, «заключалась в организации всеобщего счастья при посредстве системы единства и кооперации, основанной на всеобщей любви к ближнему и истинном познании человеческой природы».

Теоретические основания, которые вызывают необходимость образования таких ассоциаций, он изложил в двух сочинениях: «An Explanation of the Cause of Distress which pervades the civilized parts of the world » (1823) и «The Book of the New Moral World ». Практически он разработал план организации ассоциаций в «Report to the County of Lanark ». Вначале Оуэн думал об устройстве ассоциаций или колоний только для не имеющих работы, но затем пришёл к мысли о необходимости полного преобразования промышленной системы. Он явился первым социалистическим её критиком.

Промышленная система в то время, по Оуэну, была построена на трёх ложных началах: на детальном разделении труда, которое ухудшает расу, на соперничестве, которое создает всеобщее противоречие интересов, и, наконец, на получении прибыли, возможной только тогда, когда спрос равен или превышает предложение; реальный же интерес общества требует, чтобы предложение товаров было всегда больше спроса. До изобретения машин ещё можно было поддерживать такое ненормальное положение, но с тех пор и промышленная система находится и будет находиться в критическом положении, приводя к разорению фабрикантов и голодовке рабочих.

Устранение всех бедствий произойдёт только тогда, когда отдельные группы производителей, пользуясь производительными силами, почти безграничными на почве новых усовершенствований, соединятся в кооперации, для производства при помощи собственного труда и капитала и для удовлетворения собственных потребностей.

В 1832 году он затевает в Англии новое дело, которое тоже оканчивается неудачей, но имеет большое социально-политическое значение: он делает попытку организации «Биржи трудового обмена». Желая уничтожить всякую торговую прибыль и посредничество денег, Оуэн устраивает в Лондоне биржу, куда всякий производитель может доставлять товары, получая за них трудовые билеты, по расчёту шести пенсов за каждый час труда, вложенный в продукт. Первоначально успех биржи был очень велик; в первую неделю сюда было доставлено более чем на 10000 фунтов стерлингов товара, и трудовые билеты стали приниматься во многих магазинах как деньги; скоро, однако, начались затруднения.

Купцы посылали на биржу свои залежавшиеся товары и торопливо разбирали с биржи все наиболее ценное; биржа скоро была завалена товарами, не имеющими надежды на сбыт. Оценка товаров по часам труда и по шестипенсовой норме постоянно возбуждала недоразумения и споры. С нагромождением на бирже никому не нужных товаров, трудовые билеты потеряли всякую цену и биржа кончила банкротством.

Научные труды

  • Замечания о влиянии промышленной системы (1815);
  • Дальнейшее развитие плана, содержащегося в докладе... (1817);
  • Описание ряда заблуждений и бед, вытекающих из прошлого и настоящего состояния общества;
  • Доклад графству Ланарк о плане облегчения общественных бедствий... (1820);
  • Обращение Конгресса кооперативных обществ…(1833);
  • Речь Роберта Оуэна в учреждении на улице Шарлотты (1833);
  • Книга о новом нравственном мире (1842-44);
  • Революция в сознании и деятельности человеческого рода…(1850-е).

  • Биография

    Ранние годы

    Педагогические идеи

    Социально-философские основы воспитания .

    Воспитание . Цель воспитания – формирование самостоятельно и рационально мыслящего человека. Всечеловеческая гармония может быть положена лишь должным воспитанием людей. Для создания людей совершенных надо всех воспитывать с самого рождения с одинаковой тщательностью, без проявления каких бы то ни было пристрастий и так, чтобы никто не стремился к лучшим условиям. Содержание воспитания. Нравственное воспитание – на него главное внимание. Умственное воспитание – знания не должны противоречить здравому смыслу.Трудовое воспитание – необходимое условие для всестороннего развития человека. Ребёнок в школе наряду с общим образованием должен получить трудовые навыки. Физическое воспитание – военные упражнения.

    Образование. Периоды образования. Существуют периоды – пятилетия в жизни человека, вплоть до 30 – летнего возраста, - создающие основу для хорошего разделения по занятиям, причём каждая группа занята своим делом. Это способствует лучшему развитию человека.

    Система 4 образовательных ступеней (основа всего коллективизм). 1. Школа – для малышей 1-5 лет: чтение, танцы, свежий воздух. 2. Дневная школа – для детей 5-10 лет: родной язык, арифметика, география, естествознание, история. Делится на общеобразовательную (учебные занятия) и индустриальную (практическая работа в мастерских, саду и поле. 3. Вечерняя школа – для подростков работающих на фабрики. 4. Вечерние лекции – для взрослых.

    Социальный эксперимент в Нью -Ланарке. На основании собственного опыта он выработал систему «патроната».Создаёт институт для формирования характеров.В первое десятилетие XIX века нью-ланаркская фабрика привлекала к себе толпы посетителей, равно удивлявшихся коммерческому её успеху и благосостоянию её рабочих. На фабрике в Нью-Лэнарке был запрещен труд детей до 10 лет и сокращен рабочий день до 10 часов 45 минут, что было неслыханным новшеством для того времени, когда значительную часть рабочих английской промышленности составляли дети от 5 до 10 лет, которые трудились наравне со взрослыми по 14-16 часов в день.

    Оуэн открыл в 1816 г. «Новый институт для формирования характера». В него входили: дошкольное учреждение для детей от 1 до 5 лет, начальная школа для детей до 10 лет, вечерние классы для работавших на фабрике подростков, вечерний очаг культуры, где обучали неграмот­ных рабочих, функционировал лекторий, родители получа­ли консультации по воспитанию детей, проводились музы­кальные вечера, танцы, игры и т.д. На 1 января 1816 г. «Новый институт» охватывал своим воспитательным воздействием 759 человек в возрасте от 1 года до 25 лет.

    Вклад в развитие мировой педагогики Развил идею соединения обучения с производственным трудом. Создал оригинальную систему воспитания (и попытался экспериментально её доказать). Осуществил уникальный социально-педагогический опыт в колониях и коммунах.

    Значение творческого наследия Оуэна

    Несмотря на все свои неудачи, Оуэн навсегда останется памятным в истории умственного развития Европы. Он дал первый толчок фабричному законодательству, указал на необходимость вмешательства государства и ясно поставил задачу борьбы с безработицей; его же можно считать отцом той теории кризисов в промышленности, которая объясняет их несоответствием производства с потребительными бюджетами масс или, что тоже, с незначительностью потребительной доли богатства, которая достаётся массам при системе соперничества. Он был духовным творцом кооперативного движения, ставящего своей задачей сделать потребителя производителем и устранить торговую прибыль.

    Работы Оуэна вдохновили экономическую мысль второй половины XIX века и послужили источником идей коммунизма. Идеи Оуэна были преосмыслены Карлом Марксом , Фридрихом Энгельсом , Владимиром Лениным . Опыт коммун служил примером для построения кибуцев и первых коммунистических экспериментов в Советской России после года.

    Основная ошибка его состояла в том, что он хотел частными усилиями отдельных выдающихся личностей и единичными попытками преобразовать сложившийся уклад и природу отношений людей, которые, составляя могут изменяться лишь в закономерной последовательности.

    Основные произведения

    • Замечания о влиянии промышленной системы (1815)
    • Дальнейшее развитие плана, содержащегося в докладе…(1817)
    • Описание ряда заблуждений и бед, вытекающих из прошлого и настоящего состояния общества
    • Доклад графству Ланарк о плане облегчения общественных бедствий… (1820)
    • Обращение Конгресса кооперативных обществ…(1833)
    • Речь Роберта Оуэна в учреждении на улице Шарлотты (1833)
    • Книга о новом нравственном мире (1842-44)
    • Революция в сознании и деятельности человеческого рода…(1850-е)

    Издания

    • Оуэн, Роберт Избранные сочинения в двух томах. - Москва, Ленинград: Издательство Академии наук СССР, 1950. - 768 с. - (Предшественники научного социализма). - 8000 экз.

    Литература

    • Sargant, «R. Owen and his social philosophy» (1860, самая лучшая биография);
    • L. Jones, «The life of R. О.» (Л., 1890),
    • «Роберт Овен» (Биографич. библиотека Павленкова).
    • «Об образовании человеческого характера» (3-е изд., СПб., 1893).
    • Арк. А-н (Анекштейн, Аркадий Израилевич). Роберт Оуэн: его жизнь, учение и деятельность. - М., 1937
    • Аникин В . Юность науки
    • Жид Ш., Рист Ш. История экономических учений - М.: Экономика, 1995.
    • Андерсон К.М. Мексиканский проект Роберта Оуэна // История социалистических учений,1987. М., 1987. С.47-68.
    • Утопический социализм: Хрестоматия. / Общ. ред. А. И. Володина . - М.: Политиздат, 1982.
    • Герцен А.И. Роберт Оуэн // Сочинения в девяти томах. Т. 6: Былое и думы. Ч. 6: Англия. Глава IX. Роберт Оуэн. - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1957. - С. 202-251.
    • Дерзновение / Д. Валовой, М. Валовая, Г. Лапшина. - М.: Мол. гвардия, 1989. - 314 c., ил. С.128-142.

    Ссылки

    • Раздел «Галереи экономистов», посвященный Роберту Оуэну
    • Высказывания Р. Оуэна (англ.)
    • Сайт музея Р. Оуэна в городе Ньютаун (англ.)
    • Биография Р. Оуэна на сайте: Объект Всемирного наследия «Нью-Ланарк» (англ.)
    • Биография Р. Оуэна на сайте: Небеса на Земле: Подъём и падение социализма (англ.)

    Роберт Оуэн (Robert Owen, 14 мая 1771 года-17 ноября 1858 года) - английский философ, педагог и социалист-утопист, пожалуй, наиболее яркий представитель социалистического периода в Англии, один из первых социальных реформаторов XIX века.
    Родился в Уельском городке Ньютаун, в семье представителей мелкой буржуазии. Он всегда стремился к знаниям и уже в раннем возрасте помогал своему учителю. Однако через пару лет бросил свое образование, так как хотел зарабатывать себе на жизнь самостоятельно.
    К 20 годам Оуен уже был директором текстильной фабрики в Нью-Ланарке (Шотландия), где он и начал внедрять в жизнь первые попытки социалистического преобразования общества.


    Роберт Оуэн – фабрикант-филантроп

    Главным желанием Оуена было воплотить социалистические идеи в жизнь. Еще в начале XIX века, когда он был управляющим одной из шотландских фабрик, он принял решение сократить рабочий день с 13-ти до 10-ти часового. Впервые именно он организовал при своей фабрике ясли и детский сад для детей работников.
    Роберт Оуен принимал неоднократные попытки создавать социалистические организации. Так в 1824 г. в США (штат Индиана) он попытался организовать коммунистическую колонию «Новая гармония». Однако успехом это не увенчалось, как и идея «Рынка обмена товаров» в Лондоне в 1932 г., где производители могли бы вести обмен своими товарами на честных и справедливых условиях.


    Взгляды и мировоззрение Оуэна

    Слабое интеллектуальное развитие общества было, по мнению Оуена, основной причиной социальных проблем. Он считал, что с помощью пропаганды нужно просвещать людей, знакомить их с социальными устоями, которые соответствуют законам природы. Это, по мнению философа-социалиста, помогло бы общественности устранить свой «глупый» существовавший на данный момент порядок.
    Вместе с этим Оуен критикует и выступает против частной собственности и экономического неравенства . Он называл частную собственность причиной огромного количества преступлений и всяческих бедствий, которые испытывает человек.

    По мнению Оуена, в справедливом социальном обществе любое имущество, не считая предметов исключительно личного пользования, превратится в общественную собственность, которой всегда будет для всех в избытке.
    Но вместе с этим он выступал исключительно за мирное изменение общественного строя. Революции, по его мнению, место только в сознании человека.
    Оуэен считал, что революция может иметь форму только мирных и постепенных преобразований, она должна избегать превращений в грубый, насильственный переворот.

    По его мнению, революция, совершающаяся темными, некультурными массами, непременно привела бы к актам насилия и всеобщего социального хаоса, что в свою очередь, отбросило бы человеческое развитие назад.
    К такому результату приведет и революция, организованная совершенно не подготовленными в идейном плане людьми, тем более, если они будут одержимы идеей классовой мести.
    Значительное внимание Оуен уделял правовым механизмам и считал, что с помощью государственных законов, помимо облегчения жизни трудящихся, можно осуществлять более широкий спектр реформ в их интересах.
    Он был одним из первых, кто озвучил идею «гуманного фабричного законодательства», которая содержала в себе такие нормы как: ограничение рабочего дня, улучшение условий труда и быта рабочих и т.д.


    Научные труды Оуэна

    Свои взгляды теоретик сформулировал в многочисленных работах. Самой известной принято считать работу 1814 г. «Новый взгляд на общество или наука о формировании характера».
    Также его авторству принадлежат книги:

    • 1815 г. - «Замечания о влиянии промышленной системы»;
    • 1817 г. - «Дальнейшее развитие плана, содержащегося в докладе»
    • 1842 г. -1844 г. - «Книга о новом нравственном мире»;
    • 1850-е г. - «Революция в сознании и деятельности человеческого рода».

    Труды Оуена были переосмыслены Фридрихом Энгельсом, Карлом Марксом, Лениным и послужили источником идей коммунизма.

    Это заготовка энциклопедической статьи по данной теме. Вы можете внести вклад в развитие проекта, улучшив и дополнив текст публикации в соответствии с правилами проекта. Руководство пользователя вы можете найти

    Английский промышленник и один из первых социальных реформаторов XIX века, теоретик социализма, создатель трудовых коммун; сын мелкого лавочника, в двадцать лет стал управляющим хлопчатобумажной фабрикой, затем совладельцем и управляющим Чорлтонской хлопкопрядильную компании в Манчестере, позднее совладельцем прядильной фабрики в Нью-Ленарке близ Глазго; свои взгляды о путях гармоничного устройства общества излагал в сочинениях «Новый взгляд на общество, или Опыты о формировании человеческого характера» и «Книга нового нравственного мира», пытаясь практически реализовать их в коммунистических колониях в США и Великобритании.

    Ранние годы

    Роберт Оуэн родился в 1771 году в маленьком городке Ньютаун (Уэльс) в семье мелкого лавочника. В семь лет учитель местной школы уже использовал его как помощника, но ещё через два года школьное образование Оуэна навсегда закончилось, и он отправился искать счастья в больших городах. Оуэн служил учеником и приказчиком в мануфактурных магазинах Стэмфорда, Лондона и Манчестера, однако он не получил систематического образования.

    Годы жизни в Манчестере

    Манчестер был в это время центром промышленной революции, особенно бурно развивалось здесь хлопчатобумажное производство. В Манчестере Оуэн он сошелся со многими членами местного философского и литературного общества, особенно дружил с доктором Парсивалем, которым впервые была высказана мысль о необходимости рабочего и санитарного законодательства. Сам Оуэн читал в этом обществе несколько докладов о рабочем законодательстве.

    Сначала он, взяв у брата взаймы деньги, открыл с одним компаньоном небольшую мастерскую, изготовлявшую прядильные машины, которые в то время быстро внедрялись в промышленность. Потом завел собственное крохотное прядильное предприятие, где работал сам с двумя-тремя рабочими.

    Он страстно увлекался химией и найдя новые способы для обработки грубого американского хлопка, Оуэн на 20 году стал управляющим, а затем и совладельцем хлопковой мануфактуры.

    Социальный эксперимент в Нью-Ланарке

    Оуэн знакомится с Каролиной Дейл - дочерью Дэвида Дейла богатого владельца текстильной фабрики в поселке Нью-Ланарк близ Глазго, и заключает с ней брак.

    В 1799 году Оуэн переселяется в Нью-Ланарк, где он стал совладельцем (вместе с несколькими манчестерскими капиталистами) и управляющим бывшей фабрики своего тестя. Он уже давно задумал свой промышленный и социальный эксперимент и прибыл в Нью-Ланарк с твёрдым планом реформы производственных отношений.

    На примере своей фабрики он хотел показать, что обязанность заботиться о наемных рабочих вполне совпадает с интересами работодателя. На основании собственного опыта он выработал систему «патроната», которую впоследствии теоретически развил в сочинении: «Essay on the Formation of Character»(1812), доказывая, что человек составляет продукт внешних окружающих его условий и воспитания; чем выше последние, тем более облагораживается и совершенствуется человеческая природа.

    В первое десятилетие XIX века нью-ланаркская фабрика привлекала к себе толпы посетителей, равно удивлявшихся коммерческому её успеху и благосостоянию её рабочих. Посетил эту фабрику и великий князь Николай Павлович, будущий император Николай I. Удивленный успехом Оуэна, слыша со всех сторон о бедствиях рабочего населения, которое тогда все объясняли чрезмерным его размножением, он предложил Оуэну взять с собой два миллиона излишнего британского населения и переселиться в Россию, но Оуэн категорически отказался и остался жить в Англии.

    Попытка расширения эксперимента

    Непосредственным толчком для превращения Оуэна в проповедника послужили дискуссии 1815-1817 годов, связанные с ухудшением экономического положения Англии, ростом безработицы и бедности населения. Оуэн представил правительственному комитету свой план облегчения этих трудностей путем создания для бедняков кооперативных посёлков, где они трудились бы сообща, без капиталистов-нанимателей. Его идеи натолкнулись на непонимание и раздражение. Тогда Оуэн обратился прямо к широкой публике. В нескольких речах, произнесенных в Лондоне в августе 1817 году при значительном стечении народа, он впервые изложил свой план. Чем дальше, тем больше перерастал скромный проект, связанный с конкретной проблемой, во всеобъемлющую систему переустройства общества на коммунистических началах. Это переустройство Оуэн мыслил через трудовые кооперативные общины, несколько напоминающие фаланги Фурье. В 1817-1824 годах Оуэн объехал всю Британию, побывал за границей, произнес множество речей, написал массу статей и листовок, неустанно проповедуя свои идеи.

    Все усилия Оуэна были напрасны, хотя находились влиятельные люди, сочувствующие в той или иной мере его планам. В 1819 году был даже создан комитет по сбору средств для его эксперимента; в состав комитета наряду с герцогом Кентом входил, в частности, Давид Рикардо . Однако собрать удалось лишь малую долю необходимых денег, и затея провалилась.

    Убедившись, что проповедь примером и словом не вызывает подражания, Оуэн начал деятельную агитацию в пользу фабричного законодательства, стараясь опереться на монархическую власть и земледельческую аристократию и борясь с теорией невмешательства государства. Но надежды его и в этом направлении не оправдались. Тогда Оуэн решил обратиться непосредственно к промышленному классу и побудить его к образованию производительных ассоциаций, задача которых, по словам Оуэна, «заключалась в организации всеобщего счастья при посредстве системы единства и кооперации, основанной на всеобщей любви к ближнему и истинном познании человеческой природы».

    Создание теории

    Теоретические основания, которые вызывают необходимость образования таких ассоциаций, он изложил в двух сочинениях: «Explanation of the causes of distress in which pervades the civilised World» (1823) и «The New Moral World». Практически он разработал план организации ассоциаций в «Report to the County of Lanark». Вначале Оуэн думал об устройстве ассоциаций или колоний только для не имеющих работы, но затем пришёл к мысли о необходимости полного преобразования промышленной системы. Он явился первым социалистическим её критиком.

    Промышленная система в то время, по Оуэну, была построена на трёх ложных началах: на детальном разделении труда, которое ухудшает расу, на соперничестве, которое создает всеобщее противоречие интересов, и, наконец, на получении прибыли, возможной только тогда, когда спрос равен или превышает предложение; реальный же интерес общества требует, чтобы предложение товаров было всегда больше спроса. До изобретения машин ещё можно было поддерживать такое ненормальное положение, но с тех пор и промышленная система находится и будет находиться в критическом положении, приводя к разорению фабрикантов и голодовке рабочих.

    Устранение всех бедствий произойдёт только тогда, когда отдельные группы производителей, пользуясь производительными силами, почти безграничными на почве новых усовершенствований, соединятся в кооперации, для производства при помощи собственного труда и капитала и для удовлетворения собственных потребностей.

    Коммуна в Америке

    В результате Оуэна стали считать опасным мечтателем, в особенности с того момента, когда он в 1817 году затеял борьбу со всеми религиями. Разочаровавшись в английском «образованном обществе», утратив даже своё влияние в Нью-Ланарке, Оуэн с сыновьями уехал в Америку. В 1825 году Оуэн покупает в Америке 30 тысяч акров земли и организовывает здесь, в штате Индиана, на реке Вабах, коммунистическую производительную общину «Новая гармония», устав которой основывался на принципах уравнительного коммунизма. В этом деле ему содействуют филантропы Маклюр и Петр Нааф, занимающиеся воспитанием; сам Оуэн, с особым выборным комитетом, ведет все дела колонии; но попытка сразу пересоздать природу людей путем преобразования внешних условий оканчивается неудачей.

    Предприятие, поглотив 40 тысяч фунтов стерлингов - почти всё состояние Оуэна, окончилось провалом. В 1829 году он вернулся на родину. Выделив некоторые средства своим детям (их было семеро), Оуэн в дальнейшем вёл очень скромный образ жизни.

    Биржа трудового обмена

    В 1832 году он затевает в Англии новое дело, которое тоже оканчивается неудачей, но имеет большое социально-политическое значение: он делает попытку организации «Биржи трудового обмена». Желая уничтожить всякую торговую прибыль и посредничество денег, Оуэн устраивает в Лондоне биржу, куда всякий производитель может доставлять товары, получая за них трудовые билеты, по расчёту шести пенсов за каждый час труда, вложенный в продукт. Первоначально успех биржи был очень велик; в первую неделю сюда было доставлено более чем на 10 000 фунтов стерлингов товара, и трудовые билеты стали приниматься во многих магазинах как деньги; скоро, однако, начались затруднения.

    Купцы посылали на биржу свои залежавшиеся товары и торопливо разбирали с биржи все наиболее ценное; биржа скоро была завалена товарами, не имеющими надежды на сбыт. Оценка товаров по часам труда и по шестипенсовой норме постоянно возбуждала недоразумения и споры. С нагромождением на бирже никому не нужных товаров, трудовые билеты потеряли всякую цену и биржа кончила банкротством.

    Профсоюзы и рабочее движение

    Оуэн стоит у истоков и другого движения рабочего класса, которому было суждено большое будущее - профсоюзного. В 1833-1834 годах он руководил попыткой создания первого всеобщего национального профессионального союза, который объединял до полумиллиона членов. Организационная слабость, недостаток средств, сопротивление хозяев, имевших поддержку правительства,- все это привело союз к распаду.

    Разногласия между Оуэном и другими лидерами рабочего движения шли по двум линиям. С одной стороны, для многих из них, осторожных и настроенных на бизнес, был неприемлем подход к кооперации и профсоюзам как к методу преобразования общества. С другой стороны, Оуэн отрицал политические действия, что уже не удовлетворяло тех людей, которые вскоре образовали костяк чартизма - движения, с которым Оуэн никогда не мог найти общего языка.

    Последние годы жизни

    После 1834 года Оуэн не играл большой роли в общественной жизни, хотя продолжал много писать, издавал журналы, участвовал в организации ещё одной общины и неутомимо проповедовал свои взгляды. Его последователи образовали узкую секту, нередко выступавшую с довольно реакционных позиций.

    Обаяние гуманистического энтузиазма в сочетании с деловитостью, которое так отличало Оуэна в молодости и в зрелые годы и привлекало к нему людей, отчасти уступило место навязчивому однообразию речей и мыслей. Сохранив до смерти большую ясность ума, он не избежал старческих странностей. В последние годы жизни Оуэн увлекся спиритизмом, стал склонен к мистике. Но он сохранил обаяние доброты, которое отметил Герцен. Всю жизнь он очень любил детей. Взгляды Оуэна на воспитание сохраняют значение и в наше время.

    Осенью 1858 года, 87 лет от роду, Оуэн поехал в Ливерпуль и на трибуне митинга почувствовал себя плохо. Отлежавшись в течение нескольких дней, он вдруг решил отправиться в свой родной город Ньютаун, где не был с детства. Там он и умер в ноябре 1858 года.

    Значение творческого наследия Оуэна

    Несмотря на все свои неудачи, Оуэн навсегда останется памятным в истории умственного развития Европы. Он дал первый толчок фабричному законодательству, указал на необходимость вмешательства государства и ясно поставил задачу борьбы с безработицей; его же можно считать отцом той теории кризисов в промышленности, которая объясняет их несоответствием производства с потребительными бюджетами масс или, что тоже, с незначительностью потребительной доли богатства, которая достаётся массам при системе соперничества. Он был духовным творцом кооперативного движения, ставящего своей задачей сделать потребителя производителем и устранить торговую прибыль.

    Работы Оуэна вдохновили экономическую мысль второй половины XIX века и послужили источником идеей коммунизма. Идеи Оуэна были преосмыслены Карлом Марксом, Фридрихом Энгельсом, Владимиром Лениным. Опыт коммун служил примером для построения кибуцев и первых коммунистических эксперементов в Советской России после 1917 года.

    Основная ошибка его состояла в том, что он хотел частными усилиями отдельных выдающихся личностей и единичными попытками преобразовать сложившийся уклад и природу отношений людей, которые, составляя могут изменяться лишь в закономерной последовательности.

    Основные произведения

    Замечания о влиянии промышленной системы (1815)

    Дальнейшее развитие плана, содержащегося в докладе…(1817)

    Описание ряда заблуждений и бед, вытекающих из прошлого и настоящего состояния общества

    Доклад графству Ланарк о плане облегчения общественных бедствий… (1820)

    Обращение Конгресса кооперативных обществ…(1833)

    Речь Роберта Оуэна в учреждении на улице Шарлотты (1833)

    Книга о новом нравственном мире (1842-44)