С маршак что мы скажем сажая леса. Дворец творчества детей и молодёжи г.Нефтекамск

Неспроста заглавие этой статьи отсылает вас к поучительному и очень выразительному, на мой взгляд, стихотворению Самуила Маршака «Праздник леса». Мы, взрослые люди, прекрасно знаем, как много пользы приносит человеку лес. Но как часто мы задумываемся о том, что лесные богатства не бесконечны и вырастить лес не так просто и быстро? А задумываемся ли вообще? Каким образом мы можем формировать у подрастающего поколения бережное отношение к окружающей среде, если сами не активны в этой позиции?

С целью привлечения внимания обучающихся к проблемам сохранения, восстановления, приумножения российских лесов и активизации природоохранной деятельности школьников Федеральным агентством лесного хозяйства проводится всероссийская акция «Живи, лес!». Организаторами акции в Нефтекамске выступили Администрация ГО г.Нефтекамск, Управление образования и Дворец творчества детей и молодёжи. Главная задача организаторов – формирование у обучающихся значимости природоохранных действий в защиту леса и воспитание ответственного отношения к лесным богатствам родного края.

Согласно положению акции, в течение месяца, с 1 по 31 октября, активисты образовательных организаций осуществляют посадку деревьев на территории своей образовательной организации, прилегающей территории, двора, а также участвуют в экосубботниках по очистке леса от мусора. 1 ноября организации – участники акции, предоставляют фотоотчёт о проделанной в рамках акции работе.

9 октября обучающиеся Дворца творчества, активисты Российского движения школьников, произвели на территории учреждения высадку саженцев елей и рябин в количестве 70 штук и отметили их ярлычками «Больше деревьев – больше воздуха». Саженцы для высадки предоставили партнёры акции – ГАУ РБ «Янаульский лесхоз». Особую благодарность за отзывчивость выражаем начальнику участка Перевышину Г.Д.

Хочется верить, что неравнодушных людей, желающих внести пусть и небольшой вклад в улучшение экологии, с каждым годом будет больше. Будем стремиться беречь и приумножать природные богатства!


Читайте другие новости:

  • Городская акция «Четыре лапы» в рамках Российского…

Конспект непосредственно – образовательной деятельности «Лес - наш друг» для детей старшего дошкольного возраста

Горчакова Юлия Алексеевна, воспитатель МБДОУ «Ирдановский детский сад «Колосок», Никольский район, Вологодская область.
Описание материала: Уважаемые коллеги, я продолжаю знакомить вас с методическими наработками по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Данный конспект непосредственно – образовательной деятельности может быть полезен воспитателям и учителям начальных классов для закрепления представлений детей о лесе.

Интеграция образовательных областей:

познавательное и речевое развитие.расширение и закрепление знаний детей о нашем зелёном друге – лесе.

Рассказать детям об эстетическом, познавательном, оздоровительном, практическом значении природы и леса в жизни людей;
- вызвать желание беречь и охранять лес;
- формировать у детей нормы поведения в природе;
- прививать интерес к изучению природы родного края, воспитывать любовь к природе, заботливое и бережное отношение к ней.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением лесных пейзажей, просмотр презентации «Лес - наш друг», чтение и обсуждение рассказа В. Сухомлинского “Стыдно перед соловушкой”.
(«Оля и Лида пошли в лес. После трудной дороги сели на траву отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки закончили обед, недалеко от них запел соловей. Оля и Лида сидели, боялись пошевельнуться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида же завернула в газету яичные скорлупки и положила кулёк в сумку.
- Зачем ты берёшь с собой мусор?- сказала Оля.- Брось под куст. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.
- Стыдно… перед соловушкой,- ответила тихо Лида.»)
Оборудование: иллюстрации с изображением лесных пейзажей, с изображением животных.

Ход беседы.

Организационный момент.
Сегодня я приглашаю вас на лесную поляну. Здесь мы поговорим о нашем зеленом друге. Как вы думаете, что это за зелёный друг? (Ответы детей).
Отгадайте мою загадку – подсказку, тогда и узнаете правильный ответ.
Есть у ребят
Зеленый друг,
Веселый друг, хороший,
Он им протянет
Сотни рук
И тысячи ладошек.
(Лес)

Жизнь каждого человека, каждого из вас так или иначе связана с лесом.
Воспитатель показывает презентацию «Лес… Как много в этом слове» с лесными пейзажами и читает стихотворение:



Когда идёшь усталый, запылённый,
Дорогой длинной в полуденный зной,
Сверни смелее в тихий лес зелёный,
И он усталость снимет как рукой.
Я славлю чудо из чудес –
Родимый лес, зелёный лес!



Когда на сердце неспокойно станет,
Когда не в силах совладать с тоской,
Побудь в лесу на солнечной поляне,
И все печали снимет как рукой,
Я славлю чудо из чудес –
Красу земли, зелёный лес!
(В. Лукша).



Вступительная беседа.
Давайте попробуем найти ответ на вопрос: для чего нам нужен лес? (Ответы детей).
Совершенно верно. Лес – это и кладовая грибов и ягод, и прекрасное место для отдыха и спокойной прогулки. Лес – это неописуемая красота и тишина. Лес – это наш помощник. Чем же ещё нам помогает лес? (Ответы детей).
Послушайте внимательно стихотворение и найдите в нём нужные ответы:
Что мы сажаем, сажая леса?
Мачты и реи - держать паруса,
Рубку и палубу, рёбра и киль –
Странствовать по морю в бурю и штиль.
Что мы сажаем, сажая леса?
Радиомачты - ловить голоса,
Стол, за которым ты будешь писать,
Ручку, линейку, пенал и тетрадь.
Что мы сажаем, сажая леса?
Лёгкие крылья - лететь в небеса,
Дом и качели, челнок и скамью,
И деревянную лошадь твою.
Что мы сажаем, сажая леса?
Чащу, где бродят барсук и лиса,
Чащу, где белка скрывает бельчат,
Чащу, где утром вороны кричат.
Что мы сажаем, сажая леса?
Лист, на который ложится роса,
Воздух для лёгких, и влагу и тень,
Вот что сажаем в сегодняшний день!
С.Маршак “Что мы сажаем, сажая леса?”
Кто же у меня был самый внимательный, и сможет теперь ответить на вопрос: чем ещё нам помогает лес? (Ответы детей).
Правильно, ребята. Лес – это ещё и дом для птиц и зверей, лес – это чистый целебный воздух, это наш врач, лес бережёт реки, лес – это нежное зелёное платье нашей планеты, это лёгкие Земли. Лес – это наше богатство!
Поляна, куда я вас сегодня пригласила, непростая, особенная. Сюда приходят звери, прилетают птицы, когда их люди обижают. Здесь они рассказывают о своих бедах и печалях. Я предлагаю вам подумать, о чём говорят животные?
Дидактическая игра “Кто что говорит.”
Я буду показывать вам картинки с изображением животных, а вы попробуйте поставить себя на их место и рассказать, что же их тревожит. (Зайка под кустиком, рыбка в мутной воде, муравей у разрушенного муравейника, ёжик под кроватью в доме человека, лисёнок, потерявший маму и так далее).
В природе нет ничего лишнего. В ней все взаимосвязано. Нельзя нарушать цепи питания, нельзя вторгаться в мирную жизнь лесных жителей.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если, будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.


Много интересного мы сегодня узнали о лесе. Кто попробует сделать вывод, как мы должны вести себя в лесу? (Ответы детей).
Действительно, каждый человек должен приходить в лес, как гость, а не как злой и вредный хозяин, приходить с добром и не обижать лесных жителей. И когда лес почувствует, что мы не опасны, что мы тих о гуляем и не мусорим, он накроет для нас богатый праздничный стол. Как вы думаете, что же будет на этом столе? (Ответы детей).
Верно, это будут богатства леса: грибы, орехи, ягоды, чистейшая родниковая вода.


О лесе, нашем зелёном друге написано много песен, стихов, а также пословиц. Внимательно послушайте эти замечательные пословицы и подумайте, что же мы должны делать с лесом.
- Лес кормит, лечит, укрывает и согревает.
- Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади.
- Кто лес любит – тот его не губит.
- Лес - богатство и краса - береги свои леса.
Скажите, пожалуйста, одним словом, мы должны наш лес …. (беречь!)
Е.Шклавский “Ты береги нас, береги!”
Взгляни на глобус - шар земной-
Ведь он вздыхает, как живой.
И шепчут нам материки:
“Ты береги нас, береги!”
В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза.
И тихо просят родники:
“Ты береги нас, береги!”
Грустит глубокая река,
Свои теряя берега.
И слышу голос я реки:
“Ты береги нас, береги!”
Остановил олень свой бег:
“Будь Человеком, человек!
В тебя мы верим - не солги,
Ты береги нас, береги!”
Физминутка «Прогулка».
Дети по лесу гуляли, Ходьба на месте.
За природой наблюдали. Повороты головой влево-вправо.
Вверх на солнце посмотрели, Встать на носки.
И их лучики согрели.
Чудеса у нас на свете, Присесть, руки на поясе.
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали, Встать на носочках, руки на поясе.
Великанами мы стали.
Бабочки летали, Бег на месте, плавно машем руками.
Крыльями махали.
Дружно хлопаем, Хлопки в ладоши.
Ногами топаем. Притопы на месте.
Хорошо мы погуляли Дети присаживаются на свои места.
И немножечко устали.
И напоследок послушайте обращение М.М.Пришвина.
“Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять - их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные - будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу - значит охранять Родину”.
Давайте будем
Беречь планету!
Во всей Вселенной
Красивей нету!
Спасибо, мои друзья. Мне очень приятно было оказаться с вами на лесной поляне. Вы очень добрые и внимательные дети, настоящие друзья леса.

Жил-был на свете барабан,
Пустой, но очень громкий.
И говорит пустой буян
Трубе - своей знакомке:
- Тебе, голубушка-труба,
Досталась легкая судьба.
В тебя трубач твой дует,
Как будто бы целует.
А мне покоя не дает
Мой барабанщик рьяный.
Он больно палочками бьет
По коже барабанной!
- Да, - говорит ему труба,
У нас различная судьба,
Хотя идем мы рядом
С тобой перед отрядом.
Себя ты должен, баловник,
Бранить за жребий жалкий.
Все дело в том, что ты привык
Работать из-под палки!

ИЗ ЛЕСНОЙ КНИГИ

ПРАЗДНИК ЛЕСА

Что мы сажаем,
Сажая
Леса?
Мачты и реи
Держать паруса,
Рубку и палубу,
Ребра и киль
Странствовать
По морю
В бурю и штиль.
Что мы сажаем,
Сажая
Леса?
Легкие крылья
Лететь в небеса.
Стол, за которым
Ты будешь писать.
Ручку,
Линейку,
Пенал
И тетрадь.
Что мы сажаем,
Сажая
Леса?
Чащу,
Где бродят
Барсук и лиса.
Чащу,
Где белка
Скрывает бельчат,
Чащу,
Где пестрые
Дятлы
Стучат.
Что мы сажаем,
Сажая
Леса?
Лист,
На который
Ложится роса,
Свежесть лесную,
И влагу,
И тень,
Вот, что сажаем
В сегодняшний день.

ОТКУДА СТОЛ ПРИШЕЛ?

Берете книгу и тетрадь,
Садитесь вы за стол.
А вы могли бы рассказать,
Откуда стол пришел?
Недаром пахнет он сосной.
Пришел он из глуши лесной.
Вот этот стол - сосновый стол
К нам из лесу пришел.
Пришел он из глуши лесной
Он сам когда-то был сосной.
Сочилась из его ствола
Прозрачная смола.
У нас под ним - паркетный пол,
А там была земля.
Он много лет в лесу провел,
Ветвями шевеля.
Он был в чешуйчатой коре,
А меж его корней
Барсук храпел в своей норе
До первых вешних дней.
Видал он белку, этот стол.
Она карабкалась на ствол,
Царапая кору.
Он на ветвях качал галчат
И слышал, как они кричат,
Проснувшись поутру.
Но вот горячая пила
Глубоко в ствол его вошла.
Вздохнул он - и упал...
И в лесопилке над рекой
Он стал бревном, он стал доской.
Потом в столярной мастерской
Четвероногим стал.
Он вышел из рабочих рук,
Устойчив и широк.
Где был на нем рогатый сук,
Виднеется глазок.
Домашним жителем он стал,
Стоит он у стены.
Теперь барсук бы не узнал
Родной своей сосны.
Медведь бы в логово залез,
Лису объял бы страх,
Когда бы стол явился в лес
На четырех ногах!..
Но в лес он больше не пойдет
Он с нами будет жить.
День изо дня, из года в год
Он будет нам служить.
Стоит чернильница на нем,
Лежит на нем тетрадь.
За ним работать будем днем,
А вечером - читать.
На нем чертеж я разложу,
Когда пора придет,
Чтобы потом по чертежу
Построить самолет.

ПЕСНЯ О ЖЕЛУДЕ

С колпачком на голове,
Будто в путь готовый,
Он скрывается в листве
Дуба золотого.
Но, простившись со своей
Веткой-колыбелью,
Он уйдет на много дней
В сумрак подземелья.
Под землей он будет спать
В непогодь и стужу,
А когда-нибудь опять
Выбьется наружу.
В этот гладкий коробок
Бронзового цвета
Спрятан маленький дубок
Будущего лета.
Коль его не разгрызет
Белка острым зубом,
Сотни лет он проживет
Коренастым дубом.
Коль свинья его не съест,
Рылом землю роя,
Он деревьям наших мест
Будет старшиною.
Пусть растет он до небес,
С каждым годом выше.
Пусть раскинет свой навес
Многоскатной крышей.
Темно-бурый, как медведь,
Дюжий - в три обхвата,
Будет он листвой шуметь
Вырезной, зубчатой.

БУДУЩИЙ ЛЕС

В лесу я видел огород.
На грядках зеленели
Побеги всех родных пород:
Березы, сосны, ели.
И столько было здесь лесной
Кудрявой, свежей молоди!
Дубок в мизинец толщиной
Тянулся вверх из желудя.
Он будет крепок и ветвист,
Вот этот прут дрожащий.
Уже сейчас раскрыл он лист
Дубовый, настоящий.
Вот клены выстроились в ряд
Вдоль грядки у дорожки,
И нежный лист их красноват,
Как детские ладошки.
Касаясь ветками земли,
В тени стояли елки.
На ветках щеточкой росли
Короткие иголки.
Я видел чудо из чудес:
На грядках огорода
Передо мной качался лес
Двухтысячного года.
Подмосковье
Лесной питомник

ЛЕСНАЯ ГОСТЬЯ

Из пригородной рощи
Иль из глуши лесной
Она в Москву на площадь
Приехала весной.
И с нею нераздельно
В столицу привезли
Ее надел земельный
Кусок родной земли.
Не маленьким ребенком,
А деревом в соку
Ее четырехтопка
Доставила в Москву.
Перед огромным домом
Из камня и стекла,
На месте незнакомом
Приют она нашла.
В глуши лесная липа
Не слышала вокруг
Ни звука, кроме скрипа
Скучающих подруг.
А здесь - на новом месте
Покоя ночью нет.
Над крышею "Известий"
Мелькает беглый свет.
Фонарь сияет ярко,
Освещены дома...
И думает дикарка:
"Когда ж наступит тьма?"
Но, гостья дорогая,
Привыкнешь ко всему:
К тому, что не пускают
В Москву ночную тьму.
Расти на новоселье,
Живи здесь много дней,
Над городской панелью
Цвети и зеленей.
Дыши прохладой летом
И радуй каждый год
Медовым легким цветом
На площади народ!

НОВЫЙ САД

Пришли на пустырь перед школой московской,
Где долго скучала земля,
Сирени кусты и березки-подростки,
Каштаны, дубы, тополя.
В осеннее время, когда перед школой
Ребята, как пчелы, гудят,
Еще приезжают сюда новоселы
Деревья не больше ребят.
Здесь выше деревьев сквозная ограда.
Стволы молодые стройны.
Сквозь легкую зелень растущего сада
Четыре дороги видны.
Но будет пора - и листва, зеленея,
От улицы сад заслонит.
Под будущим дубом в широкой аллее
Большая скамейка стоит.
И, в сад превращая пустырь этот голый,
Мы слышим шуршанье листвы
За всеми открытыми окнами школы
Одной из окраин Москвы.

ЗИМНИЕ КОСТЕР

Нам открывается страна
С вокзального порога.
Отворишь дверь - и вот она,
Железная дорога!
Дают свистки кондуктора,
Поют рожки на стрелке,
И ударяют буфера
Тарелками в тарелки.
Зеленый, красный свет горит,
И каждый миг сигналом
Вокзал с дорогой говорит
И поезда - с вокзалом.

Крепок утренний мороз,
Но, вспотев от жара,
Прямо в небо паровоз
Бьет струями пара.
Мы выходим на перрон,
На снежок хрустящий.
Мы находим свой вагон
Новенький, блестящий.
Хочет каждый из ребят
Сесть к окну поближе.
По углам торчком стоят
Смазанные лыжи.
Плавно тронул паровоз.
Город, до свиданья!
Проезжают без колес
За окошком зданья.
Вот и кончились дома.
В окнах посветлело.
Подмосковная зима
Блещет гладью белой.

На пустынном полустанке
Мы выходим на перрон.
Распрощался на стоянке
С пассажирами вагон.
Постояв перед вокзалом,
Поезд с грохотом исчез.
Мы идем за ним по шпалам:
И сворачиваем в лес.
Сосен сизые иголки
Побелели наверху,
А разряженные елки
Словно в заячьем пуху.
Тишина. И только дятел,
Хлопотливый, деловой,
Барабанит, будто спятил,
Машет пестрой головой.
Только изредка тяжелый
Снежный ком валится в снег.
Впереди - деревня, школа,
Вкусный ужин и ночлег.

Мы встречаем утро в школе,
В окна льдистые глядим.
За одним окошком - поле,
Бор сосновый - за другим.
Хлопья снега с неба падают
Пеленой сквозной
И, мелькая, сердце радуют
Чистой белизной.
Сыплет, сыплет снег охапками
На поля зима.
До бровей накрылись шапками
Низкие дома.
Как хмельной идет-шатается
По мосткам ходок.
А в ведре гремит, болтается
Молодой ледок

С ледяной съезжая горки
На открытый лед реки,
Пишут тройки и восьмерки
Наши острые коньки.
Мы узорами изрежем,
Исчертим речную гладь.
Хорошо нам чистым, свежим,
Снежным воздухом дышать!

Костер раскладывать пора
Настал закатный час.
Зажгутся разом два костра
На небе и у нас.
Огнем охвачен край небес,
И длинный, красный луч
Насквозь пронизывает лес,
Пробившись из-за туч.
И лес стоит в густом дыму,
Как будто солнца шар,
В штыки лучей встречая тьму,
Зажег лесной пожар.
Пилу несите и топор,
Валите сухостой.
Пусть и у нас горит костер
Такой же золотой.
Пусть хворост корчится в огне,
Пускай трещит кора...
А снег кружится в вышине
Над пламенем костра.

Не так давно, на одном из мероприятий, посвящённых ценностям семьи, назвали самых читаемых детских писателей: Чуковский , Агния Барто и Маршак .

Первые двое - отдельный разговор, но и Маршака, конечно, следует понимать шире , чем чисто детского автора. Он смотрит на нас из русского перевода Сэлинджера "Над пропастью во ржи" (знаменитое стихотворение Бернса , вдохновившее название романа, приводится в книге именно в переводе Маршака). Он смотрит на нас из фильма "Здравствуйте, я ваша тётя!", когда Калягин запевает: «Любовь и бедность навсегда меня поймали в сети». Это тоже перевод С.Я. Да и вообще со всех книжных полок России смотрит на нас Маршак.

Как и многие его коллеги, С.Я. не был сразу детским писателем. В начале прошлого века он - тонкий лирический поэт, которого Ахматова и Блок называли среди лучших и «новым Пушкиным ».

Но в Советском Союзе заниматься поэзией было смертельно опасно. Маршак выбрал жить, задействовав свой резервный дар - любовь к детям. В детскую литературу, как и в переводы национальных литератур, писатели "прятались", чтобы хоть как-то печататься. Маршак не прятался, а раскрывался: "Читатель мой особенного рода: умеет он под стол ходить пешком…". Ему хватило человеколюбия, чтобы стать детским поэтом, и таланта - чтобы стать великим детским поэтом. Как говорил Сергей Михалков , "Маршак Советского Союза".

"Человека рассеянного" звали Лев Петрович, на самом деле – Самуил Яковлевич

Родился Маршак в семье химика, сотрудника мыловаренного завода Якова Мироновича Маршака и домохозяйки Евгении Борисовны Гительсон. Детство и юность провел в городке Острогожске под Воронежем , уже в гимназии проявилась его любовь к литературе и большое дарование. Эти сухие сведения из официальной биографии очень мало говорят нам о живом лице. Чуковский вспоминал, что в Маршаке он видел, как минимум, пятерых: поэта для детей, лирического поэта, драматурга, переводчика и прозаика. И еще, конечно, Маршак был просто хорошим человеком. Хотя это и не профессия.

Маршак много хлопотал за людей, не боясь, когда нужно, пойти и к следователю НКВД , и даже к генеральному прокурору Вышинскому . В войну приложил много сил к спасению еврейских детей.

Напомним один трогательный случай из мирного времени. Маршак заботился о литераторах "старой гвардии", автоматически угодивших в "попутчики" советской литературы. Среди них – о друге Блока, поэте Владимире Алексеевича Пясте. Однажды С.Я. выхлопотал для него аванс под детскую книгу, да сам её и написал. Это был самый первый вариант "Человека рассеянного", который вышел под подписью Пяста и под названием "Лев Петрович". Начало было такое:

Вместо собственной постели

Ночевал он на панели,

Удивляясь лишь тому,

Что проходят по нему.

Если можно верить слуху,

Он, со службы приходя,

Вешал часики - на муху

Недалеко от гвоздя.

Уносил с обеда ложку

И в передней каждый день

Надевал живую кошку

Вместо шапки набекрень...

Биографы утверждают, что "Рассеянного" Самуил Яковлевич писал с самого себя. И держал при себе пожилую помощницу-немку Розалию Ивановну, которую в войну спас от высылки из Москвы , и которая следила, чтобы он не забыл пообедать и надеть пальто, выходя на улицу.

Забраковал «Бармалея» Чуковского

О дружбе-вражде Маршака и Чуковского ходили анекдоты. Например, такой: уборщица попросила у Маршака прибавки жалованья. "Детские писатели сами копейки получают, - посетовал тот. - Приходится по выходным подрабатывать". - "Где?" С.Я. объяснил, что в зоопарке: он - гориллой, а Чуковский крокодилом. Маршак получает жалованье 300 рублей в месяц, а Чуковский 250. Когда анекдот дошёл до К.И., тот возмутился: «Почему это у Маршака на 50 рублей больше?! Крокодилом работать труднее!»

В 1943 году - заклятые друзья все-таки разошлись всерьёз, когда Маршак отказался печатать "Бармалея" Чуковского, признав стишки… "слабоватыми". За это получил от Чуковского "лицемера" и страшно обиделся. И всю жизнь они препирались.

И сам подвергался критике

Автобус номер двадцать шесть.

Баран успел в автобус влезть,

Верблюд вошел, и волк, и вол.

Гиппопотам, пыхтя, вошел…

В сроковые годы эта веселая сказка-развивалка "Автобус номер двадцать шесть" подверглась разносу в прессе. "Недопустимо пассажиров автобуса, советских людей, превращать в зверей, птиц и рыб..." - бранились газеты.

Дрался с секретаршей

«Детская» натура Маршака имела обратной стороной большую вспыльчивость. Сын Иммануэль писал: "Отец был горячим человеком. …когда он входил в трамвайный вагон, половина пассажиров становились его друзьями, а половина - недругами". Владимир Познер , который был у Маршака последним литературным секретарём, вспоминал, как поэт обзывал Розалию Ивановну Гитлером в юбке, она его - старым дурнем - и оба кидались друг в друга книжками.

Винил себя в смерти дочери и боялся за сыновей

В постсоветское время стало модно критиковать детскую классику за жестокость. Мол, персонажи страшноваты, перипетии жутковаты. Чуковскому инкриминируется "Мойдодыр", "Тараканище", Маршаку - "Сказка о глупом мышонке". Эта сказка была написана всего за одну ночь, чтобы достать денег на билет до Евпатории для больного сына Иммануэля. Мальчик страдал болезнью почек, врачи говорили, что он может не выжить. А родители - Самуил Яковлевич с Софьей Михайловной - над сыном буквально тряслись. Он родился через два года после смерти первенца – годовалой дочери Натанаэль. Малютка погибла от ожогов, перевернув на себя горячий самовар. Маршак очень боялся за жизнь и старшего Иммануэля, и младшего Якова, который родился в 1925 году. Старший дожил до зрелых лет, Яков умер от туберкулеза в 21 год.

А «Мышонку» поэт написал продолжение - "Сказку об умном мышонке", которого кошка не съела, а всего лишь похитила, и он хитроумно спасся из плена. Но почему-то эта сказка не получила такого большого распространения, как первая часть.

«Неизвестный герой» Бурнацкий

Ищут пожарные,

Ищет милиция,

Ищут фотографы

В нашей столице,

Ищут давно,

Но не могут найти

Парня какого-то

Лет двадцати…

Сегодня у нас вошло в поговорку: «Ищут пожарные, ищет милиция…» Мы уж и не помним, что это поэма Маршака, которую он написал в 1937 году под впечатлением заметки в «Правде»: «Вчера днем в одной из квартир четвертого этажа дома № 20 по Рождественскому бульвару в Москве взорвалась керосинка. Пламя сразу охватило комнату, в которой гладила белье 24-летняя М. П. Аникеева … Аникеева закричала о помощи. Неожиданно для всех из проходившего мимо вагона трамвая выскочил на мостовую какой-то гражданин… Он подбежал к водосточной трубе и стал по ней взбираться… Гражданин с ловкостью акробата добрался по трубе до четвертого этажа и ногами стал на карниз. Одной рукой держась за трубу, он другой обхватил испуганную Аникееву. Затем сильным ударом ноги он выбил в окне соседней комнаты раму и на глазах притихшей тысячной толпы стал пробираться с Аникеевой по карнизу к выбитому окну. Это заняло несколько минут. Передав Аникееву работникам пожарной команды, гражданин незаметно вышел из дома и остался неизвестным.

Это оказался студент рабфака В. М. Бурнацкий, 27 лет, кандидат в члены ВКП(б), бывший красноармеец, в армии научившийся «не теряться в минуту опасности»

Великая тайна Маршака и Каббала

Критик Владимир Стасов, напутствуя Маршака в большую литературу, советовал ему развивать тему еврейских корней.

Самуил Яковлевич был не просто евреем, а потомком авторитетного рода талмудистов – толкователей иудейских книг. Свое происхождение, как и ранние стихи, Маршак тщательно скрывал. Долго мы ничего не знали о его первом сборнике «Сиониды», о цикле «Палестина », который он привез из путешествия в Святую землю, которую очень полюбил. В период борьбы с космополитизмом «сионистские» тексты всплыли, доставив автору большие неприятности.

А потом – расцвели и пышные слухи: мол, в детских стихах Маршака зашифрованы какие-то каббалистические штуки. Сплетни подогрелись еще одним обстоятельством: случайно большой эрудит Юрий Тынянов обнаружил в детском стихотворении Маршака «Праздник леса» стиль Талмуда. Стишок Маршака начинается: «Что мы сажаем, сажая леса?» - ну и дальше – веселый рассказ о том, что можно сделать из дерева. Тынянов иронизировал: «Это же Талмуд. Так говорили только меламеды в хедере: «Сажая леса, мы на самом деле скажем...» И действительно, Маршак читал Талмуд и воспитывал у своих детей уважение к своему наследию. Остальных советских детей он, конечно, никаким Талмудом не грузил, используя его формальные поэтические приемы. Скорее всего, неосознанно.

Стихи для взрослых

В шестидесятые, когда его, лауреата Сталинских премий, не могли уже ни затравить, ни посадить, Маршак публикует сборник "взрослых" стихов "Избранная лирика". В книгу входит посвящение Цветаевой , за которое прежде было можно сесть, а в 1963 получить аж целую Ленинскую премию, что с Маршаком и произошло. А в 1964 его не стало.

Ведерко, полное росы,

Я из лесу принес,

Где ветви в ранние часы

Роняли капли слез.

Ведерко слез лесных набрать

Не пожалел я сил.

Так и стихов моих тетрадь

По строчке я копил.

Стихи-слезы - у поэтов сталинского времени всегда так, без исключений, как бы мы с вами ни ностальгировали по «отцу народов». "Мир умирает каждый раз с умершим человеком", - это уже цитата из "Лирических эпиграмм" Маршака, которые он начал публиковать за два года до смерти. Жаль, мы никогда не узнаем, какой огромный мир унёс с собой большой поэт. На его похороны из Шотландии прислали венок из вереска, ведь благодаря ему советские дети узнали про малюток медоваров и вересковый мед, а также прекрасные английские стишки - от «Дома, который построил Джек» до «Роббина -Боббина ».