С т шацкий биография. Педагогическая деятельность и взгляды С

Станислав Теофилович Шацкий

Станислав Теофилович Шацкий (1878–1934) – крупная фигура российской педагогики XX столетия. Теоретик и практик, он внес свой вклад в развитие идей социального воспитания, создание экспериментальных учебно- воспитательных учреждений: Сеттльмент, Бодрая жизнь, Первая опытная станция. В этих учреждениях проходили проверку идеи самоуправления учащихся, воспитания как организации жизнедеятельности детей, лидерства в сообществе школьников и др. С. Т. Шацкого глубоко интересовала проблема вхождения ребенка в сферу культурных достижений человеческой цивилизации. На становление его научных взглядов повлияли идеи представителей отечественной и зарубежной педагогики, в особенности Л. Н. Толстого, А. Ф. Фортунатова, Д. Дьюи.

С. Т. Шацкий был одним из организаторов забастовки Всероссийского учительского союза в 1917–1918 гг., воспротивившегося разрушению большевиками школьной системы. В дальнейшем Шацкий, стремясь служить на благо детей и образования, пошел на сотрудничество с Наркомпросом.

Источник развития педагогической науки Шацкий видел в анализе организованного воспитательного процесса и обстоятельств, лежащих вне такого процесса (влияние улицы, семьи и пр.). Он считал, что главное влияние на развитие ребенка имеют нс генетические задатки, а социально-экономическая среда: "Мы не должны рассматривать ребенка самого по себе... а должны смотреть на него как на носителя тех влияний, которые в нем обнаруживаются как идущие от окружающей среды". Такой подход резко контрастировал с биологизмом педологии. Он высказывал сомнения в правомерности создания педологии как новой отрасли знания при помощи математических методов. Вместе с тем Шацкий соглашался, что попытки обойтись без экспериментальных педагогических исследований обречены на неудачу. Шацкий отвергал упрощенный социальный подход к ребенку, считая безумием "ломать" детскую природу и "ковать" нового человека во имя прекрасного завтра.

Шацкий сформулировал важные цели обучения и воспитания: соответствие социальному заказу и одновременный учет индивидуальных особенностей личности; формирование у детей умения объединять усилия при достижении общей цели (например, через самоуправление); подготовка преподавателя, обладающего умениями учить, поощрять социально благоприятное воздействие на ребенка, владеющего методами исследования детей; учет макро- и микросоциального окружения ребенка.

Оставляя за школой основную роль в воспитательной работе с детьми, Шацкий подчеркивал, что учебно-воспитательное заведение должно быть теснейшим образом связано с жизнью, являться центром и координатором воспитательного воздействия среды. Главными факторами деятельности ребенка в процессе воспитания и обучения Шацкий называл творчество и самостоятельность. Основная цель обучения – не приобретение знаний, а развитие мышления, воспитание ума. Рассматривая вопрос о месте производительного труда в воспитании, Шацкий подчеркивал, что нельзя стремиться сделать такой труд способом восполнения затрат на образование.

Антон Семенович Макаренко

Антон Семенович Макаренко (1888–1939) – выдающийся отечественный педагог, который творчески переосмыслил классическое педагогическое наследие, принял активное участие в педагогических поисках 1920–1930-х гг., определив и разработав ряд новых проблем воспитания. Спектр научных интересов Макаренко распространялся на вопросы методологии педагогики, теории воспитания, организации воспитания. Наиболее обстоятельно он успел представить свои взгляды, относящиеся к методике воспитательного процесса.

В педагогическую науку А. С. Макаренко пришел как блестящий практик: в 1917–1919 гг. он заведовал школой в Крюкове; в 1920 г. принял руководство детской колонией под Полтавой (в дальнейшем – колония им. Горького); в 1928–1935 гг. работал в детской коммуне им. Дзержинского в Харькове. Со второй половины 1930-х гг. Макаренко фактически был отстранен от педагогической практики и в последние годы жизни занимался научным и писательским трудом. Из-под его пера вышли ставшие классикой педагогические сочинения: "Педагогическая поэма", "Флаги на башнях", "Книга для родителей", "Марш тридцатого года" и др.

А. С. Макаренко разработал стройную педагогическую систему, методологической основой которой является педагогическая логика, трактующая педагогику как "прежде всего практически целесообразную науку". Такой подход означает необходимость выявления закономерного соответствия между целями, средствами и результатами воспитания. Узловой пункт теории Макаренко – тезис параллельного действия, т.е. органического единства воспитания и жизни общества, коллектива и личности. При параллельном действии обеспечиваются "свобода и самочувствие воспитанника", который выступает творцом, а не объектом педагогического воздействия. Квинтэссенцией методики системы воспитания, по Макаренко, является идея воспитательного коллектива. Суть этой идеи заключается в необходимости формирования единого трудового коллектива педагогов и воспитанников, жизнедеятельность которого служит питательной средой для развития личности и индивидуальности.

Творчество Макаренко пришло в противоречие с официозной педагогикой, насаждавшей идею воспитания чело- века-винтика в гигантской социальной машине. Макаренко исповедовал идею воспитания самостоятельного и деятельного члена общества, учитывая специфику детства и природы ребенка: "Ребенок – это живой человек. Это вовсе не орнамент нашей жизни, это отдельная полнокровная и богатая жизнь. По силе эмоций и тревожности, и глубине впечатлений, по чистоте и красоте волевых напряжений детская жизнь несравненно богаче жизни взрослых".

Введение.

1. Жизненный путь и творческая деятельность С.Шацкого.

2. Реализация идей реформаторской педагогики в деятельности С.Т.Шацкого.

Список использованной литературы.


Введение

Станислав Теофилович Шацкий вошел в историю мировой педагогики и отечественного образования как выдающийся педагог-новатор, "популярнейший учитель учителей" 20-х годов.

Будучи в душе просветителем и гуманистом как обожаемый им Песталлоци, он одним из первых создавал в предреволюционной России детские колонии, где обучение соединялось с общественно-полезным трудом. Крупнейший теоретик педагогической мысли Шацкий рассматривал разностороннюю трудовую деятельность как педагогическое средство организации нормального детства, развивая идею связи трудовой, эстетической и умственной деятельности ребенка с его обучением. Сделать жизнь школьника более здоровой, содержательной, культурной и интересной - вот главный девиз всей педагогической деятельности Шацкого. Ведь школа будущего по его мнению должна вырастать из самой окружающей жизни, работая в ней, постоянно улучшаясь и совершенствуясь. К сожалению, имя этого замечательного человека было предано забвению. И только сейчас возрождается интерес к творчествувыдающегося педагога Шацкого.

После смерти его имя было надолго предано забвению. Только в 70-х годах издается собрание его сочинений в четырех томах. В настоящее время возрождается интерес к творчеству Шацкого не только в Росси, но в Европе и Америке, где переиздаются произведения ученого. После длительного перерыва творчество Шацкого стало предметом изучения в педагогических институтах, с его теорией и практикой начинают знакомиться учителя.


1. Жизненный путь и творческая деятельность С.Шацкого

Станислав Теофилович Шацкий родился в 1878 году в Смоленске. Его детство прошло в Москве, в многодетной семье военного чиновника. В гимназии он был одним из лучших учеников, но период, когда Станислав учился в Московском университете, консерватории и сельскохозяйственной академии, принес неудовлетворенность и разочарование. Только встреча с Александром Устиновичем Зеленко, архитектором по профессии, прекрасно знавшим опыт американских школ, и его предложение организовать клуб, главной целью которого стало бы повышение культурного уровня населения, увлекло молодого Шацкого. Потребностям бурно развивающейся промышленной России требовался рабочий нового типа: творчески ориентированный, хорошо образованный, способный участвовать в кооперативной деятельности. Для решения этой задачи Шацкий и Зеленко организуют в Москве общество "Сетлемент". Первое в России клубное здание для детей строится на средства, пожертвованные владельцами крупных предприятий - братьев Сабашниковых, Кушнеревых, Морозовой. Начинается интенсивный поиск форм организационно-воспитательной деятельности, направленной на развитие творческой личности. Подростки получали возможность работать в мастерских, заниматься рисованием, участвовать в подготовке самодеятельных концертов, спектаклей, приобщаться к искусству, посещать театры и музеи. Жизнь "Сетлемента" организовывалась на основе самоуправления, эффективность которого определялась доверительными, глубоко нравственными отношениями детей и взрослых, большим педагогическим тактом, обусловленным интересом к растущему человеку, признанием его прав на свободный выбор занятий, пристальным наблюдением за его развитием.

Соратники Шацкого, выпускники Московского университета: Е. А. Казимирова, К. А. Фортунатов, Л.К. Шлегер, Н. О. Масалитинова, были яркими и одаренными людьми, внесшими большой вклад в развитие Российской педагогической мысли. Однако работа "Сетлемента" неожиданно прерывается в 1907 году. Решением московского градоначальника "Сетлемент" закрывается за "распространение среди детей социалистических идей". Благодаря настойчивости Станислава Теофиловича и его друзей в 1908 году создастся новое общество "Детский труд и отдых", фактически продолжающее и развивающее традиции "Сетлемента". А в 1911 году в Малоярославском уезде в имении М. К. Морозовой в рамках общества открывается детская летняя колония "Бодрая жизнь". Здесь Станислав Теофилович вместе со своими соратниками по работе проверяет идеи связи трудовой, эстетической и умственной деятельности, взаимоотношений воспитателей и воспитанников, динамики развития детского сообщества. Представленные в форме монографического исследования результаты работы в колонии "Бодрая жизнь" получили высокую оценку и международное признание. Глубокое знакомство со школами Западной Европы в 1912-1914 годах позволило Шацкому сделать вывод о том, что созданные им и его коллегами в Калужской губернии колония и клуб не уступают лучшим иностранным учебным заведениям. Единственное превосходство европейских школ он видел лишь в их лучшей укомплектованности методическими пособиями, хорошем материальном обеспечении.

Февральская революция 1917 года окрылила Шацкого, открыла ему новые невиданные творческие перспективы. Октябрь он не принял. Станислав Теофилович был одним из организаторов забастовки учителей, организованной Всероссийским учительским союзом против захвата в 1917 году власти большевиками. Член московской городской управы, занимавшийся делами просвещения, один из руководителей всероссийского союза учителей, Шацкий с возмущением отверг предложение участвовать в работе революционного Наркомпроса. И только ответственность за судьбы детей, стремление заниматься педагогической деятельностью на благо общества побудили его принять через два года предложение новых властей о сотрудничестве. В 1919 году он создает в Калужской губернии Первую опытную станцию по народному образованию, которой руководил вплоть до ее закрытия в 1932 году. В ней Станислав Теофилович продолжил исследование проблем, которые интересовали его в дореволюционные годы: воспитание как создание наиболее благоприятных условий для естественного свободного развития личности ребенка, культивирование его потребностей; разносторонняя трудовая деятельность как педагогическое средство организации нормального детства, самоуправление в его естественном саморазвитии и саморегуляции. Опытная станция объединяла более трех десятков учебно-воспитательных, культурных учреждений Калужского и Малоярославецкого уезда: школы, детские сады, педагогические курсы, фундаментальную педагогическую библиотеку для учителей, центральную библиотеку для школьников, педагогическую выставку, педагогическую лабораторию, бюро по изучению местного края. Она стала настоящей кузницей кадров для всего Калужского края.

В наиболее известной Калужской колонии - "Бодрая жизнь" - Станислав Теофилович осуществил проект школы будущего, которая вырастает из окружающей жизни, в ней работает, улучшая ее и совершенствуя. И это для Шацкого принципиальная педагогическая позиция, в свое время обоснованная гуманистом Песталоцци. Для Станислава Теофиловича еще в дореволюционные годы отчетливо обозначилась необходимость научно-педагогически организованной связи школы со средой как культурного центра, педагогизирующего среду, создающего благоприятные условия для наиболее полного развития интеллекта ребенка. И "Бодрая жизнь" полностью воплощала эту идею педагогики среды. В естественной жизнедеятельности ребенка школа являлась ее "лучшей частью", несущей каждодневно радость, увлечение интересным делом, ощущение собственного роста, уверенности в себе и своем будущем. Лучшей и потому, что в ней были созданы условия для культивирования естественных познавательных интересов и потребностей в разносторонней деятельности, чего не могла дать семья. По Шацкому, "организовать жизнь детей - значит организовать их деятельность", отвечающую их возрастным критериям, по возможности полную и жизненно необходимую.

Руководимая Щацким опытная станция использовала также и краеведческие материалы в преподавании, привлекала к краеведческой работе учащихся. Каждый год обучения был для школьника все более расширяющим умственные горизонты вхождением в родную историю, вызывал подлинную любовь к родному краю. В школьную программу входили, наряду с познанием и трудом, искусство: слушание народной и классической музыки, хоровое пение, игра на музыкальных инструментах, подготовка спектаклей-импровизаций (С.Т. Шацкий и В.Н. Шацкая имели высшее музыкальное образование, репертуар Станислава Теофиловича включал 300 оперных арий и романсов, Валентина Николаевна была прекрасной пианисткой). Большое хозяйство колонии (учебные кабинеты, мастерские, учебно-опытное хозяйство, школьная электростанция и др.), вся организация жизни школы были делом школьного самоуправления. Шацкий по праву называл свое любимое детище "местом радостной, дружной трудовой жизни".

Какие бы "классово-пролетарские" требования к школе ни приходилось выполнять, Станислав Теофилович всегда оставался защитником детства, права ребенка на проявление природной индивидуальности, стремился дать простор для самодеятельности и творчества воспитанника и педагога.
Педагогическая деятельность Шацкого, активно поддерживаемая Н. К. Крупской, в "смутное время" конца 20-х - начала 30-х годов подверглась серьезным испытаниям. Он был обвинен в педагогическом "руссоизме", в чуждых политических взглядах "аграрного толстовства", в защите "кулацких настроений деревни". Работа Калужской Опытной станции постепенно свертывалась, утрачивала экспериментальный характер. Вскоре Станислав Теофилович переехал в Москву. Работая на ответственных должностях, он не забывал свое детище. В эти годы Станислав Теофилович часто посещал Калугу и Малоярославец, где неустанно пропагандировал свои смелые идеи развития школы. В 1933 году Станислав Теофилович участвовал в международном конгрессе в Париже по вопросам образования, где выступил с докладом.

2. Реализация идей реформаторской педагогики в деятельности С.Т.Шацкого

Реформаторская педагогика с ее углубленным интересом к личности ребенка стала развиваться в России в конце XIX — начале XX в. Условно новая педагогика объединяла сторонников "свободного воспитания", "трудовой школы", "экспериментальной педагогики", учителей, требовавших радикального изменения организации школы, содержания и методов воспитания и обучения. Одни из педагогов-реформаторов, придавая принципиальное значение природной основе детского организма, выдвигали идею свободного развития личности. Другие, рассматривая поведение ребенка как реакцию на среду, первоочередное внимание уделяли социальному окружению. Третьи высоко оценивали роль труда в развитии личности. По существу, они дополняли и обогащали друг друга, сходясь во мнении, что все эти компоненты необходимо изучать, сохранять, создавать условия для растущей личности, стимулировать ее активную деятельность.

В научных концепциях отечественных педагогов находили отражение западноевропейские и североамериканские "реформаторские" идеи. В то же время в педагогике России, особенно в школьной практике, сказывался традиционный консерватизм, проявлялась инерция в вопросах воспитания и обучения. Именно тем, что разработка теории и реализации новых идей происходила в своеобразных условиях, объясняется особая сложность классификации направлений в отечественном просвещении. Активными "педагогическими реформаторами" проявили себя И.Н.Горбунов-Посадов, К.Н.Вентцель ("свободное воспитание"); К.Ю.Цируль, Н.В.Касаткин, П.Н.Столпянский ("трудовая школа"); А.П.Нечаев, А.Ф.Лазурский, Г.И.Россолимо ("экспериментальная педагогика").

В этой плеяде было и имя С.Т.Шацкого, которого нередко причисляют к сторонникам "свободного воспитания". Однако анализ его педагогической концепции показывает, что в ней содержатся многие основные положения и "экспериментальной педагогики", и "трудовой школы". Для С.Т.Шацкого было характерным стремление к всестороннему изучению ребенка, к созданию благоприятных условий для гармоничного развития учащегося.

Теория С.Т.Шацкого проистекала из его богатого практического опыта. В течение многих лет он занимался дошкольной педагогикой, участвовал в организации школьной и внешкольной работы, которая всегда основывалась на глубоком уважении к личности ребенка, была направлена на развитие его индивидуальных, творческих способностей и на воспитание в духе коллективизма. С.Т.Шацкий осуществлял поиск новых форм и методов учебно-воспитательной работы, открывал мастерские, организовывал занятия в клубах, проводил исследования и наблюдения за детьми и окружающей их социальной средой, участвовал в подготовке педагогов.

В начале своего творческого пути С.Т.Шацкий был увлечен теорией и прак-тикой "свободного воспитания". Уже учеба в гимназии выработала в нем убеждение о необходимости радикального изменения всей школьной жизни, пересмотра целей, методов и средств воспитания и обучения. Как он писал позднее, "школьный опыт дал представление о том, как не надо заниматься педагогикой", и "хотелось поэтому поскорее начать действовать самому" (Шацкий СТ. Избр. пед. соч.: В 2 т. Т. 1. М., 1980. С. 41). Молодой педагог искал такие методы и средства, которые вели к сохранению и развитию природного потенциала личности.

Знакомство с педагогической концепцией Л.Н.Толстого способствовало принятию им идей "свободного воспитания". С.Т.Шацкий вспоминал, что тогда он решил отказаться от репетиторства, и лишь спустя несколько лет, когда возобновил занятия с детьми, сказал себе, что будет "заниматься только развитием моих маленьких учеников" (там же. Т. 1. С. 28).

Видя в ребенке самоценную личность, а в его детстве насыщенный событиями и эмоциями важнейший период, который не предваряет взрослое существование, а является самой жизнью, С.Т.Шацкий подчеркивал, что "самая важная наша работа должна быть направлена на то, чтобы сохранить то, что есть в детях" (там же. Т. 2. С. 13). Задачу воспитателя он определял как стремление к "осуществлению возможно полной детской жизни сейчас, без мысли о том, что даст будущее" (там же. Т. 2. С. 10). Возвращение детям детства — главный девиз педагога С.Т.Шацкого.

Постепенно в нем зрело убеждение, что все неудачи в работе с детьми проистекают от пренебрежения природными свойствами каждого из них, следовательно, педагог должен быть в первую очередь наблюдателем и исследователем.

С.Т.Шацкий в полной мере разделял взгляды педологов России начала XX в. о том, что необходим синтез психологических, биологических, социальных знаний о развитии ребенка. Только на основании такого комплекса представлений о личности ученика педагог может осуществлять свою деятельность. Собственные исследования и эксперименты позволяли С.Т.Шацкому проектировать и строить свою школу с учетом разработок содержания, форм и методов учебной и воспитательной работы.

Так, признавая начальным звеном в развитии ребенка его естественную природную основу, С.Т.Шацкий придавал огромное значение в процессе формирования личности влиянию социальной среды. В дальнейшем этот фактор стал, по существу, ведущим в его педагогической концепции. Характеризуя свои педагогические поиски, он писал: "Вся наша работа носила характер социальный, так как была связана с изучением среды, в которой росли наши дети" (там же. Т. 1. С. 113).

Первым опытом С.Т.Шацкого явилось создание известного "Сетлемента", затем он организовал новое общество — "Детский труд и отдых", потом колонию "Бодрая жизнь". Открывая эти детские сообщества как объединения свободных детей и разумных взрослых с четким распределением обязанностей и равными правами, он стремился сформировать благоприятные условия для каждой личности.

Принцип свободы предполагал отказ от плана учебно-воспитательной работы, вся педагогическая деятельность должна была основываться на естественном и спонтанном проявлении интересов, природных сил и дарований детей. Вместе с тем совместная жизнь в колонии накладывала определенные ограничения: каждый свободен, пока не нарушаются интересы другого. В сознание колонистов входило понимание ответственности перед другими за себя, свое поведение, свое дело, за своих товарищей, за жизнь колонии в целом. С.Т.Шацкий писал: "Та свобода, которая... входила в жизнь колонии, не была мыслима без развитого чувства ответственности" (там же. Т. 1. С. 178).

Представляется, что его отход от принципа свободы исключительно в духе теории "свободного воспитания" был обусловлен пониманием важности социальной среды, которая может как помогать воспитаннику в раскрытии творческих сил, так и оказывать негативное воздействие, ограничивать его развитие. Поэтому школа должна не только чутко отражать особенности той или иной социальной среды, но и уметь выстраивать свою тактику в борьбе за ребенка: учителя должны изучать жизнь улицы, использовать ее положительные моменты и при необходимости вмешиваться, регулируя ее влияние на детей. Первоочередными вопросами в беседе с ребенком являются следующие: где гуляешь; с кем дружишь; что делаешь на улице; с кем дерешься и любишь ли драться? По мнению С.Т.Шацкого, неудачи в работе с детьми часто объясняются тем, что педагоги не хотят замечать ни действительных, ни мнимых ценностей улицы.

Реформаторская педагогика видела главную задачу в адаптации, социализации ребенка. Как писал С.Т.Шацкий, подрастающему поколению нужно "учиться жить, приспосабливаться к жизни" (там же. Т. 1. С. 259).

Изучая условия жизни ребенка, педагог должен стремиться и к повышению социокультурного уровня среды, к ее "педагогизации". Выполнению этой задачи была посвящена вся практическая деятельность С.Т.Шацкого, начиная с создания "Сетлемента".

Раскрытию ребенка, очищению его "я" от того наносного, что обусловлено воздействием на него среды, должно было помогать и искусство, в котором "у детей обнаруживается инстинкт выявления себя" (там же. Т. 1. С. 264). Следуя теории эстетического развития, С.Т.Шацкий стремился организовывать занятия так, чтобы дети выражали себя через живопись, скульптуру, музыку, театр.

Сами занятия искусством позволяли "запустить" процесс раскрытия личности и, одновременно, благотворно влиять на ребенка, формировать его внутренний духовный мир, способствовать становлению его жизненных целей и идеалов.

Огромное воспитывающее значение С.Т.Шацкий придавал и труду, который вносит смысл и порядок в детскую жизнь; формирует и стимулирует личные интересы; вырабатывает полезные привычки; способствует возникновению и росту общественных интересов; налаживанию межличностных отношений; воспитанию чувства коллективизма. По его убеждению, труд всегда составлял основу детской жизни, был естествен для ребенка, стремящегося к игре, творчеству, активной деятельности. Правильная организация труда помогает бороться с ленью воспитанников, соответственно работа должна быть по силам, исходить из внутренне присущего ребенку желания деятельности и приносить радость.

Представления о педагогическом значении труда сложились у С.Т.Шацкого под влиянием собственного опыта и получили развитие в процессе знакомства с работами С.Холла и Д.Дьюи. Исходя из того что трудовая деятельность является главным средством развития личности, он полагал, что современная школа должна строиться по принципу трудовой школы, которая станет высшей формой организации всей учебно-воспитательной деятельности. Ее материальную, дисциплинарную основу обеспечивал физический труд, включавший самообслуживание детей. Самоуправление организовывало жизнь школы. Искусство украшало существование и питало эстетическое чувство воспитанников. Игра вносила дух соревнования, позволяла развивать волевые качества, моделировала социальные отношения. Работа ума направляла общую жизнь школы и удовлетворяла дух исследования. Соединение всех этих элементов укрепляло социальные навыки. Сама новая школа олицетворяла собой решение задачи разностороннего гармоничного воспитания личности, причем оно осуществлялось самым естественным образом — через изначально присущее ребенку стремление к активному восприятию жизни.

В первые годы советской власти С.Т.Шацкий постоянно выступал как сто-ронник трудовой школы. Вместе с тем он отмечал, что эта идея могла быть реализована не сразу, а только после создания соответствующих условий. Основываясь на убеждении, что ребенок хорошо усвоил только то, что познал с помощью активной деятельности, и подчеркивая необходимость связи научных и жизненных знаний ребенка, он считал главными элементами школы производительный труд, искусство, игру, социальную жизнь, умственную работу. "Такая школа не готовит специалистов. Она, — отмечал С.Т.Шацкий, — дает познание самых важных жизненных процессов и их взаимоотношений" (там же. Т. 2. С. 22).

В связи с новым пониманием учебно-воспитательного процесса должны были меняться методы обучения. В значительной степени они перекликались с "методом проектов", характерным для зарубежной трудовой школы, или с "комплексным методом", под которым понималось овладение учебным материалом на основе единого тематического стержня. Так, тема "Работа в гончарной комнате" предполагала не только формовку, роспись и обжиг различной посуды, но и получение знаний о составе и свойствах глины, географии ее залежей, равно как и проведение загородных экскурсий, посещение музеев и библиотек.

Известно, что в послереволюционные годы развернулась большая работа по реформированию всей образовательной системы, главной целью которой являлось создание единой трудовой школы. В числе педагогов, принимавших в ней активное участие, был и С.Т.Шацкий, который начал реализовывать свои идеи в работе Первой опытной станции. Она должна была служить своеобразным полигоном для ученых, работников детских садов, школ, внешкольных учреждений и культурно-просветительских организаций для взрослых, где на основе единой исследовательской программы разрабатывались и проверялись формы и методы воспитания и обучения. Однако понимание идеи трудовой школы в этот период было неоднозначным. Наряду с использованием трудового метода широкое распространение получили проекты, суть которых часто сводилась к замене школы производственной коммуной, профессионально-техническим обучением.

В этих условиях работа станции имела особое значение. Ее молодые педагоги попытались реализовать идею естественного формирования всесторонне развитых "будущих граждан республики" через организацию опытных заданий для воспитанников в сочетании с разумным самоуправлением. Под руководством С.Т.Шацкого учителя стремились к тому, чтобы дети учились всем предметам, не сидя в классных комнатах на обычных школьных уроках, а "играючи" — коллекционируя, рисуя, фотографируя, моделируя, наблюдая за растениями и животными, ухаживая за ними.

В "Положении о Первой опытной станции" говорилось, что "такая опытная работа имеет в виду накопление и разработку материалов, могущих способствовать как государственным органам, так и общественным организациям и широким кругам населения в деле углубления проблем культурной работы, выяснение организационных форм и методов проведения ее в жизнь" (Шацкий СТ. Пед. соч.: В 4 т. Т. 2. М., 1964. С. 409). Через культуру предполагалось повышение технической грамотности населения, развитие духовной и социальной сфер. Одновременно с организацией деятельности воспитанников на станции проводилась большая работа по подготовке и повышению квалификации учителей.

Идеи и опыт естественного и всестороннего формирования личности средствами трудовой деятельности, важность коллективной работы, влияния труда на интеллектуальное развитие ребенка пропагандировались педагогами через устройство выставок детских работ, путем организации бесед и собраний с родителями и общественностью. Одновременно знание культурно-социальной среды воспитанников помогало сотрудникам станции оказывать на нее позитивное влияние и сохранять за школой роль центра воспитания.

Под руководством С.Т.Шацкого на станции проводились обширные социально-педагогические исследования и эксперименты. Рассмотрению и анализу подвергались экономика, быт, культура, педагогика семьи, поведение воспитанников в детских сообществах и коллективах, экономическая и культурно-бытовая среда района станции.

Деятельность станции некоторое время рассматривалась как "ледокол, пробивающий фарватер трудовой школы". Однако уже в начале 30-х гг. при смене внутриполитического курса, ужесточения партийного и государственного контроля за образованием она была закрыта. Заложенные в ее основе принципы естественного, всестороннего формирования личности с помощью свободного, полезного, радостного труда не соответствовали новому духу времени. Несмотря на всю важность работы по умственному, эстетическому, физическому развитию личности, на первом месте всегда стояло трудовое воспитание. Если в начале создания станции С.Т.Шацкий и его сотрудники рассматривали труд преимущественно как средство развития ребенка, то в дальнейшем он приобретал все большее значение и вес, подчиняя себе остальное, что меняло облик станции. Требовался педагогический талант С.Т.Шацкого и его первых сподвижников, чтобы гармонично сочетать идею развития личности на основе трудового метода с производительным трудом, трудовым обучением. Однако советской школой с ее идеологизированностью и командными методами руководства опыт воспитания свободного человека, личности со своим складом мышления не был востребован. Молодое поколение сотрудников, приходивших на станцию в конце 20-х гг., стремилось организовывать работу в духе требований нового времени. Все большей критике подвергались методы "буржуазной педагогики", под которой понимались главным образом реформаторские идеи начала XX в. Все более очевидным становилось идеологическое воспитание, целенаправленное трудовое обучение широких слоев нА-селения, использование единых программ, средств и методов учебно-воспитательного процесса, которые в основном диктовались партией и правительством. Признание педагогических достижений С.Т.Шацкого в книге Д.Дьюи, опубликованной им после посещения нашей страны, только усугубило положение его детища. Разгон станции символизировал собой конец развития реформаторских идей, оказавших позитивное влияние на педагогическую науку и практику в стране, во многом определявших "лицо" отечественной педагогики в один из самых интересных периодов ее существования — конца XIX — начала XX в.


Выводы

Принципом всей педагогической деятельности Станислава Теофиловича стало изучение условий жизни и личного опыта школьников разных возрастных групп, установление того, что должна сделать школа в данной области, чтобы жизнь ребенка была более здоровой, содержательной, интересной. Шаг за шагом, медленно, но неуклонно продвигалось трудное дело "улучшения жизни" детей (от приучения к соблюдению правил личной гигиены до украшения крестьянских дворов цветниками). Столь же естественными для педагога оказались разнообразные способы такого введения ученика в школьную науку, когда знания усваиваются на основе личного опыта, его "реорганизации", что делает знания "живыми", "работающими", прочными. Опыт работы школы в этом направлении Шацкий определил в афоризме "изучение жизни и участие в ней", ставшем "лозунгом" обновления педагогического процесса в школе 20-х годов. Конечное, как в любом новом деле, в реализации этой идеи было допущено немало ошибок, сам подход подвергался критике как ведущий к снижению уровня общего образования. В то же время в школьное обучение входила исследовательская деятельность, познавательно-практическая деятельность, общественно-полезный труд. Все это развивало творчество мышления ребенка, исследовательского и практического отношения к жизни.

В то время как на Западе труды Шацкого получали все большее мировое признание, у себя на Родине в печати начались нападки на ученого. Следы глубокого внутреннего кризиса который пережил Станислав Теофилович, - в сохранившихся записях его лекций-бесед с будущими учителями (1929 г.), особенно в документах, связанных с его деятельностью в последние годы жизни - на посту директора Московской консерватории. Это уникальное учреждение национальной музыкальной культуры партийные власти стремились, используя имя Шацкого, превратить в "основной рычаг пролетариата в деле несения музыкального искусства к массам", "подчинить творчество политике", "изжить индивидуалистические тенденции и настроения части профессуры и студенчества".


Список использованной литературы

1. Баркова Н. Реализация идей реформаторской педагогики в деятельности С.Т.Шацкого // Педагогика. - 2000. - № 7. - С. 69-73

2. История психологии в лицах. Персоналии / Людмила Андреевна Карпенко (ред.). — М. : ПЕР СЭ, 2005. — 783с.

3. Лихи Т. История современной психологии: [Пер. с англ.]. — 3.изд. — СПб. и др. : Питер, 2003. — 446с.

4. Ждан А. История психологии от античности к современности: Учебник для студ. психол. спец. вузов. — 4.изд., перераб. — М. : Академический Проект, 2002. — 527с.

5. Марцинковская Т. История психологии: Учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по направлению и спец. психологии. — 4.изд., стер. — М. : Издательский центр "Академия", 2004. — 539с.

6. Морозов А. История психологии: Учеб. пособие для вузов. — М. : Академический Проект, 2003. — 287с.

7. Смит Р. История психологии: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направлению "Психология" и психол. спец. / А.Р. Дзкуй (пер.с англ.), К.О. Россиянова (пер.с англ.). — М. : Академия, 2008. — 404с.

8. Этапы новой школы: Сборник:Из работ Первой Опытной Станции по народному образованию при Наркомпросе / С.Т. Шацкий (ред.). — М. : Работник просвещения, 1923. — 144с.

9. Ярошевский М. Г. История психологии. От античности до середины ХХ века: Учеб. пособие для вузов. — М. : Академия, 1996. — 416с.

Когда в 20-е годы прошлого столетия Станислав Шацкий по рекомендации Крупской вступил в коммунистическую партию, русская педагогическая эмиграция «простила» его. Она сочла, что шаг был сделан во имя спасения российской школы от полного разрушения. Эта история - лишнее подтверждение тому факту, что в отечественной педагогике Станислав Теофилович стал одним из самых признанных деятелей народного образования, более того - самых любимых .

ПОИСК ПУТИ
Родился Станислав Шацкий 13 июня 1878 года в селе Воронино Духовщинского уезда Смоленской губернии в семье мелкого военного чиновника. В 1881 году семья Шацких переехала в Москву. В 1896 году он окончил Московскую гимназию,
Дальнейшую его биографию образно представил Соловейчик в «Часе ученичества»:
«…Из гимназии Станислав Теофилович Шацкий вынес впечатление: «Так не надо ни учиться, ни учить». Его всю жизнь преследовало воспоминание о товарище-гимназисте: учитель математики собирался поставить ему единицу, а тот рыдал, целовал его рукав и просил пощады.
Сначала Шацкий сам учился учиться. Он был типичным «вечным студентом». Окончил естественный факультет Московского университета, потом учился в консерватории, потом поступил в Петровскую (теперь Тимирязевская) земледельческую академию и стал любимым учеником Климента Аркадьевича Тимирязева.
Шацкий был актером, режиссером, агрономом, замечательным певцом с огромным репертуаром: 300 романсов и песен, 10 оперных партий. Драматический тенор, Шацкий ездил с концертами по стране, пользовался большим успехом, и, наконец, ему предложили дебют в Большом театре!
Его ждали слава, успех, почет, деньги.
Шацкий от всего отказался, даже от дебюта, открывавшего путь во все оперные театры страны…»
Действительно, все эти годы напряженного и мучительного поиска себя, своего жизненного предназначения его влекло в педагогику, к детям.
Главная заслуга Шацкого состоит в том, что он впервые в России целостно рассмотрел влияние условий среды на социализацию ребенка. Ему также принадлежит первенство в разработке таких вопросов, как самоуправление школьников, лидерство в детском сообществе и, конечно, главное - функционирование школы как комплекса учреждений, реализующих преемственность и целостность в воспитании.

«СЕТЛЕМЕНТ»
Огромное впечатление на молодого Шацкого произвело знакомство с философско-педагогическими работами Льва Толстого, опытом его работы в Яснополянской школе. В сознании Станислава Теофиловича все рельефнее складывался образ сельской школы - земледельческой коммуны, которую он хотел бы создать.
Судьбоносной оказалась встреча с архитектором Зеленко, вернувшимся из Америки и предложившим организовать по примеру американцев «Сетлемент» - своеобразный центр (поселок) культурных людей, селившихся среди бедного населения для организации просветительской работы.
Первой попыткой воплотить эти замыслы в жизнь стала созданная Шацким и Зеленко небольшая сельская коммуна из 14 взятых из приюта мальчишек. Так возникла Щелковская колония с трудовым и художественным воспитанием и детским самоуправлением. Дружно и слаженно прошло лето в колонии. Это окрылило ее организаторов.

«ДЕТСКОЕ ЦАРСТВО»
«Педагогическая робинзонада» подтолкнула к необходимости перехода к систематической воспитательной деятельности. Осенью 1905 года в Марьиной роще в Москве неутомимые подвижники создали «Сетлемент», объединив уже действовавшие там клубы-кружки.
На средства, собранные среди владельцев крупных предприятий - братьев Сабашниковых, Кушнеревых, Морозовой, по проекту Зеленко строится клубное здание для детей. Среди педагогов «Сетлемента» видное место заняла Валентина Демьянова. Она стала женой Шацкого и самым верным его сподвижником во всех «годах исканий». Уже через год клуб посещало около 120 детей, а летом в Щелковскую колонию выехало 80 ребят.
Так начинался интенсивный поиск форм организационно-воспитательной деятельности, направленной на развитие творческой личности.
В основе воспитательной системы «Сетлемента» лежала идея «детского царства», где каждый воспитанник получал возможность для всестороннего развития сил. Мальчики и девочки объединялись по интересам и принципу товарищества. Дети ходили в различные клубы: столярный, сапожный, пения, астрономический, театральный, биологический и др. Каждый клуб имел свое название и разработанные детьми правила регулирования взаимоотношений, которым строго следовали и взрослые, руководители клубов. Решения, принятые на собраниях клубов, как и на общем собрании, считались обязательными.
Все структурные элементы в воспитательной системе «Сетлемента» подчинялись поставленной цели - создать максимально благоприятные условия для самовыражения личности и ее самореализации.
Среди работников «Сетлемента» было мало педагогов, но недостаток опыта и средств возмещался колоссальной энергией и огромным интересом к делу. Главное внимание было обращено на общественное детское воспитание.

ОТ «ДЕТСКОГО ТРУДА И ОТДЫХА» К «БОДРОЙ ЖИЗНИ»
Несмотря на то что «Сетлемент» вызвал огромный интерес радикальной интеллигенции и детворы и получил серебряную медаль за детские поделки на Промышленной выставке в Петербурге, уже 1 мая 1908 года он был закрыт за «попытку проведения социализма среди детей».
Впрочем, благодаря настойчивости Шацкого и его друзей, в том же 1908 году создается новое общество - «Детский труд и отдых», фактически продолжающее и развивающее традиции «Сетлемента».
В 1911 году член этого общества Морозова разрешила Шацкому и его сотрудникам организовать на пустующем участке ее имения в Калужской губернии детскую колонию. Колония получила название «Бодрая жизнь». Целью ее было организовать летний отдых членов Марьинского клуба, продолжить работу над организацией дружного детского коллектива, приобщить ребят к труду, самоуправлению, всемерно развивать их творческие способности
Здесь Станислав Теофилович вместе со своими сотрудниками в опытной работе проверял идеи связи трудовой, эстетической и умственной деятельности, взаимоотношения воспитателей и воспитанников, динамики развития детского сообщества.
Это было детское учреждение, ставшее затем образцом подражания для школ-коммун, которые организовывались в последующее десятилетие, но особенно массово в период гражданской войны. Оно и понятно, ведь Шацким была предложена модель по сути самоокупаемого воспитательного заведения, где благодаря непрерывному сельскохозяйственному труду детей и взрослых удавалось получить средства для существования.
Впрочем, хотя труд и занимал в колонии важное место, ему придавалась, прежде всего, воспитательная направленность. Питомцам был ясен практический смысл их деятельности: они налаживали хозяйство, стремились сделать жизнь в колонии более приятной, уютной и красивой. Так приходило ощущение радости в труде.
Основой всей жизни колонии являлось сообщество детей и взрослых, и строилось оно на принципах самоуправления. Ребята были не мнимыми, а подлинными хозяевами «Бодрой жизни». И конечно, как и во всех учреждениях, которые создавал Шацкий, в колонии царило и правило бал Его Величество Творчество. Взрослые и дети издавали журналы, ставили спектакли, организовывали концерты, много слушали музыку и исполняли музыкальные произведения. Оркестры, хор, театр органично соединялись с трудом на полях, занятиями в кружках с различными играми.

ПЕРВАЯ ОПЫТНАЯ СТАНЦИЯ ПО НАРОДНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
Февральская революция окрылила Шацкого, открыла ему новые перспективы работы и творчества. Октябрь он не принял. Станислав Теофилович был одним из организаторов забастовки учителей, организованной Всероссийским учительским союзом и направленной против захвата власти большевиками.
Член московской городской управы, занимавшийся делами просвещения, один из руководителей Всероссийского союза учителей, Шацкий с возмущением отверг предложение участвовать в работе Наркомпроса.
Однако, убедившись, что большевики пришли надолго, Станислав Теофилович затем принял предложение Надежды Крупской о сотрудничестве. В 1919 году он создал ставшую знаменитой Первую опытную станцию по народному образованию, которой руководил вплоть до ее закрытия в 1932 году.
В Первой опытной станции было два отделения - городское в Москве и деревенское в Калужской губернии. В состав деревенского отделения входили 4 детских сада, 15 школ первой ступени, школа второй ступени и школа-колония «Бодрая жизнь», бюро по изучению края, педагогические курсы, педагогический центр, обобщающий, педагогический опыт школ. В составе московского отделения были детский сад, школа и выставка, отражавшая опыт детских садов и школ. Опытная станция, руководимая Шацким, успешно решала проблемы трудового воспитания, формирования детского коллектива, самоуправления учащихся, физического воспитания школьников.
Задуманная в качестве полигона для подготовки сельского варианта программ ГУСа, Первая опытная станция далеко вышла за рамки этих задач. Шацкий и его сподвижники создали педагогический комплекс, уникальный по замыслу и масштабу. Главной задачей, вокруг которой строилась деятельность комплекса, было взаимодействие школы с окружающей средой.
Станция работала в двух основных направлениях: изучалась окружающая среда и, в соответствии с крестьянским менталитетом, адаптировались образовательные программы; но и окружающая среда преобразовывалась на новых основах. Крестьяне всячески вовлекались в жизнь школ - для них читали лекции, им раздавали элитные семена, помогали в ведении хозяйства.
Постепенно в комплексе развились тесные связи с окружающей жизнью, что благотворно сказалось на осуществлении целостности в непрерывности воспитательной работы. Благодаря этому удавалось реализовать главную сверхзадачу коллектива – «организацию» всей жизнедеятельности ребенка».
Деятельность станции получила большой резонанс как в отечественной, так и в мировой педагогике. Известна высокая оценка, которую дал Д. Дьюи, посетивший Шацкого в конце 20-х годов: «Я не знаю ничего подобного в мире, что могло бы сравниться с этой колонией».

ШКОЛА-ИНТЕРАНТ ДЛЯ ОДАРЕННЫХ МУЗЫКАНТОВ…
Однако условия и обстановка, в которых Шацкому пришлось воплощать в жизнь идеи, сильно мешали ему. Станция постоянно находилась под угрозой расформирования. Шла нескончаемая политическая травля Шацкого - то как «представителя правого крыла московских педагогов», то как толстовца. Ученый своей образованностью и масштабностью разительно выпадал из общей массы соцвосовских работников.
В 1932 году во исполнение партийных постановлений о школе опытная станция была расформирована. Шацкого, по его выражению, «с кровью оторвали от любимого дела».
Станислав Теофилович был назначен ректором Московской консерватории. Но там ему было неуютно: не имея законченного высшего музыкального образования, он не был искушен в вопросах теории музыки, но между тем в его подчинении находились выдающиеся музыканты. Однако и здесь он стремится реализовать свои педагогические идеи. По его предложению создается музыкальная школа-интернат для одаренных детей. Ее деятельность во многом определила выдающиеся достижения советских музыкантов на мировых конкурсах в 30 - 50-е годы.
Неудовлетворенность работой, систематическая травля в печати, потеря смысла жизни привели к катастрофе. 30 октября 1934 года во время подготовки консерватории к революционному празднику Станислав Теофилович скоропостижно скончался.

Станислава Теофиловича Шацкого (1878-1934) можно отнести к выдающимся отечественным педагогам.

Общественно-педагогическая деятельность С.Т. Шацкого нача­лась с 1905 года, в начале она проходила в области дошкольной и внешкольной работы с детьми.

Он организовал первые в России клубы для детей и подро­стков на окраине Москвы - а Марьиной Роще. Перечень педагогических интересов С.Т. Шацкого постепенно рас­ширяется: от проблем досуговой деятельности детей, клубной рабо­ты он переходит к проблемам трудового, нравственного, эстетичес­кого воспитания детей.

Он считал, что «труд вносит смысл и порядок в детскую жизнь», но при условиях, что:

Труд должен быть интересен для детей,

Труд должен иметь для детей личную и общественную значи­мость,

Он должен быть направлен на развитие сил и способностей детей,

Труд должен развивать у детей деловые связи, партнерские от­ношения.

Много ценных педагогических идей и мыслей можно найти в ра­ботах С.Т. Шацкого по проблеме организации клубной работы детей. «Основная идея детского клуба - создание центра, где организуется детская жизнь на основании требований, исходящих из детской при­роды». Детские клубы основываются на детских ин­стинктах, с одной стороны, и на подражательности взрослых, - с дру­гой. Чтобы выявить нача­ло этих организаций, нужно очень серьезно изучать детскую улицу (детей на улице) и взять от этого изучения все ценное, что сложилось в этих многочисленных, быстро создающихся и быстро распадаю­щихся организациях».

Эти детские самодеятельные организации появляются «в силу необходимой потреб­ности учиться жить, приспособиться к жизни». «B детском клубе должны быть представлены все воз­можности учиться жизни и все главные элементы, которые участвуют в создании жизни... В силу этого клуб должен быть живым, гибким, беспрограммным, и лица, работающие в клубе, должны отличаться подвижностью ориентировки». Шацкий разработал теорию дет­ского коллектива и детского самоуправления, «наблюдения над жизнью детского коллектива приводят к такому выводу: между ос­новными сторонами детской жизни - физическим трудом, игрой, искусством; умственным и социальным развитием существует опреде­ленная связь, обнаруживается постоянное взаимодействие, и, в ко­нечном итоге, те или другие изменения в одном направлении (это касается и форм детской деятельности, и их организации) вызывают соответствующие изменения в другой области».

Проблема, которую удалось решить С.Т. Шац­кому - это проблема взаимодействия школы и социальной среды. Школьная, природная и социальная среда рассматривались им как целостная, система факторов и условий для всестороннего развития ребенка. С особой силой его педагогический и исследовательский талант проявился в Первой опытной станции по народному образованию (1919 - 1932 гг.), созданной после Октябрьской революции на осно­ве руководимой им школы-колонии «Бодрая жизнь». С.Т. Шацкий считал, что воспитательное влияние окружающей сре­ды будет тем выше, чем активнее включать детей в ее изучение, и преобразование. Органи­зуя жизнедеятельность ребенка в различных ее формах - трудовой, физической, умственной, игровой, школа должна быть инициатором преобразования окружающей среды.

Связью с жизнью и окружающей средой находила свое выраже­ние в самых различных формах и видах деятельности детей. Она получила последовательное отражение в содержании и методах обучения, выражаясь в использовании местного материала, непре­менно в практическом применении вновь приобретенных знаний и умений, в том, числе в различных ситуациях общественно-полезной работы.

Воспитанники школы-колонии «Бодрая жизнь» участвуют в элек­трификации деревни, в культурно-просветительной работе среди ме­стного населения, организуют «Дни леса», проводят компанию по уничтожению малярийного комара, организуют праздники и театра­лизованные представления. Другая педагогическая идея, получившая воп­лощение в педагогической системе С.Т.Шацкого, - это создание прин­ципиально новых инновационных структур взаимодействия обра­зовательно-воспитательных учреждений.

В состав Первой опытной станции входили ясли и детские сады, начальные школы, средняя школа, школа-интернат, клуб, читальня. Кроме того, была создана подструктура исследовательских учреж­дений, а также своеобразная система по подготовке и повышению квалификации. педагогических кадров. Курсы-съезды учителей, лет­ние педагогические курсы - все это замыкало целостную социально-педагогическую систему С.Т.Шацкого, но в то же самое время она была открыта для других: развертывал работу издательский отдел, обменивались передовым педагогическим опы­том учителя.

Шацкий проявил себя как глубокий исследователь. Педагогические проблемы он связывает с социальной жизнью. В круг его исследовательских интересов попадают проблемы, которые имеют непреходящее значение и до сего времени:

Проблема рациональной организации занятий в школе,

Проблема отбора и конструирования дидактического материа­ла,

Проблема учета результатов детского труда,

Проблема повышения качества урока,

Проблема второгодничества,

Проблема создания опорных, опытных и экспериментальных школ,

Разработка научных методов экспериментально-исследователь­ской работы,

Изучение проблемы семейного воспитания и влияния социаль­ной среды на развитие ребенка.

В работах С.Т. Шац­кого можно найти весьма эффективные, не утратившие своей значи­мости педагогические идеи и рекомендации. Так, например, возьмем проблему повышения качества урока. От чего она зависит? Приво­дим некоторые выводы и рекомендации из исследований С.Т. Шац­кого, направленные на повышение качества урока:

Уделять особое внимание постановке перед учащимися вопро­сов. Искать варианты их переформулировки с тем, чтобы ученики вас хорошо понимали.

Следить за тем, чтобы учащиеся вас понимали. Если они испы­тывают затруднения, то необходимо стимулировать их желания, ин­тересы для того, чтобы эти затруднения преодолеть.

Разнообразить структуру урока с тем, чтобы всякий раз для уча­щихся элемент неожиданности. Возбуждать у учащихся разнообраз­ную умственную деятельность.

Помнить о мировоззренческих вопросах и проблемах, о ступе­нях познания, глубине познания. Не все вопросы требуют одинако­вой глубины изучения.

Особое внимание уделять формированию понятий, практичес­кому применению законов.

Использовать на уроке элемент соревновательности.

Поощрять самостоятельность, инициативу и самодеятельность учащихся.

Готовиться тщательно к каждому уроку, анализировать каждый урок, корректируя свои промахи и ошибки.

Разрабатывать не один урок, а продумывать целую систему уро­ков.

Однако не обошлось и без перегибов. Участие Первой опытной станции в общественной работе, в частности, в колхозном строительстве, агитация родителей за вступление в колхоз, попытка превращения станции в «культкомбинат», объединяющий все куль­турные учреждения района, особенно активная деятельность Шац­кого по созданию детских колхозов вызывали сопротивление мест­ных крестьян. В результате был сожжен дом Шацких, высказыва­лись угрозы в адрес отдельных учителей. Все это привело к тому, что в 1932 году Первая опытная станция была расформирована. И все же педагогическое наследие Шацкого – это образец системного подхода, когда педагогическая[теория, практика и эксперимент имеют завершенный и эффективный цикл.