Способы решения социальных конфликтов. Социальный конфликт

Конфликт -- открытое столкновение противоположных позиций, интересов, взглядов, мнений субъектов взаимодействия.

Основу конфликтных ситуаций в группе между отдельными людьми составляет столкновение между противоположно направленными интересами, мнениями, целями, различными представлениями о способе их достижения. На вербальном уровне конфликт проявляется чаще всего в споре, где каждый стремится отстоять свое мнение и доказать другому его неправоту.

Стадии протекания конфликта:

  • 1) потенциальное формирование противоречивых интересов, ценностей, норм;
  • 2) переход потенциального конфликта в реальный или стадию осознания участниками конфликта своих верно или ложно понятых интересов;
  • 3)конфликтныедействия;
  • 4) снятие или разрешение конфликта.

Каждый конфликт имеет более или менее четко выраженную структуру.

В любом конфликте присутствует объект конфликтной ситуации, связанный либо с технологическими и организационными трудностями, особенностями оплаты труда, либо со спецификой деловых и личных отношений конфликтующих сторон. Вторым элементом конфликта выступают цели, субъективные мотивы его участников, обусловленные их взглядами и убеждениями, мировоззрением. Конфликт предполагает наличие оппонентов, конкретных лиц, являющихся его участниками. В любом конфликте важно отличить непосредственный повод столкновения от подлинных его причин, зачастую скрываемых обеими конфликтующими сторонами. Пока существуют все элементы структуры конфликта, он неустраним. Попытка прекратить конфликтную ситуацию силовым давлением либо уговорами приводит к нарастанию, расширению его за счет привлечения новых лиц, групп или организаций. Необходимо устранить хотя бы один из существующих элементов структуры конфликта.

Несмотря на то, что большинство людей относятся к конфликту как к чему-то негативному, он имеет конструктивные функции:

  • 1) конфликт выступает источником развития, совершенствования процесса взаимодействия (развивающая функция);
  • 2) обнаруживает возникшее противоречие (познавательная функция);
  • 3) призван разрешить противоречие (инструментальная функция);
  • 4) имеет объективные последствия, связанные с изменением обстоятельств.

Одни и те же конфликты могут быть конструктивными в одном отношении и деструктивными в другом.

Деструктивные функции конфликта очевидны:

  • 1) в конфликтной ситуации почти все люди испытывают психологический дискомфорт, подавленность, напряжение;
  • 2) нарушается система взаимосвязей;
  • 3) понижается эффективность совместной деятельности.

В связи с этим почти все люди относятся к конфликтам негативно и стремятся их избежать, хотя существуют и инициаторы конфликтов.

Существует несколько типологий конфликтных ситуаций. Критериями типологизации конфликтов служат функции, субъекты взаимодействия, типы поведения участников и др. С точки зрения субъектов взаимодействия, выделяют конфликты межличностные, межгрупповые и внутри личностные.

Межличностные конфликты -- столкновения взаимодействующих людей, чьи цели либо взаимно исключают друг друга и несовместимы в данной ситуации, либо противодействуют или мешают друг другу. Межгрупповые конфликты возникают из-за противоборства групп в коллективе или социуме. Внутриличностные конфликты -- столкновение относительно равных по силе и значимости, но противоположно направленных мотивов, потребностей, интересов, влечений у одного человека.

Возможны классификации конфликтов:

  • 1) горизонтальные (между рядовыми сотрудниками);
  • 2) вертикальные (между людьми, находящимися в подчинении друг к другу);
  • 3) смешанные (сочетание предыдущих разновидностей).

По характеру вызвавших конфликт причин выделяют конфликты, вызванные трудовым процессом, психологическими особенностями человеческих взаимоотношений, личностным своеобразием членов группы.

По значению конфликтов для организации, а так же по способу их разрешения различают конструктивные и деструктивные конфликты.

Для конструктивных конфликтов характерны разногласия, которые затрагивают принципиальные вопросы и разрешение которых выводит организацию на более высокий и эффективный уровень развития.

Деструктивные конфликты приводят к негативным явлениям, которые, в свою очередь, приводят к резкому снижению эффективности работы группы.

В конфликтной ситуации важным является то, как субъекты взаимодействия ее себе представляют.

Могут быть конфликты, которые не имеют существенного основания, но сами субъекты полагают, что они есть.

Такой конфликт рассматривается как ложный, в отличие от подлинного, при котором реальные противоречия существуют и осознаются обеими сторонами подлинного противоречия. Среди различных типов конфликтов наиболее сложным можно считать так называемый латентный, т. е. скрытый конфликт.

Данный конфликт должен был бы произойти, но не происходит, так как по тем или иным причинам он либо не осознается субъектами взаимодействия, либо скрывается ими за социально приемлемыми формами поведения.

Сложными конфликтами являются личные и производственные. Семья и работа, личная жизнь и профессиональная деятельность -- основные сферы жизнедеятельности человека, которые связаны с самоутверждением личности и тем самым определяют ее особую уязвимость.

Производственные противоречия могут быть обусловлены не только индивидуальными особенностями субъектов взаимодействия, но также и спецификой профессионального труда.

Конфликт может быть смещенным или двойным, когда существующие значительные противоречия между субъектами скрываются за внешними, незначительными противоречиями.

Смещенный конфликт -- это явный конфликт, за которым можно обнаружить скрытый, лежащий в основе явного. Это происходит, если по каким-то причинам индивиды не могут даже себе признаться в причинах и источниках конфликта.

В основу модели поведения человека в конфликтной ситуации с точки зрения его соответствия психологическим стандартам положены идеи Е. Мелибруды, В. Зигерта и Л. Ланге.

Конструктивное разрешение конфликта зависит от следующих факторов:

  • 1) адекватности восприятия конфликта;
  • 2) открытости и эффективности общения, готовности к всестороннему обсуждению проблем;
  • 3) создания атмосферы взаимного доверия и сотрудничества. К. У. Томасом и Р. Х. Килменном разработаны наиболее приемлемые стратегии поведения в конфликтной ситуации.

Существуют пять стилей поведения при конфликте: приспособление, компромисс, сотрудничество, игнорирование, соперничество (конкуренция). Стиль поведения в конкретном конфликте определяется той мерой, в которой вы хотите удовлетворить собственные интересы, действуя при этом пассивно или активно, и интересы другой стороны, действуя совместно или индивидуально. Стиль соперничества, конкуренции может использовать человек, обладающий сильной волей, достаточным авторитетом, властью, не очень заинтересованный в сотрудничестве с другой стороной и стремящийся в первую очередь удовлетворить собственные интересы.

Стиль сотрудничества можно использовать, если, отстаивая собственные интересы, вы вынуждены принимать во внимание нужды и желания другой стороны.Цель его применения -- разработка долгосрочного взаимовыгодного решения.Такой стиль требует умения объяснять свои желания, выслушивать друг друга, сдерживать свои эмоции. Отсутствие одного их этих факторов делает этот стиль неэффективным.Стиль компромисса. Суть его заключается в том, что стороны стремятся урегулировать разногласия при взаимных уступках. Этот стиль наиболее эффективен, обе стороны хотят одного и того же, но знают, что одновременно это невыполнимо. Стиль уклонения реализуется обычно, когда затрагиваемая проблема не столь важна, участник конфликта не отстаивает своих прав, не сотрудничает ни с кем для выработки решения и не хочет тратить время и силы на ее решение. Этот стиль рекомендуется в тех случаях, когда одна из сторон обладает большей властью или чувствует, что неправа, или считает, что нет серьезных оснований для продолжения контактов. Этот стиль не является бегством от проблемы или уклонением от ответственности.

Уход или отсрочка могут быть подходящей реакцией на конфликтную ситуацию. Стиль приспособления означает, что участник конфликта действует совместно с другой стороной, но при этом не пытается отстаивать собственные интересы в целях сглаживания атмосферы и восстановления нормальной рабочей атмосферы. Ни один из стилей разрешения конфликта не может быть выделен как самый лучший. Необходимо научиться эффективно использовать каждый из них и сознательно делать тот или иной выбор, учитывая конкретные обстоятельства.

Эта статья находится в процессе разработки, будем благодарны за все замечания и дополнения в комментариях

Социальный конфликт - столкновение, причиной которого являются разногласия социальных групп или личностей при различии во мнениях и взглядах, стремлении занять лидирующее положение.
Противоречия могут быть

1. примиримыми

2. антагонистическими (непримиримыми).

Запоздалое разрешение конфликта способствует его переходу в хронические формы и перерастанию в антагонистический. И наоборот, правильное ведение переговоров позволяет разрешить конфликт.

Выделяют социальные конфликты:

· политические (связаны с борьбой за власть),

· социально-экономические - это конфликты за использование материальных ресурсов, уровень заработной платы, уровень цен на товары и услуги и пр.

· Национально-этнические конфликты.

Конфликты могут проходить несколько стадий:

1. конфликтная ситуация, в ходе которой происходит осознание возникших противоречий;

2. нарастание конфликта;

4. исход конфликта.

Выделены пять стратегий поведения в конфликтной ситуации:

· Приспособление - одна сторона во всём соглашается с другой, но имеет своё мнение, которое боится высказывать.

· Избегание - уход от конфликтной ситуации.

· Компромисс - совместное решение, удовлетворяющие обе стороны.

· Соперничество - активное противостояние другой стороне.

· Сотрудничество - попытка прихода к совместному решению.

Конфликт возникает тогда, когда одна сторона конфликта стремится к осуществлению своих интересов в ущерб другой. Хотя для разрешения конфликта каждая сторона должна понимать необходимость идти на компромисс, компромисс - не самое лучшее решение.

Это хорошо демонстрирует хрестоматийный пример с двумя сестрами, которые поделили апельсин пополам. После чего, одна из кожуры сварила варенье, а мякоть выбросила. Вторая съела мякоть, выбросив кожуру. Если бы они вовремя выяснили цели друг друга, каждая получила бы вдвое больше.

Современная теория ведения переговоров подчеркивает необходимость вести обсуждение на принципиальной основе. Это означает отказ от торгов и обсуждение предмета спора по существу, с использованием аргументов, принимаемых обеими сторонами.

Так, можно долго требовать от водителя довезти вас за 100 рублей, но если он скажет, что бензин обойдется ему в 150 руб., это должно вас убедить.

Для разрешения конфликта важно выяснить суть интересов сторон. Нередко конфликт возникает в силу того, что стороны (субъекты конфликта) неверно расценивают притязания другой стороны.

Представим ситуацию, описанную в фильме «Игры разума». Слушатели в аудитории требовали открыть окно, поскольку им было душно. Лектор возражал, потому что шум строительства на улице мешал занятиям. Ситуацию удалось разрешить, открыв окно и попросив строителей сделать небольшой перерыв.


Уважение к оппонентам будет способствовать лучшему взаимопониманию и поможет не допустить отрицательных эмоций.

Для удовлетворения жизненных потребностей человека необходимы деньги. Джек Лондон однажды написал: «Больше денег - больше жизни». Предположите, какие аргументы и какие контраргументы могли бы выставить защитники и противники этой точки зрения.

(Вопрос сформулирован некорректно)

Эту фразу приводит в своих мемуарах знакомая писателя, Anna Strunsky. Джек Лондон признается, что ему не нравится работать ради денег, но деньги дают ему возможность жить, не заботясь о расходах.

«Я ненавижу зарабатывание денег как цель… Так что привычка к получению денег никогда не станет одним из моих недостатков. Но привычка к расходу денег, ах бог! Я буду всегда её жертвой.»

1. В общем, такой точки зрения придерживается большинство людей: деньги, богатство важны не сами по себе, а как средство удовлетворения потребностей в еде, жилище, одежде и т.д. Перефразируя пословицу, можно было бы сказать: «Мы не живем ради денег, но деньги необходимы нам для жизни.»

Сама фраза «больше жизни», по видимому, перекликается с теорией современного писателя Михаила Веллера, что в основе устремлений живых существ лежит потребность переживать сильные ощущения. Тогда деньги дают возможность получать больше таких ощущений, т.е. дают «больше жизни».

Другие точки зрения:

2. Некоторые считают, что деньги дают власть сами по себе. Герой драмы А.С.Пушкина «Скупой рыцарь» терпел нужду, получая наслаждение не от использования, а от самого факта владения деньгами:

«Счастливый день! могу сегодня я
В шестой сундук (в сундук еще неполный)
Горсть золота накопленного всыпать.

Я каждый раз, когда хочу сундук
мой отпереть, впадаю в жар и трепет.

(обращаясь к деньгам):

Усните здесь сном силы и покоя,
Как боги спят в глубоких небесах»

Обладание деньгами скупой рыцарь рассматривает как возможность властвовать над миром:

«Что не подвластно мне? как некий демон
Отселе править миром я могу;»

Герой романа Чарльза Диккенса «Домби и сын», крупный предприниматель, тоже пытался внушить своему сыну мысль об огромных возможностях, которые дает обладание богатством. Но сын его умирает, фирма становится банкротом, а сам отец хоть поздно, но понимает, что счастье - в любви и возможности быть со своими близкими.

3. Можно критиковать точку зрения Дж.Лондона и с другой стороны. Дело в том, что Джек Лондон был к концу жизни состоятельным человеком и много тратил.

Лев Толстой, например, разъясняет, что при современном разделении труда невозможно с точностью определить, кто сколько принес пользы. Поэтому нужно стараться жить скромнее и давать другим больше, чем берешь.

Это утверждает еще Иисус в «Новом завете»: «кто хочет между вами быть бо́льшим, да будет вам слугою» (Евангелие от Матфея, глава 20, ).

«…не заботьтесь, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться» (там же, гл.6, ).

То есть, для людей такого мировоззрения, не стои́т вопрос о заработке ради еды и одежды. Они готовы помогать людям, зная, что в этом и есть настоящее счастье. Правда, это понимаешь обычно, когда самые насущные потребности в пище и одежде все-таки удовлетворены.

Примером такого бескорыстного служения могут быть молодые люди - волонтеры на олимпийских играх и других массовых мероприятиях.

Надо учитывать, что этот вопрос билета приводит фразу Дж.Лондона, вырванную из контекста, и экзаменатор может ее толковать на своё усмотрение. Желательно на консультации обсудить этот вопрос и возможные варианты ответа.

Вы шли по улице мимо киоска, в который незаконно пытались проникнуть грабители. Проезжавший мимо милицейский патруль задержал вас вместе с грабителями. Какие согласно закону у вас есть права и обязанности в этой ситуации? Как вы должны себя вести в этом случае?

Данная ситуация регулируется нормами, закрепленными в Уголовно-процессуальном кодексе РФ (УПК РФ).

Задержание подозреваемого орган дознания вправе применить на срок до 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления.

Подозреваемый не обязан доказывать свою невиновность. Бремя доказывания обвинения лежит на стороне обвинения (ч. 2 ст. 14 УПК РФ).

После доставления подозреваемого в орган дознания или к следователю, подозреваемому должны быть разъяснены его права, что вносится в протокол задержания, который должен быть составлен в срок не более трех часов (ст. 92 УПК РФ).

Задержанный должен быть допрошен не позднее 24 часов с момента его фактического задержания. До начала допроса подозреваемому по его просьбе обеспечивается свидание с защитником наедине и конфиденциально.

По уголовным делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, к обязательному участию в уголовном деле привлекаются законные представители - родители, усыновители, опекуны или представители учреждений, организаций, на попечении которых находится несовершеннолетний подозреваемый.

Допрашиваемое лицо вправе:

пользоваться документами и записями.

получить копию постановления о возбуждении против него уголовного дела, либо копию протокола задержания, либо копию постановления о применении к нему меры пресечения;

давать объяснения и показания по поводу имеющегося в отношении его подозрения либо отказаться от дачи объяснений и показаний (Важно помнить: допрашиваемое лицо, независимо от возраста, не обязано свидетельствовать против самого себя, своего супруга и других близких родственников);

давать показания и объяснения на родном языке или языке, которым он владеет;

пользоваться помощью переводчика бесплатно;

знакомиться с протоколами следственных действий, произведенных с его участием, и подавать на них замечания (ст.46).

Продолжение следует…

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Социальные конфликты в современном обществе

Методы разрешения конфликтов

Анализ конфликтной ситуации

Заключение

Список литературы

Глоссарий

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня никому не надо доказывать, что проблематика, связанная с изучением конфликтов, имеет право на существование. К проблемам возникновения и эффективного разрешения конфликтов, проведения переговоров и поиска согласия проявляют огромный интерес не только профессиональные психологи и социологи, но и политики, руководители, педагоги, социальные работники - словом, все те, кто в своей практической деятельности связан с проблемами взаимодействия людей.

К сожалению, этот все возрастающий интерес в немалой степени связан и с ростом напряженности в разных сферах социального взаимодействия, с острой потребностью и различных общественных структур, и отдельных людей в практической помощи в разрешении конфликтов.

Что такое конфликт, знают все. И у большинства это слово вызывает малоприятные ассоциации. Люди, затевающие конфликт или помимо собственной воли, попадающие в него, обычно стремятся поскорее завершить его наилучшим для себя образом. Мало кто заинтересован в конфликте самом по себе. Но как довести конфликт до благополучного конца?

Каждый решает этот вопрос, исходя из своих представлений о конкретной конфликтной ситуации и ее действующих лицах, о своих целях и целях своих оппонентов, о том, что можно и надо делать, а чего делать нельзя, и т.д.

Социальные конфликты в современном обществе

Слово конфликт пришло в русский и другие языки из латыни. Это одно из тех международных слов, которые радуют переводчиков, - они не нуждаются в переводе, поскольку понятны и так: и звучание, и значение их во всех языках примерно одинаково. В русском языке слово конфликт стало употребляться с XIX века.

Слово «конфликт» происходит от латинского conflictus - столкновение и практически в неизменном виде входит в другие языки (conflict - англ., konflikt - нем., conflit - франц.). Анализ определений конфликта, принятых в различных современных неспециальных энциклопедиях, обнаруживает их сходство.

Можно жить, обходясь без слова «конфликт», но нельзя жить без конфликтов. Если бы не было этого слова, заимствованного из латыни, то в любых современных языках все равно существовали бы такие слова, как «столкновение», «разногласие», «спор», «схватка», «борьба» и т. п.

Под социальным конфликтом обычно понимается тот вид противостояния, при котором стороны стремятся захватить территорию либо ресурсы, угрожают оппозиционным индивидам или группам, их собственности или культуре таким образом, что борьба принимает форму атаки или обороны.

Выделяются следующие типы конфликтов:

внутриличностные;

межличностные;

групповые (между неформальными малыми группами в составе одной общности);

конфликты в организациях (где конфликтующими сторонами являются группы-коллективы подразделений организации):

межгрупповые конфликты между большими социальными группами (социальные, политические, межкультурные и пр.).

Различные типы конфликтов взаимосвязаны между собой. В ходе развития конфликты одного типа могут переходить в конфликты другого типа (например, внутриличностные - в межличностные, межличностные - в групповые).

В современных условиях, в сущности, каждая сфера общественной жизни рождает свои специфические виды социальных конфликтов. Поэтому можно говорить о политических, национально-этнических, экономических, культурных и других видах конфликтов.

Политический конфликт - это конфликт по поводу распределения власти, доминирования, влияния, авторитета. Этот конфликт может носить скрытый или открытый характер. Одной из ярких форм его проявления в современной России является длящийся на протяжении всего времени после распада СССР конфликт между исполнительной и законодательной властью в стране. Объективные причины конфликта не устранены, и он перешел на новую стадию своего развития. Отныне он реализуется в новых формах противостояния Президента и Федерального Собрания, а также исполнительной и законодательной власти в регионах.

Заметное место в современной жизни занимают национально-этнические конфликты - конфликты на основе борьбы за права и интересы этнических и национальных групп. Чаще всего это конфликты, связанные со статусными или территориальными претензиями. Также значительную роль играет проблема культурного самоопределения тех или иных национальных общностей.

Большую роль в современной жизни России играют социально-экономические конфликты, то есть конфликты по поводу средств жизнеобеспечения, уровня заработной платы, использования профессионального и интеллектуального потенциала, уровня цен на различные блага, по поводу реального доступа к этим благам и иным ресурсам.

Социальные конфликты в различных сферах общественной жизни могут протекать в форме внутриинституциональных и организационных норм и процедур: дискуссий, запросов, принятия деклараций, законов и т.п. Наиболее яркой формой выражения конфликта являются различного рода массовые действия. Эти массовые действия реализуются в форме предъявления требований к власти со стороны недовольных социальных групп, в мобилизации общественного мнения в поддержку своих требований или альтернативных программ, в прямых акциях социального протеста. Массовый протест - это активная форма конфликтного поведения. Он может выражаться в различных формах: организованного и стихийного, прямого или косвенного, принимая характер насилия или системы ненасильственных действий. Организаторами массовых протестов выступают политические организации и так называемые “группы давления”, объединяющие людей по экономическим целям, профессиональным, религиозным и культурным интересам. Формами выражения массовых протестов могут быть такие, как: митинги, демонстрации, пикетирования, кампании гражданского неповиновения, забастовки. Каждая из этих форм употребляется в определенных целях, является эффективным средством решения вполне конкретных задач. Поэтому, выбирая форму социального протеста, его организаторы должны четко осознавать, какие конкретные цели ставятся перед этой акцией и какова общественная поддержка тех или иных требований.

В конфликтной ситуации действия одной стороны оказывают существенное влияние на другую сторону. Это влияние состоит не только в том, что другая сторона терпит какой-то ущерб, но и в том, что она, в свою очередь, начинает планировать и предпринимать ответные действия. Поведение одного конфликтанта вызывает соответствующие изменения в поведении другого. Таким образом, конфликтующие стороны, так или иначе, воздействуют друг на друга. «В конфликтной деятельности воздействия со стороны противника переживаются особенно остро, ибо направлены на разрушение наших планов и целей. Интенсивность чужого влияния возрастает с обострением конфликта. В особо напряженных ситуациях действия, которые в обычных условиях не привлекают внимания, переживаются гораздо сильнее. Взаимное влияние соперников может принимать разнообразные формы: заражения, внушения, убеждения, подражания и другие».

Процесс развития конфликта:

Предконфликтная ситуация.

Это положение дел накануне конфликта. Иногда оно может быть совершенно благополучным, и конфликт тогда начинается внезапно, под воздействием какого-то внешнего, случайно вторгнувшегося в эту ситуацию фактора (например, в комнату неожиданно вошел посторонний человек и устроил скандал). Но чаще всего на этой стадии уже существуют какие-то предпосылки для конфликта (даже в вышеприведенном примере - это, скажем, сама возможность появления в комнате постороннего человека).

Инцидент.

С него, собственно, и начинается конфликт. Инцидент - это первая стычка конфликтантов. Он выступает как завязка конфликта. Если в предконфликтной стадии конфликт находился в эмбриональном, утробном состоянии, то теперь он появляется на свет. Нередко инцидент возникает как будто по случайному поводу, но на самом деле такой повод является последней каплей, которая переполняет чашу.

Эскалация

На латинском scala - лестница. В фазе эскалации конфликт «шагает по ступенькам», реализуясь в серии отдельных актов - действий и противодействий конфликтующих сторон. В ситуации №1 нетрудно выделить отдельные «ступеньки», через которые проходит эскалация конфликта.

Кульминация.

Эта стадия наступает тогда, когда эскалация конфликта приводит одну или обе стороны к действиям, наносящим серьезный ущерб делу, которое их связывает, организации, в которой они сотрудничают, общности, в составе которой они живут, или, при внутриличностном конфликте, ставящим под угрозу целостность личности.

Кульминация - это верхняя точка эскалации. Она обычно выражается в каком-то «взрывном» эпизоде (отдельном конфликтном акте) или нескольких следующих подряд эпизодах конфликтной борьбы. При кульминации конфликт достигает такого накала, что обеим или, по крайней мере, одной из сторон становится ясно, что продолжать его больше не следует. Кульминация непосредственно подводит стороны к осознанию необходимости прервать как дальнейшее обострение отношений, так и усиление враждебных действий и искать выход из конфликта на каких-то иных путях.

Завершение конфликта.

Завершение конфликта иногда достигается просто потому, что конфликтанты устают враждовать, привыкают друг к другу и приспосабливаются к сосуществованию. Проявив достаточную терпимость они, если контакты между ними неизбежны, постепенно приучаются не придавать особого внимания неприятным чертам поведения другой стороны, не наступать ей на «больную мозоль», находя вместе с тем способы отстаивания своих основных интересов. Многое здесь зависит от житейской мудрости конфликтантов, их способности понять, что можно жить в мире, не требуя друг от друга полного согласия взглядов и привычек.

Постконфликтная ситуация.

Конфликт редко проходит совершенно бесследно. Он всегда оставляет после себя, прежде всего, какие-то следы в душах конфликтантов. Иногда это горечь, разочарование, утрата веры в людей и в себя, иногда - чувство самоутверждения, гордости за свою моральную стойкость и принципиальность, сознание полезности приобретенного опыта. Но конфликт имеет не только такие, чисто субъективные последствия. Когда он завершается, создается постконфликтная ситуация, которая в большинстве случаев по своим объективным особенностям в большей или меньшей мере отличается от той, которая существовала до и во время конфликта.

конфликт эскалация кульминация урегулирование

Методы разрешения конфликтов

Сам по себе конфликт как факт различия мнений, интересов, стремлений людей не может быть ни плох, ни хорош, и рассматривать его следует, отбросив этические предрассудки. Поскольку конфликта не избежать, надо его использовать.

Способы, или тактики улаживания конфликтов столь же многообразны, как и сами конфликтные ситуации. Приведем некоторые из них.

Существуют три главных способа урегулирования конфликтных ситуаций:

1) доминирование, как победа одной стороны над другой, однако преимущества относительной простоты этого способа элиминируются его неэффективностью с точки зрения дальней перспективы;

2) компромисс, который означает уступки с обеих сторон и который потому для них обеих нежелателен;

3) интеграция, когда находится такое решение, при котором выполняются оба желания и ни одна из сторон ничем при этом не жертвует.

Именно интеграция открывает принципиально новые возможности конфликта. В основе интеграции лежат соответствующие действия заинтересованных сторон: ясное и открытое выявление всех различий, вычленение наиболее существенных противоречий, уяснение используемых обеими сторонами понятий и др. Однако урегулирование конфликтов интегративным путем зачастую осложняется трудными поисками этих новых решений, требующих острого восприятия и изобретательности ума, распространенной потребностью в непременном одержании победы, подменой конструктивных предложений бесплодным обсуждением, наконец, просто отсутствием подобного опыта. Благодаря интеграции может быть создано нечто новое и ценное. Тем самым утверждается понимание конфликтов как явлений, связанных с прогрессивным развитием организации, а их содержание рассматривается как возможный критерий

оценки организации.

Все многообразные причины конфликтов могут быть представлены как имеющие два уровня: (1) объективный, или социальный, и (2) субъективный, или психологический.

Объективные, или социальные, причины - это экономические, политические и духовные противоречия социальной жизни. Это различного рода перекосы в экономике, резкие контрасты в уровне жизни социальных групп, неэффективное управление, духовная нетерпимость, фанатизм и т.п. Методы предупреждения причин конфликтов этого уровня достаточно хорошо известны и сводятся к следующему:

Проведение экономической и культурной политики, основанной на принципах равенства и социальной справедливости;

Укрепление во всех сферах жизни общества принципов законности и правопорядка;

Повышение культурного уровня населения, существенным элементом которого выступает конфликтологическая грамотность.

Реализация этих социальных программ является самым надежным средством исключения из социальной жизни разрушительных конфликтов, как и многих других негативных явлений.

Конечно, у любого социально обусловленного конфликта всегда есть своя психологическая составляющая. Ведь развитая психика является неотъемлемым качеством человека, которое, так или иначе проявляется во всех формах его деятельности.

Еще варианты разрешения конфликтов:

Тактика ухода или избегания конфликта.

Является весьма популярным способом поведения в конфликтной ситуации; к ней нередко прибегают как участники конфликта, так и те, кто по своему должностному статусу должен выступать в роли посредника при его урегулировании. Суть этой тактики состоит в игнорировании конфликтной ситуации.

Силовое подавление или метод насилия.

Во многом противоположен рассмотренному способу ухода метод силового подавления. Использование его свидетельствует о более высокой степени готовности к разрешению конфликта, по крайней мере, у одной из сторон. Его сущность состоит в принудительном навязывании одной из сторон своего решения.

Метод односторонних уступок или приспособления.

Тактики «выигрыш-проигрыш».

Именно тактики «выигрыша-проигрыша» как наиболее простые являются первыми из освоенных людьми способов разрешения конфликтов. Использование этих тактик приобрело со временем почти автоматический, рефлексивный характер. Одинаково рассчитанных на выигрыш, победу одной стороны и проигрыш, поражение в конфликте другой стороны.

Тактики «выигрыш-выигрыш».

Им противопоставляются основанные на принципе «выигрыш-выигрыш» цивилизованные, основательно рационализированные методы, прежде всего тактика односторонних уступок и тактика компромиссов, взаимовыгодных соглашений или сотрудничества.

Тактика компромисса или сотрудничества.

Более надежным, эффективным методом регулирования конфликта признается тактика компромисса, взаимных уступок. Именно в реализации этого метода большую роль играет такой универсальный механизм регулирования конфликта, как переговоры. Переговорный процесс, проведение дискуссий в наибольшей степени позволяют выявить точки соприкосновения интересов противников, так называемые «зоны согласия». Конечно и тактика компромисса, важнейшим элементом которой выступают переговоры, не является универсальной, безотказной отмычкой ко всем видам конфликтных ситуаций.

Анализ конфликтной ситуации

Описание ситуации

Урок английского языка. Класс делится на группы. В одной из групп в этом году поменялся учитель. При проверке домашнего задания новый преподаватель, не познакомив учащихся со своими требованиями, попросила ответить тему наизусть. Ученица Настя сказала учителю, что раньше им разрешалось пересказывать текст, передавая его основной смысл; что она не знает эту тему наизусть, а желает пересказывать его, используя синонимы, смысловые обороты и т.д. За пересказ учитель снизила оценку ученице, поставила "удовлетворительно". Ученица грубо настаивала на том, что свободный пересказ данного текста свидетельствует не о незнании темы, а, наоборот, о ее понимании, а также о свободном владении английским языком. Учитель категорически отказалась исправлять оценку, объясняя это несоблюдением ученицей требований. На следующий урок восьмиклассница пришла без выполненного домашнего задания (хотя всегда была прилежной ученицей, училась на "4" и "5"). Преподаватель начала опрос класса с ученицы Насти и, когда та отказалась отвечать, поставила "2" сразу в журнал. Следующее занятие девочка попыталась сорвать, подговорив учеников своей группы прогулять урок. Учитель заметила убегающих детей и попросила их всех вернуться в класс. На этом уроке ученица Настя отказалась выполнять задания учителя. После урока она обратилась к классному руководителю с просьбой перевести ее и подругу в другую группу по английскому языку.

Алгоритм разрешения школьного конфликта

Этапы разрешения ситуации

Анализ конфликтной ситуации на данном этапе

Какой конфликт произошел в школе?

Шаг 1. Ее участники. Поведение сторон конфликта

Участники: учитель английского языка, ученица Настя, одноклассники.

Поведение сторон конфликта:

учитель предъявила новые требования к учащейся во время устного опроса, не познакомив заранее группу с этими требованиями, и снизила оценку за ответ;

ученица на этом уроке грубо отреагировала на новые требования учителя, а в дальнейшем отказалась выполнять домашнее задание и предложила одноклассникам прогулять урок английского

Шаг 2. Выявление подлинной проблемы: в чем ее суть? Толчок к возникновению конфликта

Причины конфликта: столкновение интересов сторон (требования учителя и интересы учащихся (более свободная форма выполнения задания)) и ошибки в общении учителя и ученицы (категоричность со стороны учителя и грубость ученицы).

Суть данной ситуации заключается в том, что учитель своевременно не познакомила учащихся данной группы со своими требованиями, очень категорично подошла к оцениванию ученицы. Толчком к возникновению конфликта послужила оценка "удовлетворительно", выставленная учителем за пересказ ученицей темы по английскому языку

Шаг 3. Определение в ситуации момента, когда можно было предупредить перерастание проблемы в конфликт

Ученица сообщила о том, что ранее требовался пересказ вместо заучивания наизусть.

Учитель могла:

Предложить ученице ответить на следующем уроке с учетом новых требований.

Позволить на этом уроке пересказать тему, не снижая за это оценки, но в дальнейшем попросить девочку учесть новые требования.

Ученица могла:

Пересказать тему и вежливо объяснить учителю причину, по которой она не выучила текст наизусть.

Подойти к учителю после урока, вежливо объяснить свою позицию и попросить учителя дать ей время, чтобы подготовиться с учетом новых требований.

Предупреждение возникновения проблемы:

Учитель должна была познакомить учеников со своими требованиями и, соблюдая принцип преемственности, ознакомиться с подходами учителя, ранее преподававшего в этой группе

Шаг 4. Всесторонний анализ причины возникновения конфликта

Столкновение интересов и позиций:

Позиция учителя: уверенность в том, что необходимо оценивать знания в соответствии с существующими критериями.

Позиция ученика: «Мне всегда за подобный ответ ставилась отметка "5", и в данной ситуации учитель ко мне была несправедлива»

Как был разрешен этот конфликт?

Шаг 5. Поиск вариантов решения конфликта и выбор наиболее эффективного из них

Руководствуясь принципом мультидисциплинарного подхода к проблеме, были привлечены коллеги из психолого-педагогического медико-социального центра для всестороннего анализа ситуации.

Классный руководитель и психолог поговорили с ученицей Настей и ее подругой, выяснили их точку зрения на сложившуюся ситуацию и предложили девочкам поискать эффективные варианты выхода из конфликта, прогнозируя возможные последствия каждого из них.

Беседа с учителем английского языка позволила определить, в чем преподаватель видит причину возникновения конфликта и варианты его преодоления. Они вместе проанализировали плюсы и минусы той или иной стратегии выхода из конфликта.

Привлечение третьей стороны. Классный руководитель и психолог (по просьбе учителя и ученицы) составили план посещения уроков с целью получения объективной информации.

Они предложили той и другой стороне на данном этапе развития конфликтной ситуации стратегию поведения "компромисс" (учет интересов обеих сторон), планируя в дальнейшем переход к сотрудничеству

Шаг 6. Оценка эффективности выбранной стратегии разрешения конфликта; дальнейшие шаги для предупреждения аналогичного сценария развития ситуации

Выбор данной стратегии разрешения конфликта ("компромисс") можно считать адекватным, т. к. в результате последовали положительные изменения в учебной ситуации:

На следующем уроке учитель познакомила учеников со своими требованиями.

Учет интересов учеников заключался в том, что педагог использовала уточняющие вопросы после их ответов, если учащиеся отступали от дословного изложения темы.

Ученица Настя не пропускала уроки, выполняла домашнее задание. Вопрос о переходе в другую группу больше не обсуждался.

Шаги предупреждения возможного продолжения конфликта

Реализация программы "Учимся решать проблемы", в рамках которой с учащимися рассматриваются темы "Разрешение конфликтов" и "Управление эмоциями" (см. далее).

Специалисты психолого-педагогического медико-социального центра подготовили и провели обучающий семинар для учителей гимназии по теме "Конфликты".

Ученикам и учителям был предложен следующий алгоритм, используемый на начальном этапе развития конфликтной ситуации:

остановиться, присмотреться, прислушаться! Необходимо осмыслить происходящее, прежде чем продолжить спор;

выявить подлинную проблему: в чем ее суть;

отказаться от установки "Победа любой ценой!";

рассмотреть несколько возможных решений;

оценить варианты и выбрать наилучший с учетом возможных последствий.

Тип конфликта - межличностный

Заключение

Подводя итог исследования социальных конфликтов, можно утверждать, что существования общества без конфликтов невозможно. Нельзя категорично назвать конфликт проявлением дисфункции организаций, отклоняющимся поведением индивидов и групп, феноменом общественной жизни, вероятнее всего конфликт - необходимая форма социального взаимодействия между людьми.

Итак, можно сделать вывод, что поскольку конфликты в нашей жизни неизбежны, нужно научиться управлять ими, основываясь на опыте, накопленном в весьма богатой и многообразной литературе по этой проблематике, усвоении теоретических и практических знаний, полученных в рамках данного направления социологической мысли, стремиться к тому, чтобы они приводили к наименьшим издержкам для общества и участвующих в них личностей.

Список литературы

1. Кармин А.С. Конфликтология. СПб.: Издательство «Лань», 1999.

2. Гришина Н.В. Психология конфликта. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2008.

3. Ратников В.П. Конфликтология. 2-е изд. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

4. Джини Г. Скотт. Способы разрешения конфликтов. СПб.: ВИС, 1994.

Глоссарий

Интеграция - когда находится такое решение, при котором выполняются оба желания и ни одна из сторон ничем при этом не жертвует.

Конфликт - противоборство сторон взаимодействия, имеющих противоположно направленные мотивы, цели и интересы.

Конфликтанты - стороны участвующие в конфликте.

Компромисс - метод урегулирования конфликта, который означает уступки с обеих сторон.

Объект конфликта - материальная, социальная, политическая или духовная ценность, по поводу которой возникает противоборство сторон, стремящихся к обладанию или пользованию ею.

Переговоры - способ разрешения конфликтов, совместная деятельность противоборствующих сторон по нахождению взаимоприемлемого решения проблемы.

Эскалация - нарастание остроты и размаха конфликтных действий, обусловленное обострением противоречий между оппонентами.

Этнический конфликт - форма межгруппового конфликта, когда группы с противоречивыми интересами поляризуются по этническому признаку.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Конфликтология. Сущность конфликта. Субъекты и участники конфликта. Объект конфликта. Процесс развития конфликта. Предконфликтная ситуация. Инцидент. Третья стадия развития конфликта. Кульминация. Разрешение конфликта. Переговоры.

    реферат , добавлен 06.02.2004

    Понятие конфликта как столкновения сторон, мнений, сил, за ценности и претензии на определенный статус, власть, ресурсы. Основания для классификации конфликтов, их причины возникновения и фазы протекания. Способы разрешения конфликтных ситуаций.

    реферат , добавлен 06.06.2014

    Исследование теории конфликтов древними мыслителями. Роль конфликтов и способы управления ими в современном обществе, их классификация. Причины возникновения конфликтных ситуаций в организации и способы разрешения с помощью посредничества, арбитража.

    курсовая работа , добавлен 20.05.2009

    Понятие конфликта: его субъекты, объекты и предметы, причины и стадии развития. Методы урегулирования конфликта, возможные выходы из конфликтных ситуаций. Политические конфликты и их особенности. Управление конфликтом: предупреждение и стимулирование.

    реферат , добавлен 27.08.2009

    Классификация и типология конфликтов. Субъекты конфликта. Типы конфликтов. Причины конфликтов. Функции конфликтов. Формы работы с конфликтами и методы их разрешения. Модели развития конфликта. Управление конфликтами.

    реферат , добавлен 18.03.2007

    Во всех сферах человеческой деятельности при решении различных задач в быту, на работе, отдыхе приходится наблюдать различные по своему содержанию и силе проявления конфликты. Изучение конфликтных ситуаций, определение их видов и путей разрешения.

    реферат , добавлен 25.02.2010

    Предконфликтная ситуация, ее общее описание и структура. Открытый конфликт и его компоненты: инцидент и повод, эскалация конфликта и ее характеристики. Тенденция к расширению и углублению. Стили поведения частников и пути выхода. Послеконфликтный период.

    контрольная работа , добавлен 25.04.2016

    Понятие и социально-психологическая характеристика конфликта, основные причины его возникновения, типы и отличительные признаки. Особенности протекания конфликтных ситуаций в воинских коллективах. Пути, условия предупреждения и урегулирования конфликтов.

    курсовая работа , добавлен 14.06.2010

    Исследование генезиса конфликтных ситуаций в организации. Типология причин возникновения конфликтов и способов их разрешения. Предложения по предупреждению и разрешению конфликтных ситуаций на примере служащих Комитета культуры и молодежной политики.

    дипломная работа , добавлен 09.06.2011

    Причины, виды, уровни и функции конфликта, методы разрешения. Анализ конфликтных ситуаций в условиях изменений на предприятии ООО "СМУ 11", исследование социально-психологического климата в коллективе, направления разрешения конфликтных ситуаций.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное агентство по образованию

Сибирский государственный технологический

университет

Лесосибирский филиал

КАФЕДРА ГСПД

РЕФЕРАТ

по дисциплине: С оциология

Социальные конфликты и пути их устранения

(ГСПД 000000.047)

Лесосибирск

2010

  • Введение
  • 2. Классификация конфликтов
  • 5. Пути устранения социальных конфликтов
  • Заключение
  • Список литературы
  • Введение

Возможность возникновения конфликта существует во всех сферах жизни общества. Конфликты рождаются на почве ежедневных расхождений во взглядах, разногласий и противоборства разных мнений, побуждений, желаний, стилей жизни, надежд, интересов, личностных особенностей. Известный философ и социолог Макс Вебер был убежден, что социальный конфликт - вездесущ, и каждое общество в каждой своей точке пронизано рассогласованием и конфликтом.

Проблема социальных конфликтов стала предметом изучения социологов лишь в 19-20 в.в. Первоначально описанием конфликтных ситуаций, изучением причин и последствий конфликтов занимались историки и философы (в большинстве случаев на примере вооруженных столкновений).

Так, выдающийся философ Томас Гоббс полагал, что «война всех против всех» - это естественное состояние общества.

В рамках социологии сложилось специальное научное направление, которое в настоящее время обозначается как «социология конфликта». Проблематике социальных конфликтов (в частности, для теоретического объяснения социокультурных изменений в современном обществе) уделяли внимание в своих работах многие классики социологии: Г. Спенсер, М. Вебер, К. Маркс, Э. Дюргейм.

Вместе с тем, изучение конфликтов носит не только теоретический, но и сугубо прикладной характер. Например, при решении вполне конкретных ситуаций, в которых наблюдается столкновение интересов двух или большего числа сторон. Интересен также и тот факт, что изначально правительство и предприниматели рассматривали именно социологию как важный инструмент преодоления социальных конфликтов и обеспечения социальной стабильности, как инструмент социального контроля и управления, повышающий производительность труда и обеспечение благосостояния граждан.

1. Понятие социального конфликта

Понятие «конфликт» характеризуется исключительной широтой содержания и употребляется в разнообразных значениях. Самым общим образом конфликт понимается как предельный случай обострения противоречий. Социальные психологи также подчеркивают, что трудно разрешимое противоречие связано с острыми эмоциональными переживаниями.

Одно из первых определений конфликта предложено видным американским исследователем L. Cozer, оказавшим значительное воздействие на формирование подхода к пониманию природы конфликта. Согласно L. Cozer, конфликт в собственном смысле слова есть «борьба, возникшая из-за дефицита власти, статуса или средств, необходимых для удовлетворения ценностей и притязаний, и предполагающая нейтрализацию, ущемление или уничтожение целей соперников».

Позже K. Fink дал определение конфликта, которое обнаруживает теснейшую зависимость по позиции L. Cozer. “Социальный конфликт - пишет K. Fink - это любая социальная ситуация или процесс, в котором две или более единицы связаны по крайней мере одной формой психологического или интрактивного антагонизма”. Психологический антагонизм - это эмоциональная враждебность и сходные с ней явления. Интерактивный антагонизм - понимается как взаимодействие, строящееся по типу борьбы или вмешательства в дела противоборствующей стороны.

Известный польский социолог Я. Щепаньский определяет конфликт - как столкновение, вызванное противоречием установок, целей и способов действия по отношению к конкретному предмету или ситуации.

Реальный конфликт представляет собой социально-психологический процесс. Социальные психологи предлагают определять конфликт как возникающее в сфере общения столкновение, вызванное противоречивыми целями, способами поведения, установками людей, в условиях их стремления, к достижению каких-либо целей (Гришина Н.В.). Или же, аналогично, столкновение личностей в виду несовместимости потребностей, мотивов, целей, установок, взглядов, поведения в процессе и в результате общения этих личностей (Ершов А.А.). Согласно

К. Боулдингу, конфликт знаменует собой осознание и созревание противоречия и столкновения интересов.

Конфликты следует отличать от других форм конфронтации в обществе, которые могут быть следствием:

1. отсутствия согласия между участниками дискуссии,

2. противоречия интересов,

3. коллизии,

4. соперничества,

5. соревнования.

Важно подчеркнуть, что конфликт - это столкновение интересов различных социальных субъектов, происходящий публично. Часто конфликт имеет политическое измерение (так как социальный конфликт задевает управленческие системы) - социальный конфликт чреват политическим конфликтом. Накопление конфликтов в обществе называется кризисом. Политический конфликт связан с взаимоотклонением ответственности и власти.

Западными социологами и философами конфликты признаются важнейшими факторами социального развития. Английский философ и социолог Г. Спенсер считал конфликт "неизбежным явлением в истории человеческого общества и стимулом социального развития".

Немецкий философ и социолог Г. Зиммель, называя конфликт “спором”, считал его психологически обусловленным явлением и одной из форм социализации.

Классик социологии Р. Дарендорф указывал в своих трудах на тесную связь конфликта с понятиями кризиса и противоречий. Кризис, по Р. Дарендорфу, - это результат патологических изменений в содержании и формах жизни населения, серьезных изменений механизма контроля в политике, экономике и культуре, взрыва массового недовольства граждан, радикального разрыва с традиционными нормами и ценностями. По мнению Р. Дарендорфа, конфликт - это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе; это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями. Существенная сторона социального конфликта состоит в том, что эти субъекты действуют в рамках некоторой более широкой системы связей, которая модифицируется (укрепляется или разрушается) под воздействием конфликта.

Таким образом, под социальным конфликтом в современной социологии понимают любые виды борьбы между индивидами, цель которых - достижение либо сохранение средств производства, экономической позиции, власти или других ценностей, пользующихся общественным признанием, а также завоевание, нейтрализация или устранение действительного либо мнимого противника.

2. Классификация конфликтов

Разные авторы приводят классификацию конфликтов с различных точек зрения, например, с позиции причин возникновения, основных форм жизнедеятельности (конфликты в трудовой, религиозной, политической, экономической сферах жизни), по группам участников, по степени их вовлеченности в конфликт, по продолжительности и т.д.

Рассмотрим некоторые из классификаций.

Например, классификацию конфликтов можно провести по двум параметрам: по типам субъектов (личностный, групповой, организационный, нация как специфическая макрогруппа, государство как специфический институт) и по протеканию конфликта внутри системы или вне системы.

Таблица.

Внутри системы

Вне системы

Личностный

Внутриролевые

Межличностные

Групповой

Внутригрупповые

Межгрупповые

Организационный

Внутриорганизационные

Межорганизационные

Межэтнические

Государство

Внутригосударственные

Межгосударственные

По отношению к субъекту выделяются следующие типы конфликтов:

1). Внутриличностный конфликт, который выражается борьбой противоречий внутри человека, сопровождаемой эмоциональной напряженностью. Одна из самых распространенных форм - ролевой конфликт, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы.

2). Межличностный конфликт. Этот тип конфликта самый распространенный. Конфликт между личностями возникает там, где сталкиваются разные школы, манеры поведения, их может питать и желание получить что-то, неподкрепленное соответствующими возможностями. Межличностный конфликт может также проявляться как столкновение людей с различными чертами характера, взглядами и ценностями.

3). Конфликт между личностью и группой может возникнуть, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиции группы. В процессе функционирования группы вырабатываются групповые нормы, стандартные правила поведения, которых придерживаются её участники. Соблюдение групповых норм обеспечивает принятие или не принятие индивида группой.

4). Межгрупповые конфликты часто возникают из-за отсутствия четкого согласования функций и графиков работы между группами. Межгрупповые конфликты часто возникают и между неформальными группами.

По формам конфликты можно разделить на:

Полномасштабный - открытая социальная борьба, в которой четко представлены противоборствующие стороны, их интересы, объект борьбы, стратегия и тактика поведения.

Неполный конфликт - вовлекает меньшее число участников, у него слабо структурированы интересы и состав сторон, он в меньшей степени легализован и не отличается открытым поведением (например, скрытый или вялотекущий конфликт интересов администрации предприятия и рабочих, непринимающий формы массовой забастовки).

Конфликты по протеканию делятся на:

- кратковременные (предмет конфликта исчерпывается в процессе контактных взаимоотношений);

продолжительные (затянувшиеся процессы по отношению к ожиданиям участников, часто носят деструктивный характер).

По природе возникновения выделяют конфликты:

деловые - имеют производственную основу и возникают в связи с поиском путей решения сложных проблем, с отношением к имеющимся недостаткам, выбора стиля руководителя и т.д. Они неизбежны.

эмоциональные - имеют сугубо личностную природу. Источник этих конфликтов кроется либо в личностных качествах оппонентов, либо в их психологической несовместимости;

По направленности взаимодействия - вертикальные и горизонтальные, то есть между оппонентами разных рангов и одного ранга.

Предметная сторона конфликта зависит от интересов, актуальной мотивации. Так, трудовые конфликты связаны с удовлетворением потребностей конкретных целей в процессе трудовой деятельности, политические - с властными отношениями, экологические - порождены глобальными проблемами современного поведения участников.

3. Структура и динамика конфликта

Конфликт вырастает из конфликтной ситуации, которая составляет базу конфликта. Конфликтной ситуацией называют такую ситуацию, в которой проявилась и осознана сторонами несовместимость действий одной стороны с нормами и ожиданиями другой.

Конфликтная ситуация включает прежде всего объект конфликта. Объект конфликта - то, из-за чего возник конфликт между оппонентами, на что претендует каждый из его участников. Объект конфликта может быть материальным (например, какая-нибудь престижная вещь), так и идеальными (например, правила поведения, статус в коллективе и т.п.).

В конфликтную ситуацию входят и участники конфликта (оппоненты). Участники конфликта обладают разной «силой», имеют разный ранг в зависимости от того, кого они представляют (например, человек говорит только от своего имени или выражает мнение большинства людей).

В структуре конфликта также выделяют внутреннюю и внешнюю позицию участников.

Рис.1. Структура конфликтной ситуации.

Во внутренней позиции участников можно выделить цели, интересы и мотивы участников; она непосредственно влияет на течение конфликтной ситуации, находится как бы за кадром и часто не проговаривается в ходе конфликтного взаимодействия. Внешняя позиция проявляется в речевом поведении конфликтующих, она отражается в их мнениях, точках зрения, пожеланиях.

Различать внутреннюю и внешнюю позиции участвующих в конфликте людей необходимо, чтобы увидеть за внешним и ситуативным - внутреннее и существенное.

Оппоненты и объект конфликта, со всеми их отношениями и характеристиками, составляют конфликтную ситуацию, которая всегда предшествует собственно конфликту и может существовать задолго до его возникновения, никак не проявляясь.

Чтобы из конфликтной ситуации вырос конфликт, должен возникнуть инцидент, то есть действия участников конфликта, притязающих на объект. При этом люди могут начать инцидент, когда реального противоречия нет (конфликт иллюзорен). Либо, напротив, конфликтная ситуация может существовать задолго до начала инцидента (конфликт «тлеющий»).

Структура конфликта по мере своего развития может измениться: в нем может происходить (преднамеренно или стихийно) подмена объекта конфликта, могут изменяться и участники (некто может дирижировать конфликтом). Подмена участников может быть вымышлена (один представляет участников так, как ему хочется). Все эти реальные и воображаемые изменения сути конфликта надо учитывать.

Динамика конфликта складывается из трех основных стадий: предконфликтную (нарастание), конфликтную (реализация) и послеконфликтную (затухание).

Рис.2. Динамика конфликта.

Первая стадия - накопление обострения противоречий из-за резкого расхождения интересов, ценностей, установок; фрустрация, неудовлетворенность, угрозы.

Вторая стадия - острые разногласия, разрушение прежней структуры, нормальных связей; атака одной из сторон своего противника через открытое противоборство.

Третья стадия - тенденция к нормализации конфликта и ликвидации его как такового. Однако настроение участников некоторое время еще подогревается воспоминаниями о причиненных друг другу неприятностях. Отсюда - необходимость профилактических мер для снятия стресса.

На первой стадии нарастает напряженность между двумя участниками.

Конфликт разгорелся (стадия 2): страсти бушуют, участники возбуждены и всячески демонстрируют «силовые приемы».

Конфликтная ситуация реализовалась, конфликт исчерпал свои силы и энергию, наступает стадия затухания (стадия 3).

Конфликт считается завершенным, если устранена его причина - конфликтная ситуация; устранение инцидента еще не означает ликвидации конфликта.

Конфликт может закончиться или субъективно (по инициативе одного из оппонентов), или объективно (в результате изменения конфликтной ситуации).

4. Функции социальных конфликтов

Большинство людей видят в конфликтах вещь неприятную, часть проклятия рода человеческого. Но можно отнестись к конфликтам по-другому - увидеть в них потенциальный прогресс. То есть, конфликты как неотъемлемый момент социального бытия могут выполнять две функции: позитивную (конструктивную) и негативную (деструктивную). Поэтому, как считают многие исследователи, задача состоит не в том, чтобы устранить или предотвратить конфликт, а в том, чтобы найти способ сделать его продуктивным.

В общем плане возможность конфликта выполнять конструктивную роль связывается с тем, что конфликт предотвращает «застой» и «омертвение» индивидуальной или групповой жизнедеятельности и стимулирует их движение вперед. Кроме того, поскольку основой возникновения всякого конфликта является отрицание предшествующих отношений между сторонами, способствуя созданию новых условий, конфликт одновременно выполняет и адаптивную функцию. Положительные последствия конфликта для отдельного человека могут также состоять и в том, что посредством него будет изжита внутренняя напряженность.

Позитивная функция конфликтов состоит в том, что они часто служат выражению неудовлетворенности или протеста, информированию конфликтующих сторон об их интересах и потребностях.

В определенных ситуациях, когда негативные взаимоотношения между людьми контролируемые, и, по крайней мере, одна из сторон отстаивает не только личные, но и организационные интересы в целом, конфликты помогают сплотиться окружающим, мобилизовать волю, ум на решение принципиально важных вопросов, улучшить психологический климат в коллективе.

Более того, бывают ситуации, когда столкновение между членами коллектива, открытый и принципиальный спор желательней: лучше вовремя предупредить, осудить и не допустить неправильное поведение коллеги по работе, чем попустительствовать ему, не реагировать, опасаясь испортить отношения. Как выразился М. Вебер, "конфликт очищает". Такой конфликт позитивно влияет на структуру, динамику и результативность социально-психологических процессов и служащих источником самоусовершенствования и саморазвития личности.

Тем не менее, конфликт чаще всего ассоциируется с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью. К негативным функциям социальных конфликтов следует отнести в первую очередь, сворачивание взаимодействия и общения между конфликтующими сторонами, увеличение враждебности между ними по мере уменьшения взаимодействия и общения. Частым явлением становится представление о другой стороне как о «враге», представление о своих целях - как о положительных, а о целях другой стороны - как об отрицательных.

Конфликт часто настолько меняет приоритеты, что ставит под угрозу истинные интересы сторон, препятствует осуществлению перемен и внедрению нового. Кроме того, прослеживается повышение эмоциональной и психологической напряженности в коллективе, неудовлетворенность, плохое состояние духа (например, как результат, рост текучести кадров и снижение производительности труда), меньшая степень сотрудничества в будущем.

Конфликт является деструктивным в том случае, если участники конфликта не довольны его исходом и чувствуют, что что-то потерпели. Если же участники удовлетворены и что-то получают в результате конфликта - конфликт считается продуктивным. социальных конфликт разрешение

5.Пути устранения социальных конфликтов

Конфликты разрешаются по-разному:

Существует индифферентный подход (безразличие, равнодушие, безучастность). В этом случае власть, как правило, игнорирует наличие в обществе конфликтов, ничего не делает для их разрешения, требования конфликтующих сторон забываются, остаются на бумаге. Такой подход характерен для тоталитарных и авторитарных режимов.

Метод подавления или принуждения всех или одной из конфликтующих сторон с применением вооруженных сил, полиции, путем массовых увольнений участников конфликтов, незаконных арестов и др.

Командный или административный подход без серьезного экспертного анализа причин возникновения конфликтов. Сами власти нередко увлекаются волюнтаризмом, эгоизмом, не подкрепляют принятые решения необходимыми ресурсами (финансовыми, людскими, политическими, энергетическими и др.).

Демократический способ разрешения конфликтов посредством переговоров и достижения консенсуса. Консенсус всегда направлен на положительный результат, он противоположен голосованию на основе принципа большинства, когда в ходе голосования сохраняется напряженность, ибо победа большинства ущемляет интересы меньшинства и одного субъекта. После голосования не снимается напряженность между конфликтующими сторонами, она только принимает иную форму выраженности и со временем может стать причиной новой вспышки, конфликта.

Консенсус же формирует уверенность в том, что интересы всех будут учтены и будет проявляться справедливость в реализации нрав и свобод конфликтующих сторон. Основным принципом консенсуса является признание чужих интересов как гаранта для осуществления собственных интересов.

Есть мнение, что конфликты следует различать не по классовому подходу, а с точки зрения защиты основных прав и свобод личности. Тогда конфликты можно классифицировать так:

Конфликты интересов. Они чаще всего проявляются в тех странах, где существует значительный уровень развития экономики и благосостояния людей. Здесь есть значительные ресурсы для их распределения по интересам конфликтующих сторон. Разрешение конфликта интересов порождает согласие сторон и достижение относительного равновесия различных сил в обществе.

Конфликты по ценностям: свободе, равенству, справедливости, автономии, социальному страхованию и др. Такие конфликты чаще всего бывают в тех странах, где не обеспечены основные права свободы личности и различных субъектов политической системы общества. Это проявляется как в странах Азии, Африки и Латинской Америки, так и в бывших социалистических странах.

Конфликты идентификации кого-то с определенной группой, этносом, а не с обществом и целом. Такие конфликты чаще всего проявляются в многонациональных странах.

Заключение

В отношениях между людьми неизбежно возникают трудности и конфликты, они являются естественной частью нашей жизни.

Широко распространены житейские соображения, что конфликты - это нечто неблагоприятное и опасное, что следует любой ценой их избегать и что хорошим отношениям между людьми свойственно полное отсутствие каких-либо конфликтов. В результате большой популярности подобных воззрений люди стараются скрывать свои конфликты от других и даже от самих себя. Таким образом, часть конфликтов существует во внутреннем, скрытом плане.

Нередко осуждение самого факта существования конфликтов и наивная вера в то, что можно прожить жизнь, ни разу ни с кем не конфликтуя, связаны с недостаточными разграничениями между самим конфликтом и способом его разрешения. А ведь существуют эффективные способы разрешения конфликтов, вызванных различиями во взглядах, установках, несовпадениях целей и поступков. Они укрепляют взаимоотношения и тем необычайно ценны. Совместное успешное разрешение противоречий может сблизить людей больше, чем многие годы проведенные во взаимном обмене любезностями. Однако, наряду с этим есть и такие способы разрешения конфликтов, которые отравляют жизнь и разрушают даже устойчивые многолетние связи.

Библиографический список

Андреев В.И. Конфликтология. М., 1995.

Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб., 2000.

Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. / Уч. пособие. М., 1995.

Зеркин Д.П. Основы конфликтологии. Ростов-на-Дону, 1998.

Фролов С.С. Социология. М., 1996.

Основы социологии. Курс лекций. Отв. ред. А.Г. Эфендиев. М.,1993

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Социальные конфликты в современном российском обществе. Образование новых социальных групп, растущее неравенство являются причинами конфликтов в обществе. Характеристика социальных конфликтов, причины, последствия, структура. Способы их разрешения.

    курсовая работа , добавлен 22.01.2011

    Место социального конфликта в современном российском обществе на фоне его коренной реформации. Характеристика теорий социальных конфликтов. Причины и последствия, структура и этапы социальных конфликтов, классические и универсальные способы их разрешения.

    реферат , добавлен 19.04.2011

    Основные аспекты социальных конфликтов. Классификация конфликтов. Характеристика конфликтов. Причины конфликтов. Последствия социального конфликта. Разрешение конфликта. Социальные конфликты в современном обществе.

    реферат , добавлен 30.09.2006

    Понятие, виды, содержание и способы разрешения социальных конфликтов как процесса обострения противоречия сторон-участниц в решении проблемы, юридический конфликт как его разновидность. Альтернативные и судебные способы разрешения социальных конфликтов.

    дипломная работа , добавлен 06.05.2014

    Основные характеристики социальных конфликтов, их причины, последствия, виды, структура. Оценка моделей и стратегий поведения личности. Формы и тактики поведения людей в процессе конфликта. Способы разрешения, взаимосвязь и взаимопереход конфликтов.

    курсовая работа , добавлен 18.12.2014

    Понятие о социальном конфликте. Сущность конфликта и его функции. Особенности социальных конфликтов в современном российском обществе. Основные характеристики социальных конфликтов. Механизмы разрешения социального конфликта. Технология предупреждения.

    курсовая работа , добавлен 15.12.2003

    Понятие, виды, содержание и способы разрешения социальных конфликтов. Юридический конфликт как разновидность социального конфликта. Судебные процедуры разрешения социальных конфликтов. Арбитраж и третейское разбирательство в российском обществе.

    курсовая работа , добавлен 06.05.2014

    Сущность социального конфликта. Особенности видов конфликтов, их формы и динамика. Конфликты в различных социальных структурах. Специфика путей разрешения социальных конфликтов. Отличительные черты социальных конфликтов Алена Турена и М. Кастельса.

    курсовая работа , добавлен 18.05.2011

    Основные виды социальных конфликтов как неотъемлемого момента социального бытия, их причины и стадии. Стратегия поведения в конфликте, пути выхода их него. Роль посредников в разрешении конфликтов, их виды. Отличия урегулирования конфликта от разрешения.

    презентация , добавлен 07.06.2016

    Происхождение конфликтов. Причины, функции и субъекты социальных конфликтов. Движущие силы и мотивация конфликта. Аналитическая схема исследования конфликтов. Конфликт потребностей. Конфликт интересов. Ценностный конфликт. Динамика социальных конфликтов.

Социальный конфликт может завершиться тремя результатами (рис. П.1): 1) устранением конфликта; 2) урегулированием конфликта; 3) разрешением социального конфликта. Таким образом, завершение и разрешение социальных конфликтов – это разные, хотя и взаимосвязанные результаты и понятия, которые следует четко разграничивать. В этом смысле завершение конфликта – это его любое окончание.

Устранение конфликта
Устранение конфликта имеет следующее возможное завершение:
1) уничтожение одной из противоборствующих сторон в результате победы другой. Например, победа пролетариата над дворянством, буржуазией, интеллигенцией и крестьянством в России в результате Октябрьской революции, Гражданской войны, коллективизации;
2) уничтожение обеих противоборствующих сторон. Лучшим примером этого может служить пиррова победа, добившись которой, древнегреческий царь Пирр потерял свою армию. Этого боялся и Наполеон во время Бородинского сражения;
3) перерастание одного конфликта в другой – как между теми же участниками, так и в другом составе, когда противоборствующие стороны объединяются против третьей стороны.

Урегулирование конфликта
Урегулирование конфликта означает его завершение при следующих условиях:
1) примирение противоборствующих сторон в состоянии конфликтного тупика, когда цена победы дороже цены урегулирования. Примером такого завершения социального конфликта являются Хасавюртовские соглашения между Россией и Чечней, подписанные Лебедем и Масхадовым. Урегулирование происходит на основе договоренности противоборствующих сторон пойти на взаимные уступки при сохранении противоположных интересов и конфликтной ситуации;
2) примирение противоборствующих сторон на основе признания победы одной из сторон и фиксации этого в соответствующем соглашении. Примером такого завершения является победа СССР и его союзников над Японией во Второй мировой войне. Но и в этом случае конфликтная ситуация сохраняется и может проявиться рано или поздно.

Разрешение конфликта
Разрешение социальных конфликтов выражается в устранении причин, его породивших, т.е. в устранении противоположности интересов противоборствующих субъектов. Например, буржуазия и рабочие в Западной Европе с 1918 г. сумели, с одной стороны, разгромить пролетарских революционеров, пытавшихся повторить в Западной Европе, в частности, в Германии и Венгрии, российский вариант, а с другой стороны, устранили противоположность своих интересов в результате введения восьмичасового рабочего дня, повышения заработной платы, введения оплачиваемых отпусков, медицинского страхования, легализации профсоюзов, права на политическую деятельность и т.п. В результате этих реформ Западная Европа и США осуществили переход от капиталистической формации к буржуазно-социалистической и, в конечном счете, выиграли формационное соревнование у пролетарско-социалистического СССР.

Для разрешения (и урегулирования) социального конфликта приходится прилагать значительные усилия, так как саморазрешение конфликта невозможно. Если конфликт не замечать, игнорировать, заниматься его идеологическим (словесным) разрешением и практически ничего не делать, он будет развертываться стихийно, обостряться, объединяться с другими конфликтами и, в конечном счете, завершится разрушением той социальной системы (или субъекта), в которая происходит. Так случилось, в СССР с пролетарско-социалистической формацией, которая разрушилась в результате обострения множества социальных конфликтов, возникших в ней, но загнанных вовнутрь. Это конфликт между КПСС и интеллигенцией, Центром (Москвой) и союзными республиками, коммунистический идеологией и реальностью, возросшими потребностями и интересами людей и уровнем, а также качеством, их удовлетворения и т.п.