Средний балл по русскому языку егэ. Статистика егэ

От балла, зависит возможность поступления в избранный ВУЗ, возможность учиться за счет бюджета, доступ к другим преференциям. Поэтому очень многих людей интересует, каковы средние баллы ЕГЭ по России в целом?

Средние баллы ЕГЭ 2017 из открытых источников

Средний балл для всех россиян, сдававших ЕГЗ в 2017 году по обязательным предметам, составил:
- по математике - 47,1;
- по русскому языку - 69,06.
Средние баллы по дополнительным предметам:
- по иностранному языку - 70,1;
- по биологии - 52,57;
- по географии - 55,15;
- по информатике - 59,18;
- по истории - 56,9;
- по литературе - 59,68;
- по обществознанию - 55,44;
- по физике - 53,16;
- по химии - 60.
Такова статистика с ресурсов Минобразования и науки, Росстата, региональных сайтов образовательных учреждений.

Как различаются результаты ЕГЭ по регионам

По статистике, средний балл по России по любому предмету не ниже 47, однако, если брать более узкий срез – по регионам – тут цифры сильно различаются. Традиционно лидирует по успеваемости Центральный ФО, особенно это касается обязательных русского и математики. С учетом того, что в Москве и Санкт-Петербурге наиболее развитое финансирование учебных заведений и здоровая конкуренция в сфере образования, у столичных и питерских школьников гораздо лучшая подготовка к ЕГЭ, да и сам уровень обучения выше, чем в остальных городах России. Именно поэтому, в ЦФО показатель по русскому языку - 74 балла, по математике – 53 балла.

Худшие результаты в ЕГЭ показали школьники с Дальнего Востока, средний результат по русскому там составляет 42 балла, по математике – 32 балла.

Сколько баллов нужно для поступления на бюджет

Студенты, зачисленные на бюджетные отделения вузов по всей России в 2017 году, набирали 68,2 балла и выше, в 2016 балл был чуть меньше - 66,6.
По данным Минобразования, для зачисления на , необходимо было набрать 76,2 и 75,8 соответственно.

Правительство России неоднократно заявляло о грядущих изменениях в области образования, о предстоящей оптимизации образовательного процесса, об увеличенном бюджетировании данной сферы. По ожиданиям чиновников, в регионах уровень образования подтянется к столичному, значит шансы у школьников на высокий балл в ЕГЭ будут равными, не зависимо от региона проживания.

Скоро начнется вступительная кампания в вузы России. Все будущие студенты хотели бы поступить в самый лучший университет на хорошую специальность. Однако, конкуренция просто огромная. Главным приоритетом при поступлении будут баллы, полученные в ходе ЕГЭ 2018. Один из самых важных и обязательных из всех предметов является русский язык. Экзамен по русскому прошел еще 6 июня и результаты уже давно известны.

Общий средний балл за экзамен по русскому вырос, пусть и незначительно, в сравнении с результатами прошлого года. В 2018 году средний балл по России составляет 70,9. Более 3 тысяч учеников смогли набрать максимальные 100 баллов.

Билет ЕГЭ 2018 по русскому состоит из 2-х частей. Первая часть имеет в себе 25 вопросов. Вопросы могут быть как закрытие, так и открытые. В открытых вопросах, ответы на них состоят из одного слова или сочетания слов. Закрытые тестовые задания предполагают выбор одного из представленных ответов. Эти задания достаточно простые и относятся к обычной школьной программе. Для тех, кто хорошо обучался в школе, решение этих заданий не принесет трудностей на экзамене.

Что более сложное в билете по русскому, так это итоговое сочинение. Ученику необходимо прочитать небольшой текстовый отрывок на определенную тему и высказать письменно свое мнение на этот счет. К этому заданию стоит подготовиться основательно. На выполнение этого задания необходимо выделить час из общего времени экзамена. Не достаточно просто выразить ясно свои мысли, нужно подтвердить их фактами и примерами. Важно помнить структуру построения сочинения: вступление, основная часть и заключение. Сочинение, которое содержит менее 150 слов не оценивается.

Система оценивания и результаты ЕГЭ 2018 по русскому языку

Русский язык оценивается по тому же принципу, что и все остальные дисциплины. Набранное количество баллов за выполненные задания суммируются и переводятся в 100-бальную шкалу. Из нее можно вычислить оценку в пределах 5. Так 24 балла являются пороговой точкой, не достигнув которой, ученик не получит аттестат зрелости. Для поступления в высшее учебное заведение понадобится набрать минимум 36 баллов. От минимальной точки до 56 баллов выставляется оценка "3″. Для тех учеников, которые ответили на вопросы в пределах 57-71 баллов, будет выставлена отметка "4″. Максимальная отметка "5″ означает, что ученик сумел набрать от 72 до 100 баллов за экзамен.

Как показывают результаты 2018 года, многие ученики сумели остановиться на отметке "4″. Но 3700 участников экзамена показали по-настоящему высокие знания родного языка и достигли максимального количества баллов, а именно 100. К сожалению, 0,4% выпускников не смогли успешно сдать экзамен. Общая тенденция результатов показала, что средний балл по стране держится в пределах 70 баллов.

Когда можно пересдать обязательный экзамен по русскому

Для тех учеников, которые не согласны с оценкой своих знаний существует процедура апелляции. Заявления на опровержение выставленных комиссией баллов можно подать не позднее чем в течении 2-х дней после оглашения результатов экзамена. Ученику необходимо заполнить форму заявления в количестве двух экземпляров. Представитель ГЭК подписывает их и возвращает одно из заявлений участнику, второе передается комиссии. После чего остается ждать информации о времени и месте проведения рассмотрения. Важно хорошо подготовиться и уметь ответить на все вопросы комиссии.

Второй вариант исправления оценки за экзамен более простой. Для тех, кто желает пересдать ЕГЭ по русскому выделен специальный день в дополнительный период сдачи. Пройдет он в сентябре 4-го числа. В случае провала и во второй раз, экзамен можно будет пересдать лишь в следующем году.

На днях стартовала новая волна единого государственного экзамена, и за те 8 лет, что ЕГЭ существует в обязательном режиме, споры вокруг него не утихают. В этом материале мы предпринимаем попытку показать в динамике средние баллы ЕГЭ по русскому языку и математике в регионах, а также объяснить, с чем могут быть связаны региональные различия в результатах экзамена.

Представленные здесь данные собраны из открытых источников. Результаты ЕГЭ получены с региональных сайтов образовательных ведомств и центров оценки качества образования. Другие показатели собраны на сайтах Министерства образования и науки РФ, Росстата, Федерального казначейства.

Результаты ЕГЭ: региональные различия

Если посмотреть на карту, то видно, что наиболее высокие средние баллы и по русскому языку, и по математике показывают регионы Центрального федерального округа. В 2015 году в числе лидеров по русскому языку были Оренбургская и Самарская области, а также Пермский край, по профильной математике - республика Калмыкия, Пермский край и Удмуртия. Самые же низкие результаты, вопреки стереотипам, наблюдаются не в северокавказских регионах, а на дальнем Востоке.

Отдельный интерес представляет динамика результатов ЕГЭ в регионах. Сравнивать баллы по годам напрямую некорректно - за эти годы экзамен пережил немало изменений. Например, в 2013 г., во время массовых утечек ответов, баллы участников в целом в стране оказались выше, а в 2014 г., после ужесточения мер безопасности, упали. Учитывая это, мы смотрели на положение регионов относительно среднего балла в России и использовали стандартизированные z-значения. Иначе говоря, мы сравнили динамику регионов относительно среднего по стране. Сопоставлялись результаты регионов в 2010 и 2014 гг., так как в этот период содержание и структура экзамена были наиболее стабильны.

В целом, значительный (больше одного стандартного отклонения) рост за эти пять лет по математике продемонстрировали 16, а по русскому языку - 11 субъектов РФ. В основном, это те регионы, которые в 2010 году показывали результат ниже среднего. Серьезное снижение баллов произошло по математике в 6, а по русскому языку в 3 регионах - там, где в 2010 были достаточно высокие баллы. В субъектах РФ со средними результатами существенных изменений в баллах не произошло.

Факторы региональных различий результатов ЕГЭ

2009-2014 годы:

Чтобы понять, чем объясняются результаты ЕГЭ по математике и по русскому языку в 2009 - 2014 годах, мы проанализировали их связь с рядом региональных характеристик. В центре внимания была, во-первых, роль ресурсного обеспечения школ, во-вторых, роль ресурсов семей.

Ресурсы школ во многом определяются размером государственного финансирования. Если скорректировать объемы подушевого финансирования школ на инфляцию и различия между регионами в стоимости жизни, то рост этого показателя с 2006 по 2013 годы составил около 40 процентов. При этом максимальный разрыв в подушевом финансировании за этот же период немного сократился - с 6 до 5 раз. Наибольший рост финансирования школ произошел в 2012 году, когда были приняты “майские указы Президента”.

Изменения в финансировании школ важны для результатов учащихся. Согласно нашим оценкам, регионы с более высоким уровнем подушевого финансирования показывают более высокие средние баллы ЕГЭ по математике (при равном уровне экономического развития, доходов населения и ряда других характеристик регионов). По русскому языку значимой связи результатов ЕГЭ и подушевого финансирования (при учете прочих региональных показателей) в 2009 - 2014 гг. не обнаружено. Отчасти это можно объяснить тем, что в результатах по русскому языку большую роль играют социальные характеристики семей.

Основную долю в бюджетном финансировании школ составляют зарплаты учителей. При этом важна динамика их зарплат относительно среднего уровня оплаты труда в регионе. В целом эта динамика была положительной. Наиболее существенный рост относительных зарплат учителей наблюдался в 2008 и в 2012 - 2013 годах, небольшое снижение было в 2007 и 2010 годах.

По нашим оценкам, уровень зарплат учителей относительно средней зарплаты по региону положительно связан с региональными результатами ЕГЭ и по русскому языку, и по математике. От оплаты труда зависит, какие учителя придут в школы и с каким настроем они будут работать. Например, данные опроса директоров школ в исследовании PISA 2012 года показывают, что в регионах с более высокой относительной зарплатой у учителей выше мотивация, энтузиазм и стремление к достижениям.

Помимо государства, в образование детей инвестируют семьи. Ресурсы семей определяются их доходами. Наш анализ показывает, что в регионах с высоким уровнем бедности (долей людей с доходами ниже прожиточного минимума) результаты ЕГЭ ниже. Высокий уровень неравенства доходов внутри региона также негативно сказывается на средних баллах ЕГЭ (при равном уровне бюджетного финансирования школ и ряда других региональных характеристик).

Иными словами, для повышения образовательных достижений школьников важны и семейные ресурсы. При этом в субъектах РФ с низкими доходами населения в среднем ниже и ресурсы региональных бюджетов, а значит и финансирование школ.

В целом, на данном этапе выравнивания уровня бюджетного финансирования школ между регионами недостаточно для того, чтобы выровнять баллы детей.

2015 год:

Если говорить о результатах 2015 года, то разрыв между регионами с минимальным и максимальным средним баллом ЕГЭ может составлять 28 баллов по русскому языку и 16 по математике. Социально-экономические характеристики субъектов РФ (валовый региональный продукт, финансирование школ на одного учащегося, доля населения с высшим образованием, а также доля городского населения) на 25 процентов объясняют средний балл ЕГЭ по математике и на 34 процента - средний балл ЕГЭ по русскому языку. У детей из менее благополучных регионов меньше шансов получить высокие баллы на экзамене, чем у тех, кто живет в более экономически развитой части страны. Причем по русскому языку этот разрыв несколько больше, чем по математике.

Почти в такой же степени (на 28 процентов по математике и на 30 процентов по русскому языку) средние в регионах баллы объясняются характеристиками школ и учителей. Важно учитывать, сколько детей в регионе после 9 класса уходят в колледжи, а сколько остаются в старших классах и сдают ЕГЭ. Как показывает наш анализ, в школах, где в старших классах остается меньше половины девятиклассников, результаты также выше, чем там, где отбор (или самоотбор) детей менее строгий.

Значение имеют и учительские характеристики. Во всех регионах преобладают учителя с оконченным высшим образованием, однако, там, где таких педагогов больше 80 процентов, результаты ЕГЭ учащихся выше. А вот связь результатов с категорией учителя оказалась не столь однозначной - наивысшие результаты у выпускников в регионах, где доля педагогов с высшей категорией варьируется от 22 до 30 процентов.

Таким образом, наш анализ показывает, насколько у учеников из разных регионов не равны шансы на высокие баллы ЕГЭ. К слову, средние результаты московских школьников на ЕГЭ на 13 баллов по профильной математике и на 5 баллов по русскому языку выше, чем у школьников из республики Бурятия.

В целом, экономические и образовательные характеристики регионов определяют баллы ЕГЭ на 64 процента по русскому языку и на 53 процента - по математике. При этом, эти факторы находятся вне сферы влияния самих педагогов и школ, поэтому оценивать их по этому результату некорректно.

Выводы

Как показывает наш анализ, в России достаточно большие региональные различия в образовательных результатах школьников. Эти различия могут определить дальнейшую судьбу детей, в том числе, повлиять на поступление в вузы.

В многом эта разница связана с тем, насколько школьники обеспечены образовательными ресурсами. Неравенство ресурсов есть как на уровне семей, так и на уровне государственного финансирования школ. Часто одно сопровождает другое.

Проведенный нами анализ не учитывает вариации баллов единого экзамена внутри регионов, хотя эта задача представляется крайне полезной при выработке мер образовательной политики. Для такого анализа необходим доступ к обезличенным данным ЕГЭ для исследователей. В развитых странах результаты подобных тестов используются для анализа и выработки управленческих решений, и этот опыт важно использовать и в России.

ЕГЭ как объективный инструмент оценивания выпускников школ показал наличие проблемы с неравенством в образовании. Нельзя возлагать всю ответственность за решение этой проблемы на сам экзамен или учителей. Выравнивание образовательных возможностей - это задача государственной политики.

По русскому языку — обязательного и самого массового экзамена. Сами школьники могли узнать свои баллы еще 8 июня, используя паспортные данные.

Русский язык показал хорошие результаты. Средний тестовый балл составил 65,8, что на 3,3 выше, чем в 2014 году.

Количество стобалльников в ведомстве не называют, пояснив, что их работы перепроверяются. Известно, что число учеников, набравших от 80 до 100 баллов, увеличилось на 5% по сравнению с 2014 годом. Не сообщается пока и количество не сдавших русский язык. Те, кто не набрал минимальный балл, смогут пересдать в резервный день — 22 июня и в сентябре в случае, если они покажут удовлетворительные знания на втором обязательном предмете — математике.

Министр образования связал улучшение экзаменов с двумя факторами. «Первый состоит в том, что в этом году изменилась модель экзамена, в нем не использовались задания с выбором ответа, когда можно угадать правильный ответ. И в этом смысле экзамен приблизился к традициям преподавания русского языка и литературы в наших школах, где главным упражнением является непосредственно работа с текстом — написание, говорение, исправление ошибок и т.д», — пояснил министр.

Второй фактор — это сочинение, которое все одиннадцатиклассники писали в декабре в этом учебном году. «Понятно, что при подготовке к сочинению школьники дополнительно изучили большое количество классических произведений литературы, и это тоже внесло свой вклад в успешность сдачи экзамена и по русскому языку, и по литературе», — сказал министр. Он добавил, что в этом году не было утечек билетов в интернет, не было ЕГЭ-туризма, и в целом количество нарушений сократилось.
«В этом году примерно в три раза меньше нарушений на пунктах проведения экзаменов, чем в прошлом году», — отметил Ливанов.

Регионы хотят соревноваться

В не раз подчеркивали, что не намерены обнародовать анализ сдачи ЕГЭ по регионам и, в частности, говорить, где выпускники показали лучшие или худшие результаты. Однако местные органы образования публикуют свои результаты. «Это было бы соревнование, но везде свои условия, отличные друг от друга», — пояснил глава Рособрнадзора Сергей Кравцов.

Впрочем, во многих российских регионах свободно выкладывают свои результаты, которые также говорят о позитивном процессе. В Красноярском и Ставропольском краях средний балл увеличился с 62,9 до 65. В Пензенской области средний балл вырос с 60,9 до 64,7, в Кировской области — с 67 до 70 баллов, в Пермском крае — с 67 до 71 балла. В Татарстане средний балл вырос с 65,8 до 69. В Волгоградской области средний балл чуть ниже — 62,3, хотя все равно больше на два балла, чем в 2014 году.

Среди лидеров в литературе (средний балл — 56) находятся Самарская область (65,8), Брянская область (65) и Чувашия (63,91). На другом конце списка, в частности, находятся Якутия (48,7), Коми (55,1) и Татарстан (53,84). По географии (средний балл 53) хорошие показатели у Татарстана (67,33), Оренбургской области (65) и Ненецкого АО (64). Внизу списка можно увидеть Забайкальский край (46,79) и Сахалинскую область (48). Некоторые регионы обнародовали лишь часть информации без среднего балла.

Только Дагестан на фоне заявлений с высокими цифрами не побоялся обнародовать статистику.

Как оказалось, средние показатели по русскому языку в Дагестане составили 46 баллов. Об этом ТАСС сообщила пресс-секретарь министерства образования и науки республики Патимат Мусабекова. Впрочем, это на три балла лучше, чем данные прошлого года. Больше 13% учеников (2938 человек) не смогли набрать минимальное количество баллов. Известны также показатели и по предыдущим экзаменам — по литературе дагестанские выпускники набрали 37 баллов (средний балл по России — 56). Год назад эта цифра оказалась на уровне 32,2 балла. А географию в среднем ребята написали на 35 баллов (средний балл по России — 53).

Индикатор роста уровня выпускников Дагестана — количество заданий, на которые они успели ответить.

Замглавы Рособрнадзора Анзор Музаев рассказал в ходе ЕГЭ по обществознанию, что в этом году при написании экзамена по литературе, русскому языку и математике 85% дагестанских школьников приступили к выполнению заданий второй, самостоятельной части, тогда как в прошлом году это сделали лишь 20% сдающих ЕГЭ. «Я сейчас говорю не о качестве написания этой части работы, а о том, что ребята приступили к ее выполнению, что уже хороший факт», — подчеркнул Музаев.

Существенно меньше стало меток о телефонах, шпаргалках и разговорах в аудитории, которые ставили онлайн-наблюдатели. В прошлом году на первом экзамене наблюдатели отслеживали онлайн только 30% аудиторий и тогда поставили 700 меток о нарушениях. В этом году картинка из 80% аудиторий передавалась в интернет, и при этом в первый день экзамена было порядка 140 меток.

Сергей Кравцов пояснил, что на Северном Кавказе была проведена серьезная работа. Там состоялся форум русского языка и литературы, шло планомерное повышение квалификации учителей школ, где были показаны невысокие результаты. Все это дало свои результаты.

Скандалы, аварии, избиения и таинственная буква Z

С начала кампании ЕГЭ-2015 уже аннулировано 537 работ, из них 328 за использование мобильных телефонов, а 209 — за шпаргалки. Еще около 2 тыс. телефонов были изъяты на входе после прохода выпускником через рамки металлоискателей. Как пояснил Кравцов, большинство школьников хотели проверить, работают ли металлоискатели. «Так вот, работают», — подчеркнул он. Наказывать этих учеников не будут.

Для двух групп выпускников написание ЕГЭ началось с аварии.

28 мая бензовоз врезался в школьный автобус с учениками из подмосковного Красногорска. А 8 июня в Амурской области в автобус со школьниками врезалась иномарка. В обоих случаях детей пересадили на другой транспорт и отправили писать экзамены. О том, повлиял ли шок от аварии на результаты ЕГЭ, чиновники не говорят. «Случаи анализируются на предмет их причин. К счастью, обошлось без жертв. Все будет сделано для того, чтобы эти случаи не повторились», — сказал в четверг министр образования РФ.

В Дагестане прокуратура внезапно заявила о тысяче нарушений. Сообщалось, что на работах не была проставлена некая буква Z. В Рособрнадзоре пояснили, что речь идет о знаке, который перечеркивает оставшееся пустое пространство под текстом. «Это техническое неисполнение регламента, и было бы некорректным выставлять его как нарушение», — пояснил замглавы Рособрнадзора Анзор Музаев.

А в Чечне мать одного из школьников сообщила, что ее сына, 16-летнего Адлана Астамирова, избил силовик в пункте проведения экзамена.

Об этом женщина рассказала изданию «Кавказский узел». Инцидент произошел в селе Закан-Юрт. Молодой человек сдал работу и вышел в коридор. По одной версии, он задержался там, ожидая друга, и силовик потребовал покинуть помещение, по другой, его не хотели выпускать на улицу. Как пишет издание, школьника избивали семь человек. В итоге у него сломан нос и треснула челюсть. Официально от представителей Чечни не было комментариев этого происшествия.

В Рособрнадзоре в курсе произошедшего, но не считают, что избиение школьника связано с ЕГЭ. «Более подробно, конечно, нужно спросить у коллег в Чеченской Республике. С самим ЕГЭ, по моей информации, это не связано. Может, это некое хулиганство, и соответствующие меры были приняты. Насколько я знаю, ситуация там сейчас урегулирована и все в нормальном режиме», — отметил Кравцов.

Результаты второго обязательного в этом году экзамена — ЕГЭ по математике станут известны на следующей неделе.

Вот уже восемь лет как всем выпускникам приходится сдавать ЕГЭ , а критика экзамена не умолкает. ЕГЭ винят во всех бедах российского образования, забывая о том, что экзамен - это просто инструмент, микроскоп, который показывает все недостатки и пробелы в знаниях школьников. И лишь последние два-три года этот микроскоп стал работать нормально, а масштабы списывания и жульничества упали в разы.

И, как и положено правильно настроенному инструменту, ЕГЭ высветил серьезные проблемы в нашем образовании, с которыми, к сожалению, сами ученики поделать ничего не могут.

Мне удалось принять участие в масштабном исследовании Международной лаборатории анализа образовательной политики НИУ ВШЭ, которое посвящено результатам Единого госэкзамена. Мы собрали данные о средних баллах по русскому языку и математике практически для всех регионов страны с 2009 по 2016 год, и проанализировали, где баллы выше и с чем это может быть связано.

БОЛЬШЕ ДЕНЕГ - ВЫШЕ БАЛЛ?

Разница в результатах ЕГЭ между регионами - огромная. Например, столичные школьники сдали профильную математику в 2015 году, в среднем, на 13 баллов лучше, чем выпускники из Бурятии . В Пермском крае оценки на ЕГЭ по русскому стабильно баллов на 5 выше, чем в соседней республике Коми . А хуже всего экзамен сдает не Северный Кавказ , как принято считать, а Дальний Восток.

Оказывается, результаты ЕГЭ напрямую связаны с состоянием экономики. Чем беднее регион, с учетом цен и стоимости жизни в нем - тем ниже баллы! С одной стороны, у людей меньше денег на репетиторов или подготовительные курсы для своих детей. С другой стороны, в таких регионах школы получают меньше финансирования.

Просто выровнять уровень финансирования школ недостаточно, чтобы выравнять шансы детей, - говорит Ольга Лазарева , доцент департамента прикладной экономики НИУ ВШЭ. - Большое неравенство доходов населения в регионе также негативно сказывается на баллах ЕГЭ, даже при одинаковом финансировании.


Получается, что оценки детей связаны с тем, где им посчастливилось родиться и учиться. Экономика определяет баллы ЕГЭ по математике на четверть, а по русскому языку - на треть! Детям в одних регионах получить высокие баллы куда сложнее, чем в других.

ШКОЛА РЕШАЕТ

В теории, такой экономический барьер можно преодолеть - просто надо найти ребенку хорошую школу и хороших педагогов. И в самом деле: уровень учителей и школы объясняют еще треть оценки по русскому и математике. Например, в тех регионах, где учителей с высшим образованием больше, выпускники сдают экзамены на 4-5 баллов лучше.

Но на практике получается замкнутый круг - хорошие учителя идут туда, где лучше платят. Те же подмосковные педагоги, кто может, пытаются устроиться на работу в столицу. А учителя из областей, граничащих с Московской, устраиваются в подмосковные школы.

Как показывает исследование PISA 2012 года, в регионах, где больше зарплаты педагогов, у учителей выше мотивация, энтузиазм и стремление к достижениям. Соответственно, там, где ниже зарплаты - меньше и баллы ЕГЭ. А ведь на зарплаты учителей как раз и тратится львиная доля школьного бюджета.

ПРЕСТИЖНЫЕ ВУЗЫ - ДЛЯ ГЕНИЕВ И МОСКВИЧЕЙ?

Выходит, что оценки выпускников сильно связаны с экономикой региона, финансированием и другими характеристиками школ. Ученики из Республики Алтай получают 70 баллов, а москвичи на таком же самом экзамене - 80-85. А ведь при поступлении в вузы счет идет на десятые доли балла.

Такая ситуация усложняет дорогу в хорошие университеты способным ребятам из глубинки. Да, ЕГЭ упростил современным ломоносовым путь в МГУ . Но он не может снять окончательно все барьеры. При этом по результатам ЕГЭ оценивают не только детей, но и самих педагогов. А ведь все эти факторы - и экономика, и состав учителей - то, на что ни школьники, ни их учителя не могут повлиять. Это все равно, что штрафовать улитку за последнее место в забеге на время.

Нельзя возлагать всю ответственность за решение этой проблемы на сам экзамен или учителей, - уверен Андрей Захаров , заведующий Международной лабораторией анализа образовательной политики НИУ ВШЭ. - Выравнивание образовательных возможностей - это задача государственной политики.

ОФИЦИАЛЬНО

Сергей Кравцов, руководитель Рособрнадзора:

Результаты ЕГЭ, а также баллы ГИА и данные Всероссийских проверочных работ дают нам более полную картину о качестве образования в стране. Мы с Министерством образвоания и науки разработали алгоритм использования результатов всех оценочных работ для системы подготовки учителей - для педвузов и институтов повышения квалификации. Сейчас мы сделали первый шаг в диагностике качества образования, и важно сделать следующий.

Кроме того, мы проводим специальные акции и программы по работе с разными регионами. Мы анализируем не только то, что помешало школьникам набрать минимальный балл, но и какие проблемы возникли у высокобалльников. И в течение всего учебного года наши эксперты приезжают в школы, работают с учителями и помогают детям добиваться более высоких результатов.

Госэкзамен, открой личико

Александр МИЛКУС

Когда Рособрнадзором (ведомством, которое отвечает за проведение ЕГЭ в целом по стране) руководила Любовь Глебова , были засекречены результаты сдачи экзаменов регионами. Объяснение - чтобы у губернаторов не было соблазна «накрутить» результаты экзамена, чтобы показать, как здорово у них в регионе развивают образование.

Во время руководства Рособрнадзором Сергеем Кравцовым (он и сейчас на посту) засекретили и данные о том, как сдают Единый школы. По сходной причине - чтобы директора не вынимали у детей душу, требуя выдающихся результатов, а потом ими махали перед носом коллег.

Исследователи, подготовившие материалы, о котором мы сегодня рассказываем, кропотливо собирали данные из открытых источников, практически «просеивая» региональные новостные сайты.

Вопрос: плохо или хорошо, что официальные данные ЕГЭ засекречены? То, что местные власти и администрации образовательных учреждений не прочь использовать Госэкзамен для самоутверждения и именно поэтому у них эту возможность нужно отобрать - аргумент слабый. Если уж смогли организовать проведение экзамена без массовых списываний, подлогов и другого мошенничества, нужно бы сделать и второй шаг. Показать народу кто чего стоит: в какой школе качество образования выше, какой регион экономит на обучении своих детей. Конкуренция (честная и справедливая) в образовании еще никогда никому не мешала. Глядишь, найдутся и деньги для лучшего финансирования школ, и с курсов переподготовки учителей удастся стряхнуть сонную паутину, и заработают программы по поддержке отстающих образовательных учреждений (они ведь разработаны и некоторые регионы ими успешно пользуются).

Систему образования нельзя приводить в чувство под ковром. Под ним только блох хорошо ловить.

А КАК У НИХ?

В Италии южане глупее северян

Такая проблема есть не только в России , но и в других странах.

Например, в Италии вовсю бьют тревогу: разница в знаниях учеников из северных и южных областей составляет несколько лет обучения! Масла в огонь подливают и постоянно прибывающие мигранты - без знания языка их детям сложно учиться. А когда таких ребят много, это часто тормозит весь класс. Так что государство разрабатывает специальные программы поддержки для школ в южных областях, и выделяет учителям в них дополнительные гранты и субсидии.

Похожая ситуация с неравенством и в Китае . Разница между школами в Гонконге и в тибетских деревушках - даже не годы, а целая вечность. Поэтому в китайских университетах ввели специальные коэффициенты для абитуриентов из удаленных регионов. Для поступления на одну и ту же специальность выпускнику из Шанхая надо набрать на вступительных экзаменах 700 баллов, а его сверстнику из северных провинций достаточно будет и 600.

Однако, полностью проблему это не решило. Таким «льготникам» далеко не всегда хватает знаний, чтобы удержаться в вузе. Так что поступить в университет недостаточно, гораздо важнее, то, сможет ли студент научиться там чему-нибудь.