«Стихотворение И. Cочинение «Стихотворение И

Люблю Бунина. Люблю бесконечно. Люблю за простоту и ясность языка, за неторопливое, спокойное повествование, за непревзойдённую музыку стиха. Чем больше его читаю, тем сильнее он притягивает к себе. И я снова открываю его книги. Открываю, чтобы ещё раз увидеть “в глуши лесной” “родник студёный”, услышать, как “бушует полая вода”, подышать “сухим смолистым ароматом” в бунинском бору.

Люблю размышлять вместе с поэтом о счастье.

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть, оно

И чистый воздух, льющийся в окно.


Встаёт, сияет облако. Давно
Слежу за ним... Мы мало видим, знаем,


На подоконник птичка. И от книг
Усталый взгляд я отвожу на миг.



Итак, тема стихотворения - вечная тема счастья. Тема эта закреплена и кольцевой композицией (о счастье - счастлив). Но почему же стихотворение называется «Вечер»? Не проще ли было бы назвать его «Счастье»? Нет. Тогда бы не осталось поэтической загадки. Пусть маленькой, но загадки.

Так что же такое счастье? Много ли нужно для счастья? “О счастье мы всегда лишь вспоминаем”, - говорит поэт. Вспоминаем лишь в особо радостные, счастливые минуты. Вспоминаем, как о чём-то непостоянном, преходящем. “А счастье всюду”, - утверждает поэт. Смелое утверждение. Но пока не очень смело предполагает:

Может быть, оно
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно…

А разве не счастье - видеть, как

В бездонном небе лёгким белым краем
Встаёт, сияет облако?

Разве можно оторвать взгляд от этого прекрасного сияния, вызванного вечерней зарёй? Конечно, нет. И поэт не отрывает взгляда. “Давно слежу за ним...” - пишет он, даже многоточиями продлевая минуты восторга, радости, счастья. Так вот что подарило поэту счастье - вечер! Вечерняя заря! И теперь понятно, почему стихотворение названо «Вечер».

Но в следующих строчках слышится сожаление.

Мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано.

Что же мы должны знать, чтобы быть счастливыми? Во-первых, мы должны знать, что счастье - всюду, во-вторых, уметь его видеть, замечать во всём обыденном. Вот

Окно открыто. Пискнула и села
На подоконник птичка.

Как вовремя она появилась и заставила отвести “усталый взгляд” от книг. Ещё один подарок судьбы. Сейчас поэт с упоением понаблюдает за незваной гостьей. А когда она будет улетать, вслед за ней снова поднимет взор на небо. Уже исчезли сияющие облака.

День вечереет, небо опустело.
Гул молотилки слышен на гумне...

Многоточие, которым заканчивается предпоследняя строчка, - это осознавательный знак (осознание того, что следует за ним), пауза перед философским заключением.

Поэт бесконечно счастлив, что имеет возможность видеть, слышать всё это и поведать миру о своём счастье. И заключительный аккорд - “Всё во мне” - это не самовосхваление, не самоупоение, а благодарение Богу, Всевышнему.

А дальше поэт, отдохнувший, счастливый, вернёт свой взгляд к книгам, от которых он оторвался лишь “на миг”. Книги - ещё одно счастье поэта, они доставляют ему “почти физическое наслаждение”. Не случайно слова “книг - на миг” вынесены на сильную позицию конца строки и составляют выразительную рифму. Вот так осенний вечер, сияющие облака заполняют душу поэта счастьем, а он заражает нас своим жизнелюбием, жизнеутверждением. И мы вместе с ним уверены, что счастье всюду. К выводу этому поэт подводит нас не торопясь, не прибегая к громким фразам. Философский разговор-наставление (а поэт уже с первых строк превратил нас в своих собеседников, употребляя местоимение “мы”) не терпит ни спешки, ни поучения. Тонкий психолог Бунин знает об этом. Поэтому он плетёт поэтическую ткань стихотворения так, что мы вынуждены, читая его, делать многочисленные паузы и задумываться. Пауз в стихотворении так много, что невозможно на них не остановиться отдельно.

К обычным, обязательным паузам в конце строк присоединяются логические (смысловые) и психологические (диктуемые мыслью автора) паузы внутри строк. Логические паузы просто отделяют друг от друга группы слов, объединённые общим смыслом. Их всего лишь шесть-семь. Это как бы естественные паузы (“О счастье / мы всегда / лишь вспоминаем”, “Вот этот сад осенний / за сараем...”, “В бездонном небе / лёгким белым краем...”, “А счастье / только знающим дано”, “Усталый взгляд / я отвожу на миг” и “Гул молотилки / слышен на гумне”). Остальные внутристиховые паузы создаются многочисленными точками (шесть строк из четырнадцати имеют переносы), запятыми, многоточием. Длительная пауза во второй строчке предназначена усилить значение утверждения “А счастье / всюду. / Может быть, оно...”

Паузы во второй и третьей строчках второго четверостишья - это экспрессивные паузы пространственно-временного воздействия на читателя.

В бездонном небе / лёгким белым краем /
Встаёт, / сияет облако. / Давно /
Слежу за ним... / Мы мало видим, / знаем...

Паузы последней строчки стихотворения - самые важные. Останавливаясь после каждого слова, мы вслед за поэтом осознаём, что и мы счастливы. Счастливы тем, что живём на белом свете, что сама жизнь - уже счастье. И мы наполняемся “тихим” счастьем, чувствуем его. В этой прекрасной концовке - внутренняя гармония автора, равновесие, согласие с миром, с самим собой, слиянность с окружающим миром. Автор - стократ гений, потому что и нам объяснил это, “поднёс на блюде”. “Поднёс” тихо, умно, просто.

Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне.

Эти заключительные слова столь магичны и сильны, что вовсе не кажутся уже бунинскими... Это уже наши слова, наш голос сливается с голосом самого автора. Великий Бунин поэтическими средствами заставил нас почувствовать наше счастье.

Для выполнения столь важной миссии Бунин выбрал совершенную форму стиха - сонет. Сонет легко воспринимается, четырнадцать строк его идеально скомпонованы изнутри и поэтому хорошо запоминаются. Начальные два четверостишия (катрена) раскрывают тему сонета, а следующие за ним два трёхстишия (терцета) содержат в себе вывод произведения. Каждая строфа в сонете - это своего рода ступень в развитии актуальной философской мысли. В первом катрене бунинского сонета задана тема (“О счастье мы всегда лишь вспоминаем”) и выражена основная мысль (“А счастье всюду”). Дальше эта мысль раскрывается (“Может быть, оно // Вот этот сад...”), развивается и получает логическое завершение (“А счастье только знающим дано”). Так эти два катрена уже представляют собой законченное целое и имеют, как и всё произведение, красивое кольцевое обрамление (“О счастье... а счастье...”). В терцетах заключён вывод по всему произведению (“Я вижу, слышу, счастлив, // Всё во мне”). В этой тихой концовке, мы уже сказали, слышится благодарение Богу. Благодарение за то, что мы обладаем великим счастьем видеть осенний сад, сияющие от вечерней зари облака, слышать писк птички и гул молотилки на гумне. К теме Бога отсылает в первом терцете образ птички (божьей птички), книг (библейских сказаний), во втором терцете образы дня (“День вечереет”), молотилки и гумна, в связи с которыми вспоминается афоризм “Бог даёт день, Бог даёт и пищу”.

Такая чёткость строения, соответствие формы содержанию придают бунинскому сонету удивительную целостность, законченность, совершенство. Вот за всё это я и люблю Бунина. Читая его, отдыхаешь душой, новым взглядом смотришь на окружающее, исцеляешься от всего того, что отягощало тебя.

Сочинение

Люблю Бунина. Люблю бесконечно. Люблю за простоту и ясность языка, за неторопливое, спокойное повествование, за непревзойдённую музыку стиха. Чем больше его читаю, тем сильнее он притягивает к себе. И я снова открываю его книги. Открываю, чтобы ещё раз увидеть “в глуши лесной” “родник студёный”, услышать, как “бушует полая вода”, подышать “сухим смолистым ароматом” в бунинском бору.

Люблю размышлять вместе с поэтом о счастье.

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть, оно
И чистый воздух, льющийся в окно.


Встаёт, сияет облако. Давно
Слежу за ним... Мы мало видим, знаем,


На подоконник птичка. И от книг
Усталый взгляд я отвожу на миг.


Итак, тема стихотворения - вечная тема счастья. Тема эта закреплена и кольцевой композицией (о счастье - счастлив). Но почему же стихотворение называется «Вечер»? Не проще ли было бы назвать его «Счастье»? Нет. Тогда бы не осталось поэтической загадки. Пусть маленькой, но загадки.

Так что же такое счастье? Много ли нужно для счастья? “О счастье мы всегда лишь вспоминаем”, - говорит поэт. Вспоминаем лишь в особо радостные, счастливые минуты. Вспоминаем, как о чём-то непостоянном, преходящем. “А счастье всюду”, - утверждает поэт. Смелое утверждение. Но пока не очень смело предполагает:

Может быть, оно
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно…

А разве не счастье - видеть, как

В бездонном небе лёгким белым краем
Встаёт, сияет облако?

Разве можно оторвать взгляд от этого прекрасного сияния, вызванного вечерней зарёй? Конечно, нет. И поэт не отрывает взгляда. “Давно слежу за ним...” - пишет он, даже многоточиями продлевая минуты восторга, радости, счастья. Так вот что подарило поэту счастье - вечер! Вечерняя заря! И теперь понятно, почему стихотворение названо «Вечер».

Но в следующих строчках слышится сожаление.

Мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано.

Что же мы должны знать, чтобы быть счастливыми? Во-первых, мы должны знать, что счастье - всюду, во-вторых, уметь его видеть, замечать во всём обыденном. Вот

Окно открыто. Пискнула и села
На подоконник птичка.

Как вовремя она появилась и заставила отвести “усталый взгляд” от книг. Ещё один подарок судьбы. Сейчас поэт с упоением понаблюдает за незваной гостьей. А когда она будет улетать, вслед за ней снова поднимет взор на небо. Уже исчезли сияющие облака.

День вечереет, небо опустело.
Гул молотилки слышен на гумне...

Многоточие, которым заканчивается предпоследняя строчка, - это осознавательный знак (осознание того, что следует за ним), пауза перед философским заключением.

Поэт бесконечно счастлив, что имеет возможность видеть, слышать всё это и поведать миру о своём счастье. И заключительный аккорд - “Всё во мне” - это не самовосхваление, не самоупоение, а благодарение Богу, Всевышнему.

А дальше поэт, отдохнувший, счастливый, вернёт свой взгляд к книгам, от которых он оторвался лишь “на миг”. Книги - ещё одно счастье поэта, они доставляют ему “почти физическое наслаждение”. Не случайно слова “книг - на миг” вынесены на сильную позицию конца строки и составляют выразительную рифму. Вот так осенний вечер, сияющие облака заполняют душу поэта счастьем, а он заражает нас своим жизнелюбием, жизнеутверждением. И мы вместе с ним уверены, что счастье всюду. К выводу этому поэт подводит нас не торопясь, не прибегая к громким фразам. Философский разговор-наставление (а поэт уже с первых строк превратил нас в своих собеседников, употребляя местоимение “мы”) не терпит ни спешки, ни поучения. Тонкий психолог Бунин знает об этом. Поэтому он плетёт поэтическую ткань стихотворения так, что мы вынуждены, читая его, делать многочисленные паузы и задумываться. Пауз в стихотворении так много, что невозможно на них не остановиться отдельно.

К обычным, обязательным паузам в конце строк присоединяются логические (смысловые) и психологические (диктуемые мыслью автора) паузы внутри строк. Логические паузы просто отделяют друг от друга группы слов, объединённые общим смыслом. Их всего лишь шесть-семь. Это как бы естественные паузы (“О счастье / мы всегда / лишь вспоминаем”, “Вот этот сад осенний / за сараем...”, “В бездонном небе / лёгким белым краем...”, “А счастье / только знающим дано”, “Усталый взгляд / я отвожу на миг” и “Гул молотилки / слышен на гумне”). Остальные внутристиховые паузы создаются многочисленными точками (шесть строк из четырнадцати имеют переносы), запятыми, многоточием. Длительная пауза во второй строчке предназначена усилить значение утверждения “А счастье / всюду. / Может быть, оно...”

Паузы во второй и третьей строчках второго четверостишья - это экспрессивные паузы пространственно-временного воздействия на читателя.

В бездонном небе / лёгким белым краем /
Встаёт, / сияет облако. / Давно /
Слежу за ним... / Мы мало видим, / знаем...

Паузы последней строчки стихотворения - самые важные. Останавливаясь после каждого слова, мы вслед за поэтом осознаём, что и мы счастливы. Счастливы тем, что живём на белом свете, что сама жизнь - уже счастье. И мы наполняемся “тихим” счастьем, чувствуем его. В этой прекрасной концовке - внутренняя гармония автора, равновесие, согласие с миром, с самим собой, слиянность с окружающим миром. Автор - стократ гений, потому что и нам объяснил это, “поднёс на блюде”. “Поднёс” тихо, умно, просто.

Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне.

Эти заключительные слова столь магичны и сильны, что вовсе не кажутся уже бунинскими... Это уже наши слова, наш голос сливается с голосом самого автора. Великий Бунин поэтическими средствами заставил нас почувствовать наше счастье.

Для выполнения столь важной миссии Бунин выбрал совершенную форму стиха - сонет. Сонет легко воспринимается, четырнадцать строк его идеально скомпонованы изнутри и поэтому хорошо запоминаются. Начальные два четверостишия (катрена) раскрывают тему сонета, а следующие за ним два трёхстишия (терцета) содержат в себе вывод произведения. Каждая строфа в сонете - это своего рода ступень в развитии актуальной философской мысли. В первом катрене бунинского сонета задана тема (“О счастье мы всегда лишь вспоминаем”) и выражена основная мысль (“А счастье всюду”). Дальше эта мысль раскрывается (“Может быть, оно // Вот этот сад...”), развивается и получает логическое завершение (“А счастье только знающим дано”). Так эти два катрена уже представляют собой законченное целое и имеют, как и всё произведение, красивое кольцевое обрамление (“О счастье... а счастье...”). В терцетах заключён вывод по всему произведению (“Я вижу, слышу, счастлив, // Всё во мне”). В этой тихой концовке, мы уже сказали, слышится благодарение Богу. Благодарение за то, что мы обладаем великим счастьем видеть осенний сад, сияющие от вечерней зари облака, слышать писк птички и гул молотилки на гумне. К теме Бога отсылает в первом терцете образ птички (божьей птички), книг (библейских сказаний), во втором терцете образы дня (“День вечереет”), молотилки и гумна, в связи с которыми вспоминается афоризм “Бог даёт день, Бог даёт и пищу”.

Такая чёткость строения, соответствие формы содержанию придают бунинскому сонету удивительную целостность, законченность, совершенство. Вот за всё это я и люблю Бунина. Читая его, отдыхаешь душой, новым взглядом смотришь на окружающее, исцеляешься от всего того, что отягощало тебя.

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть, оно —
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.

В бездонном небе легким белым краем
Встает, сияет облако. Давно
Слежу за ним… Мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано.

Окно открыто. Пискнула и села
На подоконник птичка. И от книг
Усталый взгляд я отвожу на миг.

День вечереет, небо опустело.
Гул молотилки слышен на гумне…
Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне.

Анализ стихотворения «Вечер» Бунина

Поэзия И. Бунина удивительно лирична и насыщена философскими размышлениями. Поэт и писатель обладал тонко чувствующей душой, открытой для восприятия всего богатства окружающего мира. Бунин бесконечно любил русскую природу, ощущал свое единство с ней. При этом он оставался очень одиноким человеком. Он никого не допускал в свой внутренний мир. В 1909 г. он написал стихотворение «Вечер», в котором отразил свои размышления по поводу простого человеческого счастья.

Автор анализирует свое состояние летним спокойным вечером. Он признается себе, что испытывает невероятную легкость и самодостаточность. Это наталкивает его на мысль о том, в чем же заключается настоящее счастье. Многие отечественные писатели отмечали загадочное качество русской души, одинаково присущее выходцам из различных социальных слоев. Русские люди всегда идеализируют свое прошлое. Их воспоминания связаны только с самыми лучшими моментами. Настоящее время они считают цепью непрерывных страданий и неудач, а в будущее даже боятся заглядывать.

Бунин обращает внимание читателя на то, что его окружает. Вместо того чтобы жаловаться, нужно всего лишь насладиться настоящим моментом. Может быть в нем и заключается счастье. Оно заложено в самых обычных и привычных будничных вещах («сад осенний», «чистый воздух»). Автор замечает, что человек, занятый своими проблемами, привык не обращать внимания на окружающее, считая его не достойным своего внимания. Нужно изменить свое устоявшееся убеждение и осознать, что до боли знакомый пейзаж и создает ощущение покоя и неуловимого счастья.

Лирический герой, занятый умственным трудом, отвлекается прилетевшей птичкой. Он не испытывает раздражения от внезапной помехи, а наоборот, наслаждается перерывом, который ему подарила сама природа. Даже далекий «гул молотилки» кажется ему чудесным звуком, позволяющим понять ценность своего существования и ощутить радость от возможности чувственного восприятия мира. Человек не может быть счастлив от сложных философских раздумий о судьбах человечества. Он должен воспринимать мир таким, какой он есть. Каждая прожитая минута бесценна, поэтому надо дорожить самой возможностью жизни.

Стихотворение «Вечер» носит пророческий характер. Когда Бунин был вынужден покинуть Россию, он до конца жизни возвращался в воспоминаниях и творчестве к темам далекого прошлого. Писатель не мог быть счастлив на чужбине, поэтому он пытался по памяти создать образ той России, которой уже никогда не суждено было появиться вновь. Он вспоминал время, когда был счастлив, но до конца не понимал, что всему этому может прийти конец.

О счастье мы всегда лишь вспоминаем,
А счастье всюду. Может быть, оно
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.
В бездонном небе легким белым краем
Встает, сияет облако. Давно
Слежу за ним Мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано.
Окно открыто. Пискнула и села
На подоконник птичка. И от книг
Усталый взгляд я отвожу на миг.
День вечереет, небо опустело,
Гул молотилки слышен на гумне
Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне.

Величайшее в жизни счастье - это уверенность в том, что нас любят, любят за то, что мы такие, какие мы есть, или несмотря на то, что мы такие, какие мы есть.

Спешим за счастьем мы бегом.
Гнём в поисках его подковы.
А счастье в том, что мы живём...
И наши близкие здоровы!

Люди делятся на две половины. Одни, войдя в комнату, восклицают: «О, кого я вижу!»; другие: «А вот и я!»

Мы не знаем, откуда берется счастье. Но есть такие места, где оно лежит, насыпанное горкой.

Проснулась и думаю..."Господи, дай мне..." И остановилась... О чём просить Его?... Семья у меня есть... Друзья есть... Я слышу и вижу... Я ем и пью... Меня любят и я люблю... А что мне надо?... Вот что... "Боже, спасибо за всё"

Слежу со жгучим интересом
За многолетним давним боем.
Во мне воюют ангел с бесом,
А я сочувствую обоим.

На свете мало родителей, которым бы хватило смелости и независимости беспокоиться более о счастье своего ребенка, чем о его успешности.

Каждое утро, просыпаясь, мы выбираем себе настроение сами, так же, как и одежду. Одевайся в счастье, оно всегда в моде.

«Вечер» Иван Бунин

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть, оно —
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.

В бездонном небе легким белым краем
Встает, сияет облако. Давно
Слежу за ним… Мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано.

Окно открыто. Пискнула и села
На подоконник птичка. И от книг
Усталый взгляд я отвожу на миг.

День вечереет, небо опустело.
Гул молотилки слышен на гумне…
Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне.

Анализ стихотворения Бунина «Вечер»

Пейзажная лирика Ивана Бунина – особый, удивительный мир, который автор создал с любовью и чувством некоего благоговения перед совершенством природы. Однако его стихи – это не только описание времен года или же каких-то мгновений жизни, они наполнены философскими раздумьями и созвучным тем ощущениям, который испытывал поэт в момент создания своих произведений.

Примером этому может служить утонченное и возвышенное стихотворение «Вечер», написанное Иваном Буниным в 1909 году. Короткими и емкими фразами автор создает удивительную картину сельского быта , где в загородном особняке некий человек, которого в большой долей вероятности можно отождествить автором, занят рутинной бумажной работой. Летний вечер, в кабинете нараспашку отрыто окно, и внутрь проникают не только характерные для сельской местности звуки, но и волнующие запахи цветущего сада. Воздух настолько легок и прозрачен, что приносит с собой ощущение покоя и умиротворения. Поэтому неудивительно, что постепенно мыслями главного героя овладевает не работа, а поэзия, которая ощущается в каждом мгновении уходящего вечера.

Птичка на подоконнике, шелест листьев, отдаленные голоса, которые доносятся с гумна – все это обыденно и привычно для автора и его персонажа. Однако лишь в этот момент он понимает, что по-настоящему счастлив, и это маленькое открытие заставляет его задуматься на собственной жизнью и задаться извечным философским вопросом о том, почему люди не ценят то, что имеют? Казалось бы, чего проще – отложить все дела и в полной мере насладиться великолепным летним вечером? Но, увы, человек сам загоняет себя в определенные рамки, создает трудности и препятствия, чтобы впоследствии героически их преодолевать. И лишь в редкие моменты жизни к нему приходит осознание, что для истинного счастья нужно совсем немного. Для начала достаточно лишь обратить внимание на мир, который тебя окружает, прочувствовать его ритм, гармонию, совершенство и красоту. Ведь жизнь за окном гораздо более увлекательна, чем в кабинете, который лишает человека самого главного – свободы и права выбора. Между тем, все можно изменить за несколько минут, если осознать, что настоящее счастье кроется не вы пыльных бумагах, а в сочной траве под окном, пении птиц и последних лучах заходящего солнца, которые окрашивают комнату мягким янтарным светом.