Тесты по истории. Тесты

Методология – это система научных принципов и методов исследования, основанных на диалектико-материалистической теории исторического познания.

Диалектико-материалистическая теория исходит из того, что общество надо рассматривать в постоянном развитии, а источником этого развития являются внутренние противоречия самого общества или рассматриваемого общественного явления.

Принципы – это главные, фундаментальные положения науки. Метод – способ изучения закономерностей через их конкретные проявления.

Основные принципы исторической науки:

а) объективность, б) историзм, в) всесторонность.

Укажите, каково содержание каждого их этих принципов применительно к изучению истории.

Основные методы, используемые при изучении истории:

а) хронологический, б) проблемный, в) ретроспективный, г) системно-структурный. Используются также и другие методы, причем обычно несколько методов комбинируются между собой (например, проблемно-хронологический). Сформулируйте основные черты каждого из основных методов.

Подходы к изучению истории.

При изучении общества все многообразие общественных отношений обычно группируют в четыре блока: а) экономика, б) социальная сфера, в) политика, г) духовная сфера. На сегодняшний день преобладают два подхода к изучению истории: а) формационный, б) цивилизационный.

Формация – исторический тип общества, основывающийся на определенном способе производства и выступающий как ступень развития мировой истории человеческого общества.Рассматривая общества при таком подходе, исследователь стремится в первую очередь выявить черты сходства общества с другими обществами, прошедшими или находящимися на этой же стадии формационного развития. Это позволяет применить исторический опыт иных обществ к решению проблем собственного общества.

Цивилизацию принято разделять на мировую и локальную. Мировая цивилизация выступает как все человечество, вместе взятое, развивающееся в едином поступательном движении как нечто целое. Локальная цивилизация – это регион планеты национального или государственного уровня, существенно отличающийся от других регионов по направлению своего развития. При цивилизационном подходе на первое место выходить поиск своеобразия каждого общества, его отличий от других общественных систем. Это позволяет выявить ведущие тенденции и принципы развития изучаемого общества, которые нельзя игнорировать, используя опыт иных цивилизаций при решении своих внутренних проблем..

В науке еще не сложилось единого представления о цивилизации. Поэтому в разных научных и учебных изданиях можно найти разные трактовки сути и терминологии цивилизационного подхода.

Каждая локальная цивилизация проходит в своем развитии несколько стадий:

1) вызов природы – период, когда общество вынуждено осознать радикально изменившуюся ситуацию, в которой оно существует, и начать ради собственного выживания поиски новых решений, радикально отличающихся от привычных стереотипов прежней общественной жизни во всех сферах общества;

2) рождение – период, когда формируется этнос, определяется границы территории его обитания, складывается государство и вырабатывается идеология этого общества;

3) рост (или расцвет) – период, когда формируются типичные черты экономической жизни, социальной структуры, политической системы и духовной культуры, которые и отличают данное общество от других, определяют его самобытность.

4) надлом – период, когда общество начинает испытывать внутренние потрясения, являющиеся следствием нарастания противоречия между традиционными чертами общественного уклада и меняющимися объективными условиями, в которых существует данное общество.

5) закат – период разрушения традиционных форм существования данного общества, изменение системы его ценностей. Внутренние противоречия общества дополняются серьезно осложняющимися внешними факторами. В результате общество должно или перестроиться в соответствии с изменившимися условиями, т.е. перейти в иную цивилизацию, или погибнуть.

Общий период существования локальной цивилизации оценивают в среднем в 1000-1500 лет.

Типы цивилизации:

1) по природно-географическому положению: а) морские, б) континентальные, в) прибрежные.

2) по типу взаимодействия человека с природой:

а) примитивные общества (человек полностью зависит от природы),

б) агарные общества (человек берет в готовом виде то, что дает ему природа),

в) индустриальные общества (человек переделывает природу, исходя из собственных потребностей, создает «вторую природу»),

г) постиндустриальные (информационные) общества (человек взаимодействует с природой, возмещая нанесенный ей своей деятельностью ущерб).

3) по темпу и направленности развития:

а) Восток – замедленный, устойчивый тип развития общества, основанный на слиянии человека с природой;

б) Запад – динамичное, ускоренно развивающееся общество, основанное на активном воздействии человека на природу.

Самостоятельно определите , к какому из указанных типов отнести российскую цивилизацию и сформулируйте те черты, которые определяли ее своеобразие применительно к каждому варианту типологизации.

Вопросы для самопроверки:

1.Сформулируйте предмет истории.

2..Назовите основные методы исторической науки. Сформулируйте основные особенности каждого метода.

3.Дайте определение формации.

4.Каковы структурные элементы формации и как они связаны между собой.

5.Дайте определение локальной цивилизации.

6.Укажите основные черты цивилизаций морских, континентальных и прибрежных.

7.Сформулируйте основные отличия аграрного общества от примитивного и от индустриального.

8.Чем различаются западный и восточный типы цивилизаций?

9.Укажите основные этапы развития локальных цивилизаций.

10.Какие сферы общественной жизни преимущественно рассматривают при формационном подходе и какие – при цивилизационном?

Восточные славяне в древности.

Территория и население.

Первые упоминания о восточных славянах как о самостоятельной этнической группе прослеживаются в источниках с VI в. По вопросу происхождения восточных славян в исторической науке нет единого мнения. Преобладает миграционная теория: восточные славяне – выходцы из Центральной Европы. Но существует и автохтонная теория (восточные славяне – исконные жители Восточно-Европейской равнины), а также ряд теорий, пытающихся найти прародину восточных славян в Центральной Азии, на Арктическом Севере и других регионах планеты.

Самостоятельно сформулируйте причины такого многообразия мнений среди исследователей. Проследите на карте места расселения восточнославянских племен к IX в.

Социально-экономическое развитие.

Восточные славяне в VI-VIII вв. – оседлые племена, основным занятием которых было земледелие. Сформулируйте на основе текста учебника, в чем состояли особенности подсечно-огневой системы земледелия, а также подсобных земледелию занятий. Определите, на какой стадии общественного разделения труда находились восточные славяне к IX в. (отделилась ли уже торговля от земледелия и ремесла).

В этот период по археологическим материалам прослеживается переход славян от родовой общины к соседской. Сформулируйте основные отличия этих типов общины друг от друга. Переход к новому типу общинных отношений проистекал из развития экономики, изменения условий хозяйствования.

Политический строй.

Общественный строй восточных славян в указанный период принято называть «военной демократией». Сформулируйте основные особенности этого строя. Высшими лицами в управлении были старейшина и князь. Значительную роль играло вече. Отметьте функции каждого из должностных лиц и полномочия веча.

Между племенами восточных славян к IX в. сложились достаточно устойчивые племенные союзы. Постарайтесь определить на основании текста учебника, были ли у восточных славян к этому времени города.

Религия и церковь.

Религия восточных славян до X в. – язычество. Язычество восточных славян достаточно трудно поддается реконструкции в силу ограниченности источников, поэтому можно встретить различные варианты описания пантеона. Но исследователи сходятся в том, что высшие языческие божества славян олицетворяли силы природы, затем следовал ряд низших божеств (домовые, лешие, водяные и др.), которые были выражением одушевления природы, окружавшей человека. Еще один ряд занимали умершие предки, культ которых играл важное значение в жизни древнеславянского общества.

Обратите внимание на особенности культа: а) Отсутствие храмов (известны лишь капища и требища– открытые места, где помещали идолов и исполняли обряды); б) Нет единого мнения по поводу жертвоприношений – насколько типичны были человеческие жертвы богам?; в) Спорна также роль волхвов – было ли это особое сословие или нет?

В общих чертах религиозная система восточных славян содержала две основные ценности: а) единство человека с природой, б) приоритет родовых, коллективных ценностей над личными.

Культура.

Сведения о достижениях культуры восточных славян скудны из-за отсутствия достаточного количества источников. Спорным остается вопрос о наличии древнеславянской письменности в дохристианский период Руси. Принято считать, что уровень научных знаний восточных славян был не ниже уровня научных знаний окружавших их соседних народов.

Археологические источники не дают оснований считать, что славянам было известно в то время каменное зодчество.

Обратите внимание , что календарь ориентирован на цикл земледельческих работ.

В семейных отношениях господствовал парный брак и большая патриархальная семья.

Вопросы для самопроверки:

1.Укажите территорию расселения восточных славян к IX в. ?

2.Сформулируйте основные положения миграционной теории происхождения восточных славян.

3.Каковы были особенности формирования российской цивилизации в домонгольский период?

2. Россия в мировой цивилизации. Особенности образования и развития

Российского государства.

  • 1) хронологический - состоит в том, что явления истории изучаются строго во временном (хронологическом) порядке. Применяется при составлении хроник событий, биографий;
  • 2) хронологически-проблемный - предусматривает изучение истории России по периодам, а внутри них - по проблемам. Применяется во всех общих исследованиях, в том числе и в различных курсах лекций по истории;
  • 3) проблемно-хронологический - применяется при изучении какой-либо одной стороны деятельности государства, общества, политического деятеля в ее последовательном развитии. Такой подход позволяет полнее проследить логику развития проблемы, а также наиболее эффективно извлечь практический опыт;
  • 4) периодизации - основан на том, что и общество в целом, и любая составная его часть проходят различные стадии развития, отделяемые друг от друга качественными рубежами. Главным в периодизации является установление четких критериев, строгое и последовательное их применение при изучении и исследовании;
  • 5) сравнительно-исторический - основывается на признании известной повторяемости исторических событий в мировой истории. Его суть состоит в их сравнении для установления как общих закономерностей, так и различий;
  • 6) ретроспективный - основан на том, что прошлые, настоящие и будущие общества тесно связаны между собой. Это дает возможность воссоздать картину прошлого даже при отсутствии всех источников, относящихся к изучаемому времени;
  • 7) статистический - состоит в исследовании важных сторон жизни и деятельности государства, количественного анализа множества однородных фактов, каждый из которых в отдельности не имеет большого значения, в то время как в совокупности они обусловливают переход количественных изменений в качественные;
  • 8) социологических исследований применяется при изучении современности. Он дает возможность изучать явления в основном политической истории. Среди приемов этого метода можно назвать анкетирование, опрос, интервью и др.

Источники изучения отечественной истории весьма значительны и сложны. Точных границ круга источников, как представляется, не существует в силу целостности и неделимости исторического процесса, взаимосвязанности деятельности людей на различных этапах историко-политического развития. Примерная классификация источников: 1) археологические источники; 2) летописи и летописные своды; 3) этнографические источники; 4) архивные документы 5) документы государственных органов и общественных организаций Российского государства; 6) документы политических партий и движений России 7) произведения государственных и общественных деятелей России; 8) периодическая печать; 9) мемуарная литература; 10) музейные документы; 11) фото-, фоно- и кинодокументы; 12) электронные средства информации.

(Документ)

  • Белоус В., Бушуева С. (сост.) Программа и планы семинарских занятий по курсу Отечественная история (IX - XX вв.) (Документ)
  • Бодрова Е.В. Учебно-методическое пособие по организации самостоятельной работы студентов, изучающих курс Отечественная история (Документ)
  • Янин В.Л. (гл. ред.) и др. Отечественная история. История России с древнейших времен до 1917 года. Энциклопедия в 5 томах. Том 1: А - Д (Документ)
  • Курсовая работа - История развития теории и практики менеджмента (отечественная история и история зарубежных стран) (Курсовая)
  • Шпаргалка - Новая история Западной Европы и Северной Америки (второй период) (Шпаргалка)
  • Шпаргалка Всемирная история - 9 кл.(на укр.) (Шпаргалка)
  • Порохня В.С. Россия в мировой истории (Документ)
  • n2.rtf

    Коллектив авторов

    Отечественная история: Шпаргалка
    Шпаргалки от РИОРа –

    ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

    Шпаргалка
    1. ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА КАК НАУКА. ПРЕДМЕТ, ФУНКЦИИ И ПРИНЦИПЫ ИЗУЧЕНИЯ
    Предметом изучения Отечественной истории являются закономерности политического и социально экономического развития Российского государства и общества как части мирового процесса истории человечества. История России рассматривает общественно политические процессы, деятельность различных политических сил, развитие политических систем и государственных структур.

    Выделяются следующие функции исторического знания:

    1) познавательная, интеллектуально развивающая – исходит из познания исторического процесса как социальной отрасли научного знания, выявления главных тенденций общественного развития истории и как итог – теоретического обобщения исторических фактов;

    2) практическо политическая – выявляя закономерности развития общества, помогает разработать научно обоснованный политический курс. Вместе с тем знание истории способствует формированию оптимального варианта политики по руководству массами;

    3) мировоззренческая – при изучении истории в значительной степени определяет формирование научного мировоззрения. Это происходит потому, что история, опираясь на различные источники, дает документально точные данные о событиях прошлого. Люди обращаются к прошлому для того, чтобы лучше понять современную жизнь, заложенные в ней тенденции. Таким образом, знание истории вооружает людей пониманием исторической перспективы.

    4) воспитательная – состоит в том, что знание истории активно формирует гражданские качества личности, позволяет разобраться в достоинствах и недостатках современной общественной системы.

    Принципы научного исследования истории:

    1. Принцип объективности обязывает рассматривать историческую реальность независимо от желаний, стремлений, установок и пристрастий субъекта. Необходимо прежде всего изучение объективных закономерностей, которые определяют процессы общественно политического развития. Для этого следует опираться на факты в их истинном содержании, а также рассматривать каждое явление в его многогранности и противоречивости.

    2. Принцип историзма гласит, что любое историческое явление должно изучаться с точки зрения того, где, когда и почему это явление возникло, каким оно было вначале, как затем развивалось, какой путь прошло, какие оценки ему давались на том или ином этапе развития, что можно сказать о его перспективах. Принцип историзма требует, чтобы любой изучающий историю не становился судьей при оценке исторических и политических событий.

    3. Под принципом социального подхода понимают проявление определенных социальных и классовых интересов, всей суммы социально классовых отношений. Следует подчеркнуть, что принцип социального подхода к истории особенно необходим и существен в оценке программ и реальной деятельности политических партий и движений, а также их лидеров и функционеров.

    4. Принцип всесторонности изучения истории подразумевает необходимость не только полноты и достоверности информации, но и учета всех сторон и взаимосвязей, влияющих на политическую сферу жизни общества.
    2. МЕТОДЫ И ИСТОЧНИКИ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ РОССИИ Методы изучения истории:
    1) хронологический – состоит в том, что явления истории изучаются строго во временном (хронологическом) порядке. Применяется при составлении хроник событий, биографий;

    2) хронологически проблемный – предусматривает изучение истории России по периодам, а внутри них – по проблемам. Применяется во всех общих исследованиях, в том числе и в различных курсах лекций по истории;

    3) проблемно хронологический – применяется при изучении какой либо одной стороны деятельности государства, общества, политического деятеля в ее последовательном развитии. Такой подход позволяет полнее проследить логику развития проблемы, а также наиболее эффективно извлечь практический опыт;

    4) периодизации – основан на том, что и общество в целом, и любая составная его часть проходят различные стадии развития, отделяемые друг от друга качественными рубежами. Главным в периодизации является установление четких критериев, строгое и последовательное их применение при изучении и исследовании;

    5) сравнительно исторический – основывается на признании известной повторяемости исторических событий в мировой истории. Его суть состоит в их сравнении для установления как общих закономерностей, так и различий;

    6) ретроспективный – основан на том, что прошлые, настоящие и будущие общества тесно связаны между собой. Это дает возможность воссоздать картину прошлого даже при отсутствии всех источников, относящихся к изучаемому времени;

    7) статистический – состоит в исследовании важных сторон жизни и деятельности государства, количественного анализа множества однородных фактов, каждый из которых в отдельности не имеет большого значения, в то время как в совокупности они обусловливают переход количественных изменений в качественные;

    8) социологических исследований применяется при изучении современности. Он дает возможность изучать явления в основном политической истории. Среди приемов этого метода можно назвать анкетирование, опрос, интервью и др.

    Источники изучения отечественной истории весьма значительны и сложны. Точных границ круга источников, как представляется, не существует в силу целостности и неделимости исторического процесса, взаимосвязанности деятельности людей на различных этапах историко политического развития. Примерная классификация источников: 1) археологические источники; 2) летописи и летописные своды; 3) этнографические источники; 4) архивные документы 5) документы государственных органов и общественных организаций Российского государства; 6) документы политических партий и движений России 7) произведения государственных и общественных деятелей России; 8) периодическая печать; 9) мемуарная литература; 10) музейные документы; 11) фото, фоно– и кинодокументы; 12) электронные средства информации.
    3. ПРОБЛЕМА ЭТНОГЕНЕЗА ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН
    Этногенез – весь процесс существования и развития этнической системы от момента ее возникновения до исчезновения.

    На территории России было обнаружено значительное количество археологических памятников каменного века. По мнению ученых, славяне могли принадлежать к индоевропейским народам, образование языковой общности которых произошло на Иранском плоскогорье и в Передней Азии в VI–V тысячелетии до н. э. Кроме того, полагают, что славяне как вид образовались на территории Восточной Европы в IV–II тысячелетии до н. э. Они населяли лесные области между Одером и средним Днепром, от Балтийского моря до Днестра. Главными отраслями их хозяйства являлись земледелие и скотоводство. Наиболее известным памятником славянской протоцивилизации является Трипольская археологическая культура, охватывающая пространство от Юго Восточной Трансильвании до Днепра.

    В середине I тысячелетия до н. э. среди славян началось распространение железа. К этому же периоду относится постепенное разложение родового строя Именно тогда отчетливо выделились бытовые, религиозные и культурные особенности славянских племен в сравнении с другими индоевропейскими народами, что позволяет сделать вывод о формировании в I тысячелетии до н. э. славянской працивилизации. Примерно в это время единая славянская общность разделилась натри ветви: восточную (будущие белорусский, русский и украинский народы), западную (поляки, чехи, словаки и др.) и южную (болгары, сербы, хорваты и др.).

    Во II в. н. э. в северное Причерноморье из низовьев Вислы пришли германские племена готов. Под их главенством здесь сложился военно племенной союз, в который вошла и часть славянских племен. С конца IV в. племена Восточной Европы оказались вовлечены в крупные миграционные процессы – так называемое Великое переселение народов. Вторгшиеся из Азии тюркские кочевники – гунны разбили готов, и последние ушли в Центральную и Западную Европу. В течение V–VIII вв. славяне заселили обширные пространства в Восточной, Центральной и Юго Восточной Европе. К этому периоду территория расселения восточных славян определялась следующими рубежами: на севере – река Волхов, на юге – река Днестр, на западе – река Западный Буг, на востоке – река Волга. Именно в это время сложилась самобытная восточно славянская цивилизация, характеризовавшаяся общностью хозяйственного уклада, социально политического устройства в форме военной демократии, общими особенностями поведения, обрядов и т. д.

    Сложные природно климатические условия побуждали наших предков к объединению в рамках общины, ведению коллективного хозяйства. В социальном плане указанные обстоятельства вели к приверженности нормам прямой общинной демократии, преобладанию коллективистских ценностей над личными, низкой социальной мобильности членов общества. Исторический пример Византии с эффективной самодержавной властью, построением социума на основе жестких вертикальных связей, тотальным контролем государства над всеми сферами жизни общества стал в известной степени образцом для русской государственности.
    4. ХОЗЯЙСТВЕННО БЫТОВОЙ УКЛАД И ВОЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН
    Главной отраслью хозяйства восточных славян было земледелие. Примерно с V в. на смену подсечному земледелию постепенно пришло пашенное с железными лемехами плугов. Помимо злаковых (рожь, пшеница и т. п.) и огородных (репа, капуста и т. п.) культур выращивались и технические культуры (лен конопля). С земледелием было тесно связано скотоводство. Славяне разводили свиней, коров, овец, коз. Ремесло отделилось от земледелия в VI–VIII вв. Особенно активно развивались гончарное дело, железная и цветная металлургия. Только из стали и железа славянские мастера производили свыше 150 видов различных изделий. Видное место в хозяйстве восточных славян занимали также промыслы и торговля. Главные торговые пути проходили по рекам Волхову – Ловати – Днепру («из варяг в греки»), Волге, Дону, Оке. Славяне вывозили в основном меха, оружие, воск, хлеб. Ввозились дорогие ткани, украшения, пряности. Важнейшее место в числе источников существования занимала военная добыча. Дани, выкупы и откупы, рабы для торговли – таковы были главные цели походов славян в сопредельные и дальние земли.

    Славяне жили в больших избах – клетях по 30–35 человек. Несколько таких домов составляли поселение, а число построек в нем достигало 200–250.

    Основу военной организации составлял вооруженный народ. По решению веча и в зависимости от условий на войну выступал или весь народ, или отряд воинов дружинников во главе с князем. Для содержания дружины и себя князь получал право сбора дани с тех, кого он защищал.

    Восточные славяне часто подвергали своих соседей опустошительным набегам. Так, из различных источников нам известно, что славяне в VI в. в количестве 3 тыс. воинов вторглись в Византийскую империю, в VII в. опустошили окрестности Константинополя в IX в. совершили поход в Крым. Сохранились свидетельства о том, что примерно в 860 г. киевский князь Аскольд вынудил византийского императора Михаила заключить договор «Мира и любви». Византийские письменные источники сообщают, что к VII в. славяне стали применять на поле боя правильные боевые порядки, а также осадные машины. Их вооружение составляли мечи, луки с отравленными стрелами копья, щиты, боевые топоры.
    5. СОЦИАЛЬНО ПОЛИТИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО И РЕЛИГИОЗНЫЕ ВЕРОВАНИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН
    Социально политическое устройство восточных славян представляло собой военную демократию Она означала власть избираемых военных вождей (князей) при сохранении власти старейшин и остатков первобытного коллективизма. Вервь (соседская община) являлась главной ячейкой общества. Все важные вопросы жизни общины решались общим советом – вече, на которое сходились домохозяева округи независимо оттого, выходцами из каких племен и родов они были. Для ведения общих дел на вече избирался совет старейшин. По мере накопления богатств у отдельных членов общины они начинали играть более весомую роль в ее жизни.

    Корпорацией, в которую был организован господствующий класс Руси в этот период, продолжала оставаться дружина. Постепенно, в процессе образования структуры единого государства, формируется централизованный и разветвленный аппарат управления. В качестве должностных лиц государственной администрации выступают представители дружинной знати. При князьях действует совет (дума), на котором происходит совещание князя с верхушкой дружины. Князья назначают из числа дружинников посадников – наместников в городах; воевод – предводителей военных отрядов; тысяцких – высших должностных лиц в обществе; данников – сборщиков поземельных податей; мечников – судебных чиновников; мытников – сборщиков торговых пошлин тиунов – управителей княжеского вотчинного хозяйства и др.

    Лично свободное сельское население, обязанное только данью, а также рядовые горожане именуются в источниках люди. Для лично зависимого населения вотчин и несвободных слуг использовались термины «челядь» и «холопы». Смерды составляли группу полувоенного, полукрестьянского населения, зависимого от князя. Появляется также категория людей, вступающих в зависимость от землевладельца за долги и вынужденных работать на господина до выплаты суммы долга. Их называли «закупы», а права их были промежуточными между свободными людьми и холопами.

    Восточные славяне были язычниками, они поклонялись явлениям природы и поддерживали культ предков. У древних славян не было ни храмов, ни особого сословия жрецов, но были отдельные волхвы, кудесники, которые почитались как служители богов и толкователи их воли. Главными богами славян были: Сварог – бог славянского рода; Перун – бог грозы и войны; Даждьбог – бог солнца; Стри бог – бог ветра и дождя; Белее – покровитель скотоводства; Мокошь – богиня земли и плодородия У славян существовал годовой цикл земледельческих праздников в честь солнца и смены времен года.
    6. ПРЕДПОСЫЛКИ ОБРАЗОВАНИЯ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ДРЕВНЕЙ РУСИ
    Вокруг происхождения слова «Русь» в исторической науке до сих пор ведутся споры. Распространено мнение о привнесении этого термина в Восточную Европу скандинавскими дружинниками (варягами) Вместе с тем существует точка зрения, согласно которой происхождение этого слова южное, от реки Рось. В любом случае в IX в. оно выступает как обозначение этнополитического образования, не совпадающего территориально ни с одним славянским союзом племенных княжеств.

    Двумя центрами Руси стали города Новгород и Киев. На территориях, вошедших в состав Новгород ско Киевской Руси, как известно из летописных источников, существовало 12 славянских союзов (поляне, древляне, вятичи, кривичи и др.). Факт присутствия на Руси в IX–X вв. скандинавских дружинников варягов и летописный рассказ о варяжском происхождении древнерусской правящей династии (Рюриковичей) породили длительную дискуссию между норманистами и антинорманистами. Первые отстаивали точку зрения о создании Древнерусского государства скандинавами, а вторые отрицали это. В настоящее время у отечественных и зарубежных исследователей не вызывают сомнения как местные корни восточно славянской государственности, так и активное участие в процессе складывания Новгород ско Киевской Руси выходцев из Скандинавии. Однако основой создания государства, несомненно, было само внутреннее развитие восточнославянского мира, его социальные, хозяйственные и военно политические закономерности. Как и в других европейских странах, предпосылками к созданию государственного объединения славян были наличие союзов племен, системы управления ими, развитие производительных сил, рост имущественного неравенства и т. д.

    Внешняя политика была тесно связана со складыванием и развитием социально экономического и военно политического единства Руси. Страна была объединена всякого рода экономическими и политическими обязательствами тех земель, которые составляли ее территориальное единство. Надо учитывать также, что в это время не все государственные границы были установлены и юридически закреплены, так как не все народы в своем развитии достигли государственных форм. Еще одной особенностью была зависимость многих народов соседей от Древней Руси. Да и сама территория государства включала в себя свыше 20 неславянских племен и племенных союзов. Их взаимоотношения оказывали существенное влияние на внешнюю политику в целом.

    Наиболее ощутимых успехов на международной арене Новгородско Киевская Русь добилась во времена Владимира и особенно Ярослава. Одним из показателей признания равными себе со стороны европейских государств стали династические браки, связавшие Киевский великокняжеский дом со многими королевскими дворами Европы – французским венгерским, английским, датским, византийским и др. Эти факты свидетельствуют о тесных связях между Русью и другими государствами, о ее большом вкладе в развитие европейской цивилизации.
    7. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДРЕВНЕРУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
    Процесс формирования и развития Древнерусского государства охватывает период со второй половины IX до начала XII в. Своеобразной точкой отсчета стал 860 й год – дата осады русским флотом столицы Восточной Римской империи Царьграда. Состоялось дипломатическое признание Византией Новго родско Киевской Руси.

    Первый этап включает в себя период с середины IX до концаХ в. При князе Олеге (882–911) были решены следующие важные государственные задачи: присоединены земли ряда восточно славянских племен, введена выплата дани «полюдья», которая составила одну из экономических основ государства. Именно за счет дани и военной добычи содержались органы государственного управления, дружина, ближайшее окружение князя и его двор. Преемнику Олега – князю Игорю (912–945) пришлось подавлять многие годы сепаратистские устремления ряда племенных союзов. Княгиня Ольга (945–964) стремилась укрепить великокняжескую власть с помощью социально экономических нововведений. Она упорядочила размеры взимаемой дани, определила места ее сбора (погосты), провела некоторые реформы в системе административного управления. При сыне Ольги великом князе Святославе (964–972) укрепились государственные основы, повысилась обороноспособность страны, совершенствовалась система управления. Славу Руси в это период принесли военные победы в борьбе с Византией, разгром Хазарского каганата.

    Именно в этот период западно европейские хроники стали называть Русь Гардарикой (страной городов), которых по европейским меркам было более ста. Наиболее известными центрами государства стали, помимо Новгорода и Киева, Ладога, Псков, Полоцк и др.

    На втором этапе (конец X – первая половина XI вв.) Русь достигла расцвета в своем развитии. За 35 лет правления Владимира (980–1015) продолжался процесс территориального расширения. В состав государства были включены земли вятичей, хорватов, ятвягов, Тьмутаракань, Червенские города. При великом князе Ярославе Мудром (1015–1054) особенно упрочилось международное положение государства. Именно в этот период значительно усилилась экономическая мощь страны.

    Главная тенденция третьего этапа развития древнерусской государственности – это попытка предотвращения надвигающегося распада, а также стремление стабилизировать положение внутри государства, ликвидировать сепаратистские тенденции. Эти попытки были осуществлены великим князем Владимиром Мономахом. При нем был создан новый юридический свод – так называемая Пространная редакция Русской Правды. В этом памятнике отразились социальные перемены, происходившие на Руси во второй половине XI – начале XII в. Пространная Правда зафиксировала существование боярской собственности, внесла изменения в ряд существовавших ранее законов («Древнейшей Правды», «Правды Ярос лавичей» и др.). Однако со второй половины XII в. процесс дробления и развала единого государства усилился.
    8. ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА И КРЕЩЕНИЕ РУСИ. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ
    Одним из самых крупных событий, имевших долгосрочное значение для Руси, стало принятие христианства в качестве государственной религии. Основная причина введения христианства в его византийском варианте – православии – состояла в необходимости формирования государственной идеологии, духовного объединения разноплеменных народов Руси, укрепления международных связей на прочной основе. В новых условиях языческая религия не обеспечивала в полном объеме процесс формирования государственности, так как в силу свойственного ей многобожия не способна была объединить Русь, укрепить авторитет великокняжеской власти. Процесс принятия новой религии был длительным и противоречивым. Он начался попыткой князя Владимира создать единый языческий пантеон. Главным же стало крещение окружения князя и Киева по православному чину в 988 г. Крещение народа наиболее активно осуществлялось в 988–998 гг. В отличие от городского населения крестьяне еще долго не принимали новую веру, причем особенно серьезным было сопротивление в северных районах страны (Новгород и др.).

    Объективно введение христианства способствовало укреплению политического единства древнерусских земель, окончательной ликвидации племенной обособленности. Православие оказало значительное культурное влияние на общество: более широкое распространение получила письменность, появились школы, началось систематическое летописание.

    Появление на Руси после принятия христианства литературы на славянском языке, с одной стороны.

    и становление государственной структуры – с другой, способствовали широкому распространению грамотности. Ярким свидетельством этого являются берестяные грамоты – письма на бересте разнообразного (преимущественно делового) содержания Они обнаружены при раскопках в 9 древнерусских городах (основная масса в Новгороде, где естественные условия способствовали их лучшей сохранности).

    В XI – нач. XII в. на Руси распространяется большое количество переводных сочинений как религиозного, так и светского содержания. В это же время происходит становление оригинальной литературы, самым ранним памятником которой является «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона, написанное в сер. XI в. Важнейшее место в древнерусской литературе занимает жанр летописи. Первым летописным сводом, текст которого может быть реконструирован, является так называемый Начальный свод к. XI в. В нач. XII в. в Киево Печерском монастыре создается выдающееся произведение средневековой литературы – «Повесть временных лет». В «Повести» разворачивается широкое полотно русской истории, которая рассматривается как часть истории славянской, а позднее – как часть истории всемирной. Автор (возможно, монах Нестор) использовал ряд переводных источников, а также отечественные летописи и устные легенды.

    В XI в. развиваются каменное храмовое строительство, церковная живопись. До наших дней сохранились выдающиеся памятники зодчества сер. XI в. – соборы св. Софии в Киеве и Новгороде, Спасский собор в Чернигове.
    9. ПОНЯТИЕ, ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ
    Под феодальной раздробленностью понимают форму организации общества, характеризующуюся экономическим усилением вотчинных владений и политической децентрализацией государства.

    Период феодальной раздробленности на Руси охватывает время со второй половины XII до нач. XIV в. Процесс этот начался после смерти великого князя Мстислава (1125–1132), когда княжества и земли Руси стали выходить из повиновения центральной власти. Для наступившей новой эпохи были характерны длительные кровопролитные междоусобицы князей, войны за расширение земельных владений.

    Наиболее важные причины раздробленности

    1. Раздел единой территории государства между наследниками в условиях отсутствия юридически обоснованного права престолонаследия. Формально начало «удельного периода» относится ко времени завещания Ярослава Мудрого в 1054 г., по которому он посадил своих сыновей для управления страной в разных русских областях. Разделы княжеских земель между наследниками, ставшие особенно ощутимыми к XIII в., усугубляли дробление княжеств государств.

    2. Господство натурального хозяйства. Феодальное хозяйство в это время в основном носило натуральный характер, было замкнутым. Экономические связи с центром были слабы, а военно политическое могущество местной власти неуклонно усиливалось, поэтому города постепенно превратились прежде всего в ремесленно торговые центры для окрестных земель.

    3. Укрепление собственности феодалов на землю. Многие города представляли собой феодальные усадьбы, крепости князей. В городах создавались местные аппараты власти, их главной задачей было поддержание авторитета власти местного князя.

    4. Ослабление внешней угрозы – половецких набегов, интенсивность которых резко упала в результате активных военных действий Владимира Мономаха и его сына Мстислава.

    5. Падение престижа Киева, связанное с тем, что он утратил свое прежнее значение торгового центра Руси. Крестоносцами были проложены новые торговые пути из Европы на Восток через Средиземное море. Кроме того, Киев был практически разрушен в 1240 г. во время монголо татарского нашествия.

    Последствия феодальной раздробленности. Нельзя однозначно судить о времени раздробленности как периоде упадка. В это время растут старые города, появляются новые (Москва, Тверь, Дмитров и др.). Складываются местные аппараты власти, которые помогают в управлении, выполняют полицейские функции, собирают средства для проведения самостоятельной политики отдельных княжеств. На основе «Русской Правды» складываются местные законодательства. Таким образом, можно говорить об общем подъеме русских княжеств в XII – нач. XIII в. С другой стороны, падение военного потенциала Руси привело к тому, что процесс внутреннего социально экономического и политического развития был прерван внешней интервенцией. Она шла тремя потоками: с востока – монголо татарское нашествие, с северо запада – шведско датско немецкая агрессия, с юго запада – военные нападения поляков и венгров.
    10. КРУПНЕЙШИЕ ФЕОДАЛЬНЫЕ ЗЕМЛИ. КУЛЬТУРА В ПЕРИОД РАЗДРОБЛЕННОСТИ
    Раньше других русских земель обособилась та, которой никогда не угрожала половецкая опасность, – Новгородская. У этой территории были свои тесные торгово экономические связи и политические контакты со странами Западной Европы, что, безусловно, усиливало ее безопасность. В 1136 г. восстанием новгородцев против киевских ставленников завершилось отделение этой земли от центральной власти.

    Владимиро Суздальское княжество становится политически независимым во время правления сына Владимира Мономаха – князя Юрия Долгорукого (1154–1157). Довольно безопасное географическое положение княжества (вдали от района вторжения кочевников) обеспечило массовый приток населения. Основные занятия жителей – земледелие и скотоводство, добыча соли; процветали ремесла. Среди так называемых «старых» городов наиболее известны Ростов, Суздаль, Ярославль, среди «молодых» – Нижний Новгород, Москва, Звенигород и др. Столицей земли при князе Андрее Боголюбском (1157–1174) становится Владимир на Клязьме.

    Галицко Волынское княжество в XII–XIV вв. было самым крупным в южной Руси и пользовалось значительным влиянием в Западной Европе. Расположенное в основном в горах, оно было довольно безопасным местом. Основными занятиями его жителей были земледелие, скотоводство, охота. Большие торговые пути, среди которых выделялся так называемый «соляной» из Галича в Киев, обеспечивали большой объем торговли. Среди князей этих земель наиболее известны Ярослав Осмомысл (1152–1187).

    Роман Мстиславович (1170–1205), Даниил Романович (1261–1264). Наиболее крупными городами были Галич, Львов, Владимир на Волыни. Во второй пол. XIV в. княжество было захвачено Литвой (Волынь) и Польшей (Галич).

    Кроме указанных выше можно назвать следующие достаточно крупные земли Древней Руси удельного периода: Черниговская (левобережье Днепра и верхнее течение Оки), Смоленская (Верхнее Поднепро вье), Полоцкая (верховья Западной Двины), Рязанская (среднее течение Оки).

    Для русской культуры в период раздробленности характерно становление полицентризма – появление в разных регионах Руси самобытных культурных центров. К этому времени относится формирование местных архитектурных, художественных и летописных школ. Так, в период XII–XIII вв. летописание помимо Киева и Новгорода стало вестись в центрах феодальных княжеств – Чернигове, Владимире и др. городах.

    В к. XII в. было создано одно из наиболее выдающихся произведений мировой средневековой литературы – «Слово о полку Игореве». Кроме того, известны другие произведения литературы того времени – «Слово Даниила Заточника», «Слово о погибели Русской земли». В период раздробленности продолжают развиваться каменное строительство и церковная живопись. В архитектуре наблюдается сочетание местных традиций, заимствованных из Византии форм и элементов западно европейского романского стиля. Из сохранившихся памятников зодчества этой эпохи особо могут быть выделены церковь Покрова на Нерли, Золотые Ворота во Владимире, Георгиевский собор в Юрьеве Польском.
    11. ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ И СОЦИАЛЬНО ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ НОВГОРОДСКОЙ ЗЕМЛИ
    Период существования самостоятельной Новгородской земли – с 1136 по 1477 г. Форма правления сложившаяся в Новгороде за это время, по своему уникальна и требует отдельного рассмотрения в курсе истории России.

    Особое место Новгородской республики в отечественной истории обусловлено рядом обстоятельств. Во первых, Новгород был одним из центров, где начиналась русская государственность, во вторых, большое значение имели его тесные торговые связи с городами средневековой Прибалтики, Швеции, Германии, Фландрии. Новгород был связующим звеном между русскими землями и Западной Европой, центром экономического и культурного обмена. В третьих, Новгород – единственная русская земля, почти не затронутая монголо татарским игом. Это способствовало эволюции древнерусской культуры, в том числе политической и правовой. И, наконец, главное – сложившаяся в Новгороде республиканская форма государства. Новгород обогатил русскую историю развитыми, хорошо продуманными, стабильными институтами республиканского правления. При феодальном характере власти политический строй Новгорода создал возможность для непосредственного участия народа в делах управления. Успехи Новгорода в торговле, строительстве, ремеслах неотделимы от его политического строя, основанного на выборности всех должностных лиц, их подотчетности народному собранию – вечу, символу государственной самобытности Новгорода и его основе.

    Сочетание ряда географических факторов привело к тому, что основными занятиями жителей Новгорода были ремесло и торговля, в то время как земледелие существовало на уровне промысла. Из новгородской земли вывозились лен, меха, воск, пенька, ремесленные изделия, а ввозились хлеб, сукно, предметы роскоши. В новгородской экономике были высоко развиты торгово денежные отношения, ремесленники работали не на заказ, а на рынок. Наиболее крупными городами земли были помимо Новгорода Псков, Торжок, Ладога и Изборск, которые, подчиняясь центру, обладали органами самоуправления.
    12. ВЕЧЕ КАК ВЫСШИЙ ОРГАН УПРАВЛЕНИЯ НОВГОРОДА
    В Новгороде вече получило полное развитие. Функции веча определялись конкретными решениями самого веча и всесторонне охватывали жизнь новгородской земли. Вот наиболее важные и часто встречающиеся в источниках полномочия веча: заключение и расторжение договора с князем; избрание и смещение посадника (фактически главы правительства): тысяцкого (главы ополчения), владыки (главы церкви и распорядителя казны); назначение новгородских воевод, посадников и воевод в провинции; контроль за деятельностью князя, посадника, тысяцкого, владыки и других должностных лиц; законодательство, примером которого служит Новгородская судная грамота; внешние сношения, решение вопросов войны и мира, торговые соглашения с Западом; распоряжение земельной собственностью Новгорода в хозяйственном и юридическом отношении, пожалование земель; установление торговых правил и льгот; установление повинностей населения, контроль за их отбыванием контроль за судебными сроками и исполнением решений; в случаях, волновавших весь город, непосредственное разбирательство дел; предоставление судебных льгот.

    На рубеже XI–XII вв. в Новгороде стала формироваться выборная местная администрация – орган самоуправления, противопоставляемый княжеской власти. Это поднимало вечевой порядок на новую ступень, принципиально меняло отношение народного собрания к делам управления и суда, ибо оно избирало, контролировало и смещало важнейших должностных лиц, повседневно занятых этой деятельностью, и постепенно превратило и князя в должностное лицо.

    Примерно к сер. XIII в. отношения с князьями приобретают стабильный характер, вече утрачивает значение символа сплочения всего города против посягательств на его традиционные вольности. Притупление остроты антикняжеской борьбы, объединявшей всех граждан, не могло не привести к усилению конфликтов в обществе. Однако обострение социальных конфликтов не подорвало вечевые устои. Благодаря продуманной системе боярского контроля вече оказалось гибкой политической формой, обеспечивавшей реальное верховенство высших социальных групп. История Новгорода знает немало эксцессов вечевого быта, когда народные массы расправлялись с неугодными им сановниками и грабили боярские дома, но экономические и политические основы боярского господства оставались незыблемыми. Этому содействовал раскол городских низов на группы, каждая из которых ориентировалась на своих бояр, преобладание столкновений сторон, концов и улиц над классовыми конфликтами, а также ряд обычно правовых мер, оберегавших боярское верховенство, в том числе обычаи, связанные с вечем.

    И простая чадь, и состоятельные люди не раз пользовались демократической формой веча для отстаивания своих интересов. Хотя реальное управление государством было сосредоточено в руках посадников, тысяцких, владык, боярского совета, все эти органы черпали свои полномочия в вечевом решении, а выборные могли быть в любой момент отстранены от власти волей веча. Оно содействовало высокому развитию материальной, духовной и политической культуры.

    К основным принципам истории отечественного государства и права можно отнести следующие:

    Принцип объективности обязывает рассматривать историче­скую реальность во всей ее многогранности и противоречивости, независимо от нашего отношения к излагаемым фактам и собы­тиям, не искажая и не подгоняя их под заранее заданные схемы и концепции;

    Принцип историзма предполагает изучение прошлого с учетом конкретно-исторической обстановки соответствующей эпо­хи, во взаимосвязи и взаимообусловленности событий, с точ­ки зрения того, как, в силу каких причин, где и когда возникло то или иное явление, какой путь оно прошло, какие оценки дава­лись ему на том или ином этапе развития;

    Принцип социального подхода предполагает рассмотрение исто­рико-экономических процессов с учетом социальных интересов различных слоев населения, различных форм их проявления в обществе. Этот принцип (еще его называют принципом классо­вого, партийного подхода) обязывает соотносить интересы клас­совые и узкогрупповые с общечеловеческими, учитывая субъ­ективный момент в практической деятельности правительств, партий, личностей;

    Принцип альтернативности определяет степень вероятно­сти осуществления того или иного события, явления, процесса

    на основе анализа объективных реальностей и возможностей. Признание исторической альтернативности позволяет по-ново­му оценить путь каждой страны, увидеть неиспользованные воз­можности процесса, извлечь уроки на будущее. Историко-правовая наука, опираясь на указанные принципы, ис­пользует различные методы.

    Метод - это совокупность приемов, способов и средств, использующих­ся при изучении предмета науки.

    Система методов истории отечественного государства и права:

    Общенаучные методы теоретического и эмпирического исследо­вания, они же общефилософские и общесоциологические. Среди философских методов выделяют диалектический материализм, диалектический идеализм, прагматизм, структурализм, позити­визм, экзистенциализм, инструментализм, индукцию и дедукцию, анализ и синтез, восхождение от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному, логический и другие; к общесо­циологическим относятся методы сбора и обработки информации (наблюдение, анкетирование, статистический анализ, математиче­ская обработка данных, например, в правоохранительной сфере, государственно-правовой эксперимент), номотетические (т. е. на­правленные на обобщение эмпирических фактов и выявление об­щих закономерностей), идеографические и др.;

    Специальные методы (различное сочетание общенаучных методов, адаптированных к особенностям исследуемых историко-правовых объектов). Системный - акцентирует внимание на взаимодейст­вии явлений, их единстве и целостности; структурно-функциональ­ный - определение места, роли и функций каждого элемента систе­мы; сравнительный - сравнение государства, права, их элементов с иными однородными явлениями; типологический-основа каждой классификации; психологический - изучение, главным образом, правового поведения; статистический - оперирование количест­венными величинами; исторический - изучение закономерностей

    права и государства в динамике; диахронический - сопоставление явлений, идущих друг за другом; синхронический - сопоставление сосуществующих систем и их элементов и др.

    В числе самых важных специальных методов ученые называют историческую преемственность в развитии институтов государст­ва и права, или хронологический метод, так как все государственные и правовые явления вырастают из предшествующих и трансформи­руются в будущие формы. Существует тесная «связь времен», ничто не возникает на голом месте. Это позволяет увидеть единую истори­ческую перспективу. Историческая преемственность лежит в основе и проблемно-хронологического метода.

    Весьма продуктивен также метод ретроспекции. С его помощью при изучении прошлого можно идти от явлений и фактов, хорошо известных по сохранившимся источникам, к тем, которые им предше­ствовали, но остались неизвестными в силу скудости древних памят­ников. Историк права, изучая более поздние источники, восстанавли­вает обычное право народов в древние времена. Наглядный пример дает нам «поле» - судебный поединок, один из видов доказательства в судебном процессе, который впервые упоминается только в зако­нодательных памятниках XIV-XV вв., но который, восходя к нормам обычного права, явно существовал и в более ранние времена.

    Нельзя не назвать метод научной абстракции, с помощью которо­го историк права как бы дорисовывает в своем сознании некоторые слабо освещенные стороны прежней жизни народа. В истории права, как и в любой другой науке, возможно построение на основе вообра­жения, гипотез и предположений.

    Частноправовые методы: формально-юридический - позволяет определить юридические понятия, выявлять их признаки, прово­дить классификацию, толковать содержание правовых предписа­ний и т. п.; является традиционным, свойственным юридической науке, выходящим из её природы; сравнительно-правовой - предполагает сопоставление различных государственно-право­вых систем либо их отдельных элементов: институтов, законов, юридической практики и т. д. в целях выявления общих законо­мерностей и особенных свойств.

    Наиболее распространенные методы - описательный, формально­юридический, сравнительно-исторический, сравнительно-правовой и проблемно-хронологический.

    Скачать готовые ответы к экзамену, шпаргалки и другие учебные материалы в формате Word Вы можете в

    Воспользуйтесь формой поиска

    1.2. Принципы и методы изучения истории отечественного государства и права

    релевантные научные источники:

    • Ответы на экзаменационные вопросы по Истории экономических учений

      | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Россия | docx | 0.07 Мб

      1. Экономическая мысль Древнего Востока (Вавилония, Древняя Индия, Древний Китай). 2.Экономическая мысль Древней Греции. Аристотель. 3. Экономическая мысль Древней Греции. Ксенофонт. 4. Экономическая

    • Клинические методы диагностики

      | Лекция(и) | 2016 | docx | 1.76 Мб

      ЗАДАЧИ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ СЛУЖБ Выделяют следующие лабораторные службы: Клинико-диагностические лаборатории Значение исследований, проводимых в КДЛ Аналитические лаборатории

    • Ответы по предмету История экономических учений РФ

      | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Россия | docx | 0.11 Мб

      1. Особенности концепции Аристотеля об экономике и хрематистике. 2. Экономическая мысль Древнего Востока (Вавилония). «Законы Хаммурапи». 3. Воззрения Августина о богатстве, доходах и справедливой

    • Средства и методы управления качеством

      | Шпаргалка | 2017 | Россия | docx | 1.34 Мб

    • История и философия науки

      | Ответы к зачету/экзамену | 2017 | Россия | docx | 0.32 Мб

      Предмет и круг проблем современной истории и философии науки. Формирование и основные этапы исторической эволюции философии науки. Единство и многообразие типов знания. Понятие науки. Социокультурные

    Предметом изучения Отечественной истории являются закономерности политического и социально-экономического развития Российского государства и общества как части мирового процесса истории человечества. История России рассматривает общественно-политические процессы, деятельность различных политических сил, развитие политических систем и государственных структур.

    Выделяются следующие функции исторического знания:

    1) познавательная, интеллектуально-развивающая – исходит из познания исторического процесса как социальной отрасли научного знания, выявления главных тенденций общественного развития истории и как итог – теоретического обобщения исторических фактов;

    2) практическо-политическая – выявляя закономерности развития общества, помогает разработать научно обоснованный политический курс. Вместе с тем знание истории способствует формированию оптимального варианта политики по руководству массами;

    3) мировоззренческая – при изучении истории в значительной степени определяет формирование научного мировоззрения. Это происходит потому, что история, опираясь на различные источники, дает документально точные данные о событиях прошлого. Люди обращаются к прошлому для того, чтобы лучше понять современную жизнь, заложенные в ней тенденции. Таким образом, знание истории вооружает людей пониманием исторической перспективы.

    4) воспитательная – состоит в том, что знание истории активно формирует гражданские качества личности, позволяет разобраться в достоинствах и недостатках современной общественной системы.

    Принципы научного исследования истории:

    1. Принцип объективности обязывает рассматривать историческую реальность независимо от желаний, стремлений, установок и пристрастий субъекта. Необходимо прежде всего изучение объективных закономерностей, которые определяют процессы общественно-политического развития. Для этого следует опираться на факты в их истинном содержании, а также рассматривать каждое явление в его многогранности и противоречивости.

    2. Принцип историзма гласит, что любое историческое явление должно изучаться с точки зрения того, где, когда и почему это явление возникло, каким оно было вначале, как затем развивалось, какой путь прошло, какие оценки ему давались на том или ином этапе развития, что можно сказать о его перспективах. Принцип историзма требует, чтобы любой изучающий историю не становился судьей при оценке исторических и политических событий.

    3. Под принципом социального подхода понимают проявление определенных социальных и классовых интересов, всей суммы социально-классовых отношений. Следует подчеркнуть, что принцип социального подхода к истории особенно необходим и существен в оценке программ и реальной деятельности политических партий и движений, а также их лидеров и функционеров.

    4. Принцип всесторонности изучения истории подразумевает необходимость не только полноты и достоверности информации, но и учета всех сторон и взаимосвязей, влияющих на политическую сферу жизни общества.