В каком музее находится картина последних романовых. Ночь искусств


Алексе́й Миха́йлович Тиша́йший (19 (29) марта 1629 — 29 января (8 февраля) 1676) — второй русский царь из династии Романовых (14 июля 1645 — 29 января 1676), сын Михаила Фёдоровича и его второй жены Евдокии.


Со́фья Алексе́евна (17 сентября 1657 — 3 июля 1704) — царевна, дочь царя Алексея Михайловича, в 1682—1689 годах регент при младших братьях Петре и Иване.


Фёдор III Алексеевич (30 мая (9 июня) 1661 — 27 апреля (7 мая) 1682) — русский царь с 1676 года, из династии Романовых, сын царя Алексея Михайловича и царицы Марии Ильиничны, урождённой Милославской, старший брат царей Ивана V (родной) и Петра I (единокровный)


Иоа́нн (Ива́н) V Алексе́евич (27 августа (6 сентября) 1666, Москва — 29 января (8 февраля) 1696, там же) — русский царь в 1682—1696, из династии Романовых. Сын царя Алексея Михайловича Тишайшего и царицы Марии Ильиничны, урождённой Милославской. Отец Анны Иоанновны, Императрицы Всероссийской.


Пётр I Алексе́евич, прозванный Вели́кий (30 мая 1672 год— 28 января 1725 год) — последний царь всея Руси (с 1682 года) и первый Император Всероссийский (с 1721 года).
Как представитель династии Романовых, Пётр был провозглашён царём в 10-летнем возрасте, стал править самостоятельно с 1689 года. Формальным соправителем Петра был его брат Иван (до своей смерти в 1696 году).


Екатери́на I (искусственное ретроспективно русифицированное имя Ма́рта Самуиловна Скавро́нская, в браке Крузе; после принятия православия Екатери́на Алексе́евна Миха́йлова; 5 апреля 1684 — 6 мая 1727) — российская императрица с 1721 года как супруга царствующего императора, с 1725 года как правящая государыня; вторая жена Петра I Великого, мать императрицы Елизаветы Петровны.


Пётр II Алексе́евич (12 октября 1715, Санкт-Петербург — 19 января 1730, Москва) — российский император, сменивший на престоле Екатерину I.
Внук Петра I, сын царевича Алексея Петровича и немецкой принцессы Софии-Шарлотты Брауншвейг-Вольфенбюттельской, последний представитель рода Романовых по прямой мужской линии.
Вступил на престол 6 (17) мая 1727, когда ему было всего одиннадцать лет, и умер в 14 лет от оспы. Пётр не успел проявить интереса к государственным делам и самостоятельно фактически не правил. Реальная власть в государстве находилась в руках Верховного тайного совета и в особенности фаворитов юного императора, сначала А. Д. Меншикова, после его свержения — Долгоруковых.


А́нна Иоа́нновна (А́нна Ива́новна; 28 января (7 февраля) 1693 — 17 (28) октября 1740) — российская императрица из династии Романовых.
Четвертая дочь царя Ивана V (брата и соправителя царя Петра I) и царицы Прасковьи Фёдоровны. В 1710 году была выдана замуж за герцога Курляндского Фридриха Вильгельма; овдовев через 2,5 месяца после свадьбы, осталась в Курляндии. После смерти Петра II была приглашена в 1730 году на российский престол Верховным тайным советом, как монарх с ограниченными полномочиями в пользу аристократов — «верховников», но, при поддержке дворян, восстановила абсолютизм, распустив Верховный тайный совет. Время её правления позднее получило название «бироновщина» по имени её фаворита Эрнста Бирона.


Елизаве́та I Петро́вна (18 декабря 1709, Коломенское — 25 декабря 1761 , Санкт-Петербург) — российская императрица из династии Романовых с 25 ноября (6 декабря) 1741 года, младшая дочь Петра I и Екатерины I, рождённая за два года до их вступления в брак.


Пётр III Фёдорович (урождённый Карл Пе́тер У́льрих, нем. Karl Peter Ulrich); 21 февраля 1728, Киль — 17 июля 1762, Ропша) — российский император в 1762, первый представитель Гольштейн-Готторпской (Ольденбургской) ветви Романовых на русском престоле. C 1745 года — владетельный герцог Гольштейна.
После полугодового царствования свергнут в результате дворцового переворота, возведшего на престол его жену, Екатерину II, и вскоре лишился жизни.


Екатери́на II Алексе́евна Вели́кая (урождённая Софи́я Авгу́ста Фредери́ка А́нгальт-Це́рбстская, нем. Sophie Auguste Friederike von Anhalt-Zerbst-Dornburg, в православии Екатерина Алексе́евна; 21 апреля 1729, Штеттин, Пруссия — 6 ноября 1796, Зимний дворец, Петербург) — императрица всероссийская с 1762 по 1796 год.
Дочь князя Ангальт-Цербстского, Екатерина пришла к власти в ходе дворцового переворота, свергнувшего с престола её непопулярного мужа Петра III.


Па́вел Петро́вич (20 сентября 1754, Летний дворец Елизаветы Петровны, Санкт-Петербург — 12 марта 1801, Михайловский замок, Санкт-Петербург) — Император Всероссийский с 6 (17) ноября 1796 года, великий магистр Мальтийского ордена, сын Петра III Фёдоровича и Екатерины II Алексеевны.


Мари́я Фео́доровна; до перехода в православие — София Мария Доротея Августа Луиза Вюртембергская (нем. Sophia Marie Dorothea Augusta Luisa von Württemberg; 14 октября 1759, Штеттин — 24 октября 1828, Павловск) — принцесса Вюртембергского дома, вторая супруга российского императора Павла I. Мать императоров Александра I и Николая I.


Алекса́ндр I Павлович (12 (23) декабря 1777, Санкт-Петербург — 19 ноября (1 декабря) 1825, Таганрог) — император и самодержец Всероссийский (с 12 (24) марта 1801 года), протектор Мальтийского ордена (с 1801 года), великий князь Финляндский (с 1809 года), царь Польский (с 1815 года), старший сын императора Павла I и Марии Фёдоровны. В официальной дореволюционной историографии именовался Благословенный.


Елизавета Алексеевна (урождённая Луиза Мария Августа Баденская, нем. Louise Marie Auguste von Baden; 13 января 1779, Карлсруэ, Баден — 4 (16) мая 1826, Белёв, Тульская губерния) — российская императрица, супруга императора Александра I.


Великий князь Константи́н Па́влович (27 апреля (8 мая) 1779, Царское Село — 15 (27) июня 1831, Витебск) — российский цесаревич, второй сын Павла I и Марии Фёдоровны, считавшийся до самой смерти старшего брата Александра Павловича наследником русского престола. Генерал-адъютант (первым среди членов Российского императорского дома получил это свитское звание), командир Гвардейского корпуса, генерал-инспектор всей кавалерии.
На протяжении 16 дней, с 27 ноября (9 декабря) по 13 (25 декабря) 1825 г., официальные учреждения в Петербурге и Москве под присягой признавали его Императором и Самодержцем Всероссийским Константином I, хотя по сути он на престол не вступил и не царствовал (см. междуцарствие 1825 года).


А́нна Фёдоровна (урождённая принцесса Юлианна-Генриетта-Ульрика Саксен-Кобург-Заальфельдская; 23 сентября[источник не указан 205 дней] 1781 (по другим данным — 11 (22) сентября 1781 года), Кобург — 15 августа[источник не указан 205 дней] 1860 (по другим данным — 12 (24) августа 1860 года), поместье Эльфенау (ныне в черте Берна), Швейцария) — великая княгиня, супруга цесаревича великого князя Константина Павловича. Была третьей дочерью Франца Фридриха Антона, герцога Саксен-Кобург-Заальфельдского и Августы Рейсс-Эберсдорфской. Леопольд I, король Бельгии был её братом, а королева Виктория и Фердинанд II Португальский — её племянниками.


Великая княжна Мария Павловна (4 (15) февраля 1786, Санкт-Петербург — 11 (23) июня 1859, дворец Бельведер под Веймаром, Тюрингия) — дочь императора Павла I и императрицы Марии Федоровны, великая герцогиня Саксен-Веймар-Эйзенахская, супруга великого герцога Карла Фридриха Саксен-Веймар-Эйзенахского.


Никола́й I Па́влович (25 июня 1796, Царское Село — 18 февраля 1855, Петербург) — император Всероссийский с 14 декабря 1825 по 18 февраля 1855 года, царь Польский и великий князь Финляндский. Третий сын императора Павла I и Марии Фёдоровны, родной брат императора Александра I, отец императора Александра II.


Алекса́ндра Фёдоровна (урождённая принцесса Фридерика Луиза Шарлотта Вильгельмина Прусская, нем. Friederike Luise Charlotte Wilhelmine von Preußen; 13 июля 1798, Потсдам — 20 октября (1 ноября) 1860, Царское Село) — супруга российского императора Николая I, мать Александра II, императрица российская.


Великая княжна Екатерина Павловна (10 мая 1788 — 9 января 1819) — четвёртая дочь Павла I Петровича и Марии Фёдоровны.
Первый муж Екатерины Павловны (1809—1812) — Петр-Фридрих Ольденбургский, второй (1816—1819) — король Вильгельм Вюртембергский.


Анна Павловна (18 января 1795, Санкт-Петербург — 1 марта 1865, Гаага) — дочь Павла I Петровича и Марии Фёдоровны. Сестра Александра I и Николая I. Королева Нидерландов и великая герцогиня Люксембурга в 1840—1849 годах.


Великий князь Михаи́л Па́влович (28 января 1798, Санкт-Петербург — 28 августа 1849, Варшава) — четвёртый сын Павла I и Марии Фёдоровны, самый младший ребёнок, единственный порфирородный из сыновей Павла I (то есть родившийся в период его правления). Младший брат императоров Александра I и Николая I.

After Benner, Henri (1776-fl.1818) из Royal Collection Queen Elizabeth II.
Беннер, Жан Анри (Анри Беннер (фр. Jean Henri Benner) (1776—1836) — французский живописец-миниатюрист, автор хранящейся в Эрмитаже «Романовской сюиты» — «Собрания 24 портретов императорской фамилии, писанных живописцем Беннером».
Художник: Жан-Анри Беннер (Jean Henri Benner, 1776—1836) Франция. Россия
Гравёр: Андре-Жозеф Мeку (Andre Joseph Mecou, 1771—1837)
Год выпуска: 1817-24
Техника: гравюра на меди
Город: Санкт-Петербург
Издание: "Собрание двадцати четырех портретов Императорской фамилии, писанных живописцем Жаном-Анри Беннером, который получил от Его Императорского Величества позволение выгравировать сии портреты".

В альбом входит 24 портрета, начиная с основателя династии Романовых - царя Михаила Федоровича и, заканчивая портретом Великого князя, будущего императора Николая I.

Гравюры были созданы на основе портретов на эмали вскоре после победы Александра I над Наполеоном.
Они, возможно, являются самыми знаменитыми работами художника-портретиста Беннера, который провел много лет при дворе Александра I в Санкт-Петербурге, где служил придворным живописцем.

Идея создания «Романовской сюиты» принадлежит князю Алексею Борисовичу Лобанову-Ростовскому - бывшему адъютанту Александра I, а впоследствии известному коллекционеру, «пылающему к искусству». Он обратился к французскому художнику Жану Анри Беннеру (1770-1836) - одному из учеников известнейшего миниатюриста - Жана Батиста Изабе. В 1817-1825 годах Беннер работал в России, куда и принес традиции миниатюрного искусства учителя 1810-х годов, создавая преимущественно большие овальные миниатюры на бумаге с использованием техники пунктира. Однако его работы лишены живописного блеска и эффектных внешних атрибутов романтического портрета, свойственных миниатюрам Изабе. Они исполнены довольно сдержано, автор сосредоточен, прежде всего, на подчеркивании высокого социального статуса модели. Не имея звания, художник фактически стал придворным миниатюристом, создав в своих многократных повторениях типы официальных портретов Александра I и членов его семьи.

Беннер принял заказ князя А. Б. Лобанова-Ростовского на создание «Романовской сюиты». Августейшие портреты были выполнены в технике миниатюры на эмали, по оригиналам портретов из романовской галереи Эрмитажа. Это одна из двух галерей Малого Эрмитажа, расположенных по сторонам Висячего сада. После перестройки здания в 1840-е годы здесь разместили портреты представителей династии Романовых, и галерея получила название Романовской.

Затем серия была ещё раз повторена по заказу двора. Одна из них хранилась в «Галерее Петра I», другая - в Гатчинском дворце, в кабинете Александра III. Кроме того, художник получил разрешение на издание по своим оригиналам гравированной сюиты отдельным альбомом, который стал весьма популярным.

В 1817 году с этих эмалей издали гравюры. Над портретами данной «сюиты» в технике гравюры пунктиром работали такие французские мастера-граверы, как Жозеф Мекку (1771-1832), Шарль Жоанно (1733-1825), Ф. Йон, А. Купе. Сведения о граверах «Романовской сюиты» незначительны. Известно, что среди работ Шарля Жоанно отмечаются виньетки с рисунков Дезенна и большой эстамп «Раненый трубач» с картины О. Верне.

Первоначально собрание портретов выходило в издательской картонажной альбомной папке с тесёмками, на верхней крышке которой напечатан заглавный текст: «Собрание двадцати четырех портретов императорской фамилии, писанных живописцем Беннером, который получил от Его Императорского Величества позволение выгравировать с них Портреты. В Санкт-Петербурге у книготорговца С. Флорана. В Москве: в Косметическом магазине Розенштрауха». Известно, что: «При появлении цена этому изданию была объявлена 200 рублей ассигнациями, немного завышенная; распродавалось оно медленно».
Оригиналы, писанные знаменитым французским художником-миниатюристом достославной александровской эпохи Жаном-Анри Беннером (1776-1836) на эмали, находились ранее в галерее Петра I, а второй экземпляр - в Гатчинском дворце.

текст: Алексеева Вера Юрьевна, сотрудник сектора графики

: Начинаю публикацию портретов из Романовской галереи Зимнего дворца. Ее опись сделана Д. Ровинским в 1880-х годах и опубликована в 4 томе его труда «Подробный словарь русских гравированных портретов». Рядом с каждым портретом находится его номер по общему Эрмитажному каталогу и размер (в вершках, которые я решил не пересчитывать). Но, в отличие от Ровинского, я располагаю портреты не в алфавитном, а в родословном порядке.

Я попытался (там где это возможно) дать историю каждого портрета и его сегодняшнее местонахождение. Воспроизвожу только те портреты, которые находятся в этой описи, а все данные, полученные из других источников (так как состав Романовской галереи менялся) будут опубликованы в приложении.

Романовская галерея Зимнего дворца

01. Патриарх Филарет (Федор Никитич Романов) (1554-1633).
Отец царя Михаила Федоровича.


№ 6684 размер: 20 x 16

Прижизненного изображения патриарха Филарета не существует, портрет для галереи писан художником Н. Тютрюмовым в 1861 г. по гравюре Штенглина и "Титулярнику" 17 века.
Гатчинский дворец-музей.

✂…">

02 Ксения Иоанновна Романова (ур. Шестова) (ум.1631 г.).
Мать царя Михаила Федоровича.


№5334 размер: 21,5 х 16

Копия В. Бовина (ок.1847 г.) с портрета конца 18 века (возможно так же копии с более старого оригинала), находившегося в Старом Петергофском дворце.
Сейчас в частной коллекции.

03 Царь Михаил Федорович (1596-1645).
Сын Федора Никитича и Ксении Иоанновны Романовых.


№5336 размер: 19,5 х 13,5

Портрет конца 18 века, с неизвестного оригинала (возможно "Титулярника" 17 века или гравюры Олеария). Многократно копировался.
Местонахождение неизвестно.

04 Царица Евдокия Лукьяновна (ур. Стрешнева) (1608-1645).
Вторая супруга царя Михаила Федоровича.


№6685 размер: 20 х 16

Копия художника Т. Неффа со старинного живописного оригинала, находивщегося у Г. Глебова-Стрешнева.

05 Царь Алексей Михайлович (1625-1676).
Сын царя Михаила Федоровича.


№5339 размер: 28,25 х 21,25

Прижизненный портрет 17 века, написанный неизвестным немецким или голландским художником до 1670 года (в этом году с него была сделана гравюра). Самый старый портрет в Романовской галерее.
Государственный Русский музей. СПб

06 Царица Наталья Кирилловна (ур. Нарышкина) (1651-1694).
Вторая супруга царя Алексея Михайловича.


№5343 размер: 28,25 х 21,33

Копия 19 века с портрета, написанного художником Чоглоковым «во успиение» (как память об умершей), который находился в семье Нарышкиных. Есть множество других копий этого портрета (Государственный Эрмитаж, Чувашская картинная галерея, Кусково …) .
Государственный Русский музей. СПб


№5337 размер: 13х10,5

Фрагментарная копия конца 18 века с того же оригинала. Считается работой Карла Шурманна.
Государственный Русский Музей. СПб.

07 Царевна Марфа Алексеевна (1652-1707).


№6687 размер: 22 х 16,5

Дочь царя Алексея Михайловича. Копия сделана художником Н. Тютрюмовым в 1861 г. с оригинала, который находился в Александровском Успенском монастыре, где умерла царевна Марфа (похищен оттуда в 1986 году и до сих пор не найден).

08 Царевич Алексей Алексеевич (1654-1670).


№6686 размер: 21,5 х 16,5

Портрет для галереи писан художником Н. Тютрюмовым в 1861 г. по "Титулярнику" 17 века из Публичной библиотеки СПб – единственному сохранившемуся прижизненному изображению царевича.
Местонахождение неизвестно. Изображение даю по фотографии Клиндера 1865 г.

09 Царь Федор Алексеевич (1661-1682).
Сын царя Алексея Михайловича.


№6688 размер: 28 х 22,5

Портрет для галереи писан художником Н. Тютрюмовым в 1861 г. по различным изображениям (в том числе из Оружейной палаты в Москве).

10 Царица Марфа Матвеевна (ур.Апраксина)(1664-1715).
Вторая супруга царя Федора Алексеевича.



№6694 размер: 22 х 16,5

Портрет начала 18 века или позднейшая копия с него.
Государственный Русский музей. СПб

11 Царевна Софья Алексеевна (1657-1704)
дочь царя Алексея Михайловича.


№ 4396 размер: 26,5 x 23

По некоторым сведениям - оригинал 17 века, по другим - копия с оригинала, который находился в Москве (сейчас в Государственном Историческом музее).
Государственный Эрмитаж. СПб.

12 Царевна Наталья Алексеевна (1673-1716).
дочь царя Алексея Михайловича


№ 5342 размер: 23 x 16

Портрет начала 18 века современными исследователями считается работой портретиста И. Никитина. (Барон Кене считал этот портрет работой Таннауэра). Есть еще 2 подобных портрета царевны Натальи, один в Русском музее, другой в Павловске.
Государственная Третьяковская галерея. Москва

13 Царь Иван Алексеевич (1666-1696).
Сын царя Алексея Михайловича.


№ 5348 размер: 28,6 x 22,5

Сын царя Алексея Михайловича. Считается портретом конца 17 века, созданным «во успиение» (как память об умершем), с которого позднее была сделана гравюра Ф. Маттарнови и многочисленные живописные копии (Кусково, Гос. Исторический музей).
Государственный Русский музей. СПб

14 Император Петр I Алексеевич (1672-1725).
Сын царя Алексея Михайловича.


№6689 размер: 54 х 31,5

Копия, специально исполненная для Романовской галереи в Великобритании художником Белли в 1860-х гг с оригинала Г. Неллера, который писал царя с натуры в 1697 году во время его пребывания в Голландии. Оригинал находится в Английском королевском собрании картин и послужил образцом для создания множества изображений Петра, иногда слабо похожих друг на друга.
Государственный Эрмитаж. Спб.


№5350 размер: 18,13 х 13,6

Портрет в настоящее время считается работой Таннауэра, написан примерно в 1717 году. Барон Кене считал его работой Купецкого. Есть множество копий с этой картины, оригинал находится или в Государственном Эрмитаже или в Третьяковской галерее.
Государственная Третьяковская гелерея Москва.


№5390 размер: 32 х 30

Т.н. «Портрет Петра I на фоне морского сражения» написан, скорее всего, в 1710-х гг. Есть множество версий, кто автор этой картины. Барон Кене считал его работой Купецкого, Васильчиков – работой Таннауэра, современные исследователи склоняются к тому, что это работа И. Никитина. Подробности о нем можно прочесть тут:
http://www.reenactor.ru/ARH/PDF/Shmakova.pdf
Гсударственный музей-заповедник «Царское Село».


№5355 размер: 19,75 х 16,5

Портрет считается работой знаменитого французского живописца Гиацинта Риго, подарен императору Николаю I гр. С. С. Уваровым, которому он достался от тестя - гр. А. К. Разумовского. Васильчиков пишет: "Предание семьи Разумовских гласило, что Петр, во время пребывания в Париже, зашел в мастерскую Риго, писавшего с него портрет, не застал его дома, увидел недоконченный портрет свой, ножом вырезал из большого полотна голову и увез с собой. Вырезанный портрет он подарил дочери - Елизавете Петровне, а она, в свою очередь, пожаловала его гр. Алексею Григорьевичу Разумовскому". После ликвидации Романовской галереи портрет был отправлен сначала в Русский музей, а потом в Симферопольский государственый музей.


№6671 размер: 14 х 11,5

15 Царица Евдокия Федоровна (ур.Лопухина) (1669-1731).
Первая супруга царя Петра Алексеевича.


№ 5340 размер: 19 x 13,6

Оригинал начала 18 века, либо копия с него. Скорее всего, написан во время правления императора Петра II (внука Евдокии). Есть множество копий этого портрета и неизвестна его достоверность.
Государственный Русский музей. СПб

16 Императрица Екатерина I Алексеевна (ур. Скавронская)(1684-1727).
Вторая супруга царя Петра Алексеевича.


№5391 размер: 32 х 30

Портрет работы знаменитого французского живописца Ж. Наттье (либо хорошая копия с него), написан в 1717 году, во время пребывания Петра и Екатерины в Голландии (парный к нему портрет Петра I находится в Царском Селе).
Государственный Эрмитаж. СПб.


№5392 размер: 18 х 13,5

Портрет работы придворного живописца Л. Каравака.
Государственный Русский музей. СПб


№5356 размер: 18,13 х 13,75

Портрет работы неизвестного художника (возможно Каравака или Ведекинда). Изображение даю по фотографии Клиндера 1865 г.
Местонахождение неизвестно.


№5387 размер: 58,75 х 44,75

Портрет работы И.Адольского, написан в 1726 году, неоднократно копировался и повторялся (близкий вариант находится в Царскосельском дворце).
Государственный Русский музей. СПб

Продолжение следует...


baronet65.livejournal.com

.

Оригинал записи и комментарии на

Продолжаю публикацию портретов из Романовской галереи Зимнего дворца по описи Д. Ровинского. Список использованной литературы находится в первой части. Еще раз хочу напомнить, что все поправки, дополнения и исправления только приветствуются.
1 часть:
http://baronet65.livejournal.com/56542.html

17. Царевич Алексей Петрович (1690-1718)
Сын царя Петра I.

№5360 размер: 18х13,5
Копия середины 19 века с прижизненного портрета работы Таннауэра (оригинал находится в Эрмитаже).
Гатчинский дворец-музей.

18. Царевна Шарлотта-София (1694-1715)
принцесса Брауншвейг-Люнебургская, с упруга царевича Алексея Петровича,

№4385 размер: 17,75х14,15
Прижизненный портрет работы неизвестного художника. Барон Кене считал его работой Таннауэра. Изображение даю по фотографии Клиндера 1865 г.
Местонахождение неизвестно.

№5359 размер: 18х13,5.
Копия середины 19 века с прижизненного портрета работы неизвестного художника.

19. Царевна Анна Петровна (1708-1728)
Дочь царя Петра I, герцогиня Гольштейн-Готторпская.

№4383 размер: 15х12
Прижизненный портрет, написанный около 1716 г. В настоящее время считается работой И. Никитина.

№5388 размер: 18х14,5
Копия середины 19 века с прижизненного портрета работы Л.Каравака.
Государственный Русский музей. СПб

Царевны Анна Петровна и Елизавета Петровна , дочери царя Петра I.

№6690 размер: 22х16
Портрет работы Л.Каравака.
Государственный Русский музей. СПб

20. Царевич Петр Петрович (1715-1719)
Сын царя Петра I.

№6690 размер: 22х16
Копия работы Н.Тютрюмова середины 19 века с прижизненного портрета работы Л.Каравака.
Государственный Русский музей. СПб

21. Царевна Наталья Петровна (1718-1725)
Дочь царя Петра I.

№5358 размер: 21,5х16
Копия работы В.Бовина середины 19 века с прижизненного портрета работы Л.Каравака.
Государственный Русский музей. СПб

22. Император Петр II Алексеевич (1715-1730).
Сын царевича Алексея Петровича, внук царя Петра I.

№5361 размер: 58,75х46
Прижизненный портрет работы Люддена или Каравака. С него была сделана знаменитая гравюра Вортмана. Изображение даю по книге «300 лет дома Романовых» изд. Лапина 1913 г.
Местонахождение неизвестно.

№5357 размер: 18х14,5
Прижизненный портрет работы Люддена ок 1728 г.
Государственный Русский музей. СПб

23. Царевна Екатерина Иоанновна (1691-1733).
дочь царя Ивана Алексеевича, герцогиня Мекленбург-Шверинская.

№ 5345 размер: 21,5x16
Копия середины 19 века с прижизненного изображения царевны.
Государственный Русский музей. СПб

24. Царевна Прасковья Иоанновна (1794-1731).
дочь царя Ивана Алексеевича

№ 5347 размер: 21,6x16,5
Копия середины 19 века с неизвестного прижизненного изображения царевны. Ровинский считал, что на этом портрете изображена Екатерина I. Изображение даю по фотографии Клиндера 1865 г.
Местонахождение неизвестно.

25. Императрица Анна Иоанновна (1693-1740).
дочь царя Ивана Алексеевича, герцогиня Курляндская.

№5346 размер: 21,35х16
Один из вариантов портрета императрицы работы Каравака, либо копия с него. С него была сделана гравюра Эллигера.
Государственный Русский музей. СПб

№5362 размер: 58,75х46
Измененная копия конца 18 века Г. Бухгольца с оригинального прижизненного портрета работы Л.Каравака. (оригинал находится в Третьяковской галерее).
Большой Петергофский дворец.

26. Правительница Анна Леопольдовна (1720-1748)
Принцесса Мекленбург-Шверинская, дочь царевны Екатерины Иоанновны, внучка царя Ивана Алексеевича.

№6865 размер: 27,5х22,5
Прижизненный портрет (предположительно работы Каравака.)
Государственный Русский музей. СПб

27. Император Иоанн Антонович (1740-1764).
Сын правительницы Анны Леопольдовны.

№5333 размер: 17,5х14,5
Портрет неизвестного художника 18 века, скорее всего прижизненный.
Государственный Эрмитаж. СПб

28. Императрица Елизавета Петровна (1709-1761)
Дочь царя Петра I.

№6192 размер: 23х16.
Портрет работы неизвестного художника (барон Кене считал, что на портрете Елизавете 16 лет).Ровинский что на этом портрете - великая княгиня Наталья Алексеевна (первая супруга Павла I). Изображение даю по фотографии Клиндера 1865 г.
Местонахождение неизвестно.

№6244 размер: 9х6,25
Найти точное изображение мне не удалось. Есть только его описание у барона Кене: «картина, поднесенная Его Императорскому величеству князем Александром Лобановым-Ростовским, представляет царевну в платье из серебрянной парчи с золотыми разводами, в мантии из голубого бархата, подбитой горностаем, и со знаками ордена св. Екатерины через плечо».
Похожие на это описание портреты есть в Стокгольмском музее (Швеция), Кадриоргском музее (Эстония) и в музее Кусково (где находилось много копий портретов из Романовской галереи). Однако, эти картины значительно большего размера.
Изображение - портрет царевны Елизаветы Петровны из музея Кусково.
Местонахождение неизвестно.

№4382 размер: 15х12.
Точно идентифицировать этот портрет пока не удалось. Есть информация, что это портрет Елизаветы в мужском костюме 1745 г., считающийся работой Каравака (примерно подходящий по размеру). Есть еще один вариант этого же портрета, который находится в ГРМ. Буду рад любой информации на эту тему.
Государственная Третьяковская галерея. Москва.

№5366 размер: 14,5х10,5 .
Портрет работы придворного художника Г. Гроота 1748 г. Есть копия этого портрета, которая находится в ГРМ.
Государственная Третьяковская галерея. Москва.

№5363 размер: 59х46 .
Портрет работы французского художника Ж. Токе 1758 г.
Государственный Эрмитаж. СПб.

29. Император Петр III Федорович (1728-1762).
Сын царевны Анны Петровны, внук царя Петра I.

№5383 размер: 36,25х26,5
Портрет работы Г.Гроота (либо его копия), парный к портрету Екатерины Алексеевны (№5384). Изображение даю по книге «Государи из дома Романовых. 1613 - 1913. Жизнеописания царствовавших государей и очерки их царствований». Том 1 М. Сытинское издание. 1913 г.
Местонахождение неизвестно.

№5385 размер: 13,5х11,5
Портрет работы Г.Гроота 1748 г.
Государственный Русский музей. СПб

№5364 размер: 58,75х46.
Портрет работы А.Антропова, который написал несколько портретов императора. Копия этого портрета находилась в Сенате.
Государственный Русский музей. СПб

Великий князь Петр Федорович и его супруга великая княгиня Екатерина Алексеевна .

№6695 размеры отсутствуют.
Свадебный портрет работы Г. Грота 1745 г.
Государственный Русский музей. СПб

30. Императрица Екатерина II Алексеевна (1729-1762).
Принцесса Ангальт-Цербстская, супруга императора Петра III.

№5384 размер: 36,5х26,5
Портрет работы Г.Гроота (либо его копия), парный к портрету Петра Федоровича (№5383).
Государственный Русский музей. СПб

№5380 размеры отсутствуют.
Конный портрет работы В.Эриксена 1762 г. Есть копии этого портрета - в Большом дворце Петергофа, ГРМ и в Оружейной палате Московского Кремля.
Государственный Эрмитаж. СПб.

№5365 размер: 58,75х45,5
Портрет работы В.Эриксена 1762 г. Есть два повторения этого портрета меньшего размера, один в ГРМ, другой в Китайском дворце (Ораниенбауме).
Государственный Эрмитаж. СПб.

№5434 размер: 16,25х12,25
Портрет работы В.Эриксена 1779 г. Уменьшенная копия портрета (№5365).

№5369 размер: 16х13,75
Портрет работы В.Эриксена 1769 г.
Государственный Эрмитаж. СПб.

№5368 размер: 16х13,75
Портрет работы П.Шибанова, который писал императрицу с натуры, во время ее пребывания в Киеве в 1787 г, во время рутешествия в Крым. С него была сделана гравюра Эллигера.
Государственный Русский музей. СПб

№5370 размер: 13,5х11,25
Портрет работы И.Лампи 1793 г. (эскиз большого портрета из Эрмитажа, который ранее тоже находился в Романовской галерее). Изображена с аллегорическими фигурами Сатурна и Истории.
Государственный Русский музей. СПб.

Династия Романовых правила Россией триста четыре года: с 1613 по 1917 год. В 1913 году торжественно отмечалось трёхсотлетие династии. Но хотя праздновалось 300-летие династии Романовых, едва ли можно было одновременно отметить 300-летие семейства Романовых, которое, разумеется, существовало и до 1613 года.

Первым из рода фамилию «Романов» стал носить Фёдор Никитич (он же патриарх Филарет) в честь своего деда Романа.

НИКАНОР ТЮТРЮМОВ. Портрет патриарха Филарета

Филарет (Романов-Юрьев Феодор Никитич) , патриарх Московский и всея Руси.
Родился между 1551 и 1560 гг. в родовитой боярской семье Романовых.
Получил прекрасное по своему времени образование.
С 1586 г. начал службу в качестве наместника Нижегородского, а затем и Псковского. Выполнял ряд дипломатических поручений.
Ясный ум и открытый сердечный нрав сделали его популярным в народе, его прочили в преемники бездетному царю Федору Иоанновичу. Но Борис Годунов, боясь этого, постриг его в монашество в 1601 г. и сослал в древний Антониев Сийский монастырь.
В 1606 г. Филарет хиротонисан во епископа Ростовского с возведением в сан митрополита.
В 1611 г. в составе боярского посольства был послан в Польшу, там взят под стражу и оставался пленником до 1619 г., когда после заключения мирного договора и обмена пленными, получил возможность вернуться на родину. Его торжественно встретили, и Собор русских иерархов предложил ему патриаршество.
29 июня 1619 г. совершилось наречение его в патриарха Московского и всея Руси. Торжественное поставление в патриарший сан Филарет принял в Успенском соборе от Иерусалимского патриарха Феофана, бывшего тогда в Москве и от русских иерархов.
Скончался 1 октября 1633 г. в глубокой старости.

Портрет патриарха Филарета. Неизвестный художник.

Инокиня Марфа, в миру Ксения Иоанновна Романова (до замужества Шестова), княжна Сицкая - мать царя Михаила Федоровича; жена первого из рода Романовых-Федора Никитьевича Романовых

Михаил Федорович (1596-1645), царь с 1613. Сын Федора (в монашестве Филарета) Никитича Романова и Ксении Иоанновны Романовой. Был избран Земским собором. Предоставил управление страной отцу - патриарху Филарету (до 1633), затем боярам.

Г. Угрюмов. Призвание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года

Иоганн ВЕДЕКИНД. Портрет царя Михаила Фёдоровича.

Михаил I Фёдорович Романов

Андрей РЯБУШКИН (1861-1904). Сидение царя Михаила Фёдоровича с боярами в его государевой комнате. 1893

Илья Репин.Выбор великокняжеской невесты (Михаила Федоровича?)

Первая жена царя-Княжна Мария Владимировна Долгорукова

Вторая жена царя- Евдокия Лукьяновна Стрешнева

Евдокия родила 7 дочерей и 3 сыновей, 6 из ее детей умерло при её жизни.

Алексей Михайлович (1629-1676),второй русский царь с 1645. Сын царя Михаила Федоровича и Евдокии Лукьяновны Стрешневой. В правление Алексея Михайловича усилилась центральная власть и оформилось крепостное право (Соборное уложение 1649); воссоединена с Русским государством Украина (1654); возвращены Смоленск, Северская земля и др.; подавлены восстания в Москве, Новгороде, Пскове (1648, 1650, 1662) и крестьянская война под руководством Степана Разина; произошел раскол русской церкви.

Портрет Алексея Михайловича Романова, конец XVIII - начало XIX

АЛЕКСАНДР ЛИТОВЧЕНКО. Царь Алексей Михайлович и Никон, архиепископ

ГРИГОРИЙ СЕДОВ. Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем

Первая жена царя Мария Ильинична Милославская (1625-1669)

Изображение царицы Марии Ильиничны на иконе "Кийский крест"

Царица Мария Ильинична родила 13 детей, среди которых царевна Софья,будущие цари Федор и Иван V

Наталья Кирилловна Нарышкина (1651-1694) ,вторая жена царя Алексея Михайловича,родила троих детей,один из которых Петр I.

Федор Алексеевич(1661-1682), царь с 1676. Сын Алексея Михайловича от первого брака с М.И.Милославской. При нем правили различные группы бояр.Короткое царствование Фёдора Алексеевича ознаменовано некоторыми важными акциями и реформами. В 1678 проведена общая перепись населения; в 1679 введено подворное обложение прямыми налогами, увеличившее податный гнёт,окончательно закреплено объединение Левобережной Украины с Россией.

Портрет Фёдора Алексеевича, первая половина XIX в.

Одни источники говорят, что они родом из Пруссии, другие, что корни идут из Новгорода. Первым известным предком является московский боярин времен Ивана Калиты - Андрей Кобыла. Его сыновья стали основоположниками многих боярских и дворянских фамилий. Среди них такие, как Шереметевы, Коновницыны, Колычевы, Ладыгины, Яковлевы, Боборыкины и многие другие. Род Романовых пошел от сына Кобылы - Федора Кошки. Его потомки сначала называли себя Кошкиными, потом Кошкиными-Захарьиными, а затем просто Захарьиными.

Первой женой Ивана VI «Грозного» стала Анна Романова-Захарьина. Отсюда и прослеживается «родство» с Рюриковичами и, следовательно, права на престол.
В этой статье рассказывается, как обычные бояре при удачном стечении обстоятельств и хорошей деловой хватке стали самым значимым родом на протяжении более чем трех столетий, вплоть до Великой Октябрьской революции 1917-ого года.

Генеалогическое древо царской династии Романовых полностью: с датами правления и фото

Михаил Федорович (1613 - 1645)

После смерти Ивана «Грозного» не осталось ни одного кровного наследника рода Рюриковичей, но на свет появилась новая династия - Романовы. Свои права на трон потребовал двоюродный племянник жены Иоанна IV, Анастасии Захарьиной, Михаил. С поддержкой простого московского народа и казачества он взял бразды правления в свои руки и начал новую эпоху в истории России.

Алексей Михайлович «Тишайший» (1645 - 1676)

Следом за Михаилом на трон сел его сын - Алексей. Он имел мягкий характер, за что и получил свое прозвище. Сильное влияние на него оказывал боярин Борис Морозов. Следствием этого стали Соляной бунт, восстание Степана Разина и другие крупные беспорядки.

Федор III Алексеевич (1676 - 1682)

Старший сын царя Алексея. После кончины отца по закону занял престол. Первым делом возвысил своих приближенных - постельничего Языкова и комнатного стольника Лихачева. Они не были родом из знати, но на протяжении всей жизни помогали становлению Федора III.

При нем была совершена попытка смягчения наказаний за уголовные преступления и отменено ампутирование конечностей как казнь.

Важным в правлении царя стал указ 1862 года об уничтожении местничества.

Иван V (1682 - 1696)

На момент смерти старшего брата - Федора III - Ивану V было 15 лет. Его приближенные посчитали, что он не обладает навыками присущими царю и престол должен унаследовать младший брат, 10-летний Петр I. В итоге правление отдали сразу обоим, а старшую сестру Софью сделали их регентшей. Иван V был слаб, почти слеп и слабоумен. Во время своего правления он не принимал никаких решений. Его именем подписывали указы, а самого его использовали как выходного церемониального царя. На самом деле страной руководила царевна Софья.

Петр I «Великий» (1682 - 1725)

Как и старший брат, Петр занял место царя в 1682 году, но по своему малолетству не мог принимать какие-либо решения. Много времени он посвятил изучению военного дела, пока страной управляла его старшая сестра Софья. Но в 1689 году после того, как царевна решила единолично возглавить Россию, Петр I жестоко расправился с её сторонниками, а её саму заключил в Новодевичий монастырь. В его стенах она провела остаток своих дней и умерла в 1704 году.

На троне остались два царя - Иван V и Петр I. Но Иван сам отдал брату все полномочия и остался правителем лишь формально.

Получив власть, Петр провел ряд реформ: создание Сената, подчинение церкви государству, а также построил новую столицу - Санкт-Петербург. При нем Россия завоевала статус великой державы и признание стран Западной Европы. Также государство было переименовано в Российскую Империю, а царь стал первым императором.

Екатерина I (1725 - 1727)

После смерти мужа - Петра I, заручившись поддержкой гвардии, она заняла трон. Новая правительница не обладала навыками ведения внешней и внутренней политики, сама этого не хотела, поэтому фактически страной управлял её фаворит - граф Меншиков.

Петр II (1727 - 1730)

После смерти Екатерины I права на престол были переданы внуку Петра «Великого» - Петру II. Мальчику на тот момент было всего 11 лет. А уже спустя 3 года он скоропостижно умер от оспы.

Петр II уделял внимание не стране, а лишь охоте и удовольствиям. Все решения за него принимал все тот же Меншиков. После свержения графа молодой император оказался под влиянием рода Долгоруковых.

Анна Иоанновна (1730 - 1740)

После смерти Петра II Верховный тайный совет пригласил на трон дочь Ивана V Анну. Условием её восхождения на трон стало принятие ряда ограничений - «Кондиций». В них было указано, что новоиспеченная императрица не имеет права по единоличному решению объявлять войны, заключать мир, выходить замуж и назначать престолонаследника, а также некоторые другие предписания.

После получения власти Анна нашла поддержку у дворянства, уничтожила подготовленные правила и распустила Верховный тайный совет.

Императрица не отличалась ни умом, ни успехами в образовании. Огромное влияние на нее и на страну имел ее фаворит Эрнст Бирон. После ее смерти именно его назначили в регенты младенцу Ивану VI.

Правление Анны Иоанновны является темной страницей в истории Российской империи. При ней господствовал политический террор и пренебрежение русскими традициями.

Иван VI Антонович (1740 - 1741)

Согласно завещанию императрицы Анны на престол взошел Иван VI. Он был младенцем, а потому первый год «правления» прошел под руководством Эрнста Бирона. После власть перешла к матери Ивана - Анне Леопольдовне. Но фактически правление было в руках Кабинета министров.

Сам же император всю жизнь провел в заключении. А в возрасте 23 лет был убит тюремной охраной.

Елизавета Петровна (1741 - 1761)

В результате дворцового переворота при поддержке Преображенского полка к власти пришла внебрачная дочь Петра «Великого» и Екатерины. Она продолжила внешнюю политику своего отца и положила начало эпохе Просвещения, открыла Государственный Университет имени Ломоносова.

Петр III Федорович(1761 - 1762)

Елизавета Петровна не оставила прямых наследников по мужской линии. Но еще в 1742 году позаботилась о том, чтобы линия правления Романовых не закончилась, и назначила своим наследником племянника, сына своей сестры Анны - Петра III.

Новоиспеченный император управлял страной всего полгода, после чего был убит в результате заговора, возглавляемого его женой - Екатериной.

Екатерина II «Великая» (1762 - 1796)

После гибели своего мужа Петра III стала единолично управлять империей. Из нее не получилось ни любящей жены, ни матери. Все свои силы она отдала укреплению позиции самодержавия. При ней были расширены границы России. Также ее правление повлияло на развитие науки и образования. Екатерина провела реформы и поделила территорию страны на губернии. При ней в Сенате было учреждено шесть департаментов, а Российская империя получила гордое звание одной из самых развитых держав.

Павел I (1796 - 1801)

Нелюбовь матери оказала на нового императора сильное влияние. Вся его политика была направлена на то, чтобы зачеркнуть все, что она сделала за годы своего правления. Он пытался сосредоточить всю власть в своих руках и свести к минимуму самоуправление.

Важным шагом в его политике является указ о запрете престолонаследования женщинами. Такой порядок продлился вплоть до 1917 года, когда правление рода Романовых подошло к концу.

Политика Павла I способствовала небольшому улучшению жизни крестьян, но позиции дворянства были сильно снижены. В результате уже в первые годы правления против него начал готовиться заговор. Недовольство императором возрастало в самых разных слоях общества. Итогом стала смерть в собственной комнате во время государственного переворота.

Александр I (1801 - 1825)

Занял престол после гибели отца, Павла I. Именно он участвовал в заговоре, однако ничего не знал о готовящемся убийстве и всю жизнь мучился от чувства вины.

При его правлении увидели свет несколько важных законов:

  • Указ о «вольных хлебопашцах», по которому крестьяне получили право выкупить себя с землей по договоренности с помещиком.
  • Постановление о проведении реформы образования, после которой пройти обучение могли представители всех сословий.

Император обещал народу принятие конституции, но проект так и остался незавершенным. Несмотря на либеральную политику, масштабных изменений в жизни страны так и не произошло.

В 1825 Александр подхватил простуду и умер. Ходят легенды, что император инсценировал свою смерть и стал отшельником.

Николай I (1825 - 1855)

В результате смерти Александра I бразды правления должны были перейти в руки его младшего брата Константина, но он добровольно отказался от титула императора. Так престол занял третий сын Павла I Николай I.

Сильнейшее влияние на него оказало воспитание, основанное на жестком подавлении личности. Рассчитывать на престол он не мог. Ребенок рос в угнетении, терпел физические наказания.

Учебные путешествия во многом повлияли на взгляды будущего императора - консервативные, с ярко выраженной антилиберальной направленностью. После смерти Александра I Николай проявил всю свою решительность и политические способности и, несмотря на массу несогласных, взошел на престол.

Важным этапом в становлении личности правителя стало восстание декабристов. Оно было жестоко подавлено, порядок восстановлен, а Россия присягнула на верность новому монарху.

На протяжении всей жизни император считал своей целью подавление революционного движения. Политика Николая I привела к крупнейшему внешнеполитическому поражению в ходе Крымской войны 1853 - 1856 годов. Неудача подорвала здоровье императора. В 1955 году случайная простуда лишила его жизни.

Александр II (1855 - 1881)

Рождение Александра II привлекло к себе огромное внимание со стороны общества. В это время его отец даже не представлял его на месте правителя, однако юному Саше уже была уготована участь наследника, поскольку ни у кого из старших братьев Николая I не было детей мужского пола.

Юноша получил хорошее образование. Он овладел пятью языками, в совершенстве знал историю, географию, статистику, математику, естествознание, логику и философию. Для него проводились специальные курсы под руководством влиятельных деятелей и министров.

За время своего правления Александр провел много реформ:

  • университетскую;
  • судебную;
  • военную и другие.

Но самой важной по праву считается отмена крепостного права. За этот ход его прозвали царем-освободителем.

Тем не менее, несмотря на нововведения, император оставался верен самодержавию. Такая политика не способствовала принятию конституции. Нежелание императора выбрать новый путь развития вызвало активизацию революционной деятельности. В итоге ряд покушений привел к смерти государя.

Александр III (1881 - 1894)

Александр III был вторым сыном Александра II. Так как изначально он не был наследником престола, он не считал нужным получать должное образование. Лишь в сознательном возрасте будущий правитель в ускоренном темпе приступил к подготовке для царствования.

В результате трагической гибели отца власть перешла к новому императору - более жесткому, но справедливому.

Отличительной чертой царствования Александра III стало отсутствие войн. За это он был прозван «царем-миротворцем».

Умер он в 1894 году. Причиной смерти стал нефрит - воспаление почек. Причиной заболевания считается как крушение императорского поезда на станции Борки, так и пристрастие императора к спиртному.

Вот практически и все семейное генеалогическое древо рода Романовых с годами правления и портретами. Отдельное внимание стоит уделить последнему монарху.

Николай II (1894 - 1917)

Сын Александра III. На престол взошел в результате скоропостижной кончины отца.
Он получил хорошее образование, направленное на военное воспитание, учился под руководством действующего царя, а его преподавателями были выдающиеся русские ученые.

Николай II быстро освоился на троне и стал продвигать самостоятельную политику, чем и было вызвано недовольство части его окружения. Основной целью правления он сделал утверждение внутреннего единства империи.
Мнения о сыне Александра весьма разрознены и противоречивы. Многие считают его чересчур мягким и слабохарактерным. Но также отмечается его сильная привязанность к семье. Он не расставался с женой и детьми до последних секунд жизни.

Николай II сыграл большую роль в церковной жизни России. Частые паломничества сблизили его с коренным населением. Число храмов за время его царствования увеличилось с 774 до 1005. Позже последнего императора и его семью причислили к лику святых Русской Зарубежной Церковью (РПЦЗ).

В ночь с 16 на 17 июля 1918 года после Октябрьской революции 1917 года царская семья была расстреляна в полуподвальном помещении дома Ипатьева в Екатеринбурге. Считается, что приказ отдали Свердлов и Ленин.

На этой трагичной ноте заканчивается правление царского рода, которое продолжалось на протяжении более чем трех веков (с 1613 по 1917 года). Эта династия оставила огромный след в становлении России. Именно ей мы обязаны тем, что имеем сейчас. Только благодаря правлению представителей этой фамилии в нашей стране было ликвидировано крепостное право, запущены образовательная, судебная, военная и многие другие реформы.

Схема полного генеалогического древа с годами правления первых и последних монархов из семьи Романовых наглядно показывают, как из обычной боярской семьи получился великий род правителей, прославивших царскую династию. Но и сейчас можно проследить за становлением продолжателей род. На данный момент живы и здравствуют потомки императорской семьи, которые могли бы претендовать на престол. «Чистой крови» уже не осталось, но факт остается фактом. Если Россия снова перейдет к такой форме правления, как монархия, то новым царем может стать продолжатель древнего рода.

Стоит отметить, что большинство русских правителей прожили сравнительно недолго. После пятидесяти скончались только Петр I, Елизавета I Петровна, Николай I и Николай II. А порог в 60 лет преодолели Екатерина II и Александр II. Все остальные погибли в довольно раннем возрасте по причине болезни или государственного переворота.