В поисках шамбалы. Разные толкования одной биографии

Уникальными ресурсами для развития культурно-просветительного туризма являются музеи и выставки.

Существуют музеи следующих видов: естественнонаучные (геологические, ботанические, зоологические, медицинские); исторические (общеисторические, историко-революционные, военно-исторические, археологические, этнографические, боевой и трудовой славы); искусствоведческие (изобразительного, театрального, музыкального искусства, художественных промыслов); литературные; технические (политехнические, технические отраслевые связи, автомобильного, железнодорожного транспорта, космонавтики); мемориальные (их экскурсии посвящаются выдающимся историческим событиям, государственным, общественным, военным деятелям, деятелям науки, культуры и искусства); комплексные (преимущественно краеведческого профиля); музеи-заповедники (в их состав входят не только экспозиции, находящиеся в закрытых помещениях, но и архитектурные, исторические, природные памятники, расположенные на территории заповедника).

Основная функция музеев - собирание и хранение ценных историко-культурных материалов и памятников.

Под выставкой понимают собрание тех или иных предметов, произведений искусства, расположенных где-либо для обозрения, а также место такого обозрения. Для сферы туризма актуальны два рода выставок: выставка как художественное явление, где для публичного показа выставляются художественные произведения, и выставка как коммерческое мероприятие, связанное с демонстрацией туроператорами нового туристского продукта. В данном учебном пособии нас будет интересовать первый род выставок - выставка как художественное явление.

Выставки, как и музеи, имеют свою классификацию. Они классифицируются по нескольким признакам:

По месту проведения: стационарные, передвижные, выездные;
. по частоте проведения: периодические, ежегодные;
. по составу участников: городские, региональные, межрегиональные, национальные, международные;
. по характеру представленных экспонатов: тематические (современного искусства, декоративно-прикладного искусства, произведений живописи, скульптуры, исторические, литературные, смешанные), коллекционно-представительные (по признаку редкостей и шедевров), тематико-дидактические (с демонстрацией результатов работы с каким-либо материалом, например «Живая глина», «Послушное стекло»), концептуальные (отличаются от тематических тем, что содержат в себе концептуальную идею - новый взгляд на известное, ввод в научно-художественный оборот новых явлений искусства, авторскую разработку выставки и способы ее воплощения).

Музейная и выставочная экспозиция (далее просто экспозиция) - это особая информационная система, отражающая явление культурно-исторического, художественного, творческого процесса. Своеобразие экспозиции заключается в том, что этот процесс или явление показывается и исследуется через предмет и с его помощью.

Работа над экспозицией включает определение ее темы и идеи, целевой установки будущей экспозиции, отбор предметов для экспозиции, их интерпретация и группировка, кроме этого, автор экспозиции должен знать примерный размер и характер экспозиционной площади.

Первое и обязательное условие начала работы над экспозицией - это определение темы и идеи экспозиции. Тема - это то, чему посвящена экспозиция, о чем она несет информацию; идея - то, что хотели «сказать» авторы данной экспозицией, это их концептуальный замысел. Приступая к работе над экспозиционной темой, следует учесть, что ее нельзя разрабатывать изолированно от других экспозиционных тем, так или иначе связанных с ней, если таковые имеются. Поэтому автор любой экспозиционной темы, входящей в более крупный тематический раздел, должен знать его основное содержание и место в нем данной экспозиционной темы. Последнее является особенно актуальным при разработке музейной экспозиции. Тема должна быть сформулирована так, чтобы ее можно было раскрыть через музейные или выставочные предметы, таким образом, именно материальная сторона процесса, события или явления должна быть представлена наиболее полно.

Определив тему, идею, целевую установку будущей экспозиции, ее взаимосвязь с другими экспозиционными темами (если такие имеются), площадь, которую она будет занимать, можно приступать к разработке тематической структуры экспозиции. Под последней понимается ее членение на разделы путем выделения отдельных подтем, отражающих взаимосвязь событий и явлений. Четкая структура дает посетителю возможность увидеть этапы какого-либо процесса, выделить значимые моменты на каждом этапе. Поэтому при всем многообразии материала в музеях разных видов или на выставках общие принципы структуры экспозиции могут быть сходны.

Тема или подтема состоит, как правило, из нескольких экспозиционных комплексов, формирование которых происходит чуть позже, на стадии отбора материала. Основными принципами формирования тематической структуры экспозиции является хронологический и проблемный (идейный) принципы.

Следующий этап в подготовке экспозиции - отбор необходимых экспозиционных материалов. При отборе экспонатов руководствуются темой и целью экспозиции. Отбираются только те экспонаты, которые отличаются предельной выразительностью и значимостью: уникальные памятники и предметы, не обладающие внешней выразительностью, но необходимые для характеристики важнейших сторон процесса, события или явления; памятники, отражающие реставрационную, собирательскую и научно-исследовательскую деятельность музея. Для того чтобы наиболее точно выявить и отобрать предметы для экспозиции, ее автор должен уметь критически к ним подходить, раскрывать их содержание, делать на основе их изучения обобщения и выводы.

В музееведении экспонаты делятся на вещественные, письменные, изобразительные. Рассмотрим более подробно каждый из видов экспонатов.

Вещественные экспонаты - это предметы, характеризующие процесс, событие, явление, личность, одним словом то, чему посвящена экспозиция. В качестве вещественных экспонатов могут использоваться предметы личного пользования (одежда, обувь, аксессуары), мебель, домашняя утварь, предметы, характеризующие государственную власть и политику государства (регалии, нумизматический материал, ордена, образцы вооружения и снаряжения армии), предметы, связанные с религиозными обрядами и т. д.

Все эти предметы, помещенные в экспозицию, дают возможность непосредственного знакомства с историей чьей-то жизни или с какой-либо сферой жизни человека.

Письменные экспонаты - это документы архивов, статистические материалы, законодательные акты, листовки, частные письма, научные и публицистические труды, литературно-художественные произведения. К письменным источникам могут быть отнесены историографические материалы, подлинные схемы и чертежи. Иногда письменные источники, рукописные или печатные, выставляются как предметы материальной культуры. В этом случае внимание посетителей направляется на бумагу, на которой написан текст, на характер рукописного или печатного шрифта, на технику книгопечатания, на внешнее оформление книги или документа.

Изобразительные экспонаты - это могут быть портреты, зарисовки с натуры, картины, чертежи фасадов зданий, форменной одежды, картинки журналов мод, исторические и художественные произведения, плакаты. К изобразительным материалам относятся и диорамы: сочетание изобразительного фона с предметным передним планом при помощи специального освещения создает иллюзию реального пространства и открывает большие возможности для образного воспроизведения исторического события или объекта природы.

К изобразительным материалам также относятся фотографии с натуры, рассказывающие о каком-либо событии или человеке. Они имеют индивидуальную документальную ценность. Важно, чтобы у фотографии было высокое качество исполнения, так как в большинстве случаев плохо воспринимаются фотографии, технически слабо выполненные. Исключение составляют экземпляры, имеющие материальную ценность. Такие экспонаты должны быть выставлены независимо от их качества и внешнего вида (бледные, пожелтелые, обгорелые и т. п.)

Кроме подлинных предметов, для оформления экспозиции необходимы научно-вспомогательные материалы. К ним относятся воспроизведения подлинных предметов, которые по каким-либо причинам не могут быть выставлены для обозрения: схемы, диаграммы, планы, модели, макеты, рисунки. Эти материалы помогают понять содержание экспозиции в наглядной и быстро воспринимаемой форме. Однако использование научно-вспомогательного материала должно быть продуманным и умеренным, так как он не должен отвлекать посетителей экспозиции от подлинных музейных предметов.

Важен в экспозиции и текстовой материал. Часто предметы сами по себе не способны донести до посетителей заложенную в них информацию, поскольку она может быть скрытой, лежащей за пределами зрительного восприятия. Для того чтобы такую информацию выявить, необходимы тексты, которые делятся на ведущие, оглавительные, пояснительные и этикетаж (этикетки с аннотациями).

Ведущие тексты раскрывают идейную направленность экспозиции. Это могут быть высказывания выдающихся общественных деятелей, писателей, ученых. В недалеком прошлом в качестве ведущих текстов употреблялись высказывания классиков марксизма-ленинизма или выдержки из партийных документов, в настоящее время в экспозициях ведущие тексты употребляются неоправданно редко.

Оглавительные тексты отражают тематическую структуру экспозиции: это название залов, разделов, тем. Они помогают посетителям ориентироваться в определении маршрута осмотра экспозиции.

Интересные для посетителей сведения могут содержаться в пояснительных текстах. Они относятся к экспозиционному залу в целом, реже к отдельной теме. В пояснительных текстах обычно раскрываются основные моменты содержания зала или темы, возможно указание на наиболее интересные экспонаты и материалы, а также на порядок осмотра экспозиции.

Все перечисленные виды текстов, сопровождающих экспозицию, имеют факультативный характер: они могут использоваться, а могут и не использоваться в экспозиции; все зависит от авторского замысла.

Обязательным для экспозиции текстовым материалом является этикетаж, то есть этикетки с аннотациями.

Этикетка заключает в себе краткие сведения о каждом экспонируемом предмете, которые располагаются в определенном порядке. В этикетке указывается название экспоната, материал, из которого он изготовлен, место изготовления, автор. Далее могут быть указаны дополнительные сведения о предмете: его отдельные детали, способ употребления, связь с событием или лицом. Заполняется этикетка литературным языком, четким шрифтом без переносов, располагается под предметом или справа от него. При большом количестве мелких предметов (археология, нумизматика, ювелирные изделия), их следует пронумеровать, а этикетку в соответствии с нумерацией дать на отдельном листе, расположенном в непосредственной близости от экспонатов. Так как экспозиция должна размещаться в пространстве, после отбора экспонатов проводят так называемые раскладки. В процессе раскладок отобранные экспонаты размещаются в заданном пространстве в соответствии с темой экспозиции и с проектами оформления экспозиции, предлагаемыми художником. При этом выясняется, как экспонаты соотносятся друг с другом, какова роль каждого из них, уточняется взаиморасположение экспозиционных рядов и комплексов.

При оформлении экспозиции используют следующие методические приемы:

1) основным приемом составления экспозиции является выделение ведущих экспонатов и тех, что привлекаются для большей конкретизации и наглядности ведущих;
2) прием взаимной документации разнотипных материалов, например подлинный предмет и репродукция (фотография селекционера за работой и образец нового сорта; портрет и подлинная одежда, репродукция интерьера и соответствующая мебель и т. д.);
3) прием овеществления обычно применяется для ознакомления с трудно воспринимаемыми письменными источниками и заключается в подборе к документу изобразительных материалов и вещественных памятников, упомянутых в нем, соответствующих ему по хронологии или по содержанию;
4) прием сопоставления строится на контрастном показе, например фотографий дворца до реконструкции и после нее;
5) прием массированного показа используется для усиления впечатления от увиденного, например ряды оружия, рулоны тканей, груды военных трофеев и т. д.

Последний этап подготовки экспозиции - разработка тематико-экспозиционного плана. Тематико-экспозиционный план (ТЭП) - это перечень экспозиционных разделов и комплексов с кратким раскрытием их содержания и список экспонатов, входящих в их состав. Кроме этого, даются точные названия экспонатов, данные об их типе, характере, происхождении, ссылки на источники, указание на места экспонатов в экспозиции (витрина, стенд, подиум) и их размеры. Информация об экспозиционных материалах должна быть исчерпывающей и предельно точной. Для удобства ТЭП оформляют в виде таблицы, состоящей из 6 граф:

1) название раздела, темы, подтемы, комплекса;
2) порядковый номер экспоната;
3) название экспоната;
4) вид экспоната (подлинник, научно-вспомогательный материал, муляж, макет, фотография, график и т. д.);
5) размер экспоната;
6) место расположения экспоната в экспозиции.

К ТЭПу прилагается текстовой материал, заранее отредактированный и утвержденный.

В дальнейшем ТЭП со всем текстовым материалом и методическими разработками для создания макетов, муляжей и др. передается художнику-оформителю, который на основе всего полученного составляет проект художественного оформления экспозиции. Под последним подразумевается архитектурное оформление помещения, окраска стен, освещение зала, оборудование экспозиционной мебелью, а также размещение экспозиционных разделов и комплексов и самих экспонатов.

Художник создает экспозицию в определенных пространственных границах. Размеры экспозиционного пояса установлены исходя из среднего роста человека и уровня его глаз относительно пола. Его высота не превышает 2 - 2,5 м, угол зрения по горизонтали составляет 25 - 30 градусов, по вертикали до 40 градусов. Лучшая для обозрения экспозиционная площадь находится на уровне глаз человека (примерно 1,5 - 1,55 м от уровня пола). Если верхний уровень экспозиции повышается, то, чтобы сохранить пропорциональность размещения предметов в высоком помещении, дополнительную площадь занимают крупными экспонатами (фотоувеличение, живописными панно и т. п.). Ниже 70 см от уровня пола не помещают мелких предметов, так как осложняется их осмотр и восприятие. Наклонное, под углом в 45 градусов, дно горизонтальных витрин наиболее удобно для рассмотрения экспонатов и прочтения текста. В экспозиционных разделах и комплексах ведущие экспонаты помещают в центре, подчеркивают их роль введением активного цветового фона, направленным освещением, созданием вокруг свободного пространства, что обязательно привлекает внимание посетителей.

После этого художник разрабатывает монтажные листы, в которых фиксируется место каждого экспоната и текстов в точном масштабе. Особого внимания требует оформление текстового материала в экспозиции. В современных экспозициях широко применяется типографический шрифт и компьютерный набор. Допустима стимуляция шрифта под определенную эпоху, если это не затруднит чтения текстов посетителями.

После окончания работ над художественными элементами, научно-вспомогательными и текстовыми материалами, оборудованием проводится монтаж экспозиции. В процессе монтажных работ могут быть внесены некоторые изменения в содержание экспозиции или их размещение. Однако они не представляют собой принципиальных решений и носят, как правило, частный характер.

Когда экспозиция смонтирована и полностью подготовлена, организуется ее предварительный просмотр с привлечением специалистов по всем разделам экспозиции. Только после этого экспозиция может быть открыта для посетителей.

По залам экспозиции могут проводиться экскурсии. Материалы к экскурсии начинают готовиться автором обычно на стадии разработки ТЭПа. Затем они передаются экскурсоводу. Автор материалов к экскурсии проводит несколько занятий с экскурсоводом, поясняя сведения о наиболее интересных экспонатах. На основе полученных материалов и консультаций экскурсоводы самостоятельно готовят экскурсии.

В начале прошлого века многими учёными мира овладела своеобразная «золотая лихорадка» в поисках Шамбалы . Они устремились искать путь в Шамбалу — страну или точку на Земле или под землёй, внутри непреступных скал или в поднебесье. Искали нечто содержащее все земные и внеземные знания — прошлые, настоящие и даже будущие — о жизни на ЗЕМЛЕ и не только на ней, в прошлые эпохи, миллионы и миллиарды лет тому назад, и эпохи будущие.

Сильные Мира сего в поисках Шамбалы снаряжали экспедиции, нередко весьма многочисленные. Они были заинтригованы учёным людом возможностью приобретения там, в Шамбале, сакральных (божественных) знаний, которые позволили бы им властвовать над всем Миром, а также получения (может быть даже в первую очередь) рецепта эликсира вечной молодости и красоты.

Сами же учёные озабочены были совсем другим – они надеялись получить там АБСОЛЮТНОЕ ЗНАНИЕ. Его основу составляла «Великая магическая триада Древности» — Бессмертие (Вечная молодость), Абсолютное оружие и Универсальное знание, т.е. ядерное и лучевое оружие, высокотехнологичные аппараты для преодоления небесного, околоземного и космического пространства.

Первую такую экспедицию, пожалуй, предпринял Александр Македонский, живший и царствовавший с 356 г. по 323 г. до нашей эры. Его девизом было изречение: — «Я хотел бы превосходить других не столько могуществом, сколько знаниями о высших предметах».

Все экспедиции, начиная с Александра, в поисках Шамбалы отправлялись на крышу Мира – в Гималаи и на Памир. Но ничего не сумев найти или даже получив, но скрыв от всех полученные знания, обращали они свои устремления на русский Север — в Гиперборею. Так называли древние греки Землю за северным ветром, Землю Высших Богов. В этой связи отметим, что с Гипербореей связана вся греческая мифология.

Но Север не принимал и не принимает незваных гостей. И даже «Царь Вселенной» — Александр Македонский — был вынужден уйти на свой Юг, великодушно письменно предоставив так и непокорённым им народам право владеть своей землёй.

Уходя, он вручил Жалованную грамоту о незыблемых привилегиях на веки вечные всему роду славян:

“Мы, Александр, сын Верховного бога Юпитера на небе и Филиппа, короля Македонского на земле, повелитель мира от восхода до захода солнца и от полудня и до полночи, покоритель Мидийского и Персидского королевства, Греческих, Сирийских и Вавилонских и т.д., просвещённому роду славянскому и его языку милость, мир, уважение и приветствие от нас и от наших преемников в управлении миром после нас. Так как вы всегда были с нами, в верности искренни, в бою надёжны и храбры и всегда безустанны были, мы жалуем и свободно даём вам навечно все земли от полунощного моря великого Ледовитого океана до Итальянского скалистого южного моря, дабы в этих землях никто не смел поселяться или обосновываться, но только род ваш, и если кто-нибудь из посторонних был здесь обнаружен, то станет вашим крепостным или прислужником со своим потомством навеки …”.

В Вавилоне Александр Македонский всё же заполучил от халдейских жрецов древние пергаментные свитки и манускрипты. Маги объяснили Александру, что эти документы и карты происходят из Гипербореи – земли, из которой вышли все народы земли. В Земле той жили счастливые люди и счастливые Боги. Но в результате вселенской катастрофы она опустилась, и на месте цветущей Земли Богов образовался Ледовитый океан. (Доказательством наличия там, в древности буйной растительности служат многометровые пласты каменного угля на Шпицбергене и других северных островах).

Изучив какую-то часть свитков и устрашась за само человечество, которое по его разумению, очень быстро извело бы само себя, получи оно эти знания в широкий доступ, Македонский уничтожил большую часть из них. Избранное же до конца жизни возил с собой в кипарисовом сундуке.

После внезапной смерти Александра в возрасте 33 лет его сундук с остатками Книги Мудрости достался его преемнику, полководцу Селевку Никатору, ставшему царём Вавилона. Однако новый хозяин тоже убоялся силы этой книги и надёжно спрятал её. Ещё позже очередные правители перепрятали остатки Книги Мудрости в тайники Иерусалимского храма.

Шли века, менялись династии и государства. И уже в эпоху крестовых походов в 1099 году Храмовой горой завладели основатели ордена тамплиеров. Они раскопали тайники и получили в своё распоряжение неисчислимые сокровища, в том числе и кипарисовый сундук Александра.

После разгрома тамплиеров сокровища и документы попали в руки масонов. В XV – XVII веках в европейских и восточных странах дозировано и в ограниченном количестве стали появляться документы и карты, на которых были изображены неведомые земли, т.е. земли к тому времени ещё не открытые.

Самой сенсационной была карта исчезнувшего арктического материка Гипербореи, сделанная картографом Герардом Меркатором (1512-1594). Он срисовал её с какой-то древней карты.

Колумб «открыл» Америку, имея на руках тщательно скрываемую им, карту берегов и островов далеко на западе за Атлантическим океаном. (Кстати, жена Христофора Колумба была дочерью Великого магистра ордена тамплиеров — земли ордена на территории Испании и Португалии не подверглись разгрому).

Подобные карты имели Виллем Баренц и турецкий адмирал Пири Рейс. Удивительно, но факт — карта, когда-то принадлежавшая Пири Рейсу, помогла исправить в конце ХХ века современную карту Антарктиды.

В тех же местах, куда стремился и где побывал Александр Македонский, предположительно, провёл многие годы странник из Назарета. Обогащённый ведическими знаниями, по возвращении домой он попытался вывести свой народ на путь истинный, но народ иудейский не понял его и распял.

Императрица Екатерина II, заинтересованная докладами масона графа Сен-Жармена, дважды, с помощью великого Ломоносова, отправляла к Северному полюсу секретные экспедиции под командованием адмирала Чичагова. Ему была поставлена задача найти у Северного полюса острова Блаженных (Гиперборею), разузнать рецепт вечной молодости и заполучить невиданное доселе оружие.

В ХХ веке в центре Кольского полуострова что-то искали финны, а НКВД отправило туда Александра Барченко (1881-1938) с секретной экспедицией. В 1942-43 гг. из Норвегии сюда пытались прорваться немецкие войска, и германские подводные лодки на довольно приличную глубину исследовали воды нашего северного побережья. В конце ХХ века в тундре Таймыра были обнаружены останки группы людей в немецкой форме времён второй мировой войны. Гитлер, по-видимому, имел информацию о том, что главный центр хранения скрытых знаний находится где-то на остатках затонувшей Гипербореи.

В начале ХХ века в Гималаи и на Кольский полуостров зачастили английские, немецкие и российские экспедиции. Николай Рерих (1874-1947) так глубоко проник в знания и дух Гималаев, что остался там навсегда.

В 30-х годах прошлого столетия в Гималаях и Тибете немцев насчитывалось, чуть ли не больше чем самих лам. Похоже, учёные из Аненербэ (комплекс научных институтов Третьего Рэйха, занимавшихся поисками и использованием Универсального знания) заинтересовали лам идеями Гитлера. Известно, что Гитлера и Гимлера охраняли около тысячи тибетцев. В Тибете ламы доверительно сообщили немцам, что напрасно они наезжают в Тибет и Гималаи – так как вход, вернее, один из входов, в Шамбалу, находится ближе к Германии, у подножия Эльбруса. Ламы воспользовались приглашением немецких учёных и добровольно, в количестве около 60-ти человек, прибыли на Кавказ в Приэльбрусье для оказания помощи в поисках Шамбалы .

Гитлер надеялся с их помощью получить власть над судьбами людей и государств. Ламы же, будучи людьми честными и по-детски непосредственными, рассказали ему, что мысленно видят советские танки на улицах Берлина в мае 45 года. Гитлеру такое пророчество не понравилось. После этого никакого смысла в общении с ламами нацисты уже не видели, и их там же, на склонах Эльбруса, и расстреляли.

На Земле существует ещё одно подобное таинственное место, называемое входом в Шамбалу – где-то в Африке. Оказывается, что не совсем понятная с военной точки зрения экспедиция танкового корпуса Роммеля в Африке, проходила там именно в поисках Шамбалы .

В Африке немцев остановили англичане. Они же, в день объявления войны Германии в сентябре 1939 года, интернировали всех немецких исследователей, находившихся в тот момент в Гималаях, и таким образом отрезали Гитлера от каналов к сокровенным знаниям. Ему остался только один такой канал – Эльбрус. Как известно, Гитлер не пожалел сил для его захвата, что и произошло 21 августа 1942 года. Сразу же германскими учёными была организована секретная лаборатория в Приэльбрусье, и доставлены сюда тибетские ламы. Как уже отмечалось выше, судьба их, как и судьба самого фюрера, оказалась печальной.

Но германцы стремились к Эльбрусу не только в поисках Шамбалы . С.В.Зубков в книге «Третий рейх под знаком оккультизма» (М, изд. Вече 2007) пишет о воинском культе Бога непобедимых воинов-берсерков Одина-Вотана, который вселял души павших в бою героев в тела живых воинов.

В германских сагах Вотан считался всеотцом — предком асов и правителем Асгарда – мифической страны, которую нацисты считали своей прародиной. Он получил изначальное знание, выпив воды из источника Мимира. Тот, кто приобщится к этому источнику, получит доступ к опыту, накопленному тысячами поколений.

Один восседал на своём священном престоле, называвшемся «утёс» или «гора». По преданиям, этот престол находится на Эльбрусе.

Гитлер через медиумов обращался к Вотану «за советами» и пользовался ими при составлении планов стратегических ударов. Даже применявшийся в фашистской Германии жест приветствия был заимствован из практики ритуалов Вотана.

Заинтересованный всеми этими событиями я, в 2005 году организовал экспедицию в Приэльбрусье. По какой-то закономерности, не от нас зависящей, к этой экспедиции примкнул и Ведун из Петербурга — Вячеслав Токарев (доктор технических наук, имеющий шесть дипломов о высшем образовании, 5 лет работавший в институте мозга имени Бехтерева, много лет работавший начальником аэрогеологоразведки в горах Кавказа и т.д. и т.п.)

В мифологии Ведуном считают человека «ведающего», то есть знающего. Но содержание слова «ведать» гораздо глубже, чем у слова «знать». Знать можно только то, что человек за свою жизнь изучил по книгам, получил от учителей устно, или на основании собственного жизненного опыта. А в понятие «ведать» входит не только то, что перечислено выше, но и знания, которые получены или получаются в нужный момент человеком на эзотерическом уровне (по наитию или интуитивно), то есть непосредственно из некоего информационного ресурса (поля, пространства). Вернадский назвал это информационное пространство «Ноосферой».

Благодаря Вячеславу Токареву, мы смогли проникнуть в совсем другой мир. Правильнее даже сказать — не проникнуть, а только прикоснуться к нему. Экспедицией обнаружены различные сооружения из камня и брёвен, которые предварительно можно датировать временем от двух до пяти с половиной тысяч лет (святилища, захоронения, жертвенники, мегалиты со следами обработки неизвестной ныне технологии).

К большому сожалению, у нас было только десять дней на разведку района. Этого времени оказалось ничтожно мало, и поэтому было принято общее решение сделать экспедицию ежегодной.

В 2006 году в экспедиции уже участвовало 43 человека. Они прибыли из Петербурга и Москвы, Барнаула и Новочеркасска, Нальчика и городов Кавминвод. Среди них доктор исторических наук, профессор Сергей Линец, кандидаты технических наук Анатолий Махов из Москвы и Игорь Кравченко из Барнаула, историк, ректор академии вариологии Юрий Сергеев из Нальчика, кандидат физических наук, астрофизик Павел Откидычев из Ставрополя.

Экспедиция 2006 года принесла ещё больше вопросов, чем дала ответов на вопросы прошлой экспедиции. О некоторых из них я постараюсь написать в следующих статьях.

Действительный член Русского географического общества
Владимир Дмитриевич Стасенко

P.S. Всё не дано знать никому. Всё знают только Боги, да и то не все, а главные из них.

Тайны оккультного мира интересовали многие правительственные организации по всему миру, поэтому не удивительно, что даже в СССР были созданы специальные секретные институты по изучению всего, что связанно с эзотерикой вплоть до феномена НЛО. Но особенно советские спецслужбы, как, впрочем, и нацистские, манил к себе Тибет и, в частности, загадка Шамбалы.

Первые искатели Шамбалы

Интерес к Шамбале на территории бывшего СССР возник еще задолго до его возникновения, поскольку в дореволюционной России буйным цветом расцветали различные оккультные кружки, общества и ордена, подогреваемые увлечением книгами Папюса, Блаватской и многих других. Постепенно в «кипящем котле» очарования эзотерикой стали появляться личности, не только мечтавшие увидеть Шамбалу, но и предпринимающие для этого вполне конкретные шаги. И среди таких личностей следует выделить Александра Васильевича Барченко, Козлова и, конечно же, Николая Рериха.

Несостоявшаяся экспедиция Барченко

Александр Васильевич Барченко - яркий представитель «советского оккультизма», увлекался идеей найти остатки древних цивилизаций, и особенно его привлекал Тибет, поскольку он верил, что именно там находятся центры интеллектуальной культуры, сохранившие тайные знания доисторических эпох.

Он сумел убедить в важности такой экспедиции молодое правительство, которое так же было заинтересовано в этом.

Само же по себе мероприятие готовилось в строжайшем секрете, так как представители Советской власти надеялись установить контакт с духовными учителями Тибета с целью получения от них оккультной силы и тайных знаний управления массовым сознанием. То есть цели были те же самые, что и у нацистов.

На реализацию этого проекта ОГПУ выделило огромное количество денег, и штат был тщательно подобран. В течение некоторого времени все участники усердно готовились к предстоящей экспедиции - изучали язык, осваивали верховую езду и получали специальный инструктаж. Но, к сожалению, всему этому не суждено было реализоваться из-за интриг внутри самого ОГПУ.

Неудача Якова Блюмкина

По одной из версий, экспедиция Барченко на Тибет не состоялась по вине Якова Блюмкина, указавшего на то, что Барченко, все-таки, был ученым, а не шпионом. А он сам, наоборот, отличался тем, что являлся специалистом по подрывной деятельности, с опытом работы на Востоке. В итоге, Блюмкин отправился на Тибет, но не в составе экспедиции, а персонально, под видом хромого дервиша. Но его одинокая экспедиция потерпела провал. Местные власти заподозрили в нем шпиона, когда «дервиш» почему-то в одном из городов зашел в почтовое отделение, чтобы отправить послание в Россию. В результате под конвоем британских властей (оккупировавших в то время Тибет) горе-исследователь Шамбалы был выдворен из страны.

Необходимо отметить, что существует и другая версия этого же провала. Согласно ей, Блюмкин под видом буддийского монаха поехал в Тибет, где сопровождал экспедицию Николая Рериха.

Но и в том, и другом случае, лично для него все закончилось печально.

Экспедиция Козлова

Следующая попытка отправить экспедицию на Тибет в поисках Шамбалы связана с именем П. К. Козлова (1863-1935) - учеником самого Н. М. Пржевальского.

Выбор на Козлова пал не случайно, поскольку помимо успешной деятельности как ученого и путешественника, он также являлся одним из немногих экспертов по тибетским делам, который был также весьма уважаем правительством СССР, ибо в прежние годы дважды встречался с Далай-ламой и сумел завязать с ним дружеские доверительные отношения.

И вот Козлову предстояло уже в достаточно почтенном возрасте (в шестьдесят лет!) возглавить экспедицию, целью которой было пройти в запретную для европейцев столицу Тибета Лхасу. Такая экспедиция должна была состояться в 1923 году, но… опять ничего не получилось, все по той же причине - из-за внутриполитических интриг в самом ОГПУ. А именно: поначалу к ней отнеслись как к несвоевременному проекту, а потом буквально в канун ее старта некоторым участникам экспедиции, без всяких объяснений, просто не выдали заграничные паспорта. Затем в экспедицию назначили «сверху» идеологического контролера.

Но, как потом выяснилось, реальной причиной стал банальный донос на самого Козлова, в котором говорилось, что тот является бывшим полковником царской службы, поэтому доверять ему нельзя. И, мол, Козлов (ученый с мировым именем!) может просто сбежать с деньгами, выделенными ему Советской Властью. Да и вообще, он отправляется в Тибет «не столько для того, чтобы производить научные изыскания, сколько для ведения контрреволюционной агитации против России, не без содействия, может быть, англичан».

Пока с этим разбирались – время шло. И когда уже 21 июля 1923 года наконец-то было дано разрешение на осуществление экспедиции, и ее участники двинулись в путь, вновь случились неприятности со стороны ОГПУ - из состава в срочном порядке были отозваны некоторые важные ее участники, что не прерывало самой экспедиции, но сводило ее научную ценность фактически к нулю.

Затем делается все, чтобы экспедиция вообще не могла сдвинуться с места, а тем временем, продукты и припасы для животных подходили к концу. И в конечном итоге, после всех перипетий, экспедиция была фактически свернута.

Семья Рерихов

Наиболее успешная экспедиция СССР в поисках Шамбалы связана с именем Николая Константиновича Рериха - выдающегося художника, писателя, археолога, мыслителя, путешественника, общественного деятеля и исследователя Тибета. А также с его супругой Елены Ивановны Рерих - создательницей философской системы Агни-йога.

В пору их молодости вся творческая интеллигенция России увлекалась оккультными науками, теософией и особенно традициями Индии. Николай и Елена Рерих (в девичестве Шапошникова) не были исключением. Но в отличие от остальных, их интерес с годами не пропал, а наоборот окреп, и особенно это касалось Шамбалы.

Не осуществленное путешествие

Мечты юных исследователей и мистиков не были бесплотными, супруги много делали для того, что бы осуществить свои планы. Первоначально они сами хотели попасть в Индию, а оттуда в Тибет. Супруги много работали, стараясь приблизить заветный миг, но когда казалось, что вот-вот все получится, - ничего не вышло. Деньги, на которые они рассчитывали – не пришли. Разочарование было велико, но Рерихи не отчаялись. Николаю Рериху предложили турне с его картинами и лекциями по 29 городам Америки. Он принял предложение, чтобы таким образом набрать достаточную суму для путешествия.

Под американским флагом

Как ни старались Рерихи собрать деньги для экспедиции своими силами, у них ничего не получилось, нужной суммы не хватало. И тогда пришлось обратиться за помощью к Американскому правительству…

И вот, в возрасте пятидесяти лет Николай Рерих, наконец-то, возглавил экспедицию на Тибет. И хоть она финансировалась не СССР, он, все равно считал ее «советской», поскольку мечтал все раскрытые тайны отдать молодому правительству. Сам он не принял революции, но надеялся, что коммунизм поможет огромному числу людей стать на духовный путь.

В 1924 году, в сопровождении жены и их сын Юрия, закончившего к тому времени индоиранское отделение восточных языков Лондонского университета, Рерихи двинулись в путь.

Также в экспедиции участвовали Рябинин К. Н., много лет изучавшего тибетскую медицину, полковник Кордашевский Н. В. и другие энтузиасты.

По мере продвижения экспедиции, ее участники проводили много этнографических исследований, посещали монастыри и памятники искусства, собирали коллекции минералов, растений и проводили много другой полевой работы.

Неожиданный визит в Москву

29 мая 1926 года трое Рерихов в сопровождение двух тибетцев перешли советскую границу в районе озера Зайсан. И уже 13 июня их неожиданно видят в Москве.

Естественно, данный факт повлек за собой огромное количество разнообразных слухов и обвинений в том, что Рерихи продались большевикам.

Что же на самом деле делал Николай Рерих в Москве, бросив на полдороге экспедицию своей мечты?

В столице СССР Николай Константинович посетил высокопоставленных советских чиновников для того, чтобы, во-первых, получить разрешение властей на продолжение экспедиции на территории советского горного Алтая, а, во-вторых, передать советским властям приветственные письма от тибетских Учителей (Махатм) и маленький ящичек со священной землей из тех мест, оттуда был родом Будда Шакьямуни. А в записке, приложенной к этому дару, говорилось: «Посылаем землю на могилу брата нашего Махатмы Ленина, - говорилось в одном из писем. - Примите привет наш».

Но, как и следовало ожидать, бюрократы не уделили должного внимания этому акту внимания и приглашения в Тайну. Документы пролежали в архивах сорок лет, прежде чем были опубликованы!

Но сам этот акт как раз и подтверждает, что Рерихи, действительно, воспринимали свою экспедицию как экспедицию СССР, а не США.

Впоследствии, Рерих объяснял, что священная земля, переданная в дар, была своего рода «магнитом», притягивающим из пространства положительные энергии света. Таким образом, этот подарок содержал в себе Тайну, способную привести искренних путников в Шамбалу!!!

Снова в экспедиции

Вернувшись из Москвы, Рерих повел свою экспедицию дальше - в самое сердце Тибета.

Идти было тяжело, участники терпели много лишений - помимо отсутствия элементарного комфорта, путешественники постоянно сталкивались с сильными дождями, наводнениями, песчаными бурями и камнепадами. Но, невзирая ни на что, в августе 1927 года экспедиция Рериха по тибетскому нагорью двинулся в сторону крепости Нагчу, после чего они собирались двигаться прямиком в Лхасу. Но туда их не пустили из-за бюрократической волокиты. Участникам путешествия пришлось остановиться буквально в нескольких шагах от заветной цели. Николай Рерих решил не отступать, а попытаться урегулировать вопрос.

Вынужденное отступление

Пока происходило разбирательство, участники экспедиции параллельно занимались исследовательской деятельностью. В частности выясняли в монастырях и среди ученых лам, как найти путь в Шамбалу.

Конечно, никто и ничего конкретного не говорил, но Николай Константинович был настойчив. Он всячески отклонял версии о том, что Шамбала - лишь символ духовного просветления и внутреннего мира.

А тем временем тибетская зима делала свое дело – превращая быт путешественников в ад. Поэтому проведя много недель на пороге своей мечты, Рерихи были вынуждены отступить и вернуться назад в Индию.

Новый виток

Оставив Елену Рерих в Индии, Николай Константинович отправился в Америку, чтобы найти новые возможности для финансирования экспедиции в Шамбалу. Речи о сотрудничестве с СССР не было, поскольку она была заинтересована в том, чтобы направлять туда своих шпионов, а не поддерживать материально.

Профинансировать экспедицию вызвался министр земледелия США Генри Уоллес. По этой причине официальная задача перед исследователями была сформулирована, как сбор засухоустойчивых трав, предотвращающих эрозию почвы.

Вторая экспедиция Рериха

И снова, на этот раз в возрасте шестьдесяти одного года в 1935 году Николай Рерих повел свою вторую экспедицию в Тибет. Путь лежал из Маньчжурии к пустыне Гоби.

Казалось, судьба, наконец-то улыбнулась Николаю Константиновичу, но.. из Америки поступило требование срочно сворачивать экспедицию и возвращаться назад, потому что один из его учеников (бизнесмен Луиса Хорша) не только украл деньги экспедиции, но и за одну ночь вывез почти все картины Рериха и ценные экспонаты, привезенные им из путешествий. Но мало того, он с помощью клеветы и доносов спровоцировал нездоровый интерес налоговой полиции к тибетской экспедиции своего учителя.

Этот поступок, к сожалению, не только «убил» экспедицию, но и глубоко ранил Николая Константиновича.

Рерих не стал спасать украденные картины, а вернувшись в Индию к своей супруге, основал исследовательский институт, занимавшийся вопросами Древнего Наследия Востока.

Больше попыток организовать экспедицию в Шамбалу он не предпринимал. От чего проиграли не только США, но и СССР, а, может быть, и весь мир.

Версия вместо эпилога

Существует предположение, что сами супруги Рерихи все же достигли Шамбалы, что нашло отражение в его картинах и в книгах «Агни-йоги». Но это, как говориться, совсем другая история…

Краткий экскурс в историю

В середине 19 в. с лёгкой руки известной в то время русской писательницы Елены Блаватской в культуру западного мира ворвалось понятие «Шамбала». По Блаватской Шамбала – незримая мистическая страна, в которой обитают махатмы – бестелесные учителя человечества. Они общаются с «избранными» и, передавая через них послания и тайные знания, следят, чтобы человечество не сбилось с «истинного пути».
Махатмы объединены в своеобразное «всемирное правительство», так называемое «Белое Братство».

Большую роль в популяризации Шамбалы сыграли также великий русский художник Н. Рерих, написавший серию книг и картин о Шамбале и её обитателях, и английский писатель Джеймс Хилтон, издавший в 1933 году свой роман «Новый горизонт». Это произведение сразу стало бестселлером и вскоре было экранизировано известным режиссёром Фрэнком Капра. В романе Джеймса Хилтона Шамбала называлась Шангри-Ла. Это название со временем стало торговой маркой, которая до сих пор объединяет сеть роскошных отелей, ресторанов и казино. О популярности учения об этой мистической стране можно судить по тому, что даже построенная по указанию Рузвельта в 1942 году резиденция американских президентов в Мериленде носила названия «Шангри-Ла». Позднее она была переименована и сейчас называется «Кемп-Дэвид». Блаватская, Рерих, Хилтон и огромное количество их последователей сделали Шамбалу такой же известной, как Атлантида.

В старорусских преданиях встречаются упоминания о «диковинной стране», русском варианте Шамбалы. Называется она Беловодье, в ней тучные земли, теплые дожди, пшеница сама круглый год растёт и тучные стада по зелёным лугам ходят. И эта страна никому не принадлежит, кроме бога. В ней вся воля, вся истина живёт. Чтобы в неё попасть, нужно пройти через степи, горы и тайгу, и всё на восток, к солнцу. В энциклопедическом словаре «История Отечества с древнейших времён до наших дней» даётся следующее определение страны Беловодье:

«Беловодье – легендарная страна свободы в русских народных преданиях 17-19 веков. По мнению старообрядцев, находилась где-то на Востоке (реальный прообраз - Бухтарминский край на Алтае)».

Именно в Бухтарминский край стремились в поисках Беловодья образовавшиеся после раскола церкви старообрядческие общины. В старообрядческой среде была распространена легенда о святой земле, в которой богослужение идёт по старым канонам, нет воровства и пороков, нет светского суда, и живут все по христианскому обычаю, но попасть туда смогут лишь благочестивые люди.

Последним реальным географическим пунктом пути в Беловодье в легенде была указана долина реки Бухтармы. Именно её стали считать той сказочной страной, где «мужицкая земля без чиновников и попов». Но достигнув и освоив Бухтарминский край, русские переселенцы разочаровались в таком варианте Беловодья – слишком расходилась реальность с мечтой.

В новых поисках Беловодья его местоположение отодвинулось на юго-восток, на границу с Уйгурией.

Индусы и тибетцы, также ищущие Шамбалу, определяли её местоположение на северо-востоке от мест своего проживания, и также постоянно отодвигали его всё дальше и дальше. В итоге местоположение Шамбалы получилось опять же в Уйгурии, в горах Кунь-Лунь.

Различие в поиске заключалось в том, что тибетцы и индусы искали Шамбалу больше в духовном плане, а русские искали реальное место, в котором хотели жить. Без всякой мистики.

С 18 по 20 век регулярно совершались походы из России, с целью найти Беловодье. Наиболее известны походы под предводительством братьев Бобровых. Отряд перешёл через хребты Тянь-Шаня и двигаясь далее на юг достиг озера Лобнор и селения Чарклык. Там переселенцы остановились на некоторое время, но поскольку пустынные окрестности озера слабо напоминали описания мистической страны, большая часть участников похода двинулась дальше на юг и достигла урочища Гас.

Окрестности озера Гас в целом были ещё менее гостеприимны, чем окрестности озера Лобнор, но у истоков реки Ногын-Гол удалось отыскать пригодные для жизни земли. Менее чем через год среди участников похода произошёл раскол и часть семей решили вернуться в Бухтарминскую долину. Оставшаяся часть видимо осталась жить в этом районе Тибета. Косвенным подтверждением этого предположения может служить описанный в 1892 году известным путешественником В. Рокхиллом случай, когда тибетские власти не пускали на паломничество в Лхасу (столицу Тибета) некоторых детей, заявляя, что они русские, т.к. у них были европейские черты лица. Видимо это были русские староверы, т.к. других упоминаний о европейцах в Тибете в 1880-х годах не обнаружено. Нашли ли русские переселенцы свою Шамбалу-Белоречье доподлинно неизвестно.

Как и многие мистические поверья, Шамбала не избежала вовлечения в политику. И как ни странно впервые это произошло в России.

Бурятский монах Агван Доржиев (1854 – 1938) обучался в Лхасе и, со временем, стал наставником по философским диспутам для тринадцатого далай-ламы. В то время Китай и Великобритания вели закулисную борьбу по установления контроля над Тибетом. Поскольку Доржиеву, в силу его бурятского происхождения, Россия была значительно ближе, нежели Китай или Британия, он убедил далай-ламу обратиться за поддержкой к России.

Доржиев сумел убедить далай-ламу, что Россия и есть Шамбала, а Николай Второй – реинкарнация основателя школы Гелуг ламы Цонкапы. Министром иностранных дел в это время (1898 г.) был князь Эспер Ухтомский, который проявлял глубокий интерес к восточной культуре вообще и «ламаистской» культуре в частности. Позднее он даже написал о ней несколько книг.

Князь Ухтомский устроил встречу императора с Доржиевым. Эта аудиенция была первой, где Доржиев был официальным представителем далай-ламы. В дальнейшем, будучи посредником между императором и далай-ламой, Доржиев несколько раз путешествовал из России в Тибет и обратно, но, несмотря на все усилия, так и не сумел заручиться военной поддержкой России. Единственным результатом его переговоров с императором стало строительство буддийского храма Калачакры в Санкт-Петербурге.

Следующее вовлечение учения о Шамбале произошло во время Гражданской войны.

Произошло это «вовлечение» посредством деятельности белогвардейского офицера барона Романа Фёдоровича фон Унгерн-Штермберга. Летом 1917 года для борьбы с большевиками Унгерн был направлен в Забайкалье, под командование генерал-лейтенанта Семёнова.

Обосновавшись в Даурии, унгерн формирует Азиатскую дивизию, состоящую в основном из бурятов и монголов. Будучи потомственным буддистом (находясь в Индии, буддизм принял его дед) барон Унгерн объявляет себя царём Шамбалы и ставит своей целью спасение мира от новых варваров – большевиков.

Его Азиатская дивизия становится войнами Шамбалы. Себя фон Унгерн считает одновременно и потомком Романова и потомком Чингисхана. В 1919 году Семёнов присваивает Унгерну звание генерал-лейтенанта. Главным военным успехом барона становится по истине мистическое взятие им столицы Монголии - города Урги (ныне Улан-Батор). Город был взят с третьей попытки, несмотря на двадцатикратное превосходство удерживающих его китайцев в живой силе и вооружении. После этого успеха верховный духовный владыка монголов провозгласил Унгерна богом войны – Махакалой. Унгерн – единственный из европейцев, удостоенный этого титула.

После этого успеха барон некоторое время не совершал никаких военных действий, но, несмотря на то, что белые были разбиты практически повсеместно, вынашивал планы победы над большевиками.
Спасение России он видел в грандиозной азиатской коалиции, подобной империи Чингисхана, ему представлялись сотни тысяч всадников, политруки-шаманы и руины европейских столиц.

В мистическом мировоззрении барона это было вполне возможно. Для начала фон Унгерн бросается побеждать большевизм в России во главе своих воинов Шамбалы. Но его же воины связали спящего «царя Шамбалы» и оставили его в шатре. Когда красноармейцы наткнулись на связанного, оборванного, грязного человека, они и представить не могли, что к ним в руки попала такая фигура. Однако, сам фон Унгерн, с большим трудом, сумел доказать красноармейцам, что он и есть командир Азиатской дивизии, барон фон Унгерн, за что и был расстрелян 16 сентября 1921 года по приговору военного трибунала председателем Сибирской ЧК Иваном Павлуновским.

Всё, что было известно о Шамбале – санскрит, арии, Священные Законы, святыни, власть над людьми и над временем, телепатия и гипноз – всё, что так привлекало и причудливо переплеталось в сознании барона фон Унгерна, со временем стало приманкой для НКВД и Гитлера и заставляло их отправлять экспедиции в Тибет на поиски Шамбалы.

Среди руководства ВКП(б) начала 20-х годов существовало две линии отношения к Тибету: прагматическая и мистическая.

Первую «возглавлял» нарком иностранных дел Чичерин, и основным направлением её работы продолжало оставаться традиционное для России сдерживание Великобритании на Тибетских рубежах, а также, по возможности, продвижение идей мировой революции.

Приверженцы второй линии, которой покровительствовали Дзержинский и Блюмкин, искали высшее знание Шамбалы, которое хотели применить для усовершенствования социализма. Идейным вдохновителем этого движения, а также его мозгом и двигателем был географ, врач, писатель Александр Васильевич Барченко, который к тому же утверждал, что он обладает способностями к телепатии. Он создал тайную организацию – «Единое трудовое братство» - для активного изучения научного наследия Шамбалы.

Барченко организовал экспедицию в Тибет в 1925 году. На её финансирование была выделена огромная по тем временам сумма – 600 тысяч долларов. Но дабы не допустить приобщения к тайному знанию случайных людей, в последний момент Барченко в экспедиции отказывают, и отправляют в Тибет на поиски тайн Шамбалы проверенного большевика – Якова Блюмкина, того самого, который в 1918 году убил графа Мирбаха, германского посла в России. В сентябре 1925 года Яков Блюмкин примыкает к экспедиции Н. Рериха и проходит с ней весь Тибет и Западный Китай.

В Советском Союзе вскоре побеждает тезис «религия – опиум для народа», а к 1937 году советская власть настолько окрепла, что отпала необходимость в каком-либо тайном знании. С 1936 по 1938 годы все члены «Единого трудового братства» были арестованы и расстреляны. Был арестован и Агван Доржиев, который всё ещё являлся представителем далай-ламы в России. Он умер в тюрьме НКВД в первый месяц ареста.

Экспедиция в Тибет 1925-1932 годов под руководством Н.К. Рериха была первой американской экспедицией в Центральную Азию, и хотя сам Рерих отдал много времени изучению Шамбалы, целью экспедиции не был её поиск. В большей степени это была не экспедиция, а дипломатическая миссия, ставившая перед собой две цели.

Первая цель – достижение столицы Тибета Лхасы и провозглашение Н.К. Рериха главой западных буддистов и воплощением 25-го властелина Шамбалы Ригдан-Джано.

Вторая цель – объединение буддийских народов Азии, с целью создания новой страны, объединяющей Тибет, Монголию, Сибирь и даже Калмыкию.

Как Н. Рерих рассчитывал воплотить свой замысел в жизнь – одному Будде известно. В своём письме президенту США он писал: «Великое государство возродится на Востоке… Союз народов Азии – решённое дело, союз племён и народов будет существовать постоянно, это будет нечто вроде Федерации стран.»

Как ни странно, художник и большой эстет Николай Рерих продвигал в массы те же идеи о новой буддийской стране, которые с саблей в руках во главе Азиатской дивизии продвигал барон фон Унгерн.

Однако, ни американский статус экспедиции, ни самопрвозглашение Рериха главой западных буддистов не помогло ему в достижении поставленных целей. Далай-лама отказался впустить экспедицию Рериха в Лхасу, и, после бесплодного ожидания, экспедиция Рериха пошла через Тибет и Уйгурию в Россию. С этого момента Николай Рерих сосредоточился на поэтизации образа Шамбалы, его картины навсегда войдут в культурный фонд человечества.

В вольном переводе с тибетского Шамбала означает «источник счастья». Человек всегда будет мечтать о царстве добра, гармонии, справедливости и изобилия. Поэтому Шамбала вечна и бессмертна. Шамбала – вечный горизонт человечества. К нему нужно стремиться, но при этом не забывать, что горизонт – это воображаемая и недосягаемая линия.

О мистической стране Шамбале, в которой якобы обитают мудрецы, обладающие древними знаниями, доставшимися в наследство от погибших цивилизаций, знают сегодня многие. Если учесть, что весь XX век прошел под знаком торжества определенных диктаторских режимов, то можно понять желание их лидеров приспособить древнее учение к политическим реалиям с целью освящения безграничной власти. Во всяком случае, Гитлер точно знал об этой силе и не раз пытался установить с тибетскими мудрецами контакт для обретения фантастического могущества.
Что же это за таинственная страна, с которой так стремились установить связь сильные мира сего? Слово Шамбала (тибетское Шам-бха-ла) имеет двоякое значение. В символическом смысле Шамбала - это олицетворение времен грядущей правды, победы добра над злом, наступления века Истины и единства человечества (век Майтреи). В конкретном значении Шамбала - это потаенное место пребывания в Центральной Азии общины великих держателей и носителей мира - Владыки и его сподвижников махатм.
Вот что писал о Шамбале известный востоковед, путешественник и эзотерик Ю. Н. Рерих: «Шамбала является не только очагом тайного буддистского учения, но и источником грядущей космической эры. Европейский ученый склонен преуменьшать значение слова Шамбала, но те, кто знаком с буддизмом, знают, какую огромную силу имеет оно среди буддистов высокогорной Азии. На протяжении всей истории это слово не только вдохновляло религиозные движения, но даже двигало армиями, военным кличем которых была Шамбала».
По некоторым описаниям непальских и индийских информаторов, Шамбала представляет собой «…систему параллельной подземной жизни людей разных цивилизаций. Она основана на иных принципах взаимоотношения физического и тонкого миров, прежде всего на способности дематериализоваться и материализоваться». Эта незримая страна образовалась в связи с глобальной катастрофой на Земле в период царствования цивилизации лемурийцев, а в дальнейшем исполняла роль своеобразного страхующего звена в жизни на планете.
Шамбала надежно скрыта под землей и не подвержена воздействию космических или геологических катастроф. Локализована она преимущественно в районе Гималаев - Тибета, но, возможно, и в других местах планеты, например в Египте. Там, под землей, в пещерах и пирамидах, располагается генофонд человечества - застывшие в неподвижном состоянии глубокой нирваны, практически бессмертные лучшие представители трех последних человеческих рас - лемурийцы, атланты и арийцы (нынешняя цивилизация).
Имея уникальные способности к дематериализации, жители Шамбалы периодически появляются в разных подземных хранилищах генофонда человечества, контролируя состояние людей в нирване и обучая будущих пророков. Летательные аппараты подземных лемурийцев постоянно изучают ход жизни на поверхности Земли в техногенном, биологическом, политическом аспектах и т. д.
Долгое время скупые сведения о Шамбале, в том числе и полуфантастические, оставались достоянием узкого круга географов и востоковедов. И только во второй половине XIX века благодаря теософскому учению Е. Блаватской предание о Шамбале становится известным широкой публике.

Составляя единую эзотерическую доктрину, первоначальное откровение, данное человечеству, Блаватская обратилась к мистериальным культам и учениям, сохранившим, по ее мнению, остатки древней традиции. В своем труде «Тайная Доктрина» она описала систему тибетского мистицизма, столь же древнюю, как и человек.
В кратком изложении суть доктрины такова. Всего на Земле от начала ее существования было пять рас (или цивилизаций). Представители первой расы людей - саморожденные -- ангелоподобные существа ростом 50-60 метров, имели один глаз (тот, который мы сейчас называем третьим) и размножались путем деления.
Вторая раса людей - потом рожденные, или бессмертные, - уже более плотные, но еще призракоподобные существа высотой около 40 метров, которые имели также один (тоже по типу третьего) глаз и размножались путем почкования и спор.
Третья раса, называемая двоякие, андрогины, или лемурийцы, имела наиболее долгий период существования и удивительную способность к изменению. В пределах этой расы произошло разделение полов, тело уплотнилось, появились кости и из четвероруких и двуликих ростом около 20 метров они превратились в атлантов - двуруких и одноликих людей ростом около 6-8 метров и плотного телосложения.
Представители пятой расы (т. е. нашей цивилизации), называемые арийцами, вначале тоже отличались значительными габаритами, но со временем постепенно уменьшились до нынешних размеров. Эзотеристы считают, что на Земле будут еще две более высокие расы, после чего жизнь закончится.
Эту-то доктрину и взяли на вооружение вожди рейха, посчитав, что именно новой арийской расе предназначено стать высшим воплощением человечества. Иначе говоря, гот поиск, который длился на протяжении тысячелетий, надлежало реализовать в новом германском государстве с идеей сверхчеловека. Тибет с его загадочным учением и должен был открыть тот магический рецепт, благодаря которому гитлеровцы предполагали завоевать весь мир. Кроме того, поскольку Тибет относился к сфере влияния Британии, то раньше или позже нацисты просто обязаны были вступить в схватку за эту территорию.
Так в 1926 году в Берлине и Мюнхене появились колонии тибетцев, с участием которых было учреждено некое Тибетское общество. Позже по инициативе немецкого теоретика геополитики К. Хаусхофера было организовано несколько крупномасштабных экспедиций в Гималаи. Хаусхофер хотел не просто заключить союз с тайными повелителями Тибета, но и воспользоваться их советами при решении стратегических вопросов, для чего предполагалось организовать прямую радиосвязь с Далай-ламой. Выполнение этой миссии было возложено на офицера СС Э. Шеффера.
Первая экспедиция, которая полностью финансировалась американцами, отправилась в Тибет в 1931 году из Бирмы, но вскоре встретилась с непредвиденными трудностями. В Китае шла гражданская война, на окраинах царствовали князьки и вожди отдельных племен. Один из таких местных властителей продержал экспедицию в плену две недели. Происходили и вооруженные столкновения. Так, на севере страны путешественники совершенно неожиданно столкнулись с Красной армией Мао Цзэдуна.
Тем не менее научные результаты экспедиции превзошли все ожидания. Шеффер стал первым европейцем, который описал бамбукового медведя, - чучело этого редкостного животного, привезенное в Европу, стало настоящей сенсацией. Кроме того, немец установил, что в географических атласах неправильно указан исток Янцзы - она вытекала из болот Сайдан значительно севернее. Он также открыл немало реликтовых растений, еще не описанных ботаниками.
Вторая экспедиция, которую финансировали Филадельфийская академия естественных наук (США) и частично Германия, состоялась в 1935 году. Шеффер снова стал автором ряда блестящих научных открытий, описав антилопу оранго, карликового голубя и голубую овцу.
Работа немецкого исследователя настолько впечатлила научную общественность, что он даже удостоился чести выступить в Азиатском обществе клуба Гималаев. В докладе отчетливо прозвучали и расистские настроения Шеффера. Особый акцент был сделан на арийском и кавказском подвидах людей, которые много веков назад смешались с народами тибетского происхождения.
Ученый получил признание и в Германии. За участие в двух американо-немецких экспедициях Гиммлер присвоил ему звание оберштурмфюрера СС.

В третьей экспедиции вместе с Шеффером принял участие антрополог-расист Бруно Бегер. Он имел свою программу исследований: изучение останков нордических переселенцев в Тибет с севера, классификация рас в Тибете на предмет выявления остаточных признаков нордических черт, определение полноценных рас, смешанных и неполноценных, а также исследование влияния климата на психику и физиологию людей. Особое внимание он собирался уделить измерению черепов тибетских аристократов, так как, по его убеждению, они должны были обладать характеристиками нордического типа.
Во время пребывания в Тибете Шеффер сумел организовать так называемую Встречу западной и восточной свастик. По этому поводу растроганный регент Тибета Квотухту написал примечательное послание фюреру: «Глубокоуважаемый король Гитлер, правитель Германии, господствующий над обширными странами. Да пребудут с Вами здоровье, радость покоя и добродетель! Сейчас Вы трудитесь над созданием обширного государства на расовой основе… Примите, Ваша Светлость, король Гитлер, наши заверения в дальнейшей дружбе в соответствии со словами, сказанными Вашей стороной. Это Я подтверждаю Вам! Написано 18 числа первого тибетского месяца года, 1939 год».
В Мюнхене Шеффера встретили сам рейхсфюрер и пресса. Успех экспедиции был очевидным, хотя Шамбалу так и не удалось обнаружить. Более того, как видно из отчетов Шеффера, он даже усомнился в ее существовании.
Контакты Третьего рейха с Тибетом не ограничивались экспедициями Шеффера и радиопереговорами с Далай-ламой. Есть свидетельства того, что Гитлер находился в постоянном
контакте с неким тибетским монахом, носившим зеленые перчатки. Этого монаха называли Хранителем Ключа.
25 апреля 1945 года русские солдаты нашли в одном из берлинских подвалов шесть мертвых тибетцев, расположенных в виде круга, в центре которого лежал некий человек в тех самых зеленых перчатках. Это была не единственная находка: всего солдаты обнаружили более тысячи трупов людей с чертами выходцев из Гималаев, сражавшихся на стороне немцев. Кто они и почему оказались так далеко от родного дома, так и осталось загадкой, как и многие детали эпопеи с мифической Шамбалой.
Трудно сказать, добились ли нацисты желаемого от контактов с тибетскими мудрецами или ограничились поверхностными знаниями. С другой же стороны, назвать исследовательские экспедиции в Индию, Тибет, Южную Америку и даже Антарктиду совсем уж бесплодными было бы не совсем точно.