I .Понятие и определение внутришкольного контроля.
Внутришкольный контроль обеспечит качественную работу школы, если будет ежегодно проводиться комплексная диагностика педколлектива с целью выявления проблем в работе педагогов, их образовательных потребностей.
Диагностика – основа качественного управления образовательным учреждением. Диагностика должна быть направлена на изучение и анализ положения дел в образовательном учреждении, установление (и предупреждение) тех или иных недостатков, выявление их причин, определение путей их скорейшей ликвидации.
Диагностика коллектива – важное условие, которое обеспечит руководство образовательного учреждения информацией, необходимой для организации личностно ориентированного контроля и вариативного гибкого методического сервиса в школе. Только при таком условии внутришкольный контроль выполнит свою диагностическую, стимулирующую и воспитывающую функции.
Руководителю образовательного учреждения очень важно учитывать и искоренять недостатки, которые сложились в управленческой деятельности:
·не всегда контроль нацеливается на конечный результат;
·не просматривается система;
·отсутствует достаточно продуманное планирование контроля;
·формализм, отрыв от других функций контроля;
·излишне регламентированное деятельность учителей;
·недостаточно изучается уровень знаний, умений и навыков учащихся;
·оценка делается без учета ее конечных результатов, что заслоняет главное – оптимальность и результативность деятельности;
·недостаточно владеют содержанием новых учебных программ;
·практически устраняется от оказания необходимой помощи в ликвидации недостатков;
·учитель воспринимается как объект контроля, а не как субъект совместной деятельности;
·монологический тип общения, необъективность в осуществлении контроля.
II .Условия эффективности внутришкольного контроля
Динамический процесс внутришкольного контроля требует определенных условий для его полноценного осуществления.
Первое условие – создание целостной системы информации. Эта информация должна включать два блока.
Первый блок – «социальный заказ» школе, то есть «должного» то, к чему должен стремиться школьный коллектив. Этот блок включает в себя наиболее важные задачи характерные для всех школ и определенные на федеральном уровне (см. «Федеральную программу развития образования в России»).
Второй блок – это информация об особенностях и состоянии работы конкретного педагогического коллектива, то есть о «существующем» (реальном) состоянии дел в школе, что невозможно без качественного педагогического анализа, на основе которого выстраивается присущая конкретной школе система учебно-воспитательной работы.
Второе условие – высокая компетентность, культура проверяющего. Руководитель должен иметь высокую научно-теоретическую и методическую подготовку, ориентироваться на новейшие психолого-педагогические достижения, ППО развития школ, должен быть убежденным, целеустремленным.
Третье условие – изучение деловых и профессиональных качеств учителей, своих заместителей, их стиля работы, уровня подготовки, недостатков и достоинств.
Четвертое условие предполагает способность руководителя не только вскрывать недостатки УВП, но и находить положительное, достижения в работе учителей и учащихся, выявлять и устанавливать причинно-следственные связи и их проявления.
Пятое условие – действенность контроля, оказание своевременной помощи тем, кто в ней нуждается, распространение передового опыта, лучших образцов работы с целью совершенствования всего учебно-воспитательного процесса.
Шестое условие – придание контролю общественного характера, привлечение к проверкам руководителей МО, учителей, учащихся, родителей; изучение общественного мнения о школе.
Седьмое условие – продуманная система морально-материального стимулирования, создание благоприятного психологического микроклимата в коллективе, формирование и развитие нравственной зрелости коллектива, обобщающим показателем чего является уровень реализации педагогическим коллективом производственных и воспитательных функций.
Восьмое условие – обеспечение научной организации труда в педколлективе и создание должных социально-психологических условий: настроения, традиций, ценностных ориентаций и т.д., способствующих развитию благоприятных межличностных отношений в коллективе, так необходимых при организации само- и взаимоконтроля.
III .Этапы и требования к внутришкольному контролю
Внутришкольный контроль необходимо осуществлять в несколько этапов.
Мобилизационный этап – четкое определение цели и объектов контроля (педагогический коллектив своевременно знакомится с задачами контроля, способами его осуществления и своими обязанностями: что требуется для достижения цели, какими параметрами важно руководствоваться в процессе его выполнения).
Экспериментальный этап – включение учителей в различные виды творческой работы по заданной программе (например, учителя разрабатывают систему заданий по формированию умственной самостоятельности учащихся).
Итоговый уточняющий этап – анализ предварительно полученной информации, коррекции педагогической деятельности (учителя уточняют степень сформированности конкретных умений учащихся, опираясь на научно обоснованные критерии, переосмысливают систему собственной деятельности).
Экстраполяционный этап (с учетом полученной информации) – включение дополнительной информации в экспериментальную программу, нацеленность педагогов на ее осмысление; обеспечение взаимосвязи руководства, взаимоконтроля в процессе прогнозирования поиска (учителя осмысливают новые приемы воздействия на учащихся с целью более успешного их обучения и воспитания в означенной области, ориентируются на «скачок вперед»).
Такой подход к организации и осуществлению внутришкольного контроля правомерно рассматривать как динамический процесс, в котором творчески работающий учитель включается в постоянный поиск наиболее эффективных средств воздействия на учащихся. Важно и то, что итоговый уточняющий этап в системе контроля помогает осуществлять постоянную коррекцию деятельности учителей, а экстраполяционный этап нацеливает их на постоянный творческий поиск. То и другое вместе помогает выявить сложившиеся стандарты и стереотипы во взаимодействии педагогов с учащимися (как негативные, так и оправданные), наметить пути дальнейшей оптимизации управления (через контроль над процессом воспитывающего обучения школьников).
Тенденции политического, экономического и культурного развития общества требуют реализации новых подходов к изучению состояния преподавания, качества знаний, умений, навыков и уровня развития учащихся.
В условиях демократизации школьной жизни администрация школы не только не освобождается от контроля за учебно-воспитательным процессом, но становится как бы главным государственным инспектором за деятельностью педагогического коллектива.
Практика свидетельствует, что контроль и анализ несут в себе элементы демократичности при выполнении следующих условий:
1.Высокая компетентность школьного руководства, достаточный уровень его мировоззренческой, научно-теоретической подготовки, творческая работа руководителя школы как учителя-предметника, основательное знание педагогики, дидактики, частных методик, возрастной и педагогической психологии, психологии учителя, теории и методики воспитания, способность верно оценивать работу педагогов.
2.Общественный характер контроля: привлечение к проверкам лучших учителей школы, членов профсоюзных комитетов, руководителей методических объединений и творческих групп.
3.Гласность и объективность контроля – непременные условия для обеспечения информацией педагогического коллектива и контролируемых лиц; одновременно гласность становится обязательным условием регулирования и коррекции учебно-воспитательного процесса.
4.Наличие органической взаимосвязи контроля с глубоким и всесторонним анализом проверяемых объектов, педагогических явлений, деятельности учителей и учащихся, конечной целью которого является принятие педагогических и управленческих решений, а также прогнозирование дальнейшего развития изучаемого процесса или отдельных сторон этого процесса.
Совершенствуя внутришкольный контроль, необходимо иметь в виду:
- Нацеленность контроля на качество конечных результатов и рациональность путей их достижения;
- Повышение самостоятельности всех звеньев работы школы через их автономизацию (передача полномочий кафедрам, методическим объединениям и т.д.) и повышение ответственности каждого за качество конечных результатов; стимулирование перехода автономных структур, а также отдельных учителей за самоконтроль и самооценку в сочетании с отслеживанием конечных результатов руководителями школы;
- Создание в каждой школе системы внутришкольного контроля, предусматривающей охват контролем всех компонентов, обеспечивающих стабилизацию, перевод школы в режим развития или ее функционирования в этом режиме;
- Разработка и постоянное накопление научно обоснованных программ сбора информации, где бы четко были сформулированы цель проверки, теоретические подходы, параметры оценки, программа наблюдения и методика обработки результатов.
Под структурой внутришкольного контроля понимают устойчивую связь всех его элементов, в которой определен порядок и способ взаимодействия руководителя системы и педагогов (цель, метод, вид, форма)
Цель, метод, вид и форма контроля тесно связаны между собой. Существует несколько видов контроля.
Ориентировочный контроль заключается в уточнении уровня деятельности учителей (общее знакомство с системой взаимодействия педагога с учащимися).
Предупредительный контроль – это проверка возможностей педагога (учитель заранее осведомлен о целях контроля, что повышает его ответственность).
Предварительный контроль , который осуществляется до фактического начала работы. Объектом контроля являются материальные и финансовые ресурсы, а также готовность исполнителей. Предварительный контроль имеет опережающий, прогностический характер, его смысл состоит в предупреждении возможных сбоев еще до начала процесса и обеспечении условий для успешного выполнения намеченных планов. Например, в августе проводится проверка готовности к началу учебного года: проверяется календарно-тематическое планирование, оборудование кабинетов, документация. Предварительный контроль полезен для предупреждения ошибок в работе учителей при переходе к изучению особо сложных для усвоения тем.
Персональный контроль – это комплексный контроль работы одного учителя в разных классах. Он проводится в плановом порядке, с тем чтобы оценить качество выполнения учителями своих обязанностей, выявить достижения, способствовать устранению ошибок, оказывать побуждающее влияние. Этот вид контроля очень важен в период аттестации педагогов.
Текущий контроль проводится в ходе выполнения работ. Объектом контроля являются промежуточные результаты деятельности исполнителей, их отношение к работе, сложившиеся межличностные отношения в совместно работающих группах. Текущий контроль проводится спустя определенное время после начала работ, когда можно подвести определенные итоги сделанного. Смысл текущего контроля состоит в выявлении возможных отклонений промежуточных результатов от запланированных.
Тематический контроль – это изучение системы работы учителя по определенному вопросу (осуществление обратной связи на уроке; предупреждение аритмии, обучение школьников постановку вопросов к изучаемой информации, к ответу товарищей). Тематический контроль имеет тематически-обобщающую, классно-обобщающую, предметно-обобщающую и персональную формы.
Тематически-обобщающий контроль предназначен для углубленного изучения одного или нескольких аспектов педагогического процесса в разных классах и по разным предметам. Например, может изучаться вопрос формирования общеучебных умений и навыков учащихся, развития познавательных интересов школьников и др.
Фронтальный контроль по форме проведения является комплексно-обобщающим. Он предполагает глубокую всестороннюю проверку деятельности учителя, всего или части педагогического коллектива (например, методического объединения) по целому ряду аспектов. Например, может быть проверена деятельность учителей начальной школы по вопросам развития учащихся на уроках и во внеурочной воспитательной деятельности, соблюдения санитарно-гигиенических требований к режиму занятий. Может быть фронтально проверена работа предметного методического объединения по целому кругу вопросов, входящих в его компетенцию: совершенствованию преподавания, обучению кадров, распространению их опыта и др. Данный вид контроля требует значительных затрат времени и усилий проверяющих, тщательной предварительной подготовки, поэтому используется редко.
Оперативный контроль – посещение урока, воспитательного мероприятия в связи с создавшейся ситуацией (просьба учителя, настораживающее поведение школьников, низкий уровень качества ЗУН и т.д.).
Классно-обобщающий контроль предполагает изучение состояния учебно-воспитательного процесса в одном классе по конкретному аспекту. В ходе классно-обобщающего контроля может, например, проверяться подготовка учащихся выпускного класса к экзаменам. Он позволяет установить степень слаженности работы группы педагогов с одним классным коллективом. Особое значение это может иметь, например, при переходе учащихся из начальной школы в среднюю и из средней - в старшую.
Предметно-обобщающий контроль предполагает проверку качества преподавания определенного предмета в разных классах и разными учителями. Эту форму контроля наиболее целесообразно использовать в случаях, когда наблюдаются отклонения от запланированных результатов в успеваемости по определенному предмету.
Заключительный контроль проводится после того, как работа выполнена: например в конце года. Объектом заключительного контроля являются результаты сделанного, которые сравниваются с требуемыми. Смысл этого контроля в том, чтобы выявить степень достижения целей, собрать информацию для планирования, если подобные работы будут проводиться в будущем. Он дает возможность лучше оценить, насколько реалистичными были первоначальные планы, и предотвратить в будущем возможные ошибки. Выделяются два вида контроля учебно-воспитательного процесса: тематический и фронтальный, каждый из которых осуществляется в своих формах.
В свою очередь, любой из акцентированных видов контроля может быть активным (проведение контрольных работ или устный опрос учащихся по заранее составленным программам) и опосредованным (качество работы учителя изучается путем анализа ученических работ и документации). Активный и опосредованный виды контроля в школе осуществляются в единстве.
Каждый вид контроля в процессе его реализации обретает определенную форму. Здесь имеет место и персональная форма контроля, когда в течение длительного времени посещаются уроки одного учителя с целью изучения его структуры деятельности и перевода в более творческое состояние, и персонально-фронтальная форма контроля, при которой деятельность учителя подвергается всестороннему анализу, но с обязательным утверждением его возможностей, и сравнительно-персональная форма контроля, предусматривающая длительное посещение уроков двух учителей родственных предметов, но с непременным обогащением приемов воздействия того и другого. В процессе сравнительного анализа результатов деятельности нескольких учителей возможно создание ситуации критической самооценки (СКС). Однако при этом нет места противопоставлению учителей, работа которых подвергается анализу. Это хорошо должны понимать руководители школы, чтобы не возникало конфликтных ситуаций, которые возможны в результате сравнений, а, наоборот, обеспечивалась взаимопричастность педагогов на пути достижения единой цели – эффективного обучения и воспитания школьников. В школе целесообразно осуществлять и такие виды контроля, как персонально-тематический , когда посещаются все уроки учителя в параллельных классах; тематически-обобщающий , когда посещаются кроки всех учителей работающих в параллельных классах; комплексно-обобщающий , когда проверяются все виды работы учителя с учащимися.
Как правило, директор школы передает основной объем функций контроля своим заместителям, оставляя в большинстве случаев за собой контроль работы административно-управленческого персонала, выполнения Закона РФ «Об образовании», состояния санитарно-гигиенических условий, соблюдения правил охраны труда и техники безопасности, сохранности материально-технической базы и зданий школы, ведения документации строгой отчетности (трудовых книжек педагогов, журналов и личных дел учащихся, финансовой документации и т.д.).
В ведении заместителей директора школы находятся определенные процессы функционировании и их непосредственные исполнители, а также органы управления этими процессами. Они контролируют выполнение учебных программ, соблюдение режима учебных занятий, посещаемость учащихся, работу классных руководителей, а также ведение школьной документации (классных журналов, планов работы учителей и др.), работу методических объединений, проблемных групп, школьной библиотеки и т.д., состояние воспитательного процесса, качество работы обслуживающего персонала, состояние и сохранность материально-технической базы школы.
Конкретное распределение функций контроля между директором и его заместителями может существенно варьироваться в различных школах.
Административный контроль оказывает сильное влияние на работу сотрудников, проводится по четкому плану и регулярно. Однако он может быть недостаточно компетентным, так как в подчинении одного руководителя обычно находятся учителя, преподающие разные предметы и ведущие разнообразную учебно-воспитательную деятельность.
Коллективный контроль , осуществляемый учительским коллективом, имеет не столь жесткие формы, как административный, - это контроль равных по положению, и поэтому он осуществляется в формах профессиональных дискуссий, творческих отчетов о работе. Деятельность учителей может быть проанализирована и оценена самими педагогами в процессе работы коллегиальных органов управления. Коллеги могут оценить эффективность внедрения новых методов преподавания, проверить исполнение индивидуального плана развития учителя и его участие в реализации коллективно принятых решений. Его цель – оказание необходимой помощи в виде совета, рекомендаций, экспертного заключения компетентных специалистов и одновременно коллег, решающих с педагогом общие задачи. Коллективный контроль приносит наибольшую пользу, когда необходима широкая экспертная оценка работы педагога, например, при аттестации кадров.
Взаимоконтроль . Педагоги и руководители школы могут выполнять функцию контроля по отношению друг к другу. В этом случае говорят о взаимоконтроле. Взаимный контроль оказывается наиболее эффективным при передаче опыта и повышении квалификации. Передавая свой опыт, каждый из учителей изучает, как идет его освоение коллегами. Взаимоконтроль может быть между специалистами равной квалификации, а также между руководителями, имеющими в коллективе одинаковый статус, например, между руководителями методических объединений.
Самоконтроль проводится путем самостоятельного сопоставления учителем достигнутых результатов с требуемыми стандартами и нормами деятельности.
Общественный контроль – это контроль по изучению общественного мнения о школе, оценка образовательного учреждения родителями и общественностью (жители микрорайона, сельского схода, общественными организациями, социологическими измерениями и т.д.).
Ученический контроль – это изучение мнения выпускников о школе, выявление их уровня удовлетворенности полученным образованием.
Используемые в школе методы контроля делятся на две группы – методы контроля результатов деятельности и методы контроля состояния процессов.
Методы контроля результатов деятельности . Разнообразие применяемых методов оценки результатов обусловлено многочисленностью процессов в школе, каждый из которых имеет свои результаты и методы их измерения. Возможности каждого конкретного метода ограничены. В большинстве случаев для получения объективной информации используется несколько дополняющих друг друга методов оценки результатов.
Результаты многих процессов и, прежде всего образовательного сложно выявить и измерить.
Наиболее отработана методика контроля формальных результатов учебной деятельности: полнота, прочности, обобщенности, системности и других качеств знаний и умений школьников. Для оценки этих результатов используются специальные задания, в том числе и тестовые. Значительно сложнее обстоит дело с оценкой результатов развития учащихся. Здесь методическая база отработана еще слабо. Для оценки уровня интеллектуального развития используют школьный тест умственного развития (ШТУР). Используют также экспертные оценки по показателям сформированности мотива обучения, уровню развития самостоятельности, способности применять имеющиеся знания на практике, действовать в нестандартной ситуации и др.
Методы контроля состояния процессов . Основными методами контроля состояния процессов являются методы наблюдения и анализа процесса, психологического тестирования, методы социологических исследований (анкетирование, беседы, интервьюирование и др.), хронометрирование, изучение школьной документации.
Контроль состояния процессов позволяет прогнозировать будущие результаты либо выявить причины недостатков уже полученных результатов. Например, если выявлены пробелы в знаниях учащихся, то требуется установить причины этого. Здесь может быть использована и беседа с учителем, и проверка документации, тетрадей учащихся, классного журнала, и наблюдение за работой учителя на уроке.
В школах широко практикуется использование включенного наблюдения учебно-воспитательного процесса и одновременно его анализ. Особенности включенного наблюдения состоят в том, что проверяющий не вмешивается в ход процесса до его окончания и ставит задачи его коррекции перед самим педагогом.
Полный анализ урока или воспитательного мероприятия сделать практически невозможно. Обычно наблюдение и анализ осуществляются по главным результатам, фиксируемым педагогом в качестве основной цели. В качестве требуемых результатов выступают программные требования, цели, поставленные педагогическим коллективом школы, а также цели устранения недостатков, выявленных в ходе предыдущего контроля.
Однако метод наблюдения не универсален, далеко не все можно пронаблюдать, то есть увидеть и услышать. В связи с этим он часто используется в сочетании с другими методами: устной и письменной проверкой знаний, социологическим опросом, изучением документации и хронометрированием наблюдаемого процесса.
В контроле за состоянием процессов часто используется метод изучения документации и прежде всего планов. Это могут быть планы работы школы, ее структурных подразделений, органов управления школой (коллегиальных субъектов управленческой деятельности и должностных лиц), учебные планы, программы, календарно-тематические планы и поурочные планы и т.п. Ход образовательного процесса отражается также в классных журналах, тетрадях и дневниках учащихся, отчетах учителей, графиках контрольных и лабораторных работ, книге движения и личных делах учащихся, протоколах и решениях органов управления школой, в тетради замены заболевших учителей и другой школьной документации.
Для фиксирования хода других процессов также используются специальные документы: планы самообразования учителей, тетради заявок и учета работы персонала по обслуживанию здания, документация по питанию, библиотечному обслуживанию школьников, медицинские карты детей, содержащие информацию о состоянии их здоровья и результатах профилактики заболеваемости (прививках, диспансеризации) и т.д.
V . Педагогический аспект контроля.
Диспропорции между постановкой цели (задачи), принятием решения по достижению цели и его выполнением ведет к опасности инфляции целей, задач и решений. Выход из этого возможного состояния заключается в осуществлении контроля за мерой исполнения решений и проверке соответствия решений поставленным целям.
Контроль:
является средством получения достоверной информации;
направлен на своевременное вскрытие и устранение причин недостатков в процессе создания духовных благ;
вскрывает недостатки в принятии решений, планировании, регулировании, организации.
Поэтому факт контроля воспитывает работников школы в духе честности, инициативы, оперативности, творчества, ответственности, бережливости, дисциплинированности и активности.
Требования к контролерам всех рангов:
- лучше меньше, да лучше;
- авторитетность;
- честность и правдивость;
- четкость, аккуратность, достоверность;
- образованность;
- выдержка и самообладание, трезвость суждений и неторопливость в выводах;
- знание всех основ законодательства, экономики, делопроизводства;
- способность к общению с людьми.
Любая форма контроля осуществляется в следующей последовательности:
- Обоснование проверки.
- Формулирование цели.
- Разработка алгоритма, структурной схемы предстоящей проверки.
- Сбор и обработка информации о состоянии проверяемого объекта по разработанной схеме.
- Оформление основных выводов по результатам проверки:
Принимаются управленческие решения: перестановка кадров, обобщение опыта и т.д.;
Определяются сроки следующего контроля (при необходимости).
6. Обсуждение итогов проверки на соответствующем уровне (педсовете, заседании кафедры, методическом совете, профкоме, малом педсовете, собрании учащихся, родителей и т.д.).
Рассмотрим примеры реализации различных форм контроля.
Классно-обобщающий контроль.
- Обоснование контроля.
В анализе работы школы за предыдущий учебный год обязательно присутствует следующая информация: все классы делятся на три группы по уровню качества знаний учащихся. Общим знаменателем для такого деления служит среднее качество знаний учащихся в целом по школе или по ступеням обучения.
Классы с самым низким качеством знаний обязательно ставятся под классно-обобщающий контроль. Классы с самым высоким качеством знаний также могут быть поставлены на классно-обобщающий контроль, но его цели будут другими.
- Предварительный сбор информации.
б) предметы, по которым учащиеся имели по одной- две «тройке» или имели «двойку» (таблицу составляет классный руководитель).
в) состояние посещаемости учащимися уроков (таблицу составляет классный руководитель).
г) состояние дисциплины учащихся на уроках по результатам малого педсовета и анкетирования учащихся (таблицу составляет проверяющий).
4. Схема контроля.
5.Выводы по результатам предварительного контроля:
а)причины низкой успеваемости в классе следующие;
б) управленческие решения по итогам проверки. (Приложение 7)
6. Обсуждение итогов предварительного контроля:
На малом педсовете;
На ученическом собрании;
На родительском собрании;
В индивидуальной беседе с классным руководителем, учащимися, родителями (если это необходимо).
Фронтальный контроль.
1. Обоснование контроля.
Причинами контроля могут быть:
Низкое качество знаний учащихся в целом по школе по определенному предмету (по анализу предыдущего учебного года);
Апробирование нововведенного предмета;
Плановое обобщение состояния преподавания какого-либо предмета и т.д.
2. Формулирование цели контроля.
Фронтальная проверка преподавания нововведенного предмета «Уроки на смекалку» в 1-7-х классах.
3.Схема предстоящей проверки.
4.Общие выводы по результатам контроля:
Степень соответствия состояния преподавания предмета целевым установкам;
Общие методические требования к преподаванию предмета;
Необходимые корректировки в программах предмета;
Аргументы в пользу преподавания одним учителем по школе или всеми учителями математики;
Подготовка программы курса к рецензированию научными работниками (методистами, психологами).
5. управленческие решения по итогам проверки.
6. Обсуждение результатов проверки:
На заседании научно-методического консультационного центра;
На заседании методического совета;
На заседании кафедры математики;
На родительских собраниях.
Тематический контроль.
- обоснование контроля.
а) работой школы над выделенной на год (или несколько лет) методической проблемой;
б) необходимым текущим контролем (состояния школьной документации, охраны труда, санитарно-гигиенического состояния помещений и др.).
тематический контроль может быть запланирован, например, в связи с выявленным неумением многих учащихся пользоваться правилами пунктуации и т.д.
- формулирование цели контроля.
Для того, чтобы собрать такую информацию, необходим предварительный тематический контроль.
3.Схема предстоящего контроля.
4. Возможные выводы по результатам предварительного контроля.
Определение:
- программы работы психолога по формированию убежденности у учителей и родителей в необходимости решения данной проблемы;
-программы теоретического обучения учителей и родителей по данной проблеме;
-сроков и структуры последующего контроля.
5. Обсуждение результатов контроля на педагогическом совете и родительских собраниях.
Персональный контроль.
Прежде чем вносить в план эту форму контроля, надо использовать такие способы управления, как дифференциация и индивидуализация.
Обзорный контроль.
Такой контроль необходимо осуществлять каждый год, поскольку он дает информацию о важных вопросах системы работы школы: о состоянии на конец учебного года учебных кабинетов, учебно-технического оборудования, обеспеченности учащихся учебной литературой и т.д.
VII .Нововведения во внутришкольном контроле.
В настоящее время наблюдается стремление школ дополнить перечень традиционных контрольных действий новыми, позволяющими охватить новые функциональные области жизнедеятельности школы.
Новыми видами контрольных действий, реализующих содержание контроля, являются:
а)для контроля за образовательной подсистемой :
*Разработка стандартов контроля: модели выпускника школы, моделей результатов образовательных процессов, моделей социального заказа, планов функционирования и развития школы и др.
*Диагностика состояния образовательной подсистемы школы;
*Оценка состояния этой подсистемы с точки зрения соответствия стандартам контроля; анализ причин выявленных рассогласований и поиск путей их преодоления;
*Принятие решения о направлениях коррекции образовательной подсистемы школы или о необходимости уточнения стандартов контроля;
*Организация исполнения решения (коррекционной работы);
б) для контроля за работой с кадрами :
*Разработка стандартов контроля: требования к уровню профессиональной квалификации, личностным качествам, состоянию здоровья работников школы;
*Аттестация работников школы;
*Диагностика состояния здоровья работников школы;
*Оценка степени соответствия уровня профессиональной подготовленности, личностных качеств, состояния здоровья учителей разработанным стандартам контроля;
*Принятие решений о направлениях работы: методической, психологической, медицинской и других служб, корректирующих состояние работы с кадрами.
*Проверка ее исполнения;
в) для контроля за работой с контингентом учащихся:
*Разработка стандартов контроля: требований к контингенту учащихся, с которым работает школа на каждой ступени образования,- уровню образовательной подготовленности, психофизиологическим особенностям, способностям и склонностям; требований к учащимся, желающим осваивать избранное ими содержание образования на том или ином уровне сложности, и др.
*Диагностика учебных возможностей учащихся;
*Аттестация учащихся;
*Диагностика и выявление детей, нуждающихся в социально-педагогической поддержке;
*Принятие решений о направлениях работы, корректирующих состояние работы с контингентом учащихся;
*Организация коррекционной работы;
*Проверка ее результативности;
г) для контроля за финансово-хозяйственной и экономической деятельностью в школе;
*Осуществление расчетов потребности всех протекающих в школе процессов в ресурсах и отражение этой потребности в бюджете школы;
*Осуществление расчетов стоимости инновационных процессов, учитываемых в договорах с внешним по отношению к школе фондами развития образования;
д) для контроля за материально-технической деятельностью, ремонтом школьного оборудования;
*Оценка степени соответствия школьных помещений и дидактических средств выработанным стандартам контроля;
*Разработка стандартов контроля: графиков занятости помещений школы; требований к оборудованию и учебным помещениям школы с учетом особенностей образовательного процесса;
*Принятие решений о направлениях работы, корректирующих состояние материально-хозяйственной деятельности в школе;
VIII .Технология современного планирования.
Технология современного планирования внутришкольного контроля в условиях демократизации и гуманизации жизни школы развивается и совершенствуется. Объектов контроля может быть великое множество, классифицировать их можно по различным принципам: по характеру исполнения, по обхвату объектов контроля, по методам их логической последовательности, по периодичности и т.д.
Формы внутришкольного контроля могут быть следующими:
Ø по признаку исполнения (коллективная форма, взаимоконтроль, самоконтроль, административный регулярный и внеплановый контроль);
Ø по характеру объектов контроля;
Ø по используемым методам: наблюдение, проверка документации, тестирование, оперативный анализ (оценка деятельности школы выпускниками прошлых лет, преподавателями вузов и т.д.);
Ø по признаку логической последовательности: текущий, предварительный, промежуточный, итоговый;
Ø по периодичности проведения: эпизодический (в определенный месяц учебного года, четверти), периодический (ежедневный, еженедельный и т.д.) (Приложение14)
Планирование внутришкольного контроля необходимо рассматривать как процесс моделирования объектно-субъектных отношений в управлении школой, так как современные подходы к перестройке и обновлению функции контроля предполагают участие в этом процессе всего педагогического коллектива. Именно каждый педагог, определенные педагогические профессиональные объединения, коллектив в целом должны представить к итоговому педсовету свое видение состояния учебно-воспитательного процесса, всей жизнедеятельности образовательного учреждения, выделив проблемы, противоречия, приоритеты и ценности своей деятельности и работы школы. Целесообразно создать условия для творческого осмысления каждым членом педколлектива состояния школы на сегодняшний и «завтрашний» лень, воспользовавшись следующей таблицей.
IX .Примерные планы – задания для осуществления инспекционно-контрольной деятельности.
1.План задание для проведения личностно профессионального контроля.
Тема: организация факультативных занятий в школе.
Цель: получить объективную информацию об эффективности организации факультативных занятий в общеобразовательном учреждении.
Задачи:
§ проанализировать ведение документации руководителями факультативов;
§ оценить результаты проведения факультативных занятий;
§ выявить степень удовлетворенности учащихся организацией факультативных занятий.
Основание проведения контроля: план работы общеобразовательного учреждения.
Способы сбора информации:
1. Документальный контроль.
2. Посещение и анализ факультативных занятий.
3. Опрос учащихся.
4. Проведение срезов знаний, умений и навыков.
Форма проведения: инспекционный контроль.
Методы проведения:
§ Документальный контроль;
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ -
Внутришкольный контроль в современных условиях как инструмент управления качеством обучения учащихся
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
"Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины"
Институт повышения квалификации и переподготовки кадров
Специальный факультет по переподготовке кадров
Кафедра социально-гуманитарных дисциплин
Внутришкольный контроль в современных условиях как инструмент управления качеством обучения учащихся
Дипломная работа
Исполнитель: слушатель группы М - 2
специальности
"Менеджмент учреждений дошкольного,
общего среднего образования,
внешкольного воспитания и обучения"
КИРПИЧёВА Т.Г.
Научный руководитель: к.п.н., доцент Миняйлова Е.Л.
Рецензент к.п.н, доцент АДАРЧЕНКО Е.Л.
Гомель 2009
Задание по дипломной работе (проекту) Слушателю Кирпич ё вой Татьяне Геннадьевне 1. Тема дипломной работы Внутришкольный контроль в современных условиях как инструмент управления качеством обучения учащихся . 2. Срок сдачи слушателем работы "____"_______________ 2009_г.3. Исходные данные к дипломной работеТеоретическая база: работы Л.И. Вагиной, Л.К. Гребенкиной, И.В. Гуревич, Т.Г. Ульяновой, статьи и Интернет-источники, раскрывающие основы планирования и осуществления внутришкольного контроля, нормативно-правовая база, определяющая государственную политику.Объект: процесс управления качеством обучения учащихся.Предмет: внутришкольный контроль как инструмент управления качеством обучения.4. Перечень подлежащих разработке вопросов1) Внутришкольный контроль, его виды и формы2) Теоретические основы планирования и осуществления внутришкольного контроля3) Особенности внутришкольного контроля в современных условиях4) Традиционные и новые контрольные действия, позволяющие охватить функциональные области жизнедеятельности школы.5) Определение эффективности управления качеством обучения учащихся посредством диагностического, репетиционного и централизованного тестирования.5 Календарный план-график работы с указанием сроков выполнения отдельных этапов.Содержание
- Задание по дипломной работе (проекту)
- Введение
- 1. Теоретические основы внутришкольного контроля
- 1.1 Внутришкольный контроль, его виды и формы
- 1.2 Роль и место контроля в системе внутришкольного управления
- 1.3 Требования к контролю
- 1.3.1 Недостатки в организации внутришкольного контроля
- 1.4 Психолого-педагогические условия эффективности внутришкольного контроля
- 1.5 Новые контрольные действия, позволяющие охватить функциональные области жизнедеятельности школы
- 2. Основные направления организации внутришкольного контроля
- 2.1 Планирование и осуществление внутришкольного контроля
- 2.2 Определение эффективности управления качеством обучения учащихся посредством диагностического, репетиционного и централизованного тестирования
- 2.3 Методические рекомендации по осуществлению внутришкольного контроля
- Заключение
- Список использованных источников
- Приложение А
- Приложение Б
- Приложение В
- Приложение Г
Контроль - необходимое условие для успешного осуществления любой деятельности. Он призван выявлять нарушения и недостатки, которые способны отрицательно повлиять на ожидаемый результат работы. Именно контроль обеспечивает обратную связь между руководством школы и учителями, педагогом и детьми. Благодаря ему можно вовремя внести необходимые корректировки в учебно-воспитательный процесс. Рассмотрим, что такое педагогический контроль в школе и как он организуется.
Выполняемые функции
Педагогический контроль - это деятельность, в процессе которой исследуется состояние ее соответствие государственным стандартам, а также уровень знаний, воспитанности и развития школьников. Работа, осуществляемая в этом направлении, выполняет следующие функции:
- Педагогическую. Зная о проверках, дети ответственнее относятся к учебе.
- Диагностическую. Учитель видит слабые и сильные стороны учеников, их характерные ошибки.
- Ориентирующую. Педагог выявляет недочеты своей работы, видит индивидуальные особенности школьников и вносит соответствующие коррективы.
- Профилактическую. Предстоящий контроль побуждает ребенка повторять пройденный материал, предотвращая его забывание.
- Проверочно-оценочную. Контроль за деятельностью каждого педагога позволяет выявить уровень его профессиональной подготовки, недостатки и достоинства. Также оценивается результативность учебных программ.
Требования к контролю
Любая проверка не должна становиться самоцелью. Выявленные недочеты становятся сигналом к внесению изменений в учебно-воспитательный процесс. Существует ряд требований к организации педагогического контроля:
- Ориентация на требования утвержденных программ.
- Объективность контролирующего лица и достоверность результатов.
- Оценка не только уровня теоретических знаний школьников, но и умения применять их на практике, степени самостоятельности.
- Систематичность и своевременность контроля, гласность результатов.
- Применение как коллективных, так и индивидуальных форм.
Систематическая проверка результатов обучения включает в себя:
- Предварительный контроль. Он проводится в начале очередного учебного года и выявляет готовность как педагогов, так и учащихся к предстоящим занятиям. Оценивается уровень развития школьников на данный момент, пробелы в знаниях за прошлый год.
- Текущий контроль . Предполагает постоянное отслеживание результативности отдельных этапов обучения, выявление недочетов.
- Тематический контроль. Проводится в целях закрепления и обобщения объемной темы.
- Итоговый контроль. Представляет собой оценивание результата работы учителя и учеников в течение четверти или всего учебного года.
- Заключительный контроль. Аттестация ученика, по итогам которой выдается документ об окончании школы.
Формы контроля над деятельностью педагогов
Администрация школы должна получать достоверную и своевременную информацию о том, как обстоят дела в образовательном учреждении. Педагогический контроль - это действенный способ проследить за деятельностью учителей, оценить результативность их воздействия на класс, отдельного школьника или целую параллель.
Для этого применяются следующие формы контроля:
- Персональный. Наблюдение за отдельным учителем или учеником.
- Классно-обобщающий. Контроль за деятельностью всех педагогов, работающих с конкретным классом.
- Предметно-обобщающий. Подразумевает изучение результатов работы учителей по выбранной дисциплине.
- Обзорный. Подробное исследование отдельного вопроса (состояние внутришкольной документации, техническая оснащенность кабинетов и т. п.).
- Комплексно-обобщающий. Контроль за и воспитания в параллели классов.
В качестве методов используются наблюдение, подробный разбор занятий, хронометраж, беседы с обменом мнениями, изучение документации, анкетирование, проверка знаний как устная, так и письменная.
Формы контроля за усвоением учебного материала детьми
Чтобы реализовать на практике задачи, поставленные государственными стандартами, необходимо проводить проверку не только организации процесса обучения, но и получаемых результатов. Знания и навыки школьников отслеживаются регулярно. При этом используются следующие формы педагогического контроля:
- Фронтальный. В письменной или устной форме проверяются знания всего класса.
- Групповой. Учитель опрашивает или дает коллективное задание определенной части класса.
- Индивидуальный. Предполагает изучение знаний одного учащегося, часто осуществляется в у доски.
- Комбинированный. Сочетание нескольких видов контроля, когда класс выполняет общее задание, при этом некоторые дети получают индивидуальные карточки. Параллельно учитель вызывает школьников для устного опроса или решения задачи у доски.
- Взаимоконтроль. Дети проверяют письменные работы своих одноклассников.
- Самоконтроль. Ребенок учится видеть свои ошибки, сравнивая работу с образцом, анализировать причины их появления, работать над устранением пробелов.
Методы педагогического контроля
Существуют несколько способов проверить уровень знаний и навыков учащихся. Традиционно в школе применяются следующие методы:
- Устный опрос, предполагающий ответы учащихся на вопросы учителя и их комментирование.
- Письменная проверка , которая осуществляется в форме контрольных работ, сочинений, рефератов, диктантов, чертежей, письменных зачетов, изложений и т. д.
- Лабораторный контроль, во время которого дети демонстрируют умение пользоваться измерительными приборами, ставят опыты.
- Практический контроль. Он предполагает проверку сформированности учебных навыков. Включает в себя исследовательские проекты, составление карт местности, демонстрирование двигательных умений на уроках физической культуры, труда, рисования.
- Тестирование, когда детям предлагаются короткие стандартизированные задания по изученному материалу.
- Машинный контроль , предполагающий использование компьютерных программ и обладающий высокой степенью объективности.
Контроль и физическое воспитание
Целью школы является не только интеллектуальное развитие детей, но и совершенствование их физических качеств, укрепление здоровья. Необходимо, чтобы используемые методы, нагрузка на уроках и соревнованиях соответствовали функциональному состоянию детского организма.
С этой целью применяются следующие виды педагогического контроля:
- Предварительный, в ходе которого делаются выводы о физической подготовленности школьников, состоянии их здоровья.
- Оперативный, предполагающий отслеживание самочувствия, дыхания, пульса и других показателей на протяжении занятия.
- Текущий, определяющий реакцию организма на полученную нагрузку после окончания урока.
- Этапный, замеряющий развитие физических качеств у школьников в течение одной четверти. Оценивается суммарный эффект от тренировок.
- Итоговый, определяющий выполнение или невыполнение годового плана. Служит основанием для составления программы на следующий учебный год.
Из методов широко используются наблюдение за учащимися, опрос о самочувствии, контрольные соревнования и выполнение нормативов, хронометраж занятий с целью чередования нагрузок и отдыха, отслеживание физических показаний (емкость легких, пульс, вес).
Контроль за воспитательным процессом
Школа, согласно образовательным стандартам, отвечает за всестороннее развитие детей. Педагогический контроль - это возможность отслеживать эффективность не только учебного, но и воспитательного процесса.
При этом оцениваются:
- воспитанность школьников;
- работа классных руководителей;
- привлечение родителей к процессу воспитания;
- качество организации общешкольных праздников, мероприятий;
- проведение спортивных соревнований и конкурсов;
- кружковая работа в целях дополнительного образования;
- профилактическая работа со "сложными", педагогически запущенными учениками.
Руководство школы регулярно посещает классные часы, праздничные мероприятия с целью наблюдения за процессом воспитания. Проводятся беседы с учащимися, родителями. На классные руководители представляют отчеты о проделанной работе. Все это позволяет вовремя сменить способы воздействия на школьников, обучить учителей необходимым приемам, методам воспитания, в некоторых случаях - привлечь специалистов со стороны.
Контроль за уровнем воспитанности учащихся
Основная работа по воспитанию школьников ложится на плечи классного руководителя. Оценить ее эффективность невозможно без получения обратной связи.
Педагогический контроль в воспитании подразумевает использование следующих методов:
- Наблюдение за детьми во время различных видов деятельности.
- Беседа, во время которой педагог выявляет степень нравственной информированности воспитанников, их отношение к различным нормам и правилам.
- Психологическое анкетирование.
- Анализ работы актива класса и степени участия школьников в общественно полезных мероприятиях.
- Включение учеников в специально созданные ситуации, позволяющие выявить уровень развития нравственных качеств.
Педагогический контроль - это мера, позволяющая оценить ход учебно-воспитательного процесса и его эффективность. Без него невозможно реализовать поставленные государством цели по воспитанию гармоничной личности.
Внутришкольный контроль (ВШК) является одной из важнейших управленческих функций. Что же необходимо знать и уметь, чтобы внутришкольный контроль стал помощью и эффективным способом работы с учителями по повышению их педагогического мастерства? По моему твёрдому убеждению, залогом успешности планирования и выполнения ВШК является: активность и ответственность каждого члена педагогического коллектива за результат своего труда. А это неизбежно должно привести к повышению качества учебно- воспитательного процесса. Следует помнить и о четырёх требованиях к контролю: систематичность, объективность, действенность и компетентность проверяющего.
Чем же является контроль по отношению к педагогу? Управляющим центром, корректирующим выполнение необходимых действий. Функции контроля – проверка и анализ того, что происходит в школе, сравнение с тем, что должно быть по различным нормативным документам и корректировка деятельности педагогов в соответствии с преследуемыми педагогическим коллективом целями и задачами. Эффективный контроль тесно связан с его переходом на диагностическую основу, превращением в инструмент развития творческого потенциала педагога, с получением объективной информации о жизни школы в целом.
Внутришкольный контроль - это сложный и многоплановый процесс, но всё же имеющий некоторую закономерную упорядоченность и организацию частей, которые находятся во взаимосвязях и выполняют определённые функции. Взаимосвязь этих частей есть структура. Структура является существенной стороной ВШК. А для того чтобы ясно представлять структуру ВШК, необходимо определить направления (разделы), входящие в него, и содержание каждого направления (раздела) контроля. Эффективный контроль не предполагает тотальные проверки по всем направлениям деятельности школы. Целесообразно вычленить приоритетные направления (разделы). В нашей школе это: обеспечение получения основного общего образования всеми категориями обучающихся; оформление и ведение школьной документации; знания, умения и навыки по предметам и состояние преподавания учебных предметов; классно-обобщающий контроль; контроль за работой педагогических кадров; подготовка к государственной (итоговой) аттестации. Каждое из направлений имеет свои особенности с точки зрения организации и содержания работы, но в тоже время тесно взаимосвязано между собой. Например, понятно, что должное состояние преподавания учебных предметов и успешное прохождение государственной (итоговой) аттестации выпускниками школы зависит от педагогического мастерства каждого педагога.
Второе, что необходимо чётко знать руководителю о ВШК, это содержание каждого направления (раздела) контроля. Без этих знаний невозможно глубоко изучить и проанализировать информацию, внести коррективы в дальнейшую работу педагогов и школы в целом. И третье, чем должен владеть администратор, осуществляющий контроль, это знание его видов, форм и методов. Контроль может осуществляться в виде плановых и оперативных проверок, проведения административных контрольных работ или мониторинговых исследований. Формы контроля можно классифицировать по признаку исполнения: коллективная, взаимоконтроль, административные плановый и внеплановый и самоконтроль – форма, свидетельствующая о наивысшей степени организации педагогического коллектива. По объекту контроля: классно-обобщающий, тематический, фронтальный, персональный; по используемым методам: наблюдение, проверка внутришкольной документации, тестирование, анкетирование; по признаку последовательности: предварительный, текущий, промежуточный, итоговый.
Любая форма контроля должна осуществляться в строгой последовательности: обоснование проверки, формулирование цели, разработка плана-задания, сбор информации, анализ результатов проверки, обсуждение итогов. Контроль будет эффективным только тогда, когда собранная информация будет служить основой для педагогического анализа, а через анализ и для коррекции и регулирования. Поэтому результаты внутришкольного контроля обязательно должны анализироваться и оформляются в виде аналитической справки, содержащей констатацию фактов, выводы и предложения и доводиться до каждого педагога.
Итак, что же необходимо знать о ВШК.
Совет №1:
1. структуру ВШК;
2. приоритетные, для Вашей школы, направления ВШК;
4. виды, формы и методы ВШК;
5. цепочку последовательности проведения ВШК.
Руководство школой будет эффективно, если контроль осуществляется не от случая к случаю, а носит систематический характер, на основании намеченного плана. Для того чтобы план ВШК стал документом, ориентированным на достижение целей и задач работы школы, на повышение педагогического мастерства учителей, на качество учебно-воспитательного процесса, на успешность выпускников школы, был документом, носящим контрольно-диагностический и регулятивно-коррекционный характер, необходимо чётко определить направления контроля и содержание каждого из них, цели контроля, формы и методы, кто и когда осуществляет контроль, где обсуждаются результаты. Для этого необходимы тщательный анализ работы школы за прошедший год, формулировка целей и задач на предстоящий год, построение циклограммы работы по месяцам и на неделю. Далее определяются основные блоки ВШК, темы заседаний педагогических советов, вопросы для совещаний при директоре и при заместителе директора.
Совет № 2:
1. подходить ответственно к анализу работы школы за прошедший год, ибо только тщательный анализ позволит получить полную картину дел в школе и выявить стороны подлежащие изучению и контролю;
2. не возлагать на себя весь груз ВШК. Делегировать контролирующие функции другим субъектам образовательного пространства. Например, контроль за уровнем ЗУНов, ведением ученических тетрадей может осуществляться руководителями предметных методических объединений;
3. разработать оптимальную форму плана ВШК: компактную, наглядную, отражающую все стороны жизни школы, удобную для повседневной работы.
План ВШК является открытым документом в нашей школе, с ним может работать любой педагог, кроме того, в начале каждого месяца на специальный стенд в учительской и методическом кабинете вывешивается выписка из этого плана, для того чтобы каждый педагог был знаком с вопросами стоящими на контроле. Это исключает непонимание со стороны педагогов и позволяет быть готовыми к поверкам.
Совет № 3:
1. Внимательно изучи школьное положение о должностном внутришкольном контроле, раздел “Правила внутришкольного контроля”.
2. Прежде чем отправиться на урок к тому или иному педагогу изучи классный журнал, дающий представление об успеваемости учащихся по преподаваемому предмету за определенный период, а также тему, которая изучалась на предыдущем уроке, обрати внимание на регулярность и своевременность заполнения журнала и выставления оценок обучающимся.
3. Анализ каждого урока проводи индивидуально с каждым учителем. При обсуждении будь принципиальным и требовательным, но корректным и доброжелательным. Неприятные для учителя замечания аргументируй фактами.
Довольно удобной и полезной формой внутришкольного контроля является сбор информации в виде отчётов учителей и классных руководителей. Например: “Отчёт учителя-предметника” подаётся в конце каждой четверти и позволяет отследить прохождение программного материала по учебному предмету, выполнение практической части учебной программы, успеваемость обучающихся по этому предмету. “Отчёт классного руководителя”, также подаётся каждую четверть и позволяет получить сведения о классе (количество обучающихся; количество прибывших и выбывших в течение четверти; показатели успеваемости класса; количество “отличников”, “хорошистов”, учащихся, занимающихся с одной, двумя “3”. Кроме того, информация, полученная из этих двух отчётов, позволяет без труда справиться с заполнением “Отчета по движению” и “Отчета по успеваемости школьников по четвертям”. (Приложение №1).
Совет № 4 (последний, но не главный!):
1. Оптимизируй свой труд и цени время коллег.
2. Предлагай педагогам такие формы отчётов, которые будут действительно полезны.
3. Не забывай, в какое время ты живёшь и работаешь, но не пренебрегай опытом педагогов со стажем и литературой с очень давним годом издания.
И, наконец, самый главный совет – “не стой” на месте, развивайся, самосовершенствуйся, учись, веди за собой, будь в центре всех школьных дел и событий, будь генератором идей и задумок, подавай пример во всём! И тогда, обязательно, всё задуманное исполниться!
На фестиваль педагогических идей “Открытый урок” я хочу представить пакет аналитических документов, касающихся проверки оформления и ведения школьной документации. Они могут быть полезны в работе как начинающим завучам, так и более опытным коллегам.
Классный журнал – важнейший государственный документ. Он отражает все стороны учебной деятельности ученика. В классном журнале есть специальная инструкция по его ведению. В начале года я провожу совещание по данной инструкции с учителями школы. После этого каждый учитель расписывается, что с инструкцией по ведению журнала ознакомлен. Цели контроля по проверке классных журналов формулируются следующим образом: состояние оформление журналов, накопляемость оценок; состояние классных журналов на конец 1 четверти; состояние посещаемости учащихся выпускных 9, 11 классов по классным журналам; выявление уровня работы классных руководителей по оформлению журналов, определение накопляемости оценок учителями-предметниками; проверка выполнения государственных программ и их практической части, объективность выставления оценок за четверть; своевременность и правильность заполнения журнала учителями-предметниками, состояние опроса у слабых и неуспевающих учащихся.
Если суммировать констатирующие части справок по проверке журналов, то в общем получается следующая картина: отмечается группа классных руководителей и учителей-предметников, у которых все в порядке; часть классных руководителей не до конца оформила журнал: данные об учащихся, показатели по физической культуре, листы здоровья; несвоевременно отмечаются пропуски учащихся, особенно, если это отдельные уроки, на странице пропусков; отсутствует запись уроков у отдельных учителей; неудовлетворительно поставлен опрос по предмету у некоторых учителей; необъективно выставлены оценки за четверть, год; недостаточная работа со слабоуспевающими учащимися, что является причиной большого количества текущих неудовлетворительных оценок; нарушение инструкции по ведению журнала.
Типичные рекомендации по работе с журналами следующие: обсуждение “Справки” на совещании при директоре, осуществление повторного контроля в такие-то сроки; приглашение для беседы с директором школы учителей, нарушающих инструкцию по ведению журнала. (Приложение №2).
Тетрадь – обязательный атрибут обучения школьника. Трудно назвать предмет учебного плана, по которому школьник не имел бы тетради. Понимая, что без определенного контроля за ведением тетради нельзя добиться не только знаний ученика по предмету, но и элементарной грамотности, государство оплачивает проверку тетрадей учителям-предметникам. При проверки тетрадей контролируется: выполнение учителем норм проверки тетрадей; выполнение учащихся домашних работ; правильность оформление письменных работ; соблюдение единого орфографического режима; наличие (отсутствие) работы над ошибками; правильность ведения тетрадей для контрольных работ и их сохранность в течение года; соответствие объема классных и домашних работ. (Приложение №3)
Личное дело ученика – номенклатурный документ установленного образца, куда наряду с анкетными данными вносятся итоговые отметки успеваемости ученика по годам обучения. Личное дело сопровождает ученика по всему его учебному пути с 1 по 11 класс. В соответствии с законом личные дела учащихся хранятся в школе в течение трех лет после окончания ими школы. Личное дело ученика – это своеобразная визитная карточка школы. По нему судят о школе, в которой учился ребенок. Именно поэтому необходимо регулярно контролировать ведение личных дел учащихся. Привожу пример справки по проверке личных дел учащихся. (Приложение №4).
Тематическое планирование учителя предназначено для определения оптимальных путей реализации образовательной, развивающей и воспитательной функции учебно-воспитательного процесса в системе уроков по данной теме или разделу учебной программы. Проверку тематического планирования провожу в начале учебного года по разработанной мною схеме. (Приложение №5). В конце каждого полугодия контролирую выполнение государственных программ, их соответствие календарно-тематическому планированию, выполнение практической части программ и норм контрольных работ. (Приложение №6) . По итогам проверки все замечания и рекомендации доводятся до сведения учителей и оформляются в справках.
1. Понятие о внутришкольном контроле. Контроль – важнейшая управленческая задача. Внутришкольный контроль - всестороннее изучение и анализ учебно-воспитательного процесса в школе в целях координации всей ее работы в соответствии со стоящими перед ней задачами, предупреждения возможных ошибок и оказания необходимой помощи педагогическому коллективу.
Контроль не пользуется любовью, но объединяет и контролирующих и контролируемых.
Контроль – это постоянное сравнение того, что есть, с тем, что должно быть. Контролировать может только тот, кто знает, что должно быть, и своевременно делает это знание достоянием других.
Цель контроля: - не «поймать», «уличить», «схватить»; а в том, чтобы выработать желаемую линию поведения, определенный образ действии, т.е. контроль предполагает сравнение не только результатов с целью, но и самого процесса с желаемым его состоянием.
Контроль направлен на помощь, на выявление положительного, коррекцию настоящего в соответствии с (будущим) планируемым. При таком подходе исчезают страхи.
В отличие от инспектирования внутришкольный контроль осуществляется субъектами самого образовательного учреждения.
Различают административный контроль, взаимоконтроль, коллективный контроль учителей, а также самоконтроль.
Контроль – процесс, обеспечивающий достижения организацией поставленных целей.
Процесс контроля состоит из установки стандартов, измерения фактических достигнутых результатов и проведения корректировки в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.
Почему необходим контроль?
1. Наличие неопределенности в планах и организационных структурах (изменение законов, социальных ценностей, технологий, условий и пр. переменных дисциплин окружающей среды; человеческий фактор).
2. Предупреждение возникновения кризисных ситуаций (возможность ошибок и недочетов при сборе информации, анализе, планировании и пр.).
3. Поддержание успеха.
4. Взаимосвязь контроля со всеми функциями управления.
Цель внутришкольного контроля - дать информацию о реальном состоянии дел в образовательном учреждении, выявить причины недостатков работы для исправления ситуации, оказать методическую и практическую помощь учителям, что, в свою очередь, приведет к совершенствованию деятельности образовательного учреждения, повышение мастерства учителей, улучшение качества образования в школе.
Контроль и анализ информации лежат в основе принятия управленческих решений и таким образом делают управление осмысленным и целеустремлённым. Информация, получаемая в ходе внутришкольного контроля, используется в ходе оценки работы кадров, при обобщении совета, методических объединений, кафедр, творческих групп и др.
2. Принципы внутришкольного контроля:
Предупредительный характер,
Планомерность,
Обоснованность,
Всесторонность,
- системность (если контроль будет эпизодическим, то продуктивность его резко снижается),
Теоретическая и методическая подготовленность.
В современной теории внутришкольного управления выделяют принципы эффективного внутришкольного контроля :
Стратегической направленности контроля;
Соответствия делу (адекватность методов внутришкольного контроля его объекту и ситуации);
Соответствия нормативам (например, требованиям ГОСО);
Контроля по критическим точкам;
Существенных отклонений;
Действия (ориентация контроля на конструктивные изменения ситуации);
Своевременности, простоты и экономичности контроля.
Кроме того можно выделить ряд принципов с позиций гуманистического подхода в управлении образованием:
принцип поиска позитивного. Если контролирующий будет настроен на получение позитивного результата контроля, будет отмечать успехи в работе педагога в первую очередь, то диалог между ним и контролируемым об устранении недостатков в работе станет более продуктивным;
принцип контроля за достижением цели. Бессмысленно осуществлять контроль за процессом функционирования, циклично повторяя формы и темы контроля. Контроль должен быть нацелен на получение информации о достижении цели и задач учреждения;
принцип активной позиции педагога к системе внутришкольного контроля: перевод внешнего контроля на внутренний уровень: взаимоконтроль и самоконтроль;
принцип гласности и открытости контрол я. Результаты контроля – как позитивные, так и негативные, должны стать известны всему коллективу. В этом случае каждый член коллектива может самостоятельно оценить себя или отметить свои ошибки по отношению к общим критериям.
3. Объекты, виды, формы внутришкольного контроля .
Объекты внутришкольного контроля:
Учебный процесс,
Воспитательный процесс,
Методическая работа,
Научная и экспериментальная деятельность,
Психологическое состояние детского и педагогического коллективов,
Обеспеченность учебно-воспитательного процесса необходимыми условиями.
Виды внутришкольного контроля :
По признаку исполнителя контроля (коллективный, взаимоконтроль, самоконтроль, административный плановый и неплановый);
По охвату объектов контроля (классно-обобщающий - анализ работы учителей и учащихся в одном классе, фронтальный - глубокое изучение и анализ общего состояния дел по всем направлениям, тематический - глубокое и всестороннее изучение состояния учебно-воспитательного процесса по конкретному направлению, персональный - всесторонний анализ деятельности отдельных учителей, обзорный - анализ общего состояния дел в школе без их глубокого изучения); по месту в процессе управления (текущий, предварительный, промежуточный, итоговый).
Методы внутришкольного контроля:
Посещение и анализ уроков и воспитательных занятий,
Анализ школьной документации и работ учащихся, беседы с учителями, учащимися и их родителями;
Проведение административных контрольных работ и опросов учащихся по программному материалу;
Анкетирование, тестирование, хронометраж и др.
Формы контроля : обзорный, предварительный, персональный, тематический, фронтальный, классно-обобщающий.
Обзорный контроль – выявление общего состояния дел: профессиональный уровень педколлектива на начало года; работа над проблемной темой по истечению определенного срока; ознакомление вновь назначенного руководителя с работой общешкольного коллектива; человеческие, материальные и финансовые ресурсы и др.
Предварительный контроль используется в работе с начинающими или вновь прибывшими в педколлектив учителем. Цель контроля предупредить возможные ошибки в работе учителя, например, при изучении сложной темы. Контроль используется для оказания воздействия на эффективность труда учителя.
Персональный контроль позволяет руководителю длительно работать с отдельным учителем с целью повышения его педагогического мастерства. Целью ПК может стать достижение необходимой требовательности и систематичности в работе отдельного учителя.
Тематический контроль предусматривает проверку отдельных тем, выполнения учебно-воспитательных задач. Цель ТК – отработка и утверждение в практической деятельности каждого учителя современных требований к учебно-воспитательному процессу, внедрение эффективных форм и методов работы.
Фронтальный контроль - ознакомление с системой работы одного учителя, группой учителей или целого методического объединения (кафедры).
Классно-обобщающий контроль - форма, позволяющая руководителю выяснить воздействие разных учителей на учащихся одного класса и методом сравнения определить глубину этого воздействия.
Условия эффективности контроля:
1. Стратегическая направленность контроля.
2. Ориентация на результаты.
3. Своевременность контроля.
4. Экономичность контроля.
5. Достоверность информации о положении дел в школе.
6. Действенность контроля, оказание своевременной помощи тем, кто в ней нуждается, распространение передового педагогического опыта.
7. Высокая культура проверяющих, их компетентность
Контроль за результатами.
1. Что было выполнено из задуманных задач, целей?
2. Насколько модель соотносится с реальностью?
3. Какие параметры не совпадают?
4. Почему? В чем причина?
5. Где произошел срыв? На каком этапе процессе? Каковы внутренние и внешние причиной? Какая дополнительная информация нужна?
6.Какие коррективы нужно внести в процесс?
7. Какие коррективы нужно внести в перспективный план?
8. Что нужно внести в текущее планирование?
Недостатки контроля руководителя:
Несформированность системного подхода к явлениям и процессам;
Недостаточная компетентность (эрудиция);
Неумение выделять проблемы и их решать.
Неумение работать с людьми:
Управленческий аспект;
Психологический аспект;
Какие выводы я должен сделать? 7 ошибок, вызывающих раздражение:
1. Контроль не должен ограничиваться инцидентами.
2. Тотальный контроль порождает небрежность.
3. Скрытый контроль вызывает только досаду.
4. Контролируйте не только любимый участок.
5. Контроль – не проформа.
6. Не контролируйте из недоверия.
7. Не держите своих выводов при себе.