Я - киборг: Тестируем сапоги-скороходы. В какой сказке есть сапоги-скороходы? Краткий анализ

В какой сказке есть сапоги-скороходы? Краткий анализ Для многих сказок, и русских, и европейских, характерно использование волшебных предметов, предназначение которых – помогать героям в осуществлении задуманных свершений и великих подвигов. К примеру, делать их невидимыми, неуязвимыми для зла, придавать силу и бесконечные возможности организма. К таким артефактам можно с уверенностью отнести и сапоги-скороходы. В какой сказке встречается данное приспособление, элемент одежды, придающий персонажу, его надевающему, огромную быстроту перемещения в пространстве? Или, может, таких произведений несколько? На эти и другие, не менее интересные вопросы отвечает наша статья. Из Древней Греции Суть и предназначение атрибута более чем ясны. Понятное дело, что подобной обуви в те времена не существовало, да и не существует, наверное, и по сей день (исключение – специализированные разработки разве что для Джеймса Бонда или выдумки сумасшедших изобретателей). Но упоминание о ней можно с довольной регулярностью встретить в различных сказках некоторых народов мира и авторских, которые написали конкретные сказочники. Откуда же пошло такое чудо и в какой сказке есть сапоги-скороходы, откуда, так сказать, ноги растут? Первое из нам известных упоминаний подобной обувки – в древнегреческих мифах. Конечно же, не сапоги, а специальные сандалии с крыльцами, которые имел Гермес, по совместительству – божественный почтальон. Они помогали ему, когда надо было разнести вести и преодолеть при этом огромные расстояния в считаные минуты. Конечно, это будет не совсем верный ответ на вопрос о том, в какой сказке есть сапоги-скороходы. Поскольку миф – это не совсем сказка (а некоторые ученые даже считают, что совсем не сказка). Но все же первопричина появления самого магического предмета становится ясна, как и его суть: многократно ускорить перемещение в пространстве. В какой сказке есть сапоги-скороходы А теперь займемся непосредственно сказками. Русские и европейские, авторские и народные, они также содержат в себе упоминания о такой полезной вещи, как сапоги-скороходы. Из какой сказки название прижилось в народе – трудновато сказать. Уделим внимание сразу нескольким наиболее популярным. «Вещий сон» В ней главный герой – Иван, сын купца. Сказка – русская, представленная в обработке известного собирателя устного творчества народа Афанасьева. Повествует о русском парне, ослушавшемся воли отца. За это он был привязан нагишом к столбу и брошен посреди дороги. Ему помогает царевич, но вскоре Иван разгневал и его, за что был брошен в каменный мешок. Затем царевич все же освобождает его с целью использовать вместо себя в одном важном деле. А Иван отправляется в путешествие, снарядив небольшую дружину, одетую в похожие кафтаны, числом в 12 человек. В лесу юноша встречает старцев, получивших в наследство от своего отца: шапку-невидимку, ковер-самолет, сапоги-скороходы. И обманом завладевает могущественными артефактами. Впоследствии с помощью них он совершает добрые дела. Таким образом, на вопрос о том, в какой сказке есть сапоги-скороходы, один из ответов – «Вещий сон». Сказка «Заколдованная королевна» В ней солдат отставной – главный герой – осуществляет женитьбу на королевне, что временно приняла образ медведицы. Здесь он тоже путем обмана завладел теми же тремя волшебными приспособлениями, но почему-то не использует сапоги-скороходы – этот предмет. В какой сказке упоминается артефакт? На данный вопрос можно ответить: «Заколдованная королевна». Шарль Перро В одной из авторских сказок этого знаменитого сказочника (безусловно, базирующихся на народных материалах) – «Мальчик-с-пальчик» - встречается прямое упоминание о семимильных сапогах. В некоторых вариантах переводов они озвучены даже как сапоги-скороходы. Главный герой похищает их у Людоеда. К тому же Мальчик-с-пальчик устраивается на службу к королю гонцом и при помощи этого волшебного атрибута зарабатывает много денег, помогая в нужде семье. Другие произведения Еще в какой сказке есть скатерть, сапоги-скороходы, шапка-невидимка и другие магические предметы? Можно отметить из русских народных: «Марья Моревна», «Шапка-невидимка, волшебный кнут и семимильные сапоги». В последней атрибуты предлагает черт, что говорит о несколько негативном отношении народа к подобному волшебству. Еще можно отметить такие, как «Дивка», где волшебным сапогам пришлось сгореть, «Ночные пляски», «Торбочка-самобранка», где обувь достается солдату. А, к примеру, в авторской сказке Носова про Незнайку также есть упоминание о чудесах. Из зарубежных: в сказке Гауфа про Маленького Мука героя волшебные туфли перемещают на большие расстояния, что он использует с успехом для своих собственных целей. У Андерсена есть сказка «Калоши счастья», где героя волшебная обувь также перемещает – только во времени. А у Баума в «Волшебнике страны Оз» магия туфелек переносит главную героиню из странствий на чужбине домой! Подводим итоги Вот такие они - многоликие и разномастные сапоги-скороходы. В какой сказке встречается волшебный атрибут (да и не одной!) мы с вами проанализировали. Но как бы ни выглядела волшебная обувь, основное ее предназначение остается неизменным во всех произведениях: быстрое перемещение. Кстати, и у знаменитого Санта-Клауса также, несомненно, по некоторым данным, есть сапоги-скороходы: как-то же он успевает за ночь облететь всех-всех детишек и одарить их заказанными в письмах подарками!

«Вот бы мне сапоги-скороходы!» Наверняка были времена, когда такое опрометчивое желание появлялось в головах у большинства наших соотечественников, да и не только у них. Современный мир требует от человека скорости, и иногда требуемая скорость совершенно не подходит для человека. Вот в такие моменты хочется иметь сапоги-скороходы, чтобы успевать всегда и везде. Жаль, что это всего лишь сказочный реквизит и реальному миру он не принадлежит. И все-таки, в какой сказке есть сапоги-скороходы?

Артефакты

Каждая нация или народность имеет свое устное народное творчество, в том числе и сказки. И в этих скаках нередко могут встретиться такие странные предметы, как плащ-невидимка, ковер-самолет или сапоги-скороходы. Эти предметы делают своих владельцев неуязвимыми и наделяют их уникальными способностями.

В сказках часто встречаются волшебные предметы, которые помогают героям справляться с жизненными трудностями. Кто-то эти предметы ворует, кто-то находит, кто-то получает в наследство - собственно, это не играет большой роли. Основная задача волшебных артефактов - придать повествованию легкое, волшебное послевкусие и заставить поверить в несбыточное.

И даже такие «не гламурные» сапоги-скороходы заставляют улыбаться и мысленно примерять этот несуществующий предмет на свою ногу. Итак, в какой сказке есть сапоги-скороходы и какое их происхождение?

Сапоги-скороходы: происхождение

Обувь, обладающая магическими свойствами, нередко упоминается как в русских, так и в европейских сказках. Естественно, что в реальности таких предметов никогда не существовало, не существует и наверняка не будет существовать.

Впервые истории об обуви, что помогает передвигаться на немыслимые расстояния, появились в Древней Греции. Среди мифов того времени существует история о боге торговли Гермесе, который должен был разносить новости во все уголки мира. Специально для этого задания у него были сандалии с крыльями, которые помогали ему преодолевать немыслимые расстояния за считанные минуты.

Эта идея показалась занятной многим сказочникам, и они переняли основы. С течением времени трансформировался вид обуви, но главная магическая составляющая оставалась неизменной. Так появились волшебные сапоги. Сейчас сложно сказать, из какой сказки сапоги-скороходы впервые предстали перед зрителями. Этот магический предмет фигурировал во многих историях, о которых непременно стоит упомянуть.

«Вещий сон»

В русских сказках неоднократно фигурируют магические предметы. К примеру, сказка «Вещий сон». В ней рассказывается о главном герое Иване, который не хотел поведать своему отцу сон, что ему приснился. За это он был привязан к дорожному столбу. Мимо проезжал царевич и тоже захотел узнать, какой сон приснился Ивану (интересно же, за что отец казнил сына). Но герой продолжал отмалчиваться. За неповиновение царскому приказу царевич бросает Ивана в темницу.

Находясь в заключении, герой знакомится с сестрой царевича и тайно помогает ему выполнять задания Елены Прекрасной. Для этого он разжился (не совсем честным путем) шапкой-невидимкой, ковром-самолетом и сапогами-скороходами. С помощью этих магических артефактов Иван совершает много добрых дел, устраивает судьбу царевича и обретает свое счастье.

Сказка «Вещий сон» заканчивается счастливо, и читатель узнает, что Ивану снилось именно то, что с ним произошло. Во сне он увидел, как получить сапоги-скороходы и какие задания ему придется выполнять.

«Мальчик-с-пальчик»

Далее стоит упомянуть известную всем с раннего детства сказку Шарля Перро «Мальчик-с-пальчик». Это история о семье бедного лесоруба. Однажды его дела пошли совсем плохо и не было денег, чтобы прокормить семью. А у него было семь сыновей. Чтобы не видеть голодной смерти своих детей, жена предложила лесорубу отвести их в лес.

Там мальчиков нашел Людоед, они оказались в смертельной опасности. Но младший из братьев, Мальчик-с-пальчик, не растерялся, он быстро понял, что к чему, отправил своих братьев домой, а сам украл у Людоеда семимильные сапоги. В некоторых переводах их также называют сапогами-скороходами. По факту они выполняют одинаковые функции.

Итак, имея при себе столь ценный артефакт, Мальчик-с-пальчик приступает на королевскую службу в качестве гонца и в скором времени помогает своей семье выбраться из нищеты. И поскольку Шарль Перро личность очень известная, можно даже сказать что вот из какой сказки сапоги-скороходы берут свое происхождение.

«Королева-медведица»

Эта сказка всем известная под названием «Заколдованная королевна». Здесь рассказывается история о том, как солдат в отставке по странному стечению обстоятельств женился на королевне, которая временно находилась в образе медведицы. Он нашел ее в старом замке и три ночи сражался с нечистыми силами, чтобы снять заклятие.

Спустя некоторое время ему захотелось проведать родных, которые жили за тридевять земель. Во время своего путешествия он повстречал нечистых, которые дрались за интересные диковинки: шапку-невидимку, ковер-самолет, сапоги-скороходы. Обманным путем солдат завладевает этими артефактами и возвращается домой, к жене. Стоит отметить, что герой не использовал сапоги при свершении подвигов.

Вопрос дня

Если поспрашивать у детей и взрослых, в какой сказке есть сапоги-скороходы, они с высокой долей вероятности назовут историю о Мальчике-с-пальчике. Это в порядке вещей. Однако случается и такое, что сапоги-скороходы можно встретить в сказке «Золушка». Интересно, был ли в этой историй такой волшебный артефакт?

В классическом варианте это сказка о бедной девушке, над которой измывалась мачеха. Все помнят историю о хрустальной туфельке, прекрасном принце и крестной-фее, что собрала девушку на бал. Итак, вопрос: откуда в этой классической идиллии взялись сапоги? На самом деле сапогами-скороходами пользовались королевские стражники, которые помогали принцу искать таинственную девушку. В некоторых версиях сказки «Золушка» сапоги-скороходы использовал гонец, приносивший приглашения на королевский бал.

Хоть не сапоги, но тоже волшебная обувь

Теперь понятно, в какой сказке есть сапоги-скороходы, вот только помимо сапог есть еще несколько пар волшебной обуви. Например, в сказке «Маленький Мук» читатель узнает о существовании волшебных туфель, которые так же, как и сапоги-скороходы, перемещают своего владельца на любое расстояние. Также волшебные туфли фигурируют в сказке «Волшебник из страны Оз».

А вот в сказке «Калоши счастья» Г. К. Андерсена можно встретить обувь, что разрезает не пространство, а время. Сказочник не видит смысла в волшебной обуви, поэтому показывает, что от нее больше проблем, чем проку.

Иногда сапоги-скороходы называют семимильными, а временами просто волшебными сапогами, но суть магического предмета от этого не меняется. Они помогают героям сказочных историй преодолевать огромные расстояния за короткое время. И неважно, какого герой роста, веса и социального статуса, он все равно окажется в нужном для себя месте.

Вспомните, какой силой в старинных сказках наделяли обувь. Сапоги-скороходы могли вмиг домчать куда угодно. Серебряные туфли злой Гингемы из сказки Александра Волкова «Волшебник Изумрудного города» могли «телепортировать» героев в любую точку мира. А каким важным и деловитым становился сразу Кот в сапогах! А ведь каждую пару этой обуви мастерил обычный сапожник («башмачник» по-старому). В прежние времена людей этой профессии очень уважали и даже приравнивали к волшебникам. «Одесская жизнь» решила напомнить о сказках, в которых обувь играет очень важную роль.

Хрустальные туфельки и позолоченные сандалии

История Золушки — один из самых популярных сюжетов, который имеет свыше тысячи воплощений в сказках разных народов мира. О хрустальной туфельке в разных вариациях знают многие. Но мало кому известно, что «прабабушкой» туфельки была позолоченная сандалия. Эта версия сказки найдена на древних египетских папирусах.

Главную героиню этой сказки зовут Родопис. Она родилась в Греции. Однажды красивую девушку похитили пираты, привезли в Египет и продали в рабство. Хозяину так понравилась хрупкая девушка, что он купил ей изящные кожаные позолоченные сандалии. Когда Родопис купалась в реке, сокол украл ее сандалию и унес фараону. Сандалия была такой маленькой, что фараон захотел увидеть ее владелицу, снарядил корабль и бросился на поиски. Когда он нашел Родопис, то женился на ней.

Такие разные «Красные башмачки»

Есть как минимум две сказки с подобным названием. Но если в случае с хрустальными туфельками истории хоть как-то похожи, то в двух историях о красных башмачках нет ничего общего.

Одна из них — мистическая сказка Ханса Кристиана Андерсена «Красные башмаки», написанная писателем в 1845 году. В этой истории башмаки играют с главной героиней по имени Карен злую шутку. Первую пару ей сшила старая башмачница из обрезков красного сукна — она просто пожалела бедную девочку, которая ходила босиком в стужу. Девочка пошла в них на похороны матери. Вторая пара дорогих атласных башмаков у Карен появилась, когда она стала старше. Она жила у бездетной богатой барышни, которая ее баловала. Из-за того, что девушка надевала эти самые башмаки не к месту и ни о чем другом не могла думать, один старец решил проучить ее — как только ноги Карен пустились в пляс, они уже никогда не могли остановиться, и даже снять башмаки было почти невозможно. По мотивам этой сказки в 1948 году в Великобритании был снят кинофильм о том, как страсть к танцу может стать причиной смерти балерины. В нем башмаки превратились в атласные пуанты.

А 30 лет назад студия «Укртелефильм» сняла детскую музыкальную картину «Красные башмачки» по мотивам украинских народных сказок. Эти башмачки наделены совсем иной силой — они способны очистить лес от гнили и поганых грибов, и вырастить волшебную нечуй-траву. А волшебная трава исцелит от страшных недугов маму Марийки и других жителей деревни. Но надеть их может лишь самый честный, находчивый и смелый человек, прошедший множество испытаний. Башмачки хранятся у лесного царя, который должен их отдать только тому, кто заслужит его доверие.

Лапти, кеды, валенки…

В некоторых сказках обувь на животных далеко не волшебная, а самая что ни на есть обычная. Просто, одев сапоги, Пес или Кот становятся похожими на дворян и с их мнением уже считаются даже люди (мультфильмы «Кот в сапогах» 1968 года и «Пес в сапогах» 1981 года.).

В музыкальном фильме «Туфли с золотыми пряжками», снятом на Одесской киностудии в 1976 году, обувь становится частью детективной истории. Дело в том, что у царя-батюшки «пропали» туфли с золотыми пряжками, которые ему подарил дружественный король. А после того как пропажу находят, царь предлагает их Ивану-дураку в качестве откупа — чтобы Иван отказался от царской дочери, царевны Марьюшки. Влюбленный Иван, конечно же, не соглашается на царский подарок, ведь в лаптях ему удобнее.

В повести Николая Гоголя «Ночь перед Рождеством» Оксана посылает своего возлюбленного Вакулу за черевичками, которые носит сама царица.

А в мультфильме «Зима в Простоквашино» по мотивам сказок Эдуарда Успенского, кот Матроскин и пес Шарик из-за разных взглядов на зимнюю обувь поссорились и перестали разговаривать:

— Говорил я этому охотнику: купи себе валенки! А он что: пошел и кеды купил — они, говорит, красивее, — рассказывает практичный Матроскин

— Это он не подумавши сделал. У нас зимой в кедах даже студенты не ходят, — поддакивает почтальон Печкин.

Сапоги-скороходы в детских сказках

Во многих сказках встречаются сапоги-скороходы (или семимильные сапоги). В сказке Шарля Перро «Мальчик-с-пальчик», главный герой похищает семимильные сапоги у Людоеда. Малыш устроился на королевскую службу в качестве гонца и при помощи волшебной обуви заработал много денег и помог семье выбраться из нужды.

В сказке «Вещий сон» главный герой Иван — купеческий сын. Так случилось, что не совсем честным путем он завладел важными сказочными атрибутами — шапкой-невидимкой, ковром-самолетом и сапогами-скороходами для совершения добрых дел.

Главному герою сказки «Заколдованная королевна», отставному солдату, пришлось жениться на королевне, находящейся в образе медведицы. Чтобы ее расколдовать, он похищает ковер-самолет, шапку-невидимку и сапоги-скороходы. Правда, во время совершения всех сказочных дел сапогами воспользоваться не пришлось.

Телефильмы : «Золушка» (1947), «Умные вещи» (1973)

Мультфильмы : «Ночь перед Рождеством» (1951), «Кот в сапогах» (1968), «Волшебник Изумрудного города» (1973), «Мук-скороход» (1975), «Пес в сапогах» (1981), «Красные башмачки» (1986), «Старый Сапожник» (1987).

*Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Волшебные рубашки – встречаются в русской и европейской мифологии.

Область магического действия и применения довольно широкая (в отличии от узконаправленных сапог скороходов, например)

Это и способность к оборотничеству в такой рубашке (Из лебедя в человека и обратно, и других животных). Помнится, процесс изготовления таких рубашек был очень долгим и кропотливым и даже временами болезненным, так как крапиву для создания оборотнических рубашек надо было рвать и мять голыми руками и ногами, да еще к тому же требуют выполнения сложных временных табу, типа того, что нельзя ни с кем разговаривать год, но ведь это ни что, если вы действительно желаете сделать волшебную рубашку.

Так же существовали рубашки принадлежат к классу лётной одежды, которые давали возможность ее владельцу запросто, не превращаясь в птицу летать по воздуху. Вот тут видимо надо изучить повнимательнее процесс создания одежды и подумать, что лучше, сделать лётную или оборотническую рубашку, чтобы превращаться в птицу, правда, оборотнические рубашки могут превратить вас не только в птицу, но и других животных, а лётная рубашка только одного действия.

Как утверждает легенда, делаются лётные рубашки из легчайшего материала – тополиного или одуванчикового пуха, который надо собирать в определенные дни с попутным применением всяких особых элементов, кучей запретов и прочих особых правил, но, конечно, сделав такую рубашку, перед героем открывались большие возможности безнаказанно шастать по вражеским городам, красть чужих невест или древние и другие магические реликвии.

Ну а о рубашках с заговором от меча и ножа и говорить нечего, так как эти делали, а точнее заговаривали обычную рубашку, все кому не лень, начиная от матерых колдунов и волхвов, и кончая хорошей и умной женой или сестрой. И я думаю можно заговорить рубашку не только от меча и ножа, но и от пьянства так сказать (чтобы муж в пивнушку не ходил. Наденет такую рубашку, только захочет повернуть к пивнушке, а рубашка его стянет, мала станет, грудную клетку сдавит и мужу сразу домой захочется, скорее раздеться и спать).

По видимому вышивка и украшательства на рубашках остались с прошлых времен именно, как часть обрядового действия по созданию волшебной рубашки. Волшебные руны и знаки раньше имели ведь определенный смысл, это теперь они просто для украшения, а раньше они были с направленным умыслом. Так же как и тот факт, что мы стремимся одевать натуральную одежу из натуральных материалов, так как заложить магию в синтетику невозможно, и для создания волшебных рубашек она не очень подходит.

Сапоги скороходы

Сапоги скороходы: чаще всего присутствуют в русских или славянских былинах и сказках, но встречаются и у других народов.

Как правило, сначала принадлежат либо злому великану-людоеду, либо колдуну, либо ведьме, и герою приходится силой отбирать их.

Сапоги не имеют размера и сделаны, видимо, из какого-то особого, волшебного материала, который при надевании владельцем принимает его форму. То есть любому, кто наденет эти чудо сапожки, они придутся в пору, приняв форму и размер ноги владельца (хорошая практика для будущих модельеров). Меня это наводит на мысль, что сапоги были сделаны из какого-то био-материала…

А после того, как герой или героиня надели эти волшебные сапожки, начинается самое главное, по желанию они могут перенести владельца на большие расстояния без физической нагрузки для ее владельца.

Правда, существует опасность не попадания в нужное место, если у вас отсутствует хороших глазомер, так как сапогам нужен точный приказ, на какое расстояние переносить, мысленный или голосом, без разницы.

Так бывает не всегда, конечно, существуют сапоги, которые просто увеличивают скорость ходьбы, только вот не говорится, уставали ли ноги у владельца именно от такой модели сапог. Об этом остается только догадываться, но факт остается фактом, сапоги скороходы помогают в один миг перебегать или перескакивать большие расстояния, и вместо долгих утомительных недель походов герой за одну минуту оказывается в другой стране.

Кстати сказать, наш родной Дед Мороз пользуется такими сапогами-скороходами перед Новым годом, когда он носится по свету и улаживает свои зимние предпраздничные дела, типа того, что расписывает стекла морозными узорами или одевает деревья в зимние наряды. Надо думать, что без них он точно не справился бы и быстро все не смог сделать никогда.

    На самом деле сказок, где встречаются сапоги-скороходы не так уж и много, вопрос на засыпку, с трудом вспоминаю такие, как Маленький Мук, Мальчик с пальчик, Заколдованная королева. Больше не вспоминается.

    Если мне не изменяет память, сапоги-скороходы упоминались в Мальчике-с-пальчике Шарля Перро. Еще вспоминаю, что в советском фильме Золушка слуги короля пользовались семимильными сапогами, так сказать, аналогом скороходов. В Маленьком Муке тоже.

    Сапоги-скороходы есть в сказке Мальчик-с-пальчик, там они помогли мальчику убежать от людоеда, а после стать главным гонцом при королевском дворе, и еще в сказке Маленький Мук, там главный герой обогнал королевских гонцов и победил их благодаря этим чудо-сапогам.

    Сапоги-скороходы встречаются в разных сказках народов мира, в том числе и в русских сказках.

    Так, например, в русской народной сказке под названием Вещий сон, где сапоги-скороходы были у главного героя сказки Ивана-купеческого сына.

    В сказке заколдованная королевна так же есть сапоги-скороходы, которыми воспользовался герой сказки - отставной солдат.

    В сказке Шарля Перро Мальчик с пальчик тоже есть сапоги-скороходы, которые помогли главному герою, которым и является Мальчик с пальчик. Правда, там в сказке эти сапоги называются семимильными а не скороходами, но само название сапог не меняет их основной функции как волшебного предмета, помогающего за короткий срок преодолевать огромные расстояния.

    Сапоги-скороходы - сказочный волшебный предмет для очень быстрого передвижения. Его можно встретить в нескольких сказках, понимаю, что вспомнить их названия достаточно трудно, поэтому перечислю их, чтобы многие не ломали голову:

    • Вещий сон;
    • Заколдованная королевна;
    • Мальчик-с-пальчик (Ш. Перро).
  • Сапоги-скороходы в сказках встречаются, это с одной стороны что-то невероятное и волшебное, что собственно и дает детям особую атмосферу, и огромное поле для своих фантазий. И это есть залогом успеха таких книг, когда дети могут вспомнить приятные и удивительные моменты, и поговорить о них со взрослыми, или между собой.

    В таких произведениях удалось найти нужное:

    Сапоги-скороходы сказочный и волшебный предмет, который предат сказке что-то невероятное. Встречается такой сказочный предмет в нескольких сказках Маленький Мук, Дивка, Мальчик с пальчик, Ночные пляски, Заколдованная королева.

    Я не буду обращаться к сказкам зарубежных писателей, в которых тема волшебных сапог или туфель скороходов прописана достаточно широко, остановлюсь лишь на русских народных сказках, в которых сапоги скороходы также упоминаются как очень полезная вещь, наравне со скатертью-самобранкой или мечом-кладенцом.

    Итак, упоминание об этой сказочной обуви можно встретить в сказке Ночные пляски, в которой находчивый солдат так поделил между мужиками волшебные предметы, что сапоги достались ему. Похожий сюжет можно обнаружить в сказке Вещий сон, но там дележом занимался купеческий сын Иван. Есть сапоги скороходы в сказке Торбочка-самобранка в которой вновь обыгран сюжет дележа наследства солдатом. Такая же ситуация и в сказке Заколдованная королевна. Ну а в сказке Дивка сапогам скороходам довелось сгореть, а вместе с ними умерла и Дивка.

    Упоминание о сапогах-скороходах, которые помогают преодолевать длинные расстояния за считанные секунды, есть в нескольких сказках:

    Карлик нос

    Мальчик с пальчик

    Маленький мук (волшебные туфли)

    Вещий сон

    Заколдованная царевна

    Как видим, многие сказки восточные, но есть и русские.

    Волшебный атрибут сказки сапоги - скороходы, встречается в таких сказках, как:

    1. Сказка о маленьком Муке.
    2. Карлик нос.
    3. Мальчик - с - пальчик.
    4. Золушка.
    5. Вещий сон.
    6. Заколдованная королевна.
    7. Незнайка в солнечном городе.

    Благодаря сапогам - скороходам, можно иметь небольшой рост и не длинные ноги, все равно быстро окажешься в желаемом месте.