Я жить хочу чтоб мыслить и страдать. «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать…» (По лирике А

В своем творчестве А. С. Пушкин с удивительным мастерством сумел раскрыть самые лучшие стороны своей души - светлый оптимизм, веру в жизнь (несмотря на ее горести и заботы), гуманизм в самом лучшем смысле этого слова. Величием созданных им произведений, своей личностью, в которой воплотилось все лучшее, что может быть в человеке, всей своей жизнью, прожитой стремительно и ярко, силой своей мечты, своих гордых порывов, безудержной любовью к жизни поэт покорил сердца и умы не одного поколения читателей. Не только силой поэзии, но и силой души Пушкин намного превосходил и своих современников, и последователей. Первое, что бросается в глаза при чтении стихов, - это удивительная художественная яркость и ясность образов, заражающая сила чувств, блеск ума, мастерское владение всеми выразительными средствами поэтической речи.

Наиболее полно и ярко раскрывается внутренний мир поэта в его лирических произведениях, одним из которых является стихотворение «Элегия». Читая его, даже тот, кто мало знаком с биографией писателя, поймет многое о нем самом, о его переживаниях, желаниях, стремлениях, мечтах, разочарованиях и надеждах.

Произведение начинается грустными и тяжелыми размышлениями Пушкина о прошедших годах:

Безумных лет угасшее веселье

Мне тяжело, как смутное похмелье.

Но, как вино - печаль минувших дней

В моей душе чем старе, тем сильней.

Вспоминая свою прежнюю жизнь, автор относится критически и к ней, и к самому себе. Его путь был труден, но часто ему вредил собственный страстный, вспыльчивый характер. И Пушкин осознавал и горько переживал свои ошибки, часто мучился ими. И эти переживания отразились в настроении первой части стихотворения. Поэту известны глубокая тоска, доходящая до отчаяния, одиночество и безысходность. И под влиянием таких размышлений он видит свой будущий путь унылым, сулящим «труд и горе».

Однако Пушкин никогда не бывает только печален и уныл. Он бросает критический взгляд на прошлое, но его мысли о будущем наполнены не одной лишь тоской и отчаянием. Через произведение проходит все то, что творится в душе его автора - пылкой, чуткой, отзывчивой. Перед нами открывается весь богатый душевный мир поэта, его живость, впечатлительность; его горячее сердце, жаждущее любви, счастья, гармонии; его страстный темперамент, влекущий к жизни, к обществу, к удовольствиям и тревогам; его живой ум, отодвигающий на задний план все прихоти, безумства, односторонние увлечения молодости и утверждающий активную жизнь в труде и заботах. Грустные ноты тут же сменяются жизнеутверждающими мотивами:

Но не хочу, о други, умирать;

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать...

В этих строках - не просто жажда жизни. Поэт стремится к жизни активной, в которой он сможет ощутить всю полноту и красоту человеческого существования, сможет принести пользу обществу. Его не страшат препятствия, трудности, тревоги и даже разочарования - это все неотъемлемая часть полноценной жизни. Несмотря ни на какие горести и заботы, поэт верит в светлое будущее. И вторая часть его стихотворения проникнута удивительно светлыми, мажорными, жизнеутверждающими настроениями:

И ведаю, мне будут наслажденья

Меж горестей, забот и треволненья:

Порой опять гармонией упьюсь,

Над вымыслом слезами обольюсь,

И может быть - на мой закат печальный

Блеснет любовь улыбкою прощальной.

Произведение заканчивается торжественной, бодрой интонацией, в которой звучит твердая решимость поэта пройти этот путь до конца со всеми его невзгодами и преградами, чтобы в полной мере ощутить его счастливые моменты.

Всего в нескольких поэтических строках Пушкин дает нам возможность услышать все струны его лиры. И в этом он так непохож на своих предшественников, которым, в основном, была присуща какая-либо одна тональность: элегическая, грустная, даже

мрачная или, наоборот, подчеркнуто веселая, бодрая, светлая. Пушкину не были свойственны ни беспричинный пессимизм, ни легковесный оптимизм. Ему были присущи все человеческие настроения; он верил только в живую правду бытия, правду и искренность чувств.

А.С.Пушкин воплотил в своем поэтическом слове мировую гармо-

нию, и, хотя в нем, страстном поэте, было так много непосредственной

жизни и любопытства к ней, что жизни он мог бы отдаться беззаветно. Он

не только жил, но и писал.

И оттого Пушкин - самое драгоценное, что есть у России, самое

родное и близкое для каждого из нас; и оттого, как заметил один иссле-

дователь русской литературы, нам трудно говорить о нем спокойно, объ-

ективно, без восторга.

Творчество этого богопоэта необыкновенно разнообразно, как са-

ма жизнь. Любовь, ненависть, смысл бытия, стремление к свободе, пос-

мертная слава, муки творчества - все это становится объектом поэтичес-

кого исследования.

В своей поэзии Пушкин унаследовал лучшие традиции мировой и

русской литературы. Наиболее выразительно это проявляется в теме пред-

назначения поэта и поэзии. Над вопросом о своем поэтическом наследии

задумывались все поэты всех времен. Поэтому эпиграфом к стихотворению

"Я памятник себе воздвиг..." Пушкин не случайно выбирает начало оды

Горация "Я воздвиг памятник". Строки этого стихотворения перекликаются

со строками Ломоносова "Я знак бессмертия себе воздвигнул. Превыше пи-

рамид и крепче меди..." и с чувствами Державина: "Я памятник себе

воздвиг чудесный, вечный, Металлов тверже он и выше пирамид...". Но

Пушкин понимает предназначение поэта в том, чтоб, "обходя моря и зем-

ли, глаголом жечь сердца людей".

Поэтические строки Пушкина всегда предполагают бесконечное

множество осмыслений. Перечитывая его строки, каждый раз по-новому по-

нимаешь их содержание.

"Что же было предметом его поэзии?" - спрашивал Гоголь. И от-

вечал: "Все стало предметом". Действительно, в стихах Пушкина мы най-

дет все: и реальные портреты времени, и философские размышления о

главных вопросах бытия, и портреты вечного изменения природы и движе-

ния человеческой души.

Пушкин был больше, чем поэт. Это был историк,

философ, политик, человек, являющий собой эпоху.

Позт был настоящим живописцем природы, он воспринимал ее зор-

ким взглядом художника и тонким слухом музыканта:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса...

Часто через символику пейзажа поэт передает свои вольнолюбивые

Прощай, свободная стихия!

В последний раз передо мной

Ты катишь волны голубые

И блещешь гордою красой.

Именно в стихотворении "К морю" Пушкин ассоциирует образ моря

с неспокойной бурной стихией, со "свободной стихией" борьбы.

Другое настроение воплощено в стихотворении "Я помню чудное

мгновенье...". В нем Пушкин рассказывает не только о своей любви, но и

о том, как его жизнь повлияла на это чувство: "...Звучал мне долго го-

лос нежный, И снились милые черты". Стихотворение построено на сопос-

тавлении двух образов: любви и жизни. Жизнь идет своим чередом "в глу-

ши, во мраке заточенья", но любовь - это божество и вдохновенье, кото-

рые торжествуют над жизнью. Или - другая тема. Тема смерти. Всегда в

его творчестве совершается пир во время чумы, всегда одновременно

кто-нибудь пирует и кто-нибудь умирает: цепь жизнь-смерть непрерывна.

"Эта черная телега имеет право всюду разъезжать". И на одном из этих

празднеств, окаймленных черной смертью, Пушкин над нею смеется, дерз-

новенно славит Царствие чумы и раскрывает глубины обезумевшего сердца:

Есть упоение в бою,

И бездны мрачной на краю,

И в разъяренном океане

Средь грозных волн и бурной тьмы,

И в аравийском урагане,

И в дуновение чумы!

Все, все, что гибелью грозит,

Для сердца смертного таит

Неизъяснимы наслажденья,

Бессмертья, может быть залог.

Вся поэзия Пушкина является оправданием Бога, творца, оправда-

нием добра. И это ее назначение сказывается и в самой форме, в самих

звуках его стихотворений. Не только определенные сюжеты и общий строй

его песен, но и сами они как песни, даже отдельные тона их, ласкающие

сердце, уже примиряют с природой и жизнью.

Пушкин "видел и внимал" всю окружающую его жизнь. Его произве-

дения именно поэтому так близки многим читателем. Он смог "жить, чтоб

мыслить и страдать", и, читая его строки, мы мыслим и страдаем вместе

А.С. Пушкин воплотил в своем поэтическом слове мировую гармонию, и, хотя в нем, страстном поэте, было так много непосредственной жизни и любопытства к ней, что жизни он мог отдаться беззаветно. Он не только жил, но и писал. И оттого Пушкин - самое драгоценное, что есть у России, самое родное и близкое для каждого из нас; и оттого, как заметил один исследователь русской литературы, нам трудно говорить о нем спокойно, объективно, без восторга. Творчество этого богопоэта необыкновенно разнообразно, как сама жизнь. Любовь, ненависть, смысл бытия, стремление к свободе, посмертная слава, муки творчества - все это становится объектом поэтического исследования.

В своей поэзии Пушкин наследовал лучшие традиции мировой и русской литературы. Наиболее выразительно это проявляется в теме предназначения поэта и поэзии. Над вопросом о своем поэтическом наследии задумывались все поэты всех времен. Поэтому эпиграфом к стихотворению "Я памятник себе воздвиг..." Пушкин не случайно выбирает начало оды Горация "Я воздвиг памятник". Строки этого, стихотворения перекликаются со строками Ломоносова "Я знак бессмертия себе воздвигнул. Превыше пирамид и крепче меди..." и с чувствами Державина: "Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный, Металлов тверже он и выше пирамид...". Но Пушкин понимает предназначение поэта в том, чтоб, "обходя моря и земли, глаголом жечь сердца людей". Поэтические строки Пушкина всегда предполагают бесконечное множество осмыслений. Перечитывая его строки, каждый раз по- новому понимаешь их содержание. "Что же было предметом его поэзии?" - спрашивал Гоголь. И отвечал: "Все стало предметом". Действительно, в стихах Пушкина мы найдем все: и реальные портреты времени, и философские размышления о главных вопросы бытия, и портреты вечного изменения природы и движения человеческой души.

Пушкин был больше, чем поэт. Это был историк, философ, политик, человек, являющий собой эпоху. Поэт был настоящим живописцем природы, он воспринимал ее зорким взглядом художника и тонким слухом музыканта: Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса... Часто через символику пейзажа поэт передает свои вольнолюбивые порывы: Прощай, свободная стихия! В последний раз передо мной Ты катишь волны голубые И блещешь гордою красой. Именно в стихотворении "К морю" Пушкин ассоциирует образ моря с неспокойной бурной стихией, со "свободной стихией" борьбы. Другое настроение воплощено в стихотворении "Я помню чудное мгновенье". В нем Пушкин рассказывает не только о своей любви, но и о том, как его жизнь повлияла на это чувство: "...Звучал мне долго голос нежный, И снились милые черты". Стихотворение построено на сопоставлении двух образов: любви и жизни. Жизнь идет своим чередом "в глуши, во мраке заточенья", но любовь - это божество и вдохновенье, которые торжествуют над жизнью.

Или - другая тема. Тема смерти. Всегда в его творчестве совершается пир во время чумы, всегда одновременно кто-нибудь пирует и кто-нибудь умирает, цепь жизнь-смерть непрерывна. "Эта черная телега имеет право всюду разъезжать". И на одном из этих празднеств, окаймленных черной смертью, Пушкин над нею смеется, дерзновенно славит Царствие чумы и раскрывает глубины обезумевшего сердца: Есть упоение в бою, И бездны мрачной на краю, И в разъяренном океане Средь грозных волн и бурной тьмы, И в аравийском урагане, И в дуновении чумы! - Все, все, что гибелью грозит, Для сердца смертного таит Неизъяснимы наслажденья, Бессмертья, может быть залог. Вся поэзия Пушкина является оправданием Бога, творца, оправданием добра. И это ее назначение сказывается и в самой форме, в самих звуках его стихотворений. Не только определенные сюжеты и общий строй его песен, но и сами они как песни, даже отдельные тона их, ласкающие сердце, уже примиряют с природой и жизнью. Пушкин "видел и внимал" всю окружающую жизнь. Его произведения именно поэтому так близки многим читателем. Он смог "жить, чтоб мыслить и страдать", и, читая его строки, мы мыслим и страдаем вместе с Пушкиным.

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать
Из стихотворения «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...», 1830) А. С. Пушкина (1799-1837):
Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;
И ведаю, мне будут наслажденья
Меж горестей, забот и треволненья:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь,
И может быть - на мой закат печальный
Блеснет любовь улыбкою прощальной.

  • - «Я НЕ ХОЧУ, ЧТОБ СВЕТ УЗНАЛ», стих. Л. ...

    Лермонтовская энциклопедия

  • - С латинского: Vivere est cogitare . Слова римского государственного деятеля, писателя и оратора Цицерона: «Наслаждаться умственно можно многими и разнообразными способами...
  • - Из комедии «Недоросль» Дениса Ивановича Фонвизина. Слова Митрофанушки, обращенные к матери: «Час моей воли пришел: не хочу учиться, хочу жениться»...

    Словарь крылатых слов и выражений

  • - Из стихотворения «Домой!» Владимира Владимировича Маяковского. Иносказательно: о социальной роли поэзии, литературы вообще...

    Словарь крылатых слов и выражений

  • - Претензия на полновластное распоряжение чем-либо, нежелание выслушивать чужие советы по использованию имеющегося...

    Словарь народной фразеологии

  • - Зависть к животным при возникших проблемах с поиском места для отправления естественных надобностей...

    Словарь народной фразеологии

  • - об отсутствии интереса к желаниям собе­седника...

    Живая речь. Словарь разговорных выражений

  • - Ср. Час моей воли пришел: не хочу учится, хочу жениться. Ты ж меня взманила, пеняй на себя. Фонвизин. Недоросль. 3, 7. Митрофан...
  • - Хочу, с кашей съем, хочу, масло пахтаю - моя воля, могу делать, как хочу Ср. Мои деньги, хочу парю, хочу жарю, хочу с маслом съем - и баста! и разговаривать нечего! Писемский. Тысяча душ. 4, 6...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - Ср. Часъ моей воли пришелъ: не хочу учиться, хочу жениться. Ты-жъ меня взманила, пеняй на себя. Фонвизинъ. Недоросль. 3, 7. Митрофанъ...
  • - Хочу па́рю, хочу жарю, хочу съ кашей ѣмъ...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

  • - См. ЖЕНИХ -...
  • - См. СВОЕ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. УМ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - см. Не любо - не смейся...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. ВОЛЯ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

"Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать" в книгах

Я хочу, чтоб средь метели

Из книги Колымские тетради автора Шаламов Варлам

Я хочу, чтоб средь метели Я хочу, чтоб средь метели В черной буре снеговой, Точно угли, окна тлели, Ясной вехой путевой. В очаге бы том всегдашнем Жили пламени цветы, И чтоб теплый и нестрашный Тихо зверь дышал домашний Средь домашней

Я хочу жить

Из книги Маленькая девочка из «Метрополя» автора Петрушевская Людмила Стефановна

Я хочу жить Потом все-таки какая-то тетка за мной приехала, забрала меня, уже имевшую образование в объеме первого класса (это в десять-то лет!), но при этом круглую отличницу. И меня повезли с Урала домой. По дороге попутчицы менялись. Какое-то время я прожила у чужой тети,

«ХОЧУ ЖИТЬ ПО СОВЕСТИ!»

Из книги Антишахматы. Записки злодея. Возвращение невозвращенца автора Корчной Виктор

«ХОЧУ ЖИТЬ ПО СОВЕСТИ!» По-видимому, я не получил должного советского воспитания в семье. Наверное, моему отцу воздалось за эту небрежность полной мерой - в числе нескольких сотен других плохо вооруженных ополченцев он погиб на Ладожском озере в ноябре 1941 года. Воздалось

Глава третья Мыслить и страдать или кого потеряла отечественная философия

Из книги Исповедь четырех автора Погребижская Елена

Глава третья Мыслить и страдать или кого потеряла отечественная философия Вот лично мне нравилось думать о себе, что я человек несентиментальный. И если у меня и были какие-то «безуханные» засохшие цветы между пожелтевшими страницами, то все это усилием воли давным-давно

Мечта («Не хочу, чтоб ты меня любила…»)

Из книги Тяжелая душа: Литературный дневник. Воспоминания Статьи. Стихотворения автора Злобин Владимир Ананьевич

Мечта («Не хочу, чтоб ты меня любила…») Не хочу, чтоб ты меня любила, Поджидала ночью у ворот, По пятам, как тень, за мной ходила, Надувала свой пунцовый рот. В этой жизни подлой, беспощадной, Стал и я бесчувственно-жесток. Как дурак, за будкой лимонадной Ни у чьих уже не млею

Хочу жить вечно

Из книги Антихрупкость [Как извлечь выгоду из хаоса] автора Талеб Нассим Николас

Хочу жить вечно Все вокруг только и говорят: хотим жить дольше, богаче и, конечно, обложившись электронными гаджетами. Мы не первое поколение, считающее, что худшее из того, что может с нами случиться, – это смерть. Однако для древних худшим финалом была не смерть как

Жить значит мыслить

автора Серов Вадим Васильевич

Жить значит мыслить С латинского: Vivere estcogitare [вивэрэ эст когитарэ].Слова римского государственного деятеля, писателя и оратора Цицерона (Марк Туллий Цицерон, 106-43 до н. э.): «Наслаждаться умственно можно многими и разнообразными способами. Я говорю о человеке разумном и

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать Из стихотворения «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...», 1830) А. С. Пушкина (1799-1837): Но не хочу, о други, умирать; Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать; И ведаю, мне будут наслажденья Меж горестей, забот и треволненья: Порой опять гармонией

Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо Из стихотворения «Домой!» (1926) Владимира Владимировича Маяковского (1893-1930).Иносказательно о социальной роли поэзии, литературы

«Как сделать, чтоб жить совсем как в будни…»

Из книги Из круга женского: Стихотворения, эссе автора Герцык Аделаида Казимировна

«Как сделать, чтоб жить совсем как в будни…» Как сделать, чтоб жить, совсем как в будни, Все погасив ввечеру? Стыдно душе усталой и скудной Делать из жизни игру. Кто ходит за мной, всегда на страже, Всюду готовя пиры? В пустыне безлюдной сучья вяжет И распаляет костры? Хочу

Я хочу жить!

Из книги Освоение одиночества. О чем молчат любимым. автора Покрасс Михаил Львович

Я хочу жить! Я тогда уже долго пребывал в ощущении, что все бессмысленно и нереально. Как не со мной, что ли, или как на далёкой сцене. Будто надо проснуться, а я не умею.Я устал от этой принужденной пустоты. Хотел то ли сбежать, то ли встряхнуться, а может быть, измотать себя

«Я НЕ ХОЧУ ЖИТЬ…»

Из книги Как стать настоящей женщиной автора Еникеева Диля

«Я НЕ ХОЧУ ЖИТЬ…» В моей смерти прошу винить мою жизнь.Г. МалкинДопустим, все складывается хуже некуда. Допустим, все против тебя, весь мир против тебя, и тебе кажется, что выхода нет. И что? Наложить на себя руки, так как сделали многие до тебя? Ты думаешь, ты одна такая? Нет,

Сцена 4 Я не хочу заставлять его страдать

Из книги Воспитатели-дебютанты [Как завоевать авторитет в глазах ребенка?] автора Сааб Ванесса

Сцена 4 Я не хочу заставлять его страдать «Мой приоритет в отношениях с детьми – сделать так, чтобы они не страдали. Жизнь так трудна, так жестока, что, пока они под моей крышей, я хочу видеть, как они смеются, как они не заботятся ни о чем. Нас с женой иногда упрекают в том,

XI «Жить, чтоб только проходить мимо»

Из книги Живая жизнь автора Вересаев Викентий Викентьевич

XI «Жить, чтоб только проходить мимо» «Раскольников бродил без цели. Солнце заходило. Какая-то особенная тоска начала сказываться ему в последнее время. В ней не было чего-нибудь особенно едкого, жгучего; но от нее веяло чем-то постоянным, вечным, предчувствовались

Я хочу жить

Из книги Реинкарнация. Размышления автора Хакимов Александр Геннадьевич

Я хочу жить Гуляя в лесу, я заметил две большие лужи. Одна была полна воды и в ней кипела жизнь. Множество крохотных резвящихся живых существ наслаждались беззаботной жизнью, которую для них уготовила судьба. Но погода стояла жаркая, и вторая лужа почти совсем уже