Ассоциация глубинной психологии Теурунг™Архетип Кассандры как основа комплекса жертвы в женской психологии.

Кассандра – героиня древнегреческой мифологии, которую влюбленный в нее Аполлон наделил даром предвидения . Но она не ответила взаимностью, и разгневанный бог сделал так, что прорицаниям девушки никто не верил. Кассандра предсказала причину гибели Трои, но ее высмеивали и считали безумной. Впоследствии в истории было множество случаев, когда ясновидящие пытались предупредить людей о надвигающихся катастрофах, но их не слушали. Такой феномен получил название синдром Кассандры .


Артур Пэйнтин, служивший помощником на «Титанике», за три дня до катастрофы написал письмо, в котором высказал предположение о крушении судна. Недавно это письмо было продано на аукционе в Лондоне. А за 14 лет до трагедии ее описал английский журналист Морган Робертсон.


Начало Первой мировой войны предвидела гадалка-хиромант мадам де Таб (Анна-Виктория Савара) в 1912 г. А еще через год она предрекла конец господства Германии в Европе, что случится в результате надвигающейся войны. Ее слова никто не воспринимал всерьез.


Знаменитый пророк Вольф Мессинг предсказал начало Второй мировой войны и крах Гитлера. Позже он назвал точную дату, когда нацистская Германия нападет на СССР. Несмотря на то, что о его даре было известно многим, Сталин не захотел поверить в это пророчество. Впоследствии правители неоднократно консультировались с ясновидящим.


Важные события часто предсказывали не только ясновидящие, но и творческие люди, в первую очередь писатели. Богатое воображение, образное мышление, хорошо развитая интуиция позволяли им предугадывать развитие тех или иных событий. Так, например, Марк Твен видел вещие сны. В одном из них он увидел гибель брата, во сне были вода, рыба и удочки. Через две недели брат действительно погиб из-за несчастного случая на рыбалке.


В научно-фантастических рассказах и романах Герберта Уэллса содержатся предсказания об изобретении атомной бомбы за 30 лет до первых взрывов и о создании танков за 13 лет до начала Первой мировой войны. Критики на тот момент называли его произведения ненаучной фантастикой, а Альберт Эйнштейн без обиняков заявил о том, что атомная бомба – это полная чушь.


В романе «Освобожденный мир» в 1914 г. Уэллс писал о ручной гранате на основе урана, которая продолжала взрываться бесконечно. Хотя в этом случае это было даже не предсказание, а руководство к действию. Физик Лео Сцилард, перечитавший все произведения Уэллса, решил претворить его идеи в реальность и начал работать над расщеплением атома. Результат экспериментов всем известен. А роман Уэллса «Облик грядущего» предсказал неизбежную мировую войну.


Чешский писатель Карел Чапек предвидел создание роботов и атомной бомбы. В пьесе «R.U.R.», написанной в 1920 г., он писал о массовом производстве механических людей, которые могут нести угрозу существованию человеческого рода. В романе «Фабрика абсолюта» в 1922 г. он описал «карбюратор», расщепляющий атомы, а в романе «Кракатит» – создание взрывчатого вещества огромной силы, которое может уничтожить весь мир.
Однако писатели предвидели не только катастрофы, но и многие научные открытия:

В художественной литературе (особенно в фантастике), а также в кинофильмах, часто встречаются сюжеты, связанные с синдромом Кассандры. Некоторые фильмы целиком завязаны на этом. К примеру, "12 обезьян" Терри Гиллиама. Недавно посмотрел в том же ключе фильм "Предчувствие" (США, 2007) и несколько первых серий британского сериала "Парадокс". Синдром Кассандры заключается в том, что человек, стараясь избежать осуществления пророчества, действует так, что именно благодаря этому пророчество (предсказание) осуществляется. Предвидение выполняет роль некоей программы, которую человек принимает, иначе пророчество не сбудется. Возможны две трактовки этого феномена. Первая - "фаталистическая" или "полуфаталистическая". Избежать предсказанного сложно или очень сложно, что бы человек не делал. То же самое относится к группе людей или даже всему виду. По этой версии предсказание - каким-либо образом "увиденное" будущее (как вариант - послание из будущего). Фатализм заключается в отсутствии надежды на преодоление предсказания. События направляются судьбой либо возможен только один вариант, которого не избежать. В рассказе Шекли "Три смерти Бена Бакстера" напротив, события с одними и теми же персонажами развиваются по трем разным сценариям (в трех параллельных и почти идентичных мирах). Причем главный герой в третьем действует принципиально иначе, чем в первых двух, но результат оказывается тот же. Вопрос "можно ли изменить будущее" кажется загадочным и волнующим. Но в который раз видимость оказывается обманчива.

Бесспорно, что представления о будущем влияет на поступки, а через это оказывает влияние на развитие событий. В то, что возможны варианты (хотя бы в мелких частностях) - признают все. Однако я бы это не называл свободой выбора или неопределенностью будущего. Будущего нет! Будущее - то, что нам предстоит. Наши действия формируют будущее. В чем принципиальная разница двух подходов? В одном будущее УЖЕ есть и его можно видеть (или угадывать), отсюда попытки изменить будущее. Но если будущего нет, то его нельзя изменить или поспособствовать ему. Всё непосредственно зависит от происходящих процессов и их взаимосвязи. Меняется прошлое. Меняется в тот момент, который мы называем "настоящее". Верите вы в некое предсказание или нет - на ход событий повлияют (если это возможно) ваши действия, а не намерения. Даже если произойдет нечто предсказанное - или, точнее, похожее на предсказанное - это не будет означать исполнения предсказания. События происходят потому, что для них есть причины, а не потому, что кто-то нечто предсказал. "Синдром Кассандры" в некоторых случаях срабатывает, так как оказывается воздействие на сознание. Но в действительно он не такой яркий, и не приводит к исполнению предсказания. Если предсказанное не может сбыться, его нельзя и избежать. Можно влиять на происходящее так, чтобы оно было больше похоже на предсказанное. Уточню, я говорю именно о предсказаниях, а не любых прогнозах. Вера в предсказания в любом случае сказывается на поведении человека негативно, зачастую лишая воли и надежды, либо, напротив, обманывая ложными обещаниями.
То, что случается, случается не "благодаря" и не "вопреки". Если мы хотим предотвратить определенное нежелательное событие, то есть вероятность, что это событие не произойдет. Возьмем "12 обезьян". Изменим сюжет так, чтобы не было путешествий в будущее и обратно, не было знания о катастрофе вследствие распространения губительного вируса. Просто герой желал бы предотвратить подобное событие и знал, что такое событие может произойти. Даже если бы он не смог предотвратить, он действовал бы иначе. Убедительность таких фильмов и книжных сюжетов в том, что всё происходящее подогнано под искомую схему. Реальные события происходят иначе, их нельзя "редактировать". Единственное ощущение, возникающее у меня после просмотра или прочтения подобных произведений - как же хорошо, что так на самом деле не бывает. Фатализм - страшная штука, какую бы форму он не принимал. Поэтому я никогда не смеюсь над фильмами о сюжете Кассандры, как бы нелепы они ни были.

Синдром кассандры – это метафора, которая относится к человеку или людям, делающим прогнозы о надвигающейся катастрофе, но предсказания которых не принимаются.

В современном мире это случается, когда ученые и другие мыслители делают прогнозы будущих экологических или финансовых бедствий, основанных на текущих событиях.

Мелани Кляйн

В 1963 году психолог Мелани Кляйн дала интерпретацию синдрома Кассандры как представителя человеческой нравственной совести, главной задачей которой является предупреждение. Кассандра как нравственная совесть, «предсказывает, что последует наказание и возникнет горе».

Необходимость указать на моральные нарушения и последующие социальные последствия обусловлена ​​тем, что Кляйн называет «разрушительными влияниями жестокого суперэго». Суперэго представлено в греческом мифе богом Аполлоном, повелителем и преследователем Кассандры.

Использование метафоры сосредотачивается на нравственной природе определенных предсказаний. Пробуждает в других «отказ верить тому, что заведомо является правдой. Выражает универсальную тенденцию к отрицанию. Отрицание мощная защита от беспокойства и вины».

Лори Лейтон Шапира

В 1988 году юнгианский аналитик Лори Лейтон Шапира изучила, то что назвала «Комплекс Кассандры» на основании жизни двух анализируемых лиц.

Основываясь на клиническом опыте, она описала три фактора, которые составляют синдром:

  1. Дисфункциональные отношения с «архетипом Аполлона».
  2. Эмоциональные или физические страдания, включая истерию.
  3. Отсутствие веры, когда пытаешься связать факт этих переживаний с другими.

Лейтон Шапира рассматривает синдром кассандры как результат дисфункциональных отношений с тем, что называется «архетипом Аполлона». Он относится к образцу любого человека или культуры, связанному, порядком, разумом, интеллектом, правдой и ясностью, отрицающее оккультное или иррациональное.

Интеллектуальная специализация этого архетипа создает эмоциональную дистанцию. Она может предрасполагать отношения к отсутствию эмоциональной взаимности и последующим дисфункциям.

Обращаясь к метафорическому применению мифа греческой Кассандры, Лейтон Шапира заявляет, что:

То, что видит женщина Кассандра, является чем-то темным и болезненным, которое может быть не очевидным на поверхности или что объективные факты не подтверждают.

Она представляет себе отрицательный или неожиданный результат; или что-то, с чем трудно будет справиться. Или правду, которую другие, особенно авторитетные деятели, не согласились бы принять. Для других ее слова кажутся бессмысленными, несвязанными, раздутыми.

Жан Шинода Болен

В 1989 году Жан Шинода Болен, профессор психиатрии Калифорнийского университета, опубликовал эссе о боге Аполлоне. Он подробно описал психологический профиль «женщины Кассандры», которая связана дисфункциональными отношениями с человеком «Аполлона».

Согласно Болену, архетипы Кассандры и Аполлона не являются гендерными.

«В качестве архетипа Аполлон олицетворяет аспект личности, который хочет четких определений, привлекается к мастерству, ценностям порядка, гармонии. Предпочитает смотреть на поверхность, а не на то, что лежит в основе появления. Архетип Аполлона благоприятствует размышлению над чувствами, дистанцируется от близости, объективная оценка дается по субъективной интуиции».

С огласно мифу, Кассандра получила свой пророческий дар от Аполлона. Этот дар стал для нее проклятием, поскольку никто не верил ее предсказаниям. Она предвидела трагические события, но ни одно из них не могла предотвратить - даже страшный финал собственной жизни. Женщины с развитой интуицией, особенно чувствительные к грядущим переменам, на протяжении многих веков подвергались гонениям. Их оскорбляли, пытали, сжигали на кострах… В конце концов они переставали верить даже самим себе. Должны ли современные Кассандры переживать такую же судьбу?

В этой книге юнгианский аналитик Лори Лэйтон Шапира подробно рассматривает миф о Кассандре, его проявления в психике и отношение к истерии. Она описывает психологический профиль современной женщины с комплексом Кассандры, его использование в терапии и клинические фазы аналитического процесса.

Книга будет интересна и полезна и профессиональной аудитории (психологам, психотерапевтам), и читателям-непрофессионалам. Как минимум своей позитивной уверенностью в том, что груз бессознательного «пророчества» может стать источником творчества и предметом законной гордости.

Введение

Я стала интересоваться темой Кассандры, когда она приснилась двум моим пациенткам. Рассматривая чем-то похожие психологические паттерны, я нашла в них много общего, и не последнее место в этом ряду принадлежало присутствующей у каждой из них сильной истерической составляющей.

Истерия больше не считается широко распространенным диагнозом. Фактически она уже исключена из последнего издания Американской психиатрической ассоциации «Диагностическое и статистическое руководство по определению психических расстройств» (DSM-III). Но истерия по-прежнему существует и очень хорошо поддается клиническому описанию, даже несмотря на то, что мы предпочитаем стыдливо уклоняться от постановки такого диагноза с характерным для него женоненавистническим шовинистическим смыслом. Мы склонны приписывать эксгибиционистские тенденции «нарциссическому расстройству личности» или же эмоциональным взрывам людей, находящимся в «пограничном состоянии».

Около столетия тому назад Пьер Жане пришел к следующему заключению:

«Слово „истерия“ следует сохранить, несмотря на то, что его первоначальное значение сильно изменилось. Сегодня его будет очень трудно осовременить, и воистину оно имеет такую великую и прекрасную историю, что будет слишком болезненным от него избавиться»

Вполне возможно, что то же самое можно сказать о диагнозе истерии, который имеет документированную историю продолжительностью около четырех тысяч лет. Об этой болезни было много написано в патриархальную эпоху. Здесь мы должны посмотреть на эту историю с женской точки зрения, используя конструктивное видение целесообразности ее симптомов, чтобы понять ее современное значение.

ЧАСТЬ I. КАССАНДРА В ПРОШЛОМ

Глава 1. Миф и трагедия Кассандры

Кассандра была одной из дочерей Приама и Гекубы, правителей Трои. Однажды, когда она находилась в храме Аполлона, появился сам бог и обещал наделить ее даром пророчества, если она согласится принадлежать ему. Однако, приняв его дар, Кассандра отказалась исполнить свою часть договоренности.

Как известно, если милость бога принимается, ее уже нельзя отвергнуть. Поэтому Аполлон умолял Кассандру подарить ему хотя бы один поцелуй, и как только она это сделала, он вдохнул в ее уста нечто такое, что ни один человек больше не доверял ее пророчествам.

С самого начала Троянской войны Кассандра предсказывала ее трагический исход. Но никто не слушал ее предсказаний. Она говорила о том, что греки спрятались внутри деревянного коня, но троянцы не вняли ее предупреждениям. Ее судьба состояла в том, чтобы знать, какое произойдет несчастье, но не иметь возможности его предотвратить.

Кассандру обвинили в поражении и отдали Агамемнону. Когда он привез ее в Микены, их приветствовала Клитемнестра, жена Агамемнона, которая вместе со своим любовником Эгисфом устроила заговор и задумала убить их обоих. Кассандра предчувствовала свою судьбу и отказалась войти во дворец. Она впала в транс пророчества и кричала, что чувствует кровь, ощущая на себе всю тяжесть проклятья дома Атреев. Однако она не смогла избежать своей судьбы. Клитемнестра убила ее тем же топором, которым обезглавила Агамемнона

Кассандра - фигура трагическая. Ее история легла в основу древнегреческой драмы, поэтических произведений-и даже оперы. В литературе основу трагедии составляет порочный характер трагического персонажа, но вместе с тем его огромный потенциал остается нереализованным. В чем же тогда заключается сущность трагедии Кассандры?

Глава 2. Раны Кассандры

Коллективная динамика

Коллективные факторы, вызывавшие аффект у Кассандры, - это прекращение поклоняться богине как верховному божеству и усиление мести Аполлону. Эти темы постоянно фигурируют в историческом развитии конкретного фактора, который мы теперь называем материнским комплексом и который рассмотрим впоследствии.

А в этой главе мы сосредоточим внимание на эволюции Аполлона - от примитивной до классической формы. Эта эволюция послужит парадигмой развития Анимуса Кассандры, ее внутреннего образа маскулинности.

История Кассандры разворачивалась в бронзовый век, во втором тысячелетии до Рождества Христова. В это время греческая цивилизация переживала кардинальный переворот от матриархальной к патриархальной культуре, сопровождавшийся отходом от ценностей, присущих женственности. Это изменение стало особенно травматичным для троянцев, культура которых была ближе к матриархальной Крито-Миносской, чем к более патриархальной Ахейской. Когда греки взяли Трою, ее культура и религия также претерпели распад.

В своей книге «Кассандра» писательница из Восточной Германии Криста Вольф отмечала, что в Трое поклонение новым богам входило в практику отправления древних религиозных культов. «Кассандре с избытком хватало эпизодов, связанных с избеганием конфликта»

Она была глубоко поражена переходом к патриархальному культу, возможно, даже больше, чем любая другая ее современница, поскольку этот переворот мог подорвать развитие женской идентичности из-за мести богини как архетипической ролевой модели.

Глава 3.

Истерия - блуждания голодной матки

Кассандра воплощает архетипический конфликт между матриархальными и патриархальными ценностями, вступившими в соперничество за власть, при полном отсутствии соединяющего их Эроса. В течение длительного времени истерия рассматривалась как проявление такого расщепления психики. В этой главе будет обозначена историческая канва и приведена прелюдия к нашему последующему обсуждению того, какое значение сегодня имеет истерия.

Как мы уже видели, трагедия Кассандры заключалась в том, что для нее было невозможно разделить судьбу Пифии - священного сосуда для божественного пророчества. С точки зрения психологии, ее негативный материнский комплекс воспрепятствовал развитию Эго, возникающего из первоосновы женской Самости. Поэтому Кассандра испытывала страдания из-за «недоношенности» женского Эго: фактически ее Эго не знало психологической матки.

Традиционный взгляд на истерию как на болезнь матки насчитывает четыре тысячи лет. Теория маточной недостаточности за несколькими исключениями прослеживается на протяжении всей истории. Поскольку и исторические документы, и диагноз истерии связаны с эпохой патриархата, у нас нет возможности узнать, существовал ли такой синдром во времена матриархата.

Известны медицинские документы, найденные в Египте и датированные вторым веком до н. э. В самом древнем из них, папирусе Кахуна, речь идет именно об истерии, которая описывается как «„голодание“ матки или же ее смещение вверх и последующее давление на другие органы»

Все усилия врачей были направлены на питание голодающего органа и возвращение его в нормальное положение.

«Части тела окуривали драгоценными благовонными веществами, чтобы привлечь матку; или же съедали мерзости или вдыхали зловония, чтобы отпугнуть ее и отогнать из верхней части тела, где, как считалось, она блуждала»

Глава 4. За рамками патриархальных ограничений

Лечение истерии по Фрейду практикуется до сих пор, несмотря на то, что случаи подобного заболевания встречаются гораздо реже. Ильза Вейсс так объясняет, почему истерия стала редким заболеванием:

«В XX веке поведение, заключающееся в „жалобных причитаниях“ и „заламывании рук и ног“, окружающие встречают не просто без симпатии, а даже с отвращением. Наибольшую терпимость к нему проявляет экзальтированная толпа и девочки-подростки, когда реагируют на появление своих кумиров… Падающие в обморок леди викторианской эпохи тоже не в состоянии пробудить к себе ни малейшей симпатии у своего социального окружения… Таким образом, истерия, по существу, перестала вознаграждать человека. Заботливое внимание, которое веками чувствовали к себе истерические женщины, в XX веке уступило место бесчувственному безразличию…

Фрейдовское исследование истерии, вместо того чтобы придать ей еще больше веса, фактически лишило ее того важного мистического смысла, которым истерия обладала более двух тысяч лет… Как утверждалось, если истерия действительно оказывается средством удовлетворения потребностей Эго, то недостаток внимания к болезни могли легко принимать за почти полное ее исчезновение. Таким образом, в утверждении о том, что именно углубленное понимание причин заболевания истерией ведущими психиатрами нашего века внесло свой вклад в почти полное исчезновение болезни, возможно, нет особенного противоречия. Заново пересмотренный терапевтический инсайт нашел применение в лечении серьезных психоневрозов, в рамках которых только и существует потенциальная возможность истерических проявлений»

Мы можем больше не увидеть спазмов и конвульсий, но недооценивать истерию или сбрасывать ее со счетов - значит игнорировать хорошо известный клинический синдром.