Беспечная Адини. Трагическая судьба любимой дочери Николая I

Карл - Фридрих навещал певунью - затворницу по утрам, с неизменною улыбкою и букетом свежих, еще не распустившихся примул или гортензий в руках…. Иногда среди них нежно сверкала росою камелия или благоухала изящная фиалка….. И тогда уже Адини знала точно: к букету Фридриха приложила руку ее милая, любящая Олли. И чувство нежной благодарности, тоски и невысказанной любви к сестре, вызывало невольные слезы на ее глазах. Она прятала их, эти слезы, спешно проглатывала ком в горле, и пыталась трогательно развеселить милого нареченного, (неизменно грустневшего при виде ее лихорадочного румянца или жаркой испарины на лбу!) подробнейшими рассказами о детских шалостях, таких, например, о которых не знала даже и милая, любимая, всеведущая МамА!

Великая Княжна Александра Николаевна (1825-1844)


Она заставляла, заставляла его смеяться, - сначала через силу, а потом - и в полный голос! - своим увлекательным историям из детства. К примеру - рассказу о танце с шелковыми подушками, которым была так шокирована их верная воспитательница и учительница русского Анна Алексеевна, всегда пылавшая желанием представить юным великим княжнам свою маленькую дочь. В день назначенного приема элегантная придворная дама ожидала увидеть в дворцовой зале строго - благовоспитанных девиц - цесаревен с Екатерининскими лентами на платьях из розовой парчи, с маленькими шлейфами - тренами, но взору ее предстало….. нечто невообразимое! Мэри, Олли и Адини, a trios*(*втроем - франц. - Р.), одевшись в длинные шелковые халаты, расшитые цветами, и водрузив на голову подушки, перевязанные лентами, кружились в странном восточном танце. К тому же на головы чинных и слегка оробевших гостей еще и неведомо откуда свалилась целая гора цветных бархатных подушечек. Тут уж милая Анна Алексеевна, отбросив всяческую свою придворную сдержанность, заахала, сморщилась, замахала руками, будто гусыня - крыльями! Но маленькие пери - озорницы продолжали исполнять свой странный танец, важно покачивая квадратными головами, будто китайские болванчики, явно выказывая свою полную непричастность к падающему “дождю из думочек”, усеявших скользкий, вощеный паркет залы.

Закончив “восточный менуэт”, юные красавицы - цесаревны сорвали подушечки - думки со своих прелестных головок и уселись на них, жестом пригласив последовать их примеру и оробевшую от всего увиденного маленькую гостью. Они звонко смеялись и угощали малышку сладостями, наперебой рассказывая, как долго и тщательно обдумывали втайне от всех свою шалость.

Анна же Алексеевна все продолжала ахать, изумленная игрою их воображения и энергией, направленной, как ей казалось, в совершенно напрасное русло! Строгая и преданная их гувернантка очень долго была огорчена сим происшествием, но так не решилась рассказать о нем Мама, очень трепетно относившейся ко всем светским церемониям и условностям протокола….

Портрет Великой княгини Александры Николаевны, ландграфини Гессен-Кассельской.- В. Гау, 1844 г.

Условности дворцового протокола….. Как часто они мешали Адини быть по - детски, полно счастливою! С какою непосредственностью, с каким пылким, живым огорчением рассказывала она Карлу - Фридриху о балах, на которых столь часто блистали ее Царственные родители, и с которых ей надобно было до пятнадцати лет уходить строго после девяти вечера! Она всегда так сетовала в отрочестве на то, что не может просто взять и - остаться на позднюю мазурку, этот пленительный, волшебный танец, похожий на долгую песню, с замысловатыми вокализами и пассажами, рулладами и кодами, песню - романс, песню - признание…

Бал в концертном зале Зимнего дворца"

МамА, ее восхитительная, ее обворожительная МамА, словно волшебное видение Лала - Рукк*(*Романтическое прозвище Императрицы Александры Феодоровны по имени героини баллады Томаса Мура, переведенной В. А. Жуковским - Р.) царившая на всех праздниках Зимнего, почти всегда танцует мазурку и вальс - лансье с самыми красивыми кавалергардами своих полков! Странно, их, ее пажей, почему - то называют так смешно: “красными” или - “синими”, словно Сашиных оловянных солдатиков… Кавалергарды пылко обожают своего Шефа, жаль только что МамА по вечному нездоровью своему, все реже бывает на их праздниках и парадах.


Бал в Новом дворце, А.Менцель"

Адини не так везло на балах, как МамА, она могла с позволения строгого Папа танцевать полонез и кадриль, как и ее сестры, только с генералами или флигель - адъютантами. Генералы все были отменно стары и неуклюжи, а адъютанты - робели и смущались и наступали на ее платье. Небольшое, надо сказать, удовольствие - танцевать со столь неловкими кавалерами! Слава Богу, теперь ее партнером на балах всегда будет только ее милый Фредди, какое же это счастие, право! Счастливый жених при этих словах Адини смущался и приятно краснел, а она смотрела на него с тихой, теплою улыбкою, от которой снова появлялись милые, манящие ямочки на ее щеках, уже тронутых болезненной худобою….

Великая княжна Александра Николаевна. В.И.Гау"

…На том настоящем своем, полном, январском свадебном, взрослом балу, в вечер после венчания, Адини была столь обворожительна, столь оживлена и мила, что все вокруг, казалось, забыли о предостережениях докторов… За высокими окнами сверкавших огнями парадных зал гулко звенели соборные и церковные колокола, блистали огни фейерверка: город радостно праздновал в белом серебре роскошной русской зимы браковенчание певуньи - Цесаревны и гессенского Герцога, и кое - кто из придворных уже сокрушенно качал головою: улетит, улетит скоро русский соловушка в земли чужие, и где - то будет звенеть голос его, прозрачный, как ручей, как горный хрусталь - в какой выси, в каких далях? Никто и не думал, что - в Небесных..

… Все строили планы на будущее, надеялись отчаянно видеть Адини вполне здоровою, ибо вскоре после свадьбы она почувствовала себя в ожидании наследника, и седовласый доктор, старый Вилие*, лейб - медик еще покойного дядюшки - кесаря Александра Павловича, робко осмелился высказать венценосным родителям надежду, что сие новое состояние Великой княгини Александры Николаевны изменит течение ее роковой болезни в лучшую сторону.

Таково ведь и древнее поверье русское: будущая мать в ожидании чада, часто расцветает столь неожиданно, что только диву даешься! Да, да и все хвори без следа тают, ибо Господь Всемогущий - милостив и дает новые силы…. Кроветворение ведь в организме меняется в этот миг!

Великая княгиня принцесса Генссен-Кассельская Александра Николаевна

Строгий же, молчаливый и щепетильный нынешний врачеватель Государя Николая Павловича Мандт, в ответ на сладкоречивые, тихие тирады Вилиё лишь упорно качал головою, и за дверью покоев Адини умолял, обретших было луч надежды родных не обольщаться прежде времени, а самое главное, не разрешать новоявленной Ландграфине Гессен - Кассельской петь! Любое напряжение губительно для нее, особенно - в ее деликатном положении! Золотое горло должно молчать! И оно молчало….
Адини заботливо кутали в шали и пелерины, отпаивали теплым медовым молоком с имбирем и виш`Инскою подогретою минеральною водою. По субботам ее непременно везли в душном, натопленном до непереносимого жара, возке с не открывающимися окнами в Гатчину.

Мужчины всей большой Романовской семьи от мала до велика развлекались охотою в Гатчинском парке на тетеревов и гоном оленей, несколько манкируя всеми остальными своими занятиями.

Женщины днями и вечерами корпели над более изнеженным, привычным для их тонких рук занятием: шили приданное для ожидаемого в семье очередного царскородного младенца.



Но изысканные узоры ришелье и просветы алансонских кружев уже не подчинялись исхудалым пальцам Адини. Она роняла из рук иглу и пяльцы, все как - то зябла, просила подкинуть дров в камин, и то и дело прижимала к бледным губам платок. Он моментально пропитывался кровью. Во время приступов лихорадочного кашля, она чувствовала резкие или, напротив, замедленные, словно растерянные, толчки ребенка, и даже самые слабые, они причиняли ей невыносимую боль. Закусив губы, она морщила бледное в холодной испарине чело и беспомощно, умоляюще смотрела на МамА, Олли, Мэри или верную Анну Алексеевну, тотчас подступавших к ней с вопросами и уговорами лечь в постель…
Постель. Болезный одр.…Иногда Адини лежала в ней дни напролет, пытаясь в полумраке спущенных гардин разглядеть слабый солнечный луч или услышать пение снегиря или синицы.. У нее же самой все слабее выходил птичий посвист: силы убывали, да и боялась, что услышит сии потуги встревоженная МамА, почти не выходившая в такие дни от нее, и ночевавшая в соседнем будуаре, на кушетке. ПапА заходил каждый вечер или утро, навещая ее, нарочито бодрым голосом рассказывал свои новости: шутливые перепалки с министрами; казусы на военном плацу; анекдоты аудиенций или - новости последнего бала, который он открывал с госпожою Фикельмонт, как женою дуайена* (*Старшины дипломатического корпуса - Р.)


Умница графиня Дарья Феодоровна была очаровательна в своем платье из бледно - сиреневого - шелка и гипюра, в стиле маркизы де Помпадур и завитом, пудреном парике осьмнадцатого столетия. Она вся походила на изящную фарфоровую фигурку, которую боишься ненароком сломать при неосторожном движении! Ради костюма супруги дуайена и вообще то и был придуман весь этот маскерад - костюмированный праздник эпохи Людовика Четырнадцатого.....


Но фразерке - посольше Долли, безусловно, далеко до изящества МамА! - вздыхал в этом месте рассказа отец, и Адини согласно кивала в ответ слабою черноволосою головкою, то и дело томно откидывая ее на высоко взбитые подушки. Она тихонько улыбалась отцу, после двадцати с лишним лет супружества, все еще влюбленному в МамА, как мальчишка.. Эта слабость властного кесаря, очевидная всем, импонировала и ей, она отлично знала “ что удовольствие ПапА всегда состоит в том, чтобы доставить удовольствие МамА” (Подлинные слова А. Н. Романовой, написанные на портрете ее матери, всегда стоящем на столе Государя Николая Павловича. - Р.) но иногда, с проницательностью много страдающего и рано повзрослевшего сердца, она замечала, что деспотичные вспышки сей любви, приносят ее несравненной, тихой и нежной МамА более огорчения, чем счастия, ибо гордой натуре дочери и внуки* (* Старинная форма произношения слова “внучка”- Р.) прусского короля было весьма непросто смирять себя и свою царственную мятежность и пылкость, воспитанную на драмах Шиллера, строфах Гете и романтических пассажах сэра Вальтера Скотта. В угоду любящей тирании царственного супруга!

Император Николай I и императрица Александра Федоровна"

Иногда Адини осторожно подзывала к постели МамА, чтобы та своим тихим и нежным голосом прочла ей что - нибудь из Гете. МамА обычно выбирала любимую ими обеими “Ифигению в Тавриде”. Адини, слушала, полузакрыв глаза, и, сквозь усиливающийся от вечной слабости шум в голове, улавливала ритм мерных, завораживающих слов и мысленно подбирала к ним тихую мелодию. Ей так хотелось напеть вновь сочиненное, и она - начинала было, но МамА испуганно взглядывала на нее, умолкала, прижимала палец к губам, и тотчас подносила ко рту Адини ложку с противною, пахучею анисовою микстурою или горячее молоко. Но как - то, однажды, в кремовую теплоту молока нечаянно попала капля сукровицы от сильного, изнуряющего кашля. Увидав ту роковую, рубиновую каплю в чуть синеватой белизне питья, МамА, внезапно судорожно закусила губу, зарыдала, почти беззвучно, и, как подкошенная, упала на колени перед постелью дочери.

Портрет великой княгини Александры Федоровны. (МамА) Не ранее 1817 г. Александр Молинари (1772-1831) (?)"

Адини страшно и странно было видеть искаженное болезненною судорогою лицо матери; она всё силилась приподняться на подушках, дернуть сонетку звонка, свисавшую совсем близко от кровати, но ей никак не удавалось сие. Наконец она - таки добралась слабою дланью до витого шелка шнура. Вбежали дежурные фрейлины, горничные, Олли, Мэри... Растерянный лейб - медик, позабывши нахлобучить на гладкую голову темный бобрик парика, стиснув зубы, тщетно пытался унять рыдания Государыни - матери, увещевая несчастную строгим, почти зловещим, шепотом, но та все повторяла и повторяла, зарывшись лицом в накрытые атласным одеялом исхудалые, острые колени дочери:

Адини, соловушка моя, не покидай нас, как же мы без тебя будем?!! И что же станется с бедным Папа, кто его утешит, кто согреет его уставшее сердце?!! Как мне еще молить Господа Бога оставить тебя при нас?.. Не уходи, скоро - опять наступит весна, ты непременно оживешь, согреешься солнышком, мы с тобою поедем в Ореанду, это имение в Крыму, такое милое место, мне его недавно подарил Папа, ты ведь знаешь, там архитектор - англичанин строит для нас с тобою чудесную виллу в духе романтических баллад Шиллера. Похоже на средневековый замок, на берегу моря.... Ты так любишь все это.... Там мы устроим для тебя беседку, увитую плющом, качели и ты будешь целыми днями наблюдать, как катится волна за волною, ты успокоишься и поправишься, моя милая, ведь правда, Ореанда спасет тебя?!

Великая княжна Александра Николаевна. Кристина Робертсон"

Утомленная и донельзя испуганная внезапным припадком отчаяния, нахлынувшим на Мама, Адини лишь беспомощно кивала в ответ головою, и все осторожно, по - детски пугливо, гладила руки матери, болезненно вцепившиеся в одеяло. Говорить, шептать что либо от волнения она не могла, и потому - безропотно проглотила успокоительное, данное доктором.

В облаке невольной дремоты, навалившейся на нее почти тотчас, она еще увидела, как Мэри и Олли под руки выводят МамА из комнаты; как доктор Мандт, отчаянно закусив губу, размешивает в тонкой склянке какое - то белое, мутное питье; как в анфиладе гулких, высоких комнат цветною каруселью мелькают чьи - то встревоженные лица, гудят голоса.. Слабою, почти безжизненною нитью в глубине ее истомившегося от боли лона, дернулся и тотчас затих ребенок. Она вспомнила, что они с Карлом - Фридрихом уже придумали ему и имя, в честь деда: Вильгельм! Ведь будет непременно - мальчик! Как жаль, что ей, должно быть, так и не придется увидеть его взрослым! Таким же красивым, как тот отрок - иконописец, из общины Александро - Васильевской церкви, в чей сиротский приют она так любила ходить каждое воскресение вместе с ПапА и сестрами. Она давно не была там, так давно, Боже, прости ее, грешную! Когда - то ей снова удастся побывать на вольном воздухе?!

Адини вздохнула, чуть приоткрыла ресницы и сомкнула их снова. Она погрузилась в сон, тяжелый, полный спутанных, странных видений, самым четким из которых было лицо ее покойной тетушки, палатины Венгерской, Александры Павловны, старшей сестры Папа, очаровательного создания, пленившего ее воображение навсегда, с младенческих лет. Она не знавала тетушку живою.

Александра Павловна Романова. Боровиковский Владимир Лукич

Она умерла в молодости, родами, в далеком от родного дома месте, в долине реки Ирем, неподалеку от своего дворца в Офене - старинной части Пешта - столицы владений своего мужа, Палатина, эрцгерцога Иосифа.. Адини не была сильно похожа на нее, только знала, что тетушка тоже любила розы и пение соловьев.. Они очень сильно напоминали ей родину. Юное лицо тетушки с прелестным мягким овалом подбородка и фамильною тонкостью черт, словно со старинного медальона,
(наподобие того, который она недавно подарила ПапА.) внезапно четко предстало перед спутанным горячкою мысленным взором Адини.


Тезка - Палатина, похожая на белую птицу, в полупрозрачном, кисейном одеянии, обшитом шелковою тесьмою, сияя неизъяснимою прелестью улыбки, тихо прошла по садам, в которых утопала долина Ирем, и внезапно остановилась у креста, увитого плющом. Ветви плюща, свисали прямо над кручею обрыва..... У Адини и во сне внезапно захватило дух, закружилась голова, словно она вдруг птицею взлетела над всем увиденным. С высоты небесной взору ее приоткрылась картина, щемящая сердце: у подножия креста она увидела плиту с выбитыми славянскою вязью буквами: “Александра Романова”....
Тетушка Александра Павловна стояла возле увитого плющом надгробия не шелохнувшись, закрыв лицо руками, странным знаком - знамением: крест - накрест... В ту же секунду паренье Адини над родной, но такой далекой, почти бестелесною, фигурою, оборвалось, сердце камнем устремилось куда то вниз... и она очнулась, поняв, что в мареве мучительной дремоты, устроенной ей заботливым доктором Мандтом, только что видела свою собственную Смерть. Но она ее больше не пугала, эта властная госпожа... Напротив, принесла мятущейся душе какое то странное успокоение.

Адини внезапно поняла, чем так всегда влекло ее к себе пение, чем вечно чаровала, околдовывала музыка.. Просто она дарила ей ни с чем не сравнимое чувство полета в поднебесной выси, чувство оторванности от всего, что тяготило, тревожило, печалило, несказанно здесь, на Земле.


"Воспоминания "

Но теперь на музыку больше не оставалось сил. А, впрочем, может быть, стоит еще раз попробовать?.. Слабыми руками Адини откинула давящее грудь одеяло и попыталась сесть, сминая рукою батист и шелк простыней и кружево подушек.. Где то в голове у нее звенела пчелою - мухой самая высокая нота каватины из “Лючии де Ламермур”, ее любимой арии..
Как же там начинается? “До”? Нет, “ре”...
Да нет же!- “ля”, непременно, “ля”; самое высокое, самое чистое, нежное.. Как манящая Небесная даль.


Она набрала в грудь воздуху, так странно легко, и от волшебной, трепетной, полной волны ее голоса закачались и слабо зазвенели в такт подвески хрустальных люстр, на узорчатом потолке, замигали огоньки свечей в кованых напольных шандалах, зашевелился бархатный занавес полога над ее альковом.....
Двери резко распахнулись, но лиц, вошедших толпою в ее тихий дотоле будуар, Адини не видела, шагов не воспринимала. Она - пела. Пела до тех пор, пока из горла ее широкою темно - красною струею - фонтаном не хлынула кровь. И последняя нота арии смешалась с испуганным криком Мэри, кинувшейся к постели сестры...
Краем глаза Адини видела, что Мэри властно удержали на месте чьи то хрупкие руки: Мама? Олли? Ольги Барятинской? Анны Алексеевны?.. Нельзя было разобрать.


" Реальность "

Закончив арию, Адини бросила в сторону сестры усталый, нежный взгляд. Окровавленный рот ее странно искривился. Она едва удерживалась от слез. Но внезапно - улыбнулась, заслышав редкие, нежно - робкие толчки внутри себя, словно дерганье шелковой тончайшей нити.. На ее пение отозвался всем существом тот, кто еще не родился. Он словно просил продолжения. Словно желал вместе с нею подняться к тем чистым хрустальным высям, где только что витал ее голос... И, вняв сей молчаливой просьбе, она тотчас же запела снова. По подбородку ее тоненькой черно-алой струйкой непрерывно стекала кровь. Но она все пела. Пела до самой темноты. Пока не иссякли последние силы.


На следующее утро после потрясшего всех события, она была все еще жива. Чудом - жива. «…ночью с 28 на 29 июля у нее начались сильные боли; это были первые схватки. Ей ничего не сказали об этом, но она догадалась сама по встревоженным лицам сиделок, и начала нервно дрожать при мысли о преждевременных родах. “Фриц, Фриц, - вскричала она, - Бог хочет этого!” И неописуемый взгляд ее поднятых кверху глаз заставил догадаться о том, что она молится. Ее пульс ослабел, послали за священником, и о. Бажанов исповедал и причастил ее. Это было в восемь часов утра. Между девятью и десятью часами у нее родился мальчик. Ребенок заплакал. Это было ее последней радостью на земле, настоящее чудо, благословение Неба.



Ребенку было только шесть месяцев. “Олли, - выдохнула она, - Я - мать”! Затем она склонила лицо, которое было белое, как ее подушки, и сейчас же заснула. Лютеранский пастор крестил ее маленького под именем Фриц Вильгельм Николай. Он жил до обеда. Адини спала спокойно, как ребенок. В четыре часа пополудни она перешла в иную жизнь.
Вечером она уже лежала, утопая в море цветов, с ребенком в руках, в часовне Александровского дворца»

Часовня Александровского дворца"

Великая княгиня и цесаревна Александра Николаевна Романова, Ландграфиня Гессен - Кассельская, умерла ровно через пять часов после рождения сына, наследного принца Гессен - Кассельского, Вильгельма. Ребенок родился недоношенным и, прожив не более получаса, скончался, успев, однако, принять крещение. Его похоронили в одной могиле с матерью. В день похорон Великой княгини Александры в Петропавловском соборе столицы на город опустилась почти осенняя мгла. Моросил мелкий, противный дождь. Ни один луч солнца не мог пробиться сквозь свинец, тяжелых обложивших небо туч. Первым ком земли на крышку гроба безвременно умолкшего гатчинского соловушки бросил ее отец - император Николай Павлович, сквозь безудержные рыдания едва прошептавший: “ С Богом!”

«Сокровище Адини»

Великая княжна Александра Николаевна

Портрет великого князя Николая Павловича,

Александр Васильевич Поляков

Портрет великой княгини Александры Федоровны. Не ранее 1817 г.

Александр Молинари (1772-1831) (?)

Младшей девочкой в семье Николая I была Александра Николаевна, «проказница и ласковая » Адини, или как называла младшую внучку ее бабушка Мария Федоровна - «Lе bijou » (сокровище - франц.). В семье ее называли также «наш луч солнца » и «всеми любимая сестра ». Она родилась в Царском Селе 12 июня 1825 года. «Адини, - писала великая княжна Ольга Николаевна, - родилась в Царском Селе, где государь радушно предоставил в распоряжение моих родителей свой дворец » .

Садовый фасад Александровского дворца в Царском Селе.И.-Я. Мейер. 1840-е гг.

Александровский дворец

Парадная зала в Александровском дворце

Великая княжна Александра Николаевна

Великая княжна Александра Николаевна

П.Ф.Соколов

Великая княжна Александра Николаевна

П.Ф.Соколов

На первых портретах из детской серии П.Ф. Соколова (1828 г.) она изображена трехлетней девочкой в стандартном для всех сестер белом платьице с красным поясом, бантиками на плечах. В отличие от других - в чепчике. Она воспитывалась как и старшие сестры: изучала литературу, историю, увлекалась рисованием. На сохранившемся автопортрете, подписанном ею «Адини. 6 декабря 1836 », одиннадцатилетняя девочка-подросток сидит за столом в задумчивости, отрешенная от всего окружающего, подперев щеку левой рукой. День подписи выбран не случайно — это день тезоименитства отца и рисунок предназначался в качестве подарка.

Она отличалась удивительно красивым голосом (сопрано), диапазон которого охватывал три октавы. В 13 лет она могла исполнять сложные музыкальные пьесы. Повзрослевшей пятнадцатилетней барышней предстает Адини на маленьком рисунке, сделанном в подарок брату Константину и любовно вложенном им в свой дневник в декабре 1840 года.

Великая княжна Александра Николаевна

С большой нежностью вспоминала свою так рано ушедшую сестру великая княжна Ольга Николаевна: «Совсем еще маленьким ребенком она привлекала к себе прелестью своей болтовни. Она обладала богатой фантазией и прекрасно представляла не только людей, но даже исторические персонажи, словно переселяясь в них. В одиннадцать лет она могла вести за столом разговор, сидя рядом с кем-нибудь незнакомым, как взрослая, и не казалась преждевременно развитой: ее грациозная прелесть и хитрая мордочка говорили сами за себя. Все в доме любили ее, дети придворных ее возраста просто обожали. . ..

Великая княжна Александра Николаевна,13 лет

Кристина Робертсон

Грациозность сказывалась во всем, что она делала, играла ли она со своей собакой, влезала ли на горку или же просто надевала перчатки. Ее движения напоминали Мама, от которой она унаследовала гибкую спину и широкие плечи. В семье она называлась всеми "Домовой". Ее английская воспитательница, поставившая себе задачей закалять Адини, выходила с ней на прогулку во всякую погоду, что в один прекрасный день вызвало сильный бронхит, и ее жизнь была в опасности. Благодаря своему прекрасному организму она оправилась совершенно, но с болезнью исчез в ней ребенок. Близость смерти сделала ее совершенно иной. Смысл жизни и мысли о потустороннем стали занимать ее» .

К.А. Ухтомский. Детская великих княжон Марии, Ольги и Александры. 1837 г.

И.И. Шарлемань. Детская сыновей Николая I, или Корабельная.

«Катальная горка» в Александровском дворце

Сцена из жизни семьи императора Николая I. Художник А. Чернышев

Ее чтение стало серьёзным. Из книг она, по замечанию старшей сестры, «любила религиозные книги» . Для старших сестер Адини долгое время оставалось ребенком, которому «доставляло удовольствие играть и шалить с маленькими братьями». В 1838 году «был черед Адини представляться дедушке », вместе с Олли она побывала тогда в Берлине. Позднее, когда стала выходить в свет, быстро разочаровалась в светской пустоте времяпровождения. «Жизнь только коридор, - говорила она,—только приготовление ».

Берлин,Эдуард Гертнер

Берлин: парад перед королевским дворцом,

Уильям мост

Фридрих Вильгельм III ,король Пруссии

Посетивший Россию в 1839 г. полковник Ф. Гагерн описывая дочерей императора, отметил: «Самая младшая великая княжна — Александра, 13 лет [во время пребывания его в России ей исполнилось 14 лет], и в ней еще что-то детское; она очень жива, шаловлива и обещает быть красивейшей среди сестер. Она часто дразнила принца Александра ». В тот год, Александр Николаевич был за границей, а Мэри занята своим женихом, поэтому Олли стала больше времени проводить с подрастающей Адини: «Прелестная девочка, беспечная как жаворонок, распространявшая вокруг себя только радость. Ранняя смерть - это привилегия избранных натур. Я вижу Адини не иначе, как всю окутанную солнцем ». Постепенно Александра превратилась в красавицу, соперничавшую с Олли.

Великая княжна Александра Николаевна

К. Робертсон. Дочери императора Николая I, княжны Ольга и Александра Николаевны, 1840 г.

Москвичу М.Д. Бутурлину, увидевшему сестер в зале Дворянского собрания Санкт-Петербурга в конце зимнего сезона 1843 г. Ольга и Александра Николаевны показались «созданиями не от мира сего, особливо вторая. Именно этот год оказался решающим в жизни Адини. Принц Фридрих-Вильгельм-Георг-Адольф, сын ландграфа Гессен-Кассельского прибыл на свадьбу Мэри в надежде познакомиться с великой княжной Ольгой Николаевной, чтобы заполучить ее руку. Олли он показался добрым, "приятным и веселым ".

Великая княжна Мария Николаевна

Герцог Максимилиан-Лейхтенбергский

Но, незадолго до бала в Большом Петергофском дворце, он увидел Адини; между ними пробежала искра. Олли уступила возможного жениха сестре. Объяснение с императрицей Александрой Федоровной в присутствии Адини состоялось на террасе дворца в Стрельне. «Адини любит его! - сказала Олли». «Она видела Фрица, - писала впоследствии Ольга Николаевна, - через поэтическую вуаль своих восемнадцати лет, и Бог отозвал ее к Себе ранее, чем ее взгляд увидел другое». Правда, после бракосочетания она пыталась развить своего Фридриха морально и духовно, отвлечь от светских развлечений, вела серьезные разговоры, «читала с ним Плутарха, чтобы пример благородных мужей помог ему».

Великая княжна Александра Николаевна

Получалась, что Адини с замужеством опережала старшую сестру Ольгу Николаевну. Николай переживал и радовался одновременно. Великая княжна Ольга Николаевна писала: «Папа страдал из-за меня, и все-таки он был счастлив удержать меня при себе. Конечно, он любил также и Адини, но она была для него еще ребенком, а не равной ему, с кем можно было поговорить, как со мною; к тому же Адини была всегда очень молчаливой в его обществе из-за боязни неправильно говорить по-русски. (Благодаря своей английской воспитательнице, она не научилась свободно говорить на своем родном языке). Каким сокровищем была Адини, Папа понял в тот момент, когда ее не стало». И далее: «В день Петра и Павла, 29 июня, во время торжественного обеда была объявлена помолвка [сговор— Л.В.]. Когда Фриц незадолго до этого спросил Папа, смеет ли он говорить с ним, Папа заключил его в объятия и сказал: "Вот мой ответ! "».

Великие княжны Александра Николаевна и Ольга Николаевна

О. Верне. Царскосельская карусель. Семья императора Николая I в маскарадных костюмах, 1843

Когда царская семья 22 августа по обыкновению переселяется на осенние месяцы в Царское Село, Адини не подозревает, что не только на это лето — самое блаженное в ее жизни, но навсегда прощается она с «петергофским раем» — с великолепием его каскадов и фонтанов, с далью моря и мечтательными дорожками Александрии, с уютом любимого Коттеджа. Здесь, в своей обставленной «с прелестной простотой » девичьей комнате, где центральное место на столе занимает теперь портрет ее возлюбленного, 29 июля она записывает на последней странице дневника: "Кончаю этот дневник и, по странной случайности, одновременно завершаю свое девичье существование. Оно было прекрасным, это существование, и очень счастливым. Я не знала горя. Бог и любящие меня люди помогли мне запастись необходимым для моей будущности. Оно раскрывается теперь передо мной как заря прекрасного дня. Так пусть же облака, которые ее обложат, рассеются прежде вечера, а вечер моей жизни да будет похож на его зарю! Да поможет мне Бог ! "

Дворец -коттедж

Дворец -коттедж

Дворец -коттедж

Ольгин остров в Петергофе.Е. Мейер (?)

Классический вид павильона на озере в Петергофе. Е.Мейер.(?)

"Розовый павильон в Луговом парке Петергофа", Луиджи Премацци.

П. Борель, дворец Бельведер в луговом парке

Дворец Бельведер в луговом парке

Вид Ренеллы в Александрии.,

Сократ Воробьев

Могла ли подозревать она, полная светозарных надежд, что судьба тем временем уже обводила ее едва расцветающую жизнь траурной рамкой? Могла ли ведать, что никогда больше не суждено ей повторить и долгие прогулки по осенним аллеям царскосельского парка, где она дает теперь волю своим мечтам о будущем? Она не знает всего этого и счастлива, как может быть счастливым только юное влюбленное существо.

Великая княжна Александра Николаевна

Кристина Робертсон

Великая княжна Александра Николаевна

Кристина Робертсон

Великая княжна Александра Николаевна

Первым на нездоровье великой княжны задолго до очевидного проявления болезни обратил внимание ее учитель пения Soliva, однако придворные врачи успокоили императрицу, а проницательный итальянец поплатился тем, что был отстранен и вынужден был покинуть Россию.

Впрочем, сама невеста, витающая в радужных грезах, не придает этому значения, тем более что и ее доктор Раух не видит никаких поводов для беспокойства. Она поглощена мыслями о «своем Фрице », описывает ему в старательном рисунке свою просто обставленную комнату в Александровском дворце, главным украшением которой и здесь является теперь стоящий на мольберте его портрет, написанный летом Карлом Штейбейном, и считает дни до встречи с ним самим.

Вел.кн. Александра Николаевна. «Моя комната в Царском Селе 16 октября». Бумага, карандаш. 1843. Фонд Гессен-ского ландграфства, дворец Фазанери

К этому времени относится известный портрет Александры Николаевны. «В октябре, - вспоминала великая княжна Ольга Николаевна, - приехала мистрис Робертсон, известная английская художница, чтобы написать с Адини большой портрет в натуральную величину. В розовом платье, с волосами, заплетенными в косы по обе стороны лица, - такой она изображена на нем. Она была немного меньше меня ростом, с не совсем правильными чертами лица и очень хороша своеобразной красотой. Ее лицо всегда сияло весельем, но сейчас же меняло свое выражение, как только начинался разговор о чем-нибудь серьезном. В молитве, когда я закрывала глаза, чтобы сосредоточится, она, наоборот, широко открывала глаза и поднимала руки, точно желая обнять небо ».

Великая княжна Александра Николаевна

Кристина Робертсон

29 декабря того же 1843 года официально отпраздновали помолвку Адини, 30 декабря состоялся торжественный прием, на котором присутствовал отец Фридриха семидесятилетний ландграф Гессен-Кассельский. «Фриц рядом со своей прелестной невестой,—передавала свои впечатления Олли, — казался незначительным и без особой выправки. Позднее я вспоминала, как был обеспокоен старый доктор Виллие, лейб-медик дяди Михаила, после того, как, пожав руку Адини, он почувствовал ее влажность. "Она, должно быть, нездорова" - сказал он тогда» . Тогда еще не знали, что еще в июне 1843 г. Адини заболела чахоткой (туберкулезом).

Великая княжна Александра Николаевна

Фридрих Вильгельм Гессен-Кассельский

Вильгельм Гессен-Кассельский (отец Фридриха Вильгельма)

Луиза Шарлотта Датская(мать Фридриха Вильгельма)

Меньше, чем через два месяца, 28 января 1844 года, состоялось венчание. «Высоконовобрачные » переехали в свои апартаменты Зимнего дворца. Началась обычная светская жизнь молодой четы. Далее снова предоставим слово ее сестре Олли: «Адини простудилась, когда возвращалась с бала от Нессельроде. Одно из окон экипажа было по недосмотру какого-то лакея опущено при десяти градусах мороза. На следующий день она проснулась с жаром. Никто не придал этому значению, полагаясь на ее здоровую натуру ». Чтобы не беспокоить родителей, Александра Николаевна продолжала появляться за утренним завтраком, ведь она скоро должна была покинуть Россию. «В конце Великого Поста, — продолжает свой печальный рассказ Ольга Николаевна, — в этом году мы переехали, как всегда, в Аничков, чтобы приготовиться к Причастию.

Зимний вид Невского проспекта около Аничкова дворца. 1847

В. С. Садовников

Возвращение же после Пасхи в Зимний дворец происходило уже без Адини. Она была в ожидании [беременна —Л.В.] и очень ослабела от сильного кашля. Врачи предписали ей покой и уложили в постель на три недели. После этого срока она переехала в Зимний дворец и поселилась в своих мрачных комнатах, страдая по свету и зелени садов в Аничковом, которые там были под окнами». Изменений к лучшему не наблюдалось: «Поездки в коляске ей были запрещены, и она проводила целые дни, безропотно лежа на диване. Никто не беспокоился о ней. Папа предпринял поездку в Англию, чтобы познакомится со своей юной племянницей Викторией и ее супругом Альбертом. В разгар празднеств в его честь он узнал ужасную новость, что у Адини скоротечная чахотка. Сам Мандт приехал к нему, чтобы сказать эту ужасную новость ».

Портрет неизвестной,Кристина Робертсон

Когда Николай Павлович вернулся, семья уже жила в Царском Селе. Казалось «деревенский воздух » оживил Адини. Она стала предпринимать вместе с Фрицем поездки на коляске. Диагнозу, сделанному Мандтом, не хотелось верить; ждали чуда.

Придворные врачи не смогли вовремя распознать болезнь и поставить правильный диагноз. Лейб-медик Раух проглядел заболевание, а когда понял, «впал в расстройство умственных сил », — писал граф М. А. Корф в воспоминаниях «Кончина и погребение великой княгини Александры Николаевны» .

Ворота"любезным моим сослуживцам" 1857г.

В.С.Садовников

Тяжелая атмосфера тех дней запомнилась Ольге Николаевне: «Врачи же Маркус, Раух и Шольц выглядели совершенно уничтоженными. Их, кроме Шольца, который был необходим как акушер, сейчас же отпустили. Мандт взялся за лечение один. Он был также несимпатичен Адини, как и нам, всем, и только из послушания она пересилила себя и позволила лечить. К счастью, он не мучил ее. Горячее молоко и чистая вода, чтобы утолить жажду, было, собственно, все, что он предписал. Эту воду он магнетизировал, что, по его мнению, успокаивало больную.

Однако уже в начале месяца появились признаки страшной болезни, и фатальный прогноз был подтвержден не только придворными врачами, но и датским медиком Банком, приглашенным к больной.

Акварель Л. Премацци

Когда дни стали теплее, Адини стала страдать припадками удушья. Мама отдала ей свой кабинет с семью окнами, он даже летом был полон воздуха и свежести. Его устроили как спальню для Адини ». К сожалению, состояние Александры Николаевны ухудшалось. Ей пришлось жить отдельно от Фрица: «В середине июня, за несколько дней до девятнадцатилетия, положение ухудшилось. Она была точно выжжена жаром. Приступы тошноты мешали ей принимать пищу, а припадки кашля - до сорока раз за ночь - разгоняли сон» .

Между тем Александра Николаевна не подозревала, что обречена, «услаждала скуку болезни воздушными замками о будущем пребывании своем в Дании и о воспитании ожидаемого младенца» , расспрашивала брата Константина, вернувшегося из морской поездки в Данию, о приготовлении дворца и «в последние дни любила окружать себя своими нарядами и любоваться ими».

Великий князь Константин Николаевич

Наступил день рождения Адини. Обедню служили в наскоро устроенной часовне прямо в Александровском дворце. Священник Бажанов принес Св. Дары к больной и принял ее Святое Причастие. Во время разговора с Олли, Адини сказала, что ей пришла мысль о смерти и передала для Папа эскиз павильона для пруда с черными лебедями.

Портрет великого князя Николая Павловича,

Александр Васильевич Поляков

Портрет великой княгини Александры Федоровны. Не ранее 1817 г.

Александр Молинари (1772-1831) (?)

Младшей девочкой в семье Николая I была Александра Николаевна, «проказница и ласковая » Адини, или как называла младшую внучку ее бабушка Мария Федоровна - «Lе bijou » (сокровище - франц.). В семье ее называли также «наш луч солнца » и «всеми любимая сестра ». Она родилась в Царском Селе 12 июня 1825 года. «Адини, - писала великая княжна Ольга Николаевна, - родилась в Царском Селе, где государь радушно предоставил в распоряжение моих родителей свой дворец » .

Садовый фасад Александровского дворца в Царском Селе.И.-Я. Мейер. 1840-е гг.

Александровский дворец

Парадная зала в Александровском дворце

Великая княжна Александра Николаевна

Великая княжна Александра Николаевна

П.Ф.Соколов

Великая княжна Александра Николаевна

П.Ф.Соколов

На первых портретах из детской серии П.Ф. Соколова (1828 г.) она изображена трехлетней девочкой в стандартном для всех сестер белом платьице с красным поясом, бантиками на плечах. В отличие от других - в чепчике. Она воспитывалась как и старшие сестры: изучала литературу, историю, увлекалась рисованием. На сохранившемся автопортрете, подписанном ею «Адини. 6 декабря 1836 », одиннадцатилетняя девочка-подросток сидит за столом в задумчивости, отрешенная от всего окружающего, подперев щеку левой рукой. День подписи выбран не случайно — это день тезоименитства отца и рисунок предназначался в качестве подарка.

Она отличалась удивительно красивым голосом (сопрано), диапазон которого охватывал три октавы. В 13 лет она могла исполнять сложные музыкальные пьесы. Повзрослевшей пятнадцатилетней барышней предстает Адини на маленьком рисунке, сделанном в подарок брату Константину и любовно вложенном им в свой дневник в декабре 1840 года.

Великая княжна Александра Николаевна

С большой нежностью вспоминала свою так рано ушедшую сестру великая княжна Ольга Николаевна: «Совсем еще маленьким ребенком она привлекала к себе прелестью своей болтовни. Она обладала богатой фантазией и прекрасно представляла не только людей, но даже исторические персонажи, словно переселяясь в них. В одиннадцать лет она могла вести за столом разговор, сидя рядом с кем-нибудь незнакомым, как взрослая, и не казалась преждевременно развитой: ее грациозная прелесть и хитрая мордочка говорили сами за себя. Все в доме любили ее, дети придворных ее возраста просто обожали. . ..

Великая княжна Александра Николаевна,13 лет

Кристина Робертсон

Грациозность сказывалась во всем, что она делала, играла ли она со своей собакой, влезала ли на горку или же просто надевала перчатки. Ее движения напоминали Мама, от которой она унаследовала гибкую спину и широкие плечи. В семье она называлась всеми "Домовой". Ее английская воспитательница, поставившая себе задачей закалять Адини, выходила с ней на прогулку во всякую погоду, что в один прекрасный день вызвало сильный бронхит, и ее жизнь была в опасности. Благодаря своему прекрасному организму она оправилась совершенно, но с болезнью исчез в ней ребенок. Близость смерти сделала ее совершенно иной. Смысл жизни и мысли о потустороннем стали занимать ее» .

К.А. Ухтомский. Детская великих княжон Марии, Ольги и Александры. 1837 г.

И.И. Шарлемань. Детская сыновей Николая I, или Корабельная.

«Катальная горка» в Александровском дворце

Сцена из жизни семьи императора Николая I. Художник А. Чернышев

Ее чтение стало серьёзным. Из книг она, по замечанию старшей сестры, «любила религиозные книги» . Для старших сестер Адини долгое время оставалось ребенком, которому «доставляло удовольствие играть и шалить с маленькими братьями». В 1838 году «был черед Адини представляться дедушке », вместе с Олли она побывала тогда в Берлине. Позднее, когда стала выходить в свет, быстро разочаровалась в светской пустоте времяпровождения. «Жизнь только коридор, - говорила она,—только приготовление ».

Берлин,Эдуард Гертнер

Берлин: парад перед королевским дворцом,

Уильям мост

Фридрих Вильгельм III ,король Пруссии

Посетивший Россию в 1839 г. полковник Ф. Гагерн описывая дочерей императора, отметил: «Самая младшая великая княжна — Александра, 13 лет [во время пребывания его в России ей исполнилось 14 лет], и в ней еще что-то детское; она очень жива, шаловлива и обещает быть красивейшей среди сестер. Она часто дразнила принца Александра ». В тот год, Александр Николаевич был за границей, а Мэри занята своим женихом, поэтому Олли стала больше времени проводить с подрастающей Адини: «Прелестная девочка, беспечная как жаворонок, распространявшая вокруг себя только радость. Ранняя смерть - это привилегия избранных натур. Я вижу Адини не иначе, как всю окутанную солнцем ». Постепенно Александра превратилась в красавицу, соперничавшую с Олли.

Великая княжна Александра Николаевна

К. Робертсон. Дочери императора Николая I, княжны Ольга и Александра Николаевны, 1840 г.

Москвичу М.Д. Бутурлину, увидевшему сестер в зале Дворянского собрания Санкт-Петербурга в конце зимнего сезона 1843 г. Ольга и Александра Николаевны показались «созданиями не от мира сего, особливо вторая. Именно этот год оказался решающим в жизни Адини. Принц Фридрих-Вильгельм-Георг-Адольф, сын ландграфа Гессен-Кассельского прибыл на свадьбу Мэри в надежде познакомиться с великой княжной Ольгой Николаевной, чтобы заполучить ее руку. Олли он показался добрым, "приятным и веселым ".

Великая княжна Мария Николаевна

Герцог Максимилиан-Лейхтенбергский

Но, незадолго до бала в Большом Петергофском дворце, он увидел Адини; между ними пробежала искра. Олли уступила возможного жениха сестре. Объяснение с императрицей Александрой Федоровной в присутствии Адини состоялось на террасе дворца в Стрельне. «Адини любит его! - сказала Олли». «Она видела Фрица, - писала впоследствии Ольга Николаевна, - через поэтическую вуаль своих восемнадцати лет, и Бог отозвал ее к Себе ранее, чем ее взгляд увидел другое». Правда, после бракосочетания она пыталась развить своего Фридриха морально и духовно, отвлечь от светских развлечений, вела серьезные разговоры, «читала с ним Плутарха, чтобы пример благородных мужей помог ему».

Великая княжна Александра Николаевна

Получалась, что Адини с замужеством опережала старшую сестру Ольгу Николаевну. Николай переживал и радовался одновременно. Великая княжна Ольга Николаевна писала: «Папа страдал из-за меня, и все-таки он был счастлив удержать меня при себе. Конечно, он любил также и Адини, но она была для него еще ребенком, а не равной ему, с кем можно было поговорить, как со мною; к тому же Адини была всегда очень молчаливой в его обществе из-за боязни неправильно говорить по-русски. (Благодаря своей английской воспитательнице, она не научилась свободно говорить на своем родном языке). Каким сокровищем была Адини, Папа понял в тот момент, когда ее не стало». И далее: «В день Петра и Павла, 29 июня, во время торжественного обеда была объявлена помолвка [сговор— Л.В.]. Когда Фриц незадолго до этого спросил Папа, смеет ли он говорить с ним, Папа заключил его в объятия и сказал: "Вот мой ответ! "».

Великие княжны Александра Николаевна и Ольга Николаевна

О. Верне. Царскосельская карусель. Семья императора Николая I в маскарадных костюмах, 1843

Когда царская семья 22 августа по обыкновению переселяется на осенние месяцы в Царское Село, Адини не подозревает, что не только на это лето — самое блаженное в ее жизни, но навсегда прощается она с «петергофским раем» — с великолепием его каскадов и фонтанов, с далью моря и мечтательными дорожками Александрии, с уютом любимого Коттеджа. Здесь, в своей обставленной «с прелестной простотой » девичьей комнате, где центральное место на столе занимает теперь портрет ее возлюбленного, 29 июля она записывает на последней странице дневника: "Кончаю этот дневник и, по странной случайности, одновременно завершаю свое девичье существование. Оно было прекрасным, это существование, и очень счастливым. Я не знала горя. Бог и любящие меня люди помогли мне запастись необходимым для моей будущности. Оно раскрывается теперь передо мной как заря прекрасного дня. Так пусть же облака, которые ее обложат, рассеются прежде вечера, а вечер моей жизни да будет похож на его зарю! Да поможет мне Бог ! "

Дворец -коттедж

Дворец -коттедж

Дворец -коттедж

Ольгин остров в Петергофе.Е. Мейер (?)

Классический вид павильона на озере в Петергофе. Е.Мейер.(?)

"Розовый павильон в Луговом парке Петергофа", Луиджи Премацци.

П. Борель, дворец Бельведер в луговом парке

Дворец Бельведер в луговом парке

Вид Ренеллы в Александрии.,

Сократ Воробьев

Могла ли подозревать она, полная светозарных надежд, что судьба тем временем уже обводила ее едва расцветающую жизнь траурной рамкой? Могла ли ведать, что никогда больше не суждено ей повторить и долгие прогулки по осенним аллеям царскосельского парка, где она дает теперь волю своим мечтам о будущем? Она не знает всего этого и счастлива, как может быть счастливым только юное влюбленное существо.

Великая княжна Александра Николаевна

Кристина Робертсон

Великая княжна Александра Николаевна

Кристина Робертсон

Великая княжна Александра Николаевна

Первым на нездоровье великой княжны задолго до очевидного проявления болезни обратил внимание ее учитель пения Soliva, однако придворные врачи успокоили императрицу, а проницательный итальянец поплатился тем, что был отстранен и вынужден был покинуть Россию.

Впрочем, сама невеста, витающая в радужных грезах, не придает этому значения, тем более что и ее доктор Раух не видит никаких поводов для беспокойства. Она поглощена мыслями о «своем Фрице », описывает ему в старательном рисунке свою просто обставленную комнату в Александровском дворце, главным украшением которой и здесь является теперь стоящий на мольберте его портрет, написанный летом Карлом Штейбейном, и считает дни до встречи с ним самим.

Вел.кн. Александра Николаевна. «Моя комната в Царском Селе 16 октября». Бумага, карандаш. 1843. Фонд Гессен-ского ландграфства, дворец Фазанери

К этому времени относится известный портрет Александры Николаевны. «В октябре, - вспоминала великая княжна Ольга Николаевна, - приехала мистрис Робертсон, известная английская художница, чтобы написать с Адини большой портрет в натуральную величину. В розовом платье, с волосами, заплетенными в косы по обе стороны лица, - такой она изображена на нем. Она была немного меньше меня ростом, с не совсем правильными чертами лица и очень хороша своеобразной красотой. Ее лицо всегда сияло весельем, но сейчас же меняло свое выражение, как только начинался разговор о чем-нибудь серьезном. В молитве, когда я закрывала глаза, чтобы сосредоточится, она, наоборот, широко открывала глаза и поднимала руки, точно желая обнять небо ».

Великая княжна Александра Николаевна

Кристина Робертсон

29 декабря того же 1843 года официально отпраздновали помолвку Адини, 30 декабря состоялся торжественный прием, на котором присутствовал отец Фридриха семидесятилетний ландграф Гессен-Кассельский. «Фриц рядом со своей прелестной невестой,—передавала свои впечатления Олли, — казался незначительным и без особой выправки. Позднее я вспоминала, как был обеспокоен старый доктор Виллие, лейб-медик дяди Михаила, после того, как, пожав руку Адини, он почувствовал ее влажность. "Она, должно быть, нездорова" - сказал он тогда» . Тогда еще не знали, что еще в июне 1843 г. Адини заболела чахоткой (туберкулезом).

Великая княжна Александра Николаевна

Фридрих Вильгельм Гессен-Кассельский

Вильгельм Гессен-Кассельский (отец Фридриха Вильгельма)

Луиза Шарлотта Датская(мать Фридриха Вильгельма)

Меньше, чем через два месяца, 28 января 1844 года, состоялось венчание. «Высоконовобрачные » переехали в свои апартаменты Зимнего дворца. Началась обычная светская жизнь молодой четы. Далее снова предоставим слово ее сестре Олли: «Адини простудилась, когда возвращалась с бала от Нессельроде. Одно из окон экипажа было по недосмотру какого-то лакея опущено при десяти градусах мороза. На следующий день она проснулась с жаром. Никто не придал этому значению, полагаясь на ее здоровую натуру ». Чтобы не беспокоить родителей, Александра Николаевна продолжала появляться за утренним завтраком, ведь она скоро должна была покинуть Россию. «В конце Великого Поста, — продолжает свой печальный рассказ Ольга Николаевна, — в этом году мы переехали, как всегда, в Аничков, чтобы приготовиться к Причастию.

Зимний вид Невского проспекта около Аничкова дворца. 1847

В. С. Садовников

Возвращение же после Пасхи в Зимний дворец происходило уже без Адини. Она была в ожидании [беременна —Л.В.] и очень ослабела от сильного кашля. Врачи предписали ей покой и уложили в постель на три недели. После этого срока она переехала в Зимний дворец и поселилась в своих мрачных комнатах, страдая по свету и зелени садов в Аничковом, которые там были под окнами». Изменений к лучшему не наблюдалось: «Поездки в коляске ей были запрещены, и она проводила целые дни, безропотно лежа на диване. Никто не беспокоился о ней. Папа предпринял поездку в Англию, чтобы познакомится со своей юной племянницей Викторией и ее супругом Альбертом. В разгар празднеств в его честь он узнал ужасную новость, что у Адини скоротечная чахотка. Сам Мандт приехал к нему, чтобы сказать эту ужасную новость ».

Портрет неизвестной,Кристина Робертсон

Когда Николай Павлович вернулся, семья уже жила в Царском Селе. Казалось «деревенский воздух » оживил Адини. Она стала предпринимать вместе с Фрицем поездки на коляске. Диагнозу, сделанному Мандтом, не хотелось верить; ждали чуда.

Придворные врачи не смогли вовремя распознать болезнь и поставить правильный диагноз. Лейб-медик Раух проглядел заболевание, а когда понял, «впал в расстройство умственных сил », — писал граф М. А. Корф в воспоминаниях «Кончина и погребение великой княгини Александры Николаевны» .

Ворота"любезным моим сослуживцам" 1857г.

В.С.Садовников

Тяжелая атмосфера тех дней запомнилась Ольге Николаевне: «Врачи же Маркус, Раух и Шольц выглядели совершенно уничтоженными. Их, кроме Шольца, который был необходим как акушер, сейчас же отпустили. Мандт взялся за лечение один. Он был также несимпатичен Адини, как и нам, всем, и только из послушания она пересилила себя и позволила лечить. К счастью, он не мучил ее. Горячее молоко и чистая вода, чтобы утолить жажду, было, собственно, все, что он предписал. Эту воду он магнетизировал, что, по его мнению, успокаивало больную.

Однако уже в начале месяца появились признаки страшной болезни, и фатальный прогноз был подтвержден не только придворными врачами, но и датским медиком Банком, приглашенным к больной.

Акварель Л. Премацци

Когда дни стали теплее, Адини стала страдать припадками удушья. Мама отдала ей свой кабинет с семью окнами, он даже летом был полон воздуха и свежести. Его устроили как спальню для Адини ». К сожалению, состояние Александры Николаевны ухудшалось. Ей пришлось жить отдельно от Фрица: «В середине июня, за несколько дней до девятнадцатилетия, положение ухудшилось. Она была точно выжжена жаром. Приступы тошноты мешали ей принимать пищу, а припадки кашля - до сорока раз за ночь - разгоняли сон» .

Между тем Александра Николаевна не подозревала, что обречена, «услаждала скуку болезни воздушными замками о будущем пребывании своем в Дании и о воспитании ожидаемого младенца» , расспрашивала брата Константина, вернувшегося из морской поездки в Данию, о приготовлении дворца и «в последние дни любила окружать себя своими нарядами и любоваться ими».

Великий князь Константин Николаевич

Наступил день рождения Адини. Обедню служили в наскоро устроенной часовне прямо в Александровском дворце. Священник Бажанов принес Св. Дары к больной и принял ее Святое Причастие. Во время разговора с Олли, Адини сказала, что ей пришла мысль о смерти и передала для Папа эскиз павильона для пруда с черными лебедями.

Протопр. Василий Бажанов. Литография А. Мюнстера. 1865 г. (РГБ)

На какое-то время наступило улучшение. Прохладные июньские дни принесли облегчение. Думали о поездке в Копенгаген, чтобы там прошли роды. 30 июня акушерка установила первые движения ребенка. Александра лежала молча со скрещенными руками в немой молитве.

Кабинет императора Александра II в Зимнем дворце украшали три портрета его младшей сестры Александры. На картинах была изображена миловидная юная особа с большими ясными глазами. В памяти братьев и сестер она навсегда осталась веселой шалуньей, которая становилась центром внимания в любой компании.

Адини, как ее звали близкие, обладала удивительной способностью располагать к себе людей, легким характером и хорошим чувством юмора. Еще в детстве все прочили ей счастливое будущее, отмечая, что из этого «птенца» вырастет прекрасная голубка. Окруженная любовью родных, она сама щедро дарила всем улыбки и внимание.

«В одиннадцать лет она могла вести за столом разговор, сидя рядом с кем-нибудь незнакомым, как взрослая, и не казалась преждевременно развитой: ее грациозная прелесть и хитрая мордочка говорили сами за себя. Все в доме любили ее, дети придворных ее возраста просто обожали», - вспоминала ее сестра Ольга (Олли).

Когда девушке было 13 лет, ее увидел полковник Фридрих Гагерн, который сопровождал нидерландского принца Александра в Россию. В своем дневнике он оставил запись: «Самая младшая великая княжна — Александра, 13 лет. В ней еще что-то детское; она очень жива, шаловлива и обещает быть красивейшей среди сестер. Она часто дразнила принца Александра».

Портрет Великой княжны Александры Николаевны. И.Виндрерг. Фото: Public Domain

Но, по воспоминаниям историков, она не была ветреной хохотушкой. Как-то из-за сильного бронхита он была на грани смерти. После этого, как писала ее сестра, «смысл жизни и мысли о потустороннем стали занимать ее».

Любовь с первого взгляда

В 1839 году произошло событие, изменившее жизнь сразу нескольких дочерей Николая I. Старшая из великих княжон - Мария - венчалась с герцогом Максимилианом Лейхтенбергским, младшим сыном Евгения Богарне (пасынка Наполеона) и внуком императрицы Жозефины. Союз, в основе которого была обоюдная симпатия, получил одобрение российского императора. Церемония состоялась 2 июля в часовне Зимнего дворца.

Французский аристократ Астольф де Кюстин, посетивший Россию в тот год, присутствовал на свадьбе великой княжны. Он так описал происходившее: «Юная невеста полна грации и чистоты. Она белокура, с голубыми глазами, цвет лица нежный, сияющий всеми красками первой молодости. Она и её сестра, великая княжна Ольга, казались мне самыми красивыми из всех, находившихся в церкви».

Фридрих-Вильгельм-Георг-Адольф увлекся младшей дочерью Николая I. Фото: Public Domain

Другого мнения придерживался Фридрих-Вильгельм-Георг-Адольф, сын ландграфа Гессен-Кассельского, который также прибыл в Петербург на свадьбу Мэри. Романовы предполагали, что принц стремится заручиться симпатией Олли, чтобы сделать ей предложение. Каким же было удивление царской семьи, когда Фридрих остановил свой выбор не на Ольге, а на Адини.

«В день Петра и Павла, 29 июня, во время торжественного обеда была объявлена помолвка. Когда Фриц незадолго до этого спросил Папа, смеет ли он говорить с ним, Папа заключил его в объятия и сказал: «Вот мой ответ!», - так описывала это события Ольга Николаевна. Кстати, в своих мемуарах она давала не самые лестные характеристики жениху. Возможно, в ней говорила уязвленное женское самолюбие, возможно, сын ландграфа ей действительно казался «незначительным и без особых манер».

Описывая влюбленность своей сестры, она отмечала, что Ольга смотрела на избранника «через поэтическую вуаль своих восемнадцати лет». Чувства, переполнявшие дочь, замечала и императрица Александра Фёдоровна. В письме будущему зятю она отмечала, что его послания делают Адини счастливой: «Всякий раз, получая Твое письмо, она краснеет от удовольствия. Здоровье ее вполне в порядке, только что-то очень странно, что кашель все еще не совсем прошел».

Самочувствие великой княжны в тот момент действительно стало заботить близких, однако, все верили, что молодой организм справится с хворью. Успокаивающие прогнозы давали и врачи, которые не видели в кашле какого-то опасного недуга.

Портрет Великих княжен Ольги Николаевны и Александры Николаевны у клавесина.К.Робертсон,1840 г. Фото: Public Domain

В конце декабря 1843 года состоялся прием по случаю помолвки Адини, на котором присутствовал и ландграф Гессен-Кассельский, отец Фридриха. Позже в своем дневника Ольга Николаевна вспомнит, как старый доктор Виллие, лейб-медик ее дяди Михаила, скажет, что, пожав руку Адини, он почувствовал ее влажность. «Она, должно быть, нездорова», - сказал он тогда.

Приговор врачей

Церемония бракосочетания Александры Николаевны и Фридриха-Вильгельма-Георга-Адольфа состоялась 16 (28) января 1844 года. Однако счастью молодых мешало состояние Адини: страшный кашель продолжал терзать ее. Когда же после очередного осмотра лейб-медиком Мандтом был вынесен страшный приговор - туберкулез - в это никто не хотел верить. Чтобы сообщить эту печальную весть Николаю I Мандт даже отправился в Лондон, где в то время был с визитом император. Узнав, что надежды на выздоровление нет, император прервал визит и вернулся в Петербург.

«В середине июня, за несколько дней до 19-летия, положение ухудшилось. Она была точно выжжена жаром. Приступы тошноты мешали ей принимать пищу, а припадки кашля - до сорока раз за ночь - разгоняли сон», - вспоминала ужасы тех дней ее сестра Ольга.

Стоит отметить, что к тому времени Адини была в положении. Чтобы обезопасить жизнь ребенка, врачи запрещали ей прогулки и прописали постоянный постельный режим. Несмотря на постоянный покой, в ночь с 9 на 10 августа у нее начались схватки, и она родила шестимесячного мальчика.

«Между девятью и десятью часами у нее родился мальчик. Ребенок заплакал. Это было ее последней радостью на земле, настоящее чудо, благословение Неба», - писала Ольга.

Однако чудо не произошло. Мальчик умер. В тот же день не стало и Адини. По воспоминаниям очевидцев, Николай I, не скрывая слез, горевал о потери любимой дочери.

Через шесть лет после ее смерти в Царском селе, где провела свои последние дни великая княгиня, появилась часовня, внутри которой была установлена статуя Александры Николаевны с плачущем младенцем на руках.

П.П.Заболоцкий (1842-1916). Портрет великой княжны Александры Николаевны. 1907
Холст, масло. 142,0 х 107,0
Поступление: из антиквариата, 2003
ГМЗ "Царское Село"
Портрет является видоизменённым вариантом акварельного портрета В.Гау 1843 г,находящегося в коллекции ГМЗ "Петергоф"


Папка для рисунков великой княжны Александры Николаевны
Бумага, холст, картон, шёлк. 52,0 х 46,0 х 1,2
До 1917 г хранилась в Библиотеке императора Николая II в Зимнем дворце
Поступление: из антиквариата, 1999
ГМЗ Царское Село
Оклеена бумагой под "мрамор", с тесёмками зелёного шёлка.
Внутри папка оклеена светлой бумагой и имеет четыре разделителя из холста;
Публикуется впервые

1.

Автопортрет великой княжны Александры Николаевны. 1836
Картон, карандаш. 33,0 х 25,0
ГА РФ
С правой стороны надпись чернилами рукой великой княжны: "Адини. 6 декабря 1836"
Публикуется впервые

2.


Великая княжна Александра Николаевна. Спальня императора Александра I в Большом Царскосельском дворце. 1830-е
Бумага, карандаш. 40,0 х 37,0
Справа внизу подпись и число: "Адини 6 декабря"
ГМЗ "Царское Село"
Рисунок не окончен.
Рисунок приготовлялся к 6 декабря (Николин день, день Николы зимнего) - дню именин Николая Павловича. Вместе с тем, изображение опочивальни Александра I, запечатлённое на рисунке незадолго до очередной годовщины дня рождения императора (12 декабря 1777), даёт возможность убедиться в том, что в 1830-е гг. память о нём сохранялась в семье, а состояние интерьера, соответствовавшее его прижизненному убранству, тщательно сберегалось.

3.


Великая княжна Александра Николаевна. Комната. 1838
Картон, карандаш. 21,0 х 25,5
С правой стороны рисунка надпись чернилами рукой великой княжны: "Адини. 6 декабря 1838"

4.

Великая княжна Александра Николаевна. Интерьер с рыцарями. 1837
Картон, карандаш. 33,0 х 25, 0
С правой стороны рисунка надпись чернилами рукой великой княжны: "Адини. 6 декабря 1837"

5.


Великая княжна Александра Николаевна. Архитектурная композиция. Учебный рисунок. 1832
Картон, акварель, карандаш
25,0 х 33,0
С левой стороны рисунка надпись чернилами рукой великой княжны: "Адини 6 декабря 1832"
Публикуется впервые

6.

Великая княжна Александра Николаевна. Детская комната с домиком. 1836
Картон, карандаш. 33,0 х 25,0
С правой стороны рисунка надпись чернилами рукой великй княжны: "Адини. 1836"

Это не я срезала надпись, когда сканировала, это в книге так:)

Известно, что в детской великих княжон был домик. Вот, читаем про него.

Из детского письма вел.кн.Александры Николаевны матери от 15 октября 1831 г: "Любезная мама, я тебя цалую и прошу тебя поцелуй за меня Папа. Сего дня я была у Ниски (вел.к.Н.Н.), он был как ангел, пред тем я играла на горе. Здорова ли ты, любезная Мама? После уроков Оли часто мне рассказывает сказки в домике" (ГА РФ)

Из воспоминаний Ольги Николаевны.
"1834 год.
Опять встают передо мной картины нашей детской жизни. В память моего посещения монастыря в Новгороде игуменья Шишкина подарила мне крестьянскую избу, внутренность которой была из стекла, а мебель расшита цветным бисером. Кукла с десятью платьями, изготовленными монахинями, находилась в ней. Почти одновременно с этим подарком liana подарил нам двухэтажный домик, который поставили в нашем детском зале. В нем не было крыши, чтобы можно было без опасности зажигать лампы и подсвечники. Этот домик мы любили больше всех остальных игрушек. Это было наше царство, в котором мы, сестры, могли укрываться с подругами. Туда я пряталась, если хотела быть одна, в то время как Мэри упражнялась на рояле, а Адини играла в какую-нибудь мною же придуманную игру. По возрасту я была между ними обеими: на три года моложе Мэри, на три года старше Адини - и часто чувствовала себя немного одинокой. Я начала уже отдаляться от мирка игр Адини, в то время как не могла еще подойти к миру взрослых, к которому в свои четырнадцать лет уже принадлежала Мэри. Мои сестры были жизнерадостными и веселыми, я же серьезной и замкнутой. От природы уступчивая, я старалась угодить каждому, часто подвергалась насмешкам и нападкам Мэри, не умея защитить себя. Я казалась себе глупой и простоватой, плакала по ночам в подушку и стала представлять себе, что я совсем не настоящая дочь своих Родителей, а подменена кормилицей: вместо их ребенка она положила мою молочную сестру. Мадемуазель Дункер только способствовала моему одиночеству. Благодаря своему характеру она мгновенно вспыхивала и сейчас же передавала свое неудовольствие Юлии Барановой, которая в свою очередь тотчас же брала сторону своей воспитанницы Мэри. Вкрадывалась натянутость в отношения, и каждая оставалась со своей ученицей в своей комнате. Воспитатель Саши генерал Мердер, который был в хороших отношениях с Шарлоттой Дункер, умел меня подбодрить и внушить мне доверие к себе, говоря, что ни мое спокойствие и ни моя застенчивость отнюдь не значат, что я неспособная, но указывают на качества глубокой натуры, которой нужно время, чтобы развиться. Сходство моей натуры с Сашиной сделало то, что он был необычайно чуток и близок со мной.
В детском зале, где стоял наш игрушечный домик, нас учила танцам Роз Колинетт, дебютировавшая в Малом Гатчинском театре. Мы упражнялись в гавоте, менуэте и контрдансе вместе с Сашей и его сверстниками. После этого бывал совместный ужин, и вместо неизменного рыбного блюда с картофелем нам давали суп, мясное блюдо и шоколадное сладкое. Зимой 1833 года эти веселые уроки прекратились, оттого что Мэри исполнилось пятнадцать лет и она переселилась от нас в другие комнаты".