Что обстоятельство какие вопросы отвечает. Что такое обстоятельство, дополнение и определение

>>Русский язык: Понятие слога. Деление слова на слоги. Правила переноса

Понятие слога. Деление слова на слоги. Правила переноса.
Звуки в слове объединяются в слоги для удобного произношения.

Слово может состоять из одного, двух, трёх и более слогов. В слове увековечить 5 слогов: увековечить, из которых первый состоит из одного звука, второй, третий и четвёртый - из двух, а пятый - из трёх.

Практика А

1. Продолжите предложения.

Слог - это... . Слова состоят из из... . Слоги состоят... . В слове столько слогов, ... .

2. Ребята, были ли вы на стадионе? Вспомните, какие слова скандируют* зрители? Скажите, можно ли скандировать слова Пас! Гол!

*Скандировать - громко и отчетливо произносить слова, разделяя их на слоги.

3. Прочитайте текст. Выпишите выделенные слова, разбивая на слоги.

Образец : ге-о-лог.

Выдающийся русский геолог и географакадемик Владимир Александрович Обручев каждый рабочий день делил на «три дня».

«Первый день» у него начинался утром и заканчивался к двум часам. Это были самые ценные часы, отведенные для творческой работы.

«Второй день» длился с двух часов до шести. В это Ремя учёный выполнял более лёгкую работу .

«Третий день» продолжался с шести часов до двенадцати. В этот день Обручев занимался чтением , принимал участие в заседаниях. Учёный уверял, что так он удлиняет свою жизнь втрое .
(По Л. Куземченко )

4. Выпишите из текста предыдущего задания по одному слову, состоящему из одного слога, двух, трёх, четырёх и более. Какое слово в данном тексте самое длинное? Из скольких слогов оно состоит?

5. Разгадайте шараду.

Первый слог - название ноты.

Второй слог - тоже название ноты.

Целое слово - овощ, растущий в стручках.

Придумайте свои шарады на слова семья, домино.

6. К данным слогам добавьте ещё по одному, чтобы получилось слово.

Ро-, ра-, му-, са-, се-, -атр, -ла, -ча, -ра, -ма, -ка, -ность, -цы.

Играйте

Составьте последовательность из слов таким образом: двусложное слово открывает ряд слов, в котором последний слог предыдущего является первым слогом следующего. Кто больше?

Образец: мама - Маша - шалун - лунка - ...

Теория Б

Слова при переносе с одной строки на другую можно разрывать, то есть переносить.

Слова переносятся по слогам. Однако не каждую часть слова можно перенести:

1) нельзя оставлять в конце строки или переносить на другую строку часть слова, не образующую слога:

нельзя надо
люб-овь лю-бовь;

2) нельзя отрывать одну букву от слова или переносить её, даже если она составляет слог:

нельзя надо
о-динокий оди-нокий
арми-я ар-мия;

3) нельзя переносить на другую строку буквы й, ъ, ь :

нельзя надо
мал-ьчик маль-чик
га-йка гай-ка;

4) нельзя оставлять в конце строки или переносить на другую строку двойные согласные:

нельзя надо
ва-нна ван-на .

Практика Б

7. Произнесите вслед за учителем слова по слогам. Затем запишите их, разбивая для переноса. Какие из данных слов перенести нельзя?

Родители, отец, ребенок, сирота, семейство, родные, мать, семья, племянник.

8. Прочитайте шуточное стихотворение. Выпишите слова, которые нельзя перенести с одной строки на другую.

Едва И получил
Я перенёс: За это «кол»*.
е-два Опять
И получил Я перенёс:
За это «два». о-пять .
Укол Теперь, надеюсь,
Я перенёс: Будет «пять»*.
у-кол (А. Шибаев )

*В России действует пятибалльная система оценок: 1, 2, 3, 4, 5. «Кол » (разговорное) - низшая школьная оценка, соответствующая одному баллу, «пять » - высшая оценка.

9. Выпишите выделенные слова, разбивая их для переноса. Объясните правила переноса в каждом случае. В каких из выписанных слов число слогов больше, чем частей слова для переноса?

Ещё когда я был маленький, мне Подарили трёхколёсный велосипед. И я на нём выучился ездить. Довольно скоро я стал делать на велосипеде разные штуки, как весёлые артисты в цирке. Например, я ездил задом наперёд или лёжа на седле и вертя педали какой угодно рукой; ездил, сидя на руле, а то зажмурясь и без рук; ездил со стаканом воды в руке. Словом, наловчился по-всякому. И ребята во дворе называли меня «чемпионом мира и его окрестностей».
(По В. Драгунскому )

Н.Ф.Баладина, К.В. Дегтярёва, С.А. Лебеденко. Русский язык 5 класс

Отослано читателями из интернет-сайтов

Открытый урок русского языка, скачать русский язык, школьный план, рефераты русского языка, всё школьнику для выполнения домашнего задания

Содержание урока конспект уроку и опорный каркас презентация урока акселеративные методы и интерактивные технологии закрытые упражнения (только для использования учителями) оценивание Практика задачи и упражнения,самопроверка практикумы, лабораторные, кейсы уровень сложности задач: обычный, высокий, олимпиадный домашнее задание Иллюстрации иллюстрации: видеоклипы, аудио, фотографии, графики, таблицы, комикси, мультимедиа рефераты фишки для любознательных шпаргалки юмор, притчи, приколы, присказки, кроссворды, цитаты Дополнения внешнее независимое тестирование (ВНТ) учебники основные и дополнительные тематические праздники, слоганы статьи национальные особенности словарь терминов прочие Только для учителей

§1.Общие понятия

Второстепенные члены предложения не входят в грамматическую основу. Они распространяют главные и другие второстепенные члены, содержат компоненты смысла, нужные для более детальной передачи информации. Сравним:

Мальчик ест.

(информация представлена без детализации)

Маленький мальчик медленно ест суп.

(информация представлено более детально благодаря второстепенным членам)

Второстепенные члены:

  • дополнение,
  • определение,
  • обстоятельство.

§2. Дополнение

Дополнение - это второстепенный член предложения, который зависит от сказуемого (или других членов предложения) и отвечает на вопросы косвенных падежей. Например:

Я люблю (что?) мороженое.

(дополнение: мороженое)

Как выражается дополнение

1. Именем существительным в косвенных падежах без предлога или с предлогами:

Мы встретились с Анной на площади. Я подарил ей цветы.

2. Кроме собственно существительных распространено выражение дополнения словами в функции существительного: прилагательными и причастиями, образованными переходом в другую часть речи, например: больной, влюблённый, участвующие, встречающие и т.п.:

Старик смотрел на молодых с улыбкой.

3. Именем числительным:

Десять делится на два.

4. Как существительные, так и слова в функции существительных могут заменяться соответствующими местоимениями:

Старик смотрел на них с улыбкой.

5. Глаголом:

Доктор посоветовал ему много гулять.

6. В качестве дополнения могут выступать синтаксически неделимые словосочетания или устойчивые лексические сочетания (=фразеологизмы):

Мы прочитали несколько книг.

(несколько книг - синтаксически неделимое словосочетание, нельзя сказать: Мы прочитали книг . Или: Мы прочитали несколько )

Мы пуд соли вместе съели.

(пуд соли - фразеологизм)

Следует различать прямое и косвенное дополнение.

Прямое и косвенное дополнение

Прямое дополнение - это дополнение в форме В.п. без предлога. Оно относится к глаголу и употребляется после переходных глаголов:

Я мою руки.

Прямое дополнение может быть и в форме Р.п., если:

  • обозначается часть предмета, определённое количество, например, немного: выпить воды, поесть супа ;
  • при переходном глаголе есть отрицание не : не выстроили нового здания, не выполнил домашнего задания .

Все другие случаи дополнения называются косвенным дополнением.

§3. Определение. Согласованное и несогласованное определение. Приложение

Определение - это второстепенный член предложения, который зависит от подлежащего, дополнения или обстоятельства, определяет признак предмета и отвечает на вопросы: какой? который? чей?

Определение может относиться к словам разных частей речи: существительному и словам, образованным от прилагательных или причастий переходом в другую часть речи, а также местоимениям.

Согласованное и несогласованное определение

Согласованное определение - это определение, для которого тип синтаксической связи между главным и зависимым словами - согласование. Например:

Недовольная девочка ела шоколадное мороженое на открытой террасе.

(девочка (какая?) недовольная, мороженое (какое?) шоколадное, на террасе (какой?) открытой )

Согласованные определения выражены прилагательными, согласующимися с определяемыми словами - существительными в роде, числе и падеже.

Согласованные определения выражаются:

1) прилагательными: дорогой мамочке, любимую бабушку;

2) причастиями: смеющегося мальчика, скучающей девочке;

3) местоимениями: мою книгу, этому мальчику;

4) порядковыми числительными: первое сентября, к восьмому марта.

Но определение может быть и несогласованным . Так называется определение, связанное с определяемым словом другими видами синтаксической связи:

  • управлением
  • примыканием

Несогласованное определение на основе управления:

Книга мамы лежала на тумбочке.

Ср.: книга мамы - мамина книга
(мамина книга - это согласованное определение, тип связи: согласование, а книга мамы - несогласованное, тип связи - управление)

Несогласованное определение на основе примыкания:

Хочу купить ей подарок подороже.

Ср.: подарок подороже - подарок дорогой
(подарок подороже - несогласованное определение, тип связи - примыкание, а подарок дорогой

К несогласованным определениям относятся и определения, выраженные синтаксически неделимыми словосочетаниями и фразеологизмами.

Напротив выстроили торговый центр в пять этажей.

Ср.: центр в пять этажей - пятиэтажный центр
(центр в пять этажей - несогласованное определение, тип связи - управление, а пятиэтажный центр - согласованное определение, тип связи - согласование)

В комнату вошла девочка с голубыми волосами.

(девочка с голубыми волосами - несогласованное определение, тип связи - управление.)

В роли несогласованного определения могут выступать разные части речи:

1) существительное:

Остановка автобуса перенесена.

(автобуса - существительное)

2) наречие:

Бабушка приготовила мясо по-французски.

(по-французски - наречие)

3) глагол в неопределённой форме:

У неё было умение слушать.

(слушать - глагол в неопределённой форме)

4) сравнительная степень прилагательного:

Он всегда выбирает путь полегче, а она - задачи потруднее.

(полегче, потруднее сравнительная степень прилагательных)

5) местоимение:

Её рассказ тронул меня.

(её - притяжательное местоимение)

6) синтаксически неделимое словосочетание

Приложениe

Особым видом определения является приложение. Приложение - это определение, выраженное существительным, согласованным с определяемым словом в падеже.
Приложения обозначают различные признаки предмета, которые выражаются существительным: возраст, национальность, профессия и др.:

Я люблю свою сестру - малышку.

В гостинице со мной жила группа туристов - японцев.

Разновидностью приложения являются географические названия, названия предприятий, организаций, печатных органов, художественных произведений. Последние образуют несогласованные приложения. Сравним примеры:

Я увидела набережную реки Сухоны.

(Сухоны - согласованное приложение, слова реки и Сухоны стоят в одном падеже.)

Сын прочитал сказку «Золушка».

(«Золушка» - несогласованное приложение, слова сказку и «Золушка» стоят в разных падежах

§4. Обстоятельство

Обстоятельство - это второстепенный член предложения, обозначающий признак действия или другой признак. Обычно обстоятельство зависит от сказуемого.

Поскольку значения обстоятельств разнообразны, то обстоятельства классифицируют по значению. Каждому значению соответствуют свои вопросы.

Разряды обстоятельств по значению
Выделяются следующие разряды обстоятельств по значению.

  1. Образа действия - как? каким образом?: Дети громко смеялись.
  2. Меры и степени - как? в какой степени?: Мы устали до изнеможения.
  3. Места - где? куда? откуда?: Все вокруг танцевали. Он смотрел вдаль. Отец вернулся с работы.
  4. Времени - когда? как долго? с каких пор? до каких пор? во сколько?: Мы ждали приёма врача около десяти минут.
  5. Условия - при каком условии?: При желании каждый может учиться лучше.
  6. Причины - почему? отчего?: Маша пропустила уроки по болезни. Мы не пошли в лес из-за дождя.
  7. Цели - зачем? для чего?: Она приехала в Ялту на отдых.
  8. Уступки - несмотря на что? вопреки чему?: Несмотря на усталость, мать была весела.

Обстоятельства выражаются

1) наречиями: быстро, громко, весело ;
2) существительными в форме косвенных падежей с предлогом и без предлога: в лесу, ко вторнику, неделю ;
3) местоимениями: в нём, над ним, под ним ;
4) деепричастиями и деепричастными оборотами: лёжа на печи, удачи не встретишь;
5) неопределённой формой глагола: я пришёл поговорить;
6) фразеологическим оборотом: он работал спустя рукава;
7) обстоятельства образа действия выражаются сравнительными оборотами: Кварцевый песок сверкал, как февральский снег на солнце.

Проба сил

Узнайте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

  1. Входят ли второстепенные члены предложения в грамматическую основу предложения?

  2. Верно ли, что второстепенные члены предложения распространяют главные и другие второстепенные члены?

  3. Какие второстепенные члены предложения есть в русском языке?

    • сказуемое и обстоятельство
    • обстоятельство, определение и подлежащее
    • дополнение, определение и обстоятельство
  4. Может ли дополнение быть выражено числительным?

  5. Верно ли, что косвенное дополнение - это дополнение в форме В.п. без предлога?

  6. Как называется определение, для которого тип синтаксической связи между главным и зависимым словом - согласование?

    • согласованное определение
    • несогласованное определение
  7. Каким является определение в предложении: Это куртка папы.?

    • согласованное определение
    • несогласованное определение
  8. Какой вид синтаксической связи в словосочетании подарок подороже в предложении: Хочу купить подарок подороже. ?

    • согласование
    • управление
    • примыкание

1. Обстоятельство - второстепенный член предложения, который обозначает место, время, причину, образ действия и др. и отвечает на вопросы где? когда? почему? как? и др.

Моя мать потащила её (куда?) куда-то (М. Горький).

2. Обстоятельства чаще всего выражены:

    существительным в косвенном падеже с предлогом или без предлога;

    Жил (где?) в лесу ; говорил (как?) с восторгом .

  • наречием;

    Жил (как?) весело .

  • местоимением-наречием;

    Поехал (куда?) туда .

  • деепричастием;

    Сидел (как?) отвернувшись .

  • инфинитивом.

    Вышел (с какой целью?) освежиться .

3. Обстоятельство обычно поясняет:

  • глагол;

    Идти в школу .

  • прилагательное;

    Крайне усталый , усталый до изнеможения .

  • наречие.

    Слишком быстро .

4. Обстоятельства очень разнообразны по значению. Данные значения можно определить по вопросам.

Виды обстоятельств

Вид обстоятельства Вопросы Примеры
1. Места где?
куда?
откуда?
2. Времени когда?
с каких пор?
до каких пор?
как долго?

Я встал (когда?) рано .
С осени (с каких пор?) от дочери писем нет .
До вечера (до каких пор?) не управимся.
Три года (как долго?) от дочери писем не было.

3. Образа действия, меры и степени как?
каким образом?
каким способом?
в какой мере?
в какой степени?
насколько?

Мать смотрела (как?) ласково .
Мы решили идти (как? каким образом? каким способом?) пешком .
Платье (как? в какой степени?) сильно выгорело .
Он (в какой степени? насколько?) совершенно забыл родной язык.

4. Сравнения как?
подобно кому?
подобно чему?

Кошка (как? подобно чему?) клубочком свернулась у печки.
За печкой тикал (как? подобно чему?), как ходики , сверчок.

5. Причины почему?
отчего?
по какой причине?

Я молчал (почему?) из вежливости .
Он умер (отчего? по какой причине?) от голода .
Он побледнел (почему? по какой причине?) со страху .

6. Цели зачем?
для чего?
с какой целью?

Я сделал это (зачем? с какой целью?) назло .
Мы остановились (для чего? с какой целью?) на ночлег .
Я пошёл (с какой целью?) проведать друга.

7. Условия при каком условии?

Он просил позвонить (при каком условии?) в случае необходимости .
Чуден Днепр (при каком условии?) при тихой погоде .

8. Уступки вопреки чему?
несмотря на что?

Он вернулся (вопреки чему?) вопреки ожиданию .
Мы, (несмотря на что?) несмотря на усталость , решили идти дальше.

Обратите внимание!

1) Обстоятельства очень часто выражаются существительными в косвенном падеже с предлогом или без предлога. К любому существительному (как части речи) можно задать падежный вопрос. Однако синтаксический вопрос и морфологический вопрос могут не совпадать.

Ср.: Я восхищаюсь их (чем?) мужеством . - Он пошёл (как?) неспешным шагом ; Я (как? подобно кому?) волком бы выгрыз бюрократизм ;

2) иногда обстоятельство может совмещать несколько значений или характеризовать обстановку, ситуацию в целом (в этом случае обстоятельство обычно обозначает состояние природы, погоды, окружающей среды и т.п.).

Например: Берег весело зеленеет на солнце (Чехов). К обстоятельству на солнце очень трудно задать один из названных выше вопросов (где? когда? при каком условии? ). Наиболее точным будет вопрос в какой ситуации? в какой обстановке?

Такие обстоятельства часто называют обстоятельствами обстановки (ситуации). Наиболее регулярно такое значение выражают формы: в тишине, при свете, во мгле, в дыму, в тумане, на ветру, на солнышке, среди тишины и т.п.

План разбора обстоятельства

  1. Указать разряд обстоятельства по значению.
  2. Указать, какой морфологической формой выражено обстоятельство.

Образец разбора

Здесь даже сосны с горя поседели (Исаковский).

Здесь - обстоятельство места, выраженное наречием.

С горя - обстоятельство причины, выраженное существительным в родительном падеже с предлогом с .