Что понимается под точными науками. Что относится к естественным наукам? Научное познание

То́чными нау́ками называют области науки , в которых изучаются количественно точные закономерности и используются строгие методы проверки гипотез , основанные на воспроизводимых экспериментах и строгих логических рассуждениях. К точным наукам принято относить математику , информатику , физику , химию , а также некоторые разделы биологии , психологии и обществоведения . Обычно точные науки противопоставляются гуманитарным наукам .

Информа́тика (ср. нем. Informatik, англ. Information technology, фр. Informatique, англ. computer science — компьютерная наука — в США, англ. computing science — вычислительная наука — в Великобритании) — наука о способах получения, накопления, хранения, преобразования, передачи, защиты и использования информации. Она включает дисциплины, относящиеся к обработке информации в вычислительных машинах и вычислительных сетях: как абстрактные, вроде анализа алгоритмов, так и довольно конкретные, например, разработкаязыков программирования. Термин информатика возник в 60-х годах во Франции для названия области, занимающейся автоматизированной переработкой информации, как слияние французских слов information иautomatique. Темами исследований в информатике являются вопросы: что можно, а что нельзя реализовать в программах и базах данных (теория вычислимости и искусственный интеллект), каким образом можно решать специфические вычислительные и информационные задачи с максимальной эффективностью (теория сложности вычислений), в каком виде следует хранить и восстанавливать информацию специфического вида (структуры и базы данных), как программы и люди должны взаимодействовать друг с другом (пользовательский интерфейс и языки программирования и представление знаний) и т. п. Информатика — молодая научная дисциплина, изучающая вопросы, связанные с поиском, сбором, хранением, преобразованием и использованием информации в самых различных сферах человеческой деятельности. Генетически информатика связана с вычислительной техникой, компьютерными системами и сетями, так как именно компьютеры позволяют порождать, хранить и автоматически перерабатывать информацию в таких количествах, что научный подход к информационным процессам становится одновременно необходимым и возможным. До настоящего времени толкование термина «информатика» (в том смысле как он используется в современной научной и методической литературе) еще не является установившимся и общепринятым. Обратимся к истории вопроса, восходящей ко времени появления электронных вычислительных машин. Понятие информатики является таким же трудным для какого-либо общего определения, как, например, понятие математики. Это и наука, и область прикладных исследований, и область междисциплинарных исследований, и учебная дисциплина (в школе и в вузе). Несмотря на то, что информатика как наука появилась относительно недавно (см. ниже), её происхождение следует связывать с работами Лейбница по построению первой вычислительной машины и разработке универсального (философского) исчисления. Информационные ресурсы — Различные формализованные знания (теории, идеи, изобретения), данные (в том числе документы), технологии и средства их сбора, обработки, анализа, интерпретации и применения, а также обмена между источниками и потребителями информации.

Информационная технология -

Совокупность научных дисциплин, занимающихся изучением, созданием и применением методов, способов, действий, процессов, средств, правил, навыков, используемых для получения новой информации (сведений, знаний), сбора, обработки, анализа, интерпретации, выделения и применения данных, контента и информации с целью удовлетворения информационных потребностей народного хозяйства и общества в требуемом объеме и заданного качества.

Совокупность самих этих методов, способов, действий и т. д.

Информационный процесс — Последовательность действий (операций) по сбору, передаче, обработке, анализу, выделению и использованию с различной целью информации (и/или ее носителей) в ходе функционирования и взаимодействия материальных объектов.

Информационный технологический процесс — Компонент информационной технологии как практического инструмента рецептурной деятельности, часть производственного процесса, состоящая из последовательности согласованных технологических операций, связанных со сбором и обработкой <данных> как носителей информации, выделением из них необходимых сведений, новостей, знаний, их накоплением, анализом, интерпретацией и применением.

Матема́тика (от др.-греч. μάθημα — изучение, наука) — наука о структурах, порядке и отношениях, которая исторически сложилась на основе операций подсчёта, измерения и описания форм реальных объектов. Математические объекты создаются путём идеализации свойств реальных или других математических объектов и записи этих свойств на формальном языке. Математика не относится к естественным наукам, но широко используется в них как для точной формулировки их содержания, так и для получения новых результатов. Математика — фундаментальная наука, предоставляющая (общие) языковые средства другим наукам; тем самым она выявляет их структурную взаимосвязь и способствует нахождению самых общих законов природы. Идеализированные свойства исследуемых объектов либо формулируются в виде аксиом, либо перечисляются в определении соответствующих математических объектов. Затем по строгим правилам логического вывода из этих свойств выводятся другие истинные свойства (теоремы). Эта теория в совокупности образует математическую модель исследуемого объекта. Таким образом первоначально, исходя из пространственных и количественных соотношений, математика получает более абстрактные соотношения, изучение которых также является предметом современной математики. Традиционно математика делится на теоретическую, выполняющую углублённый анализ внутриматематических структур, и прикладную, предоставляющую свои модели другим наукам и инженерным дисциплинам, причём некоторые из них занимают пограничное с математикой положение. В частности, формальная логика может рассматриваться и как часть философских наук, и как часть математических наук; механика — и физика, и математика; информатика, компьютерные технологии и алгоритмика относятся как к инженерии, так и к математическим наукам и т. д. В литературе было предложено много различных определений математики.

Что такое каббала? Это – наука или откровение? Учение тайное или открытое?

Кабалла — это не религия.

Имеет ли она непосредственное отношение к нашему времени, и существует настоятельная необходимость заняться ее изучением, или знания эти — лишь легенды, пришедшие к нам из глубины веков?

По какой формуле развивается человечество? Что является движущей силой эволюции человека, человечества, всей природы?

Геологические периоды, общественные формации, наше будущее, наша свобода воли, в конце концов, возможность что-то изменить в судьбе — все это освещается в каббале.

Она дает очень интересные, и порой неожиданные, ответы на все вопросы…

Благодаря каббалистической методике можно начать ощущать скрытый от нас высший информационный уровень, который управляет нашим внутренним миром. Если мы будем знать, каким образом происходит это управление, мы, сможем понять более общие, более глубокие, истинные законы, движущие природой и нами, как ее частью.

Каббала позволяет человеку начать лучше понимать себя, причину своего появления на планете, в космосе, и всего происходящего с ним на протяжении истории.

Кто такие каббалисты?

Каббалист и человечество

Становится ли человек, который начинает заниматься наукой каббала, отвлеченным от нашего мира, отдаленным от наших житейских забот? Может быть, для него семья, работа, дети, человечество — все наши человеческие заботы перестают существовать, и он смотрит на всех сверху вниз, пренебрежительно: чем там занимаются эти людишки?

Он охватывает все мироздание, весь его процесс, видит все от начала до конца: миры, души, как они нисходят в наш мир, плывут по его течению, восходят вверх, и, глядя на то, как занимаются своими повседневными маленькими проблемами люди, видя их бесцельность, беспомощность, ограниченность, он пренебрегает ими, — так смотрит каббалист на мир?

Оказывается, нет. Настоящий каббалистический взгляд на мир, он, конечно, в чем-то свыше, сверху вниз, но я бы уподобил его взгляду родителей на любимых детей.

Изучая общую душу, творение, которое называется «Адам», мы говорим о том, что в нем есть всего 600 тысяч корневых частей, душ, которые затем распадаются на множество частей, нисходят в наш мир и вселяются, грубо говоря, в шесть миллиардов человек.

Есть души, которые уже вышли в ощущение высшего мира, они относятся к наиболее высокому слою Адама . Затем постепенно входят в ощущение высшего мира души из более глубокого слоя, относящиеся к более низким слоям. Такие души наиболее продуктивные, потому что эгоизм, желания в них больше. Души, которые именно сегодня приходят к ощущению необходимости постижения высшего мира, прошли огромную предварительную подготовку в предыдущих кругообращениях в нашем мире.

Каббалист, который смотрит на себя и на мир со стороны, все же наблюдает этот мир со своей точки. Он видит, что остальные души еще не исправлены, что они нуждаются в росте, в подготовке к своему духовному восхождению из нашего мира вверх, назад к духовному уровню. У него к ним доброжелательное, отеческое, заботливое отношение.

Он готовит для них методику, и всеми своими силами, включаясь во все остальные души, подготавливает им наиболее комфортное, легкое, безопасное духовное возвышение. Как родитель берет на себя заботу о своих детях, так и каббалист берет на себя огромную заботу о человечестве: все его страдания, все невзгоды, недостатки, поиски, разочарования, ощущение пустоты, и, пропуская через себя, он, таким образом, включается в человечество и помогает ему.

На самом деле помощь каббалиста мы не ощущаем. На сегодняшний день у нас еще нет экрана — шестого органа чувств. Затем, когда мы начинаем возвышаться и подниматься по духовному уровню, мы постепенно выращиваем в себе этот орган, вдруг обнаруживаем его в себе и становимся — каждый из нас — равными Адаму . Здесь мы и встречаем тех великих каббалистов, которые уже сделали в нас предварительные исправления и помогают нам в этом духовном восхождении.

Это можно сравнить с тем, что человек, рождающийся сегодня в нашем мире, пользуется плодами всего развития человечества за прошлые тысячи лет. Он еще находится на руках своих родителей, но культура, наука, технология — все работает для него. Люди, которые жили до него, страдали, открывали, трудились и подготовили все для того, чтобы сегодня он это взял и благополучно и быстро развился.

Так же и наше духовное возвышение базируется на основе, которую в предыдущих веках создали для нас множество каббалистов. Когда мы начинаем духовно взрослеть, мы обнаруживаем и ощущаем, что сделал каждый из них. Таково отношение каббалиста к человечеству.

За оболочкой нашего мира

Каждый человек, постепенно овладевающий наукой каббала, начинает видеть мир сквозным, с теми силами, которые стоят за ним. Он обнаруживает очень интересную картину. Я сравнил бы ее с вышивкой.

Есть рамка, на которой крестиками вышивается какая-то картина. С лицевой стороны она дает какое-то изображение, допустим, это озеро, лес, деревья, полянка, то есть вышитая крестиками картинка. Если же мы ее перевернем, то с обратной стороны увидим беспорядочное сочетание нитей, связанных между собой, цветных переходов в разные стороны, которые ничего не скажут нам о том, какая именно картина находится с другой стороны. Казалось бы, зачем нам тогда пытаться познать обратную картину?

Когда мы постигаем её, что мы видим? Что все мироздание, все в нашем мире на самом деле связано между собой. Эти связи раскрываются только с его обратной стороны. То есть нам надо выйти из нашего мира за его внешнюю оболочку.

Когда мы обнаруживаем эти связи, силы, которые стоят за ним, и то, как они взаимосвязаны между собой, тогда мы начинаем понимать все творение, мы начинаем понимать, почему, кто и как нарисовал нам эту картину. И тогда мы, видя эти силы, ощущая их, сближаясь с ними, можем начинать ими управлять, включаться в эту картину. Каббалист, который начинает ощущать мироздание, является его полноценным элементом.

Возникает вопрос: каким образом может помочь мне в нашем мире знание сил, которые стоят за картиной нашего мира и связывают все элементы, мои действия, мысли, с остальными людьми и даже с теми силами, которые в нашем мире не ощущаются?

Оно может помочь мне существовать самым эффективным образом: глядя на то, что происходит в нашем мире, и, видя те силы, которые им управляют, я буду понимать, для чего это делается. То есть для меня картина действительности становится правильной, вынужденной, определенной. Я знаю, как в нее вписаться, как оптимально адаптировать ее для себя. Я точно знаю, в какие действия я должен включаться как в положительные, и какие действия с обратной стороны картины не имеют своих сил и следствий, а только кажутся мне существующими.

Глядя на эту вышивку со своей стороны — со стороны обычного человека, — я вижу какую-то картину. Если я действую только исходя из нее, я практически всегда ошибаюсь. Это мы видим в нашем мире. Мы видим, что происходит со всеми нами и со всем человечеством глобально. А если я вижу связи между элементами всей этой картины с обратной стороны, то я понимаю, во что мне надо включаться, чтобы действовать в гармонии с управляющими силами. Таким образом, я избавляю себя от плохих последствий — от маленьких и до самых больших. Это то, что дает нам наука Каббала.

Становится ли каббалист более счастливым

Становится ли каббалист более здоровым, более счастливым в семейной жизни, более удачливым в бизнесе, более умным и предрасположенным к научным открытиям? Хотя и кажется, что ответ очевиден — ведь, если ему известны все силы, известна формула, по которой действует мироздание, то, конечно, он знает, во что «вклиниться», что использовать (это как игра на бирже, когда человек заранее знает, кто выиграет, а кто упадет). На самом деле это не так. И вот почему.

В действительности каждый из нас является частичкой общего «кли» (сосуда), которое по интегралу, или по сумме, определяется суммой всех 600 тысяч душ. Поэтому каббалист обязан действовать, исходя из всего организма, представителем которого он является.

Он обязан учитывать общее состояние человечества. И не просто обязан — он должен заставить себя действовать таким образом. Поневоле, ввиду своей структуры, поскольку он поднялся на этот уровень, он ощущает весь этот организм как свой. Для него все души являются частью его собственного организма, все они находятся в нем. И поэтому он переживает вместе со всеми, болеет, он может быть несчастлив в семейной жизни или в воспитании своих детей. Так происходит потому, что он является представителем человечества относительно управляющих сил и должен включать в себя все человечество.

Счастливее ли он по сравнению со всеми остальными? Да. Потому что он осознает эту миссию и понимает, к чему все человечество придет. Освобожден ли он от всех забот человечества? Нет. Поэтому каббалисты болеют, страдают, переживают всевозможные личные драмы, трагедии. Только они переживают это как бы в ином ключе. Обычный человек не видит в этих переживаниях смысла, он не видит в них целенаправленности, их необходимости для конечного совершенного и вечного состояния.

Каббалист чувствует всю боль человечества. Она смягчаются ощущением важности, необходимости и целенаправленности, но он ее ощущает. Поэтому нельзя думать, что каббалист эгоистически приподнялся над нашим миром, улетел в какие-то миры и там отдыхает от нас. Наоборот, поднимаясь, он ощущает себя относительно нас, как заботливый родитель по отношению к любимым детям, помогает и до конца освобождения всего человечества от зла продолжает творить здесь исправления и заниматься подготовкой к исправлению всех душ.

О работе души

А что же делает душа в то время, когда не находится в нашем мире? Вопрос сам по себе связан со временем, которого вне нашего мира нет.

Весь наш мир построен на скорости, которая ниже скорости света, под скоростью света. Это соответствует теории Эйнштейна, об этом еще в 11 веке писал древний каббалист Рамбам. А духовный мир находится на скоростях бесконечных, поэтому скорость бесконечна, время равно нулю, а массы нашего мира практически не существует.

Душа нисходит из своего корня в общей системе, и спускается на уровень, называемый «наш мир». В нашем мире она проживает определенное количество времени, допустим, 70 лет. Что же происходит с ней дальше? Она уходит. Если человек в течение этой жизни достиг своего корня, то есть практически прошел весь путь, то душа возвращается в корень уже не в качестве точки, из которой она низошла как частная клетка всего организма, а в качестве общего организма, который человек постиг и впитал в себя. Такое состояние называется Конечным Исправлением. То есть человек себя исправил, исправил свою душу.

Если же он этого не сделал, то душа возвращается в состояние точки и снова нисходит уже в другой период времени, в другую эпоху, и, может быть, снова поднимается. Так каждый из нас в нашей земной жизни проходит десятки кругооборотов жизни, пока не входит в последний кругооборот. Человек не знает, когда это произойдет. В нем возбуждается вопрос о смысле жизни, точка в сердце, и он, начиная ее реализовывать, достигает Полного Исправления, включения своей души со всеми остальными душами в ту же систему единого организма, называемого Адам, и больше не возвращается в наш мир.

Нисхождение в наш мир необходимо только для того, чтобы подняться обратно в ту точку, из которой спустился, полностью исправленным, в состоянии включения в другие души.

Это относительно обычной души. А есть особые души. Это души, которые исходят из самого высокого корня в системе Адам. Существует душа, которая нисходит сверху вниз постоянно. Рядом с ней есть души поменьше, но относящиеся к ней, вспомогательные. Она нисходит в наш мир всякий раз, когда происходят большие исторические события.

Этапы развития эгоизма

Наш мир проходит всевозможные этапы эгоистического роста.Из Адама нисходят души и начинают в нашем мире развиваться, проходя нулевой, первый, второй, третий, четвертый и пятый этапы своего развития, то есть развития телесных желаний. Даже если бы человек жил в джунглях, без какого-либо окружающего общества, тело давало бы ему всевозможные желания: пища, кров, семья, секс. Затем появляется тяга к богатству, славе, почестям, знаниям и к духовному. Эгоизм постоянно растет. Причем рост происходит не по наклонной линии вниз, увеличиваясьпостепенно, а рывками.

Первое проявление эгоизма мы отмечаем как появление Адама. И до него на Земле жили люди, но в них не проявлялась точка в сердце. Впервые она проявилась в Адаме. С него, по аналогии с корнем душ, начался этот процесс в нашем мире. В следующий раз эта точка в сердце проявилась в Аврааме, затем — в Моисее. В четвертый раз это был Рашби, в пятый раз Ари, и в последний раз — Бааль Сулам.

Все эти каббалисты представители одной и той же души, которая нисходит в наш мир и создает в нем определенную каббалистическую методику, подходящую для своего поколения.

Адам написал книгу «Разиэль Малах» («Тайный Ангел»), по которой обучались 20 поколений до Авраама.

Авраам, представитель следующего эгоистического уровня в человеке, создал свою методику и изложил ее в книге «Сэфер Ецира» («Книга Создания»). Это та же самая душа, только как бы погруженная в больший эгоизм.

Следующий — Моисей. Им была создана каббалистическая методика, благодаря тому, что у него была книга Адама и методика Авраама. Его эгоизм был уже намного больше — эгоизм 2-й ступени. Это связано с погружением в Египет и со многими другими духовными и земными происшествиями, которые здесь происходили.

Во времена Рашби эгоизм увеличился настолько, что произошло разбиение, разрушение Храма. Рашби создал Книгу Зоар, которая является основной, поскольку она написана при разрушении всех предыдущих ступеней, существовавших до этого, что подобно разрушению духовной структуры Адама, которая разбилась на 600 тысяч отдельных частей и упала в наш мир. До Книги Зоар не было методики исправления эгоизма. Еще нечего было исправлять, потому что души не были настолько эгоистическими, какими они оказались после крушения Второго Храма.

Следующая великая книга, которая была написана Ари — это «Эц Хаим» («Древо Жизни»). Ари ознаменовал собой начало периода исправления, когда все человечество вошло в свой последний этап (технологическая революция, периоды просвещения, возрождения и так далее).

Во времена, когда все рушится и наступает общий кризис человечества (это наш этап), поднимается еще одна великая душа — Бааль Сулам. Он создает методику распространения науки Каббала во всем мире, базируясь на предыдущих источниках. Его источники написаны на основе книги «Древо Жизни» (этот его труд называется «Учение о Десяти Сфирот») и на основе Книги Зоар, к которой он написал комментарии.

Я не думаю, что в будущем должно появиться еще какое-то номинальное, основополагающее произведение по исправлению человечества. Мы создаем всевозможные пояснения, объяснения, комментарии на все эти источники, для того чтобы еще больше приблизить современного человека к тому, что сделал Бааль Сулам.

Невозможно представить на сегодняшний день, что эта методика может измениться. Исходя из структуры общей души, больше не должно появляться таких великих источников, методик исправления, потому что все уже изложено в этих окончательных трудах. Нам остается только, согласно существующим на земле проблемам, постепенно адаптировать взгляд современного человека к этим источникам. Этим и занимается наша Академия Каббалы. Поэтому особая душа, которая нисходит в наш мир, она одна. Об этом пишется в первом томе Книги Зоар.

В нашем мире появляются одновременно все 600 тысяч душ. Можно представить себе человечество, его развитие, как шеренгу солдат. Сначала их было, допустим, тысяча человек, затем — 100 тысяч, в следующем периоде — миллионы, далее сотни миллионов и на последнем этапе это уже миллиарды людей.

В каждом из поколений все 600 тысяч душ участвуют в нисхождении в наш мир. Они разбиваются на большее количество тел, для того чтобы проделать более тонкую, более детальную работу над собой, впитать в себя больше ощущений, определений, свойств, испытать более тонкие и многообразные связи между собой. Причем это происходит в душах независимо от нас.

Мы можем жить, работать совершенно автоматически, даже не думая о том, почему и как существуем, а душа между тем проходит периоды зрелости и продвигается все дальше и дальше, пока не возникает в ней потребность возвыситься до своего корня. Такая, что человек действительно входит в осознанную жизнь, начинает спрашивать себя: что же на самом деле представляет собой моя жизнь, почему, как, зачем я существую?

У Ари, кроме «Древа Жизни», есть еще очень интересные книги. Одна из них называется «Шаар а-Гильгулим» («Врата Кругооборотов»), где он описывает все возможные кругообороты, которые проходят души в нашем мире: как, в кого она воплощается в нашем мире, каким образом она перетекает из тела в тело и так далее.

Это очень трудная и сложная система знаний в науке Каббала, которую мы начинаем изучать только по прошествии трех-четырех лет занятий. Для того, чтобы начать понимать структуру общей души, возможности нисхождения частных душ из высшего мира, который находится над нашим миром; для того, чтобы уметь свободно отслеживать все действия, все метаморфозы, происходящие с душами во время перехода из одного мира в другой, человек должен находиться хотя бы в минимальном ощущении высшего мира наравне с ощущением нашего мира.

Восприятие реальности

Здесь мы подходим к очень сложной проблеме восприятия мироздания. Когда мы говорим: «Мы находимся в нашем мире» — что это значит? Мы находимся внутри себя, как в каком-то замкнутом состоянии. У меня есть слух, зрение, обоняние, осязание, вкус, всего пять органов чувств. То, что я ощущаю внутри себя с помощью этих пяти органов чувств, каким-то образом суммируя их, оценивая в себе с помощью программ, которые во мне заложены, и создает у меня картину мира. Ее я называю «мой мир».

Зададимся простым вопросом: а на самом ли деле то, что мы ощущаем внутри себя, — это то, что существует снаружи? Даже из опытов, проводимых над существами, близкими к нам, мы обнаруживаем, что мы не ощущаем истинную, единственную картину мира. Допустим, пчела или собака ощущают ее по-другому.

Если бы изменились наши органы чувств, мы бы воспринимали это иначе. Например, у меня нарушается барабанная перепонка, и мне кажется, что звука нет. На самом ли деле нет, или я так ощущаю? Конечно, только я так ощущаю. Вокруг меня существует огромное количество волн, а я воспринимаю всего лишь от 15 до 30 тысяч герц. Или другие волны, которые воспроизводят во мне вкус, осязание, обоняние, зрение в очень ограниченном диапазоне. Огромные диапазоны волн я не чувствую.

Кроме того, нельзя даже сказать, что я что-то ощущаю. Внутри меня есть барабанная перепонка, извне чувствуется какое-то давление, а я изнутри на это давление воспроизвожу определенную реакцию и измеряю свои усилия, затрачиваемые на то, чтобы уравновесить барабанную перепонку.

Под давлением волны барабанная перепонка прогибается, а я изнутри должен сделать усилие, чтобы вернуть ее в первоначальное состояние. Таким образом, я измеряю, свое усилие и по его характеру сужу о том, что на самом деле воздействует на меня. Но это может оказаться совершенно не тем, что я себе представляю, потому что мои внутренние усилия имеют одну природу, а то, что воздействует снаружи, имеет совершенно другую природу.

Моя природа — человеческая, физиологическая, а внешняя может быть совершенно иной, я даже не знаю — какой, поскольку никогда не могу выйти за пределы своих чувств. Поэтому я никогда не ощущаю тот мир, который существует вокруг меня. Я воспринимаю только мои реакции на нечто, воздействующее на меня.

Поэтому истинный ученый не говорит о постижении мира, он говорит о постижении наших реакций на нечто, воздействующее на нас. Я вообще не могу сказать, что представляет собой мир, в котором я существую. То есть я получаю какие-то впечатления, ощущения, только благодаря тому, что так создан. А если бы во мне изменились органы чувств, их диапазоны, или появились бы другие, которые мне не известны, то мое впечатление о себе и окружающих меня было бы совершенно иным.

Можем ли мы вообще каким-то образом определить, чем на самом деле является мир, в котором мы живем, есть ли что-то вне нас? Или мироздание, вселенная вокруг меня, я, другие — это всего лишь иллюзия? На этот вопрос человек не может ответить, исходя из тех пяти органов чувств, которые в нем есть. Для этого надо обрести шестой орган чувств, и тогда мы увидим себя и ту иллюзию, которую мы наблюдаем, со стороны. Это позволяет нам сделать наука Каббала. Ощущения и впечатления, которые мы получаем снаружи, и то, как мы воспринимаем внешний мир, — это и называется высшим миром.

В наше время ученые уже понимают ограниченность подхода к изучению природы. Это особенно ярко прослеживается в квантовой физике, где мы сталкиваемся с особыми, парадоксальными явлениями. Во времена Ньютона считалось, что мир такой, каким мы его воспринимаем. Есть человек — наблюдатель, и то, что он наблюдает, находится перед ним. Человек существует, умирает, а картина мира остается постоянной. Она естественным образом изменяется сама по себе, так как вселенная развивается, но человек никак не влияет на эту картину. Это взгляд науки согласно Ньютону.

Затем появляется другой взгляд. Существует человек, который наблюдает мир, но это не та картина, которая видится извне. Она является совокупностью свойств человека и того, что он наблюдает. Человечество пришло к этому, исходя из изучения себя. Мы начали изучать свою физиологию и увидели, что в зависимости от наших способностей, органов чувств, от их расширения приборами и т.д., мы видим другую картину. Значит, мы не просто объективно наблюдаем нечто, существующее, а одновременно участвуем в процессе наблюдения. Это уже близко к точке зрения знаменитого ученого Хью Эверетта.

Согласно науке Каббала картина представляется совершенно иной. Существует человек, который ощущает что-то в себе. Что же? Он чувствует равномерное поле, в котором он находится, а все остальное, то есть образы, представления о внешнем и внутреннем мире образуются внутри человека. Внутри него существуют миры, а вне него нет ничего.

Сегодня мы подходим к этому и с точки зрения науки. С этим начинают соглашаться исследователи в области квантовой физики, и основные, естественные науки уже приближаются к такому взгляду. Наука Каббала говорит об этом в течение тысячи лет. Она давно указывала на различные ступени постижения мира человеком, на то, как он будет определять мир, в котором существует. До тех пор, пока он не выйдет на такой уровень постижения, что поймет: все зависит только от его внутренних свойств.

Когда человек начинает понимать, что на самом деле он не знает, что находится вокруг, что все существует только внутри него, то это приводит его к выводу о том, что, изменив свои свойства, он мог бы изменить и свое впечатление о мире. То, что сегодня кажется твердым, жидким, газообразным, изменило бы свои параметры и пределы. Он бы проходил сквозь стену, а воздух, который сейчас прозрачный, сквозной, может быть, стал бы для него совершенно не прозрачным. В зависимости от того, какие свойства он имел бы.

Наука Каббала ставит человека в такое положение, из которого заставляет взглянуть на мир по-другому, выводит его из себя настолько, что он входит в совершенно иное измерение. Кроме того, она позволяет человеку обрести модель совершенно иной реальности, и тогда человек начинает это видеть и чувствовать.

Проблема заключается в том, что картина мира, которая находится перед нами, может отпечататься во мне только в соответствии с программой, имеющейся у меня, то есть отпечатывается только та картина, которую я в состоянии обработать. Маленькие дети многого не видят. Чем взрослее человек, тем больше он видит, чем он более развит, тем более сложные внутренние связи между объектами он различает.

А если вдруг передо мной появился бы объект, модели которого во мне нет, я бы его не увидел. Ведь я могу видеть только то, что уже существует во мне заранее, к чему я приспособлен, и что в состоянии узреть, определить, оценить. Поэтому вокруг нас в нашем мире, в нашем измерении, в том объеме, в котором мы существуем, есть очень многое, чего мы не наблюдаем, не ощущаем. Мы не знаем, что это такое, мы проходим сквозь это, у нас не хватает на это чувств, в нас нет соответствующей этому модели.

Вы представляете, насколько наука Каббала обогащает мир человека. Он начинает видеть те силы, свойства, объекты, связи, которые обычные люди не наблюдают! Все это изучается в науке Каббала, поскольку без обретения этих навыков человек не воспринимает высший мир. Он не может его раскрыть для себя, он просто остается внутри нашего замкнутого маленького мирка.

Но это уже более продвинутые курсы. Примерно на втором-третьем году учебы мы начинаем говорить со студентами на эти темы, и в течение нескольких лет они начинают это воспринимать и ощущать.

Если человек занимается по правильной учебной программе, которую ученые-каббалисты издали в первом веке нашей эры, то, как они пишут в предисловии к этой программе, любой человек, правильно занимаясь по ней, в срок от трех до пяти лет выходит на уровень постижения высшего мира. Ему открывается полная картина мироздания, и тогда уже нет вопроса, на который он не смог бы найти ответа в самом себе.

Каббала, исскуство и любовь

В деятельности человека в нашем мире есть очень много прекрасных порывов: стремление к самовыражению, красоте, любви, гармонии, желание выразить себя через музыку, искусство, живопись. К каким желаниям это относится: к желаниям богатства, славы, знаний, власти? Это тот же эгоизм, который ищет самовыражения. Он на самом деле приятен нам.

Мы можем восхищаться произведениями других людей, получать от этого удовлетворение, но в принципе это эгоистическое самовыражение человека, стремление к выражению своих чувств, к известности, славе, в некотором роде и стремление к власти. То есть стремление к выражению себя перед другими людьми приводит человека к искусству.

Не надо думать, что это плохо. Наука Каббала ни в коем случае не загоняет человека в какие-либо рамки и не ограничивает его в выражении своих ощущений. Наоборот. У нас есть каббалистическая музыка. Это очень интересный раздел науки, где каббалисты вместо того, чтобы выражать свои постижения духовными словами, выражают их в виде звуков. И поскольку мелодия входит в наши чувства, в сердце, проходя сквозь разум и не затрагивая его, то такое восприятие каббалистической информации дает совершенно особый эффект.

Это подходит даже для тех, кто совершенно ничего не понимает, не знает, не может читать каббалистические тексты в оригинале или просто ничего не читал. Это выражение восприятия, ощущения духовного мира большим каббалистом, передача этого восприятия через музыку любому человеку несет большой духовный потенциал и может помочь начинающему себя взрастить.

Когда человек начинает заниматься поисками духовного, обычно все остальные виды самовыражения в искусстве отходят на задний план. Потому что он видит, что нашими земными средствами мы практически не в состоянии выразить то ощущение, которое он начинает воспринимать от высшей субстанции.

Если я вижу речку, озеро, звезды, красивый объект, выражение каких-то человеческих эмоций, экспрессию, я могу выразить это своими средствами, потому что я выражаю земные чувства. Если же я ощущаю нечто духовное, то, оно не может быть выражено ни в каком земном обличии. Я практически ни во что не могу его облачить.

Единственное, в чем каббалисты смогли каким-то образом передать свое восприятие, восхищение раскрывающимся мирозданием, это — музыка.

Изобразить это в виде рисунка невозможно, потому что образов в духовном нет. Сразу происходит материализация духовного, и она все убивает. Запрещено даже пытаться это делать. Во-первых, это никогда не получится, во-вторых, каббалист при этом низводит себя на уровень нашего мира. Поэтому непосредственной связи науки Каббала с искусством нет, есть лишь частично с музыкой.

Каббалисты пишут сказки, притчи, можно написать каббалистический роман. Это исходит из желания человека в нашем мире при его постижении высшего мира. Но когда он доходит до описания духовных переживаний, то описывать нечего — невозможно нашим земным языком это описать. Поэтому это делается иносказательно через притчу, сказку, метафору. Этот прием широко используется в науке Каббала.

Как наука Каббала относится к таким проявлениям человеческого поведения, как любовь, ненависть и так далее?

Она исходит из того, что в человеке постоянно растет эгоизм. Эгоизм является нашей природой, желанием насладиться, наполнить себя. Одним из проявлений эгоистического наполнения является любовь. Если мы обратимся с этим вопросом к физиологам или к психологам, то они нам объяснят, что все это исходит из нашей внутренней природы. В этом нет ничего возвышенного, выходящего за рамки нашего мира, а все это не более, чем поиски определенного эгоистического наполнения.

Настоящая любовь, то есть связь, достигается через понимание общности между душами. Когда человек поднимается и видит, как он включается в это огромное собрание всех душ в общей картине, в общем теле и в общей системе, тогда его ощущение относительно них называется любовью. На уровне нашего мира ощущения каждого маленького эгоиста, при желании с помощью других наполнить себя, можно назвать земной любовью. Но на самом деле это не более чем поиски наслаждения.

Понятие заповеди

Нам кажется, что некоторые каббалистические тексты говорят о заповедях, то есть о необходимых законах поведения человека в нашем мире. А как на самом деле каббалисты понимают заповеди?

Мы существуем в определенном объеме, эгоистическом кли, сосуде, мирке. Вся природа — неживая, растительная, животная и человеческая — эгоистическая. На наш мир воздействуют определенные управляющие силы. Мы их не знаем, мы только предполагаем, что наш мир, вселенная, мироздание управляются. Мы отчасти постигаем эти законы в тех рамках, в которых в состоянии постичь. Так же, как когда-то постигли законы Ньютона, но потом увидели, что они являются частными законами, более общих законов Эйнштейна. Затем мы хотим расширить наше познание, и законы Эйнштейна оказываются частными других, более общих законов, и так далее.

Даже из изучения законов в минимальном виде мы видим, что все они строго вынуждающие, логические, взаимосвязанные. И, очевидно, есть законы, управляющие всем нашим мирозданием, то, что так желал открыть Эйнштейн, — общая формула поля, действующего на нас: на неживую, растительную, человеческую природу. Если бы мы знали эти законы, нам, находящимся в этом мире, было бы легко.

Представители неживой, растительной и животной природы действуют в силу своей природы и никогда не ошибаются. Ни растение, ни животное не ошибаются, так как внутри них есть программа творения, и она запускает их без всяких проблем. Новорожденный бычок прекрасно существует в этом мире, он уже знает, что можно кушать, что нельзя, где ему плохо, где хорошо. Один-два дня — и он уже свободно ходит и ориентируется в окружающем пространстве. Но и не развивается: каким он родился, на том же уровне он и существует до конца своей жизни.

Единственный, кто ошибается, это человек. Он рождается очень маленьким, совершенно беспомощным. В течение 20 лет его надо воспитывать, наполнять всевозможными знаниями, физически и внутренне растить. Но, поскольку ни родители, ни общество не знают всех законов природы, они не могут восполнить ему то, что природа в него не поместила. То есть человек изначально находится в ущербном состоянии. Ему не хватает внутренних программ поведения для того, чтобы не ошибаться.

Эти внутренние программы поведения он должен дополнить сам. Откуда же он их возьмет? Вот об этом и говорит наука Каббала. Надо выйти за рамки нашего мира, изучить силы вне нашего мира, которые действуют здесь, и приспособить их к нам. Таким образом, мы будем действовать правильно, наша жизнь станет счастливой и удачной, удобной и безопасной.

Без того, чтобы узнать и дополнить ту часть природы, которая в нас изначально отсутствует, нам не прожить. Мы не являемся представителями животного или растительного мира и, тем более, неживой природы, которым нечего дополнять для своего существования. Только человек ошибается и нуждается в дополнении к себе. Это, с одной стороны, толкает его к развитию, но проблема в том, что он не знает, в какую сторону его направить. И поэтому в течение тысяч лет мы развиваемся и только набиваем шишки.

Законы природы, которые существуют вокруг нас, очень простые. Существует всего лишь один закон природы, который называется законом отдачи, или абсолютного альтруизма. Внутри нашей природы, включая человека и все мироздание, существует 613 эгоистических желаний. Эти желания мы должны исправить на противоположные — альтруистические. Тогда наше поведение будет уравновешивать воздействие этого общего закона на нас. Таким образом, мы окажемся в комфортном состоянии, в состоянии вечности и совершенства.

Исправление каждого из наших 613-ти желаний называется выполнением заповедей, то есть обязательств, потому что нас к этому обязывает природа. Закон отдачи действует на наш мир в соответствии с мерой развития человечества, он давит на нас все сильнее и сильнее.

С каждым периодом, с каждым поколением, с каждым годом человечество становится все более несчастным, все более неуравновешенным, потому что эгоизм постоянно возрастает, а мы его не исправляем, не уравновешиваем относительно внешнего закона отдачи. Получается, что с каждым поколением мы становимся все более несчастными.

В итоге: либо ударами судьбы, то есть противостоянием с общим законом отдачи, либо разумением с помощью науки Каббала, нас вынудят к тому, что мы придем к пониманию необходимости исправления своих 613-ти исконных желаний, то есть к выполнению 613-ти заповедей.

Заповедь Любви

В принципе все заповеди умещаются в одну — это Заповедь Любви, то есть антиэгоистическое направление любой мысли и любого действия человека. Человечество обязано будет к этому прийти. Об этом говорят все религии — христианская, мусульманская, иудейская, а также восточные и западные методики, все они говорят практически об одном.

Человечество догадывается об этом, оно только не знает, каким образом это реализовать. Осуществить это можно, когда тебе раскрывается высший мир, когда ты видишь, что это закон, и деваться некуда: если ты поступишь против этого закона, эгоистически, ты себя погубишь. Это непосредственное видение следствия зла от собственного эгоизма и приводит человека к осознанию необходимости исправления.

Таким образом, наука Каббала предотвращает удары судьбы. Она предлагает: ты только раскрой для себя внешнее мироздание, посмотри, что находится вокруг тебя, и ты убедишься в том, что должен поступать по-другому. Потому что во вред себе ты не сможешь поступить, ты создан в эгоистической природе, и твой самый большой эгоизм станет альтруизмом. В итоге через эту деформацию в себе ты постигнешь вечность, совершенство, бесконечное наполнение.

Мы стоим перед проблемой чисто психологической. Какая нам разница, от чего наслаждаться, мы просто хотим наслаждаться. Наслаждение от отдачи — оно безгранично, потому что наше желание не наполняется и не аннулируется под воздействием наполнения, наслаждения. Если мы пропускаем его через себя, мы остаемся постоянно наполненными, постоянно наслаждающимися. Поэтому вопрос только в психологическом, внутреннем решении человека, и оно придет.

Мы находимся на таком этапе развития человечества, когда наука, искусство, культура, наше общественное развитие убедят нас в том, что мы должны отказаться от нашей природы и приподняться над ней. Сделать это безболезненно, легко, свободно, как добрый, хороший шаг поможет нам наука Каббала.

Человек существует в нашем мире, как животное, пока не накопится такой эгоизм, который прорвется и заставит его выйти в духовное. Каждый при рождении поднимается наверх.

Иллюстрация: infoglaz.ru

http://www.kabbalah.info/rus/content/view/frame/20427?/rus/content/view/full/20427&main

К точным наукам относится математика, от начала и до конца выдуманная человеком и основанная на полностью абстрактных понятиях. Что такое число 1? В природе его нет. Есть предметы, к которым относится это понятие, например, один кирпич или один стул. Что общего между кирпичом и стулом, где в них число 1? Числа придуманы человеком для облегчения познания объективной части реальности и не существуют нигде, кроме его разума. Другими словами, числа не существуют в материальном мире объективной части реальности. Очень распространённое заблуждение состоит в том, что математика объективна для материального мира, что она каким-то образом существует в этом самом материальном мире. Это не так. Чисел нет в природе, они не являются свойством материальных тел. Числа (и вся математика в целом) служит инструментом, придуманным человеком для познания материального мира объективной реальности. Математика является примером интерсубъективности, но, тем не менее, имеет субъективную природу своего существования.

Математика очень мощный инструмент. В ней существуют десятки направлений, каждое из которых имеет просто бесценное значение для познания Реальности. Возьмём, например, теорию вероятности. Подбросим монетку, что выпадет, орёл или решка? Никто не знает, и математика в том числе, так как это случайное равновероятное событие. Но подбросим монетку миллион раз, и тогда математик может сказать, что с большой вероятностью (почти наверняка) орлов будет от 300000 до 600000. Конечно, это не точное значение, но примечателен тот факт, что казавшееся ранее абсолютно случайным событие приобретает вполне вычисляемый результат. А если бросить бесконечное количество раз, тогда ровно половина будет орлов и половина решек. Результат предсказуем. Так как же сочетается предсказуемость и случайность? А вот это и позволяет познать теория вероятности. И прежде чем говорить о боге, о предопределённости, о судьбе, о других вещах подобного рода, нужно сначала изучить теорию вероятности и посмотреть, может быть это не судьба, а обычная сложная математика.

Естественные науки занимаются тем, что пытаются познать материальный мир, применяя для этого математический аппарат. Причем делают это просто великолепно, например, я набираю этот текст на очень мощном компьютере, который без науки просто не мог бы существовать. Однако, всё не так просто, как кажется на первый взгляд. Если бы математика так же хорошо описывала весь материальный мир, как это получается при простом пересчёте пальцев на руках, тогда бы в естественных науках просто не было бы необходимости. Применение математического инструмента связано с большими сложностями корреляции результатов вычислений и научных экспериментов. Для этого вводятся различные коэффициенты, применяются численные и вероятностные методы. Существует большой раздел прикладной математики. Так что сама по себе математика не может точно описать реальный материальный мир даже количественно, только в пределах погрешностей, часто даже не выводимых математически. А про описание сути объектов и явлений, не может быть и речи.

Актуальное понимание термина "наука" соотносит его с моралью, идеологией, правом, религией, искусством и так далее в качестве одного из компонентов духовной культуры человечества.

Что такое наука?

Наукой называется некая система упорядоченных знаний об обществе, природе, человеке, также это уникальный вид производства духовного порядка, который направлен на полноценное обеспечение знаниями, их усовершенствование и хранение.

Кроме вышеперечисленного, наука - это комплекс в пределах которых происходит упомянутое производство.

Если быть точным в определении науки, то она в качестве культурного явления возникла в семнадцатом веке и дала шанс проверять правдивость открытых знаний опытным путем. Наука твердо связана с обществом. Она не может получить толчок для возникновения или развития вне социума. А вот общество нынешнего дня не может полноценно функционировать без нее, потому как основные виды науки направлены на удовлетворение нужд во всех аспектах человеческого существования, а также служат мощным фактором развития социума. Базируясь на знании о законах работы и развития объектов в ее поле рассмотрения, наука строит прогноз дальнейшего существования этих объектов для освоения окружающей действительности на практике.

Научное познание. Парадигма

Научное познание управляется конкретными нормами и идеалами научной деятельности, в которые включены некие подходы, установки, принципы, выработанные учеными на определенных стадиях развития научной действительности. Они меняются с течением времени, как, к примеру, произошел переход от понимания физики Исааком Ньютоном к взглядам Альберта Эйнштейна. Комплекс норм и идеалов научного познания, превалирующих на конкретной стадии развития, называется "стиль научного мышления".

Историк науки из США Т.Кун работал над анализом характера, с которым развивались научные знания. Он конкретизировал периоды, во время которых наука имеет постепенное развитие, факты накапливаются посредством множества доказанных теорий в границах ранее возникших теорий. Это некое состояние науки, развитие которой базируется на установленных в научном кругу нормах, установках и правилах, Кун детерминировал как парадигму.

Пока разные виды наук получают новые витки развития в пределах конкретной парадигмы, происходит накопление фактов, которые выходят за границы уже имеющихся теорий. Наступает момент, когда необходимо изменить базис научного знания, методологические установки, принципы для объяснения новообретенных фактов. Таким образом, происходит изменение научной парадигмы, что Кун именует научной революцией.

Научная картина мира

Упомянутый процесс неизбежно ведет к переменам в научной картине мира, то есть комплексной системе принципов и понятий касательно закономерностей и общих характеристик окружающего мира. Существует общенаучная картина мира, в которую входят представления о всех аспектах действительности, о природе, обществе и непосредственно познании, и естественно-научная картина мира. Она зависит от предмета познания, к которому относится. Таким образом, такая картина мира может быть физической, химической, астрономической, биологической и так далее. В центре общенаучной картины мира находится картина мира лидирующей (на актуальной стадии развития науки) области научного знания.

Любая картина мира базируется на конкретных фундаментальных теориях. С развитием познания и практики они сменяют одна другую. К примеру, естественно-научная и физическая модель основывалась в семнадцатом веке на классической механике и называлась, соответственно, классической, затем в двадцатом веке - на электродинамике, теории относительности и квантовой механике и именовалась неклассической картиной мира. Сегодня она базируется на синергетике и считается пост-неклассической. Научные картины мира служат эвристической основой для выстраивания фундаментальных теорий. Они переплетаются с мировоззрением, это один из важнейших ресурсов его формирования.

Классификация наук вызывает споры в научном сообществе. Это важная и сложная проблема. Система настолько разветвлена, что все многообразные и многочисленные исследования, которые можно различать по предмету, объекту, степени фундаментальности, методу, сфере применения и так далее, невозможно классифицировать на одном основании. Обобщенно можно перечислить такие группы: технические, естественные, социальные или общественные и гуманитарные.

Естественные виды наук:

    о космосе в общем, его строении и процессах развития: космология, астрономия, астрофизика, космогония, космохимия и другие;

    о земле, то есть геофизика, геохимия, геология и другие;

    о системах и процессах физики, биологии, химии, формах, согласно которых происходит движение материи;

    о человеке в его биологическом аспекте, происхождении и развитии организма, к примеру, это анатомия.

Технические науки как базис имеют естественные науки. Предметом их изучения являются различные аспекты и ветви развития техники. Это радиотехника, теплотехника, электротехника и прочие.

Социальные или общественные виды наук имеют разветвленную внутреннюю систему. Предметом изучения соцнаук является общество. Среди них социология, политология, экономика, юриспруденция и другие. Виды экономических наук, в частности, имеют свою иерархию, как и многие из наук этой категории.

Гуманитарные науки изучают духовный мир индивида, его место в окружающем мире и обществе, среди людей. Это психология, педагогика, конфликтология и другие.

Смежные позиции

Некоторые отдельные науки могут образовывать звенья связи между категориями, соприкасаться с разными группами. Это медицина, эргономика, инженерная психология, экология и другие. Стоит обратить внимание, что особенно небольшую грань образуют виды социальных наук и гуманитарных. К таким граничным наукам относятся история, эстетика, этика и так далее.

В системе наук уникальная позиция занята математикой, философией, кибернетикой, информатикой и тому подобными. Эти виды наук имеют общий характер, поэтому ими руководствуются во всех исследованиях.

Наука на пути ее развития из одиночного занятия становится уникальной, в некотором роде, самостоятельной формой сознания социума и аспектом человеческой деятельности. Она является продуктом долгого процесса развития культуры и цивилизации человека. Это отдельно стоящий общественный организм с особыми типами взаимодействия, разделения и управления отдельными процессами научной деятельности.

Функции науки

Постоянно возрастающее значение науки в сегодняшнем научно-техническом мире не опровергнуть. Ее функции объясняют ее роль:

    гносеологическая, то есть наука помогает познать окружающий мир;

    мировоззренческая, наука еще и дает объяснение действительности;

    преобразующая. Основные виды науки - это ключ к развитию общества, она служит основой процессам нынешнего производства и открытия новых способов осуществления чего-либо, передовых технологий, таким образом, значительно увеличивая потенциал общества.

Таким образом, однозначно классифицировать все виды науки сложно. Но можно разделить ее на несколько групп, которые тесно взаимодействуют друг с другом.

Понятие «наука» имеет несколько основных значений. Во-первых, под наукой понимается сфера человеческой деятельности, направленной на выработку и систематизацию новых знаний о природе, обществе, мышлении и познании окружающего мира. Во втором значении наука выступает как результат этой деятельности – система полученных научных знаний. В-третьих, наука понимается как одна из форм общественного сознания, социальный институт.

Непосредственная цель науки – постижение объективной истины, полученной как результат знаний об объективном и о субъективном мире.

Задачи науки: собирание, описание, анализ, обобщение и объяснение фактов; обнаружение законов движения природы, общества, мышления и познания; систематизация полученных знаний; объяснение сущности явлений и процессов; прогнозирование событий, явлений и процессов; установление направлений и форм практического использования полученных знаний.

Разветвленная система многочисленных и многообразных исследований, различаемых по объекту, предмету, методу, степени фундаментальности, сфере применения и т. п., практически исключает единую классификацию всех наук по одному основанию. В самом общем виде науки делятся на естественные, технические, социальные и гуманитарные.

Кестественным наукам относятся науки:

    о космосе, его строении, развитии (астрономия, космология, и проч.);

    Земле (геология, геофизика, и др.);

    физических, химических, биологических системах и процессах, формах движения материи (физика и т. п.);

    человеке как биологическом виде, его происхождении и эволюции (анатомия и т. д.).

Технические науки содержательно основываются на естественных науках. Они изучают разлииные формы и направления развития техники (радиотехника, электротехника и проч.).

социальные науки также имеют ряд направлений и изучают общество (экономика, социология, политология, юриспруденция и т. п.).

Гуманитарные науки - науки о духовном мире человека, об отношении к окружающему миру, обществу, себе подобным (педагогика, психология,).

2. Естественнонаучная и гуманитарная культуры.

В основе их различия лежат определенные типы отношения объекта и субъекта в естественных и социально-гуманитарных науках. В первых присутствует четкое отделение объекта от субъекта, иногда доведенное до абсолютного; при этом все внимание исследователя сосредоточенно на объекте. В социальных и гуманитарных науках такое разделение принципиально невозможно, поскольку в них субъект и объект слиты воедино в одном предмете. Проблемы подобных взаимоотношений исследовались английским писателем и ученым Ч. Сноу.

Предметная область науки включает:

· систему знаний о природе - естествознание (естественные науки);

· систему знаний о позитивно значимых ценностях бытия человека, социальных слоев, государства, человечества (гуманитарные науки).

Естественные науки являются составной частью естественнонаучной культуры, а гуманитарные соответственно гуманитарной культуры.

Естественнонаучная культура - это: совокупный исторический объем знания о природе и обществе; объем знания о конкретных видах и сферах бытия, который в сокращенно-концентрированной форме актуализирован и доступен изложению;усвоенное человеком содержание накопленного и актуализированного знания о природе и обществе.

Гуманитарная культура - это: совокупный исторический объем знания философии, религиоведения, юриспруденции, этики, искусствознания, педагогики, литературоведения и других наук;системообразующие ценности гуманитарного знания (гуманизм, идеалы красоты, совершенства, свободы, добра и т. п.).

Специфика естественнонаучной культуры: знания о природе отличаются высокой степенью объективности и достоверности (истинности). Кроме того, это глубоко специализированное знание.

Специфика гуманитарной культуры: системообразующие ценности гуманитарного знания определяются и активизируются исходя из принадлежности индивида к определенной социальной группе. Проблема истинности решается с учетом знания об объекте и оценки полезности этого знания познающим или потребляющим субъектом. При этом не исключается возможность толкований, противоречащих реальным свойствам объектов, насыщенность теми или иными идеалами и проектами будущего.

Взаимосвязь естественнонаучной и гуманитарной культур заключается в следующем: имеют общую культурную основу, являются основополагающими элементами единой системы знаний;представляют собой высшую форму человеческих знаний; взаимно координируют в историко-культурном процессе; стимулируют появление новых междисциплинарных отраслей знания на стыках естественных и гуманитарных наук.

Человек является основным звеном связи всех наук