Что такое самоопределение.

В различных классификациях эмоциональных явлений интеллектуальные чувства относятся к разряду предметных (22) или высших чувств (30). Они воз­никают в связи с особенностями мыслительной деятельности, процессами реше­ния практических и теоретических задач, приобретения знаний. К ним относят чувства любви к знаниям, творческие чувства (30), чувство любознательности в определенной области знаний, любовь к истине (6; 29). Феноменологически ин­теллектуальные чувства выступают в виде переживаний ясности мысли, удивле­ния, догадки, уверенности, сомнения, удовлетворения от результатов деятельно­сти, любопытства, успеха-неуспеха (6; 7; 21; 29; 30), эмоционального отклика на складывающуюся при решении мыслительной задачи ситуацию (3).

Специфика интеллектуальных эмоций и чувств заключается в их возник­новении только в мыслительной деятельности под влиянием познавательного мотива , в обусловленности целью мыслительной деятельности их направленно­сти на определенные составляющие последней, в отражении ими складывающе­гося в ходе деятельности соотношения между познавательным мотивом и успе­хом реализации деятельности (6).

В сложной структуре интеллектуальных эмоций предельно широко пред­ставлено отражаемое содержание и очень сокращенно - чувственное пережива­ние ; при этом собственно переживание максимально связано с целями и мини­мально - с условиями и средствами достижения цели (3).

По вопросу о месте интеллектуальных эмоций в структуре мыслительной деятельности имеют место разные точки зрения. Эмоции рассматриваются в ка­честве пускового, отправного момента мышления; регулятора мыслительной деятельности; результата деятельности субъекта, включающегося в оценку дей­ствительности; обязательного компонента мышления; они переплетаются с мышлением в своем функционировании на высших уровнях (5; 6; 8; 12; 19).

К функциям интеллектуальных эмоций относят следующие: предвосхище­ние, подкрепление, функцию "эвристик" или эмоционального решения, ориен­тирующую, побуждающую, констатирующую, синтезирующую, презентации в сознании субъекта текущих целей, и условий их достижения, регулирующую, направляющую функцию как двигателя мышления в мотивационном плане, из­бирательности в отражении информационного состава познавательного образа, энергетизации и активизации мыслительной деятельности, опосредования побу­ждающей роли познавательного мотива, санкционирующую и др. (3; 6; 8; 19; 29). Вместе с тем большинство из выделенных функций не являются специфич­ными для интеллектуальных эмоций, проявляются только на отдельных этапах мыслительной деятельности, являются следствием разноплановых эмпирических процедур изучения интеллектуальных эмоций. Практически все отечест­венные работы, адресованные изучению интеллектуальных эмоций, начинаются с традиционной констатации неразработанности и неудовлетворительного со­стояния анализируемого вопроса. Исследователи едины в одном: эмоции и мыс­лительная деятельность взаимосвязаны, одно без другого не удается изучить.

Выделим наиболее значимые закономерности для интеллектуальных эмо­ций .

Условия их возникновения . На возникновение интеллектуальных эмоций влияет тип (интерес и сложность) выполняемой деятельности. Решающее значе­ние отводится творческой деятельности, связанной с процессом нахождения "нового" при условии минимального использования готовых схем умственных действий (5; 6).

Модальность интеллектуальных эмоций связывается со стадиями мысли­тельного процесса . На первой его стадии - формировании проблемы- возникают эмоции удивления; на стадии разрешения проблемы - эмоции догадки , конкре­тизирующиеся в эмоциях уверенности и сомнения; на стадии проверки правиль­ности гипотез - эмоции успеха-неуспеха.

Особенности эмоциональных процессов изучаются в связи с мотивиро­ванностью деятельности. Деятельность с внешнеймотивацией более эмоцио­нально насыщена , эмоциональные оценки собственных достижений амбива­лентны и следуют за незначительными объективными достижениями. Деятель­ность с внутренней результативной мотивацией также эмоционально насыщена, но эмоциональные оценки, оставаясь амбивалентными, зависят от общей цели (принципа преобразования наличной ситуации). Деятельность с внутренней процессуальной мотивацией менее всего эмоционально насыщена, эмоциональ­ные оценки независимы от объективных недостижений, носят, в основном, предвосхищающий характер, в целом проявляются как постоянное наращивание удовольствия по мере приближения к результату, а незначительные промежуточные объективные достижения оцениваются в большинстве случаев как ней­тральные.

Приводятся факты управления мыслительными процессами за счет эмо­ционального насыщения отдельных элементов проблемной ситуации (8). Эмо­циональная активация специфическим образом интенсифицирует мыслительный процесс, положительно влияет на его продуктивность. Искусственно созданные ограничения эмоциональной активации приводят к невозможности решения мыслительных задач. Однако влияние эмоциональной активации на продуктив­ность мыслительной деятельности продолжает оставаться позитивным до опре­деленных границ интенсивности эмоций. В этом проявляется регулятивная сущ­ность эмоциональных явлений.

Согласно представлениям авторов оригинальной концепции эмоциональ­ного интеллекта Д. Мейера, П. Сэловея (1990) эмоциональный интеллект -группа ментальных способностей, которые помогают осознанию и пониманию собственных эмоций и эмоций окружающих. Первоначальная структура эмо­ционального интеллекта включала оценку и выражениесобственных эмоций и эмоций других людей; саморегуляцию эмоций и регуляцию эмоций других лю­дей; использование эмоций (гибкое планирование, творческое мышление, пере­ключение внимания, мотивация). В результате доработки в структуре эмоцио­нального интеллекта выделены четыре компонента: способность безошибочно различать собственные эмоции и эмоции других людей; способность использо­вать эмоции для повышения эффективности мыслительной деятельности; спо­собность понимать значение эмоций; способность управлять эмоциями (1; 4).

Эмоциональный интеллект отражает внутренний мир и его связи с поведе­нием личности и взаимодействием с реальностью. Его результатом является принятие решения на основе отражения и осмысления эмоций.

б) следуют за эмоциогенными раздражителями

в)не связаны во временном плане с эмоциогенными раздражителями

г)имеют высокую интенсивность

2. Какая характеристика аффективного тона ощущений не присуща ему
а) предметность

б) не всегда осознан

в)преимущественно связан с органическими потребностями

г) эмоционально окрашивает сами ощущения

3. В аффективном следе памяти проявляется

а)функция побуждения эмоций в)функция переключения эмоций

б) функция синтезирования эмоций г)оценочная функция эмоций

4. По данным Т.Рибо аффективная память по сравнению со зрительной
или слуховой характеризуется медленностью

а) воспроизведения в)узнавания

б) забывания г)запоминания

5. Впечатления или образы, производящие сходное эмоциональное воздей­
ствие, объединяются по принципу

а) смежности в)общей интенсивности эмоций

б) временного сходства г) общего эмоционального знака

6. Кому принадлежит высказывание: "Царство фантазии существует со
всеобщего согласия человечества, и всякий, испытывающий лишения, ждет от
него облегчения и утешения"

а) 3. Фрейду в) Я. Рейковскому

б)Т. Рибо г)Л.С. Выготскому

7. В какой деятельности эмоциональные оценки носят предвосхищающий
характер

а) в деятельности с внутренней результативной мотивацией

б) в деятельности с внешней результативной мотивацией

в) в деятельности с внутренней процессуальной мотивацией

г) в деятельности с внешней процессуальной мотивацией

8. В структуре интеллектуальных эмоций переживание максимально свя­зано с

а)средствами достижения целей в) целями

б)условиями достижения целей г)ходом всей деятельности

9. Согласно С.Л. Рубинштейну, интеллектуальные чувства относятся к
разряду

а)амбивалентных чувств в)зрелых чувств

б)обобщенных чувств г) предметных чувств

10. По данным Э.А. Костандова под влиянием сильных отрицательных
эмоций пороги восприятия внешних стимулов

а) понижаются в 2/3 случаев в) понижаются в 1/3 случаев

б) не изменяются в 2/3 случаев г)не изменяются в 1/3 случаев

Правильные ответы: 1)а; 2)а; 3)6; 4)а; 5)г; б)а; 7)в; 8)в; 9)г; 10)в.

Модуль 3. Эмоциональные процессы и состояния Цель модуля: 1) раскрыть различные критерии классификации эмоцио­нальных явлений; 2) обобщить условия возникновения, характеристики, диагно­стические признаки аффекта как специфического эмоционального процесса; 3) систематизировать особенности проявления и характеристики настроений как эмоциональных состояний, фрустрации и тревоги как психических состояний.

Классификации эмоций.

Предлагать классификации классификаций эмоций - неблагодарное заня­тие. Разделяя эту точку зрения, понижая научный ранг задач, связанных с анали­зом классификаций эмоций, Г. Бреслав все же описывает последние. Отмечая недостатки каждой из рассмотренных им классификаций, Бреслав конструирует очередную классификацию, критериями которой выступают ситуативность-внеситуативность эмоциональных явлений и отношения "фигуры-фона" в регу­ляции жизнедеятельности. Под ситуативностью понимается связь эмоций с про­исходящим "здесь и сейчас"; под фигурой - дискретные эмоции, характеризую­щие, что и как значимо для индивида; под фоном - эмоциональные явления, ха­рактеризующие способ реагирования индивида на значимое (2, с. 151).

Целый ряд классификаций эмоций анализирует Е.П. Ильин (9, с. 131-138). И практически каждый человек знает первую классификацию эмоций - положи­тельные и отрицательные . Но без классификаций не обойтись, т.к. это не только ранний этап в научном исследовании любого явления, но еще и важный этап в организации собственных знаний в определенную систему. Поэтому выделим описательные, функциональные и генетические классификации эмоций.

Описательные классификации, построенные на основе феноменологии эмоциональных явлений и будучи первым этапом на пути их интегрального изу­чения, направлены на возможно более полный охват всей совокупности эмоцио­нальных феноменов. В описательных классификациях выделяются специфиче­ские критерии, приводятся "речевые модели", передающие специфический ком­понент эмоции.

В классификации Б.И. Додонова (6) представлены только те эмоции , кото­рые предстают в сознании людей как ценные переживания. Они отвечают сле­дующим требованиям: 1) в них субъект чаще всего испытывает потребность: 2) они придают непосредственную ценность самому процессу деятельности. Процесс создания своей классификации эмоций Додонов характеризует как "по­луэмпирический путь", в результате которого и были выработаны критерии ис­комой классификации. Этими критериями выступали: 1)вербальные версии цен­ных переживаний, за которыми стояли потребности; 2)наличие некоторых инва­риант в эмоциональных ситуациях, порождающих эмоции данной категории; 3)частая сочетаемость отдельных эмоций, составляющих их данную категорию. В итоге была создана открытая классификация десяти эмоций, включающая аль­труистические, коммуникативные, глорические, праксические, пугнические, ро­мантические, гностические, эстетические, гедонистические и акизитивные эмо­ции . Каждой из этих категорий эмоций соответствует определенный вербальный инвентарий.

Исходя из гипотезы (6, с. 210) о том, что фиксация в сознании индивида представлений об определенных переживаниях, как ценных и желательных, яв­ляется сущностной особенностью личности, Додонов ввел понятие "общая эмо­циональная направленность личности". Это понятие отражает иерархию всех ценных переживаний субъекта и используется в качестве ведущей характери­стики направленности личности . В отличие от общей эмоциональной направ­ленности ее типы выделяются Додоновым с учетом "одного, наиболее ценного для индивида эмоционального состояния, переживания " (5, с. 97). Тип общей эмоциональной направленности личности имеет ряд особенностей. Он рано формируется под влиянием некоторых врожденных задатков и воспитания (в широком смысле слова); связан с функционированием эмоций в качестве ценно­сти; взаимодействует с морально-мировоззренческой направленностью. Стано­вясь устойчивым и выступая в качестве одного из системообразующих факторов психологической структуры личности, тип общей эмоциональной направленно­сти опросредованно влияет на восприятие личностью действительности, на меч­ты и планы, на выбор сферы деятельности, друзей, любимых, на процессуальные характеристики деятельности, на творчество, на представление о счастье (5, с. 105). Додонов призывает учитывать тип общей эмоциональной направленно­сти в процессе воспитания, обучения, профориентации личности. Выделенные Б.И. Додоновым типы эмоциональной направленности обозначены по аналогии с категориями эмоций, вошедших в его классификацию эмоций .

Функциональные классификации представляют эмоции в связи с их веду­щими функциями, которые они выполняют в поведении и деятельности (напри­мер, астенические и стенические эмоции; ведущие и производные переживания в концепции эмоций В.К. Вилюнаса) и поведении субъектов.

В классификации эмоциональных переживаний В.К. Вилюнаса по крите­рию ведущей функции в деятельности выделены две фундаментальные группы переживаний: ведущие (доминирует функция побуждения), предшествующие деятельности и релевантные ей в целом, и производные эмоциональные переживания (д оминирует функция оценки), возникающие в процессе деятельности.

Ведущие переживания возникают в результате обострения некой потреб­ности и наличия отвечающегоей предмета; окрашивают в образе сами предме­ты, превращая их в мотив; побуждают к деятельности и отвечают за ее общую направленность; открывают субъекту смысл самого предмета потребности; спе­цифичны (т.е. зависят от специфики потребности) для каждой деятельности; презентируют субъекту видовой опыт, касающийся целей; конкретизируют субъекту общее унаследованное эмоциональное отношение к условиям индиви­дуальной жизни. Подчеркивая побудительную функцию ведущих переживаний, Вилюнас обозначает их как побуждения (7, с. 105).

Формы развития ведущих эмоций Вилюнас выделяет в соответствии с формами опредмечивания биологических потребностей. Так генетически первая форма ведущих эмоций - диффузное тягостное переживание - соответствует обострению неопредмеченной потребности; ключевое ведущее эмоциональное переживание (или эмоциональный тон ощущений), распознающее отдельные свойства предмета удовлетворения потребности, соответствует встрече потреб­ности с предметом; предметные ведущие переживания соответствуют опредмеченной потребности . На основе анализа биологических потребностей Вилюнас приходит к выводу, что субъективной формой их существования и являются ве­дущие переживания. Собственно человеческие ведущие переживания выделяют мотивы личности в форме чувств.

Производные эмоциональные переживания возникают при наличии веду­щего побуждения в конкретной ситуации; отражают фактические успехи (неус­пехи) в деятельности; выражают смысл сложившихся ситуаций и наиболее зна­чимых в ней объектов; ситуативны; универсальны (т.е. не зависят от специфики потребности); внутренне организованы в систему, в которой особую роль игра­ют эмоции успеха-неуспеха (7).

Генетические классификации направлены на отражение фило- или онтогенетического развития эмоциональныхявлений (например, классификация веду­щих переживаний в концепции В.К. Вилюнаса), явно или неявно содержат уров-невые критерии, представляют эмоциональные явления в связи с усложнением реальных отношений, когнитивной организации субъекта (например, уровневая классификация эмоций С.Л. Рубинштейна).

В психологии эмоциональных явлений выделяют эмоциональные процес­сы (аффект); эмоциональные состояния (настроения), а также психические со­стояния, отличающиеся выраженностью их эмоциональной составляющей (тре­вога, фрустрация, эмоциональный стресс); эмоционштьные особенности лично­сти (индивидуализированное содержание человеческих чувств), а также эмоцио­нальность человека как обусловленная особенностями его темперамента.

Если эмоции, особенно низшие, не поддаются радикальной коррекции, то высшие чувства (моральные, интеллектуальные, эстетические) у человека воспитываются. К нравственных чувств относятся те, которые возникают при оцениваемых. УНИ поступков людей, анализе условий жизни, при осуществлении нравственных поступков. Среди них особое место занимает чувство долга. Оно основывается на переживании общественных потребностей и необходимости их испол. Ання. К нравственных чувств относятся также чувства доброжелательности к людям, сострадание, возмущение по поводу несправедливости, аморального поступка тощтощо.

Особое место в жизни каждого человека занимает чувство любви. Это нравственное по своей сути чувство облагораживает любящих, объединяет мужчину и женщину и несет в себе сочувствие, переживания, а также обязанность одного перед вторым. Сопровождается это чувство также радостью существования объекта любви, нежностью и тоской во время разлуки, даже временной. Это чувство окрыляет людей на серьезные жизненные испытанияння.

Морально-политическими чувствами является приверженность своей. Родине, обществу, патриотизм, интернационализм и т.д.

Сочетание нравственного образования с трудом самой личности над достижением нравственных целей - единственно возможная организация эффективного нравственного воспитания

Формирование нравственных качеств личности является центральной проблемой воспитания и одной из важных проблем в деле формирования нового человека. У разных людей в зависимости от условий жизни и воспитания моральные услышите уття развиваются неодинаково. Моральная оценка выражается в таких категориях, как добро и зло, честь и достоинство, справедливостьть.

Основой высокой гражданственности медицинского работника является формирование нравственных чувств, особенно таких, как гуманизм - любовь и уважение к человеку, забота о нем, сочувствие

Особое значение имеет воспитание чувства ответственности. Развитое чувство ответственности определяет отношение личности к себе и к другим, к коллективу, обществу в целом. Ответственность лица истости предполагает осознание им своего долга перед обществом, умение оценивать свои поступки, знание своих прав и обязанностейів.

К интеллектуальных чувств относятся эмоциональные переживания, связанные с умственной деятельностью: чувство нового, удивление, уверенности в истинности решения и т.п., их основой является любовь к знаниям, которая может е приобретать разнообразных форм и направлении.

Истина - высший уровень интеллектуального чувства, она заставляет человека упорно работать, преодолевать трудности в процессе познания, сознательно отказываться от других видов деятельности для того, чтобы больше е времени оставалось на ее поиск.

Формирование интеллектуальных чувств возможно только у лиц, имеющих определенный общеобразовательный уровень. Поэтому большое значение для развития интеллектуальных переживаний приобретает среднее образование молодежи. В процессе обучения в школе ученики овладевают основами знаний, способствующих развитию интеллектуальных чувств. Важную роль в их становлении играет создание в нашей стране различных научных и техничес х обществ, издание научных и научно-популярных журналов, поддержка научной деятельности. Особая роль в развитии интеллектуальных чувств принадлежит семье. Постоянная приучения детей с раннего возраста до интеллектуальных занятий способствует развитию способностей ребенка, воспитанию любви к истинамстини.

Эстетические чувства - это переживание человека, связанные с восприятием им явлений природы, произведений искусства, благородных поступков и т.п.. Они имеют качественное выражение: от легкого волнения, удовлетворения, радости и или печали до настоящего эстетического восторга. При этом эстетические чувства сливаются с моральными. Эстетические чувства разделяют на несколько форм их проявления - чувство возвышенного, комического, трагического т. ОЩощо.

Важнейшим условием разложения эстетических чувств является осознание молодежью необходимости развития духовного мира человека, культуры поведения и красоты человеческих взаимоотношений. Уровень эстетической воспитанности зависимость жить от усовершенствования системы и методов воспитания в детских дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах, средних специальных и высших учебных заведениях, от систематического знакомства учащихся с мисте цтвом, от поведения родителей, от общения с природой тощо.

В целом моральное, интеллектуальное, эстетическое воспитание в значительной мере влияет на развитие и состояние жизненной позиции личности, т.е. системы ее взглядов и отношения к явлениям жизни, к труду, материальной их и духовных ценностей обществ.

Без учета чувств нельзя дать всестороннюю оценку личности. К. И. Чуковский писал, что, помимо всевозможных свойств, человеческая личность имеет свою душевную мелодию, которую каждый из нас носит повсюду с соб боя, и если мы захотим изобразить человека и изобразим его свойства без душевной мелодии, - это изображение наше будет ложь и клевета. Эту мелодию, как эмоции и чувства вообще, мы должны учитывать при вжды, на каждом шагу. Иначе завдаватимемо значительный вред здоровью человека, создавая стрессовые ситуации там, где можно было бы их избежатькнути.

Под стрессом понимают эмоциональное состояние, обусловленное ситуациями крайне сильного напряжения - угрозой для жизни, физическим и умственным напряжением, страхом, потребностью быстро принимать ответственные решения. Пи ид действием стресса у человека меняется поведение, она становится дезорганизованной, беспорядочной. Наблюдаются также противоположные изменения сознания - общая заторможенность, пассивность, бездействие. Изменение поведут нки является своеобразной защитой организма от слишком сильных раздражителей. Только решительные и спокойные люди, как правило, могут регулировать и контролировать свое поведение в стрессовой ситуации. Но частые стрессовые ситуа ции изменяют психические свойства личности, которая становится более восприимчивой к отрицательным воздействиям стереотипов (рис 83с. 8.3).

Силу воздействия стрессового раздражения определяет не только объективная его величина (интенсивность физической и умственной напряженности, реальность угрозы жизни и т.п.), но и психическое состояние человека. Так, если человек на уверена, что она способна контролировать стрессовую ситуацию (например, может по своему усмотрению уменьшить физическое или умственное напряжение, избежать опасной ситуации), то влияние стрессового фактора уменьшает ться. Существенные нарушения психической деятельности и здоровья человека наблюдаются в случаях, когда человек не может изменить стрессовую ситуацию, чувствует себя обреченноою.

Стрессовые состояния особенно часто вызывают различные сердечно-сосудистые и желудочно-кишечные заболевания. Основным фактором при этом является

Рис 83. В стрессовой ситуации часто происходит критическое перегрузки психики

распределение во времени действия стрессора. Возникновение и развитие заболевания, например, язвы желудка, связаны с тем, что действие стрессора совпадает с циклом секреции пищеварительной системы и усиливает выделение соляной ки ислоты. Если последней выделяется много, это приводит к раздражению, а затем и к воспалению слизистой оболочки желудка и двенадцатиперстной кишки, и, как следствие, возникают гастрит, язвенная болезнь то что. Модель возникновения психосоматических заболеваний можно представить в следующем видеді:

. Психосоматическая модель возникновения заболевания (за Beltrush, 1984)

Одной из форм стресса является фрустрация - эмоциональное состояние человека, возникающее вследствие непреодолимой преграды на пути к удовлетворению потребности. Фрустрация ведет к различным изменениям поведения личности. Это может быть и или агрессия, или депрессийія.

От состояния эмоций часто зависит и возникновения таких заболеваний, как неврастения, приступы бронхиальной астмы и т.д.

Влияние эмоций на жизнь человека называется в психологии"смерть. Вуду""Смерть. Вуду» означает случаи, когда причиной смерти является психогенные факторы. Например, лица из австралийских племен, узнав, что й их очаровали, реагировали необычной паникой, которая приводила к смертностиа призводила до смерті.