Эмпирические методы исследования в методологии. Эмпирические методы исследования

Эксперимент (лат. experimentum – проверка, проба, опыт) – представляет собой важнейший метод эмпирического исследования и осуществления экспериментальной деятельности, в процессе которой ученый-экспериментатор воздействует на изучаемый объект с помощью специальных материальных средств (экспериментальных установок, приборов, инструментов) и с целью получения крайне важно й информации о свойствах этих объектов.

В соответствии с многообразными видами эксперимента͵ экспериментальный метод специфически проявляется в исследовательском, проверочном, натурном, модельном, мысленном, воспроизводящем, созидающем, качественном, количественном, лабораторном, промышленном, физическом, биологическом, техническом, социальном и др.
Размещено на реф.рф
видах экспериментов.

Также специфически экспериментальный метод проявляется при выполнении экспериментом ряда функций в науке и образовании. Наиболее существенная функция эксперимента в научном исследовании – опытная проверка гипотез и теорий. В процессе проверочных экспериментов с помощью экспериментального метода доказывается истинность научных построений, подтверждаются или опровергаются гипотезы. У истоков формирования проверочного эксперимента стоял Г. Галилей. Он впервые стал систематически проверять свои гипотезы с помощью эксперимента͵ тем самым он решительно порвал с натурфилософскими и схоластическими традициями прежней физики.

В исследовательских экспериментах в полной мере проявляется эвристическая функция экспериментального метода, с помощью которого у исследуемых объектов обнаруживаются неизвестные ранее элементы и свойства. Ценность таких экспериментальных открытий наиболее ярко проявляется при формировании новых гипотез и теоретических построений, их уточнении и исправлении. В демонстративных экспериментах экспериментальный метод проявляет свои учебные функции, с его помощью ученый демонстрирует в учебных целях какие- либо явления.

Применение экспериментального метода в науке осуществляется в процессе экспериментальной деятельности.

В историческом развитии экспериментальной деятельности можно выделить три крупных исторических периода. Первый период (XVII – конец XIX вв.) – период кустарной и индивидуальной экспериментальной деятельности.

Во втором периоде развития экспериментальной деятельности (конец XIX – середина XX вв.) в поддержку и проведение экспериментальных исследований начал широко включаться частный капитал.

Третий период развития экспериментальной деятельности осуществляется в условиях государственного регулирования и планирования научных исследований (середина XX в. и по настоящее время). Наступил общегосударственной период в организации и проведении экспериментальной деятельности. Многие научно-исследовательские институты были переведены на государственный бюджет, что открыло новые возможности для расширения научных исследований. Экспериментальная деятельность получает дальнейшее развитие в условиях научно-технической революции.

В рамках теории научного эксперимента выделяется ряд стадий осуществления экспериментальной деятельности. Первая стадия – стадия выработки концепции экспериментального исследования – предполагает постановку проблемы и выработку гипотез её решения. Эксперимент задумывается на основании существующих теоретических знаний и его целью зачастую является подтверждение или опровержение гипотезы и научной теории. Вторая стадия – стадия планирования экспериментального исследования. Она включает ряд этапов и операций: уточнение цели эксперимента͵ выбор методов планирования, расчет сил и финансовых средств, определœение сроков выполнения работ в целом и по этапам, планирование последовательности и координации работ, управление существенными факторами в базовых ситуациях экспериментального исследования и др.

Третья стадия – стадия проведения экспериментального исследования. Здесь предполагается: анализ исходного состояния объекта до экспериментального вмешательства; экспериментальное вмешательство – введение экспериментального фактора, осуществление контроля над экспериментальной ситуацией и исследуемым объектом; после экспериментальной операции вмешательства осуществляется новый анализ состояния объекта исследования. Четвертая стадия – стадия обработки (статистической и теоретической) эмпирических данных, их интерпретация, объяснение значения результатов, объединœение их в общую эмпирико-теоретическую систему. На этой стадии в ещё большей степени проявляется зависимость экспериментальной деятельности от теории. Конечная цель всœей этой работы – дать научно обоснованный ответ на гипотезу о причинных связях явлений, характере и степени их зависимости друг от друга.

Методы эмпирического исследования - ϶ᴛᴏ способы добывания и обработки эмпирических данных, их систематизация, получение фактов и эмпирических законов, а также проверки гипотез и теорий.

Эмпирические исследования обычно реализуются целœенаправленно, направляются предварительными знаниями – существующей теорией, гипотезой, они строятся на базе научно-исследовательских программ и планов научно-исследовательских работ. Роль теории велика также в осмыслении опытных данных, в изложении результатов исследований. Взаимосвязь эмпирических исследований с гипотезами и теориями порождает проблему ʼʼтеоретической нагруженностиʼʼ эмпирических фактов.

В эмпирическом исследовании выделяются несколько стадий, на которых применяются соответствующие методы. На первой стадии эмпирического исследования, имеющей целью получение эмпирических данных, применяются основные методы эмпирического исследования – наблюдение и эксперимент. Здесь также происходит измерение и сравнение опытных данных. Научное наблюдение – есть целœенаправленное, организованное, систематическое восприятие исследуемых объектов, связанное с решением определœенной теоретической задачи. Научное наблюдение предполагает: постановку цели исследования, определœение способов её достижения, наличие плана, осуществление контроля, регистрирование опытных данных и др.
Размещено на реф.рф
В наблюдении используются приборы, расширяющие возможность восприятия. При этом в некоторых случаях (при изучении явлений микромира) возникает проблема учёта ʼʼвозмущающегоʼʼ воздействия прибора на наблюдаемый объект.

Эксперимент – есть управляемое и контролируемое воздействие на изучаемый объект с целью получения информации о нем. В эксперименте познавательная деятельность соединяется с практической, в нем используется целый ряд материальных средств деятельности: устройства и установки, инструменты, приборы, регистрирующая и измерительная аппаратура. Существуют многочисленные виды экспериментов: исследовательские, проверочные, воспроизводящие, изолирующие качественные и количественные, физические, биологические, социальные, технические.

Сравнение – метод выявления сходства и различия исследуемого явления с другими явлениями. Измерение – метод выявления количественных характеристик исследуемых объектов (длина, вес, скорость, число элементов, температура и др.) В процессе измерения используют специальные измерительные приборы, математические методы.

На второй стадии эмпирического исследования раскрываются связи между данными опыта͵ что дает возможность распределить их по группам, систематизировать и классифицировать, то есть описать. Научное описание эмпирических данных состоит в их категориальной характеристике, в систематизации и классификации по видам и родам. Описание производится как с помощью естественного языка, так и с помощью специального языка науки (символов, таблиц, графиков и т.д.) При описании эмпирических данных ученые используют такие логические средства, как анализ, синтез, сравнение, систематизация, классификация и др.
Размещено на реф.рф
Анализ – разложение целого на части и выявление их свойств. Синтез – воссоединœение целого из частей, группировка данных опыта по существенных признакам. По существенным признакам вводятся эмпирические понятия, которые служат основой для систематизации и классификации данных опыта. Систематизация – упорядочение предметов и их свойств на базе определœенных принципов. Классификация – распределœение предметов и их свойств по группам, видам, соответственно избранному основанию.

На третьей стадии эмпирического исследования осуществляют обобщение данных опыта на базе индукции, устанавливается связь между эмпирическими понятиями внутри групп опытных данных, вырабатываются знания об эмпирических закономерностях. Идеальная модель, фиксирующая эмпирические закономерности, должна быть представлена в виде знаковой модели, её называют феноменологической конструкцией или эмпирической теорией. Индукция – логический метод движения мысли от единичного факта к общему положению, в процессе этого устанавливается в данном случае эмпирический закон, достигается как бы сущность первого порядка. Моделирование – метод воспроизведения характеристик некоторого объекта на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения. Моделирование применяется на всœех стадиях эмпирического исследования. На третьей стадии эмпирического исследования идеальные и знаковые модели применяют с целью изучения и проверки предполагаемых эмпирических закономерностей.

К эмпирическим исследованиям обращаются также тогда, когда крайне важно подтвердить или опровергнуть гипотезу и теорию. Для этого применяют методы верификации и фальсификации. Верификация – есть обнаружение подтверждающих гипотезу или теорию фактов в эмпирическом опыте. Фальсификация – есть обнаружение опровергающих гипотезу или теорию фактов в эмпирическом опыте.

Методы эмпирического исследования - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Методы эмпирического исследования" 2017, 2018.

  • - Методы эмпирического исследования

    Наблюдение ¨ сравнение ¨ измерение ¨ эксперимент Наблюдение Наблюдение - это целенаправленное восприятие объекта, обусловленное задачей деятельности. Основное условие научного наблюдения - объективность, т.е. возможность контроля путем либо повторного... .


  • - Методы эмпирического исследования

    1. Наблюдение - целенаправленное изучение предметов, опи­рающееся в основном на данные органов чувств (ощущения, восприятия, представления). В ходе наблюдения мы получа­ем знание не только о внешних сторонах объекта познания, но - в качестве конечной цели - о его... .


  • - Методы эмпирического исследования

    1. Наблюдение - целенаправленное изучение предметов, опи­рающееся в основном на данные органов чувств (ощущения, восприятия, представления). В ходе наблюдения мы получа­ем знание не только о внешних сторонах объекта познания, но - в качестве конечной цели - о его... [читать подробнее] .


  • - Методы эмпирического исследования

    Наблюдение – это преднамеренное, направленное восприятие, имеющее целью выявление существующих свойств и отношений объекта познания. Оно может быть непосредственным и опосредованным приборами. Наблюдение приобретает научное значение, когда оно в соответствии с... .


  • - Структура эмпирического знания и методы эмпирического исследования.

    В логико-гносеологическом аспекте в философии науки традиционно принято выделять эмпирическое и теоретическое знание. Зачастую их рассматривают как два уровня научного познания, что не совсем точно, поскольку знание, полученное в опыте, не только дает необходимые... .


  • - Методы эмпирического исследования

    Эксперимент (лат. experimentum – проверка, проба, опыт) – представляет собой важнейший метод эмпирического исследования и осуществления экспериментальной деятельности, в процессе которой ученый-экспериментатор воздействует на изучаемый объект с помощью специальных... .


  • - Научные методы эмпирического исследования

    Общепринятой классификации общенаучных методов и приемов нет; она проводится по самым разным основаниям. Наиболее удачным нам представляется подход, в соответствии с которым в структуре общенаучных методов и приемов выделяются три уровня ("сверху вниз"):... .


  • Методы эмпирических исследований

    1. Наблюдение.

    Данный метод предполагает, что исследователь находится в непосредственной близости от интересующего его объекта, например, морально-правового конфликта, и имеет возможность видеть и фиксировать все фазы его социодинамики.

    Наблюдение может быть включенным, когда исследователь принимает на себя роль одного из участников изучаемого фрагмента правоотношений. Это дает дополнительные возможности для углубления в сущность правовой коллизии, в мотивационные сферы ее участников.

    При обычном, невключенном наблюдении собранная информация может быть не столь глубокой. Но ее преимущества состоят в том, что, оставаясь в качестве стороннего наблюдателя, социолог имеет больше шансов сохранить за собой позицию беспристрастности и объективности, избежать элементов оценочности в констатирующих суждениях.

    Следует различать наблюдение скрытое, когда участники исследуемых правоотношений не подозревают о том, что ими интересуется социолог, и открытое, когда участникам известно о проводимом изучении.

    Возможна и такая градация наблюдений, как экстенсивное, когда в поле зрения находится достаточно обширный предмет, занимающий значительное место в социальном пространстве, и интенсивное, когда предмет исследовательского внимания не велик по объему и полностью умещается в поле зрения одного социолога. Во втором случае наблюдение оказывается предельно сфокусированным и более результативным.

    Метод наблюдения удобен при изучении локальных, фрагментарных, малых по объему и числу участников и легкодоступных объектов.

    2. Анализ документов.

    Когда некая правовая реалия находится вне досягаемости для непосредственного эмпирического изучения (например, исчезла из настоящего и осталась в историческом прошлом), но от нее остались некие единичные тексты или комплексы письменных документов, то для социолога эти последние могут служить источником информации. Документы в качестве артефактов, то есть искусственных, вторичных фактов, способны свидетельствовать о действительных, некогда существовавших, первичных фактах правовой жизни общества и личности. Различные законодательные акты, кодексы, правительственные указы, протоколы следственных действий и судебных разбирательств, письменные свидетельства участников различных юридических процедур, а также публицистические и художественные произведения, освещающие различные правовые проблемы, - все это может дать социологам необходимые сведения. При их анализе социолог становится правоведом, а правовед - социологом. Одно и то же событие выглядит для первого как типовой социальный факт, а для второго как характерный юридический феномен-казус. Сведенные воедино, оба эти взгляда, социологический и правоведческий, дают объемное изображение исследуемой социально-правовой реалии, позволяют зафиксировать в ней такие свойства и грани-, мимо которых исследователи, действуй они порознь, могли бы пройти, не заметив их. Достоинство социологии права как теоретической дисциплины как раз в том и состоит, что ее представитель развивает в себе одновременно сильные стороны и социолога, и правоведа.

    Если документы не имеют сугубо юридического характера, но в силу тех или иных обстоятельств представляют интерес для социолога, то перед ним встает сложная задача по выявлению из их контекстов сугубо юридической информации. Одним из средств решения такой задачи является контент-анализ. Его используют при наличии объемного текстового материала, чтобы выявить в нем количество неких содержательно-смысловых единиц. Скажем, анализ всех номеров центральной газеты "Правда" за 1937 год и подсчет общего числа расстрелов "врагов народа", о которых она сообщает, способны дать достаточно красноречивую информацию о состоянии системы советского правосудия, о степени ее цивилизованности, гуманности, справедливости.

    Социологи права нередко ссылаются на пример контент-анализа, связанного с деятельностью Международного института прав человека в Страсбурге. В 1971 г. его сотрудники предприняли попытку выявить слова, которые наиболее часто встречаются в официальных юридических документах государственного и международного уровня. Первые три места заняли соответственно слова закон, равенство и свобода. То есть обозначились приоритетные ценности политико-правовой деятельности международного сообщества, служащие ориентирами для практических усилий государств и народов.

    Для сбора информации, характеризующей состояние различных, архаических и современных, форм обычного права, определенный интерес может представлять фольклор - древние мифы, народные сказки, легенды, а также различные этнографические материалы.

    При использовании данного метода речь идет о скрупулезно-методическом чтении текстов по заранее составленной многоступенчатой программе. Требуемая информация может в подобных случаях собираться буквально по крупицам и на протяжении достаточно длительного времени.

    Социологи права, наделенные художественным чутьем, могут успешно работать с литературными произведениями выдающихся писателей как с источниками социально-правовой информации. Так, французские социологи склонны считать, что добротный материал по социологии собственности имеется в романах "Человеческой комедии" О. Бальзака, а по социологии семьи - в многотомной эпопее Э. Золя "Ругон-Маккары". Аналогичным образом для российских (и не только российских) социологов бесценным источником информации по социологии права и преступности является творчество Ф. М. Достоевского.

    Анализ документов важен в тех случаях, когда социологи имеют дело с такими структурами правовой системы, чья деятельность строго документирована. Если учитывать, что определенная часть этой документации имеет закрытый характер и содержащаяся в них информация рассчитана на конкретных профессионалок, то следует признать, что органы правопорядка нуждаются в собственных социологических кадрах. Они могли бы своими аналитическими исследованиями оказывать существенную помощь в деле самосовершенствования правовой системы.

    3. Опрос (интервьюирование, анкетирование, тестирование).

    Среди социологических методов сбора первичной информации опрос занимает важное место. Он применяется в тех случаях, когда наблюдение невозможно или нецелесообразно. К нему прибегают при необходимости выявить состояние общественного мнения относительно каких-либо существенных событий в социально-правовой жизни государства и гражданского общества. Опросы важны в преддверие таких событий политико-правовой жизни общества, как, например, референдумы. Охватывающие не слишком большое число граждан, они являются пробными замерами состояния общественного мнения и своеобразными репетициями предстоящего предельно широкого опроса, каковым, по сути, является и сам.

    Интервьюирование выглядит как личная беседа социолога с интересующим его человеком. Такая беседа чаше всего имеет характер вопросов-ответов и может протекать либо в очной форме, либо по телефону. Полученные ответы фиксируются, обрабатываются, обобщаются, соотносятся с результатами других аналогичных интервью.

    Беседа-интервью может быть записана на магнитофон. Сама же запись может использоваться по-разному, в зависимости от исследовательских установок интервьюера. Так, например, в 1959 г американец Трумэн Капоте издал книгу, которая была создана на основе магнитофонных записей его бесед с двумя молодыми осужденными преступниками. Спустя некоторое время вышел ее русский перевод (Обыкновенное убийство. - М., 1965).

    Анкетирование отличается от интервьюирования тем, что может быть не только индивидуальным, но и групповым Кроме того, оно предполагает наличие у социолога заранее составленного вопросника-анкеты. Ею достоинство заключается в том, что оно позволяет одновременно опрашивать большое число людей. Еще одно явное преимущество анкетирования состоит в том, что оно может быть не только именным, но и анонимным. Этот второй вариант для социологов часто оказывается предпочтительнее первого, поскольку позволяет респондентам давать искренние ответы на вопросы, именуемые на обыденном языке "щекотливыми".

    Тестирование - методика усложненного анкетирования. Специалисты составляют вопросник особого рода (тест), где содержится значительное число разнородных вопросов. Цель теста состоит в том, чтобы заставить респондента "выговориться" или "проговориться", то есть дать ответы на те вопросы, на которые он не стал бы отвечать при обычном интервьюировании или анкетировании. Одновременно тесты дают возможность выявить бессознательные установки индивидов, скрытые даже от их собственного понимания.

    Данная методика важна при исследовании мотивационной сферы индивидуального правосознания. Она имеет большие перспективы в криминологических исследованиях. 4. Социологический эксперимент.

    Для подтверждения своей гипотезы, для опровержения противоречащих ей предположений социологи могут смоделировать необходимую им социально-правовую ситуацию. Модель такого рода может быть либо вполне реальной, то есть ситуативно-эмпирической, либо мысленной, воображаемой.

    Правовые отношения - это сфера, к которой индивиды относятся весьма болезненно и на все проявлении которой реагируют крайне остро. Полому ставить на ее "территории" какие-либо реальные эксперименты всегда очень затруднительно. Что же касается мысленных экспериментов в области права, то здесь пришла на выручку социологам культура. Издавна существуют талантливые драмы, романы, новеллы, созданные гениальными художниками слова, исследующие самые разные аспекты правоотношений, самые сложные структуры индивидуального правового и криминального сознания. Созданные игрой творческого воображения, они есть не что иное, как мысленные эксперименты. И социологи, конечно же, не должны проходить мимо классических и современных художественных произведений с правоведческой и криминологической направленностью. При этом им придется в условиях не ими самими поставленных мысленных экспериментов использовать методику социологического анализа документов, в роли которых в данном случае выступят литературные тексты. 5. Биографический метод.

    Его можно отнести и к анализу документов, но можно считать и самостоятельным методом. Он представляет собой способ изучения биографических данных с целью сбора необходимой информации психологического, социологического, морально-правового характера. Биографический метод позволяет формулировать гипотезы и находить доказательства относительно особенностей отношения конкретной личности или определенной категории индивидов к тем или иным социально-правовым явлениям и процессам, а также строить предположения о характере их правосознания и о типовых особенностях их социально-правового поведения.

    Активное использование биографического метода в современной социально-правовой теории началось в первые десятилетия XX в. и связано с выходом работ У. Хили "Преступник" (1915) и "Душевные конфликты и неправильное поведение" (1917), З.Фрейда "Достоевский и отцеубийство" (1928). Многие западные исследователи, в том числе Ф. Знанецкий, Ч. Кули, Г. Д. Лассуэлл, Д. Г. Мид, У. А. Томас, обращаются при построении своих теоретических гипотез к изучению личных документов, писем, дневников с целью приобретения достоверных сведений о мотивах социального поведения интересующих их людей. Путем анализа семейных отношений, наследственности и преемственности поколений, действий человека в переломных жизненных ситуациях, взаимосвязей с окружающими обнаруживаются не только сознательные, но и бессознательные наклонности, сказавшиеся на особенностях как законопослушного, так и противоправного поведения индивидов.

    Эмпирические данные биографического характера вместе с общей логикой индуктивно-дедуктивных построений позволяют реконструировать сложнейшие мотивационные коллизии внутренней жизни индивидов, оказавшихся в экстраординарных условиях ситуаций самоубийства, совершения преступления, тюремного заключения и т. д.

    Типы социологических исследований

    Вышеперечисленные методы могут использоваться в разных пропорциях, применительно к различному социально-правовому материалу и складываться в каждом отдельном случае в особую модель исследовательской деятельности. Обозначим наиболее существенные из этих моделей. 1. Пилотажное исследование.

    Его суть заключается в том, что оно имеет разведывательный характер и позволяет исследователям апробировать свой инструментарий на малом участке интересующего их проблемного поля. Это своего рода микромодель будущего полномасштабного исследования. Его задача состоит в том, чтобы выявить слабые места задуманной программы, заблаговременно внести в нее необходимые коррективы, уточнить исходные посылки гипотезы, точнее очертить границы исследуемого предмета, четче обозначить проблему и вытекающие из нее задачи. 2. Описательное исследование.

    Данный вид исследования включает всестороннее, по возможности максимально полное описание правового феномена. Выявляются его признаки, структурно-содержательные свойства, функциональные возможности. Исследователи при этом не спешат с конечными оценками, обобщениями и выводами. Их задача - создать для всего этого необходимые эмпирические предпосылки.

    3. Аналитическое исследование.

    Это наиболее сложный и углубленный вариант научного поиска, не ограничивающийся скольжением по феноменальной поверхности социально-правовых реалий. Задача состоит здесь в том, чтобы двинуться от явлений в глубь проблемы, к сущностным параметрам зафиксированных социально-правовых явлений и фактов, к причинам и основаниям их возникновения и к условиям функционирования.

    Результаты аналитических исследований представляют наибольшую научную ценность и практическую значимость. Опираясь на них, заказчики, для которых данная работа проводилась, осуществляют определенные практические шаги по коррекции, реорганизации, совершенствованию конкретных сфер социально-правовой реальности.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Эмпирические методы исследования

    1. Методы вычленения и исследования эмпирического объекта

    К эмпирическим методам исследования относят все те методы, приемы, способы познавательной деятельности, а также формулирования и закрепления знаний, которые являются содержанием практики или непосредственным результатом её. Их можно разделить на две подгруппы: методы вычленения и исследования эмпирического объекта; методы обработки и систематизации полученного эмпирического знания, а также на соответствующие им формы этого знания. Это может быть представлено с помощью списка:

    наблюдение -- способ сбора информации, осуществляемого на основе регистрации и фиксации первичных данных;

    изучение первичной документации - основан на исследовании документированной информации, непосредственно зафиксированной ранее;

    сравнение - позволяет проводить сравнения исследуемого объекта с аналогом;

    измерение - способ определения фактических численных значений показателей свойств исследуемого объекта посредством соответствующих измерительных единиц, например, ваттами, амперами, рублями, нормо-часами и т.п.;

    нормативный - предусматривает использование совокупности определенных установленных нормативов, сравнение с которыми реальных показателей системы позволяет установить соответствие системы, например, принятой концептуальной модели; нормативы могут: определить состав и содержание функций, трудоемкость их выполнения, численность персонала, тип и др. выступать в качестве нормативов определяющих норм (например, затрат материальных, финансовых и трудовых ресурсов, управляемости, числа допустимых уровней управления, трудоемкости выполнения функций) и укрупненных величин, определяемых в виде отношения к какому-либо комплексному показателю (например, норматив оборачиваемости оборотных средств; все нормы и нормативы должны охватывать всю систему в целом, быть научно обоснованными, иметь прогрессивный и перспективный характер);

    эксперимент -- основан на исследовании изучаемого объекта в искусственно созданных для него условиях.

    При рассмотрении этих методов следует учитывать, что в списке они расположены по степени нарастания активности исследователя. Разумеется, наблюдение и измерение входят во все виды экспериментов, но должны быть также рассмотрены как самостоятельные методы, широко представленные во всех науках.

    2. Наблюдение эмпирического научного познания

    Наблюдение является первичным и элементарным познавательным процессом на эмпирическом уровне научного познания. Как научное наблюдение оно состоит в целенаправленном, организованном, систематическом восприятии предметов и явлений внешнего мира. Особенности научного наблюдения:

    Опирается на развитую теорию или отдельные теоретические положения;

    Служит решению определенной теоретической задачи, постановке новых проблем, выдвижению новых или проверке существующих гипотез;

    Имеет обоснованный планомерный и организованный характер;

    Является систематичным, исключающим ошибки случайного происхождения;

    Использует специальные средства наблюдения - микроскопы, телескопы, фотоаппараты и т. п., существенно расширяя тем самым область и возможности наблюдения.

    Теория или принятая гипотеза позволяет проводить целенаправленное наблюдение и обнаруживать то, что без теоретических ориентиров остается незамеченным. Однако следует помнить, что исследователь, «вооруженный» теорией или гипотезой, будет достаточно тенденциозным, что, с одной стороны, делает поиск более эффективным, но с другой - может отсеять все противоречивые явления, не укладывающиеся в данную гипотезу. В истории методологии данное обстоятельство породило эмпирический подход, в котором исследователь стремился полностью освободиться от какой-либо гипотезы (теории), с тем чтобы гарантировать чистоту наблюдения и опыта.

    В наблюдении активность субъекта еще не направлена на преобразование предмета изучения. Объект остается недоступным целенаправленному изменению и изучению или сознательно ограждается от возможных воздействий с целью сохранения его - естественного состояния, и это главное преимущество метода наблюдения. Наблюдение, особенно с включением измерения, может натолкнуть исследователя на предположение о необходимой и закономерной связи, однако само по себе оно совершенно недостаточно для утверждения и доказательства такой связи. Привлечение приборов и инструментов неограниченно расширяет возможности наблюдения, но не преодолевает некоторых других недостатков. В наблюдении сохраняется зависимость наблюдателя от изучаемого процесса или явления. Наблюдатель не может, оставаясь в границах наблюдения, изменять объект, управлять им и осуществлять строгий контроль над ним, и в этом смысле его активность в наблюдении носит относительный характер. Вместе с тем в процессе подготовки наблюдения и в ходе его осуществления ученый, как правило, прибегает к организационным и практическим операциям с объектом, что сближает наблюдение с экспериментом. Очевидно и другое - наблюдение представляет собой необходимую составляющую всякого эксперимента, и тогда его задачи и функции определяются в этом контексте.

    3. Получение информации эмпирическим методом эмпирический объект исследование информация

    Приемы получения количественной информации представлены двумя видами операций - счетом и измерением в соответствии с объективными различиями между дискретным и непрерывным. Как метод получения точной количественной информации в операции счета определяются числовые параметры, состоящие из дискретных элементов, при этом устанавливается однозначное соответствие между элементами множества, составляющего группу, и числовыми знаками, с помощью которых ведется счет. Сами числа отражают объективно существующие количественные отношения.

    Следует осознавать, что числовые формы и знаки выполняют как в научном, так и обыденном знании самые различные функции, из которых не все связаны с измерением:

    Являются средствами наименования, своеобразными ярлыками или удобными идентифицирующими метками;

    Являются орудием счета;

    Выступают в качестве знака для обозначения определенного места в упорядоченной системе степеней некоторого свойства;

    Являются средством установления равенства интервалов или разностей;

    Являются знаками, выражающими количественные отношения между качествами, т. е. средствами выражения величин.

    Рассматривая различные шкалы, основанные на использовании чисел, необходимо различать эти функции, которые попеременно выполняются то особой знаковой формой чисел, то числами, выступающими в качестве смысловых значений соответствующих числовых форм. С этой точки зрения очевидно, что шкалы наименований, примерами которых является нумерация спортсменов в командах, автомобилей в Госавтоинспекции, автобусных и трамвайных маршрутов и т. п., не являются ни измерением, ни даже инвентаризацией, поскольку здесь числовые формы выполняют функцию наименования, а не счета.

    Серьезной проблемой остается метод измерения в социальных и гуманитарных науках. Это прежде всего трудности сбора количественной информации о многих социальных, социально-психологических явлениях, для которых во многих случаях отсутствуют объективные, инструментальные средства измерения. Затруднительны также способы выделения дискретных элементов и сам объективный анализ не только в силу особенностей объекта, но и из-за вмешательства в ненаучных ценностных факторов - предрассудков обыденного сознания, религиозного мировоззрения, идеологических или корпоративных запретов и др.. Известно, что многие так называемые оценки, например знаний учащихся, выступлений участников соревнований и конкурсов даже самого высокого уровня, часто зависят от квалификации, честности, корпоративности и иных субъективных качеств педагогов, судей, членов жюри. По-видимому, такого рода оценивание не может быть названо измерением в точном смысле слова, которое предполагает, как определяет наука об измерениях - метрология, сравнение путем физической (технической) процедуры данной величины с тем или иным значением принятого эталона - единицы измерения и получение точного количественного результата.

    4. Эксперимент - базовый метод науки

    И наблюдение, и измерение включены в такой сложный базовый метод науки, как эксперимент. В отличие от наблюдения эксперимент характеризуется вмешательством исследователя в положение изучаемых объектов, активным воздействием на предмет исследования различных приборов и экспериментальных средств. Эксперимент представляет собой одну из форм практики, где сочетается взаимодействие объектов по естественным законам и искусственно организованное человеком действие. Как метод эмпирического исследования этот метод предполагает и позволяет осуществлять в соответствии с решаемой проблемой следующие операции:

    Конструктивизацию объекта;

    Вычленение объекта или предмета исследования, его изоляцию от влияния побочных и затемняющих сущность явлений, изучение в относительно чистом виде;

    Эмпирическую интерпретацию исходных теоретических понятий и положений, выбор или создание экспериментальных средств;

    Целенаправленное воздействие на объект: планомерное изменение, варьирование, комбинирование различных условий в целях получения искомого результата;

    Многократное воспроизведение хода процесса, фиксацию данных в протоколах наблюдений, их обработку и перенос на другие объекты класса, не подвергнутые исследованию.

    Эксперимент проводится не стихийно, не наудачу, а для решения определенных научных проблем и познавательных задач, продиктованных состоянием теории. Он необходим как основное средство накопления в изучении фактов, составляющих эмпирический базис всякой теории, является, как и вся практика в целом, объективным критерием относительной истинности теоретических положений и гипотез.

    Предметная структура эксперимента позволяет вычленить следующие три элемента: познающий субъект (экспериментатор), средства эксперимента, объект экспериментального исследования.

    На этой основе можно дать разветвленную классификацию экспериментов. В зависимости от качественного различия объектов исследования можно различать физический, технический, биологический, психологический, социологический и др. Характер и разнообразие средств и условий эксперимента позволяют вычленить прямой (натуральный) и модельный, полевой и лабораторный эксперименты. Если принять во внимание цели экспериментатора, то различаются поисковые, измерительные и проверочные виды экспериментов. Наконец, в зависимости от характера стратегии можно различать эксперименты, осуществляемые методом проб и ошибок, эксперименты на основе замкнутого алгоритма (например, исследование Галилеем падения тел), эксперимент с помощью метода «черного ящика», «шаговой стратегии» и др.

    Возрастающее значение вероятностно-статистических представлений и принципов в реальной практике современной науки, а также признание не только объективной определенности, но и объективной неопределенности и понимание в связи с этим детерминации как относительной неопределенности (или как ограничения неопределенности) привело к новому представлению о структуре и принципах эксперимента. Выработка новой стратегии эксперимента непосредственно вызвана переходом от изучения хорошо организованных систем, в которых можно было выделить явления, зависящие от небольшого числа переменных, к изучению так называемых диффузных или плохо организованных систем. В этих системах нельзя четко выделить отдельные явления и разграничить действие переменных различной физической природы. Это и потребовало более широко применять методы статистики, по сути дела, внесло «концепцию случая» в эксперимент. Программу эксперимента стали создавать так, чтобы предельно разнообразить многочисленные факторы и учесть их статистически.

    Таким образом, эксперимент из однофакторного, жестко детерминированного, воспроизводящего однозначные связи и отношения, превратился в метод, учитывающий многие факторы сложной (диффузной) системы и воспроизводящий одно- и многозначные отношения, т. е. эксперимент приобрел вероятностно-детерминированный характер. Кроме того, сама стратегия эксперимента также часто не является жестко детерминированной и может меняться в зависимости от результатов на каждом этапе.

    Материальные модели отражают соответствующие объекты в трех формах сходства: физического подобия, аналогии и изоморфизма как взаимно однозначного соответствия структур. Модельный эксперимент имеет дело с материальной моделью, которая одновременно является как объектом изучения, так и экспериментальным средством. С введением модели структура эксперимента существенно усложняется. Теперь исследователь и прибор взаимодействуют не с самим объектом, а лишь с замещающей его моделью, вследствие чего существенно усложняется операционная структура эксперимента. Усиливается роль теоретической стороны исследования, поскольку необходимо обосновать отношение подобия между моделью и объектом и возможность экстраполировать на этот объект полученные данные. Рассмотрим, в чем состоят суть метода экстраполяции и его особенности в моделировании.

    Экстраполяция как процедура переноса знаний с одной предметной области на другую - не наблюдаемую и неизученную - на основании некоторого выявленного отношения между ними относится к числу операций, обладающих функцией оптимизации процесса познания.

    В научном исследовании используются индуктивные экстраполяции, в которых закономерность, установленная для одного вида объектов, переносится с определенными уточнениями на другие объекты. Так, установив, например, для какого-то газа свойство сжатия и выразив его в виде количественного закона, можно экстраполировать это на другие, неисследованные газы с учетом их коэффициента сжатия. В точном естествознании также применяется экстраполяция, например при распространении уравнения, описывающего некоторый закон, на неизученную область (математическая гипотеза), при этом предполагается возможное изменение формы этого уравнения. В целом в опытных науках под экстраполяцией понимается распространение:

    Качественных характеристик с одной предметной области на другую, с прошлого и настоящего на будущее;

    Количественных характеристик одной области предметов на другую, одного агрегата на другой на основе специально разрабатываемых для этой цели методов;

    Некоторого уравнения на иные предметные области в пределах одной науки или даже на иные области знания, что связано с их некоторой модификацией и (или) с переистолкованием смысла входящих в них компонентов.

    Процедура переноса знаний, будучи лишь относительно самостоятельной, органически входит в такие методы, как индукция, аналогия, моделирование, математическая гипотеза, статистические методы и многие другие. В случае моделирования экстраполяция входит в операционную структуру этого вида эксперимента, состоящего из следующих операций и процедур:

    Теоретическое обоснование будущей модели, ее сходства с объектом, т. е. операции, обеспечивающей переход от объекта к модели;

    Построение модели на основе критериев подобия и цели исследования;

    Экспериментальное исследование модели;

    Операция перехода от модели к объекту, т. е. экстраполяция результатов, полученных при исследовании модели, на объект.

    Теория подобия формулирует условия, при которых обеспечивается правомерность перехода от высказываний о модели к высказываниям об объекте как в том случае, когда модель и объект принадлежат к одной и той же форме движения (физическое подобие), так и в том случае, когда они принадлежат к различным формам движения материи (физическая аналогия). Такими условиями являются выясненные и соблюдаемые при моделировании критерии подобия. Так, например, при гидравлическом моделировании, в основе которого лежат механические законы подобия, обязательно соблюдаются геометрическое, кинематическое и динамическое подобия. Геометрическое подобие предполагает постоянное соотношение между соответствующими линейными размерами объекта и модели, их площадями и объемами; кинематическое подобие основано на постоянном соотношении скоростей, ускорений и промежутков времени, в течение которых сходные частицы описывают геометрически подобные траектории; наконец, модель и объект будут динамически подобны, если отношения масс и сил будут постоянны. Можно предположить, что соблюдение указанных соотношений обусловливает получение достоверных знаний при экстраполяции данных модели на объект.

    Рассмотренные эмпирические методы познания дают фактуальное знание о мире или факты, в которых фиксируются конкретные, непосредственные проявления действительности. Термин факт неоднозначен. Он может употребляться как в значении некоторого события, фрагмента действительности, так и в значении особого рода эмпирических высказываний - фактофиксирующих предложений, содержанием которых он является. В отличие от фактов действительности, которые существуют независимо от того, что о них думают люди, и поэтому не являются ни истинными, ни ложными, факты в форме предложений допускают истинностную оценку. Они должны быть эмпирически истинными, т. е. их истинность устанавливается опытным, практическим путем.

    Не всякое эмпирическое высказывание получает статус научного факта, а точнее, предложения, фиксирующего научный факт. Если высказывания описывают лишь единичные наблюдения, случайную эмпирическую ситуацию, то они образуют некоторый набор данных, которые не обладают необходимой степенью общности. В естественных науках и в ряде социальных, например: экономике, демографии, социологии, как правило, имеет место статистическая обработка некоторого множества данных, позволяющая снять содержащиеся в них случайные элементы и вместо множества высказываний о данных получить высказывание-резюме об этих данных, которое и приобретает статус научного факта.

    5. Научные факты эмпирического исследования

    Как знание научные факты отличаются высокой степенью (вероятностью) истинности, поскольку в них фиксируется «непосредственно данное», описывается (а не объясняется или интерпретируется) непосредственно сам фрагмент действительности. Факт дискретен, а следовательно, до известной степени локализован во времени и пространстве, что придает ему определенную точность, и тем более потому, что он - очищенное от случайностей статистическое резюме эмпирических данных или знание, отражающее типичное, существенное в объекте. Но научный факт одновременно и относительно истинное знание, он не абсолютен, но релятивен, т. е. способен к дальнейшему уточнению, изменению, поскольку «непосредственно данное» включает элементы субъективного; описание никогда не может быть исчерпывающим; изменяются и сам объект, описываемый в факте-знании, и язык, на котором осуществляется описание. Будучи дискретным, научный факт вместе с тем включен в изменяющуюся систему знания, исторически изменяется и само представление о том, что есть научный факт.

    Поскольку в структуру научного факта входит не только та информация, которая зависит от чувственного познания, но и ее рациональные основания, то встает вопрос о роли и формах этих рациональных компонент. Среди них логические структуры, понятийный аппарат, в том числе математический, а также философско-методологические и теоретические принципы и предпосылки. Особо важную роль играют теоретические предпосылки получения, описания и объяснения (интерпретации) факта. Без таких предпосылок часто нельзя даже обнаружить те или иные факты, а тем более понять их. Наиболее известные из истории науки примеры - это обнаружение астрономом И. Галле планеты Нептун по предварительным расчетам и предсказаниям У. Леверье; открытие химических элементов, предсказанных Д. И. Менделеевым в связи с созданием им периодической системы; обнаружение позитрона, теоретически рассчитанного П. Дираком, нейтрино, предсказанного В. Паули.

    Так, один из наиболее фундаментальных астрофизических фактов расширения Метагалактики был установлен в качестве статистического резюме многочисленных наблюдений явления «красного смещения» в спектрах удаленных галактик, проводившихся с 1914 г., а также интерпретации этих наблюдений как обусловленных эффектом Доплера. Определенные теоретические знания из физики для этого, разумеется, были привлечены, но включение этого факта в систему знания о Вселенной произошло независимо от разработки теории, в рамках которой он был понят и объяснен, т. е. теории расширяющейся Вселенной, тем более что она появилась много лет спустя после первых публикаций об открытии красного смещения в спектрах спиральных туманностей. Теория А. А. Фридмана помогла правильно оценить этот факт, который вошел в эмпирические знания о Вселенной до и независимо от нее. Это говорит об относительной самостоятельности и ценности эмпирического базиса научно-познавательной деятельности, «на равных» взаимодействующего с теоретическим уровнем познания.

    6. Методы, предполагающие работу с полученной эмпирической информацией

    До сих пор речь шла об эмпирических методах, которые направлены на вычленение и исследование реальных объектов. Рассмотрим вторую группу методов этого уровня, предполагающих работу с полученной эмпирической информацией - научными фактами, которые необходимо обработать, систематизировать, осуществить первичное обобщение и т. д.

    Эти методы необходимы, когда исследователь работает в слое имеющегося, полученного знания, уже не обращаясь непосредственно к событиям действительности, упорядочивая полученные данные, стремясь обнаружить закономерные отношения - эмпирические законы, высказать предположения об их существовании. По своей природе это во многом «чисто логические» методы, разворачивающиеся по законам, принятым, прежде всего, в логике, но вместе с тем включенные в контекст эмпирического уровня научного исследования с задачей упорядочивая актуального знания. На уровне обыденных упрощенных представлений этот этап первоначального преимущественно индуктивного обобщения знания часто интерпретируется как сам механизм получения теории, в чем просматривается влияние широко распространенной в прошлых веках «всеиндуктивистской» концепции познания.

    Изучение научных фактов начинается с их анализа. Под анализом имеется в виду метод исследования, состоящий в мысленном расчленении (разложении) целого или вообще сложного явления на его составные, более простые элементарные части и выделении отдельных сторон, свойств, связей. Но анализ не является конечной целью научного исследования, которое стремится воспроизвести целое, понять его внутреннюю структуру, характер его функционирования, законы его развития. Эта цель достигается последующим теоретическим и практическим синтезом.

    Синтез - это метод исследования, состоящий в соединении, воспроизведении связей проанализированных частей, элементов, сторон, компонентов сложного явления и постижении целого в его единстве. Анализ и синтез имеют свои объективные основы в строении и закономерностях самого материального мира. В объективной действительности существуют целое и его части, единство и различия, непрерывность и дискретность, постоянно происходящие процессы распада и соединения, разрушения и создания. Во всех науках осуществляется аналитико-синтетическая деятельность, при этом в естествознании она может осуществляться не только мысленно, но и практически.

    Сам переход от анализа фактов к теоретическому синтезу осуществляется с помощью методов, которые, дополняя друг друга и сочетаясь, составляют содержание этого сложного процесса. Одним из таких методов является индукция, которая в узком смысле традиционно понимается как метод перехода от знания отдельных фактов к знанию общего, к эмпирическому обобщению и установлению общего положения, переходящего в закон или другую существенную связь. Слабость индукции - в недостаточной обоснованности такого перехода.

    Перечисление фактов не может быть никогда практически завершено, и мы не уверены в том, что следующий факт не будет противоречащим. Поэтому знание, полученное с помощью индукции, всегда вероятностное. Кроме того, в посылках индуктивного заключения не содержится знания о том, насколько обобщаемые признаки, свойства являются существенными. С помощью индукции перечисления можно получить знание не достоверное, а только вероятное. Существует также ряд других методов обобщения эмпирического материала, с помощью которых, как и в популярной индукции, получаемое знание носит вероятный характер. К числу таких методов относятся метод аналогий, статистические методы, метод модельной экстраполяции. Они различаются между собой степенью обоснованности перехода от фактов к обобщениям. Все эти методы объединяются часто под общим названием индуктивных, и тогда термин индукция употребляется в широком смысле.

    эмпирический научный познание

    Размещено на Allbest.ru

    ...

    Подобные документы

      Основные методы вычленения и исследования эмпирического объекта. Наблюдение эмпирического научного познания. Приемы получения количественной информации. Методы, предполагающие работу с полученной информацией. Научные факты эмпирического исследования.

      реферат , добавлен 12.03.2011

      Классификация методов научного познания. Наблюдение как чувственное отражение предметов и явлений внешнего мира. Эксперимент - метод эмпирического познания по сравнению с наблюдением. Измерение, явление с помощью специальных технических устройств.

      реферат , добавлен 26.07.2010

      Эмпирическая, теоретическая и производственно-техническая формы научного познания. Применение особенных методов (наблюдение, измерение, сравнение, эксперимент, анализ, синтез, индукция, дедукция, гипотеза) и частных научных методов в естествознании.

      реферат , добавлен 13.03.2011

      Аэрокосмические методы исследования - вариант дистанционных методов исследования в зоологии. Миграции животных как форма освоения окружающего пространства. Особенности использования спутниковой системы Argos для наблюдения за перемещениями животных.

      реферат , добавлен 31.05.2013

      Сущность процесса естественнонаучного познания. Особые формы (стороны) научного познания: эмпирическая, теоретическая и производственно–техническая. Роль научного эксперимента и математического аппарата исследования в системе современного естествознания.

      доклад , добавлен 11.02.2011

      Наука - это способ познания мира, основанный на эмпирической проверке или математическом доказательстве. Характерные черты науки. Общие и частные методы и формы научного познания. Антинаучные тенденции в развитии науки и современные картины мира.

      реферат , добавлен 12.07.2008

      Общие, частные и особенные методы естественнонаучного познания и их классификация. Особенности абсолютной и относительной истины. Особые формы (стороны) научного познания: эмпирическая и теоретическая. Типы научного моделирования. Новости научного мира.

      контрольная работа , добавлен 23.10.2011

      Теория в широком смысле слова. Представления о теоретическом уровне научного познания. Формальные и содержательные теории в науке. Применение математических моделей. Атомизм как основная идея физики и химии. Два главных метода построения научной теории.

      реферат , добавлен 27.12.2016

      Методология естествознания как система познавательной деятельности человека. Основные методы научного изучения. Общенаучные подходы как методологические принципы познания целостных объектов. Современные тенденции развития естественно-научного изучения.

      реферат , добавлен 05.06.2008

      Специфика и уровни научного познания. Творческая деятельность и развитие человека, взаимосвязь и взаимовлияние. Подходы к научному познанию: эмпирический и теоретический. Формы данного процесса и их значение, исследование: теория, проблема и гипотеза.

    Методы теоретического исследования

    МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИя

    Методы изыскания определяются исходной концепцией исследователя, его представлениями о сущности и структуре изучаемого объекта, явления и процесса, общей методологической ориентации, целей и задач конкретного исследования.

    Любой метод имеет ограничения применения , достоинства и недостатки. Поэтому при проведении исследований необходимо помнить, что выбор методов изысканий тесно связан с:

    Тем, как поставлен вопрос исследования, какова основная его идея и как сформулирована гипотеза;

    Учетом реальных условий их применения на практике;

    Отдачей предпочтений тем методам, которые с педагогической точки зрения безупречны;

    Учетом уровня подготовки исследователя в области методологии и методики проведения изыскания.

    Методы научного познания делятся на: а) общие ; б) специальные.

    Специальные методы не бывают произвольными, так как определяются характером исследуемого объекта. Общие методы научного познания используются на всем протяжении изыскательского процесса и в самых различных науках. Общие методы делятся на три большие группы :

    Методы теоретических исследований;

    Методы эмпирических исследований;

    Статистические методы и средства формализации в исследовании.

    Из методов теоретического изыскания широко используется метод восхождения от абстрактного к конкретному. Данный метод представляет собой процесс познания, согласно которому мышление восходит от конкретного в действительности к абстрактному в мышлении и от него - конкретному в мышлении. Согласно этому методу процесс познания как бы разбивается на два относительно самостоятельные этапа.

    На первом этапе происходит переход от чувственно-кон­крет­ного, от конкретного в действительности к его абстрактным определениям. Единый объект расчленяется, описывается при помощи множества понятий и суждений.

    Второй этап процесса познания и есть восхождение от абстрактного к конкретному. Суть его состоит в движении мысли от абстрактных определений объекта, т.е. от абстрактного в познании к конкретному в познании. На этом этапе как бы восстанавливается исходная целостность объекта, он воспроизводится во всей своей многогранности - но уже в мышлении. Оба эти этапа познания теснейшим образом взаимосвязаны.

    При проведении эмпирических исследований применяются различные методы сбора информации. Для их выбора на каждом этапе исследования необходимо знать общие и конкретные возможности каждого метода, его место в системе исследовательских процедур.

    Методы исследования делятся на две группы: основные (наблюдение и эксперимент) и вспомогательные (сбор материалов исследования и обработка полученных данных). Система методов представлена на рис. 17.



    Наблюдение - наиболее распространенный метод, с помощью которого изучаются педагогические явления и процессы в разных естественных условиях без вмешательства в их течение путем прямой и непосредственной регистрации исследователем событий и условий, в которых они имеют место. Наблюдение как средство познания дает первичную информацию о мире. Оно целенаправленно и обычно структурировано жесткой программой (формализованное наблюдение ) или планом (неформализованное). Оно проводится «скрытно» или же при таком присутствии наблюдающего, когда цели исследования замаскированы.Наблюдения бывают: полевые (в естественных условиях); лабораторные , используемые чаще всего в психологических и социально-психологических изысканиях; систематические по заранее разработанному плану. Изучение объекта в течение определенного времени: несистематические; кратковременные . Проводятся на стадии разведки для формулировки гипотез предстоящего исследования.

    Рис. 17. Методы исследования в педагогике

    Кроме того, наблюдение бывает: а) житейское. Ограничивается регистрацией фактов, носит случайный характер; б) научно-организованное. Предполагает гипотезу, цель, план, регистрацию, обработку результатов. Для любого наблюдения, в зависимости от того, знают наблюдаемые о нем или нет, характерны следующие типы взаимодействия: включенное наблюдение - наблюдаемые знают о присутствии исследователя в группе; включенное наблюдение - наблюдаемые не знают о нем; невключенное наблюдение - наблюдаемые знают о нем; невключенное наблюдение - наблюдаемые не знают о нем.

    Педагогическое наблюдение должно удовлетворять требованиям , важнейшими из которых являются: проводится с заранее четко поставленной целью; осуществляется по заранее продуманному и написанному плану; количество исследуемых признаков должно быть минимальными, и они должны быть точно определены; наблюдатель должен тщательно предусмотреть возможности появления ошибок наблюдений и по возможности предупреждать их; адекватность наблюдения его условиям типу взаимодействия субъекта и объекта; степень формализации процедуры; репрезентативность информации.

    Этапы подготовки и проведения педагогического наблюдения:

    Выбор объекта, определение цели наблюдения;

    Составление плана наблюдения, подготовка документов, в том числе - бланков протоколов наблюдения, инструкций наблюдателю и оборудования наблюдения (аппаратура);

    Сбор данных наблюдения (записи, протоколы, таблицы и т.д.);

    Обработка и оформление результатов наблюдения;

    Анализ результатов и выводы наблюдения.

    Наблюдения, применяемые в педагогических исследованиях, можно классифицировать по различным признакам (см. рис. 18).

    Главное преимущество наблюдения - непосредственность впечатлений исследователя, активное продуцирование гипотез в ходе наблюдения.

    Недостатки наблюдения заключаются в невозможности гарантировать репрезентативность данных из-за трудностей практического охвата большого количества явлений и в значительной вероятности ошибок в интерпретации событий с точки зрения мотивов побуждений действующих лиц.

    Наблюдение обычно применяют в сочетании с другими способами сбора информации, например, опросов, анкетирования и др. Для примера приведем схему наблюдения за поведением личности (см. табл. 3).

    Рис. 18. Классификация педагогических наблюдений

    Таблица 3

    Схема наблюдения

    Частным случаем наблюдения является эксперимент. Дефиницияэксперимент в литературе трактуется как общий эмпирический метод исследования, в процессе которого явления изучаются в строго контролируемых и управляемых условиях; предполагается активное вмешательство в деятельность испытуемых; создаются наилучшие условия для изучения конкретных педагогических явлений; научно поставленная проверка искусственно вызванного явления проверяется в точно учитываемых условиях, что позволяет следить за его развитием, ходом, управлять им и воссоздавать каждый раз при повторении условий. Эксперимент должен проводиться на большой выборке участвующих в нем лиц. Последнее требование ВАК РФ при Министерстве образования и комитете наук - более 100 человек.

    В ходе эксперимента исследователь сознательно изменяет ход какого-нибудь явления или процесса путем введения в него нового фактора. Новый фактор, вводимый или изменяемый экспериментатором, называется экспериментальным фактором, или независимым переменным. Факторы, изменившиеся под влиянием независимого переменного, называются независимыми переменными.

    Эксперимент позволяет : изучать то или иное явление в «чистом виде»; исследовать свойства объектов действительности в экстремальных условиях; осуществлять многократные эксперименты при изучении того или иного объекта.

    Основной принцип любого эксперимента - изменение в каждой исследовательской процедуре только одного какого-либо фактора при неизменности и контролируемости остальных. Если требуется проверить влияние другого фактора, то проводится следующая исследовательская процедура, где изменяется этот последний фактор, а все другие контролируемые факторы остаются неизменными и т.д. Общая классификация экспериментов приведена на рис. 19.

    Экспериментальное изучение объектов по сравнению с наблюдением имеет следующие преимущества :

    Наблюдение за ходом опыта, измерение нужных параметров, описание явлений или процессов, характеризующих определенные их закономерности;

    Анализ и обобщение полученных результатов;

    Формирование выводов, предложений, оценка теоретического и прикладного значения полученных фактов и аргументов.

    Рис. 19. Виды экспериментов

    Наиболее частыми формами эксперимента являются лабораторный и естественный эксперименты. Лабораторный эксперимент протекает в специально организованных условиях и по инструкции. Он может быть с использованием аппаратуры или без технических средств. Естественный эксперимент происходит в естественных условиях с соблюдением всех требований метода.

    В основном различают три вида эксперимента: констатирующий, формирующий и контролирующий. Констатирующий проводится на первоначальном этапе исследования и используется для получения данных как точки отсчета. Данные этого вида эксперимента применяются для организации следующих видов эксперимента. Формирующий эксперимент означает такое развитие педагогического явления или процесса, в котором целенаправленно развиваются и формируются определенные качества, свойства, знания, умения и навыки. Контролирующий проводится с целью принятия окончательного решения о полезности данного педагогического продукта для использования его в реальном образовательном процессе.

    При проведении эксперимента важно иметь постоянное творческое общение с опытными педагогами-экспериментаторами.

    План эксперимента включает: цель и задачи эксперимента; место и время проведения эксперимента, его объем; характеристику участвующих в эксперименте учащихся, студентов; подготовка участников эксперимента; описание материалов, используемых для эксперимента; описание методики проведения эксперимента и применения частных методов исследования; методику наблюдения, тестирования и т.п. в ходе эксперимента; описание методики обработки результатов эксперимента.

    Количество принимаемых в эксперименте людей (объем выборки), степень достоверности получаемых результатов можно определить с помощью правил математической статистики.

    Метод обобщенных независимых характеристик предполагает выявление и анализ мнений о тех явлениях, полученных от разных людей. Это могут быть эксперты.

    Опрос-метод предполагает ответы испытуемых на конкретные вопросы исследователя. Он бывает письменным (анкетирование, когда вопросы представлены в печатном варианте: опросные листы, анкеты) и устным, когда устанавливается личный контакт с испытуемым. Опрос-метод включает: беседу, анкетирование, интервью.

    Беседа - это метод исследования, который можно рассматривать как:

    1) метод психолого-педагогического изыскания, основанный на получении информации в процессе словесной коммуникации;

    2) вопросно-ответный метод обучения, применяемый педагогом с целью активизации умственной деятельности обучающихся в процессе приобретения новых знаний или повторения и закрепления полученных ранее.

    Анкетирование - метод сбора информации об объективных или субъективных фактах психической деятельности опрашиваемых (респондентов), проводимый по определенному плану. Ответы даются в предусмотренной форме и подлежат дальнейшему анализу. Анкетирование осуществляется с помощью анкеты, которая представляет собой опросный лист для получения каких-либо сведений о том, кто его заполняет и включает в себя список вопросов обследуемому контингенту лиц, ответы на которые служат исходным эмпирическим материалом для социологических исследований.

    Интервью - способ получения социологической и психологической информации с помощью устного опроса при непосредственном контакте с опрашиваемым.

    Тестирование - метод, во время которого испытуемые выполняют определенные действия, выполняют тестовые задания исследователя. Тест (от англ. test - проверка, опыт) представляет собойобъективную и стандартизированную процедуру испытаний, которым подвергается человек, специфический инструмент для оценивания психологических и других качеств личности. Он состоит из ряда заданийили вопросов, которые предлагаются в стандартных условиях и измеряют определенные особенности поведения на основе стандартных способов оценки выполнения теста. В настоящее время используются тесты успешности, тесты развития и др.

    Анализ документов и продуктов деятельности - метод непосредственного изучения педагогического явления по практическим результатам испытуемых, предметам труда, в которых воплощены знания, умения, навыки, способности и пр. Он направлен на получение надежной социальной информации, зафиксированной в документах. Необходимым условием получения достоверной информации с помощью данного метода является проверка надежности документального источника. Все многообразие способов анализа документов условно сводится к двум основным типам: традиционному (качественному, содержательному) анализу; формализованному (количественному) анализу.

    5.3. Статистические методы и средства формализации
    в исследовании

    Данные методы используются для обработки результатов педагогического исследования. К ним можно отнести:

    1. Анализ дисперсий. Предназначен для выявления влияния отдельных независимых друг от друга признаков, традиционно называемых (А, В, С, …), на некоторый наблюдаемый признак (У). Он состоит в выделении и сравнении между собой различных компонент дисперсии признака У.Метод применяется для анализа данных.

    2. Анализ качественный регрессионный - группа методов многомерного анализа данных, позволяющих оценивать влияние нескольких качественных независимых признаков (Х-ов) на зависимый признак У. К таким методам относятся: анализ регрессионный с дихотомическими переменными; множественный классификационный анализ; множественный номинальный анализ.

    3. Анализ кластерный - метод классификации объектов и признаков, описывающих эти объекты. Этот метод называется также таксономия, распознавание образов без педагога. Цель классификации - разделение рассматриваемой совокупности на однородные группы объектов (признаков), близкие между собой по определенному критерию и отличающиеся от объектов в других группах. Классификация признаков осуществляется на основе различных коэффициентов парной корреляции. При группировке объектов эта процедура используется в качестве предварительного этапа для отбора и построения признаков классификации. Важное значение, при использовании этого метода, имеет выбор адекватной меры близости между классифицирующими объектами и алгоритмами классификации. Среди алгоритмов анализа кластерного выделяют следующие основные типы: иерархические алгоритмы; оптимизирующий заданный критерий качества классификации; поиска «сгущения объектов».

    4. Анализ латентно-структурный позволяет по ответу респондентов на некоторое множество вопросов выявить их распределение по некоторому скрытому (латентному) признаку. Этот признак нельзя измерить непосредственно, но использованное исследователем множество вопросов позволяет зафиксировать различные его проявления. Этот метод относится к методу статистического анализа эмпирических данных.

    5. Анализ факторный объединяет группу методов анализа корреляций наблюдаемых признаков. Основное положение анализа факторного заключается в том, что наблюдаемые в исследовании группы тесно коррелированных между собой признаков можно объяснить и количественно описать небольшим числом скрытых факторов. Анализ факторный представляет собой определенный способ группировки признаков. Методами анализа факторного устанавливается число факторов. Методы факторного анализа различаются математической интерпретацией основного предположения и соответственно способами оценки общего числа скрытых факторов.

    Методы, используемые как на эмпирическом
    уровне исследования, так и на теоретическом

    К этой группе методов можно отнести следующие: абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование, обобщение, объяснение, систематизация, классификация и др. Рассмотрим их краткое описание.

    I. Абстрагирование. Сущность метода состоит в мысленном отвлечении от несущественных свойств, связей, отношений, предметов и в одновременном выделении, фиксировании одной или нескольких интересующих исследователя сторон этих предметов. Процесс абстрагирования в системе логического мышления тесно связан с другими методами изыскания и, прежде всего, с анализом и синтезом.

    II. Анализ - метод научного исследования путем разложения предмета на составные части.

    III. Синтез представляет соединение полученных при анализе частей в нечто целое.

    IV. Аргументирование - логический процесс, суть которого состоит в том, что в нем обосновывается истинность нашего суждения (тезис доказательства) с помощью других суждений (т.е. аргументов, доводов). Аргументация достигает цели, когда соблюдаются правила доказательства: тезис доказательства необходимо сформулировать ясно и четко; в ходе доказательства тезис должен оставаться неизменным, т.е. должно доказываться одно и то же положение.

    Основные ошибки в построении тезиса : а) потеря тезиса; б) полная подмена тезиса; в) частичная подмена тезиса.

    К аргументам, чтобы они были убедительными, предъявляются следующие требования:

    1) в качестве аргументов могут выступать такие положения, истинность, которых была доказана или вообще ни у кого не вызывает сомнение, т.е. аргументы должны быть истинными;

    2) аргументы должны быть доказаны независимо от тезиса, т.е. должно соблюдаться правило их автономного обоснования;

    3) аргументы должны быть непротиворечивыми ;

    4) аргументы должны быть достаточны.

    Рассмотрим кратко содержание вышеперечисленных требований.

    1. Требование истинности аргументов определяется тем, что они являются фундаментом, на котором строится всё доказательство. Аргументы должны быть такими, чтобы они ни у кого не вызывали сомнения в их бесспорности или они должны быть доказаны ранее. Нарушение этого требования приводит к двум ошибкам .

    А. «Ложный аргумент », т.е. используется в качестве аргумента несуществующего факта, ссылка на событие, которого не было и т.п.

    Б. «Предвосхищение основания » - это когда истинность аргумента не устанавливается с несомненностью, а только предполагается. В этом случае в качестве аргументов используются недоказанные или произвольно взятые положения.

    2. Требование автономности аргументов означает, что аргументы должны быть доказаны независимо от тезиса. Иначе сам аргумент надо будет доказывать. Поэтому прежде чем доказывать тезис, необходимо проверить аргументы.

    3. Требование непротиворечивости аргументов означает, что они не должны противоречить друг другу.

    4. Требование достаточности аргументов определяется тем, что они в своей совокупности должны быть такими, чтобы из них с необходимостью вытекал доказываемый тезис. Нарушение этого требования часто проявляется в том, что в ходе доказательства используют аргументы, логически не связанные с тезисом и потому не доказывающие его истинность. Здесь встречаются две ошибки : а) недостаточность аргументов, когда отдельными фактами пытаются обосновать очень широкий тезис: обобщение в этом случае всегда будет «слишком поспешным»; б) чрезмерное доказательство. Принцип «чем больше аргументов, тем лучше» не всегда бывает целесообразным. Достоверность аргументов следует понимать не в смысле их количества, а с учетом их весомости и убеждающей силы.

    Очень часто авторы допускают ошибки в способах доказательства, т.е. ошибки в демонстрации. Они связаны с отсутствием логической связи между аргументами и тезисом, т.е. отсутствием связи между тем, чем доказывают, по отношению к тому, что именно доказывают.

    Часто случается, что исследователь приводит многочисленные факты, цитирует солидные документы, ссылается на авторитетные мнения. Создается внешнее впечатление, что его речь достаточно аргументирована, однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что концы с концами не сходятся. Исходные положения - аргументы «не склеиваются» с конечным выводом - тезисом. В общем виде это означает, что отсутствие логической связи между аргументами и тезисом называют ошибкой «мнимого следования».

    Можно назвать формы такого несоответствия:

    Неоправданный логический переход от узкой области к более широкой;

    Переход от говоренного с условием к сказанному - безусловно.

    В научной работе, например в диссертации, очень часто приходится доказывать не истинность, а ложность суждения или неправильность доказательства других исследователей, т.е. делать опровержение их доводов. Опровержение, таким образом, направлено на разрушение доказательства других исследователей путем установления ложности или необоснованности их утверждений.

    Операция опровержения может быть выполнена тремя способами : критикой тезиса; критикой аргументов; критикой демонстрации.

    1. Критика (опровержение) тезиса . Ее цель - показать несостоятельность (ложность или ошибочность) выставленного пропонентом (предлагающий что-либо на обсуждение) тезиса. Опровержение такого тезиса может быть прямым или косвенным. Прямое опровержение строится в форме рассуждения, получившего название «сведение к абсурду ». Аргументация в этом случае протекает в следующем виде: вначале условно допускают истинность выдвинутого пропонентом положения и выводят логически из него следствие .

    2. Критика аргументов . Поскольку операция доказательства - это обоснование тезиса с помощью ранее установленных положений, следует пользоваться аргументами (доводами), истинность которых не вызывает сомнений. Критика аргументов может выражаться в том, что оппонент указывает на неточное изложение фактов, двусмысленность процедуры обобщения статистических данных, выражает сомнения в авторитетности эксперта, на заключение которого ссылается пропонент и т.п.

    3. Критика демонстрации . Показывают, что в рассуждениях пропонента нет логической связи между аргументами и тезисом. Когда тезис не вытекает из аргументов, то он как бы повисает в воздухе и считается необоснованным.

    Как критика аргументов, так и критика демонстрации сами по себе лишь разрушают доказательство . Заявлять о том, что тем самым опровергается и сам тезис противоположной стороны, нельзя. О нем можно лишь сказать, что он требует нового обоснования, так как опирается на неубедительные доводы (аргументы) или доводы (аргументы) не имеют прямого отношения к тезису.

    V. Индукция - вид рациональной (эвристической) оценки (интерпретации) фактов, позволяющих предвидеть или предсказывать явления природы, общественной жизни с некоторой степенью правдоподобия. Роль индукции в практике научного исследования определяется познавательной необходимостью обобщений из опыта: индуктивные обобщения рассматривают как опытные истины или эмпирические законы. Индукции бывают полными и неполными . Полная индукция - выражается схемой дедуктивного вывода. Неполная индукция. В ней число сходных случаев конечно -необозримо или бесконечно.

    VI. Дедукция (выведение) :

    Переход в познании от общего к частному и единичного из общего;

    В логике и методологии науки - процесс логического вывода, представляющий собой переход от посылок к заключениям (следствиям) на основе применения правил логики.

    Дедуктивные умозаключения используются в процессе объяснения, а также в ходе обоснования, выдвигаемых гипотез. Методы дедукции изучаются логикой, теорией познания, методологией и психологией. Дедукция связана с анализом - раскрытием компонентов посылок дедуктивного, содержательного вывода, а также с синтезом и индукцией.

    VII. Метод моделирования - замещение реального объекта для изучения возможного протекания процесса и явления, решения задач и др. Моделирование - метод изыскания объектов на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений и конструируемых объектов для определения либо улучшения их характеристик, рационализации способов их построения, управления ими и т.п. В этом методе широко используются современные средства информатизации.

    Формы моделирования разнообразны и зависят от применяемых моделей и сферы использования моделирования. По характеру моделей (мера, образец, норма) выделяют предметные и знаковые (информационные) моделирования. Предметным называют моделирование, в ходе которого исследование ведется на модели, воспроизводящей определенные геометрические, физические, динамические либо функциональные характеристики объекта моделирования - оригинала. При знаковом моделировании моделями служат схемы, чертежи, формулы, предложения в некотором алфавите.

    Моделирование всегда применяется вместе с другими общенаучными и специальными методами изыскания. Особенно тесно связано с экспериментом. Моделирование необходимо предполагает использование процедур абстрагирования и идеализации.

    VIII. Обобщение - это такой синтез знаний, когда исключают из понятия изучаемого объекта менее общие признаки и заменяют их более общими. Обобщение - это переход от: отдельных фактов, событий к отождествлению их в мыслях (индуктивное обобщение); одного понятия, суждения (одной мысли) и т.д. к другому более общему понятию (другой более общей мысли) и т.д.

    IX. Классификация - процесс мысленного разделения и последующего объединения объектов по каким-либо основаниям.

    X. Систематизация - процесс мысленного разделения и последующего объединения групп и классов на основе общности признаков.

    XI. Объяснение - форма логического умозаключения при анализе и обобщении фактов. Оно является одной из основных и важнейших функций науки. Научное объяснение представляет освещение связей между предметами, явлениями, фактами реального мира, чтобы, раскрывая такие связи, выяснять законы, которым они подчиняются, или определять причинные отношения изучаемых объектов. Количественная характеристика фактов помогает усиливать доказательность аргументов объяснения.

    В логике различают несколько видов научного объяснения : причинное, когда логическое выведение или дедукция, строится на основе установленных причин, которые породили объясняемые явления; объяснение единичных фактов с помощью тех законов, которым они подчиняются; объяснение законов, когда закономерности (соответствие, отвечающее законам), подлежащие выявлению, стремятся подвести под общий закон или группу законов, чтобы показать, что они служат частным случаем общих законов.

    XII. Сравнение - один из наиболее распространенных методов познания; слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому, одной ситуации - другой. Сравнить - установить черты сходства или различия, сопоставить . В результате сравнения выявляется то общее, что присуще двум или нескольким объектам, а это, как известно - ступень на пути к познанию закономерностей и законов. Для того, чтобы сравнение было плодотворным , оно должно удовлетворять следующим требованиям:

    1. Сравниваться должны лишь такие явления и процессы, между которыми может существовать определенная объективная общность.

    2. Для познания объектов их сравнение должно осуществляться по наиболее важным, существенным (в плане познавательной задачи) признакам.

    Для исследования сложных объектов применяется исторический метод. Он используется только там, где так или иначе предметом изыскания становится история объекта.

    ХIII. Измерение - более точное познавательное средство; процедура определения численного значения некоторой величины посредством единицы измерения. Ценность измерения в том, что оно дает точные количественно определенные сведения об окружающей действительности. Важнейшим показателем качества измерения, его научной ценности является точность. Она зависит от усердия ученого, от применяемых им методов и от используемых измерительных приборов.

    ХIV. Описание - анализ результатов научного исследования. Оно может быть в виде научного отчета (краткого и полного), справки и т.д. Описание выполняется после проведенного исследования. В нем фиксируются основные результаты изыскания.

    Вопросы для самопроверки

    1. Какие факторы влияют на выбор методов исследования?

    2. Назовите классификацию общих методов исследования.

    3. Методы теоретического исследования, их характеристика.

    4. Методы эмпирического исследования, их классификация.

    5. Назовите основные характеристик наблюдения и его и классификацию.

    6. Какие Вы знаете важнейшие требования к наблюдению?

    7. Назовите основные характеристики эксперимента и его классификацию.

    8. Какие этапы включает в себя план эксперимента?

    9. Дайте характеристику опрос-метода исследования.

    10. Назовите виды статистических методов и дайте их краткую характеристику.

    11. Назовите методы, используемые как на эмпирическом уровне, так и на теоретическом.

    ТЕМА 6. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ЭТАПОВ

    Используются различные методы. Эмпирическое исследование - это отдельная группа методов, включающая в себя опосредованный или непосредственный сбор данных, получаемых в ходе изучения какого-либо явления. К другим методам относятся организационные, интерпретационные и методы обработки данных. Также следует отметить, что научное эмпирическое исследование важно отличать от теоретического.

    Различия между эмпирическим и теоретическим исследованием

    Дословно "эмпирический" означает "получаемый опытным путем", то есть эмпирическое исследование - полученных в ходе изучения объекта конкретных данных. Таким образом, в эмпирическом исследовании происходит непосредственный контакт исследователя с изучаемым объектом. Теоретическое исследование происходит, грубо говоря, на мысленном уровне. В качестве основных эмпирическое познание использует в основном эксперимент и наблюдение за реальными объектами (непосредственное воздействие или наблюдение изучаемых явлений). Эмпирическое исследование - это, в первую очередь, максимальное исключение воздействия субъективных компонентов на результат познания. Теоретическое познание в этом плане характеризуется большей субъективностью, оперированием идеальными образами и объектами.

    Структура эмпирического метода познания

    В состав эмпирического научного исследования входят методы изучения (наблюдение и эксперименты); результаты, получаемые посредством данных методов (фактические данные); различные процедуры перевода полученных результатов («сырых данных») в закономерности, зависимости, факты. эмпирическое исследование - это не просто проведение эксперимента; это сложный в ходе которого подтверждаются или опровергаются научные гипотезы, выявляются новые закономерности и т. п.

    Этапы эмпирического исследования

    Эмпирическое исследование, как и любой другой метод состоит из нескольких шагов, каждый из которых важен для получения объективных данных. Перечислим основные этапы эмпирического исследования. После того как была поставлена цель, сформулированы задачи исследования, выдвинута гипотеза, исследователь переходит непосредственно к процессу добывания фактов. Это первый этап эмпирического исследования, когда данные наблюдения или эксперимента фиксируются в процессе работы. На данном этапе полученные результаты строго оцениваются; экспериментатор старается сделать данные максимально объективными, очищая их от побочных эффектов.

    На втором этапе эмпирического исследования проводится обработка полученных в ходе первого этапа результатов. На данной стадии результаты проходят первичную обработку с целью нахождения различных закономерностей, связей. Здесь данные классифицируют, относят к различным типам, описывают полученные результаты при помощи специальной научной терминологии. Таким образом, эмпирическое исследование какого-либо явления или объекта чрезвычайно информативно. В ходе такого познания реальности можно вывести важные закономерности, составить определенную классификацию, выявить очевидные связи между объектами.