Феодальное государство и право японии. Особенности государственно-правового развития японии в средние века Право феодальной японии

Эпоха средневековья (феодализма) -- это более чем тысячелетний период в истории общества, государства и права.

В средние века появились многие новые государства, в том числе и Япония. Время между III и VII вв. н. э. можно рассматривать как один из важнейших рубежей во всемирной истории, как начало средневековья.

Образование раннефеодального государства в Японии следует отнести ко второй половине IV в. В это время произошли изменения в отношениях между главами племенного союза -- царями Ямато (на острове Хонсю) и вождями других племенных групп, которые стали представителями центральной власти. Произошли изменения и в крестьянской общине, которая стала податной: крестьяне были обязаны платить оброк зерном и продукцией ремесла, они несли трудовую повинность, участвуя в строительных, ирригационных и других работах.

Феодальное государство периода развитого феодализма (XII -- XVII вв.). В результате междоусобной борьбы за власть победу одержала группировка, возглавляемая кланом Минамото, который в 1192 г. был провозглашен правителем государства (сегуном). Создается новый правительственный аппарат: бакуфу. Императоры рассматривались лишь как носители верховных жреческих функций. Центральный аппарат сегуна -- бакуфу состоял из главной административной палаты, ведавшей в основном законодательством; главной военной палаты, ведавшей воинским сословием, и главной судебной палаты. К XIII в. в Японии окончательно оформились ленные отношения: крупные феодалы стали сеньорами; мелкие -- вассалами, обязанными нести военную службу. Эти две группы класса феодалов составили привилегированное сословие. Большую часть населения составляли крестьяне,

Важнейшим источником раннесредневекового права является кодекс "Тайхо Еро ре" -- основной источник, характеризующий право Японии VIII -- X вв. Этот Свод законов обобщил и систематизировал законодательные акты о социально-экономических и политических реформах, направленных на ликвидацию первобытнообщинного сепаратизма и создание централизованного государства, на закрепление привилегированного положения новой аристократии; Свод в основных чертах определял социально-политический строй и жизненный уклад японцев на период более чем 500 лет. Этот правовой памятник включает в себя практически несколько разного рода как бы кодексов: гражданский, семейный, земельный

В феодальном праве Японии уже в ранних источниках закреплялись элементы розыскного процесса. В Японии существовало несколько административно-судебных инстанций. Низшей инстанцией считалось уездное управление; следующая инстанция -- провинциальное управление; далее следовало Министерство юстиции, и, наконец, Высшая инстанция -- Государственный совет, император.

Средневековое японское право сохранило свою оригинальность, связанную с национальным характером японцев.

АХ. Саидов , профессор сравнительного и международного права

Сёгунат - специфическая форма управления

Название страны происходит от слова Ниппон - буквально «страна, откуда появляется солнце». Япония - одна из великих держав Азии, ее населяет трудолюбивый, талантливый народ, который имеет многовековую, самобытную культуру.

Островное положение страны, отсутствие иностранного владычества, бережное отношение к памятникам прошлого позволили сохранить многие юридические памятники древности, опираясь на которые можно воссоздать развитие государственно-правовой истории.

Поведение людей во многом определялось религией. Вера помогала людям выстоять при великих землетрясениях, разрушительных тайфунах. Древняя религия японцев - синтоизм - вероучение местных, туземных племен; позднее в страну проникает буддизм. Сосуществование двух религий имело положительное значение, представляя собой духовный плюрализм. В вопросах веры японцы - прагматики. Обычаи, каноны синтоизма соблюдались при радостных событиях в жизни: при рождении, свадьбе, уборке урожая, повышении по службе, очищении грехов путем омовения в реке и т.д. К буддизму обращались при печальных событиях: во время стихийных бедствий, при болезнях, смерти, поминках. День поминовения усопших отмечали песнями и танцами. Буддизм, как известно, отрицает реальность существующего мира, утверждает истинность потустороннего мира, мира «вечного блаженства». Он признает равенство всех перед Буддой, что привлекало к нему массы обездоленных и угнетенных.

Географическое положение Японии - ее островное положение, гористость местности, примитивные орудия труда не позволяли создать крупные латифундии, поскольку поливное рисоводство требовало интенсивного труда крестьянина на небольшом участке земли.

Значительное влияние на формирование японской средневековой государственности оказал Китай. Первые японские правители признавали сюзеренитет китайских императоров. В знак зависимости японцы посылали богдыханам подарки, платили дань. У китайцев японцы переняли обожествление верховного правителя. Так же, как и в Древнем Китае, даже высокий сановник под страхом смертной казни должен был вползать и выползать из резиденции правителя так, чтобы все время быть обращенным к нему лицом.

Еще в III в. начался процесс разложения первобытного строя, перехода к сословному обществу. Внутри родов развивалось имущественное и социальное неравенство, выделялась родовая аристократия, складывались различные формы эксплуатации привилегированной родовой верхушкой своих сородичей и иноплеменников, захваченных в ходе войн. Это способствовало укреплению социально-экономических и политических позиций родовой знати. Вместе с тем крепостного права юридически не существовало, и в предшествующий период рабство не стало самостоятельным укладом.

Становление государства в форме раннефеодальной монархии явилось результатом крупных реформ, получивших название «Манифест Тайка» 646 г. Почти все общественные земли стали государственной собственностью, а все живущие на этой земле - подданными императора, его вассалами. Государство в качестве собственника земли предусмотрело тройные повинности крестьян: рента, оплата изделиями ремесла, трудовая повинность. В городах развивались цехи и гильдии. И так же, как, например, в Германии, они регламентировали не только производство, но и частную жизнь своих членов.

На процесс формирования государства большое влияние оказала длительная борьба отдельных родов за верховенство. Власть японских правителей из-за этой борьбы была неустойчивой. Только в середине VII в. ситуация стабилизировалась. Япония перестала признавать зависимость от Китая и проводила жесткую централизованную политику. Был создан государственный совет, куда вошли главы кланов на правах подданных.

Страна была разделена на провинции, уезды и деревни. Население облагалось налогами и несло воинскую повинность. Буддизм стал государственной религией. Вопросами буддизма занималось специальное ведомство (буддизм был заимствован из Китая).

Активную политическую роль стало играть сословие самураев (воины по рождению). Со временем так стали называть воинов- дружинников, находящихся на службе

Первые самураи вербовались феодалами из более или менее обеспеченной части сельского населения. Другим источником пополнения дружин были средне- и низкоранговые представители аристократических родов, не занятые земледелием, охотники, рыбаки.

Дружинники постепенно превращались в вооруженных слуг, получавших от своего хозяина содержание, жилище и пищу, а иногда и участки земли с приписанными крестьянскими дворами. Такие самураи превращались в феодалов.

Вскоре самурайские дружины выросли до внушительных размеров, они стали представлять собой настоящие частные армии. Их воинское мастерство оттачивалось в постоянных схватках с различными врагами. Влияние самурайства на политическую жизнь страны было значительным, от его поддержки зависело положение, а иногда и жизнь правителей. Самураи жили по кодексу Бусидо («путь воина»), верили в ничтожность земной жизни, не боялись смерти и готовы были пожертвовать жизнью для господина. На протяжении Средневековья меч самурая привил японцам своеобразную этику, приучил их к порядку и культуре. Символом отношения к земной жизни японцев стал самурайский обряд самоубийства - харакири. В жизни самураи добивались земных благ: земли, благополучия семьи, повышения по службе.

В VIII веке Япония превратилась в раннефеодальное, относительно централизованное государство. Глава государства носил титул императора (дословно - «Сын Неба» - Тэнно).

С IX века в Японии начинает развиваться система сеньории - неприкосновенного владения, освобожденного от налогов. Она превращается в крупное феодальное владение с суверенной судебной властью. Развитие системы сеньории привело к появлению нового феодального режима. Император был лишен реальной власти, она перешла в руки военных каст.

В 1185 году клан Минамото с помощью самураев совершил военный переворот. Глава клана был провозглашен сёгуном (великим полководцем) и стал реальным главой государства, контролировал самого императора. Уделом императора стало изучение истории, стихосложение, исполнение древних обрядов. Резиденция сёгунов (Эдо) стала фактически столицей государства. Отсюда по всей стране были посланы полицейские инспекторы, пресекавшие малейшее недовольство военной диктатурой.

Под руководством сёгуна действовали различные управленческие палаты и коллегии. Непосредственную связь между сёгуном и императором осуществлял уполномоченный сёгуна - тиндай (рис. 6.2).


Рис. 6.2.

Все чиновники делились на девять классов. Переход из класса в класс до первого, самого высокого, осуществлялся через аттестацию. Чиновник проверялся на честность и знание законов. Отвечавший на вопросы «без колебания и задержки» считался профессионально пригодным. Не прошедший аттестацию не только понижался в классе, но и мог быть лишен жалованья, у него могли конфисковать часть имущества, его могли наказать физически.

Сёгунат был своеобразной формой военно-феодальной диктатуры, осуществляемой в интересах подавления крестьянского сопротивления, ограничения феодального сепаратизма.

Ослабление императорской власти связано со многими процессами, в том числе с ростом независимости феодальных собственников, сокращением государственных земель в пользу частного феодального земельного владения. Во второй половине XVI в. Япония находилась на грани политического распада. Страну сотрясали антифеодальные восстания. Разгоралась борьба феодальных клик, свергались один за одним сёгуны. Победил клан Токугава (1603-1867). Ему удалось сохранить политическое единство и установить контроль центральной власти над провинциями, городами, сословиями.

Установились новые сословия. Вместо двух (воинов и народа) стало четыре: воины, крестьяне, ремесленники, купцы. Признание двух последних сословий было шагом вперед, символизирующим возникновение буржуазных отношений. Основную массу господствующего класса составляло служилое дворянство - самураи, входившие в войско сёгуна и военные отряды даймё.

В тяжелых условиях находились крестьяне - основные производители благ. Существовала жесточайшая опека над ними, чему служила система так называемых пятидворок. Административные единицы - пять дворов, двадцать пять дворов, сто двадцать пять дворов. Низшее звено подчинялось высшему. Во главе каждой единицы стоял старшина. Он распределял наделы, собирал налоги, следил за поведением своих подчиненных.

Феодальные отношения в течение многих веков господствующие в Японии, были сходны с европейскими, что, по справедливому мнению З.М. Черниловского, является убедительным свидетельством правильности марксистской исторической концепции происхождения и сущности феодальных отношений вообще. Если возможно, чтобы у столь разных народов, к тому же разделенных огромными пространствами, развивались и существовали столь схожие общественные отношения, значит, имеется определенная закономерность в истории и ее надо искать не в климате, не в религии, не в цвете кожи, а в том, что может быть общим для всех, - в развитии производительных сил .

  • Черниловский З.М. Указ. соч. С. 234.

В VI–VII вв. в Японии родовая община уступает место сельской общине, где происходят периодические переделы земли, на основе которых за каждой семьей закрепляется во временное пользование определенный надел. При этом лучшие земли присваиваются родоплеменной аристократией.

Борьба отдельных родов за верховенство в племенном союзе, стремление крестьян к улучшению своего положения создали условия для захвата власти одним из влиятельных родов, период царствования которого, начавшийся в 645 г., получил название Тайка. В этот период начался процесс создания централизованного японского государства. Процесс феодализации японского общества способствовал распаду надельной системы. Новая поместная система смела все преграды на пути дальнейшего упрочения крупных феодальных владений, а следовательно и политической раздробленности стран.

Возникновению раннефеодального государства в Японии предшествовала длительная борьба племенных групп, приведшая к гегемонии племенной группы во главе с сильнейшим родом Ямато. Опираясь на буддийскую церковь, они присвоили себе титул «сыновей неба» – императоров и превратили принадлежащую им верховную власть в наследственную. Важное место в государстве занимал Верховный государственный совет (Дадзекан) во главе с первым министром, которому были подчинены восемь департаментов. Власть императора не была неограниченной. Он делил ее с главами крупных феодальных домов. С 645 г. в Японии было введено территориальное деление страны на провинции (куни) и уезды (чун), во главе которых стояли соответственно губернаторы и уездные начальники. В это же время в Японии вводится система «пятидворок» – объединений пяти соседних крестьянских дворов, связанных круговой порукой в выполнении всех повинностей крестьян перед государством и общиной. В ранний период военное дело не было отделено от земледельческого труда. Отделение это произошло в период феодальной раздробленности, которая способствовала концентрации военной силы и формированию особого военно-феодального сословия самураев – профессиональных воинов, вассалов крупных феодалов. Начало второго периода развития феодального государства в Японии совпадает с возникновением в XII в. своеобразной политической формы японского феодального государства – сегуната, при котором вся политическая власть сосредоточивается в руках одного из крупнейших феодальных домов.


37. СЕГУНАТ (XII–XIX вв.)

Начало второго периода развития феодального государства в Японии совпадает с возникновением в XII в. своеобразной политической формы японского феодального государства – сегуната, при котором вся политическая власть сосредоточивается в руках одного из крупнейших феодальных домов. Сегунат – военно-феодальная диктатура сильнейшего в экономическом, военном и политическом отношении феодального рода, опиравшаяся на самураев – военно-служилое дворянство. Императорский двор со времени образования первого сегуната стал центром феодальной оппозиции. Формально власть императора сохранилась – ему отводились все причитавшиеся его рангу почести, но он не играл какой-либо существенной роли в политической жизни страны В XIII в. сегун присвоил себе право утверждать императора, определять порядок престолонаследия, назначать регентов и других высших придворных советников. Центральный государственный аппарат (бакуфу) состоял из главной административной палаты, ведавшей законодательством, главной военной палаты и главной судебной палаты. Во все провинции назначались военные губернаторы или протекторы (сюго). Ослаблению центральной власти в значительной мере способствовало то, что еще в начале XIV в. сегуны признали свою вассальную зависимость от самого могущественного в это время государства в Азии – Китая, к которому и перешло право утверждения японских императоров. Ослабляло силу бакуфу и возросшее значение в XV–XVI вв. буддийской церкви, которая стала претендовать на независимость в государстве.



С конца XVI в. в Японии начался процесс централизации страны. XVI в. был временем непрерывных антифеодальных восстаний, крайнего обострения социальных противоречий, что побуждало наиболее дальновидных представителей господствующего класса к созданию сильной центральной власти, направленной на укрепление феодальных порядков. В XVI в. в Японию проникают первые европейцы угроза потери политической независимости страны также диктовала необходимость объединения страны.



Центральная власть вплоть до середины XIX в. не решалась посягнуть на сам принцип существования феодальных княжеств. Во главе государства стоял сегун-полководец. При бакуфу был создан разветвленный бюрократический полицейский аппарат. В стране существовал особый слой самураев-хатомото, из которых комплектовался учетный, налоговый и административный аппарат сегуна, находившийся в его непосредственном подчинении. В ведении высших правительственных чиновников – родзю, составлявших правительство сегуна, находился императорский двор, государственные финансы и другие органы государства. Япония во времена правления династии сегунов Токугава была полицейским государством, в котором жестоко преследовались любые проявления антиправительственных настроений. Значительные изменения произошли и в принципе формирования армии. Указом 1891 г. крестьянам запрещалось становиться воинами, а самураям – крестьянами и горожанами.

В III в. в Японии начался процесс разложения первобытнообщинного строя. Внутри родов выделяется родовая аристократия, развиваются имущественное и социальное неравенство, различные формы эксплуатации привилегированной родовой верхушкой своих сородичей и иноплеменников, захваченных в ходе войн. Рабские формы эксплуатации, способствовавшие укреплению социально-экономических и политических позиций родовой знати, не получили, однако, широкого распространения. Географические условия Японии, ее островное положение, гористость местности сковывали их развитие. Здесь нельзя было при примитивных орудиях труда создать крупные латифундии (поскольку поливное рисоводство требовало интенсивного труда крестьянина на небольшом участке земли), а также добыть за счет военных походов достаточное количество рабов.
Не последнюю роль играло и особое влияние высокоразвитой китайской цивилизации, с ее традиционной социально-экономической структурой и государственной системой, а также религиями: буддизмом и конфуцианством, которое было особенно сильным на ранних стадиях развития японского общества и государства. Говоря о сильном религиозном влиянии Китая, следует отметить, что из двух китайских религий (конфуцианства и буддизма) влияние конфуцианства было поверхностным. Оно не пустило глубоких корней в Японии по сравнению с легко усвояемым буддизмом, так как здесь ко времени его проникновения не сформировалось достаточно образованного слоя религиозных идеологов, способных внедрить его философские догматы в массы.
С IV в. в Японии формируются племенные союзы, а в V в. вождь племенного союза Ямато объединяет под своим верховенством уже большую часть территории страны.
На усиление процессов социального расслоения в VI в. и формирование государственного аппарата в Японии большое влияние оказала длительная борьба отдельных кланов за верховенство в племенном союзе и победа одного из них во главе с Сётоку-тайси, в правление которого появляется первый законодательный документ, первая декларация царей Ямато - Конституция Сётоку, или Закон из 17 статей (604 год), определивший принципы государственного управления.
Будучи не столько политико-правовыми положениями, сколько религиозной и этической основой таких положений, Закон из 17 статей ратует за согласие, гармонию, служение общему, а не личному всех японцев. При этом прямо закрепляется их неравенство, особо выделяется правитель, далее вельможи и простой народ. Правитель рассматривается в качестве единого суверена, вельможи - его чиновников, а народ - подчиняющейся им массы людей (ст. 15).
Основой порядка провозглашается "всеобщий закон" (ст. 4, 5), а государь - его выразителем, который имеет право в качестве такового требовать от своих чиновников беспрекословного подчинения. "Если высшие приказывают, - гласит ст. 3, - то низшие должны подчиняться". В Законе осуждается плановая междуусобица, частное владение землей, провозглашается государственная собственность на землю и государственные подати земледельцев.
Междуусобная борьба помешала созданию в это время эффективно действующей центральной власти, которая утверждается лишь после очередной клановой победы - переворота Тайка (645 год).
Социально-экономические нововведения этого времени нашли отражение в серии реформ, закрепленных в Манифесте Тайка, дополненных специальным кодексом "Тайхо рё"*. Реформы призваны были реорганизовать систему управления и аграрные отношения по китайскому образцу. На основе последовавшего за этим введения надельной системы земля вместе с зависимыми людьми была изъята у частных лиц и передана в государственную собственность.
*"Свод законов Тайка" (кодекс "Тайхо рё"), обобщивший все законодательные акты этого периода с 646 по 700 г., увидел свет в 702 году. Последовавшая за "эрой Тайка" эра Ёро, 717-723 гг. (в Японии, в отличие от Китая, не признается смена династий, считается, что правит установившаяся еще в VI в. одна династия), была ознаменована новым законодательством, которое было включено в общий свод законов "Тайхо Ёро рё", важнейший источник сведений о ранних этапах японского общества и государства.
Земельные участки, наделы, подлежащие переделу раз в шесть лет, раздавались среди полноправных крестьян (рёминов) по числу едоков. Рабы также получали надел, равный трети надела свободного. Государство в качестве собственника земли предусмотрело тройные повинности крестьян: ренту (подать) зерном, налог изделиями ремесла и трудовую повинность, продолжительностью до ста и более дней в году.
Введение надельной системы в Японии не означало, однако, уравнительного передела земли. Значительная часть земель переходила в руки чиновничества (пополнявшегося за счет той же знати) в качестве служебных должностных наделов, размеры которых зависели от должности и ранга. Некоторые земли знать получала в пожизненное пользование, иногда с правом перехода земли по наследству по прямой линии, от одного до трех поколений.
Надельная система оказалась экономически неэффективной и недолговечной в Японии. Рамки ее применения с самого начала ограничивались областями, примыкающими к столице, нарушались сроки переделов земель, которые сопровождались злоупотреблениями чиновничества и пр. Ее основы все более подтачивал рост частного землевладения клановой феодализирующейся знати, которому не могла противостоять слабая центральная власть.
Дальнейшая феодализация японского общества привела к распаду надельной системы. Периодические переделы земли фактически прекратились в Х в., когда на смену надельной системе приходит среднее частновладельческое поместье (сёэн), создаваемое за счет экспроприации общинных земель, освоения целины, которое было под силу только богатой общинной верхушке, многочисленных императорских земельных пожалований за заслуги, службу и пр. Образование частновладельческих поместий сопровождалось постепенным превращением надельных крестьян в феодально-зависимых.
Новая поместная система смела все преграды на пути создания крупного феодального землевладения, а следовательно, и политической раздробленности страны с неизбежными междуусобными войнами, стимулирующими развитие отношений покровительства, господства и подчинения, вассально-ленных связей. Ряды нарождающегося феодального класса стали пополняться за счет дружинников правителей и крупных феодалов, получавших земельные участки на правах ленов как вознаграждение за несение военной службы.
Этот слой воинов-профессионалов, пополнявшийся мелкими землевладельцами, искавшими покровительства у сильных помещиков, превратился со временем в замкнутое сословие самураев (буси), со своим кодексом чести, основанным на жестком требовании верности господину, вплоть до безусловной готовности отдать за него жизнь.
С X в. в Японии начинает, таким образом, утверждаться столь необычная для Востока феодальная организация землевладения вместе с широким развитием мелкокрестьянского хозяйства, что и определяет сходство японского и западного средневековья.
Этому способствовал ряд факторов. Прежде всего, на пути создания феодальных форм собственности в Японии, в отличие от Китая, не встало всесильное государство со своими контрольно-регулирующими функциями, так как здесь не сложились ни влиятельная конфуцианская элита, ни сильный многочисленный корпус чиновников-администраторов вместе с эффективно воспроизводящей чиновничество конкурсно-экзаменационной системой.
Сказалось и традиционное засилье крупных клановых групп, ослаблявших центр, не выпускавших из своих рук бразды правления. Могущество клановых феодальных домов, опиравшихся на собственную военную силу верных самураев, стало главной причиной длительной раздробленности страны, неэффективности попыток первых двух сёгунов ("великих полководцев") в XII и XIV вв. объединить ее. Усиление центральной власти при опоре на военную силу произошло лишь в период третьего сёгуната Токугавы (начало XVII - первая половина XIX в.).
Длительная раздробленность в свою очередь тормозила социально-экономическое развитие Японии. Почти безраздельное господство феодальных отношений просуществовало в этой стране вплоть до середины XIX в., до революционных, буржуазных по своему характеру перемен в эпоху, получившую название "реставрации Мэйдзи"*.
* Мэйдзи - официальное наименование годов правления императора Муцухито (1868-1912 гг.).

История рицурё, т.е. централизованного средневекового государства Японии, начинается с дворцового переворота 645 г., в результате которого власть перешла от влиятельного при дворе рода Cora к домам Сумэраги и Фудзивара. Это время стали называть Тайка ("Великая реформа"), что стало девизом периода правления новой династии. Престол занял представитель рода Сумэраги – Кару, который стал править под именем Котоку. "Переворот Тайка" (645 г.) – это рубеж, который отделяет в политико-правовой истории Японии период Древности от Средневековья: заканчивается эпоха правления царей рода Ямато и наступает новая эпоха Ниппон – Япония – Страна восходящего солнца.

Специфика политогенеза. С древних времен острова Японского архипелага населяли племена кумасо и эбису. Затем, в течение нескольких веков до нашей эры, на Японские острова переселились племена маньчжуро-тунгусского, малайского и палеоазиатского происхождения с северо-востока, Индонезии, Кореи, Индокитая и островов Тихого океана. Они смешались с коренными жителями. Племена, населявшие Японские острова, жили родовыми общинами, исповедовали синтоизм – религию, основанную на почитании культа предков и сил природы, хотя каждый род имел свое божество. Согласно преданию, в VII в. до н.э. вождь Иваро, возглавлявший племенной союз тесон и идзумо на о. Кюсю, высадился на западном побережье о. Хонсю. Эти племена поселились на равнинных землях и образовали племенной союз Ямато, давший название государству и ставший центром формирования японского народа.

Предыстория феодальной государственности Японии начинается с первого государственного образования – Ямато, которое не представляло собой государства в строгом смысле. Оно было союзом племен, состоявшим из родовых общин, живших на стадии военной демократии. Во главе племенного союза стоял правитель главного рода Ямато, которого контролировали старейшины других больших родов. Все важнейшие решения принимались на собрании родов.

В III–IV вв. начинается процесс разложения первобытнообщинных отношений и формирования раннеклассового общества. Государство Ямато не было единым и централизованным. Оно представляло собой раннеклассовое государство с доминированием наиболее сильного рода, в основе которого лежали не территориальные, а кровнородственные, клановые связи. Глава самого сильного рода Ямато получил титул тэнно – "правитель, угодный Небу" или "Небесный царь". Он сосредоточил в своих руках огромную власть, являясь одновременно вождем, верховным военачальником, главным судьей и жрецом племенного религиозного культа. Цари Ямато объединили бо́льшую часть территории страны, покорили в течение многолетней войны и вероломства племена кумасо и эбису, однако создать централизованное государство не смогли. Междоусобная война родов и племен подорвала могущество клана Ямато и привела к его закату.

На фоне падения значения власти царей Ямато в VI в. возвышаются дома Мононобэ и Сога. В решающем сражении 16-летний принц Сётоку-тайси из рода Сога одержал победу над Мория – вождем рода Мононобэ. Устанавливается политическая гегемония рода Сога, правившего в течение 100 лет (536–645 гг.). Объективно в формировании централизованной государственной власти была заинтересована родоплеменная аристократия, которая видела в лице государства силу, способную подавить недовольство эксплуатируемого населения. В свою очередь род Сога пришел к власти на волне поддержки беднейших слоев общины, которые надеялись на улучшение своего правового и материального положения. Принц Сётоку-тайси (572–621) пытался осуществить реформы, направленные на переход от организации общества на кровнородственных связях к политико-территориальной организации общества.

Во-первых, прежняя религия японцев – синтоизм, способствовавшая консервации родового строя и родовой разобщенности, заменяется буддизмом и конфуцианством, которые заимствуются из Китая и Кореи. Они становятся государственной религией. Во-вторых, принципы государственного управления, заимствованные из буддизма (высший суверенитет правителя, уравнение подданных перед лицом единого монарха, непротивление злу, отказ от борьбы против насилия) и конфуцианства (принцип гармонии и согласия правителей и подданных, подчинение младших старшему), были положены в основу Конституции Сётоку 604 г. (Закон из 17 статей). В-третьих, были определены правовые начала формирования государственного аппарата на основе иерархического принципа в "Табели 12 рангов".

Проведению реформ препятствовала междоусобная борьба, они не были завершены, что помешало Сётоку-тайси создать сильное централизованное государство. "Переворот Тайка" (645 г.) открыл новый этап в политико-правовой истории Японии – с него начинается история феодального государства и права Японии.

Специфика периодизации политико-правовой истории Японии связана с тем, что она основана не на династическом принципе, а на смене кланов, родов у власти. Приход нового рода или клана связан с провозглашением определенного политического курса, знаменующего наступление новой эры, суть которой сформулирована в девизе или лозунге. Вследствие клановой структуры правящего класса, обусловливающей политическую раздробленность и ожесточенную борьбу за господство различных родов, домов, актуальным является стремление наиболее сильных кланов к созданию централизованного государства.

В истории организации власти и управления средневековой Японии периоды существования централизованного государства сменяются политической раздробленностью, что позволяет выделить следующие этапы и формы политико-правового развития.

Первый период – правление Тайка – "Великая реформа" (645–1192 гг.) – этап складывания раннефеодального централизованного государства в Японии. Это период политического доминирования домов Сумэраги (645–697 гг.) и Фудзивара (697–1192 гг.), которые оказывали решающее влияние на императорский дом и занимали важнейшие правительственные посты. Они провели реформы, начатые еще при Сётоку-тайси, заимствованные из Китая.

Во-первых, была осуществлена реформа правительственного аппарата для централизации его деятельности. "Великие перемены" коснулись организации власти и управления. Во главе государства теперь стоял наследственный монарх, император, носивший титул тэнно – "сын неба". Он был верховным собственником земли и налогов, собираемых в стране. При тэнно был создан Верховный государственный совет, возглавляемый канцлером. Управление страной осуществлял правительственный аппарат , состоящий из центральных и местных органов власти. Страна была разделена на управляемые губернаторами провинции, состоявшие из уездов.

Во-вторых, была введена надельная система и реформирован аграрный строй по китайскому образцу. Земля была объявлена государственной собственностью и раздавалась в наделы крестьянам и другим лицам. Один раз в шесть лет земля подлежала перераспределению. Крестьяне (рёмин – "добрый народ") получали от государства наделы и прикреплялись к земле, хотя формально считались свободными. За пользование землей они были обязаны платить государству поземельный налог натурой и изделиями ремесла, а также нести трудовую и военную повинности. Часть земли раздавалась в привилегированные наделы (от 0,7 до 300 га): должностные, ранговые, пожалованные за заслуги. Их получатели были представителями знатных домов или чиновниками, которые, кроме того, пользовались "кормовыми пожалованиями" – известным количеством крестьянских дворов, обязанных давать им оброк и отбывать трудовые повинности. Одним из средств увеличения земельных владений было приобретение рабов, на которых полагалась треть обычного надела. Феодалы и деревенские богатеи расширяли свои владения и за счет освоения пустошей, целины; эти земли впоследствии становились их частной собственностью. Крупные земельные владения вместе с прикрепленными к ним крестьянами передавались императорским домом буддийским монастырям и синтоистским храмам. Эти владения не облагались налогом в пользу казны. Последующее развитие феодальных отношений привело к разложению государственной собственности на землю и распаду надельной системы. Были прекращены периодические переделы, и земля постепенно переходила в собственность знати и храмов, которые стремились увеличить свои владения за счет пустошей и императорских пожалований. Это привело к упадку влияния рода Фудзивара к XI в. и обострению борьбы за власть могущественных родов Тайра и Минамото. С 1159 г. между кланами Минамото и Тайра начался 40-летний период борьбы, получивший название Гэмпэй. Новым правителем страны в 1192 г. стал Ёритомо Минамото.

Второй период – военно-феодальное государство (сёгуната) – эпоха развитого феодализма, стремящегося осуществить военнополитическое объединение страны. В 1192 г. Ёритомо установил звание Сэй-и-тай Сёгун ("Великий воевода, покоряющий дикарей") и основал династию сёгунов. Основой государства стали военные собственники. Опору знати составляло военно-служилое сословие самураев. Выделяются три сёгуната в средневековой политико-правовой истории Японии.

Первый сёгунат – Минамото (1192–1333). Ёритомо Минамото в 1192 г. провел административную реформу, создав новую военно-бюрократическую систему управления. Она предполагала двоевластие: религиозные и представительские функции сохранялись за императором, а военные, административные и судебные функции концентрировались в руках сёгуна. Императорский титул формально был сохранен. При малолетних императорах по традиции были регенты из дома Фудзивара, но они тоже были лишены какой-либо реальной власти. Практически вся власть находилась в руках сёгуна. Отношения между сёгуном и феодальной знатью строились на основе вассалитета.

В Японии было две столицы – Киото и Камакура. Резиденцией императора как религиозного главы государства и местом общеяпонских религиозных церемоний по-прежнему оставался Киото. Столицей сёгуната стал город Камакура. Здесь находились правительство сёгуна – бакуфу, управление по делам самураев, высший законодательный орган и верховный суд. В провинции были направлены вассалы сёгуна (сюго), сосредоточившие в своих руках всю полноту военной и гражданской власти. В поместья крупных феодалов посылались специальные финансовые чиновники, в обязанности которых входили наблюдение и контроль за помещиками, их хозяйством и за взиманием налогов.

После смерти Ёритомо Минамото в 1199 г. сёгуном стал его малолетний сын Санэмото, а регентом тесть Ёритомо – Ходзё, принявший затем титул правителя (сиккэна ). Этот титул и пост сохраняли его потомки до 1333 г. Следовательно, сиккэнат представлял особую разновидность сёгуната, связанного с установлением буддийского регентства при малолетнем сёгуне. С XIII в. до первой трети XIV в. в Японии установилось троевластие: тэнно (император), сёгун и сэссе (регент с титулом сиккэн). В 1333 г. обострилась борьба между главами знатных семей и домом Ходзё, бывшего регентом главы государства, а затем узурпировавшего власть. На сторону изгнанного правителя Годайго перешел один из военачальников Ходзё – Асикага Такаудзи, разгромивший войска Ходзё и провозгласивший себя сёгуном в 1338 г. Власть царского дома была восстановлена.

Второй сёгунат – Асикага (1338–1568), который по названию местности, где размещалась его ставка, назывался еще сёгунат Муроматти. Провозглашение Асикага Такаудзи сёгуном вызвало междоусобную войну, которая длилась 56 лет и называлась войной Хризантем, или войной Северной и Южной ветвей. Борьба шла между Годайго, которого поддерживал знатный вельможа Нитта Ёсисада, принадлежавший к партии "Южная ветвь", и царем Комё, за которым стоял Асикага Такаудзи ("Северная ветвь"). Междоусобица закончилась соглашением, на основании которого трон будут поочередно занимать представители обеих династий – Годайго и Комё. Подлинная власть была у сёгунов Асикага. Они жили в роскоши, и между ними шла нескончаемая борьба за власть. Из 14 сёгунов этой фамилии двое были убиты собственными слугами, пятеро умерли в изгнании, один совершил самоубийство.

В эпоху сёгуната Асикага в Японии появились первые европейцы – португальские и испанские миссионеры, активно и небезуспешно (особенно на юго-западе страны) проповедовавшие христианство, и купцы, которые ввезли в Японию первое огнестрельное оружие. К началу XVI в. император и сёгун потеряли всякую реальную власть над страной. Усилилась феодальная раздробленность. Отдельные крупные феодалы распространяли свое господство на целые провинции. Создавались автономные княжества, не подчинявшиеся ни императору, ни сёгуну.

Третий сёгунат Токугава (1603–1867), знаменующий собой новый период в политической истории Японии – период политического объединения страны, завершенного в 1615 г. В XVI в. созрели предпосылки для ликвидации раздробленности страны. Началась борьба за объединение Японии. Один из наиболее могущественных феодалов – Ода Нобунага, заключив союз с феодалами дома Токугава и Такеда, к 1582 г. подчинил 30 провинций страны из 66. Одновременно он провел ряд реформ, многие из которых были направлены на развитие городов и торговли, создание общеяпонского рынка. Началось строительство дорог между провинциями, ликвидация местных застав и др. После его гибели в 1582 г. дело объединения Японии продолжил один из его ближайших сподвижников – Тойотами Хидэёси (1582– 1598 гг.), прозванный из-за своей уродливой внешности Обезьяной. В результате успешных военных походов Хидэёси к концу XVI в. подчинил почти всю Японию и сосредоточил в своих руках военную и административную власть. Для успокоения знати он создал коллегиальный представительный орган из крупнейших феодальных домов. В 1587 г. Хидэёси издал Закон о запрете распространения христианства, по которому священники-иезуиты иод угрозой смертной казни в течение 20 дней должны покинуть пределы Японии. Хидэёси считал, что христиане уводят японцев от национальных богов. С 1614 по 1638 г. был репрессирован 1 млн христиан.

После смерти Хидэёси между членами регентского совета при трехлетием наследнике началась междоусобица. Четыре клана влиятельных князей боролись против Иэясу Токугава – ближайшего сподвижника Хидэёси. В 1600 г. Иэясу Токугава разгромил своих противников, а в 1603 г. получил от императора Гоёдзэя звание "Сэй-и-тай Сёгун". В 1615 г. сын Иэясу – Хидэтада Токугава завершил объединение страны: феодальные княжества потеряли политическую автономию и превратились в судебно-административные округа.

Государственный строй военно-феодальной олигархии, установленной Токугавой, просуществовал 252 года. Вся полнота власти находилась в руках сёгуна. От имени тэнно (императора) издавались законы, раздавались чины, почетные звания. Тэнно почитались как наместники бога на земле, жили уединенно в своих дворцах в священном городе Киото. Тэнно и придворные чиновники существовали на средства, которые выдавали сёгуны. Токугава были щедрее, чем Асикага, поэтому императоры не бедствовали, как в XV в. Однако даже в Киото тэнно не был хозяином. При нем состоял представитель сёгуна – всесильный сёсидай. Он был губернатором города и окружающих провинций, ведал финансами тэнно и действовал как посредник между тэнно и сёгуном, ставка которого располагалась в Эдо. В 1633 г. указ сёгуна Иэмицу провозгласил политику изоляции Японии: "Отныне никому, покуда Солнце светит над миром, не позволяется приплыть в Японию, даже в качестве послов, и этот запрет никогда не должен быть отменен под страхом смертной казни". В 1867 г. 15-й сёгун Токугава – Хитобаши принужден был отречься от власти и передать ее императору Муцухито в результате буржуазной революции – революции Мэйдзи. Она открывает эру Мэйдзи исин – "эпоху великих реформ", знаменующих начало нового периода истории – эпоху Нового времени. Революция Мэйдзи открывает эпоху просвещенного правления нового императора Муцухито (1868–1912) – эпоху развития капитализма.