Гексаграмма 60 толкование в любви. Подробное значение гексаграммы

Свершение. Горе ограничено. (Оно) не может быть стойким.

Не выйдешь из внутреннего двора. - Хулы не будет.
Не выйдешь из внешнего двора. - Несчастье.
(Если) не (будешь) ограничиваться, то (будет, о чем) вздыхать. - Хулы не будет.
Успокоишься в ограничении. - Свершение.
Сладкое ограничение. - Счастье.(Если) отправишься, будет награда.
Горькое ограничение. - Стойкость - к несчастью. Раскаяние исчезнет.

Название

Цзе (Ограничение): отделять, разделять и ограничивать вещи; выражать свои мысли вслух; секция, ритм, раздел, интервал, единица времени; месяцы года; правила, ограничения, церемонии, ритуалы, ежегодные празднества; прочный, преданный, настоящий; степени, уровни, классы. Иероглиф изображает узлы или сочленения на бамбуковом стебле.

Образный ряд

Это время для того, чтобы ограничивать вещи, соразмерять их и придавать им форму. Подразделяйте и классифицируйте. Упорядочивайте свои мысли и речи. Создайте систему, где все будет иметь свое место. Тщательно обдумывайте свои действия. Чрезмерно строгие правила и ограничения могут причинить вред. Руководите ходом вещей, оставаясь в центре. Устанавливая разумные правила, люди упорядочивают свою жизнь.

Внешний и Внутренний миры

Вода и Водоем (Туман)

Вдохновляющие слова приходят изнутри, организуя и упорядочивая поток событий.

Разграничение и упорядочение содержат скрытую возможность добычи пропитания для себя и других.

Последовательность

Вы раздробляете (что-то), а затем ограничиваете (это). Осознание этого позволяет пользоваться ограничением.

Определение

Ограничение означает упорядочивание вещей.

Символ

Поток над туманами. Ограничение.

Благородный человек избавляется от ненужного, чтобы привести в порядок необходимое.

Линии гексаграммы

Вначале девятка

Не выйдешь из внутреннего двора.
Хулы не будет.

Оставайтесь на своем месте. Это ограничение - не ошибка. Сейчас не время для действия.

Девятка вторая

Не выйдешь из внешнего двора.
Несчастье.

Откажитесь от привычного образа мыслей и действий. Пересмотрите свои взгляды на происходящее, иначе путь будет закрыт.

Шестерка третья

Если не будешь ограничивать себя, то будет, о чем вздыхать.
Хулы не будет.

Вы должны учиться самоограничению, иначе ваши интересы будут слишком часто противоречить интересам других. Подумайте, от чего вы могли бы отказаться.

Шестерка четвертая

Успокоишься в ограничении. Свершение.

Вы научились ограничивать себя. Ваша жизнь стала мирной и спокойной. Это принесет успех в отношениях с другими людьми.

Девятка пятая

Сладкое ограничение. Счастье.
Если выступишь, то будет похвала.

Вы достигли той гармонии, при которой можете находить удовольствие даже в ограничении. Путь открыт. То, что вы можете сделать, вызовет уважение и похвалу окружающих.

Наверху шестерка

Горькое ограничение. Стойкость - к несчастью.
Раскаяние исчезнет.
Грубые меры и горькие речи. Путь закрыт.

Вам нужно работать над собой, не стремясь к большему, в тех пределах, которые были установлены раньше. Только тогда ваши заботы и печали исчезнут.

Общее толкование по Ю.Шуцкому

Во время процесса раздробления и индивидуализации недостатком его может явиться его безостановочность. Он должен быть взят в известные рамки. Если в предыдущем был дан образ ряби на воде, причем никак не было указано, что эта вода ограничена, то могла появиться мысль: вода эта разольется, иными словами, данный процесс индивидуализации может идти все дальше и дальше, и внутренние противоречия его уже сами могут привести к истощению. Поэтому на смену ему говорится о процессе ограничения. Образно это выражено в гексаграмме тем, что триграмма «вода» помещена над триграммой «водоем». Так, вода введена в русло, введена в берега. Таким образом, дано ограничение. Это ограничение служит развитию, потому что развитие предполагает создание новых ценностей, и если бы не было ограничения, то индивидуализация, не имеющая остановки, не вела бы к созданию новых ценностей, ибо ничто не могло бы в этом процессе устоять, все подвергалось бы распаду все дальше и дальше. Таким образом, то горе, которое могло бы возникнуть в результате безостановочного раздробления, тоже подвержено ограничению, ибо, как и все остальное, оно не может навеки оставаться неизменным. Поэтому в тексте здесь говорится: Ограничение. Свершение. Горе ограничено. Оно не может быть стойким.

1
На первой позиции ограничение проявляется в образе максимальной замкнутости. Поскольку первая позиция представляет собою пребывание в самых глубинах индивидуальности, здесь человек никуда не выходит из самого себя, он ограничен в самом себе. Осознав себя как индивидуальность, он остается только наедине с самим собою. Из контекста предыдущих гексаграмм следовало, что такое пребывание в себе самом может привести к неблагоприятным последствиям. Однако поскольку здесь рассматривается как необходимый именно процесс ограничения, постольку «Книга Перемен» говорит о благоприятном исходе, ибо такой процесс здесь необходим. Так, в тексте мы читаем: В начале сильная черта. Не выйдешь из внутреннего двора. Хулы не будет.

2
Если такое пребывание в себе, которое указано выше, и бывает необходимым, то только до известного срока, ибо сохранение предыдущего состояния во время последующего этапа приводит лишь к несчастью. Если бы человек даже распространил свою деятельность несколько дальше, чем было возможно и нужно в предыдущей позиции, но не достиг бы того широкого охвата своего окружения, который требуется в таком периоде времени, то это привело бы лишь к несчастью. В тексте здесь сказано: Сильная черта на втором месте. Не выйдешь из внешнего двора. Несчастье.

3
На третьей позиции выход вовне становится уже необходимым, поэтому о наличии его текст здесь даже и не упоминает, ибо такой выход вовне наступит сам собой, если человек достиг в развитии своей жизненной ситуации до этой третьей позиции. Однако при выходе вовне человек должен сам в себе найти сдерживающие стимулы, должен сам себя уметь ограничивать. Если это принято им во внимание, то он может выйти с достоинством из создавшегося положения. В тексте это сказано так: Слабая черта на третьем месте. Если не будешь ограничивать себя, то будет о чем вздыхать. Хулы не будет.

4
Все, что должно быть сделано во внутренней жизни, здесь является достигнутым. Человек может приобрести известную уверенность в своих действиях. Если он находит в себе самом умение ставить себе цель и ставить пределы своей деятельности, то человек может достичь того спокойствия, которое возникает благодаря умению ограничить себя, и того развития в дальнейшем, которое наступает в результате самостоятельного ведения своих поступков. Поэтому в тексте здесь говорится: Слабая черта на четвертом месте. Успокоишься в ограничении. Свершение.

5
Характерная черта пятой позиции - это уравновешенность, одинаковая удаленность от обеих крайностей. Такая гармония, которая проявляется и вне и внутри, приводит к тому, что человек может находить наслаждение в своем ограничении. Но человек, действующий на этой позиции, если он исходит из ее сути, может совершить лишь великие дела, - такие, которые вызывают похвалу со стороны окружающих людей. Вот почему в тексте здесь сказано: Сильная черта на пятом месте. Сладкое ограничение. Счастье. Если выступишь, то будет похвала.

6
Уравновешенность, свойственная предыдущей позиции, здесь уже утрачена. Поэтому ограничение воспринимается здесь как нечто внешнее. Символически это выражено уже в самой позиции, которая является самой внешней позицией гексаграммы. Поэтому ограничение, которое возникает здесь, может быть пережито как нечто горестное и гнетущее. Стойкое пребывание в таком состоянии может вызвать лишь несчастье. Здесь следовало бы принять во внимание переходный характер данной позиции, перейти к следующей ситуации степени процесса ограничения и стремиться к работе над самим собой в пределах тех рамок, которые поставлены уже в предыдущем. Если это принято во внимание, то раскаяние в предыдущих ошибках может отпасть. Потому в тексте здесь следует видеть два афоризма: один, характеризующий объективность данной ситуации, и второй - отсутствие раскаяния как результата правильно понятой и исправленной ситуации. Так, в тексте здесь написано: Наверху слабая черта. Горькое ограничение. Стойкость - к несчастью. Раскаяние исчезнет.

Комментарий А.В. Швеца

Во внешнем - Погружение и опасность, во внутреннем Разрешение и радостность. Можно предположить, что разрешение в условиях углубления в мелочи, благоприятно лишь при ограничении этого погружения во внешнюю суету.

Интерпретация Хейслип

Пришло время активных действий. Но помните: все усилия могут пойти прахом, если вы не будете достаточно предусмотрительны. Вам в скором времени будет сделано некое предложение; не спешите принять его. Очень может быть, что оно совсем не так привлекательно, как это кажется на первый взгляд. То же самое относится и к вашим любовным и дружеским связям. Реальные и разумные желания ваши исполнятся. Это время не подходяще для дальних путешествий и поездок. И не забывайте пословицу - не рой другому яму, сам в нее попадешь.

Описание внешней и скрытой гексаграмм

В проявленном мире гуляют опасные, громадные волны в бескрайнем синем море. Уже сейчас проявленная жизнь погружена в опасный, безбрежный океан подсознания. Малейшие неосторожные мысли и эмоции вызывают опасные волны в мире событий.

Под морем накрепко запечатано в недрах земли подземное озеро, дно, которого усыпано ценными золотыми слитками. Решение проблемы, несущее очень ценные дары, глубоко запечатано на внутреннем плане.

Вода под землей все время прибывает, все время растет давление на морское дно. Что-то с внутреннего плана рвется наружу, чтобы разрешить проблемы и опасные ситуации во внешнем мире.

Так не может продолжаться долго. Наступает время, когда толще земли и морской пучине уже не сдержать огромного давления. Никаким преградам и опасностям не сдержать все возрастающую внутреннюю силу.

Невиданной силы подземный взрыв отбросит море за горизонт. Это подземная вода, взламывая каменные породы, с громадной силой устремится наружу из недр земли. Очень резко и мощно внутренняя сила сметет все преграды на своем пути и проявится в мире событий.

Все изменится в одночасье. Там, где раньше гуляли опасные морские волны, завтра будут горы и холмы вокруг прозрачного озера с золотыми слитками на дне. Все кардинальным образом изменится. Опасные ситуации и тяжелые проблемы разрешатся с большой радостью.

Ценный клад будет озарять прекрасным сиянием весь мир. Будет обретен очень ценный клад внутренней силы, преображающий проявленную реальность.

На ПОДСОЗНАНИИ в самом сердце горы проросло семечко. В глубинах подсознания проснулась внутренняя сила.

Дерево растет, питаясь землей. Но путь к свету, к небу преграждает гора, громадная каменная глыба. Изменения в подсознании набирают силу, основываясь на реальных фактах. Незыблемая, непоколебимая громада общепринятых, устоявшихся взглядов препятствует росту внутренней силы.

Дерево, как гром, прорастает сквозь препятствие на поверхность. Внутренняя мощь очень резко, сметая все преграды на своем пути, начинает проявляться в мире событий.

И вскоре под его мощной кроной уже совсем не различить гору. Обретение внутренней силы коренным образом, до неузнаваемости, преобразит тонкий мир.

Общее толкование гексаграммы №60

В проявленном мире жизнь наполнена самыми разными событиями, многие из которых представляют большую опасность. Это вызывает к жизни внутренний потенциал силы. Концентрация внутренних сил достигает такой небывалой мощи, что взрывообразно разрешает все опасные ситуации, устраняет все преграды. Наступят радостные свершения, добытые путем раскрытия своего внутреннего потенциала. Ценный клад золота – это проявление СВОЕЙ СОБСТВЕННОЙ МОЩИ.

На подсознательном уровне привычная, устоявшаяся картина мира с громом раскалывается под натиском осознания новых фактов. Это проявление СВОЕЙ СОБСТВЕННОЙ МОЩИ, разрешившее все опасные проблемы в мире событий, навсегда разрушило привычную модель мира на подсознании. «Боже мой, неужели причина внезапного разрешения всех этих опасных проблем во мне самом, внутри меня? Ничего себе?!» Такие изменения порождают СТРАХ СВОЕЙ СОБСТВЕННОЙ МОЩИ. Спокойствие, незыблемость, кажется, навсегда вытеснены страстями, возбуждением и эмоциями.

МНОГОМЕРНОСТЬ

(ПРОТИВОПОЛОЖНАЯ ВИБРАЦИЯ ГЕКСАГРАММЫ №60)

ЕДИНЕНИЕ СО СВОИМ ВЫСШИМ Я

Единение

ЕДИНЕНИЕ СО СВОИМ ВЫСШИМ Я – это, прежде всего, признание своей изначальной божественной природы и стремление усилить свои божественные качества. СТРАХ СВОЕЙ СОБСТВЕННОЙ МОЩИ является основным препятствием на пути к ЕДИНЕНИЮ СО СВОИМ ВЫСШИМ Я.

ТАК ТИХО ВНУТРИ, ЧТО ЛЮБАЯ МЫСЛЬ ТУТ ЖЕ ПРОЯВЛЯЕТСЯ ВОВНЕ!

И С НЕЙ УЖЕ НЕ СОВЛАДАТЬ!

КАК ЖЕ СТРАШНО!

Здесь хороша притча (С. С. Сарасвати «Хатха йога ПРАДИПИКА»): Один йог ушел в джунгли для практики самосовершенствования. Через какое-то время он достиг уровня раскрытия чакры Анахаты, что внешне проявляется, как исполнение желаний.

«Сколько же дней я ничего не ел?», - подумал йог. И вскоре наткнулся на куст сочных вкусных ягод. «Попить бы сейчас», - была следующая мысль, и он увидел бьющий в траве ручеек чистой воды. Счастливый, он прилег на траву под лучами утреннего солнца. «Какие красивые густые заросли. В них наверняка есть тигры. А что, как тигр найдет меня и съест». Вскоре появился из зарослей огромный тигр. Йог не смог от него убежать, как ни старался. Тигр съел йога.

Будьте осторожны с мыслями. На этом уровне они имеют свойство воплощаться!

Позиции для осознания:

1. СТРАХ СВОЕЙ СОБСТВЕННОЙ МОЩИ. Если Вы будете бояться творить свою реальность, то поневоле будете вовлечены в другую реальность, которую создал кто-то другой.

2. СТРАХ СВОЕЙ СОБСТВЕННОЙ МОЩИ - высокий духовный уровень, характеризующийся, прежде всего, растворением собственного эго, проявляющийся как отсутствие всяких желаний. Здесь Вы находитесь на острие ножа. Отсутствие желаний есть остановка постоянных вибраций суеты, так свойственных обычному человеку. На этом фоне любая мысль, посетившая Вас, обладает десятикратной энергией и легко воплощается в действительности. Без строжайшей дисциплины ума могут появиться случайные мысли или ассоциации. Они легко могут материализоваться, если вызовут в Вас эмоциональный (энергетический) отклик. Случайная мысль может уничтожить Вас или отбросить далеко назад. Страх обоснован. Пора поставить строгие пределы.

3. Страх своей собственной мощи - начальный этап овладения энергией мысли. Это можно сравнить с ситуацией, когда Вы вынуждены управлять космической ракетой, но еще не освоились с пультом управления. Страшно захватывающая опасность!

4. Как можно бояться того, чего нет? Человек немощное и жалкое существо во всех аспектах, с непомерным чувством собственной значимости! Если эту значимость раздуть до небес, то действительно можно перепугаться. Так зарождается страх своей собственной мощи.

5. СТРАХ СВОЕЙ СОБСТВЕННОЙ МОЩИ при активизации чакр над головой более чем обоснован. Преодолеть его можно путем постоянной тренировки своей реакции на любые события. Осудил, обиделся – сам создал очень крутые для себя события, с которыми на проявленном уровне бороться бесполезно. На этом высоком энергетическом уровне необходимо реагировать на любые, самые ужасные события только любовью. Другого способа избежать негативных проявления своей мощи НЕТ!

6. «Я – смертный человек с неожиданно проявляющимися свойствами Бога! Как это может быть? Как это совмещается?»Лучше просто принять этот факт. Кто вообще сказал что Бог должен обладать такими-то свойствами и не может при этом обладать противоположными. Глупо накладывать на Бога условия и ограничения. Бог может всё, в том числе и пребывать в смертном, болеющем теле человека.

7. «Если сможешь освободить свой ум от мыслей, то и сердце обретёт покой», - Лао-Цзы «Дао дэ цзин».

8. «Чтобы наслаждаться хорошим здоровьем, чтобы создать истинное счастье для своей семьи, чтобы принести мир всем, нужно сначала обуздать и контролировать свой собственный ум. Если человек может управлять своим сознанием, то он сможет найти путь к Просветлению и вся мудрость и добродетель, естественно, придут к нему», - Будда.

9. «Попробуйте дайте хоть один шанс невозможному. Вы никогда не задумывались, как оно, это невозможное, устало, как оно нуждается в нас», - Ромен Гари.

10. «Внутри каждого человека есть дремлющие силы; силы, способны удивлять его самого, так как он зачастую и не предполагает, что обладает ими; силы способные перевернуть жизнь, стоит их только поднять из глубин и привести в действие», - Орисон Марден.

Итак, перед нами ситуация, получившая в китайской классической «Книге перемен» название

«Ограничение» .
Если вы помните, еще совсем недавно ваша жизнь протекала в отдалении от внешнего мира. Это не было изоляцией - наоборот, уединение стало для вас способом развить и приумножить свои таланты. Вы на время отгородились от окружающих, чтобы получить больше шансов для совершенствования собственной личности.
Без сомнения, вы благополучно справились с предложенной вам задачей. Но именно в успешном продвижении вперед, все глубже и глубже в сторону обособления вашей личности, таилась главная опасность прежней ситуации. И эта опасность вскоре разрослась до таких размеров, что не замечать ее стало невозможно.
Речь в данном случае идет о том, что одновременно с «выключением» вас из социума медленно, но неуклонно ваша жизнь стала погружаться в хаос. Этот процесс был вызван тем, что ситуация «раздробления», предшествующая нынешней, в какой-то момент вышла из-под вашего контроля и стала развиваться произвольно.
Так что сейчас вы встали перед выбором: продолжать двигаться в заданном направлении, невзирая на возникающие на вашем пути препятствия, или же попытаться как-то ограничить хаос, еще только набирающий силу. В любом случае вам стоит прислушаться к советам, которые дает «Книга перемен».

Большое значение процесс ограничения должен иметь и для

ваших отношений с окружающими . Настала пора, когда необходимо сделать свои идеи и планы - хотя бы отчасти - достоянием окружающих. Так вы сможете критически взглянуть на те замыслы, что сформировались за время вашего уединения.
Помимо разумной критики, следует искать среди друзей и коллег людей, сочувствующих вашим планам. Вряд ли вы будете добиваться своих целей в «гордом одиночестве» - это, увы, малорезультативно. Несомненно, по ходу дела вам потребуется помощь кого-то из окружающих. Не лучше ли позаботиться об этом заранее?

Опять же, прежде чем вы начнете планировать на будущее свои

работу и отдых , не мешает прислушаться к тому, что говорят вокруг вас люди. Не исключено ведь, что именно так вы сумеете обнаружить нечто чрезвычайно для вас привлекательное.
Да и в любом случае вам следует почаще напоминать о себе, что временная «изоляция» никогда не была для вас самоцелью. Она служила задачам совершенствования вашей индивидуальности. Поэтому теперь, когда данная ситуация близится к концу, необходим «выход» на других людей. Только так ваша деятельность будет по-настоящему успешной!

Исполнение вашего желания

уже на подходе, но и тут вам, чтобы добиться необходимых результатов, потребуется проявить терпение. Не стремитесь получить «все и сразу» - такой подход доставит вам много неприятностей. Действуйте не торопясь и обдуманно: так вы куда быстрее достигнете своей цели!

И друзей, и недругов нужно судить равной мерой.
Менандр

Состав

ГУА ВЕРХНИЙ, КАНЬ. ВОДА. ОПАСНОСТЬ. СРЕДНИЙ СЫН. СЕВЕР. УХО.
ГУА НИЖНИЙ, ДУЙ. ВОДОЕМ. ПРОВОДИМОСТЬ. МЛАДШАЯ ДОЧЬ. ЗАПАД. РОТ.

Объяснение структуры

Над Водоемом имеется Вода, Мера. По мере течения времени Небо и Земля обретают завершенность.

Состав обоих гуа

ГУА НИЖНИЙ, ДУЙ. ВОДОЕМ. ПРОВОДИМОСТЬ. МЛАДШАЯ ДОЧЬ. ЗАПАД. РОТ.

НАЧАЛЬНЫЙ ЯН.

Не выходишь из внутреннего Двора, то есть остаешься верным себе.

ВТОРОЙ ЯН.

Не покидаешь внешнего двора - несчастье; внешние воздействия нужно и можно изменять, ичаче невозможны ни рост, ни прогресс.

ТРЕТИЙ ИНЬ.

Нарушаешь законы - нет меры, к кому же претензии?

ГУА ВЕРХНИЙ, КАНЬ. ВОДА. ОПАСНОСТЬ СРЕДНИЙ СЫН. СЕВЕР. УХО.

ЧЕТВЕРТЫЙ ИНЬ.

Соразмеряй свои потребности с возможностями, данными тебе свыше.

ПЯТЫЙ ЯН.

Удовлетворенность от наслаждения всем, но в меру.

ШЕСТОЙ ИНЬ.

Путь безмерности истощает, это - несчастье, вспомните Мидаса, критского царя.

Главное в гуа

Как и в жизни - соблюдать во всем меру.

Основной тезис

Наслаждайся, но в меру.

Прорицательный аспект

Умеренность и аккуратность - молчалинский девиз - в жизнь.
Все дела закончатся успешно, но будь терпелив.
Соблюдение грех обетов поможет во всем.

Соответствие с Таро

Аркан XIV, Умеренность. Умеренность - динамическое равновесие. Аркан говорит о том, что жизнь поддерживается за счет соединения энергий, союза противоположных тенденций, и поведение человека должно быть уравновешенным. Умеренным. Это примирение противоположностей и составляет первый этап посвящения.

Мера дает веру - принимается это посредством знака ЧЖУН ФУ, СРЕДИННОЕ ДОВЕРИЕ.

Резюме. Интерпретация при гадании

1. Общественное положение, политика.

Умеренность и аккуратность - молчалинский девиз - залог вашего успеха во всех сферах, в том числе и в политической. Главное - не растерять тех возможностей, которые даны вам Всевышним. Соблюдение обетов и заповедей удесятерит ваши успехи.

2. Бизнес (все, что связано с материальным миром, Тельцом, Пентаклями).

Бизнес. Даже те дела, которые ранее считались обреченными на провал, теперь могут получить новое направление, новую окраску. Изменение обстоятельств - в вашу пользу.

3. Взаимоотношения (любовь, отношения полов, жизнь в семье)

Любовь. Спокойные доверительные отношения, переходящие в создание семьи, ведущее к браку. Время для построения семьи самое подходящее.

4. Межличностные отношения.

Межличностные отношения обретают спокойную уверенную форму. Они доверительны и уважительны. То же - в семье. Дети послушны, если есть еле заметные проблемы, они пройдут.

5. Здоровье (на физическом и тонком планах).

Болезни, связанные со злоупотреблением удовольствиями. В том числе венерические и кожные заболевания.

6. Тенденция.

Направление ваших действий верное. Соблюдение меры во всем - вот принцип этого знака.

АРКАН XIV, УМЕРЕННОСТЬ

Соблюдение моральных норм и кодекса жизненных правил дает ошеломляющие результаты. Кто познал это в полной мере, тот имеет в гадании этот великолепный знак.

Свобода обдуманных действий - абсолютный факт. Человек свободен и остается таковым вечно - на земле, в преисподней, в чистилище и в раю - всегда и повсюду. Он хранит память, то есть в настоящем, переходящем в будущее, осознает непрерывную необозримость прошлого.

Ангел-хранитель несет духовное подвижничество, поиск и устремления души, он заполняет психические бреши души, возникшие в результате искажения истины.

Выберите номер гексаграммы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 и смотрите ее толкование ниже

Книга Перемен – толкование гексаграммы №60

Цзе. Ограничение

Во время процесса раздробления и индивидуализации недостатком его может явиться его безостановочность. Он должен быть взят в известные рамки. Если в предыдущем был дан образ ряби на воде, причем никак не было указано, что эта вода ограничена, то могла появиться мысль – вода эта разольется, иными словами, данный процесс индивидуализации может идти все дальше и дальше, и внутренние противоречия его уже сами могут привести к истощению. Поэтому на смену ему говорится о процессе ограничения. Образно это выражено в гексаграмме тем, что триграмма Кань ("вода") помещена над триграммой Дуй ("водоем"). Так вода введена в русло, введена в берега, т.е. дано ограничение. Это ограничение служит развитию, потому что развитие предполагает создание новых ценностей, а если бы не было ограничения, то индивидуализация, не имеющая остановки, не вела бы к созданию новых ценностей, ибо ничто не могло бы в этом процессе устоять, все подвергалось бы распаду все дальше и дальше. Таким образом, то горе, которое могло бы возникнуть в результате безостановочного раздробления, тоже подвержено ограничению, ибо, как и все остальное, оно не может навеки оставаться неизменным. Поэтому в тексте говорится:

Ограничение.
Свершение.
Горе ограничено.
[Оно] не может быть стойким.

1. На первой позиции ограничение проявляется в образе максимальной замкнутости. Поскольку первая позиция представляет собою пребывание в самых глубинах индивидуальности, здесь человек никуда не выходит из самого себя, он ограничен в самом себе. Осознав себя как индивидуальность, он остается только наедине с самим собою. Из контекста предыдущих гексаграмм следовало, что такое пребывание в себе самом может привести к неблагоприятным последствиям. Однако, поскольку рассматривается как необходимый именно процесс ограничения, постольку "Книга перемен" говорит о благоприятном исходе, ибо такой процесс здесь необходим. Так, в тексте мы читаем:

В начале сильная черта.
Не выйдешь из внутреннего двора.
Хулы не будет.

2. Если такое пребывание в себе, которое указано выше, и бывает необходимым, то только до известного срока, ибо сохранение предыдущего состояния во время последующего этапа приводит лишь к несчастью. Если бы человек даже распространил свою деятельность несколько дальше, чем было возможно и нужно в предыдущей позиции, но не достиг бы того широкого охвата своего окружения, который требуется в таком периоде времени, это привело бы лишь к несчастью. В тексте сказано:

Сильная черта на втором [месте].
Не выйдешь из внешнего двора.
Несчастье.

3. На третьей позиции выход вовне становится уже необходимым, поэтому о наличии его текст здесь даже и не упоминает, ибо такой выход вовне наступит сам собой, если человек достиг в развитии своей жизненной ситуации этой третьей позиции. Однако при выходе вовне человек должен сам в себе найти сдерживающие стимулы, должен сам себя уметь ограничивать. Ибо если он не будет ограничивать сам себя, то, безусловно, будет совершать поступки, стоящие в противоречии с такой же необходимостью выхода вовне у других людей. Если это принято им во внимание, то он может выйти с достоинством из создавшегося положения. В таком отношении находится последнее замечание данного афоризма к его первому утверждению. В тексте это сказано так:

Слабая черта на третьем [месте].
[Если] не [будешь] ограничивать [себя],
то [будет о чем] вздыхать.
Хулы не будет.

4. Все, что должно было быть сделано во внутренней жизни, здесь является достигнутым. Человек может приобрести известную уверенность в своих действиях. Если он находит в себе самом умение ставить себе цель и ставить пределы своей деятельности, то может достичь того спокойствия, которое возникает благодаря умению ограничить себя, и того развития в дальнейшем, которое наступает в результате самостоятельного ведения своих поступков. Поэтому в тексте говорится:

Слабая черта на четвертом [месте].
Успокоишься в ограничении.
Свершение.

5. Характерная черта пятой позиции – это уравновешенность, одинаковая удаленность от обеих крайностей. Такая гармония, которая проявляется и вне, и внутри, приводит к тому, что человек может находить наслаждение в своем ограничении. С другой стороны, пятая позиция предназначена для широкого действия во внешнем. Но человек, действующий на этой позиции, если он исходит из ее сути, может совершить лишь великие дела – такие, которые вызывают похвалу со стороны окружающих людей. Вот почему в тексте сказано:

Сильная черта на пятом [месте].
Сладкое ограничение.
Счастье.
[Если] выступишь, [то] будет похвала.

6. Уравновешенность, свойственная предыдущей позиции, здесь уже утрачена. Поэтому ограничение воспринимается как нечто внешнее. Символически это выражено уже в самой позиции, которая является самой внешней позицией всей гексаграммы. Поэтому ограничение, которое возникает здесь, может быть пережито как некое давление извне и осознается лишь как нечто горестное и гнетущее. Стойкое пребывание в таком состоянии может вызвать лишь несчастье. Здесь следовало бы принять во внимание переходный характер данной позиции, перейти к следующей степени процесса ограничения и стремиться к работе над самим собой в пределах тех рамок, которые поставлены уже в предыдущем. Если это принято во внимание, то раскаяние в предыдущих ошибках может отпасть. Потому в тексте следует видеть два афоризма: один – характеризующий объективность данной ситуации, и второй – об отсутствии раскаяния как результате правильно понятой и исправленной ситуации. Так, в тексте написано:

Наверху слабая черта.
Горькое ограничение.
Стойкость – к несчастью.
Раскаяние исчезнет.

Ваша жизнь идет хаотично, в ней слишком много неопределенностей. Поделитесь с другими людьми вашими планами, вы получите ряд ценных советов. Если вы получите заманчивое предолжение, не хватайтесь за него сразу - вполне вероятно, что оно не так выгодно, как кажется на первый взгляд. Будьте осторожны в отношении новых знакомств и любовных связей. Вполне вероятно, что по истечении некоторого времени вы сильно разочаруетесь в своих новых знакомых. Не интригуйте и не стройте козни окружающим - в конечном итоге это обернется против вас.

ваше желание

Для исполнения вашего желания главное - терпение. Не пытайтесь получить все и сразу, это не принесет ничего хорошего.

Объяснение гексаграммы

полное объяснение 60-й гексаграммы → Цзэ: Ограничение

Объяснение каждой черты

объяснение черт гексаграммы снизу вверх

Во время процесса раздробления и индивидуализации недостатком его может явиться его безостановочность. Он должен быть взят в известные рамки. Если в предыдущем был дан образ ряби на воде, причем никак не было указано, что эта вода ограничена, то могла появиться мысль: вода эта разольется, иными словами, данный процесс индивидуализации может идти все дальше и дальше, и внутренние противоречия его уже сами могут привести к истощению. Поэтому на смену ему говорится о процессе ограничения. Образно это выражено в гексаграмме тем, что триграмма "вода" помещена над триграммой "водоем". Так, вода введена в русло, введена в берега. Таким образом, дано ограничение. Это ограничение служит развитию, потому что развитие предполагает создание новых ценностей, и если бы не было ограничения, то индивидуализация, не имеющая остановки, не вела бы к созданию новых ценностей, ибо ничто не могло бы в этом процессе устоять, все подвергалось бы распаду все дальше и дальше. Таким образом, то горе, которое могло бы возникнуть в результате безостановочного раздробления, тоже подвержено ограничению, ибо, как и все остальное, оно не может навеки оставаться неизменным. Поэтому в тексте здесь говорится: Ограничение. Свершение. Горе ограничено. Оно не может быть стойким.

На первой позиции ограничение проявляется в образе максимальной замкнутости. Поскольку первая позиция представляет собою пребывание в самых глубинах индивидуальности, здесь человек никуда не выходит из самого себя, он ограничен в самом себе. Осознав себя как индивидуальность, он остается только наедине с самим собою. Из контекста предыдущих гексаграмм следовало, что такое пребывание в себе самом может привести к неблагоприятным последствиям. Однако поскольку здесь рассматривается как необходимый именно процесс ограничения, постольку "Книга Перемен" говорит о благоприятном исходе, ибо такой процесс здесь необходим. Так, в тексте мы читаем: В начале сильная черта. Не выйдешь из внутреннего двора. Хулы не будет.

Если такое пребывание в себе, которое указано выше, и бывает необходимым, то только до известного срока, ибо сохранение предыдущего состояния во время последующего этапа приводит лишь к несчастью. Если бы человек даже распространил свою деятельность несколько дальше, чем было возможно и нужно в предыдущей позиции, но не достиг бы того широкого охвата своего окружения, который требуется в таком периоде времени, то это привело бы лишь к несчастью. В тексте здесь сказано: Сильная черта на втором месте. Не выйдешь из внешнего двора. Несчастье.

На третьей позиции выход вовне становится уже необходимым, поэтому о наличии его текст здесь даже и не упоминает, ибо такой выход вовне наступит сам собой, если человек достиг в развитии своей жизненной ситуации до этой третьей позиции. Однако при выходе вовне человек должен сам в себе найти сдерживающие стимулы, должен сам себя уметь ограничивать. Если это принято им во внимание, то он может выйти с достоинством из создавшегося положения. В тексте это сказано так: Слабая черта на третьем месте. Если не будешь ограничивать себя, то будет о чем вздыхать. Хулы не будет.

Все, что должно быть сделано во внутренней жизни, здесь является достигнутым. Человек может приобрести известную уверенность в своих действиях. Если он находит в себе самом умение ставить себе цель и ставить пределы своей деятельности, то человек может достичь того спокойствия, которое возникает благодаря умению ограничить себя, и того развития в дальнейшем, которое наступает в результате самостоятельного ведения своих поступков. Поэтому в тексте здесь говорится: Слабая черта на четвертом месте. Успокоишься в ограничении. Свершение.

Характерная черта пятой позиции - это уравновешенность, одинаковая удаленность от обеих крайностей. Такая гармония, которая проявляется и вне и внутри, приводит к тому, что человек может находить наслаждение в своем ограничении. Но человек, действующий на этой позиции, если он исходит из ее сути, может совершить лишь великие дела, - такие, которые вызывают похвалу со стороны окружающих людей. Вот почему в тексте здесь сказано: Сильная черта на пятом месте. Сладкое ограничение. Счастье. Если выступишь, то будет похвала.

Уравновешенность, свойственная предыдущей позиции, здесь уже утрачена. Поэтому ограничение воспринимается здесь как нечто внешнее. Символически это выражено уже в самой позиции, которая является самой внешней позицией гексаграммы. Поэтому ограничение, которое возникает здесь, может быть пережито как нечто горестное и гнетущее. Стойкое пребывание в таком состоянии может вызвать лишь несчастье. Здесь следовало бы принять во внимание переходный характер данной позиции, перейти к следующей ситуации степени процесса ограничения и стремиться к работе над самим собой в пределах тех рамок, которые поставлены уже в предыдущем. Если это принято во внимание, то раскаяние в предыдущих ошибках может отпасть. Потому в тексте здесь следует видеть два афоризма: один, характеризующий объективность данной ситуации, и второй - отсутствие раскаяния как результата правильно понятой и исправленной ситуации. Так, в тексте здесь написано: Наверху слабая черта. Горькое ограничение. Стойкость - к несчастью. Раскаяние исчезнет.