Гиа по физике основная волна вариант 1332. Гало и венцы


Ответ поясните.


Фазовые переходы

фазовыми переходами

Решение.

Ответ: 1

1) только А

2) только Б

4) ни А, ни Б

Решение.

неверно .

неверно .

Ответ: 4

Один конец же­лез­ной про­во­ло­ки при­кре­пи­ли к не­по­движ­но­му штативу, а ко вто­ро­му концу при­кре­пи­ли груз и пе­ре­ки­ну­ли про­во­ло­ку через не­по­движ­ный блок, в ре­зуль­та­те чего она ока­за­лась на­тя­ну­той горизонтально, по­лу­чив воз­мож­ность из­ме­нять свою длину. Через про­во­ло­ку на­ча­ли про­пус­кать элек­три­че­ский ток, мед­лен­но на­гре­вая её до крас­но­го каления. При на­гре­ва­нии про­во­ло­ка све­ти­лась всё ярче и, вслед­ствие теп­ло­во­го расширения, мед­лен­но удлинялась. При тем­пе­ра­ту­ре +917 °C произошёл фа­зо­вый переход. Укажите, что про­изо­шло с яр­ко­стью све­че­ния про­во­ло­ки в мо­мент фа­зо­во­го пе­ре­хо­да - она на­ча­ла све­тить­ся более ярко или более туск­ло по срав­не­нию с моментом, пред­ше­ству­ю­щим фа­зо­во­му переходу?

Ответ поясните.

Решение.

Решение.

1. Яр­кость све­че­ния уменьшилась.

2. На­блю­да­е­мый пе­ре­ход яв­ля­ет­ся фа­зо­вым пе­ре­хо­дом пер­во­го рода. Он про­ис­хо­дит с по­гло­ще­ни­ем теплоты. Эта теп­ло­та в мо­мент фа­зо­во­го пе­ре­хо­да от­би­ра­ет­ся от проволоки, в ре­зуль­та­те чего её тем­пе­ра­ту­ра па­да­ет и яр­кость све­че­ния уменьшается.

Один конец же­лез­ной про­во­ло­ки при­кре­пи­ли к не­по­движ­но­му штативу, а ко вто­ро­му концу при­кре­пи­ли груз и пе­ре­ки­ну­ли про­во­ло­ку через не­по­движ­ный блок, в ре­зуль­та­те чего она ока­за­лась на­тя­ну­той горизонтально, по­лу­чив воз­мож­ность из­ме­нять свою длину. Через про­во­ло­ку про­пу­сти­ли элек­три­че­ский ток, на­грев её до крас­но­го каления. Затем силу тока на­ча­ли мед­лен­но уменьшать, по­сте­пен­но по­ни­жая тем­пе­ра­ту­ру проволоки. При осты­ва­нии про­во­ло­ка све­ти­лась всё менее ярко и, вслед­ствие теп­ло­во­го сжатия, мед­лен­но укорачивалась. При тем­пе­ра­ту­ре +917 °C произошёл фа­зо­вый переход. Укажите, что про­изо­шло с яр­ко­стью све­че­ния про­во­ло­ки в мо­мент фа­зо­во­го пе­ре­хо­да - она на­ча­ла све­тить­ся более ярко или более туск­ло по срав­не­нию с моментом, пред­ше­ству­ю­щим фа­зо­во­му переходу?

Ответ поясните.


Фазовые переходы

Известно, что при изменении внешних условий - температуры или давления - вещество может изменять своё агрегатное состояние (переходить из газообразной формы в жидкую, из жидкой в твёрдую, либо из газообразной в твёрдую, и обратно). Однако, как показывает опыт, возможен и другой тип превращения вещества. Вещество при изменении внешних условий может изменять какие-либо свои свойства, оставаясь при этом в прежнем агрегатном состоянии. Такие изменения свойств вещества называют фазовыми переходами , и говорят, что вещество перешло из одной фазы в другую. Любое изменение агрегатного состояния, естественно, является фазовым переходом. Обратное утверждение неверно. Таким образом, фазовый переход - более широкое понятие, чем изменение агрегатного состояния.

Различают два основных типа фазовых переходов. Их так и называют - фазовый переход первого рода и фазовый переход второго рода. При фазовом переходе первого рода скачком изменяются плотность вещества и его внутренняя энергия (при этом другие характеристики также могут меняться). Последнее означает, что при фазовом переходе первого рода выделяется или поглощается теплота. Примерами фазового перехода первого рода как раз могут служить упомянутые выше изменения агрегатного состояния вещества. Например, при превращении воды в лёд плотность вещества уменьшается (вещество расширяется) и выделяется теплота замерзания (равная по модулю теплоте плавления, поглощающейся при обратном фазовом переходе). При этом уменьшается удельная теплоёмкость вещества.

При фазовом переходе второго рода плотность вещества и его внутренняя энергия остаются неизменными, поэтому такие переходы могут быть внешне незаметными. Зато скачкообразно изменяются удельная теплоёмкость вещества, его коэффициент теплового расширения и некоторые другие характеристики. Примерами фазовых переходов второго рода могут служить переход металлов и сплавов из обычного состояния в сверхпроводящее, а также переход твёрдых веществ из аморфного состояния в стеклообразное.

Интересные примеры фазовых переходов первого рода наблюдаются у некоторых металлов. Например, если нагревать железо, то при достижении температуры +917 °C происходит перестройка его кристаллической решетки, в результате чего наблюдается увеличение плотности вещества и поглощается теплота фазового перехода. Этот фазовый переход обратим - при понижении температуры обратно до +917 °C плотность железа, наоборот, уменьшается, и происходит выделение теплоты фазового перехода.

Фазовые переходы могут быть и необратимыми. Ярким примером такого перехода может служить превращение так называемого «белого олова» в так называемое «серое олово». При комнатной температуре белое олово является пластичным металлом. При понижении температуры до примерно +13 °C оно начинает медленно переходить в другое фазовое состояние - серое олово - в котором олово существует в виде порошка. Фазовый переход происходит с очень малой скоростью (то есть после понижения температуры ниже точки фазового перехода олово всё ещё остаётся белым, но это состояние нестабильно). Однако фазовый переход резко ускоряется при понижении температуры до –33 °C, а также при контакте серого олова с белым оловом. Поскольку при данном фазовом переходе происходит резкое уменьшение плотности (и увеличение объёма), то оловянные предметы рассыпаются в порошок, причём попадание этого порошка на «не пораженные» предметы приводит к их быстрой порче (предметы как бы «заражаются»). Вернуть серое олово в исходное состояние возможно только путём его переплавки.

Описанное явление получило название «оловянная чума». Оно явилось основной причиной гибели экспедиции Р.Ф. Скотта к Южному полюсу в 1912 г. (экспедиция осталась без топлива - оно вытекло из баков, запаянных оловом, которое поразила «оловянная чума»). Также существует легенда, согласно которой одной из причин неудачи армии Наполеона в России явились сильные зимние морозы, которые превратили в порошок оловянные пуговицы на мундирах солдат. «Оловянная чума» погубила многие ценнейшие коллекции оловянных солдатиков. Например, в запасниках петербургского музея Александра Суворова превратились в труху десятки фигурок - в подвале, где они хранились, во время суровой зимы лопнули батареи отопления.

Переход воды из жид­ко­го со­сто­я­ния в га­зо­об­раз­ное при кипении

1) является фа­зо­вым пе­ре­хо­дом пер­во­го рода

2) является фа­зо­вым пе­ре­хо­дом вто­ро­го рода

3) не яв­ля­ет­ся фа­зо­вым переходом

4) может быть отнесён к фа­зо­во­му пе­ре­хо­ду как первого, так и вто­ро­го рода – в за­ви­си­мо­сти от условий, при ко­то­рых про­ис­хо­дит переход

Решение.

Переход воды из жид­ко­го со­сто­я­ния в га­зо­об­раз­ное при ки­пе­нии со­про­вож­да­ет­ся скач­ко­об­раз­ным из­ме­не­ни­ем плот­но­сти ве­ще­ства и при этом по­гло­ща­ет­ся теп­ло­та парообразования, следовательно, это фа­зо­вый пе­ре­ход пер­во­го рода.

Правильный ответ ука­зан под номером: 1.

Ответ: 1

При фа­зо­вом пе­ре­хо­де скач­ком из­ме­ни­лась удель­ная теплоёмкость вещества.

Какое(-ие) утверждение(-я) справедливо(-ы)?

А. Дан­ный пе­ре­ход обя­за­тель­но яв­ля­ет­ся фа­зо­вым пе­ре­хо­дом вто­ро­го рода.

Б. Дан­ный пе­ре­ход не яв­ля­ет­ся фа­зо­вым пе­ре­хо­дом вто­ро­го рода.

1) только А

2) только Б

4) ни А, ни Б

Решение.

Удель­ная теплоёмкость ве­ще­ства может из­ме­нять­ся и при фа­зо­вом пе­ре­хо­де пер­во­го рода. Утвер­жде­ние А неверно .

Про­цесс при ко­то­ром скач­ком из­ме­ня­ет­ся удель­ная теплоёмкость ве­ще­ства может яв­ляет­ся как фа­зо­вым пе­ре­хо­дом пер­во­го рода, так и фа­зо­вым пе­ре­хо­дом вто­ро­го рода. Утвер­жде­ние Б неверно .

Правильный ответ ука­зан под номером: 4.

Ответ: 4

Один конец же­лез­ной про­во­ло­ки при­кре­пи­ли к не­по­движ­но­му штативу, а ко вто­ро­му концу при­кре­пи­ли груз и пе­ре­ки­ну­ли про­во­ло­ку через не­по­движ­ный блок, в ре­зуль­та­те чего она ока­за­лась на­тя­ну­той горизонтально, по­лу­чив воз­мож­ность из­ме­нять свою длину. Через про­во­ло­ку на­ча­ли про­пус­кать элек­три­че­ский ток, мед­лен­но на­гре­вая её до крас­но­го каления. При на­гре­ва­нии про­во­ло­ка све­ти­лась всё ярче и, вслед­ствие теп­ло­во­го расширения, мед­лен­но удлинялась. При тем­пе­ра­ту­ре +917 °C произошёл фа­зо­вый переход. Укажите, что про­изо­шло с яр­ко­стью све­че­ния про­во­ло­ки в мо­мент фа­зо­во­го пе­ре­хо­да - она на­ча­ла све­тить­ся более ярко или более туск­ло по срав­не­нию с моментом, пред­ше­ству­ю­щим фа­зо­во­му переходу?

Ответ поясните.

Решение.

1. Яр­кость све­че­ния уменьшилась.

2. На­блю­да­е­мый пе­ре­ход яв­ля­ет­ся фа­зо­вым пе­ре­хо­дом пер­во­го рода. Он про­ис­хо­дит с по­гло­ще­ни­ем теплоты. Эта теп­ло­та в мо­мент фа­зо­во­го пе­ре­хо­да от­би­ра­ет­ся от проволоки, в ре­зуль­та­те чего её тем­пе­ра­ту­ра па­да­ет и яр­кость све­че­ния уменьшается.

Решение.

1. Яр­кость све­че­ния увеличилась.

2. На­блю­да­е­мый пе­ре­ход яв­ля­ет­ся фа­зо­вым пе­ре­хо­дом пер­во­го рода. Он про­ис­хо­дит с вы­де­ле­ни­ем теплоты. Эта теп­ло­та в мо­мент фа­зо­во­го пе­ре­хо­да отдаётся проволоке, в ре­зуль­та­те чего её тем­пе­ра­ту­ра воз­рас­та­ет и яр­кость све­че­ния увеличивается.

Вадим Дмитриев 25.04.2016 11:31

В решении сказано, что наблюдаемый переход является фазовым переходом первого рода, хотя в тексте сказано, что фазовый переход первого рода происходит при изменении агрегатного состояния, хотя в данном случае агрегатное состояние не изменялось.

Антон

У же­ле­за ме­ня­ет­ся кри­стал­ли­че­ская струк­ту­ра - это фа­зо­вый пе­ре­ход пер­во­го рода.

И в тексте сказано другое: при­ме­ра­ми фа­зо­во­го пе­ре­хо­да пер­во­го рода могут быть из­ме­не­ния аг­ре­гат­но­го со­сто­я­ния ве­ще­ства. Фа­зо­вые пе­ре­ходы пер­во­го рода могут проходить и без изменения аг­ре­гат­но­го со­сто­я­ния.


Звук

1) только продольные

2) только поперечные

3) и продольные, и поперечные

4) никакие

Решение.

Ответ: 3

1) интенсивность

2) громкость

3) высоту тона

Решение.

Правильный ответ ука­зан под номером: 1.

Ответ: 1

Антон

Громкость звука, при ко­то­рой че­ло­ве­че­ское ухо на­чи­на­ет ис­пы­ты­вать бо­лез­нен­ные ощущения, на­зы­ва­ет­ся бо­ле­вым порогом. Не­ко­то­рая зву­ко­вая волна имеет интенсивность, со­от­вет­ству­ю­щую по­ло­ви­не бо­ле­во­го порога. Будет ли пре­вы­шен бо­ле­вой порог, если ин­тен­сив­ность этой зву­ко­вой волны уве­ли­чит­ся в 5 раз? Ответ поясните.

Решение.

Решение.

2. Гром­кость звука воз­рас­та­ет в 2 раза при уве­ли­че­нии его ин­тен­сив­но­сти в 10 раз. При воз­рас­та­нии же ин­тен­сив­но­сти в 5 раз гром­кость вы­рас­тет менее, чем в 2 раза. По­это­му бо­ле­вой порог не будет превышен.

При ис­пы­та­нии авиа­ци­он­но­го дви­га­те­ля было установлено, что при его ра­бо­те гром­кость в 2 раза пре­вы­ша­ет мак­си­маль­но до­пу­сти­мую для ра­бо­ты об­слу­жи­ва­ю­ще­го персонала. Для ре­ше­ния этой про­бле­мы было пред­ло­же­но уста­но­вить звукоизоляцию, ко­то­рая сни­жа­ет ин­тен­сив­ность звука дви­га­те­ля в 15 раз. Будет ли этого достаточно? Ответ поясните.


Звук

Механические колебания, распространяющиеся в упругой среде, - газе, жидкости или твёрдом - называются волнами или механическими волнами. Эти волны могут быть поперечными либо продольными.

Для того, чтобы в среде могла существовать поперечная волна, эта среда должна проявлять упругие свойства при деформациях сдвига. Примером такой среды являются твёрдые тела. Например, поперечные волны могут распространяться в горных породах при землетрясении или в натянутой стальной струне. Продольные волны могут распространяться в любых упругих средах, так как для их распространения в среде должны возникать только деформации растяжения и сжатия, которые присущи всем упругим средам. В газах и жидкостях могут распространяться только продольные волны, так как в этих средах отсутствуют жёсткие связи между частицами среды, и по этой причине при деформациях сдвига никакие упругие силы не возникают.

Человеческое ухо воспринимает как звук механические волны, имеющие частоты в пределах приблизительно от 20 Гц до 20 кГц (для каждого человека индивидуально). Звук имеет несколько основных характеристик. Амплитуда звуковой волны однозначно связана с интенсивностью звука. Частота же звуковой волны определяет высоту его тона. Поэтому звуки, имеющие одну, вполне определённую, частоту, называются тональными.

Если звук представляет собой сумму нескольких волн с разными частотами, то ухо может воспринимать такой звук как тональный, но при этом он будет обладать своеобразным «окрасом», который принято называть тембром. Тембр зависит от набора частот тех волн, которые присутствуют в звуке, а также от соотношения интенсивностей этих волн. Обычно ухо воспринимает в качестве основного тона звуковую волну, имеющую наибольшую интенсивность. Например, одна и та же нота, воспроизведённая при помощи разных музыкальных инструментов (например, рояля, тромбона и органа), будет восприниматься ухом как звуки одного и того же тона, но с разным тембром, что и позволяет отличать «на слух» один музыкальный инструмент от другого.

Ещё одна важная характеристика звука - громкость. Эта характеристика является субъективной, то есть определяется на основе слухового ощущения. Опыт показывает, что громкость зависит как от интенсивности звука, так и от его частоты, то есть при разных частотах звуки одинаковой интенсивности могут восприниматься ухом как звуки разной громкости (а могут и как звуки одинаковой громкости!). Установлено, что человеческое ухо при восприятии звука ведёт себя как нелинейный прибор - при увеличении интенсивности звука в 10 раз громкость возрастает всего в 2 раза. Поэтому ухо может воспринимать звуки, отличающиеся друг от друга по интенсивности более чем в 100 тысяч раз!

Какие ме­ха­ни­че­ские волны могут рас­про­стра­нять­ся в твёрдых телах?

1) только продольные

2) только поперечные

3) и продольные, и поперечные

4) никакие

Решение.

«Про­доль­ные волны могут рас­про­стра­нять­ся в любых упру­гих средах, так как для их рас­про­стра­не­ния в среде долж­ны воз­ни­кать толь­ко де­фор­ма­ции рас­тя­же­ния и сжатия, ко­то­рые при­су­щи всем упру­гим средам. В газах и жид­ко­стях могут рас­про­стра­нять­ся толь­ко про­доль­ные волны, так как в этих сре­дах от­сут­ству­ют жёсткие связи между ча­сти­ца­ми среды, и по этой при­чи­не при де­фор­ма­ци­ях сдви­га ни­ка­кие упру­гие силы не возникают.» По­это­му в твёрдых телах могут рас­про­стра­нять­ся и продольные, и по­пе­реч­ные волны.

Правильный ответ ука­зан под номером: 3.

Ответ: 3

Два звука пред­став­ля­ют собой ме­ха­ни­че­ские волны, име­ю­щие оди­на­ко­вые амплитуды, но раз­ные частоты. Эти звуки обя­за­тель­но имеют одинаковую

1) интенсивность

2) громкость

3) высоту тона

4) интенсивность и вы­со­ту тона

Решение.

«Опыт показывает, что гром­кость за­ви­сит как от ин­тен­сив­но­сти звука, так и от его частоты, то есть при раз­ных ча­сто­тах звуки оди­на­ко­вой ин­тен­сив­но­сти могут вос­при­ни­мать­ся ухом как звуки раз­ной гром­ко­сти (а могут и как звуки оди­на­ко­вой громкости!).» При оди­на­ко­вой амплитуде волн эти волны имеют оди­на­ко­вые интенсивности.

Правильный ответ ука­зан под номером: 1.

Ответ: 1

получается, что при одинаковой амплитуде и громкость звука, как интенсивность, будет одинаковой, что вполне объяснимо. Но если ученик выберет громкость, то ответ зачтется как не верный. Зачем в задаче давать два возможных ответа, когда выбрать нужно один?

Антон

Слуховые ощущения волн разной частоты могут быть разными. Поэтому громкости двух волн с оди­на­ко­вой ам­пли­ту­дой, но с разными ча­сто­тами могут отличаться.

Громкость звука, при ко­то­рой че­ло­ве­че­ское ухо на­чи­на­ет ис­пы­ты­вать бо­лез­нен­ные ощущения, на­зы­ва­ет­ся бо­ле­вым порогом. Не­ко­то­рая зву­ко­вая волна имеет интенсивность, со­от­вет­ству­ю­щую по­ло­ви­не бо­ле­во­го порога. Будет ли пре­вы­шен бо­ле­вой порог, если ин­тен­сив­ность этой зву­ко­вой волны уве­ли­чит­ся в 5 раз? Ответ поясните.

Решение.

2. Гром­кость звука воз­рас­та­ет в 2 раза при уве­ли­че­нии его ин­тен­сив­но­сти в 10 раз. При воз­рас­та­нии же ин­тен­сив­но­сти в 5 раз гром­кость вы­рас­тет менее, чем в 2 раза. По­это­му бо­ле­вой порог не будет превышен.

Решение.

2. Гром­кость звука умень­ша­ет­ся в 2 раза при умень­ше­нии его ин­тен­сив­но­сти в 10 раз. При сни­же­нии ин­тен­сив­но­сти в 15 раз гром­кость упадёт более, чем в 2 раза. По­это­му за­да­ча сни­же­ния гром­ко­сти ниже пре­дель­но до­пу­сти­мой будет решена.


Пересыщенный пар

Что произойдёт, если сосуд с некоторым количеством жидкости закрыть крышкой? Наиболее быстрые молекулы воды, преодолев притяжение со стороны других молекул, выскакивают из воды и образуют пар над водной поверхностью. Этот процесс называется испарением воды. С другой стороны, молекулы водяного пара, сталкиваясь друг с другом и с другими молекулами воздуха, случайным образом могут оказаться у поверхности воды и перейти обратно в жидкость. Это есть конденсация пара. В конце концов при данной температуре процессы испарения и конденсации взаимно компенсируются, то есть устанавливается состояние термодинамического равновесия. Водяной пар, находящийся в этом случае над поверхностью жидкости, называется насыщенным.

Давление насыщенного пара — наибольшее давление, которое может иметь пар при данной температуре. При увеличении температуры давление и плотность насыщенного пара увеличиваются (см. рисунок).

Водяной пар становится насыщенным при достаточном охлаждении (процесс АВ ) или в процессе дополнительного испарения воды (процесс АС ). При достижении состояния насыщения начинается конденсация водяного пара в воздухе и на телах, с которыми он соприкасается. Роль центров конденсации могут играть ионы, мельчайшие капельки воды, пылинки, частички сажи и другие мелкие загрязнения. Если убрать центры конденсации, то можно получить пересыщенный пар.

На свойствах пересыщенного пара основано действие камеры Вильсона – прибора для регистрации заряженных частиц. След (трек) частицы, влетевшей в камеру с пересыщенным паром, виден на фотографии как линия, вдоль которой конденсируются капельки жидкости.

Длина трека частицы зависит от заряда, массы, начальной энергии частицы. Длина трека увеличивается с возрастанием начальной энергии частицы. Однако при одинаковой начальной энергии тяжёлые частицы обладают меньшими скоростями, чем лёгкие. Медленно движущиеся частицы взаимодействуют с атомами среды более эффективно и будут иметь меньшую длину пробега.

Переходу во­дя­но­го пара, пер­во­на­чаль­но на­хо­дя­ще­го­ся в со­сто­я­нии А (см. ри­су­нок выше), в со­сто­я­ние насыщения

1) со­от­вет­ству­ет толь­ко про­цесс АВ

2) со­от­вет­ству­ет толь­ко про­цесс АС

3) со­от­вет­ству­ет толь­ко про­цесс АD

4) со­от­вет­ству­ют все три ука­зан­ных процесса: АВ , АС и АD

Решение.

«Водяной пар ста­но­вит­ся на­сы­щен­ным при до­ста­точ­ном охла­жде­нии (процесс АВ ) или в про­цес­се до­пол­ни­тель­но­го ис­па­ре­ния воды (процесс АС ).» Про­цесс AD со­от­вет­ству­ет од­но­вре­мен­но­му из­ме­не­нию тем­пе­ра­ту­ры и плот­но­сти пара и также при­во­дит пар в со­сто­я­ние насыщения.

Ответ: 4

Плотность во­дя­но­го пара в воз­ду­хе со­став­ля­ет Тем­пе­ра­ту­ра воз­ду­ха со­став­ля­ет 22 °С. Об­ра­зо­ва­ние ту­ма­на можно будет наблюдать, если при не­из­мен­ной плот­но­сти во­дя­но­го пара

1) тем­пе­ра­ту­ра по­вы­сит­ся до 23 °С

2) тем­пе­ра­ту­ра по­вы­сит­ся до 26 °С

3) тем­пе­ра­ту­ра по­ни­зит­ся до 21 °С

4) тем­пе­ра­ту­ра по­ни­зит­ся до 18 °С

Решение.

Туман об­ра­зу­ет­ся когда во­дя­ной пар яв­ля­ет­ся насыщенным. Об­ра­тим­ся к приведённой в тек­сте за­ви­си­мо­сти плот­но­сти на­сы­щен­но­го во­дя­но­го пара от температуры. Из за­ви­си­мо­сти видно что для того, чтобы при­ве­сти пар при тем­пе­ра­ту­ре 22 °С и плот­но­сти к насыщению, не­об­хо­ди­мо со­вер­шить про­цесс ана­ло­гич­ный про­цес­су AB , т. е. по­ни­зить температуру. Из за­ви­си­мо­сти видно что её не­об­хо­ди­мо по­ни­зить до тем­пе­ра­ту­ры ниже 20 °C. Из предложенных вариантов подходит 18 °C.

Правильный ответ ука­зан под но­ме­ром 4.

Ответ: 4

Ядра дей­те­рия и три­тия име­ю­щие оди­на­ко­вую на­чаль­ную энергию, вле­та­ют в ка­ме­ру Вильсона. У ка­ко­го из ядер длина про­бе­га будет больше? Ответ поясните.

Решение.

Решение.

1. Длина про­бе­га дей­те­рия будет больше.

2. При оди­на­ко­вой на­чаль­ной ки­не­ти­че­ской энер­гии ядер ско­рость у ядра дей­те­рия будет больше, так как его масса меньше. Быст­ро дви­жу­ща­я­ся ча­сти­ца будет вза­и­мо­дей­ство­вать с ато­ма­ми среды менее эф­фек­тив­но и, соответственно, будет иметь бόльшую длину пробега.


Токи Фуко

Рассмотрим простейший опыт, демонстрирующий возникновение индукционного тока в замкнутом витке из провода, помещённом в изменяющееся магнитное поле. Судить о наличии в витке индукционного тока можно по нагреванию проводника. Если, сохраняя прежние внешние размеры витка, сделать его из более толстого провода, то сопротивление витка уменьшится, а индукционный ток возрастет. Мощность, выделяемая в витке в виде тепла, увеличится.

Индукционные токи при изменении магнитного поля возникают и в массивных образцах металла, а не только в проволочных контурах. Эти токи обычно называют вихревыми токами, или токами Фуко, по имени открывшего их французского физика. Направление и сила вихревого тока зависят от формы образца, от направления и скорости изменяющегося магнитного поля, от свойств материала, из которого сделан образец. В массивных проводниках вследствие малости электрического сопротивления токи могут быть очень большими и вызывать значительное нагревание.

Если поместить внутрь катушки массивный железный сердечник и пропустить по катушке переменный ток, то сердечник нагревается очень сильно. Чтобы уменьшить нагревание, сердечник набирают из тонких пластин, изолированных друг от друга слоем лака.

Токи Фуко используются в индукционных печах для сильного нагревания и даже плавления металлов. Для этого металл помещают в переменное магнитное поле, создаваемое током частотой 500–2000 Гц.

Тормозящее действие токов Фуко используется для создания магнитных успокоителей — демпферов. Если под качающейся в горизонтальной плоскости магнитной стрелкой расположить массивную медную пластину, то возбуждаемые в медной пластине токи Фуко будут тормозить колебания стрелки. Магнитные успокоители такого рода используются в гальванометрах и других приборах.

Сила вих­ре­во­го тока, воз­ни­ка­ю­ще­го в мас­сив­ном проводнике, помещённом в пе­ре­мен­ное маг­нит­ное поле, зависит

1) от ско­ро­сти из­ме­не­ния маг­нит­но­го поля, от ма­те­ри­а­ла и формы проводника

2) толь­ко от ма­те­ри­а­ла и формы проводника

3) толь­ко от формы проводника

4) толь­ко от ско­ро­сти из­ме­не­ния маг­нит­но­го поля

Решение.

«Направление и сила вих­ре­во­го тока за­ви­сят от формы образца, от на­прав­ле­ния и ско­ро­сти из­ме­ня­ю­ще­го­ся маг­нит­но­го поля, от свойств материала, из ко­то­ро­го сде­лан образец.»

Правильный ответ ука­зан под но­ме­ром 1.

Ответ: 1

Медная пластина, под­ве­шен­ная на длин­ной изо­ли­ру­ю­щей ручке, со­вер­ша­ет сво­бод­ные колебания. Если пла­сти­ну от­кло­нить от по­ло­же­ния рав­но­ве­сия и от­пу­стить так, чтобы она вошла со ско­ро­стью υ в про­стран­ство между по­лю­са­ми по­сто­ян­но­го маг­ни­та (см. рисунок), то

1) ам­пли­ту­да ко­ле­ба­ний пла­сти­ны увеличится

2) ко­ле­ба­ния пла­сти­ны резко затухнут

3) пла­сти­на будет со­вер­шать обыч­ные сво­бод­ные колебания

4) ча­сто­та ко­ле­ба­ний пла­сти­ны возрастёт

Решение.

Когда пла­сти­на начнёт вхо­дит в маг­нит­ное поле, маг­нит­ный поток через начнёт изменяться. Следовательно, в пла­сти­не по­явят­ся токи Фуко, на­прав­лен­ный так, чтобы со­зда­ва­е­мое ими маг­нит­ное поле пре­пят­ство­ва­ло из­ме­не­нию маг­нит­но­го потока. Таким образом, ко­ле­ба­ния пла­сти­ны резко за­тух­нут.

В тек­сте та­ко­му при­ме­не­нию токов Фуко посвящён по­след­ний абзац.

Правильный ответ ука­зан под но­ме­ром 2.

Ответ: 2

Какой же­лез­ный сердечник будет боль­ше нагреваться в пе­ре­мен­ном магнитном поле: сердечник, на­бран­ный из тон­ких изолированных пластин, или сплош­ной сердечник? Ответ поясните.

Решение.

1. Сплошной.

Решение.

1. Сплошной.

2. Сплош­ной сердечник будет на­гре­вать­ся больше, по­сколь­ку он имеет мень­шее электрическое сопротивление, чем сердечник, на­бран­ный из тон­ких изолированных пластин. Соответственно, сила вих­ре­во­го тока в нем будет больше.


Приливы и отливы

Уровень поверхности океанов и морей периодически, приблизительно два раза в течение суток, изменяется. Эти колебания называются приливами и отливами. Во время прилива уровень воды в океане постепенно повышается и становится наивысшим. При отливе уровень воды постепенно понижается и становится наинизшим. При приливе вода течёт к берегам, а при отливе - от берегов.

Приливы и отливы образуются вследствие влияния на Землю таких космических тел, как Луна и Солнце. В соответствии с законом всемирного тяготения Луна и Земля притягиваются друг к другу. Это притяжение настолько велико, что поверхность океана стремится приблизиться к Луне, происходит прилив. При движении Луны вокруг Земли приливная волна как бы движется за ней. При достаточном удалении Луны от того места, где был прилив, волна отойдет от берега, и будет наблюдаться отлив.

Притяжение Земли Солнцем также приводит к образованию приливов и отливов. Однако поскольку расстояние от Земли до Солнца значительно больше расстояния от Земли до Луны, то воздействие Солнца на водную поверхность Земли существенно меньше.

Приливы отличаются друг от друга продолжительностью и высотой (величиной прилива).

Величина приливов достаточно разнообразна. Теоретически один лунный прилив равен 0,53 м, солнечный - 0,24 м, поэтому самый большой прилив должен быть равен 0,77 м. В открытом океане, около островов, величина приливов близка к этому значению. У материков величина приливов колеблется от 1,5 м до 2 м. Во внутренних морях приливы очень незначительны: в Чёрном море - 13 см, в Балтийском - 4,8 см.

Значение приливов очень велико для морского судоходства, для устройства портов. Каждая приливная волна несёт большую энергию, которая может быть использована.

Приливы об­ра­зу­ют­ся вследствие

А. при­тя­же­ния Земли Луной

Б. при­тя­же­ния Земли Солнцем

Решение.

Как следует из текста приливы образуются вследствие притяжения Земли Луной и Солнцем.

Ответ: 3.

Примечание.

Вообще говоря, приливы образуются вследствие притяжения воды в океанах Луной и Солнцем. Но составители считают верным ответ 3.

Ответ: 3

Величина при­ли­вов во внут­рен­них морях

1) равна теоретической

2) боль­ше теоретической

3) мень­ше теоретической

4) может быть как мень­ше теоретической, так и больше

Решение.

Величина приливов во внутренних морях меньше теоретической.

Ответ: 3.

Ответ: 3

Какой при­лив яв­ля­ет­ся более сильным: про­ис­хо­дя­щий вслед­ствие воз­дей­ствия на вод­ную по­верх­ность Солн­ца или Луны? Ответ поясните.

Решение.

Решение.

2. Воздействие Солнца на водную поверхность Земли существенно меньше. Солнце по сравнению с Луной находится далеко от Земли, и различия в воздействии Солнца, связанные с размерами Земли, становятся менее заметными.


Закон Бернулли

уравнением:

ρgh + ρv 2 /2 + p = const

В этом уравнении h v - скорость этого объёма, p

h

При помощи закона Бернулли могут быть объяснены разнообразные явления, возникающие при течении потоков жидкости или газа. Например, известно, что двум большим кораблям, движущимся попутными курсами, запрещается проходить близко друг от друга. При таком движении между близкими бортами кораблей возникает более быстрый поток движущейся воды, чем со стороны внешних бортов. Вследствие этого давление в потоке воды между кораблями становится меньше, чем снаружи, и возникает сила, которая начинает подталкивать корабли друг к другу. Если расстояние между кораблями мало, то может произойти их столкновение.

Жидкость течёт по го­ри­зон­таль­ной трубе пе­ре­мен­но­го сечения, пол­но­стью за­пол­няя её. При уве­ли­че­нии ско­ро­сти по­то­ка жид­ко­сти дав­ле­ние в ней

1) увеличивается

2) уменьшается

3) не изменяется

4) может как увеличиваться, так и умень­шать­ся - в за­ви­си­мо­сти от плот­но­сти жидкости

Решение.

По за­ко­ну Бернулли, дав­ле­ние в жид­ко­сти и ско­рость по­то­ка жид­ко­сти в го­ри­зон­таль­ной трубе, пол­но­стью за­пол­нен­ной водой, свя­за­ны со­от­но­ше­ни­ем ρgh + ρv 2 /2 + p = const В го­ри­зон­таль­ной трубе вы­со­та жид­ко­сти везде одинакова, следовательно, при уве­ли­че­нии ско­ро­сти по­то­ка жид­ко­сти в трубе дав­ле­ние в ней падает.

Правильный ответ ука­зан под номером: 2.

Ответ: 2

Какое(-ие) утверждение(-я) справедливо(-ы)?

1) только А

2) только Б

4) ни А, ни Б

Решение.

ρgh + ρv 2 /2 + p

Правильный ответ ука­зан под номером: 1.

Ответ: 1

Прибор, изображённый на ри­сун­ке в тексте, осво­бо­ди­ли от воды и пе­ре­вер­ну­ли так, что тру­боч­ки ока­за­лись на­прав­лен­ны­ми вер­ти­каль­но вниз, и по­гру­зи­ли тру­боч­ки в сосуд с водой. При про­ду­ва­нии через го­ри­зон­таль­ную трубу воз­ду­ха оказалось, что в тру­боч­ки всо­са­лось не­ко­то­рое ко­ли­че­ство воды из сосуда. Длин­нее или ко­ро­че ока­жет­ся стол­бик жидкости, ока­зав­ший­ся в сред­ней трубочке, по срав­не­нию со столбиками, ока­зав­ши­ми­ся в край­них трубочках? Ответ поясните.

Решение.

1. Длиннее.

Решение.

1. Длиннее.

2. В узкой сред­ней части трубы ско­рость те­че­ния воз­ду­ха будет больше, а дав­ле­ние в со­от­вет­ствии с за­ко­ном Бер­нул­ли - меньше. По­это­му вы­со­та стол­би­ка жид­ко­сти в сред­ней тру­боч­ке ока­жет­ся больше, чем в крайних.

Прибор, изображённый на ри­сун­ке в тексте, осво­бо­ди­ли от воды и пе­ре­вер­ну­ли так, что тру­боч­ки ока­за­лись на­прав­лен­ны­ми вер­ти­каль­но вниз, и по­гру­зи­ли тру­боч­ки в сосуд с водой. При про­ду­ва­нии через го­ри­зон­таль­ную трубу воз­ду­ха оказалось, что в тру­боч­ки всо­са­лось не­ко­то­рое ко­ли­че­ство воды из сосуда. Длин­нее или ко­ро­че ока­жут­ся стол­би­ки жидкости, ока­зав­ши­е­ся в край­них трубочках, по срав­не­нию со столбиком, ока­зав­шим­ся в сред­ней трубочке? Ответ поясните.


Закон Бернулли

Этот важный закон был открыт в 1738 году Даниилом Бернулли - швейцарским физиком, механиком и математиком, академиком и иностранным почётным членом Петербургской академии наук. Закон Бернулли позволяет понять некоторые явления, наблюдаемые при течении потока жидкости или газа.

В качестве примера рассмотрим поток жидкости плотностью ρ, текущей по наклонённой под углом к горизонту трубе. Если жидкость полностью заполняет трубу, то закон Бернулли выражается следующим простым

уравнением:

ρgh + ρv 2 /2 + p = const

В этом уравнении h – высота, на которой находится выделенный объём жидкости, v - скорость этого объёма, p - давление внутри потока жидкости на данной высоте. Записанное уравнение свидетельствует о том, что сумма трёх величин, первая из которых зависит от высоты, вторая - от квадрата скорости, а третья - от давления, есть величина постоянная.

В частности, если жидкость течёт вдоль горизонтали (то есть высота h не изменяется), то участкам потока, которые движутся с большей скоростью, соответствует меньшее давление, и наоборот. Это можно

продемонстрировать при помощи следующего простого прибора.

Возьмём горизонтальную стеклянную трубу, в центральной части которой сделано сужение (см. рисунок). Припаяем к отверстиям в этой трубе три тонких стеклянных трубочки – две около краёв трубы (там, где она толще) и одну – в центральной части трубы (там, где находится сужение). Расположим эту трубу горизонтально и будем пропускать через неё воду под давлением – так, как показано стрелкой на рисунке. Из направленных вверх трубочек начнут бить фонтанчики. Поскольку площадь поперечного сечения центральной части трубы меньше, то скорость протекания воды через эту часть будет больше, чем через левый и правый участки трубы. По этой причине в соответствии с законом Бернулли давление в жидкости в центральной части трубы будет меньше, чем в остальных частях трубы, и высота среднего фонтанчика будет меньше, чем крайних фонтанчиков.

Описанное явление легко объясняется и с помощью второго закона Ньютона. Действительно, частицы жидкости при переходе из начального участка трубы в центральный должны увеличить свою скорость, то есть ускориться. Для этого на них должна действовать сила, направленная в сторону центральной части трубы. Эта сила представляет собой разность сил давления. Следовательно, давление в центральной части трубы должно быть меньше, чем в её начальной части. Совершенно аналогично рассматривается и переход жидкости из центральной части трубы в её конечную часть, при котором частицы жидкости замедляются.

Жидкость течёт по го­ри­зон­таль­ной трубе пе­ре­мен­но­го сечения, пол­но­стью за­пол­няя её. При уве­ли­че­нии ско­ро­сти по­то­ка жид­ко­сти дав­ле­ние в ней

Между двумя па­рал­лель­ны­ми ли­ста­ми бумаги, сво­бод­но под­ве­шен­ны­ми вертикально, про­ду­ва­ют поток воздуха.

Какое(-ие) утверждение(-я) справедливо(-ы)?

А. Листы будут «притягиваться» друг к другу.

Б. Дав­ле­ние между ли­ста­ми будет больше, чем сна­ру­жи от них.

1) только А

2) только Б

4) ни А, ни Б

Решение.

По за­ко­ну Бернулли, дав­ле­ние и ско­рость по­то­ка газа или жидкости, пол­но­стью за­пол­нен­ной водой, свя­за­ны со­от­но­ше­ни­ем ρgh + ρv 2 /2 + p = const. При про­ду­ва­нии воздуха между ли­ста­ми бумаги дав­ле­ние между ними будет мень­ше давления сна­ру­жи листов, следовательно, листы будут «притягиваться» друг к другу. Верно толь­ко утверждение А.

Правильный ответ ука­зан под номером: 1.

Ответ: 1


Туман и роса

В воздухе всегда присутствуют водяные пары, концентрация которых может быть различной. Опыт показывает, что концентрация паров не может превышать некоторого максимально возможного значения nmax (для каждой температуры это значение своё). Пары с концентрацией, равной n max , называются насыщенными. С ростом температуры максимально возможная концентрация водяных паров также растёт. Отношение концентрации n

водяных паров при данной температуре к максимально возможной концентрации при той же температуре называется относительной влажностью, которая обозначается буквой f . Относительную влажность

принято измерять в процентах. Из сказанного следует, что f = (n /n max) · 100%.

При этом относительная влажность не может превышать 100%.

Пусть при некоторой температуре t концентрация водяных паров в воздухе равна n , а относительная влажность меньше, чем 100%. Если температура будет понижаться, то вместе с ней будет уменьшаться и величина nmax, а значит, относительная влажность будет увеличиваться. При некоторой критической температуре относительная влажность достигнет значения 100% (в этот момент концентрация водяных паров станет максимально возможной при данной температуре). Поэтому дальнейшее понижение температуры приведёт к переходу водяных паров в жидкое состояние - в воздухе образуются капли тумана, а на предметах выпадут капли росы. Поэтому упомянутая выше критическая температура называется точкой росы (обозначается t р).

На измерении точки росы основано действие прибора для определения относительной влажности воздуха - конденсационного гигрометра. Он состоит из зеркальца, которое может охлаждаться при помощи какого-либо

устройства, и точного термометра для измерения температуры зеркальца. При понижении температуры зеркальца до точки росы на нём выпадают капли жидкости. Величину относительной влажности воздуха определяют по измеренному значению точки росы при помощи специальных таблиц.

Существует ещё одна разновидность тумана - ледяной туман. Он наблюдается при температурах ниже −(10 ÷ 15) °C и состоит из мелких кристалликов льда, которые сверкают либо в лучах солнца, либо в свете луны или фонарей. Особенностью ледяного тумана является то, что он может наблюдаться и при относительной влажности, меньшей 100% (даже менее 50%). Условием возникновения ледяного тумана при низкой относительной влажности является очень низкая температура (ниже −30 °C) и наличие обильных источников водяного пара (например, труб и сточных водоёмов

промышленных предприятий, печных труб жилых помещений, выхлопных труб мощных двигателей внутреннего сгорания и т. п.). Поэтому ледяной туман при низкой влажности наблюдается в населённых пунктах, на крупных железнодорожных станциях, на активно действующих аэродромах и т. п.

Одним из воз­мож­ных спо­со­бов охла­жде­ния зер­каль­ца кон­ден­са­ци­он­но­го гиг­ро­мет­ра яв­ля­ет­ся ис­па­ре­ние на об­рат­ной сто­ро­не зер­каль­ца жидкости, в ре­зуль­та­те чего от зер­каль­ца от­ни­ма­ет­ся теп­ло­та испарения. Какую жид­кость лучше для этого ис­поль­зо­вать - эфир или воду? Дав­ле­ния на­сы­щен­ных паров эфира и воды при ком­нат­ной тем­пе­ра­ту­ре равны 60 кПа и 2,3 кПа, соответственно. Ответ поясните.

Решение.

2. Эфир при ком­нат­ной тем­пе­ра­ту­ре имеет боль­шее дав­ле­ние на­сы­щен­ных паров, чем вода. По­это­му он легче испаряется. Вслед­ствие этого зер­каль­це более ин­тен­сив­но охлаждается, и гиг­ро­метр ра­бо­та­ет лучше (точка росы до­сти­га­ет­ся быстрее).

Охлаждающие смеси

Возьмём в руки кусок сахара и коснёмся им поверхности кипятка. Кипяток втянется в сахар и дойдёт до наших пальцев. Однако мы не почувствуем ожога, как почувствовали бы, если бы вместо сахара был кусок ваты. Это наблюдение показывает, что растворение сахара сопровождается охлаждением раствора. Если бы мы хотели сохранить температуру раствора неизменной, то должны были бы подводить к раствору энергию. Отсюда следует, что при растворении сахара внутренняя энергия системы сахар-вода увеличивается.

То же самое происходит при растворении большинства других кристаллических веществ. Во всех подобных случаях внутренняя энергия раствора больше, чем внутренняя энергия кристалла и растворителя при той же температуре, взятых в отдельности.

В примере с сахаром необходимое для его растворения количество теплоты отдаёт кипяток, охлаждение которого заметно даже по непосредственному ощущению.

Если растворение происходит в воде при комнатной температуре, то температура получившейся смеси в некоторых случаях может оказаться даже ниже 0 °С, хотя смесь и остаётся жидкой, поскольку температура застывания раствора может быть значительно ниже нуля. Этот эффект используют для получения сильно охлажденных смесей из снега и различных солей.

Снег, начиная таять при 0 °С, превращается в воду, в которой растворяется соль; несмотря на понижение температуры, сопровождающее растворение, получившаяся смесь не затвердевает. Снег, смешанный с этим раствором, продолжает таять, забирая энергию от раствора и, соответственно, охлаждая его. Процесс может продолжаться до тех пор, пока не будет достигнута температура замерзания полученного раствора. Смесь снега и поваренной соли в отношении 2: 1 позволяет, таким образом, получить охлаждение до −21 °С; смесь снега с хлористым кальцием (СаСl 2) в отношении 7: 10 - до −50 °С.

Внутренняя энергия раствора по сравнению с суммой внутренней энергии кристалла и растворителя при той же температуре в большинстве случаев

3) такая же

4) пренебрежимо мала

Решение.

Внутренняя энергия раствора по сравнению с суммой внутренней энергии кристалла и растворителя при той же температуре в большинстве случаев больше (см. второй абзац).

Правильный ответ указан под номером 1.

Вариант № 8

ГИА по физике. Основная волна. Вариант 1332.

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Дробную часть отделяйте от целой десятичной запятой. Единицы измерений писать не нужно.


Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике. Полное правильное решение каждой из задач с развернутом решением должно включать законы и формулы, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи, а также математические преобразования расчёты с численным ответом и при необходимости рисунок, поясняющий решение.


Версия для печати и копирования в MS Word

Используя график зависимости скорости v движения тела от времени t , определите ве­ли­чи­ну и знак его ускорения.

Ответ:

Сила тя­го­те­ния между двумя од­но­род­ны­ми шарами уве­ли­чит­ся в 4 раза, если массу каж­до­го из шаров

1) увеличить в 2 раза

2) уменьшить в 2 раза

3) увеличить в 4 раза

4) уменьшить в 4 раза

Ответ:

На ри­сун­ке изображены век­тор скорости v дви­жу­ще­го­ся тела и век­тор силы F , дей­ству­ю­щей на тело, в не­ко­то­рый момент времени. Вектор им­пуль­са тела в этот мо­мент времени со­на­прав­лен вектору

Ответ:

Тело сво­бод­но па­да­ет с ну­ле­вой на­чаль­ной скоростью. Со­про­тив­ле­ние воз­ду­ха пре­не­бре­жи­мо мало. За тре­тью се­кун­ду ско­рость тела уве­ли­чит­ся на

Ответ:

В про­цес­се на­гре­ва­ния колбы с жидкостью, помещённой в сосуд с го­ря­чей водой, на­блю­да­ли по­вы­ше­ние уров­ня жид­ко­сти в труб­ке (см. рисунок). При этом в колбе

1) объём и плот­ность жид­ко­сти не изменились

2) объём и плот­ность жид­ко­сти увеличились

3) объём жид­ко­сти увеличился, а её плот­ность не изменилась

4) объём жид­ко­сти увеличился, а её плот­ность уменьшилась

Ответ:

Чему равна ра­бо­та силы тре­ния при тор­мо­же­нии ав­то­мо­би­ля мас­сой 2 т, если известно, что ско­рость ав­то­мо­би­ля умень­ши­лась от 54 до 36 км/ч?

4) −125 кДж

Ответ:

При охлаждении газа в герметично закрытом сосуде постоянного объёма

1) уменьшается среднее расстояние между молекулами

2) увеличивается среднее расстояние между молекулами

3) уменьшается средний модуль скорости движения молекул

4) увеличивается средний модуль скорости движения молекул

Ответ:

КПД теп­ло­вой ма­ши­ны равен 30%. Это означает, что при вы­де­ле­нии энер­гии Q при сго­ра­нии топлива, на со­вер­ше­ние по­лез­ной ра­бо­ты не ис­поль­зу­ет­ся энергия, равная

Ответ:

Сколько ке­ро­си­на надо сжечь, чтобы на­греть 3 кг воды на 46 °С? Считать, что вся энергия, вы­де­лен­ная при сго­ра­нии керосина, идёт на на­гре­ва­ние воды.

Ответ:

Ученик по­ло­жил металлическую ли­ней­ку на вы­клю­чен­ную электрическую лампочку, под­нес к её концу, не касаясь, по­ло­жи­тель­но заряженную па­лоч­ку и начал осто­рож­но перемещать па­лоч­ку по дуге окружности. Ли­ней­ка при этом по­во­ра­чи­ва­лась вслед за палочкой. Это про­ис­хо­дит потому, что

1) между па­лоч­кой и ли­ней­кой действует сила тяготения

2) на бли­жай­шем к па­лоч­ке конце ли­ней­ки образуется из­бы­точ­ный положительный заряд и она при­тя­ги­ва­ет­ся к линейке

3) на бли­жай­шем к па­лоч­ке конце ли­ней­ки образуется из­бы­точ­ный отрицательный заряд и она при­тя­ги­ва­ет­ся к линейке

4) вся ли­ней­ка приобретает из­бы­точ­ный отрицательный заряд и при­тя­ги­ва­ет­ся к палочке

Ответ:

Два медных проводника разной длины имеют одинаковые площади поперечного сечения. Длина первого проводника 20 см, а второго 1 м. Сопротивление какого из проводников меньше и во сколько раз?

1) Сопротивление первого проводника в 20 раз меньше, чем второго.

2) Сопротивление первого проводника в 5 раз меньше, чем второго.

3) Сопротивление второго проводника в 20 раз меньше, чем первого.

4) Сопротивление второго проводника в 5 раз меньше, чем первого.

Ответ:

Из ка­ко­го материала могут быть из­го­тов­ле­ны мелкие предметы, чтобы они при­тя­ну­лись к магниту?

Б. Железо.

1) только А

2) только Б

4) ни А, ни Б

Ответ:

Явление дисперсии света используется

А. Для разложения света в спектр при прохождении солнечного луча через призму.

Б. Для изменения хода светового луча в перископе.

Правильный ответ:

1) только А

2) только Б

4) ни А, ни Б

Ответ:

По международному соглашению длина волны, на которой суда передают сигнал бедствия SOS, равна 600 м. Частота передаваемого сигнала равна

Ответ:

Ядро атома калия содержит

1) 20 протонов, 39 нейтронов

2) 20 протонов, 19 нейтронов

3) 19 протонов, 20 нейтронов

4) 19 протонов, 39 нейтронов

Ответ:

Какой набор приборов и материалов можно использовать, чтобы продемонстрировать опыт Эрстеда по обнаружению магнитного поля тока?

1) два полосовых магнита, подвешенных на нитях

2) магнитная стрелка и прямолинейный проводник, подключённый к источнику постоянного тока

3) проволочная катушка, подключённая к миллиамперметру, полосовой магнит

4) полосовой магнит, лист бумаги и железные опилки

Ответ:

Вид гало зависит от

А. Формы кристаллов льда.

Б. Расположения кристаллов льда.

Правильный ответ:

1) только А

2) только Б

4) ни А, ни Б


Гало и венцы

halo и греч. halos -«световое кольцо».

Ответ:

Неокрашенные гало возникают вследствие

1) отражения света

2) дисперсии света

3) дифракции света

4) преломления света


Гало и венцы

Гало - оптическое явление, заключающееся в образовании светящегося кольца вокруг источника света. Термин произошёл от фр. halo и греч. halos -«световое кольцо».

Гало обычно возникают вокруг Солнца или Луны, иногда - вокруг других мощных источников света, таких как уличные огни. Они вызваны преимущественно отражением и преломлением света ледяными кристаллами в перистых облаках и туманах. Для возникновения некоторых гало необходимо, чтобы ледяные кристаллы, имеющие форму шестигранных призм, были ориентированы по отношению к вертикали одинаковым или хотя бы преимущественным образом.

Отражённый и преломлённый ледяными кристаллами свет нередко разлагается в спектр, что делает гало похожим на радугу, однако гало в условиях низкой освещённости имеет малую цветность. Окрашенные гало образуются при преломлении света в шестигранных кристаллах ледяных облаков; неокрашенные (бесцветные) формы - при его отражении от граней кристаллов. Иногда в морозную погоду гало образуется очень близко к земной поверхности. В этом случае кристаллы напоминают сияющие драгоценные камни.

Вид наблюдаемого гало зависит от формы и расположения кристаллов. Наиболее обычные формы гало: радужные круги вокруг диска Солнца или Луны; паргелии, или «ложные Солнца», - слегка окрашенные светлые пятна на одном уровне с Солнцем справа и слева от него; паргелический круг - белый горизонтальный круг, проходящий через диск светила; столб - часть белого вертикального круга, проходящего через диск светила; он в сочетании с паргелическим кругом образует белый крест.

Гало следует отличать от венцов, которые внешне схожи с ним, но имеют другое происхождение. Венцы возникают в тонких водяных облаках, состоящих из мелких однородных капель (обычно это высококучевые облака) и закрывающих диск светила, за счёт дифракции. Они могут появиться также в тумане около искусственных источников света. Основная, а часто единственная часть венца - светлый круг небольшого радиуса, окружающий вплотную диск светила (или искусственный источник света). Круг в основном имеет голубоватый цвет и лишь по внешнему краю - красноватый. Его называют также ореолом. Он может быть окружён одним или несколькими дополнительными кольцами такой же, но более светлой окраски, не примыкающими вплотную к кругу и друг к другу.

Ответ:

Установите со­от­вет­ствие между фи­зи­че­ски­ми ве­ли­чи­на­ми и еди­ни­ца­ми из­ме­ре­ния этих ве­ли­чин в си­сте­ме СИ. За­пи­ши­те в таб­ли­цу вы­бран­ные цифры под со­от­вет­ству­ю­щи­ми буквами.

A Б В

В от­ве­те укажите по­сле­до­ва­тель­ность цифр без запятых.

Ответ:

Реостат включён в сеть по­сто­ян­но­го напряжения (см. рисунок). Пол­зу­нок реостата пе­ре­ме­ща­ют влево. Уста­но­ви­те соответствие между фи­зи­че­ски­ми величинами и их воз­мож­ны­ми изменениями при этом.

Запишите в таб­ли­цу выбранные цифры под со­от­вет­ству­ю­щи­ми буквами. Цифры в от­ве­те могут повторяться.

A Б B

Ответ:

На рисунке представлена цепочка превращений радиоактивного урана 238 в стабильный свинец 206.

Используя данные рисунка, выберите из предложенного перечня два верных утверждения. Укажите их номера.

1) Уран 238 превращается в стабильный свинец 206 с последовательным выделением шести альфа-частиц и шести бета-частиц.

2) Самый малый период полураспада в представленной цепочке радиоактивных превращений имеет полоний 214.

3) Свинец с атомной массой 206 не подвержен самопроизвольному радиоактивному распаду.

4) Уран 234 в отличие от урана 238 является стабильным элементом.

5) Самопроизвольное превращение радия 226 в радон 222 сопровождается испусканием бета-частицы.

Ответ:

В два одинаковых цилиндрических сосуда налили равное количество воды и эфира, находящихся при комнатной температуре (см. рисунок). В результате наблюдений было отмечено, что эфир испарился в несколько раз быстрее, чем вода.


Гало и венцы

Гало - оптическое явление, заключающееся в образовании светящегося кольца вокруг источника света. Термин произошёл от фр. halo и греч. halos -«световое кольцо».

Гало обычно возникают вокруг Солнца или Луны, иногда - вокруг других мощных источников света, таких как уличные огни. Они вызваны преимущественно отражением и преломлением света ледяными кристаллами в перистых облаках и туманах. Для возникновения некоторых гало необходимо, чтобы ледяные кристаллы, имеющие форму шестигранных призм, были ориентированы по отношению к вертикали одинаковым или хотя бы преимущественным образом.

Отражённый и преломлённый ледяными кристаллами свет нередко разлагается в спектр, что делает гало похожим на радугу, однако гало в условиях низкой освещённости имеет малую цветность. Окрашенные гало образуются при преломлении света в шестигранных кристаллах ледяных облаков; неокрашенные (бесцветные) формы - при его отражении от граней кристаллов. Иногда в морозную погоду гало образуется очень близко к земной поверхности. В этом случае кристаллы напоминают сияющие драгоценные камни.

Вид наблюдаемого гало зависит от формы и расположения кристаллов. Наиболее обычные формы гало: радужные круги вокруг диска Солнца или Луны; паргелии, или «ложные Солнца», - слегка окрашенные светлые пятна на одном уровне с Солнцем справа и слева от него; паргелический круг - белый горизонтальный круг, проходящий через диск светила; столб - часть белого вертикального круга, проходящего через диск светила; он в сочетании с паргелическим кругом образует белый крест.

Гало следует отличать от венцов, которые внешне схожи с ним, но имеют другое происхождение. Венцы возникают в тонких водяных облаках, состоящих из мелких однородных капель (обычно это высококучевые облака) и закрывающих диск светила, за счёт дифракции. Они могут появиться также в тумане около искусственных источников света. Основная, а часто единственная часть венца - светлый круг небольшого радиуса, окружающий вплотную диск светила (или искусственный источник света). Круг в основном имеет голубоватый цвет и лишь по внешнему краю - красноватый. Его называют также ореолом. Он может быть окружён одним или несколькими дополнительными кольцами такой же, но более светлой окраски, не примыкающими вплотную к кругу и друг к другу.

На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Завершить тестирование, свериться с ответами, увидеть решения.