Главные герои как найти дорожку. Использование произведений современных детских писателей в воспитательной работе в доу

Сказка Валентина Берестова «Как найти дорожку» о том, как заблудившимся детям помогали найти дорогу к дедушке в сторожку жители леса.

Валентин Берестов. Как найти дорожку

Ребята пошли в гости к деду-леснику. Пошли и заблудились. Смотрят, над ними Белка прыгает. С дерева на дерево. С дерева на дерево. Ребята — к ней:

Белка, Белка, расскажи,

Белка, Белка, покажи,

Как найти дорожку

К дедушке в сторожку?

— Очень просто, — отвечает Белка. — Прыгайте с этой ёлки вот на ту, с той — на кривую берёзку. С кривой берёзки виден большой-большой дуб. С верхушки дуба видна крыша. Это и есть сторожка. Ну что же вы? Прыгайте!

— Спасибо, Белка! — говорят ребята. — Только мы не умеем по деревьям прыгать. Лучше мы ещё кого-нибудь спросим.

Скачет Заяц. Ребята и ему спели свою песенку:

Зайка, Зайка, расскажи,

Зайка, Зайка, покажи,

Как найти дорожку

К дедушке в сторожку?

— В сторожку? — переспросил Заяц. — Нет ничего проще. Сначала будет пахнуть грибами. Так? Потом — заячьей капустой. Так? Потом запахнет лисьей норой. Так? Обскочите этот запах справа или слева. Так? Когда он останется позади, понюхайте вот так и услышите запах дыма. Скачите прямо на него, никуда не сворачивая. Это дедушка-лесник самовар ставит.

— Спасибо, Зайка, — говорят ребята. — Жалко, что носы у нас не такие чуткие, как у тебя. Придется ещё кого-нибудь спросить.

Видят, ползёт Улитка.

Эй, Улитка, расскажи,

Эй, Улитка, покажи,

Как найти дорожку

К дедушке в сторожку?

— Рассказывать до-о-олго, — вздохнула Улитка. Лу-у-учше я вас туда провожу-у-у. Ползите за мной.

— Спасибо, Улитка! — говорят ребята. — Нам некогда ползать. Лучше мы ещё кого-нибудь спросим.

На цветке сидит Пчела. Ребята к ней:

Пчёлка, Пчёлка, расскажи

Пчёлка, Пчёлка, покажи,

Как найти дорожку

К дедушке в сторожку?

— Ж-ж-ж, — говорит пчела. — Покажжжу... Смотрите, куда я лечу. Идите следом. Увидите моих сестёр. Куда они, туда и вы. Мы дедушке на пасеку мёд носим. Ну, до свидания! Я уж-ж-жасно тороплюсь. Ж-ж-ж...

И улетела. Ребята не успели ей даже спасибо сказать. Они пошли туда, куда летели пчёлы, и быстро нашли сторожку. Вот была радость! А потом дедушка их чаем с мёдом угостил.

Ребята пошли в гости к деду-леснику. Пошли и заблудились. Смотрят, над ними Белка прыгает. С дерева на дерево. С дерева на дерево. Ребята — к ней:

— Белка, Белка, расскажи,

Белка, Белка, покажи,

Как найти дорожку

К дедушке в сторожку?

— Очень просто, — отвечает Белка. — Прыгайте с этой ёлки вот на ту, с той — на кривую берёзку. С кривой берёзки виден большой-большой дуб. С верхушки дуба видна крыша. Это и есть сторожка. Ну что же вы? Прыгайте!

— Спасибо, Белка! — говорят ребята. — Только мы не умеем по деревьям прыгать. Лучше мы ещё кого-нибудь спросим.

Скачет Заяц. Ребята и ему спели свою песенку:

— Зайка, Зайка, расскажи,

Зайка, Зайка, покажи,

Как найти дорожку

К дедушке в сторожку?

— В сторожку? — переспросил Заяц. — Нет ничего проще. Сначала будет пахнуть грибами. Так? Потом — заячьей капустой. Так? Потом запахнет лисьей норой. Так?
Обскочите этот запах справа или слева. Так? Когда он останется позади, понюхайте вот так и услышите запах дыма. Скачите прямо на него, никуда не сворачивая. Это дедушка-лесник самовар ставит.

— Спасибо, Зайка, — говорят ребята. — Жалко, что носы у нас не такие чуткие, как у тебя. Придётся ещё кого-нибудь спросить.

Видят, ползёт Улитка.

— Эй, Улитка, расскажи,

Эй, Улитка, покажи,

Как найти дорожку

К дедушке в сторожку?

— Рассказывать до-о-олго, — вздохнула Улитка. — Лу-у-учше я вас туда провожу-у-у. Ползите за мной.

— Спасибо, Улитка! — говорят ребята. — Нам некогда ползать. Лучше мы ещё кого-нибудь спросим.

На цветке сидит Пчела. Ребята к ней:

— Пчёлка, Пчёлка, расскажи,

Пчёлка, Пчёлка, покажи,

Как найти дорожку

К дедушке в сторожку?

— Ж-ж-ж, — говорит пчела. — Покажжжу… Смотрите, куда я лечу. Идите следом.

Увидите моих сестёр. Куда они, туда и вы. Мы дедушке на пасеку мёд носим. Ну, до свидания! Я уж-ж-жасно тороплюсь. Ж-ж-ж…

И улетела. Ребята не успели ей даже спасибо сказать. Они пошли туда, куда летели пчёлы, и быстро нашли сторожку. Вот была радость! А потом дедушка их чаем с мёдом угостил.

Отзывы о сказке

    А чо такая короткая сказка!

    Бакаева Сандаара

1. Знакомство с писателем, с книжной выставкой.

Валентин Дмитриевич Берестов - известный детский поэт и писатель, переводчик. Читать будущий поэт научился в 4 года. Стихи писал с детства.

Берестов за свою жизнь написал много замечательных произведений для детей. Вот некоторые из них на нашей выставке.

Прочитаем название книг на экране.

(… «Как найти дорожку».)

Слайды 7 – 13.

Как раз этим мы сейчас и займёмся – отправимся в лес искать дорожку.

Но прежде, выполним дыхательную гимнастику.

2. Дыхательная гимнастика.

1-е упражнение «Задуй свечу».

Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу.

Сделайте глубокий вдох и выдохните воздух тремя порциями, задувая каждую свечку.

3. Логические упражнения.

А сейчас выполним ещё одно интересное задание.

Слайд 14.


ЛЕС НИК

СТОРОЖ КА

ПЧЁЛ КА

УЛИТ КА

ЗАЙ КА

БЕЛ КА

Глазами смотрим на вертикальную линию и стараемся прочитать слова.

1) про себя, глазами;

2) про себя, шевеля губами;

3) шёпотом;

4) вслух, хором.

Что объединяет эти слова?

(Все слова – названия предметов.)

Какое слово «лишнее»?

(Сторожка, отвечает на вопрос что? Неодушевлённое.)

Что такое сторожка?

А теперь прочитаем, как даётся толкование этого слова в словаре Сергея Ивановича Ожегова.

(Помещение для сторожа, жильё сторожа.)

Итак, мы готовы отправиться в путешествие.

4. Работа по учебнику.

Для этого откроем хрестоматию по литературному чтению и по содержанию определим, на какой странице находится произведение В. Берестова «Как найти дорожку».

Ребята нашего класса приготовили выразительное чтение произведения.

А) Выразительное чтение произведения.

Б) Выявление первичного восприятия.

Что вас больше всего впечатлило?

Назовите главных героев произведения.

(Ребята, Белка, Заяц, Улитка, Пчела)

В) Анализ произведения.

Все ли животные знают, где находится сторожка лесника?

(Все очень хорошо представляют, как найти дорожку.)

Все они готовы помочь ребятам добраться до неё? (Да.)

Подтвердите свой ответ.

Работа в группах по учебнику.

1-я группа найдёт и прочитает что отвечает Белка на просьбу ребят подсказать им, как найти дорожку к дедушке в сторожку.

(Очень просто.)

2-я группа – что говорит Заяц.

(Нет ничего проще.)

3-я группа – что предлагает Улитка.

(… «Я вас туда провожу-у-у-у»)

4-я группа – что говорит Пчела.

(«Ж-ж-ж-говорит Пчела. – Покажжжу.)

Как только группа будет готова к ответу, поднимает красный сигнал.

Проверка.

И Белка, и Заяц, и Улитка, и Пчела говорят об одном и том же месте? (Да.)

Итак, мы выяснили, что все животные готовы помочь ребятам и говорят об одном и том же месте.

А что же они предлагают сделать ребятам, чтобы найти дорожку к дедушке в сторожку?

5. Работа в группах по карточкам.

Возьмите карточку с красным кружочком. Прочитайте слова. К каждому слову из первого столбика подберите слово из второго столбика и соедините их стрелками.

Задание. Покажите стрелками, что предлагают сделать животные, чтобы найти дорожку к дедушке в сторожку.

Белка нюхать

Заяц прыгать

Улитка идти

Пчела ползти

Проверка.

Читает одна группа, остальные поднимают красный сигнал, если соединили слова также, а если по - другому выполнили задание– синий.

Они советуют идти разными путями или нет?

(Их советы отличаются.)

Почему?

(С точки зрения Белки, удобнее всего передвигаться, прыгая по веткам. С точки зрения Зайца, очень удобно ориентироваться по запаху. Улитка думает, что быстрее всего будет, если она доползёт до сторожки. А Пчела считает, что если дети проследят за полётом пчёл, то они легко найдут сторожку.)

Т.е. для каждого из них его путь привычный и удобный.

Чьим советом воспользовался бы каждый из вас?

6. Индивидуальная работа по карточкам.

Возьмите карточку с синим кружочком и отметьте галочкой, чьим советом воспользовались бы вы.

Задание. Чьим советом вы бы воспользовались, чтобы найти дорогу к сторожке лесника. Отметьте ˅ .

Белки □

Зайца □

Улитки □

Пчелы □

Проверка.

А чьим советом воспользовались дети?

(Дети воспользовались советом Пчелы.)

Почему?

(Дали совет с точки зрения человека – идти за ними.)

Чьи советы животных не подходят героям?

(Не подходят героям советы Зайца, Белки, Улитки.)

Почему?

(Ребята не умеют передвигаться как Белка и Улитка. У них не такой чуткий нос, как у Зайца.)

Таким образом, какими ещё способами можно посмотреть на мир по – новому?

С помощью движений и органов чувств.)

Слайд 15.

7. Физкультминутка под музыку.

Слайд 16.

Почему дети сами не смогли найти дедушкину сторожку?

(Заблудились, тропинка пропала.)

Можно ли назвать животных помощниками героев?

Все они хотели помочь, но каждый со своей точки зрения. Другое дело, что эта помощь не всегда может пригодиться ребятам. Каждый может выбрать свой способ познания мира, который наиболее приемлем для него. Чужое мнение надо уважать.

8. Беседа о жанре.

- Какой жанр литературы мы сегодня увидели?

(Сказку.)

Как догадались, что это сказка?

(Животные разговаривают.)

А всё ли здесь сказочно? (Нет. Прогулка детей. Повадки животных.)

Как называются такие сказки, в которых есть не только олицетворение, но и правда?

(Сказка – несказка.)

А элементы какого вида сочетает в себе сказка?

(Сказка – цепочка. Дети встречают разных животных.)

Сказка Валентина Берестова «Как найти дорожку» для учащихся 2 класса по программе чтения.

Валентин Берестов. Как найти дорожку

Ребята пошли в гости к деду-леснику. Пошли и заблудились. Смотрят, над ними Белка прыгает. С дерева на дерево. С дерева на дерево. Ребята — к ней:

Белка, Белка, расскажи,

Белка, Белка, покажи,

Как найти дорожку К дедушке в сторожку?

— Очень просто, — отвечает Белка. — Прыгайте с этой ёлки вот на ту, с той — на кривую берёзку. С кривой берёзки виден большой-большой дуб. С верхушки дуба видна крыша. Это и есть сторожка. Ну что же вы? Прыгайте!

— Спасибо, Белка! — говорят ребята. — Только мы не умеем по деревьям прыгать. Лучше мы ещё кого-нибудь спросим.

Скачет Заяц. Ребята и ему спели свою песенку:

Зайка, Зайка, расскажи,

Зайка, Зайка, покажи,

Как найти дорожку

К дедушке в сторожку?

— В сторожку? — переспросил Заяц. — Нет ничего проще. Сначала будет пахнуть грибами. Так? Потом — заячьей капустой. Так? Потом запахнет лисьей норой. Так? Обскочите этот запах справа или слева. Так? Когда он останется позади, понюхайте вот так и услышите запах дыма. Скачите прямо на него, никуда не сворачивая. Это дедушка-лесник самовар ставит.

— Спасибо, Зайка, — говорят ребята. — Жалко, что носы у нас не такие чуткие, как у тебя. Придется ещё кого-нибудь спросить.

Видят, ползёт Улитка.

Эй, Улитка, расскажи,

Эй, Улитка, покажи,

Как найти дорожку

К дедушке в сторожку?

— Рассказывать до-о-олго, — вздохнула Улитка. Лу-у-учше я вас туда провожу-у-у. Ползите за мной.

— Спасибо, Улитка! — говорят ребята. — Нам некогда ползать. Лучше мы ещё кого-нибудь спросим.

На цветке сидит Пчела. Ребята к ней:

Пчёлка, Пчёлка, расскажи

Пчёлка, Пчёлка, покажи,

Как найти дорожку

К дедушке в сторожку?

— Ж-ж-ж, — говорит пчела. — Покажжжу... Смотрите, куда я лечу. Идите следом. Увидите моих сестёр. Куда они, туда и вы. Мы дедушке на пасеку мёд носим. Ну, до свидания! Я уж-ж-жасно тороплюсь. Ж-ж-ж...

И улетела. Ребята не успели ей даже спасибо сказать. Они пошли туда, куда летели пчёлы, и быстро нашли сторожку. Вот была радость! А потом дедушка их чаем с мёдом угостил.

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

УМК «Перспективная начальная школа» 2 класс

Тема: «В. Берестов ""Как найти дорожку»

Тип урока: открытие новых знаний

(с использованием элементов технологии продуктивного чтения)

Цели: формирование учебно-познавательного интереса к сказкам посредством анализа текста и выявление новых способов, благодаря которым можно увидеть мир по – новому в ходе совместной и групповой деятельности под руководством учителя

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, учебник русского языка 2часть, учебник-хрестоматия по литературному чтению, индивидуальные карточки.

Регулятивные действия .

Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. Эмоционально-положительный настрой на урок.

Выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке.

Смыслообразование (что дал урок)

Познавательные УУД

Построение речевого высказывания в устной форме.

Самостоятельное формулирование познавательной цели.

Смысловое чтение, анализ текста, поиск информации, обобщение.

Коммуникативные УУД

Умение договариваться, контролировать действия партнёра, высказывать свое мнение.

Личностные УУД

Ценностное отношение к совместной познавательной деятельности

Ход урока:

1.Организационный момент.

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

Можно за партой тихонько сидеть,

А можно отправиться в лес-

На мир по-новому посмотреть.

Вы готовы? Тогда начинаем.

2. Актуализация опорных знаний.

А взять с собой можем предметы, изображённые на экране.

Назовите их.

(Лупа, бинокль, рамочка, цветное стекло.)

Как вы думаете, для чего они нам нужны?

( С помощью этих предметов можно смотреть на мир по-новому.)

С какими ещё способами видеть мир по-новому вы знакомы?

(Смотреть в окно, смотреть в лужу, прищуриваться.)

3.Постановка цели урока.

Итак, чему будем учиться на уроке?

(Смотреть на мир по-новому.)

А чтобы мир открыл нам свои тайны и секреты, что мы должны уметь?

(Воображать, фантазировать, наблюдать.)

Над каким разделом мы продолжаем работать?

(«Точка зрения»)

Что такое точка зрения?

(Свой, особый взгляд на мир.)

Итак, сегодня на уроке мы продолжим выяснять, благодаря чему можно увидеть мир по-новому.

А поможет нам в этом произведение на с. 131 (хрестоматия)

Найдите и прочитайте.

(«Как найти дорожку» Валентин Берестов»)

4. Предъявление нового материала.

Как называется произведение? Кто его автор?

Какова тема урока? (знакомство с произведением Валентина Берестова

«Как найти дорожку»)

О чём ещё это произведение? (о детях и животных – по картинкам догадываемся)

Знакомство с творчеством В. Берестова

-Валентин Дмитриевич Берестов - известный детский поэт и писатель, переводчик.

Родился 1 апреля 1928 года в маленьком, тихом городке Мещовске, Калужской области, в семье учителя. Читать будущий поэт научился в 4 года. Стихи писал с детства. Первый стихотворный опыт закончился грустно. За дразнилки на одноклассников их автор – восьмилетний Берестов был наказан. Другие стихотворения он уже сочинял в тайне и записывал в тетрадь.

Берестов вспоминал: “Больше всего, в детстве, мне хотелось написать о моих друзьях, о школе, о наших мечтах и играх”.

После ВОВ их семья переехала в Москву, где он поступил в университет на исторический факультет.

Когда у Берестова появилась дочка Маришка, он стал сочинять детские стихотворения и сказки, которые мы читаем до сих пор.

Берестов за свою жизнь написал много замечательных произведений для детей. Вот некоторые из них на нашей выставке.

Работа с учебником .

Знакомство с планом работы над произведением.

1)Определить жанр произведения.

2)Выделить главных героев произведения.

3) Составить «словарик» непонятных слов.

4) Узнать, как найти дорожку.

5) Выявить новые способы, благодаря которым можно познавать мир, смотреть на него по-новому.

6) Определить основную мысль произведения.

Чтение произведения хорошо читающими детьми. Ознакомительное чтение.

С каким жанром произведения мы познакомились? (Сказка.)

Как догадались, что это сказка? (Животные разговаривают.)

А всё ли здесь сказочно? (Нет. Прогулка детей. Повадки животных.)

Как называются такие сказки, в которых есть не только олицетворение, но и правда?

(Сказка – несказка.)

Элементы какого вида сказок сочетает в себе эта сказка? (Сказка – цепочка. Дети встречают разных животных.)

Назовите главных героев произведения.

(Ребята, Белка, Заяц, Улитка, Пчела)

Словарик. Какие слова вам были непонятны?

Лесник, сторожка, носы чуткие, пасека

Физкультминутка

Изучающее чтение.

Куда отправились ребята? (к деду-леснику)

Почему ребятам пришлось искать дорожку? Прочитайте. (Пошли и заблудились)

К кому дети обращались за помощью? (К белке, зайцу, улитке, пчеле )

Все ли животные знают, где находится сторожка лесника? (Все очень хорошо представляют, как найти дорожку.)

Все они готовы помочь ребятам добраться до неё? (Да.) Подтвердите свой ответ.

( Очень просто – Белка, Нет ничего проще – Заяц, «Я вас туда провожу-у-у-у» - Улитка, «Ж-ж-ж-говорит Пчела. – Покажжжу.)

И Белка, и Заяц, и Улитка, и Пчела говорят об одном и том же месте? (Да.)

Итак, мы выяснили, что все животные готовы помочь ребятам и говорят об одном и том же месте.

А что же они предлагают сделать ребятам, чтобы найти дорожку к дедушке в сторожку?

Работа в парах.

Возьмите карточку с красным кружочком. Прочитайте слова. К каждому слову из первого столбика подберите слово из второго столбика. Покажите стрелками, что предлагают сделать животные, чтобы найти дорожку к дедушке в сторожку. Устно докажите примером из текста.

Белка нюхать

Заяц прыгать

Улитка идти

Пчела ползти

Читает одна пара, остальные поднимают руку, если по - другому выполнили задание.

Они советуют идти разными путями или нет? (Одинаковыми)

Их советы совпадают? (Их советы отличаются.) Почему?

(С точки зрения Белки, удобнее всего передвигаться, прыгая по веткам. С точки зрения Зайца, очень удобно ориентироваться по запаху. Улитка думает, что быстрее всего будет, если она доползёт до сторожки. А Пчела считает, что если дети проследят за полётом пчёл, то они легко найдут сторожку.)

Т.е. для каждого из них его путь привычный и удобный.

Чьим советом воспользовался бы каждый из вас?

Индивидуальная работа по карточкам.

Возьмите карточку с синим кружочком и отметьте галочкой, чьим советом воспользовались бы вы, чтобы найти дорогу к сторожке лесника.

Отметьте ˅. (галочкой в рамке)

Белки □

Зайца □

Улитки □

Пчелы □

Проверка ответов учащихся.

А чьим советом воспользовались дети? Прочитайте. (Дети воспользовались советом Пчелы.) Почему?

(Дали совет с точки зрения человека – идти за ними.)

Чьи советы животных не подходят героям?

(Не подходят героям советы Зайца, Белки, Улитки.)

Почему?

(Ребята не умеют передвигаться как Белка и Улитка. У них не такой чуткий нос, как у Зайца.)

Таким образом, какими ещё способами можно посмотреть на мир по – новому?

(С помощью движений и органов чувств.) Достигли ли мы цели урока? (Да, т.к. узнали новые способы познания мира)

Можно ли назвать животных волшебными помощниками героев? (Нет, т.к. звери стараются помочь не прибегая к волшебству, своим опытом, своими силами)

А просто помощниками героев ? (Да. Все они хотели помочь, но каждый со своей точки зрения. Другое дело, что эта помощь не всегда может пригодиться ребятам. Каждый может выбрать свой способ познания мира, который наиболее приемлем для него. Каждый смотрит на мир по-своему, исходя из условий жизни, опыта, возраста, увлечений, возможностей и т.п.)

- Так какова основная мысль этого произведения? Чему учит?

Сравните, как ребята реагировали пусть даже на неподходящие им советы животных. (Всегда благодарили. Уважали.) (Чужое мнение надо уважать)

5. Домашнее задание на выбор:

6. Рефлексия деятельности.

Если во время путешествия по сказочному лесу вы узнали новые способы видеть мир по-новом, активно принимали участие в поиске ответов на вопросы, возьмите цветочек синего цвета. Если работали, но испытывали трудности, многого не поняли – красного цвета. А если ничему не научились, не работали – жёлтого цвета. Украсьте цветочками лесную дорожку.

Выскажи мнение:

Сказка мне помогла понять…

Для меня было сложным…

Мне понравилось…

Литература

Образовательные технологии: сб. мат. М. : Баласс, 2012.