Хамида акилова, астраханская обл., с. тузуклей

Ø А как называется наша речка (озеро)?

Ø Кто знает, почему она имеет такое название?

Ø Какого цвета вода в реке?

Ø Мутная или прозрачная?

Ø Берега у реки пологие или крутые?

Ø Какие растения растут по берегам?

Ø Водятся ли рыбы в нашей реке? Какие?

Ø А какие водоемы вы еще знаете?

Работа со схемой (рис. 17)


Рис. 17 . Схема водоемов

Сказка о ручейке

Учитель . Я хочу рассказать вам сказку о маленьком ручейке. Послушайте внимательно.

Жил на свете ручеек. Ручеек был небольшой, но веселый. Он радостно журчал на перекатах. У ручейка было много друзей, большинство из них животные. Он любил бегать наперегонки с зайчатами, поил своей свежей, прохладной водой синичек, скворцов, зябликов. Еще он любил горы. Не раз он помогал им переносить снеговую воду, стекавшую весной по их склонам.

Кроме огромного запаса жизнерадостности, у ручейка было еще одно хорошее качество: он хорошо относился к людям, хотя мать-земля не раз предупреждала, что они коварны.

В одно прекрасное утро, ручеек плескался со своими подружками - рыбками, поблескивавшими чешуей на утреннем солнце, он глянул вверх и увидел, что на ветке дерева, которое росло рядом, сидит сойка. Она собрала вокруг себя стаю птиц и о чем-то увлеченно рассказывала.

Что случилось? - спросил ручеек, остановившись.

Сойка спустилась вниз и, сев на камень, начала стрекотать о том, что внизу, под горой, деревня осталась без воды - высох источник, обеспечивавший людей водой. Призадумался ручеек, притихли его бурные воды. Мы знаем, о чем думал ручеек: не мог он допустить, чтобы где-то рядом люди испытывали жажду. И ручеек решился. Простившись со своими друзьями, он поспешил вниз, к людям, напоить их чистой водой.

В этот день в деревне был праздник - люди радовались воде. Ручеек был горд, хотя изредка в глубине души закрадывалось сомнение. Он вспоминал слова матушки-земли: «Помни, сынок-ручеек, люди иногда коварны и склонны к предательству».

Прошло несколько самых скучных дней в жизни ручейка. Сначала его развлекали деревенские собаки, дравшиеся в облаках пыли, дети, игравшие на его берегах. Вскоре все это ему наскучило. Ручеек много наблюдал за людьми. Его все больше удивляла их нелюбовь к природе, особенно к земле, их невежество. Он не понимал, как можно захламлять место, где ты живешь, кучами мусора, отходами. Скоро ручеек стал задыхаться и превратился в грязную канаву, в которую со всех сторон стекала неприятная жидкость. Ручеек из прозрачного превратился в белесый, мутный поток. И он заплакал, отчего вода стала соленой… Теперь он понял, почему ручьи исчезают из таких мест.



Ночью наш ручеек вынужден был уйти из деревни. По пути, чтобы очиститься, он делал как можно больше поворотов, всячески изгибаясь. Впереди его ждала беззаботная жизнь и верные друзья.

Хоть сказка ложь, да в ней намек - человечеству урок.

После прочтения сказки проводится беседа о значении воды в жизни человека. Основные вопросы беседы:

Ø Почему веселый ручеек ушел от людей?

Ø Если бы все реки обиделись на людей и убежали, что стало бы с нами?

Ø Смогли бы люди жить без воды?

Ø Где встречается вода в природе?

Наша страна богата водоемами. Это и делает ее прекрасной. Водные богатства Беларуси - это реки, озера, водохранилища, пруды, подземные воды. Водоемы - настоящее украшение природы, природный дом для многих растений и животных.

Игра «Будь внимательным»

Ученикам предлагаются две картинки. На одной изображен ручеек, на берегах растут цветы, кусты, деревья, летают бабочки, стрекозы, на ветках деревьев гнезда птиц с птенцами, вода в ручейке голубая, прозрачная, в ней плавают рыбки. На другой - тот же ручеек, но вода в нем грязная, мутная, в ней плавают банки, бутылки, на берегах желтая трава, нет цветов, сломаны кусты, нигде нет ни насекомых, ни птиц. Задача - найти отличия.

Подведение итогов игры.

Что нужно делать для того, чтобы вода в водоемах была чистой?

Каждый человек должен твердо знать, что все мы отвечаем за сохранение водных богатств нашей Родины. Беречь воду - это значит беречь жизнь, здоровье, красоту природы.

Конспект открытого урока

по курсу «Я и мой мир» ,

проведённого в рамках районного семинара

по правоведению для директоров школ Ломоносовского района

тема: «Водоёмы родного края»

3 класс

Цели и задачи урока:

1. Познакомить учащихся с разнообразием водоёмов нашего города.

2. Дать начальное представление о географической карте города и его окрестностей как чертеже больших пространств.

3. Развитие у детей пространственных представлений, наблюдательности.

4. Познакомить детей с мерами охраны и разумного использования воды.

5. Воспитывать любовь к родному краю, гордость за свою Родину.

Оборудование урока:

1. Плаксин А. А. «Материалы для бесед по краеведению с детьми», Ломоносов, 1995 г.

2. Физическая карта России.

3. Фотографии водоёмов города и окрестностей.

4. Карточки из белого картона для индивидуальной работы.

5. Иллюстрации с изображением обитателей водоёмов.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Проверьте готовность к уроку. У вас на партах должны быть: ручка, карандаш, цветные карандаши, лист белого картона, книга А. А. Плаксина «Материалы для бесед по краеведению с детьми».

2. Повторение изученного материала.

Кроссворд на доске:

1 о

2 и

3 в

4 т

1) Пусты поля,

Мокнет земля,

Дождь поливает.

Когда это бывает?

2) Не колючий, светло-синий,

По кустам развешан…

3) Неизвестно, где живёт…

Налетит – деревья гнёт.

Засвистит по речке дрожь.

Озорник, а не уймёшь.

4) Нахмурится, насупиться,

В слёзы ударится –

Ничего не останется.

Иней, ветер, туча – дайте общее название. (Явления природы).

Наблюдали ли вы эти явления природы в городе Ломоносове? Расскажите, где и когда.

Какие изменения происходят в нашей местности осенью по сравнению с летом?

Какое слово спряталось в нашем кроссворде? (Нева).

Что это такое?

Где протекает эта река? (в Санкт – Петербурге)

А в Ломоносове есть реки?

Какая река протекает в нашем городе? (Кароста, ранее она называлась Раста).

3. Сообщение темы урока, постановка учебной задачи

Сегодня на уроке мы более подробно познакомимся с нашей рекой, узнаем о ней и её друзьях много нового. Как вы думаете, кто друзья Каросты? (Ответы и предположения детей).

Верно, это озёра, пруды, ручьи, болота, залив. Попробуйте объединить всё названное общим понятием. (Предположения детей).

Прочитайте на доске тему сегодняшнего урока:

В о д о ё м ы

4.Работа над новым материалом.

На доске: карта России.

Посмотрите на карту. Это карта нашей Родины – России.

Как найти на карте водоёмы? (Они показаны синим цветом).

А как найти сушу? (Жёлтый, зелёный, коричневый цвет).

Положите перед собой лист белого картона. На нём уже кое-что обозначено, чтобы вам легче было работать. Мы будем путешествовать по карте вместе.

Найдите у себя на листе большую синюю точку. Это начало нашей реки –

ИСТОК. Напиши это слово над точкой.

Где же исток Каросты? Угадай.

«Все обходят это место:

Здесь земля как будто тесто,

Здесь осоки, кочки, мхи…

Нет опоры для ноги». (Болото)

В болоте, как в копилке, всегда есть запас воды, а это очень важно, ведь многие ручейки и реки берут своё начало в болотах. Наша Кароста берёт своё начало в Сюрьевском болоте. Там её исток.

«К маме-речке бегу

И молчать не могу.

Я сын её родной,

А родился весной». (Ручей)

(Стихотворение К.Рязанова «Ручей» из материалов для бесед по краеведению А.А. Плаксина читает ученик).

« Под елью пушистой, высокой, зелёной,

Лесной ручеёк протекает студёный.

То звонко журчит он, как будто с травою,

Ведёт разговор свой, то смолкнет порою.

В лесу разливается тихая трель.

В ручье отражается стройная ель.

Он путника в полдень прохладой встречает

И влагою жажду его утоляет.

Вода ключевая прозрачна до дна,

Она даже летом всегда холодна».

Куда же привёл нас ручей? Это мы после физкультминутки и узнаем.

Физкультминутка.

«Рыбки весело плескались

В чистой, свеженькой воде.

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке».

Итак, куда же привёл нас ручей? (К пруду).

(Стихотворение В. Морозова «Пруд» читает ученик).

«Вот пруд. Красивее на свете

Никто из нас, пожалуй, не встречал.

И на него глядим мы, словно дети,

Попавшие впервые на причал.

В него глядятся сосны, ветки ив,

В нём – облака и солнце. И этот пруд,

Пожалуй, потому-то и красив,

Что всё вот это отражено тут».

Место, где ручей или река впадает в пруд, озеро или море называется УСТЬЕ.

Подпиши, раскрась. Пруд тоже раскрась. Каким цветом?

Как называется этот пруд? (Красный).

Подпиши название с большой буквы.

Более верное название пруда – Верхний, т.к. есть ещё и Нижний. Пруд был сооружён людьми одновременно со строительством дворцов и парков в 18 веке. На прудах катались на лодках, а вода летом расходовалась в парках для фонтанов и водопадов.

Кто водится в пруду? Угадай. Рассмотри иллюстрации.

1) Блещет в речке чистой

Спинкой серебристой. (Рыбы)

2) Хвостом виляет,

Зубаста, а не лает. (Щука)

3) На муху, по верху, со дна ли

Меня поймаешь ты едва ли. (Налим)

Кто водится по берегам пруда и в камышах?

«Вдоль по речке, по водице

Плывёт лодок вереница.

Впереди корабль плывёт

За собою всех ведёт.

Вёсел нет у малых лодок,

А кораблик больно ходок.

Вправо, влево, взад, вперёд

Всю ватагу поведёт». (Утка с утятами)

Кроме Красного пруда в наших парках много водоёмов. Какие вы видели?

Пруд «П», пруд Китайского дворца, Фигурные пруды, пруды у городских домов. Зачем они? (Для тушения пожаров – пожарные пруды).

Физкультминутка.

Исток

-_- _

Красный

Пруд Нижний

Кароста пруд Кароста

Устье

Финский

Залив

Итак, пруд плавно переходит в речку Каросту. О чём они разговаривают? Давайте послушаем инсценировку рассказа А.А. Плаксина «Разговор реки и пруда». Участвуют два ученика.

«Однажды река, вытекая из пруда, прежде чем спрыгнуть на ступеньки водопада, оглянулась на него и говорит:

Река: Чем мы с тобой похожи, Пруд? А вот чем, я сама не разберусь.

Пруд: Вот чудачка, чего уж тут не понять! Вода у нас одинаковая, только называют нас по-разному.

Река : Ну, нет! Не только это. И у тебя, и у меня есть дно, усеянное камнями, и берега, заросшие деревьями и кустами, в которых гнездятся птицы.

Пруд : Зато ты многим от меня отличаешься. Ты длинная, но узкая, а я широкий, солидный. У тебя два берега – правый и левый, а у меня кругом одни берега.

Река : Теперь я поняла, что мы с тобой мало похожи друг на друга. Ты домосед, всё время на одном месте, а я свободная, бегу по свету, любуюсь берегами, всё вижу, всё знаю!

Пруд : Ты никак не можешь напиться, уже сотни лет я отдаю тебе воду, а тебе всё мало! Ты бежишь, шумишь, бурлишь, а я всегда спокоен. Видишь, как я на тебя не похож.

Река : Ты прав, пруд! Мы разные! Прощай, пруд, я тороплюсь к морю!

В чём сходство реки и пруда?

Чем отличается река от пруда?

Почему река всегда в движении?

Чем отличаются берега этих двух водоёмов?

Раскрась речку, подпиши название.

Большая ли наша река?

Можем ли мы по ней плыть?

Какое у неё дно?

По пути в Каросту впадает много ручейков. Это её притоки. Они пополняют воды реки. Вода красновато-бурого цвета, т.к. она несёт из болота частички перегнивших слежавшихся растений – ТОРФ.

Есть ли на реке водопады? (Да.)

Где они находятся?

Они естественные или их создал человек? (Были естественные, но человек «одел» их в камень).

Есть ли на Каросте мосты? (Да.)

Сколько их, как вы думаете? (Предположения детей).

Через Каросту перекинуто 11 мостов! Из них 5 на территории парка, 2 на Иликовском шоссе, 4 на территории города. В городе – в бетонном желобе – от наводнений.

Покажи на карте место, где Кароста впадает в более крупный водоём. Как оно называется? (Устье).

Куда же впадает Кароста?

Раскрась и надпиши: Финский залив.

Исток

Устье

Красный

Пруд Кароста Нижний

Пруд Кароста

Устье

Финский

Залив

Город Ломоносов расположен вдоль южного берега Финского залива. А какой он: большой или маленький, глубокий или мелкий?

Финский залив – это часть Балтийского моря, которое в свою очередь является частью Атлантического океана. В районе г. Ломоносова глубины 2-4 метра, т. Е. относительно неглубоко. Вода солёная, но не такая, как в море, т.к. в залив впадает много пресноводных рек. По заливу перевозят грузы на судах. Пассажиров – паромы. Построена дамба для защиты от наводнений.

Фото: Гавань - ранее и теперь.

А где люди берут воду для приготовления пищи? (Раньше – из колодцев или у водовоза. А сейчас?)

В водопровод вода поступает из Варварицких ключей и Невского водопровода, т.к. тот был старый, а население увеличилось. Экономно расходуйте воду!

Как вы можете помочь в охране водоёмов? (Предположения детей).

4. Подведение итогов, обобщение.

Какая река протекает через город Ломоносов и его парки?

Где она начинается?

Для каких целей люди сооружают пруды?

Для чего в парках? В городе?

Чем похожи река и пруд?

Чем отличаются?

Какие пруды нашего города вы знаете?

Откуда берётся вода в кранах ваших домов?

Как нужно охранять водоёмы?

Карта водоёмов города Ломоносова остаётся у вас на память об уроке.

5. Домашнее задание.

Нарисуй один из водоёмов нашего города и подготовь о нём рассказ.


МАОУ СОШ №37

Цели:

Сформировать представления учащихся о поверхности и водоёмах родного края. Учить работать с картой. Познакомить со значением водоёмов в природе и жизни человека и их охраной.

Развивать познавательный интерес учащихся, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы, рассуждать. Развивать речь учащихся, психические процессы: память, внимание, мышление, восприятие.

Воспитывать любовь к родному краю.

Оборудование:

глобус, « Физическая карта Челябинской области », рисунки детей

« Поверхность родного края», фотографии «Формы земной поверхности родного края», «Животный мир пещер», «Капля», загадки о водоёмах, карточки: водоёмы, естественные, искусственные, река, море, океан, пруд, озеро, ручей, родник, болото, канал, водохранилище ; синие фишки, «Реки нашего района», контурные карты у каждого ученика, DVD «Разлив реки в 2014 году», слайды «Реки Челябинской обл.», ручки, цветные карандаши (красный, синий), «Административная карта Челябинской области».

1. . « Загадочный мир названий», Челябинск, 1998.

2. . «Природа Южного Урала», Челябинск, 2002.

Ход урока

I. Организация класса.

Упражнение для глаз: посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, прямо.

II. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня мы продолжим знакомство с природой родного края.

Слайд 1. «Наш край»

III. Проверка знаний и умений.

(Работа с глобусом)

Как называется наша планета?

На каком материке мы живём?

В какой стране мы живём?

Как называется столица нашего государства?

В каком крае мы живём?

Где находится Южный Урал?

Где находятся Уральские горы? (между Восточно-Европейской холмистой и Западно-Сибирской плоской равнинами)

(Работа с «Административной картой Челябинской области»)

В какой области мы живём?

В каком городе находится областной центр?

Где находится город Челябинск на карте области? (северо-восток)

На сколько км протянулась Челябинская область с севера на юг? (490 км)

С запада на восток? (400 км)

Какую площадь занимает Челябинская область? (88.000 кв. км)

Чему равна общая протяжённость границ области? (2850 км)

С какими другими областями, странами и республиками граничит Челябинская область? (на севере – Свердловская область , на северо-востоке – Курганская область , на юго-востоке – Казахстан, на юго-западе – Оренбургская область , на западе – республика Башкортостан)

На что похожа по форме Челябинская область? (на крестовину)

Где находится наш родной город?

(Работа с «Физической картой Челябинской области»)

В какой природной зоне находится Челябинская область? (лесная зона)

Какой тип леса в Челябинской области? (смешанные леса)

Почему вы так думаете?

В каком тепловом поясе лежит Челябинская область? (умеренном)

Что характерно для этого пояса?

Какая форма земной поверхности в Челябинской области? (на востоке – Западно-Сибирская плоская равнина, в центре – Зауральская холмистая равнина, на западе – горы Южного и Среднего Урала)

Какая форма земной поверхности на территории нашего района?

Это горы разной высоты с крутыми и пологими склонами. Уральские горы называют каменным поясом России. Наши горы очень старые.

Выставка рисунков детей

На своих рисунках вы изобразили, как выглядит поверхность нашего края.

Что вы нарисовали? (горы, скалы, пещеры)

Выставка фотографий «Формы земной поверхности родного края», сделанных учеником нашего класса.

Беседа об охране земной поверхности края.

- Мы говорим о том, что нужно охранять растения, животных. А поверхность края? Разве ей что-нибудь угрожает? Как охранять поверхность? (ответы детей)

Что такое овраг? Как образуются овраги? Как с ними бороться?

Что такое террикон? Как он образуется? Чем он вреден? Как с ним надо бороться? Рассказать о карьерах.

Беседа о « пещерном рае »

- Склоны Уральских гор сложены в основном из известняков, которые легко размываются водой, образуя воронки, глубокие ущелья, подземные пещеры. В Челябинской области более 200 пещер. Ашинский район называют «пещерным раем». Как вы думаете, почему? В нём 45 пещер. Почти на каждом шагу встречаются пещеры на реке Сим.

А пещеры надо охранять?

Пещеры тоже надо охранять! Это тоже памятники природы.

IV. Изучение нового материала.

Слайд « В пещерах »

В пещерах темно, холодно, всюду вода. Кажется, что ты попал в заколдованный замок. Интересно рассматривать причудливые фигуры, похожие на сказочных чудовищ, любоваться хрустальными трубочками сталактитов (каменная сосулька, а под ней столбик – сталагмит). А ведь всю эту подземную красоту создали маленькие капельки воды. Такие как эта.

Слайд « Капля »

Посмотрите на глобус, на карту. Скажите, каким цветом обозначена на них вода? Раскрутим глобус. Каким цветом стала наша планета теперь? Почему? На Земле много воды, 2/3 земной поверхности занимает вода. Космонавты с любовью называют Землю «Голубая планета».

Где находится вода? (в водоёмах)

Загадки о водоёмах:

Отгадайте, о каких водоёмах идёт речь.

1) Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе,

Узкий кончик в роднике,

А широкий - в море. (Река)

2) Кругом вода, а с питьём беда. (Море)

3) Все обходят это место:

Здесь земля, как будто тесто,

Здесь осока, кочки, мхи…

Нет опоры для ноги. (Болото)

4) В голубеньких рубашках

Бегут по дну овражка. (Ручьи)

5) Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый – это…(Океаны)

Какие ещё водоёмы вы знаете?

№1. Игра. (Работа с карточками)

На какие 2 группы можно разделить все водоёмы по их происхождению?

Цель работы: Распределить карточки с названиями водоёмов по их происхождению. Дети по очереди выбегают к доске и прикрепляют карточки.)

ВОДОЁМЫ

ЕСТЕСТВЕННЫЕ ИСКУСТВЕННЫЕ

река пруд

озеро канал

ручей водохранилище

море

океан

родник

болото

Какие искусственные водоёмы есть в нашей местности?

Какие естественные водоёмы есть в нашей местности?

Работа по «Физической карте Челябинской области»

Много в нашей местности водоёмов, но сегодня мы будем изучать главный естественный водоём, который находится в нашем городе.

Слайд « Река Ай »

На берегу какой реки находится наш город? Знаете ли вы, откуда она берёт своё начало и куда впадает? (выходит один ученик и пытается показать реку Ай)

Как правильно надо показывать реки на карте? (от истока к устью)

У рек есть притоки. Назовите и покажите левые и правые притоки.

Как их определить?

Вывод: Река Ай берёт начало из болота Клюквенное, расположенного на стыке хребтов Уреньга и Аваляк Южного Урала, в 2 км к юго-западу от кордона Южный и в 70 км к Юго-Западу от города Златоуст.

Практическая работа по контурным картам Челябинской области.

Слайд «Физическая и контурная карты Челябинской области»

(У детей контурные карты и цветные карандаши: красный и синий).

Цель: Обследуем местные речки и нанесём их на контурные карты.

1). Обведём контур нашего района красным карандашом.

2). Обозначим крупные населённые пункты района - города

3). Обозначим реку Ай на карте.

Где она начинается, её исток?

Куда впадает?

4). Какие ещё реки протекают в нашем районе?

Они впадают в реку Ай, это её притоки. Обозначим их на карте.

5). Какие ещё реки вы знаете?

Карточка – опора: Реки нашего района

6). Самопроверка (сверка со слайдом)

Какие реки впадают в реку Ай? Обозначьте на карточке фишками.

Физкультминутка.

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим,

До лужайки добежим.

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки.

Стоп. Немножко отдохнём.

И домой пешком пойдём.

Беседа о реке Ай.

Все реки, протекающие через наш район, берут своё начало в горах из подземных родников. Поэтому вода в них холодная.

А какое течение у нашей реки Ай?

Как река изменяется в разные времена года?

Слайды и DVD «Разлив реки 2014 года».

Повторим правила безопасности на реке.

V. Работа в тетради

Самостоятельная работа №1.

Цель. Выяснить, какое значение имеют водоёмы.

Вывод: Какое значение имеет река Ай для нас?

Как люди используют её?

Беседа об охране водоёмов.

Мы живём в зелёном царстве гор, лесов и быстрых рек. Если посмотреть на карту Челябинской области, то кажется, что воды у нас вполне достаточно. На самом деле водные запасы края невелики. Кроме того, промышленное загрязнение приводит к тому, что вода становится непригодной для питья, если её не очищать. Сильному загрязнению подвергаются многие реки Челябинской области: Урал, Миасс, Ай, Теча. Кроме того, река Теча заражена радиоактивными отходами. В крупных городах – Челябинске, Миассе, Златоусте и других населённых пунктах вода часто поступает по графику, в сельской местности питьевую воду развозят в цистернах. Воду надо беречь!

Самостоятельная работа №2.

Цель. Выяснить, как надо охранять водоёмы.

Работа в тетради.

(Цель. Указать стрелками, что попадает в водоёмы.)

Взаимопроверка.

Вывод. Какие экологические проблемы и что надо делать, чтобы их избежать? (Не рубить деревья около водоёмов, расчищать родники и ручьи, бороться с браконьерством , беречь питьевую воду.)

Физкультминутка.

Утром стрекоза проснулась,

Потянулась, улыбнулась.

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре – полетела.

У реки остановилась,

Над водою закружилась.

VI. Закрепление изученного.

№1. Игра «Кто больше и быстрее вспомнит!»

Правила поведения у водоёмов.

(Работа в парах)

Проверка: Слайд «Знаки»

Учитель показывает на слайде знаки, а дети говорят, что они обозначают и отмечают на своих листочках названный знак)

Какие ещё правила поведения у водоёмов вы знаете?

№2. Просмотр слайдов «Водоёмы нашего края».

Цель. Составить предложения о родном крае.

VII. Итог урока.

Слайд.

«Познавайте свою страну, свой край…, свою горушку или речонку! Пусть малы они – ведь из малого вырастает великое! (академик А. Ферсман).

Очень надеюсь, что когда вы вырастите, то постараетесь сделать всё, чтобы наш родной край стал ещё краше, и не было бы таких мест, которые вызовут в душе боль и обиду. Быть хозяином своего края можно только хорошо зная свой край и бережно относиться к его природе.

1). . «Загадочный мир названий» - топонимический словарь.

2). . «Природа Южного Урала».

IX. Инструктаж домашнего задания.

Чтение доп. литературы о водоемах нашего края

Изготовить модель из пластилина «Значение водоёмов в природе и жизни людей».

X. Оценки за работу на уроке.

XI. Резерв.

Вопросы.

Перечислите водоёмы нашего края. Как называется река, на которой находится наш город? Расскажите о ней по плану:

Где находится исток реки?

Какое у неё течение: быстрое или медленное?

Крутые или пологие берега имеет река?

Есть ли у реки притоки? Какие?

В какую реку впадает?

Где находится устье реки?

Когда на реке наблюдается ледостав и ледоход?

Какое значение имеет река в жизни растений и животных?

Как люди используют воду из нашей реки?

Как люди должны охранять водоём?

Когда в курсе природоведения изучают тему "Водоемы нашего края", педагог знакомит детей с теми водоемами, около которых они живут, – ведь эти природные объекты ближе и понятнее, чем те, которые находятся на расстоянии.
Но, заканчивая начальную школу, ее выпускники должны уметь называть крупные реки, озера и моря нашей страны, показывать их на карте.
Материал, предложенный нашими авторами, поможет расширить кругозор ваших учеников, приблизить далекие природные объекты, вызвать у ребят интерес к их изучению.
А тему мы назовем "Водоемы нашего края".

Хамида АКИЛОВА,
Астраханская обл.,
с. Тузуклей

Поволжье

Тема. "Водоемы нашего края. Поволжье".

Цели. Познакомить с разнообразием водоемов родного края, составить устное описание главной реки нашего края – Волги; раскрыть значение водоемов в природе и жизни человека, показать необходимость и способы их охраны; развивать умения определять географическое положение объекта на карте, самостоятельно получать необходимую информацию, работая с дополнительной литературой; воспитывать любовь к родному краю, стремление охранять природу.

Оборудование. Физическая карта, названия станций, схематическое изображение Волги с рукавами для учителя и детей, лист с заданиями для тестирования, выставка книг, Красная книга (Астраханская страница), кроссворд.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока

Учитель. Эпиграфом к нашему уроку мы возьмем слова астраханского поэта Б.Филиппова.

Здесь нет лесов –
Солончаки,
Да камышей густые гривы,
Да Волги-матушки реки
Необозримые просторы.

Сегодня мы отправимся в новое путешествие по родному краю и познакомимся с его водоемами, их значением.

III. Знакомство с новым материалом

У. Водоемы – это места скопления или хранения воды. Водоемы бывают искусственные и естественные. Естественные водоемы возникли в природе самостоятельно, а искусственные созданы человеком.
К естественным относятся ручей, река, озеро, море.
К искусственным – водохранилище, пруд, канал.
Какие водоемы нашего края вы знаете?

Дети отвечают.

– Вами была названа река Волга.
Волга – это естественный или искусственный водоем?

Д. Естественный.

У. Чтобы лучше познакомиться с Волгой, мы совершим путешествие по станциям.
Первая станция – "Историческая". Река Волга – самая длинная река в Европе, это национальная гордость России. Только эту реку называют самым дорогим словом на земле – "матушка". С какой гордостью каждый астраханец сообщает, что он родился и живет на Волге! О ней слагают песни, сказания, легенды.

Заранее подготовленный ученик рассказывает одну из легенд.

Д. Сведения о Волге встречаются в трудах ученых и путешественников Древних и Средних веков. Первое упоминание о ней – как о реке Ра, затем она описывается под именем Эдель, но чаще Этиль. Предполагается, что современное название реки произошло от древнерусского слова "волога" – влага. На Валдайской возвышенности у деревни Волго-Верховье Тверской области на высоте 256 метров над уровнем моря выбивается на земную поверхность родничок с прозрачной и холодной водой. Этот тоненький ручеек и дает начало реке Волге, которая впадает в Каспийское море.

Вот отсюда, именно отсюда,
Из глубины лесного родника
Выбегает голубое чудо –
Русская великая река.

У. На первых десятках километров узенькая Волга протекает через несколько небольших озер, и только после впадения в нее реки Семежаровки вытекающая из озера Селигер Волга становится полноводной. Течет эта река по низинам Восточно-Европейской равнины.
Путешествуя дальше, мы оказываемся на станции "Географо-краеведческая". Вспомните, что такое исток, устье, приток, рукав.

Д. Исток – это место, где река начинается.
– Устье – место, где река впадает в озеро или море.
– Приток – река, впадающая в другую реку или море.
– Рукав – ответвление от главного русла реки.

У. Долгий путь – 3530 километров проходит Волга от истока до впадения в Каспийское море, принимая все новые и новые притоки. В нижнем течении у Волги притоков нет. Около города Волгограда она поворачивает на юго-восток к Приволжской низменности, у города Волжского от нее отделяется к востоку крупный рукав – река Ахтуба, к северу от города Астрахани от Волги отделяется рукав Бузан. Самыми крупными рукавами являются реки Бахтемир, Болда, Кигач.
От рукава Болда отделяется маленькая речка Тузуклейка, на берегу которой мы с вами живем.
Положите перед собой схемы. Обозначим на них названия рукавов реки Волги.

Дети выполняют задание вместе с учителем.

– Для реки характерно весенне-летнее половодье. Течение спокойное, медленное, зависит от поверхности (равнинное).

IV. Физкультминутка

У. Эй, лошадки, все за мной!
Поспешим на водопой.
Вот широкая река,
В ней холодная вода.
Пейте! Хороша водица.
Постучим копытцем!
Эй, лошадки, все за мной!
Поскакали все домой.
Раз-два – выше голова!
Три-четыре – руки шире!
Пять-шесть – тихо сесть.

V. Знакомство с новым материалом (продолжение)

У. Следующая станция – "Исследовательская".

Водоемы – это места, где живут разнообразные живые существа. Нашу область правильно называют рыбацким краем, потому что в наших водах обитает очень много разной рыбы. Давайте исследуем, какую рыбу можно встретить в наших реках.

Отгадайте загадки.
На дне, где тихо и темно
Лежит усатое бревно.

Д. Сом.

У. Толстый, жирный, не ленивый
И по-своему красивый
Живет он в Волге и речке Бузан,
А зовут его...

Д. Сазан.

У. Я скажу, не хвастая, –
Рыба я зубастая.
Тот, кто по реке плывет,
Мне на зубы попадет.

Д. Щука.

У. Ах, ты, модница-красавица,
Твой наряд всем очень нравится!
За красные плавники тебе "пять" –
Ярка рыбка...

Д. Красноперка.

У. А каких еще рыб вы знаете?

Дети отвечают.

– Каких еще представителей животного мира водоемов вы знаете? Какие растения растут в водоемах?

Выслушиваются ответы детей.

– Разгадайте кроссворд, и вы назовете еще несколько растений, встречающихся на Волге.

На доске:

Вопросы

По горизонтали :

2. Водяной орех.
4. Сам стоит он в луже, и промокли лапки,
Голова снаружи в темно-бурой шапке.

По вертикали :

1. Ближний родственник рогоза.
3. Роза Каспия.

Ответы

По горизонтали : 2. Чилим. 4. Рогоз.

По вертикали : 1. Камыш. 3. Лотос.

У. К сожалению, многие растения находятся на грани исчезновения и занесены в Красную книгу.

Учитель показывает растения.

– Если вы хотите больше узнать о растительном и животном мире родного края, я предлагаю вам прочитать эти книги.

Учитель показывает книги об Астраханском крае, реке Волге.

– Прочитайте их, и вы откроете для себя таинственный мир природы нашего края. В природе прекрасно все, но вода – краса всей природы.

Мы достигли станции "Промышленно-хозяйственная". В теле рыб содержится до 70–80 процентов воды. Растения тоже не могут обойтись без воды. Вода доставляет из почвы питательные вещества, регулирует температуру растений, испаряясь с поверхности листьев, она предохраняет их от перегрева.
А как вы думаете, для чего нужна вода?

Д. С помощью воды мы пьем, готовим, моемся.

У. Вода необходима не только для питья и приготовления пищи. Водой мы моемся, она нужна для поддержки чистоты в жилищах. Ни одна отрасль промышленности не обходится без воды. По реке человек передвигается на лодках, теплоходах, перевозит продукты, лес, машины. Вода, отведенная в оросительные каналы, позволяет выращивать хорошие урожаи. На фабриках и заводах вода используется для изготовления бумаги, выпечки хлеба и еще для многого другого.
Наша самая последняя станция – "Экологическая". Все вы знаете сказку Пушкина о том, как в стародавние времена поймал старик золотую рыбку. А как это происходит сегодня?

Разыгрывается сценка.

Ведущий. Пошел Денис на речку ловить рыбу. Раз закинул он свою удочку в речку – поймал бутылку из-под сока. Второй раз он закинул удочку – выловил рваный башмак. В третий раз закинул удочку, и попалась маленькая рыбка. Стало жалко Денису рыбку, решил он отпустить ее в реку – пусть подрастет! И вдруг рыбка голосом человеческим заговорила.

Рыбка. Не отпускай меня назад в речку! Лучше кинь в аквариум с чистой водой. Моченьки нет больше жить в речке!

У. Почему рыбка не захотела оставаться в воде? Ведь вода – это ее дом!

Д. Наверное, вода в речке была грязной.

У. Как происходит загрязнение воды? Какая опасность угрожает рыбке и другим обитателям водоемов? Почему?

Выслушиваются ответы детей.

– Хозяйственная деятельность человека часто приводит к загрязнению воды, гибели живой природы, а это прежде всего вредит его собственному здоровью, так как он пьет воду, использует в пищу разнообразных животных и растения.
В Волге и в нашей речке содержатся тяжелые металлы, нефтепродукты, ядохимикаты, моющие средства и другие вредные примеси.

Пусть на Земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда,
Пусть чистой остается в них навеки
Студеная и вкусная вода!
Что надо делать, чтобы так было?

Д. Не мусорить на берегах рек, не мыть в них машины, не сбрасывать промышленные отходы, ставить на предприятиях очистительные фильтры.

VI. Итог урока

У. Вот мы и познакомились с водоемами нашего края. Что нового вы узнали о Волге?

Выслушиваются ответы детей.

– Чтобы проверить, насколько хорошо вы усвоили материал по теме "Водоемы", предлагаю вам выполнить задание в тестовой форме.

Обведите кружочком варианты правильных ответов.

1. К искусственным водоемам относятся:

а ) море;
б ) водохранилище;
в ) озеро.

2. Началом реки называется:

а ) рукав;
б ) устье;
в ) исток.

3. Ответвление от главного русла реки называется:

а ) приток;
б ) рукав;
в ) исток.


На поверхности земли часто встречаются разные водоёмы: родники, ручьи, реки, озёра, моря, океаны. Родник: после дождя и растаявшего снега вода уходит в землю, но встретив на своём пути глину останавливается. Тогда вода выходит на поверхность земли. Поэтому такой выход воды из - под земли называют источником или родником. Люди бережно относятся к источникам. У таких родников уставший путник или турист утолит жажду, найдёт прохладу и тень. Все родники в нашей стране строго охраняются. И всё же есть нерадивые люди, которые бросают в родники мусор. Из такого источника воду пить нельзя. Родник: после дождя и растаявшего снега вода уходит в землю, но встретив на своём пути глину останавливается. Тогда вода выходит на поверхность земли. Поэтому такой выход воды из - под земли называют источником или родником. Люди бережно относятся к источникам. У таких родников уставший путник или турист утолит жажду, найдёт прохладу и тень. Все родники в нашей стране строго охраняются. И всё же есть нерадивые люди, которые бросают в родники мусор. Из такого источника воду пить нельзя.


Р У Ч Е Й В роднике постоянно прибывает вода. Она не может долго оставаться на месте и стекает в какую – нибудь сторону. Образуется ручеёк, который сливается с другими ручейками. И вот уже течёт большой ручей. В роднике постоянно прибывает вода. Она не может долго оставаться на месте и стекает в какую – нибудь сторону. Образуется ручеёк, который сливается с другими ручейками. И вот уже течёт большой ручей.


Р Е К А В большой ручей вливаются другие ручьи. Так образуются реки. Реки имеют большое значение в жизни человека. Из рек берут воду для питья и полива. Реки богаты рыбой. Наши реки очень красивы. Ни в одной другой стране мира нет столько рек, как у нас. Среди них много крупнейших в мире. Это: красавица Волга, тихий Дон, могучие Обь, Енисей, Лена, Амур. В большой ручей вливаются другие ручьи. Так образуются реки. Реки имеют большое значение в жизни человека. Из рек берут воду для питья и полива. Реки богаты рыбой. Наши реки очень красивы. Ни в одной другой стране мира нет столько рек, как у нас. Среди них много крупнейших в мире. Это: красавица Волга, тихий Дон, могучие Обь, Енисей, Лена, Амур.


О З Е Р О Озёра по форме бывают круглые, продолговатые, извилистые. Озеро можно объехать или обойти вокруг по берегу. И тогда можно попасть на другую сторону водоёма. По величине озёра бывают разные. У больших озёр с одного берега нельзя увидеть другой, а маленькое озеро можно увидеть полностью. Большинство озёр необычайно красивы. Их называют «голубыми глазами Земли». Озёра по форме бывают круглые, продолговатые, извилистые. Озеро можно объехать или обойти вокруг по берегу. И тогда можно попасть на другую сторону водоёма. По величине озёра бывают разные. У больших озёр с одного берега нельзя увидеть другой, а маленькое озеро можно увидеть полностью. Большинство озёр необычайно красивы. Их называют «голубыми глазами Земли».


М О Р Е Моря по форме похожи на озёра. Но даже самые маленькие моря крупнее озёр. Моря соединены с океаном. Озёра с океаном не соединяются. В морях вода солёная. Моря, как озёра и реки, широко используются человеком. В них ловят рыбу, по ним ходят грузовые пароходы и пассажирские суда. Моря и озёра, их берега – прекрасные места для отдыха. Как и реки они украшают нашу землю. Моря по форме похожи на озёра. Но даже самые маленькие моря крупнее озёр. Моря соединены с океаном. Озёра с океаном не соединяются. В морях вода солёная. Моря, как озёра и реки, широко используются человеком. В них ловят рыбу, по ним ходят грузовые пароходы и пассажирские суда. Моря и озёра, их берега – прекрасные места для отдыха. Как и реки они украшают нашу землю.


О Х Р А Н А В О Д О Ё М О В В нашей стране проводится большая работа по охране водоёмов. По их берегам запрещено рубить лес. Нельзя бросать в водоёмы мусор и оставлять его на берегу. За чистотой воды в водоёмах постоянно следят работники водной инспекции. Для охраны рыб и водоплавающих птиц строго ограничиваются сроки охоты и ловли рыбы. В нашей стране проводится большая работа по охране водоёмов. По их берегам запрещено рубить лес. Нельзя бросать в водоёмы мусор и оставлять его на берегу. За чистотой воды в водоёмах постоянно следят работники водной инспекции. Для охраны рыб и водоплавающих птиц строго ограничиваются сроки охоты и ловли рыбы.