Игровые тренинги с использованием метода сказкотерапии. Сказкотерапия

Стоит только произнести эти волшебные и такие знакомые с детства слова: «Жили - были...» или «В некотором царстве – в некотором государстве...», как любому и каждому ясно, что начинается сказка, но пока неизвестно, какая. Какая именно она будет - решаете Вы.

Потому что Вы сами - сказочник своей жизни.

Сказкотерапия – это метод в психологии, использующий сказочную форму для решения сложных ситуаций, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.

Сказки для взрослых - это «соединительный мост» между сознательным миром и уровнем бессознательного, процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни.

Ценность сказок для взрослых в том, что они возвращают человека в первоначальное состояние целостного восприятия мира. Дают возможность мечтать, активизируют творческий потенциал, передают древние знания о мире, о многогранных человеческих взаимоотношениях.


Сказкотерапия как метод психотерапии известен человечеству тысячи лет: используя сказки, можно осознать собственную жизнь, бессознательные сценарии, сюжеты и закономерности. Через сказочное восприятие и символику можно не только провести терапию, но и скорректировать жизненные сюжеты, которые уже имеют место в реальной жизни.

Работая со сказкой, мы сами можем регулировать "глубину погружения" в свой жизненный сценарий, проблемные ситуации и их проработку.

В сказкотерапии нет такого сопротивления изменениям, как в других методах, т.к. работаем мы на сказочном языке метафор.

Терапевтическая цель данного тренинга: создать в Вашей реальной жизни ту сказку, тот новый сценарий жизни, в котором Вы хотели бы жить.

Обучающая цель данной программы: тренинг будет полезен также для психологов, пихотерапевтов, целителей, людей помогающих профессий для того, чтобы понять основы метода сказкотерапии и использовать в своей работе.

Вы увидите действенность метода в работе с различными темами.

Обучение конкретным практическим основам метода сказкотерапии в работе со взрослыми и с детьми как в формате групповой работы, так и индивидуально на примере работы с участниками группы.

В программе:

Встречаемся с Вашей сказкой, в которой Вы живете, с Вашим жизненным сценарием. Мы изучаем базовый сюжет, главных героев Вашей сказки, проблемное поле.

Продумываем сюжет Вашей идеальной сказки, направленной на реализацию Ваших жизненных целей или на решение вашей текущей жизненной ситуации.

В медитации либо меняем сценарий вашей сказки, либо ищем в ней ресурсы для достижения Ваших целей.

Придумываем волшебный сказочный ритуал для реализации Вашей новой сказки.

Знакомимся с методом сказкотерапии, изучаем его особенности и возможности как в формате групповой работы, так и индивидуально.

Программа проводится в нашем центре раз в полгода.

(Мёртвая вода и живая вода в психотерапии)

Сказочные метафоры и глубинные символы очень похожи на те символы и метафоры, которыми оперирует современная психотерапия.

Возьмём, всем известный образ «мёртвой воды» и «живой воды» и сравним его с терминологией и приёмами, хотя бы НЛП.

Что есть «мёртвая вода» в сказках? То, что нейтрализует всё, тормозящее развитие и счастье человека.

Мёртвой водой побрызгал на раны - и раны затянулись.

Что есть «живая вода» в сказках? То, что даёт новые силы для исцеления, сращения, созидания...

«Мёртвую воду» и «живую воду» можно сравнить с техникой диссоциации и ассоциации в НЛП.

Диссоциация в НЛП - «мёртвая вода», это приём, который делает картинку ситуации тусклой, далёкой, чёрно-белой, крошечной и позволяет нам как участнику событий (подразумевается - негативных) выйти из рамки этой картинки и стать сторонним равнодушным наблюдателем. Не правда ли, похоже на мёртвую воду?

Ассоциация в НЛП - «живая вода», это, наоборот, включение ярких цветов в картинке, включения звука и запаха на полную «громкость», приближение картинки перед самые наши глаза, позволяющее нам впрыгнуть в неё целиком - подразумевается в картинку хорошую. Чем не живая вода, оживляющая тусклый кадр?

На наблюдении о том, что почти все сказочные образы старины, можно применить как техники психотерапии основан следующий тренинг-игра по арт-терапии и сказкотерапии.

Как замечено в его названии, он совмещает арт-терапию и сказкотерапию.

Тренинг можно проводить и с детьми и со взрослыми. Итак, приступим?

Первый этап тренинга по арт-терапии и сказкотерапии. Создание рисунков на тему...

Пусть члены вашей группы создадут рисунки своих негативных переживаний. Чтобы негативные переживания было легче вычленить из потока спутанных претензий к миру и осознать, предложите следующие темы:

  1. То, что мешает мне быть спокойным и уравновешенным.
  2. То, что мешает мне быть счастливым.
  3. То, что мне нужно убрать из своей жизни.
  4. Мои цепи и гири.
  5. Мой заколдованный круг.

Предупредите своих участников тренинга по арт-терапии и сказкотерапии о том, что эти рисунки будут сжигаться и затем поливаться «мёртвой водой». Поэтому проблема, которую они рисуют должна быть нарисована так, чтобы потом не было мучительно страшно за проделанную процедуру.

Так, если человека делает несчастным его вес и объёмы, то не стоит рисовать карикатурное изображение СЕБЯ ЛЮБИМОЙ на весах перед зеркалом с сантиметровой лентой в руке. Ведь вы это будете сжигать и поливать мёртвой водой!

А если ваш «замкнутый круг» - это непослушные детки и прожорливый муж, опять же не стоит рисовать карикатуру мужа и неприятных детишек - напоминаю, это мы тоже будем сжигать.

Хотите ли вы сжигать мужа и детей даже в рамках арт-терапевтического тренинга?

Думаю - нет. А если - нет, то подумайте коллективно - КАК изобразить метафорически именно ПРОБЛЕМУ, отделённую от конкретных людей, чтобы сжигать можно было - только ПРОБЛЕМУ... Её-то не жалко... Её-то и надо сжигать.

На коллективное обсуждение и творчество обычно уходит от 15 минут (у продвинутых семинарцев) до 40 минут стандартного академического часа.

Второй этап тренинга по арт-терапии и сказкотерапии. Огонь и вода

Теперь вы как Ведущий приступаете к сказкотерапевтическому шоу. Запаситесь необходимым инструментарием, соответствующей моменту музыкой, возможно и видеорядом на экране проектора...

Из насущно необходимого: Большая огнеупорная ваза, в которой вы будете предавать рисунки аутодафе - сжиганию.

Две склянки - одна с «мёртвой водой», вторая - с живойводой. Чтобы эти две склянки получились РАЗНЫМИ и художественно убедительными, вам нужно подключить своё воображение.

Разведите огонь в своей огнеупорной вазе и предложите (замогильным голосом) скомкать свои рисунки (то, что мешает жить счастливо) и предать ЭТО огню.

Всё это можно проделать и на улице, разведя костёр. Однако, для третьего этапа вам понадобится зола, поэтому как разводить огонь - решать вам.

После того, как все рисунки прогорают до золы, огонь заливается мёртвой водой, которая по версии сказки вашего тренинга - окончательно нейтрализует зло, делает пепел - безопасным.

Третий этап тренинга по арт-терапии и сказкотерапии. Земля и вода

Ведущий продолжает рассказывать «сказку» своего семинара.

«То, что когда-то ещё недавно было сутью наших несчастий и страданий, превращено в нейтральный пепел. Он может стать метафорой нашего жизненного опыта...

А опыт, особенно опыт хорошо осмысленный (а пока семинарцы рисовали ПРАВИЛЬНЫЙ рисунок, они опыт - осмыслили) может служить почвой, удобрением для роста нового, свежего, юного, прекрасного и неожиданного - желанного.

Итак, вперёд! Удобряем наши идеи и начинания.

На этом этапе из существенно необходимого Вам реквизита понадобятся: горшочки с землёй и семена любого растения, которое вы сочтёте уместным.

Если время проведения тренинга - весна или ранняя осень, то заключительную часть можно проводить вне дома - на клумбе, в саду.

Помните только, что дети, в отличие от взрослых, не потерпят бросание высаженного семечка на произвол судьбы. Они воспринимают всё буквально и очень серьёзно.

Поэтому, если многим взрослым можно дать посадить хоть «вишенку от компота» и они не расстроятся, то работая с людьми, чувствительными к правде сказки, лучше позаботиться о реальных семенах и реальных малюсеньких горшочках с землёй. Высаживайте неприхотливое растение, которое гарантированно примется и даже может быть пересажено затем куда-нибудь ещё.

Закопайте в землю немного пепла, полученного от предыдущей работы, высадите семечки и полейте их несколькими каплями «живой воды».

Тренинг по арт-терапии и сказкотерапии - окончен!

Этот инсценированный древний МИФ позволит вашим семинарцам реально прожить ситуацию освобождения от зла и ситуацию - созидания Добра на глубинном психодраматическом уровне.

Упражнения по музыкотерапии

«Убегающий звук»

Используется колокольчик или любой другой музыкальный инструмент со звучанием, затихающим постепенно. Взрослый просит ребенка прислушаться к колокольчику, до тех пор, пока звук совсем не затихнет.

«Хрустальная вода»

Детям предлагают присесть, представить, что они набирают пригоршню воды из ручья, поднять руки вверх и вылить на себя, часто подпрыгивая на одном месте и произнося звук «и-и-и…» так долго, насколько смогут. Затем замереть и прислушаться к звуку музыкального инструмента, например колокольчика до тех пор, пока звук не затихнет.

«Импровизация на музыкальных инструментах»

Ребенку предлагают показать, как он будет бить в барабан, если ему грустно, весело и т.д. Можно использовать другие простейшие инструменты.

«Мелодизация призывов»

Ребенка просят спеть эмоционально окрашенные призывы с разной интонацией. Например, «Вперед, друзья!», «Ах, как мне грустно…»,»Какая удача, какая радость…» и т.д.поют на удобной для них ноте и высоте.

«Тонирование»

Детям предлагают пропеть звуки:

-«м-м-м» снимает стресс и способствует расслаблению,

-«а-а-а» немедленно вызывает расслабление,

-«и-и-и»- «звуковой кофеин», за 3-5- минут стимулирует работу мозга, повышает активность организма,

-«о –о-о» средство мгновенной настройки организма.

«Дирижер»

Ребенку предлагают продирижировать звучащую музыку.

«Составь портрет»

Ребенку предлагают составить портрет друга, мамы, и др. с помощью ритма. Используется все, из чего можно извлечь звук.

Упражнения по изотерапии

«Художники – натуралисты»

Необходимо подготовить большой лист бумаги или обоев, блюдца с жидкими красками. Взрослый вместе с ребенком (детьми) рисует на заданный сюжет, который придумывают вместе («Падают листья», «Следы неведомых зверей», «Фантастическая планета», «Разноцветная мозаика»), не кисточками, а пальцами, ладошками, ступнями, локтями, щечками, носиком. После упражненияв процессе умывания вспоминают ощущение свободы и радости, раскрепощение, которое вместе чувствовали ребенок и взрослый.

«Самоцветы»

Мокрый лист бумаги – это сундук с драгоценными камнями. Все они имеют сой неповторимый цвет. Дети пробуют всевозможные сочетания трех красок, разную яркость и насыщенность красочных смесей: наполняют сундук самоцветами, ставя разноцветные точки.

«Чудо - рисунок»

Ребенку предлагают нарисоватьчто – то (портрет мамы, город, животное, человечков) из разных цветов (овощей,птичек и пр.).

«Кляксы»

Небольшой лист бумаги складывают пополам. На одной половине листа ребенок делает кляксу. Потом лист перегибается. На другой стороне получается отпечаток. Изображению придумывают название. Можно сочинить сказку.

«Ваш мир в красках, формах и линиях»

Детей просят изобразить свой мир на бумаге, используя для этого только линии (прямые и кривые, широкие и тонкие, разноцветные) и формы, ничего конкретного. Рисование проходит под музыку, которая подбирается в соответствии с особенностями детской аудитории (успокаивающая, стабилизирующая, активизирующая).

«Разноцветная вода»

Ребенку предлагают раскрасить воду в небольших баночках: сделать сердитую, добрую, веселую воду и пр. Взрослый показывает, как с помощью краски одного и того же цвета можно получить разные оттенки и как при этом изменится «настроение воды».

Упражнения по сказкотерапии

«Сказка наоборот»

Известная детям сказка разыгрывается (рассказывается) сначала с привычными образами сказочных героев, а затем черты характера сказочных героев меняются на противоположные

«Встреча сказочных героев»

Взрослый подбирает каждому ребенку сказочный персонаж, который облает противоположными личностными особенностями, например, ребенку с низкой самооценкой дается роль героя (Ильи Муромца, Ивана –Царевича).Каждому ребенку ведущий – волшебник дает по пять жизней, которых они лишаются, если изменят поведение своих героев. Дети садятся в круг и открывают встречу сказочных героев. Тему для разговора они могут выбрать сами. Дети придумывают сказку для своих героев и разыгрывают ее. В конце упражнения проводится обсуждение своих ощущений в новой роли.

«Сказка по кругу»

Дети выбирают основную тему своей сказки. Затем они садятся в круг и по очереди, держа в руках волшебную палочку», сочиняют сказку. Первый ребенок начинает ее, говоря первое предложение, второй продолжает и т.д. В конце упражнения проводится обсуждение: что дети чувствовали, что делали, если хотелось поправить другого ребенка и т.п.

«Придумай сказку»

Ребенку предлагают придумать сказку о человеке, которого зовут так же, как его, опираясь на значение и звучание имени. Например, Марина – морская, сказка о девочке, которая живет в море.

«Сказка»

Вместе с ребенком разыгрывается сюжет сказки. Сказка подбирается так, чтобы герои в ней говорили разными голосами., например, «Три медведя».Ребенок должен попробовать исполнить все ролитечение одного упражнения..

Упражнения по танцевальной терапии

«Гармоничный танец»

Дети делятся на пары. Один ребенок в паре закрывает глаза или одевает повязку - ведомый. Другой – ведущий -встает напротив первого. Дети в паре прикасаются друг к другу ладонями. Звучит плавная музыка. Ведущий делает плавные движения руками, телом, приседает, слегка отходит в сторону, вперед, назад, не разъединяя рук. Задача ведомого – следовать за руками ведущего и повторять его движения. Не допускается замена ролей: ведомый не должен вести ведущего. Можно разрешить ведомому выполнять упражнение сначала с открытыми глазами.

«Маски» для детей с 6 лет

На бумаге рисуются страшные маски. Каждый участник выбирает себе любую, танцует дикие танцы. Можно побегать, догоняя друг друга. Затем происходит ритуал снятия масок. Все берутся за руки, улыбаются друг другу, можно плавно потанцевать.

«Водный карнавал»

Ведущий предлагает побывать на празднике у морского царя. Все превращаются в рыбок, морских коньков, морских звезд, русалок, ракушек, крабов и т.д. по своему выбору. Звучит плавная музыка – морские обитатели, лежа на полу или стоя, начинают свой карнавал. Морской царь хвалит каждого участника.

Аналогично проводятся упражнения «Воздушный бал», когда дети становятся птицами, бабочками, кузнечиками, и «Дискотека кузнечиков». Меняется только характер музыки.

«Танец огня»

Танцующие тесно сжимаются в круг, руки поднимают вверх и постепенно в такт бодрой музыке опускают и поднимают руки, изображая язычки пламени. Костер ритмично покачивается то в ту, то в другую строну, становится то выше (танцуют на цыпочках), то ниже (приседают и покачиваются).Дует сильный ветер, и костер распадается на маленькие искорки, которые свободно разлетаются, кружатся, соединяются друг с другом (берутся за руки) по две, три, четыре вместе. Искорки светятся радостью и добром.

Упражнения по двигательной терапии

«Дракон»

Играющие становятся в линию, держась за плечи. Первый участник – «Горлова», последний – «хвост». «Голова» должна дотянуться до хвоста и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом»

«Гусеница»

Играющие садятся на корточки друг за другом и плотно обхватывают соседа спереди за талию. Первый играющий – «голова» гусеницы. Он определяет траекторию движения. Задача других детей - двигаться за «головой» и сохранять при этом целую гусеницу.

«Поварята»

Все дети встают в круг -это кастрюля. Выбирают, что будут готовить: суп, компот, винегрет и пр. Каждый из играющих придумывает, каким продуктом он будет и громко называет себя. Ведущий выкрикивает по очереди, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя ребенок впрыгивает внутрь круга. Следующийиграющий, прыгнув, берет за руки предыдущего. Игра продолжается, пока все компоненты блюда не окажутся в круге.

«Доброе животное»

Участники встают в круг и берутся за руки. Ведущий тихим голосом говорит: « Мы – одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!». Все прислушиваются к своему дыханию и дыханию соседей. «А теперь подышим вместе. Вдох – все делают шаг вперед. Выход – все делают шаг назад. Вдох – все делают два шага вперед. Выход -все делают 2 шага назад». Дети выполняют упражнение. «Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».

Цель: осознание педагогов своей индивидуальности, преобразования своего личного мира, приобретение нового жизненного опыта, помочь участникам тренинга в развитии навыков самопознания и компетентности в общении средствами сказкотерапии, создание доброжелательной, доверительной атмосферы в группе. Поиск резервов для более эффективной работы.

В ходе тренинга решаются следующие задачи:

Развитие у педагогов способности разбираться в своих чувствах, навыков восприятия и адекватной оценки эмоциональных состояний других людей, коммуникативных умений;

Накопление эмоционально-положительного опыта, формирование положительного представления о себе, настрой на состояние успеха;

Символическое отреагирование физиологических и эмоциональных стрессов;

Развитие творческих способностей, расширения сознания и взаимодействия с окружающим миром посредством сказочной формы.

Оборудование: « Хрустальная музыка», канцелярские булавки, бумага, карандаши, фломастеры, ручки, вырезки из газет (журналов), раздаточный материал, клей, ватман.

Участники: воспитатели детского сада.

Время проведения: 1,4 часа.

Структура сказкотерапевтического тренинга:

Вводная часть (разминка): знакомство, введение правил работы, 1-2 разминочных упражнения.

Основная часть (рабочая), в ходе которой ведущий отслеживает групповую динамику. Уделяет внимание проработке агрессии и внутренним конфликтам. Сказки, игры, работы обсуждаются и анализируются участниками тренинга.

Завершение: участникам важно отреагировать накопившиеся, но невыраженные чувства, настроиться на обычные дела. Каждому необходимо подвести итог и оценить свой опыт, полученный в результате групповых занятий.

Методы применяемые в программе данного тренинга: чтение сказки, анализ, рисование и сочинение - дополнение, изобразив чувства человека на бумаге, психологические игры, упражнения.

Ход тренинга:

Приветствие

Ведущий тренинга приветствует всех участников тренинга. Предлагает педагогам на небольшом листе написать свое имя, так как бы они хотели, чтобы их называли на тренинге и прикрепить его с помощью булавки на груди. Затем встав в круг, участники тренинга по очереди произносят свои имена, сопровождая их характерным для себя жестом, определенным движением. Все остальные повторяют услышанное имя и жест каждого представившегося члена группы.

Вводная часть

Группа принимает правила работы на тренинге.

Правила:

Правило конфиденциальности. Все, что говорится в группе относительно участников, должно оставаться внутри группы. Это естественное этическое требование, которое является условием создания атмосферы психологической безопасности и самораскрытия. Но конкретные приемы, знания, техники могут и должны использоваться вне группы в профессиональной деятельности, в повседневной жизни.

Правило «здесь и теперь». Важно, чтобы разбирались процессы, мысли и чувства, возникающие в группе в данный момент. Таким образом, участников приучают сосредотачивать внимание на себе и на происходящем вокруг них в настоящее время. То, как проявляет себя человек «здесь и сейчас» показывает, как он ведет себя «по жизни». И на это стоит обращать внимание участников тренинга.

Правило искренности и открытости. Необходимо добиваться того, чтобы члены группы не лицемерили и не лгали. Признак сильной и здоровой личности - это определенная открытость окружающим своих чувств по поводу происходящего. Это основа эффективного межличностного взаимодействия. Естественно, в начале работы группы этого добиться невозможно. Не всегда нужно добиваться полного раскрытия участников группы, ведь им предстоит продолжать работать вместе. Но каждый из них должен чувствовать себя защищенным и иметь право раскрыться в той мере, в какой он считает нужным для данного момента.

Правило «Я - высказывание». В группе запрещается использовать рассуждения типа: «У всех такое мнение…», «Мы считаем…» и т.п. Эти высказывания перекладывают ответственность за чувства и мысли конкретного человека на несуществующее «мы». Все высказывания должны строиться с использованием «я». Тем самым, мы учим человека брать ответственность на себя и принимать себя таким, каков он есть.

Правило активности. В группе не должно быть пассивных наблюдателей. В отработку упражнения включаются все участники. Если они отказываются принимать участие, стоит уделить внимание обсуждению мотивации их целей присутствия на тренинге.

Правила приняты. Спасибо. Каждый участник должен их придерживаться.

Игра «Лишний стул»

Цель игры – настройка группы на непринужденное и откровенное общение, создание сказочной атмосферы.

Группа сидит в круге. Ведущий встает, убирает стул, на котором сидел, и объясняет условия игры: меняются местами все, к кому относится высказанное предположение. Тот, кому не досталось места, становится водящим и получает возможность предложить группе следующее условие. Начать ведущий может с таких предложений, которые заведомо оставляют всех на своих местах, например:

Сейчас поменяются местами те, кто всегда соблюдают правила.

- … те, кто всегда слушает радио.

Можно давать задания, совместимые с темой сказки, например:

Поменяются местами те, кто верит, что чудеса встречаются не только в сказках.

Основная часть.

1.Игра «Звездочки»

Цель игры : поиск и обсуждение форм достижения взаимопонимания.

Ход: ведущий готовит для игры «звездочки» - наклейки. Затем просит участников закрыть глаза и приклеивает их участникам на лоб. Звездочки либо имеют разный цвет (всего 5-6 цветов), либо различаются по форме. Участники получают задание: не произнося ни слова, найти тех, у кого такие же «звездочки». Ведущий смотрит, какими способами пользуются участники тренинга, чтобы отыскать» себе подобных», не зная, кто ты сам.

Обсуждение помогает актуализировать проблему установления контактов, поддержания взаимопонимания.

2. Знакомство со сказкой «Человек»

Жил-был человек. Он рос, ел, пил. Ходил и говорил. Как все. У него была работа, дом. Семья. Как у всех. Временами он отдыхал: смотрел телевизор, ходил в гости. Посещал общественные мероприятия и развлекался. В общем, как все. Временами ему бывало грустно, временами он раздражался, но это, конечно, проходило, и он снова продолжал жить привычной жизнью: работа – дом – работа – дом… Как все.

Но однажды человек остановился, поднял глаза и увидел небо. Он присмотрелся и заметил, что оно меняется каждую минуту, никогда не бывая одинаковым. Человек прислушался и услышал пение птиц. Как красиво они пели! Он посмотрел по сторонам и заметил необыкновенное богатство красок, которое дарили миру цветы и деревья. Рядом играли и смеялись дети. Их звонкие голоса как будто говорили: мы умеем жить!

И человек сделал то, чего не делал никогда. Он взял лист бумаги и запечатлел на нем свои чувства, рожденные внезапно. Так на Земле появился еще один Творец.

Вопросы при анализе сказки:

  1. О чем эта сказка?
  2. Как жил человек очень долгое время?
  3. Какое событие изменило его?
  4. Нарисуйте и опишите чувства, которые изобразил человек на листе бумаги.

3.Упражнение « Новый взгляд »

Цель: переживание участниками нового опыта, осознание собственных ценностей, развитие наблюдательности и пробуждение творческого воображения.

Ведущий обращается к группе: « Многое в своей жизни мы делаем автоматически: встаем утром, едим, работаем, смотрим телевизор ложимся спать. Жизнь становится привычной и однообразной. Сегодня я предлагаю вам отправиться в путь и приобрести новый опыт, который поможет вам увидеть в окружающей действительности что-то неожиданное и очень ценное. Возьмите с собой в дорогу те свои качества, которые помогают вам в жизни».

Участники группы пишут в течение пяти минут на бумаге необходимые качества, которые пригодятся им в пути.

Далее ведущий говорит: «Какой будет ваша дорога – широкой или узкой, легкой или труднопроходимой? Для того чтобы преодолеть все препятствия и, достигнув цели, найти что-то ценное, вам необходимы будут не только отвага и сила, но и мудрость воображение. Сейчас я предлагаю вам отправиться в путь и узнать, что хотят вам сообщить простые цветы и деревья, люди и дома, облака и разные предметы. Обратите внимание на свои ощущения, постарайтесь глубже воспринимать все новое».

Как только участники будут готовы, они расходятся по разным направлениям и с этого момента не разговаривают друг с другом.

Через 30 минут участники возвращаются в группу, и ведущий говорит им: «Человек развивается лишь тогда, когда созидает, творит. Вы прошли часть пути – малую, но достаточную, чтобы почувствовать себя творческим человеком. Проявите же свое творчество на бумаге и расскажите или покажите, какой подарок вы получили сегодня, какое открытие для себя сделали?»

Участники находят удобное для себя место и записывают, зарисовывают или составляют коллаж из своих впечатлений. По мере готовности педагоги рассказывают друг другу о приобретенном опыте.

Завершение

Игра «Подарок»

Цель: символическое окончание занятия. Отреагирование накопившихся, но невыраженных чувств и эмоций, настрой на обычные дела.

Участники встают в круг. Ведущий дает им следующую инструкцию: «Сейчас мы будем делать подарки друг другу. Начиная с ведущего, каждый по очереди средствами пантомимы изображает какой – нибудь предмет и передает его своему соседу справа (мороженое, ежика, гирю, цветок и т.п.)»

Участники группы делятся впечатлениями о тренинге: что понравилось, а что нет, какой вывод они для себя сделали.

Сказочный ритуал. Все участники группы хором произносят «До свидания сказка»

Всем большое спасибо за работу!

Литература:

1.Зинкевич – Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М., Практикум по креативной терапии. СПб.: Речь, 2002.

2.Стишенок И.В., Сказкотерапия для решения личных проблем. СПб., Речь, 2013.

3.Черняева С.А., Психотерапевтические сказки и игры. СПб., Речь, 2002.

Ксения Михалева

Теоретическая часть.

Сказкотерапия или «лечение сказкой » – это новое молодое течение в прикладной психологии, которое широко используют врачи, психологи и педагоги. Преимущество сказкотерапии в том , что этот метод родители и воспитатели могут использовать самостоятельно. Ведь дети обожают слушать сказки .

Особенно актуально применять сказкотерапию для дошкольников . Ведь она подходит всем детям и может помочь преодолеть различные проблемы в жизни ребенка.

В чем польза занятий сказкотерапией для дошкольников ?

Сказкотерапия отлично подходит как для младших, так и для старших дошкольников. В зависимости от задач, используют разные формы сказкотерапии . Ее польза состоит в следующем :

Помогает найти выход из проблемной ситуации (сложности во взаимоотношениях с родителями, сверстниками и т. д.) ;

Расширяет знания ребенка о нем самом и окружающем мире;

Обогащает внутренний мир ребенка духовно-нравственными ценностями;

Корректирует поведение и развитие речи;

Стимулирует психофизическое и эмоциональное развитие.

Суть сказкотерапии в том , что ребенок или взрослый составляют сказку , которая отражает трудности, возникшие перед ребенком, а затем находят пути их решения.

Виды сказок для дошкольников , которые применяются в сказкотерапии

Народная или художественная сказка – оказывает духовно-нравственное воспитание , формирует чувства взаимопомощи, сопереживания, долга, сочувствия и т. д. ;

Обучающая или развивающая сказка – расширяет знания ребенка об окружающем пространстве, правилах поведения в различных жизненных ситуациях;

Диагностическая сказка – помогает определить характер ребенка и выявляет его отношение к миру;

Психологическая сказка – вместе с героем ребенок учится преодолевать свои страхи, неудачи и обретать уверенность в своих силах.

Существует много готовых примеров сказок для дошкольников , применяемых в сказкотерапии . Но наибольшую эффективность даст сказка , сочиненная родителями.

Схема терапевтической сказки

Подбор героя (похожего на ребенка) ;

Описание жизни героя;

Помещение героя в проблемную ситуацию (по аналогии с проблемой ребенка) ;

Герой ищет и находит выход.

Со сказкой можно продолжать работу и после прочтения. Методов совместной увлекательной работы в сказкотерапии может быть очень много.

Варианты работы со сказкой

Нарисовать, слепить или выразить сказку в виде аппликации ;

Изготовить своими руками куклу по мотивам сказки ;

Сделать постановку сказки в виде настольного театра.

Советы по организации детской сказкотерапии

Простое чтение сказки – еще не терапия , следует обыграть сказку , сделать выводы и т. д. ;

Не стоит растолковывать мораль сказки ;

Больше юмора;

Так, если малыш много капризничает, добиться своего, следует рассказать ему сказку , где действует герой, который не плачет, не кричит, а добивается своей цели положительными способами, с помощью просьб, вежливых слов и т. д.

Но лишь только рассказать сказку недостаточно . Нужно обязательно обсудить ее с ребенком, обыграть, проанализировать плюсы новой поведенческой модели и сделать выводы. Малыш должен сам на некоторое время стать героем сказки , перевоплотиться в него в своем воображении. Тогда новый стиль поведения будет усвоен. Сказкотерапия ненавязчиво , щадящим способом воздействует на психику детей, воспитывая в них черты характера со знаком плюс : волю, оптимизм, целеустремленность, стойкость и т. д.

У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория. Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.

Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами : Принцами, Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях , потому что в этих историях содержится рассказ о том , как человек познает мир. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки .

Например, сказка про часы .

«Когда-то давным-давно, в одной далекой стране жил один часовых дел мастер . Он за свою жизнь изготовил множество часов. Но те, которые ему больше всего нравились, он оставлял себе. И вот в его доме поселилась целая семья часов : Маятник, Часы с кукушкой и маленький (маленькие) Будильник (будильники) (перечисляете членов вашей семьи) . Маятник был самый важный, еще бы, ведь по нему сверял время сам часовых дел мастер . Маятник все время торопился на работу, ему надо было считать секунды, минуты, часы. Часы с кукушкой тоже часто были заняты - ведь кукушке надо было все свежие новости срочно передать другим кукушкам, из других домов, а также следить за домом. А между прочим, никто не освобождал ее и от работы - отсчитывать время.

А маленькому Будильнику иногда было скучно и даже грустно. Как ты думаешь, почему маленькому Будильнику было иногда даже грустно?. Однажды.»

Какая получилась сказка ? Не сделал ли Будильник чего-то разрушающего, чтобы отвлечь Маятника и Часы с кукушкой от их дел и забот? Сюжет пошел по другому руслу? Ну и хорошо, значит, у малыша особых проблем с недостатком внимания нет.

Основная практическая часть.

Ведущая : Сегодня нашу встречу я хочу начать с того, что каждый участник по кругу назовет свое имя, а затем какого-нибудь сказочного героя на первую букву своего имени.

Наверное, нет человека, который бы не любил сказки .

А кому еще, как ни нам, по роду своей профессии жить рядом со сказкой ! Сейчас я предлагаю вам вспомнить ту сказку , которая вам очень нравилась в детстве, и по очереди представить свою сказку . Почему вы ее полюбили (или за что вы ее полюбили, что вам в ней запомнилось больше всего?

(Участники по кругу в течение 2-3 минут каждый представляют свои любимые сказки .)

«Путешествие» (медитация)

Перед началом чтения сказки включается запись спокойной музыки.

Ведущая : А теперь закройте глаза. Представьте, что вы отправились в путешествие. Вы объездили множество стран, познакомились с разными людьми.

И вот однажды вы ехали через поле. Вокруг летали бабочки, стрекозы. Жужжали пчелы - они собирали мед. Пели птицы - они радовались, что вы едете через их поле. Пахло цветами и свежей земляникой. И вот на холме вы увидели Прекрасный Дворец. Что-то внутри подсказало , что для вас очень важно поехать именно туда. И вы направились по дороге, ведущей ко Дворцу.

Когда вы вошли во Дворец, вы были поражены его красотой. Все здесь было удобно и красиво. Как будто кто-то строил этот Дворец специально для вас. И вы поняли, что в этом Дворце вы найдете что-то очень важное для себя. Вы пошли по Дворцу своей легкой и уверенной походкой.

Представьте, что вы идете по нему и находите для себя то, что вы хотите.

Все то, что вы нашли для себя в этом Прекрасном Дворце, остается с вами, и вы возьмете это с собой, когда будете возвращаться. А сейчас вы делаете глубокий вдох и выдох. Возьмите с собой все то хорошее, что было с вами. И потихоньку открывая глаза, возвращайтесь к нам.

«Создание Сказочной Страны » (коллаж)

Ведущая : Сейчас я предлагаю вам взять все то хорошее, что вы приобрели во время путешествия, и создать нашу общую Сказочную Страну . Все необходимые вам волшебные материалы вы можете найти здесь, на столе».

Группе предлагается, используя вырезки из журналов, цветную бумагу, пластилин, краски, фломастеры , карандаши и прочие материалы, создать коллаж «Сказочная Страна » . Для создания коллажа участникам дается 30 минут.


Ведущая : Какая чудесная страна у вас получилась! Каждый из вас внес в ее создание частичку своего тепла, своей души. А сейчас давайте придумаем название нашей Сказочной Страны . Для этого сложите начальные буквы своих имен и создайте одно новое имя. Это и будет имя нашей Сказочной Страны .


Участники могут сами написать начальную букву своего имени на карточке, либо эти карточки выдаются уже готовыми. В первом случае можно создать большую вариативность изображения букв. Если в общем количестве начальных букв преобладают согласные (гласные, можно предложить участникам выбрать иной вариант своего имени и тем самым взять другую букву.

Ведущая : Ну вот, теперь у нас есть собственная Сказочная Страна , в названии которой частичка каждого имени присутствующих здесь.


Проводится обсуждение. Можно задать следующие вопросы :

Какие чувства вы испытывали в процессе создания Сказочной Страны ?

Было ли сложно включиться в общую деятельность? Если да, то почему?

Удовлетворены ли вы своей работой?

Хочет ли кто-нибудь изменить что-либо в получившейся композиции?

Заключение.

Слушая рассказ или сказку , ребёнок, с одной стороны, отождествляет себя с героем, с другой - не забывает о том, что герой сказки - это выдуманный персонаж. Рассказы позволяют ребёнку почувствовать, что он не одинок в своих переживаниях, что другие дети испытывают те же эмоции, попадая в похожие ситуации. Это оказывает успокаивающее воздействие.

Сказкотерапия – прекрасный , увлекательный путь, который поможет решить вашим детям возрастные проблемы. Удачи на сказочном пути !