Интересные игры по русскому языку для юношества. Разминка «Угадай название нашей команды»

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «Занимательная Грамматика»

Цели:
-Повышение эффективности изучения русского языка;
- развитие мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, приведение аналогий;

Воспитание интереса к предмету.

Эпиграф.

С русским языком можно творить чудеса, нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом.
К. Г. Паустовский

Ход игры:

Внимание! Внимание! Начинаем наше состязание!
Сегодня мы с вами находимся в царстве великого, могучего властелина – Русского Языка. Мы попробуем доказать, что хорошо умеем ориентироваться в этом огромном царстве.

Вопрос 1.
Это Китайское слово. В европейские языки оно проникло двумя путями: народы запада вывезли его из Южного Китая, где растение именуется ТЕ (отсюда немецкое tее, английское tеа). Русские торговали с китайцами северных провинций, где этот напиток именовался ЧА. Что это за напиток?
а) Кофе;
б) Какао;
в) Чай.

Вопрос 2.
Круглый год украшает это дерево наши леса, города. Но почему это дерево так назвали, а не по-другому? Вот послушайте. Вишня, яблоня, черемуха и многие другие деревья в пору цветения - белые. А кудрявые соцветия этого дерева выделяется своей пестротой. В прозрачных зонтиках переплетаются и светло-зеленые и белые цветы, темнеют, просвечивают сквозь них и листья, и ветки, и воздух. «Рябые», - говорили в народе. Как называется это дерево?
а) Береза;
б) Осина;
в) Рябина.

Вопрос 3.
Почти 500 лет назад в Европе появились семена этого необыкновенного цветка, похожего на маленькое солнце. Родина этого растения - Южная Америка. Коренные жители Америки - индейцы - давно заметили, что цветок всегда повернут головой к солнцу, тянется к солнцу, и назвали его «цветок солнца», «сын солнца», «похожий на солнце». Испанцы, итальянцы, французы называют его «повернутый к солнцу». И у нас, русских, он считается другом солнца. Поэтому мы называем его:
а) Ромашка;
б) Подсолнух;
в) Хризантема.

Вопрос 4.
Удивительно милая и наивная история у этого замечательного слова, первоначально означавшего «душа бабушки», «дух прародительницы». Наши далекие предки следя за полетом красивых насекомых, наблюдая, как кружатся они возле окон и дверей жилья, как упрямо летят на свет, задумались: да уж не порхает ли это вокруг родного дома душа умерших родителей? Что это за насекомое?
а) Бабочка;
б) Мотылек;
в) Божья коровка.

Вопрос 5.
Когда-то это было устойчивое сочетание в речи двух слов: СПАСИ (тебя) БОГ, произносимое, как исполненное благодарности пожелание. Затем эти слова слились в одно слово, а слабые звуки отпали. Получилось слово светлое, красивое, доброе. Какое?
а) Пожалуйста;
б) Спасибо;
в) Благодарю.

Историю каких слов мы узнали? Предлагаю познакомиться с историей происхождения других слов. Может кто-нибудь сам захочет подготовить вопросы? В этом вам поможет словарь, но не простой, а этимологический. Этимология – наука об истории происхождения слов.

А сейчас мы продолжаем нашу игру и я предлагаю провести небольшое шуточное тестирование.

1. Чей нос называется так же, как мелкая монетка?

А) коровы

Б) медведя

Г) свиньи

Д) дельфина

2.Что не может быть мягким, белым и тёплым?

А) пластилин

Б) молоко

Д) одеяло

3. Саша и Коля подружились с Юрой, у которого папа – фокусник.
К какому слову в предложении относится слово который?
А) Саша
Б) Коля
В) Юра
г) Папа
д) Фокусник

4.Какое из этих литературных произведений не сказка?

А) «Кот в сапогах» Шарля Перро

Б) «Стрекоза и Муравей» Ивана Крылова

В) «Гадкий утёнок « Г.Х. Андерсена

Г) «Малыш и Карлсон» Астрид Линдгрен

Д) «Лягушка –путешественница» В. Гаршина

5.Какое из этих слов по общему смыслу выпадает из общего ряда?

А) перевезти

Б) переплыть

В) перемолоть

Г) перейти

Д) перебросить

6.Что не принято называть глубоким?

А) уважение

7.Какое из этих слов выпадает по смыслу из общего списка:

А) автобаза

Б) автомобиль

В) автослесарь

Г) автодорога

Д) автопортрет

8.Мария – машет, Прасковья – пашет, Елена – ленится, Евгений – женится, а Павел?

Б) ленится

Г) борется

Д) женится

Физминутка.

Будем вместе веселиться

И резвиться, и играть,

И вниманье проверять.

Вы же будьте начеку:

Если в тексте ошибёмся,

Вы похлопайте в ладоши.

Коль порядок со словами,

Вы потопайте ногами.

Колокольчики звонят: хрум-хрум-хрум.

Лает пёсик во дворе: мяу-мяу-мяу.

Жук на дереве жужжит: жу-жу-жу.

Утки серые кричат: кря-кря-кря.

Козлик серенький кричит: му-му-му.

-Следующий этап: школьные загадки.

В школьной сумке я лежу,
Как ты учишься, скажу.

На ноге одной,
Крутит-вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны.

Сговорились две ноги

Делать дуги и круги.

Стоит дом,
Кто в него войдет,
Тот ум приобретет.

Поселились мудрецы
В застекленные дворцы,
В тишине наедине
Открывают тайны мне

Белый камушек растаял,

На доске следы оставил.

_Догадайтесь, какой русский писатель иногда подписывал свои произведения псевдонимом

Нави Волырк?

В русском языке существуют устойчивые сочетания слов, которые служат для более точного и образного выражения наших мыслей. Это –фразеологизмы.
Жить на широкую ногу

Знаете ли вы, что в 15 веке в Западной Европе знатность определялась…длиной башмака?
Башмак дворянина был в полтора фута, барона - в 2 фута, а башмак князя - в два с половиной фута.
Вот видите, по башмаку можно было узнать самого знатного. Впоследствии вместо "жить на большую ногу " стали говорить "жить на широкую ногу", то есть богато, не считая денег.

1 фут=30,28см

Как пить дать

По обычаю древних славян никто не имел права отказать человеку в воде. С тех пор и пошло выражение " как пить дать" в значении: точно, несомненно.

В огороде бузина, а в Киеве –

А) малина

Б) дядька

В) батька

Г) терема

Какое из этих выражений означает не то, что остальные?

А)на всех парах

Б) во всю прыть

В) на всех парусах

Г) во всю глотку

Д) во весь опор

Русский язык богат меткими словами, которые характеризуют человека, его поступки. Очень часто для сравнения используют названия животных. Догадайтесь какие?

Голоден, как …..

упрям, как …

колючий, как…

Изворотлив, как…

надут, как…

здоров, как…

(волк, осел, еж, уж, индюк, бык)

Ваня шел по деревне и встретил каких - то животных. От испуга он забыл, как они называются. Когда мама спросила, много ли их было, Ваня ответил: "Очень! Целый табун!". Мама сразу догадалась. Кто же это?

(собаки, овцы, коровы, лошади, гуси)

Студент позвонил маме: "Денег осталось очень мало, ну просто кот …"

(намяукал, намурлыкал, насмеялся, наплакал, наурчал)

Найти «заблудившуюся» букву.

Трус своей лени боится.
Сашу маслом не испортишь.

Терпение и пруд всё перетрут.
Два сапога – тара.

Минутка отдыха.

В.Гончаров "О грамотее и больной ноге”.

Один неграмотный пришёл с поклоном к грамотею
– Будь другом, напиши письмо, а то я не умею…
– Нет, не могу, нога болит, – ответил хмуро тот. –
Через неделю приходи, авось болезнь пройдёт.
– Да разве пишешь ты ногой? – неграмотный спросил.
– Нет, мне по адресу с письмом ходить не хватит сил.
Почерк у меня такой, трудись хоть целый год,
Но без меня моё письмо никто не разберёт.

Вывод: Важно не только писать без ошибок, но и писать красиво, этим вы проявляете уважение к тому, кто будет читать ваши записи.

Изучение русского языка
Нелегко нам дается пока.
Но идет по земле новый век,
Должен грамотным быть человек.- Чтобы больше узнать о нашем языке, нужно многому учиться. Любите, изучайте русский язык.

Интеллектуальная игра по русскому языку (5 класс)

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ

Цели урока :

1) закрепление знаний, полученных на уроках русского языка;

2) формирование положительной мотивации к изучению русского языка;

3) развитие логического мышления, расширение кругозора учащихся.

Краткое описание : игра проводится среди учащихся 5 класса; класс делится на 4 команды, состав команды - 6-7 человек. Каждая группа учащихся избирает капитана и придумывает название команды.

Оборудование: задания на карточках (см. Приложение); чистые листы на столах для записи ответов.

КОНКУРС 1. «РАЗМИНКА» (устно)

Все вы знаете много народных пословиц и поговорок. Чтобы немного размяться, мы сейчас их вспомним. (Учитель зачитывают начало пословицы, а команда должна продолжить. За верный ответ - 1 балл .)

1. Что посеешь, … (то и пожнешь).

2. Без труда… (не вынешь и рыбку из пруда).

3. Кончил дело - … (гуляй смело).

4. Волков бояться - … (в лес не ходить).

5. С кем поведешься - … (от того и наберешься).

6. Как аукнется - … (так и откликнется).

7. За двумя зайцами погонишься - … (ни одного не поймаешь).

8. Тяжело в учении - … (легко в бою).

9. Любишь кататься - …(люби и саночки возить).

10. Учение - свет, … (а неученье - тьма).

11. Семь раз отмерь… (один раз отрежь).

12. Не имей сто рублей,… (а имей сто друзей).

КОНКУРС 2. «ФОНЕТИЧЕСКИЕ ПРОПОРЦИИ» (на карточках)

Разгадайте принцип, по которому составлены данные «фонетические пропорции» (соотношения, равенства), и решите их. Чего не хватает? (за каждый правильный ответ - 1 балл ).

1) А / Я = О / ? (Ё)

2) М / М’ = Р / ? (Р’)

3) В Б / Ф П = З’ Ж / ? (С’ Ш)

4) ЯР / РАЙ = ЕШЬ / ? (ШЕЙ)

5) ТОПОР / РОПОТ = ЛЕД / ? (ТОЛЬ)

Что такое толь? (дополнительный балл ).

*Толь - пропитанный водонепроницаемым составом картон, употребляемый как кровельный, изоляционный материал.

КОНКУРС 3. «СОБЕРИ СЛОВА» (устно, делают пометки на листах)

Соберите слова, которые спрятались в других словах. Слушайте внимательно, делайте пометки в рабочих листах (за каждое слово - 1 балл ).

1) Приставка - в слове ПОДБЕЖАЛ, а корень - в слове СНЕЖИНКА, суффикс - в слове ЛЕСНИК, а ОКОНЧАНИЕ - в слове УЧЕНИКИ (подснежники ).

2) Корень - в слове ДВОРНИК, суффикс - в слове СТОЛОВАЯ, окончание - в слове ЗЕЛЁНЫЙ (дворовый ).

3) Приставка - в слове ЗАХОД, корень - в слове ГОРОДА, суффикс - в слове СТОРОНКА, окончание - в слове ЗИМА (загородка ).

4) Корень - в слове МОЛОДОЙ, суффикс - в слове ПАЛЬЦЫ, окончание - в слове ТРАВЫ (молодцы ).

Вы большие молодцы, потому что успешно справились с этим заданием!

КОНКУРС 4. «РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА» (стихотворения на карточках)

Перед вами два стихотворения. Первое принадлежит перу В. Берестова («Луноход»), второе - Леониду Мартынову («Чет и нечет»).

1. Прочитайте первое стихотворение и скажите, сколько в нем слов, имеющих такой же корень, как и в слове лунатик ?

Луноход

Прилунился лунолёт.

В лунолёте - луноход.

Цирки, кратеры и лунки

Луноходу не страшны.

Оставляет он рисунки

На поверхности Луны.

Пыли много, ветра нет.

Жить рисункам тыщу лет!

(Луноход, прилунился, лунолёт, Луны; лунка - не однокоренное слово!).

(За каждое найденное слово - 1 балл ).

2. Прочитайте второе стихотворение и ответьте, есть ли среди сопоставляемых поэтом слов однокоренные?

Чет и нечет

Попробуешь

Слова сличить -

И аж мороз идет по коже!

«Мучить» и «учить»

Звучат извечно так похоже.

Но и бывает смысл иной,

Доподлинно необъяснимый:

Казнящий ли владел казной,

Или казной владел казнимый?

Земля и тля. Вина - вино.

Все это будет не одно,

Но от другого не отбросить!

Березка - розга. Лик и лак,

Увечить и увековичить…

Неужто это просто так,

Одна случайность -

Чет и нечет?

КОНКУРС 5. «БЛИЦ-ОПРОС» (устно)

(правильный ответ - 1 балл )

1. Сколько букв в русском алфавите? (33 )

2. Сколько согласных звуков в русском языке? (42 звука: 6 гласных и 36 согласных )

3. Часть речи, обозначающая предмет (существительное ).

4. Слово «белый» по отношению к слову «чёрный» (антонимы ).

5. Он бывает между корнем и окончанием в слове (суффикс ).

6. Неопределённая форма глагола (инфинитив ).

7. Изменение глагола по лицам и числам (спряжение ).

8. Слово или сочетание слов, называющее того, к кому (чему) обращена речь (обращение ).

9. Часть слова без окончания (основа ).

10. Член предложения, отвечающий на вопросы какой? чей? (определение ).

11. Предложение с двумя грамматическими основами (сложное ).

12. Раздел русского языка, изучающий звуки и буквы (фонетика ).

КОНКУРС 6. «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ФРАЗЕОЛОГИЯ» (устно; делают пометки в рабочих листах)

Внимательно послушайте миниатюру Феликса Давидовича Кривина из книги «Принцесса Грамматика, или Потомки древнего глагола» (текст читается 2 раза). Ответьте на вопрос: какие пословицы, фразеологизмы со словом язык он использовал? Вспомните другие пословицы и фразеологизмы со словом язык .

Говорят, наши пороки - продолжение наших добродетелей. В этом случае такая добродетель, как язык, имеет весьма пышное продолжение. По крайней мере, больше тратится усилий, чтобы заставить его замолчать, нежели на то, чтобы поощрить его к разговору. Ну, допустим, кого-то тянут за язык, кому-то развязывают язык, с кем-то находят общий язык… А все остальное - призыв к молчанию. Тут надо и прикусить язык, и придержать язык, и проглотить язык - в особо опасных случаях. Рекомендуется держать язык на привязи, а проще говоря - за зубами. В противном случае - тут тебе и пожелание типуна на язык, и совет языку отсохнуть, и сожаление, что язык без костей. Дело, впрочем, не ограничивается одними пожеланиями. Совершается немало решительных действий, чтобы не дать языку заговорить: и наступают на язык, и укорачивают язык, и стараются не дать языку воли. Потому что считается, что язык наш - враг наш, что он страшнее пистолета, что он длинный, что он злой и вообще плохо подвешен. О добрых языках почему-то в народе умалчивают. И даже всемогущее Слово считают всего лишь серебром, тогда как молчание - золотом. Если судить по этим изречениям, можно подумать, что людям вообще не нужен язык, что он для них - обуза. Но и то плохое, что сказано о языке, сказано благодаря языку… На этом и основывается оптимизм языковедов… (Кривин Ф.Д. «Принцесса Грамматика, или Потомки древнего глагола»).

Фразеологизмы :

Тянуть за язык - вынуждать что-либо сказать, ответить.

Развязать кому-то язык - заставить говорить.

Находить общий язык - договариваться.

Прикусить язык - замолчать.

Придержать язык - помалкивать, поменьше говорить.

Проглотить язык - замолчать.

Держать язык на привязи / за зубами - молчать, не болтать, не говорить лишнего, быть осторожным в высказываниях.

Типун тебе на язык - недоброе пожелание тому, кто говорит не то, что следует.

Чтоб у меня язык отсох - клятвенного заверение в том, что сказанное мной - правда.

Язык без костей - кто-то очень болтлив, болтает всякий вздор.

Наступают на язык - заставляют молчать.

Укоротить язык - заставить кого-либо поменьше болтать, быть менее дерзким.

Не дать языку воли - не позволять говорить лишнее.

Длинный язык - кто-то очень болтлив, говорит много лишнего.

Злой язык - манера, способность остро, резко, насмешливо говорить, судить о ком-либо, чем-либо.

Язык плохо подвешен - кто-то не умеет свободно излагать свои мысли.

Пословицы:

Язык мой - враг мой: прежде ума рыщет, беды ищет.

Слово - серебро, молчание - золото.

+ (собственные примеры)

Мал язык, да всем телом владеет.

Язык до Киева доведет.

КОНКУРС 7. «ПАРОЧКИ СЛОВ» (устно)

Запишите пары слов: песня и стих , гол и пас , два и три . Все вторые слова в этих парах обладают свойством, которым не обладает ни одно из первых слов. Назовите это свойство (правильный ответ - 3 балла ).

(Вторые слова могут пониматься как глагольные формы).

КОНКУРС 8. «СИНТАКСИЧЕСКИЙ» (устно; делают пометки в рабочих листах)

Составьте предложение, выполнив предварительные действия (правильно построенное предложение - 3 балла ):

1. Из предложения «Стеной стоят желтые колосья пшеницы» возьмите определение.

2. Прибавьте подлежащее из предложения «Листья падают».

3. Из предложения «Пушкин очень любил осень» возьмите дополнение.

4. Добавьте обстоятельство из предложения «Осень щедро одаривает леса краской».

5. Добавьте сказуемое из предложения «Весна выстлала на лугу разноцветный ковер».

6. Из предложения «Куда ведете нас, дороги?» возьмите существительное, которое является обращением.

(Желтыми листьями осень щедро выстлала дороги).

КОНКУРС 9. «ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ» (устно)

1. В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? (суббота )

2. Какой падеж существительных никогда не употребляется с предлогом? (именительный )

3. Чем похожи существительные ножницы , брюки , чернила ? (они употребляются только во множественном числе )

4. Какую часть слова можно в земле найти? (корень )

5. Каким членом предложения является обращение? (обращение не является членом предложения )

6. Может ли в слове быть сто одинаковых букв (стол, стон… )

7. Как правильно сказать: у рыб нет зуб, у рыбов нет зубов, у рыбей нет зубей (у рыб есть зубы )

КОНКУРС 10. «СОБЕРИ ТЕКСТ» (раздаточный материал)

Расположите данные вам предложения в правильном порядке, чтобы получился связанный текст. Команды должны собрать два текста. По итогам конкурса капитаны команд читают тексты вслух (правильно составленный текст оценивается в 3 балла ).

Ответы

Текст №1

1. Змеиный хвост заспорил с головой о том, кому ходить впереди.

2. Голова сказала: «Ты не можешь ходить спереди, у тебя нет глаз и ушей».

3. Хвост сказал: «А зато во мне сила, я тебя двигаю, если захочу да обернусь вокруг дерева, ты с места не тронешься».

4. Голова сказала: «Разойдемся!».

5. И хвост оторвался от головы и пополз вперед.

6. Но только что он отполз от головы, попал в трещину и провалился.

Текст №2

1. У одного отца было два сына.

2. Он сказал им: «Умру, разделите все пополам».

3. Когда отец умер, сыновья не могли разделиться без спора.

4. Они пошли судиться к соседу.

5. Сосед спросил у них: «Как вам отец велел делиться?»

6. Они сказали: «Он велел делить все пополам».

7. Тогда сосед сказал: «Так разорвите пополам все платья, разбейте посуду»

8. Братья послушали соседа, и у них ничего не осталось.


ПРИЛОЖЕНИЕ

«Фонетические пропорции»

1) А / Я = О / ?

2) М / М’ = Р / ?

3) В Б / Ф П = З’ Ж / ?

4) ЯР / РАЙ = ЕШЬ / ?

5) ТОПОР / РОПОТ = ЛЕД / ?

«Родственные слова»

Луноход

Прилунился лунолёт.

В лунолёте - луноход.

Цирки, кратеры и лунки

Луноходу не страшны.

Оставляет он рисунки

На поверхности Луны.

Пыли много, ветра нет.

Жить рисункам тыщу лет!

Чет и нечет

Попробуешь

Слова сличить -

И аж мороз идет по коже!

«Мучить» и «учить»

Звучат извечно так похоже.

Но и бывает смысл иной,

Доподлинно необъяснимый:

Казнящий ли владел казной,

Или казной владел казнимый?

Земля и тля. Вина - вино.

Апрель и прель. Мороз и проседь…

Все это будет не одно,

Но от другого не отбросить!

Березка - розга. Лик и лак,

Увечить и увековичить…

Неужто это просто так,

Одна случайность -

Чет и нечет?

Текст №1

И хвост оторвался от головы и пополз вперед.

Голова сказала: «Разойдемся!».

Но только что он отполз от головы, попал в трещину и провалился.

Голова сказала: «Ты не можешь ходить спереди, у тебя нет глаз и ушей».

Змеиный хвост заспорил с головой о том, кому ходить впереди.

Хвост сказал: «А зато во мне сила, я тебя двигаю, если захочу да обернусь вокруг дерева, ты с места не тронешься».

Текст №2

Тогда сосед сказал: «Так разорвите пополам все платья, разбейте посуду»

Сосед спросил у них: «Как вам отец велел делиться?»

Они сказали: «Он велел делить все пополам».

Он сказал им: «Умру, разделите все пополам».

Они пошли судиться к соседу.

У одного отца было два сына.

Когда отец умер, сыновья не могли разделиться без спора.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА – КОНКУРС

(внеклассное мероприятие по русскому языку в 7классе)

Цели мероприятия: с помощью интеллектуальной игры проверить степень овладения программным материалом учащимися 7-х классов; развивать познавательный интерес к русскому языку; воспитывать навык взаимодействия во время игры в группе (команде).

Задачи конкурса-игры:

активизировать познавательную деятельность детей;

способствовать развитию умения грамотно выражать свои мысли на русском языке;

создавать условия для развития самоорганизации, умения организовать свою деятельность, вербализации знаний;

содействовать развитию личной ответственности и коммуникативных умений при работе в команде.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска.

Жюри конкурса-игры: жюри формируется из учителей русского языка и литературы.

Задачи жюри:

оценивать деятельность команд по специально разработанным критериям;

оповещать участников о принятых решениях;

принимать участие в процедуре награждения победителей и участников.

По итогам семи этапов жюри определяет победителей и награждает команды.

Вступление

Правила игры:соревнуются две команды. В игре принимают участие уч-ся 7класса (2 команды). Игра состоит из шести туров. В каждом туре командам задаётся несколько вопросов. За правильный ответ даётся один балл. Побеждает команда, набравшая больше баллов.

Сценка «Загадочный сундук».

Ведущий: слово может быть волшебным, слово может быть ласковым, добрым, а может быть злым и холодным.

(Чтение учащимися стихотворения В. Солоухина «Слово о словах»)

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай, не спеши.

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.

Оно то жаворонком вьётся,

То медью траурной поёт.

Покуда слово сам не взвесишь,

Не отправляй его в полёт.

Им можно радости прибавить

И радость людям отравить,

Им можно лёд зимой расплавить

И камень в крошку раздолбить.

Оно одарит иль ограбит,

Пусть ненароком, пусть шутя.

Подумай, как бы им не ранить

Того, кто слушает тебя.

Ведущий: Русский язык.Сколько глубины в этих понятиях! Сколько признаний в любви ему посвящено! Вот одно их них.

ВЕЛИКИЙ, МОГУЧИЙ, ПРАВДИВЫЙ, СВОБОДНЫЙ,

НАРОДНОЙ ЖИВИТЕЛЬНОЙ СИЛЫ РОДНИК!

ТЕБЕ ПОСВЯЩАЕМ ИГРУ МЫ СЕГОДНЯ,

НАШ ГОРДЫЙ, НАШ РУССКИЙ ЯЗЫК!

Ведущий 1:

Ответьте, рады быть вы здесь? (Да)
А знаний много у вас есть? (Да)
Смекалку взяли вы с собой? (Да)
Готовы вы на честный бой? (Да)
Поддержит верный друг в пути? (Да)
Вы вместе будете идти? (Да)

1 тур «Блиц-опрос» (Команда отвечает быстро и правильно на вопросы)
поможет вам показать ваши знания, кругозор, начитанность.

1 команда

Что стоит в слове перед корнем? (приставка).
- Как называется сооружение для переправы через реку? (мост).
- Какой литературный герой в половодье спасал зайцев? (дед Мазай)
- Являются ли слова «подводный» и «водитель » однокоренными? (нет)
- Сколько падежей в русском языке? (6)
- На какой вопрос отвечает слово в родительном падеже? (кого?, чего?)
- Напиток белого цвета, полезный и детям и взрослым? (молоко)
- Сколько спряжений у глагола? (2)
- Сколько лет рыбачил старик со старухой у синего моря? (33)
- Назовите окончание существительных 1 го склонения? (ж. и м.р.- IаI, - IяI)
- В какой сказке девочку уводят в лес, а возвращается она богатой невестой? («Морозко»)
- Как называются главные члены предложения? (подлежащее и сказуемое)

2 команда

Кто изобрел русский алфавит? (Кирилл, Мефодий)
- Не буду, не хочу, не знаю. Эти слова пишутся слитно или раздельно? (раздельно)
- Продолжите крылатую фразу: «А Васька слушает …» (да ест)
- Как называются в русском языке такие слова как: большой, огромный, гигантский? (синонимы)
- На какие вопросы отвечают слова в Предл. падеже? (о ком?, о чем?)
- Назовите местоимения второго лица? (ты, вы)
- Как называется сильный ветер со снегом? (метель, вьюга, буран)
- Как звали мальчика, которого воспитали волки в джунглях? (Маугли)
- Как называются слова, противоположные по смыслу? (антонимы)
- Завершите пословицу: «За двумя зайцами погонишься …. ? (ни одного не поймаешь)
- Что означает выражение: «бить баклуши»? (бездельничать)
- Кто из героев народных сказок похож на мяч? (колобок)

Задание зрителям

Слово белый по отношению к слову черный. (Антоним.)
Пишется так же, но смысл другой. (Омоним.)
У него глаза велики. (У страха.)
Только там бывает бесплатный сыр. (В мышеловке.)

II тур. Продолжи пословицу.

На Руси говорили: «Пословица ввек не сломится», «Пословица всем делам помощница», «Без пословицы речь не молвится».

Пословицы недаром молвятся,

Без них прожить никак нельзя!

Они великие помощницы

И в жизни верные друзья.

Порой они нас наставляют,

Советы мудрые дают,

Порой чему – то поучают

И от беды нас берегут.

Пословица вовек не сломится –

Ведь с ней и горе - не беда.

И наша речь красна пословицей!

Ну что ж, приступим, господа?

А сейчас мы начинаем состязание знатоков народной мудрости.

Посмотрим, как вы знаете русские пословицы.

1 команда

Труд кормит, а …(лень портит).

Семь раз отмерь,… (один раз отрежь).

Что написано пером,..(того не вырубишь топором.

По одёжке встречают,(а по уму провожают).

Кто хочет много знать,(тот должен мало спать).

Петь хорошо вместе, (а говорить порознь).

Лето припасает, а(зима поедает).

Слово – серебро,(молчание – золото).

Семеро (одного не ждут)
2 команда

Слово не воробей (вылетит - не поймаешь).

Без труда (не вытащишь и рыбку из пруда).

Век живи - (век учись)
Нет друга - (ищи, а нашел - береги)

За двумя зайцами (погонишься, ни одного не поймаешь)

Поспешишь - (людей насмешишь)
Красна птица пером, а (человек умом)

Корень учения горек,(да плод его сладок).

Не гордись званьем, а … гордись знаньем

Задание зрителям

Не спеши языком, торопись делом.
- Одежда лучше новая, а друзья старые.
- Когда друг просит, не существует завтра.
- Руки поборют одного, знания – тысячу.
- Под лежачий камень вода не течет.

3 тур ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ.

Оборот речи, который называют фразеологизмом, неделим по смыслу, то есть его значение не складывается из значений составляющих его слов. Он работает только как единое целое, лексическая единица.

Фразеологизмы – это крылатые выражения, не имеющие автора.

Значение фразеологизмов состоит в том, чтобы придать эмоциональную окраску выражению, усилить его смысл.

Многие фразеологизмы легко заменяются одним словом:

сломя голову – быстро,

рукой подать – близко.

Cамая главная черта фразеологизмов – их образно-переносный смысл

Скажи одним словом

1 команда

Во весь дух. (Быстро)

Рукой подать. (Близко)

Зарубить на носу - запомнить крепко-накрепко
Из мухи делать слона - превращать мелкий факт в целое событие

Не покладая рук – усердно трудиться

2 команда

Сломя голову. (Быстро)

Прикусить язык. (Замолчать)

На краю земли - где-то очень далеко
На седьмом небе - быть в полном восторге, в состоянии наивысшего блаженства
Вылетело из головы – забыл.

За каждый правильный ответ – 1 балл.

Задание зрителям «Доскажи фразеологизм»

1. Дружнее этих двух ребят

На свете не найдёшь.

О них обычно говорят:

… («Водой не разольёшь»).

2. Мы исходили городок

Буквально… (вдоль и поперёк).

3. И так устали мы в дороге,

Что еле … (волочили ноги)

4 тур ЭТИМОЛОГИЯ

Этимология – это раздел языкознания, изучающий происхождение слов.

Задание всем командам: определить слово (1 балл), дать информацию о происхождении (2 балла).

По мнению наших предков, этот хищник буквально уволакивал свою добычу. Назовите его. (Волк. Произошло от слов «волочь», «тащить». Волк – буквально «таскающий»).

Задание зрителям: Как вы думаете, каково происхождение слова «снегирь»? (Это исконно русское слово. Птица названа так потому, что прилетает к нам с севера, когда выпадает первый снег, и начинаются заморозки).

5 тур КОНКУРС «ОТГАДАЙ СЛОВО»

Задание для всех команд:

Корень - в слове СНЕЖИНКА.

Приставка – в слове ПОДЪЕХАЛ.

Суффикс – в слове ЛЕСНИК.

Окончание – в слове СТОЛ. (Подснежник)

За правильный ответ – 1 балл

6 тур. СЛОВАРИ.

Словари – это вся вселенная в алфавитном

порядке. Если хорошенько подумать,

словарь – это книга книг. Другие книги

надо лишь извлечь из него.

(А. Франс) Из слов французского писателя А.Франса следует, что вся вселенная “вместилась” в словарь, нужно только умело пользоваться этой “книгой книг” и извлекать нужную информацию.

Ведущий: так ли необходим словарь нам в жизни, как считал Анатоль Франс? Тогда начнём состязание. Я буду определять назначение словаря, а вы определите его название. За каждый правильный ответ получаете 1 балл.

На вопросы команды отвечают по очереди.

Он даёт лексическое значение слова. (Толковый)

Он подбирает близкие по значению слова (Словарь синонимов)

Он подбирает противоположные по лексическому значению слова. (Словарь антонимов)

Он содержит информацию об истории возникновения слова. (Этимологический)

Он содержит информацию об устойчивых словосочетаниях, употребляемых в переносном значении. (Фразеологический).

Он указывает на правильное произношение слов. (Орфоэпический).

В нём дано правильное написание слова. (Орфографический).

Обращайтесь к словарям постоянно и они, непременно, помогут вам при изучении всех школьных предметов, научат вас грамотно писать и красиво говорить.

Вопросы зрителям:

1. Слова, которые имеют несколько лексических значений. (Многозначные)

2. Слова, употребляемые в той или иной профессии. (Профессионализмы)

3. Слова, употребляемые в той или иной местности. (Диалектные)

4. То, что слово обозначает. (Лексическое значение)

6. Словарный запас человека. (Лексикон).

Жюри подводит итоги, определяет победителей и награждает команды.

Заключительное слово.
Талантливый педагог Василий Александрович Сухомлинский писал: «Слово – тончайшее прикосновение к сердцу; оно может стать и нежным, благоуханным цветком, и острым ножом, ковырнувшим нежную ткань души, и раскаленным железом, и комьями грязи... Мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное – приносит беду, словом можно убить и оживить, ранить и излечить, … сотворить улыбку – и вызвать слезы, породить веру в человека - и заронить недоверие».
Действительно, слово – это великая сила. Учитесь, каждый день правильно обращаться со словом, если не хотите остаться слабым звеном в цепи великих свершений.

Определение Интеллектуальная игра – одна из форм досуговой деятельности, оказывающей на человека определённое просветительское и воспитательное влияние Что такое досуговая деятельность? Какое влияние можно назвать просветительским? Что воспитывает интеллектуальная игра?

Значение интеллектуальных игр Развивает познавательный интерес Расширяет границы учебного процесса Вызывает живой интерес к процессу познания Активизирует учебную деятельность Помогает усваивать программный материал Формирует элементарный исследовательские навыки Учит делать первые шаги к самообразованию, к выбору профессии

Задачи интеллектуальных игр Формирование приёмов умственных действий (анализ, синтез, классификация, сравнение, аналогия) Развитие образного и логического мышления Развитие вариативности мышления, творческих способностей, воображения и конструктивных умений Развитие речи (строить простейшие умозаключения, обосновывать свои убеждения) Формирование умения обдумывать и планировать действия, искать решения, догадываться о результатах и проверять их по строгим критериям

Внимание! Особую пользу игра приносит слабоуспевающим детям, т. к. появляется повышенная учебная мотивация (без мотива невозможна никакая деятельность!) Игра может раскрыть их дремлющие способности Вывод: строим игру так, чтобы ВСЕ дети могли проявить в ней себя Высока эффективность интеллектуальных игр, если они проводятся не от случая к случаю, а в системе

Педагогический эффект игр Моделирует жизненные ситуации борьбы, соревновательности Создаёт условия для взаимодействия, взаимопомощи Сплачивает, рождает, хотя и временную, но общность (людей, интересов, цели) У игры свои законы, она учит им подчиняться Игра, хотя и проходит в рамках правил, создаёт простор для фантазии, импровизации Учит получать удовольствие не только от самой игры, но и от расширения своих знаний, от умения воспользоваться ими и обогатиться знаниями других В игре можно проявить такие свои хорошие качества, которые в обыденной жизни не нашли применения

Классификация игр Классифицировать игры очень сложно: признаки одной переплетаются с признаками другой, пересекаются, размывая границы

Варианты интеллектуальных игр Своя игра Что? Где? Когда? Поле чудес Крестики-нолики Викторина Аукцион Сто к одному Слабое звено Джентльмены удачи Эрудицион Умники и умницы Как правило, это КОМАНДНЫЕ игры

Игра «Джентльмены удачи» Цель: проверка эрудиции, логического мышления, уровня интеллектуальности Команда «Добрые молодцы» Команда «Благородные рыцари» 6 туров Разминка «Кто быстрей ответит? » (10 вопросов)

1 тур Разминка 1. Корова в детстве? (Телёнок) 2. Костюм космонавта? (Скафандр) 3. Отец деревянного мальчика? (Папа Карло) 4. Последняя буква в алфавите? (Я) 5. Что делает ёж зимой? (Спит) 6. День веселья, радости, торжества? (Праздник) 7. Ребенок овцы? (Ягнёнок) 8. Колобок, обросший иглами? (Ёжик) 9. Личный транспорт Бабы Яги? (Ступа) 10. Что идет не двигаясь с места? (Время) Как соотносится с разделами языка каждое задание?

2 тур «В гостях у сказки» Давным-давно, когда у людей ещё не было реактивных самолётов, электрических чайников, телевизоров, подводных лодок, они об этом мечтали. Мечты помещали в сказки. Я называю сказочные чудеса, а вы название изобретений: Конёк-горбунок (аэросани) Ковёр-самолёт (воздушный лайнер) Золотой петушок (радиолокатор) Чудо-зеркальце (телевизор) Перо жар-птицы (прожектор) Клубок нити, указывающей путь (компас) Садко с гуслями на дне морском (водолаз)

3 тур Страницы истории Что можно считать началом письменности? (Медвежьи царапины на скалах) Как называется рисуночное письмо? (Пиктография) Кто изобрёл печатный станок? (Иван Фёдоров) Какая часть речи самая древняя? (Имя существительное) Как появилось слово «учтивый» ? Каков древний корень в слове «вежливый» ?

4 тур Сообразительный 1. Загадки (обычные и языковые) Языковые загадки В каком слове 7 букв О? (Обороноспособность) Какое слово является подлежащим в предложении: Жить – Родине служить. 2. Ребусы 3. Шарады 4. Анаграммы

5 тур Сочинительный 1. Буриме (стихотворение по заданным рифмам) Например: тишина – весна Вариант 1 Вмиг пропала тишина: По земле пошла весна! Вариант 2 Все умолкло. Тишина. Где же ты, скажи, весна? Другие рифмы: "роса - небеса"; "пес - принес"; "краски-сказки"; "ветерки-мотыльки"; "у реки - глубоки"; "в лесу - принесу", "колдуны - не страшны", "холодна - у окна"

5 тур Сочинительный 2. Лимерик - это английский вариант организованной и узаконенной нелепицы, пятистрочие: А-А-Б-Б-А Например: Жил да был старик болотный, Вздорный дед и тягомотный, На колоде он сидел, Лягушонку песни пел Въедливый старик болотный. Винни-Пух обучал Пятачка На крючок наживлять червячка; Но взамен червячка Голый хвост Пятачка Поддевал он на кончик крючка

6 тур Мудрые мысли Объясните фразу: «То, что мы знаем, - ограниченно, а то, чего не знаем, - бесконечно» (Пьер Симон Лаплас)

Интеллектуальная игра «Умники и умницы» Конкурс 1. Разминка Назовите национальное дерево России (Береза) Назовите полюбившийся всему миру сувенир русской земли (Матрешка) Какой город называли городом Мастеров? (Тула) Какую обувь носил русский крестьянин? (Лапти) Как называется праздник проводов зимы? (Масленица) Какое угощение обязательно на Масленице? (Блины) Какой зверь любит малину? (Медведь) Какой лесной зверь сушит себе на за зиму на деревьях грибы? (Белка) Чем оканчиваются день и ночь. (Ь) Что посреди Волги стоит. (Л) Сколько ушей у 5 мышей? (10) Сколько пальчиков у 4 мальчиков? (80) Кто первым позвонил К. Чуковскому по сказочному телефону? (Слон) Как добиралась на юг сказочная лягушка – путешественница? (Утки, прутик) Назовите героя сказки с красивой богатой шубой, пожелавшего взять Дюймовочку в жены. (Крот)

Конкурс 3. Составь поговорку Каждая команда получает конверт. В конверте карточка. На карточке в пустые клеточки надо вписать пропущенные буквы так, чтобы получилось слово, называющее черту характера человека, сходную с повадками какого-либо животного и дописать поговорку Например: ХВ_С_Л_В_Й (хвастливый, как заяц) У_РЯ_Ы_ (упрямый, как осёл) К_А_НЫЙ (красный, как рак)

Конкурс 4. «На каком языке» На каком языке говорили сказочные герои, портреты которых вы видите? Красная Шапочка – французский (Ш. Перро) Чиполлино – итальянский (Дж. Родари) Карлсон – шведский (А. Линдгрен) Буратино – русский (А. Толстой) Бременские музыканты – немецкий (Братья Гримм) Дюймовочка – датский (Г-Х. Андерсен) Пиноккио – итальянский (К. Коллоди) Том Сойер – английский (М. Твен) Золушка – французский (Ш. Перро) Маугли – английский (Р. Киплинг)

Конкурс 5. «Поле чудес» Хоть на птицу и похож я, с вышиною не знаком, крылья есть, но только все же я всю жизнь хожу пешком (страус) В древности считалось, что этот предмет обладает магической силой. Если его потереть, то появляется электрический заряд, поэтому греки называли его “электрон” (янтарь) Это слово означает “лохмотья”, “пеленка”. В польском языке слово имеет более пристойный смысл: измаранный негодный клочок бумаги (шпаргалка)

Игра со зрителями «Чёрный ящик» Это знак. Имеет своё название. Бывает печатный и рукописный. Обозначает на письме звуки. (Буква) Это знак. Имеет не совсем точное название. Стоит после приставки. Предупреждает правую соседку, что она после него обозначает сразу два звука (Разделительный Ъ) Это знак. Его мы используем тогда, когда слово не помещается на строку (Чёрточка, знак переноса)

Брейн-ринг «Юные языковеды»

6 класс

Цели:

    активизировать познавательную деятельность учащихся,

    развивать логику, интеллект,

    способствовать повышению интереса к изучению русского языка,

    воспитывать чувство коллективизма.

Оборудование и материалы:

    секундомер,

  • карточки.

Объяснительная записка.

Форма проведения интеллектуальной игры “Брейн-ринг” очень интересна для учащихся любого возраста, так как предполагает острый дух соперничества. Проведение таких игр способствует повышению интеллектуального уровня школьников, развитию эвристических способностей, сплочению детских коллективов.

Данное мероприятие было проведено с ребятами из 6-х классов. Каждый класс собирает команду из 6 человек, остальные дети выступили в качестве болельщиков, оформляют плакаты и сочиняют “кричалки” в поддержку своей шестерки знатоков.

При некоторой корректировке предложенный здесь материал может быть использован в работе с детьми старших классов. В качестве экспертной комиссии была выбрана группа восьмиклассников. В спорной ситуации (допустим, ответ дан, но не вполне аргументирован) ведущий обращается к экспертам.

Ход игры.

Звучит музыка.

1 задание .

Представление своей команды.

Приветствие команды противников.

( 5 баллов)

2 задание.

Разминка.

Угадайте слово по толкованию его лексического значения.

    Сосуд особого устройства, предохраняющий помещенный в него продукт от остывания или нагревания.

    Начальный момент спортивного соревнования по преодолению какого-либо расстояния на скорость.

    Городская наземная электрическая железная дорога.

    Красная строка, отступ в начале строки.

    Устройство, которое обеспечивает дыхание человека под водой.

    Тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, родине.

    Дословная выдержка из какого-либо текста.

(1 балл за каждый верный ответ)

  1. акваланг

3 задание . Фонетика.

Сколько раз встречаются звуки в следующих предложениях:

/ш/ Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.

/а/ Над соленой волной, над высокой волной холодное солнце встает.

Ответы: /ш/ - 4раза; /а/ - 7 раз.

4 задание. Соедините слова правого и левого столбиков, чтобы получить новые .

Сено овод

гриб марка

(5 баллов)

Задание 5 . Как перечислить дни недели по порядку (пять дней), не называя при этом ни числа, ни названия дня?

Ответ: позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.

Задание 6. Превратите каждое из данных слов в другое, добавив одну букву в начале, середине или конце. Затем, не меняя порядка слов, выпишите все добавленные буквы. Они составят пословицу.

Грудь, рожь, свет, упор, враг, клюка, вход, строка, пушка, шпага, село, ввоз, омут, заря, база, дача, роза, овал, кошка, дочка, оклад, ворот.

Ответ: груздь, дрожь, совет, рупор, овраг, клюква, выход, стройка, опушка, шпагат, седло, вывоз, хомут, заряд, базар, удача, гроза, отвал, крошка, удочка, доклад, ворота.

Здоровый отдых – друг труда.

Задание 7 . Творческое задание: виды описания – портрет, интерьер, пейзаж. Напишите сочинение-миниатюру, используя любой вид описания .

(5 баллов) Иллюстрации на экране. Музыка.

Задание 8 . Кто грамотнее?(правка текста)

Набирегу не широкай речьки наш атрят располажился на привал. Сначала мы придпологали астанавица на час но неба начало пакрываца облаками и мы решили периначевать.

Меснасть аказалась потхадящий. Рядам была давольна новая плащядка каторую окружали ниские елачки. Сдесь было удобно установить палатки и разлажить кастер.

(5 баллов)

Подведение итогов.