История старкрафт 1. История

Много лет назад с Земли были отправлены четыре огромных транспортных корабля с диссидентами и преступниками на борту. В пути возникла непредвиденная ситуация, и корабли были вынуждены совершить аварийную посадку на далеких планетах – Тарсонисе, Мории и Умодже. Оказавшись вдали от Земли, терраны не пали духом и нашли в себе силы начать новую жизнь: они основали колонии и со временем расселились по соседним планетам. Самая крупная и технологически развитая колония Тарсонис впоследствии стала центром нового режима – Конфедерации терранов. Правительство Конфедерации отличалось склонностью к деспотизму и полным неприятием инакомыслия. Амбициозный и харизматичный Арктур Менгск, бывший геологоразведчик, возглавил восстание против правящего режима. Но пока Менгск и его «Сыны Корхала» проливали кровь за освобождение терранов от ярма деспотизма, на горизонте возникла новая, куда более страшная угроза…
Первый контакт
Люди вскоре узнали, что в этом уголке Вселенной они не одни. Боевой флот древней расы протоссов внезапно появился у принадлежавшей Конфедерации планеты Чау-Сара и без предупреждения дотла выжег на ней все живое. Примерно в это же время на соседней планете Мар-Саре шериф Джим Рейнор столкнулся с другой инопланетной расой, впоследствии названной зергами. Рейнор и «Сыны Корхала» смогли оказать зергам организованное сопротивление и эвакуировать с планеты большую часть мирного населения до того, как флотилия таинственных протоссов появилась вновь и атаковала Мар-Сару. Полностью разочарованный в Конфедерации, Рейнор присоединился к «Сынам Корхала». На планете Антига Прайм он впервые встретился с Сарой Керриган – заместителем Менгска, ранее состоявшей на службе у Конфедерации в отряде элитного подразделения наемных убийц. Менгск избавил ее от нейроимплантантов, которые подавляли волю Сары и благодаря которым Конфедерация могла полностью контролировать ее. Несмотря на возникшие сначала разногласия, впоследствии Рейнор и Керриган прекрасно сработались. На Антиге Прайм Менгск развернул против Конфедерации полномасштабную войну. Чтобы уничтожить силы противника, он использовал пси-излучатель – устройство, разработанное учеными Конфедерации. Пси-излучатель привлекал полчища зергов, служа им чем-то вроде маяка. Спустя некоторое время на орбите Антиги Прайм появились корабли протоссов и выжгли ее точно так же, как до этого Чау-Сару и Мар-Сару. Следующий удар Менгск решил нанести по Тарсонису, столице Конфедерации. К ужасу Керриган, Менгск приказал разместить пси-излучатели на процветающей густонаселенной планете. Когда бесчисленные волны зергов захлестнули Тарсонис, Рейнор начал сомневаться во вменяемости Менгска. Судя по всему, глава «Сынов Корхала» был готов пойти на все что угодно, лишь бы достичь своей цели. В этот раз, однако, ситуация была несколько иной. Командир флота протоссов, вершитель Тассадар, попытался спасти планету от уничтожения и высадил на Тарсонисе наземные войска. Менгск приказал Керриган ликвидировать угрозу со стороны протоссов. Керриган неохотно подчинилась, и зерги беспрепятственно уничтожили все живое на Тарсонисе. По плану после гибели планеты флот Менгска должен был подобрать Керриган и ее уцелевших бойцов, но тут Арктур в очередной раз проявил свою невероятную жестокость. Он приказал флоту улетать, бросив Керриган и ее людей на растерзание зергам. Разъяренный его предательством, Рейнор сам отправился на Тарсонис в тщетной попытке спасти Керриган, но было уже поздно. После уничтожения Тарсониса и падения Конфедерации большинство терранов, которым посчастливилось выжить, присягнули на верность «Сынам Корхала», ставшим главной силой сопротивления инопланетным захватчикам. Правители целых планет обращались к Менгску за помощью, и вскоре тот объявил, что для защиты всех терранских миров от угрозы инопланетного вторжения необходимо основать новое государство. Так был создан Доминион Терранов, а Менгск провозгласил себя его императором, торжественно заявив о том, что скоро все враги будет побеждены. В это время Рейнор, глубоко переживавший гибель Сары Керриган, осознал, что его связывали с ней более глубокие чувства, чем просто дружба. Будучи не в силах смириться с потерей и мрачными воспоминаниями, он поклялся ее именем восстановить справедливость. Рейнор угнал «Гиперион», флагманский крейсер флота Менгска, и отбыл в неизвестном направлении. Но Рейнор не знал того, что Керриган не погибла. Сверхразум – высшее существо, управлявшее Роем зергов – решил оставить ее в живых и использовать для своих целей. Он заразил Керриган вирусом эволюции зергов, который наделил ее невероятной физической силой и еще более развил ее и без того впечатляющие псионные способности. Керриган превратилась в Королеву Клинков – верную слугу Сверхразума, полностью лишенную человеческой морали и этики. Единственное, что теперь имело для нее значение, – Рой. Однако в это же время Сверхразуму был нанесен неожиданный и мощный удар. Был убит один из церебралов – существ, с помощью которых Сверхразум управлял всем Роем. Это сделал Зератул, прелат темных тамплиеров – касты протоссов, давным-давно изгнанных с их древней родины. С гибелью церебрала все зерги, находившиеся под его контролем, стали неуправляемыми и напали на своих же собратьев. Рою пришлось их уничтожить. Впрочем, зерги быстро оправились от удара. Более того, в момент убийства церебрала Зератулом между тамплиером и Сверхразумом установился краткий телепатический контакт, в результате которого Сверхразуму стало известно, где находится родной мир протоссов – планета Айур. Зерги атаковали Айур и, несмотря на яростное сопротивление протоссов, сумели на нем закрепиться. Сам Сверхразум переместился на планету и продолжал руководить вторжением зергов уже на месте. Тассадар объединил усилия с Джимом Рейнором и повел протоссов в последний решительный бой, но силы были неравны. Протоссы несли тяжелые потери, а полчищам зергов, казалось, не было конца. Поражение было неминуемо, и Тассадар решился на крайний шаг. Сосредоточив в корпусе своего авианосца «Гантритор» объединенную энергию Кхалы и Пустоты, Тассадар направил корабль прямо на Сверхразум. Взрыв страшной силы уничтожил чудовище, а среди зергов воцарился хаос. Благородное самопожертвование Тассадара позволило выиграть это сражение, но не войну. Почти весь Айур лежал в руинах, а Рой все еще оставался непобежденным. Далеко-далеко, на планете Чар, Керриган почувствовала гибель Сверхразума и осознала свое истинное предназначение. Начиналась эпоха Королевы Клинков.

StarCraft: Brood War - дополнение, в своё время надолго задавшее стандарты жанра RTS. Можно даже с уверенностью сказать, что это - один из самых значимых в современной игровой индустрии проектов, несмотря на то, что оригинальный StarCraft и так стал выдающейся вехой. DLC, выпущенное в 1998 году, значительно расширяло богатые возможности оригинала, добавляя в него большое количество различного контента.

Описание

Однако и без дополнения StarCraft может похвастаться большой популярностью. Сразу после выхода он был горячо принят игровым сообществом, и надолго стал своеобразным эталоном стратегий реального времени. В игре, рассказывающей о противостоянии трёх рас - протоссов, терранов и зергов, - имеется как большая сюжетная кампания, так и многопользовательский режим. Последний стоит упомянуть отдельно: кроме того, что он пользовался крайне высоким уровнем популярности, по нему проводились крупные международные киберспортивные турниры с крупными призовыми фондами. И при этом, даже спустя почти 20 лет с момента выхода, чемпионаты продолжают проходить и в наши дни.

Особенности игры:

  1. 3 игровые расы, каждая из которых имеет уникальных юнитов, здания и игровую механику. Игрок может выбрать собственный стиль игры: быстрые, но слабые зерги, высокотехнологичные протоссы либо сбалансированные терраны.
  2. Сбалансированный геймплей. Вопросу равенства сил разработчики уделили особое внимание, и в результате ни одна из сторон не превосходит другие по силе.
  3. Разнообразие тактических возможностей, которые можно использовать по ходу матча. Несмотря на то что игра вышла уже давно и имеется большое количество различных игровых стратегий, всегда можно найти свой путь к победе.

Итог

Если вам еще не доводилось играть в StarCraft: Brood War, то лучше исправить это, скачав данный шедевр. Даже с учетом того, что игра вышла 19 лет назад, она все ещё крайне актуальна.

Действие игры StarCraft происходит в 2499 году в отдаленном секотор Галактики - Копрулу. Здесь находится несколько планет, населенных терранами - потомками колонистов с Земли. На их планету - Мар Сара обрушивается атака доселе неизвестной расы - зергов, которые уничтожают и поглощают все на своем пути. Правительство, называемое Конфедерацией, вместо того, чтобы защитить колонистов, в экстренном порядке эвакуирует собственные войска, н местный шериф - Джим Рейнор организовывает сопротивление, заручившись поддержкой повстанцев - Сынов Корхала. Вскоре, становится известно, что зергов привлек на Мар Сару специальный пси-излучатель - таким образом, Конфедерация хотела одним махом избавиться от повстанцев и мятежников. Вместо этого Сыновья Корхала устанавливают подобные пси-излучатели на планетах Конфедерации, которые тот час уничтожаются миллионами озлобленных зергов. На развалинах Конфедерации возникает новый государственный строй - Доминион во главе с Арктуром Менгском.

В это время несколько уже захваченных зергами планет были полностью уничтожены таинственной расой протоссов, которые желают защитить Вселенную от зергов. Но командующий войсками протоссов - Тассадар отказался уничтожать планету Тарсонис, на которой оставались терраны, и помог в их эвакуации. Такой ход событий не устраивал Менгска, которому нужно было уничтожить все остатки сил Конфедерации, поэтому он направил туда свою подопечную - Сару Керриган, после чего оставил ее умирать от когтей зергов.

Но Сара выжила - Сверхразум был заинтересован в ее пси-способностях и превратил в Сару в получеловека, полузерга - Королеву Клинков. Рейнор, отрекшийся от Менгска, попытался остановить Керриган, но был повержен. Королева Клинков великодушно сохранила ему жизнь.

Протоссы, тем временем, сосредоточились на уничтожении церебралов - командующих армией зергов. Во время уничтожения одного из них, темный тамплиер Зератул вступил в связь с Сверхразумом и тот узнал местоположение родной планеты протоссов - Айура. Вскоре дом протоссов был захвачен зергами, куда переместился и Сверхразум.

После нескольких поражений протоссов, Тассадар был признан изменником и заключен в тюрьму. Однако благодаря помощи Рейнора и нескольких протоссов его удалось освободить, после чего объеденная раса протоссов атаковала базу Сверхразума на Айуре. Концовка StarCraft оказалась чересчур драматичной: чтобы уничтожить Сверхразум, командующему флотом Тассадару пришлось пожертвовать своей жизнью и флагманским кораблем протоссов. Айур был потерян для обессиленных протоссов и стал пристанищем для остатков зергов.

На этом заканчивается сюжет StarCraft 1 и начинается сюжет BroodWar - первого официального дополнения к игре.

После сражения на Айуре, выживших протоссов доставляют на Шакурас - планету темных темпларов, некогда отделившихся от протоссов. Однако зерги атакуют и это пристанище. Единственный способ остановить Рой - использовать древний артефакт Зел Нага, но для его активации необходимо найти 2 кристалла, спрятанных на Бракисе и Чаре - планете зергов. Чтобы добыть их, протоссы заручаются поддержкой Керриган, которая хочет получить контроль над максимальным количеством зергов. Узнав о предательстве Керриган, протоссы все же активируют артефакт и уничтожают всех зергов на Шакурасе.

Тем временем к планетам Доминиона пребывает флот Объединенного Земного Директората (ОЗК) с целью взять власть в секторе в свои руки. На их сторону переходит Самир Дюран - бывший офицер Конфидерации. Флоту удается разбить армию Менгска, но его самого спасает Джим Рейнор. Флот ОЗК преследует Рейнора, но тот исчезает, благодаря предательству Дюрана. В концовке кампании терран в StarCraft флоту ОЗК удается захватить новый Сверхразум и подчинить себе часть зергов.

В последней части сюжета StarCraft: Brood War, Керриган объединяется с Рейнором, Менгском и протоссами, чтобы разбить флот ОЗК. После этого Королева Клинков предает своих бывших союзников: уничтожает большую часть их войск и следует на Шакурас, где похищает матриарха протоссов. Чтобы спасти своего повелителя, Зератулу приходится выполнить требования Керриган и уничтожить новый Сверразум, после чего Королева Клинков получает контроль над всеми зергами. Однако усилия Зератула были напрасны - Керриган удалось подчинить волю матриарха и та стала лишь игрушкой в руках Королевы зергов. Зератул вынужден убить зараженного матриарха.

В концовке StarCraft: Brood War на зергов обрушивается вся мощь объединенного флота протоссов, ОЗК и доминиона. Но Керриган удается не только отбить атаку, но и уничтожить все оставшиеся корабли ОЗК, отправившиеся с донесением на Землю. На этом заканчивается сюжет первой части игры StarCraft.

Часть 1.

Первый контакт

23 век. Все планеты Солнечной системы были колонизированы, а также была открыта варп-технология для полетов к звездам. В качестве эксперимента по дальней колонизации 56 000 заключенных были отправлены в дальний космос с целью колонизировать мир Гантрис 4. Четыре корабля, управляемых суперкомпьютером АТЛАС, были заполнены погруженными в анабиоз людьми и отправлены в полет. Однако в ходе рейса произошел сбой навигационной системы, и корабли потеряли курс. После того, как их двигатели выработали ресурс, они потерпели крушение за 60 тысяч световых лет от Земли, в Секторе Копрулу.

Через некоторое время Терраны основали колонии, расселились по другим планетам и вступили в конфликты друг с другом. Спустя десять лет после окончания Войны Гильдий, Конфедерация Терран стала безраздельной владычицей в колониальном космосе.

Но вскоре, Терраны узнали о том, что они не одни во Вселенной, когда светящиеся корабли флота Протоссов внезапно возникли над системой Чау Сара. Безо всякого предупреждения технически более совершенные корабли пришельцев полностью испепелили поверхность планеты.

Потрясенная вероломной атакой, Конфедерация направила флот во главе с полковником Эдмондом Дюком на защиту соседней колонии Мар Сара. К их удивлению Протоссы отступили, и Дюк поспешил гордо объявить, что это была победа Конфедерации.

Мар Сара

В это время, на планете Мар Сара, маршал Джим Рейнор откликнулся на сигнал бедствия, исходивший откуда-то из пустоши. Обнаружив аванпост, инфицированный неизвестными организмами, и понимая, что выживших там нет, он и его люди уничтожили это место.

Конфедерация отреагировала на это арестом Рейнора и команды. Вскоре на планете начали вспыхивать очаги атак пришельцев. Потребовалось прибытие группы повстанцев, известной как «Сыны Корхала», чтобы оказать хоть какое-нибудь организованное сопротивление чужакам, которые стали известны как Зерги.

Звероподобные Зерги распространялись слишком стремительно, чтобы их можно было остановить. Освобожденный повстанцами, Рейнор обнаружил доказательства того, что Конфедерация предвидела появление пришельцев. Он и лидер сопротивления Арктурус Менгск, эвакуировали всех, кого смогли, прежде чем флот Протоссов вновь зачистил планету.

Антига Прайм

Глубоко подавленный, Рейнор присоединился к Сынам Корхала. Попав на планету Антига Прайм, он продолжил работу с «правой рукой» Менгска, освобожденной им от правительственного нейро-контроля элитным призраком-убийцей, обладающей мощными псионическими способностями – Сарой Керриган.

Менгск быстро поднял полномасштабный мятеж против сил Конфедерации на Антига Прайм. Ставший уже генералом, Дюк предпринял попытку вмешаться в ход событий, но его корабль пал жертвой атаки Зергов. Ошеломленный свалившейся на него удачей, Менгск смог уговорить генерала присоединиться к силам повстанцев в обмен на спасение его и его команды от разбушевавшихся пришельцев.

Вскоре, Конфедерация послала подкрепление на планету. Однако, Керриган и Менгск узнали ужасный секрет – правительственные ученые создали «пси-эмиттер», устройство, действующее как маяк для Зергов. Испытание этого оружия и привлекло рой Зергов на Мар Сара и другие колонии.

Менгск приказал установить пси-эмиттер на базе Конфедерации на Антига Прайм и Зерги ринулись туда, уничтожая все на своем пути. Затем, как и ранее было с Чау Сара и Мар Сара, Протоссы уничтожили планету.

Тарсонис

Далее Менгск решил нанести удар по его главной цели – планете Тарсонис, столице Конфедерации. Не принимая во внимание опасения своих лейтенантов, он приказал Генералу Дюку установить пси-эмиттеры на нетронутом войной и густо населенном мире.

Когда Зерги обрушились на Тарсонис, у Рейнора появились сомнения в здравомыслии Менгска - для достижения цели он был готов решиться на любые, даже самые радикальные меры. Но даже теперь, Рейнор не знал всей глубины преступных замыслов Менгска.

Чтобы сохранить планету, командир флота Протоссов, Экзекутор Тассадар, принял решение высадить наземные силы. Однако, Менгск приказал Керриган подавить Протоссов на этой планете. Несмотря на свои сомнения, Керриган послушалась и приложила все усилия для того, чтобы Тарсонис достался Зергам.

Окруженная Зергами, Керриган просила об эвакуации с обреченной планеты. Но внезапное предательство Менгска оставило ее на произвол судьбы. В ярости, Рейнор увел флагман Менгска, Гиперион, и вернулся на Тарсонис, но было уже слишком поздно, чтобы предотвратить захват Керриган Зергами.

Возникновение Доминиона Терран

Победа Менгска была бы полной, если бы не эта незначительная неудача. С падением Тарсониса пала и Конфедерация. Большинство выживших ее подчиненных быстро примкнули к сынам Корхала, ставшим основной военной силой, противоборствующей пришельцам. Бывшие повстанцы спасли много жизней. Задержки случались лишь тогда, когда планеты не приветствовали их вмешательство. В конце концов, Менгск с огорчением заметил, что местные правительства пользуется большим авторитетом на своей планете. Между тем, сыны Корала имели ограниченные ресурсы, а война была на пороге.

Так как все больше планет обращалось за помощью к сынам Корхала, то Менгск принял решение объявить о создании нового правительства – Доминиона Терран, который должен был оберегать эти миры. Он объявил себя императором и пообещал победу над пришельцами.

Тем временем, Рейнор слишком поздно понял, что влюбился в Сару. Во имя ее он решил восстановить справедливость, так как спасти уже был не в состоянии.

Сверхразум

Терраны ошибочно полагали, что Зерги – ведомое инстинктами ульеподобное сообщество. На самом деле, посредством так называемых Наместников, их контролировало верховное сознание – Сверхразум, Более того, Сверхразум получил на Тарсонисе многообещающее создание - существо, которое должно было послужить Рою по-новому.

Это существо было обернуто в защитный кокон и перенесено на покрытый золой удаленный мир Чар, где оно ждало своего перерождения в качестве члена Роя. Мощные псионические импульсы существа привлекли на Чар Терранов и Протоссов, но Зерги отбивались от незваных гостей и защищали кокон, пока тот не раскрылся. Родилась новая сущность: та, кто изменит будущее всего сектора Копрулу навеки.

Сара Керриган вышла из кокона верной слугой Сверхразума. Ее эволюция раскрыла в ней ранее недоступный уровень псионических способностей и невероятную силу. Сбросив с себя оковы человеческой этики и морали, она стала беспощадным адептом выживания Роя.

Королева Клинков

Во время пребывания в коконе Керриган была запутана и встревожена. С помощью телепатии она взывала к своим недавним товарищам, Арктурусу Менгску и Джиму Рейнору. Рейнор прибыл на Чар, чтобы спасти ее. Менгск послал генерала Дюка, возможно, надеясь вновь обрести союзника в ее лице, а, возможно, просто желая захватить и изучить все, что от нее осталось. На что бы они ни надеялись, оба опоздали. Ее колебания прошли, и она с легкостью разбила Терран.

Однако, Сверхразуму был нанесен ужасный удар. Пока Протоссы, ведомые Экзекутором Тассадаром, сдерживали Королеву Клинков и часть сил Зергов, темный темплар Зератул убил одного из Наместников Сверхразума. Подконтрольные погибшему лейтенанту Зерги обезумели, бросившись на остальной Рой, который был вынужден их уничтожить.

Но далеко не все было потеряно для Зергов. Когда Зератул убил Наместника, между ним и Сверхразумом произошел неуловимый телепатический контакт. И в этот момент Сверхразум раскрыл тайну расположения родного мира Протоссов, Айура.

До этого Сверхразум долго рыскал в поисках их родины. Теперь, зная ее расположение и получив таких слуг как Терраны, он убедился в том, что Рой сможет победить и поглотить Протоссов. Используя их ДНК, Сверхразум смог бы произвести превосходные машины убийства: новую линию Зергов, которая завоюет весь остальной мир.

Нападение на Айур

Королева Клинков преследовала Протоссов на Чаре, а в это время, основные силы Зергов вторглись на Айур. Население Айура доблестно оборонялось, но Зерги все же смогли создать свою опорную точку в обильных джунглях планеты, после чего Сверхразум смог внедрить себя в ее поверхность.

В качестве правящей касты, Судьи руководили всеми Протоссами на Айуре. Ее верховное руководство, Конклав, пребывало в недоумении. Экзекутор Тассадар, лидер касты воинов, сражался на далеком Чаре и открыто не подчинялся приказу Конклава выжечь каждый мир Терран, зараженный Зергами. Теперь же возникла угроза того, что Зерги наводнят Айур.

Был избран новый экзекутор, Артанис, который повел Протоссов в бой и одержал ключевую победу в провинции Антиох. Вскоре после этого с Артанисом связался Тассадар и рассказал о битве на Чаре, о появлении темных темпларов и о победе Зератула над Наместником.

Темные братья

В далекие времена, за отказ стать частью Хала, таинственной телепатической связи некогда объединявшей всех Протоссов, с Айура были изгнаны темные темплары. Многие Протоссы считали, что установление Халы положило конец тысячелетиям братоубийственной войны и спасло их расу от вымирания.

Поэтому, даже перед лицом опасности, исходившей от Зергов, решение Тассадара сражаться рука об руку с темными темпларами воспринималось Конклавом как ересь. Шокированные Протоссы потребовали его возвращения на Айур, но Тассадар отказался, заявив, что вернется, когда для этого придет время.

По совету Тассадара Артанис изменил тактику действий на Айуре, направив небольшой орудийный расчет в тыл врага для уничтожения Наместника, в то время как основные силы сдерживали Зергов. Смерть Наместника повергла его слуг в хаос, но Сверхразум воскресил павшего лидера, восстановив порядок. Лишь могучие энергии, укрощенные темными темпларами, могли обеспечить окончательное уничтожение Наместника. Конклав велел Артанису вернуться к прежней тактике, и, в провинции Скион, он выиграл еще одну битву, впрочем, дорогой ценой.

Погоня за Тассадаром

Уверенный в окончательной победе, Конклав направил Экзекутора Артаниса на Чар, чтобы вернуть Тассадара на Айур и предать суду. Артанис отправился туда и с горечью известил мятежного Протосса о решении Конклава. Тот согласился вернуться добровольно, если Экзекутор поможет ему освободить Зератула и других темных темпларов с объекта Терран, где тех окружили Зерги.

Артанис согласился, и Джим Рейнор с командой также вступили в битву. Рейнор и темные темплары затем последовали за Тассадаром на Айур, планируя помочь отразить вторжение. К сожалению, Конклав оказался непримирим в своей неприязни к темным темпларам. Произошел конфликт между кастой Судей и последователями Тассадара.

Не в состоянии смотреть, как его народ уничтожает сам себя, Тассадар добровольно сдался на суд Конклава. Однако его союзники стремительно освободили его из заключения, чтобы вместе встретить грядущий кризис.

Гибель Сверхразума

Конклав сильно недооценил Зергов. Силы Протоссов были практически истощены, в то время, как Зерги выглядели сильнее, чем когда-либо прежде. Целые континенты были разорены, а Зератулу предстояло поведать еще более страшные новости. Когда он убил Наместника на Чаре, между ним и Сверхразумом возникла краткая телепатическая связь. Он увидел, что эволюция Зергов, как и Протоссов, была направлена и ускорена расой, известной как Ксел"Нага.

В конце концов, Сверхразум вырвался из-под контроля Ксел"нага и поглотил эту древнюю расу. Теперь Сверхразум намеревался сделать то же с Протоссами. В случае успеха, Зерги стали бы непобедимы.

Тассадар собрал иссякающие силы Протоссов для одного последнего удара по врагу, незадолго до битвы заключив мир с терпящим крах Конклавом. Ему и остальным героям удалось лишь ослабить Зергов, в то время, как сами они несли тяжелые потери. На последнем отчаянном рискованном шаге Тассадар направил энергии темных темпларов через корпус своего собственного корабля, Гантритора, и повел его на столкновение с исполинским Сверхразумом.

Произошедший выброс энергии убил Сверхразум и поверг в смятение его слуг. Тем не менее, у Протоссов было мало поводов радоваться, поскольку большая часть Айура лежала в руинах. К тому же сама раса Зергов не была побеждена. Далеко на планете Чар, Керриган ощутила гибель Сверхразума и, наконец, постигла свое предназначение. Воцарение Королевы Клинков близилось.

Часть 2: The Brood War

Эвакуация Айура

Пожертвовав собой, Тассадар разрушил Свехразум, но бесчисленный рой Зергов остался на Айуре и конечно мешал бегству Протоссов. Зератул предложил укрыться на Шакурасе, в тайном мире Темных Темпларов. Несмотря на то, что решение было труднымым, Артанис, и выживающие члены разрушенного Тайного совета согласились, потому что их главная обязанность была спасити столько жизней, сколько это возможно.

Силы Джима Рейнора и Протоссов продвигались через Зергов, чтобы достигнуть древних варп-врат Ксел’нага. С помощью них, Зератул установил связь с другими вратами на Шакурасе. Однако, Рейнор и часть Протоссов были отрезаны от врат во время сражения. Артанис и Зератул продолжали уводить выживших через врата на Шакурас.

К их ужасу, они осознали, что Зергипроследовали за ними. Эвакуируемые присоединились к силам своих темных братьев и стали бороться со вторжением. Тем временем, силы Рейнора и горстка Протоссов решили остаться на Айуре и закрыть варп-врата, что бы не позволить силам Зергов достигнуть Шакураса. Им казалось что они обречены, но они держались.

Нежеланные союзники

Зератул провел прибывших к Расзагалу, древнему матриарху и правителю Шакураса. В первую очередь, Протоссы должны были остановить распространение Зергов и заражение ими планеты. Расзагал сообщил, что на Шакурасе существует древний храм Ксел’Нага, который способен очистить всю планеты. Но для его активации нужны были кристалы – Клалис и Урай, которые были давно утеряны.

Неожиданно прибыла Керриган и предупредила Протоссов от том, что после смерти Сверхразума, она больше не является его слугой. И что создается новый Сверхразум, который будет управлять роем если его вовремя не уничтожить.

Керриган предлажила помощь в поисках кристалов Кхалис и Урай, и Расзагал, не смотря на возражения Артаниса и Зератула – был готов ее принять. Протоссы и Керриган отправились на планету Браксис, где они обнаружили Урай. В процессе они столкнулись с незнакомой силами Терранов, называющими себя Объединенным Земным Директоратом (UED). Он приказал Протоссом сдаться, однако те, неповиновались и сбежали.

Далее они проследовали на планету Чар, где обнаружили второй кристал – Кхалис. Однако, их встретили силы Зергов и молодого Сверхразума. Несмотря на это Керриган и Протоссы смогли прорваться и вернуться на Шакурас.

Трагедия на Шакурасе

Вернувшись на Шакурас герои узнали, что некоторые из прибывших с Айура востали против своих союзников, Темных Темпларов. В разгаре этого кризиса Расзагал был вне настроении заключать мирный договор и приказал Темным Темпларам уничтожить инакомыслящих. Zeratul был не согласен таким решением, но всеравно повиновался. Поскольку сопротивление предателей пало, Темные Темплары потребовали, чтобы лидер мятежников сдался. Однако, последний отказался, обвиняя, Расзагала в том, что они скрывает некую тайну, которая обречет всех Протоссов на погибель.

Прежде, чем предатель смог объяснять свое обвинение, Керриган убила его. Зератул изгнале её с планеты за вмешательство во внутренние дела Протоссов. Она охотно ушла, сообщив, что получила все что хотела от их союза.

Артанис и Зератул доставили кристалы на вершину храма Ксел’Нага. И мощнейший выплеск энергии уничтожил всех Зергов на планете.

В поисках пси-дизраптора

В это же время, Флот UED под командованием Герарда ДюГалле и Алексея Стукова прибыл в сектор Копрулу, чтобы разобраться с Доминионом, Протоссами и Зергами. Они напали на Боралис, укреплённую столицу Браксиса, чтобы получить секретные сведения о дислокации войск противника. В пути они встретили Самира Дюрана - лидера «Сил сопротивления Конфедерации». Дюран предложил UED свою помощь, показав слабозащищённый обходной путь в тыл базы, защищающей Боралис. Получив необходимые технологии, ДюГалле, Дюран и Стуков покинули планету.

Из добытой в Боралисе информации ДюГалле узнал о местонахождении Дюлара IV - планеты с огромным орбитальным доком, в котором находится множество крейсеров Доминиона. На четыре космические платформы высадились специальные отряды, под прикрытием которых к крейсерам подкрадывались пилоты и угоняли их. После завершения операции появился Эдмунд Дюк, генерал Доминиона, с флотилией из двенадцати крейсеров. Однако, силы ДюГалле уничтожили этот флот крейсерами, только что полученными из доков. После этого планета Дюлар IV переходит на сторону UED.

Позднее, Флот UED подошел к Тарсонису, чтобы найти Пси-Дисраптер - особую установку, разрушающую связи между зергами. Стуков хотел использовать Дисраптер против зергов, но Дюран посоветовал взорвать его, пока до него не добрался Арктурус Менгск - и ДюГалле принял его сторону. Дюран отправился в регион, но там было обнаружено множество Зергов, способных помешать выполнению миссии. Он уничтожил четыре Улья, что отключил оставшиеся рои зергов. Дюран подошел к Дисраптеру, где его встретели Призраки, посланные Стуковым. Они сообщили, что останутся на планете и позаботятся об его уничтожении. Дюран вернулся обратно на флагманский корабль UED.

Защита Стукова

Десант UED высаживается на Корхал, главную планету Доминиона, и перед финальной атакой предпринимает небольшую диверсию. На вооружении у Менгска есть Крейсеры и ядерное оружие, и войска людей отправляются, чтобы уничтожить Физические лаборатории или Ядерные шахты противника. После успешного обезвреживания одной из угроз войска UED покидают этот регион и отправляются к Августграду, столице Корхала.

UED начинает осаду Августграда. Менгск сразу же выдвигает лучшие войска в зависимости от того. После нападения на фортпосты UED присылает подкрепление, и атаку удаётся пережить. Медленно, но верно войска прокладывают себе путь по подконтрольной противнику территории, а затем врываются на основную базу Доминиона и уничтожают ставку Менгска. Менгск эвакуируется на флагманском корабле Норад III и попадает в окружение. ДюГалле собирается арестовать его, но внезапно появляется Джим Рейнор с небольшой флотилией протоссов, и все они улетают. Флот UED отправляется вдогонку.

Преследуя беглецов, силы UED подходят к родной планете протоссов Айур, где укрылись Менгск и Рейнор. На планете они замечают несколько стай Зергов и выключеные Варп-врата. Истребители, Валькирии, расчищают путь от Муталисков. Варп-врата активизируются и привлекают Зергов. Тем временем силы UED пробиваются через базу Протоссов и уничтожает Командный центр Рейнора. Внезапно с одной из сторон карты появляется превосходящие по численности войска Зергов, но лейтенант Дюран, охранявший этот район, отводит свои войска и уверяет Стукова, что на его радарах никаких зергов не видно. В хаосе отступления UED, Менгск успевает сбежать через Врата в неизвестном направлении. Стуков сообщает, что у него есть срочные дела, и тоже куда-то исчезает.

Как выяснилось, вице-адмирал Алексей Стуков внезапно улетел в самый разгар битвы, взяв с собой большой отряд войск, и отправился на Браксис. ДюГалле и Дюран получают сообщение о пойманном сигнале Пси-Дисраптера с планеты. Стуков не уничтожил его, как было приказано, а разобрал и собрал вновь на этой планете. Дюран убеждает адмирала, что Стуков предал их всех и пытается саботировать миссию UED в секторе Копрулу. Тот отправляет лейтенанта с небольшим отрядом войск с заданием найти Стукова и разобраться в ситуации. Преодолевая системы безопасности и элитных стражей, поисковая группа находит вице-адмирала. Дюран стреляет в Стукова и исчезает, в то время как умирающий Стуков рассказывает ДюГалле, что предатель не он, а Дюран, что тот работает с зергами и может быть заражён, что именно Дюран позволил зергам прорвать оборону UED на Айуре, что он подговорил уничтожить Дисраптер, хотя его использовать - лучший способ избавиться от зергов. Адмирал лихорадочно ищет Дюрана на радарах, но не находит. В это же время приходит сообщение о том, что активизирована система самоуничтожения. ДюГалле посылает войска UED с оставшимися стражами Стукова отключить реактор вручную. Они добираются до контрольного пульта, пробиваясь через массированные волны зергов. В конце-концов Дисраптер удаётся спасти, и ДюГалле оставляет его работать, оставив на планете гарнизон для его охраны.

Контроль Роя

Сигнал Пси-Дисраптера достиг подчинённых Керриган, Зергов, и они стали нападать друг на друга.

Керриган договаривается с новыми союзниками - Рейнором, Фениксом и Менгском. Она обещает отвоевать Корхал у UED в обмен на помощь с уничтожением Дисраптора. Сначала Рейнор атакует электростанции и оставляет его без энергии, а затем на планету спускается SCV с пси-эмиттером Менгска. Он привлекает зергов. В скором времени SCV находит двух Трутней. Зерги разбивают на Браксисе новый кластер Роя. Затем подготавливают войска и собирает всех оставшихся в округе зергов, после чего, напрямую атакуют базу терранов и уничтожают Дисраптер превосходящими силами Роя.

Разрыв альянсов

Керриган готовится к нападению на Корхал, но для начала атаки ей необходим солидный запас ресурсов. Она предлагает Фениксу спуститься на планету Мория, знаменитую своими залежами минералов, и украсть у жителей их недостающее количество. Дополнительно они заражают Командные центры Кел-Морианского Синдиката, которые впоследствии перевозятся на Корхал и используются в борьбе против UED.

Феникс, Рейнор и Менгск по главе сил людей и протоссов нападают на самую удалённую платформу Корхала, отвлекая на её защиту все силы безопасности, находящиеся поблизости. В это время Керриган разбивает кластер Роя на окраине столицы Корхала, Августграда, и перебазирует туда Заражённые командные центры, добытые на Мории. Кроме основных сил UED направляет против неё зергов, подконтрольных через захваченный Сверхразум. Но Рой захватывает город, несмотря на сопротивление Терранов. Менгск посылает Дюка построить на развалинах базы UED новый город, и союзники начинают отмечать победу.

Керриган и Дюран решают избавиться от опасных союзников, которые более им не нужны. Пока все терраны и протоссы отдыхают, рой Зергов наносит внезапный удар Люркерами. Зерги, воспользовавшись неразберихой и неготовностью в станах противников, в течение шести минут практически безнаказанно крушат их базы. Оставшиеся войска спешно готовятся к обороне, но и они подавляются стаей Керриган. Они убивают двух наиболее опасных героев - Эдмунда Дюка, правого руку Менгска, и протосса Феникса. За смерть друга Джим Рейнор обещает Керриган однажды убить её и улетает в неизвестном направлении. Менгска же Керриган оставляет жить и бросает на Корхале, на развалинах его Доминиона, чтобы он вечно жил там и вспоминал, что именно благодаря его действиям Керриган смогла так много достичь.

UED посылает против Керриган стаи Зергов, пытаясь уничтожить кластеры её роя на Тарсонисе. Дюран обнаруживает на планете небольшую исследовательскую базу Терранов. Керриган догадывается, что учёные были посланы, чтобы контролировать стаи, так как Сверхразум на Чаре слишком далеко от Тарсониса. Рой атакует терранов и уничтожает всех учёных, после чего все оставшиеся зерги переходят на сторону Керриган.

Керриган возвращается на Шакурас, чтобы похитить матриарха Расзагал. Для этого ей требуется проникнуть в город Телематрос, но этому препятствует электромагнитное поле пилонов, которое мешает летающим зергам ориентироваться в пространстве. Самир Дюран отправляется на поверхность планеты, чтобы произвести диверсию. Он перенастраивает пять особых энергетических кластеров за пределами укрепления так, что те взрываются вместе со всеми пилонами Телематроса. В хаосе, вызванном взрывом, Керриган похищает Расзагал и улетает.

Дюран получает сообщение от Зератула, который требует объяснить, зачем была похищена Расзагал. Керриган предлагает тёмным храмовникам сделку: те убивают Сверхразум, а она разрешает матриарху вернуться на Шакурас. Стая Мыслителя очищает регион от войск UED и подконтрольных им зергов, после чего Зератул выполняет задание. Но Расзагал отказывается возвращаться: как оказалось, она уже давно заражена Керриган и находится под её контролем. Зератул забирает матриарха силой и переносит её в укреплённую базу протоссов на Чаре.

После гибели Сверхразума все зерги в регионе перешли под полный контроль Керриган, а остатки войск UED отступили. Она приказывает схватить сбежавших Зератула и Расзагал, но протоссы готовятся к телепортации на Шакурас, надеясь вылечить матриарха. Рой Зергов захватывает базу протоссов и препятствует этому плану. Зератул в отчаянии убивает Расзагал, говоря, что это лучше для неё, чем жить слугой Керриган. Умирая, матриарх благодарит Зератула, говоря, что тот сделал правильный выбор. Она также говорит ему заботиться о племени тёмных храмовников. После этого Керриган отводит свои войска и отпускает Зератула.

Великая сила

Основные силы зергов остались на Тарсонисе, но на космической платформе около планеты Чар Керриган попадает в окружение. К кластеру роя подходят три флота - Артаниса, ДюГалле и Менгска. Зерги побеждают в битве, а их противники оказываются полностью разгромлены.

Заключение

Королева Клинков не была удовлетворена победой. Она наблюдала за своим роем на планете Чар. Война оставила ее победительницой в секторе Копулу. В течении 4-х лет не было никакой информации о Зергах. Все разведовательные корабли, отправленные в сектор, исчезали так и не доложив о том что видели.

Таким образом, Терраны и Протоссы могли лишь предполагать о том чем она занималась в течении 4-х лет. Многие считали, что Зерги создают новую силу и выращивают новые организмы, что бы вновь продолжать наступление. Другие же предполагали, что человеческая часть, которая могла остаться в Керриган, сдерживает Зергов. Но только те, кто сталкивался с ее дикой яростью, знают, что это предположение – не верно...

Как играть:

Направляйте боевой корабль против многочисленных врагов, пытайтесь выжить и добраться до главной базы. Управление сделано мышкой, оно будет показано на первом уровне. Вы можете перемещать боевую машину и стрелять по Зергам. Попутно появляются дополнительные цели миссии, их следует быстро выполнять.

Старкрафт 1

Легендарная стратегия пришла в онлайн, три воинственные расы сразятся за выживание. Это любительская флеш игра сделана в отличной графике, она повторяет первую часть, которая вышла для компьютеров много лет назад. Классическая версия всегда будет популярна и никогда не устареет. Действия развиваются на планете, где расположены базы Протоссов и Терранов. Сюда стремительно направляются огромные армии Зергов, поэтому следует готовить прочную оборону. Сделана отдельная сюжетная линия за людей и Протоссов, они во многом похожи, но тактика значительно отличается. Корабли способны накапливать запас энергии, чтобы нанести мощный удар по площади, но пользоваться такой особенностью лучше осторожно и только в определённые моменты.

Старкрафт порадует любителей старой игры, здесь все стандартные юниты сохранены, а главные боссы созданы из отдельных частей. Каждая битва смотрится отлично, экран постоянно озаряется яркими вспышками от взрывов. Обе кампании похожи, но действовать предстоит по особой тактике. Сейчас вы сможете играть в StarCraft 1 во весь экран бесплатно. Отличная возможность весело пострелять и завоевать целую планету. Внимательно читайте дополнительные задачи, они могут оказаться важными. Порой требуется уничтожить определённые цели, не тратя лишнего времени на побочные квесты.