Конспект урока "для чего изучают природу". Как изучают природу

Управление образования администрации Ковровского района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Клязьмогородецкая основная общеобразовательная школа»

Итоговая

комплексная работа для 2 класса

Учебно-методическое пособие: «Комплексная итоговая работа для 2 класса».- Владимир: ВИПКРО, 2012

Составители: учителя начальных классов общеобразовательных учреждений Ковровского района Л.А.Калькова, Ж.В.Иванова, Т.Н.Горбачёва, М.И.Бобылёва.

Научный руководитель: доцент кафедры начального образования С.А.Исаева

СПЕЦИФИКАЦИЯ

к комплексной работе для второго класса

1. Цель и содержание комплексной работы

Определить уровень сформированности метапредметных результатов у учащихся 2 классов по итогам освоения программы за 2 класс начальной школы.

Задачи комплексной работы – установить уровень владениявтороклассниками основными общеучебными умениями: навыками осознанного чтения, умением работать с текстом, понимать и выполнять инструкции, которые помогают успешно продвигаться в освоении учебного материала на следующем этапе обучения.

2. Общая характеристика комплексной работы.

Итоговая комплексная работа состоит из двух частей - основной и дополнительной.

2.1. В основной части работы шесть заданий. Они направлены на оценку сформированности таких способов действий и понятий, которые служат опорой в дальнейшем обучении. В работу входят задания по чтению, математике, русскому языку, окружающему миру. Содержание и уровень сложности заданий основной части соотносятся с таким показателем достижения планируемых результатов обучения, как «выпускник научится». Выполнение заданий основной части обязательно для всех учащихся.

2.2 Задания дополнительной части имеют более высокую сложность; они соотносятся с разделом « Выпускник получит возможность научиться» планируемых результатов. В этой части 5 заданий, из которых второклассникам для получения поощрительных баллов предлагается выполнить, как минимум, 3-по своему выбору. Их выполнение может потребовать самостоятельного открытия ребёнком нового знания или умения, привлечь личный опыт. Поэтому выполнение заданий дополнительной части необязательно для всех учащихся- они выполняются только на добровольной основе. Соответственно и негативные результаты по заданиям дополнительной части интерпретации не подлежат.

Задания как основной, так и дополнительной части строятся на основе предложенного учащимся текста, по которому предлагается четыре варианта итоговых комп­лексных работ.

Аналогичные задания во всех вариантах направлены на проверку одних и тех же умений и навыков, однако сложность заданий в разных вариантах незначительно варьируется за счёт содержательного контекста или осо­бенностей формулировки задания. При этом первый и второй варианты работы полностью равноценны и мо­гут быть предложены всем учащимся. Однако в ряде слу­чаев педагогически оправдан индивидуальный подход к подбору посильных заданий для конкретных детей, что позволяет каждому ребёнку добиться заслуженного успе­ха. Так, если в классе есть хорошо подготовленные уча­щиеся, которые устойчиво демонстрируют высокие ре­зультаты, целесообразно предложить им четвёртый вари­ант, задания в котором несколько сложнее по сравнению с заданиями первого и второго вариантов. Детям, которые к концу 2 класса имеют трудности в обучении, целесо­образно предложить третий вариант. Как правило, это относится к ослабленным детям, к учащимся с исходно низкой мотивацией учения, к тем, у кого не было воз­можности получить необходимую подготовку к школе. За­дания третьего варианта несколько упрощены по сравне­нию с заданиями первого и второго вариантов.

2.3. План проверочной работы

В плане работы (таблица) дана информация о каждом задании: его содержание, объект оценивания, уровень сложности, тип, время выполнения и максимальный балл.

Условные обозначения

Уровень сложности: Б - базовый, П - повышенный. Тип задания ВО - с выбором ответа, КО - с кратким ответом, РО - развернутый ответ.

2.4 Время и способ выполнения проверочной работы

1. Комплексная работа состоит из двух частей – основной и дополнительной и проводится в два дня. Первый день проводится основная часть (проверяется базовый уровень), второй день - дополнительная часть (повышенный уровень).

На выполнение каждой части комплексной работы отводится 40 – 45 минут. Время выполнения работы ограничивать не рекомендуется. При необходимости, медленно работающим детям, рекомендуется дать дополнительное время. Если ребёнок быстро и правильно справляется с комплексной работой, то он может начать выполнение дополнительной части.

2. Исправления, допущенные учеником, не учитываются и не влияют на оценку работы.

3. Качество почерка и аккуратность оформления работы не влияют на оценку выполнения работы.

Каждый ученик получает бланк с текстом проверочной работы, в котором отмечает или записывает свои ответы на задания.

2.5 Оценка выполнения заданий и проверочной работы

в целом

В комплексной работе используются три типа заданий:

✔ задания с выбором ответа, к каждому из которых предлагается 4 варианта ответа, из которых только один правильный;

✔ задания с кратким ответом, требующие точный ответ.

✔ задания с развернутым ответом.

Выполнение заданий разной сложности и разного типа оценивается с учетом следующих рекомендаций.

1. В заданиях с выбором ответа из четырех предложенных вариантов ученик должен выбрать только один верный ответ. Если учащийся выбирает более одного ответа, то задание считается выполненным неверно.

2. В заданиях с кратким ответом ученик должен записать требуемый краткий ответ.

3. Выполнение каждого задания базового уровня сложности (№1, 2,3,4,5,6) оценивается по дихотомической шкале:

4. Выполнение задания повышенного уровня

сложности (№7, 10,) оценивается по следующей шкале:

2 балла - приведен полный верный ответ;

1 балл - приведен частично верный ответ;

0 баллов - приведен неверный ответ.

Выполнение задания повышенного уровня сложности (№8, 9,11) оцениваются по дихотомической шкале:

1 балл (верно) - указан только верный ответ;

0 баллов - указан неверный ответ или несколько ответов.

Часть работы

Номер зада

Учебный предмет, раздел/тема

Проверяемые умения и учебный материал

Уровень сложности задания

Максимальный балл

По усмотрению учите

Чтение, навыки чтения

Скорость чтения

несплошного текста про себя или шёпотом

В баллах не оценивается

О с н о в н а я ч а с т ь

Чтение, осознанностьчтения

Умение ориентироваться в структуре текста, выделять и кратко передавать основную мысль абзаца

Чтение, выборочное чтение

Умение находить в тексте прямо ответ на поставленный вопрос

Русский язык, правописа

Умение правильно, без ошибок, пропусков и искажений букв списывать предложение

Русский язык, морфология

Первичное умение определять части речи – глагол и имя существительное

Окружающий мир, природные объекты

Умение приводить примеры из исходного текста к предложенной классификации животных

Русский язык, фонетика

Умение выделять буквы мягких согласных звуков в простых случаях

Математика, числа и величины

Умение соотносить вопрос задачи и выражение для её решения, понимать смысл арифметических действий

(сложения, вычитания и деления)

Математика, числа и величины

Вычислительные навыки при выполнении действий сложения, вычитания и деления

Математика,числа и величины

Умение находить величину, отвечающую заданному требованию (меньше чем…, но больше чем…)

Всего

6 заданий базового уровня, максимальный балл – 9; прогнозируемая успешность: 6 и более баллов -78% учащихся; 5 и более баллов-87% учащихся; 4 и более балла – 94% учащихся

Д о п о л н и т е л ь н а я ч а с т ь

Математика,

числа и величины

Умение решать текстовую задачу с недостающими данными

Чтение, математика, работа с данными

Умение заполнять таблицу, используя необходимую информацию из исходного текста; умение записывать число с помощью цифр

Математика, работа с данными

Первичное умение ранжировать числа

Чтение, работа с информа

(интерпре

Первичное умение интерпретировать и обобщать информацию, устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую; выбирать описывающее эти связи суждение из ряда предложенных

Чтение, работа с информа

цией (аргумен

тация). Русский язык, развитие речи

Умение пояснять выбранное суждение

Русский язык, развитие речи (высказыва

ние).Окружающий мир, человек и природа

Первичное умение строить свободное высказывание на заданную тему

Русский язык, лексика

Умение объяснять значение слова

Всего

5 заданий повышенного уровня, максимальный балл – 9; прогнозируемая успешность: 5 и более баллов – 50% учащихся; 4 и более балла – 75% учащихся

Вся работа в целом

Всего: 6 заданий базового уровня (от 0 до 9 баллов) и 5 заданий повышенного уровня (от 0 до 9 баллов). Всего 18 баллов.

От 0 до 2 дополнительных поощрительных баллов за самостоятельность выполнения работы.

Итого максимальный балл за работу- 20 баллов

Оценка выполнения проверочной работы в целом осуществляется в несколько этапов в зависимости от целей оценивания.

1. Определяется балл, полученный учеником за выполнение заданий базового уровня.

2. Определяется балл, полученный учеником за выполнение заданий повышенного уровня. Выполнение этих заданий свидетельствует о том, что кроме усвоения необходимых для продолжения обучения в основной школе знаний, умений, навыков и способов работы, обучение повлияло и на общее развитие учащегося.

3. Определяется общий балл учащегося.

Максимальный балл за выполнение всей работы - 18 баллов (за задания базового уровня сложности - 9, повышенной сложности - 9 баллов).

Если ученик получает за выполнение всей работы менее 6 баллов, то он имеет недостаточный уровень сформированности метапредметных результатов.

Если ученик получает от 6 до 11 баллов, то его подготовка соответствует требованиям стандарта, ученик способен применять знания для решения учебнопознавательных и учебнопрактических задач.

При получении более баллов (12-18 баллов) учащийся демонстрирует способность выполнять по русскому языку задания повышенного уровня сложности.

За самостоятельное выполнение работы дополнительно даётся от 0 до 2 баллов.

Итого максимальный балл за работу – 20 баллов.

Выполнение каждого задания базового уровня сложности оценивается по дихотомической шкале: 1 балл (верно) - указан только верный ответ, 0 баллов - указан неверный ответ, ответ отсутствует.

Правильные ответы к заданиям базового уровня № 2, 3, 4, 5, 6.

задания

Правильный ответ

Максимальный балл за

выполнение задания

1в. - о синем ките

2в.- о кашалоте

3в.- о синем ките

4в.- об усатом ките

1 балл – ответ дан правильно.

0 баллов – ответ дан неправильно.

1 в. - найдено и записано предложение: Это синий кит- длина его превышает тридцать метров.

2в.- найдено и записано предложение:

Кашалоты охотятся на крупных морских жителей - тюленей, кальмаров.

3в.- найдено и записано предложение:

Кормится усатый кит всякой морской мелочью: рачками, рыбкой, креветками.

4в.- найдено и записано предложение:

Самое большое животное в мире обходится без зубов.

1 балл – ответ дан правильно.

0 баллов – ответ дан неправильно.

Списывание

1 балл – предложение оформлено верно, не содержит ошибок или допущенные ошибки были обнаружены и исправлены учеником

0 баллов – ответ дан неправильно.

1 в. – гл.- превышает, сущ.- кит, длина, метров.

2 в. – гл.- охотятся, сущ.-кашалоты, жителей, тюленей, кальмаров.

3в.- гл.- кормится, сущ.- кит, мелочью, рачками, рыбкой, креветками.

4в.- гл.-обходится, сущ.- животное, мире, зубов.

1 балл – ответ дан правильно. Найдено и отмечено не менее двух любых существительных и один глагол.

0 баллов – ответ дан неправильно.

1 в. – усатый кит: синий кит

зубатый кит: кашалот

2 в. –кашалот-зубатый кит

синий кит- беззубый кит

3в.-кит, рачки, рыбка, креветки, тюлени.

(кальмары)

4в.- кашалот-зубатый кит

синий кит- беззубый кит

1 балл – ответ дан правильно

0 баллов – ответ дан неправильно.

1 в. – усатый кит: с ин ий к ит

зубатый кит: кашалот

2 в. –кашалот-зубатый к ит

синий кит- беззубый к ит

3в.-к ит, рачк и, рыбка, кр ев етк и, т юл ен и.

(кал ьмары)

4в.- кашалот-зубатый к ит

синий кит- беззубый к ит

1 балл - Правильно подчёркнуты буквы мягких согласных звуков

0 баллов – ответ дан неправильно.

1в.-На сколько метров больше длина синего кита, чем кашалотика? (На сколько метров меньше длина кашалотика, чем синего кита?)

2в. На сколько метров больше длина кашалота, чем маленького кита? (На сколько метров меньше длина маленького кита, чем кашалота?)

3в.Сколько метров длина головы кита? 4в.На сколько метров больше длина синего кита, чем маленького кита? (На сколько метров меньше длина маленького кита, чем синего кита?)

1 балл – ответ дан правильно

0 баллов – ответ дан неправильно.

1 балл – ответ дан правильно

0 баллов – ответ дан неправильно.

1в.- Г (акула)

2в.- Б (дельфин)

3в.- Г (акула)

4в. – Г (акула)

1 балл – ответ дан правильно

0 баллов – ответ дан неправильно.

Выполнение каждого задания повышенного уровня сложности оценивается в соответствии с рекомендациями, предложенными в таблице, по шкале:

Правильные ответы к заданиям повышенного уровня № 7,8,9,10, 11.

задания

Правильный ответ

Максимальный балл за

выполнение задания

1в. 30-20=10, кашалот

2в.20+10=30, синий кит

3в.30-1=29, длина тела кита-косатки

4в.1+29=30, синий кит

2 балла – ответ дан правильно.

1 балл - частично правильный ответ

0 баллов – ответ дан неправильно.

Правильно заполнена таблица, запись числа цифрами

Животное

Длина тела

Синий кит

Животное

Длина тела

Синий кит

Животное

Длина тела

Синий кит

Животное

Длина тела

Синий кит

Самый маленький кит

1 балл – ответ дан правильно

0 баллов – ответ дан неправильно.

Ранжирование чисел

Животное

Какие места у остальных?

Синий кит

Животное

Длина тела

Синий кит

Животное

Длина тела

Синий кит

Животное

Длина тела

Синий кит

Самый маленький кит

1 балл – ответ дан правильно

0 баллов – ответ дан неправильно

1 балл – ответ дан правильно

0 баллов – ответ дан неправильно.

1 балл – ответ дан правильно, не противоречит информации в тексте

0 баллов – ответ дан неправильно.

Свободное высказывание

2 балла- в составленном текстепрослеживается связь с заданным вопросом, составленный текст самостоятелен

1 балл – частично текст соответствует вопросу

0 баллов – ответ дан неправильно.

(Грамотность не является предметом оценки в данном задании.)

1в.- верхняя часть рта

2в.-с ситом

3в.-Детёнышей кормят своим молоком.

4в.- Похоже на тело рыбы.

1 балл – ответ дан правильно

0 баллов – ответ дан неправильно.

Самостоятельность выполнения работы

2 балла - работа полностью выполнена самостоятельно

1 балл – работа выполнена в основном самостоятельно, изредка обращаясь к учителю с конкретным вопросом на уточнение понимания, но не за подробным разъяснениями формулировки задания или за помощью

0 баллов - частое обращение к учителю,

постоянная перепроверка собственного понимания формулировки задания.

Какие бывают киты?

Самые маленькие киты длиной один- два метра. А самый большой кит - самое крупное животное в мире. Это синий кит- длина его превышает тридцать метров. Он относится к группе беззубых китов (другая группа называется «зубатые киты»). Самое большое животное в мире обходится без зубов.

Как же у него это получается? Во рту на нёбе (верхней части рта) у китов растут сотни роговых пластинок, которые называются китовым усом и образуют что-то вроде сита. Кормится усатый кит всякой морской мелочью: рачками, рыбкой, креветками. Он быстро проплывает через скопление добычи, набирает в свой огромный рот воды и с силой через ус- цедилку выпускает её обратно. Вода вытекает, а во рту кита остаётся еда.

У зубатых китов есть зубы - у некоторых почти три сотни! Ими они не жуют свою жертву, а заглатывают целиком. Среди зубатых китов самые крупные - кашалоты. Они имеют огромную голову и в длину достигают двадцати метров. Кашалоты охотятся на крупных морских жителей – тюленей, кальмаров.

Из-за того, что киты живут в воде и имеют рыбообразное тело, мы часто сравниваем их с рыбой. Но киты дышат лёгкими, рождают детёнышей, которых кормят своим молоком, поэтому относятся к морским млекопитающим.

Основная часть

Задание 1.

Ответ.

Задание 2.

Найди в тексте ответ на вопрос: «Какой кит самый большой в мире?» Спиши это предложение.

Задание 3.

1.

Задание 4.

1. Найди и выпиши из текста по одному названию животных.

Усатый кит :______________________________

Зубатый кит :_____________________________

Задание 5.

Длина синего кита – 30 метров, длина кашалотика-10.

    Запиши вопрос задачи, если она решается так:

______

    Во сколько раз длина кашалотика меньше длины синего кита? Запиши выражение и вычисли его значение:

Задание 6.

А  Б  В  Г 

Длина Длина Длина Длина

100 см 2 м 20 м 4 м

Дополнительная часть

Задание 7.

Синий кит - самое крупное животное на Земле. А про какое животное говорится, что его длина на десять метров меньше, чем длина синего кита? Запиши название этого животного. Ответ поясни вычислениями.

___________________________________________________

___________________________________________________

Задание 8.

Животное

Длина тела

Кто на первом месте по длине?

Какие места у остальных?

Синий кит

Задание 9.

Многие считают, что киты – это большие рыбы. А кто они на самом деле? Отметь ответ значком V .

А. Киты живут в воде, значит они - крупные рыбы.

Б. Киты - это морские млекопитающие.

В. Киты похожи на больших рыб и питаются другими животными, поэтому киты - это хищные рыбы.

Объяснение .___________________________________________________________________________________________

Задание 10.

Изучать живую природу- это очень интересное дело. А как ты можешь изучать природу?

Задание 11.

Напиши, что означает слово «нёбо».

______________________________________________________________________________________________________

Основная часть

Постарайся выполнить все задания этой части. Выполняй их по порядку.

Задание 1.

О ком говорится в третьем абзаце текста?

Ответ. В нём говорится о _______________________.

Задание 2.

Найди в тексте ответ на вопрос: «На кого охотятся кашалоты?» Спиши это предложение.

______________________________________________

______________________________________________

______________________________________________

Проверь свою запись. Если надо, исправь.

Задание 3.

2. Найди в выписанном тобой предложении слова, обозначающие предметы (имена существительные). Надпиши над ним: сущ.

Задание 4.

1.Найди и выпиши из текста, к какой группе китов относятся эти животные.

Кашалот- ______________________________________

Синий кит- ____________________________________

2.Подчеркни в выписанных словах буквы твёрдых согласных.

Задание 5.

Длина кашалота –20 метров, длина маленького кита – 2 метра.

__________________________________________

__________________________________________

Сосчитай и запиши ответ:____________________

2.Во сколько раз длина кашалота больше длины маленького кита? Запиши выражение и вычисли его значение:

____________________________________________

Задание 6.

Отметь значком V , у какого животного длина тела больше, чем у тюленя, но меньше, чем у акулы.

А  Б  В  Г 

Длина Длина Длина Длина

100 см 2 м 20 м 4 м

Дополнительная часть

Задания 7 – 11 можно выполнять в любом порядке. Постарайся выполнить не меньше трёх заданий.

Задание 7. Реши задачу, используя данные текста.

Кашалот- один из представителей китов. А про какое животное говорится, что его длина на десять метров больше, чем длина кашалота? Запиши название этого животного. Ответ поясни вычислениями.

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

Задание 8.

Заполни таблицу, используя данные из текста и основной части заданий.

Животное

Длина тела

Кто на первом месте по длине?

Какие места у остальных?

Синий кит

Задание 9.

Ответь на вопрос и коротко поясни свой ответ. Если нужно, перечитай текст.

Многие дети считают, что кашалоты – это большие морские рыбы. А кто они на самом деле? Отметь ответ значком V .

А. Кашалоты, как и другие киты, - это морские млекопитающие.

Б. Кашалоты живут в воде, значит они - крупные рыбы.

В. Кашалоты питаются другими животными, поэтому кашалоты - это хищные рыбы.

Объяснение

Задание 10.

Задание 11.

Напиши, с чем сравнивают в тексте китовый ус.

______________________________________________________________________________________________________

Основная часть

Постарайся выполнить все задания этой части. Выполняй их по порядку.

Задание 1.

О ком говорится в первом абзаце текста?

Ответ. В нём говорится о _______________________.

Задание 2.

Найди в тексте ответ на вопрос: «Чем кормится усатый кит?» Спиши это предложение.

______________________________________________

______________________________________________

______________________________________________

Проверь свою запись. Если надо, исправь.

Задание 3.

1.Найди в выписанном тобой предложении слово, обозначающее действие (глагол). Надпиши над ним: гл.

2. Найди в выписанном тобой предложении слова, обозначающие предметы (имена существительные). Надпиши над ним: сущ.

Задание 4.

1.Найди и выпиши из текста пять названий морских животных:

______________________________________________________________________________________________________

2.Подчеркни в выписанных словах буквы мягких согласных.

Задание 5.

Длина всего тела синего кита – 30 метров, его голова - в три раза меньше.

1.Запиши вопрос задачи, если она решается так:

__________________________________________

__________________________________________

Сосчитай и запиши ответ:____________________

2.Какова длина оставшейся части тела кита? Запиши выражение и вычисли его значение:

____________________________________________

Задание 6.

Отметь значком V , у какого животного длина тела больше, чем у дельфина, но меньше, чем у кашалота.

А  Б  В  Г 

Длина Длина Длина Длина

100 см 2 м 20 м 4 м

Дополнительная часть

Задания 7 – 11 можно выполнять в любом порядке. Постарайся выполнить не меньше трёх заданий.

Задание 7. Реши задачу, используя эти данные и данные текста.

Длина тела кита- косатки составляет девять метров, а длина тюленя – один метр. А на сколько метров синий кит длиннее тюленя? Ответ поясни вычислениями.

___________________________________________________

___________________________________________________

Какое данное лишнее в этой задаче?____________________

___________________________________________________

Задание 8.

Заполни таблицу, используя данные из текста и основной части заданий.

Животное

Длина тела

Кто на первом месте по длине?

Какие места у остальных?

Синий кит

Задание 9.

Ответь на вопрос и коротко поясни свой ответ. Если нужно, перечитай текст.

Многие дети считают, что усы кита как усы у кошки. Так ли это? Отметь правильный ответ значком V .

А. С помощью китового уса китнаходит добычу в море.

Б. Китовый ус – это «цедилка» для пойманной добычи кита.

В. Китовый ус нужен для украшения кита.

Объяснение ._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________

Задание 10.

Изучать природу- это очень интересное дело. А как ты можешь изучать природу?

Задание 11.

Напиши, что означает слово «млекопитающее».

______________________________________________________________________________________________________

Основная часть

Постарайся выполнить все задания этой части. Выполняй их по порядку.

Задание 1.

О чём говорится во втором абзаце текста?

Ответ. В нём говорится о том, как____________________

__________________________________________________

Задание 2.

Найди в тексте ответ на вопрос: «Без чего обходится самое большое животное?» Спиши это предложение.

______________________________________________

______________________________________________

______________________________________________

Проверь свою запись. Если надо, исправь.

Задание 3.

1. Найди в выписанном тобой предложении слово, обозначающее действие (глагол). Надпиши над ним: гл.

2. Найди в выписанном тобой предложении слова, обозначающие предметы (имена существительные). Надпиши над ним: сущ.

Задание 4.

1. Найди и выпиши из текста, к какой группе китов относятся эти животные.

Кашалот- ______________________________________

Синий кит- ____________________________________

2.Подчеркни в выписанных словах буквы мягких согласных.

Задание 5.

Длина синего кита –30 метров, длина маленького кита-1.

1.Запиши вопрос задачи, если она решается так:

__________________________________________

__________________________________________

Сосчитай и запиши ответ:____________________

2.Во сколько раз длина маленького кита меньше длины синего кита? Запиши выражение и вычисли его значение:

____________________________________________

Задание 6.

Отметь значком V , у какого животного длина тела больше, чем у дельфина, но меньше, чем у кашалота.

А  Б  В  Г 

Длина Длина Длина Длина

90 см 2 м 20 м 3 м

Дополнительная часть

Задания 7 – 11 можно выполнять в любом порядке. Постарайся выполнить не меньше трёх заданий.

Задание 7. Реши задачу, используя данные текста.

Самый маленький кит длиной один метр. А про какое животное говорится, что его длина на двадцать девять метров больше, чем длина самого маленького кита? Запиши название этого животного. Ответ поясни вычислениями.

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

Задание 8.

Заполни таблицу, используя данные из текста и основной части заданий.

Животное

Длина тела

Кто на первом месте по длине?

Какие места у остальных?

Синий кит

Самый маленький кит

Задание 9.

Ответь на вопрос и коротко поясни свой ответ. Если нужно, перечитай текст.

Многие считают, что киты – это большие морские рыбы. А кто они на самом деле? Отметь ответ значком V .

А. Все киты - это морские млекопитающие.

Б. Внешне киты похожи на рыб и живут в воде, значит они - крупные рыбы.

В. Кашалоты питаются другими животными, поэтому киты - это хищные рыбы.

Объяснение ._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 10.

Изучать живую природу- это очень интересное занятие. А как ты можешь изучать природу?

Задание 11.

Напиши, как ты понимаешь выражение «рыбообразное тело».

______________________________________________________________________________________________________

Какие бывают киты?

Самые маленькие киты длиной один - два метра. А самый большой кит - самое крупное животное в мире. Это синий кит - длина его превышает тридцать метров. Он относится к группе беззубых китов (другая группа называется «зубатые киты»). Самое большое животное в мире обходится без зубов.

Как же у него это получается? Во рту на нёбе (верхней части рта) у китов растут сотни роговых пластинок, которые называются китовым усом и образуют что-то вроде сита. Кормится усатый кит всякой морской мелочью: рачками, рыбкой, креветками. Он быстро проплывает через скопление добычи, набирает в свой огромный рот воды и с силой через ус - цедилку выпускает её обратно. Вода вытекает, а во рту кита остаётся еда.

У
зубатых китов есть зубы - у некоторых почти три сотни! Ими они не жуют свою жертву, а заглатывают целиком. Среди зубатых китов самые крупные - кашалоты. Они имеют огромную голову и в длину достигают двадцати метров. Кашалоты охотятся на крупных морских жителей – тюленей, кальмаров.

Из-за того, что киты живут в воде и имеют рыбообразное тело, мы часто сравниваем их с рыбой. Но киты дышат лёгкими, рождают детёнышей, которых кормят своим молоком, поэтому относятся к морским млекопитающим.

Основная часть

Постарайся выполнить все задания этой части. Выполняй их по порядку.

Задание 1.

О ком говорится в первом абзаце текста?

Ответ. В нём говорится о ___________________________________.

Задание 2.

Найди в тексте ответ на вопрос: «Какой кит самый большой в мире?» Спиши это предложение.

______________

_____________________________________________________________________________________________________________

Проверь свою запись. Если надо, исправь.

Запиши слово «большой», разделяя на слоги, и поставь в нём знак ударения.

_______________________

Определите в нём количество слогов, букв и звуков.

Запишите: ______ слога; ______ букв; _______ звуков.

Задание 3.

1.Найди в выписанном тобой предложении слово, обозначающее действие (глагол). Запиши в таблицу.

2. Найди в выписанном тобой предложении слова, обозначающие предметы (имена существительные). Запиши в таблицу.

Существительное (предмет)

Глагол (действие предмета)

Задание 4.

1. Найди и выпиши из текста по одному названию животных.

Усатый кит

Зубатый кит :___________________________________________________

2.Подчеркни в выписанных словах буквы мягких согласных.

Задание 5.

Длина синего кита – 30 метров, длина кашалотика - 10 метров.

    Поставьте вопрос так, чтобы задача решалась вычитанием.

_____________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Решите задачу и напишите ответ.

Ответ: __________________________________________________________

Задание 6.

Отметь значком V , у какого животного длина тела больше, чем у дельфина, но меньше, чем у кашалота.

Длина Длина Длина Длина

100 см 2 м 20 м 4 м



А  Б В  Г 

Дополнительная часть

Задания 7 – 11 можно выполнять в любом порядке. Постарайся выполнить не меньше трёх заданий.

Задание 7. Реши задачу, используя данные текста.

Синий кит - самое крупное животное на Земле. А про какое животное говорится, что его длина на десять метров меньше, чем длина синего кита? Запиши название этого животного. Ответ поясни вычислениями.

_____________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 8.

Заполни таблицу, используя данные из текста и основной части заданий.

Животное

Длина тела

Кто на первом месте по длине?

Какие места у остальных?

Акула

Кашалот

Синий кит

Тюлень

Дельфин

Задание 9.

Ответь на вопрос и коротко поясни свой ответ. Если нужно, перечитай текст.

Многие считают, что киты – это большие рыбы. А кто они на самом деле? Отметь ответ значком V .

А. Киты живут в воде, значит они - крупные рыбы.

Б. Киты - это морские млекопитающие.

В. Киты похожи на больших рыб и питаются другими животными, поэтому киты - это хищные рыбы.

Объяснение

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 10.

Изучать живую природу - это очень интересное дело. А как ты можешь изучать природу?

________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 11.

Напиши, что означает слово «нёбо».

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

История самых ранних цивилизации показывает, что человек всегда старался познать природу. Его разум в равной мере стремился постичь устройство Земли и небесных светил, океанов и суши, растений и животных; их взаимное влияние и значение для себя.

Неживые и живые тела, явления природы можно изучать разными способами или, как в науке принято говорить, методами (в переводе с греческого «методос» означает способ познания, путь). Главные из них – наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Основным «инструментом», с помощью которого человек изучает природу, является наблюдение. Наблюдением называют способ изучения предметов и явлений с помощью органов чувств – зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса. С помощью зрения мы получаем наибольшую часть сведений об окружающем нас мире.

Наблюдая, человек давно заметил: чем Солнце выше на небосводе, тем день длиннее, ночь короче, на дворе теплее. Если больше света и тепла, – лучше растут растения. Ветер с запада приносит дожди, северный ветер – похолодание, а южный – зной и засуху.

Чтобы объяснить, почему происходят те или иные явления, какие при этом факторы влияют на ускорение или замедление наблюдаемых процессов, человек проводит эксперименты, или ставит опыты. Многие выдающиеся открытия ученых стали результатом эксперимента.


Рис. 1. Приборы и инструменты для проведения наблюдений, опытов, измерений

Давайте и мы проделаем несложный эксперимент (опыт). Например, с тем, чтобы доказать, что наиболее прозрачна чистая вода.

Для этого нальем воду в стакан из тонкого стекла. Включим настольную лампу, возьмем в руку стакан с водой и через него посмотрим на лампочку. Лампочку хорошо видно. Положим в воду столовую ложку соли, размешаем. Посмотрим на лампочку. Лампочку видно, но хуже. Этим опытом мы доказали, что наиболее прозрачной является чистая вода.

Полученные знания в результате проведенного эксперимента могут служить основой для установления определенных закономерностей.

Часто наблюдения и эксперименты сопровождаются измерениями. Измерение хороню знакомо каждому. Измеряют размеры тел, температуру, скорость движения, время, расстояние.

При проведении наблюдений и опытов человек использует измерительные приборы и инструменты (рис. 1). В опыте, который мы проделывали, приборами были настольная лампа и стакан. При проведении других опытов, в зависимости от того, какие в них ставятся задачи, могут использоваться линейки, рулетки, часы, весы, термометры, мензурки, микроскопы, телескопы, бинокли, лупы, колбы, банки, термосы и т. д.

Например, чтобы измерить время, используют часы или секундомер.

Для измерения длины, высоты, ширины предметов используют такие инструменты, как линейка, рулетка.

Расстояние также можно отмерить линейкой или рулеткой.

Положите на парту линейку и поместите на нее большой палец там, где расположена цифра ноль, а указательный поставьте на цифру пять. В таком случае говорят: «Расстояние между пальцами 5 см». Сближая или раздвигая кончики пальцев, мы будем увеличивать или уменьшать расстояние между ними.

Без особого труда можно определить расстояние до школы. Для этого вам нужно знать длину своего шага. Чтобы его замерить, надо взять рулетку или длинную линейку, положить ее на пол и измерить длину одного своего шага. Зная длину одного шага и количество шагов от дома до школы, вы можете установить, на каком расстоянии от вашего дома находится школа.

Для того чтобы измерить температуру, используют термометр.

Весы служат для измерения массы. Вспомните, как продавец, отпуская вам товар, кладет его на весы.

Определенные объемы жидкости отмеряют мензуркой.

Микроскоп служит для изучения мельчайших деталей строения природных тел, неразличимых невооруженным глазом.

1. Какие вам известны способы изучения природы?

2. Какими приборами и инструментами пользуются при изучении природы?

3. Наблюдайте за погодой. Отмечайте температуру воздуха, облачность, виды осадков, направление ветра. Эти данные нам будут нужны, когда мы будем изучать погоду.

4. Возьмите две баночки из-под майонеза. В каждую из них налейте воды. Поместите в них по луковице, как показано на рисунке. Одну баночку с луковицей поставьте на окно, которое хорошо освещается солнцем, а другую – на ту сторону, где практически солнца не бывает. Понаблюдайте несколько дней. Где быстрее появятся зеленые листья? Какие можно сделать выводы?


Опыт по выращиванию лука

<<< Назад
Вперед >>>

Как важно и интересно изучать природу. Но необходимо знать, как это правильно делать.

Для познания природных явлений исключительно большое значение имеет метод, которым пользуется ученый («методос» – с греческого означает способ познания, путь).

Главные из них – наблюдение, эксперимент (опыт), измерение.

Наблюдение – это способ изучения предметов и явлений с помощью органов чувств.

Наблюдение – это один их самых доступных методов изучения природы, но для его проведения необходимо и желание, и терпение, и умение.

Наблюдения позволяют изучать различные свойства тел и веществ, из которых состоят, а также изменения, происходящие с ними.

А как использует человек наблюдения в своей повседневной практической деятельности?

  1. Наши деды и прадеды наблюдали за небесными телами, атмосферой, растениями, животными и делали соответствующие выводы, которые дошли к нам через века в виде примет, предсказаний, устанавливались сроки сельскохозяйственных работ.
  2. Знания, полученные при проведении одних наблюдений, используют затем в других наблюдениях. Например, в ходе наблюдений установили, что клесты, белки, дятлы питаются семенами шишек ели, но делают они это по-разному. Затем по шишкам можно определить, какие животные питались в том или ином месте.
  3. Английский учений Ч. Дарвин, гуляя по саду, обратил внимание на обычного дождевого червя, многие люди до этого видели таких червей, но у них больше не возникало иных мыслей, кроме как об использовании их в качестве наживки при ловле рыбы. Дарвин стал наблюдать за поведением и образом жизни червя. Ему удалось обнаружить, что дождевые черви разрыхляют почву, тем самым улучшают ее плодородие.


Чтобы объяснить, почему происходят те или иные явления, какие при этом факторы влияют на ускорение или замедление наблюдаемых процессов, человек проводит эксперименты, или ставит опыты.

В переводе с латинского языка «эксперимент» означает опыт, «проба».

На основе данных, полученных при наблюдениях, ученые делают научные предположения, которые затем проверяются в эксперименте.

С помощью опытов изучают живую и неживую природу:

  1. Поведение животных. Перелетные птицы в своих длительных перелетах ориентируются по Солнцу, звездам. Изменяя направление солнечных лучей, с помощью зеркальца, ученые смогли изменить траекторию движения полета.
  2. Учёные исследуют, как влияют удобрения на растения.
  3. Изучают человека (пищеварение, память, внимание и т. д.)

Вот несколько простых опытов, которые можно провести дома:

  1. Проведите опыт с магнитом. Определите, какие тела он притягивает, а какие нет.
  2. Растворите сахарный песок в воде. Растворите речной песок в воде.
  3. Погрузите в один стакан с водой железный гвоздь, в другой - кусочек пробки. Что наблюдаете? Расскажите о результатах своего эксперимента.
  4. На срез клубня картофеля с помощью пипетки капните раствор йода. Что наблюдаете?


Часто наблюдения и опыты сопровождаются измерениями. Так были получены данные о размерах Земли, океанов, морей, длине рек, определено число планет входящих в Солнечную систему, и их спутников.

Несколько простых измерений ты можешь провести самостоятельно:

  1. Проведите измерения площади стола с помощью измерительной ленты.
  2. Проведите измерения роста всех членов своей семьи.
  • Занятие составлено по учебнику А. А. Плешаков, Э. Л. Введенский (5 класс)
  • Приветствие учащихся.

    Сегодня на уроке мы с вами закрепим знания о твёрдых, жидких и газообразных телах природы; узнаем для чего изучают природу.

    Прежде чем перейдём к изучению нового материала, повторим то, что изучали на прошлом уроке.

    Какую тему изучали на прошлом уроке?

      Какие неживые тела природы называют твёрдыми, а какие – жидкими или жидкостями?

      Приведите примеры твёрдых и жидких природных тел.

      Назовите известные вам газообразные тела.

      Чем они отличаются от твёрдых и жидких тел?

      Приведите примеры превращения твёрдого тела в жидкое, а жидкого в газообразное.

    - Кроссворд «ПРИРОДА»

    И Ж Л Е

    С И О Ж

    К П Б Д Р И

    О А Ж Е К О В

    П Р И Р О Д А

    А В Е С Я

    Е А Ч Т

    М Я Ь Ь

    - В прошлом люди мало что знали о природе. Для питания они собирали сочные части растений, семена, червей, улиток, насекомых, ловили рыбу, охотились на крупных травоядных животных. Жильём им служили углубления в скалах и пещеры.

    При собирании грибов, ягод и других даров природы, на охоте люди получали знания о неживых и живых телах, накапливали и передавали знания новым поколениям. Постепенно они научились отёсывать камни и делать из них орудия, при помощи которых можно было легче добывать сочные корни и клубни растений, охотиться на животных, использовать для различных нужд деревья и кустарники. Значительно улучшилась жизнь людей, когда они научились добывать огонь и использовать его для приготовления пищи на кострах, обогрева пещер, защиты от хищников.

    Проходили века. Люди узнали, что можно не только собирать пригодные для пищи растения, но и выращивать их, не только охотиться на животных, но и приручать, разводить их. Из шкур и шерсти животных, волокон растений они научились делать одежду, из стеблей деревьев и кустарников- сооружать жилища. Со временем люди «заставили» ветер и воду вращать жернова мельниц для измельчения зерна, из песка и глины научились делать кирпичи и строить из них дома. Позднее они стали из металлических горных пород выплавлять металлы и использовать их для изготовления различных орудий труда, многих видов транспорта и другой техники.

    С развитием сельского хозяйского хозяйства, увеличением количества фабрики заводов, появлением различной техники люди стали влиять на природу, использовать её для своих нужд. Происходил быстрый рост населения, расширялись участки земли для выращивания сельскохозяйственных растений и разведения животных, увеличивалось количество городов и сёл.

    Всё это оказывало большое влияние на природу: мелели и загрязнялись реки и моря, сокращались леса, загрязнялись воздух, почва, уменьшались запасы каменного угля, торфа и других полезных ископаемых, исчезали многие виды растений и животных.

    Настало время, когда каждый человек должен как можно больше знать о природе и делать всё, чтобы не наносить ей вреда. Природу нужно беречь, сохранять её для себя и будущих поколений людей.

    - Стр. 12-13. Чтение вслух по цепочке.

    Ответить на вопросы в учебнике стр.13

    - Какую тему изучали на уроке?

    Что вам запомнилось?

    Стр. 12-13.

    Оценить работоспособность учащихся.

    Спасибо за работу на уроке.