Краткое содержание попрыгунья по главам. А.П

Дымов Осип Степаныч в рассказе «Попрыгунья» — титулярный советник и врач, он служит в двух больницах, в одной сверхштатным ординатором, в другой — прозектором. Дымову 31 год; он высок ростом и широк в плечах; отличительной чертой его внешнего облика является улыбка, «кроткая», «добродушная» и «наивная».

Дежуря у постели своего старшего товарища-врача, умирающего в больнице, Осип Дымов знакомится с его дочерью Ольгой Ивановной и женится на ней. Обожая жену, которую трогательно называет «мама», герой беспрекословно выполняет все ее прихоти; работает день и ночь, чтобы она могла «поражать своими нарядами» знакомых; накрывает стол для гостей, собирающихся у нее на «художественные» вечеринки; когда страдающая от равнодушия своего любовника Рябовского Ольга Ивановна рыдает в постели, Дымов, догадывающийся, что его обманывают, находит силы утешать ее.

Не чувствительный к искусству, не понимающий его, лишенный какого-либо артистизма и живой эмоциональности (что делает его малоинтересным для друзей Ольги Ивановны), этот герой рассказа «Попрыгунья» Чехова как врач оказывается замечательным специалистом в своей области, успешно защищает диссертацию, а его приятель доктор Коростелев убежден, что из него в скором времени мог бы выйти профессор. За внешней скучноватостью Дымова кроется необычная способность к самоотверженности, к принесению себя в жертву ради другого. Так, чтобы спасти мальчика, заболевшего дифтеритом, он через трубку высасывает у него дифтеритные пленки, но сам заражается от больного и умирает. В последние минуты жизни героя доктор Коростелев с пафосом произносит монолог, в котором, провозглашая своего товарища «великим необыкновенным человеком», прозрачно намекает на то, что подлинной виновницей его безвременной смерти считает его жену Ольгу Ивановну.

Дымова Ольга Ивановна в рассказе «Попрыгунья» Чехова — молодая женщина, одевающаяся со вкусом и по моде, обожающая искусство и сама обладающая художественными способностями: она поет, играет на рояле, пишет красками, лепит и участвует в любительских спектаклях. Но больше самого искусства ее интересуют его «жрецы»: артисты, певцы, художники, музыканты, литераторы, с которыми, если они зарекомендовали себя как таланты, она непременно знакомится, видя в них «необыкновенных», «великих» людей. Выйдя в 22 года замуж за врача Дымова, служившего в одной больнице с ее отцом и вскоре после его смерти сделавшего ей предложение, Ольга Ивановна чувствует себя вполне счастливой в браке: ее умиляют доброта и простодушие Дымова и лишь немного расстраивает то, что он «совсем не интересуется» искусством.

После замужества страсть к «необыкновенным» людям у Ольги Ивановны нисколько не уменьшается: она устраивает у себя дома вечеринки, где люди искусства «развлекают себя разными художествами», отдыхает вместе с ними на даче, с ними же отправляется в путешествие по Волге на пароходе. Во время путешествия по Волге мечтающая о славе великой художницы и одновременно о встрече с «настоящим великим человеком» Ольга Ивановна увлекается одним из своих спутников, художником Рябовским, и становится его любовницей. По возвращении героиня хотя и чувствует вину перед мужем, но не находит в себе силы рассказать ему о случившемся и, утешая себя тем, что он «простой, обыкновенный человек», продолжает изменять ему. Она остается равнодушной к известию о том, что за это время муж успел защитить диссертацию и что ему, как подающему большие надежды ученому, собираются предложить приват-доцентуру по общей патологии.

За свое легкомыслие героиня жестоко наказана судьбой: в день, когда она окончательно убеждается, что Рябовский не любит ее и изменяет ей с другой женщиной, Дымов заболевает дифтеритом и через день умирает. Испытывая искреннюю и глубокую жалость к умирающему и стыд за свою «гадкую» жизнь, Ольга Ивановна только теперь понимает, что ее муж был тем настоящим «великим» человеком, которого она искала. Однако промелькнувшая в ее сознании мысль, что она «прозевала» очередную знаменитость, показывает, что степень ее прозрения на самом деле невелика — по причине ее собственной поверхностности. На это указывает и название рассказа.

Из-за чего Левитан собирался вызвать Чехова на дуэль


И. Левитан. Слева - *Автопортрет*, 1880. В центре - *Портрет Софьи Петровны Кувшинниковой*, 1888. Справа - *Портрет А. Чехова*, 1890


Известный художник-пейзажист Исаак Левитан и писатель Антон Чехов долгое время были близкими друзьями, которых объединяли искренние и доверительные отношения. Но после публикации рассказа Чехова «Попрыгунья» неожиданно разразился скандал: в героях все без труда узнали художника и его возлюбленную, замужнюю даму Софью Кувшинникову . Вся московская богема обсуждала вынесенный на публику сюжет из реальной жизни, рассказ Чехова называли «пасквилем», а Левитан собирался вызвать друга на дуэль.




Слева - И. Левитан. Автопортрет, 1890-е гг. Справа - А. Степанов. Портрет С. П. Кувшинниковой, конец 1880-х гг.


В 1880-е гг. в среде московской богемы имя Софьи Кувшинниковой было широко известным - она была хозяйкой литературно-артистического салона, который посещали И. Репин, А. Чехов, М. Ермолова, В. Гиляровский, А. Южин и многие другие известные артисты, художники и писатели. Однажды «на каланчу» (квартира располагалась под крышей пожарной каланчи) привели молодого художника Исаака Левитана. Несмотря на более чем десятилетнюю разницу в возрасте, у хозяйки салона завязались с ним романтические отношения.



Слева - И. Левитан, фото 1889 г. Справа - С. Кувшинникова, 1880-е гг.


Младший брат Чехова так описывал Кувшинникову: «Это была не особенно красивая, но интересная по своим дарованиям женщина. Она прекрасно одевалась, умея из кусочков сшить себе изящный туалет, и обладала счастливым даром придать красоту и уют даже самому унылому жилищу, похожему на сарай». О. Книппер-Чехова соглашалась: «В Кувшинниковой имелось много такого, что могло нравиться и увлекать. Красотой она не выделялась, но была безусловно интересна - оригинальна, талантлива, поэтична и изящна. Можно вполне понять, почему увлекся ею Левитан».




Софья Кувшинникова была замужем за полицейским врачом, который был терпелив и долгое время закрывал глаза на ее роман с Левитаном. Она была художницей-любительницей, и под предлогом уроков живописи часто уезжала со своим учителем на Волгу - на этюды. Герой чеховского рассказа художник Рябовский также давал уроки Ольге Ивановне, жене доктора Осипа Дымова, они также ездили на Волгу на этюды, и между ними был длительный роман. В остальных персонажах узнали себя многие посетители салона Кувшинниковой.



А. Степанов. Слева - *И. Левитан и С. Кувшинникова на прогулке в Плесе*. Справа - *И. Левитан и С. Кувшинникова на этюдах*, конец 1880-х гг.


Чехов оправдывался, как мог: «Можете себе представить, - писал он в письме в 1892 г., - одна знакомая моя, 42-летняя дама, узнала себя в двадцатилетней героине моей «Попрыгуньи», и меня вся Москва обвиняет в пасквиле. Главная улика - внешнее сходство: дама пишет красками, муж у нее доктор и живет она с художником».



Слева - С. Кувшинникова, середина 1880-х гг. Справа - И. Левитан, фото 1898 г.


Однако сходство было не только внешним: почти дословно приводились выдержки из ее писем, чеховская попрыгунья в речи использовала любимые выражения Кувшинниковой, она была так же экстравагантна и оригинальна, хотя и куда более легкомысленна и поверхностна, чем ее прототип. Писатель пытался отшучиваться: «Моя попрыгунья хорошенькая, а ведь Софья Петровна не так уж красива и молода».



Слева - И. Левитан, фото 1884 г. Справа - И. Левитан, фото 1890 г.


Левитан был настолько разгневан, что хотел вызвать Чехова на дуэль, но знакомые отговорили его от этого опрометчивого решения. На несколько лет их общение прекратилось. Отношения Левитана с Кувшинниковой тоже были обречены. Художник пользовался большим успехом у женщин, и в 1894 г. у него завязался новый роман, тоже едва не закончившийся трагически: запутавшись в чувствах к Анне Турчаниновой и ее дочери, Левитан пытался покончить с собой.

В 1891 году написал представленный здесь рассказ автор. Надо отметить, что публика очень тепло встретила произведение «Попрыгунья» Чехова. Краткое содержание его приведено ниже. Исследователи творчества писателя заявляют о том, что в основе его лежит реальная история. Изначально черновой вариант рассказа назывался «Великий человек». Попробуем выяснить, прочтя краткое содержание творения автора, почему он изменил его заглавие.

Жизнь четы Дымовых

Ольга Ивановна, молодая и романтичная женщина, выходила замуж за тридцатиоднолетнего врача Осипа Степановича Дымова, имевшего практику в двух больницах и служащего дополнительно титулярным советником. На этой свадьбе был весь цвет творческой интеллигенции: художники, артисты, певцы. Каждый из них был чем-то замечателен и уже немного знаменит. Ольга Ивановна тоже имела талант во всех сферах понемножку, по крайней мере, в этом уверяли ее друзья.

Она немного рисовала, лепила и пела. Вся эта избалованная творческая компания во главе с хозяйкой дома целые дни проводила в обсуждениях выставок картин, театральных постановок и появления новых звезд искусства. А еще люди здесь пели, играли на музыкальных инструментах, лепили и рисовали. День Осипа Степановича начинался очень рано. Сначала он с 9 утра до полудня принимал больных у себя в палате, а затем ехал на другой конец города вскрывать трупы умерших. Дымов был занят круглый день до позднего вечера. Однако медицинская практика не приносила дохода более, чем в год. Обедали супруги, как правило, вместе. А после этого Осип Степанович шел по своим рабочим делам, а его жена отправлялась то в театр, то на концерт, откуда возвращалась веселая и вдохновленная только после полуночи. Ветреной и легкомысленной рисует свою героиню в рассказе «Попрыгунья» Чехов. Краткое содержание его поможет нам понять характеры главных персонажей этой истории.

Отношения супругов

Жили Дымовы хорошо. Осип Степанович обожал жену. Он усиленно работал, чтобы покрыть расходы молодой супруги на увеселительные мероприятия. Ольга же Ивановна, в свою очередь, тоже любила супруга, объясняя своим друзьям, людям творческим, почему она, такая красавица и умница, выбрала человека простого и приземленного.

Историю их знакомства в больнице, куда девушка ездила навещать больного отца, и любви она рассказывала на всех посиделках с художниками, певцами и поэтами. Она называла его «мой милый метрдотель» или просто «Дымов». Осипу Степановичу женщина говорила, что у него есть только один большой недостаток: он не интересуется искусством. На что мужчина отвечал ей, что он все жизнь занимается медициной и естественными науками и ему просто некогда интересоваться картинами и стихами. Такие разные люди, как Осип Степанович и Ольга Ивановна, могли бы быть счастливы и далее. Что же помешало их семейному согласию, узнаем далее, продолжая читать рассказ «Попрыгунья» Чехова. Краткое содержание его не искажает основной смысл творения автора.

Творческая интеллигенция на даче у Ольги Ивановны

В доме у Дымовых по средам собиралась творческая компания, куда обязательно приглашались новоявленные знаменитости. При каждом стуке в дверь хозяйка вздрагивала и многозначительно восклицала: «Это он!», подразумевая под этим словом приглашенную «звездочку». Дымов, как правило, в этих посиделках не участвовал. Гости и жена о нем и не вспоминали.

В эту честную компанию был вхож молодой красивый художник по фамилии Рябовский. Ольга Ивановна очень гордилась тем, что этот прославленный, как ей казалось, человек говорил ей о том, что она талантлива в живописи. Он поправлял ее этюды, хваля их. А между тем картины его самого пользовались успехом. Одну из них он на выставке продал за пятьсот рублей. Ольга Ивановна была счастлива: впереди ее ждало незабываемое время служения искусству и общения с одаренными людьми. Период с апреля по июль она намеревалась провести с друзьями на даче. Затем ее пригласили в поездку художников на Волгу, которая должна была закончиться поздней осенью. И вот женщина уже несколько месяцев гостит на даче. Соскучившийся муж, урвав минутку, мчится к ней. Но теплого приема от жены он здесь не нашел. Она отправляет уставшего с дороги супруга назад в город за розовым платьем и перчатками, намереваясь надеть их на свадьбу знакомого телеграфиста. Дымов тут же мчится на стацию. Чем закончится такая слепая любовь к супруге главного героя? Кого сделает счастливым в финале рассказа «Попрыгунья» Чехов? Краткое содержание его нам поможет это понять.

Роман Дымовой с Рябовским

Остаток лета Ольга Ивановна проводит на Волге с художником Рябовским. Между молодыми людьми вспыхивает роман.

Тихие лунные июльские ночи, серебристая гладь реки, задумчивые облака на небе, темные тени - все способствовало романтической обстановке этой поездки. Ольга Ивановна вспоминала о том, что ее друзья пророчили ей будущее большой художницы. Она грезила славой, мечтая о восторгах и признании людей. Особенно льстило ей то, что рядом с нею был этот красивый молодой белокурый гений - Рябовский. Он признавался ей в любви, называя себя рабом ее, закутывал ее в свой плащ от холодного и сырого ночного воздуха. Женщина была счастлива. О муже она вспоминала редко. Супруг присылал ежемесячно ей по 75 рублей, которых, впрочем, часто не хватало, чтобы покрыть расходы. Прошло лето, настала пора возвращаться домой. Что ждет наших героев дальше, узнаем, продолжая читать произведение. Итак, Чехов А. П. «Попрыгунья». Краткое содержание по главам или по эпизодам позволит нам проследить цепочку перемен в личной жизни персонажей.

Дымов догадывается об измене жены

Охлаждение в отношениях Рябовского и Ольги Ивановны началось еще в поездке по Волге. Художник, вдохновение которого ушло вместе с теплыми солнечными днями, стал хмур и неприветлив. Он тяготился романом с Дымовой, не скрывая своего равнодушия. Ольга Ивановна вернулась домой. Поначалу она хотела скрыть от мужа измену. Но когда она увидела радостные слезы от встречи с нею на глазах супруга и его кроткую милую улыбку, женщина решила, что врать такому человеку - это преступление. Однако рассказывать Дымову о романе с художником молодая жена сразу не стала.

А вскоре он сам уже догадался о том, что его обманывают. Ведь роман этот продолжился уже в городе. С того момента Осип Степанович стал печален, старался не оставаться с женой наедине. А между тем отношения Ольги и Рябовского зашли в тупик. Художнику нужно было вдохновение, и он нашел другую музу. Однажды, придя к нему в мастерскую, наша героиня застала там женщину и поняла, что ее гений нашел другую. Отношения с ним она тут же порвала. Казалось бы, теперь нет препятствий на пути к счастью супругов. Однако это не так. Ошибку Ольге Ивановне было исправлять уже поздно. Узнаем об этом, продолжая читать рассказ (его краткое содержание). «Попрыгунья» (Чехов А. П.) - это материал школьной программы в старших классах. Произведения великого классика помогают сегодняшней молодежи сформировать правильный подход к оценке духовных и нравственных человеческих качеств.

Болезнь и смерть Дымова

А Осип Степанович всего себя отдает служению медицине. Высасывая пленки у больного дифтеритом мальчика, он заражается и тяжело заболевает. Болезнь быстро набирает обороты. Дымов слабеет с каждым днем. За ним ухаживает его друг и коллега Коростылев. К постели больного приглашают местное светило медицины - доктора Шрека. Тот приходит и констатирует факт: Осип Степанович безнадежен. Больной лежит в бреду. Но и сейчас кроткий тихий человек ни на что не жалуется. А если бы он начал говорить, то всем стало бы понятно, что виноват здесь не только дифтерит, но и его жена, изменившая ему. Вскоре Ольге Ивановне объявляют, что муж ее скончался. Печальный финал у рассказа «Попрыгунья» Чехова. Краткое содержание его позволяет понять всю глубину осознания своей ошибки главной героиней. Узнаем об этом из следующей главы.

Позднее раскаяние Ольги

За недолгое время болезни мужа женщина успела понять, что настоящий талант и великий человек - это он, Осип Степанович. И как она раньше этого не видела? Вокруг нее были чужие люди, которым она улыбалась. А теперь где они? Знают ли ее друзья, что у нее горе? Почему никто не спешит выразить ей соболезнования? Коростылев, близкий друг Дымова, укоряет Ольгу Ивановну в том, что это она сгубила своего супруга, великого ученого и медика. Но страшнее всего для женщины укоры ее совести. Ей хочется все вернуть назад, забыть свою измену, объяснить Дымову, что это было ошибкой. Но, к сожалению, слишком поздно: исправить что-то уже нельзя. Когда женщина входит к кабинет к мужу, он уже мертв. Прочтя краткое содержание рассказа Чехова «Попрыгунья», мы делаем вывод, что свои ошибки нужно исправлять вовремя. А еще нужно ценить и любить близких людей, которые рядом с нами. К сожалению, часто бывает, что делаем мы это слишком поздно.

Мы прочитали рассказ «Попрыгунья» Чехова (краткое содержание). В своих рецензиях критики называли его «жемчужиной между новеллами». Легко убедиться, что данное сравнение абсолютно справедливо.


Несколько слов об Антоне Павловиче Чехове

Писать об Антоне Павловиче Чехове достаточно сложно по той простой причине, что писали о нем многие, да и сам о себе он высказывался неоднократно. Чехов - прекрасный прозаик и драматург, врач, человек вполне положительный, благородно-жертвенный, работавший на износ. С детских лет я, как и все дети нашей страны, помню и «Каштанку», и Ваньку Жукова с письмом «на деревню дедушке». Помню юмористические рассказы Антоши Чехонте, показавшиеся мне в отроческие годы весьма недобрыми, поверхностными и жестоко-насмешливыми (особенно не понравилась «Смерть чиновника»). Затем были серьезные рассказы Антона Чехова, которые не могли не понравиться, написание сочинения на стандартную тему: «Как доктор Старцев стал Ионычем?». Потом - чеховские пьесы и сочинение по «Вишневому саду». Затем самостоятельное чтение менее ходовых рассказов типа «Черного монаха» и «Студента», позволивших узнать, что автор не ограничивал себя критикой пошлости и мещанства, а задумывался и о более высоких материях.

Чехов - образец писателя-труженика, повествовавшего о житейских ситуациях, касавшихся всех и каждого, находившего сложное и глубокое в простом и обыденном. Он тонкий психолог, мастер детали и речевой характеристики персонажей. Л.Н. Толстой так определял основное свойство Чехова:

«Чехова как художника нельзя даже и сравнить с прежними русскими писателями - с Тургеневым, с Достоевским или со мной. У Чехова своя собственная форма, как у импрессионистов. Смотришь, как человек будто без всякого разбора мажет красками, какие попадаются ему под руку, и никакого отношения будто эти мазки между собою не имеют. Но отойдешь, посмотришь, и в общем получается удивительное впечатление. Перед нами яркая, неотразимая картина ».

Чехов - образцово-показательный «self made man» - «человек, сделавший сам себя». Он внук крепостного, сын купца третьей гильдии, представитель, что называется, трудовой интеллигенции, и общеизвестна его фраза о том, что человек с таким происхождением должен «по капле выдавливать из себя раба». Фраза эта взята из письма к издателю и журналисту А.Ф. Суворину (7 января 1889 г.). В нем Чехов пишет: «Что писатели-дворяне брали у природы даром, то разночинцы покупают ценою молодости. Напишите-ка рассказ о том, как молодой человек, сын крепостного, бывший лавочник, певчий, гимназист и студент, воспитанный на чинопочитании, целовании поповских рук, поклонении чужим мыслям, благодаривший за каждый кусок хлеба, много раз сеченный, ходивший по урокам без калош, дравшийся, мучивший животных, любивший обедать у богатых родственников, лицемеривший и Богу и людям без всякой надобности, только из сознания своего ничтожества, - напишите, как этот молодой человек выдавливает из себя по каплям раба и как он, проснувшись в одно прекрасное утро, чувствует, что в его жилах течет уже не рабская кровь, а настоящая человеческая ».


Таганрог. Дом, где родился А.П. Чехов .

Чехов был великим тружеником и требовал того же от всех остальных. В письме А. С. Суворину от 9 декабря 1890 г. он так обозначил свою позицию: «Мы, говорят в газетах, любим нашу великую родину, но в чем выражается эта любовь? Вместо знаний - нахальство и самомнение паче меры, вместо труда - лень и свинство, справедливости нет, понятие о чести не идет дальше «чести мундира»... Работать надо, а все остальное к чорту. Главное - надо быть справедливым, а остальное все приложится ».

Биография А.П. Чехова очень хорошо проработана. Есть книга из серии«Жизнь замечательных людей» , могу порекомендовать также небольшую, но очень дельную биографию , или же более развернутую .

Основные вехи жизни и творчества А.П. Чехова в фотографиях


Семья Чеховых. Стоят: Иван, Антон, Николай, Александр Чеховы и М. Е. Чехов (дядя писателя); сидят: Михаил, Мария Чеховы, П. Е. Чехов (отец писателя), Е. Я. Чехова (мать писателя), Л. П. Чехова (тетка писателя) и Георгий Чехов (двоюродный брат писателя).

А.П. Чехов в гимназии А.П. Чехов в студенческие годы

А.П. Чехов - молодой врач А.П. Чехов на Сахалине


А.П. Чехов читает «Чайку» артистам Московского Художественного театра

А.П. Чехов и М. Горький


А.П. Чехов и Л.Н. Толстой


А.И. Куприн, А.М. Федоров И.А. Бунин, А.П. Чехов, С.Я. Елпатьевский и М. Горький

в саду ялтинского дома Чехова

А.П.Чехов и его жена - О.Л.Книппер-Чехова


Москва 1904, похороны А.П. Чехова

«Попрыгунья»

Изначально рассказ А.П. Чехова «Попрыгунья» назывался иначе - «Великий человек», но автор в последний момент передумал. В письме В.А. Тихонову он сообщает о своем решении: «Право, не знаю, как быть с заглавием моего рассказа! «Великий человек» мне совсем не нравится. Надо назвать как-нибудь иначе - это непременно. Назовите так - «Попрыгунья»... » Сменив название, А.П. Чехов сместил акцент с героя рассказа на героиню, что лишь подчеркнуло скромное достоинство этого героя.

«Великий человек» (первоначальное название рассказа «Попрыгунья»). Автограф. 1892

Ознакомьтесь, пожалуйста, с текстом рассказа или прослушайте его в аудиоформате

Перед нами история с достаточно простым сюжетом: показана семейная пара, в которой жена - разносторонне одаренная дама, тянущаяся к людям искусства, а муж - простой доктор, добрый и работящий, искусства не понимающий, но относящийся к нему с уважением.

Иллюстрации В.Панова

Видно, что жена относится к мужу свысока, помыкает им, а муж кротко выполняет все ее прихоти, т.е. являет собой образ типичного подкаблучника. Далее жена, тянущаяся к людям искусства, в результате этого притяжения заводит себе любовника-художника, который вскоре стал тяготиться ею. Она устраивает ему сцены, грозится отравиться, если любовник не будет захаживать к ним домой чаще, ведет себя вызывающе, так что муж не может не замечать происходящего, но муж терпит, с головой уходит в работу и в результате своих трудов, которых жена не видит и не ценит, защищает диссертацию. Для жены защита диссертации интереса не представляет, муж ей тоже не интересен, она жалуется на него знакомым, знающим о ее романе: «Этот человек гнетет меня своим великодушием!» Застав у своего любовника любовницу, она спешит домой и выясняет, что муж заболел дифтеритом, спасая жизнь мальчику-пациенту. Жена испытывает раскаяние, считает болезнь мужа наказанием за ее грех (что не вполне логично) и, послушав коллег мужа, которые съезжаются для осмотра и лечения, понимает, что муж ее - «в самом деле необыкновенный, редкий и, в сравнении с теми, кого она знала, великий человек. И вспомнив, как к нему относились ее покойный отец и все товарищи-врачи, она поняла, что все они видели в нем будущую знаменитость. Стены, потолок, лампа и ковер на полу замигали ей насмешливо, как бы желая сказать: "Прозевала! прозевала!"». Она бросается к мужу, но тот уже мертв.



Рисунок Н.В. Кузьмина

Композиционно рассказ выстроен на приемах антитезы, инверсии и градации.

Антитеза - это противопоставление. Противопоставление доктора Дымова и его жены Ольги Ивановны (альтруизм и эгоизм, труд и его имитация, любовь и собственничество, великодушие и низость), доктора Дымова и художника Рябовского (скромность и тщеславие, наука и искусство).

Инверсия - это перевертывание. Простой доктор, муж-подкаблучник оказывается великим человеком, созидателем и новатором. У его жены, блещущей талантами и способностями, таланта к чему-то определенному и не оказывается вовсе. Романтичная любовь Ольги Ивановны и Рябовского оборачивается взаимным мучением и ложью. И т.д.

Градация - это нарастание. Именно благодаря этому приему, т.е. последовательной расстановке эпизодов, в которых все более и более раскрываются определенные черты характера героев, у читателя нарастает жалость к главному герою и прямо-таки ненависть к главной героине. Этот прием настолько чудесно работает, что даже я, читатель искушенный и человек благовоспитанный, в процессе чтения костерил жену-«попрыгунью» абсолютно непечатными словами.

Есть очень хорошая экранизация данного рассказа, осуществленная в 1955 году С.И. Самсоновым. Она позволит нам иллюстрировать те или иные эпизоды рассказа.

Для начала рассмотрим эпизод с приездом мужа на дачу к своей отдыхающей жене.

Видеофрагмент 1. Х/ф «Попрыгунья».

Это, пожалуй, первый эпизод, в котором поведение героини вызывает однозначно негативную оценку: до того все было простительно и укладывалось в рамки приличия. Проследим же за тем, как автор использует прием градации.

1. Муж-диковина

Ольга Ивановна на собственной свадьбе оправдывается перед своими знаменитыми знакомыми:

«- Посмотрите на него: не правда ли, в нем что-то есть? - говорила она своим друзьям, кивая на мужа и как бы желая объяснить, почему это она вышла за простого, очень обыкновенного и ничем не замечательного человека».

Из этого видно, что она не воспринимает мужа как ровню себе или окружающим ее знаменитостям, но что ж теперь поделать… Муж в ее глазах скорее некое забавное приобретение, диковина, нежели тот человек, которому она обязана повиноваться. Об истории их любви она рассказывает как о некоем анекдоте, забавном случае. Встретились они в больнице над постелью ее умирающего отца:

«Мой Дымов врезался по самые уши. Право, судьба бывает так причудлива. Ну, после смерти отца он иногда бывал у меня, встречался на улице и в один прекрасный вечер вдруг бац! сделал предложение... как снег на голову... Я всю ночь проплакала и сама влюбилась адски. И вот, как видите, стала супругой. Не правда ли, в нем есть что-то сильное, могучее, медвежье?»

Т.е. влюбленность стала следствием предложения Дымова, а не его забот об отце героини. Она «влюбилась адски» только потому, что ей сделали предложение, после чего она разглядела в Дымове «что-то сильное, могучее, медвежье ». Глубоко ли такое чувство?.. Не прихоть ли это?

2. Суетливость и узость интересов

«Ежедневно, вставши с постели часов в одиннадцать, Ольга Ивановна играла на рояли или же, если было солнце, писала что-нибудь масляными красками. Потом, в первом часу, она ехала к своей портнихе… От портнихи Ольга Ивановна обыкновенно ехала к какой-нибудь знакомой актрисе, чтобы узнать театральные новости и кстати похлопотать насчет билета к первому представлению новой пьесы или к бенефису. От актрисы нужно было ехать в мастерскую художника или на картинную выставку, потом к кому-нибудь из знаменитостей - приглашать к себе, или отдать визит, или просто поболтать».

Можно сказать, что почему бы, собственно, и нет? И что в этом плохого? Таковы уж женщины, что склонны ходить к портнихам, чтобы принарядиться, и к знакомым, чтобы поболтать, и любят развлечения… Но дело в том, что Дымов выбивался из сил, работая на нескольких работах, чтобы обеспечить жене такой режим дня, а она это принимает как должное и совсем ему не помогает.


Рисунок Ю.В. Смольникова

3. Коллекционирование знаменитостей

«Всякое новое знакомство было для нее сущим праздником. Она боготворила знаменитых людей, гордилась ими и каждую ночь видела их во сне. Она жаждала их и никак не могла утолить своей жажды. Старые уходили и забывались, приходили на смену им новые, но и к этим она скоро привыкала или разочаровывалась в них и начинала жадно искать новых и новых великих людей, находила и опять искала. Для чего?»

Здесь примечательна, во-первых, маниакальная тяга героини к знаменитостям и, во-вторых, переменчивость героини, ее непостоянство. В-третьих, текст содержит авторский вопрос, характеризующий ее действия как бессмысленные (Чехов, как и всякий нормальный автор, не желающий заниматься прямым морализаторством, редко выставлял напоказ свою позицию).

3. Муж-слуга

«Дымова в гостиной не было, и никто не вспоминал об его существовании. Но ровно в половине двенадцатого отворялась дверь, ведущая в столовую, показывался Дымов со своею добродушною кроткою улыбкой и говорил, потирая руки:

- Пожалуйте, господа, закусить…

- Милый мой метр-д"отель! - говорила Ольга Ивановна, всплескивая руками от восторга. - Ты просто очарователен!..

Гости ели и, глядя на Дымова, думали: "В самом деле, славный малый", но скоро забывали о нем и продолжали говорить о театре, музыке и живописи».

Дымов, таким образом, в собственном доме низводится до уровня прислуги, но он радостно исполняет эту роль, поскольку любит жену и желает сделать ей приятное.


Кинокадр

«Что ж поделать? - вздохнет читатель. - В браке всегда так: кто-то любит, а кто-то позволяет себя любить». Так-то оно так, да только до смешного доходит. Гости едят его хлеб-соль (причем отнюдь не дешевые, судя по описанию стола), а хозяина ни во что не ставят, будто и не хозяин это, а прислуга, нужная лишь для того чтобы накрыть стол. Кульминацией этого статуса прислуги стал эпизод, который мы проиллюстрировали видеофрагментом. После того, как жена отсылает мужа, только что вырвавшегося из города, обратно за предметами туалета, которые ей понадобились, а он кротко едет, - читатель начинает отчетливо ненавидеть Ольгу Ивановну, и с каждым последующим эпизодом ненависть эта усиливается.

4. Муж-рогоносец

«Господа, посмотрите на его лоб! Дымов, повернись в профиль. Господа, посмотрите: лицо бенгальского тигра, а выражение доброе и милое, как у оленя. У, милый! »

В этих словах героини уже содержится авторский намек на дальнейшую судьбу героя, которого жена ценила прежде всего как человека, обеспечивавшего ей возможность жить весело и являвшего собой живописный тип: он и метрдотель, и натурщик, и курьер, и банковская ячейка… Милый человек, чего уж там, вот только к искусству отношения не имеет, а героиня к искусству тянется. С будущим любовником она познакомила мужа на собственной свадьбе:

«- Иди сюда. Протяни свою честную руку Рябовскому... Вот так. Будьте друзьями».

И после разговора с мужем о том, что у него есть недостаток - непонимание искусства, на что Дымов ответил, что «не понимать не значит отрицать», она вновь восклицает:

«- Дай, я пожму твою честную руку!»

В фильме эта же фраза была сказана ей Рябовскому, когда тот предложил ей поехать с художниками на Волгу, что предуготовило измену (фраза, ранее адресовавшаяся мужу, переадресуется другому мужчине, но у Чехова такого не было). А вообще, честная рука милого, доброго, кроткого мужа, которую он предложил ей вместе с сердцем, была променяна на руку талантливого художника. Вот этот эпизод.

Видеофрагмент 2. Х/ф «Попрыгунья»

5. Усталый человек.

Примечательно, что Дымов трудится, как вол, и не жалуется на усталость, а художник Рябовский постоянно устает. Первое его упоминание об усталости выглядит комично:

«Художник, бледный от волнения, сел на скамью, посмотрел на Ольгу Ивановну обожающими, благодарными глазами, потом закрыл глаза и сказал, томно улыбаясь:

- Я устал.

И прислонился головою к борту ».

Это он устал признаваться в любви Ольге Ивановне, завоевывать ее. Больше в предшествующем эпизоде он ничего не делал. Второй раз он устал после того, как отправился на охоту после ссоры с Ольгой Ивановной, замучившей его своими любовными приставаниями.

«Рябовский вернулся домой, когда заходило солнце. Он бросил на стол фуражку и, бледный, замученный, в грязных сапогах, опустился на лавку и закрыл глаза.

- Я устал... - сказал он и задвигал бровями, силясь поднять веки».

В третий раз он устал, когда Ольга Ивановна, принеся ему этюд, чтобы иметь повод увидеть его в городе, застала у него любовницу, спрятавшуюся за картиной.

«- Я устал... - томно проговорил художник, глядя на этюд и встряхивая головой, чтобы побороть дремоту. - Это мило, конечно, но и сегодня этюд, и в прошлом году этюд, и через месяц будет этюд... Как вам не наскучит? Я бы на вашем месте бросил живопись и занялся серьезно музыкой или чем-нибудь. Ведь вы не художница, а музыкантша. Однако, знаете, как я устал! »

Прежде всего от Ольги Ивановны, разумеется. И на этого усталого человека она променяла мужа!

6. Великодушный человек

Муж все видел, все знал, но продолжал принимать Рябовского. Ольга Ивановна неоднократно говорила о муже приятелям, знающим о ее романе: «Этот человек гнетет меня своим великодушием!» Еще она вполне обоснованно ревновала Рябовского. «Если она не заставала его в мастерской, то оставляла ему письмо, в котором клялась, что если он сегодня не придет к ней, то она непременно отравится. Он трусил, приходил к ней и оставался обедать. Не стесняясь присутствием мужа, он говорил ей дерзости, она отвечала ему тем же. Оба чувствовали, что они связывают друг друга, что они деспоты и враги, и злились, и от злости не замечали, что оба они неприличны и что даже стриженый Коростелев понимает всё. После обеда Рябовский спешил проститься и уйти ». Вот как это экранизировано:

Видеофрагмент 3. Х/ф «Попрыгунья»

На всем протяжении рассказа Дымов называет жену мамой. При этом, как мы знаем, Ольга Ивановна не рожала, т.е. никаких причин называть ее так нет, кроме той, что мама - самое дорогое, что есть у человека. И Дымов даже в такой противоестественной ситуации продолжал считать Ольгу Ивановну самым дорогим, что есть у него:

«Дымов оставлял Коростелева в гостиной, шел в спальню и, сконфуженный, растерянный, говорил тихо:

-- Не плачь громко, мама... Зачем? Надо молчать об этом... Надо не подавать вида... Знаешь, что случилось, того уже не поправишь ».

7. Великий человек

Наконец Дымов оказывается на смертном одре.


Рисунок И.А. Бодянского

Ольга Ивановна винит себя в его болезни («это меня Бог наказал»), а кроме того внезапно понимает, что не заметила в Дымове самого главного - его незаурядности, таланта, величия, и это-то печалит ее больше всего: коллекция знаменитостей лишилась самого ценного экспоната. «Стены, потолок, лампа и ковер на полу замигали ей насмешливо, как бы желая сказать: "Прозевала! прозевала!" »

Она бросается к мужу.

«- Дымов! - позвала она громко. - Дымов!

Она хотела объяснить ему, что то была ошибка, что не все еще потеряно, что жизнь еще может быть прекрасной и счастливой, что он редкий, необыкновенный, великий человек, и что она будет всю жизнь благоговеть перед ним, молиться и испытывать священный страх...»

Но было поздно. Дымов умер, и ни на что более не годен, кроме как на то, чтобы его закопали.

Видеофрагмент 4. Х/ф «Попрыгунья»


Герои рассказа А.П. Чехова «Попрыгунья»

ПЕРЕЧИТАЕМ ЗАНОВО

Надежда НИКОЛАЕВА

Мы публикуем два самостоятельных исследования на очень близкую тему. Интересно сравнить те грани, которыми она поворачивается у разных филологов.

Герои рассказа А.П. Чехова «Попрыгунья»

В рассказе «Попрыгунья» героев можно разделить на две группы. Одна - Ольга Ивановна, “её друзья и добрые знакомые”. Другая - Дымов, Коростелёв и их коллеги-врачи. Эти два общества одновременно похожи и не похожи. Схожи они в своём стремлении к известности и успеху. Ольга Ивановна мечтает достичь этого в сфере искусства: “Безотчётная радость, наполнявшая её душу, говорила ей, что из неё выйдет великая художница и что где-то там за далью, за лунной ночью, в бесконечном пространстве ожидают её успех, слава, любовь народа...” Та же радость наполняет Дымова, когда он говорит о своём научном будущем: “Ого! - повторил он. - Знаешь, очень возможно, что мне предложат приват-доцентуру по общей патологии. Этим пахнет”.

Оба главных героя похожи и в том, как они безотчётно и целиком отдаются своему делу. Дымов забывает обо всём другом, кроме работы, когда делает вскрытия: “Я увлекаюсь, мама, и становлюсь рассеянным”. Ольга Ивановна поглощена знакомством со знаменитостями: “Она боготворила знаменитых людей, гордилась ими и каждую ночь видела их во сне. Она жаждала их и никак не могла утолить своей жажды”.

Коростелёв так же ценит в людях их необыкновенность: “Какая потеря для науки! - сказал он с горечью. - Это, если всех нас сравнить с ним, был великий, необыкновенный человек!”

И в то же время два общества противоположны друг другу в своём отношении к действительности. Врачи в восприятии мира опираются на разум. Дымов очень логичен в своих суждениях и действиях. Он не чувствует искусства, для его ума оно не существует, но он судит о нём по примерам других людей: “Если одни умные люди посвящают им (пейзажам и операм - Н.Н. ) всю свою жизнь, а другие умные люди платят за них громадные деньги, то, значит, они нужны”. Или Дымов не пьёт чая потому, что запланировал поесть с женой и не хочет портить себе аппетит. Даже в моменты сильного душевного переживания Дымов не перестаёт мыслить: “После обеда Коростелёв садился за рояль, а Дымов вздыхал и говорил ему: «Эх, брат! Ну, да что! Сыграй-ка что-нибудь печальное». Подняв плечи и широко расставив пальцы, Коростелёв брал несколько аккордов и начинал петь тенором «Укажи мне такую обитель, где бы русский мужик не стонал...», а Дымов ещё раз вздыхал, подпирал голову кулаком и задумывался ”.

Ольга Ивановна с “друзьями и добрыми знакомыми” воспринимают мир эмоционально, без тени мысли. Так, художник из окружения Ольги Ивановны на тихую лунную ночь реагирует следующим образом: “Рябовский говорил ей, что чёрные тени на воде - не тени, а сон, что в виду этой колдовской воды с фантастическим блеском, в виду бездонного неба и грустных, задумчивых берегов, говорящих о суете нашей жизни и о существовании чего-то высшего, вечного, блаженного хорошо бы забыться, умереть, стать воспоминанием”. Сама Ольга Ивановна, рассказывая о свадьбе мужу, говорит не о реальном событии, а о своём его восприятии и интерпретации: “Представь, после обедни венчанье, потом из церкви все пешком до квартиры невесты... понимаешь, роща, пение птиц, солнечные пятна на траве и все мы разноцветными пятнами на ярко-зелёном фоне - преоригинально, во вкусе французских экспрессионистов”.

Дымов и его коллеги живут в реальном причинно-следственном мире. Ольга Ивановна и её компания витают в облаках и во многом живут иллюзиями. Несмотря на то, что эти две группы людей живут по одной схеме и стремятся к сходным целям, общения и взаимопонимания между ними не происходит.

Связующим началом между обществами могла бы стать Ольга Ивановна. Как часто в рассказах Чехова молодая (иногда и немолодая) женщина прорывает пелену непонимания своим сочувствием или любовью («О любви», «Цветы запоздалые», «Студент», «Дом с мезонином», «Душечка» и другие). Но Ольга Ивановна не любит мужа. Она играет в любовь, в семью. Так про отношение к Дымову, своему избраннику, она говорит в духе романов, а не реальной человеческой психологии: “Ну, после смерти отца он иногда бывал у меня, встречался на улице и в один прекрасный вечер вдруг - бац! - сделал предложение... Как снег на голову... Я всю ночь проплакала и сама влюбилась адски”. Обстановка квартиры молодожёнов напоминает театральные декорации, в которых можно играть роль жены: “Ольга Ивановна в гостиной увешала все стены сплошь своими и чужими этюдами в рамах и без рам, а около рояля и мебели устроила красивую тесноту из китайских зонтов, мольбертов, разноцветных тряпочек, кинжалов, бюстиков, фотографий... В столовой она оклеила стены лубочными картинами, повесила лапти и серпы, поставила в углу косу и грабли, и получилась столовая в русском вкусе...” Разговаривает Ольга Ивановна с мужем пафосно и как-то ненатурально: “Дай я пожму твою честную руку!”, “Ты будешь моим спасителем. Ты один только можешь спасти меня!” По сути, будь на месте Дымова “Сидоров или Тарасов”, ничего бы не изменилось. Подводя итог отношению Ольги Ивановны к мужу, хочу привести её ощущения: “Что Дымов? почему Дымов? какое ей дело до Дымова? Да существует ли он в природе и не сон ли он только?” Так героиня воспринимает живого мужа.

Сознание Ольги Ивановны подчинено воображению и эмоциям. Иллюзорное для неё реальнее действительности. “Всё, что он (Рябовский) создал до сих пор, прекрасно, ново и необыкновенно, а то, что создаст он со временем, когда с возмужалостью окрепнет его редкий талант, будет поразительно, неизмеримо высоко, и это видно по его лицу, по манере выражаться и по его отношению к природе”. (Но вовсе не по его картинам.) Ольга Ивановна мыслит образами и эмоциональными категориями: “Ей чудилось, что вся квартира от полу до потолка занята громадным куском железа и что стоит только вынести вон железо, как всем станет весело и легко. Очнувшись, она вспомнила, что это не железо, а болезнь Дымова”.

Таким же образом, через эмоциональное восприятие, Ольга Ивановна обретает мужа. Её воображение постепенно наделяет его всем присущим человеку. Первый этап воплощения - это акт наименования: “Его имя Осип не нравилось ей, потому что напоминало гоголевского Осипа и каламбур: «Осип охрип, а Архип осип». Теперь же она вскрикнула: «Осип, этого не может быть!»” Второй этап очеловечивания Дымова - наделение его “плотию и кровию”: “Молчаливое, безропотное, непонятное существо, обезличенное своей кротостью, бесхарактерное, слабое от излишней доброты, глухо страдало где-то там у себя на диване и не жаловалось”. Третий этап - рождение Дымова как полноценной личности в сознании Ольги Ивановны: она “быстро ощупала его грудь, лоб и руки. Грудь ещё была тёплой, но лоб и руки были неприятно холодны. И полуоткрытые глаза смотрели не на Ольгу Ивановну, а на одеяло.

Дымов! - позвала она громко. - Дымов!

Она хотела объяснить ему, что то была ошибка, что не всё ещё потеряно, что жизнь ещё может быть прекрасной и счастливой, что он редкий, необыкновенный, великий человек и что она всю жизнь будет благоговеть перед ним, молиться и испытывать священный страх...

Дымов! - звала она его, трепля его за плечо и не веря тому, что он уже никогда не проснётся. - Дымов, Дымов же!”

Но даже в этот момент Ольга Ивановна не начинает любить мужа по-человечески. Ей лишь становится очевидным его редкость и потенциальная знаменитость. И она досадует на себя за свою невнимательность. Вот и всё. “И вспомнив, как к нему относились её покойный отец и все товарищи-врачи, она поняла, что все они видели в нём будущую знаменитость. Стены, потолок, лампа, и ковёр на полу замигали ей насмешливо, как бы желая сказать: «Прозевала! прозевала!»”

Со смертью Дымова угасла надежда объединения двух групп героев, разделённых невидимой, но прочной стеной непонимания.