Этот веймарский литератор был агентом гидры. Русский шпион в кёнигсберге.немецкий драматург оказался агентом российской империи - и был убит в собственном доме

Будучи уже достаточно пожилым человеком, Сомерсет Моэм, заперевшись на вилле Мореск, проводил вечера, сжигая в печи свою корреспонденцию. С такой же просьбой — уничтожить его письма — он обратился и к своим друзьям. Моэм не желал, чтобы кто-то копался в его личной жизни, даже если этот «кто-то» собирал данные для биографии прозаика. Кроме того, писатель любил говорить, что жизнь его была весьма обыкновенна и скучна, а, значит, не могла представлять интереса. Но тут-то, конечно, Моэм слукавил. Будучи агентом Секретной разведывательной службы Великобритании, он был отправлен в 1917-м году в Россию с крайне амбициозной миссией — предотвратить выход государства из Первой мировой войны. Впрочем, из этого ничего не вышло, и вот почему.

В 1915-м году, в разгар Первой мировой, автобиографичный роман Моэма «Бремя страстей человеческих» увидел свет. Последние правки писатель вносил в перерывах между сменами — Сомерсет отправился на войну волонтером, где ему доверили водить автомобиль скорой помощи. В это же время активно развивалась его любовная история с красавицей и замужней дамой Сири Вэлком, впоследствии ставшей миссис Моэм. Именно Сири познакомила Сомерсета с человеком, который заинтриговал его предложением попробовать себя в качестве тайного агента и, фактически, шпиона. Этого человека звали Джон Уоллинджер. Будучи офицером Секретной разведывательной службы Великобритании, он вербовал новых агентов для работы в Швейцарии.

Писатель принял предложение и отбыл в Швейцарию для выполнения секретного задания. Одной из главных миссий Моэма была координация других агентов. Тогда же он выдумал персонажа по имени Эшенден, шпиона, чьи похождения, по признанию самого прозаика, были куда более занимательны, чем его собственные.

В 1916-м году Моэм, чья личная жизнь тогда привлекла слишком много внимания (развод Сири и высылка из страны его гомосексуального любовника Джеральда Хакстона), принял решение покинуть Секретную службу. Он полагал, что, вероятно, больше никогда не повторит свой шпионский опыт. Но судьба распорядилась иначе.

В мае 1917-го он женился на Сири, а уже через месяц был вызван для беседы в Нью-Йоркский офис Секретной службы офицером Уильямом Уайзменом. Ему поручили сложнейшее задание — отправиться в революционную Россию и попытаться предотвратить выход государства из войны. Англичане опасались, что в случае заключения мира между русскими и немцами последние перебросят все силы с Восточного фронта на Западный. «Я должен был отправиться в Россию и сделать так, чтобы русские продолжали воевать» — писал Моэм позже. США и Великобритания выделили в общей сложности 150 тысяч долларов — эти деньги должны были пойти на поддержку Керенского и Временного правительства.

Моэм имел весьма скромное представление об устройстве политической жизни России и о русских в принципе, а потому, когда прибыл в Петроград в августе 1917-го, был весьма прохладно встречен британским послом Джорджем Бьюкененом. Тот считал, что литератор совершенно не подходит для подобной миссии. По другим сведениям, послу не было известно о настоящей цели визита Моэма. Официальным прикрытием был сбор материалов для будущей книги.

Необходимо было завязать знакомство с Керенским и втереться к нему в доверие. Моэму помогла его старая знакомая и бывшая любовница Александра Кропоткина — дочь революционера Петра Кропоткина. Она была хорошо знакома с Керенским и представила его писателю. Кроме того, Александра исполняла роль переводчика во время их еженедельных обедов.

Портрет Керенского руки Моэма выглядит не слишком привлекательно: «Вид у него болезненный. Все знают, что он нездоров; он и сам, не без некоторой бравады, говорит, что жить ему осталось недолго. У него крупное лицо, кожа странного желтоватого оттенка, когда он нервничает, она зеленеет; черты лица недурны, глаза большие, очень живые; но вместе с тем он нехорош собой. Одет довольно необычно — на нем защитного цвета костюм, и не вполне военный, и не штатский, неприметный и унылый… Я так и не уразумел, благодаря каким свойствам он молниеносно вознесся на такую невероятную высоту. Разговор его не свидетельствовал не только о большой просвещенности, но и об обычной образованности. Я не почувствовал в нем особого обаяния. Не исходило от него и ощущения особой интеллектуальной или физической мощи».

У Моэма складывается впечатление, что перед ним — человек достаточно нерешительный, всячески избегающий ответственности, не способный и не желающий брать на себя решение трудных вопросов, отягощенный бременем власти. Тем не менее, раз в неделю писатель закатывает роскошные обеды в ресторане «Медведь» в Петрограде, где рекой льется водка, а на закуску подают лучшую черную икру. Керенский (которому, кстати, практически нельзя пить) и его министры — почетные гости. Моэм заверяет Керенского в поддержке Запада: они готовы спонсировать его правительство и даже предоставить военные силы, лишь бы Россия не выходила из войны. Керенский не дает никакого определенного ответа, а вместо этого пускается в пространные рассуждения. Он, как подметил Моэм, была выдающимся демагогом.

Помимо работы с Керенским, Сомерсет должен был оказывать поддержку многочисленным военным организациям чехов в России. Они активно сотрудничали с британской разведкой и были готовы, в случае необходимости, выступить на стороне Временного правительства. Также Моэм предполагал нанять профессиональных ораторов, по сути — провокаторов, которые должны были нанести «ответный удар» по пацифисткой пропаганде. Все эти предприятия стоили больших денег. По подсчетам Моэма, необходимо было выделять около полумиллиона долларов в год. Он уведомил Уайзмена, что на поддержку миссии нужны были дополнительные и очень крупные средства, и стал ждать ответа.

31 октября 1917 года Керенский вручил Моэму секретную записку, которую необходимо было передать в руки премьер-министру Великобритании Ллойду-Джорджу. Председатель Временного правительства умолял отправить оружие и амуницию, в которой отчаянно нуждалась армия. Все это, по словам Керенского, было необходимо, чтобы продолжить войну с Германией и отразить атаку большевиков, которая ожидалась со дня на день.

Моэм не доверил передачу информации британскому послу, а потому сам немедленно выехал из России. Он отправился в Норвегию, оттуда — в Шотландию, а после поездом прямиком в Лондон. Встреча с Ллойд-Джорджем была короткой. Министр прочитал послание и вернул записку Моэму со словами «Я не могу этого сделать». «Но что мне передать Керенскому?» — спросил Моэм. «Просто передайте, что я не могу этого сделать» — он вежливо попрощался с писателем и вышел.

Вскоре стало известно, что правительство Керенского повержено, а сам он бежал за границу. Миссия Моэма была провалена. Тем не менее, он однажды заметил, что, если бы его отправили в Россию на полгода раньше, все могло бы получиться. Порой и один человек способен радикально изменить ход истории.

“Все немцы недаром испытывают огромную симпатию к Веймару; этот город занимает своё неповторимое место в истории” – написал в своём дневнике молодой Роберт Шуманн в 1828 году. А Гёте, проживший в Веймаре уже полвека, приглашал своего литературного секретаря Экерманна и не скрывал восторженного отношения к городу: “Где ещё вы найдёте столько прекрасного в одном месте!”

Даже сейчас кажется удивительным, что небольшой и внешне довольно скромный город в начале XIX века стал центром не только немецкой, но и всей европейской культуры. Поэтому, рассказывая о Веймаре, мы не обойдём вниманием жизнь прославленных литераторов, чьи имена принесли славу немецкой земле, и их венценосных покровителей.

История Веймара с самого начала отличалась от традиционного пути развития древних городов. Может быть в жителях Веймара генетически заложена необыкновенная тяга к духовной, а не материальной культуре? Обычно, поселения располагались на перекрестье торговых путей. Веймар же стоял на достаточном удалении от торных дорог. Несколько лет тому назад археологи наделали шума в исторических кругах, обнаружив черепа доисторических людей, возраст которых более 150 тысяч лет! Но и без этой находки учёным было известно, что люди проживали в долине реки Ильм тысячелетиями, а главным источником их процветания была не торговля и развитие ремёсел, а плодородная долина реки.

Согласно новым историческим данным, первым письменным упоминанием о городе следует считать 899 год. В разных источниках встречается разное название замка и поселения при нём – Wimares, Wimare, и даже Wymar. Говорят, что со старонемецкого это слово переводится как “святое озеро”. Возможно, что нынешнее Лебяжье озеро в центре города – то, что осталось от Святого озера, видимо, располагавшегося в городской черте в пойме Ильма.

И если бы саксонский курфюрст Иоганн Фридрих Великодушный не “попал бы в историю”, то Веймар вряд ли бы скоро в ней оказался. Предводитель протестантов потерял и владения, и титул, проиграв бой католикам под Мюльбертом в 1546 году. Избежав смертной казни, благодаря милости императора Карла V и сохранив остатки княжества, он сделал Веймар его столицей.

Вместе с герцогом Иоганном Фридрихом Великодушным в Веймар приехал Лукас Кранах Старший – он стал первым среди череды блестящих мастеров, чья жизнь связана с Веймаром. Восьмидесятилетний художник остался верным заветам и начал работу над алтарём церкви святых Петра и Павла. Закончил последнюю работу отца его сын, Лукас Кранах Младший. Жил Кранах на Рыночной площади, в доме своего тестя. Пять лет он разделял одиночество опального герцога. Отправимся туда, чтобы посмотреть на этот дом, а заодно и на весь ансамбль площади.

Современная площадь образовалась отнюдь не на месте старого рынка, а на площадке для рыцарских турниров, поэтому её форма не прямоугольная, как обычно, а квадратная. Дом Кристиана Брюка и Штадтхауз – самые яркие здания на сравнительно небольшой Рыночной площади. Первый этаж дома, где жил Лукас Кранах, выглядит очень эффектно. Оба портала дома почти затерялись между огромными арочными окнами. Каменная резьба заполняет поле наличников и вторит дуге каждой арки. Ренессансное убранство дополняет полихромная раскраска деталей. Среди них выделяются русалки и герб семьи Кранах с крылатой змеёй.
Заметно и соседнее здание – Штадтхауз с очень высоким готическим фронтоном со статуей воина. Белокаменные стрельчатые арочки заполняют всё пространство щипца и гармонируют с зелёными наличниками. Дом XVI века одно время служил городской ратушей, сильно пострадал в войну, восстановили лишь его внешнее убранство.

На южной стороне пощади стоил старая гостиница “Элефант”. Хотя от исторического здания осталось одно название, его перестроили во времена Третьего Рейха, в 1937 году. Рядом находится дом, где жил Иоганн Себастьян Бах, о чём говорит мемориальная доска. Сейчас на балконе “Элефанта”, обращённом к площади, выставляются небольшие фигуры веймарских знаменитостей. На этой же стороне сохранился и старый постоялый двор “Цум шварцен бэрен” (Под чёрным медведем) 1540 года.


Гостиница “Элефант”

Переходим на западную сторону. Здесь царствует неоготическая ратуша 1841 года. В 1987 году на ратуше установили глокеншпиль или, по-русски, куранты. Он состоит из 35 колоколов из мейсенского фарфора. Играть на нем можно вручную, но обычно механизм управляется электромотором. В просторном зале первого этажа сейчас находится ЗАГС.

Северная сторона площади очень пострадала в войну и реконструкция началась здесь только в конце ХХ века. Фасады четырёх домов восстановили, согласно старым снимкам, а старейшая аптека Веймара, Хофапотеке, и вовсе памятник бережного отношения к старой архитектуре – в фасад современного здания встроили эркер дома XVI века, который нашли при расчистке руин.
Подлинная скульптура Нептуна, украшающего площадь, сейчас находится в музее, ведь её сделал Мартин Готтлиб Клауер в 1774 году из не слишком прочного песчаника. На копии воспроизвели ту же надпись на латыни Quos ego (“Бойтесь меня!”) – это цитата из “Энеиды” Вергилия, с этим возгласом Нептун поднимается навстречу волнам.

Хотя культурная и музыкальная жизнь веймарского двора проходила весьма активно, после смерти Лукаса Кранаха в 1553 году, Веймару пришлось целых 150 лет ждать появления новой знаменитости. В Веймаре, правда, не слишком любят вспоминать о том, что город не понял и не оценил гения Иоганна Себастьяна Баха. С 1708 года он служил придворным органистом и здесь он написал свои самые лучшие органные произведения. За 10-летнюю службу герцог отплатил композитору… арестом за то, что подданный посмел высказать недовольство его высочайшей волей. И.С. Баха обошли в должности, место капельмейстера досталось бездарному сыну умершего дирижёра. Композитор поспешил уехать из неприветливого Веймара в Кёттен. Но город стал родиной его сыновей – Карла Филиппа Эммануила и Вильгельма Фридеманна.

Начало XVIII века в Веймаре было печальным не только для Баха. Городом управлял Эрнст Август – типичный суверен эпохи абсолютизма. Он во всём старался подражать “королю-солнцу” Людовику XIV и, в погоне за роскошью Версаля, едва ли не полностью разорил Веймар. Поправила дела города Анна Амалия, герцогиня, без которой Веймар никогда не стал бы тем, чем он является теперь. Блестяще образованная Анна Амалия Брауншвейгская стала женой веймарского герцога Эрнста Августа Константина в 1756 году, а через два года, когда ей едва исполнилось 18, её 21-летний супруг умер. Но юная герцогиня оказалась сильнее, чем можно было думать. 16 лет, с 1759 по 1775 годы, Анна Амалия управляла политически незначительным и бедным герцогством, сумев сделать из него культурную столицу. Как абсолютная правительница, она должна была сама заботиться обо всём, от мощения улиц до школьного образования, от пожарной службы до финансов, от театра до завоза зерна, от здоровья подданных до торговли и нового строительства. Когда она передала бразды правления старшему сыну Карлу Августу, энергия 36-летней герцогини освободилась для культуры и искусства. Много сил она отдала библиотеке, которая сейчас названа её именем – Библиотека Герцогини Анны Амалии.

Она перестроила под библиотеку «Зеленый замок» - старинное здание XVI века. Его центральную часть составляет оформленный в стиле позднего рококо овальный зал с высоким потолком, обрамленный галереями с книжными полками. В нишах и на стенах белого с золотом зала поместили портреты бюсты и портреты тех, с кем это место было связано. По его обеим стенам расположены галереи книг. Гармоничное сочетание книг, бюстов и картин превратило зал Рококо в пантеон немецкой классики, в нём как бы застыл дух времени. Уважительное изумление в культурном мире вызвал указ Анны Амалии об открытом доступе в библиотеку всех желающих. Гёте сам опекал библиотеку с 1797 по 1832 год и когда он умер, там хранилось около 130.000 тысяч томов. Это было одним из лучших книжных собраний во всей Европе. В настоящее время в библиотеке хранится около миллиона изданий от средневековых рукописей до томов начала ХХ века.

За рассказом о заслугах Анны Амалии мы подошли к площади Демократии. Здесь находится конная статуя сына герцогини, Карла Августа, стоящая на фоне герцогского дворца. (На снимке – в антураже рождественских декораций).

За образец памятника взяли скульптуру мудрого римского императора Марка Аврелия на Капитолийском холме в Риме. Карл Август, несомненно, достоин такого монумента, ведь его правление с 1775 по 1828 году нельзя переоценить. На Венском конгрессе в 1815 году его маленькое государство получило статус Великого герцогства, в его правление Веймар прославился на всю Европу, современный облик города также сложился при нём. Но мы слишком забежали вперёд.

Для образования своего сына Анна Амалия пригласила в Веймар сорокалетнего поэта Кристофа Мартина Виланда, профессора философии Эрфуртского университета. Этот шаг оказался очень важным для будущей репутации города. Виланд уже тогда снискал славу самого известного немецкого писателя. В его арсенале были не только многочисленные стихи и поэмы, но и блестящие переводы пьес Шекспира на немецкий язык. Он был первым литературным корифеем, навсегда поселившимся в Веймаре, за ним потянулись и другие.

Бросим взгляд на Красный замок в восточной части площади Демократии. Несмотря на название, его стены окрашены в фисташково-зелёный цвет.

и отправимся знакомиться с поэтом, чьё имя составило истинную мировую славу Веймара.

Восемнадцатилетний Карл-Август, сын Анны-Амалии, пригласил Гёте приехать в Веймар в 1775 году. Поэт с удовольствием принял приглашение: ему понравилась мысль собрать при дворе выдающихся людей и превратить Веймар в средоточие немецкой культуры. В Веймаре у Гёте два адреса. Поначалу литератор поселился в парке на берегу реки Ильм. Этот домик он купил на деньги, подаренные ему покровителем. Переделал его и до 1782 года жил в нём постоянно, а позже приезжал для работы и отдыха. Гёте самостоятельно разбил прекрасный парк в долине Ильма.

В доме на Фрауэнплан Гёте стал снимать квартиру в 1782 году, а несколько позже Карл Август купил дом начала XVIII века и в 1794 году подарил его своему другу-поэту. Рассказ о доме-музее Гёте – тема отдельного разговора, скажем лишь что музей в зимнее время закрывается достаточно рано, в 16 часов по европейскому времени. Музей разделён на две части, во второй – современная экспозиция некоторых подлинных вещей, так или иначе связанных со временем поэта.


Третьим из “веймарских великанов” был Гердер, он, не без помощи Гёте, стал Верховным суперинтендантом и главным придворным проповедником при веймарском дворе. Его философские труды принесли ему заслуженную славу писателя. Памятник Гёрдеру установлен у церкви Петра и Павла, где он нашёл последнее упокоение. Задержимся ненадолго на Гончарной площади, её переименовали в площадь Гердера в 1850 году. Расположена она к северу от Рыночной площади и до 1300 года именно она была Главным рынком Веймара. По периметру площади сохранилось старые дома XVI-XVII веков. Особенно интересен один из них – трёхэтажный, со ступенчатым фронтоном, именуемый “рыцарским” по статуе на фасаде.

Городская церковь Петра и Павла торжественно стоит в центре площади. Иногда её называют церковью Гердера. Литератор жил неподалёку и был похоронен в этом храме.
Герцогиня Анна Амалия также нашла упокоение в городском соборе. Храм славится алтарём, написанным отцом и сыном Кранахами. Ещё раз бросим взгляд на площадь и идём дальше.


Самым молодым из “четырёх веймарских великанов” был Иоганн Кристофер Фридрих Шиллер. Он, привлечённый событиями в новом литературном центре Германии, приехал в Веймар в 1787 году. В ту пору ему было 29 лет. С 1794 году Гёте и Шиллер стали друзьями и эта дружба продолжалась до самой смерти драматурга. В Веймаре он закончил “Орлеанскую деву”, написал “Марию Стюарт”, “Валленштайн” и не только. Шиллер спешил, словно предчувствуя, что судьба отвела ему всего 46 лет жизни. Дорога от Фрауэнплан до эспланаде, где 3 года жила семья Шиллера, хранит следы великих мастеров, десятки раз ходивших друг к другу в гости.

Нет ничего удивительного в том, что памятник двум гигантам литературы сооружён на площади перед Веймарским театром. Для Веймара эта площадь сравнительно небольшая, её разбили стараниями Карла Августа лишь в конце XVIII столетия. Управление театром он доверил Гёте. С 1857 года бронзовые Гёте и Шиллер олицетворяют литературную славу Веймара.

Театр прославился не только спектаклями, однажды на этой сцене решалась судьба Германии. В 1919 года представители Национального собрания проголосовали за конституцию первой демократической республики на немецкой земле. Берлин ещё сотрясали бури уличных волнений и спокойный Веймар сочли более подходящим для этой роли. Так город вошёл в историю “Веймарской республики”.

Здесь же, на Театральной площади находится музей Баухауз Веймара. Школа искусств возникла в городе ещё в 1860 году. Постоянная художественная выставка, открытая ещё в 1880 году перодилась во всемирно известный музей.

Ещё одна яркая страница Веймара связана с дочерью русского императора Павла I, сестрой Александра I, Марией Павловной.

После трудных двухлетних переговоров с русским двором летом 1804 года в Санкт-Петербурге состоялась свадьба наследного герцога Карла Фридрих Саксен-Веймар-Айзенахского и цесаревны Марии Павловны. Конечно, небольшому немецкому герцогству было далеко до России и блестящего Санкт-Петербургского двора, но Веймару помогла слава «новых Афин».
Российский император Александр I заботился об укреплении положения страны на европейской сцене, поэтому брачный союз сестры выглядел весьма перспективным. На Марию Павловну возлагались особые надежды. Восемнадцатилетней девушке предстояло стать посланницей Отечества и проводником русской культуры в Европе. Она блестяще справилась с этой задачей.

Для Романовых важно было и другое обстоятельство. Екатерина II завещала хранить православие всем членам царской семьи. Браки с представителями католических династий Европы исключались, ведь для этого требовался отказ от православия. Цесаревны могли рассчитывать на женихов лютеранского вероисповедания, оно позволяло невесте сохранять свою веру. Поэтому для свадьбы наследного принца Веймарского и Марии Павловны не возникло религиозных препятствий. После свадьбы молодые приехали в Веймар.

Население герцогства восторженно приняло юную Марию Павловну. В честь супруги герцога Шиллер написал пьесу. Её торжественная премьера состоялась в знаменитом веймарском театре в присутствии всего герцогского двора.
Современники вспоминали, что, Мария Павловна была хороша собой, очень образована, умна, проницательна. Благодаря этому юную герцогиню очень полюбили на её новой родине. Получив блестящее образование в России, отлично владея французским и итальянским языками, она продолжала учиться, понимая, что находясь среди великих, нужно много знать, чтобы стать равной. Мария Павловна училась у лучших профессоров Йенского университета.
Её личные качества, доброта, сострадание, дипломатический талант, помноженный на огромное приданое и влияние Российской империи на мировую политику, позволили маленькому герцогству пережить разруху наполеоновских войн, экономические трудности и стихийные бедствия. Герцогиня Мария Павловна стала достойной продолжательницей дела Анны Амалии и перечень её заслуг выходит далеко за рамки рассказа о Веймаре. Чтобы немного познакомиться с жизнью русской цесаревны, нужно посетить веймарский замок.

Немного к северу от площади Демократии находится городской замок “Вильгельмсбург”. По какому-то фатальному стечению обстоятельств замок сгорал дотла в 1424, 1618, 1774 годах, но каждый раз отстраивался на том же самом месте, где и был впервые построен в Х веке. (В последнем пожаре, случившимся от удара молнии, в огне погибли полотна Тициана, Дюрера, Веронезе, Кранаха, Тинторетто, Рубенса и других мастеров). В комплексе дворца сохранилась Библиотечная башня – часть хорошо продуманной оборонительной системы Веймара, которой не пришлось сыграть заметной роли в его истории. Анна Амалия решила окончательно снести стены, мешавшие развитию города.

Посмотрим на замок с моста Штернбрюкке (Stern – звезда)


а затем войдём внутрь. С 1923 года в замке находится музей искусств. На первом этаже расположена коллекция работ немецких мастеров XVI века, в том числе Лукаса Кранаха.


Лукас Кранах. Портрет родителей Мартина Лютера, Ганса и Маргарет Лютер

и довольно редкое в Германии собрание русских икон, многие из них Мария Павловна выписывала из России по просьбе Гёте, литератор очень заинтересовался русским искусством. Заслуживают внимание предметы мебели.

На втором и третьем этажах – коллекция картин разных эпох и школ, включая произведения малых голландцев и французских импрессионистов. Любопытно взглянуть на герцогские покои – представительские и личные.
Сохранилась кровать, которую Мария Павловна привезла из России вместе с другим приданым.

Иконы, гобелены шубы, платья, туфли упаковали в 144 коробки и 12 комодов и доставили на 79 повозках. Деньгами она привезла несколько миллионов золотых рублей.

Во времена Марии Павловны Веймар стал центром музыкальных событий. Она пригласила сюда опального композитора Ференца Листа. Композитор некоторое время жил в Веймаре, а позже подолгу гостил здесь. В парке Ильм установлен памятник Листу, сохранился и дом, в котором он жил.

Мария Павловна на свои личные средства восстановила веймарский театр после пожара, и в нём состоялись премьеры опер Вагнера. Она никогда не забывала помогать соотечественникам: во время наполеоновских войн снабжала русские госпитали медикаментами.

Мария Павловна, поистине удивительная женщина, наряду с великими мыслителями Веймара стала одним из символов города. Она очень хотела быть похороненной на русской земле, и её просьбу исполнили. Из России привезли землю и на ней возвели мемориальную часовню в честь святой покровительницы русской цесаревны святой Марии Магдалины. Храм соединили с мавзолеем-усыпальницей герцогской династии Веймара. Здесь же покоятся Гёте и Шиллер. Саркофаг герцогини поставили таким образом, что он стоит на половине православной церкви и рядом с гробом её мужа.

На этом мы закончим повествование о немецкой культурной столице. В него не вошли многие достопримечательности, но мы и не ставили целью охватить все до одного исторические и культурные памятники. Предлагаем вам клип, он сопровождается музыкальной композицией Ференца Листа.


Рассказ о Веймаре получился не совсем логичным, с точки зрения географического расположения памятников. Мы решили придерживаться временной последовательности событий. Автопутешественникам советуем воспользоваться подземной парковкой, которая находится на площади перед зданием архива Гёте на площади Бетховена. И настоятельно рекомендуем остаться в Веймаре на ночь, чтобы не спеша посетить все места, с которыми связана история этой немецкой культурной столицы.
В заключении добавим, что совершенно закономерно в Веймаре уважительно относятся к поэтам с мировым именем. Одна из улиц города именуется Пушкинштрассе. На ней установлен бюст гению русской поэзии.
Литература:
Веймар. Центр европейской культуры. Schoning GmbH & Co. KG
Зигфрид Зейферт. Веймар. Путеводитель по европейскому культурному центру. Edition Leipzig
Ю.П.Маркин Вартбург – Айзенах – Эрфурт – Ваймар М., Искусство, 1995

28.08.2015

Он, возможно, самый знаменитый поэт в мире. Для немцев он такое же «наше всё» и «солнце поэзии», как для нас Пушкин. Каждый год в день его рождения, 28 августа, в Веймаре - городе, где Гёте прожил большую часть своей жизни, проходят праздники, выбор тем для которых, похоже, неисчерпаем. Наш автор предлагает свою тему о государственной службе и связях с русским двором великого поэта.

Можете представить себе чиновника с большим кругом должностных обязанностей, который одновременно увлечённо и успешно занимается философией, естествознанием, проводит многочисленные эксперименты и исследования, при этом не прерывает свой творческий труд, выдаёт мировые шедевры, определяет развитие мировой литературы и успевает совершить и пережить ещё много чего, что вдохновит будущих писателей и учёных на многочисленные произведения о нём и его книгах. Сейчас, через столетия, трудно представить, как всё это удавалось одному человеку.

Мы предлагаем вспомнить о тех сторонах жизни поэта, которые раньше оставались в тени, – о связях Гёте с русским двором и его глубоком интересе к России.

Сорок лет в коляске, на лошади и пешком…

Как известно, Гёте достаточно большую часть своей жизни провёл на службе при веймарском дворе. Должности и обязанности у него были самые разнообразные: тайный советник по особым поручениям, министр финансов, директор театра, военный комиссар, дипломат. Ему приходилось возглавлять руководство горным делом и строительством дорог герцогства. Само собой, что и за школьное и университетское образование при дворе отвечал тоже Гёте, а речь идёт об одном из самых заметных тогда Йенском университете. Время в Европе было смутное – эпоха войн обрушилась на континент, и Гёте сопровождал не раз своего герцога в военных экспедициях, выполнял особые поручения.

В маленьком городке Ильменау в Тюрингии есть очень примечательный памятник Гёте-чиновнику. Усталый, пожилой Гёте сидит на скамье в дорожном костюме. В Ильменау ему пришлось побывать 28 раз по делам, совершенно далёким от его творчества – он возглавил здесь восстановление горного рудника. Но и на этом прозаическом фоне, полном проблем, тягот и разочарований, Гёте создал один из самых известных текстов – «Горные вершины спят во тьме ночной...»


В. Тишбейн. Гёте в Римской Кампанье, 1787 г.

Трудно поверить, но для Гёте служба при дворе, его чиновничьи обязанности были, пожалуй, всегда на первом месте. Он чувствовал огромную ответственность за своё герцогство, вникал с присущей ему педантичностью в самые мелкие детали: сам занимался набором рекрутов в армию, проводил реформы в сельском хозяйстве, уговаривал своего государя ввести режим экономии для двора– герцогство было очень бедным.

Сам он так писал о своих годах службы: «Сорок лет в коляске, на лошади и пешком проехал и прошёл всю Тюрингию вдоль и поперёк». Самый близкий русский пример – это, конечно, Ломоносов, хотя дипломатом он не был и придворных должностей не занимал, зато был на короткой ноге с Иваном Шуваловым, фаворитом императрицы Елизаветы, и благодаря этому знакомству продвигал свои проекты развития образования в России. Гёте дружил и с Жуковским, правда, интересуясь больше его деятельностью воспитателя царских детей, а не поэта.

Идеальный правитель

Как реформатора Гёте интересовали две фигуры – Наполеон и русский государь Пётр I. Размах и грандиозность изменений в далёкой России стали предметом его детального изучения. Известно, что Гёте внимательно читал книги о Петре и делал пометки в своих дневниках, обсуждал прочитанное с близкими ему людьми.

В 1809 году Гёте читает «Жизнь Петра Великого» Галема, а через 20 лет изучает «Историю Руси Петра Великого» Сегюра. Для Гёте Пётр – фигура идеальная, реформатор, проводящий реформы собственноручно, сверху, без жёстких потрясений. Сам Гёте выступал против любых революций, был оппонентом республиканства и конституционализма.

Петровский пример реформатора на троне с министрами-единомышленниками – та идеальная форма, к которой стремился и сам поэт и чиновник, поддерживая своего герцога Карла-Августа.

Несостоявшееся путешествие

Все, кто знаком с деятельностью Гёте, знают о его постоянном интересе к России. Он интересовался историей, географией, политическим устройством огромной страны, записывал и отмечал все встретившиеся ему упоминания о России. Гёте был первым европейцем, проявившим научный интерес к русским иконам, он был в переписке с немцами – профессорами российских университетов, следил за научной жизнью. Известно, что он хотел отправиться в путешествие по России и даже интересовался русским языком – в своих дневниках он помечает, что взял из герцогской библиотеки словарь русского языка и пользовался им несколько месяцев.


Памятник Гёте и Шиллеру перед оперным театром в Веймаре, 1857 г.

Самые ранние записи о России и русских сделаны в его дневнике ещё в годы студенчества в Лейпцигском университете в 1765–1768 гг. В это же время там, к слову сказать, учится группа русских студентов, отправленных на обучение Екатериной Великой, среди которых был и Радищев. О тесных его контактах с русскими студентами упоминаний нет, но известно, что Гёте вместе с ними посещал занятия.

Россия и «новые Афины Европы»

Важно отметить, что и в России к Гёте был большой интерес. И не случайно: российская династия, одна из самых могущественных, породнилась с владетелями одного из самых бедных европейских государств – Веймарского герцогства. Дочь Павла I Мария выходит замуж за наследника веймарского государства. Сватовство длилось долго, в Петербурге не решались на эту партию. Решающим обстоятельством стало именно влияние Веймара как столицы просвещённого духа, «новых Афин Европы».

В Веймаре творили самые выдающиеся умы: Виланд, Гердер, Шиллер, Гёте. Европейские интеллектуалы уже проложили путь в небольшой, достаточно бедный и провинциальный Веймар. Но таким он был лишь по форме. В другом, духовном, смысле он был недосягаем: здесь определялись основные философские и литературные тенденции века, и небольшое немецкое государство перехватило славу духовной столицы Европы у французского Фернея, где некогда царствовал Вольтер.

Именно сюда отправилась сестра царя Александра I, и это было одно из самых удачных решений русского двора, впоследствии обернувшееся для обоих государств самым выгодным и счастливым обстоятельством.

Этот династический брак стал счастливым для обеих правящих династий. Каждый получил свои дивиденды. Веймар – умную и волевую правительницу и неслыханные деньги её приданого, которые основательно поправили финансовое положение герцогства. И, конечно же, покровительство одной из самых могучих держав мира в смутное время наполеоновских войн, когда границы рушились, исчезали государства и царил хаос.


Портрет Марии Павловны в молодости работы В. Л. Боровиковского, 1800-е

Россия же получила то, над чем давно билась царская династия, – поддержку и признание её величия от главного духовного пастыря Европы. При прежнем властителе дум, Вольтере, Россия не добилась абсолютного успеха: несмотря на переписку с Екатериной, писатель позволял себе сатиру на русский двор. Революционер Байрон в идеологическом противостоянии Запада и Востока стоял по другую сторону баррикад. И только Гёте стал самым доброжелательным и внимательным другом России.

Трудно сказать, добилась бы Россия такого блестящего и давно желаемого результата, если бы не Мария Павловна. А была она удивительно дипломатичной и мудрой женщиной. Её с восторгом приняли в Веймаре, где русская принцесса стала любимицей двора и подданных. И, что важно для истории Веймара, продолжила традицию веймарских правительниц – защитниц народа и покровительниц наук и искусств.

Друг России

Особые отношения сложились у Марии Павловны с великим Гёте. Она посещала его обязательно раз в неделю, в определённые часы, и вела долгие беседы. Гёте принимал живое участие в организации дел юной герцогини. Поначалу Мария Павловна не владела уверенно немецким языком, и Гёте вёл от её имени переписку, знал все тонкости отношений с учителями её детей, давал рекомендации. Мария Павловна, со своей стороны, вникала во все вопросы и нужды Гёте, активно поддерживала его научные и государственные проекты.

Здесь стоит вспомнить, какую огромную работу вёл при дворе Гёте, и становится ясно, как помощь Марии Павловны помогла ему осуществить почти все важные преобразования: знаменитый университет Йены получил уникальные коллекции и новое оборудование, в государстве появились новые школы и мастерские. Гордость герцогства – Веймарский театр – получил невиданную помощь, здесь проходили самые значимые премьеры первой половины XIX века.

Как шутили в те времена, с появлением Марии Павловны в герцогстве каждый бюргер обрёл возможность рассуждать об искусстве с чашкой кофе и белой булкой.

А для России самым главным, что произошло при содействии Марии Павловны, было обстоятельство, что русская аристократия и интеллигенция получили прямой доступ к самому авторитетному человеку Европы.

Веймар становится обязательным пунктом любого путешествующего по Европе русского интеллектуала. Гёте по собственному желанию, иногда по протекции Марии Павловны, встречается с очень большим количеством русских. С иными он искренне дружил, о других остались лишь сухие упоминания в его дневниках. Два двора общаются очень тесно: Гёте лично знал двух русских царей и трёх цариц, не раз встречался и с Александром, и с Николаем, был знаком с Константином. Переписывался и с Елизаветой Алексеевной, и с Александрой Фёдоровной.

С Марией Фёдоровной, вдовой Павла I, поддерживал очень трогательные отношения. Трудно такое представить, но Гёте откладывал все свои дела, в том числе и работу над «Фаустом», чтобы написать сценарий маскарада к приезду матери Марии Павловны. Именно Марии Фёдоровне Гёте направляет и свою просьбу о научных сведениях по поводу древнерусских владимирских икон.


Русская церковь Марии Магдалины в Веймаре

Мария Павловна приехала со своим православным клиром, и Гёте посещает православные службы, дружит со священниками, интересуется православной духовной музыкой. Россия становится частью веймарской жизни, и интерес Гёте совершенно понятен. Ему доставляют самые свежие переводы всего самого значимого, что создаётся в русской литературе: первый перевод Пушкина попадает с юным Кюхельбекером к нему уже в 1821 году.

Гёте довелось не раз выполнять и важные государственные поручения из России. Не очень широко известен факт, что он принимал самое деятельное участие в образовании Харьковского университета. В 1803 году, как раз в период сватовства Марии Павловны, Гёте получает просьбу от близкого к Александру I графа Потоцкого о помощи в поиске лучших преподавателей для будущего университета. Гёте действительно берётся за дело, и из Йены в степной Харьков, где нет даже библиотеки, отправляются лучшие йенские преподаватели. При этом он проявляет выдающуюся практичность и добивается очень хороших условий и твёрдых гарантий для своих посланцев. Университет открывается в 1804 году, и впоследствии Гёте становится почётным членом Харьковского университета.

С лёгкой, но очень авторитетной подачи Гёте, его интерес и доброжелательное отношение к России были замечены культурной частью европейского общества и подхвачены ею. На волне победоносных антинаполеоновских войн этот интерес надолго закрепился в Европе, что позволило русскому искусству навсегда занять важное место в мировой культуре.

Умерла в родах

“Если и есть на свете настоящие русские, то это остзейские немцы”, - признался некий барон, весьма преуспевший в “стране медведей”. Другой немец - литератор из Тюрингии, а по совместительству русский консул в Кёнигсберге - тоже на судьбу не жаловался.

Был весьма плодовит, во всех отношениях. На его счету 211 пьес, 10 романов, 5 исторических трудов - в общей сложности 40 томов. И хотя эта литература была низкопробной “коцебятиной”, из моды она не выходила долго. Обожала публика Коцебу, что поделаешь.

Ещё при Екатерине II , в 1781 году, 20-летний адвокат из Веймара Август Коцебу прибыл в Петербург “на ловлю славы и чинов”. Служит по казённой части, женится на генеральской дочке Фредерике Эссен и поверяет бумаге свои буйные фантазии.

Фредерика умерла в родах, оставив мужу четверых детей, и безутешный вдовец уехал в Европу, где влип в историю. Он издал скандальный памфлет под чужой фамилией, был разоблачён и сбежал назад в Россию. Однако вскоре утешился, взяв в жёны Кристину Крузенштерн , сестру известного мореплавателя.

Восторг тирана

Подозрительный немец вызвал интерес у царских спецслужб. В 1800 году страдающий шпиономанией Павел I сослал писаку в Сибирь - как “якобинца”. Но арестант сообразил, чем умаслить русского самодура. На стол императору легла его пьеса “Лейб-кучер Петра III” и записка с именами возможных иностранных агентов.

Тиран пришёл в восторг. Узник помилован, осыпан царскими милостями и назначен придворным советником. В ночь на 12 марта 1801 года Павел I был убит.

По Петербургу поползли слухи, что сам Александр замешан в убийстве отца. Но под рукой был смекалистый Август - он-то и раскрыл “главнейших” преступников. По “списку Коцебу” из столицы были высланы влиятельные люди. Теперь господин сочинитель служит новому императору - уже в чине стат­ского советника и становится газетным агентом на русской службе в Берлине.

Всё бы хорошо, но Август опять овдовел. Кристина умерла, оставив мужу пятерых детей. При дворе шептались: уж не убивает ли Коцебу своих жён, как Синяя Борода?

В Восточной Пруссии

Вдовствующий сочинитель за границей трудится на пропаганду самодержавия, издаёт реакционные газеты. Но статский советник не мог оставаться бессемейным бобылём, и третьей супругой Августа становится его свояченица, Вильгельмина Крузенштерн . Дети пошли, как грибы, один за другим.

Когда на Европу обрушился Наполеон , Коцебу спешно уехал в Россию. Своего любимца государь поначалу держит под рукой, но после 1812 года отправляет обратно в Европу - как чиновника русского МИДа, “командированного в Германию”. За усердие Август получает должность генерального консула России в Кёнигсберге.

Был ли Коцебу глубоко законспирированным “кротом”, внедрённым агентом, как Штирлиц, история умалчивает. Тем не менее он много ездит по стране, собирает сведения о положении дел в немецких землях и регулярно отправляет их в Петербург.

Заколол кинжалом

Августу было неуютно в Восточной Пруссии. Будучи боязливым и, как многие немцы, склонным к мистицизму, он ощущал, что Кёниг­сберг таит для него опасность, объяснить которую не мог. От дурных мыслей консул в поте лица пашет на ниве русской дипломатии.

Весной 1815 года в семье Коцебу родился сын, названный в честь русского императора - Александром. И сидеть бы счастливому родителю у камелька в окружении потомства, строчить на потребу “мыльные” мелодрамы, но было тревожно.

Каждый вечер с немецкой пунктуальностью русский консул совершает моционы по Кёнигсбергу. Однако повсюду - в парке, где он обдумывал новые пьесы; в кофейне, куда он заходил с младшими детьми; и даже возле дома - мелькали подозрительные тени. А в одной из его пьес появился эпизод, словно кем-то продиктованный: главного героя закалывает кинжалом другой герой, юный студент.

Служит пером, как шпагой

Скинув гнёт Наполеона, раздробленная Германия горела идеалами свободы и патриотизма, стремилась к объединению. Повсюду рождались студенческие союзы и тайные общества. Но Александр I, чтобы задушить революцию в зародыше, учредил с европейскими монархами Священный союз и лез во внутренние немецкие дела.

Временно сменив зловещий Кёнигсберг на Веймар, Август Коцебу русскому трону служит пером, как шпагой - пишет едко, хлёстко. Он травит клеветой почтенных профессоров и студентов-романтиков, уже пострадавших от ищеек Священного союза. Модному писателю многие верят. В университетах вспыхнули протесты. Коцебу заподозрили в шпионаже в пользу России, и он залёг на дно в Мангейме.

И вдруг из русского МИДа слили в прессу “Записку о нынешнем положении Германии”. А в ней - призыв к правителям Европы ограничить роль Германии в новом мире и прижать университеты как рассадники вольнодумства.

Грянул неслыханный скандал. Немцы сразу вспомнили давнюю историю с памфлетом, написанным Коцебу под чужой фамилией. Сбежавший шпион был объявлен предателем Отечества, и “под небом Шиллера и Гёте” явился благородный мститель - .

На подкуп стукачей

Студент Занд был юношей возвышенного ума и пылкого сердца. Преуспел в философских науках, изучал теологию и хотел стать пастором. О нём говорили: “Экзальтирован, добр, простодушен и всегда исследует свою совесть”. Считая Наполеона исчадьем ада, Карл был готов принести себя в жертву ради возлюбленной Отчизны.

18 июня 1815 года 19-летний доброволец Занд сражался на поле Ватерлоо, а 14 июля прусская армия вошла в Париж. Вернувшись домой, воин загорелся либеральными идеями. Он вступает в союз “Буршеншафт” и тайное общество “Тевтония”, вызывавшие страх у европейских монархов. А русский царь не жалел денег на подкуп стукачей...

Однажды на Рыночной площади Карл услышал чтение новой ядовитой клеветы Коцебу, и его огнём обожгло: наёмный негодяй должен быть повергнут!

Мститель не хотел терять времени - он был уверен, что злодей опять сбежит в Россию. 23 марта 1819 года Карл прибыл в Мангейм, нашёл дом Коцебу, дождался хозяина и со словами “Ты - изменник отечества!” ударил его три раза кинжалом в грудь.

Русский царь жаждет крови


На крик умирающего в комнату вбежала его маленькая дочь. Не в силах видеть, как девочка рыдает на трупе отца и зовёт его, Карл, не сходя с места, по рукоять вонзил себе в грудь кинжал, ещё покрытый кровью Коцебу. Затем выбежал на улицу, нанёс себе второй удар и упал без сознания.

Убийцу поместили в тюремный госпиталь. Три месяца Карл, несмотря на лечение и уход, находился между жизнью и смертью, и ещё полгода не мог пошевелиться.

Александр I воспринял убийство Коцебу - как знак приближения европейской революции к границам России. В Пруссии же Занда жалели, а многие открыто оправдывали. Но царь настойчиво требовал кары, и затягивать дело было уже невозможно. 5 мая 1820 года суд Мангейма приговорил Карла Людвига Занда к лишению жизни через обезглавливание. Осуждённый выслушал приговор с улыбкой.

Накануне казни Карл, ещё слабый от ран, отрепетировал с палачом все детали отсекание своей головы и заранее поблагодарил его, сказав, что потом уже не сможет этого сделать. Затем лёг спать, а бледный палач вышел из камеры, едва держась на ногах.

Кудри смертника

Утром 20 мая Карла спросили о его последнем желании. Он решил принять ванну, как это делали древние перед битвой. Лёжа в ванне, смертник с величайшей тщательностью стал заниматься своими великолепными длинными кудрями.

Власти опасались волнений в университетах и приняли меры. Охрана тюрьмы была утроена, на подмогу прибыло 1.200 человек пехоты, 350 кавалерии и артиллерийская батарея. Весь Мангейм вышел на улицы, ведущие к месту казни. Из окон бросали букеты цветов.

“Я умираю без сожалений” , - сказал 24-летний Карл Занд. Палач выхватил меч и нанёс удар. Под чудовищный крик толпы голова не упала, она только склонилась на грудь, держась на недорубленном горле. Палач снова взмахнул мечом и на сей раз отрубил вместе с головой часть плеча.

Прорвав цепь солдат, толпа бросилась к эшафоту. Вся кровь до последней капли была вытерта носовыми платками, а куски сломанного эшафота расхватаны до последней щепки. В полночь труп Занда тайно перевезли на кладбище, где был погребён Коцебу. Отныне они покоятся на расстоянии двадцати шагов друг от друга.

Кинжал Пушкина

Весть о политическом убийстве и изуверской казни облетела Европу и Россию. Пушкин обессмертил Карла Занда в вольнолюбивой оде “Кинжал”, назвав его “юным праведником” и “избранником”. По идее Пушкина, на каждого тирана обязательно найдётся кинжал.

В Германии укоренился культ мученика и национального героя. В Мангейме на месте казни возведён памятник Карлу Занду. А сочинениям Коцебу был объявлен бойкот. Имя врага свободы почти забыто, его книги ушли в запасники библиотек.

Но щелкопёр наплодил целое гнездо агентов русского царя - 12 сыновей и 5 дочерей. Сыновья исправно служили трону. Рождённый в Кёнигсберге Александр стал художником-баталистом и царским любимцем. По заказу Николая I он писал серии пафосных картин во славу русского оружия - о Семилетней войне, суворовских походах и полтавской победе.

Художник не любил Кёнигсберг. Именно там, ещё в раннем детстве, он узнал об убийстве отца, и семья сразу же уехала в Россию, а в родном городе он больше не бывал. Но нынешние патриоты недовольны, что в Калининграде никак не увековечена память об Александре Коцебу.

Н. Четверикова