Краткое содержание повести ночь перед рождеством гоголь. Краткий пересказ Ночь перед Рождеством (Гоголь Н

Истинно сказочное творение Николая Васильевича повествует нам историю кузнеца Вакулы, влюбленного в Оксану. Но девушка была очень заносчива и потребовала от юноши, чтобы тот достал ей красивые туфельки самой императрицы.

Вакула, согласившись, отправился в дальний путь, где сумев заставить самого черта отвезти его к государыне. Объяснив причину появления во дворце, Екатерина Великая дарит ему черевички. Приехав на хутор, Вакула преподносит дивчине презент, но она отказывается его принять, так как сильно переживала из-за его пропажи. Но вскоре молодые люди мирятся и вступают в брак.

Произведение учит нас беречь отношения между собой, иначе потеряешь самое сокровенное – любовь и взаимопонимание. И какие бы обстоятельства не возникали на пути у любимых, надо уметь понять и договориться.

Читать краткое содержание Гоголь Ночь перед рождеством

Повесть начинается с событий, происходящих в предпраздничную Рождественскую ночь. У молодежи еще не начались колядки, а высоко в небе летает нечистая сила-это ведьма с чертом. Они крадут месяц, для того чтобы было темно и казак Чуб не смог дойти до дьяка в гости. Особенно черт не любил кузнеца Вакулу, который торопился к Оксане. Несмотря на такую темень и суровую погоду Чуб с кумом отправляются в гости, и оставляют девушку одну, которая наряжается к предстоящим гуляниям с подругами. Неожиданно заходит Вакула, напугав Оксану. Он объясняется в любви, на что высокомерная девица совсем не слушает его признания и надсмехается над ним.

Огорченный юноша собирался уходить, как неожиданно возвращается отец Оксаны.

Чуб, услышав голос кузнеца, думает, что попал совсем не домой, решил проведать мать кузнеца. Солоха же была той самой ведьмой, которая летала с чертом в эту ночь. Она воровала звезды, а черт же скрыл месяц, чтобы всем было темно и страшно, и в особенности кузнецу, который отправился в гости к наипрекраснейшей девушке на селе. Уж очень сильно он возненавидел юношу. Именно Вакула, когда украшал росписью утварь, хижины образами святых, то черта изобразил в неприглядном виде.

Наконец, когда метель стихла, и вся молодежь выбежала из своих домов на улицу. Подружки тоже прибежали к Оксане. Она, заметив красивые черевички на ногах у одной из девушек, ставит условие Вакуле, что она станет его женой, если он достанет ей сапожки, которые носит сама Екатерина Великая. Ведь, она такая красивая, достойна, носить только прекрасную и богатую одежду и обувь.

Между тем у Солохи расслабившегося черта пугает голова, который раздумал идти к дьяку. Приходится черту прятаться в мешке, оставленным кузнецом. После вкусного ужина голове тоже необходимо скрыться, так как появляется дьяк. И голова тоже залезает в мешок. Расхваливая Солоху за ее гостеприимство, голова слышит голос Чуба и, от перепуга запрыгает туда же.

Удрученный Вакула возвращается домой, и, увидев ненужный хлам, решает их выбросить. Унося, он даже и не замечает, тяжесть груза, так как все еще думает над словами Оксаны. Выйдя из дома, его встречает толпа колядующих ребят, среди которых была и его возлюбленная. Она также при всех объявила о своем желании.

Взбешенный Вакула бросив все мешки, кроме маленького помчался, куда глаза глядят. Окружающие же, не поняв его поведения, подумали, что кузнец совсем с ума сошел.

Вакула посещает запорожца Пацюка, о котором поговаривали, якобы он был родственником черта. Когда он зашел к Пузатому, то застал его за праздничной трапезой, состоящей из блюда любимых его вареников и галушек. Кузнец, осторожно интересуется, где бы ему найти черта, но получив неопределенный ответ, выбегает из хаты.

Поняв, что этой ночью можно поживиться, черт выпрыгивает из мешка и обещает Вакуле, что Оксана будет его женой обязательно. Лукавый кузнец, воспользовавшись данным положением, приказывает доставить его к государыне.

В это время девушки, гуляя по улице станицы, увидели брошенные кузнецом мешки. Им стало интересно, что же наколядовал Вакула. Но тут разгорается конфликт из-за мешка, где сидит отец Оксаны. Супруга кума, думая, что в мешке находилась живность, была очень удивлена, когда оттуда выскочили не только Чуб, дьяк, но и еще голова.

Вакула, прибыв в Петербург, отправляется к запорожцам за помощью. Надавливая на черта, который сидит в кармане, он добивается, чтобы казаки взяли его с собой на прием к государыне. Попав во дворец, кузнец поражен роскошью и богатством украшенных стен и залов. Увидев царицу,он вначале оробел, но посмотрев, как она уважительно обращается с запорожцами, попросил у нее такие же башмачки, которые носит она сама.

Удивленная такой просьбой, государыня просит обратить внимание на пассаж Фонвизина, и дарит ему заветную обувь. Юноша делает комплимент царице, который ей очень понравился, тем более проситель был красивым молодым человеком. Получив башмачки, Вакула приказал черту, чтобы то вынес его быстрее отсюда.

Пока кузнец отсутствовал, в деревне женщины говорили разное про него: то он утопился или повесился? Конечно же, все его жалели. Ведь Вакула был на все руки мастер.

И горделивая Оксана не спит по ночам, и думает о нем. Куда же он пропал? Когда началось богослужение, девушка и слова молитвы не могла вымолвить, да и сельчанам без него было скучно праздновать Рождество.

Вакула же так торопился, что изо всех сил подгонял черта, и тот примчал проворно к его хате. Отпустив нечистого, он долго проспал, что даже не успел ни на одну службу.

Отдохнув, и собравшись с новыми силами, он долго любовался на привезенные башмачки.

Нарядившись, и завернув в платок новую шапку из каракуля и добротную плетку, он отправился свататься к Оксане.Увидев кузнеца разодетым, Чуб не знал, что и подумать. Тогда Вакула протянул ему плетку и приказал бить его. Чуб ударил его три раза, после чего, юноша попросил руки его дочери. Отец посмотрел на богатые дары, и согласился.

Оксана, обрадованная тем, что Вакула вернулся живым и невредимым, уже и не хотела брать позолоченные башмачки. Она поняла, что любит его от всего сердца.

Прошло какое- то время, и мы видим счастливое семейство кузнеца Вакулы. Свой дом он расписал так дивно, что все восторгались им. И, выполнив церковное покаяние, левую сторону дома покрыл зеленым цветом с изображенными красными цветами. А сбоку показал в рисунке черта в аду. А Оксана стала прекрасной матерью и добропорядочной женой.

Повесть "Ночь перед Рождеством" - это произведение, написанное Николаем Васильевичем Гоголем. Она входит в цикл под названием "Вечера на хуторе близ Диканьки". Данное произведение было опубликовано в 1832 году, а действие его относится хронологически к периоду правления Екатерины II, точнее, состоявшейся в 1775 году последней депутации запорожцев. События происходят на Украине, в Диканьке.

Герои произведения

В повести, которую написал Гоголь ("Ночь перед Рождеством"), имеется в качестве действующих лиц ряд сказочных персонажей: укравший месяц черт, ведьма Солоха, на своей метле рассекающая небо. Еще один яркий образ - Пацюк, который мог излечивать людей от разных болезней и странно ел вареники, которые сами попадали к нему в рот, обмакнувшись в сметане.

В повести под названием "Ночь перед Рождеством" герои -обычные люди -вступают во взаимодействие со сказочными персонажами. К представителям рода людского в произведении относятся кузнец Вакула, Оксана, ее отец Чуб, голова, дьяк, царица и другие.

"Ночь перед Рождеством" начинается следующими событиями. Закончился последний день перед Рождеством, наступила звездная ясная ночь. Через трубу одного из домов на метле поднялась ведьма и принялась собирать звезды. А в это время черт украл месяц.

Это он сделал, так как знал, то Чуб сегодня приглашен на кутью дьяком, а его красавица-дочь останется дома, и в это время к ней придет кузнец. Черт мстил этому кузнецу. Возлюбленный дочери Чуба, кроме того, был хорошим художником. Однажды он написал картину, в которой в день страшного суда святой Петр изгоняет злого духа из ада. Черт всячески мешал работе, но она была закончена, а доска вделана в стену церкви. С этих пор этот представитель нечистой силы поклялся мстить своему врагу.

Украв месяц, он надеялся, что Чуб не пойдет никуда в такую темноту, а кузнец не решится при отце прийти к его дочери. Чуб же, в это время выходивший вместе с Панасом из своей хаты, раздумывал, что же делать: идти к дьяку или остаться дома. В конце концов было решено идти. Вот и отправились в дорогу в ночь перед Рождеством герои произведения - два кума. Чем завершится эта история, вы узнаете чуть позже.

Оксана

Продолжаем описывать краткое содержание. "Ночь перед Рождеством" составляют следующие дальнейшие события. Оксана, дочь Чуба, считалась первой красавицей. Она была избалована, капризна. Парубки толпами гонялись за ней, но уходили потом к другим, не столь избалованным. Лишь кузнец не покидал девушку, хотя ее обращение с ним было ничуть не лучше, чем с другими.

Когда отец Оксаны ушел к дьяку, в его доме появился Вакула. Он признался в любви Оксане, но та лишь издевается над ним, играет с кузнецом. Вдруг в дверь постучали с требованием открыть. Девушка хотела это сделать, но Вакула-кузнец решил, что дверь откроет он сам.

Ведьма Солоха

Продолжает свою повесть Николай Васильевич Гоголь ("Ночь перед Рождеством"). Ведьме в это время надоело летать, и она отправилась к себе домой, а черт - за ней следом. Ведьма эта приходилась Вакуле матерью. Звали ее Солоха. Женщине было около 40 лет, она была ни хороша, ни дурна собою, но умела очаровывать казаков так, что многие к ней ходили, не подозревая при этом, что у них имеются соперники. Лучше всех Солоха относилась к Чубу, так как он был богат, и она хотела женить на себе его, чтобы прибрать к рукам состояние. А чтобы сын не опередил ее каким-нибудь образом, женившись на Оксане, ведьма часто ссорила с Вакулой Чуба.

Возвращение Чуба

Следующие дальнейшие события составляют краткое содержание. "Ночь перед Рождеством" продолжается. Когда за Солохой летел черт, он заметил, что отец девушки все-таки решил уйти из дома. Тогда он стал разрывать снег для того, чтобы началась метель. Она и заставила Чуба вернуться. Но поскольку метель была очень сильная, кумовья не могли долго отыскать свою хату. В конце концов Чубу показалось, что он ее нашел. Герой постучал в окно, но решил, услышав голос Вакулы, что пришел не туда. Захотев узнать, чей это дом и к кому кузнец ходит, Чуб притворился колядующим, но Вакула его прогнал, сильно ударив по спине. Чуб, побитый, отправился к Солохе.

Коляда

Повесть "Ночь перед Рождеством" продолжается. У черта выпал месяц и снова поднялся на небо, все вокруг осветив. Вышли колядовать девчата и парубки. Зашли они и к Оксане, которая, увидев на одной черевички, захотела иметь такие же. Вакула пообещал достать самые лучшие, а Оксана поклялась, что выйдет замуж за него, если тот достанет черевики царицы.

Черт в то время целовал руки Солохи, но вдруг послышался голос и стук головы. В дом ее стали приходить один за другим гости - уважаемые казаки. Пришлось спрятаться в мешок из-под угля черту. Затем дьяку и голове пришлось, в свою очередь, залезть в мешки. Вдовый Чуб, самый желанный из гостей для Солохи, влез на дьяка. Последний гость, "грузный телом" казак Свербыгуз, не поместился бы в мешок. Поэтому Солоха решила вывести его в огород и там выслушать, зачем он явился.

Пацюк

Вернувшись домой, Вакула увидел мешки посреди хаты и решил их убрать. Он вышел из дома, взяв тяжелый груз. В веселой толпе на улице ему послышался голос своей возлюбленной. Вакула бросил мешки, отправился к Оксане, но та, напомнив про черевички, убежала. Кузнец в гневе решил было расстаться с жизнью, но, опомнившись, отправился к запорожцу Пацюку за советом. Пузатый Пацюк, по слухам, водил с нечистой силой дружбу. Вакула, отчаявшись, спросил, как попасть к черту, чтобы заручиться его помощью, но тот дал лишь невнятный совет. Благочестивый купец, очнувшись, выбежал из хаты.

Договор с чертом

Сидевший в мешке прямо за спиной Вакулы черт не мог, естественно, упустить эту добычу. Он предложил сделку кузнецу. Вакула согласился, но при этом потребовал закрепления договора и, перекрестив черта, обманом сделал того смирным. Черт теперь был вынужден отвезти Вакулу в Петербург.

Брошенные кузнецом мешки нашли гуляющие девушки. Решив узнать, что наколядовал Вакула, они отправились за санками, чтобы отвести к Оксане в хату находку. Из-за мешка, в котором находился Чуб, между ними разгорелся спор. Думая, что там сидит кабан, кумова жена отбила его у ткача и супруга. К удивлению всех, в этом мешке оказался, кроме Чуба, еще и дьяк, а в другом - голова.

Встреча с царицей

Вакула, прилетев на черте в Петербург, встретил проезжавших через Диканьку ранее запорожцев и отправился на прием к царице вместе с ними. Во время его запорожцы рассказали о своих заботах государыне. Царица спросила, что же нужно казакам. Тут упал на колени Вакула и попросил у нее черевички. Царица, сраженная искренностью молодого купца, велела принести Вакуле башмачки.

Финал

О смерти кузнеца говорил весь хутор. А Вакула пришел к Чубу с подарками сватать девушку, одурачив черта. Дал согласие казак, а Оксана ("Ночь перед Рождеством") встретила кузнеца с радостью, готовая и без черевиков выйти за него. В Диканьке позже хвалили дом, чудно расписанный, в котором жило семейство Вакулы, а также церковь, где был искусно изображен в аду черт, в которого все проходившие мимо плевали.

На этом заканчиваем описывать краткое содержание. "Ночь перед Рождеством" завершается на этой оптимистичной ноте. Ведь добро всегда побеждает зло, в том числе и в этом произведении Гоголя. "Ночь перед Рождеством", тема которого - народ, его быт, традиции и обычаи, доказывает это. Произведение наполнено светлой, радостной атмосферой праздника. Читая его, мы как будто становимся его участниками.

«Последний день перед Рождеством прошел. Зимняя ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить всем добрым людям и всему миру, чтобы было весело колядовать и славить Христа».

Парни в украинском селе готовят свои проказы, девушки наряжаются у зеркала. Скоро они выбегут на скрипучий снег, чтобы петь под окнами рождественские колядки и желать здоровья и процветания хозяевам. А в благодарность получат от кого медный грош, от кого — кусок колбасы.

Через трубу из одной хаты вместе с клубами дыма вылетела ведьма верхом не метле. Поднялась до самого неба да и набрала полный рукав звезд. Навстречу ведьме летит черт: «Спереди совершенно немец (иноземец): узенькая, беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая все, что ни попадалось, мордочка оканчивалась, как и у наших свиней, кругленьким пятачком...», тоненькие ножки, сзади хвост — «такой острый и тонкий, как теперешние мундирные фраки». Небольшие рожки, козлиная боро-денка... «Последнюю ночь осталось черту шататься по белому свету и выучивать грехам добрых людей...»

Ведьма ворует звезды, а черт собрался украсть месяц. Обжегся, стал перекидывать из одной руки в другую и, наконец, «поспешно спрятал в карман».

Зачем черту это было нужно? А было черту известно, что «богатый козак Чуб приглашен дьяком на кутью», где будут почтенные гости. В его отсутствие к его дочке Оксане — первой красавице на все село — наверняка придет влюбленный в нее кузнец Вакула, «силач и детина хоть куда». А черт ненавидит Вакулу, потому что в «досужее от дел время кузнец занимался малеванием»: он расписывал миски, хаты, изображал святых и на церковной стене нарисовал «святого Петра, изгоняющего из ада злого духа».Черт был представлен в самом отвратительном и униженном виде — «грешники били его и гоняли кнутами, поленами и всем чем ни попало».

Нечистый решил отомстить Вакуле: Чуб ленив, в темную зимнюю ночь он из дому не выйдет. Вот кузнецу и не придется свидеться с Оксаной — между отцом девушки и влюбленным в нее хлопцем существует давнишняя неприязнь.

После похищения месяца сделалось так темно, что «не всякий бы нашел дорогу к шинку, не только к дьяку». Черт в темноте подкрадывается к ведьме, начинает ей нашептывать любезности...

Козак Чуб в такую темную ночь и остался бы дома, покуривая люльку (трубку), но манит его варенуха и шафранная водка, которыми наверняка попотчуют у дьяка. Да и выходит он из дому не один, а с кумом — идти будет нескучно.1

— Так что же, кум? Как нам быть? Ведь темно на дворе? — делает Чуб попытку посоветоваться.

Кум предлагает остаться дома — и Чуб тотчас поступает наперекор. Кумовья тащатся к дьяку.

Оксане не было еще и семнадцати лет, но все «парубки гуртом провозгласили, что лучшей девки и не было еще никогда, и не будет никогда на селе... Оксана знала и слышала все, что про нее говорили, и была капризна, как красавица...»

Парубки, попробовав привлечь внимание красавицы, мало-помалу отставали от нее и обращались не к таким избалованным девушкам. Один кузнец был постоянен.

После ухода отца девушка жеманится перед зеркалом: «Разве черные брови и очи мои так хороши, что уж равных им нет на свете?.. Я вижу теперь, что я совсем не хороша!» и тут же: «Нет, хороша я! Ах, как хороша! Чудо! Какую радость принесу я тому, кого буду женою!»

Кузнец, потихоньку вошедший, любуется ею — даже ее притворный гнев («Зачем пришел? А не погнать ли тебя лопатой?») и непритворное самолюбование приводят хлопца в восхищение.

Оксана расспрашивает Вакулу, правда ли, что его мать ведьма. Тот отвечает, что ему все равно: «Ты у меня и мать, и отец, и все, что есть дорогого на свете...»

Ведьма же, на самом деле мать Вакулы — Солоха, с морозного неба лихо спускается в трубу, предварительно убедившись, что Вакула не назвал в хату гостей. С ней спускается и черт. К сорокалетней Солохе захаживают и дьяк (когда дьячихи нет дома), и голова, и козак Корний Чуб, и козак Касьян Свербыгуз. Солоха ловка — никто из ее обожателей не подозревает, что у него есть соперники.

Приветливее всего Солоха с Чубом: он был вдов и богат (волы, коровы, птица, огород, сундуки с нарядами покойной жены). Солоха была очень не прочь обвенчаться со вдовцом и присоединить его хозяйство к своему. Поэтому ей очень не нравилось, что сын ее влюблен в Оксану: если Вакула женится на дочери Чуба, то добро достанется кузнецу, а мать его уже не сможет выйти замуж за козака — церковь такие «перекрестные браки» порицает.

Черт уж влетел в трубу да увидел Чуба с кумом. Тогда он вновь вылетел и, по-собачьи разрывая мерзлый снег лапами, устроил настоящую метель, — надеялся, что теперь-то Чуб все-таки воротится домой и отколотит назойливого кузнеца.

Во время метели Чуб с кумом потеряли друг друга. Кум набрел на шинок, что очень его обрадовало. А Чубу удалось найти свою хату, но... Навстречу ему с грозным видом вышел кузнец:

— Чего надо?

Чуб решил, что из-за метели он перепутал дорогу. «Верно, это хата Левченко, который сейчас сидит у дьяка... А кузнец — хо-хо! — верно, ходит к его молодой жене!»

Чуб заявляет, что он пришел колядовать, но Вакула прогоняет его толчками. Чуб отправляется к Солохе, приговаривая:

— Больно поколотил проклятый кузнец!

Солоха вылезла из печи и начала прибираться. Только Кузнецовы мешки оставила посреди хаты: его мешки — пусть он и убирает!

Черт любезничает с Солохой, добиваясь нежностей. Он и не заметил, что месяц вылетел из его кармана и вновь утвердился на небе. «Метели как не бывало. Снег загорелся широким серебряным полем и весь обсыпался хрустальными звездами». Парубки и девушки высыпали на улицы, почти под каждой хатой толпились колядники.

Компания девушек с мешками ввалилась в хату Оксаны, хвастаясь наколядованным: паляницами, варениками, колбасами...

Оксана веселится. Она хвалит черевички, которые замечает на своей подруге Одарке. Кузнец обещает своей ненаглядной Оксане принести лучшие черевички — «какие редкая панночка носит».

Оксана смотрит надменно:

— Если ты достанешь черевики, которые носит царица, то сей же час выйду за тебя замуж!

Колядующие девушки уводят вслед за собой капризную красавицу. Кузнец выходит вслед за ними. Он пытается убедить себя, что «доброй хозяйки» из Оксаны не выйдет, «она только мастерица рядиться». Но ее «смеющийся образ» не оставляет его.

В это время черт увивается возле Солохи — и тут в дверь раздается стук. Это заявился сельский голова. Пока Солоха открывала дверь, черт проворно юркнул в мешок. Голова объявил Солохе о том, что из-за метели не пошел, как намеревался, к дьяку — и теперь проведет весь вечер с нею.

Теперь уж с любезностями к ведьме пристает дьяк: прикасается к ее полной руке, тут же отскакивает и спрашивает с видом лукавым и самодовольным:

— А что это у вас, великолепная Солоха?

Неизвестно, сколько бы дьяк еще так трогал и прыгал, спрашивал и отскакивал, но послышался стук и голос козака Чуба.

Трусливый дьяк заметался, задрожал всем телом:

— Что теперь, если застанут особу моего звания? Дойдет до отца Кондрата!

Но более отца Кондрата дьяк боялся своей грозной жены, которая не стеснялась в гневе вырывать дьяку волосы из положенной ему по сану косы.

Дьяк был тоже засунут в мешок из-под угля, уже в другой. Служитель церкви тщедушен, от страха он так съежился, что сверху можно было насыпать еще полмешка угля.

Чуб входит к Солохе в прекрасном настроении. Он даже шутит, будучи абсолютно уверенным, что он единственный герой сердца деревенской красотки:

— Уж не развлекалась ты уже с кем-нибудь без меня?

Но не успел шутник с морозу выпить рюмку, как в дверь постучал кузнец. Что было делать Солохе? Она затолкала Чуба в тот же мешок, где на дне скорчился дьяк.

Кузнец опустился на лавку, будучи сильно не в духе. Мать его вышла в огород, чтобы побеседовать с очередным претендентом на ее ласки. Вакула подхватил мешки: «Дрянь всякая валяется посреди хаты, а ведь праздник!» С трудом взвалив груз на плечи, кузнец выбирается из дома. Он огорчен: «Околдовала меня Оксана! Раньше подковы руками гнул, а теперь мешка не подниму!»

Бедолага не знает, что взвалил на плечи и долговязого голову, и толстого Чуба, и дьяка, да еще и черта в отдельном маленьком мешке (кузнец думает, что там — его инструменты).

Увидев на улице толпу, где сияет черными очами Оксана, кузнец подходит поближе. Лукавая девушка вновь напоминает о черевичках, «которые носит царица». Кузнец бросил все мешки (кроме маленького, с чертом) и заявил в сердцах:

— Прощай, Оксана! Ищи себе какого хочешь жениха, а меня больше не увидишь на этом свете.

На бегу попрощался Вакула с парубками и завещал все добро, что найдется в его скрыне (сундуке), на церковь. Бросив тяжелые мешки на дорогу, с чертом за плечами бросился Вакула бежать. Остановившись перевести дух, он подумал, что, покончив с собой, все равно погубит свою душу. Не попробовать ли последнее средство — пойти к запорожцу Пузатому Пацюку, который, говорят, колдун и всех чертей знает.

Пацюк жил в Диканьке вот уж десять, а то и пятнадцать лет. Он был так огромен, что все реже выходил на улицу — видно, в двери пролезть не мог. Но у себя принимает — в селе Пацюк известен как искусный знахарь.

Кузнец «не без робости отворил дверь». Пацюк ел галушки без помощи столовых приборов и рук — просто хлебал из кадушки жижу, то и дело ухватывая зубами галушки.

Но это были еще не чудеса. А вот когда принялся бывший запорожец за вареники, то Вакула просто застыл: сами собой прыгали эти изделия из теста в сметану, обмакивались и отправлялись в широко разинутую пасть Пацюка.

Вакула удивлен и даже напуган, но, тем не менее, вежливо интересуется у знахаря, не может ли он помочь найти черта и попросить у него помощи. Ведь поговаривают, что и сам Пацюк немного сродни черту.

— Тому не нужно далеко ходить, у кого черт за плечами... — произнес запорожец.

И Вакула почувствовал, как в его разинутый от удивления рот влетел вареник и уже запачкал ему рот сметаною.

Кузнец бросился наутек. На улице черт выскочил из мешка и сел верхом кузнецу на шею. Нечистый стал сулить благочестивому Вакуле и деньги, и любовь Оксаны... Только вот нужно подписать контракт...

Кузнец сделал вид, что согласился. Но подобные контракты с чертом ведь подписывают кровью?

Кузнец полез в карман якобы за гвоздем, но, изловчившись, поймал черта за хвост и сотворил крест. «Черт сделался тих, как ягненок».

Умоляя не класть на него страшного креста, нечистый согласился служить кузнецу. Вакула велел везти его в Петербург — и тут же почувствовал себя поднимающимся на воздух.

«Долго стояла Оксана, раздумывая о странных речах кузнеца...» Но ей удалось утешиться: «Не пройдет минут десять, как он придет поглазеть на меня...» Оксана решила быть помягче. Может, дать позволить как бы нехотя поцеловать себя...

И вот уже капризная красавица смеется с подругами. Девушки обращают внимание на брошенные кузнецом огромные мешки. Решили погрузить их, неподъемные, на санки и посмотреть у Оксаны в хате, что там.

Пока девушки бегали за санками, из шинка вышел кум. Решил, что мешки набиты кнышами и паляницами, а то и чем получше. Одному ему мешка не поднять. Кстати случился ткач Остап. Вдвоем они отнесли мешок с Чубом и дьяком в хату к куму. Жена кума, обычно сплетничавшая у соседок, неожиданно оказалась дома. Поскольку кум был горький пьяница, жена его часто ставила ему синяки под глазами и ругала его на чем свет стоит. Нищая их хата была богата только скандалами.

Завидев мешок с добычей, кума вознамеривается его отобрать. Кум пытается его отстоять, кума хватает кочергу... Достается и мужу, и ткачу. Ощупав мешок, женщина решает, что там целый кабан! Но из мешка выбирается Чуб. Усмехаясь, он уверяет, что нарочно подшутил над кумом. Но пусть тот не расстраивается: внизу еще что-то шевелится... Вряд ли кабан. Но поросенок — точно! Вместо поросенка вылезает дьяк...

— Вот тебе и Солоха! — восклицает Чуб. — Теперь я все знаю: у нее в каждом мешке по два человека. А я думал, что она только мне одному...

Девушки немного удивились, не обнаружив одного мешка, но Оксана утешилась тем, что и одного хватит. Когда мешок втащили в хату, голова не смог сдерживать икоту, которая давно уже мучила его. Он принялся икать и кашлять. Девушки испугались, бросились вон. В этот момент появился Чуб. Он попросил «не прогневаться, что не называю по имени и отчеству, вылезай из мешка!»

Вылез голова. Чуб от удивления вместо того чтобы спросить, как этот важный человек залез в мешок, осведомился:

—А позволь спросить тебя, чем ты смазываешь сапоги — смальцем или дегтем?

Голова степенно ответил, что дегтем лучше — и вышел из хаты.

А Чуб долго еще вслух дивился своей глупости, проклинал Солоху и требовал вытряхнуть из мешка второго человека.

«Сначала страшно показалось Вакуле, когда поднялся он от земли на такую высоту, что ничего уже не мог видеть внизу, и пролетел как муха под самым месяцем так, что если бы не наклонился немного, то зацепил бы его шапкою...»

Но вот и Петербург, освещенный по поводу какого-то праздника иллюминацией. За шлагбаумом, опустившись на землю, черт оборотился в коня.

«Боже мой! Стук, гром, блеск, по обеим сторонам громоздятся четырехэтажные стены... Дома росли и будто поднимались из земли на каждом шагу, мосты дрожали, кареты летали... С изумлением оглядывался кузнец на все стороны. Ему казалось, что все дома устремили на него свои огненные очи и глядели... Господ в крытых сукном шубах он увидел так много, что не знал, перед кем шапку снимать...»

Кузнец, хотя и оробел, здравого рассудка не потерял. Он велел черту залезть к нему в карман и вести сначала не к царице, а к запорожцам, которые проезжали осенью через Диканьку. Он знал, что они из Сечи направлялись с бумагами к царице. Так, верно, знают, как к ней лучше обратиться с просьбою. Запорожцы не сразу, но узнали гостя: «это тот кузнец, что малюет важно!» Брать диканьского живописца с собою к царице (а визит был назначен прямо на этот вечер) запорожские послы сначала отказывались, но кузнец, стукнув по карману, велел черту: « Проси!»

И вот уже, переодевшись в зеленый запорожский жупан, вместе с другими посланцами Сечи едет кузнец в огромной карете на мягких рессорах. Вот он вступает на «блистательно совещенную лестницу»... Особенно восхищают талантливого и чувствительного жителя Диканьки произведения живописи: «Что за чудная картина! Вот, кажется, говорит, кажется, живая! А дитя святое! А ручки прижало! Усмехается, бедное... А краски! Важная работа!»

Кузнеца подталкивают, чтобы не задерживался. Вместе со всеми запорожцами он оказывается в зале, где велено дожидаться. С послами Сечи беседует Потемкин, «величественного роста, довольно плотный человек в гетьманском мундире, в желтых сапожках. Волосы его были растрепаны, один глаз немного крив, на лице изображалась какая-то надменная величавость, во всех движениях видна была привычка повелевать...» Потемкин велит говорить, как он научил.

Является императрица с фрейлинами. Запорожцы падают ниц и твердят:

— Помилуй, мамо, помилуй!

— Не встанем, мамо, не встанем!

Дородная голубоглазая напудренная женщина с величественно улыбающимся видом желает познакомиться со своим народом. Поднявшись, запорожцы говорят совершенно не то, чему учил их Потемкин. Они напоминают о своих воинских заслугах и желают выдвинуть важные требования.

— Чего же хотите вы? — спрашивает Екатерина.

И тут Вакула повалился на землю со своей просьбой о черевичках для своей «жинки».

Царица засмеялась:

— Право, мне очень нравится это простодушие!

Она повелела принести для Вакулы самые дорогие башмачки с золотом.

Получив башмачки, Вакула восхитился:

—Если такие башмачки, какие ж должны быть самые ножки? Должно быть, из чистого сахара.

Царица приняла комплимент весьма благосклонно, тем более что Вакула, несмотря на смуглое лицо, был настоящим красавцем.

Запорожцы стали толкать кузнеца в бока, и он шепнул черту: «Выноси меня отсюда скорее!»

А в селе бабы до драки спорят: утопился кузнец или повесился?

Голова искренне, хотя и приземленно, сожалеет о том, что кузнец утопился.

— Какой важный живописец был! Какие ножи, серпы, крепкие плуги умел выковывать! Таких людей мало у нас на селе... А я собирался подковать свою рябую кобылу...

Оксана не верит, что кузнец мог покончить с собой: он довольно набожен, чтобы погубить свою душу. Но вдруг он у^ел, чтобы никогда не возвратиться? А ведь другого такого не найти! Всю ночь Оксана не может заснуть — «и к утру влюбилась по уши в кузнеца».

Рождественским утром вся церковь была полна празднично наряженного народа. «На всех лицах, куда ни глянь, виден был праздник... Одна Оксана стояла как будто не своя: молилась и не молилась... Слезы дрожали на глазах...» И все-таки без кузнеца всем односельчанам праздник был не таким.

Черт мигом доставил Вакулу прямо к его хате. Кузнец схватил хворостину, трижды хлестнул ею нечистого, и «бедный черт припустил бежать, как мужик, которого только что выпарил заседатель». Так «враг человеческого рода был сам одурачен».

Кузнец же от усталости заснул в сенях так крепко, что проспал заутреню и обедню. Это повергло его в уныние. Решив, что он будет каяться и весь год бить по пятьдесят поклонов, Вакула несколько успокоился, обрядился в запорожское платье, полюбовался еще раз красотой черевичек...

Новую шапку из решетиловских смушек (каракуль), новый «всех цветов пояс» и нагайку (плетку) он завернул в платок и отправился прямо к Чубу.

Чуб уж «не знал, чему дивиться: тому ли, что кузнец воскрес, тому ли, что кузнец смел к нему прийти, или тому, что он нарядился таким щеголем и запорожцем».

Вакула преподнес в дар Чубу пояс и шапку, вручил ему нагайку и склонил спину:

— Помилуй, батько! Не гневись! Бей, сколько хочешь...

Чуб взял нагайку и три раза ударил склоненную спину.

— Отдай, батько, за меня Оксану! — осмелел Вакула.

Чуб посмотрел на рогатые дары, вспомнил вероломную Солоху и согласился.

Оксана посмотрела на кузнеца «с изумлением и радостью».

Вакула протянул ей черевички — «те самые, которые носит царица».

Оксана замахала руками, не сводя с него очей:

— Не надо черевиков! Я и без черевиков...

И покраснела. «Никогда она не была так хороша...»

Спустя некоторое время проезжал через Диканьку архиерей и подивился размалеванной хате кузнеца Вакулы, около которой стояла красивая женщина с ребенком на руках. Это была Оксана. Окна хаты были обведены красной краской, а на дверях были нарисованы козаки на лошадях и с трубками в зубах.

Особенно же похвалил архиерей Вакулу, когда узнал, что тот выдержал церковное покаяние, «выкрасил даром весь левый крылос зеленою краскою с красными цветами». А на стене сбоку намалевал черта в аду — «такого гадкого, что все плевали, когда проходили мимо». Бабы же, если вдруг у них на руках плакало дитя, подносили его к картине и говорили:

— Он бач, яка кака намалевана!

«И дитя, удерживая слезенки, косилось на картину, и жалось к груди своей матери».

Канун Рождества, ночь. Выглянули звезды и месяц. Пришло время славить Христа и колядовать. Но вдруг в Диканьке из трубы одной хаты вместе с клубами дыма выскочила ведьма. Сидя на метле, поднимаясь всё выше, хватала она с неба в рукав звёзды. Откуда ни возьмись появилось чёрное пятнышко и стало превращаться в нечто странное. Спереди была мордочка, похожая на лицо немца в пенсне, но с пятачком, как у свиньи, и козлиной бородкой. На голове были рожки. А одето это существо было в мундир, как губернский стряпчий. Завершал странную картину торчавший из-под мундира хвост. Это был чёрт, который явился для того, чтобы погрешить и пошалить перед таким важным для людей событием, как Рождество. Чёрт взвился ввысь и украл месяц. Но зачем?

Он знал, что в эту ночь дочь Чуба, красавица Оксана, останется дома одна, потому что её батя уйдёт в дьяку на кутью. И к ней придёт кузнец, который известен в околотке как живописец, искусно расписывающий иконы. Он был человек богобоязливый, и за это чёрт его не любил. Особенно обозлился он на кузнеца после того, как тот нарисовал картину Страшного суда и поверженного чёрта. Нечистый после этого поклялся отомстить кузнецу.

А между тем Чуб и Панас собрались в гости к дьякону в его новую хату. Но лишь вышли за порог, погрузились в полную темноту. В чём дело - поняли быстро: месяца-то нет! Кум предложил остаться дома, но Чуб, который и сам этого хотел, был всё-таки упрямым и наперекор словам Панаса сказал, что идти надо.

В это время Оксана любовалась собой перед зеркалом и сама с собой вела диалог. Хороша ли она на самом деле, как люди говорят. Нет, не хороша. Глаза чёрные, прожигающие, косы, как змеи. Но нет - хороша! Счастлив будет тот, кому она в жёны достанется. За этим самолюбованием и застал её кузнец Вакула. Девушка рассердилась и в то же время смутилась. Но и насмешка была в её взгляде.

Оксана пытает Вакулу, верно ли люди говорят, что мать его ведьма. В ответ она слышит, что кузнецу всё это безразлично. А важна для него только она.

На самом деле Солоха, мать Вакулы, ведьма. Это она летала по небу. Домой она вернулась вместе с чёртом. И это не единственный её гость. К ней захаживают многие из хуторских мужиков. При этом никто не подозревает, что есть у ловкой Солохи ещё обожатели. Больше всего она мечтала породниться с богатым вдовцом Чубом. Она боялась, что влюбленный в Оксану Вакула женится на девушке и получит всё её добро, а сама Солоха уже не сможет зажить одной семьёй с казаком. Не положено, согласно христианским правилам.

В доме Солохи нечаянно столкнулись черт и заплутавшие Чуб с кумом. Разозлённый чёрт устроил сильную метель, чтобы вернуть обратно Чуба, а заодно спугнуть кузнеца. Чуб действительно возвращается, но кузнец, не узнав его, гонит прочь.

Чуб снова идёт к Солохе, с которой уже вовсю кокетничает чёрт. Месяц вылетает из кармана нечистого и возвращается на небо. Погода устанавливается хорошая, начинается массовое колядование.
Оксана хвалит подружкины черевички, и кузнец обещает, что достанет ей такие же, и даже лучше - какие мало у какой панночки есть. Оксана в ответ горделиво требует царских черевичек и обещает в случае успеха пойти за Вакулу замуж. Парубок и сердится на возлюбленную, и не может противиться её чарам.

Между тем у Солохи в доме происходит целая комедия с мешком. Сначала туда попадает чёрт из-за опасности попасться на глаза сельскому голове, который зашёл к женщине из-за метели. Потом слышится стук в дверь дьяка. Вдова велит прятаться голове в мешок.

Дьяк рассыпается в любезностях перед Солохой, но вскоре является казак Чуб. Испуганный служитель церкви прыгает в другой мешок. Дьяка сразу отправили в мешок из-под угля, но уже в другой. Служитель церкви оказался таким худым и так съежился от страха, что сверху неплохо было насыпать дополнительных полмешка угля.

Чуб уверен в том, что он здесь один, шутит, но вот раздаётся стук в дверь, и появляется кузнец. Чуб оказывается в одном мешке с дьяконом.

Вакула сокрушается о том, что совсем потерял волю из-за Оксаны. Он уносит мешки, оставленные посреди хаты. Охваченный грустными мыслями, он не замечает их подозрительной тяжести. И, когда снова видит Оксану, прогуливающуюся за окном с молодёжью, волнуется с новой силой. Девушка напоминает ему о своём капризе - черевичках. Вакула бежит прочь, а жители Диканьки распространяют слухи, что кузнец или сошёл с ума, или повесился.

Вакула идёт к запорожцу Пузатому Пацюку: тот «немного сродни черту», робко просит показать ему дорогу к черту. Хозяин ест галушки и вареники, не прилагая никаких усилий: еда сама запрыгивает ему в рот. Пацюк говорит, что черт у кузнеца за плечами. И правда, на улице черт выпрыгивает из мешка и обещает Вакуле Оксану. Но кузнец хитёр: он хватает черта за хвост, осеняет крестом и приказывает везти себя к царице в Петербург.

Содержимое мешков «оживает», ухажёры Солохи понимают, что она их одурачивала, и доверие к ней сходит на нет.

Кузнец оказывается в Петербурге, находит запорожцев, которые по осени были проездом в Диканьке, и просит взять его на приём к царице. Роскошь дворца потрясает молодого парубка. Он вместе с запорожцами предстаёт перед императрицей и просит у неё царских черевичек. Екатерина тронута искренностью и простодушием кузнеца и исполняет его желание.

На хуторе в это время бабы собрались на улице и спорят о судьбе Вакулы. Оксана волнуется, плохо спит ночь, утром бежит в церковь искать кузнеца. Не найдя его там, расстраивается до слёз. А кузнец уже вернулся, выспался и стал собираться к Чубу свататься. Чуб, злой на легкомысленную и лукавую Солоху, отвечает согласием. По душе ему подарки Вакулы. Видит он и то, что сама Оксана счастлива. Обретя вновь любимого, она готова идти за него замуж « и без черевиков» . Вакула женился, как и хотел и ярко расписал свою хату. А в церкви он намалевал до того страшного черта, что все «плевали, когда проходили мимо».

  • «Ночь перед Рождеством», анализ повести Гоголя

Введение. Общее описание повести, основная идея.

«Ночь перед Рождеством» - выдающаяся повесть Гоголя, множество раз экранизировалась и искренне полюбилась отечественному читателю. Входит в цикл повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки» . Невероятные фантастические события и живой язык описания делают повесть яркой и выделяющейся. Она буквально напитана фольклором, народными сказаниями и легендами.

Идейный смысл произведения наиболее полно можно понять, проанализировав взгляды Гоголя. В то время он все больше задумывался над величием демократии над слепым патриархальным укладом современной ему России. Его подпитывали прогрессивные веяния в области литературы и науки. Быт помещиков, их тугодумство и приверженность старым идеалам раздражала Гоголя, и он раз за разом высмеивал их жалкий образ жизни и примитивное мышление.

Очень важно, что в «Ночи перед Рождеством» добро побеждает зло, а свет держит верх над тьмой. Вакула отважен и великодушен, он не трусит и не складывает руки перед лицом трудностей. Именно такими, похожими на бравых былинных героев и хотел Гоголь видеть своих современников. Однако, реальность резко отличалось от его идеализированных представлений.

Автор пытается на примере Вакулы доказать, что только творя хорошие дела, ведя праведный образ жизни можно стать счастливым человеком. Власть же денег и попрание религиозных ценностей приведут человека на самое дно, сделают его безнравственной гниющей личностью, обреченной на безрадостное существование.

Все описание пронизано глубоким авторским юмором. Вспомнить только с какой насмешливой иронией он описывает придворное окружение императрицы. Обителей Петербургского дворца Гоголь изображает как заискивающих и раболепных людей, заглядывающих в рот вышестоящим.

История создания

Книга «Вечера на хуторе близ Диканьки» была издана в 1831 году, тогда же была написана и «Ночь перед Рождеством». Повести цикла рождались у Гоголя быстро и непринужденно. Доподлинно неизвестно, когда Гоголь приступил к работе над повестью, и когда впервые у него родилась идея ее создания. Есть данные о том, что первые слова он нанес на бумагу еще за год до выхода в свет книги. Хронологически события, описанные в повести приходятся на период примерно 50 годами ранее реального времени, а именно царствование Екатерины II и последняя депутация запорожцев.

Анализ произведения

Основной сюжет. Особенности композиционного строения.

(Иллюстрация Бубнова Александра Павловича к Н.В.Гоголю "Ночь перед Рождеством" )

Сюжет завязан на приключениях главного героя - кузнеца Вакулы и его любви к взбалмошной красавице Оксане. Разговор молодых людей и служит завязкой повести, первая красавица не селе обещает Вакуле замужество в обмен на царские черевички. Девушка вовсе не собирается выполнять данное ею слово, она смеется над юношей, понимая, что тот не сможет выполнить ее поручения. Но, согласно особенности построения жанра сказки, Вакуле удается исполнить желание красавицы, в этом ему помогает черт. Полет Вакулы в Петербург на прием к императрице является кульминацией повествования. Развязкой служит свадьба молодых людей и примирение Вакулы с отцом невесты, с которым у них были разлажены отношения.

В жанровом отношении повесть больше тяготеет к сказочному типу сложения. Согласно законам сказки, мы можем увидеть в финале повествования счастливый конец. Кроме того, множество героев берут свое начало именно из истоков древних русских сказаний, мы наблюдаем волшебство и власть темных сил над миром простых людей.

Образы главных героев

Кузнец Вакула

Главные герои - реальные персонажи, жителя хутора. Кузнец Вакула - настоящий украинский мужчина, вспыльчивый, но вместе с тем исключительно порядочный и честный. Он трудяга, хороший сын для своих родителей и, наверняка, станет отличным мужем и отцом. Он прост с точки зрения душевной организации, не витает в облаках и имеет открытый довольно добрый нрав. Он всего добивается благодаря твердости характера и несгибаемому духу.

Черноокая Оксана - главная красавица и завидная невеста. Она горда и высокомерна, в силу своей юности имеет вспыльчивый темперамент, несерьезна и ветрена. Оксана постоянно окружена мужским вниманием, любима своим отцом, старается одеваться в самые нарядные платья и бесконечно любуется собственным отражением в зеркале. Когда она узнала, что парубки хором провозгласили ее первой красавицей, она стала вести себя подобающим образом, постоянно досаждая всем своими капризами. Но молодых женихов такое поведение только забавляет, и они продолжают гурьбой бегать за девушкой.

Помимо главных героев повести описано множество не менее ярких второстепенных действующих лиц. Мать Вакулы - ведьма Солоха, появившаяся также и в «Сорочинской ярмарке», является вдовой. Привлекательная внешне, кокетливая дама, крутящая шашни с чертом. Несмотря на то, что она олицетворяет собой темную силу, образ ее описан весьма привлекательно и ничуть не отталкивает читателя. Также как и у Оксаны, у Солохи полно обожателей, в том числе иронично изображенный дьяк.

Заключение

Повесть сразу же после выхода в свет была признана необычайно поэтичной, захватывающей. Гоголь настолько умело передает весь колорит украинской деревни, что читателю как будто удается самому погостить там и погрузиться в этот волшебный мир на время прочтения книги. Все идеи Гоголь черпает из народных преданий: черт, укравший месяц, летающая на метле ведьма и так далее. Со свойственной ему художественной манерой он переделывает образы на свой поэтический лад, делая их уникальными и яркими. Реальные события переплетаются со сказочными настолько тесно, что тонкая грань между ними вовсе теряется - это еще одна особенность писательского гения Гоголя, которая пронизывает все его творчество и придает ему характерные черты.

Творчество Гоголя, его наполненные глубочайшим смыслом повести и романы принято считать образцовыми не только в отечественной, но и мировой литературе. Он настолько завладел умами и душами своих читателей, сумел нащупать такие глубинные струны человеческой души, что его творчество заслуженно считают подвижническим.